Что такое психологические синдромы? Описание некоторых разновидностей

Психические синдромы, которые мы рассмотрим в данной статье, заинтересуют всех, кому небезынтересна психология личности.

В 21 веке, при его скоростях и возможностях, мы порой настолько увлечены электронными безделушками, что совсем забываем о своем психическом здоровье.

Может быть, именно поэтому душевные заболевания считаются бичом нашего времени. Так или иначе, но знать о важнейших психологических синдромах стоит каждому образованному человеку.

В данной статье мы рассмотрим 10 наиболее распространенных психологических синдромов, которые прямо или косвенно влияют на качество жизни человека, имеющего их.

Любителям психологии и саморазвития это будет непременно интересно.

Синдром утёнка

Многие знают, что утята принимают за маму первого, кого они увидели, появившись на свет. Причем им неважно, настоящая ли это мама-утка или какое-то другое животное, а иногда и вообще неодушевленный предмет. Это явление известно в психологии под названием «импринтинг», что значит «запечатление».

Люди также подвержены этому явлению. Специалисты называют его синдромом утёнка. Этот синдром обусловлен тем, что человек автоматически считает лучшим тот предмет, который первым попался ему на глаза, даже если это противоречит объективной реальности.

Нередко люди с такой особенностью становятся категоричными и нетерпимыми к мнению окружающих.

Например, ваш знакомый купил себе первый ноутбук с операционной системой Windows XP. Прошло несколько лет, и данная система перестала поддерживаться производителем. Вы предлагаете ему установить кое-что поновее, но он не соглашается.

Если при этом ваш знакомый понимает реальное превосходство новых систем и честно говорит, что он просто привык к Windows XP и не хочет осваивать новые интерфейсы, то это частное мнение.

Если же он категорически не признает никакую другую систему, считая Windows XP лучшей среди прочих, то здесь налицо синдром утенка. При этом он может соглашаться, что другие операционки имеют какие-то преимущества, но в целом XP все равно будет выигрывать в его глазах.

Чтобы избавиться от синдрома утенка, нужно чаще анализировать свои мысли, используя приемы критического мышления. Интересуйтесь мнением окружающих людей, пользуйтесь информацией из разных источников, старайтесь максимально объективно смотреть на вещи и только после этого принимайте решение по тому или иному вопросу.

Психологические синдромы, связанные с тревожностью и депрессивными тенденциями

Хроническая неуспешность и тотальный регресс

Психологический синдром хронической неуспешности складывается в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте. Межличностная ситуация развития при этом синдроме характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка. Основная особенность психологического профиля — резко повышенная тревожность, приводящая к дезорганизации действий и низкой результативности как основным особенностям деятельности ребенка. Реакция социального окружения — постоянная негативная оценка, поддерживающая высокую тревогу. Позиция младшего школьника с хронической неуспешностью — это представление о себе как о безнадежно плохом ученике.

Так складывается порочный круг: тревожность, нарушая деятельность ребенка, ведет к неуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех порождает тревогу, способствуя закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится разорвать этот круг, поэтому неуспешность и становится «хронической». Чем более ответственную работу выполняет ребенок, тем больше он волнуется. Если уровень тревоги и без того повышен, то его дополнительное повышение (волнение) еще больше понижает результаты работы. Из-за этого ответственные контрольные и экзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий. Возникает зависимость, удивляющая многих родителей и педагогов: при повышении мотивации снижаются достижения.

Итак, основой для вывода о том, что у ребенка имеется хроническая неуспешность, служит сочетание следующих данных: — Жалобы на низкие достижения ребенка. — Высокий уровень тревоги. Это центральное собственно психологическое звено хронической неуспешности. — Нормальная социализированность, высокая конформность. При их отсутствии негативная оценка окружающих не ведет к заметному повышению тревоги.

Постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности, а иногда и к развитию депрессивного состояния. Как правило, признаки депрессии появляются к концу начальной школы. В подростковом возрасте у детей с хронической неуспешностью нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности. Этим знаменуется формирование нового психологического синдрома — тотального регресса. Среди особенностей психологического профиля центральную роль начинает играть депрессивный фон настроения. Деятельность характеризуется отказом от каких-либо проявлений активности, от общения как с взрослыми, так и со сверстниками. В ответ и социальное окружение «отворачивается» от подростка, что углубляет депрессию и усиливает представление о своей никчемности.

Тотальный регресс — один из наиболее тяжелых психологических синдромов подросткового и юношеского возраста. Для него типична не только остановка в развитии, но и утрата прежних достижений (чем и объясняется его название).

Вывод о том, что у подростка имеется тотальный регресс, может быть сделан при сочетании следующих показателей: — Жалобы на пассивность подростка, утрату прежних увлечений и интересов, отсутствие контактов с взрослыми и сверстниками. — Депрессивный фон настроения, сниженная самооценка, пессимистические представления о своем будущем. — Склонность окружающих оценивать состояние подростка как данность, не поддающуюся изменению, т.е. принятие ими его собственной оценки.

Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция

Развитие по типу ухода от деятельности происходит у детей, которые не получают достаточного внимания со стороны взрослых. Такой ребенок как бы «отсутствует» на уроке, не слышит адресованных ему вопросов и указаний учителя. И дело не в его повышенной отвлекаемости. Он не сосредоточен на чем-то постороннем, а погружен в свой внутренний мир, в фантазии и мечты. Фантазирование позволяет восполнить недостаток внимания («Я — знаменитый охотник, путешественник, кинозвезда»).

Гипертрофированное развитие защитного фантазирования составляет основную особенность психологического профиля при этом синдроме. Погружаясь в мир своих защитных фантазий, ребенок «отключается» от внешней активности, что является основной характеристикой его деятельности и обусловливает название синдрома. Позиция ребенка с уходом от деятельности является дошкольной, игровой, только игра совершается не во внешнем, а во внутреннем плане. Реакция социального окружения, пытающегося «вернуть» ребенка к скучной и неинтересной для него деятельности, дополнительно стимулирует его уход в замещающее фантазирование.

Повышенный уровень тревожности поддерживается конфликтом между стремлением получать реальное (а не только воображаемое) внимание и его отсутствием. Так порождается замкнутый круг причин и следствий: фрустрация потребности во внимании порождает тревогу, блокирующую те формы поведения, с помощью которых ребенок мог бы привлечь к себе внимание, Это, в свою очередь, поддерживает фрустрацию и т.д.

Уход от деятельности проявляется в сочетании следующих показателей: — Жалобы на пассивность ребенка. Они могут выступать в разных формах («отсутствует на уроке», «витает в облаках», «ленится»). — Проявления демонстративности в мягких, социально приемлемых формах. — Склонность к фантазированию. — Некоторое повышение общего уровня тревожности, не приводящее, однако, к существенным нарушениям деятельности.

В подростковом возрасте тенденция к уходу от деятельности порождает самосознание одиночки, непонятого окружающими и далекого от их интересов и устремлений. Оно и составляет сущность психологического профиля при складывающемся синдроме психологической инкапсуляции. Основной особенностью деятельности подростка становится отсутствие содержательного общения со сверстниками. Социальное окружение воспринимает подростка как «странного», поддерживая тем самым его специфическое самосознание.

У подростка с психологической инкапсуляцией потребность в общении со сверстниками столь же высока, что и у любого другого подростка. Ее неудовлетворенность приводит к развитию депрессивных тенденций, хотя далеко не столь выраженных, как при тотальном регрессе. Защитную роль продолжает играть компенсаторное фантазирование, которое, разумеется, не может заменить собой реального удовлетворения потребности, но все же снижает психотравмирующий эффект фрустрации.

Критерием для определения психологической инкапсуляции служит сочетание приблизительно тех же признаков, что и при уходе от деятельности: — Жалобы на пассивность подростка. Как правило, подчеркивается, прежде всего, пассивность в общении, отсутствие друзей и подруг. — Проявления демонстративности. При психологической инкапсуляции, как и при уходе от деятельности, она проявляется в мягких, социально приемлемых формах. — Склонность к фантазированию. При психологической инкапсуляции фантазирование часто принимает формы мечты. — Тревожность, не приводящая, однако, к существенным нарушениям деятельности.

Синдром вахтера

Синдром вахтера, или синдром маленького начальника – это то, что знакомо практически всем, кто хоть раз посещал ЖЭК, паспортный стол или поликлинику.

Но даже если вам не знакомы среднестатистические нравы работников подобных заведений, наверняка каждый сталкивался с людьми, которые, занимая не самую высокую должность или имея определенный статус, буквально упиваются этим, самоутверждаясь за счет других. Такой человек как будто говорит: «Вот я – вахтер, а чего добился ты?».

И ладно если бы это было просто самолюбование. Но люди, имеющие синдром вахтера, подчас создают большие проблемы своим поведением.

Например, они могут требовать предъявления множества ненужных документов, изобретать «правила», которых нет в их должностной инструкции, с деловым видом задавать массу лишних вопросов, которые не имеют никакого отношения к делу.

Как правило, все это сопровождается высокомерным поведением, граничащим с хамством.

При этом, когда такие люди видят по-настоящему важного человека, они превращаются в саму любезность, пытаясь всячески выслужиться перед ним.

В большинстве случаев, человек, имеющий синдром вахтера, является несостоявшейся личностью, пытающейся компенсировать свои неудачи за счет подавления других.

Имея дело с «вахтером», следует игнорировать его манеру поведения и не вступать с ним в прямой конфликт. Ни в коем случае не пасуйте перед грубостью, но уверенно и четко формулируйте требования, отстаивая свои права.

Имейте в виду, что слабое место таких людей – страх принять подлинную, а не мнимую ответственность. Поэтому не стесняйтесь намекнуть, что их поведение может повлечь за собой негативные последствия.

Описание синдромов в психологии

Нарушение интеллектуальных способностей при психологическом синдроме

Данная область медицины занимается изучением многих патологических состояний человеческого организма. Ярким их представителем является нарушение в работе органов чувств. Обманное восприятие, которое возникает при этом, может провоцировать образование различных синдромов.

Их развитие характеризуется острым началом и красочной клинической картиной. Некоторые вызывают также нарушение интеллектуальных способностей. Снижаются когнитивные функции, связанные с мышлением и другими свойствами высшей нервной деятельности. Это состояние нельзя назвать болезнью, но оно вполне может к ней привести.

Многие психологические синдромы могут быть предвестниками будущих проблем в этой области. Или же выступать в роли комплекса симптомов какого-либо заболевания. Поэтому их наличие очень важно для диагностики многих состояний.

Синдром Дориана Грея

Данный синдром, впервые описанный в 2001 году, был назван по имени персонажа романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», который панически боялся увидеть в зеркале дряхлого старика. Интересен факт, что специалисты считают этот синдром культурным и социальным феноменом.

Люди, которым присуще это состояние, пытаются всеми силами сохранить молодость и красоту, идя ради этого на любые жертвы. Начинается все с неумеренного пользования косметикой, заканчиваясь худшими примерами злоупотребления пластической хирургией.

К сожалению, сегодняшний культ молодости и безупречного внешнего вида формирует ложное представление о реальности, вследствие чего некоторые люди начинают неадекватно себя воспринимать.

Нередко они компенсируют естественные процессы старения пристрастием к молодежной символике и одежде. Среди людей с данным синдромом распространены нарциссизм и психологическая незрелость, когда незначительные дефекты внешности вызывают постоянное беспокойство и страх, значительно влияя на качество жизни.

Ниже вы можете видеть фото 73-летней миллиардерши Джослин Вильденштейн, сделавшей множество пластических операций. Подробнее о ней можно почитать (и посмотреть фото) здесь.


Миллиардерша Джослин Вильденштейн

Синдром Дориана Грея часто встречается среди публичных людей – звезд эстрады, актеров и других знаменитостей, и может приводить к тяжелым депрессиям и даже попыткам суицида.

Однако он бывает и у тех, кто далек от шоу-бизнеса.

Например, я знаю женщину, которая в разговоре, в общем-то, совершенно нормальный человек. Но она, будучи в возрасте далеко за 70 лет, мажет ярко красной помадой губы, рисует брови и красит ногти на ногах. Сочетаясь с дряблой старческой кожей, все это производит угнетающее впечатление. При этом она совершенно не замечает того, что люди над ней смеются. Ей кажется, что благодаря косметике она выглядит на порядок моложе и привлекательнее. Здесь налицо синдром Дориана Грея.

Чтобы от него избавиться, специалисты рекомендуют переключить внимание на другую деятельность: уделять внимание своему здоровью, заниматься спортом, найти полезное хобби.

Не следует забывать, что молодость зависит не столько от внешнего вида, сколько от внутреннего состояния личности. Помните, что молод тот – кто не стареет душой!

Некоторые из основных психологических синдромов

Один из наиболее распространенных – синдром психологического (эмоционального) выгорания – относительно новое для современной психологии явление, которое было впервые использовано Гербертом Фрейденбергером в 1974 году. Синдром характеризуется постепенно набирающим силы, эмоциональным истощением, вследствие профессиональной деятельности, что может значительно изменить психологический облик человека в окружающем социуме, вплоть до серьезных когнитивных искажений.

Когнитивное искажение – психологический термин, означающий систематические нарушения мышления человека в рамках созданной им самим субъективной реальности, что кардинальным образом определяет его социальное поведение.

Человек создает свое индивидуальное понятие окружающего мира, по законам которого живет, что приводит к ошибкам в выводах и суждениях, нелогичности и иррациональности поведения.

Прежде всего, синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – реакция организма на длительное воздействие стрессов, возникающих в рамках трудовой деятельности человека. Это – затяжной процесс потери эмоциональной и физической удовлетворенности сотрудника к исполнению своих трудовых задач, выражающееся в умственном истощении, потере инициативности и личной отстраненности от работы и коллектива.

В патогенезе СЭВ скрыта защитная составляющая реакции организма на постоянные психологические микротравмы – стрессы, возникающие в течение трудового дня. При регулярном повторении стрессовых ситуаций, психика адаптируется к ним, путем снижения уровня ответной реакции, снижая и дозируя расходы эмоциональной энергии.

Синдром Адель Гюго

Синдром Адель Гюго, или синдром Адели – это психическое расстройство, которое заключается в безответной любовной зависимости, схожей по тяжести с наркотической.

Синдромом Адели называют всепоглощающую и длительную любовную одержимость, болезненную страсть, которая остаётся без ответа.


Адель Гюго

Синдром получил своё название благодаря Адели Гюго – последнего, пятого ребенка выдающегося французского писателя Виктора Гюго.

Адель была чрезвычайно красивой и одарённой девушкой. Однако после того как она в 31-летнем возрасте влюбилась в английского офицера Альберта Пинсона, появились первые признаки патологии.

Со временем ее влюбленность переросла в зависимость и одержимость. Адель буквально преследовала Пинсона, рассказывала всем о помолвке и свадьбе с ним, вмешивалась в его жизнь, расстроила его свадьбу, распространяя слухи, что родила от него мертворождённого ребёнка (чему нет никаких доказательств) и, называя себя его женой, все больше погружалась в собственные иллюзии.

В конечном итоге Адель полностью потеряла личность, зациклившись на объекте своей зависимости. В 40 с небольшим лет Адель оказалась в психиатрической лечебнице, где ежедневно вспоминала возлюбленного Пинсона и регулярно отправляла ему письма с признаниями. Перед самой смертью, а прожила она 84 года, Адель в бреду повторяла его имя.

Людям с синдромом Адели рекомендуется полностью исключить контакты с объектом зависимости, убрать из поля зрения все вещи, напоминающие об этом объекте, переключиться на новые увлечения, чаще общаться с родными и близкими людьми и, если возможно, сменить обстановку – уехать на отдых либо полностью переехать в другое место.

Признаки расстройства поведения

Признаки расстройства поведения обычно включают в себя поведение в форме агрессии, разрушения собственности, нечестности и несоблюдения правил. Общие признаки расстройства поведения могут включать в себя:

  • Физические бои;
  • Издевательства или угрозы другим;
  • Использование оружие, чтобы причинить вред;
  • Физическая жестокость по отношению к людям или животным;
  • Кражи;
  • Взлом чужой собственности;
  • Принуждение кого-либо к сексуальной активности;
  • Поджигания, чтобы причинить ущерб;
  • Уничтожение имущества;
  • Остаться допоздна без разрешения;
  • Убегать из дома;
  • Часто пропускаю школу.

Предлагаем ознакомиться: Продолжительность нервного срыва

Еще признаки

Некоторые люди с расстройством поведения также будут демонстрировать отсутствие позитивного социального участия и эмоциональной вовлеченности. Они могут продемонстрировать следующее:

  • Нет раскаяния за плохое поведение;
  • Отсутствие заботы о поведенческих последствиях;
  • Отсутствие сочувствия к другим;
  • Отсутствие заботы о производительности в школе или на работе;
  • Отсутствие эмоционального выражения.

Синдром Мюнхгаузена

Синдром Мюнхгаузена – это расстройство, при котором человек преувеличенно изображает или искусственно вызывает у себя симптомы болезни для того, чтобы подвергнуться медицинскому обследованию, лечению, госпитализации и даже хирургическому вмешательству.

Причины такого поведения полностью не изучены. Общепринятое объяснение причин синдрома Мюнхгаузена гласит, что симуляция болезни позволяет людям с этим синдромом получить внимание, заботу, симпатию и психологическую поддержку, которых им не хватает.

Пациенты с синдромом Мюнхгаузена, как правило, отрицают искусственную природу своих симптомов, даже если им предъявляют доказательства симуляции. Обычно они имеют длительную историю госпитализаций из-за симулированных симптомов.

Не получая ожидаемого внимания к своим симптомам, больные с синдромом Мюнхгаузена часто становятся скандальными и агрессивными. В случае отказа в лечении одним специалистом больной обращается к другому.

Распространенность и причины

Не все дети со значительными нарушениями антиобщественного поведения будут оцениваться специалистом по психическому здоровью. Поэтому трудно оценить, насколько распространено это заболевание среди детей и подростков. Мальчики с большей вероятностью получат диагноз, чем девочки.

Нейропсихологи и другие исследователи считают, что развитие поведенческих расстройств так или иначе связано с нарушением лобной доли мозга, что может удержать детей и подростков от обучения от негативного опыта и корректировки их поведения.

У детей с диагнозом поведенческих расстройств может быть в анамнезе следующее:

  • Надругательства;
  • Нищета;
  • Злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  • Семейный конфликт или насилие;
  • Повреждение мозга;
  • Другие проблемы психического здоровья.

Исследователи также считают, что генетика может играть роль в развитии расстройства поведения.

Нарушение поведения: определение, симптомы и варианты лечения

Синдром Белого Кролика

Помните ли вы Белого Кролика из «Алисы в Стране чудес», который причитал: «Ах, мои усики! Ах, мои ушки! Как я опаздываю!»

Но даже если вы никогда не читали произведения Льюиса Кэррола, то вы наверняка сами оказывались в подобной ситуации.

Если это случается редко, то причин для волнения нет. Если же постоянные опоздания для вас норма, то вы подвержены так называемому синдрому Белого Кролика, а значит – пора что-то менять.

Попробуйте следовать нескольким простым советам:

  • Переведите все часы в доме на 10 минут вперед, чтобы собираться быстрее. Интересен факт, что этот прием работает даже несмотря на то, что вы прекрасно понимаете, что часы спешат.
  • Распределите свои дела по степени значимости. Например, важные и второстепенные, срочные и несрочные.
  • Обязательно каждое утро записывайте, что вы планируете сделать, а вечером вычеркивайте сделанное.

Подробнее разобраться с этой темой вам помогут две статьи: Правило 5 Секунд и Прокрастинация.

Диагностика

Дети, подростки и взрослые могут быть диагностированы с поведенческими расстройствами, если у них есть несколько из перечисленных выше признаков. Для постановки диагноза признаки должны присутствовать в течение не менее года.

При диагностике детей или подростков психиатр может захотеть понаблюдать за поведением ребенка, а также пообщаться с его родителями и учителями.

Когда психиатр или специалист по психическому здоровью оценивает человека на предмет выявления поведенческих расстройств, он также захочет исключить любые другие диагнозы или оценки на предмет наличия сопутствующих психических расстройств. Поскольку многие признаки расстройства поведения схожи с антиобщественным расстройством личности, взрослый человек не может быть диагностирован с обоими заболеваниями. Между этими двумя расстройствами нет большой разницы, но поведенческое расстройство обычно диагностируется у детей, поэтому если взрослый отвечает критериям для обоих расстройств, то ему будет поставлен диагноз антисоциального расстройства личности, а не расстройства поведения. Это вопрос возраста, а не различий между диагнозами.

Однако у детей и взрослых, которым поставлен диагноз поведенческого расстройства, также могут возникать сопутствующие диагнозы, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), наркоманию, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), тревожные расстройства, депрессию или биполярное расстройство. Они также могут испытывать трудности в обучении.

Также может быть трудно провести различие между поведенческим расстройством и расстройством аутистического спектра. Хотя многие из симптомов могут показаться схожими, между этими двумя диагнозами существует несколько ключевых различий. Во-первых, люди с расстройствами поведения испытывают проблемы с социальным взаимодействием из-за недостатков в социальном обучении, в то время как люди с аутизмом испытывают трудности в общении из-за проблем с развитием. Люди с аутизмом также склонны испытывать внутренние проблемы, такие как навязчивые идеи и навязчивые идеи, в то время как люди с наружи поведенческими расстройствами выражают внешнее поведение, такое как преступная деятельность или насилие.

Предлагаем ознакомиться: Как научиться быть более сострадательным к себе+

Нарушение поведения: определение, симптомы и варианты лечения

Синдром «монаха на три дня»

Пожалуй, большинство людей хотя бы раз в жизни брались за новое дело (будь то занятия спортом, изучение английского языка, чтение книг и т.п.), а потом бросали его через короткий промежуток времени. Это и есть так называемый синдром «монаха на три дня».

Если подобная ситуация повторяется регулярно, то это может существенно осложнить вашу жизнь, мешая достижению по-настоящему важных целей.

Чтобы побороть синдром «монаха на три дня», рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • Не заставляйте себя, а постарайтесь найти актуальную в вашем случае мотивацию. Например, утренняя пробежка может быть как «пыткой», так и приятным психофизиологическим процессом.
  • Не стройте наполеоновские планы (например: с завтрашнего дня сажусь на диету, начинаю занятия спортом и изучение трех иностранных языков). Так вы можете легко надорваться и перегореть.
  • Постоянно напоминайте себе цель, ради которой вы делаете то или иное дело.

Распространение синдрома психического выгорания

От 30% до 90% трудоспособного населения всех профессий подвержены появлению признаков синдрома. Особенно часто страдают врачи, педагоги, психологи, психиатры, спасатели, работники правоохранительных органов. Около 80% среди общего количества врачей психиатров и наркологов имеют все симптомы СЭВ, выраженные в той или иной степени. Из этого количества, около 8% – резко выраженные признаки, часто переходящие в различные расстройства психопатологической или психовегетативной симптоматики.

Более трети сотрудников уголовно-исполнительной системы подвержены профессиональному выгоранию, особенно те, кто имеют непосредственный контакт с осужденными.

Таким образом, наблюдается прямая зависимость между эмоциональной тяжестью трудового процесса и количеством случаев проявления СЭВ.

Синдром Отелло

Синдром Отелло – это расстройство, проявляющееся патологической ревностью к партнеру. Страдающий данным синдромом человек постоянно ревнует своего мужа или жену, обвиняя вторую половину в уже состоявшейся или планируемой измене.

Синдром Отелло проявляется даже тогда, когда для этого нет никаких оснований и поводов.

Более того, от него люди в буквальном смысле сходят с ума: они постоянно следят за объектом своей любви, у них нарушен сон, они не могут нормально есть, постоянно нервничают и не думают ни о чём, кроме того, что им якобы изменяют.

Единственное что можно самостоятельно предпринять для решения такой проблемы – это полная искренность, откровенный разговор и попытка избавиться от любых поводов для ревности. Если это не помогает – возможно, следует обратиться к специалисту за профессиональной помощью и соответствующей терапией.

Синдром многозадачности

Синдром многозадачности
Courtney Dirks/Flickr.com
Все мы знаем, что:

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Но, несмотря на это, большинство из нас хватается за уйму дел сразу и в конечном итоге не может ни одно довести до конца нормально. А если подумать, сколько нервов мы на это тратим и сколько бессонных ночей проводим в попытках успеть всё и сразу, то становится страшно. О том, как нормально справляться с делами и не погружать себя в пучину многозадачности, вы можете узнать здесь.

Стокгольмский синдром

Стокгольмский синдром – это термин, описывающий защитно-бессознательную травматическую связь, взаимную или одностороннюю симпатию, возникающую между жертвой и агрессором в процессе захвата, похищения, применения или угрозы применения насилия.

Под воздействием сильного переживания заложники начинают сочувствовать своим захватчикам, оправдывать их действия и, в конечном счете, отождествлять себя с ними, перенимая их идеи и считая свою жертву необходимой для достижения некой «общей» цели.

Проще говоря, это психологический феномен, выражающийся в том, что жертва проникается симпатией к агрессору.

Психологические синдромы, связанные с трудностями социализации

Социальная дезориентация и отверженность

Психологический синдром социальной дезориентации возникает в результате резкого изменения условий жизни ребенка. Наиболее частая причина такого изменения — поступление в школу. Иногда этот синдром складывается еще в дошкольном возрасте, в связи с поступлением ребенка в детский сад. Нередко его возникновение бывает вызвано переездом в другой город или другую страну. Чем сильнее изменение условий жизни, тем вероятнее возникновение этого психологического синдрома.

Социальная дезориентация возникает отнюдь не у всех детей, чьи условия жизни резко изменились. Она появляется в тех случаях, когда понижена чувствительность ребенка к социальным нормам. В отличие от этого, есть дети с высоким общим уровнем социализированности. Они достаточно легко встраиваются в новую жизнь, быстро начинают чувствовать новые требования, предъявляемые к ним, и новые ожидания окружающих.

Основной особенностью психологического профиля детей с социальной дезориентацией является недостаточная иерархизация социальных норм. Из-за этого относительно часты нарушения весьма значимых норм (агрессивные проявления, мелкое воровство, вандализм и т.п.), что составляет основную особенность деятельности этих детей. Реакция окружающих исходит из их представления о сознательном нарушении норм. Это делает ее неадекватной реальности, что еще больше «запутывает» ребенка, усиливая его дезориентированность.

При социальной дезориентации детей обычно приводят к психологу с поведенческими жалобами. При обследовании часто бросается в глаза несоблюдение дистанции, обычной для общения ребенка с посторонним взрослым. В отличие от детей с уже сформировавшейся антисоциальной установкой, при социальной дезориентации почти никогда не встречается негативистическая позиция, враждебность к проверяющему.

При диагностике социальной дезориентации психолог опирается на сочетание следующих показателей: — Жалобы на нарушение ребенком социальных норм. — Низкий уровень социализированности. — Отсутствие антисоциальных установок. Этот признак отличает социальную дезориентацию от антисоциальной психопатии, представляющей собой значительно более серьезное отклонение в развитии.

К подростковому возрасту у ребенка с социальной дезориентацией часто складывается представление о враждебности и несправедливости окружающего мира. Ребенок видит, что нарушения, совершаемые другими детьми, часто оставляются без наказания. При этом он не понимает, что они гораздо более безобидны, чем его собственные, регулярно наказываемые. Из-за этого он проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны взрослых. Такое убеждение ведет к представлению о том, что вся жизнь устроена несправедливо, что сами нормы общества неправильны, — то есть к сознательной асоциальной или даже антисоциальной установке.

Описанное отношение к миру приводит к тому, что важнейшей особенностью психологического профиля подростка становится самосознание изгоя, отвергаемого обществом. Это дало нам основания назвать складывающийся синдром отверженностью. На враждебность окружающего мира подросток реагирует агрессией и антисоциальными проявлениями, составляющими характерную особенность его деятельности. Ответная враждебная реакция социального окружения подтверждает и поддерживает представления подростка о мире и о себе.

Для отверженности характерно следующее сочетание показателей: — Жалобы на поведенческие нарушения, негативизм. — Ярко выраженная фрустрированная потребность в общении. — Негативная установка по отношению к окружающей социальной действительности, восприятие ее как враждебной и несправедливой. — Низкая чувствительность к социальным нормам.

Семейная и групповая изоляция

Психологический синдром семейной изоляции — это, по сути, «застревание» школьника в системе отношений, характерной для дошкольного возраста, когда основной сферой общения ребенка является его семья. Наиболее выраженные формы семейной изоляции наблюдаются в тех случаях, когда сама семья в целом представляет собой замкнутую единицу, изолированную от окружающего общества (в противном случае сосредоточенность ребенка на семейных отношениях не особенно препятствует его вхождению в общество).

Частой основой этого становится принадлежность семьи к какому-либо меньшинству: религиозной секте, этническому или национальному меньшинству, специфическому идеологическому, культурному или политическому движению (например, пацифизм или антропософия). Таким образом, специфика межличностной ситуации развития при семейной изоляции состоит в том, что социокультурные ориентации семьи, в которой воспитывается ребенок, существенно отличаются от ориентаций окружающих.

Психологические особенности, характерные для ребенка с этим синдромом, — это его повышенная зависимость, низкий уровень самостоятельности, инфантильность. Позиция школьника формируется замедленно. Часта боязнь окружающего мира, приводящая к избеганию контактов со сверстниками. В результате у ребенка не формируются навыки общения и еще более углубляется его замкнутость в сфере семейных отношений, что и составляет главную особенность его деятельности. Реакция социального окружения на инфантильность и несамостоятельность ребенка представлена, в первую очередь, гиперопекой со стороны родителей, которая поддерживает и закрепляет его психологические особенности.

Таким образом, основой для постановки этого «диагноза» служит сочетание следующих показателей: — Жалобы на трудности в общении со сверстниками. — Недостаточная самостоятельность ребенка, его повышенная зависимость от родителей. — Замкнутость ребенка в семье (а нередко также замкнутый образ жизни семьи в целом).

В подростковом возрасте, который при семейной изоляции обычно начинается с запозданием, ребенку нередко удается найти группу сверстников со сходными социокультурными ориентациями. В такой группе он может успешно адаптироваться, сохраняя при этом установки, существенно отличающие его от остальных сверстников, не входящих в эту группу. В этом случае складывается психологический синдром групповой изоляции. По внешним проявлениям он очень далек от семейной изоляции (в чем-то почти противоположен ей), однако в действительности между этими синдромами есть прямая связь.

Самосознание подростков с групповой изоляцией характеризуется особо высокой идентификацией со своей группой и более или менее выраженным противопоставлением себя и группы остальному обществу. Это — важнейшая характеристика психологического профиля при данном синдроме. Высока зависимость подростка от мнения группы, подчиняемость. Основная особенность деятельности состоит в том, что самостоятельность подростка в действиях и в принятии решений снижена. Жалобы родителей часто звучат противоположным образом: они порой жалуются на чрезмерную независимость ребенка. Однако в действительности речь идет лишь о том, что его поведение зависит не от них, а от группы сверстников. Такие дети являются не лидерами подростковых групп, а представителями массы, следующей за лидером.

Вывод о том, что у подростка имеется групповая изоляция, делается при сочетании следующих признаков: — Жалобы на то, что ребенок не признает авторитет родителей и школы, проводит очень много времени в компании сверстников. — Высокая степень идентификации подростка с группой, к которой он принадлежит, принятие ее целей и норм. — Низкая степень критичности и самостоятельности в принятии решений, высокая подчиняемость.

Способы лечения энцефалопатии Вернике

Энцефалопатия Вернике – неврологическое заболевание, представляющее поражение головного мозга ввиду дефицита витамина В1 или тиамина. Возникновению отклонения способствует длительная алкогольная интоксикация, продолжительная рвота, голодание.

Нарушения затрагивают мозжечок, гипоталамус, средний мозг, в результате возникают галлюцинации, бред, путается сознание, снижается ориентирование в пространстве. От правильного диагноза и вовремя начатого лечения зависит жизнь больного.

Причины возникновения патологии

С одной стороны, нехватка тиамина тормозит процесс выведения глюкозы из организма. Это приводит к повреждению митохондрий, которые снабжают клетки энергией.

С другой, присутствие тиамина необходимо в организме для выполнения ферментами своих функций. В противном случае идет накопление глутамата, который оказывает отравляющее действие на нервные клетки.

В результате сокращаются нейроны, снижается скорость проведения нервных импульсов, развивается энцефалопатия Вернике, которая может протекать:

  • в острой форме;
  • в хронической.

Существует ряд факторов, способных спровоцировать патологию:

  • авитаминоз;
  • продолжительное голодание;
  • непрекращающаяся рвота во время беременности;
  • болезни желудочно-кишечного тракта;
  • онкологические опухоли;
  • отравление организма лекарствами, в состав которых входит вытяжка наперстянки;
  • нарушение обмена веществ;
  • СПИД;
  • гемодиализ;
  • глистные отравления.

Несмотря на внушительный перечень факторов, врачи считают именно хронический алкоголизм виновником возникновения дефицита витамина В1.

Симптомы энцефалопатии Вернике

Еще в XIX веке французский врач Гайе и немецкий психоневролог Вернике описали данную патологию. Гайе назвал ее диффузной энцефалопатией, а Вернике – верхний острый полиоэнцефалит.

Современные неврологи объединяют в понятие синдром Гайе – Вернике три разных синдрома, называя их триадой симптомов:

  1. Атаксия смешанная.
  2. Расстройство функций движения глазами (офтальмоплегия).
  3. Нарушение роли ЦНС, связанное с сознанием, речью, обучением, памятью.

Течение болезни можно разделить на три этапа.

В начале развития патологии больные жалуются на усталость и желание поспать в течение дня из-за трудностей с засыпанием, частыми пробуждениями в ночное время, связанными с кошмарами. Упадок сил не дает им сосредоточиться на выполнении дел.

Начальный или продромальный период длится у каждого пациента по-разному – от пары недель до нескольких месяцев.

На втором этапе развития синдрома добавляются такие проявления:

  • снижается аппетит вплоть до полного отказа от еды;
  • ощущается апатия и упадок сил;
  • наблюдается потеря чувствительности кожи и мышц;
  • изменяются движения туловища, которые возникают сами собой и не контролируются человеком;
  • появляется тревожное состояние и чувство страха;
  • пугают одышка и ощущение нехватки воздуха;
  • возникают неполадки с кишечником;
  • беспокоят боли в желудке;
  • учащаются тошнота и рвота;
  • нарушается работа сердца, изменяется пульс, повышается потливость;
  • ухудшается зрение.

Когда болезнь переходит в острую фазу, появляются признаки неврологического характера:

  • путается сознание;
  • возникают проблемы с движением глазами (офтальмоплегия);
  • трудно сконцентрировать внимание;
  • невозможно ориентироваться в пространстве;
  • ухудшаются умственные способности;
  • наступает апатия, подавленность;
  • пропадает чувство восприятия реальности;
  • появляются галлюцинации, бред;
  • снижаются двигательные способности.

В таком состоянии меняется психика больных. Они замыкаются в себе, не разговаривают с окружающими, игнорируют вопросы. Неврологические нарушения проявляются в виде подергивания мышц лица, языка. Пропадает подвижность отдельных мышц, зрачки не реагируют на свет.

Больные с симптомами энцефалопатии Вернике теряют вес, имеют одутловатое лицо, язык приобретает яркий оттенок. Повышается температура, усиливается потоотделение, нарушается работа сердца, появляется аритмия, пациент часто теряет сознание. Через несколько дней наступает состояние оглушения, которое может перерасти в кому. Если нарушения клеток мозга несовместимы с жизнью, человек погибает.

Если у больного появилось косоглазие и изменилась координация движения, это указывает на неврологические заболевания.

Диагностические исследования

Для диагностики энцефалопатии необходимы консультации не только невролога, но и офтальмолога, терапевта и психотерапевта.

Общая картина заболевания проясняется после изучения анамнеза: расспрос о состоянии, выявление симптомов. При осмотре больного обращают внимание на его истощение.

На кожу, которая теряет эластичность и становится сухой и шершавой. Отмечают деформацию ногтей, волосы имеют пересушенный вид.

Чтобы убедиться в правильности диагноза, вводят тиамин. Улучшение состояния пациента через 3–4 часа подтверждает диагноз.

Назначают диагностические исследования:

  • МРТ головного мозга;
  • КТ;
  • исследование спинальной жидкости;
  • ЭЭГ – электроэнцефалографию;
  • изучение калорической реакции;
  • анализы крови и мочи.

Анализ крови на биохимию показывает, что белок уменьшился, а пировиноградная кислота (пируват) увеличилась. Также можно узнать о наличии или отсутствии нужных для специалиста ферментов.

Цереброспинальная жидкость исследуется с помощью люмбальной пункции для выявления отклонений.

МРТ и КТ позволяют выяснить изменения структуры головного мозга, убедиться в наличии или отсутствии патологий сосудов, злокачественных опухолей. ЭЭГ указывает на аномальные процессы в головном мозге.

Данные исследований исключают похожие заболевания: шизофрению, психозы, опухоли головного мозга.

Протестное поведение

Непокорность и излишнее упрямство, нежелание идти на контакт, повышенная самооценка – все это относится к основным формам проявления протестного поведения. В трехлетнем возрасте (и меньше) такие резкие проявления негативизма в поведении ребенка можно считать нормой, но в дальнейшем это следует расценивать как нарушение поведения. Если дитя не хочет выполнять какие-либо действия только потому, что его об этом попросили или, еще хуже, приказали, то можно сделать вывод, что ребенок просто стремится к независимости, хочет доказать всем, что он уже самостоятельный и не будет следовать приказам. Дети доказывают свою правоту всем независимо от ситуации, даже если в действительности осознают, что поступают неправильно. Таким ребятам крайне важно, чтобы все было так, как они хотят. Считаться с мнением старшего поколения для них непозволительно, да и общепринятые нормы поведения они всегда игнорируют.

В результате во взаимоотношениях возникают разногласия, а перевоспитание без помощи специалиста становится практически невозможным. Чаще всего такое поведение приобретает постоянную форму, особенно когда в семье часто возникают разногласия, но взрослые не желают идти на компромисс, а просто пытаются воспитывать ребенка криками и приказаниями. Нередко упрямство и напористость определяются как «дух противоречия». Ребенок, как правило, чувствует вину и переживает по поводу своего поведения, но тем не менее снова продолжает себя так вести. Причиной такого постоянного упрямства является длительный стресс, с которым дитя не может справиться в одиночку, а также нарушения интеллекта и перевозбудимость.

Следовательно, возникновение нарушения поведения может иметь разные причины. Разобраться в них — значит найти ключ к чаду, к его активности и деятельности.

Предотвращение нарушений в поведении

Исследователи считают, что позитивное воспитание, а также создание безопасной и благоприятной среды для ребенка могут снизить риск возникновения расстройств поведения. Снижение факторов риска, которые могут увеличить вероятность возникновения расстройств поведения, таких как бедность и жестокое обращение, вероятно, обеспечит наилучший результат для ребенка.

Если вы считаете, что у вашего ребенка может быть расстройство поведения, не стесняйтесь обращаться к врачу, школьному консультанту или специалисту по вопросам психического здоровья. Ранняя диагностика и лечение имеют жизненно важное значение для предотвращения возникновения дополнительных проблем с психическим здоровьем и поведением. При правильной поддержке дети и подростки могут начать лучше взаимодействовать со своими сверстниками и взрослыми и научиться корректировать вредное поведение.

Лечение расстройства

Лечение расстройств поведения варьируется в зависимости от возраста человека и его симптомов. Поведенческие расстройства иногда могут приводить к депрессии, биполярным расстройствам или другим психическим и поведенческим расстройствам на более поздних этапах жизни, поэтому ранняя оценка и лечение имеют ключевое значение для детей.

Лечение может оказаться трудным, поскольку дети часто не проявляют сотрудничества и не доверяют взрослым. Важно, чтобы родители и другие значимые взрослые в жизни ребенка или подростка сохраняли терпение и готовность работать с ними и формировать команду поддержки для них.

В терапии расстройств поведения обычно участвуют как отдельные лица, так и члены семьи, и основная цель лечения заключается в том, чтобы помочь человеку улучшить взаимодействие с другими людьми.

Когнитивно-поведенческая терапия иногда используется для того, чтобы помочь человеку справиться с импульсивным поведением и справиться со стрессом с помощью позитивных стратегий преодоления стресса.

Семейная терапия может помочь членам семьи общаться более эффективно, а также помочь родителям научиться стратегиям снижения остроты конфликтов со своим ребенком. Семейная терапия также может помочь уменьшить факторы риска, которые приводят к антиобщественному поведению ребенка.

Групповая терапия со сверстниками ребенка или подростка также иногда используется для развития у них межличностных навыков и поведения, способствующих развитию эмпатии.

Другой важной частью лечения расстройств поведения является школьная поддержка. Для детей и подростков в школе будет собрана команда людей, которая поможет вашему ребенку с расстройствами поведения.

В состав этой группы обычно входят школьные консультанты, школьные психологи, социальные работники, администраторы и другие. Если у вашего ребенка диагностировано расстройство поведения, он может иметь право на Индивидуальный образовательный план (IEP) или план 504, который может предоставить ему необходимые условия для успешной учебы и общения в школе.

Предлагаем ознакомиться: Можно ли контролировать свой ум?

Лекарства обычно не используются для лечения расстройств поведения, однако лицам с сопутствующими расстройствами могут быть назначены лекарства для лечения симптомов других заболеваний. Лекарство обычно назначается, если у ребенка возникают проблемы со вниманием или симптомы, связанные с настроением, такие как депрессия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: