Степень выраженности характера акцентуация черт характера


Определение акцентуации

Чрезмерная выраженность черт характера у человека называется акцентуацией. Акцентуированная личность — это человек, чей характер дисгармоничен, что проявляется в усилении отдельных качеств.

В результате персона становится более уязвима по отношению к определенным типам воздействия и подвержена манипуляциям. Такое состояние затрудняет адаптацию личности в некоторых ситуациях. Это крайний вариант нормы, а не патология. Часто акцентуация характера проявляется в период полового созревания.

Пятая шкала. Выраженность мужских и женских черт характера

Пятая шкала содержит 59 утверждений, касающихся таких сфер, как отношение к различным видам профессиональной деятельности, культурные потребности и интересы и т. п. Таковы, например, утверждения: «В детстве Вы играли в «классы»; «Вы любите собирать цветы или выращивать их дома»; «Вам понравилась бы работа медсестры» (типичный ответ для мужчин «неверно», для женщин — «верно»), «Вы любите популярную литературу по технике», «Вам понравилась бы работа инженера-строителя» (типичный ответ для мужчин — «верно», для женщин — «неверно»). Это единственная шкала, в которой отсчет Т-баллов для различных полов производится в противоположных направлениях: как это показано на рис 1, А и Б, значение шкалы в Т-баллах для мужчин возрастает, а для женщин снижается по мере повышения первичного результата.

Уровень профиля на пятой шкале и для мужчин, и для женщин отражает в конечном итоге степень идентификации с традиционной культурной и социальной ролью мужчины или женщины. Выраженный подъем профиля на пятой шкале отражает снижение или отсутствие такой идентификации, явные снижения профиля на этой шкале свидетельствуют о ее высоком уровне. Главным образом идентификация выражается в характере жизненного опыта, эстетических и культурных интересах, профессиональных устремлениях. Утверждения, прямо касающиеся сексуальной сферы, не играют в шкале существенной роли. Снижение профиля на пятой шкале у мужчин говорит, таким образом, а большей избирательности и ограниченности круга интересов, предприимчивости, более выраженном стремлении к преодолению препятствий, меньшей чувствительности к эстетическим тонкостям и оттенкам человеческих отношений. Резкое снижение профиля на пятой шкале свидетельствует о доминантности и склонности к соперничеству в межличностных отношениях. Лица с таким типом профиля могут демонстрировать нарочито мужественный стиль жизни, характеризующийся демонстрацией силы, выносливости, пренебрежения к мелочам. Отсутствие выраженной склонности к рефлексии, к анализу оттенков своего поведения у них связано с ощущением несущественности этих оттенков.

По мере повышения профиля на пятой шкале у мужчин увеличиваются внимание к эмоциональным нюансам и оттенкам отношений, сентиментальность, широта интересов, уменьшается доминантность и грубоватость. Повышение профиля на пятой шкале типично для юношей, отличающихся богатым воображением и артистическими наклонностями. Для мужчин с выраженным пиком на пятой шкале характерны сензитивность и низкий уровень гетероагрессивности. Это подтверждается изучением результатов исследований большого числа мужчин, совершивших насильственные действия[1]. Ни в одном из этих профилей не отмечалось изолированного пика на пятой шкале.

Повышение профиля на пятой шкале у женщин отражает нарастание тех тенденций, которые у мужчин сопровождаются снижением уровня профиля на этой шкале. По мере повышения профиля на пятой шкале у женщин повышаются непринужденность и уверенность в себе, предприимчивость и последовательность внутренне мотивированного поведения, доминантность и гетероагрессивные тенденции. Для женщин с выраженными повышениями профиля на пятой шкале характерны дифференцированные интересы, часто лежащие в области науки и техники, склонность к выбору мужских профессий и занятий, решительность и низкая сензитивность. Повышение профиля на пятой шкале было, в частности, отмечено у женщин — активных членов народной дружины по охране общественного порядка (исследованы Г.X. Ефремовой) и диспетчеров флота (исследованы Р.М. Калитиной).

В ситуациях, требующих принятия традиционно женской роли (в частности, при гетеросексуальных контактах), у них может возникать тревога, которая однако, уменьшается, если в этих ситуациях удается сохранить привычную доминантность поведения. Повышение профиля на пятой шкале характерно для девушек, отличающихся мальчишескими формами поведения и недостаточно дифференцированной сексуальностью.

Снижение уровня профиля на пятой шкале у женщин отражает повышенную чувствительность к оттенкам эмоций и отношений, любопытство, мечтательность, капризность, артистичность, различные эстетические интересы, сентиментальность. Женщины со снижением профиля на пятой шкале отличаются мягкостью, сердечностью, стремлением к защищенности, некоторой пассивностью, склонностью подчиняться руководству, обычно они отличаются несколько сдержанным поведением, что не исключает высокой самооценки.

При очень низком уровне профиля на пятой шкале потребность в защищенности почти никогда не бывает полностью удовлетворена, в связи с чем легко возникает жалость к себе или ощущение «обойденности», обездоленности; чувствительность к оттенкам может перерастать в придирчивость, а сдержанность в выражении положительных эмоций — в ощущение тревоги и вины в ситуациях, при которых такие эмоции от них ожидаются. В частности, чувство тревоги и реакции самоупрека возникают у подобного типа личностей в ситуациях, которые должны были бы вызывать ощущение удовольствия, хотя постороннему наблюдателю такого рода реакции представляются не имеющими основы.

Выраженный пик профиля на пятой шкале может иметь известное значение в диагностике гомосексуальных тенденций (главным образом у мужчин), однако при этом следует иметь в виду следующие моменты:

а) гомосексуальные тенденции при исследовании с помощью методики многостороннего исследования личности могут диссимулироваться;

б) недостаточная идентификация с культурально обусловленной мужской или женской ролью будет определять пик профиля на пятой шкале вне зависимости от наличия гомосексуальных тенденций;

в) при наличии гомосексуальных тенденций пик профиля на пятой шкале может иметь место только в том случае, если в гомосексуальных контактах испытуемый играет роль лица противоположного пола.

В тех случаях, где сексуальная роль не меняется и гомосексуальный контакт возникает только в результате необычного выбора объекта, наблюдается пик профиля на восьмой, а не на пятой шкале. Пик профиля на четвертой шкале более характерен, чем пик на пятой, в тех случаях, где гомосексуализм — результат принадлежности к девиантной группе и средство вызова общественным нормам. Из сказанного ясно, что уровень профиля на пятой шкале имеет гораздо большее значение для характеристики особенностей личности, чем для выявления гомосексуальных тенденций.

В заключение следует отметить, что низкие профили, в которых на пятой шкале наблюдается единственный (на основных шкалах) выраженный пик, могут возникать в результате попытки испытуемого скрыть имеющуюся у него симптоматику или эмоционально насыщенные проблемы. Такое предположение всегда уместно при подобном типе профиля, если отмечается высокий уровень профиля на шкалах L и К или на одной из этих шкал, но даже отсутствие такой картины на оценочных шкалах не позволяет отвергнуть его полностью.

Сочетание с ранее рассмотренными шкалами. Сочетание пика на пятой шкале у мужчин или снижения профиля на пятой шкале у женщин с пиком профиля на второй шкале отражает усиление сензитивности, ранимости, мягкосердечности и блокаду гетероагрессивных тенденций. Черты женственности в поведении сочетаются с тревожностью или склонностью к субдепрессивному аффекту, выражающемуся ощущением слабости, неудачливости, незащищенности или вины. Лица с подобным типом профиля обычно не способны к внешним проявлениям, отражающим ощущения собственной значимости, силы и гордости. В клинически выраженных случаях в зависимости от высоты пика профиля на второй шкале и его уровня на девятой наблюдаются различные тревожные и депрессивные состояния.

Если же пик профиля на второй шкале сочетается с повышением профиля на пятой шкале у женщин или снижением его на пятой шкале у мужчин, то сглаживается характерная для таких показателей по пятой шкале тенденция к соперничеству и самоутверждению, доминантности, решительность и стремление к преодолению препятствий. Аналогичное значение может иметь сочетание описанной картины на пятой шкале с пиком профиля на первой шкале.

Сочетание пика на пятой шкале у мужчин (и снижения на этой шкале у женщин) с пиком на третьей шкале отражает усиление откликаемости на внешние стимулы, артистичности, склонности к фантазированию, капризности, непоследовательности и сентиментальности.

При сочетаниях выраженного повышения или снижения профиля на пятой шкале с пиком профиля на четвертой у женщин отмечается усиление внешних проявлений неконвенциального поведения по мере увеличения уровня профиля на пятой шкале и их уменьшение по мере его снижения. У мужчин же в зависимости от повышения или снижения профиля на пятой шкале при наличии пика на четвертой меняется не столько выраженность, сколько направленность неконвенциального поведения.

Снижение профиля на пятой шкале с подъемом на четвертой у мужчин отражает подчеркнутую демонстрацию силы и независимости при отсутствии уважения к общепринятым нормам. При отсутствии выраженных повышений профиля хотя бы на одной из шкал невротической триады или на седьмой шкале такие лица обнаруживают явные гетероагрессивные тенденции, которые могут реализовываться в агрессивных действиях, особенно у подростков и юношей.

Аналогичный профиль у женщин отражает сочетание принятия культурно обусловленной женской роли с протестом против существующих социальных норм. В то же время принятая роль не предполагает открытого и агрессивного проявления социального протеста. Женщины с такими личностными особенностями склонны создавать ситуации, вызывающие фрустрацию, провоцирующие на выражение недовольства или агрессивное поведение других лиц. В результате женщины такого типа получают возможность проявлять протест, который принимает форму возложения на других вины за подобное развитие событий. Поведение окружающих при этом расценивается как неприемлемое и враждебное (особенно если имеется повышение профиля и на шестой шкале).

Сочетания повышения профиля на пятой и на четвертой шкалах у мужчин при отсутствии выраженных подъемов профиля на других шкалах характерны для лиц, демонстрирующих свое несогласие с принятыми обычаями и формами поведения. Нередко это лица, ведущие нерегламентированный, «богемный» образ жизни. Некоторые из них обнаруживают гомосексуальную тенденцию и открыто признают это в период исследования.

Аналогичный профиль у женщин отражает протест против традиционной женской роли, тем более выраженный и меняющий поведение этих лиц, чем более выражен подъем профиля на четвертой шкале.

[1] Исследование этих лиц было проведено Г.X. Ефремовой в НИИ Прокуратуры.

История развития

Автор понятия «акцентуация» — психиатр Карл Леонгард. Оно было введено в 1968 г. в Германии. Доктор предпочитал использовать его в словосочетании «акцентуированная личность». По мнению Леонгарда, акцентуация — излишне выраженные черты личности, способные выходить за пределы нормы под негативным воздействием определенного типа и вызывать развитие различных психопатий. Он же попытался впервые классифицировать акцентуации. Леонгард считал, что заостренными чертами характера обладает большинство людей.

Позднее этим вопросом занимался советский психиатр А. Е. Личко. Он развил концепцию Леонгарда и ввел понятие «акцентуация характера», под которым подразумевал крайние пределы нормы личности, когда некоторые черты гипертрофированы.

Человек обретает уязвимые места и чувствительность к воздействию определенной психогенной направленности. При этом акцентуация, по мнению Личко, не может представать как психическое расстройство.

Причины возникновения

Множество факторов может спровоцировать развитие личностной акцентуации. Главный из них и наиболее встречающийся — генетическая предрасположенность. Другая причина — недостаток общения в пубертатный период, когда подростка игнорируют ровесники и родители. Социальное окружение сильно влияет на формирование личности.

Нехватка реализации коммуникативного потенциала ребенка может скрываться не только в родительском безразличии, но и в гиперопеке. В таком случае это является причиной отсутствия общения с одновозрастным окружением, что негативно сказывается на дальнейшей жизни.

Акцентуацию могут вызвать неудовлетворенные личные потребности, различные комплексы, расстройства нервной системы и другие соматические заболевания. Статистика показывает, что подобные проявления характерны для личностей, чья работа связана с постоянной коммуникацией. Такое состояние наблюдается у учителей, работников медицины и социальной сферы, медийных персон и военнослужащих.

Патология личности

проф. Владимир Антонович Точилов Санкт-Петербургская медицинская Академия им. И.И. Мечникова

Личность — система отношений человека к себе самому и к окружающей среде (в ее социальном, прежде всего, плане — то есть отношение к обществу).

Известно, что человек — существо биосоциальное. И, рассматривая личность как некую систему, можно представить, что в основе ее лежит, прежде всего, биологическая часть — темперамент, который указывает на силу, скорость, подвижность, динамичность, изменчивость биологических, физиологических процессов. Существует 4 основных темперамента, в чистом виде они встречаются крайне редко, в основном мы наблюдает миксты, когда темпераменты смешиваются, связываются меж собой. Темперамент — часть личности постоянная, стабильная, практически она остается человеку на всю жизнь, и заменить ее почти нельзя. И лишь при тяжелых психотравмирующих обстоятельствах (катастрофических) темперамент может измениться. Темперамент — общебиологическая характеристика, относится не только к человеку, есть и у животных. Судить по темпераменту, какова будет личность, невозможно.

Следующая составная часть личности, «вырастающая» на темпераменте, это характер человека. Перечисление характеров может оказаться бесконечным — сколько людей, столько характеров. Характер во многом зависит как от темперамента так и от социальных факторов: влияние семьи, воспитание, социальное окружение и т.д. Характер — тип отношения со средой.

Следующая составная часть личности — интеллект.

Говоря о личности, очень важно сказать о ее социальной направленности: созидательной, разрушительной и др. Теория Эрнста Крегмера изложены в одной из основных его работ «строение тела и характер». Он связал, изучая личность, зависимость между типом характера и телосложением. Высоких, длинных, с длинными конечностями людей, живущих в своем мире Крегмер назвал глизоидами (Дон Кихот). Другой тип — веселые, активные, разговорчивые, маленького роста (Санчо Пансо) — циклоиды.

Карл Густав Юнг смотрел на людей в более психологическом плане, и отметил, что одни люди погружены внутрь себя, они живут своими мыслями, построениями, фантазиями, а другие имеют связь с внешним миром и живут в мире. Это, вообще, то же самое, что говорил Крегмер, но более четко аргументировано психологически; это изложено в работе «Психологические виды». Первых Юнг называл интровертами (повернутые внутрь), а вторых — эктравертами (повернутые наружу).

Классификации личности не существует, перенос идет из патологии (шизоидная, истерическая, циклоидная). Личность складывается примерно к 25-30 годам, а то и позже. Личность в своем развитии проходит ряд кризов: пубертатный, климактерический и др.

ПСИХОПАТИИ. Психопатия — аномалии развития личности. Чаще всего — биологически (конституционально) обусловленная патология личности с самого рождения (то есть врожденная). У психопатов отягощенная психическими заболеваниями наследственность наблюдается в 83%. Таким образом, психопатия — не болезнь, а особая порода людей, в обществе встречается в 5% случаев. Впервые слово «психопатия, психопат» возникло в нашей больнице Николая Чудотворца в конце прошлого века (В.А. Кандинский, профессор Балинский).

Психопаты — люди, которые с самого рождения воспринимают, и мыслят, и поступают по-особому, не так как все другие. Интеллект формально может быть неизмененным, а зачастую и высоким. Но они не могут адаптироваться к жизни из-за особенностей их волевой сферы и эмоциональной. В эмоциональной сфере это может быть слабостью эмоционального реагирования, либо его усилением. Человек выпадает из жизни, дезадаптируется.

Для психопата характерна тотальность искривления личности, страдают практически все психические сферы, все особенности личности. Личностные изменения стабильны, на всю жизнь. У врачей психиатров выработался такой критерий: психопат тебя всегда раздражает, в отличие, скажем от больного неврозом, к которому испытаешь жалость сочувствие. Иными словами, невротик страдает сам, а больной психопатией заставляет страдать других. Когда человек с психопатическими чертами находится в домашней среде, он выглядит слишком больным, а, находясь в психиатрической больнице, выглядит здоровым.

Существует множество классификаций психопатий. Существует классификация П.Б. Ганнушкина, написавшего «Клиника психопатий, их статика, динамика и систематика». В основе — темпераменты; психопатии могут возникнуть на любом темпераменте, кроме сангвинического.

ПЕРВАЯ ГРУППА. Психопатии в которых наблюдается патология тормозно-возбудимых систем в области настроения, возникают чаще они на фоне холерического темперамента. Называются такие люди гипертимиками, или, по Ганнушкину, конституционально-возбужденными. Они в течение всей своей жизни пребывают в состоянии как-бы легкого маниакального возбуждения, легкого повышения настроения. Люди чрезвычайно деятельные и активные, обладающие оптимическими мечтами, не дающие покоая себе и другим, очень контактные, готовы в любой момент ехать куда угодно. У Гоголя — Ноздрев.

Гипотимики — всю жизнь находятся как бы в состоянии легкой субдепрессии (конституционально-депрессивные). Они всегда чем-то недовольны, недовольны в первую очередь собой, часто ноют, причитают. Персонажи: из мультфильма «Тайна третьей планеты» — Капитан Зеленый: «Ну, что у нас плохого?», ослик Иа, Пьерро.

Но у одного человека, и то, и другое может сочетаться, называются цилотимики, так как настроение меняется циклически.

ВТОРАЯ ГРУППА. Вторая группа психопатий, развивается на флегматическом темпераменте. Характеризуется тем, что имеется застреваемость некоторых процессов.

А. Эпилептиформная психопатия. Люди обладают способностью накапливать эмоции, а затем в какой-то момоент разряжаться, как конденсатор. Наблюдается мощный эмоциональный взрыв. Люди, любят порядок; эти люди человечество в рай будут гнать насильно, они любят все человечество, а не каждого человека в отдельности; под их контролем находится буквально все. Кстати, создатели великих империй в истроии были либо эпилептоидными, либо эпилептиками — мы со слабо выраженными личностными расстройствами: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон, Петр Первый.

Б. Паранояльная психопатия. Здесь люди «застревают» не на эмоциях, а на идеях. Это люди то что называется «упертые». Здесь имеет место сверхценная идея, которая основана на чем-то реальном, нелепости никакой нет, но она очень сильно заряжена и начинает доминировать, человек всю жизнь начинает посвящать ее выполнению. Каждое препятствие на их пути придает сил в несколько раз больше. Это идеи реформаторства, изобретательства, вечного двигателя, переустройства мира. Эти люди называют себя непризнанными гениями, считают, что им все мешают.

ТРЕТЬЯ ГРУППА психопатий развивается на меланхолическом темпераменте. А. Истерическая психопатия. Люди слабые, которые хотят себя показать, продемонстрировать, то есть они хотят не быть, а казаться . Хотят постоянно привлекать к себе внимание. Очень важно для истерических психопатов, чтобы ими восторгались, ну а если это невозможно,то чтобы к примеру их презирали. В конце концов это и неважно: главное, чтобы эти люди вызывали у окружающих хоть какие-нибудь эмоции, так как собственная эмоциональная сфера у них не развита. Эти люди абсолютно не могут существовать в обстановке безэмоциональности, в обстановке равнодушия, когда на них не обращают внимания, туту они просто гибнут, декомпенсируются. Любыми путями стараются «брать» эти эмоции у окружающих: экстравагантность в одежде, прическа, бижутерия, косметика. Люди эти в любой компании стараются быть в центре обстановки, они артисты. Якобы бывют на всех концертах, на все спектаклях. Обращаясь к литературе, здесь можно вспомнить Хлестакова: с Пушкиным «говорил на дружеской ноге». При первой встрече с таким человеком можно попасть под его обояние, он может вызвать у собеседника живой неподдельный интерес. А затем встречается второй, третий раз и смотришь: он как заезженная пластинка — одно и тоже, одно и то же, как артист исполняющий свою роль. У таких людей преобладает первая сигнальная система.

Б. Психоастеническая психопатия — основана на преобладании второй сигнальной системы, и, в отличие от истериков, живущих впечатлениями, психоастеники — люи тревожно -мнительные, живущие своими мыслями, крайне неуверенные ни в себе, ни в окружающих, труд дается им с колосальными усилиями, очень большой напряг сил так как хотя и делают все прекрасно, но вынуждены проверять и перепроверять без конца, так как нет уверенности в что, все сделано правильно. Зато люди эти самые исполнительные, нуждаются в похвале, но никогда не могут стать начальниками. Никогда ни от чего не могут отказаться (общественные нагрузки, дать в долг денег). При декомпенсации у них появляются тяжелые навязчивые идеи.

В. Шизоидная психопатия — люди патологически замкнутые, живут внутри себя своими мыслями, построениями, абстракциями. При резко выраженной шизоидной психопатии эти люди даже выделяются среди других: им «неплевать» на одежду, у них особое выражение лица, необычная мимика, не отражающая эмоций. Склонные к занятиям абстрактными науками: математикой, философией, склонные к созданию уникальных коллекций.

Именно благодаря шизоидам совершаются «прорывы» в науке. Существует такае теория: наступает такое время, когда в науке кризис, идти как-будто некуда, и вдруг вырастает шизоид, который совершает прорыв в науке, подняв ее на следующую ступень. Вслед за эти вылезают масса активных, деятельныъ циклоидов и начинают быстро, но поверхностно разрабатывать это открытие, но не в глубину, а в ширину.

Наряду с психопатиями, как врожденными аномалиями личности, существуют приобретенные личностные особенности, называемые социопатиями (краевые психопатия, так как ядерные — врожденные, то есть собственно психопатии). Причина — воспитание в семье: гиперопека (сдувание пыли с ребенка) — результат появления слабой, беззащитной, неприспособленной личности; наоборот, гипоопека (на грани с безнадзорностью); ситуация Золушки — человек в детстве лишен эмоциального тепла, поддержки — так называемое эмоциональное отторжение со стороны взрослых; ситуация «кумира семьи», когда растят вундеркинда, чаще всего получаются истерические личности.

Наконец, бывают нажитые изменения личности в результате самых разных заболеваний: при эпилепсии, при шизофрении, при сосудистых заболеваниях головного мозга, а также при соматической патологии: «личность язвенника», желчная личность, даже личность при геморрое.

Виды и типы

Андрей Евгеньевич Личко предложил 11 разновидностей акцентуаций, отличающихся особыми характеристиками, наблюдаемыми в подростковый возрастной период. Также ученый выделил несколько видов, различных по уровню выраженности:

  1. Явная. Это акцентуация, проявляющая себя как граница нормы. Ее черты постоянны в течение всего жизненного периода личности.
  2. Скрытая. Вариант акцентуации, когда определенные черты обостряются только в кризисные периоды жизни или в стрессовых ситуациях.

К. Леонгард также приводил классификацию. Личко доработал уже существующую типологию Леонгарда, уточнив некоторые особенности, сократив число типов и объединив часть из них. Кроме того, он изменил суть определений, описывающих некоторые типы. Так, интровертированный тип по Леонгарду соответствует шизоидному по Личко. Ниже приведена более поздняя и распространенная классификация разновидностей акцентуаций.

ЧИТАТЬ Отличительные черты, достоинства и недостатки педанта

Гипертимный

Это люди, отличающиеся отличным тактическим мышлением, однако принятие стратегических решений дается им с трудом. Они не загадывают далеко вперед, не просчитывают ходы и не думают о последствиях тех или иных поступков. Часто слепо доверяют людям и ошибаются, выбирая партнеров и друзей.

Гипертимы отличаются коммуникабельностью и порой оказываются чересчур болтливыми. Они проявляют активность в работе, подвижны. Им сложно усидеть на месте, из-за чего в школьный период возникают трудности в учебе. Такие люди жаждут внимания и стремятся быть лидерами в коллективе. Гипертимные личности часто имеют множество увлечений, но ничем не занимаются всерьез. Им достаточно поверхностных знаний в какой-либо области, после чего предмет изучения быстро надоедает.

Эти люди энергичны, что проявляется в хороших результатах в спорте и всем, что связано с физическими нагрузками. Гипертимы очень выносливы. Это позитивные личности, но очень часто небрежные.

Половые реакции, связанные с сексуальным возбуждением, у гипертима начинают проявляться в раннем возрасте. С объектом влюбленности они стремятся как можно скорее вступить в половое сношение, романтическая связь продолжается недолго. Во взрослом возрасте не пренебрегают случайными знакомствами для удовлетворения либидо, если влюбленность отсутствует.

Лабильный

Люди этого типа отличаются выраженными перепадами настроения и сильной психической чувствительностью. Причина для резкого скачка эмоционального фона не всегда очевидна. Ею может быть неосторожно брошенное другом слово или улыбка и приветливый взгляд случайного прохожего. В связи с этой особенностью будущее для людей этого типа каждый раз выглядит по-другому — то радужное и безоблачное, то унылое и мрачное. К окружающим отношение соответствующее: один и тот же человек может сегодня быть интересным, очаровательным и привлекательным, а завтра — скучным, уродливым и недоевшим.

Личности с лабильной акцентуацией плохо переносят безразличное отношение со стороны близких, расставания, смерть людей и животных, к которым были привязаны. Они отзывчивы и добродушны, легко идут на контакт и заводят новые знакомства.

Непредсказуемость создает легкомысленный образ для людей с лабильной акцентуацией, но на самом деле они способны на глубокие чувства и привязанность.

Циклоидный

Этот вид акцентуации также связан с перепадами настроения, как и предыдущий, но здесь «качели» имеют более заметную амплитуду. Циклоиды характеризуются приподнятым настроением и чувством полной подавленности, сменяющими друг друга по циклу. Такие периоды перепадов длятся около 1—2 недель.

Во время полного расцвета сил, здоровья и энергии циклоиды превращаются в гипертимов. Они начинают заводить новые знакомства и увлечения, стремятся быть в компании, снова претендуют на лидерские позиции.

В периоды депрессии циклоиды становятся ранимыми, повышается раздражительность, наблюдается лень и апатичное поведение. Они проявляют чувствительность к критике, не выносят замечаний и упреков, остро реагируя на каждое высказывание в свой адрес. В это время циклоиды стремятся к уединению, избегают шумных компаний и даже встреч тет-а-тет с друзьями. В период гипотимии эти люди превращаются в вялых домоседов. Все увлечения, приобретенные в предыдущий гипертимический период, сходят на нет, поэтому серьезно такие люди обычно не увлечены.

ЧИТАТЬ Эмоциональное состояние как научный объект

Сенситивный

Это тип акцентуации с повышенной чувствительностью в сочетании с завышенным уровнем требований морали к своей личности и окружающим. Сенситивы робкие и необщительные с малознакомыми людьми, открываются только близким.

Они очень ранимые и неуверенные в себе личности. Это особенно ярко проявляется в ситуации первой влюбленности. В детском возрасте послушны, испытывают уважение и трепет к родителям. Часто проявляют пугливость. Склонны к самобичеванию.

Шизоидный

Личности с таким типом акцентуации замкнутые и молчаливые. Они полностью погружены в собственные переживания и отгорожены от остального мира невидимой стеной. Такие качества, как интуиция и эмпатия (способность сопереживать), у шизоидов развиты плохо. По этой причине им сложно устанавливать контакты, основанные на эмоциональной связи. Увлечения у шизоидов постоянны, к ним можно отнести чтение книг, плавание, йогу и т.д. Командные виды спорта такая личность точно не выберет.

Эти люди сочетают в себе противоречивые качества:

  • тонкую душевную организацию и внешнюю холодность;
  • податливость и внутренний протест, упрямство;
  • наивность и недоверчивость;
  • апатию и целеустремленность;
  • нежелание общаться с людьми и тягу к человеческому обществу;
  • робость и бестактность в высказываниях и т.д.

Внешне все эти проявления выглядят абсурдно и нелогично. Это объясняется тем, что шизоиды эмоционально существуют в иной плоскости, поэтому их мало волнует жизнь других людей. Но в то же время им, как и всем людям, нужны друзья, единомышленники. Однако из-за проявлений шизоидной акцентуации найти друга им очень сложно. Не стоит путать шизоида и шизофреника (больного шизофренией).

Истероидный

Эгоцентрическое поведение, жажда внимания и тоска по восхищению собственной персоной — отличительные черты истероидного типа акцентуации. Самый большой страх таких людей — оказаться опозоренными, осмеянными, опасения, что их планы будут разоблачены. Истероиды отличаются упрямством и общительностью, всегда первыми проявляют инициативу. Интересы и увлечения людей с этим видом акцентуации нестабильны и меняются с течением времени. Главные причины таких перемен — мода и успешность.

Истероиды одновременно проявляют зависимость от чужого мнения и стремление манипулировать окружающими. Так, в подростковом возрасте они часто склонны к шантажу с помощью суицида. Это может выражаться в разных формах, например, в демонстративных попытках резать вены, прыгнуть из окна, принять большую дозу медикаментов из домашней аптечки и т.д. Другие способы обратить на себя внимание, используемые подростками-истероидами, — мнимое или разовое употребление наркотических веществ, побеги из дома, прогулы занятий в школе и т.д.

Что касается сексуального поведения, то здесь истероиды отличаются театральностью. Их либидо не отличается особой силой и находится в пределах нормы. Секс для них — еще один способ обратить на себя внимание, произвести впечатление. Девушки-истероиды с этой целью могут наговаривать на себя и придумывать многочисленные несуществующие сексуальные связи, создавая образ распутниц.

Семь радикалов характера

Данная методика была разработана психологом Виктором Пономаренко и описана в его книге «Практическая характерология». Названия свои радикалы (акцентуации) получили от терминов, которые используются в психиатрии.

Суть данной методики в том, что по внешним признакам (визуальная психодиагностика) можно определить составляющие характера – радикалы. То есть, вы в режиме реального времени можете сделать определенный вывод о характере человека, исходя из его манеры общения и внешнего вида.

Семь радикалов:

  • истероидный (демонстративный);
  • паранойяльный (целеустремленный);
  • шизоидный (странный);
  • эпилептоидный (два вида: возбудимый и застревающий);
  • эмотивный (чувствительный);
  • гипертимный (жизнерадостный);
  • тревожный (боязливый).

Рассмотрим каждый радикал отдельно.

Истероидный (демонстративный)

Обычно эти люди:

  • хотят нравиться окружающим;
  • ведут себя демонстративно и хотят быть замеченными;
  • склонны к манерности;
  • много разговаривают, обращая на себя внимание.

Мимика: эмоции выглядят гипертрофированно – если скорбь на лице, то обязательно вселенская, печаль со слезами, слишком широкие улыбки.

Одежда: вызывающая, яркая, экстравагантная.

Речь: экспрессивная и эмоциональная с драматическими паузами.

Жесты: акцентированные позы и картинные жесты.

Паранойяльный (целеустремленный)

Обычно эти люди:

  • уверенны, самоуверенны;
  • прислушиваются только к своему мнению;
  • стратеги, но не тактики;
  • их масштабы огромны, а цели глобальны.

Они идут по головам, руководствуясь принципом «Кто не с нами, тот против нас».

Мимика: уверенная, властная.

Одежда: опрятность, нет ничего лишнего.

Речь: менторский, уверенный тон.

Жесты: указывающие, рубящие, широкие.

Шизоидный (странный)

Это ярко выраженные интроверты, им присуще непредсказуемое поведение и творчество без шаблонов. Они сами решают, каким законам подчиняться, они «не такие как все». Часто отличаются несуразной внешностью.

Мимика: рассогласование жестов и мимики (сжатые кулаки, а на лице радость).

Одежда: негармонична и неаккуратна, нет четкого образа.

Речь: высокоинтеллектуальная, порой заумная.

Жесты: неловкие, несогласованные, угловатые.

Эпилептоидный (возбудимый)

Это жесткие, даже жестокие люди. Они всегда готовы вступить в бой и конфликт. Склонны слепо верить инструкциям, говоря: «Я всего лишь выполнял приказ».

Мимика: взгляд агрессивный, прямой, мимика скованная и мелкая.

Одежда: спортивный или подчеркнуто официальный стиль.

Речь: жесткая, медленная, вялая.

Жесты: тяжеловесные.

Эпилептоидный (застревающий)

Такие люди тяжело переключаются с одного на другое. Они пунктуальные, системные, прагматичные, неторопливые. Живут по принципу: «Мой дом – моя крепость», что касается и других аспектов их жизни. Если они называют вас другом, то никогда не предадут.

Мимика: уверенный, прямой, порой даже тяжелый взгляд.

Одежда: опрятная.

Речь: медленная, вялая.

Жесты: выверенные, четкие.

Эмотивный (чувствительный)

Такие люди обладают ярко выраженной добротой и эмпатией, поэтому умеют сопереживать другим. Они любят смотреть фильмы с эмоциональными сценами. Склонны избегать конфликтов, уступая собеседнику. Умеют слушать и часто не умеют перечить.

Мимика: неуверенная, слабая.

Одежда: приятная, мягкая, удобная.

Речь: тихая.

Жесты: плавные.

Гипертимный (жизнерадостный)

Эти люди любят жизнь во всех ее проявлениях, они оптимистичны и видят хорошее практически во всех ситуациях. Им присуще отличное чувство юмора. Они гибки при решении задач и умеют быстро переключаться с одного дела на другое.

Мимика: жизнерадостная, живая, энергичная.

Одежда: удобная, универсальная, не сковывающая движений.

Речь: увлеченная. Они могут говорить о чем угодно, главное – процесс и внезапные вспышки вдохновения.

Жесты: быстрые, бодрые.

Тревожный (боязливый)

Таким людям свойственна повышенная тревожность, они постоянно страхуются от ошибок, проверяют все по несколько раз. Боятся сами принимать решения, закрываются при общении. Имеют свои успокаивающие ритуалы (например, поплевать через плечо).

Мимика: неуверенная, слабая.

Одежда: закрытая, неяркая.

Речь: неуверенная, тихая.

Жесты: скованные, самоуспокаивающие.

Вам следует понимать, что приведенные выше примеры по Пономаренко – весьма условные, потому что многие люди демонстрируют разные радикалы, причем зависимо от ситуации. Однако некоторые выводы сделать можно. Учитесь наблюдать и анализировать – и тогда с опытом вы станете правильно интерпретировать поведение окружающих, делая на этом основании выводы о людях.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Условия формирования характера
  • Самопознание: как понять и использовать особенности своего характера
  • Индивидуальный типологический опросник (ИТО) Л. Н. Собчик
  • Типология Бурно
  • Физиогномика
  • Черная триада
  • Характер
  • «Что в характере твоем?»
  • Характер и темперамент
  • Психологический портрет

Ключевые слова:1Самопознание, 4Профайлинг, 4Самопознание

Диагностические мероприятия

Для определения наличия акцентуаций используют:

  1. Тест Шмишека.
  2. ПДО Личко.
  3. Методику Леонгарда.

Важно правильно выбрать метод, чтобы получить максимально достоверные результаты. Стоит отметить, что в развитии акцентуаций выделяют 2 ветки: преходящие акцентуации и постоянные.

ЧИТАТЬ Способы развить харизму у женщин и мужчин

Для некоторых типов характерны интрапунитивные реакции (членовредительство и попытки суицида) и экстрапунитивные (агрессия вымещается на окружающих людях и предметах). В обоих случаях присутствует потенциальная опасность, поэтому важно вовремя распознать и попытаться скорректировать акцентуацию.

Также на фоне долго продолжающейся акцентуации в неблагоприятных условиях возможно развитие депрессивных расстройств и неврозов. Часто наблюдаются демонстративные проявления акцентуаций — бродяжничество, употребление наркотиков, многочисленные случайные сексуальные связи.

Методики корректировки характера

Обнаружив наличие акцентуации, стоит начать с работы над собой. Иногда можно обойтись без коррекции, но она необходима, если состояние мешает адаптироваться в обществе.

Суть лечения и профилактики такого состояния заключается в ослаблении проявления обостренной черты характера:

  1. Если тип истероидный, тогда нужно перестать ожидать похвалу и признание за каждое свое действие, нельзя проявлять позерство и слепо следовать моде.
  2. Шизоидам стоит научиться понимать и принимать эмоции других людей, проявлять доброжелательность. Хорошее упражнение в этом случае «Игра в холерика»: нарочито громкий разговор и жестикуляция помогут понять природу и суть человеческих эмоций.
  3. Гипертимы корректируется через обучение порядку и организацию собственного времени.
  4. Обладателям лабильного типа акцентуаций стоит научиться контролировать собственные эмоции, обрести баланс. К решению проблем нужно подходить с позиции разума, а не эмоций.
  5. Циклоидам стоит завести дневник для записи собственных переживаний. Понять причины смены настроения поможет самоанализ.
  6. Сенситивам понизить чувство дискомфорта поможет чувство юмора. Также не лишним будет хвалить себя даже за небольшие достижения и перестать акцентуировать недостатки.

Если самостоятельно решить проблему не получилось, можно обратиться к психологу. Специалист подберет один из методов психотерапии — групповые занятия, семейные, психотренинги, частные беседы или методику драмы в психологии.

Акцентуация у подростков

На проявление акцентуированной личности у подроста влияют следующие факторы:

  1. Воспитание. Отсутствие контроля или чрезмерное его проявление со стороны родителей влияет на развитие ребенка и его отношения со сверстниками. В негативном ключе это может спровоцировать проявление акцентуаций, а позднее — психических расстройств.
  2. Препятствия при общении с окружающими. Возникает когнитивный кризис, способный привести к нервному срыву.
  3. Ограничение развития. Часто в школе между учителем и учеником устанавливается напряженное авторитарное общение. Ребенок не чувствует себя свободным и не способен самореализовываться в полной мере в такой обстановке.
  4. Отсутствие согласия со своим эго. Возникают проблемы с самооценкой и чувство неполноценности.

Эти факторы являются своеобразными ключами к возникновению акцентуаций в подростковом периоде и могут использоваться для корректировочной работы над сознанием самостоятельно или с помощью специалиста.

Отличие акцентуаций от психопатий

Развитие акцентуированной личности не говорит о наличии психического заболевания или даже небольшого отклонения от нормы. В подростковом возрасте эти состояния переживают 95% людей. Но если создаются неблагоприятные условия, где человек адаптируется с трудом, то простая акцентуация может перерасти в психопатию, избавиться от которой будет очень сложно.

Акцентуация — не патология. Корректировать ее нужно, если состояние влияет на адаптацию и качество жизни. Можно распознать и вылечить разные виды таких состояний с помощью диагностических и лечебных методик, которые постепенно совершенствуются.

Аномалии характера – психопатии. Акцентуация характера

Аномалии характера – психопатии. Акцентуация характера

Аномалия характера, от которого страдает и сам человек и общество, называется психопатией.

Однако это не просто аномалия характера. Психиатры применительно к таким людям говорят «больной психопатией». Это означает, что данный человек не просто обладает «плохим характером», но в силу своих личностных особенностей он – потенциальный пациент психиатра, поскольку врождённые или приобретённые в раннем возрасте аномалии характера формируют дисгармоничный склад личности, а это нарушает социальную адаптацию (приспособление к окружающему миру, другим людям).

Психопатия определяет психический облик человека, накладывает отпечаток на весь душевный склад, в течение всей жизни не подвергается существенным изменениям и мешает самому человеку приспосабливаться к окружающему.

Психопатии свойственны три основных признака, установленные выдающимся русским психиатром П.Б.Ганнушкиным.

1. Тотальность патологических черт характера, которые проявляются всегда и везде, в любых условиях, при стрессах и при их отсутствии.

2. Стабильность патологических черт характера – они впервые проявляются в детском или подростковом возрасте, реже у взрослых, и сохраняются на протяжении всей жизни человека.

3. Нарушения адаптации (приспособления) именно вследствие патологических черт характера, а не из-за неблагоприятного внешнего воздействия.

Шизоидный тип психопатии

Шизоидная психопатия характеризуется эмоциональной холодностью, неспособностью выражать живые чувства и привязанность, скрытностью, патологической замкнутостью и недостатком контактов с другими людьми, неспособностью переживать наслаждение, сниженным интересом к сексуальному общению, оторванностью от реальности и погружённостью в свой внутренний мир, фантазированием про себя, недостаточной реакцией на похвалу или порицание, затруднением в усвоении общепринятых норм поведения, что проявляется в эксцентричных поступках.

Одна из наиболее рельефных характеристик этого типа психопатии – замкнутость и необщительность.

Необычные черты появляются уже в возрасте 3-4 лет. Такие дети не любят шумных забав и подвижных игр, предпочитают тихие, уединённые занятия и не стремятся к активному общению с ровесниками. С самых первых лет жизни дети предпочитают играть одни. В детских учреждениях, когда их пытаются вовлечь в групповые игры, они могут подчиниться, но при первой возможности отходят в сторону и сидят, чем-то занимаясь, в одиночестве. Воспитатели обращают внимание родителей на то, что ребёнок молчалив, редко улыбается и необщителен.

Родители отмечают, что ребёнок очень серьёзен, надолго замирает, как бы обдумывая что-то про себя. Например, во время еды он может застыть с ложкой в руке, уставившись в одну точку или в окно.

У таких детей иногда наблюдаются необычные вкусы в еде, например, ребёнок ест, только если смешать сладкие и солёные блюда, заедает селёдку вареньем, отказывается от любых рыбных или мясных блюд и тому подобное.

Наряду с нормальным интеллектуальным развитием, ранним развитием речи и богатым словарным запасом, у детей-шизоидов возможны затруднения в приобретении двигательных навыков и навыков самообслуживания. Часто такие дети бывают неуклюжими, неловкими, малоподвижными, медлительными. Им трудно научиться одеваться, причёсываться и обслуживать себя, они могут часами сидеть с расчёской или предметом одежды в руке.

Ребёнок-шизоид предпочитает сверстникам общество взрослых, так как взрослые мало обращают на него внимания, и он может быть предоставлен сам себе. Иногда такие дети подолгу молча слушают беседы взрослых, не мешая им и не докучая. С самого детства они проявляют холодность и недетскую сдержанность.

В подростковом возрасте шизоиды резко отличаются от своих сверстников. Замкнутость, отгороженность от ровесников бросается в глаза. Вследствие этого у окружающих возникает к шизоидам особое отношение. С детства их считают странными, относятся к ним настороженно и сторонятся их. Они всегда стоят особняком от компании ребят. Больше всего интересуют книги, зрелища, спокойные настольные игры, конструирование, рисование, лепка. Поэтому контакты со сверстниками весьма избирательны и зависят от интересов.

Начитанность шизоидов, способность к логическому мышлению, интерес к отвлечённым, абстрактным понятиям, сложным философским проблемам, сохранение в памяти значительной информации, способность ответить на многие сложные вопросы, придумав им неожиданное, оригинальное освещение, — всё это обращает внимание родителей и учителей.

Подростку-шизоиду неинтересно общаться с более примитивными сверстниками. На школьной перемене он не выходит в коридор, где одноклассники устраивают шумную возню, а достаёт принесённую с собой книгу и углубляется в чтение. Погружённость в себя и свои увлечения, неумение играть в обычные игры и эмоциональная негибкость отталкивает сверстников от подростка-шизоида.

«Слабое место» шизоида – это запреты или попытки вторгнуться в его внутренний мир, его необычные увлечения и фантазии.

Например, если ему запрещают много читать или препятствуют увлечениям, подросток может оскорбить своих родных, не выбирая выражений, и подчас даже очень обидеть язвительными характеристиками и презрительными прозвищами.

Обнаруживая развитое логическое мышление, прекрасные способности и развитую эрудицию, шизоиды в то же время оказываются совершенно беспомощными в простых житейских ситуациях и не могут найти из них правильного выхода.

Большинство шизоидных подростков страдают от своего одиночества и неспособности найти друга по душе.

В семье подросток-шизоид может не обращать внимания на других детей и родителей, если они его не трогают и не мешают его увлечениям. Если в семье создаётся конфликтная обстановка из-за запретов родителей и требований «быть как все дети», то это может вызвать декомпенсацию, с последующим формированием отрицательного отношения ко всем людям, вплоть до антропофобии(боязнь людей).

В психотравмирующей ситуации возникают невротические реакции – навязчивые опасения, страхи, фобии.

У подростка –шизоида чувство собственной неполноценности бывает связано со стойкой убеждённостью в наличии у себя физического недостатка и даже уродства, из-за которого его отвергают сверстники. Эта озабоченность носит болезненный характер, она не поддаётся переубеждению и коррекции и называется дисморфофобией.

Обычно стремление к самостоятельности у шизоидного подростка ограничивается требованием невмешательства окружающих в его личную жизнь. Вместе с тем подросток может про себя или вслух критиковать существующие правила поведения и порядки в коллективе, насмехаться над идеалами и духовными ценностями общества, его условностями и отсутствием свободы личности. Это называется нонконформизмом.

Шизоиды не любят поступать так, как все, как принято вести себя в обществе. Внутренний мир шизоида закрыт для других людей. Он заполнен необычными фантазиями, предназначенными для него самого. В отличие от истерических фантазий, в которые сам истерик верит, у шизоида нет погружённости в фантастические вымыслы, он чётко отделяет реальную жизнь от своих красочных грёз и фантазий.

Большинство шизоидов любят читать и предпочитают чтение всем остальным развлечениям.

Хобби шизоида необычны и могут поражать своим несоответствием возрасту или общему интеллектуальному развитию, например увлечение древними языками, древнегреческой философией, генеалогией русских царей или китайских императоров, импрессионизмом или абстракционизмом в живописи, эстетикой и тому подобным.

Шизоиды предпочитают профессии, связанные с их увлечениями, например, становятся искусствоведами, историками, философами, математиками, шахматистами, занимаются творческой деятельностью.

Оригинальное мышление и вкус шизоидов часто сочетается с художественной одарённостью, и из них получаются художники-новаторы, поэты и писатели со своим, весьма своеобразным, стилем и языком, полным символических значений и новых, никому не известных, слов, драматурги, создающие новые направления в драматургии, композиторы с весьма своеобразной музыкой, рассчитанной на тонкий, неординарный вкус.

Но, несмотря на значительные достижения в творческой, научной или иной профессиональной деятельности, они остаются совершенно непрактичными в повседневной жизни, не знают простейших обыденных вещей, из которых состоит жизнь большинства людей.

Их необычность проявляется и во внешнем облике. В одежде они либо подчёркнуто изысканны, аристократичны, либо нарочито небрежны, экстравагантны. То же самое с причёской. Необычны их движения, посадка головы, походка, мимика и интонации.

Эмоциональные проявления шизоидов неожиданны и порой непонятны окружающим. У них нет ответной эмоциональной реакции на чужие переживания, они не умеют найти правильную манеру в общении с другими людьми.

С этим тесно связан недостаток сопереживания – неумение разделить радость и горе других людей, понять их огорчения и обиды, волнения и беспокойство.

Всё вместе обусловливает эмоциональную холодность шизоидов. На них часто обижаются другие люди, расценивая многие их поступки как жестокие. Но их внешне кажущаяся жестокость не связана с садистическими наклонностями, а вызвана неспособностью прочувствовать и понять страдания других людей.

Шизоидам свойственно отсутствие внутреннего единства и последовательности всей психической деятельности, причудливость и парадоксальность психики, эмоций и поведения. Эмоциональная диспропорция у шизоидов характеризуется повышенной чувствительностью (это называется гирерэстезией) и эмоциональной холодностью (это называется анестезией) с одновременной отчуждённостью от людей. Об эмоциональности шизоидов психиатры говорят, что это сочетание «дерева и стекла», то есть одновременно и твёрдость, и хрупкость.

С годами шизоиды в качестве компенсации за особое к ним отношение окружающих всё больше отдаляются от других людей, отдаваясь своим чудачествам и необычным хобби. Нарастает замкнутость, эмоциональная холодность, утрированная привязанность к кому-либо в сочетании с отчуждённостью от всех остальных людей, эгоизм и чёрствость к другим и повышенная чувствительность к себе.

Не все шизоиды одинаковы. Среди них есть тонкие, чувствительные натуры и равнодушные, тупые. Бывают мелочные педанты, сухие чёрствые, ироничные, язвительные, встречаются и человеконенавистники, а также скупердяи. Но могут быть и деловые, целеустремлённые в достижении своих высших целей и сметающие на своём пути всё, что им мешает, настойчивые и упорные. Могут быть крайне ранимые и холодные, безжалостные, даже жестокие к другим людям.

Спиртное шизоиды обычно употребляют ради облегчения контактов с людьми, устранения чувства неловкости и собственной неполноценности в общении. Но дозы алкоголя для облегчения отношений обычно невелики, и к алкоголизму это, как правило, не приводит.

Некоторые шизоиды, особенно представители творческих профессий, алкоголю предпочитают наркотики, способные вызвать у них не только психическую, но и физическую зависимость, и прогноз наркомании неблагоприятен.

Динамика психопатий

Психопатические личности довольно часто вступают в противоречия с окружающими. Сами создавая конфликтные ситуации, они делают себе ещё хуже, так как во время конфликта возникает дополнительное психогенное воздействие.

В такой ситуации возникает психопатическая реакция, которая чревата обострением аномальных особенностей характера. Даже после прекращения конфликта психопатическая реакция может сохраняться.

Обострение психопатических черт может произойти и после того, как человек переболел каким-то тяжёлым заболеванием или при хронических заболеваниях внутренних органов.

Психопатические реакции обычно возникают внезапно, в ответ на малозначимые для психически нормального человека, но очень болезненные для психопата события. Реакция больного всегда неадекватна, то есть не соответствует силе раздражителя, вызвавшего её. Чаще всего она выражается в виде протеста, возмущения, гнева, злобы, ярости и даже агрессии и разрушительных действий.

При декомпенсации в течение продолжительного времени наблюдается нарушение способности больного приспосабливаться к окружающим условиям, резко выявляются все аномальные особенности характера и могут возникнуть новые психические нарушения.

Больные психопатией являются группой повышенного риска в аспекте возможности формирования алкоголизма и наркоманий.

Кроме того, больным психопатией свойственно расстройство влечений, и в первую очередь, сексуального. У многих из них наблюдаются сексуальные извращения – садизм, мазохизм, эксгибиционизм, гомосексуализм, педофилия, нарциссизм и многие другие.

Из-за расстройства влечений у больных психопатией могут возникать конфликты с обществом, противоправные действия, включая насилие, и тоже может произойти декомпенсация.

Если вы обнаружили какие-либо настораживающие нарушения поведения и взаимоотношений с окружающими у ребёнка (подростка), — то не следует отчаиваться. Хотя психопатии характеризуются тотальностью и существуют на протяжении всей жизни человека, но все нарушения можно корригировать и лечить.

Главное – обязательно своевременно проконсультироваться у психиатра.

Для того чтобы дети с аномалией ЦНС развивались правильно, очень многое зависит от родителей и педагогов. Не перегружать нервную систему, создать ребёнку оптимальный режим занятий и отдыха, дать ребёнку полноценное развитие, — вот основные рекомендации, которым должны следовать взрослые, чтобы помочь ребёнку с аномалией характера правильно развиваться.

Конкретные рекомендации по воспитанию ребёнка с психопатическими проявлениями родители получат у специалиста. Индивидуальные особенности психики столь разнообразны и порой диаметрально противоположны, что давать какие-либо общие рекомендации просто нецелесообразно, поскольку то, что требуется одному ребёнку, совершенно не подходит для другого. Излишне активным, возбудимым детям показана седативная (успокаивающая) терапия, малоактивным – активизирующая. В каждом случае врач подберёт индивидуальную лечебную тактику.

Аномалии характера – психопатии. Акцентуация характера

Аномалия характера, от которого страдает и сам человек и общество, называется психопатией.

Однако это не просто аномалия характера. Психиатры применительно к таким людям говорят «больной психопатией». Это означает, что данный человек не просто обладает «плохим характером», но в силу своих личностных особенностей он – потенциальный пациент психиатра, поскольку врождённые или приобретённые в раннем возрасте аномалии характера формируют дисгармоничный склад личности, а это нарушает социальную адаптацию (приспособление к окружающему миру, другим людям).

Психопатия определяет психический облик человека, накладывает отпечаток на весь душевный склад, в течение всей жизни не подвергается существенным изменениям и мешает самому человеку приспосабливаться к окружающему.

Психопатии свойственны три основных признака, установленные выдающимся русским психиатром П.Б.Ганнушкиным.

1. Тотальность патологических черт характера, которые проявляются всегда и везде, в любых условиях, при стрессах и при их отсутствии.

2. Стабильность патологических черт характера – они впервые проявляются в детском или подростковом возрасте, реже у взрослых, и сохраняются на протяжении всей жизни человека.

3. Нарушения адаптации (приспособления) именно вследствие патологических черт характера, а не из-за неблагоприятного внешнего воздействия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: