Характер — определение понятия
Над тайной характера задумывались ещё древние греки, они-то и дали определение этому понятию: «печать, чеканка» — то, что отличает одну личность от другой. Современные психологи выделяют основные признаки этого понятия:
Высокомерие в словах
Характерные черты личности проявляются в действиях и выражениях — привычных и закономерных для данного индивида. «Дурачина ты, простофиля» — обращалась Старуха из пушкинской сказки к мужу. И Старик покорно плёлся выполнять её волю. Неблагодарность и высокомерие одного персонажа, покорность и безволие другого — проявляются здесь в словах и поступках.
«Горбатого могила исправит»
Внутренний мир: мировоззрение, чувства — это ещё не черты характера. С течением жизни человек может не раз поменять свои убеждения и симпатии, но характер — качество постоянное. Поэтесса М. Цветаева выразила его словами: «…мы вероломны, то есть — сами себе верны».
Черты характера
Устойчивые свойства психики — «протоптанные нейронами дорожки» — это и есть черты характера. Они проявляются с завидным постоянством и позволяют делать прогнозы в поведении человека. Так, зная скупость сотрудника, нетрудно предположить, что он не займёт денег до получки. А тот, кто сейчас шепчет вам на ушко очередную сплетню, завтра будет говорить гадости и про вас. Однако не все оттенки поведения личности являются для неё важными, судьбоносными.
Доминантные черты
Американский психолог Гордон Олпорт черты характера объединил в три категории:
Доминирующие — определяют стержень личности, обнаруживаются в системных взаимоотношениях с миром: эгоизм — альтруизм
Обычные — проявляются в повседневной жизни: честность — двуличность
Второстепенные — проявляются в различных сферах деятельности: старательность, послушание, любовь к чтению
Приоритетные черты характера особенно ярко проявляются в критических ситуациях, когда нет времени на раздумывание, человек действует на «автомате». К примеру, в обычной обстановке все люди предпочитают надевать на себя маску скромности, некоторые искренне считают себя таковыми. Но когда хвалят других, они вдруг выходят из себя, начинают перечислять свои заслуги и достижения, обнаруживают глубоко скрытое тщеславие.
Психическая сфера проявления характера
Второй способ классификации характерных черт личности — по проявлению устойчивых психических свойств.
Интеллектуальные черты — любознательность, находчивость, легкомысленность, рассеянность Эмоциональные — жизнерадостность, сентиментальность, угрюмость, бесстрастность Волевые качества — настойчивость, смелость, трусость, покорность Нравственные черты — справедливость, отзывчивость, чёрствость, жестокость
Читайте также: Как развить сильный характер
Положительные качества формируются только в том случае, если личность заинтересована в их приобретении. Насильно интеллектуальные свойства навязать невозможно. Все черты характера, связанные с психическими свойствами человека — это результат его свободного выбора в детстве и юности.
Системные черты характера
Стержневые качества личности определяют её отношения с миром, накладывают печать на её поведение.
В отношении к самому себе доминантными являются проявления гордости на одном полюсе и противоположного ему качества — смирения Характеризуя связи с другими людьми, надо обращать внимание на коммуникативность или замкнутость в себе, альтруизм или эгоизм В отношении к работе — главными качествами являются трудолюбие или лень Связь с объектами окружающего мира проявляется в таких чертах, как бережливость и аккуратность или неряшливость и расточительность
Создать чёткий портрет человека в соответствии с его характером трудно ещё и потому, что не всегда ясны истинные мотивы поступков. Борцы за справедливость, бравирующие своей принципиальностью, вполне могут оказаться элементарными завистниками, равнодушными ко всему, кроме собственной выгоды. А замкнутые молчуны обнаружат смелость и находчивость в минуту решительных действий. Французский писатель В. Гюго сказал по этому поводу:
У каждого человека три характера: один ему приписывают ближние; второй — он сам себе приписывает; и, наконец, третий, который есть в действительности
Черты характера и общение
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 25Следующая ⇒
Черты, притягивающие партнеров по общению | Черты, отталкивающие партнеров по общению |
1. Тип гипертимный | |
Энергичность, жажда общения, инициативность, обостренное чувство нового, неиссякаемый оптимизм. | Легкомысленность, склонность к аморальным поступкам, раздражительность, прожектерство, несерьезное отношение к обязанностям. |
2. Тип дистимический | |
Серьезность, высокая нравственность, добросовестность, справедливость, ответственность. | Пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, «отрыв от коллектива», склонность к депрессии. |
3. Тип циклоидный | |
В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимной акцентуацией, в период спада – с дистимической. | |
4. Тип возбудимый (эпилептоидный) | |
Вне приступов гнева — добросовестность, аккуратность, любовь к детям, животным. | Раздражительность, вспыльчивость, вспышки гнева и ярости с рукоприкладством, жестокость, слабый контроль за своими влечениями. |
5. Тип застревающий | |
Стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявления высокой требовательности к себе, жажда справедливости во всем. | Болезненная обидчивость, легкая уязвимость, подозрительность, мстительность, честолюбие, ревность, непомерные требования к окружающим. Самонадеянность, стойкость отрицательных аффектов. |
6. Тип педантичный (психоастенический) | |
Добросовестность, аккуратность, надежность в делах, ровное настроение, серьезность. | Формализм, «занудливость», стремление переложить принятие важного решения на других. |
7. Тип тревожный (сензитивный) | |
Дружелюбие, самокритичность, исполнительность, сопереживание. | Робость, беззащитность, дающая повод для насмешек. |
8. Тип эмотивный | |
Бескорыстие, сострадание, жалость, радость за чужие удачи, чувство долга, исполнительность | Крайняя чувствительность, слезливость провоцирует нападки невоспитанных, раздражительных людей. |
9. Тип демонстративный (истеороидный) | |
Обходительность, упорство, актерские способности, способность увлечь других за собой, неординарность. | Эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, отлынивание от работы, склонность «заболевать» в трудный момент. |
10. Тип лабильный | |
Бескорыстие, сострадание, художественный вкус, артистизм, яркость, искренность чувств. | Чрезмерная впечатлительность, необоснованная взволнованность, паникерство. |
11. Тип экстравертированный | |
Готовность выслушать “исповедь” другого, исполнительность. | Конформность, необдуманность поступков, легковерие, стремление к развлечениям, склонность к передаче слухов. |
12. Тип интровертированный | |
Сдержанность, степенность, обдуманность поступков, твердые убеждения, принципиальность. | Упорное отстаивание своих взглядов, стойкая точка зрения, отличающаяся от мнения большинства, замкнутость, неэмпатичность, трудность установления контактов. |
В учебном взаимодействии педагога и учащихся очень важно учитывать сочетание черт тех или иных типов акцентуаций характера. Так, замкнутость, отсутствие эмпатичности, упорство в отстаивании своей, отличной от мнения большинства, точки зрения интровертированной личности может вызвать вспышку гнева и ярости представителей эпилептоидного типа, как и формализм, занудливость, нерешительность педантичной натуры. Некоторая легкомысленность, несерьезность, неиссякаемый оптимизм гипертимного характера может натолкнуться на робость, беззащитность, самокритичность сензитивного. Эгоизм, необузданность, хвастливость, отлынивание от работы представителей с истероидными (демонстративными) чертами характера будут мало симпатичны застревающему типу с его болезненной обидчивостью, подозрительностью и чрезмерными требованиями к окружающим.
Личности с акцентуированными чертами характера проявляют особую чувствительность к использованию и «прочтению» невербальных средств коммуникации. Так, телесное прикосновение в виде поглаживания, похлопывания выполняет обычные функции одобрения, эмоциональной поддержки; оно усиливает или заменяет просьбу, извинение, благодарность, придавая им более личный, доверительный характер. Однако у чувствительных, мнительных натур прикосновение вызывает настороженность или даже болезненную реакцию. Для них всякое сокращение психологической дистанции создает неудобства, может быть окрашено необоснованной тревогой, поэтому они болезненно реагируют на пристальный взгляд и стремление собеседника выйти на «контакт глаз».
Такесика
(прикосновение, телесный контакт) – яркий индикатор статусно-ролевых отношений, символ степени эмоционально-психологической близости собеседников. Поэтому неадекватное использование такесических средств общения может привести к многочисленным затруднениям. Особенно внимательно нужно отнестись к реакциям тогда, когда партнер моложе по возрасту или находится в зависимой позиции (учащийся, подчиненный) и не может позволить себе уклониться от прикосновения, даже если оно ему неприятно.
Не только разные, но и схожие натуры вряд легко смогут достичь взаимопонимания. Например, особые трудности будут испытывать склонные к впечатлительности и отличающиеся повышенной чувствительностью эмотивная, лабильная и сензитивная личности. В целом, наибольшие затруднения в общении испытывают либо слишком похожие, либо полярные по чертам характера личности. Однако эти препятствия при желании могут быть легко преодолимы, если каждый из собеседников будет стремиться учесть особенности характера своего партнера.
Барьер устойчивых отрицательных эмоций
может также стать серьезным фактором, затрудняющим процесс межличностной и деловой коммуникации. Эмоции – это один из главных регуляторов человеческого общения: они влияют на выбор собеседника, определяют способы и средства общения. Не любая, а лишь устойчивая отрицательная эмоция способна воздвигнуть психологический барьер в общении. К таким эмоциям относят страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вину (согласно классификации американского психолога К. Изарда).
Страдание
переживается как уныние, упадок духа, одиночество, эмоциональное отчуждение. Невербальное проявление его чаще всего заметно по поднятым вверх и сдвинутым вовнутрь бровям, поперечным морщинам на лбу, опущенным уголкам рта, удлиненному лицу, жалобному голосу и плачу. Типичными причинами страдания могут стать неудачи в учебе, карьере, любви. Наиболее распространенные причины горя – это утрата чего-то (кого-то) или ее предчувствие: утрата любимого человека, качеств в себе, самоуважения, социального статуса (в том числе «лучшего студента в группе» или «лучшего преподавателя определенной дисциплины»).
Барьер страдания
в общении искажает восприятие окружающих: чужая радость, успех может вызвать боль и зависть, породить эгоизм (из жалости к себе) или, наоборот, альтруизм, чтобы заглушить в себе чувство вины перед кем-то (чаще возникает по линии общения «руководитель-рядовой сотрудник», «сотрудник-коллега», «преподаватель-студент»). Утешение может вызвать ответную реакцию партнера в виде раздражения или аффективной агрессии.
Барьер гнева
рождается в ответ на неожиданные препятствия по удовлетворению актуальной потребности: на прерывание приятного занятия и принуждение к неприемлемому поступку, на оскорбления, незаслуженную обиду. Например, руководитель требует “выдать” сотрудника, по вине которого случилась поломка прибора, или задерживает после работы весь коллектив для выполнения срочного задания, не предупредив об этом заранее. Если кто-то начинает открыто возмущаться по этому поводу, в ответ могут последовать оскорбительные слова или угрозы в адрес “бунтовщиков”. Естественно, что у людей появляется обида и даже гнев на незаслуженное оскорбление. Чем сильнее гнев, тем больше потребность излить его слезами или агрессией, причем не только вербальной, но и физической, что нередко встречается не только в быту, но и в производственных ситуациях. Гнев свидетельствует о глубине переживания эмоций отрицательной модальности. На внешнем поведенческом уровне это выражается в виде нахмуренных бровей, оскаленных зубов или плотно зажатого рта. Кровь «кипит», лицо горит, мышцы напрягаются, дыхание учащается. Речь обиженного становится прерывистой, быстрой и громкой, либо, наоборот, человек начинает «цедить слова сквозь зубы». Руки часто сжимаются в кулаки, что свидетельствует об агрессивных намерениях.
Раздражение
разной степени интенсивности может вызвать назойливость, сопровождающаяся монотонной речью собеседника, частое употребление им слов-паразитов типа «так сказать», «ну», «значит», «так или иначе», обилие непонятных (специальных) терминов, что отвлекает от усвоения смыслового содержания сообщаемой информации. Например, быстрая речь лектора, перенасыщенная специальными терминами, не позволяет слушателям (студентам) успевать записывать, что также является препятствием на пути удовлетворения значимой потребности и может вызвать обоснованный гнев.
Барьер отвращения и брезгливости
возникает как следствие негигиеничности собеседника, его дурных манер и отсутствия самоконтроля. В этом плане собеседник должен стараться быть безукоризненным сам и стараться тактично помочь исправить отдельные недостатки своему партнеру. В крайнем случае, партнеру (будь то преподаватель или студент) следует попытаться подавить отвращение и сконцентрировать внимание на содержании информации.
На невербальном уровне барьер отвращения выражается в намеренном увеличении дистанции общения, откидывания корпуса назад (особенно «говорящим» лицом). В мимике подобное психологическое затруднение в общении может проявляться в несколько приподнятом положении верхней губы, еле заметном по подергивании мышц в этой области, хотя рот может быть закрыт, однако углы рта стремятся вниз, слегка морщится нос, выражением лица собеседник как бы говорит: «Фу».
Барьер презрения — пренебрежения
возникает ситуативно и способствует ограничению контактов с человеком, вызвавшим отрицательные эмоции. Иногда он является результатом предрассудков (расовых, национальных, общественных и др.). Порождать презрение могут и некоторые черты характера партнера по общению, его аморальные поступки. Преодолеть отрицательные эмоции при встрече с данным субъектом бывает довольно трудно. Поэтому, по возможности, необходимо отделить конкретный поступок от человека как личности. Вероятно, он сам уже сожалеет о том, что случилось. Не следует забывать, что в каждом характере есть свои “плюсы”, только надо только уметь их найти.
Презрение
– это демонстративное выражение чувства превосходства над кем-либо, отстранение от более «горячих» эмоций типа гнева, раздражения и стыда. Внешне то чувство проявляется следующим образом: приподнятые брови, вытянутое лицо, поднятая голова, взгляд сверху вниз, «кривая» усмешка, дистанцирование (намеренное увеличение пространственного и психологического расстояния между собой и собеседником).
Гнев, отвращение и презрение
К. Изард назвал враждебной триадой.
Враждебность
по отношению к собеседнику может выражаться в форме открытого игнорирования личности и содержания сообщаемой ею информации.
Барьер страха
может быть вызван как биологическими причинами (опасение за жизнь, здоровье), так и социальными (опасение за материальное благополучие, благоговение перед статусом собеседника, угроза с его стороны, опасение наказания, непризнания или еще в большей степени осмеяние его интеллектуальных и личностных качеств и т.п.). Страх может быть вызван воспоминаниями о реальных событиях с неблагоприятным исходом или предчувствием такого исхода. При частом переживании подобного состояния может развиться страх перед любой жизненной ситуацией. Чаще всего страх ощущается как предчувствие несчастья, незащищенность перед возможной опасностью, исходящей от другого человека. Типичным примером может служить страх, который испытывает студент перед определенным преподавателем. Его пугает перспектива аттестации в виде зачета или экзамена, которые ему предстоит сдавать этому преподавателю. В конечном итоге, имея неплохой уровень подготовки по учебному предмету, такой студент под влиянием психологического барьера социального страха, может на экзамене показать результат гораздо ниже своих реальных возможностей.
Типичными невербальными реакциями выражения страха в общении могут быть приподнятые брови, внутренние углы которых сдвинуты; горизонтальные морщины на лбу; широко раскрытые глаза, нижнее веко напряжено, а верхнее приподнято; углы рта оттянуты назад; конечности холодные на ощупь («леденящий ужас»), лицо либо бледное, либо красное. Кровь «стучит в висках», сердце «выпрыгивает» из груди. Ощущение «ледяной пустоты» в области солнечного сплетения. Руки дрожат, колени подгибаются. Для того чтобы устранить барьер страха, важно выявить вызвавшую его причину или причины, которых может быть несколько.
Барьер стыда — застенчивости и вины — раскаяния
возникает как чувство неуместности происходящего из-за неловкости за себя или других. Чаще всего такой психологический барьер в общении проявляется при критике, а иногда и при неумеренной похвале. При этом собеседник испытывает растерянность, прячет глаза, краснеет, стремится как можно быстрее откланяться. Бывает, что и при отсутствии привычного одобрения (своего рода молчаливое порицание) или ожидаемого порицания (иногда такое прощение в виде молчания хуже наказаний), человек испытывает не меньше неудобств, чем при открытом обвинении в свой адрес.
Стыд и вина
— очень болезненные эмоции, их трудно скрыть. Чаще всего для этого используют такие защитные механизмы, как отрицание, подавление, компенсация и др.
Барьер плохого настроения
не может быть выделен в отдельную группу причин затрудненного общения. Он включает в себя большинство перечисленных выше эмоций, но его следует учитывать, ибо интенсивное эмоциональное реагирование одного из собеседников вольно или невольно индуцируется на его партнере. Эмоции заразительны и взаимосвязаны. Обижаясь, мы индуцируем в партнере вину, гордясь — зависть, завидуя — тщеславие. Отрицательная эмоция одного собеседника обычно порождает отрицательное переживание со стороны другого, что может затруднить общение, вызвать желание ограничить контакты с неприятным для себя человеком.
Наиболее уязвимыми в плане проявления отрицательных эмоций являются люди с заниженной и завышенной самооценкой
. Они болезненно реагируют на неудачу. Индивиды с заниженной самооценкой боятся обнаружить мнимую несостоятельность и оказаться не на уровне имеющихся высоких притязаний; а с завышенной самооценкой и высоким уровнем притязаний отличаются обостренным самолюбием. Это необходимо учитывать не только в межличностном, но и деловом общении. О самооценке могут свидетельствовать следующие невербальные сигналы.
Вешними показателями адекватной самооценки
являются открытый взгляд, обращенное к собеседнику лицо, малоподвижная, но богатая мимика, ясная речь, оптимальная дистанция.
О завышенной самооценке
(самоуверенности) собеседника могут «сказать» следующие особенности его позы: «вздернутый» подбородок, продолжительный, жесткий взгляд. Обычно он стоит, широко расставив ноги, сидит «нога на ногу», демонстративно расслабленный темп движения, скрещивание рук на груди. Эти телесные проявления дополняются громким голосом. Такая самооценка вызывает негативное отношение к коммуникативному партнеру, демонстрирующему ее в своем поведении.
О заниженной самооценке
свидетельствуют движения слабые, угловатые, оцепеневшая, напряженная походка, взгляд направлен в сторону, сжатый рот, стеснительная улыбка, кривая усмешка, невыразительная мимика, быстрая речь с нарушенным ритмом, не очень громкий голос.
В случае затруднения в общении по причине неудовлетворенности внешностью другого человека (слишком тучный, несимпатичный, с физическими изъянами) или дефектами его речи (заикание, картавит, тянет слова и т.п.) нужно помнить, что устранить их практически невозможно. Вероятно, в данной ситуации поможет сосредоточение внимания на положительных личностных качествах собеседника и сообщаемой им информации.
Следует иметь в виду, что психологические барьеры очень тяжело поддаются устранению, т.к. связаны с особенностями личности собеседников. Чаще всего проявляются в виде обоюдного нежелания вступать в контакт. Кроме того, психологические барьеры нередко заканчиваются полным разрывом отношений между собеседниками. При этом не следует забывать, что психологические и смысловые барьеры тесно связаны. Неприятие личности ведет и к неприятию или искажению сообщаемой ею информации. А различного рода недопонимания могут вызвать стойкие отрицательные эмоции, например, страха, стыда и вины, гнева и др.
⇐ Предыдущая5Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Формирование характера
Характер человека складывается в конкретный жизненный период под действием определённых факторов. Каких?
Временные рамки
Формирование характера — процесс, ограниченный по времени, захватывает детский и юношеский возраст — до 20–25 лет. Позже речь пойдёт уже о перевоспитании, которое даётся с огромным трудом. К 4–5 годам «скелет личности» уже готов — в общих чертах определилось поведение ребёнка по отношению к себе, к людям, к труду и окружающим предметам. Воспитатели могут видеть особенности проявления его психических качеств: умственных способностей, эмоционально-волевой сферы, нравственных установок.
Читайте также: Интуиция, или Шестое чувство: как услышать свой внутренний голос?
До 10 лет идёт закрепление привычного поведения — черты характера приобретают устойчивость. В подростковом и юношеском возрасте характер шлифуется внутренними усилиями личности — самовоспитанием, сознательной выработкой мотивов поведения. И к 25 годам бóльшая часть поступков человека совершается автоматически — под действием устойчивых психических связей.
Факторы воспитания
Пластическая психика ребёнка младшего возраста позволяет «слепить» из него практически любой характер — от ярко позитивной жизнерадостной личности до человека с психическими отклонениями и преступными наклонностями. Факторам воспитания играют здесь огромную роль.
Генетическая предрасположенность
Черты характера с генами не передаются. Но предрасположенность к тому или иному типу поведения дети могут получить от родителей.
Исследования подтвердили факт передачи по наследству склонности к психическим отклонениям: шизофрении, маниакальному синдрому, слабоумию. Не подтверждается учёными расхожее выражение: «На детях талантливых родителей природа отдыхает». Интеллектуальные способности по наследству передаются. Одарённость таких детей не получает развития, если талантливые мама и папа заняты самореализацией, а ребёнок остаётся в тени. А вот черты характера и стереотипы поведения — это не врождённые, а приобретённые качества. «Весь в отца/мать пошёл» — это о тех детях, которые просто копируют стиль жизни своих «предков».
Социум
Близкое окружение ребёнка — значимый воспитательный фактор.
1 В младенческом возрасте особую роль играет любовь матери, повышенное внимание близких людей. Ребёнок должен быть уверен, что его искренне любят — это фундамент для позитивного, жизнелюбивого характера. Если же он окружён равнодушием и жестокостью — с большой вероятностью это отразится на его характере, изменить который будет возможно только с помощью психотерапевта.
2 С 3–4 лет круг общения ребёнка расширяется — воспитатели детского сада, ровесники, учителя, тренеры, одноклассники, компании друзей. Он получает возможность выбирать самостоятельно «делать жизнь с кого». Та группа и те личности, которые будут для него доминантными — наложат наибольший отпечаток на стиль его поведения.
Если с детства родители оставляют ребёнка без внимания, в «свободном полёте», формируется противоречивый, непредсказуемый характер. Человеку будет сложно разобраться в самом себе.
Жизненные обстоятельства
Жизненные ситуации, с которыми сталкивается человек в детстве, оставляют отпечаток на его поведении в течение всей жизни. Смерть близких людей, развод родителей, разорение или переезд семьи на новое место, рождение братьев и сестёр — всё это может в корне поменять привычное поведение и внести коррективы в формирующийся характер.
Обстановка в семье — мощный воспитательный фактор. Там, где ребёнок с раннего возраста имеет обязанности, где у него нет времени на бессмысленное времяпрепровождение — вырастают люди упорные, целеустремлённые и ответственные. Если же за ребёнка все проблемы решают взрослые, а он предоставлен самому себе — в его характере утвердятся безынициативность, безволие, малодушие.
Самовоспитание
В подростковом возрасте формируется самосознание — отношение к себе, сравнение себя с окружающими. Закрепляются такие качества характера, как самооценка, уверенность в себе, изменяются мотивы поведения: «Хочу» вытесняет сознательное «Надо».
Помощь и влияние взрослых в это время подросток подвергает безжалостной критике, предпочитает действовать самостоятельно. Особое значение для подростка имеет круг приятелей и друзей — там, где есть условия для самореализации. Для этого возраста актуальна пословица: «Скажи мне, кто твой друг — и я скажу, кто ты».
Механизм формирования характера
Черты характера — это привычные формы поведения, доведённые до автоматизма. «Эх, раз, ещё раз, ещё много-много раз» — должен быть совершён поступок, чтобы стать характерной печатью личности. Чем чаще человек поступает так, а не иначе, тем быстрее закрепляется в психике определённая установка на действие. Поэтому в основе успешного воспитания лежат не нравоучения, а такие ситуации, в которых ребёнок имеет возможность совершить правильный поступок и получить от этого удовлетворение.
Читайте также: Почему одни люди добиваются успеха, а другие терпят поражение?
Мальчик боится темноты? Увещевания и упрёки здесь не помогут. Берём его за руку (на руки) и проходим вместе по тёмной квартире (лестнице, коридору). Следующая задача — зайти одному в комнату и дотянуться до выключателя. Границы области, свободной от страха постепенно раздвигаются. Всякий раз, преодолевая его, ребёнок испытывает радость победы. Так формируется установка на смелость, решительность, укрепляется вера в себя.
И наоборот: обманул или своровал ребёнок в первый раз — никто не заметил. Успешное действие повторилось ещё несколько раз — и превратилось в привычку. Стереть такую привычку из психики довольно трудно: всякий раз необходимо искреннее раскаяние в факте лжи или воровства. Просто наказания и увещевания в этом случае бесполезны.
Формирование и акцентуации характера
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 8Следующая ⇒
Формирование характера начинается с детства и во многом зависит от того микромира, с которым ребенок вступает во взаимодействие. Решающее значение для формирования положительных черт характера имеет система постоянного усложнения требований со стороны взрослых. Важным моментом является объективность оценки поступков людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет процесс самовоспитания. Но самовоспитание обусловлено соответствующей мотивацией: человек, прежде всего, должен осознать потребность самовоспитания.
Характер не только формируется в деятельности и общении, но и, со своей стороны, обусловливает как осуществление разных видов деятельности, так и процессы общения. Эти влияния становятся особенно резко выраженными в результате проявления различных акцентуаций.
Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательном отношении личности к определенного рода психологическим воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы акцентуации характера. Знание этих типов и умение их осознать, диагностировать позволяет сделать воспитательные воздействия более адекватными, целенаправленными и более эффективными.
Акцентуации характера могут проявляться с раннего детства, но, как правило, их проявления усиливаются в подростковом возрасте (по данным А. Е. Личко). Затем обычно наблюдается их сглаживание, однако характер многих взрослых несет на себе печать акцентуаций (К. Леонгард).
Выразительные признаки характера
Сознательные и преднамеренные действия и поступки позволяют судить о том, что представляет собой человек. Особенности речи — громкая или тихая, быстрый или замедленный темпы, многословие или замкнутость, эмоциональность или сухость — выражают определенные свойства характера. Внешний облик — улыбающееся или хмурое лицо, выражение глаз, походка — также характеризует человека.
Определение характера по всем этим признакам — дело сложное, так как у некоторых людей внутреннее содержание характера замаскировано внешней игрой. Чтобы изучить характер, необходимы длительные наблюдения за человеком в различных жизненных ситуациях.
В истории наук известные попытки объяснения характера различных людей в зависимости от строения и очертания их лица (физиономика), от формы кисти рук и складок кожи ладоней (хиромантия), от цвета глаз и волос и т. д.
Тема 16. Способности
Общая характеристика
Способности — индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею. От способностей зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.
Успех деятельности субъекта зависит от взаимодействия трех компонентов: знаний, умений и мотивации. Действительно, мы постоянно сталкиваемся с примерами того, что успешное выполнение той или иной работы явилось следствием хорошо отработанных умений, творческого отношения к делу, глубоких профессиональных знаний. Но знания и умения могли быть усвоены в результате упорного труда и при отсутствии у человека способностей к этой деятельности. Значит, знания и умения, обеспечивающие успех деятельности, еще нельзя назвать способностями. При наличии же способностей необходимые знания и умения приобретаются легко, человек быстро продвигается в их совершенствовании, достигая значительных результатов в деятельности. С. Л. Рубинштейн считал, что способность становится реальной, когда вбирает в себя систему общественно выработанных операций, но ядром способности является не усвоенная, автоматизированная операция, а качество тех психических процессов, посредством которых эти операции регулируются.
Качества психических процессов, которые лежат в основе овладения знаниями и умениями, определяют успешность выполнения деятельности, то есть составляют сущность способностей.
Природные предпосылки способностей
На протяжении длительного времени способности связывались с особенностями строения головного мозга, выраженного в строении черепа (френология австрийского врача Ф. Галля).
Глубокий анализ проблемы способностей был осуществлен Б. М. Тепловым. Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей. Такие генетически детерминированные особенности нервной системы были названы задатками. Задатки весьма многозначны, они являются лишь предпосылками развития способностей. В развитии способностей они выступают лишь как исходный момент. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими.
Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом, на формирование и развитие способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания. Задатки обусловливают разные пути формирования способностей и влияют на уровень достижения, быстроту развития.
Структура способностей
Виды способностей различают по их направленности, или специализации:
• общие способности — индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности;
• специальные способности — свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности.
Каждая способность имеет свою структуру, состоящую из совокупности психических качеств, необходимых для успешного выполнения деятельности. Различают ведущие и вспомогательные свойства.
Так, по мнению В. А. Крутецкого, ведущими свойствами в математических способностях являются:
• получение математической информации (формализованность восприятия, охватывание формальной структуры задачи);
• переработка математической информации (логическое мышление, быстрое и широкое обобщение математических объектов, экономичность и рациональность мышления);
• хранение математической информации (математическая память);
• математическая направленность ума.
Итак, личность как носитель определенных психологических качеств имеет потенциальные возможности для развития способностей. Они превращаются в актуальные, реальные способности, когда под влиянием требований деятельности начинают складываться во взаимодействующую систему качеств, благодаря которой достигается успех деятельности. Отсюда становится ясным, что способности очень динамичны, подвижны. Взаимодействие развивающихся психических качеств в условиях выполнения различных видов деятельности может выявлять и формировать новые для данного человека способности.
Способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний. Например, у одних людей в структуре математических способностей ведущими являются качества мышления, обеспечивающие операции абстрагирования и переноса, у других — логичность и доказательность, у третьих — память на математическое содержание и гибкое оперирование ими и т.п.
Выполнять тот или иной вид деятельности приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, у кого их нет. Если человек вынужден заниматься этой деятельностью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. По данным Е. П. Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения либо через другую, более развитую способность. Существует множество примеров, когда низкий или средний уровень умственных способностей компенсируется широтой знаний или высокой работоспособностью; недостаточные организаторские способности — высоким уровнем самоорганизации и т. п.
Выделяют следующие уровни способностей:
• репродуктивный уровень, обеспечивающий высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью;
• творческий уровень, обеспечивающий создание нового, оригинального.
Следует, однако, иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает в себя элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.
Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов: «художественному», «мыслительному» или «промежуточному» (по терминологии И. П. Павлова) определяет в значительной мере особенности их способностей. Относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание второй сигнальной системы — мыслительный тип, примерно равное их представительство — промежуточный тип. Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий головного мозга. Для художественного типа свойственна яркость образов, для мыслительного типа — преобладание абстракций, логических построений.
Диагностика способностей
У одного и того же человека могут быть различные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития.
С конца XIX — начала XX в. в психологии предпринимаются попытки измерить способности. Способности изучались такими зарубежными психологами, как Кеттел, Спирмен, Бине, Айзенк и др. Для измерения способностей использовались тесты. Обычно применялась система тестов, возрастающих по трудности, что получило название батареи тестов
В отечественной психологии традиционным является определение способностей через выявление темпа продвижения в процессе деятельности, широты переноса формирующихся психических качеств, соотношения нервно-психических затрат и конечного результата деятельности. Диагностика способностей, основанная на перечисленных принципах, обогащена содержательными методами: диагностика способности к обучению (З.И. Калмыкова), диагностические обучающие программы (Ю. Гутке, У. Волраб) и др.
Исследование способностей ведется с различных сторон:
• выявляется их общественно-историческая сущность в общесоциологическом плане;
• изучается их развитие в конкретных видах деятельности;
• рассматриваются общие механизмы формирования способностей.
Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией и профотбором.
Для определения склонностей (а в какой-то мере и способностей) Е. А. Климов предложил разделить профессии на пять основных типов, в зависимости от объектов, на которые они направлены:
• человек – природа (растения, животные, микроорганизмы);
• человек – техника (машины, материалы, различные виды энергии и т. д.);
• человек – человек (группы людей, коллективы);
• человек – знаковая информация (книги, языки, коды, модели);
• человек – художественный образ (изобразительное искусство, музыка и т. д.).
Склонности молодого человека при решении задач профориентации определяются прежде всего в рамках перечисленной классификации профессий. В целях профориентации применяют также целый ряд других адекватных методов диагностики склонностей и способностей.
Надо иметь в виду, что успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-либо отдельными способностями, а сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность.
Раздел 2 Поздняя взрослость и старость(60… 75…)
⇐ Предыдущая7Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Темперамент и характер
Характер человека напрямую связан со свойствами его психики. Ещё Гиппократ заметил, что люди имеют разную психическую организацию. Он выделил четыре типа нервной системы, назвав их темпераментами. Каждый темперамент характеризует свойственную ему динамику нервных процессов: силу, возбудимость, устойчивость, уравновешенность.
Психические свойства темперамента
Холерика отличает сильная эмоциональная реакция на воздействие внешнего мира, большая возбудимость, неустойчивость нервных процессов, неуравновешенность психики, в которой преобладают процессы возбуждения.
Сангвиник характеризуется сильной реакцией, невысокой возбудимостью, относительной устойчивостью и уравновешенностью эмоций.
Меланхолик имеет повышенную эмоциональную возбудимость, причём, эти эмоции надолго овладевают им, он слабо адаптируется к изменяющейся среде, имеет неуравновешенную психику.
Флегматик — слабо реагирует на воздействие внешних раздражителей, но долго их «переваривает», процессы возбуждения/торможения у него уравновешены, он не любит перемен и слабо адаптируется к изменениям.
Читайте также: 4 типа темперамента человека
Влияние темперамента на характер
Свойства темперамента благоприятны для выработки одних положительных качеств, и тормозят формирование других.
Холерикам свойственно быть активными, решительными, независимыми, уверенными в себе. Зато им трудно даётся скромность, милосердие, терпение, приходится обуздывать гневливость.
Сангвиникам легко выработать в себе щедрость, дружелюбие, сострадательность, зато трудно победить эгоизм, хвастовство, неорганизованность, слабоволие.
Меланхолики в большинстве своём верные, самоотверженные, дисциплинированные люди. А вот избавляться от пессимизма, мстительности, обидчивости, эгоизма им приходится уже сознательно, в зрелом возрасте.
Флегматики — это тактичные, надёжные, покладистые и организованные люди. Обратная сторона медали — нерешительность, скупость, пассивность, робкий нрав.
Темперамент человека — это врождённые свойства психики, канва, на которой личность вышивает узоры своего характера.
Взаимосвязь характера и темперамента
По взаимосвязи темперамента с характером, выделяется несколько психотипов личности:
- Сангвиники — люди, которые имеют подвижный склад ума, быстро подстраиваются под любые ситуации. Не любят быть скрытными, быстро принимают важные решения. Неудачи не выбивают их из колеи, они начинают действовать еще решительнее.
- Холерики — личности с порывистым нравом, импульсивные. Часто возникают эмоциональные вспышки, которые могут приводить к негативным последствиям. Быстро устают из-за нервного напряжения. Наиболее часто подвергаются стрессам, депрессиям, паническим атакам.
- Флегматики — лица, стремящиеся к достижению своих целей. Успешные, невозмутимые, активные люди. Сложно ведутся на конфликтные ситуации, спокойно относятся к трудностям. Верные, умеют выслушать другого человека, помочь в сложной ситуации.
- Меланхолики — ранимые, подвержены постоянной апатии. Боятся сложностей, новых знакомств, отношений. Жалуются на жизнь. Самооценка занижена. Подвержены мнению других людей.
Существуют комбинации психотипов, которые отличаются индивидуальными особенностями.
Классификация характеров
После Гиппократа психологи не раз пытались классифицировать характеры, выдвигая различные критерии анализа.
Типология Э. Кречмера
Классификация немецкого психиатра Э. Кречмера основана на сопоставлении телосложения человека с его характером и предрасположенностью к психическим заболеваниям. Он выделяет три типа характеров.
Шизотимики — тип характера у людей с астеническим телосложением: худощавых, с длинными конечностями и слабой мускулатурой. Основные черты шизотимиков — чрезмерная серьёзность, замкнутость, упрямство, плохая приспособляемость к окружению. Усиление этих качеств ведёт к шизофрении. Общаться с шизотимиками тяжело, они равнодушны к внешнему миру, эмоционально холодны, склонны грезить в мире собственного «Я».
Иксотимики — тип характера присущий атлетам, имеющим сильную мускулатуру, пропорциональное телосложение, высокий рост. Основные черты иксотимиков — стремление к лидерству, выдержка, практичность. Из недостатков — трудности в адаптации, в выражении эмоций. Они коммуникабельны, приветливы, положительно воспринимают внешний мир. При неблагоприятном развитии характера они рискуют заболеть шизофренией.
Циклотимики — характер людей низкого роста, склонных к полноте. Э. Кречмер называет такой вид телосложения пикническим. Он считает, что пикникам свойственна общительность, искренность, эмоциональность, хорошая приспособляемость к обстоятельствам. Возможное заболевание — маниакально-депрессивный психоз.
Типология К. Юнга
Психиатр из Швейцарии К. Юнг выделил два типа характера, взяв за основной критерий направленности психики человека.
Интроверты — люди «на своей волне». Они сосредоточены на собственном внутреннем мире и мало интересуются реалиями внешнего окружения. Интроверты замкнуты, малообщительны, мнительны.
Экстраверты — тип характера с направленностью на внешний мир. Коммуникабельность, инициативность, любознательность — отличительные черты такого характера.
Типология А. Лоуэена
Психоаналитик А. Лоуэн создал классификацию характеров, которые сложились под воздействием психических травм, перенесённых человеком в детские и юношеские годы.
Оральный тип — «травма покинутого». Особенности характера объясняются недостатком любви со стороны родителей в раннем детстве. Такой человек всю жизнь боится одиночества, нуждается в поддержке, не способен на самостоятельные поступки.
Мазохист — «травма униженного». Характер личности, перенёсшей в детстве унижение. Основные черты поведения: чувственность и стыдливость, скованность в проявлении своих потребностей, боязнь свободы и нерешительность. Любит страдать.
Читайте также: Архетип Льва как символ уверенности
Шизоид — «травма отвергнутого». Развитие ребёнка, нежеланного для родителя своего пола: когда папы не хотят сына, а мамы дочку. Кроме того, противоречивость: стремится к совершенству, но считает себя ничтожеством. Испытывает трудности в партнёрстве, тушуется, старается быть в тени.
Психопат — «травма предательства». Характер сложился после крушения доверия к одному из родителей (девочки — к отцу; мальчика — к матери). С трудом сдерживает обязательства, вынужден лгать. Нетерпелив и нетерпим, всегда уверен в своей правоте и стремится всех убеждать. Больше всего переживает за свой имидж.
Истерический тип — «травма несправедливости». Характер сложился под воздействием подавления индивидуальности ребёнка родителями. Истерику свойственны повышенные амбиции, он эмоционален, завистлив, сравнивает себя с другими, сомневается в своих поступках, аккуратен, всё держит под контролем.
Нарциссический тип — «травма неоправданных ожиданий». Личность формируется под постоянным прессом родительских требований к ребёнку: он должен соответствовать их представлениям о совершенстве. Только своими успехами ребёнок может заслужить любовь родителей. Нарциссы вырастают высокообразованными, успешными людьми, энергичными, целеустремлёнными. Они насквозь фальшивы, т. к. вынуждены подавлять своё внутреннее «Я» в погоне за внешними достижениями.
Аномалии характера
Об аномалиях характера говорят, если поступки человека затрудняют и делают невозможным общение. Психотерапевты выделяют несколько видов аномалий поведения.
Возбудимые психопаты — страдают недостатком торможения нервных процессов. Любая мелочь выводит их из себя, в состоянии аффекта они угрожают собеседнику, стремятся пораниться. К длительной работе они не способны, т. к. их разрывает «внутреннее раздражение».
Астенический тип аномалии — быстрая истощаемость психических реакций. Такие люди застенчивы, тяжело переносят неприятности, при малейшем кашле/насморке боятся за своё здоровье, становятся беспомощными.
Паранойяльный тип — нервные процессы заторможены, образуются застойные очаги возбуждения. Такие люди обидчивы и подозрительны — и всегда зациклены на собственной персоне. Надолго запоминают негативные ситуации по отношению к себе, требуют восстановления справедливости.
Положительные качества человека
«Шелками вышито судьбы моей простое полотно». Шёлковые нити здесь — это черты характера, которые делают человека счастливым.
- Бескорыстие
- Дружелюбие
- Рассудительность
- Уверенность
- Целеустремленность
- Упорство
- Искренность
- Оптимизм
- Уважение к другим
- Нравственность
- Честность
- Ответственность
- Аккуратность
- Решимость
- Трудолюбие
Читайте также: Как развить в себе харизму?
- Смелость
- Бережливость
- Чувство собственного достоинства
- Дисциплинированность
- Коммуникабельность
- Пунктуальность
- Вежливость
- Доброта
- Жизнерадостность
- Отзывчивость
- Юмор
- Скромность
- Верность
- Толерантность
- Справедливость
- Эмпатия
- Терпеливость
- Самокритичность
- Воспитанность
Отрицательные качества человека
Редкие родители сознательно воспитывают в своих детях отрицательные качества. Последние формируются как реакция психики ребёнка на среду, в которой он живёт. Там, где нет любви, царит равнодушие — вырастают ядовитые цветы эгоизма, лени, неорганизованности. Такие черты характера делают человека неудачливым. Когда в семье балом правит агрессия и разврат, у детей формируются подлость, жадность, жестокость — они вырастают несчастными.
- Азартность
- Слабоволие
- Безликость
- Зависимость
- Занудство
- Мелочность
- Жадность, скупость
- Избалованность
- Ветреность
- Льстивость
- Безразличие
- Апатичность
- Ревность
- Паникерство
- Закомплексованность
- Властолюбие
- Безжалостность
- Безалаберность
- Надменность
- Самоедство
- Упрямство
- Авторитарность
- Лицемерие
- Безответственность
- Обидчивость
- Самоуверенность
- Агрессивность
- Алчность
- Лживость
- Эгоизм
- Жестокость
- Тщеславие
- Внушаемость
- Раздражительность
- Леность
- Наглость
- Пошлость
- Глупость
- Бесцеремонность
- Нарциссизм
- Трусость
- Гордыня
- Забывчивость
- Злость
- Надоедливость
- Грубость
- Расточительность
- Любопытство
- Небрежность
- Мстительность
- Вульгарность
- Болтливость
- Зависть
Занимательная психология: узнаем характер человека по онлайн-переписке
Общаясь в интернете, любой из нас может создать определенный образ, в котором он хочет, чтобы его видели другие. Распознать характер собеседника по онлайн-переписке может быть тяжело даже профессиональному психологу, что же говорить и об обычном человеке. Но есть некоторые особенности, обратив на которые внимание, вы сможете узнать немного больше о том, с кем общаетесь.
mirputeshestvij.mediasole.ru
Остуствие заглавных букв, постоянная замена их на строчные
Если ваш собеседник ставит строчные буквы даже после точки, значит этот человек всегда концентрируется на чем-то одном, а в его характере есть некоторая небрежность. Если такое происходит не все время, а от случая к случаю, значит на данный момент тот, с кем вы переписываетесь, занят гораздо более важными для себя делами, нежели общение с вами.
Игнорирование знаков препинания
Не спешите думать, что ваш собеседник неграмотен. Скорее всего, он просто невнимателен или вы застали его в момент, когда он торопится. Если же знаки препинания отсутствуют совсем, то вы ведете переписку с бунтарем или тем, кто любит быть в центре внимания.
Слишком много знаков препинания
Если человек ставит по несколько вопросительных или восклицательных знаков, значит перед вами личность эмоциональная и несдержанная.
nnovgorod.bezformata.com
Длина сообщений
Когда ваш собеседник отвечает коротко и лаконично, это говорит о том, что на данный момент времени он не настроен на общение. И наоборот, если человек отвечает вам длинными сообщениями, значит он настроен на длительную беседу.
Обилие смайликов
Если в переписке слишком много смайликов, по поводу и без, это говорит об общительности и некоторой легкомысленности, а также о веселом и задорном нраве. Этот человек точно любит переписываться в интернете. Однако, это совсем не значит, что ваш собеседник также общителен и в реальности.
love-is.org
Отсутствие смайликов
В случае деловой переписки это абсолютно нормально, но в формате дружеского общения это говорит о серьезности и практичности человека.
Пропуск пробелов
Часто так делают люди, немного не от мира сего, странные, но творческие.
Односложные ответы
Вы — инициатор беседы, но на свои вопросы получаете лишь «да» или «нет»? Будьте уверены, ваш собеседник не стремится к общению с вами, но в силу обстоятельств или воспитания не может прямо об этом сказать.
Частое использование форм неуверенности
Человек, который часто употребляет «мне кажется», «наверное», «может быть» и т.д. в переписке, очень неуверен в себе и застенчив.
Будьте более внимательными и вы сможете лучше понимать своих виртуальных собеседников.
Возраст и характер
В характер человека вносят коррективы возрастные особенности.
В подростковом и юношеском возрасте стираются проявления детской психики: страхи, капризы, слезливость, безответственность. Зато появляется стремление к независимости, уязвимость для критики, повышенная требовательность к окружающим, завышенная самооценка, эмоциональная и социальная неустойчивость. Ранняя юность — критический период для формирования психопатий и акцентуаций характера.
В возрасте 30–40 лет личность направлена на претворение в жизнь своих заветных планов. Этому возрасту присущи такие черты как энергичность, предприимчивость, ответственность.
К 50 годам человек расстаётся с мечтами, начинает жить настоящим. К этому возрасту у человека появляется терпимость, рассудительность, мудрость.
Людям в возрасте за 60 присуща неторопливость, умиротворённость, созерцательность. К негативным чертам этого возраста можно отнести обидчивость, ворчливость, раздражительность по пустякам. Некоторые впадают в детство: появляется плаксивость, капризы, детские страхи — круг жизни замыкается.
Старость для человека, что пыль для платья — выводит наружу все пятна характера. В. О. Ключевский
Читать онлайн «Атлас по психологии» автора Домашенко И А — RuLit — Страница 49
Сочетание силы, неуравновешенности ВНД (безудержный тип) лежит в основе холерического темперамента (боевой, задорный, общительный; дей-
ствия порывисты; чувства быстро возникают и резко выражены).
Слабость ВНД лежит в основе меланхолического темперамента (реакция не всегда соответствует характеру раздражителей, быстро наступает запредельное торможение; чувства глубокие; отношения в коллективе налаживаются с трудом, хотя может быть стремление к общению).
Характер (см.) — это целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности.
В характере личность раскрывается со стороны ее содержания, в темпераменте — со стороны своих динамических проявлений.
Характер представляет собой индивидуально-своеобразные сочетания постоянных существенных свойств личности, проявляющихся в ее поведении. В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.
Слово «характер» в переводе с греческого означает «печать», «чеканка». Точнее жизнь, как бы чеканит человеческую личность.
Характер — основа, стержень человеческой личности. Это отражено в народной мудрости: «посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». В этом подчеркивается органическая взаимосвязь отдельных поступков, характера и общей жизненной линии человека. От характера зависят многие успехи и неудачи.
Характер возникает и формируется в течение жизни. Типические черты общества проявляются в характере каждого человека по-разному, в
223
Рис. ХШ.8.
Рис. ХШ.9.
Взависимости от его интересов, способ-ностей, чувств, мотивов, т. е. тех «внут-рэнних условий» (С.Л. Рубинштейн), че
рез которые преломляются все вне-шние воздействия, что и создает ин-дивидуальность личности.
Индивидуальное и общее в ха-актере образуют единство. Ха-рактер одновременно явля-еся и «устойчивым» и «изменявшимся».
С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути каждо-го отдельного человека формирует раззнообразие индивидуальных черт и проявлений характера. С другой сто-
роны, общие обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие черты характера.
Свойства ВНД определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или инертность, общительность или замкнутость. Нервная система влияет и на другие проявления характера — на тонус чувств, речь, внешнюю выраженность движений-Но тип ВНД не предопределяет содержательной стороны личности в целом. Например, такие черты характера как принципиальность, честность, вежли-
4
Рис. XIII.10.
Рис. ХШ.11.
вость можно выработать на базе любого типа нервной системы.
ВНД влияет на процесс формирования отдельных черт характера (легкость, темп, быстроту). Так, например, страстная, порывистая настойчивость быстрее и легче формируется у человека с неуравновешенной нервной системой, а спокойная, медлительная манера поведения — на базе уравновешенной.
Характер часто определяют как навык социального поведения — в его физиологические механизмы входит сложившийся динамический стерио-тип, обеспечивающий проявление от-
дельных черт в обычной обстановке. Ломка проходит с трудом, часто болезненное прекращение привычных дел, потеря ближнего могут привести к изменению характера.
Характер нельзя отождествлять с темпераментом, и в то же время они тесно взаимосвязаны. Темперамент по-своему окрашивает черты характера, придавая им своеобразие (доброта холерика и меланхолика проявляется по разному). С другой, стороны характер может глубоко воздействовать на темперамент, подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности
225
Рис. XIII.12. Формирование характера
воле. Характер взаимосвязан и с другими сторонами личности: интел-лектом, специальными способностями.
Характер человека многогранен и многообразен в своих проявлениях. Вместе с тем он целостен. Целостность постигается стержневыми, наиболее устойчивыми, доминирующими по силе и активности чертами.
В структуре характера выделяет-ся несколько групп черт, выражающих различное отношение личности к дей-ствительности.
К первой группе относятся черты, проявляющиеся в деятельно-ст и: инициативность, трудолюбие, ра-ботоспособность и др.
Вторую группу составляют черты, которые проявляются по о т н о -ш е н и ю к другим: тактичность, Вежливость, чуткость и др.
Третья группа — это система от-ношений человека к самому
,6
себе: самокритичность, скромность гордость и т. д.
Четвертая группа включает черты характеризующие отношения личности к вещам: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д.
Особо следует выделить волевые черты характера. Волевые качества личности — стержень характера. Сила воЛи обеспечивает формирование та-ки>х. положительных черт характера, как целеустремленность, настойчивость и упорство, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание. Слабоволие формирует внушаемость, нерешительность, недоброжелательность, безответственность, несдержанность, упрямство, негативизм и тому подобные отрицательные качества характера.
Выразительные признаки характера
Поступки
и
действия
(сознательные и преднамеренные действия позволяют судить о том, что представляет собой человек).
Особенности речи
(громкая или тихая, быстрый или замедленный темп, многословие и замкнутость, эмоциональность и сухость и т. д.). Все это выражает определенные свойства характера.
Внешний облик
(улыбающееся или хмурое лицо, выражение глаз, как человек ходит, размашисто или мелкими шажками, как стоит — все это также характеризует человека).
Некоторые психомоторные особенности личности отражаются в почерке. Анализ индивидуальных особенностей почерка иногда используется с целью исследования психических состояний испытуемых.
Образцы подписей и их интерпретация представлены ниже.
Определение характера по всем этим признакам — дело сложное, у некоторых людей внутреннее содер-
жание характера замаскировано внешней игрой. Чтобы изучить характер, необходимы длительные наблюдения человека в различных ситуациях жизни, сопоставление слов и дел человека. Определенные профессии накладывают свой отпечаток на человека, на его индивидуально-психологичес-
кие свойства, и в первую очередь на характер. В этом смысле говорят о профессиональном характере врача, военнослужащего, художника, актера и т. д. В равной мере возможен анализ характера учителя. Нетребовательность, несправедливость, бестактность и другие отрицательные ка-
in
РЕЗКИЕ, ПРЯМЫЕ ШТРИХИ — неуступчивость, жесткость установок
БОЛЬШИЕ, ОДИНАКОВЫЕ БУКВЫ твердая последовательность в достижении целей
ПОДЧЕРКНУТАЯ ПОДПИСЬ твердая последовательность в достижении целей
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ШТРИХ В КОНЦЕ ПОДПИСИ — скептицизм
ВЫСОКО ПОСТАВЛЕННЫЙ, УДЛИНЕННЫЙ ШТРИХ — самолюбие, настойчивость
СИЛЬНЫЙ НАКЛОН ВПРАВО быстрота мышления
СИЛЬНЫЙ НАКЛОН ВЛЕВО воля, самообладание
СМЕШАННЫЙ НАКЛОН — несдержанность, ненадежность
ПРЯМОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ сдержанность
ПОДПИСЬ, НАПРАВЛЕННАЯ ВВЕРХ стремление к деятельности, самоутверждение
ПОДПИСЬ НАПРАВЛЕНА ВНИЗ перестраховка, стремление к самозащите
ПОДПИСЬ БЕГЛАЯ, РАЗМАШИСТАЯ быстрая воспримчивость, активность, склонность к самовыражению
Социальный характер
По мере того как личность находит своё место в обществе, формируются социальные черты её характера. Людей одной социальной среды объединяют общие стереотипы поведения. Э. Фромм выделяет два типа социальных характеров:
Плодотворный — основанный на любви, заботе, уважении, знании. Носитель такого характера свободно реализует свою энергию на благо общества. По мнению Фромма в мире нет такого общества, где доминирует плодотворный тип характера.
Неплодотворный — основанный на стяжательной, эксплуататорской ориентации личности.
Неплодотворный тип социального характера делится на несколько подвидов с присущими каждому из них специфическими чертами:
Рецептивный вид. Люди с рецептивной ориентацией настроены на то, чтобы брать всё необходимое от общества, мало что предлагая взамен. Они неспособны к инициативе, самостоятельным действиям, слабовольны и малодушны. Рецептивный человек зависит от других — он ждёт, что кто-то обеспечит его безопасность, даст работу, решит его жизненные проблемы. Предоставленные самим себе, такие люди становятся беспомощными и беззащитными.
Акцентуация характера
Не все черты характера развиты у человека равномерно. Он может быть честным, добрым, в меру справедливым, но у него доминирует над всеми качествами обидчивость, которая настолько гипертрофирована, что граничит с психопатией.
Состояние характера, когда одна или несколько черт доминируют над другими и развиты до предела, называется акцентуацией. Преобладающие качества становятся «ахиллесовой пятой» человека в его взаимоотношениях с другими людьми.
Типы акцентуации характера по К. Леонгарду
Карл Леонгард описал 12 типов акцентуации характера, которые связаны с темпераментом, социальными условиями, особенностями личности.
По темпераменту
Гипертимный тип — повышенная активность в ущерб деловитости и исполнению своих обязанностей. Гипертимику трудно усидеть на месте, довести до конца начатое дело. Он чересчур общителен, склонен к социопатии, алкоголизму, наркомании.
Аффективно-лабильный тип — человек, словно на качелях, меняет гиперактивность своего поведения на состояние подавленности и пессимизма.
Дистимический тип — подавленность настроения и слабость волевой сферы. Люди с акцентуацией по этому типу — пессимисты, имеют заниженную самооценку, не склонны к общению. Из положительных черт — обострённое чувство справедливости, добросовестность.
Аффективно-экзальтированный тип — высокая интенсивность психических процессов выражается в бурных восторгах и экзальтированных состояниях. Повышенная способность к сочувствию, сопереживанию. Очень привязаны к родным и друзьям.
Тревожный тип — люди, неуверенные в себе, боязливые, с трудом идущие на контакт. Они не умеют постоять за себя, часто обижаются. Положительные моменты — требовательность к себе, ответственность.
Эмотивный тип — гиперчувствительные, глубоко переживающие личности, не склонные к конфликтам. Они имеют мягкое сердце, отзывчивы, обиды не высказывают, а глубоко таят в себе.
Социально-обусловленные
Демонстративный тип — люди, склонные к интригам и лжи. Основная их цель — быть в центре внимания, они артистичны, энергичны, коммуникабельны. Лгут для того, чтобы набить цену, привлечь внимание к своей персоне.
Застревающий тип — долго помнят обиды и зло, «застревают» на этих чувствах, затягивают конфликты, усложняют примирение, настойчиво преследуют свои цели.
Педантичный тип — людей этого типа выводит из себя любое нарушение порядка, сами они аккуратны, чистоплотны — того же требуют от окружающих.
Возбудимый тип — люди, которые не умеют управлять собой, своими эмоциями. Часто впадают в гнев, затевают конфликты, планомерная работа, учёба им не под силу. Для собственного самоутверждения возбудимые личности выбирают окружение из слабых людей.
Личностные
Экстраверты — ориентированы на ценности внешнего мира, общительны, энергичны, поддаются чужому влиянию, не имеют стойких убеждений.
Интроверты — живут на «своей волне», в вымышленном мире, не склонны к общению, уединяются, переживаний никому не показывают. В реальном мире нерешительны, действуют замедленно.
Типы акцентуации по А. Личко
Классификация А. Личко разработана для подросткового возраста, когда обычно и формируется акцентуация характера.
Гипертимный тип. Плюсы характера — коммуникабельность, оптимизм, энергичность. Минусы — легкомыслие, недисциплинированность, склонность к аморальным действиям.
Циклоидный тип. При такой акцентуации фаза повышенной активности сменяется фазой депрессии, когда подростка захлёстывает раздражительность или давит апатия. В таком состоянии возможны попытки суицида. Волны активности и депрессии заметны и для самого подростка, и для его близких.
Астеноневротический тип. Личность страдает ипохондрией — всё время находится в болезненном состоянии, постоянно лечится, от всего устаёт.
Сенситивный тип. Человек с отзывчивым, добрым характером. Акцентуация выражается в чрезмерной тревожности, боязни новых контактов, стеснительности.
Психастенический тип. К нему относятся подростки с повышенной рефлексией, мнительные, склонные к фобиям. Их страшит неопределённость, неуверенность в своём будущем. Они пунктуальны, любят всё продумывать и просчитывать наперёд. Аккуратны до тошноты.
GuruTest
Если вы будете хотя бы примерно знать характер человека, вы сможете лучше его понимать. Это очень полезный навык, потому что люди всегда тянутся к тем, кто их понимает, кто чувствует их эмоции.
Типичный экстраверт
Экстраверты любят находиться среди людей, черпать вдохновение из общения. Эти люди говорят очень громко. Общительным людям приходится повышать громкость для того, чтобы фокусировать на себе внимание окружающих.
Экстравертам свойственно выражаться абстрактно, общаться сравнениями, использовать яркие эпитеты. Люди такого типажа чаще интровертов ругаются, используя нецензурную лексику. Самые любимые темы для разговора у экстравертов — эмоции от прочтения книг, от просмотра фильмов, от работы, от общения с кем-то из людей.
Также люди с таким типом темперамента говорят гораздо больше, чем интроверты. Им нужно намного больше слов для описания той или иной ситуации или эмоции. По этой же причине они говорят еще и быстрее. Экстраверты редко используют слова «пожалуйста» и «спасибо». Когда при общении дело доходит до чего-то важного, мысли формируются в слова четко и без лишних слов. Например, вместо «Давай попробуем начать заново» они скажут вам: «Начнем заново». Их слова лишены неуверенности.
Типичный интроверт
Интроверты почти никогда много не говорят. Их удел — это уединение и спокойствие. Они не любят подвергать себя испытаниям без особой надобности. Представителям такого типа темперамента не хочется искать себе проблемы, поэтому в их речи часто можно услышать конструкцию с вводными словами типа «может быть», «давай попробуем», «возможно».
Интроверты не склонны к преувеличениям, они чаще экстравертов думают перед тем, как начать говорить. Они чаще просто молчат или говорят очень мало. Интроверты умеют говорить мимикой и глазами, отлично распознают невербальные сигналы. Они говорят медленно, умеют благодарить. С ними всегда приятно обсудить какую-то конкретную тему.
Интроверты говорят тихо, вдумчиво, без использования частых слов-паразитов. Они очень хорошо формулируют мысли, выражаясь понятными словами и пользуясь продуманными речевыми конструкциями. Чаще всего такие люди общаются о каких-то фактах, о способах решения проблем.
Другие классификации
Психологи проводили множество интересных экспериментов, в ходе которых пытались выяснить, какие темы разговора ближе различным людям. Они выяснили, что добродушным личностям больше нравится говорить об отношениях между людьми. Люди, которые любят учиться и не боятся показаться слабыми, очень часто говорят о чувствах, не скрывают своих эмоций.
Психологи и ученые сходятся во мнении о том, что человек чаще всего использует прилагательные в разговорах, которыми может описать себя сам.
Еще важно обращать внимание на местоимения. «Мы» чаще используют общительные люди, а «я» — замкнутые, нестабильные.
Отличным дополнением ко всему написанному выше будет умение определять характер человека по любимым жестам. Общение состоит из невербальной и вербальной части. Если вы сумеете проанализировать обе, то сможете прочитать практически любого человека за считанные минуты.
На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!
19.02.2019 01:15