Об ииссиидиологическом аналоге термина «субличность»


Как помирить свои субличности?

Татьяна Сосновская, преподаватель
Работа с субличностями – достаточно популярный и используемый метод в психологии. Понятие субличностей активно вошло в психологическую практику благодаря итальянскому психиатру Р. Ассаджиоли и его теории психосинтеза. Субличности – это такие подструктуры личности, обладающие относительно независимым существованием, которые персонифицируются во внутренние образы и элементы поведения человека.

Самые распространенные субличности связаны с выполнением человеком социальных ролей. Это, например, «жена», «мать», «дочь», «сотрудник», «бабушка», «подруга». Важно не путать их в социальной жизни, ведь даже со взрослой дочкой не всегда можно быть подружкой, иногда нужно включать и «маму». А когда усталый муж приходит с работы, хорошо бы не забывать временно «выключать» «хозяйку» и «включать» «жену».

Но можно выделить субличности, отвечающие за определенное поведение и состояние человека. Например, в одном человеке могут одновременно жить и противоречить друг другу субличность «Вечный Тормоз» и субличность «Шустряк». Или внутри одной отдельно взятой девушки могут конфликтовать «Деловая Женщина» и «Идеальная Хозяйка». Субличностей можно выделить не только две, а гораздо больше.

Задача психолога – выявить наиболее актуальные и конфликтующие на данный момент субличности и заставить их работать сообща. Ведь проблема в том, что все эти внутренние сущности постоянно ссорятся, мешают друг другу, проявляются не там и не тогда. Чтобы прекратить внутренний конфликт, необходимо помирить субличности внутри человека, показать их важность и нужность. Сделать так, чтобы они не мешали, а помогали человеку в реализации его жизни, проявлялись в нужное время в нужном месте, а не тратили всю его энергию на бесполезный внутренний диалог и изнурительную борьбу друг с другом.

Но кто в данной теории должен будет координировать эту внутреннюю толпу неуправляемых индивидуалистов, кто будет управлять «переговорами» субличностей? Эту непростую задачу призвано решить Истинное (или Интегрированное, или Высшее) Я, которое и надо найти в процессе работы с субличностями.

Истинное Я — где ты? – Миссия невыполнима!

Как его найти и какое оно, мое Истинное Я? Где оно находится? И кто из этих странных созданий, живущих внутри меня, имеет к моему Истинному Я хоть какое-то отношение? Теория психосинтеза утверждает, что важно понять, что я – это не мои субличности (для этого разработана техника разотождествления).

Но если Я это не мои субличности, то что же тогда Я?

Теория психосинтеза ответ дает расплывчатый и совсем непонятный:

«»Я» — это вы сами во всей полноте своего потенциала. Это та ваша внутренняя сущность, которая является движущей силой всех ваших действий».

А какова моя внутренняя сущность? Каков мой потенциал? Круг замкнулся: опять те же вопросы, и снова без ответа.

Не субличности, а вектора!

Теория психосинтеза одной из первых в психологии не стала типировать личность, а принялась работать с многообразием проявлений человека, назвав их субличностями. Но причины разнонаправленных желаний внутри одного человека так и остались непонятыми.

Объяснение нашла системно-векторная психология Юрия Бурлана, которая обнаружила, что психологические проявления человека зависят от набора заданных от рождения свойств и желаний (называемых векторами), которые в зависимости от развития и реализации в каждом отдельном человеке выражаются строго определенным способом. Всего векторов восемь, и каждому из них присущи свои особенности. Человек может оказаться носителем любого количества векторов (в среднем от трех до пяти), и в зависимости от их сочетания, в нем будут проявляться те или иные желания и особенности личности.

Для примера рассмотрим некоторые внутренние противоречия, обусловленные присутствием в человеке разных векторов.

Деловая Женщина и Идеальная Хозяйка

Стремление к карьере, желание заработать – это желания кожного вектора, направленные на достижение имущественного и социального превосходства. Женщине с кожным вектором скучно сидеть дома, ее тянет на работу. У таких женщин отлично получается делать бизнес, они хладнокровны, логичны и расчетливы. И это не всегда вписывается в традиционные понятия «женского поведения».

Женщины с анальным вектором, как правило, – идеальные хозяйки. У них всегда есть первое, второе и компот, белье наглажено, пол помыт, в шкафах идеальный порядок. Дом и семья неизменно на первом месте.

В правильном сочетании эти вектора позволяют женщине успевать и дома с тремя детьми, мужем и собакой, и на работе с подчиненными, планами и отчетами. И еще немного времени остается на отдых и подруг. В неправильном – на работе ничего не успевает, мечется между сотней начатых дел, а дома грязь, беспорядок и недовольный муж, если он есть. В результате – злость, раздражение и чувство вины. Примирить эти две силы помогает осознание своих векторов, их особенностей, проявлений и способов реализации в жизни.

Вечный Тормоз и Шустряк

Еще одно хорошо наблюдаемое противоречие кожного и анального вектора внутри одного человека наблюдается в способах реагирования на ситуацию и скорости принятия решений.

Особенностью кожного вектора является высокая адаптивность, изменчивость, подвижность, приспособляемость к новым условиям, потребность в новизне, быстрая реакция, гибкость в принятии решений, хорошая логика.

Для анального вектора характерны усидчивость, дотошность, последовательность, потребность в стабильности, упорство вплоть до упрямства, осторожное отношение ко всему новому, оттягивание принятия решения, перфекционизм, аналитические способности, ригидность психики, ее устремленность в прошлое.

Очевидно, что это более чем контрарное сочетание. Если оба эти вектора присутствуют в одном человеке, то нередко они вступают в противоречие. Вместо того, чтобы отреагировать на ситуацию, требующую принятия быстрого решения «по-кожному», человек впадает в ступор и начинает «тормозить» (реагирует свойствами анального вектора), а когда нужно сделать работу качественно и основательно (по-анальному) – торопится и бесполезно суетится (по-кожному).

Знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана не только помогают разобраться в своих противоречивых желаниях, но и позволяют научиться «использовать» свои вектора по назначению: кожный для принятия быстрых решений и лаконичных ответов, анальный – для основательной и качественной работы. В этом случае продуктивность любой деятельности и чувство удовлетворения от жизни вырастает во много раз.

Внутренняя Женщина и Внутренний Мужчина

Это одни из самых популярных субличностей, которые хотят примирить в себе и мужчины и женщины. Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что то, что называют Внутренней Женщиной, обеспечивает кожно-зрительная связка векторов, которая проявляется в особой чувственности и эмоциональности, умении ценить и создавать красоту, неспособности причинить боль (а значит и защищаться), потребности в защите.

Причем, кожно-зрительная связка может встречаться как у женщин, так и у мужчин, только проявлять себя будет немного по-разному – в зависимости от степени реализованности врожденных свойств. От танцоров в стриптиз-барах до великих актеров. От истеричности и панических атак до самоотверженности и самых высоких проявлений любви.

Внутренним Мужчиной в женщине можно называть проявления самых различных векторов. Это могут быть и проявления уретрального вектора (женщина-вождь), и анального (критиканство) и кожного (способность к логике и заработку), и звукового (абстрактное мышление и отстранение от всего земного). Выражаться они будут совершенно по-разному и поэтому единого рецепта — «как принять в себе Внутреннего Мужчину» — нет и быть не может.

Нужно понять свое внутреннее устройство и вопрос отпадет сам собой.

Рубаха-Парень и Угрюмый Интроверт

Еще одно сочетание векторов, не так уж редко встречающееся в одном человеке. Если у человека есть оральный вектор, то не заметить его невозможно, вернее, не услышать. Он балагур и тамада, крикун и скандалист, прекрасный рассказчик и лучший в мире ведущий вечеринок.

Звуковой вектор в том же человеке будет делать его задумчивым, молчаливым и отстраненным. Только что веселился с друзьями и вдруг, бросив все, уходит в метель думать о смысле жизни и смерти.

Противостоять этим разнонаправленным желаниям невозможно, а примирить может только глубокое осознание потребностей, лежащих в их основе.

А что же с Внутренней сущностью и Истинным Я?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана утверждает, что каждый человек рождается для выполнения определенной задачи в обществе. Эта задача определяется его особенностями через заданный от рождения векторальный набор. Если он выполняет свою задачу, то через сложный биохимический механизм он получает награду в виде наслаждения от жизни, ощущения счастья и наполненности. Если он делает «не свое дело» или «не делает свое дело», то страдает, чувствует себя «не на своем месте», ощущает пустоту и бессмысленность жизни.

Понять, кто ты, можно только осознав свое внутреннее устройство и свое место среди других людей. Искать свое «Высшее» или «Истинное Я» в отрыве от общества и своей роли в нем – абсолютно бессмысленное и пустое занятие.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает математически точные инструменты в познании себя и познании другого, помогает реализоваться в обществе не за счет людей, а для людей. Записаться на бесплатные вводные лекции можно .

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Татьяна Сосновская, преподаватель Раздел: Психология

Субличности кто они зачем с ними работать?

В зависимости от ситуации, настроения, субличности проявляются в нас в большей или меньшей степени. Бывает, мы замечаем за собой нашу разную реакцию на в принципе похожие события в жизни. Наша реакция, по большому счету, зависит от того, какая в нас в тот момент проявилась субличность.

Субличность — это инородные энергии, приобретенные, взращенные внутри человека. Они проявляются в виде реакций, эмоций, действий. На тонком плане я вижу их как определенные виды энергий, не самые добрые, радужные и хорошие.

Проще говоря, это определенные программы прописанные в человеке, благодаря которым человек уходит от себя самого, от себя настоящего. Чем больше таких субличностей, тем дальше от своего истинного пути уходит человек. Причем в каждом человеке разный набор субличностей и все они выглядят по разному.

Субличность

Субличность (англ. subpersonality) — воспринимаемое сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам. Субличности возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живёт. Базовым представлением метода психологического исследования личности «Диалог с голосами» (англ. Voice Dialogue, авторы: Сидра и Хэл Стоуны) является положение, что личность человека не едина, а состоит из многих отдельных «я», которые и называются субличностями. (рис.1)

Субличности могут враждовать, разговаривать, договариваться, дружить…

Понятие субличности введено в научный обиход в рамках психосинтеза (психотерапевтической системы), разработанной итальянским психиатром и психологом Р. Ассаджиоли. В соответствии с его представлениями субличность представляет собой динамическую подструктуру личности, обладающую относительно независимым существованием. Самые типичные субличности человека — те, что связаны с социальными (семейными или профессиональными) ролями, которые он принимает на себя в жизни, например, с ролями дочери, матери, сына, отца, бабушки, любимой, врача, учителя и т.д. Субличности проявляются опосредованно, например, в том случае, когда человек разговаривает сам с собой, ведёт внутренний диалог. Голоса, которые при этом говорят, задают вопросы и отвечают во внутреннем мире человека, и есть проявление его субличностей. Качества, способности и навыки человека, которые он демонстрирует в своей жизни, также являются проявлениями его субличностей. В структуре сознания создатели «Диалога с голосами» выделяют три уровня:

  • Уровень наблюдения, или осознания.
  • Уровень субличностей.
  • Уровень Эго — золотая середина, которая лежит между «первичными Я» (субличности) и «отстранёнными Я» (наблюдение) человека.

Наблюдение отличается от ума тем, что при восприятии окружающего мира на этом уровне человек не даёт никаких оценок, не делает никаких выводов. По теории Сидры и Хэла Стоун, субличности, возникшие в процессе созревания психики человека, служат для защиты «внутреннего ребёнка» от уязвимости и беззащитности и позволяют достигать поставленных в жизни целей. (рис.2)

Внутренний голос — голос наших родителей. Наглядное представление субличностей Родители и их взаимодействия между собой.

Субличность — это популярная психологическая метафора, говорящая о том, что внутри вашей большой личности есть много маленьких живых существ, много маленьких личностей. Называние личностных особенностей субличностями даёт возможность работать с ними как с живыми существами: воевать с ними, разговаривать с ними, договариваться… Субличности — это другое название личностных особенностей, желаний, стремлений и привычек.

В терапевтической практике субличности обычно наделяются способностями и достоинствами, существенно превосходящими способности и достоинства клиента. А именно, по воле психологов и психотерапевтов, субличность очень живое, деятельное и творческое существо, умеющее бегать в прошлое, залезать глубоко в Бессознательное, устанавливающее неформальные и активные контакты с другими субличностями, способное знать то, что не знает сам клиент, умеющее заботиться о клиенте, имеющее всегда только позитивные намерения и способное (иногда) действовать по принципу «Для того чтобы, а не Потому что…».

«Субличность — это удобная модель, позволяющая нам иметь дело с движущими силами личности, но не надо забывать, что это всего лишь модель, не претендующая на статус оригинала. Когда говорят о субличности, имеют в виду определённую совокупность установок, поведенческих стереотипов, верований, влечений и т.д., которая обретает целостную различимую форму лишь в нашем сознании».

Роберто Ассаджиоли.

Количество и особенности субличностей могут быть разными у разных людей, и это зависит как от действительных личностных особенностей, так и от фантазии человека, готовности человека предположить у себя ту или иную субличность.

Использование такой рабочей метафоры, как «субличность», прижилось в психотерапевтической работе. Такое называние привычек и личностных особенностей субличностями для людей с развитым метафорическим мышлением позволяет коротко и ёмко описывать одним словом богатый поведенческий набор. У развитой субличности появляются свои этика и эстетика, а также свойственные лишь ей особенности физиологии, осанки, движений, интонаций и мимики человека. Это формирует у клиента более серьёзное отношение к происходящему и сильнее мотивирует.

Личность – основное понятие не только в психологии, но и социологии и философии. Да и в повседневной жизни часто можно услышать «одиозная личность», «интересная личность». Что же означает этот термин? Об этом будет рассказано в этой статье.

На что и как влияют субличности?

В этой статье вы узнаете:

Почему курильщик не может бросить курить, а полный — похудеть?

Иной взгляд на обычные вещи!

Приветствую своих читателей. С вами Оксана Манойло. В этой статье я поделюсь знаниями, своим пониманием темы субличности человека.

Мы разберем:

  1. Что такое субличности человека.
  2. Как проявляются субличности в обычной жизни.
  3. Какие бывают они расскажу.
  4. На что влияют субличности.
  5. Как избавиться от субличностей.

Структура личности

Для лучшего понимания термина стоит рассмотреть ее структуру.

Структуру личности можно понимать как взаимодействие ее составных частей (характер, стремления, воля, способности, эмоции). Эти части (компоненты) характеризуют человека, их можно назвать ее чертами. Для структурирования этих определяющих личность черт выделяют следующие уровни:

  • низший,
  • второй,
  • третий,
  • высший.

Низший уровень – это психические особенности человека определенные половой принадлежностью, возрастом, врожденными качествами.

Второй уровень подразумевает индивидуальные особенности, зависящие от врожденных качеств и их развития (память, мышление, способности, восприятие окружающего мира).

Третий уровень формируется в течение жизни и связан с социализацией. Он определяет индивидуальный опыт (знания, полученные в течение жизни, привычки, навыки).

Высший уровень отражает мировоззрение, склонности, убеждения, особенности характера, так называемую направленность личности. Высший уровень наиболее зависит от социальной среды, в которой происходит становление личности. Сильное влияние на формирование этого уровня оказывает воспитание. Эта структура дает обобщенное представление о личности. Каждый человек многогранен и различия между людьми на каждом уровне рассмотренной выше структуры обусловлены индивидуальным опытом, убеждениями, характером, знаниями. Эта многогранность и индивидуальность часто становится причиной, по которой сложно понять оппонента, избежать конфликтных ситуаций.

Для лучшего понимания окружающих и самого себя необходимо иметь представления о характеристиках личности, обладать осознанностью и наблюдательностью.

Психолог Сергей Ключников

kantrium.com | MySuomi.com | HELSINKI | TourMANN.com

Настоящее управление собой начинается с момента, когда человек проделал над собой определенную работу, выявил свои главные субличности и принял решение, на какие положительные из них нужно опираться, от каких стоит полностью отказаться и какие из них можно оставить себе с условием перевоспитания.

Работа с субличностями – это работа над собственными личностными чертами и качествами.

Надо начинать с изучения и последующего изменения именно этого, более высокого уровня психики, а не наоборот.

Она потянет за собой изменения психологических состояний в сторону позитива и обеспечит более гармоничное протекание психических процессов – остановку суетливой игры эмоций, обуздание хаоса мыслей, активизацию мозговой и психической деятельности.

У любого человека свой набор или комбинация субличностей или ролей в общении.

Для начала работы с субличностями, нужно их выявить, хорошо подумав, понаблюдав за собой и составить список своих маленьких «я».

Они окружают глубинное Я человека и находятся от него на разной степени удаленности, в зависимости от степени собственного совершенства, осознанности и чистоты.

Чем менее совершенна эта субличность, чем больше в ней недостатков и негатива, тем она существует дальше от духовного Я.

И наоборот, субличности позитивного толка, связанные со стремлением к совершенствованию, находятся ближе к центру – высшему Я.

Одни из субличностей направлены на внутренний мир, вторые – на внешний, на других людей.

Понять это – значит понять, как правильно работать с субличностями в общении.

Все мы в своей жизни играем множество ролей, а значит, поочередно отождествляемся с той или иной субличностью.

Переход от одной роли к другой и сам процесс поочередного отождествления то с одной субличностью, то с другой напоминает вращение, кружение вокруг центра.

Так и должно быть – планеты вращаются вокруг солнца.

Работа с субличностями рано или поздно приведет нас к пониманию того, что любая из наших субличность думает в определенном направлении и порождает множество мыслей.

Созданные мыслеобразы вращаются в человеческом сознании вокруг породивший их центров, то отдаляясь от них в направлении тех целей и людей, к которым они были посланы, то возвращаясь к человеку, эти мысли породившему.

Когда наступает необходимость действовать, человек выбирает такое решение, которое ближе к той субличности, что наиболее сильна в данный момент.

Потому трус, привыкший уклоняться от опасности в очередной угрожающей ситуации скорее всего снова рефлекторно «прыгнет» в субличность страха и бегства, даже если один раз подумал о том, что пора вести себя уверенно, а бесстрашный, привыкший человек, наоборот, пойдет навстречу смерти, хотя голос осторожной благоразумной субличности попытается его остановить.

Чем больше ваше сознательный наблюдатель, будет практиковаться в наблюденииза тем, как субличности борются и сменяют друг друга, тем он будет становиться сильнее, а процесс наблюдения за собой и своим общением легче и приятнее.

Работа с субличностями предполагает, что вы будете внимательно наблюдать за ними в общении и видеть, как те или иные субличности реагируют на людей и ситуации.

Когда вы будете видеть свои ошибки и слабости, это не будет повергать вас в большое недовольство и отчаяние как на первых порах.

Вам будет помогать растущее изнутри чувство уверенности, что внутренний враг обнаружен, а значит победа близка.

Понять, как работать с субличностями в общении вы сможете только если будете пристально наблюдать за собой в самых разных ситуациях.

Вы сможете видеть свои ошибки в общении, останавливать себя от таких поступков, которые раньше вам было уберечь себя просто не под силу.

У вас появится энергия для исправления в себе таких эмоций, установок, привычек и психологических качеств, которые раньше все время подталкивали вас явно не туда.

Работа с субличностями обязательно приведет вас к упорядочиванию сознания и лучшему пониманию себя.

Накопив силы и укрепившись, наблюдатель постепенно превратится в реального правителя, который уберет из личностного пространства все мешающие ему негативные субличности и соединит оставшиеся в новую, более совершенную комбинацию.

Нельзя не сказать о том, что общение – это процесс во многом стихийный, естественный и спонтанный.

Если мы поймете призыв наблюдать за собой буквально и будем делать это как йоги, даосы или просветленные мастера каждую секунду, то мы заметим, что внимание довольно быстро истощиться, поскольку у нас в отличии от этих продвинутых и специально подготовленных людей не хватает энергии.

Попытка продолжить эту практику во что бы то ни стало вызовет у нас усталость, раздражение и нежелание вообще заниматься этим весьма полезным занятием.

Потому надо во всем соблюдать меру.

Сохраняйте естественность и здравый смысл и накапливайте эту силу постепенно.

Тогда самонаблюдение и практика осознанности будет для вас приятным и даже радостным делом жизни и возможностью ежесекундно расти и совершенствоваться.

Social Like

Основные характеристики

В психологии под характеристиками личности понимаются те психические явления, благодаря котрорым индивид проявляет себя в общении с окружающими и повседневной деятельности. Выделяют следующие основные характеристики личности:

  • способности,
  • воля,
  • темперамент,
  • характер,
  • эмоции,
  • мотивация.

Способности

Когда речь заходит об успехах и достижениях человека (например, учеба в школе), то критерием оценки этого успеха принято считать способности.

Способности можно назвать свойствами души, объединяющими все психические процессы и состояния человека. Также под ними понимается совокупность все навыков индивида, благодаря которым им успешно выполняются те или иные действия. Проще говоря, способности – это и умение что-либо делать отлично, например, рисовать, и испытывать сильные чувства, например, любовь или сострадание.

Способности делят на:

  • сложные и простейшие,
  • практические и теоретические,
  • учебные и творческие,
  • общие и специальные,
  • коммуникативные и предметно-деятельные.

Сложные и простейшие способности

К простейшим относят врожденные способности, основанные на деятельности органов чувств, элементарная двигательная активность. Например, способность различать цвета, звуки, ходить, сидеть и так далее.

Под сложными способностями понимаются умения связанные с человеческой культурой (написание картин, способность решать непростые задачи по физике и тому подобное). Это не врожденные способности они социально обусловлены.

Внутренний ребенок

Многим людям знаком внутренний критик, но порой они мало знакомы со своим внутренним ребенком.

Если в вас живет внутренний критик, который непрестанно распекает вас, то именно та часть в вас, которая подвергается критике и испытывает боль, и есть ваш внутренний ребенок.

Наш внутренний ребенок хранит наши воспоминания и эмоциональную боль так же, как это делает ребенок.

Большинство из нас может вспомнить лишь какие-то важные события своего детства.

По мере взросления мы обычно задвигаем своего внутреннего ребенка на второй план, развивая свою субличность взрослого человека.

Однако наши неразрешенные внутренние болезненные чувства, которые мы пронесли сквозь детство, остаются в наших воспоминаниях и памяти тела, вне зависимости от того, осознаем мы это или нет.

Вспомните какой-нибудь недавний эпизод, когда чьи-то слова вызвали в вас эмоциональную реакцию.

Вы могли расстроиться или разозлиться по этому поводу, или у вас появился какой-то телесный дискомфорт. Спросите себя: «Почему я так убежден, что они правы?» Если с рациональной точки зрения вы понимаете, что другой человек не прав, почему вы все же отреагировали? Это потому, что часть вас (ваш внутренний ребенок) убежден, что этот человек прав.

В ранние годы нашей жизни наш мозг формирует убеждения о нас самих, а взрослыми мы продолжаем хранить в себе наши болезненные переживания.

Как человек взрослый, вы можете понимать, что критика несправедлива. Но с точки зрения вашего внутреннего ребенка этот человек прав. Спросите себя: «Как я себя чувствовал, будучи ребенком, когда кто-то из ближайших членов семьи называл меня ленивым, глупым и бесполезным? Как я воспринимал то, что мои родители были постоянно заняты своей работой и не давали мне того внимания, в котором я нуждался?»

Когда мы были детьми, мы не понимали, почему наши родители относились к нам так или иначе, и мы брали вину на себя.

Если рядом не было никого, кто мог бы помочь нам разобраться с нашими эмоциями, то мы и не могли научиться справляться с чувством вины, гневом, страхом.

Поэтому мы продолжали нести эти не нашедшие правильного выхода эмоции в нашу взрослую жизнь, забывая, что однажды, будучи детьми, мы страдали.

Если прямо сейчас вам трудно почувствовать в себе своего внутреннего ребенка — это нормально.

Темперамент

Темперамент – это те свойства психики, отвечающие за ее процессы и состояния человека.

Выделяют следующие основные типы темперамента, определенные еще Гиппократом:

  • меланхолический,
  • холерический,
  • флегматический,
  • сангвинический.

Для меланхолика характерна напряженная внутренняя жизнь. Люди с таким темпераментом обычно мрачно настроены, ранимы, с повышенным уровнем тревожности. Они сдержаны в общении, быстро утомляются, пасуют перед трудностями.

Холерики вспыльчивые, импульсивные люди, настойчивые. Они с трудом сдерживают эмоции, но быстро успокаиваются, если добиваются своего. Такие люди верны своим интересам и стремлениям.

Флегматики работоспособны и терпеливы, прекрасно умеют держать себя в руках. Это хладнокровные люди, которых сложно вывести из душевного равновесия, но если это происходит, то им трудно успокоится. Обладатели флегматического темперамента с трудом приспосабливаются к новому и нелегко избавляются от старых привычек.

Сангвиники веселые оптимистичные, коммуникабельные люди, любящие пошутить. Они открыты новому и легко подстраиваются под изменения, в работе дисциплинированы и способны держать эмоции в «узде».

Это общая и неполная классификация, дающая общие представления о темпераменте.

Нужно понимать, что человек может сочетать черты разных темпераментов и, что в чистом виде эти типы встречаются не часто.

Характер

Под характером в психологии понимают то, каким образом человек взаимодействует с другими людьми и миром. Он формируется в зависимости от социальных условий, в которых находится и воспитывается индивид.

Характер проявляется в реакции на поступки других людей, в манерах самого человека. Множество черт характера можно объединить в три группы:

  • волевые,
  • деловые,
  • коммуникативные,
  • мотивационные,
  • инструментальные.

Как не сложно догадаться волевые черты характера определяют волю человека и сопутствующие ей качества (упорство, целеустремленность, уступчивость).

Деловые черты это то, как ведет себя индивид в процессе работы (добросовестность, лень, ответственность, склонность к прокрастинации).

Коммуникативные черты определяют, то насколько контактен и общителен человек, то, как он общается с окружающими (открытость, доброта, вежливость, грубость, замкнутость).

Под мотивационными чертами подразумевают те качества, которые побуждают к действию, направляя его. Инструментальные черты придают определенный стиль поведению человека.

Эмоции

Эмоции в психологии определяются как индивидуальные переживания, возникающие при удовлетворении (неудовлетворении) жизненно важных потребностей. Они могут приятными или нет.

Человек способен испытывать разнообразные эмоции, но к основным относят следующие:

  • простейшие эмоции,
  • настроение,
  • аффекты,
  • чувства.

Простейшие эмоции их проявление связано с удовлетворением физиологических потребностей.

Настроение – это совокупность эмоций , которыми можно описать состояние индивида в некий момент.

Аффектами можно назвать сильные кратковременные эмоции, имеющие.

Под чувствами психологи понимают переживания индивида вызванные неким объектом.

В эмоциональном плане люди сильно отличаются друг от друга. Эти отличия состоят в разной интенсивность и направленность, длительности переживания эмоций.

Эмоции влияют на принятия решений, конкретные действия. Именно поэтому важно контролировать свои переживания.

Мотивация

Мотивация – это комплекс причин, которыми можно пояснить поведение индивида. Она зависит от таких факторов:

  • мотивов,
  • стимулов,
  • потребностей,
  • побуждений,
  • намерений.

Мотив определяет целенаправленность поведения. В его основе лежит либо психологический или физиологический порыв.

Стимул может быть внутренним или внешним фактором. Под его воздействием индивид стремится достигнуть некой цели, решит задачу. Мотив и стимул совместно управляют поведением человека.

Потребность можно понимать как состояния, в котором для нормального функционирования как психического, так и физического не хватает чего-либо.

Под побуждение в психологии понимают не полностью осознанное, возможно не до конца определенное стремление к чему-либо индивида.

Намеренье – осознанное продуманное решение, в основе которого лежит желание совершить некое действие.

Мотивация – это то благодаря чему человек не стоит на месте в своем развитии. Важно понимать, что для каждого человека «движущая сила» будет своя. И то, что мотивирует одного, может совершенно не «вдохновлять» другого.

Личность сложное и многогранное понятие. Но базовые знания о нем помогут лучше понимать себя и окружающих выстраивать более гармоничные отношения.

Между Персоной и Тенью

Гораздо большее разнообразие внутренних жителей встречается в теории Карла Густава Юнга и его последователей. В этой концепции у каждого есть не только личное, но и коллективное бессознательное, которое составляют универсальные психические структуры — архетипы.

Сам Юнг рассказал о том, что у каждого есть Персона, субличность, демонстрируемая миру; Тень, состоящая из стыдных и отвергаемых качеств; Божественный младенец, Мудрый старик, а также Анимус и Анима, внутренний мужчина у женщины и внутренняя женщина у мужчины.

Постъюнгианцы стали «населять» личность человека все большим количеством персонажей и рассказывать об их положительных и отрицательных качествах. Роберт Джонсон в работах «Он», «Она» и «Мы» описал опасность того, что люди в романтических отношениях на самом деле любят не реального человека, а своего внутреннего мужчину или женщину. Мария-Луиза фон Франц посвятила свое исследование «Вечный юноша. Puer Aeternus» современным молодым мужчинам, захваченным прекрасным и инфантильным архетипом Вечного мальчика. А Кларисса Пинкола Эстес в книге «Бегущая с волками» в большей степени поэтично, чем научно, обосновала острую необходимость актуализации архетипа Дикой женщины.

В силу бесконечной растяжимости коллективного бессознательного некоторые авторы создали целые системы ролевых архетипов, составляющих личность человека. В отечественной школе сказкотерапии считается, что в каждом живут деперсонализированные персонажи сказок — Царь/Царица, Крестьянин/Крестьянка, Воин/Воительница и так далее, сильные стороны которых человеку необходимо научиться грамотно использовать. Так, крестьянина нужно «включать» для терпеливой работы, Воина — для здоровой агрессии, Царя — для управления и ответственности, Купца — для зарабатывания денег в удовольствие, а Монаха — для самопогружения и размышлений.

Сходным образом устроен коллектив субличностей у Джин Шиноды Болен и Галины Бедненко, которые показали внутренний мир человека населенным образами богов и богинь древнегреческой мифологии. Аполлон и Афина, Посейдон или Гера во всем разнообразии своих качеств и функций могут с разной силой проявляться в человеке и в равной степени вести его к успеху или к неудачам.

Подобная визуализация человеческих качеств, стремлений и потребностей — это довольно удобный способ разобраться в своих чувствах и желаниях. Например, заметив у себя перфекционизм и снобизм — свойства Аполлона, можно сразу же вспомнить о его противоположности Дионисе и подумать о том, как внести в свою жизнь больше спонтанности и веселья.

Болен сравнивает систему ролевых архетипов с комитетом, где в норме каждому дают высказаться и где процесс возглавляет здоровое эго. То есть в норме человек видит все богатство своих социальных ролей, мотиваций и особенностей, а также умеет с ними управляться: кого-то пропустить вперед, кого-то попридержать, кого-то помирить. Однако при слабом эго — председателе комитета (можно думать о нем как о воле или как об осознанности) могут начаться бесконечные конфликты или произойдет единоличный захват власти. Поэтому человек, во всех ситуациях ведущий себя, например, как Воин (если говорить в терминах сказкотерапии), большей частью будет действовать во вред себе и окружающим, несмотря на безусловно яркий образ.

Немного о наших внутренних ребенке, родителе и взрослом

Немного о наших внутренних ребенке, родителе и взрослом

Алейник А.И. (психолог, мастер по метафорическим картам)

Наверняка вы обращали внимание, что в нас, сосуществует большое количество разных “Я”. Эти разные части нас, в разных ситуациях могут перехватить управление и начать диктовать свою волю.

Например, борцы с лишним весом знают, что перед сном лучше не кушать. Разумная наша часть говорит: “Не кушай на ночь, растолстеешь еще больше, болячки появятся”. Но тут появляется другая часть нас, и говорит, вначале тихонечько: “Один раз живем! А потом все настойчивее и настойчивее: “Перестану кушать с понедельника, пошли разгрузим холодильник, поход к холодильнику это же движение…”.

И вы обнаруживаете себя у холодильника, судорожно и с жадностью опустошающим его.

Многим знакома эта ситуация? Это пример того, как проявляют себя наши субличности.

Но как ни странно, субличности стараются сделать нашу жизнь более комфортной и безопасной. Вот только способы, которые они для этого выбирают, не всегда оптимальны для текущей ситуации.

Наверняка вы встречались с людьми, которые обижаются по поводу и без повода!

У этих людей в детстве, сформировалась субличность, которая любит обижаться и расстраиваться. Видимо в их детстве, были ситуации, где их спасало расстройство – мама не покупала игрушку и мало обращала внимания — они начинали плакать, обижаться и ситуация разрешалась волшебным образом – игрушка была куплена, а если даже нет, то внимании мамы было точно привлечено, пусть даже оно выражалось в ругани и раздражении. Вот и дальше, на автомате, эта субличность не осознано включается пытаясь помочь в похожих ситуациях, правда не учитывая, что ребенку может быть уже за 40 лет.

Субличность всегда хочет для нас добра! Но далеко не всегда знает, как добро привнести в нашу жизнь, и часто использует не корректные и не работающие способы. Точнее эти способы были работающими тогда, когда субличность возникла. Но сейчас у нас другие ресурсные понятия, другие ресурсные состояния, другое положение в мире.

У людей есть субличности, которые присущи только им и субличности, которые есть у всех, находящихся в одинаковых социуме и культурной среде. Их не сбалансированность сильно влияет на нашу жизнь.

Одни из самых ярких представителей, это наши внутренние Родитель, Ребенок, Взрослый

“Внутренний Ребёнок” – это самая яркая и эмоциональная часть нашей личности. Благодаря ему мы можем не только творить, любить, восторгаться, радоваться жизни, но и печалиться и грустить. Все, что касается эмоций и их выражения связано с нашим внутренним ребенком. Его девиз ”Я хочу”. Если он преобладает внутри нас, то есть много желаний, но нет сил, чтобы их реализовывать, много манипуляций, не обязательность, максимализм, не возможность сконцентрироваться на определенной цели.

«Внутренний Родитель» — наш контролер. Любит контролировать поведение Внутреннего Ребенка, воспитывает его. Родитель пытается защитить ребенка от реальных, а на самом деле чаще мнимых опасностей. Как правило, формирование этой части личности происходит в дошкольном возрасте. Это собирательный образ всех тех, кто участвовал в нашем воспитании — отец, мать, бабушка, воспитательница и даже совершенно незнакомый взрослый, который отругал или “надрал” ребенку уши за какое-нибудь детское прегрешение. Внутренний Родитель хочет все подчинить своей власти и установить тотальный контроль над личностью человека. Его девиз ”Я должен”. Преобладание этой субличности ведет к не умению радоваться жизни и получать удовольствие. Все слишком безрадостно, обыденно и скучно. Постоянные оглядки на то, что подумают, скажут о вас другие. Делать/не делать с оглядкой на то, как принято, как у других. Очень часто начинается притягивание людей, застрявших в детской позиции.

«Внутренний Взрослый» — это наш здравый смысл, наш жизненный опыт. Именно он дает возможность вести себя не только “как принято у приличных людей”, но и так, как наиболее разумно и эффективно для нас. Если ребенок живет мечтами, то есть будущим, родитель руководствуется нормами поведения, выработанными обществом раньше, то есть прошлым, то взрослый, это та часть нашей личности, которая живёт в настоящем, здесь и сейчас. Его девиз ”Я могу”. Когда преобладает взрослый, то человек не может остановиться и ничего не делать, не слышит себя и может совершает глупые ошибки.

Эти три субличности важны в нашей жизни. Главное, чтобы они не мешали друг другу, могли договариваться между собой и вместе идти в одном направлении, а не вести себя как лебедь, рак и щука

Когда они не сбалансированы, находятся в конфронтации друг с другом, то начинается внутренний конфликт, обычно внутренний родитель пытается подчинить ребенка, в ответ ребенок вступает в борьбу с родителем, а внутреннего взрослого никто и не замечает, он живет как-то сам по себе. Когда наши субличности конфликтуют, то это мешает достигать наших целей, так как они не могут договорится между собой и на мечты ребенка, родитель будет накладывать запреты, а ребенок будет сопротивляться родителю, защищая свои границы.

Очень действенный способ “помирить” и сбалансировать эти субличности — работа с метафорическими картами. Описывая карты, которые символизируют эти “Я”, человек осознает причины такого взаимоотношения, кто и когда привнес в жизнь мешающие убеждения и программы деструктивного поведения. После “примирения”, эти субличности начинают взаимодействовать друг с другом, у человека уходит раздвоенность, появляется энергия для реализации своих целей.

При работе с клиентами, я выявил, что обычно выбирается “любимчик”, который может и не нравится, но все равно, человек за него держится — он такой какой есть, желает добра мне или его все обижают, мне надо его защищать… Гипер ответственный клиент, обычно в “любимчиках” держит внутреннего родителя – он соглашается, что должен следовать каким-то, часто не нужным, правилам, которые заложили в него еще в раннем детстве, а то, что из-за гипер ответственности, перфекционизма, он испытывает психологический надрыв, не складываются отношения с близкими, это конечно не хорошо, но не так важно по сравнению с тем, что я должен! А кому должен – часто нет понимания. Другие части своего Я он загнал так далеко, что их даже не замечает. И когда человек рассматривает карты, символизирующие эти части себя, он с удивлением осознает, что его гипер ответственность вредит его мечтам, желаниям, отнимает жизненную энергию. Выявив и сняв это напряжение, достигнув примирения внутри себя, человек с удивлением замечает, что его жизнь начинает меняться, налаживаются отношения с близкими, коллегами, а самое главное, он начинает замечать новые возможности, которые находятся прямо рядом с ним!

Какие бывают субличности?

Есть еще другой тип субличностей, это своего рода причины зависимостей, причины вредных привычек

Субличность алкоголика-пьет спиртное.

Именно она подталкивает человека к определенным действиям, нашептывает ему, контролирует его и человек со временем теряет свой облик, превращаясь в полностью зависимого, подконтрольного, неадекватного пьяницу.

Такая субличность уводит человека в свою реальность и постепенно его уничтожает. Избавить энергетику человека от подобной субличности, и организму легко будет отказаться от спиртного.

Субличность обжоры — ест чрезмерно

Тогда человек не может остановится и контролировать свой аппетит. А похудеть легко, убрав эту субличность с тонкого плана, человек становится властен над своим аппетитом. Оказывается, что и есть — то столько не хочется да и организму столько еды не нужно. А восстановив, прокачав дополнительно чакру Живу, отвечающую за волю, можно тут же похудеть.

Когда воля крепка, мы хозяева себе и запросто можем ограничить объем съеденной еды, что и является залогом похудения.

Субличность курильщика — заставляет курить

Она, которая курит, она подавляет истинные желания и потребности человека, меняет сознание. Она пускает свои щупальца, и человек становиться марионеткой, исполнителем. Многие курильщики прекрасно понимают насколько вредно вдыхать канцерогенный дым, наполненный сотнями ядов и при этом продолжают курить.

Другие прибегают к самообману, якобы мне это не вредит, или курения меня успокаивает, или на моей работе иначе никак. Все это говорит не человек а его субличность. Удалив ее, выгнав из организма, бросить курить в разы легче. Удалить ее с помощью целителя гораздо эффективнее.

Типы личности: ребенок, взрослый, родитель и субличности

Сегодня мы поговорим о самом близком нам человеке – о себе. Очень часто можно встретить ситуацию, когда нас как бы тянет в разные стороны, и мы не можем определиться чего мы хотим. Вернее мы хотим разные вещи, которые взаимно исключают друг друга – и эти наши желания тянут нас в разные стороны, не давая сосредоточится на чем-то конкретном. Давайте же рассмотрим, почему это происходит.

Либо нас так создал Бог, либо в процессе эволюции, но человеческий мозг устроен так, что заставляет нас желать в разное время своей жизни совершенно разные вещи. Часто это связанно с нашим возрастом, но далеко не всегда. Недаром говорят, что есть люди, которые и в 60 лет ведут себя как дети. На протяжении всей нашей жизни, нас сопровождают наши субличности – которых условно называют: ребенок, взрослый и родитель. Они есть в каждом из нас в любом возрасте, и именно то какая из субличностей доминирует в данный конкретный момент и определяется наше основное поведение в обществе.

Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель

Демоны или помощники?

Церковь также не оставила вниманием субличности человека. Обычно неугодные ей части души объявляются «демонами», «дьяволом» и т.п. Некоторые церкви многие века упражняются в уничтожении субличностей человека. Особенно «успешен» опыт католической церкви, в Ватикане существует целый отдел занятый истреблением неугодных ему ипостасей человека (процедура экзорцизма). При этом никто не задумывается, что происходит с людьми, потерявшими часть своей личности? Не поблекли ли для них краски жизни, стали ли они счастливее приблизившись к растительному существованию?

Чего хотят субличности

  • Ребенок хочет в первую очередь получать удовольствие и развлечений. Он хочет, чтобы его любили, покупали ему игрушки, он не берет на себя ответственность за жизни других людей, он даже не руководит своей жизнью. Все наши мечты, исполнение которых несвязанно напрямую с самим собой – это желания ребенка.
  • Желания взрослого, конечно же, отличаются. В первую очередь это стремление доказать всем окружающим , что являешься нужной частью общества. Стремления повыше забраться по социальной лестнице, карьерного роста, богатства, быть востребованным у противоположного пола, быть необходимым другим людям – это желания взрослого. Когда доминирует эта субличность, человек начинает брать ответственность за свою жизнь, за то, что он делает.
  • У родителя приоритеты меняются. Главным становится безопасность, материальная обеспеченность (в отличие от богатства), уважение. Готовность взять ответственность за жизнь не только себя, но и других людей – является главной отличительной чертой родителя. И это необязательно должны быть дети, могут быть другие родственники или совершенно посторонние люди – значение не имеет.

Давайте на примере разберем, как будет звучать одна и та же цель у разных людей, в которых доминируют разные субличности. Ребенок может ее себе представлять так – «Я хочу жить в хорошем доме». У взрослого она же может звучать так «Я хочу заработать и купить хороший дом». В этом случае прослеживается ответственность, которую возлагают на себя за реализацию своей мечты. А вот у родителя она может быть примерно такой «Я хочу построить для своей семье хороший дом».

Для чего же нам все это надо. В первую очередь для понимания того, за какие Ваши желания отвечает та или иная субличность. Попытайтесь абстрагироваться от других и определить, чего хочет каждая из них по отдельности – желания их будут точно разные, а часто и противоположны друг другу. И все что Вам надо сделать – это чтобы они договорились между собой, но при этом, не врать себе. Определите, какая из субличностей главная в данный момент – и сосредоточьтесь на тех целях, которые ей больше подходят. Это значит, что исполнение таких желаний будет для Вас более комфортно и эффективно в данный момент времени. Потом все может измениться, когда это произойдет, Вы поймете сами.

А сейчас пойдите и устройте себе встречу на троих – со своими тремя Я, интересный разговор Вам гарантирован.

А какая из типов личности сейчас у Вас доминирует?

Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель

Субличности и роли

«Не зная и не понимая себя, человек не управляет собой». Роберто Ассаджиоли.

«Нет, так делать не нужно, это ни к чему хорошему не приведет, а только обострит конфликт». Мозг пытается остудить эмоции. Но изнутри тебя будто толкает какая-то противостоящая разуму сила. И ты говоришь ненужные слова, выплескиваешь гнев, даешь пощечину. А потом словно трезвеешь: не знаю, как это случилось, зачем я такое наговорила, я этого не хотела…
Думаю, так или иначе, с этим сталкивались многие. Когда понимаешь, что не надо, но не можешь остановиться, и поддаешься внезапному порыву любовной страсти или непреодолимому желанию вмешаться в семью взрослого ребенка со своими установками, или покупаешь машину, занимая деньги, хотя умом понимаешь, что такая трата неразумна и загонит надолго в долги, но контролировать свои желания не в силах: они, а не разум диктуют поступки.

Те, кто управляет нами в такие моменты, – наши субличности.

Их внутри нас живет множество, и каждая в подходящей для нее ситуации выступает от имени нашего всецелого Я, хотя на самом деле является всего лишь автономной частью психики.

Само понятие субличности вошло в научный мир в первой половине 20 века благодаря итальянскому психиатру Роберто Ассаджиоли, основателю психосинтеза. Но о множественности нашей психики впервые заговорили в своих научных исследованиях Зигмунд Фрейд и Карл Гюстав Юнг. В частности, Юнг считал, что развитие личности основывается на взаимодействии между собой пяти основных архетипов: Эго, Самость, Персона, Тень, Анимус и Анима (т.е. внутренний мужчина у женщины и внутренняя женщина у мужчины.) Наиболее значимые субличности (или архетипы) – Персона и Тень. Персона, по Юнгу, – это наше идеальное представление о себе, внешняя демонстрация себя, а Тень концентрирует в себе наши постыдные качества.

Американский психолог и психиатр Эрик Берн, например, разделил личность на три основные субличности – внутренний Ребенок, внутренний Родитель и внутренний Взрослый.

Но, конечно, их значительно больше.Они определяют наши роли, которые мы проявляем, проживаем и меняем в зависимости от ситуаций: родитель, ребенок, брат, сестра, мать, отец, сын, дочь, бабушка, дедушка – в семье; руководитель, подчиненный, учитель, ученик, спортсмен, наставник, друг, приятель, патриот, защитник животных – в обществе.

Каждая субличность выражает какие-то желания и определенные жизненно важные устремления целостной личности.

Мы воспринимаем себя изначально как целостную личность,

но реально мы самовыражаемся через свои субличности, концентрирующие в себе

наши установки, чувства, модели поведения.

Субличности отличаются также по своему эмоциональному проявлению: активный, пассивный, заносчивый, агрессивный, гордый, любящий, нежный, обиженный, вдохновенный…

Когда соедининяется эмоциональная роль с социальной, можем получить еще более разнообразный спектр субличностей. Например, руководитель заносчивый или вдохновенный; отец агрессивный или нежный; ученик активный или обиженный.

Как же возникают субличности? Часть из них генетическими корнями уходят к нашим родителям и прародителям. Часть формируется в процессе жизни, вначале из семейных установок (хорошие девочки так не делают; мальчик должен ничего не боятся), далее по мере выполнения тех или иных социальных ролей. Некоторые возникают, как следствие психологических травм. Например, если в школе ребенок, выходя к доске, был объектом насмешек, у взрослого его субличность, защищающаяся от насмешек, будет избегать публичных выступлений и тормозить проявление себя как личности; если девочка подвергалась сексуальному насилию, она может тесно соединиться с такой ролью и продолжать по жизни удовлетворять потребности субличности любовницы.

В наше время последовательница юнгианской школы американский психоаналитик Джин Шинода Болен в своих книгах „Богини в каждой женщине“ и «Боги в каждом мужчине» раскрывает архетипические субличности в нас, олицетворяемые различными богами и богинями, их характерами и жизненными сценариями. Оказывается, что наши субличности куда старше, чем просто родом из детства, они передаются нам по наследству из поколения в поколение и часто работают для нас как жизненные сценарии, которых тяжело избежать.

Мы как-то не задумываемся, почему так часто ощущаем внутренний конфликт. А все потому, что у каждой субличности свои потребности, и, как правило, они плохо согласуются между собой.

К примеру, уставший директор, придя домой, хочет повалятся на диване, отдохнуть, посмотреть легкий фильм, а активный директор настойчивым внутренним голосом требует смотреть политическое ток-шоу, чтобы быть в курсе событий. В это же время заботливый отец напоминает ему, что надо уделить внимание сыну, порисовать и проверить уроки. А ответственный хозяин сверлит мозг: третий день обещаешь прибить полку. И человек обычно из хора голосов в ситуациях выбора выбирает голос доминантной для него субличности и смотрит, например, ток-шоу.

Кроме проявления себя в таких бытовых ситуациях, субличности часто приносят нам проблемы при принятии важных решений, толкают на неадекватные поступки, заставляют делать выбор, от которого пострадает целостная личность, мотивируют к манипуляциям собой и людьми. То есть, становятся опасными и вредными, когда они контролируют целое Я.

Многие из нас, выбрав неосознанно и усвоив до автоматизма свои роли и субличности, срослись с ними по жизни. Фактически, роли стали нашей сущностью, характером. Но меняются обстоятельства, и прежняя привычная для нас роль может стать деструктивной. Например, взрослый, который ведет себя как ребенок, сидя на шее родителей; или мама, которая пытается брать на себя функции жены для своего взрослого сына; или отец, который дома продолжает командовать, как на работе; или бабушка, которая пытается быть мамой для внуков…

Некоторые роли мы эксплуатируем, как свою жизненную стратегию и получаем свои выгоды от этого: «Это все из-за тебя, я же говорила», – звучит голос обвинителя. “Только ты умеешь делать это так хорошо”, “Никто лучше тебя не знает“, – заискивает льстец. “Ну тогда я тоже так сделаю“, –угрожает шантажист. “У меня так не получится, как у тебя”, „Мне с этим не справиться” – отмазывается неумеха.

Активизируя подобные роли в себе, мы извлекаем выгоду, оправдываем свою позицию, становимся манипуляторами. Если же такие роли активно используют окружающие нас люди, тогда мы оказываемся жертвами манипуляций.

Автоматические, неосознаваемые роли могут также приносить в нашу жизнь ограничения: Я не из тех (кто ездит на курорты, ходит на концерты, тратит время на прогулки…); Я слишком (занят, чтобы ходить по выставкам, встречаться с друзьями; стар, чтобы посещать тренинги; эмоционален, чтобы учавствовать в телепрограмме); Это не для меня (длительная командировка, благотворительный бал, смена профессии). Результат таких ограничительных ролей – нереализованные мечты, несбывшиеся надежды, то качество жизни, которое нам выбрала наша субличность, а не наше высшее Я.

«Не удивительно, что не зная и не понимая себя, человек не управляет собой, вращаясь в кругу своих ошибок и недостатков», – говорил Роберто Ассаджиоли.

В зависимости от того, насколько мы осознаем свои субличности, они есть для нас явными или теневыми. В каждый момент времени одна из субличностей всегда главенствует, тогда ее называют актуальной.

Когда мы осознаем, чей голос сейчас внутри нашептывает нам и подталкивает к своим целям, понимаем, какие из голосов в конкретной ситуации могут быть помощниками, а какие стремятся навредить, когда учимся управлять своими субличностями, мы становимся способными осознанно выбирать, какой из субличности и в какой ситуации давать слово, а не отдавать им право командовать нашим Я (ведь именно ему, как главнокомандующему, известны наши настоящие высшие цели и смыслы жизни). Тогда мы обретем чувство внутренней уверенности, стабильности и гармонии.

Мы можем осознанно не только ограничивать влияние субличностей, но также и активизировать их для решения своих задач. Множество наших субличностей и соответственно множество ролей при правильном их использовании позволяют нам эффективно взаимодействовать с другими людьми, достигать своих целей, не ограничивать свои возможности, ощущать полноту жизни, быть успешными. Активизируя различные субличности, мы способны меняться – меняются наши мысли и желания, ценности, мировоззрение, внешнее поведение.

Если вам интересно и важно понять свою многоликость, честно посмотреть на неосознанные до сих пор роли, развить лучшие из своих субличностей, ждем вас

на тренинге „Многоликий человек. Какие роли играем в жизни?”

и тренинге “Полный СЭТ. Социальный, Эмоциональный и Телесный интеллекты”.

Больше раскрыть эту тему вам помогут наши статьи.

Социальный интеллект

Я-Родитель? Ребенок? Взрослый?

Эмоциональный интеллект.

Телесный интеллект.

Представьте, что вы потеряли кошелек. Одни испытывают детскую досаду и сожаление и даже вину, словно, их за это накажет строгий родитель, другие слышат, как после голоса внутреннего обвинителя включается внутренний адвокат, оправдывающий ваш поступок. На какой-то момент вы становитесь ареной, на которой происходит дискуссия между частями вашей личности. Вы замечали в себе подобные диалоги, когда одновременно множество голосов проявляются в вашем сознании? Часто они вступают в противоречие друг с другом, и вы оказываетесь в ситуации внутреннего конфликта, который доставляет вам определенные неудобства. Вы можете услышать в себе голос целой толпы голосов, населяющих ваше внутреннее пространство. Но кто они, эти голоса, независимые от нас защищающие свои интересы и доказывающие свою точку зрения? Их называют субличностями. Это проекции отражений частей вашей личности, которые населяют ваше подсознание. Они – субъективные отражения в нашей психике людей, животных, предметов и явлений, населяющих ваш внутренний мир. Субличности имеют свое мнение, свои страхи, свои цели, свое видение методов как этих целей достичь, свое отношение к тем или иным событиям, к тем или иным людям, и в целом ведут себя как отдельные личности. В каждом из нас — толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, саботажник и эстет, организатор и добряк — каждый со своей мифологией, и все они более или менее благополучно втиснуты в одного человека. Эти проекции, подсознания создаем мы сами, в разных ситуациях создавая некий соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений или отзеркаливая в своё подсознание образы значимых в вашей жизни людей. Самые типичные субличности человека отражают проекции его представлений о социальных (семейных или профессиональных) ролей, которые он играет в жизни, например: родительские я, материнские я, отцовские я, детские я, ваш внутренний критик, мудрец, рационал и т.д. В них вплетены проекции образов вашего внутреннего ребенка, родителя и взрослого. Как вы поняли, каждый человек носит в себе субличности, которые является отражением его представлений о родителях, друзьях, соседях; т.е. отражение его восприятия значимых для него людей. Эти представления могут ощутимо не совпадать с реальным человеком, поскольку субличность — всего лишь отражение, основанное на субъективном восприятии этих людей. Время от времени с соответствующих тому ситуациях, та или иная субличность активизируется, выходит на передний план, как — бы берет управление на себя; и тогда человек внешне ведет себя так как будто он является этой субличностью, тоесть происходит переключение субличностей. Субличности могут находиться в подавляемом или неактивном состоянии. Существует особая субличность, называемая Администратором или Эго, отвечающая за то, чтобы другие субличности выходили наружу или оставались ею подавляемыми. Именно с ней согласовываются выходы субличностей и их переключение в зависимости от ситуации. Если субличность с ее желаниями и интересами долго подавляется, в ее энергетическом заряде накапливается напряжение, из-за которого может возникнуть внутренний конфликт. Однако все конфликты между субличностями можно разрешить, установив с ними связь и гармонизировав их. В следующей медитации вы научитесь это делать. Каждый раз во время сна вы погружаетесь в среду своего внутреннего мира, населенного этими самыми проекциями, в театр, где в каждом акте вашего сновидения субличности играют роли по сценарию вашего подсознания, передавая вам его сообщения. Если вы хотите научиться понимать язык подсознания, учитесь расшифровывать знаковый смысл каждой субличности и ее послания, так как каждая субличность несет в себе отпечаток определенного заряда, опыта связанного с ее зарождением. Когда вы научитесь это делать, вы сможете во время сновидения, не теряя при этом осознанности, общаться со своим подсознанием, управляя субличностями, тогда с бессознательного уровня сновидений, вы подниметесь на уровень осознанных сновидений, и вам откроются новые возможности. Трансформация субличности

Работа с субличностью — это процесс её осознания, принятия и преобразования, направленный на гармонизацию отношений во внутреннем мире человека. Задачей трансформации является изменение негативных субличностей, создающих внутренний конфликт. Вспомните правило внутреннего мира: «Смерти не существует» — которое означает, что субличность невозможно уничтожить, но можно изменить её назначение, трансформировав её, дать ей новую роль. Позвольте ей переродиться и предстать в новом качестве. Для этого помните об основных инструментах трансформации и правилах внутреннего мира.

Трансформация субличностей осуществляется силой вашего намерения через приятие и Любовь. Для работы с субличностью, необходимо войти с ней в контакт, узнать её суть и задачи, понять её и принять, осознав как часть себя и после, направить в неё силой намерения луч любви, исходящий из вашей сердечной чакры и наполнить её ярким светом. В вашем внутреннем мире вы — Творец и можете проводить любые трансформации. Энергия, из которой состоят субличности, подобна пластилину, вы можете создать из нее все что угодно, но помните, изменение субличности повлечет за собой изменения в вашем внутреннем мире. Ни одна субличность в вас не умирает, но трансформируясь, меняет свои свойства и задачи. Эти трансформации человек проходит постоянно. Тренинг обучит вас основам трансформации и позволит выявить ваши основные субличности. Вам придется познакомиться с собой изнутри, не тем, что вы о себе думаете, а тем, чем действительно являетесь.

Две стороны одной медали (зеркальные субличности)

Каждая субличность имеет свой противоположный аспект. Еще Фома Аквинский говорил: «В человеке ровно сколько доброго, столько же злого, светлого и темного, дьявольского и божественного». Каждое наше качество, каждая субличность имеет свою теневую сторону, независимо от того, осознаем мы это или нет. То, что принято называть «добром» и «злом» всего лишь отражение двух крайностей противоположностей и именно попадание в крайности приводит к потере равновесия. Если вы начинаете чрезмерно развивать один из своих аспектов в противоположность другому, происходит дисгармония, но ваш внутренний мир стремится к равновесию, потому сильное отклонение маятника в одну сторону повлечет за собой отклонение в противоположную, до тех пор пока не установится золотая середина. Единство внутренней гармонии и полное высвобождение внутреннего потенциала происходит только в зоне золотой середины. К сожалению, иногда люди проживают жить, не понимая этого, борясь с крайностями своего «Я». Для того, чтобы познать себя, человек должен осознать и принять обе свои стороны, тем самым, осуществив их интеграцию. Вы не односторонние, однобокие существа с одним выраженным качеством, не белые и не черные — вы- спектр цветов, создаваемых жизнью и ею же вплетенных в вашу индивидуальность. Вы — граница между светом и тенью, весы вселенской гармонии с чашами в равном перевесе. Энергии двух противоположных качеств дают искру и побуждают вас выбирать и тем самым познавать себя. Внутри вас все священно: священен свет и священна тьма, оба они составляют единство противоположностей Единого Создателя, в котором нет ничего плохого и хорошего, правильного и неправильного, есть лишь целесообразность. Посмотрите на природу, в ней нет ни негативного, ни позитивного, есть лишь равновесие. Каждый человек — священное дитя космоса, в котором сочетаются энергии двух его священных родителей. Именно тьма (женская энергия Инь в образе Евы) нас заставляет сомневаться и выбирать не слепую веру, а знание, именно свет( мужской аспект Янь, разум и логика, заставляет нас действовать. Их союз порождает жизнь и ее новые начала, является актом творчества и рождения новых вселенных внутри вас. Но едва вы уйдете в один аспект, как тут же на вас начнет действавать его противоположность, пытающаяся восстановить утраченную гармонию. Слово Сатана означает противоположность (противник): едва гармония нарушена — ваш собственный сатана вступает с вами во взаимодействие и лишь равновесие, а не сила, ярые мольбы, вера и напор способны его победить. Представьте чаши весов и субличность, которая, по вашему мнению, нуждается в балансировке энергии. Разделите ее противоположные энергии по чашам и взвесьте, а после, уравновесьте чаши. Быть может вам придется от чего-то отказаться или наоборот усилить работу над собой, чтобы уравновесить силы. Так или иначе, при такой работе восстанавливается равновесие и обретается внутренняя гармония. Эта Гармония обладает целительным эффектом, она способна исцелять внутренний мир, наделять человека новой силой, силой Творца, на службе которого стоят две противоположности.

Евгения Бейнарович nimratraining.com

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: