Эмоциональное принятие и отвержение ребенка (стр. 1 )


СЕМЕНА ОТВЕРЖЕННОСТИ

Я вырос в прекрасной, благочестивой христианской семье, но и со мной произошло нечто подобное. Когда-то и я считал себя хуже всех, хотя причин для этого у меня не было. Когда я учился в средней школе, я серьёзно заболел и в течение длительного периода времени пропускал уроки. Особенно я огорчался из-за математики. По болезни я пропустил большую часть важного материала, который осваивали другие ученики. Когда я наконец вернулся в школу, я уже порядком отстал от всех.

Когда, выздоровев, я пришёл на свой первый урок по алгебре, учительница подняла меня на смех из-за того, что я не понимал базовых правил по математике, которые все остальные ученики освоили, казалось, довольно хорошо. Я попытался объяснить ей свою ситуацию, а в ответ она назвала меня тупым. И каждый раз, делая перекличку, она называла меня не по имени, а «тупой Реннер», и я всегда отвечал: «Здесь».

Стратегия № 1. Признать боль

Те чувства, от которых мы хотим сбежать, все равно будут преследовать нас до тех пор, пока не найдут выход. Отвержение тяжело пережить. Ведь каждый из нас по праву считает себя самым лучшим и, в принципе, незаменимым. По крайней мере, для того человека, который инициировал отвержение. Непросто признать себя ничего не значащим для собственных родителей или осознать, что для супруга, который годами проявлял любовь и уважение, мы теперь просто пустое место.

Но чем больше избегать боли этих чувств, тем сильнее они будут над нами властвовать. Поэтому лучшее, что можно сделать для себя самого в данной ситуации, — признать свои переживания. Делается это не одномоментно. Просто всякий раз, когда накатывают эмоции, стоит сказать себе: «Да, для этого человека я ничего не значу. И это — нормально. В этом нет ничего страшного для меня. Жизнь продолжается». Важно не просто произносить такие слова, но и верить в них сердцем.

Рыбы в «Ромео и Джульета»: персонажи Ди Каприо по знакам зодиака

«Новые якобинцы» заподозрили в неполиткорректности философа Иммануила Канта

Садовод рассказывает, какие цветы защитят сад от комаров: мудрец, мята и еще 10

В «ТЮРЬМЕ»

Слова учительницы сильно ударили по моей самооценке, очень плохо сказались на моём представлении о себе. Одноклассники смеялись надо мной, они забавлялись, называя меня тупым. Это ужасное слово стало моим прозвищем, которым меня называли многие ученики.

Мне казалось, что отовсюду в школе мне кричали: «Эй, тупой!» Этот ярлык вызвал во мне такое глубокое чувство неполноценности, что причинял мне боль даже спустя годы, когда я уже давно освоил пропущенный материал по алгебре. Думаю, что каждый человек в тот или иной момент своей жизни чувствовал себя никому не нужными и отвергнутым. Кто-то оправился от этого, а кого-то дьявол держит в тюрьме боли и страданий всю оставшуюся жизнь, используя эти воспоминания. Эти люди никогда не чувствуют себя нужными и желанными и считают себя хуже других. Они живут в постоянном ощущении, что «не дотягивают», чего бы они уже не достигли в своей жизни и как бы ни преуспели. С этой раной они живут всю свою жизнь. Но нет Божьей воли в том, чтобы они так жили!

Эмоциональное принятие и отвержение ребенка (стр. 1 )

Эмоциональное принятие и отвержение ребенка

«Безусловное принятие – это принцип, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными.

»

Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в новом, ХХI веке, особое место занимает психическое здоровье детей. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессорными факторами. Эти факторы непосредственно воздействуют на психику и стимулируются социальными условиями, что подтверждает влияние непосредственного окружения, в том числе семьи, на здоровье ребёнка и его эмоциональное благополучие.

Любовь к ребенку — эмоциональная близость и взаимопонимание — не является врожденной способностью матери и отца и не возникает по мановению волшебной палочки с рождением (усыновлением) ребенка, созданием приемной семьи или детского дома семейного типа. Способность его любить формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, принося матери и отцу ощущения счастья, полноты самореализации и самозавершенности. Напротив, переживание «нелюбви», отвержения ребенка вызывает у родителя (замещающего родителя) тяжелые эмоционально-личностные расстройства — чувство вины, депрессию, тревожность и страхи, нарушения Я-концепции в форме самоотвержения и низкой самооценки. Поэтому в таких случаях стратегия психологической помощи семье строится как последовательное решение следующих задач:

— стабилизация эмоционального состояния родителя (замещающего родителя);

— осознание отвержения ребенка и объективирование причин и механизма формирования нелюбви к нему;

— преодоление чувства вины;

— оптимизация общения и сотрудничества с ребенком;

— повышение уровня эмпатии, эмоционального взаимопонимания и привязанности в диаде родитель — ребенок.

В континууме значений эмоционального отношения родителя к ребенку можно выделить несколько вариантов отношений, от безусловно положительного до открыто негативного полюса.

Безусловное эмоциональное принятие ребенка

(любовь и привязанность «несмотря ни на что»). Безусловное принятие предполагает дифференциацию родителем личности ребенка и его поведения. Отрицательная оценка и осуждение родителем конкретных поступков и действий ребенка не влечет за собой отрицания его эмоциональной значимости и снижения самоценности его личности для родителя. Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви, заботе и в аффилиации в отношениях с родителями.
Аффилиация(аффиляция)
(от англ.
affiliation
«соединение, связь») — это стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряжённых с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности. При этом общество других людей позволяет проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известной мере близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия физиологического и психологического стресса. Блокирование аффилиации вызывает такие чувства, как одиночество, отчуждённость, фрустрацию.

Условное эмоциональное принятие

(любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка). В этом случае любовь родителя ребенок должен заслужить своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь выступает как благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и старания. Лишение родительской любви — достаточно часто используемый вид наказания в подобных случаях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенка возникновение тревоги и неуверенности.

Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви).

Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия). В основе такой позиции лежит несформированность материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самого родителя.

Скрытое эмоциональное отвержение

(игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку). Поскольку неприязнь к детям — чувство, которое считается дурным и осуждается окружающими, оно принимает скрытые формы. Это не означает, что взрослые цинично и продуманно маскируются, — нет, они неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство, не признаются в нем даже себе. Силами разума и воли родители подавляют в себе эмоциональное отвержение к детям как недостойное и обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного внимания. Однако ребенок, и особенно подросток, чувствует искусственную вымученность таких забот и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.

Такое скрытое эмоциональное отвержение может выражаться в безразличии родителей к подростку, малом внимании к его внутренней жизни. А вот как раз те родительские заботы (контроль, внимание, заинтересованность), недостаток которых мог бы открыть окружающим такую нелюбовь, оказываются внешне преувеличенными, подчеркнутыми, прямо-таки демонстративным. Взрослые тщательно следят за тем, как подросток одет, пунктуально контролируют режим его дня и т. п. Но, несмотря на все ухищрения взрослого, ребенок безошибочно угадывает искусственность этой заботы. Такое показное, внешнее внимание действует на него даже хуже, чем откровенное безразличие.

Открытое эмоциональное отвержение ребенка

. («
Было бы лучше, если бы тебя не было
»). Далеко не всегда родители любят ребенка. Он может быть нежеланным, случайно появившимся на свет. Его рождение может быть связано с желанием быть как все («У всех дети, ну пусть и у нас будет»), желанием получить какие-то жизненные выгоды, закрепить брак, претендовать на расширение жилплощади, получить наследство, получить социальные пособия. Такие родители не ощущают в своем сердце тепла и любви к ребенку. Ребенку в таких семьях дают понять, что он не самый желанный человек в семье. Ему не просто навязывают бесчисленные предписания, которые никто не в состоянии был бы выполнить, но и стараются при этом дать чувствовать, как он плох и как окружающие от него страдают («роль золушки»). Признаться, что все вызвано неприязнью к ребенку, родители, разумеется, не могут, поэтому такой холодности придается вид «педагогического принципа»: «Ласкать ни в коем случае нельзя они разбалтываются». Или: «Взыскательность никому еще не повредила». И еще «Раньше боялись взрослых, и дети 6ыли послушнее». При этом виде воспитания ребенок и подросток постоянно ощущают, что им тяготятся, что он — обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше, свободнее и привольнее. Еще более ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой — брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее. Положение менее любимого и нежеланного члена семьи неодинаково сказывается на подростках с разным типом характера. При гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярко выступает реакция эмансипации: первые из них борются за самостоятельность и свободу, вторые — за имущественные права. Истероиды в этих случаях в подростковом возрасте продолжают обнаруживать выраженную детскую реакцию оппозиции. И хотя формы ее выявления с возрастом меняются, но все поступки: и непонятные кражи, и показной интерес к алкоголю и другим дурманящим средствам, и суицидальные демонстрации, и самооговоры в распутстве — используются как сигналы родным, как требования внимания, любви и забот. Другие истероиды, отчаявшись в попытке привлечь любовь к себе, погружаются в мир фантазий или начинают искать внимание на стороне. Шизоиды на подобную ситуацию, как и на другие трудности в жизни, реагируют уходом в себя, возводя духовную стену между собой и нелюбящей их семьей. Неустойчивые не склонны тяжело переживать эмоциональное отвержение близких, они и без этого ищут отдушину в подростковых компаниях.

В такой семье взрослые уверены: ребенок растет «не таким, как хотелось (не отвечает их ожиданиям, не оправдывает надежд). И к его реальным (преходящим возрастным) несовершенствам приписывается множество всяческих недостатков и изъянов, его слабости преувеличиваются. Сочинения «Мой ребенок», которые просьбе психолога пишут родители, испытывающие трудности в общении со своими детьми, беспощадностью тона и обилием перечисляемых провинностей иногда напоминают обвинительные заключения: «Патологическое отсутствие воли..

.», «Я
не видела таких медлительных, как он..
.», «
Феноменально ленив, растет бездельником, все делает из-под палки..

Ситуация в семьях, где налицо родительское отвержение, поистине драматическая. Родительская любовь там перестает быть чем-то надежным для ребенка, становиться зыбкой, условной: будешь

«
хорошим мальчиком» — будем тебя любить, не будешь — не будет и любви. И ребенку не на что опереться душевно, эмоционально
.

Наибольшую опасность эмоциональное отвержение представляет для чувствительных, способных на глубокую привязанность ребят. Они могут испытывать жестокие страдания — до глубокой угнетенности, депрессии, нежелании жить. У других подростков, настроенных на общение со сверстниками, связь с домом уже ослабевает, и холодность близких не столь их огорчает — они найдут признание в своих компаниях. Замкнутые же дети, не знающие сильной потребности в общении, отгораживают свой внутренний мир «стеной отчуждения».

Столь же неблагополучны последствия эмоционального отвержения и для тех, кто привык быть в центре внимания близких и внезапно лишается его: умер отец, в семью пришел отчим, появился другой ребенок; перевели из одной школы в другую, где стал заметно хуже учиться, и т. д. В этих условиях «отверженные» будут искать случая показать себя; они могут совершать отчаянные, шокирующие поступки, подчас прибегают даже к выдумкам, наговаривают на себя, лишь бы снова добиться внимания окружающих.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1

ПОВОД НАЙДЁТСЯ!

Я благодарен, что произошедшее со мной в средней школе не имело продолжительного воздействия на мою жизнь. Сейчас я даже смеюсь над этим. Но со школьных времён у меня появлялся ещё не один повод почувствовать себя отвергнутым. Например, когда мы с семьёй переехали в бывший Советский Союз в 1991 году, мы стали вкладывать в дело всю свою душу. На создание церквей, трансляцию Божьего Слова по телевидению и духовное развитие живущих в этом регионе мира людей мы отдавали свои деньги, энергию и почти все силы. Но снова и снова меня ошеломляли газетные статьи, очерняющие меня и моё служение, в которых нас называли преступниками, лидерами культа, опасной сектой и т. д.

ЕСТЬ ВЫХОД!

Кем бы мы ни были, со всеми нами порой поступают несправедливо, нечестно, неправильно, причиняют нам боль. Поэтому важно заранее принять решение, как мы будем реагировать на ситуации, которые заставят нас почувствовать себя неполноценными, недооценёнными, нелюбимыми, нежеланными или отвергнутыми.

Лично я, когда меня бросали друзья, отвергал мир или даже некоторые верующие, всегда обращался к одному стиху из Писания, и это придавало мне сил. В нём говорится: «И незнатное мира и уничижённое и ничего не значащее избрал Бог…» (1-е Коринфянам 1:28). Этот стих Павел написал верующим города Коринфа, которых неверующее общество считало изгоями и глупцами. Эти люди не принимали христианской веры. А вместо того чтобы пытаться понять, просто решили, что христиане глупые и им нет места в их обществе. Они относились к христианам с таким пренебрежением, что, как повествует Павел в своем послании, уничижали Коринфскую церковь.

МНЕНИЕ МИРА

Греческое слово exoutheneo, которое Павел использовал в 1-м послании к Коринфянам 1:28 означает «уничижать», а также не воспринимать серьёзно, презирать, относиться неуважительно, пренебрегать, игнорировать. Оно описывает кого-то, кто настолько плох и отвратителен, что его считают ужасным, отталкивающим, противным, тошнотворным. Иначе говоря, это слово описывает человека, которого люди считают изгоем; он настолько низок в их глазах, что им пренебрегают. Они делают вид, будто его не существует. Они не обращают на него никакого внимания и проходят мимо.

МНЕНИЕ БОГА

Но обратите внимание, как Павел заканчивает этот стих: он смело заявляет, что тех, кого мир отвергает, Бог избирает! 1-е послание к Коринфянам 1:28 можно перевести с греческого языка следующим образом: «Бог избрал людей, над которыми смеются, и через них приводит в смятение тех, кто считает себя значащим и могущественным. Тех, кого мир считает низкосортными, второразрядными, ничем не примечательными, посредственными, ничего из себя не представляющими и настолько заурядными, что в глазах мира они недостойны даже малейшего внимания, – вот каких людей избирает Бог».

Вы замечали, что заблудший, неверующий мир и сегодня или высмеивает верующих, или же игнорирует их, делая вид, будто их нет? Это не новое явление. Грамматическое время в 1-м послании к Коринфянам 1:28 указывает на то, что скверное, плохое мнение заблудшего мира о верующих таким же останется и дальше.

Собирательный пример из жизни

Рассмотрим классический образец, помогающий глубже разобраться в мотивах тех людей, которые нас отвергают. Женщина с определенным набором психологических проблем выходит замуж и рожает ребенка — девочку, однако через некоторое время неудачный брак распадается. Психоэмоциональные трудности не дают ей построить счастливых отношений. Она не умеет любить себя, слишком зависима от своего бывшего партнера, силы и время тратит не на обустройство жизни, уход за ребенком и залечивание душевных ран, а стремится как можно скорее отыскать другого человека. Погоревав немного, она находит себе очередного мужчину и заводит с ним семью.

Таким образом, новая ячейка общества состоит из мужа, жены, их общих детей и ее старшей дочери. Со временем девочка подрастает, и в глазах матери начинает составлять ей своего рода конкуренцию перед отчимом. Естественно, особого внимания и любви ребенок от родительницы не получает. Дочь не имеет ни малейшего понятия о том, почему мама к ней холодна. В своих же мотивах сама мать никогда себе не признается, так как это то же, что собственноручно расписаться в своей родительской несостоятельности. А какая мать станет это делать?

Холодное, отстраненное поведение родительницы неизбежно сказывается на психическом развитии ребенка. Уже будучи взрослой, дочь может разобраться в мотивах матери при помощи анализа ее действий и слов, проводимых вместе со специалистом по семейным отношениям. Понимание мотивации родительницы позволяет лучше разобраться в ситуации прошлого, определить для себя причины действий матери — а стало быть, простить и отпустить отвергающего родного человека будет намного проще.

Никакой соли, пока не пожарим. Друг раскрыл секрет идеальной картошечки

Прилепила тесто к кастрюле и нагрела: научилась печь булочки без духовки

Живу на пенсию. Ирина Акулова из фильма «Экипаж» показала свой дом

БОГ ПРИНЯЛ ВАС!

Через Ваших друзей, коллег, деловых партнёров, даже через членов семьи или школьных учителей дьявол может попытаться высмеять Вас или унизить. Но не допустите, чтобы козни дьявола против Вас имели успех. В такие моменты вспомните о том, что Иисус тоже был «презрен и умалён пред людьми» (см. Исаия 53:3). Вы в хорошей компании с Иисусом!

Так что, если мир высмеивает Вас или относится к Вам с презрением, пренебрежением, не обращает на Вас внимания, игнорирует, – ободритесь! Ведь Вы именно тот человек, которого Бог хочет задействовать в осуществлении Своих грандиозных замыслов! Через Вас Он хочет явить Свою могущественную силу Вашим друзьям, семье, коллегам и неверующему миру!

ПУСТЬ ЛУЧШЕЕ ОТ БОГА ПРИДЁТ В ВАШУ ЖИЗНЬ!

Знайте, что мы с Дэнис и команда служения нашей церкви любим Вас, печёмся о Вас и молимся о том, чтобы всё то замечательное и лучшее, что у Бога есть для Вас, пришло в Вашу жизнь. У Него совершенно особые и абсолютно благие намерения насчёт Вас (см. Иеремия 29:11). Найдите тот путь, который Бог предопределил для Вас, и исполняйте Его замыслы к Его чести и славе.

Если у Вас есть конкретная нужда, и Вы бы хотели, чтобы мы за неё помолились, пожалуйста, свяжитесь с нами и сообщите об этом. Мы считаем большой честью молиться о том, что у Вас на сердце. Вы можете связаться с нами на нашем сайте ignc.ru, написав на молитвенную стену, или же по телефону в будние дни в рабочее время.

Стратегия № 3. Понять мотивы отвергающего

Конечно же, полностью невозможно заменить таких близких людей, как отец или мать, сестра или друг. Но реальность нередко заставляет делать это, так как нередко даже родные люди по определенным причинам не желают тесных отношений с нами. Часто эту мотивацию мы даже не можем понять.

Если дерева не жалко: 10 идей садового забора из брёвен или колотых дров

Если бы были султаном — какая наложница подошла бы? Насколько вы добродетельны

Собрал с грядки клубнику, купил свежее манго и сделал шоколадный торт: рецепт

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: