«Это было», – сказала Память. «Этого не могло быть», – сказала Гордость. И Память сдалась. Фридрих В. Ницше
Механизмы психологической защиты детально описаны в психоанализе З.Фрейдом, а также дополнены его последователями. Защитные механизмы действуют неосознанно, их главная цель – минимизировать негативные переживания, связанные с травматическим опытом. Так наше Я защищается от пагубного и негативного воздействия.
Развитие способности к вытеснению
Вытеснение
– это естественный
механизм защиты
психики от запредельного напряжения в результате внутренних конфликтов.
«… можно разглядеть базальную адаптационную природу этого процесса [вытеснения]. Если некто постоянно осознает весь свой арсенал импульсов, чувств, воспоминаний, фантазий и конфликтов, он будет постоянно ими затоплен.» (Нэнси Мак-Вильямс. “Психоаналитическая диагностика”)
Но такая способность не дана нам при рождении.
«…вытеснение не представляет из себя механизма, существующего уже с самого начала, потому что оно не может произойти прежде, чем образовалось резкое разделение между сознательной и бессознательной душевной деятельностью, и что сущность вытеснения состоит в удалении и отстранении какого-либо содержания из сознания.» (Фрейд. “Вытеснение”)
Способность к вытеснению завершает свое формирование только к пяти годам. К этому возрасту психика структурно
разделяется на три компонента:
Ид
,
Эго
и
Супер-Эго
.
Динамически
психика разделяется на
сознательное
и
бессознательное
:
Ид
целиком находится в бессознательном,
Эго
большей своей частью находится в сознательном,
Супер-Эго
большей своей частью находится в бессознательном.
Эго
является местом развития тревоги.
Вытеснения всегда производит Эго
по требованию
принципа реальности
, и нередко под давлением
Супер-Эго
. Процесс вытеснения происходит незаметно для сознательной части
Эго
.
Способность к вытеснению связана с распадом Эдипова комплекса
, формированием
Супер-Эго
и, как следствие, с
инфантильной амнезией
– именно в результате этих процессов мы очень плохо помним или совсем не помним, что с нами было до пяти лет. Благодаря этим процессам детские
внутрипсихические конфликты
, связанные с
Эдиповым комплексом
, остаются в бессознательном – но это не значит, что они исчезают в небытие.
Конечно, вытеснение
работает не только в детском возрасте. Фрейд даже написал об этом книгу “
Психопатология в обыденной жизни
”. Мы сталкиваемся с вытеснением очень часто, например, когда забываем о запланированном мероприятии, на которое нам не хочется идти. Также вытеснение может выражаться в забывании имен людей или дат, которые нам неприятны. Но в случае серьезной травмы в позднем детстве или во взрослом возрасте (например, изнасилования), как правило, вытеснение не происходит, а имеет место
изоляция аффекта
(аффект подавляется, а воспоминание остается) или
диссоциация
(это схожий с изоляцией процесс, но он идет дальше, у человека создается впечатление, что это произошло не с ним, и он даже в момент травмы мог видеть себя со стороны).
Логика размещения вытеснения: между бегством и осуждением.
В начале своей работы, посвященной механизмам функционирования вытеснения, Фрейд описывает логику и трансформацию работы стремления от бегства к вытеснению. Он приводит следующую логику размещения вытеснения:
«Стремление => Сопротивление: 1) бегство (нельзя убежать от себя); 2) осуждение (отказ от удовлетворения) => Вытеснение (т.к. достижение цели вызывает неприятное чувство)»
Данная логика не вызывает каких-либо определенных противоречий, однако, не всегда очевидно, только ли в бегство и осуждение может разрешиться первоначальное стремление? Возможны ли какие-либо иные пути его развития?
Последствия вытеснения
Необходимость в массированных вытеснениях в детском возрасте порождает астению
, или, как это сегодня называют –
синдром хронической усталости
– потому что уходит много психической энергии для содержания
вытесненного аффекта
в
подавленном состоянии
. С другой стороны, именно
Ид
является источником психической энергии,
витальности
– чем больше подавляются инстинктивные импульсы из
Ид
, тем более апатичным и депрессивным становится человек (см.
Экономическая модель депрессии
).
Но это не единственное последствие вытеснения
– другим бедствием является
формирование симптома
, что и называют
неврозом
. Как уже упоминалось выше,
вытеснить
можно только
представление
(воспоминание), связанное с
внутрипсихическим конфликтом
, именно оно надежно блокируется в бессознательном. А
аффект
, связанный с этим
внутрипсихическим конфликтом
становится
свободным
.
«Симптом является признаком и заменой не имевшего места удовлетворения влечения, результатом процесса вытеснения. Вытеснение исходит из Эго, которое иногда, по поручению Супер-Эго, не допускает проявления влечения, возбужденного в Ид. Посредством вытеснения Эго достигает того, что репрезентация, бывшая носителем неприемлемого душевного движения, не делается осознанной. Анализ часто показывает, что эта репрезентация сохранилась в виде бессознательного образования.» (Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)
Невроз является следствием неудачного вытеснения
значимых переживаний в детстве, а депрессия – следствием
удачного вытеснения
(подробнее о депрессии см.
Депрессия: причины возникновения с точки зрения психоанализа
).
Пример вытеснения и развития невроза в детском возрасте
У Фрейда феномен вытеснения
связан, прежде всего, с
инстинктивным сексуальным импульсом
(влечением), который, при достижении цели должен был доставить наслаждение, но доставляет неприятное чувство.
Вытеснение
возникает в том случае,
когда неудовольствие приобретает бо́льшую силу, чем наслаждение от удовлетворения.
Прежде всего, феномен вытеснения
у Фрейда связан с драмой
Эдипова комплекса
. В качестве примера Фрейд приводит
случай меленького Ганса
(мальчика пяти лет):
«Этот отец стоял у него поперек дороги к маме. В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотела брать Ганса в постель, отец подымал крик. Гансу пришлось испытать, как это хорошо, когда отец находится в отсутствии, и желание устранить отца было у него вполне оправдываемым.» (Фрейд. “Анализ фобии пятилетнего мальчика”)
То есть той силой
, которая доставляла маленькому Гансу
неудовольствие
и препятствовала притязаниям на мать – первоначально был его отец.
«…при вытеснении тревога не вновь образуется, а воспроизводится как аффективное состояние соответственно имеющемуся уже воспоминанию.» (Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)
Закономерно, у маленького Ганса росла ненависть в адрес отца, вплоть до желания ему смерти (но это не означает, что он понимал, что такое смерть). Агрессия в адрес отца закономерно вызывала у мальчика реактивный страх возмездия со стороны более сильного соперника. Более того, этот внутрипсихический конфликт
усложнился тем, что
мальчик любил отца и очень нуждался в нем
(см.
Амбивалентность
).
Лучше не чувствовать эти раздирающие душу противоречия!
Не выдерживая такого напряжения, психика формирует процесс, радикально устраняющий проблему –
вытесняет
из сознания конфликтные представления и связанные с ними чувства (аффекты).
Как-то Ганс видел, как его приятель, играя в лошадки, споткнулся о камень, и у него текла кровь. Также Ганс увидел однажды, как на улице упала лошадь, она лежала и дергала ногами, и маленький Ганс подумал, что она умирает.
«Влечение, подлежащее вытеснению, представляет собой враждебный импульс против отца. Анализ дает нам доказательства этому, выявляя происхождение идеи о кусающейся лошади. Ганс видел, как упала лошадь, и как упал и поранил себя приятель, с которым он играл в “лошадки”. Мы вправе предположить у Ганса желание, чтобы отец упал и разбился, как лошадь и как приятель. Связь с отъездом из дома, который Ганс видел, позволяет предположить, что желание устранить отца нашло себе и менее робкое выражение. Но такое желание равноценно намерению лично устранить отца, желанию убить, содержащемуся в Эдиповом комплексе.» (Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)
Отец часто играл с Гансом в лошадки, поэтому лошадь оказалась удачным новым объектом, замещающим
отца – можно сказать, лошадь оказалась
козлом отпущения
. Ганс
вытеснил
свою злость на отца и страх возмездия, связанный с этой злостью. Аффекты злости и страха оказались
свободными
– не связанными с фигурой отца. Лошадь, которая упала на глазах у Ганса, не умерла, но Ганс подумал, что она умерла, потому что хотел этого,
смещая
свою злость с отца на лошадь. Вместе с таким смещением злости на лошадь, сместились и враждебные ожидания в свой адрес со стороны отца, которые Ганс прежде испытывал, когда отец
подымал крик
.
Вскоре у Ганса развилась фобия
: он начал бояться, что его укусит лошадь.
Но в результате развития фобии Ганс получил определенные выгоды
:
Первичная выгода от болезни
Ганс больше не испытывал раздирающий душу конфликт от того, что он ненавидит отца, которого одновременно очень любит – все внимание теперь сместилось на страх перед лошадьми, и это не вызывало внутренний конфликт: Ганс, по-прежнему, любил отца, а боялся только лошадей.
«Если бы маленький Ганс, который влюблен в свою мать, стал проявлять тревогу перед отцом, то мы не вправе были бы приписывать ему невроз, фобию. Мы имели бы дело с совершенно понятной аффективной реакцией. Эта реакция превращается в невроз благодаря только единственной черте – замене отца лошадью. Этот сдвиг составляет, следовательно, то, что имеет право на название симптома.» (там же)
Вторичная выгода от болезни
Во-первых
, т.к. Ганс боялся лошадей – он теперь боялся выходить на улицу, и мог больше времени проводить дома с любимой мамочкой.
Во-вторых
, вечерами у Ганса стали происходить
припадки
с требованием материнских ласк, к которым и мать, и отец относились с должным пониманием, потому что сын был болен.
Реверсия
Реверсия – психологическая защита, выражающаяся в проигрывании жизненного сценария с переменой в нём мест субъекта и объекта. Этот механизм основывается на принципах двух других: идентификации и проекции.
Например, человеку не хватает заботы о нём, поэтому он сам начинает заботиться о ком-то и идентифицировать себя с этим кем-то. Часто именно этот механизм лежит в основе альтруизма.
Попробуйте проанализировать свой жизненный опыт и найти в нём проявление описанных защитных механизмов психики. К каким из них прибегаете лично вы? Сможете ли вы использовать полученные знания для улучшения свой жизни?
Желаем успехов!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Аутентичность личности: что значит быть собой
- Чувство вины
- Самообладание и как его развить
- Защитные механизмы психики и психодиагностика «Индекс жизненного стиля»
- Механизмы бегства от свободы: тезисы Эриха Фромма
- Поведенческие механизмы
- Как избавиться от чувства вины
- Эффект ореола
- Социальная перцепция
- Манипулятивные тактики токсичных людей
Ключевые слова:1Самопознание
Вытеснение травмы
Первоначально у Фрейда была идея, что невроз развивается в результате травмы
в детском возрасте, прежде всего, в результате
сексуального совращения
. Фрейд услышал много откровений со стороны его пациенток, больных истерией, о совращении со стороны отцов или других родственников – настолько много, что усомнился, что все это было правдой. В результате Фрейд усомнился и в
теории травмы
и пришел к выводу, что его пациентки сами имели сексуальное желание в адрес своих воспитателей, которое они воплотили в фантазию, но из-за того, что эти фантазии вызывали тревогу и стыд, они были
вытеснены
, и лишь благодаря анализу вспомнили их как реальное воспоминание из детства. (Возможно, все было именно так, см. об этом подробнее здесь.)
«Упоминание о защите от раздражений сразу же заставляет вспомнить, что вытеснения возникают при двух различных ситуациях, а именно: когда недопустимое влечение пробуждается благодаря внешнему
восприятию и когда оно возникает
изнутри
без такого рода провокации извне.» (Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)
Фрейд использовал понятие вытеснение
, прежде всего, когда речь шла о сексуальных или агрессивных влечениях, которые вызывают тревогу. В дальнейшем, когда Фрейд говорил о
душевных переживаниях, пытающихся проникнуть в сознание из бессознательного
, он имел ввиду именно
внутренние
, можно сказать,
изолированные от реальности
переживания, а не душевные переживания
реальных травм
. В своей фундаментальной работе “Торможение, симптом, тревога” Фрейд ввел понятие
сигнальной тревоги
, подразумевая именно опасности, угрожающие изнутри, со стороны
Ид
.
Сегодня психологи и психоаналитики используют термин вытеснение
и в случае болезненных воспоминаний и переживаний, связанных с
травмами
в детском возрасте. Например, пациент уверяет психоаналитика, что детство у него было обычным, ничего примечательного в нем не было, а в процессе анализа вспоминаются подробности,
о которых было бы лучше забыть
.
Если внимательно присмотреться к истории развития фобии у маленького Ганса, то мы увидим, что она имела травматическое
происхождение:
В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотела
брать Ганса в постель,
отец подымал крик
.
Очень спорный вопрос, в какой степени можно позволять ребенку «внедряться» в спальню родителей. Очевидно, что матери не следует заменять мужа сыном, иначе легкая эдипальная победа
лишит мальчика стимула к развитию (см.
Эдипов комплекс у мальчиков
). Но если в борьбе за
эдипальное преимуществоотец подымает крик
– вполне вероятно развитие
невроза
у мальчика. Особенно, если мать соблазняет своего сына, когда сама хочет брать его в постель.
Соблазняющая мать
и
грозный, но любящий отец
вызывают у мальчика раздирающий душу
конфликт
, что, закономерно, приводит к неврозу (как в истории детства самого Фрейда, см.
Эдипов комплекс: взгляд на родителей
).
Психологическое подавление
Способы психологического воздействия на противника в спарринге представляют собой особую тактику или манеру ведения боя, построенную таким образом, чтобы деморализовать противника своими действиями либо способствовать более полной реализации своих возможностей. Угнетение психики противника имеет большое значение в спортивном поединке, т.к. либо ограничивает возможности противника к реализации своего потенциала, либо выстраивает рисунок боя более выгодным для использующего данные приемы… Психоанализ Психология бессознательного Психологический Подавление
Вытеснение как психологическая защита
Вытеснение
в психоанализе считается
психологической защитой
. Но с подавленным в результате вытеснения аффектом не все так просто. После
подавления
аффекта и его
отщепления
– судьба этого аффекта может быть различна. Свободный аффект может быть
инкапсулирован
,
соматизирован
,
смещен
,
спроецирован
, также может произойти
идентификация с агрессором
или один из других процессов
психологических защит
, и, в конце концов, может быть
сформирован симптом
(как у маленького Ганса). При этом редко вытесняется только один эффект, чаще это бывает
комплекс
аффектов (как у маленького Ганса – ненависть и страх).
Таким образом, вытеснение
не следует рассматривать как
отдельную защиту
– это только первый этап сложного психического процесса, в результате которого задействуются другие
психологические защиты
, формируется
симптом
или, в случае удачного вытеснения сильных переживаний –
депрессия
.
Отличие вытеснения
от
изоляции
заключается в том, что в случае
вытеснения
репрезентация, связанная с аффектом, забывается, а в случае
изоляции
– помнится, но лишена связанной с ним остроты переживания.
Аннулирование
Аннулирование – механизм уничтожения неприемлемых для человека действий или мыслей, попытка уравновесить какое-либо чувство (чаще всего чувство вины или стыд).
В качестве примера можно привести подарок, преподнесённый человеком, который в чём-то виновен. Но следует подчеркнуть, что аннулированием это будет являться только в том случае, если человек идёт на этот шаг неосознанно.
То есть у него должно возникнуть искреннее желание подарить что-то, чтобы ликвидировать чувство вины. Если же он просто привык откупаться за свои проступки и дарит что-то потому, что «так надо», это уже не является аннулированием.
Психоаналитическое лечение невроза
Как отмечалось выше, подавленный в результате вытеснения
аффект становится
свободным
.
«…у механизмов вытеснения имеется, по крайней мере, одно общее – отнятие связанной энергии
.» (Фрейд. “Вытеснение”)
Этот свободный аффект
и доставляет страдания, превращаясь в
симптом
, вызывая
депрессию
или иным образом досаждает, преображаясь посредством
психологических защит
.
«…неверно то, что вытеснение отстраняет от сознания все дериваты [производные] первично вытесненного. Доступ в сознание оказывается для них совершенно свободным, если они, благодаря искажению или вследствие большого числа заключенных между ними соединяющих звеньев, достаточно отдалились от основного психического представления, первично связанного с влечением. Пользуясь психоаналитической техникой, мы постоянно вызываем у больного такие производные продукты вытесненного, которые могут пройти через цензуру его сознания или благодаря своей искаженности, или удаленности от первично вытесненного представления.» (там же)
Именно благодаря использованию техники свободных
ассоциаций психоаналитик может добраться до вытесненной репрезентации и связанного с ним аффекта.
Задачей психоанализа
является вновь
связать
аффект с его репрезентацией и помочь пациенту пережить этот аффект. Благодаря такой
проработке
аффект теряет свою остроту, репрезентация превращается в «просто» воспоминание (нарратив), симптом исчезает, депрессия ослабевает (см.
Проработка и реконструкция в случае лечения депрессии
).
НАВЕРХ
Представление, сумма аффекта и их различные судьбы в процессе вытеснения.
К описанию понятия «представление» автор начинает издалека путем описания состояний влечения, которые могут быть: 1) бездеятельными; и 2) способными на активность => проникать в сознание влечения обходным путем. Таким образом, он подчеркивает, что влечения имеют свойство не напрямую попадать в сознание, а влиять на него путем косвенного (обходного) отражения. К пониманию вытеснения представления Фрейд приходит следующим образом:
Невытесненные продукты БСЗ => продукт БСЗ остается неизмененным => возникновение конфликта в СЗ => Активная стадия конфликта => Вытеснение представления, связанного с влечением
Мотив и цель вытеснения для автора – стремление избежать неприятного. С автором при обозначении цели можно согласиться, однако, не проясненным остается вопрос наличия вытеснения при отсутствии желания, следовательно при отсутствии желания избежать неприятное.
При этом о влечении он говорил в контексте его представления и аффекта. А про само взаимодействие вытеснения с БСЗ автор поясняет читателю следующее:
- Увеличение количества энергии при вытеснении => приближении к БСЗ
- Уменьшение энергии при вытеснении => удаление от БСЗ / искажение
Развитие количественного фактор влечения Фрейд рассматривал в нескольких вариантах:
- подавление;
- превращение в качественно окрашенный аффект;
- превращение в страх.
Можно задаться вопросом о том, ограничен ли данный список вышеуказанными путями развития, может ли влечение перейти в качественно иное направление от психического, к соматическому, т.е. к заболеванию или смерти?
Следует обратить внимание на мысль автора о том, что участь «аффекта психического коррелята влечения гораздо важнее, чем участь его представления, именно этот момент является решающим в оценке процесса вытеснения». Наверное, автор приходит к данному выводу о важности аффекта психического коррелята влечения по сравнению с участью представления в связи с тем, что сила аффекта имеет гораздо большее влияние на состояние психического, нежели чем влияние представления.