Теория и практика психологии кризисных ситуаций 3699

Понятие кризиса

Часто человек сталкивается с моментом, когда его начинает волновать какая-то проблема. Чувство волнения постоянно усиливается и не покидает его, негативные мысли продолжают беспрерывно посещать его сознание. Зачастую такая проблема возникает по причине перемены, которая послужила толчком для перехода на новый жизненный этап. С этой переменой он не согласен и не готов мириться. Такое состояние именуется кризисом.

В психологии кратко дано определение данного понятия. Психологическим кризисом называется эмоциональное состояние человека, вытекающее из стрессовой ситуации, связанной с нежелательными переменами в жизни. Более развернутая расшифровка определения кризиса в психологии гласит, что кризис – это состояние тяжелого переходного изменения в ощущениях человека, вытекающее из пережитого стресса, связанное с болезнью или полученное в результате душевной травмы. Кризис также определяется эмоционально значимым событием или радикальным изменением статуса в личной жизни, который негативно отражается на моральном самочувствии человека.

Компоненты кризисного состояния

В структуре кризисного состояния можно выделить четыре основных компонента:

  1. Информационная неопределенность – это психологическое последствие дефицита информации, характеризующееся развитием тревоги.

    Тревога является закономерной психологической реакцией в случае, если индивид находится в ситуации ожидания и неопределенности, недостаточности информации, необходимой для осуществления прогноза развития событий.

  2. Эмоциональное напряжение – это психологическое состояние, сопровождающееся ощущением тревоги и дискомфорта, иногда страхом, гневом, отчаянием или депрессией.

    Совокупность гнева, страха, депрессии и т.д., формирует у индивида психическую напряженность, которая характеризуется такими проявлениями как уныние или угнетение. Индивид пассивен, избегает общения, отмечаются расстройства сна и аппетита.

  3. Потенциальная возможность роста и развития – характеризуется тем, что у личности отмечается дисбаланс между его возможностями и потребностями.

    Индивид всеми силами стремится активизировать свои адаптивные и компенсаторные возможности, с целью достижения желаемой цели, но их недостаточно. В результате чего у него возникает кризисное состояние, характеризуемое недовольством самим собой.

  4. Трансцендентные аспекты кризисы – характеризуется тем, что кризисное состояние выходит за пределы непосредственного жизненного опыта индивида.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психология кризисных состояний 410 руб.
  • Реферат Психология кризисных состояний 260 руб.
  • Контрольная работа Психология кризисных состояний 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Практически каждый кризис – это определенный опыт, которого ранее у человека не было. Переживая кризисное состояние, индивид приобретает опыт, расширяя границы уже имеющегося.

Разновидности кризиса в психологии

Существует классификация переживаемых человеком кризисов, которые отличаются по своей форме, источникам возникновения переживаний и этапам его жизненного развития. Так, психология в кризисах жизни проводит разграничение по трем основным направлениям:

  • Невротические кризисы. Основываются на возрастных изменениях и могут быть порождены в сознании человека даже без изменения внешних условий или влияния внешних факторов на его психоэмоциональное состояние. Как правило, свое начало невротические кризисы берут еще в детстве, когда устанавливаются первичные коммуникации с окружающим социумом и средой обитания. Такой вид переломного момента в жизни предопределяет, по сути, необоснованное ничем ощущение безвыходности ситуации, чувство попадания в тупик. Это влечет дезадаптацию личности или, попросту говоря, отшельничество.
  • Кризисы развития. Иначе именуются, как возрастные кризисы. В психологии современности выделяют ряд граничных возрастных этапов, на которых меняется человеческое эмоциональное и психологическое состояние, варьируется восприятие происходящего и отношение к окружающему миру. Изменения формы, длительности и остроты таких переломных моментов зависят напрямую от конкретной личности индивидуума и его типологических особенностей, а также от социальных условий пребывания и педагогического воздействия. Некоторые специалисты считают проявление в психологии кризиса возрастов абсолютно нормальным явлением, поскольку так формируется личностная и характерная составляющие человека, как социальной единицы. Но многие видят в этом злокачественное проявление, которое мешает человеку нормально адаптироваться к общению со сверстниками в детстве и юношестве и находить коммуникации в зрелом возрасте.
  • Травматические кризисы. Психология детей, подростков, взрослых и людей преклонного возраста не застрахована от негативного влияния на сознательные процессы таких внешних факторов, как трагические жизненные ситуации. Аварии, стихийные бедствия и другим катастрофические события дают мощнейший толчок для возникновения вытекающей из стрессового состояния депрессии и длительного кризисного процесса стагнации.

Теория и практика психологии кризисных ситуаций 3699

В современном мире все больше отмечается проблем, обусловленных неблагоприятными последствиями человеческой деятельности. Это вопросы, связанные не только с экологией среды обитания, но и усложнением и обострением социальных конфликтов на уровне отдельного индивидуума, семьи, коллектива, государства и межгосударственных отношений. Многообразие социальных конфликтов, сопровождающихся насилием и жестокостью (локальные военные конфликты, терроризм, криминальная ситуация и т. п.), сильнейшие природные катаклизмы (стихийные бедствия) и техногенные катастрофы еще больше усугубляют бытие человека, нежели это было в прошлом веке.

Эти общечеловеческие кризисные факторы в нашей стране сочетаются со спецификой ее развития. В последние два десятилетия темп жизни россиян значительно ускорился. Социально-экономическое неблагополучие, понижение уровня жизни, потеря практически всеми слоями населения привычных, стереотипных ценностей и установок вызвали массовое увеличение напряжения, проявляющееся в повышении уровня общей тревожности, возрастании таких переживаний, как одиночество, ненужность, бессмысленность существования, неуверенность, страх за будущее и многое другое. В связи с этим в медицине, психологии, социологии все больше исследователей захватывают проблемное поле, обозначаемое как «кризис» (от греч. crisis – решение, поворотный пункт, исход). Сущность понятие кризиса очень точно передана китайцами двумя иероглифами, один из которых обозначает «опасность», а другой – «возможность».

Проблематика кризиса индивидуальной жизни развивалась в основном в рамках профилактической психиатрии. В качестве синонимов термина «кризис» в психологической литературе употребляются понятия «критический период» (Т. Шибутани), «перелом», «переход» (Г. Шихи), «поворотный этап жизненного пути» (С. Л. Рубинштейн), «разрыв» (Л. С. Выготский), «критическая ситуация» (Ф. Е. Василюк).

Теория кризисов формировалась на основе теории эволюции, теории достижения и роста человеческой мотивации, теории адаптации в современном преломлении понятий чрезвычайных и экстремальных ситуаций. Имеет место и влияние психоанализа на теорию кризисов.

Базовыми явились исследования различных реакций на жизненные кризисы в малой психиатрии Л. Линдеманна (1944), психологических и психофизиологических исследованиях стресса, стадий развития дистресса Г. Селье (1956), концепции восьми жизненных циклов и соответствующих им психосоциальных кризисов Э. Эриксона (1959), концепции трех видов кризисов В. В. Козлова (1997).

Можно выделить по крайней мере два характерных аспекта теории кризисов. Первый заключается в том, что она касается индивида, хотя некоторые ее понятия используются применительно к семье, малым и большим группам. Второй – кризис это не только возможные патологические следствия, но и возможности роста и развития личности. Таким образом, вобрав в себя предшествующие теоретические воззрения и практические исследования, теория кризисов сформировала новую психологическую дисциплину – психологию кризисных ситуаций.

Актуальность разработки тематики кризиса личности продиктована высокой вероятностью завершения кризиса максимально выраженной социально-психологической дезадаптацией индивида, ведущей к десоциализации, маргинальности, радикализму, фанатизму, тоталитаризму, деструктивности вплоть до суицида. Однако при наличии адаптационных ресурсов и получения своевременной помощи возможен переход на новый, более высокий уровень развития личности и индивидуализации.

Для сущности природы личностных кризисов характерны следующие черты.

  1. Кризис – это, прежде, всего нарушение внутреннего равновесия (психического, душевного, эмоционального) или гомеостаза человека, возникшее в результате средовых воздействий.
  2. Любой кризис является поворотным пунктом в развитии личности. В зависимости от того, по какому пути (конструктивному или деструктивному) станет дальше развиваться индивид, сложится и вся его дальнейшая жизнь.
  3. Кризис не возникает сам по себе, он является следствием субъективного идеаторного и чувственного восприятия различного рода социальных, природных и экономических воздействий или ситуаций, нарушающих привычные жизненные стереотипы и создающих препятствие, вызывающих переживания или действия, когда человек не в состоянии самостоятельно их разрешить.

Следует подчеркнуть, что в процессе жизни любой человек сталкивается с переживанием кризиса. Минимум это возрастные кризисы, кризисы межличностных отношений или семейные драмы. Среди событий, которые могут привести к кризису, исследователи выделяют такие, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, создание семьи, резкие изменения социального статуса и т. д. Теоретически жизненные события квалифицируются как ведущие к кризису, если они «создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению основных потребностей…» [6, с. 28] и при этом ставят перед индивидом проблему, «от которой он не может уйти и которую не может разрешить при помощи имеющихся в его опыте способов адаптации» [там же].

Таким образом, можно говорить о неизбежности переживания кризисов любым человеком как необходимом моменте жизни, процесса индивидуализации, социально-психологического процесса развития и становления личности и группы. По сути, кризис – это кризис жизни

, критический момент и поворотный пункт жизненного пути. Как отмечает В. В. Козлов, кризис – это всегда момент выбора из нескольких возможных альтернатив, момент выбора регрессивного или прогрессивного решения в дальнейшем развитии [2, с. 10]. Он определяет кризис как естественное (возрастной и экзистенциальный кризис) или искусственное (антропогенное, техногенное, социогенное) препятствие на жизненном пути, преодоление которого невозможно личностью или группой привычными ресурсами [там же, с. 8].

Если содержание понятия «кризис» нам уже известно, то понятие «ситуация» требует раскрытия.

Основываясь на анализе проблемы личностно-ситуационного взаимодействия, Н. Г. Осухова предлагает дать следующее определение ситуации: ситуация – это отрезок жизненного пути, система объективных и субъективных элементов (внешних и внутренних условий), которые объединяются в жизнедеятельности человека в тот или иной момент его жизни [6, с. 9].

Общепринятым стало представление, что поведение человека определяет не объективно существующая, а субъективно переживаемая ситуация, такая, какой она существует для него (Х. Хекхаузен). Т. Шибутани определил, что «поведение человека зависит не столько от объективного, сколько от субъективного аспекта ситуации, – от того, как сам человек определяет данную ситуацию» [9, с. 166−167].

Подведя итоги анализа воззрений различных авторов на связь личности и ситуации, Н. Г. Осухова [6, с. 17] делает выводы:

  • поведение человека в жизненной ситуации (в том числе и трудной) – результат взаимодействия внешних и внутренних условий;
  • охарактеризовать процесс прохождения человеком трудных экстремальных ситуаций и переживание возникших в связи с этим кризисов – значит определить, что именно происходит между этими двумя сторонами, «внешними» и «внутренними» условиями, найти личностные структуры, посредством которых человек устанавливает и регулирует данное равновесие, причем как в ситуациях повседневной, обыденной жизни, так и в сложных, проблемных, трудных, а то и экстремальных ситуациях своей жизни.

В нормальном цикле жизни человек постоянно сталкивается с неприятными ситуациями обыденной (повседневной) деловой, учебной, семейной жизни. Именно такой термин (daily hissles – повседневные неприятности) ввел для обозначения подобных ситуаций Р. Лазарус (R. Lazarus) еще в 1970-х гг. В этом понятии имплицитно содержится идея о необходимости выделять уровень сложности трудных ситуаций.

Вопрос о трудной для человека жизненной ситуации возникает тогда, когда внешние по отношению к человеку изменения в окружающей среде нарушают относительное равновесие внешних и внутренних условий бытия (адаптацию к жизни) или угрожают нарушить его деятельность, отношения со значимыми людьми, привычный для него образ жизни в целом или в одном из жизненных пространств, создавая тем самым потенциальную или актуальную угрозу существованию и удовлетворению основных жизненных потребностей. Данную характеристику трудной жизненной ситуации Н. Г. Осухова считает базовой [6, с. 29].

Восстановление утраченного равновесия может потребовать от человека активности, направленной вовне (приложения значительных усилий, энергетических затрат), либо серьезных изменений во внутреннем мире – преобразования самого себя. Причем результат всех этих усилий неясен (ситуация неопределенности).

С психологической точки зрения

, по мнению Н. Г. Осуховой [там же],
трудной жизненной ситуацией
можно называть такую ситуацию, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов деятельности (поведения), выработанных в предыдущие периоды жизни. Не просто нарушаются привычные отношения человека с миром, но становится невозможно приспособиться к этим изменениям без серьезной работы во внешнем или во внутреннем мире. Для всех трудных жизненных ситуаций характерно
нарушение устойчивости привычного образа жизни
(в том или ином пространстве бытия) и
возникновение необходимости изменений.
Н. Г. Осухова определяет критическую ситуацию как ситуацию невозможности

, т. е. ситуацию, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренней
необходимости
своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.).

И В. В. Козлов и Н. Г. Осухова, на наш взгляд, наиболее точно выделили сущностные характеристики психологии кризисных ситуаций. Ввиду неоднозначного взгляда различными исследователями на генезис и классификацию кризисных состояний мы предлагаем взять за основу единый критерий, установленный современным законодательством.

Определение понятия «трудная жизненная ситуация» представлена в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения», принятый Государственной Думой РФ от 10.12.1995 г. № 195 (ст. 3). В нем трудная жизненная ситуация понимается как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно. То есть в качестве критерия звучит невозможность преодоления жизненного препятствия привычными ресурсами или, другими словами, – нарушение адаптации к жизни.

Из перечисленных и исследователями, и законодательством характерных признаков ключевыми, на наш взгляд, являются: нарушение привычных жизненных стереотипов, создающих препятствие («невозможность») и вызывающих переживания или действия, когда человек не в состоянии самостоятельно их разрешить.

В качестве основной цели психологии кризисных ситуаций выступает изучение причин формирования и развития изменений психической деятельности человека с учетом его личностных особенностей под влиянием субъективно угрожающих или тотальных внешних средовых воздействий с последующей реализацией практических потребностей индивида или социальных (профессиональных) групп населения в краткосрочной и доступной психологической (психокоррекционной) помощи. При этом как субъективно значимые, так и объективные психотравмирующие внешние средовые воздействия не только определяют потребность в психологической помощи, но и зачастую влекут юридические последствия. Главными параметрами, определяющими основные типы критических ситуаций и их отличия, являются внешние и внутренние условия жизнедеятельности человека, тип его активности и специфичность жизненной необходимости, оказавшаяся блокированной и создающая «невозможность» дальнейшей жизнедеятельности.

Чтобы соотнести содержание кризиса и стресса, приведем этапы развития стресса, описанные Г. И. Косицким [2, с. 193].

  1. Вначале – стадия мобилизации, сопровождается повышением внимания, активности. Это нормальная, рабочая стадия. Нагрузки, даже частые, протекающие на этой стадии, приводят к тренировке организма, повышению его стрессоустойчивости − первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем;
  2. Вторая стадия стресса, или «фаза стенической отрицательной эмоции», носящей стеничный, активно-действенный характер: ярость, гнев, агрессия. Ресурсы организма расходуются неэкономно. Повторные нагрузки приводят к истощению;
  3. Фаза «астенической отрицательной эмоции». Наступает черед отрицательных эмоций, носящих астенический, пассивно-бессильный, упаднический характер. Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации;
  4. Последняя стадия – невроз, срыв. Человек деморализуется, смиряется с поражением. Наступают негативные последствия, которые стресс оставляет в организме: депрессия, начальные стадии психосоматического заболевания.

Последние три стадии, собственно, и представляют зону кризисного состояния личности.

Некоторые исследователи [6, с. 36] выделяют два рода кризисных ситуаций

, различающихся по степени оставляемой ими возможности реализации внутренней необходимости жизни.

Кризис первого

рода может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которого человек может выйти сохранившим в существенном свой жизненный замысел и удостоверившим свою самотождественность.

Ситуация второго

рода, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат переживания этой невозможности – метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа-Я.

Данное разделение можно оспорить, так как «кризис первого рода» не соответствует ведущим признакам – отсутствует «невозможность» разрешения проблем самостоятельно.

В современной теории кризиса выделяют следующие основные понятия кризисных ситуаций [2, с. 9].

Личностный кризис

− это психологическое состояние максимальной дезинтеграции (на внутрипсихическом уровне) и дезадаптации (на социально-психологическом уровне) личности, выражающееся в потере основных жизненных ориентиров (ценностей, базовой мотивации, поведенческих паттернов), возникающее в результате препятствий в привычном течении жизни субъекта.

Кризисное состояние

− это пролонгированный во времени личностный кризис.

Кризисная личность

– субъект, который вследствие посткризисной негативной дезинтеграции становится носителем девиантного или делинквентного поведения, нервно-психического или психосоматического расстройства как качеств личности, способа адаптации к социальной среде.

Уровень уязвимости

– способность ожидать (или избегать) бедствия, ограничить его воздействие, умение справиться с ним, а также оправиться от его последствий [6, с. 71].

Ситуации, приводящие к определенному кризисному состоянию, традиционно подразделяются:

  • на стрессовые события (травмы, катастрофы, войны, потеря близких и т. п.), провоцирующие различные виды кризисных реакций (острая реакция на стресс вплоть до реактивного психоза), отсроченная реакция на стресс от двух месяцев до одного года (посттравматическое стрессовое расстройство) и сверхотсроченная реакция на стресс (шоковая травма);
  • переход на следующую возрастную ступень (возрастные кризисы);
  • переход на новый этап личностной трансформации (экзистенциальные кризисы).

Кризис является одним из неизбежных и необходимых моментов жизни, одной из движущих сил развития, в том числе и развития личности, группы, общества. Следовательно, кризис − необходимая часть жизни индивида и общества, человечества в целом как организма; кризис – это всегда момент выбора из нескольких возможных альтернатив, момент выбора регрессивного или прогрессивного решения в дальнейшем развитии.

Кризис всегда является дезинтеграцией, но предлагает два ее варианта – позитивная, когда личность повышает уровень своей целостности, или негативная, когда становится болью для себя и для общества. От того какой именно выбор будет сделан, зависит вся последующая жизнь индивида.

Все личностные кризисы для лучшего понимания и детализации условно можно разделить на две основные категории.

Внутренние кризисы

– возрастные, жизненные и экзистенциальные (т. е. кризисы, причиной которых является естественное развитие личности).

Внешние кризисы

− в качестве стрессора в них выступают внешние травматические события – экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным следствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких. Эти ситуации воздействуют на психику человека, вызывая у него травматический стресс, психологические последствия которого выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой жизни и здоровью. Согласно МКБ-10 эти кризисные ситуации вызывают следующие реакции личности:

  • острые реакции на стресс, где стрессогенный фактор − это некое событие в жизни, несущее прямую угрозу жизни человека (война, нападение, катастрофа, изнасилование и т. д.). Острые реакции на стресс включают кризисные состояния, острую кризисную реакцию, боевую усталость;
  • шоковая травма – психический шок, отсроченная болезненная реакция на шоковую травму проявляется и через несколько лет в виде неадаптивного поведения или психосоматического заболевания;
  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – отставленная или затяжная реакция переживания травматического стресса.

В зарубежных и отечественных исследованиях ПТСР основное внимание уделялось ветеранам войны во Вьетнаме (работы американских психологов), в Афганистане и Чечне (российские психологи). Что происходит с человеком, переживающим травму? Как можно осуществлять его психологическую реабилитацию и социальную реадаптацию? Эти вопросы были центральными в исследованиях.

В настоящее время ПТСР все чаще используется применительно к последствиям катастроф мирного времени, так как получены данные, свидетельствующие о клинико-патогенетическом единстве этих состояний. Клас­сификация наиболее частых причин в мирное время предполагает выделение следующих психотравмирующих факторов: природные (климатические, сейсмические), экологические и техногенные катаклизмы; пожары; террористические действия (они в России имеют систематический характер); сексуальное насилие; присутствие при насильственной смерти других в случае разбойного нападения; несчастные случаи, в том числе при транспортных и производственных авариях; семейные драмы.

Безусловно, акцент необходимо делать на самых многочисленных травматических ситуациях. Так, по данным МСЧ России, в 2008 году на территории Российской Федерации произошло 2154 чрезвычайных ситуаций. Из них 1966 ЧС носили техногенный характер. При этом погибли 4455 человек, пострадали 2176. ЧС природного характера составили всего 162 случая, погиб 21 человек, пострадали 1249. В 2007 году показатели были более серьезные. Число пострадавших, т. е. нуждавшихся в медико-психологической помощи, составило 27 335 человек. Это 27 тысяч 335 человеческих судьбы!

Последние события конца 2009 года (теракт с «Невским экспрессом»), начала 2010 – землетрясение на Гаити (погибли свыше 170 тысяч человек), подтверждают многофакторность причин кризисных ситуаций. Последствия тотальной стихии на Гаити потребовало мобилизации сил для оказания гуманитарной помощи всего мирового сообщества.

По подсчетам У. Пекоры, директора геологического управления США, за последнюю тысячу лет от землетрясений и извержений вулканов погибли от трех до пяти млн. человек. В сводных данных о сильнейших землетрясениях мира в XX веке приводятся сведения более чем о 340, в том числе катастрофических, сопровождавшихся большими человеческими жертвами.

Исследователи, изучавшие частоту психических нарушений, наблюдавшихся при землетрясениях, приходят к выводу, что в момент воздействия острые реактивные психозы возникают у 10−25 % пострадавшего населения. Число лиц, у которых выявляются психические расстройства на последующих этапах развития ситуации, варьирует в широких пределах: от 3 до 35 % пострадавшей популяции. Так, выявлено, что в течение года после землетрясения в Манагуа количество госпитализаций в психиатрические стационары увеличилось в два раза; значительно (и достоверно) возросла заболеваемость неврозами. Невротические и психосоматические нарушения, связанные с перенесенной катастрофой, отмечаются у пострадавших на протяжении ряда лет.

Особое место психология кризисных ситуаций занимает в организации системы медико-психологического сопровождения деятельности сотрудников правоохранительных органов, чья профессиональная (служебная) деятельность носит экстремальный характер. Помимо потенциальной витальной угрозы, возникающей в результате вооруженного противостояния с антисоциальными элементами, огневому противоборству с вооруженным преступником или группой присущи такие условия, как чрезмерность (сверхнормативность, сверхнеобычность) и протяженность внешних средовых воздействий, в том числе кратность или частота участия в них сотрудников. Примером может служить выполнение служебно-боевых задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Северо-Кавказском регионе (СКР). При этом отмечается такая характеристика трудового процесса, как внезапная смена жизненного и профессионального стереотипа (новые условия жизнеобеспечения), которые у определенной части лиц могут вызывать нарушение психологической адаптации.

Качественная составляющая напряженности трудовой (служебной) деятельности сотрудников отражает нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств и эмоциональную сферу сотрудника. При чрезмерном или протяженном психоэмоциональном напряжении, превышающем барьер психической устойчивости, адаптивная стресс-реакция переходит в патогенную, проявляющуюся в дезорганизации психосоциальных и психобиологических функций индивидуума. Возникающие при этом состояния психической дезадаптации проявляются в снижении работоспособности, повышенной утомляемости, аномальных личностных реакциях, девиантных формах поведения (злоупотребление алкоголем, суицидальные тенденции, агрессивность, импульсивность поступков и др.), в нервно-психических и психосоматических (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма, кожные заболевания и др.) нарушениях.

Безусловно, на сотрудников ОВД помимо специфики профессиональной деятельности воздействуют и общие внешнесредовые факторы и социальные условия жизни, неблагоприятно отражающиеся на показателях здоровья граждан России. К ним относятся:

  • социально-экономические факторы (низкая материальная обеспеченность, алкоголизм, табакокурение, наркомания и т. п.);
  • низкий уровень медико-санитарного просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни, что приводит к низкой приверженности населения здоровому образу жизни;
  • плохое финансирование системы и низкая нормативно-правовая база здравоохранения, следствием чего является низкий уровень материально-технической базы, а, следовательно, – низкая мотивация кадров к качественному труду и т. п.

Сочетание особенностей профессиональной деятельности и общих неблагоприятных условий еще в большей степени усложняет задачу по охране психического здоровья сотрудников ОВД.

Постоянная психоэмоциональная напряженность является значительным деформирующим фактором в профессиональной и социально-психологической деятельности сотрудников.

Профессиональная деформация (ПД) представляет собой изменения профессиональных возможностей и личности сотрудника в асоциальную сторону, возникающую в результате негативных особенностей организации, содержания и условий профессиональной деятельности. Крайняя степень – профессиональная деградация, когда нарушение закона, аморальность, асоциальное поведение или профессиональное бессилие делает невозможным дальнейшую службу. Исследования показали, что ПД до 5 лет службы маловероятна; 6−10 лет – средняя вероятность, 11−15 лет вероятность высокая, свыше 15 лет – неизбежная.

Проведенные нами исследования показали, что распространенность психогенных реакций и состояний имеют четкую корреляцию с длительностью пребывания в Северо-Кавказском регионе [4].

Завершая тему закономерностей распространенности психических нарушений среди сотрудников, следует указать на прямую корреляционную связь снижения успешности службы с психической заболеваемостью.

Проведенный анализ показал, что в группе сотрудников с психическими нарушениями почти в три раза увеличивается число неуспешных сотрудников и снижается число успешных. Это свидетельствует не только о неблагоприятной тенденции генерации преимущественно пограничных психических расстройств у сотрудников, но и способности службы изменять в определенной степени общую структуру личности за счет вторично усвоенных форм поведения в связи с постоянным общением с правонарушителями и работой в экстремальных условиях. Поэтому в процессе службы статистически достоверно увеличивается число так называемых акцентуированных личностей, т. е. происходит определенное личностное «заострение», выпячивание каких-либо одних личностных черт за счет подавления других.

Психические и физические перегрузки и экстремальные факторы, обусловленные спецификой профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, обусловливают потребность в новой модели организации медико-психологических профилактических мероприятий.

Нам представляется, что с позиции рационального повышения эффективности мероприятий по охране здоровья, профилактической психогигиенической и лечебно-восстановительной работы необходимо выделить приоритетные категории лиц, которые в первую очередь и в обязательном порядке должны проходить плановые диагностические и восстановительные мероприятия. Объем обследований и оказания медико-психологической помощи должен быть дифференцированным, т. е. определяться в зависимости от категории обследуемых, отведенного времени, степени и тяжести перенесенных экстремальных воздействий и т. п. Такой системный подход позволит рационально распределять и использовать материальные и финансовые затраты, что особенно важно в условиях недофинансирования ведомственного здравоохранения.

С учетом современных воззрений на психологию кризисных ситуаций для рациональной и целевой организации профилактических психодиагностических обследований и реабилитационных медико-психологических мероприятий в ОВД можно выделить следующие приоритетные категории сотрудников органов внутренних дел.

Первая

обусловлена стресс-факторами специфики служебной деятельности, для которой характерна высокая вероятность антрогенных – экстремальных воздействий. Ее можно разделить на три группы.

А

. Сотрудники специальных (ОМОН, ОМСН) и оперативных подразделений. В качестве профессиональных и социальных стресс-факторов и их возможных последствий выступают стрессоры постоянного действия, формирующие эмоциональную напряженность у большинства сотрудников с ощущением опасности для жизни − профессиональная деятельность, имеющая экстремальный характер, обусловливающая высокий риск возникновения стрессовых расстройств и состояний, психосоматических заболеваний и нервно-психических расстройств.

Б

. Сотрудники, принимавшие участие в контртеррористических операциях (вооруженных конфликтах) в Северо-Кавказском регионе –
стрессоры периодического действия
в экстремальных условиях – эпизоды сверхсильных психотравмирующих воздействий (гибель друзей, вид трупов, попадание в засаду или окружение, внезапные обстрелы, применение боевого оружия, первое убийство врага, пересечение минных полей и пр.); непривычные климатогеографические условия, дефицит воды и качественной пищи, хроническая усталость, снижение переносимости психогенных нагрузок.

Предполагается высокий риск возникновения стрессовых нервно-психические расстройств, психосоматических заболеваний.

В

. Сотрудники, принимавшие участие в экстремальных ситуациях (огневые контакты) или в обеспечении общественного порядка при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций –
стрессоры периодического действия
, имеющие высокую вероятность возникновения расстройств стрессогенного происхождения, психосоматических заболеваний с угрозой ауто- и гетероагрессии.

Вторая

, обусловленная стресс-факторами условий жизни – трудные жизненные ситуации, которую можно также разделить на три группы.

А

. Сотрудники с выраженными социальными проблемами: отсутствие нормальных жилищных условий, одинокость, многодетность, малообеспеченность – стрессоры постоянного действия. Хроническое отсутствие нормальных условий существования, приводящее к формированию невротического типа реагирования (невротическим реакциям и состояниям), расстройствам личности с угрозой ауто- и гетероагрессии.

Б.

Сотрудники, находящиеся в трудной жизненной ситуации (смерть близких или тяжелое заболевание близких, развод и иное), – риск формирования невротических реакций и состояний, расстройств личности с угрозой ауто- и гетероагрессии.

В.

Сотрудники, проходящие возрастной кризис середины жизни (40 лет), – риск формирования невротических реакций и состояний, расстройств личности с угрозой ауто- и гетероагрессии, обусловленный неудовлетворенностью уровнем служебного роста, брачными отношениями и т. п.

Третья,

обусловленная стресс-факторами проблем со здоровьем или личностными особенностями, затрудняющих профессиональную адаптацию, которую можно разделить на две группы.

А

. Сотрудники часто и длительно болеющие, – хроническое психофизическое неблагополучие, приводящее к невротическим или личностным расстройствам с риском аутоагрессивного поведения.

Б

. Сотрудники, проявляющие конфликтные формы поведения – конфликты, связанные с социальным поведением (внутриличностный, межличностный, объективный, асоциальный), в том числе с угрозой уголовной ответственности, нахождение под следствием; боязнью позора, самоосуждение за неблаговидный поступок. В этих случаях высокая вероятность развития ситуационных реакций в виде реакции эмоционального дисбаланса; пессимистической ситуационной реакции; реакции отрицательного баланса; реакции демобилизации; реакции оппозиции; реакции дезорганизации; невротических реакций и состояний, расстройств личности с угрозой гетероагрессии (аутоагрессии).

Четвертая

обусловлена стресс-факторами освоения новых видов деятельности или объема профессионально-служебной деятельности, включает в себя также две группы.

А.

Сотрудники, назначенные на руководящие должности оперативно-начальствующего состава, – стресс-факторы напряжения адаптации: повышенная ответственность, новый объем должностных полномочий и обязанностей. Риск развития конфликтных форм социального поведения, гетероагрессии (аутоагрессии).

Б

. Сотрудники, отнесенные по результатам профессионального отбора к группе углубленного психологического внимания – наличие в анамнезе факторов группы риска, затрудняющих профессиональную адаптацию.

При планировании профилактических обследований следует, на наш взгляд, учитывать и стаж службы сотрудников, при увеличении которого (см. выше) повышается вероятность нестойких, преходящих в психосоматические реакции, а также профессиональной деформации.

Для каждой категории необходимо предусматривать периодичность профилактических обследований с учетом риска возможных нарушений состояния здоровья и профилактики профессиональной деформации.

До настоящего времени при решении вопросов организации медико-психологической помощи нам приходится использовать стратегию Торреса[8] — cтратегию «скрининга» (просеивания), согласно которой в ходе диагностических мероприятий выявляются отклонения от нормативного поведения или стрессовые реакции и состояния и осуществляются мероприятия по борьбе с ними. Данный подход может иметь место в условиях обследования больших групп сотрудников, ограниченного времени или недостаточного уровня ресурсных материально-технических возможностей медицинских учреждений и психологических подразделений. Однако при этом у сотрудников, которые в рамках скрининговых обследований не имели «факторов риска», отклонения в состоянии здоровья могут быть выявленными.

Для эффективного медико-психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел и их социально-психологической реабилитации необходимо:

  • организовать службу «Телефон доверия» – поскольку специфика ОВД вызывает у сотрудников опасения, что при раскрытии индивидуальных проблем возникнут трудности с дальнейшим прохождением службы;
  • определить оптимальные сроки для командировок в «горячие точки», поскольку длительность пребывания коррелирует с распространенностью психогенных расстройств;
  • совершенствовать методы диагностики психических и функциональных расстройств;
  • осуществлять плановые обследования личного состава учетом приведенных выше четырех категорий;
  • принять меры к увеличению количества специализированных профилактических мероприятий на уровне кабинетов психотерапии, психологической разгрузки, специализированных реабилитационных подразделений (центров), санаториев, ведомственных поликлиник и стационаров;
  • как можно больше внимания уделять работе с семьями сотрудников, выполнявших оперативно-служебные задачи в экстремальных условиях.

Возрастной кризис

В системе жизненных переломных моментов весомую нишу занимает именно кризис развития. Возрастные кризисы в психологии принято разделять на девять этапов.

  • Этап 1 – кризис новорожденности. Подразумевает нестабильность всех уровней физиологического и психоэмоционального состояния младенца. Привыкший к налаженным процессам в утробе матери, он не готов моментально после рождения перестроиться на другую сферу обитания. Психология возрастного кризиса у детей грудничкового возраста самая мягкая и легко переживаемая, поскольку трудности выражаются больше в физической перестройке организма грудничка.
  • Этап 2 – годовалый кризис. Предполагает становление малыша, открытого для первых воспитательных процессов. Он учится сидеть, ходить, говорить, перестраиваться с грудного молока на взрослое питание. Это своеобразный стресс для ребенка, ведь он переходит границу первого года своей жизни.
  • Этап 3 – трехлетний кризис. Проявляется у деток по-разному, но, в основном, определяется крайним упрямством, капризами и своеволием. В этот период жизни малышу свойственно периодически отказываться от еды, которую он не любит, оказывать сопротивление при укладывании спать, не хотеть самостоятельно одеваться и убирать игрушки.
  • Этап 4 – дошкольный кризис. Возрастная психология у ребенка 7 лет основана на формировании у него социального ощущения своего «я». В это время малыш начинает подражать взрослым, манерничать, говорить о своих желаниях. Это уже не тот младенец, который способен лишь выговаривать отдельные слова и беззаботно играть в рассыпанные по полу игровые атрибуты. Возрастная психология кризиса 7 лет предполагает отхождение ребенка от раннего детства и утерю детской наивности и непосредственности. В это время родителям становится сложнее контролировать свое чадо, ведь малыш начинает больше времени проводить вне дома, со своими сверстниками, в школе. Процесс адаптации к новым условиям жизни, знакомство с большим количеством новых людей, с одноклассниками и учителями становятся непривычными для ребенка 7 лет. Психология кризиса этого времени для детского сознания определяется первыми проявлениями ребенком собственного «я».
  • Этап 5 – кризис 13 лет или пубертатный кризис. Психология подросткового возраста предполагает начало личностного развития ребенка, становление его психоэмоционального развития. Данный период сопровождается быстрыми изменениями не только в моральном плане, но и в физическом. Поэтому этот возраст по-другому называют переходным.
  • Этап 6 – юношеский кризис. Происходит у подростка при достижении 17 лет, когда он, вроде бы, уже и не подросток, но еще и не взрослый. На данном этапе встает вопрос о выборе своего будущего, связанный с окончанием общеобразовательного обучения и необходимостью поступления в ВУЗ, определения своей профессии. Часто молодые люди не могут справиться со своими желаниями и своими предпочтениями, им сложно понять, чего они хотят от жизни, кем мечтают стать, поэтому и возникает переломный кризисный момент.
  • Этап 7 – 30-летний кризис. В психологии возраста отдельное место занимает период зрелости, который знаменуется подведением первых жизненных итогов. Если мужчинами он приветствуется, то женщины желают оттянуть момент тридцатилетия как можно дальше.
  • Этап 8 – кризис 40 лет. Данный период жизни переносится женщинами еще болезненнее, нежели предыдущий. Они начинают чувствовать себя не такими красивыми, как раньше, поэтому часто пребывают в унынии. Но не только дамы переживают этот этап с трудом. Для мужчин сорокалетие является первым звоночком в постепенном угасании былых сил во всех физиологических отношениях, а ведь физическая сила и здоровье – чуть ли не главное достоинство каждого мужчины.
  • Этап 9 – кризис возраста за 50. В то время, когда пятидесятилетний человек должен подводить итоги проделанной в жизни работы и осуществленным мечтам, ему, к сожалению, приходится осознавать факт того, что большая половина жизни уже прожита, что не вернуть уже те счастливые моменты, которые так радовали его раньше, что не стать уже моложе и здоровее, что не получится уже сделать всего того, что можно было осуществить в молодости.

Психология кризисов жизни по годам на примере людей различных возрастных категорий раскрывает особенности и формы проявления эмоциональной нестабильности и перестройки человека на фоне возрастных изменений его организма.

Переломный этап у мужчин

Если для женщин переломные моменты связаны с потерей красоты и привлекательности, для мужчин они привязаны к ощущению физической силы и сексуальной активности. Мужчина, привыкший к активной жизни, осознает, что юность прошла, он уже не вызывает такой заинтересованности у женщин. Отношения с женой давно стали привычными и рутинными, они больше не дают новых эмоций и впечатлений.

В возрасте 40 лет многие мужчины заводят отношения с молодыми любовницами. Восхищение юной девушки — источник укрепления мужской самооценки. Но если у мужчины уже начались проблемы со здоровьем, он больше не чувствует себя полноценным, кризис осложняется.

Благополучно выйти из него получается у мужчин, реализовавших себя в карьере или хобби — социальная успешность становится заменой физической силе.

Как это происходит у мужчин

Кризисные моменты проявляются по-разному у людей разных полов, возрастных групп, социальных слоев населения. Например, психология возрастного кризиса у детей существенно отличается от взрослых, разнятся между собой и формы перенесения переломных жизненных моментов у мужчин и женщин. Когда наиболее часто наступает переломный момент в жизни мужчины? Чем он обоснован?

Кризис в психологии мужчины зачастую происходит с наступлением его сорокалетия. Сороковые «роковые» — так трактуют для мужчины период, когда к нему приходит осознание того, что он уже не тот молодой и бойкий красавец, полный здоровья и сил. Дело в том, что мужчина по своей сути – добытчик. К своим сорока годам он подводит итоги прожитой наполовину жизни и оценивает сложившуюся ситуацию. Если к этому времени он достиг вершины своей карьеры, осуществляет успешно свою трудовую деятельность, является финансово обеспеченным и способным содержать свою семью человеком – он счастлив. Но мужчине постоянно нужна эмоциональная подпитка. Ему хочется, чтобы им восхищались, благодарили за его труд, говорили ему, какой он «молодец». Частая проблема, возникающая у мужчин ближе к сорока годам – это поиск «зрителя». Ведь жена, давно привыкшая к его достижениям в профессиональном плане и прожившая с ним двадцать лет, воспринимает его заработок, как должное и не считает это чем-то особенным. А мужчина жаждет, чтобы его ценили, он требует постоянного внимания. Дело в том, что представитель сильной половины должен ощущать себя могущественным и всевластным, а жена ему этого ощущения уже не предоставляет.

Именно поэтому так часто мужчины после сорока начинают искать себе молодых красоток, которые восхищаются их положением в обществе, их достижениями, их статностью.

Помимо чувства моральной и эмоциональной неудовлетворенности, дают свои первые «звоночки» признаки ректальной дисфункции. Мужское либидо – это его крепость, его вера в себя, его гордость самим собой. И тут вдруг, казалось бы, без видимых причин начинают проявляться первые сигналы возрастного сопротивления организма. Мужчина при этом становится раздражительным, он теряет веру в себя, постоянно думает об этом и начинает мыслить негативно. Именно тогда и проявляется у представителей сильного пола форма кризиса возраста.

Психология многих мужчин устроена таким образом, что его «достоинство» — это главное доказательство того, что он действительно мужчина. Когда по каким-то причинам оно перестает работать, как раньше, ему кажется, что жизнь закончилась, что все очень плохо, что виновата в этом жена, сотрудники на работе, весь белый свет. Именно на эту возрастную категорию приходится по статистике наибольшее количество бракоразводных процессов, потому как «альфа-самцы» объясняют все свои беды невниманием, холодностью и безучастностью своих жен, находят любые зацепки для того, чтобы устроить скандал и обвинить женщину в том, что она где-то ошиблась. Хотя дело тут исключительно в мужчине и в его кризисном состоянии «роковых» сороковых.

Классификация

Разделить этапы становления личности можно по форме и источнику. Кризисы бывают:

  1. Невротические — сопутствуют возрастным изменениям. В некоторых случаях не связаны с реальными изменениями и формируются самим индивидом. Впервые человек переживает невротический кризис в раннем детстве, при первом осознанном контакте с другими детьми. Он чувствует дискомфорт от осознания, что он — не единственный ребенок в мире, ему придется научиться взаимодействовать.
  2. Возрастные — появляются в пограничной ситуации, когда зона ближайшего развития становится зоной актуального развития. Освоив новые навыки, индивид переходит на новый этап становления личности, меняя свое отношение к себе и к миру. Благополучное проживание изменений помогает повысить уверенность в себе, поддерживать отношения и создавать новые. Но при затяжном кризисе он теряет навыки коммуникации, не воспринимает себя как полноценную личность.
  3. Травматические — возникают как ответ на трагическую ситуацию, негативное внешнее влияние со стороны взрослых или сверстников. Переживание катастрофы вводит в стагнацию. Он останавливается в развитии, теряет способность самостоятельно принимать решения и управлять своей жизнью.

В норме критические изменения происходят быстро, не мешая нормальному течению жизни.

Около 40% людей утверждают, что не переживали переломных моментов, но на самом деле им просто повезло не столкнуться с негативными проявлениями.

Как это происходит у женщин

Если говорить о женщинах, их кризисная стадия начинается лет на десять раньше, чем у мужчин. В возрасте 30-35 лет к представительницам прекрасной половины обычно начинают приходить мысли о том, что полжизни уже прожито, а цели и мечты, которые были надуманы еще в далеком юношестве, так и не нашли своего претворения в жизнь. Зрелые красавицы начинают метаться в собственных сомнениях. В этот период многим из них свойственны плохое настроение, падение духа, депрессивное состояние. Все это в совокупности порождается кризисом среднего возраста. Как он проявляется?

  • Потеря уверенности в себе. Представительницам слабой половины человечества трудно быть довольными собой, когда терзают какие-либо сомнения. Они подкрадываются незаметно, но нарастают с молниеносной скоростью и мощной силой. Неуверенность в своей неотразимости, в своих силах, в своей нужности семье загоняют женщину в тупик и обостряют кризисное состояние.
  • Недовольство внешним видом – одна из самых страшных женских фобий. Причиной такого состояния является потеря юношеской красоты и очарования, появление мимических морщин и набор лишнего веса. В этом возрасте многие женщины особо страдают от комплекса неполноценности, зачастую совершенно необоснованно.
  • Осознание начала процесса старения – панический страх овладевает женщинами, когда они «разменивают» четвертый десяток жизни. Многим из них кажется, что они уже совершенно непривлекательны для мужчин, что уже не могут пользоваться среди них успехом. Происходит постоянное сравнение себя с молодым поколением юных красавиц. Тем самым производится анализ своих возрастных изменений и усиливается состояние депрессивной стагнации.
  • Ощущение ненужности – если дама в свои тридцать еще не состоит в браке, в ее сознании поселяется страх вечного безбрачия. Она смотрит на окружающих девушек-коллег, подруг, знакомых, которые успешно вышли замуж и давно являются счастливыми женами, и ее охватывает ощущение тотального уныния и эмоционального дискомфорта. Ей хочется любви, внимания, ласки, заботы, и (что наиболее важно) штампа в паспорте.
  • Чувство невыполненного долга. Любая представительница женского рода обладает материнским инстинктом. Это заложено природой, которая не выбирает, кому дарить счастье стать мамой, а кому нет. В основном, все женщины мечтают стать мамами, растить деток себе на радость. Но нынешняя современность настолько сурова, что девушки, будучи молодыми, целеустремленными, высоко себя оценивающими, часто отказывают мужчинам, которые желают связать с ними свою жизнь. Сначала они отталкивают от себя потенциального мужа, а потом плачут в тридцать лет о том, что до сих пор нет супруга, который смог бы подарить возможность стать счастливой мамой. На самом деле, этот период переживается женщинами очень и очень болезненно. Это, пожалуй, один из пиковых моментов кризиса тридцатилетия женщины.

Пять универсальных принципов кризисной психологии

Первый принцип: так как есть вероятность, что жертва кризиса начнет деструктивное лечение, нужно провести вмешательство как можно быстрее.

Второй принцип: необходимо предоставить жертвам инструменты, необходимые для приведения себя в порядок и нормальное состояние, в дополнение к возможному независимому функционированию.

Третий принцип: облегчить понимание события путем обработки ситуации или травмы. Это делается для того, чтобы помочь жертве лучше понять, что произошло, и позволить ему или ей выразить свои чувства о пережитом опыте.

Четвертый принцип: консультант должен помогать жертве в решении проблем в контексте ситуации и вызванных чувств. Это необходимо для возвращения уверенности в своих силах.

Пятый принцип: снабдить жертву работающими методами, которые она сможет применять самостоятельно в дальнейшем. Это поможет человеку самостоятельно справиться с пережитым в дальнейшем.

Кризис в отношениях

Отношения между мужчиной и женщиной, их плотская связь, страстные чувства, эмоции и любовь являются неотъемлемой частью жизни каждого представителя человечества. Абсолютно все люди на определенном отрезке своей жизни желают любить и быть любимыми. Как итог, между молодыми людьми противоположных полов завязываются любовные, сексуальные, партнерские отношения, которые, как ни странно, тоже могут претерпевать кризис.

Психология отношений основана на многих факторах совместного времяпрепровождения. Зачастую, еще не будучи мужем и женой, молодые люди претерпевают кризисную фазу своего совместного проживания или существования, которая заканчивается расставанием. Что же это такое?

Кризис отношений – это период в жизни пары, когда одну из сторон перестает устраивать ход совместного существования. Это момент, когда партнерам уже не хочется жить так, как прежде, хочется перемен и перенаправления любовной связи в другое, новое и более приятное русло. Но часто молодые люди не находят консенсуса, недопонимают друг друга, скандалят и приходят к единственно верному выходу – расставанию. Это и есть кризис отношений. Его очень сложно преодолеть, если молодые люди утратили интерес друг к другу. Поэтому легче не допустить наступление кризисной фазы в отношениях, нежели пытаться что-то изменить тогда, когда обоим это уже не нужно.

Основные психологические причины личностного кризиса

В психологии личностный кризис рассматривается как событие, нарушающее нормальное течение жизни, когда возникает сильное психоэмоциональное напряжение, а душа становится ранимой. Факторы, провоцирующие такие процессы, могут быть внешними и внутренними.

Внутренние причины личностного кризиса

К внутренним факторам личностного кризиса относятся обстоятельства, понуждающие личность фрустрировать, то есть переживать чувство тревоги и неудовлетворённости, а порой и безысходности, когда возникает чувство бессилия, невозможности достичь желаемой цели.

К внутренним причинам следует отнести:

  • Психологический барьер
    . Критическая ситуация кажется неразрешимой. Личность начинает очень переживать, что получается совсем не так, как бы хотелось в жизни. Это представляет угрозу жизненным ценностям, которые совсем не хочется менять. Например, юноша мечтает поступить в военное училище, но не проходит медкомиссию. Военная специальность не светит, а так мечталось стать летчиком! Сильные переживания приводят к психологическому надлому, выбраться из него самостоятельно способен далеко не каждый.
  • Стрессовая ситуация
    . Возникла проблема, человек не может ее решить и считает себя беспомощным. Такое состояние угнетает. Фактически, личность боится поменять свой стереотип поведения, чтобы кардинально изменить свою жизнь. Это еще больше усугубляет стресс. Выход из него может подсказать только врач-психотерапевт.
  • Разрушительные эмоции
    . Вместо того, чтобы спокойно поразмыслить над разрешением своего затруднительного положения, человек становится зависимым от своих эмоций. Он впадает в раж, сильное исступление сопровождается необузданным гневом и агрессивностью. Критическая ситуация не «разруливается», а только усугубляется. Наступает тупиковая ситуация, когда резко ухудшается психофизическое состояние, возникают суицидальные мысли. В таком состоянии недалеко до опрометчивого шага.
  • Постоянное недовольство собой
    . Одна из основных причин кризиса личностного роста, считается «двигателем прогресса». Когда не останавливаются на достигнутом успехе, а полагают, что можно достичь большего. Для этого необходимо изменить свое отношение к уже сложившейся жизненной ситуации, то есть изменить свой стереотип поведения.
  • Восприятие себя как личности
    . Когда неудовлетворенность собой граничит с комплексом неполноценности, человек живет с заниженной самооценкой, собственные возможности видятся ему «ниже плинтуса». Он постоянно сравнивает себя с другими и приходит к неутешительному выводу, что хуже всех. Такая личность постоянно находится в кризисной ситуации и не видит из нее выхода. Это уже болезнь, которую необходимо лечить.

Большинство людей самостоятельно справляется с проблемами своего личностного кризиса. Однако, чтобы его не затягивать, нужно обратиться к специалисту. Это может быть психолог, психотерапевт и даже психиатр.

Внешние причины личностного кризиса

К внешним факторам личностного кризиса следует отнести обстоятельства, извне влияющие на жизнь. Такими могут быть:

  • Домашние проблемы
    . Не ладится в семье. Супруги жили хорошо, но вот нашла коса на камень. Причины, почему так случилось, могут быть самыми разными. Допустим, появился ребенок, и вдруг оказалось, что любовь куда-то ушла, настала проза жизни. А это будничные обязанности не только друг перед другом, но и малышом. Нужно рано встать и приготовить завтрак, отправить чадо в садик или школу. А Он или Она совсем не готовы к такому, житье вдвоем виделось в розовом свете. И у кого-либо из супругов наступает переоценка прежних жизненных ценностей, личностный кризис. Он может протекать тихо, когда супруги постепенно адаптируются к новым жизненным условиям. Если же сопровождается яркими эмоциональными срывами, это может привести к разрыву отношений.
  • Неувязки на работе
    . Допустим, неуживчивый характер не способствует контакту с людьми. В рабочем коллективе о человеке плохое мнение. Конфликт с сослуживцами сказывается на настроении. Как следствие, снижается производительность труда, начинаются замечания от начальства. Личность нервничает, возникшие проблемы угнетают психику, перерастают в личностный кризис, выход из которого кажется неразрешимым.
  • Сложности в общении
    . Часто бывают у людей мнительных и самовлюбленных. Таким все видится в ложном свете, что их неправильно понимают, всюду подставляют подножку. Свое «я» они выпячивают, не хотят мириться с чужим мнением. Этакие рано или поздно остаются наедине с собой, все друзья и знакомые от них отворачиваются. Когда человек осознает, что остался один, начинает сильно переживать. Выйти из состояния личностного кризиса он сможет только в том случае, если сможет сменить свои ценностные ориентиры, переосмыслить проблемы общения с людьми.
  • Подростковый возраст
    . В пубертатный период (полового созревания) происходят физические изменения в организме подростка. Изменяется психика. Подростки начинают думать о смысле жизни. «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!». Многие верят, что пришли в эту жизнь, чтобы изменить ее к лучшему. А когда сталкиваются с жизненными реалиями, наступает разочарование. Оказывается, что не все так просто в подлунном мире. Приходится к нему приспосабливаться, и далеко не так, как мечталось. Для большинства это заканчивается удачным приспособлением к взрослой жизни.
  • Средний возраст
    . Такой кризис наступает у людей за 30 лет. Обусловлен не только внутренними, но и внешними причинами. Молодость с ее надеждами и беспечностью уже ушла, не все из задуманного получилось, но нужно жить. Старость уже не кажется такой далекой, она вполне реальна. И позаботиться о ней необходимо уже сейчас.
  • Пожилой возраст
    . Человек стареет, жизнь постепенно меркнет, яркие жизненные краски недоступны для большинства престарелых. Приходится приспосабливаться к новым внешним условиям жизни. Нужно переоценивать свои устоявшиеся стереотипы мышления и поведения, чтобы удачно прожить отпущенные судьбой годы. Этот процесс далеко не такой безболезненный. С выходом на пенсию не все могут преодолеть кризис своего психоэмоционального состояния. Для некоторых он заканчивается преждевременной старостью и смертью.

Обратите внимание! Условия жизни влияют на ощущения человека. Потому внутренние и внешние факторы личностного кризиса находятся в тесной взаимосвязи. Нельзя учитывать одно без другого. Такое разделение условно.

Семейный кризис

Психология отношений пары, не состоящей в браке, отличается от таковой у женатых людей. Хотя между этими двумя видами взаимоотношений есть много общего, характер их психоэмоционального и душевного состояния отличается. Психология семейных кризисов более многогранна и широкомасштабна, чем не расписанных официально молодых людей, поскольку у намного больше обязанностей и ответственности друг перед другом. Женатые люди имеют совместное имущество, совместных детей, связаны законом и официальными брачными узами. Поэтому им морально и материально намного сложнее переживать кризис семейной жизни.

Семейная психология предусматривает множество факторов, провоцирующих возникновение переломных моментов в жизни супругов. В чем проявляется накал супружеских страстей:

  • Сокращение уровня половой активности и физического влечения друг к другу.
  • Потеря стремления нравиться друг другу.
  • Появление ссор на почве воспитания детей.
  • Расхождения во мнениях, потеря общих взглядов, интересов, ценностей.
  • Недопонимание чувств друг друга.
  • Взаимная раздражительность от действий или разговоров в семейном кругу.
  • Проявления эгоизма.
  • Потеря потребности делить свои радости и успехи со своей законной второй половиной.
  • Отношения жены с матерью мужа.
  • Отношения мужа с матерью жены.
  • Недовольство жены по поводу того, что (по ее мнению) муж ничего не может в жизни добиться.
  • Недовольство мужа по поводу того, что его жена вечно вся в делах, не находит времени, чтобы уделить ему внимание, не следит за собой (или делает это слишком рьяно, при этом тратит львиную долю семейного бюджета).

Нередко проявление переломных моментов выступает в виде кризисов семейной жизни по годам. Психология современности отсчитывает период возможных спадов в отношениях, начиная с двух-трех месяцев после дня бракосочетания и заканчивая двадцатипятилетием совместной жизни. Основными граничными датами считаются полгода, год, дата рождения первенца, пятилетие, десятилетие жизни в браке. Это своеобразные этапы перестройки и психологической переориентации, переоценки ценностей одного или каждого из супругов. Плюс, описанные ранее возрастные переломные моменты отдельно у мужчин и женщин также способствуют разграничению в супружеской паре семейных кризисов по годам.

Разновидности личностного кризиса

В психологии нет устоявшегося разделения видов личностного кризиса. Существуют разные его градации, например, возрастная, ситуационная и духовная (экзистенциальная).

Возрастной личностный кризис

С возрастом личность по-иному оценивает предшествующий период своей жизни, по-другому смотрит на мир и свое место в нем. Все возрастные кризисы обычно заканчиваются изменением поведения и мировоззренческих установок, когда делаются должные выводы, что позволяет успешно приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

Психологи выделяют детские возрастные кризисы 3-х, 7-ми и 12-14 лет. С трехлетнего возраста

ребенок начинает осознавать себя, знакомится с внешним миром, главными для него становятся мама и папа — семья.

В семилетнем возрасте

ребенок начинает понимать, что мир большой и разнообразный, это расширяет круг его мировоззрения. Кризис этого возраста связан со школой и резко возросшей нагрузкой на психику малыша. Чтобы успешно из него выйти, здесь важна роль не только родителей, но и школьного учителя.

Кризис подросткового возраста (12-14 лет)

связан с пубертатным периодом, когда происходит половое созревание. Мальчики и девочки начинают понимать, что у них разная физиология, на первых порах они ведут себя замкнуто и даже показательно враждебно по отношению друг к другу.

С окончанием школы можно говорить о юношеском кризисе (17-18 лет)

. В это время появляется выраженный интерес к противоположному полу. Однако переживания, связанные с выбором дальнейшего жизненного пути, являются главными. Собственно, в этом возрасте закладывается фундамент дальнейшей жизни. Большинство юношей и девушек выходит из личностного кризиса с правильными жизненными установками и успешно идет по жизни.

А кто не сумел разобраться в себе, не нашел смысла своего бытия, нередко катится по наклонной, становится изгоем в обществе. Здесь играют роль факторы личностные и внешние. Например, слабоволие или неблагоприятное влияние окружения (неблагополучная семья, плохие друзья).

После 30 лет

наступает кризис среднего возраста. Молодость уже прошла, настала пора подвести итог прожитых лет. Часто он кажется неутешительным, хотелось большего, а получилось совсем мало. Человек трезво оценивает свой жизненный путь и делает корректировку, чтобы достойно жить дальше.

С выходом на пенсию

наступает кризис зрелого возраста. Жизнь прожита, пришла старость, здоровья немного. Жить нужно теперь с накопленным жизненным багажом. А это материальные ценности, дом, семья и уже взрослые дети. Хорошо, когда это все есть. Иначе придется невесело. Старые люди понимают это, приспосабливаются к такому существованию и так доживают свой век.

Ситуационный личностный кризис

Возникает, когда человек попадает в сложную жизненную ситуацию. Если он сможет ее разрешить, личностный кризис можно назвать стимулятором такого процесса. В этом его положительная роль. Неспособность принять нужное решение свидетельствует о косности мышления и устоявшемся стереотипе поведения, что только усугубляет проблему.

Духовный (экзистенциальный) личностный кризис

Наступает в тяжелые жизненные моменты. Допустим, это может быть смерть кого-либо из близких, неудачная любовь или измена. В такой ситуации человек пытается переосмыслить свою жизнь и ищет выход из тупиковой ситуации. Напрягает все свои силы.

Если кризис преодолен удачно, личность духовно возрождается, у нее появляется новая шкала ценностей, позволяющая успешно и бесконфликтно жить. В противном случае рушатся все представления о мире и себе, что ведет к устойчивому внутреннему конфликту. Нередко он заканчивается тяжелым психическим расстройством, лечением в психиатрическом стационаре.

Обратите внимание! Любой возрастной, ситуационный или духовный кризис должен вывести личность на новый, более высокий уровень жизни. Если этого не произошло, значит, человек абсолютно не работал над собой. Он регрессирует и становится неудачником в жизни.

Психология финансового кризиса и ее влияние на человека

Еще одним видом является момент финансовой несостоятельности. Наверное, каждый представитель современного общества хоть раз бывал в ситуации, когда он попадал под сокращение или сам увольнялся с работы, когда он попадал в финансовую зависимость от родителей или супруга. Моменты безденежья часто становятся причиной развития кризисного состояния у любого представителя социума на ранних или поздних этапах его жизни. С ними так же сложно бороться, как и с возрастными или семейными кризисами. Но стоит обратить внимание на то, что все это поправимо, что любую негативную ситуацию можно преодолеть, чтобы не допустить пагубных последствий от воздействия кризисного угнетения.

Что такое кризис и почему – это дар жизни

Мы все сталкиваемся с гореванием, с утратой. Это не обязательно умерший близкий, это еще и расставание, столкновение с возрастом, а иногда это умершее «я». В жизни масса всяких утрат. Выбирая что-то, мы всегда что-то теряем. Нередко говорят о «муках» выбора, на самом деле человек страдает от того, что утратил или отверг. С переживанием страдания и душевной боли мы сталкиваемся в ситуациях разнообразных кризисов, которые дарит наша жизнь.

Я говорю «дарит» без иронического подтекста: кризисы – это дар, только мы не всегда знаем, как с ними правильно обходиться.

Правда, сегодня само слово «кризис» стало штампом. Психологи часто сталкиваются с тем, что за «кризисом», «стрессом», «травмой» или «депрессией» могут стоять совершенно другие вещи.

В этом смысле важно понимать, что кризис возникает тогда, когда человек целиком (душой, телом и системой отношений с окружающим миром) вовлекается и должен встретиться с этим «вызовом судьбы». Когда все во мне внутри содрогается, меня трясет, «штырит» и «колбасит» – это носит название кризисного состояния. Согласно классическому определению, психологический кризис – это резкое несоответствие между потребностями и способностями организма человека, с одной стороны, и требованиями и ожиданиями внешнего мира, окружающей среды – с другой. Эта среда что-то от нас требует, бросает вызовы, к которым мы не готовы. Способностей родившегося младенца явно не хватает для того, чтобы самому организовать свое бытие в мире. Окружающая среда посылает требование «выживи»: ты нужен нам в семье, нужен нашему обществу, нашей культуре и так далее. С одной стороны, есть это «выживи – ты нужен», а с другой стороны, есть ситуация беспомощности. Это – типичная картина любого кризиса.

Чем чреват кризис для человека

Наступление переломного момента, развивающегося в нежелательном русле, провоцирует появление множества отрицательных факторов и негативных последствий для человека. Это могут быть:

  • Моральное угнетение.
  • Состояние меланхолического диссонанса.
  • Депрессия.
  • Стрессы.
  • Нервный срыв.
  • Развитие алкоголизма.

Очень важно уметь выходить из проблемных ситуаций и не допускать развития перечисленных поведенческих моделей. Ведь каждая из них в совокупности может привести к очень неприятным последствиям, даже к мыслям о суициде.

Как бороться с житейскими кризисами

Чтобы побороть в себе всепоглощающее ощущение ведомости на поводу у кризисного влияния, необходимо уметь мыслить конструктивно и незамедлительно действовать. Если сидеть, сложа руки, добиться чего-либо сложно.

Во-первых, необходимо найти причину проблемы. Поиск и нахождение источника всех бед поможет быстрее с ними справиться.

Во-вторых, нужно проанализировать ситуацию объективно, попытаться взглянуть на нее со стороны. Возможно, увидев положение вещей в другом свете, удастся разглядеть и свои оплошности, спровоцировавшие семейный кризис, или увидеть разрешение ситуации в предопределении какого-то конкретного выхода из нее.

В-третьих, нужно быть лояльным к себе. Придирки к своей внешности, к своим возрастным изменениям должны восприниматься людьми проще. Старение – это естественный процесс. Нужно ознаменовывать его не переживаниями, а попытками прожить каждый момент жизни достойно и счастливо. Тогда не будет необходимости искать пути преодоления кризиса.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: