Что определяет социальный статус человека


Значение термина и общая характеристика

Само слово «статус» берет начало еще с Древнего Рима. Тогда оно носило больше юридический оттенок, а не социологический, и обозначало правовое положение какой-либо организации.

Сейчас социальный статус — это позиция человека в конкретной группе и обществе в целом, наделяющая его определенными правами, привилегиями, а также обязанностями по отношению к другим членам.

Он помогает людям лучше взаимодействовать друг с другом. Если человек определенного социального статуса не выполнит свои обязанности, то он будет нести за это ответственность. Так, предприниматель, шьющий одежду на заказ, при срыве сроков, заплатит неустойку. К тому же будет испорчена его репутация.

Примеры социального статуса одного человека — школьник, сын, внук, брат, член спортивного клуба, гражданин и так далее.

Это некая характеристика человека по его профессиональным качествам, материальному и семейному положениям, возрасту, образованию и другим критериям.

Человек одновременно может входить сразу в несколько коллективов и, соответственно, играть не одну, а много различных ролей. Поэтому говорят о статусных наборах. У каждого человека он неповторим и индивидуален.

Понятие социального положения

Важнейшим элементом жизни и деятельности любого индивида является его социальное положение. Оно определяет статус человека, его социальные роли, направления деятельности. От него зависит воздействие членов социума друг на друга, их жизнедеятельность, развитие и совершенствование.
Определение 1

Социальное положение – это статус индивида, обусловленный его семейным положением, должностной и профессиональной ролью, происхождением, половой принадлежностью, социальной ролью.

Социальное положение формируется исходя из финансового состояния личности, ее возраста, пола, образования, имеющихся способностей и навыков, творческого потенциала.

Также, социальное положение, которое индивид получает в обществе может быть определено, исходя из обычаев и традиций определенной нации или государства в целом.

Замечание 1

Стоит отметить, что социальное положение не определяет принадлежность человека к определенному социальному коллективу. Члены одного и того же социального коллектива могут иметь совершенно разное социальное положение.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды социальных статусов 460 руб.
  • Реферат Виды социальных статусов 260 руб.
  • Контрольная работа Виды социальных статусов 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В зависимости от занимаемого положения, человека относят к определенному социальному классу.

Социальное положение характеризуется иерархичной структурой т.е. имеется несколько уровней, которые человек может занимать в обществе.

Рассмотрим уровни социального положения:

  1. Прирожденное положение. Это статус индивида, который был им получен при рождении. Сюда входит: половая принадлежность, раса, национальность. Эти критерии определяют определенную социальную роль, которую человек будет выполнять на протяжении всей своей жизнедеятельности. Прирожденное социальное положение является устойчивым и неизменным.
  2. Приобретенное положение. Это статус, который человек приобретает в ходе своей жизнедеятельности. Сюда входит его карьера и достижения в ней, уровень финансового обеспечения, занимаемый должностной пост. Человек достигает этого положения своими усилиями, интеллектуальными и физическими качествами, наличием талантов. Такое положение отличается нестабильностью т.е. оно может меняться в течение процесса жизнедеятельности, как в лучшую, так и в худшую сторону.
  3. Предписанное положение. Оно предоставляется человеку, независимо от его стремлений и интересов, действий и поступков. Такое положение может определяться, исходя из возрастной специфики развития личности, либо отражать его происхождение. Статус такого человека может быть, как прирожденным, так и приобретенным.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Виды социальных статусов, примеры

Их диапазон достаточно широк. Есть статусы, полученные при рождении, а есть — приобретенные в течение жизни. Те, что приписывает человеку общество, или те, которых он добивается благодаря собственным усилиям.

Выделяют основной и проходящий социальный статус человека. Примеры: главный и всеобщий, собственно, сам человек, затем идет второй – это гражданин. К списку основных статусов также относятся кровнородственные, экономические, политические, религиозные. Перечень можно продолжать.

Эпизодические — это прохожий, пациент, участник забастовки, покупатель, посетитель выставки. То есть такие статусы у одного и того же человека могут меняться достаточно быстро и периодически повторяться.

Может ли человек не иметь социального статуса

Любой индивид обладает парой тройкой статусов, лишится, которых абсолютно невозможно. На смену одного придёт другой заменяющий его. Школьник, закончив одиннадцатый класс, становится, студентом. Гражданин, купивший недвижимость, из покупателя превращается в собственника. Был главным врачом, пошёл на повышение, стал заместителем министра здравоохранения.

Чем больше социальных положений имеет человек, тем многообразнее и интереснее его жизнь.

Предписанный социальный статус: примеры

Это то, что человек получает от рождения, биологически и географически заданные характеристики. Еще недавно никак повлиять на них и изменить ситуацию было невозможно. Примеры социального статуса: пол, национальность, раса. Эти заданные параметры остаются с человеком на всю жизнь. Хотя в нашем прогрессивном обществе уже замахнулись на изменение пола. Так что один из перечисленных статусов в какой-то мере перестает быть предписанным.

Большая часть того, что относится к родственным отношениям, также будет рассматриваться как предписанный вид. Это отец, мать, сестра, брат. А муж и жена — уже приобретенные статусы.

История социальных статусов в России

В Российской Империи выделялись следующие основные социальные статусы, закреплявшиеся в документах и указывавшиеся как «звание»:

  • крестьянин
  • мещанин
  • личный почётный гражданин
  • потомственый почётный гражданин
  • личный дворянин
  • потомственный дворянин

При этом, если имелся какой-либо чин, то вместо указанных категорий населения указывался именно чин.

В Советском Союзе выделялись следующие основные социальные статусы, закреплявшиеся в документах, и указывавшиеся как «социальное положение»:

  • крестьянин
  • рабочий
  • служащий

К категории служащих относились все, кто имел высшее образование или окончил техникум. К категории рабочих относились все, кто не имел указанного образования. К категории крестьян относились жители сельских населенных пунктов, занятых в сельском хозяйстве, не имевшие вышеуказанного образования.

При поступлении на работу (службу) заполнялся «личный листок по учету кадров», в котором имелась графа (№ 6) «Социальное происхождение». Обычно данную графу заполняли одним из следующих вариантов: «из крестьян», «из рабочих», «из служащих». Как правило, указывался социальный статус главы семейства. [4]

Достигаемый статус

Это то, чего человек добивается сам. Прилагая усилия, делая выбор, работая, учась, каждый индивид в итоге приходит к определенным результатам. Его удачи или поражения отражаются в присвоении ему обществом заслуженного статуса. Врач, режиссер, президент компании, профессор, вор, человек без определенного места жительства, бродяга.

Свои знаки отличия имеет практически каждый достигаемый социальный статус личности. Примеры:

  • у военных, силовиков, сотрудников внутренних войск — форма и погоны;
  • у врачей — белые халаты;
  • у людей, нарушивших закон — наколки на теле.

Влияние социального статуса на личность

Роли в обществе редко бывают поверхностными. Такими могут быть разве что те виды социальных статусов, которые присваиваются на короткий промежуток времени: прохожий, пациент, покупатель.

В основном же принадлежность к определённой роли накладывает глубокий отпечаток на всю жизнь человека. Особенное влияние оказывает тот статус, которому субъект придаёт наибольшее значение. Например, профессор, музыкант, спортсмен, серийный убийца и т. д. Приняв на себя серьёзную роль, человек постепенно начинает изменяться, приобретая черты характера и навыки, необходимые для её выполнения.

Врач, если он долгое время проработал в этой сфере, оценивает людей совсем не так, как полицейский. Хирург будет оценивать человека по своим параметрам, сформированным его профессиональной деятельностью. Так же и следователь, проработав годы среди закоренелых преступников, никогда уже не станет прежним.

Роли в обществе

Понять, как будет себя вести тот или иной объект, поможет социальный статус человека. Примеры и подтверждения этому мы находим постоянно. Ожидания в поведении и внешности индивидуума в зависимости от его принадлежности к определенному классу называют социальной ролью.

Так, статус родителя обязывает быть строгим, но справедливым к своему ребенку, нести за него ответственность, учить, давать советы, подсказывать, помогать в сложных ситуациях. Статус сына или дочери — это, наоборот, определенная подчиненность родителям, юридическая и материальная зависимость от них.

Но, несмотря на некоторые закономерности поведения, у каждого человека есть выбор, как ему поступать. Примеры социального статуса и его использования личностью не вписываются на все сто процентов в предложенные рамки. Есть только схема, некий шаблон, который каждый индивид реализует согласно своим способностям и представлениям.

Часто бывает так, что совместить несколько социальных ролей одному человеку сложно. Например, первая роль женщины – мама, жена, а ее вторая роль – успешная бизнес-леди. Обе роли предполагают вложение сил, времени, полную отдачу. Возникает конфликт.

Анализ социального статуса личности, пример его действия в жизни позволяют сделать вывод, что он отражает не только внутреннюю позицию человека, но и влияет на внешность, манеру одеваться, говорить.

Рассмотрим примеры социального статуса и привязанных к нему стандартов во внешнем виде. Так, директор банка или учредитель солидной компании не может появиться на рабочем месте в спортивных брюках или резиновых сапогах. А священник — прийти в церковь в джинсах.

Статус, которого достиг человек, заставляет его обращать внимание не только на внешний вид и поведение, но и выбирать круг общения, место проживания, обучения.

Что такое социальная роль

Под социальной ролью имеют в виду ожидания от человека, ряд действий, которые он должен предпринимать для соответствия своему положению в обществе. Отличие социального статуса человека от его социальной роли заключается в его деятельности, поведении, поступках.
От каждого члена общества требуется соответствие его роли, или модели поведения. Это обеспечивает комфортный уровень доверия, упорядоченности и предсказуемости в отношениях между людьми. Человек должен играть свою роль и выполнять связанные с ней обязанности добросовестно.

За рамки статусного образа выходить непозволительно, чтобы не уронить репутацию в глазах общества или определённого круга. Таким образом, человек невольно становится заложником собственной социальной роли.

Исполнение ролей имеет субъективную окраску и варьируется в зависимости от личных качеств индивида. Те же руководители бывают и демократичными, и авторитарными, и непоследовательными, и фанатичными формалистами. Должностные лица, сотрудники силовых ведомств и врачи — как порядочными, так и нечистыми на руку.

И даже родители воспитывают детей по-разному: от гиперопеки до полной вседозволенности. А искусство знает примеры различного воплощения одного и того же персонажа разными актёрами, художниками или писателями с помощью совершенно разных выразительных приёмов.

Важно!

Социальная роль человека в течение жизни может неоднократно меняться в сторону как повышения, так и понижения статуса. Этому способствуют возрастные изменения, удача, упорный труд, стечение обстоятельств, профессиональный рост, перемена вида деятельности, события личной жизни, утрата здоровья и трудоспособности, социальные процессы и так далее.
Встречается и такое явление, как статусная несовместимость. Это происходит, когда в разных социальных группах человек имеет разный статус и выступает в разных социальных ролях. Например, в обществе единомышленников он авторитетная личность, а на работе или в семье не встречает уважения.
Некоторые, разочаровавшись в идеях, принятых в своём кругу, покидают его, но не могут найти новую среду или находятся на грани разрыва с прежним окружением. В результате его образ жизни становится всё более маргинальным: человек живёт, опираясь на собственный кодекс и ценности, но при этом чувствует несовместимость своих идей с укладом общества. Это часто приводит к расстройству психики. Крайний случай маргинализации – превращение человека в люмпена, бродягу, деклассированный элемент.

Подобное же происходит, когда кто-то, желая подняться по социальной лестнице, оказывается словно изолированным от нового коллектива – среди этой публики он чужой, неуместный, несмотря на свой профессионализм. Следом обычно ухудшаются и его отношения с близкими.

Ещё один классический пример статусной несовместимости – когда молодая мать пытается строить карьеру, обделяя вниманием самых родных людей. В первую очередь от этого страдает ребёнок и эмоциональные отношения с мужем, что ухудшает моральный и психологический климат в семье.

Моральный Садист — Кто Это в Психологии?

Престиж

Не последнюю роль в судьбах людей играет такое понятие, как престиж (и положительный, с точки зрения большинства, социальный статус). Примеры в анкете, которую пишут ученики всех старших классов перед поступлением в высшие учебные заведения, найдем с легкостью. Часто свой выбор они делают ориентируясь на престижность той или иной профессии. Сейчас мало кто из мальчиков мечтает стать космонавтом или летчиком. А когда-то это была очень популярная профессия. Выбирают между юристами и финансистами. Так диктует время.

Вывод: человек развивается как личность в процессе освоения им разных социальных статусов и ролей. Чем ярче динамика, тем более приспособленным к жизни станет индивид.

Социальные статус и роль, основные характеристики и разновидности.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 8Следующая ⇒

Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности.Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. МИДОМ И Р. МИНТОПОМ.

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями : «социальный статус» и «социальная роль». Статус- положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе. Человек может иметь несколько статусов. Но только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным(обусловлен должностью).

Социологи отличают:

1. Предписанный статус – статус, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (этническое происхождение, место рождения).

2. Приобретенный статус – статус определяется усилиями самого человека ( писатель, генеральный директор).

Выделяется также:

1. Естественный статус – предполагает существенный и относительно устойчивые характеристики человека ( мужчины и женщины, детство, юность ,зрелость).

2. Профессионально-должностной — базисный статус личности, фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое положение человека (банкир, инженер, адвокат и т.д.)

Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнять человек в соответствии со своими статусными данными. Каждый статус обычно включает ряд ролей . Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Социология различает:

1. Институциализированные — это ведущие, возникающие на основе социальной структуры общества. Эти роли и исторически обусловлены. Так, средневековой рыцарь, мушкетеры, стрельцы, яхтсмены и т.д.

2. Конвенциональные — роли определяются и возникают произвольно в групповых взаимодействиях и показывают субъективную окраску. Суетливый, нервный человек.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах:

• ролевое ожидание;

• ролевое исполнение

Между этими двумя аспектами никогда не бывает совпадения, но каждый из них накладывает сильный отпечаток на личность. Наши роли определяются прежде всего тем, что ожидают от нас другие.

Существуют ситуации, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей.

13. Социальный статус – социальная позиция человека в рамках группы или общества, связанная с определенными его правами и обязанностями.

Типы статусов

1) генеральный(всеобщий, основной)– ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными правами и обязанностями. Это может быть статус человека («Человек – это звучит гордо»), члена данного общества, гражданина (гражданин России), статусная позиция личности. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формируются наши цели, и проходит наше обучение.

2) предписанные (аскриптивные)– статусы, унаследованные от рождения, например, национальность, социальное происхождение, место рождения.

3) приобретенные (достигнутые)– статусы, приобретаемые индивидом в обществе, благодаря его собственным усилиям, например, профессор, врач, актер, студент, милиционер, карманный вор и т.п.

Статусы могут быть формализованные(например, директор завода) инеформализованные(лидер компании близких друзей), что зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов выполняется та или иная функция.

Явный статус – это статусная позиция, активизированная в определенном социальном контексте, наиболее важная для действий и взаимодействий именно в данной области.

Скрытые статусы – все другие позиции, которые занимает субъект, но которые в данный момент не активизированы.

Именно через явную позицию другие идентифицируют субъекта, представляя его себе как партнера, устанавливая с ним взаимодействие. Более легкому и правильному «опознаванию» субъекта способствуют определенные внешние атрибуты, присущие такой явной позиции (например, ношение униформы).

Жизнь каждого человека складывается из многих социальных позиций, которые он занимает не одновременно, а поочередно (например, младенец – ребенок – подросток – зрелый человек – старик). Во всех подобных случаях мы говорим о последовательной смене статусов. Когда речь идет в профессиональном контексте, о службе, работе, такая последовательность называется карьерой.

Существует иерархия статусов. Выделение главного статуса самоопределяет человека социально. Мы должны уметь сориентироваться, разобраться, решить какие статусы для нас наиболее важные, какие – менее существенные.

Ранжирование статусов определяется социальным престижем. Престиж– это иерархия статусов, разделяемая обществом и закрепленная в культуре, общественным мнением.

В обществе необходимо равновесие статусов, иначе оно не может нормально функционировать.

Статус оказывает немалое влияние на восприятие человека со стороны окружающих. Один американский исследователь представлял учащимся нескольких классов своего колледжа одного и того же мужчину. В одном классе этот мужчина был представлен «как студент из Кембриджа», во втором – как «лаборант», в третьем – как «преподаватель психологии», в четвертом – как «доктор наук из Кембриджа», в последнем – как «профессор из Кембриджа». После того, как иностранный гость ушел, студентов попросили максимально точно оценить его рост. Оказалось, что по мере своего подъема по лестнице академических званий гость неизменно «увеличивался в росте», так что последняя группа оценила его рост на 5 дюймов выше, чем первая. Между тем, рост преподавателя, который ходил вместе с гостем и звание которого не менялось, во всех классах оценили совершенно одинаково.

Социальная роль – (по Р. Мертону) ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе.

Социальная роль – достаточно полная (но не всеохватывающая) поведенческая характеристика. Например, статус преподавателя вуза – это волне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Социальная роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, уровень общей культуры и т. д., т. е. это ожидание нормы поведения личности определенного статуса.

К существенным характеристикам социальной роли относятся ее функциональная целесообразность, а также соответствие ролевых ожиданий определенной культуре, системе ценностей. Функциональная целесообразность порождает много общих черт, в частности, в социально-профессиональных ролевых образцах. Учителя, к примеру, повсеместно должны быть интеллигентными людьми, для них должен быть характерен определенный тип поведения, обеспечивающий эффективность воспитания и обучения. Но что касается социокультурного аспекта роли, то здесь часто возникают различия, и причем достаточно серьезные. Это связано с системой ценностей каждой культуры, а также с тем, насколько высок престиж того или иного статуса в данном обществе. Учитель, его статус в некоторых странах всегда стоял высоко, в других странах учитель может восприниматься как неудачник, интеллигент-чернорабочий.

Социальная роль как средство описания взаимосвязи личности и общества позволяет во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить научно-логическими способами механизмы подключения личности к сложным социальным образованиям.

Типы ролей (по Дж. Морено)

1)«психосоматические» роли, когда поведение связано с основными биологическими потребностями, а проигрывание ролей объективно носить бессознательный характер;

2)«психодраматические» роли, когда поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения;

3)«социальные» роли, когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории (матери, рабочего, христианина).

Роль уже статуса. Статус это набор ролей. Ролевой набор– (Р. Мертон) совокупность ролей, вытекающих из данного статуса. Ролевой набор включает формальные и неформальные роли. Многообразие ролей порождает внутренние конфликты личности, т. е. ролевые конфликты или ролевую напряженность.

14. Социальные нормы — совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа), организация, общество к своим членам в их взаимоотношениях друг с другом, с соц институтами с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца. Это всеобщие постоянно действующие предписания, предполагающие их практическую реализацию. Возникают вследствие потребности в определённом поведении. Важнейшей характеристикой нормы является ее общепризнанность и всеобщность.

Социальная норма является одной из сложных форм выражения социальных отношений. Она состоит из множества элементов, каждый из которых обладает различными свойствами, способными к тому же изменятся в достаточно широких пределах. В социальной норме находит воплощение общественная воля, осознанная социальная необходимость. Именно этим она отличается от так называемых квазинорм. Последние чаще всего носят грубый, насильственный характер, сковывают инициативу, творчество.

Социальная норма выполняет следующие функции. 1. Нормы призваны ориентировать и 2. регулировать поведение людей в различных ситуациях. Регулирующее воздействие состоит в том что, норма устанавливает границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижений. 3. социализирует личность; 4. оценивает поведение; 5. Предписывает модели должного поведения. 6. Средство обеспечения порядка.

Главное общественное предназначение социальной нормы может быть сформулировано как регуляция социальных отношений и поведения людей. Регулирование отношений через социальные нормы обеспечивает добровольное и сознательное сотрудничество людей.

Можно условно выделить следующие группы норм: 1. По носителям: общечеловеческие, нормы О, групповые. 2. По сфере деятельности: экономические нормы, политические нормы, культурные нормы, юридические нормы. 3. Существуют формальные и неформальные нормы. 4. По масштабу действия: общие и локальные. 5. По способу обеспечения: опирающися на внутренние убеждения, на общественное мнение, на принуждение.

Основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости. 1. Обычаи — это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности. Новые поколения людей воспринимают эти общественные способы жизни частично путем бессознательного подражания, частично путем сознательного обучения. При этом новое поколение выбирает из этих способов то, что ему представляется необходимым для жизни. 2. Нравственные нормы — идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены той социальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение несет бедствие всему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что по крайней мере некоторые из нравственных норм данной группы неразумны. Нравственные нормы передаются последующим поколениям не как система практических выгод, а как система незыблемых «священных» абсолютов. В результате нравственные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. 3. Институциональные нормы – совокупность специально разработанных норм и обычаев, касающихся важных моментов деятельности О, воплощенные в соц институтах. 4. Законы — это просто усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения

Нарушение норм вызывает конкретную и четкую негативную реакцию со стороны О, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения Виды санкций – негативные или позитивные, т.е. наказания или поощрения. Однако нормативные системы не являются застывшими и навсегда данными. Изменяются нормы, изменяется и отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Конформизм – полное принятие нормы; девиация – отклонение от нее. Резкие отклонения от нормы грозят стабильности О.

В общих чертах процесс становления и функционирования социальных норм можно условно представить в виде последовательно взаимосвязанных этапов. Первый этап – это возникновение и постоянное развитие норм. Второй – понимание и усвоение индивидуумом системы социальных норм общества, социальной группы, личности, иначе говоря, это этап включения человека в обществе, его социализация. Третий этап – реальные акты, конкретное поведение индивида. Этот этап является центральным звеном механизма социально-нормативной регуляции. Именно на практике обнаруживается как глубоко вошли в сознание личности социальные нормы. Четвертым этапом процесса функционирования нормы выступает оценка и контроль за поведением человека. На этом этапе выявляется степень соблюдения или отклонения от нормы.

Социальные нормы — это социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Поэтому социальные нормы разделяют на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы.

Правовые нормы — это нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания.

Нормы морали — неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание или общественное одобрение.

К социальным нормам обычно относят:

групповые социальные привычки (например, «не задирай нос перед своими»);

социальные обычаи (например, гостеприимства);

социальные традиции (например, подчинение детей родителям),

общественные нравы (манеры, мораль, этикет);

социальные табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство и т.д.). Обычаи, традиции, нравы, табу называются иногда общими правилами социального поведения.

15. Социальный контроль— это, с одной стороны, механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а с другой — социальная практика их использования.

В целом социальное поведение личности протекает под контролем общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида правилам социального поведения в процессе социализации, но и выступают агентами социального контроля, наблюдая за правильностью усвоения образцов социального поведения и их реализации на практике. В этом плане социальный контроль выступает как особая форма и способ социальной регуляции поведения людей в обществе. Социальный контроль проявляется в подчинении индивида социальной группе, в которую он интегрирован, что выражается в осмысленном или спонтанном следовании социальным нормам, предписанным этой группой.

Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций.

Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Типы социального контроля

В социологии различают два основных процесса социального контроля: применение позитивных или негативных санкций за социальное поведение индивида; интериоризация (от фр. interiorisation — переход извне внутрь) индивидом социальных норм поведения. В связи с этим выделяют внешний социальный контроль и внутренний социальный контроль, или самоконтроль.

Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля — формальный и неформальный.

Формальный социальный контроль, основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах — законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.

Неформальный социальный контроль, основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

В процессе социального контроля за нарушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмылка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания — смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.

Внутренний социальный контроль — самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой — в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.

Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.

Сознание человека — это индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание позволяет индивиду рационшшзироватьсвое социальное поведение.

Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями.

В процессе социального поведения индивиду приходится постоянно бороться со своим подсознанием, придающим его поведению стихийный характер, поэтому самоконтроль является важнейшим условием социального поведения людей. Обычно самоконтроль индивидов за своим социальным поведением усиливается с возрастом. Но это также зависит от социальных обстоятельств и характера внешнего социального контроля: чем жестче внешний контроль, тем слабее самоконтроль. Более того, социальный опыт показывает, что чем слабее самоконтроль у индивида, тем жестче должен быть по отношению к нему внешний контроль. Однако это чревато большими социальными издержками, поскольку жесткий внешний контроль сопровождается социальной деградацией личности.

Кроме внешнего и внутреннего социального контроля социального поведения индивида выделяют также: 1) косвенный социальный контроль, основанный на идентификации с референтной законопослушной группой; 2) социальный контроль, основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

16.

Норма — в ряде наук о живых организмах, в том числе о человеке (медицина, биология, а также социология и др.) рассматривается, как некая точка отсчёта, эталон, стандарт — для сравнения с другими вариантами состояния живого объекта (объектов) (которые могут рассматриваться, как девиация, патология).

Патология (от греч. παθος — страдание, боль, болезнь и λογος — изучение) — болезненное отклонение от нормального состояния или процесса развития. К патологиям относят процессы отклонения от нормы, процессы, нарушающие гомеостаз, болезни, дисфункции (Патогенез).

⇐ Предыдущая3Следующая ⇒


Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: