Мотивация персонала. Мотив сотрудника организации


В зависимости от мотивов личности, человек совершает те или иные действия. Поведение и деятельность подчиняются системе мотивов, которые в свою очередь подчиняются целям самого человека. Если у человека нет целей, тогда мотивы могут быть подчинены эмоциям, страхам, комплексам, возникающим в короткий промежуток времени. Другими словами, человек не действует просто так. У всего есть причины.

Многие читатели интернет-журнала psytheater.com сталкивались с такими ситуациями, когда они не могли понять мотивов других людей. В то же время другие люди не всегда понимают мотивы конкретного человека. Достаточно часто подобная ситуация разворачивается, когда личность, которая хочет понять, не желает принимать истинной причины поступков. К примеру, женщина может не понимать, почему мужчина с ней расстался, в то время как он сам аргументирует свое поведение угасанием чувств. Женщина пытается найти скрытый смысл его слов, найти истинную причину, хотя и угасания чувств достаточно для расставания.

Мотивы лежат во всех поступках человека. Другой вопрос: понимает ли человек мотивы своего поведения? Нередко люди сами не понимают, почему поступили тем или иным образом. Однако ничего просто так не случается. Поведение выступает следствием, а мотив – причиной. Если человек не видит никакого мотива, это еще не значит, что его нет.

Что такое мотивы личности?

У мотивов личности есть множество определений. Главное из них – внутренняя сила, которая побуждает человека на совершение конкретных действий с целью достижения определенного результата. Но что есть сам мотив?

  1. Одни видят его как идею, которую человек реализовывает.
  2. Другие представляют ее в виде неких убеждений, которыми руководствуется человек при совершении действий.
  3. Третьи подразумевают под ней некий всплеск энергии, который возникает при наличии определенной цели.

Мотивация толкает человека на совершение действий. Если есть мотив, тогда у человека возникает энергия, которая ему необходима для совершения действий и достижения определенных результатов. Достаточно часто мотивировать приходится сотрудников на фирме. Так, руководители создают внешние мотивационные блага, которые должны настолько заинтересовать их сотрудников, чтобы те начали совершать нужные руководителям действия. Этими внешними мотивами могут быть:

  • Награда в денежном эквиваленте.
  • Повышение по карьерной лестнице.
  • Повышение заработной платы. И пр.

Мотив – это словно морковка перед лицом осла, который должен идти в том направлении, в котором нужно тому, что держит эту морковку.

Однако есть такое понятие, как внутренняя мотивация. И в сравнение с внешней внутренняя является намного сильнее. Другими словами, человек должен «загореться» внутренне, чтобы у него появилось столько энергии, чтобы можно было «горы свернуть». А внешние мотиваторы обладают меньшей силой воздействия.

перейти наверх

Самостоятельная мотивация


Действия человека стимулируются его желанием или стремлением к улучшению жизненных позиций. Другими словами, человек может самостоятельно убеждать себя в том, что необходимо действовать, даже если что-то не ладится.

Этот процесс индивидуален, и человек может сам решить каким способом себя мотивировать или воспользоваться внутренней мотивацией. Но существуют и такие методы, которые влияют положительно на большую часть людей. Такими методами часто и умело пользуются манипуляторы.

Мотивы поведения личности

Людей всегда интересовал вопрос «Почему?». Почему другой человек совершает то, а не иное действие? Как на него можно повлиять? Можно ли изменить поведение другого человека? Если поначалу человека воспитывают, отчего в нем закладываются определенные мотивы, убеждения, взгляды, то потом он сам может управлять своим поведением или подчиняться внутренним посылам, что и будет его мотивами личности.

До сих пор люди задаются вопросом «Почему?», ответ на который заключается в том, что мотивы личности зависят от ситуации, внешнего давления, внутренних желаний и целей, даже личных качеств характера человека.

Мотивы поведения не являются статичными. Есть мотивы, которые лежат глубоко в подсознании. Обычно человек на них не обращает внимания. Однако есть мотивы, которыми человек может управлять. Например, постановка цели – это мотив, который побуждает человека действовать в направлении достижения желаемого. Однако самой постановкой цели занимается тоже человек, другими словами, он сам себя мотивирует.

Глубинными мотивами поведения личности можно назвать базовые потребности, которые были рассмотрены Абрахамом Маслоу и представлены в виде таблицы:

  1. В первую очередь человек будет заботиться о своей жизни и физиологии. Он нуждается в еде, воде, воздухе, сексе, физическом здоровье и т. д.
  2. Если предыдущая потребность удовлетворена полностью, тогда человек может заниматься собственной безопасностью, которая включает создание семьи, благоустройство дома, устройство на работу, профилактика здоровья и пр.
  3. Уже на третьем этапе после удовлетворения предыдущих потребностей человек занимается межличностными отношениями, поскольку он является социальным существом, которому хочется любить, дружить, общаться, получать эмоции и самому их дарить.
  4. При нормализации предыдущих уровней потребностей человек начинает заниматься развитием определенного отношения к себе: самоуважение, признание, одобрение и пр.
  5. Уже на последнем уровне потребностей лежат нравственное развитие, творчество, достижение собственного «Я» и пр., то есть духовное развитие. Однако оно постигается лишь тогда, когда человек доволен предыдущими 4-мя уровнями своей жизни.

Потребностями называются нужды, в которых человек нуждается в конкретный промежуток времени. Некоторые нужды являются временными, то есть их удовлетворение происходит достаточно быстро, другие – периодическими, то есть потребность в них возникает время от времени, третьи – постоянными, когда человек должен их постоянно удовлетворять.

Потребности могут касаться любого объекта. Также они делятся на индивидуальные и групповые. Обычно человек имеет желание удовлетворять сразу несколько потребностей. То есть он не удовлетворяет одну потребность за другой, а они в комплексе у него возникают, из-за чего индивид нередко разрывается между необходимостью удовлетворить ту или иную нужду.

Исходя из пирамиды Маслоу, видно, что человек в первую очередь нуждается в физиологических потребностях. И лишь после их удовлетворения он может переходить к достижению более духовных нужд.

перейти наверх

Мотивация, мотивы, потребности личности

Мотивация занимает особое место в структуре личности и является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Термин “мотивация” образован от слова “мотив” (от лат. мovere – двигаться). Следовательно, мотив можно определить как то, что заставляет проявлять активность, а под мотивацией человека понимают весь комплекс факторов, побуждающих и направляющих поведение человека. В современной психологии “мотивация” используется в двояком смысле: как система факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и т.д.), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает. Мотив определяют как побудитель (побуждение) к какой-либо деятельности или поведению, то есть мотив выступает как их причина
. Одновременно, мотив это и опредмеченная (“знаемая”) потребность, то есть материальный или идеальный предмет, ради которого совершается деятельность
(Потребность – это состояние нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет объективное условие его существования. Потребность рассматривается как источник активности личности. Главные ее свойства – предметность, цикличность (она периодически актуализируется и исчезает) и динамичность (меняется по силе напряжения).
Существуют различные виды потребностей: например, материальные, социальные и духовные потребности. Широко известна и используется в процессе стимулирования персонала организаций классификация потребностей, которая включает в себя физиологические (базовые) потребности; потребность в безопасности и стабильности; потребность в общении (контакте с себе подобными); потребность в уважении и признании заслуг; потребность в самоактуализации и самореализации.
Потребность как внутренняя сила
может реализовываться только в деятельности, причем потребность приобретает свою предметность только в ситуации обнаружения своего предмета, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую функцию, становясь мотивом. Мотив отличается от потребности тем, что это прежде всего направленная активность (“вектор” активности). Основными функциями мотивов являются
побудительная
(побуждает субъекта к деятельности),
направляющая
(определяет “вектор” деятельности),
целеобразующая
(порождает “гнездо целей”) и
смыслообразующая
(ведущий мотив приобретает личностный смысл, то есть имеет субъективную эмоциональную окраску и высокую степень значимости для человека). Принято выделять следующие характеристики мотива: динамические (энергетические) и содержательные. К динамическим характеристикам относят силу мотива, определяемую интенсивностью мотивационного возбуждения, которое, в свою очередь, зависит от физиологических и психологических (знание результата деятельности, свобода творчества, доминирующее эмоциональное состояние) факторов.
Динамической характеристикой мотива
считается и его устойчивость, под которой понимается устойчивость (инертность) потребности и устойчивость (ригидность) установок, мировоззрения, ценностей человека, его склонностей, интересов.
Содержательной характеристикой мотива
выступает полнота осознания структуры мотива; уверенность в правильности выбора, принятого решения; направленность мотива – личностная, индивидуальная или общественная, коллективная – это ориентированность человека на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения; на удовлетворение каких потребностей – биологических или социальных – они направлены, с какой деятельностью связаны. Таким образом, потребности
конкретизируются в мотивах и реализуются через них.
Одна и та же деятельность может побуждаться множеством мотивов, то есть любая деятельность полимотивирована. Как правило, один из них является ведущим (смыслообразующим) мотивом, другие – второстепенными, которые не “запускают”, а только дополнительно стимулируют данную деятельность. Следовательно, деятельность побуждается не просто суммой мотивов, а их иерархической системой, в которой имеются определенные уровни доминирования мотивов. Главное в мотивации – ее неразрывная связь с потребностями человека. Сложная иерархическая система мотивов человека является динамическим образованием, она меняется со временем по составу и по направленности ведущих мотивов. Мотивы актуализируются в определенных ситуациях, то есть переходят из латентного состояния в реально действующее. Актуализация мотива приводит к образованию целей, принятию решения и к определенным действиям – разворачивается мотивационный процесс. Важным для жизнедеятельности человека является мотив достижения, который может проявляться в двух тенденциях: стремлении к успеху и избегание неудач. Мотив стремления к успеху понимается как способность переживать гордость и удовлетворение при достижении успеха. Мотивация достижения выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение.

Потребность (в психологии) — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребность выступает как такое состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. Потребность человека обусловлены процессом его воспитания в широком смысле, то есть приобщения к миру человеческой культуры. Поскольку процесс удовлетворения потребности выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Если в потребности деятельность человека, по существу, зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потреб ности является одной из центральных задач формирования личности.

28. КОНЦЕПЦИИ МОТИВАЦИИ. Психоаналитические теории мотивации. теория Курта Левина

Подходы к объяснению причин человеческого поведения, мотивов, определяющих поступки и поведение человека, многочисленны. Каждая концепция представляет собой модель причин наследственных связей, где причиной является, например, неудовлетворенная потребность, стремление к развитию и достижениям, ожидания человека, чувство справедливости, целая группа факторов, а следствием — тот или иной по силе мотив к труду. Многообразие моделей мотивации объясняется многообразием подходов к этому исключительно сложному и субъективному явлению и субъективизмом воззрений авторов моделей.

Традиционный подход. Изучение мотивации персонала началось с работы Ф. Тейлора в рамках концепции научного менеджмента. Научный менеджмент предполагает систематический анализ работы сотрудников с целью повышения эффективности. Материальные вознаграждения выдаются работникам за достижение высоких результатов. В рамках концепции экономического человека считается, что чем выше зарплата, тем лучше работает сотрудник. Следствием использования данного подхода стало формирование стимулирующей системы оплаты труда, когда денежное вознаграждение работника зависит от количественных и качественных результатов его деятельности.

Теория человеческих отношений. На смену концепции экономического человека пришли концепции, учитывающие социальные аспекты, влияющие на сотрудников. Начиная с эпохальных исследований на заводе в Хоторне, принадлежавшем компании Western Electric, нематериальные вознаграждения стали рассматриваться как более сильные мотивирующие факторы, чем деньги. Таким вознаграждением, например, могло быть участие в рабочей группе, которое удовлетворяло социальные потребности, представлявшееся более важным, чем деньги, мотиватором трудового поведения. Впервые работников стали изучать как людей, и на этом этапе сформировалась концепция социального человека.

Теория человеческих ресурсов. В рамках теории человеческих ресурсов на основе понятий экономического и социального человека была создана концепция цельной личности. Здесь предполагается, что личность сотрудника многогранна, сложна, и он мотивируется разнообразными факторами. Например, Д. МакГрегор, автор теории X и теории Y, утверждал, что сотрудники стремятся добиться высоких результатов и что работа для людей столь же естественна и приносит им такую же радость, как и игра. Сторонники данного подхода полагали, что менеджеры, использовавшие предыдущие методы, старались манипулировать людьми с помощью материальных и социальных вознаграждений. Вера руководителей в компетентность и способности работников позволяет увеличить производительность труда. Теория человеческих ресурсов лежит в основе современных методов мотивации.

Современные концепции. Схема формирования мотива приведена на рис. 12.

Наличие на схеме двух блоков, объединенных союзом «или», отражает два варианта выбора источника знаний о внутренних факторах поведения человека: или глубокое проникновение в психику при опоре на достижения психологии и ее методы познания человеческой души, или опора на популярные мотивационные модели. Представление о душе человека и происходящих в ней процессах, конечно, будет отличаться глубиной (психология дает более основательные научные знания), но в любом варианте следует принимать во внимание мощный фактор стимулов внешней среды.

Традиционно в составе группы мотивационных теорий содержательного характера обычно называют теорию А. Маслоу, теорию Д. МакКлелланда, двухфакторную модель Ф. Герцберга, а в составе группы процессуальных — теорию ожиданий В. Врума, теорию справедливости и модель Портера—Лоулера.

Графическое представление теории А. Маслоу — пирамида Маслоу — достаточно широко известно. Современные психологи дополнительно к пяти авторским уровням потребностей добавляют в качестве самостоятельных потребностей когнитивные (познавательные) и эстетические (в порядке, справедливости, красоте) и помещают их на уровень выше потребностей в уважении, но ниже потребности в самореализации (самоактуализации) личности.

По мнению Маслоу, путь к осуществлению потенциальных возможностей индивида, т. е. к самореализации, лежит через последовательное удовлетворение потребностей более низкого уровня. Потребность определяет мотивы поведения.

В теории МакКлелланда интересна справедливая для американского общества идея о наиболее желательном (среди трех определяющих поведение стремлений — быть причастным к деятельности организации или группы, стремление к власти, стремление к успеху) для корпорации мотиве поведения — стремлении к успеху, при этом задача корпорации заключается в обеспечении увязки общей направленности работника на успех с достижением успеха именно в этой корпорации в процессе достижения целей корпорации.

Двухфакторная модель поведения Ф. Герцберга

, по-видимому, годится для развитого демократического общества с высоким уровнем производства и удовлетворенности первичных витальных потребностей. По мнению Ф. Герцберга и его последователей, факторы рабочей среды, связанные с условиями труда, все виды и формы вознаграждения и социально-психологический климат воспринимаются только как естественный «гигиенический» фон, как факторы, способствующие повышению удовлетворенности трудом, но не способные при увеличении их качественных и количественных параметров вызвать повышение производительности труда. Однако ухудшение значения параметров этих факторов по сравнению с привычным достаточно высоким уровнем приводит к снижению отдачи работников, служит демотиватором. По-настоящему же способны вызвать рост отдачи такие мотиваторы, как возможность достичь и испытать успех, возможность продвижения по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности и возможность творческого и делового роста. Современные авторы эти факторы называют «главными мотиваторами» и выделяют три их группы: личное развитие, чувство причастности, интерес и вызов в работе.

Теория ожиданий В. Врума определяет мотивацию, точнее, ее интенсивность, как функцию совместного действия таких факторов: ожидание того, что усилия приведут к ожидаемым результатам; ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение; ожидание того, что вознаграждение будет иметь достаточную ценность для работника.

Сложная для практической реализации модель мотивации Портера—Лоулера объединяет подходы В. Врума и теории справедливости и увязывает в единую систему факторы, определяющие мотивацию, включая усилия работника, его способности, результаты труда, вознаграждение, удовлетворение от работы, от результатов и вознаграждения, субъективность и восприятии этих факторов.

В качестве метода практической реализации подходов процессуальных теорий в производственной среде рекомендуется разрабатывать прогнозы значений факторов мотивации для работника перед выдачей ему задания, рассчитывать ожидаемый уровень мотивации и сравнивать реальные результаты с прогнозом, с тем чтобы повышать его вероятность.

Приведем еще несколько теорий.

Теория ERG (Е — existence (существование), R — related-ness (причастность), G — grows (рост)) Альдерфера разработана на основе теории Маслоу, но без ранжирования потребностей. При этом наиболее конкретная потребность — в существовании, а наименее конкретная — в росте. По Маслоу, потребность будет главной движущей силой, пока не будет удовлетворена; по Альдерферу, если усилия по удовлетворению потребности какого-либо уровня вызывают постоянную фрустрацию, человек может вернуться к поведению, удовлетворяющему более конкретные потребности.

Как и в случае с теориями Маслоу и Герцберга, найти данные, подтверждающие теорию Альдерфера, не удалось.

Теория справедливости С. Адамса связывает мотив к дальнейшему труду с оценкой справедливости вознаграждения за работу.

Собственные результаты Результаты других

против

Собственные вложения Вложения других

При знаке равенства имеет место справедливость, человек будет продолжать вкладывать столько же усилий и выполнять работу на том же уровне. При любом неравенстве человек изменит количество прилагаемых усилий. Поскольку оценка факторов осуществляется субъектом, то она не может быть объективной, и это следует учитывать менеджеру при оценке вклада и определении вознаграждения индивида.

Люди как существа с целенаправленным поведением ставят перед собой цели и имеют мотивацию к их достижению, поскольку достижение целей вознаграждается. Теория постановки целей Локка (Локке) такова: люди, ставящие перед собой более высокие цели (или принимающие высокие цели поставленные другими), прикладывают больше усилий и выполняют работу лучше. Но цель должна быть конкретной (ИЗ меряемой), уровень сложности должен быть в пределе от среднего до высокого (вызов, рост), сотрудник должен быть с нею согласен, получать обратную связь о продвижении к цели, ситуация участия в постановке цели предпочтительнее ситуации назначения цели другим.

При регулировании поведения сотрудников принимают во внимание и модели подкрепления: неподкрепляемое и ненаказываемое поведение прекращается само собой, вознаграждаемое поведение продолжается, наказуемое избегается. Есть внешние подкрепления (формальные и неформальные) и внутренние, выдаваемые работником самому себе: гордость за себя, чувство достижения. Как считал Деци, внешние вознаграждения могут снижать внутреннее подкрепление. Все время подкреплять нельзя. Обычно применяются следующие схемы подкрепления: схемы фиксированных интервалов (воз награждение за определенное количество поведенческих актов), схемы переменных интервалов (вознаграждение выдается, когда вздумается начальнику), схемы переменных соотношений (вознаграждение выдается за разное количество поведенческих актов, как при игре на игровых автоматах), схемы периодических подкреплений (похожи на схемы переменных соотношений, что удобно при непредсказуемости и неравномерности загрузки современных организаций). Схемы подкреплений чаще относятся к неформальным подкреплениям, зарплату по этим схемам платить нельзя.

Теория характеристик работ Р. Хэкмена и Г. Олдхэма гласит: вероятность позитивного психологического состояния у индивида повышается при наличии пяти существенных аспектов работы: разнообразие, законченность, значимость, самостоятельность, обратная связь. Эти факторы реализуют концепцию обогащения труда.

При этом разнообразие задач, законченность и значимость формируют психологическое ощущение значимости выполняемой работы, самостоятельность (автономия) формирует ощущение ответственности за результаты, а обратная связь предоставляет информацию о фактических результатах деятельности. В свою очередь, соответствующие психологические состояния способствуют формированию сильной внутренней мотивации к труду, высокого удовлетворения трудом, приводят к высоким показателям качества и низкой текучести и абсентеизму. Эффективность этой модели связана с наличием и силой потребности в росте, развитии: если человек стремится удовлетворить лишь потребности первичные (физиологические, в безопасности, в общении), эта схема практически не будет работать. Если же работник стремится к достижениям, к уважению, самоуважению, самоактуализации, применение этой модели способно помочь в достижении целей и работника, и организации.

Практическая реализация теорий, связанных с содержанием и условиями труда, принимает следующие формы:

· смена рабочего места (ротация) — систематическая ротация позволяет избежать односторонних нагрузок, монотонности, обеспечить разностороннюю квалификацию и более широкое использование персонала;

· расширение поля деятельности — объединение нескольких однородных рабочих шагов или производственных задач и одну более крупную производственную задачу, т, е. горизонтальное расширение поля деятельности;

· обогащение содержания работы — вертикальное расширение поля деятельности за счет включения задач по подготовке, планированию, контролю и т. п., т. е. увеличение интеллектуальной составляющей деятельности;

· создание частично автономных групп — передача всего комплекса задач одной рабочей группе, которая внутри себя самостоятельно организует работу и регулирует использование персонала.

Основоположником психоаналитической традиции был, как нам уже известно, 3. Фрейд. Одним из центральных положений его теории (Фрейд 3., 1991, 1992а, 19926) является убеждение, что любое поведение человека хотя бы частично обуслов­лено бессознательными импульсами. Основой мотивации поведения, по мнению Фрейда, является стремление удовлетворить врожденные инстинкты — физические потребности организма. Индивид стремится снизить напряжение до минимального уровня. И в этом плане концепция Фрейда сходна с бихевиористской точкой зрения: тот же принцип гомеостаза и снятия напряжения. Но есть и существенные отличия. Индивид стремится вернуться в некоторое ис­ходное состояние (которое было нарушено рождением и последующим развитием) вплоть до небытия. Основными инстинктами, по мнению Фрейда, являются инстинк­ты жизни и смерти. Инстинкт жизни может принимать две основные формы: воспро­изведения себе подобных (половая потребность) и поддержания жизни индивида (обычные физиологические потребности). Следует, однако, отметить, что инстинкт жизни первого типа (половая потребность) играет в концепции Фрейда особенно важную роль. Инстинкт смерти является про­тивоположностью инстинкта жизни и выражается в таких, на­пример, формах поведения, как агрессия, мазохизм, самообви­нение, самоуничижение. На первый взгляд, предположение о существовании инстинк­та смерти выглядит по меньшей мере странным. Однако необхо­димо иметь в виду, что для философских воззрений Фрейда был характерен психический дуализм: подчеркивание борьбы и противостояния двух про­тивоположных начал. Динамика этой борьбы собственно и является основой разви­тия и функционирования как отдельного индивида, так и общества в целом. Все во вселенной стремится к неизбежному распаду, исчезновению, и жизнь как способ орга­низации, объединения есть только тот краткий промежуток времени, когда индивид одерживает победу над этим распадом. Но даже в течение этого краткого промежутка времени индивида увлекает за собой инстинкт смерти. Инстинкты жизни (Эрос) и смерти (Танатос) идут рука об руку: любовь соседствует с ненавистью, питание — с обжорством, любовь к себе — с самоистреблением и саморазрушением. · Сублимация — направление энер­гии инстинкта на выполнение видов деятельности, не связанных с прямым удовлетворением потребности. Инстинкты обеспечивают индивида энергией, которая является источником его активности. Причем, если непосредственное удовлетворение инстинктивной потреб­ности по каким-либо причинам невозможно (наличие моральных ограничений, страх наказания и т. п.), энергия инстинкта может быть направлена в другое русло: разряд­ка напряжения может происходить за счет выполнения совсем других — не связан­ных с инстинктом — видов деятельности. Представьте себе паровой котел, в нем вы­сокое давление, и если не выпустить пар, его может разорвать. Необходимо открыть клапан. Если один из основных клапанов закрыт (например, немедленное сексуаль­ное удовлетворение невозможно), приходится пользоваться другими (политикой, творчеством, бизнесом). Такое направление энергии инстинкта в иное — в отличие от прямого удовлетворения потребности — русло называется сублимацией. Решение про­блемы объяснения человеческого поведения, таким образом, состоит в выяснении причин направления инстинктивной энергии в то или иное русло. Последователи Фрейда во многом отошли от позиций своего учителя. Однако в каждой из последующих психоаналитических теорий сохранялся некоторый суще­ственный элемент сходства с фрейдизмом: или базовые инстинктоподобные пережи­вания, или бессознательное, а еще чаще — взгляд на источник мотивации как на борь­бу противоположных и в принципе непримиримых начал (дуализм). К. Юнг (1986,1993), например, так же как и Фрейд, считал разрядку напряжения основным механизмом мотивации. Однако, в отличие от Фрейда, он полагал, что орга­низм стремится к самореализации. Общество подавляет не только сексуальные, или «плохие», импульсы, но и здоровые стремления. Одним из наиболее известных поня­тий в концепции Юнга является коллективное бессознательное, которое содержит опыт всего человечества, мудрость веков, накопленную за всю историю и передаю­щуюся от поколения к поколению. Коллективное бессознательное является основой индивидуального бессознательного, которое играет существенную роль в поведении индивида. Другой ученик, а впоследствии и оппонент Фрейда, А. Адлер (1995), рассуждал примерно следующим образом. Человек рождается слабым и беспомощным, переживая базовое, универсальное чувство неполноценности. Для того чтобы преодолеть бес­помощность и чувство неполноценности, индивид стремится к превосходству и со­вершенству. Стремление к совершенству, а не к удовольствию, по мнению Адлера, является основным принципом мотивации человека. К. Хорни (Ноrnеу К., 1950) исходила из аналогичного адлеровскому тезиса о бес­помощности младенца, но делала из этого в общем бесспорного положения несколь­ко иные выводы. Беспомощный младенец, на ее взгляд, ищет безопасности в потен­циально враждебном и опасном мире. Чувство незащищенности может породить базовую тревожность прежде всего в силу таких особенностей родительского отно­шения и поведения, как отсутствие теплоты в отношении к ребенку или чрезмерная опека. В случае возникновения этой базовой тревожности индивид вырабатывает стратегии поведения, направленные на ее преодоление. Концепция Э. Фромма (Fromm E., 1955) в большей степени, чем теории других психоаналитиков, ориентирована на рассмотрение социальных аспектов человече­ского поведения. По мнению Фромма, человек в современном обществе чувствует себя в одиночестве, что является прямым результатом его высвобождения из прямой зависимости от природы. Это одиночество породило стремление убежать от свободы в конформизм, зависимость и даже рабство, однако истинными целями человека яв­ляются стремления найти свое настоящее «Я», использовать общество, которое он создал, а не быть использованным им, чувствовать себя связанным с другими узами братства и любви.

ТЕОРИЯ ПОЛЯ (К.Левин)

Т. п., рассматривающая личн. как сложное энерг. поле, мотивируемое психол. силами и ведущее себя избирательно и креативно, разработана в первой половине XX в. Левиным

. Для описания психол. реальности, построения структуры личн. и моделирования ее
поведения
в Т. п. используются средства топологии как раздела математики, изучающей свойства геом. фигур и взаимное расположение фигур.

Т. п. включает несколько взаимосвязанных и тесно переплетающихся между собой концептуальных частей («теория поля», «топологическая теория», «векторная теория» и др.). Основополагающие и ключевые понятия практически всех концептуальных составляющих Т. п. – «поле», «напряжение», «жизненное пространство» и «психологическое окружение», или «психологическая среда».

Понятие «поля» определяется в Т. п. как «тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые». В качестве детерминант поведения личн. рассматриваются лежащие в основе силы или потребности

. Поле «напряжено», когда возникает нарушение равновесия между личн. и средой. Напряжение поля нуждается в разрядке, осуществляемой как выполнение намерения. Объекты, в которых чел. испытывает потребность, имеют побудительную силу, и, соответственно, объекты, не сопряженные с потребностями личн., побудительную силу теряют.

«Жизненное пространство» – это психол. реальность, которая включает тотальность возможных событий

, способных повлиять на поведение чел. Т. п. рассматривает поведение личн. как функцию жизненного пространства, поэтому осн. своей задачей считает выведение поведения личн. из тотальности психол. событий, существующих в жизненном пространстве в данный момент. «Психологическое окружение» – это феноменальный мир личн.; психическая энергия, вызываемая потребностями, переносится на окружающие объекты, которые становятся валентными и начинают притягивать или отталкивать личн. Граница между жизн. пространством и внеш. миром в Т. п. напоминает скорее проницаемую мембрану или сеть, чем стену или жесткий барьер. Жизн. пространство и внеш. мир тесно связаны. Изменения, происходящие во внеш. мире, влияют на состояние жизн. пространства, а изменения жизн. пространства – на внеш. мир.

Cтруктура личн. рассматривается в Т. п. как следствие дифференциации систем психол. напряжений и описывается с помощью пространственной репрезентации чел. и математизации понятий. Отделение чел. от остального мира находит завершение в образе замкнутой фигуры. Несущественно, будет ли нарисованная фигура кругом, квадратом, треугольником или фигурой произвольной неправильной формы, существенно, что она полностью замкнута. Изображение фигуры в Т. п. символизирует два свойства чел.: 1) дифференциацию – отделенность от остального мира посредством сплошной границы; 2) отношение «часть – целое» – включенность в большее пространство.

В Т. п. различается несколько свойств среды (близость-удаленность, твердость-слабость) и наиболее важное свойство – «текучесть-ригидность». «Текучая среда» быстро реагирует на любое воздействие, она подвижна и эластична. «Ригидная среда» сопротивляется изменениям. Она жестка и неэластична. При помощи свойств, описывающих среду, можно представить большую часть возможных взаимосвязей в жизн. пространстве. Для графич. описания особенностей психол. среды в Т. п. введены вспомогат. понятия «регион» и «локомодация». Два региона тесно связаны, податливы относительно друг друга и влияют друг на друга, если между ними легко может быть осуществлена локомодация. Локомодация в психол. среде не всегда означает, что чел. должен совершить физич. движение в пространстве. Существуют социальные локомодации типа решения проблем и др.

Личн. условно графически разделена на перцептуально-моторный регион и внутриличност. регион. Внутриличност. регион подразделяется на группы периферич. и центр, ячеек. Психол. среда также разделяется на регионы. Жизн. пространство окружено внеш. оболочкой, представляющей часть непсихол., или объективной, среды. Выделяется новый вид «годологического пространства» (годология – наука о путях, или локомодациях). Свойства годологич. пространства выражены линейными графами, где каждый регион представлен точкой, а каждая граница между регионами – линией, эти точки соединяющей. Все эти динамич. представления концепции Левин называл «векторной психологией».

Важнейшие динамич. понятия «векторной» части Т. п. – «психическая энергия», «напряжение», «потребность», «равновесие», а также «валентность» и «сила», или «вектор», с помощью которых описываются специфич. локомодации личн. и способы структурирования среды.

Левин полагал, что личн. – сложная энерг. система, а тип энергии, осуществляющий психол. работу, наз. психической энергией. Психическая энергия высвобождается, когда чел. пытается вернуть равновесие после того, как оказался в состоянии неуравновешенности. Неуравновешенность продуцируется возрастанием напряжения в одной части системы относительно др. частей в результате внеш. стимуляции или внутр. изменений. Когда напряжение исчезает, выход энергии прекращается и вся система приходит в состояние покоя и уравновешенности. Напряжение – это состояние чел. или состояние внутриличност. региона относительно остальных внутриличност. регионов. Напряжение обладает двумя свойствами: 1) стремится к соответствию с напряжением др. систем посредством процесса уравнивания; 2) оказывает давление на границы системы, перетекая из системы в систему.

Возрастание напряжения, высвобождение энергии вызываются возникновением потребности. В теории личн. Левина выделяются потребности, соотносимые с внутр. состоянием (напр., голода) и квазипотребности, которые эквивалентны специфич. намерению. Валентность обозначает связь мотивации

и поведения и выступает как важнейшее концептуальное свойство региона психол. среды.

Динамика психол. среды в Т. п. осуществляется четырьмя способами: 1) ценность региона может меняться количественно, напр., от положительного к более положительному, или же качественно, от положительного к отрицательному; 2) векторы могут изменяться по силе, направлению; 3) границы могут становиться прочнее или слабее, появляться или исчезать; 4) могут меняться «вещественные» свойства региона, текучесть или ригидность. Переструктурирование среды явл. результатом изменений в системах напряжения чел., результатом локомодации или когнитивных процессов.

Конечная цель активности

личн. в Т. п. – вернуть чел. состояние равновесия. Изменения в поведении личн. определяются когнитивным реконструированием, дифференциацией, организацией, интеграцией и мотивацией.

Дифференциация – одно из ключевых понятий Т. п. и относится ко всем аспектам жизн. пространства (имеется в виду возрастание количества границ). Напр., для ребенка, по Левину, характерна большая подверженность влиянию среды и, соответственно, большая слабость границ во внутр. сфере, в измерении «реальность-нереальность» и во временной сфере. Возрастающую организованность и интеграцию поведения личн. Т. п. определяет как организационную взаимозависимость. С приходом зрелости возникает большая дифференциация и в самой личн., и в психол. окружении, увеличивается прочность границ, усложняется система иерархич. и селективных отношений между напряженными системами.

Т. п. внесла существенный вклад в понимание регрессии

в развитии личн. и выделила ретрогрессию как обращение к ранним формам поведения, имевшим место в истории
жизни
чел. и регрессию как переход на более примитивную форму поведения независимо от того, вел ли человек себя когда-либо прежде подобным образом.

Т. п. породила множество метод, разработок, экспериментов и эмпирич. исследований в области психологии личн. XX в.: уровня притязаний (Левин

, Т. Дембо,
Фестингер
, 1944), прерванной деятельности и незавершенных
действий
(Д. Кац, 1938;
Зейгарник
, 1927), психол.. пресыщения (А. Карстен, 1928), регрессии (Р. Бейкер, Т. Дембо, Левин, 1941),
конфликта
(Левин, 1951, Н. Смит, 1968).Влияние Т. п. представлено: в теории мотивации достижения Дж. Аткинсона (1964, 1966), которая развивает и разрабатывает идеи уровня
притязаний
, в исследованиях открытого и закрытого
сознания
М. Рокича (1960), использующих понятия дифференциации и ригидных барьеров Т. п.; в теории
когнитивного диссонанса Фестингера
(1957, 1964), в которой разрабатывается представление Левина о том, что
ситуация
, предшествовавшая решению, отличается от ситуации после принятия решения; в теории социальной перцепции и
межличност. отношений
Ф. Хайдера (1958). Убедительность Т. п., жизненность исследований, эвристич. сила сделали ее широко популярной и оправдывают ее высокую оценку в совр. психологии.

Мотивы деятельности

Человек совершает такие поступки, которые помогают ему достигать его потребностей и целей. Мотивация возникает на основе этих нужд и желаний. И чем сильнее потребность или цель, тем сильнее мотивация, которая дает энергии и сил.

Условно мотивы деятельности делят на:

  1. Физиологические – когда человек удовлетворяет потребности своего тела, например, утоляет голод.
  2. Функциональные – когда человек развивается, отдыхает, насыщается новыми эмоциями.
  3. Материальные – когда человек зарабатывает деньги, чтобы обладать определенными материальными благами.
  4. Социальные – потребность человека в одобрении и уважении со стороны окружающих.
  5. Духовные – когда человек саморазвивается, получает новые знания для обогащения внутреннего мира.

Почему в вашей жизни ситуации повторяются? Почему вы встречаете новых людей, а они оказываются такими же негодными и подлыми, как и ваши предыдущие знакомые? Почему вы периодически сталкиваетесь с одними и теми же проблемами? Думаете, это – рок, судьба, ваше предначертание? Вы ошибаетесь. На самом деле все эти события творите вы сами.

Человек сам является тем, кто решает, в каком направлении ему идти. Обращали внимание, что не все люди живут так, как вы? Другие люди живут по-другому, сталкиваются совершенно с другими проблемами, достигают иных успехов. В вашей жизни тоже есть успехи: вы это начинаете замечать, когда сравниваете себя с другими. Помимо того, что вы в чем-то несовершенны по сравнению с другими людьми, вы еще и в чем-то идеальны по сравнению с ними же. Обратите внимание на то, что при обсуждении чужих проблем, вы часто смотрите на них, как на ерундовые и мелочные ситуации, которые очень легко решить. Для вас чужие проблемы легко решаемы, поскольку вы уже научились их решать. Но вот ваши проблемы для вас трудны, а для других людей – легко решаемы.

Поймите мотивы своих поступков. Ту дорогу, по которой вы идете по жизни, вы сами выбираете. Почему вы создаете одни и те же проблемы? Почему постоянно обращаете свое внимание на одних и тех же людей? Не нужно огорчаться из-за того, что это происходит в вашей жизни. Лучше поймите мотивы, из-за которых вы провоцируете такие ситуации в своей жизни.

Внутри вас есть регулятор, который и определяет, в каком направлении вы будете идти. На что он настроен? Какие в него программы вложены? Вы делаете тот или иной выбор из самых лучших побуждений для самих себя. Вы создаете проблемы, исходя из лучших побуждений для самих себя. Парадоксально звучит, не так ли? А все дело в том, что у вас внутри может лежать страх, желание защитить себя или чувство разочарования, из-за чего теперь создаете те или иные ситуации. А вот эти ситуации порой доходят до критической точки, то есть проблемы.

Поймите мотивы своих поступков. Внутри вас находится регулятор, который направлен на реализацию ваших желаний и защиту вас от внешнего мира. Поймите мотивы, по которым вы создаете те или иные ситуации, выбираете тех или иных людей, ведете себя тем или иным образом. Ваш регулятор действует во благо вам самим. Но вы можете изменить его настройки, чтобы он не делал тот выбор, который привносит в вашу жизнь проблемы.

Вот так все просто. Попробуйте изменить свою жизнь всего лишь благодаря тому, что осознаете причины своего выбора, а не будете оценивать и страдать из-за выбранного пути.

перейти наверх

Борьба мотивов

Как уже говорилось, одновременно человеком руководит множество разных побуждений. И не все они являются равнозначными и равнонаправленными. Вот классический пример. Человек заводит на ночь будильник, намереваясь на следующее утро встать пораньше – допустим, сделать утреннюю пробежку. Но наступает утро, звонит будильник, и этому человеку уже не хочется вставать. Он оказывается перед ситуацией, когда нужно принимать конкретное решение, и оно зависит от того, какие побуждения преобладают в нём в данный момент. Здесь мы сталкиваемся с тем, что называется силой воли.

Этот пример не особо критичный, однако бывают в жизни ситуации, когда человеку приходится делать очень сложный выбор. Любой из вариантов действий является определённым образом мотивированным, и это приносит дискомфорт и даже настоящие мучения. Так, в отдельных случаях мы встаём перед выбором – спасти себя от беды или спасти своих близких ценой собственной жизни. Такие внутренние конфликты могут приводить к развитию депрессии или невроза.

Как поступать в случае, если необходимо сделать подобный выбор? Специалисты советуют не поддаваться эмоциям и тщательно обдумать все варианты, если есть такая возможность. Здесь должен быть рациональный подход; нужно взвесить все «за» и «против», те выгоды и лишения, которые принесёт сделанный выбор. И прежде всего следует руководствоваться социально значимыми побуждениями. Ведь часто бывает, что мы добиваемся своего путём «хождения по головам», в результате чего от нас отворачиваются друзья, близкие люди, родственники, в результате мы теряем больше, чем приобретаем.

Человек осознаёт не все свои побуждения, однако управление своей мотивационной сферой нам доступно. Необходимо составить для себя иерархию потребностей и побуждений и ориентироваться на наиболее значимые и важные из них. Такая иерархия будет связана в первую очередь с социальными ценностями.

Широко известна «пирамида потребностей», составленная американским психологом Абрахамом Маслоу. Эта система распределяет потребности на более «низшие», роднящие человека с другими животными, и «высшие», являющиеся уникальными для людей. Любопытно, что низшие потребности связаны с индивидуальным выживанием организма, а высшие преследуют социальные цели. Наиболее высокие потребности – это необходимость осознания своей связи со всем мирозданием, а не только со своей малой группой или человеческим обществом вообще.

Имея определённые потребности, человек приобретает связанные с ними побуждения. И они мотивируют его на совершение определённых поступков. Бывает, что деятельность кажется «высшей», но в действительности человеком руководят «низовые» побуждения. Так, музыкант может создавать модную, но примитивную музыку, чтобы просто прокормиться (и вообще заработать). Случается, что «за хлеб» люди создают и настоящие шедевры. В других случаях постановка «низовых» целей является лишь промежуточным шагом, в то время как в действительности человек мотивирован более высокими соображениями. Так, отец семейства может заботиться о своём здоровье для того, чтобы иметь силы обеспечивать жену и детей.

Социальные мотивы личности

Личность является социальным существом, которое рождается среди людей и всю жизнь живет, окруженное людьми. У человека возникает естественная потребность иметь отношения с другими людьми, что позволяет ему чувствовать себя нужным, полезным, получать одобрение и уважение, а также уважать самого себя. Социальные мотивы, к сожалению, не так легко удовлетворить. Люди действительно идут на контакт друг с другом, однако нередкими становятся разногласия и конфликты, которые мешают в получении нужных ощущений и эмоций.

Человек, чтобы удовлетворять свои социальные мотивы, готов идти на компромисс, подчиняться, быть конформным, жить, как все, и быть частью общества. Это позволяет ему быть частью большого общества, в котором человек живет.

Также следует отметить политический устрой общества. Несмотря на то, что люди могут быть недовольными действиями политиков, они все же признают, что обществу нужен единый орган, который будет регулировать взаимоотношения между отдельными гражданами.

перейти наверх

Внешняя и внутренняя мотивация в жизни человека

Важную роль в повседневной жизни человека играет как внешняя, так и внутренняя мотивация. Внешняя мотивация характеризуется поступлением стимула извне, то есть человек в первую очередь занимается какой-либо работой, чтобы получить вознаграждение, похвалу или признание в обществе. Ярким примером внешней мотивации работающего человека является заработная плата при условии, что сама по себе работа не вызывает у него интереса и не приносит особого удовольствия.

Согласно теориям человеческой мотивации, ее внутренний вид никак не связан с внешними обстоятельствами и человек выбирает определенную деятельность в первую очередь потому, что она приносит ему удовольствие. Например, рисует не для того чтобы выиграть конкурс, а чтобы получить позитивные эмоции. Эти два вида мотивации в жизни обычного человека тесно связаны между собой и нередко одна и та же деятельность подкреплена несколькими мотивами.

Система мотивов человека

Человек всегда движим мотивами. Причем мотивов у каждого человека много, что создает определенную систему. Ее развитием сначала занимаются родители, а затем и общество, формируя в голове каждого индивида определенные убеждения и установки, которые будут указывать направление, в котором он будет идти.

Также на направленность мотивов и движения человека по жизни влияют:

  • Влечения – потребность человека, которую он может не осознавать. Однако он испытывает необходимость ее удовлетворить (и, возможно, она после этого исчезнет).
  • Идеал – определенная картинка того, как должно быть (каким должен быть человек, как он должен жить и что должен делать в конкретной ситуации). Это влияет на то, что человек постоянно желает соответствовать данной идеальной картине.
  • Желания – влечения, которые человеком осознаются и становятся сознательными целями для достижения. Индивид сам начинает их хотеть и стремиться к их получению.
  • Интерес – повышенное внимание к определенным объектам окружающего мира, что влияет на формирование желаний.
  • Стремления – интерес + сила воли + сознательное совершение действий для получения определенного блага.
  • Склонность.
  • Мировоззрение и убеждения. Здесь подразумевается целостный взгляд на мир, каким его видит человек, что и определяет, в каком направлении он будет идти. Убеждениями называются определенные взгляды, которые являются нерушимыми и истинными в голове человека.

перейти наверх

Разнообразие теорий мотивации человека

Теории мотивации изучаются в психологии для того, чтобы лучше понять, что побуждает человека к действию и как формируется его поведение. Над теориями мотивации трудились такие известные психологи, как Маслоу, Альдерфер, Герцберг, Адамс, Врум и многие другие. Детальный анализ потребностей человека позволил выделить два основных направления в сфере теорий мотивации:

  1. Процессуальные;
  2. Содержательные;

Каждая из этих теорий мотивации привлекла к себе многих сторонников. Изучив основные теории можно лучше понять виды мотивации личности, проанализировать характер действий человека в разных жизненных ситуациях.

Характеристики мотивов

  • Устойчивость мотива – это длительность сохранения его во времени. Устойчивость мотива зависит, с одной стороны, от устойчивости (инертности) потребности, с другой стороны – от устойчивости (ригидности) особенностей личности человека, таких как установки, мировоззрения, ценности, склонности, интересы.
  • Сила мотива – это интенсивность побуждения человека к деятельности. Сила мотива зависит, с одной стороны, от физиологических факторов (сила напряжения потребности, на основе которой сформирован данный мотив), с другой стороны – от психологических факторов. В настоящее время также известно, что сила мотива больше тогда, когда мотивация внутреннеорганизованная, чем тогда, когда мотивация внешнеорганизованная.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: