Осязательная или тактильная память: развиваем у ребенка

Взгляните на предмет возле себя, а затем закройте глаза. В течение короткого времени (около 0,5–1 секунды) Вы будете продолжать «видеть» его с закрытыми глазами. Так же, но уже в течение примерно 2 секунд, ярко и без изменений, сохраняется в памяти и слепок услышанного – как эхо. Эти примеры демонстрируют проявление сенсорного типа памяти – сверхкратковременного запечатления объектов нашими органами чувств. Вообще чрезвычайная кратковременность и восприятие на уровне чувств являются основными характеристиками сенсорной памяти.

Сенсорные системы человеческого организма инерционны, они на короткое время продлевают действие поступающих сигналов. Это выражается в том, что после воздействия сигнала-раздражителя мы продолжаем некоторое время его ощущать. Эта инерционность, по сути, и представляет собой мгновенную (сенсорную) память – простейший процесс на уровне рецепторов. Отражая информацию, полученную органами чувств, сенсорная память не занимается её переработкой.

В психологии сенсорную память называют также непосредственной, поскольку она является непосредственным слепком, отпечатком информации, полученной через систему сенсоров – органов, способствующих восприятию окружающего мира (слух, зрение, осязание, и т.д.).

Место сенсорной памяти в системе обработки информации

Человеческая память – удивительная активная система, выполняющая множество важных функций: она получает информацию, заботится о её систематизации, сохранении, трансформации, воспроизведении. Похоже на компьютер: на начальном этапе информация преобразуется в форму, пригодную для обработки, затем удерживается в системе, сохраняется, а при необходимости – достается из хранилища и воспроизводится.

Для того, чтобы мы могли запомнить информацию на длительное время, ей приходится пройти как минимум три фазы: обработку в сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. В течение короткого промежутка времени, пока информация хранится в сенсорной памяти, решается вопрос о том, нужно ли привлекать к обработке полученных сигналов высшие отделы мозга. Если да – информация поступает в кратковременную память для дальнейшей обработки. Если нет – информация стирается, замещаясь новой, то есть сенсорная память заполняется другими, новыми, сигналами. В долговременной памяти происходит основной процесс кодирования, базирующийся на результатах анализа и распознавания разных характеристик информации.

Между сенсорной и кратковременной памятью выделяют ещё один вид памяти так называемую оперативную память, помогающую удерживать в уме какие-то промежуточные результаты при выполнении сложных операций.

Мир Психологии

в раздел Оглавление

Раздел 1 Экспериментальная психология памяти

Модели памяти

Модели кратковременной памяти

Тесно связанная с перцепцией, являясь как бы ее инерцией, кратковременная память рассматривалась как один из тех низших базисных процессов, которые являются основой более сложных функциональных образований. Однако, как показали исследования, выполненные в последние 25-30 лет, в кратковременной памяти могут осуществляться также достаточно сложные преобразования входной информации.

Был предложен ряд моделей кратковременной памяти. Д. Бродбент (1958) выдвинул принцип иерархии в организации памяти и постулировал существование двух субмеханизмов, принимающих участие в обработке информации: P-системы и S-системы, связанных между собой. S-система является кратковременной памятью, P-система осуществляет процессы обработки информации и долговременного хранения (рис.1). P-система имеет все характеристики канала с ограниченной пропускной способностью, передающего события последовательным образом. Она эффективно функционирует до тех пор, пока не перегружена. Если же события следуют друг за другом в быстрой временной последовательности, они поступают на хранение в S-систему. Таким образом, в соответствии с моделью Д. Бродбента, когда P-система работает в ограниченном режиме, временное хранение информации осуществляет S-система, для которой характерна быстрая потеря информации.

Система кратковременного хранения имеет у Д. Бродбента характер буферного запоминания устройства. Подобную буферную модель кратковременной памяти предлагает Р. Аткинсон (1966). По Аткинсону, система кратковременной памяти — «буфер», удерживающий фиксированное число единиц, количество которых зависит от характера этих единиц (рис.2). В отличие от модели Д. Бродбента, где кратковременная память характеризуется симультанным приемом информации, Р. Аткинсон предполагает сукцессивный порядок заполнения буфера.

Рис.1. Модель кратковременной памяти Д. Бродбента.

Модель кратковременной памяти Р. Аткинсона
Рис.2. Модель кратковременной памяти Р. Аткинсона.

Рис.3. Модель кратковременной памяти Дж. Сперлинга.

Последовательное его заполнение элементами осуществляется таким образом, что каждый последующий элемент выбивает предыдущий на одну ячейку вниз. Этот процесс продолжается до тех пор, пока все ячейки буфера не будут заполнены. Поступающие после этого единицы выбивают «старейшие», и те теряются. Модель кратковременной памяти Аткинсона — результат переноса на человеческую память принципов построения машинной памяти, используемой в ЭВМ.

Существенным шагом в определении реальных психических функций, участвующих в общем процессе обработки информации, являются исследования Дж. Сперлинга (1967), обобщенные в его модели кратковременной памяти. Специфика этой модели состоит в структурном подходе к проблеме кратковременного запоминания. Элементы модели — зрительная память, блок сканирования, блок повторения и слуховая память (рис.3).

Зрительная память является таким периодом обработки информации, который предшествует периоду кратковременного запоминания и отличается большим объемом запоминания, чем это характерно для кратковременной памяти. Содержание зрительной памяти быстро стирается, длительность ее варьирует от доли секунды до нескольких секунд в зависимости от интенсивности стимула, контраста с фоном, длительности стимуляции, характера до- и послеэкспозиционного полей. Основное количество информации стирается из зрительной памяти в течение 250 мс. После этого временного интервала объем зрительной памяти равен объему кратковременного запоминания. Это позволило Дж. Сперлингу гипотетически приравнять зрительную память к инерции ощущения и представить ее в виде инерционного, быстро угасающего следа раздражителя. Сперлинг замечает, что более продолжительная зрительная память (с временем хранения 1000 мс и более) может выступать в виде послеобразов, перемещающихся вместе с движениями глаз. Функцией зрительной памяти является Сохранение изображения между двумя скачками глаза. Зрительная память двумерна: ее содержание может сканироваться по горизонтали и по вертикали. Из зрительной памяти информация последовательно передается в другие блоки модели.

Последовательная передача информации из зрительной памяти обеспечивается процессом сканирования. Сканирование содержания зрительной памяти происходит со скоростью, равной 10 мс на символ, независимо от количества букв в стимульном ряду. Имеется некоторый латентный период включения блока сканирования, величина которого оценивается в 30-50 мс. Для определения скорости сканирования в опытах Сперлинга в качестве тестового стимула использовалась строка, содержащая 6-7 букв. Время предъявления тестового стимула варьировалось от 5 до 65 мс с шагом по 10 мс. Тотчас после выключения тестового предъявлялся маскирующий стимул в течение 120 мс. Полученные результаты показали, что первые 3-4 буквы сканируются со скоростью 100 букв в секунду, скорость сканирования последующих букв сильно уменьшается.

Единицы, сканируемые в зрительной памяти, являются входом для другого элемента модели Сперлинга — повторения. Выходом являются внутренние и внешние речевые реакции. Скорость повторения меньше 10 слогов в секунду, обычно она составляет 3 слога в секунду.

При последующем развитии своей модели Сперлинг вводит между блоками сканирования и повторения еще один функциональный блок — «буферную память опознания». Функции этого блока состоят в выделении информативных признаков, категоризации поступившей в него информации, отборе значимой информации. Скорость обработки информации в буфере опознания, по данным Сперлинга, составляет 10-15 мс на символ. Это время, по всей вероятности, совпадает с временем работы блока сканирования.

Единицы речевой реакции являются входом для слуховой памяти и удерживаются в ней несколько секунд, за это время обычно повторяясь снова. Ответная речевая реакция позволяет осуществлять обратную связь, поскольку речевые звуки возвращаются в слуховую память. Возможность образования обратной связи от слуховой памяти и объясняет, по мнению. Дж. Сперлинга, ту важную роль, которую играют внутренняя речь и слуховая память в кратковременной памяти.

Эксперименты Дж. Сперлинга, позволившие автору разработать модель кратковременной памяти, были выполнены по методике частичного воспроизведения тахистоскопически предъявленного набора стимулов. Его испытуемые правильно воспроизводили заданную им в послестимульной инструкции часть тестового набора, что свидетельствовало о том, что к моменту подачи инструкции они еще помнили весь набор стимулов. Время задержки послестимульной инструкции совпадало, таким образом, с временем хранения информации в зрительной системе. Работы Дж. Сперлинга положили начало целому ряду исследований зрительной памяти, выполненных различными авторами. Полученные им результаты неоднократно подтверждались в других исследованиях. При этом время хранения информации в зрительной системе было различным в разных экспериментальных ситуациях и колебалось от 300 до 1000 мс.

Способность зрительной системы к хранению всей предъявленной информации связана с известным еще со времен Г. Гельмгольца явлением зрительного последействия. В следах записывается и хранится неограниченное количество информации, и при этом запись осуществляется буквально. Поэтому такой тип памяти, который по сути дела представляет собой состояние входа зрительной системы, был назван У. Найссером иконической (от слова icona — образ) памятью. Этот вид памяти называют также перцептивой памятью, сенсорным регистром, первичной памятью и т.д. Иконическая память была обнаружена также и в осязании.

В ряде экспериментальных исследований было доказано существование слуховой перцептивной, или эхоической, памяти. Так, в экспериментах Д. Нормана (1969) испытуемому на левое ухо предъявлялся для запоминания ряд, состоящий из шести чисел. Одновременно на правое ухо ему предъявлялись односложные слова, каждое из которых он должен был повторить непосредственно после его предъявления. Последнее условие не позволяло испытуемому вербализовать слуховой образ стимулов, предъявленных для запоминания. Таким образом, его ответ должен был отражать только ту часть информации, которая сохранилась в виде слухового образа. тестирование осуществлялось по методике опознания либо немедленно после предъявления ряда чисел, либо через 20 сек. Результаты показали, что при немедленном тестировании испытуемый способен правильно опознать не менее 30% предъявленных чисел, а при отсроченном — количество правильно опознанных чисел близко к нулю. Это значит, что небольшая часть предъявленной информации сохранилась в слуховой перцептивной памяти до момента тестирования. Время хранения информации в эхоической памяти варьирует от 25 мс до 3 с.

Д. Норман выделяет три вида памяти: хранилище перцептивной информации, первичную и вторичную память. Кроме того, автор считает, что для эффективного введения в память нового материала и согласования его со старым необходимо наличие «буферной» памяти, которая хранила бы сенсорный материал до тех пор, пока он не будет правильно интерпретирован.

Таким образом, иконическая память осуществляет ряд важных функций.

  • Во-первых, это хранение информации, обеспечивающее все пространство стимулов для последующего отбора релевантной информации, осуществляющегося при помощи других функциональных блоков.
  • Во-вторых, наличие иконической памяти, выступающей как средство связи между настоящими и прошлыми следами — важное условие непрерывности работы зрительной системы. Эхоическая память позволяет нам понимать речь.
  • В-третьих, иконическая память служит для контроля адекватности тех преобразований, которые осуществляются на других более высоких уровнях иерархии преобразований входной информации.

Наконец, в условиях кратковременного предъявления стимула иконическая память выступает в качестве его заместителя.

Некоторые авторы подвергают сомнению экологическую валидность понятия «иконическая память». Так, Р. Хейбер утверждает, что понятие иконы едва ли полезно для обычных задач по обработке зрительной информации, за исключением чтения при грозовой буре. Аргументом против иконической памяти, с точки зрения Хейбера, является тот факт, что в человеческом восприятии обычно нет кратковременных фиксаций и наши голова и глаза редко пребывают в неподвижности. Сторонники иконической памяти утверждают, что существование икон невозможно отрицать. Они создаются в течение первых десятков миллисекунд фиксации, после чего воспринимается уже не стимул, а иконический образ.

Тактильная память.

В предыдущей статье мы обсуждали необходимость развития зрительной памяти в связи с возможностями концентрации и запоминания больших объёмов информации. Однако для полноценно развитой памяти разные её виды должны дополнять друг друга, и хорошей поддержкой зрительным образам становятся тактильные ощущения и действия, за которые отвечает тактильная память.

Развитие тактильной памяти может проходить сложнее, чем зрительной, ведь этот вид памяти редко используется в повседневной жизни. Поэтому к тренировкам следует приступать только при должном уровне развития зрительной памяти, а также нужно обращать внимание на постепенность работы с тактильными образами и повышение чувствительности. На высшем уровне развития тактильного воображения Вы сможете ощущать образ на своей коже и изменять его даже с открытыми глазами.

Начинать, как и при развитии зрительного воображения, следует с запоминания различных образов, моделируя их на коже: прикосновение пера, кисти, острого карандаша, лёгкие удары. Повторяя их, изменяя место прикосновения, запоминайте свои ощущения и постепенно пробуйте восстановить их без материального раздражителя. Таких же результатов можно добиться и другой техникой, которую хорошо использовать для развития детской памяти: на коже можно «писать» буквы или цифры. Стараясь распознать их, ребёнок не только будет развивать тактильное восприятие, но и запомнит ощущения от прикосновений и сможет впоследствии воссоздать их в памяти.

Тактильное и зрительное воображение тесно связаны: понимание ощущений от зрительного образа помогает лучше сохранить его в памяти и легче восстановить связанную с ним информацию при использовании «Дворца памяти». Кроме того, зрительную информацию можно напрямую связать с ощущаемым материалом. Для этого при запоминании чего-либо нужно трогать определённый материал: дерево, вату, металл, даже ручку или карандаш. При регулярных тренировках вспоминание информации будет вызывать образное ощущение материала, и наоборот, что может стать хорошей подмогой при подготовке к экзаменам и контрольным и дополнением к другим методам запоминания больших объёмов информации. К слову, это относится не только к прикосновениям, но и к вкусовым и обонятельным ощущениям: не зря студентам рекомендуют перед экзаменом жевать такую же жвачку, как та, которую жевали при подготовке. Но об этих редко использующихся видах памяти мы поговорим в следующей статье.

Основные факторы

Тренировка памяти и запоминания

Иногда запомнить нужное не получается, человек думает о другом и не может сосредоточиться на работе мозга. Психологи выделяют несколько элементов, влияющих на скорость и качество запоминания. Сенсорная память — это тесная взаимосвязь между органами чувств и действующими факторами:

  • Механическое и осознанное запоминание. Первый вариант дает меньше пользы, нежели второй. Необходимо думать о том, что надо запомнить, акцентировать внимание на деталях.
  • Сравнение. Процесс помогает сосредоточиться на конкретном образе и выделить особенности.
  • Систематизация. Когда информация относится к структуре или виду, то намного проще освоить объем через нужную категорию.

Тренировка памяти, использование различных приемов и акцентирование внимания на деталях помогут со временем не только увеличить возможность запоминания, но и улучшить качество воспроизведения.

Типы памяти человека

Типы памяти человека обусловлены анализаторами, передающими информацию об окружающей действительности.

Виды:

  • зрительная
  • слуховая
  • вкусовая
  • обонятельная
  • сенсорная (осязательная)

Людям присущи все типы памяти. Уже новорожденный обладает некоторыми. Благодаря обонятельной памяти отличает мать среди остальных людей.

Наличие вкусовой памяти возможно понаблюдать, заменив привычное кормление иной смесью (малыш подозрительно отнесется к новому вкусу).

Наиболее развитой считается зрительная память. Именно благодаря ей хранятся и воспроизводятся образы предметов окружающего мира, узнаются люди.

Слуховая память хранит информацию, поступающую от органов слуха (музыка, речь).

Обонятельная память – хранение различных запахов. Формируется в течение жизни, у некоторых достигает высокого уровня развития.

Осязательная (сенсорная) память – запоминание ощущений, возникающих при соприкосновении с конкретным предметом. Обычно дополняет зрительный образ, обогащая его температурой и фактурой предмета.

Вкусовая память основана на запоминании вкуса различных продуктов. Любой припомнит вкус привычных блюд или продуктов, однажды испробованных.

Некоторые люди имеют преобладающий над остальными тип памяти.

Художники обладают развитой зрительной памятью, способны воссоздать точный портрет, картину, не имея оригинала перед глазами.

Музыканты с высоким уровнем слуховой памяти способны повторить музыкальное произведение, услышанное однажды, в подробностях, точно воспроизведя ноты.

Уровень развития различных типов памяти следует учитывать в обучении. Развивать их можно специальными упражнениями.

Дополнительную информацию о видах памяти вы можете получить из предложенного видео.

Сенсорный тип

Вид запоминания, что основан на влиянии стимулов на органы чувств. Может быть долговременной, если раздражители были сильными. Процесс не воспринимается отдельно от других видов, ведь сочетает в себе комплексную работу не только коры головного мозга, но также и нервной системы, и организма в целом.

Процесс запоминания

Особенностью вида является возможность сохранения воспоминания после прекращения стимуляции. Сенсорная память — это комплексный процесс, способствующий быстрому усвоению фактов.

Между этим и кратковременным видом описываемого процесса выделяется промежуточный элемент — оперативная память. Она позволяет выполнить действие или процедуру на механическом уровне, не задумываясь о деталях выполнения. Этот сенсорный тип памяти связан с физическими процессами. По мере выполнения работы некоторые элементы могут забываться. Если информация затрагивает кору головного мозга, то части оперативного запоминания переходят в кратковременный тип.

В структуре сенсорного вида выделяется несколько уровней:

  • Непосредственный. Сюда относится сенсорная память, какая состоит из двух дополнительных элементов.
  • Кратковременный.
  • Долговременный.

Независимо от того, какой тип памяти преобладает в плане восприятия и переработки информации, его можно тренировать и увеличивать запасы фактов. А составление правильной классификации материала позволяет быстрее найти нужное.

Память тела

Изучая разные направления психологии, не перестаю удивляться возможностям разных психологических методов, особенно меня поразили возможности Телесно-ориентированной психотерапии в работе с клиентами: очень эффективна и с детьми, и со взрослыми. Что меня поразило? Была поражена тому, что, воздействуя на тело, в сознание человека приходят образы, часто связанные с детством даже очень ранним, часто это воспоминания, которые были вытеснены и уже неосознаваемы, также, воздействуя на тело, происходит осознание проблем, высвобождение подавленных и глубоко спрятанных в теле эмоций и чувств. Освобождение тела от зажимов и высвобождение замороженных в теле эмоций приводит к изменениям в психике. Происходят изменения и в понимании ситуации, и в изменении отношения к ней, реакции и поведение тоже меняется.

Мы приходим в этот мир целостными, но по мере воспитания и социализации родители и окружение оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка, на его характер, на его поведение, на его способ взаимодействия с другими людьми, на его отношение к себе. Появляются четыре базовых проблемы — сверхконтроля, контактов, опоры и веры в себя, самоидентичности. Мы их приобретаем при потере контакта с собой. И таким образом прошлое сопровождает человека до того момента, пока Человек не решит изменить и улучшить свою жизнь.

Например, у многих людей присутствует страх выразить своё мнение, заявить о себе, начальнику или супруге (супругу) сказать, что не устраивает, вместо этого как ком в горле или обида и уход от решения проблем. Только не легко бывает сказать или сделать, что хочется, пока есть зажимы, приобретённые в детстве. Закрывала мама рот, дала когда-то по губам, не выслушивала, а говорила, например: «Мал ещё мне указывать», — вот и во взрослом возрасте наша усвоенная модель поведения повторяется. И сколько бы мы не понимали, что уже можно поступить иначе, только блок мешает быть собой.

Будучи детьми, мы научились определённым моделям поведения, часто, подавляя свои желания и внутренние импульсы, здесь у каждого взрослого своя история. А ещё в раннем детстве мы научились определённым способам избегания боли, отчаяния и страха, также способам получения любви окружающих. Так происходило наше приспособление к той реальности, в которой мы оказались, и развитие нашей индивидуальности, вот с этим «багажом», полученным в детстве мы и живём в этом мире… Каждое переживание, которое человек пережил, остаётся в психике и теле человека. Тело помнит всё с момента рождения: эмоции, ситуации, воспоминания, поэтому через тело можно работать с любым опытом человека. Это и обида, и невысказанная злость, невыраженные слёзы, подавленные чувства — всё живёт в нас и нашем теле. Живём, пока сами не захотим освободиться от лишнего, ненужного и неэффективного поведения, убеждений, чувств. Взрослея, мы становимся более сильными и зрелыми. Однако некоторым из нас требуется терапия для прояснения своих наиболее глубоких чувств. Одним из преимуществ нас взрослых является то, что мы уже не беспомощные дети и можем разобрать и поменять то, что есть на нужное и желаемое, вот тогда мы можем стать тем, кем хотим мы сами. С хроническим напряжением мышц, которому сопутствует потеря грации, ощущения холода, дискомфорт в теле, покраснения определённых участков тела, есть мышечные зажимы, и необходимо бороться на уровне тела.

Наши тела отражают наши переживания

Каждое переживание, которое человек пережил, касается его тела и остаётся в психике. Если переживание приятное, то оно позитивно влияет на здоровье, жизненность и грацию тела. В случае болезненных негативных переживаний все наоборот. Если личность может адекватно реагировать на нанесённое ей оскорбление, то его последствия не будут длительными, так как раны заживают. Но если реакция будет заблокирована, то оскорбление оставит в теле след в виде хронического напряжения мышц. Эта реакция не умирает, а только отступает внутрь тела и продолжает существовать в подсознании. Её можно снова активировать в процессе терапии или после какого-нибудь сильного переживания. Пока это не произойдёт, задействованная группа мышц (в данном случае мышцы губ, щёк, горла) останется в хроническом напряжении. Разум и осознание не поможет, когда мы имеем дело с подавленными чувствами, потому что они неосознанны. Подавленные чувства остаются в нас и продолжают на нас влиять, мешая быть более свободными, открытыми с людьми, строить отношения, достигать своих целей, доверять себе, другим и миру.

Взрослея, мы становимся более сильными и зрелыми. Однако некоторым из нас требуется терапия для прояснения своих наиболее глубоких чувств, проодолжающих влиять на нас, наше поведение, наши взаимоотношения с окружающими.

Часто осознание причин, влияющих на возникшую трудность, умение по-другому смотреть на ситуацию, понимание, что можно изменить, и видение новых горизонтов своей жизни помогает идти по жизни более спокойно и уверенно. Довольно часто происходит понимание себя, своих желаний, сильных и слабых сторон, что даёт человеку возможность быть в контакте с самим собой и миром.

Бывает ли у вас, что чувствуете напряжение, боли, дискомфорт и скованность в теле?

Нужно понимать, что то, что происходит на эмоциональном уровне человека, отражается и на его теле. Понимаем ли мы это или нет, хотим мы, чтобы так было или нет, но это действительно так. Это могут быть невысказанные слова, злость, агрессия, подавленные чувства и желания. Напряжение, которое возникло, никуда не девается, оно остаётся в нашем теле.

Один из моих способов в работе — это Телесно-ориентированная терапия, которая помогает через работу с телом снять блоки и убрать напряжение в теле. Проработка мышечного напряжения, лежащая в основе психологической трудности, позволяет не только решить проблему, но и активизировать внутреннюю энергию, опираться на ресурсы тела. Это является основным отличием и преимуществом телесной терапии перед другими психотерапевтическими методами.

Методы телесно-ориентированной психотерапии помогают в приобретении уверенности, выражении себя без сковывания тела, снятии напряжения, стрессов и их последствий, проработке сверхконтроля, блоков, находящихся в теле и мешающих забеременеть, а также высвобождению спрятанных чувств (в связи с разными ситуациями) и мешающих жить, как хочется.

Цель телесной терапии — избавиться от влияния пережитого в прошлом негативного опыта на настоящее и получить желаемые изменения.

Виды памяти

Психологи выделяют несколько подтипов, каждый из которых не может существовать отдельно, а непосредственно связан с другими.

Изображение органов, влияющих на запоминание

Это сложные функции мозга, изучением которых занимались ученые и медики на протяжении долгих эпох. Сейчас в психической системе выделяется:

Тип запоминанияКраткая характеристика
СенсорныйМгновенный отпечаток сведений и фактов на периферических частях анализаторов. Можно поделить на иконическую и эхоическую память.
КратковременныйРабочий процесс, на протяжении которого усваивается только незначительная часть от всего смыслового потока. Для того чтобы объем был большим, надо проводить тренировки органов восприятия.
ВторичныйПамять основывается на личном опыте и пережитых эмоциях. Запоминаются моменты, связанные с определенными ощущениями. Делится на декларативный и процедурный процессы.
Память на отдаленные событияВозможность запоминать на подсознательном уровне некоторые факты и события. Вызвать воспоминания в будущем помогут те же эмоции, что и в момент запоминания. Процесс спонтанный и не контролируется человеком полностью. Может быть как кратковременной, так и длительной.

Хранение информации возможно благодаря задействованию разных типов запоминания. Благодаря анализаторам на височных долях коры головного мозга происходят процессы возобновления и повторения уже увиденного или услышанного.

Тесная связь с нейронами позволяет не только воспроизвести информацию, но и передать эмоциональный фон. Существует несколько механизмов для извлечения информации из памяти.

Эхоический тип

Эхоическая память

Основой запоминания является слуховое восприятие информации. Действенная техника, особенно если нет дополнительных отвлекающих элементов. В отличие от зрительного типа, здесь нет возможности сопоставить факты с образами или эмоциями. Для запоминания важен тембр голоса, ритм и сила. От скорости переработки информации зависит возможность воспроизвести ранее услышанное.

Ученые рекомендуют для усиления эффекта запоминания сопровождать слуховой тип тактильными ощущениями, чтобы произошла связь информации с ощущениями. Регистрация данных в этом случае будет проходить через соматосенсорную систему.

Долговременная память

Долговременная память позволяет мозгу хранить информацию в течение долгого времени. Этот вид памяти считается практически постоянным, в ней все зависит от консолидации (объединения) запомненного.

Если информация представляет собой объект истинного внимания, она хранится, в ином случае утрачивается. Информация, рассматриваемая как подходящая для повторного использования, передается из кратковременной памяти в долговременную. Последняя же служит хранилищем прочно усвоенных данных. Похоже, ее объем неограничен.

Ученые считают, и по этой теме можно заказать отчет по практике, что в долговременной памяти данные, требующие длительного хранения, содержатся в закодированном виде. В ней есть различные «стоки» информации: знания человека об окружающем мире и научные знания (семантическая память), его биография (эпизодическая память), моторные навыки и контент, который никогда не забывается (процедурная память).

В соответствии с типом хранения и содержания информации долговременная память подразделяется на несколько видов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: