Общий адаптационный синдром и психологическая адаптация к стрессовым условиям внешней среды – неспецифический защитно-приспособительный механизм и одновременно состояние человека, при котором организм адаптируется к новым, непривычным для него и зачастую агрессивным условиям. Адаптационный синдром встречается довольно часто и присущ любому человеку при появлении определённых условий.
Покровительственная окраска
Позволяет быть незаметным среди окружающего фона. Благодаря покровительственной окраске организм становится трудно различимым и, следовательно, защищенным от хищников. Яйца птиц, откладываемые на песок или на землю, имеют серый и бурый цвет с пятнышками, сходный с цветом окружающей почвы. В тех случаях, когда яйца недоступны для хищников, они обычно лишены окраски. Гусеницы бабочек часто зелёные, под цвет листьев, или тёмные, под цвет коры или земли. Донные рыбы обычно окрашены под цвет песчаного дна (скаты и камбалы). При этом камбалы обладают ещё способностью менять окраску в зависимости от цвета окружающего фона. Способность менять окраску путём перераспределения пигмента в покровах тела известна и у наземных животных (хамелеон). Животные пустынь, как правило, имеют желто-бурую или песочно-желтую окраску. Однотонная покровительственная окраска свойственна как насекомым (саранча) и мелким ящерицам, так и крупным копытным (антилопы) и хищникам (лев).
Альтернативный взгляд
В этой статье я впервые высказал мысль об условном разделении уровней психологической зрелости на три стадии. Так что это эту статью можно считать предтечей моих наиболее «программных» статей: «Зрелая личность», «Иллюзия эго.
—
Стадии адаптации к иной культуре и стадии развития личности
При попадании человека в иную культурную среду (разумеется, имеются в виду лишь случаи добровольного переезда/посещения, т.е. человек изначально не воспринимает иную культурную среду как враждебную), он проходит три стадии адаптации к ней.
На первой стадии человек видит в первую очередь плюсы. Эту стадию можно назвать эйфорической. Особенно ярко она проявляется в случаях изначальной симпатии человека к культуре, в которую попал. К примеру, человек, с симпатии и восхищением относящийся к китайцам и китайской культуре, будет видеть в китайцах лучшие человеческие качества как проявление нормы, худшие же – как проявление исключения. При посещении Китая в глаза будет бросаться плюсы и достоинства быта, жизни и природы. Минусы будут не замечаться, а если они все же обнаруживаются, то они будут искусно оправдываться. Это необходимые манипуляции сознания необходимы для оберегания собственного мнения, для оберегания самооценки и сохранения устоявшейся картины мира. Нужны очень сильные, очень веские аргументы для того, чтобы человек пересмотрел свои взгляды в короткий срок. Картина мира в человеческом сознании меняется медленно и, как правило, незаметно для самого человека. Резкий, быстрый пересмотр взглядов возможен разве что в случае мощного потрясения, которое грубо обрушивает прежние идеалистические представления.
В случае стандартного туристического посещения обычно первой стадии все и ограничивается. Человек получает подтверждения своим первоначальным представлениям в первую очередь потому, что желает получить эти подтверждения. Насколько же будет подкорректированы эти представления – утвердится ли в них человек окончательно и его представления станут убеждениями или усомнится в отдельных аспектах и начнет искать дополнительную информацию – будет зависеть от психологической гибкости и зрелости личности. Как правило, если человек лично заинтересован в своих представлениях (например, если человек идентифицирует себя с учетом определенных представлений), то он остается при своем мнении даже при отсутствии положительных подкреплений своих представлений и обилии отрицательных. Ведь одно и то же явление можно интерпретировать в положительном и в отрицательном аспектах. Естественность – хамство, обаяние – наглость, серьезность – скованность, дружелюбие – подхалимство, улыбчивость – неискренность, воспитанность – лицемерие, бережливость – скупость – любая из этих пар слов описывает практически одно и то же значение, различие главным образом в интерпретации.
Говорить о второй и третьей стадиях адаптации правомерно, должно быть, только в случаях переезда человека на ПМЖ в иную культурную среду.
Вторая стадия адаптации – стадия разочарования. Это неизбежная стадия наступает тогда, когда человек привыкает к новому и уже не воспринимает плюсы новой обстановки как нечто удивительное и восхитительное, когда они становятся обыденностью, не бросающейся в глаза. Одновременно человек ближе и глубже узнает новую жизнь, познает не только фасад (то, что воспринимается сразу), но и изнанку жизни в иной культуре. О том, что она есть, человек раньше мог знать только умозрительно (да и это не обязательно), теперь же он это увидел воочию, ощутил на своей шкуре. Это неизбежно порождает разочарование, полное или частичное – в зависимости от того, насколько сильно пострадало первое радужное впечатление, сколько иллюзий было разбито, насколько не совпали былое представление и открывшаяся истина.
Рекламное видео:
При этой болезненной стадии бывают два типа психологических защит. Условно их можно обозначить, как патриотическая и апатриотическая.
При первой защите эмигрант начинает окружать себя вещами, напоминающими ему о родине, вливается в национальную диаспору и поддерживает с ней плотные отношения, ограничивает контакты с представителями новой доминантной культуры. Временами подумывает о возвращении, пристально следит за политической жизнью покинутой страны. Начинает остро чувствовать отсутствие тех положительных качеств и сторон жизни в покинутой стране, которые прежде не замечались или которым не придавалось особого значения. Во многом все происходит согласно пословице «что имеем не храним, потерявши – плачем». Если этот процесс будет продолжаться по нарастающей, то возвращение практически неизбежно. Но скорее всего сработает мудрость другой известной пословицы: «хорошо любить на расстоянии». Связи с национальной диаспорой, поездки на родину к друзьям и родственникам, современные возможности связи позволяют человеку жить в чуждой культуре достаточно комфортно, имея ряд плюсов нового положения, но и не разрывая связей с родной культурой.
При втором типе защиты происходит следующее: человек наделяет покинутую родную страну рядом недостатков, на фоне которых открывшиеся и осознанные минусы новой культурной среды становятся несущественными. Чем сложнее человеку адаптироваться, тем значимее должны быть недостатки бывшей родины и со временем она становится в восприятии эмигранта филиалом ада на земле. Он ищет подтверждения своему отношению и, разумеется, находит их. Отношение к покинутой стране становится убеждением, личностно значимым показателем самоидентификации. Возможно, что фраза «все нормальные люди уехали из этой страны» родилась в круге эмигрантов с таким типом защиты от разочарования новой культурной средой.
Как видно, что первый, что второй вариант психологической защиты основан на сравнении родной и новой культурной среды. Первый основан на любви к родной культурной среде, второй на ненависти. Можно делать пытки сравнения этих двух типов защиты, решая, какой из них лучше, продуктивнее, способствующий счастью. Любовь представляется чувством куда более конструктивным для человека и окружающих, чем ненависть, поэтому выбор автора очевиден. В то же время следует помнить о том, что при сильном проявлении этих защитных реакций (особенно патриотического толка) страдает адаптация к новой культурной среде и третья стадия становится недостижимой.
Третья стадия – стадия полной адаптации. Человек в полной мере идентифицирует себя со своим новым окружением, чувствует себя гражданином страны, в которой живет. Это не означает, что человек рвет все связи с Родиной и родной культурой, но его отношение к ним лишается как положительной, так и отрицательной идеализации. Это касается и нового культурного окружения. Человек находит свое место в социуме, устраивает свою личную жизнь и это занимает его куда больше, чем вопросы сравнения бывшего и нынешнего культурного окружения. Стадию полной адаптации можно назвать стадией зрелости, потому что психологическая зрелость – это в первую очередь отсутствие иллюзий и эгоцентрических тенденций, отсутствие ярко выраженных механизмов психологической защиты (ведь последние нужды в первую очередь для поддержания иллюзий), принятие полной ответственности за себя и свою жизнь. Зрелый человек уже не тратит время и силы на эгоцентрическое самокопание, потому что зрелый человек это в первую очередь тот, кто нашел себя. Полная адаптация к иной культурной среде это состояние, когда человек нашел свое место в нем.
В связи с этим я хочу провести параллели между этими стадиями адаптации со стадиями развития личности. Если максимально огрубить и обобщить, то человеческую жизнь можно разделить на три стадии: детство, подростковый период (переходный) и зрелость. Конечно, адаптация к жизни в социуме вообще и адаптация к иной культуре несоизмеримы по своим масштабам явления, но они имеют много общего в своих общих принципах.
Детство можно сравнить с первой, эйфорической стадией адаптации. Для ребенка взрослый – это безусловный авторитет, образец для подражания, защитник, а мир вокруг – это мир взрослых людей. Мир для ребенка (если не брать примеры неблагополучных семей) – это в первую очередь интересное, достаточно благожелательное, яркое место. В среднем, люди зачастую определяют детство, как самое счастливое время в их жизни. В детстве человек еще не ощутил разъединенности с миром, людьми и самим собой. Он делает множество ярких, увлекательных открытий, а его вера не отравлена сомнением. У ребенка магическое мышление и страх смерти (сознательный или бессознательный) еще не коснулся души. Ребенок чувствует, что весь мир лежит перед ним и только ждет, когда он вырастет, чтобы взять его, как самую интересную, самую лучшую игрушку, которая никогда не надоест.
Окружающий мир для человека – это в первую очередь мир людей, т.е. социум. Немаловажное место занимает и природа/климат. Попадая в иной социум – климат, да еще имея изначально положительное отношение, человек в какой-то степени воссоздает условия детства, условия, когда мир еще неизвестен, интересен и доброжелателен. Эйфория первой стадии может быть обоснована именно этим – виртуальным погружением в детство. Разумеется, человек не становится вновь ребенком, не теряет своих профессиональных навыков, но в условиях иной культурной среды его эмоциональное восприятие мира приближается к детскому. В человеке навек запечатлены те ощущения, которые и составляют ощущения детства, запечатлены в тех пластах психики, которые формировались в то время на заре жизни. В условиях иной культурной среды на начальном этапе адаптации возникает ассоциативный ряд, который как бы поднимающий эти пласты на поверхность. В условиях туристического посещения человек часто находится на полном обеспечении, в условиях, когда ему не нужно заботиться о пропитании и прочих нуждах, что еще больше усиливает ассоциативный ряд, уводящий в детство.
В связи с этим не могу не указать на неразвитое чувство опасности детей, их повышенную виктимность. Несчастных случаев по неосторожности и безрассудству в туристических путешествиях бывает достаточно много. Можно предположить, что это не в последнюю очередь из за того, что ряд туристов, впав в «эйфорию детства», теряют осторожность и делают вещи, которые они никогда не совершили бы на Родине. За ребенком нужен присмотр.
Подростковый возраст – во многом возраст разочарования и цинизма. В подростковом возрасте все прежние догмы и авторитеты подвергаются критике и переосмыслению. Авторитет взрослых ставится под сомнение, все в жизни становится понятным и банальным, мир перестает быть ласковым и безопасным, теперь в нем есть смерть. Яркие краски детства тускнеют и крошатся тогда, когда человек становится не маминым-папиным продолжением, а отдельной личностью, которая должна найти себя и свое место в обществе. Появляется множество новых обязанностей и новых долженствований, эпоха полного обеспечения уже заканчивается.
Главное отличие мира подростка от мира ребенка – он неуютен. Так и для эмигранта мир другой страны становится неуютным и надо что то делать, что то предпринимать для того, чтобы в нем снова стало сносно жить. Кто то начинает выколачивать пособия – и как эта обиженная, полная претензии и эгоцентризма позиция эмигранта напоминает позицию подростка, который манипуляциями вытягивает из родителей различные блага и послабления!
Это пример человека с неконструктивным поведением, который противится обучаться и адаптироваться к условиям социума, развивать себя и свои профессиональные навыки, состояться как человек и как профессионал. Зрелый человек – это состоявшийся человек. Точнее, это тот, кто имеет опыт состоятельности, доведения до конца своих целей, которые он самостоятельно поставил себе. Человек, способный полностью адаптироваться в иной культуре должен быть зрелым (или стать зрелым по ходу адаптации). Человек в третьей стадии адаптации не воспринимает новую культуру ни через розовые, ни через черные очки, его отношение к окружающей действительности спокойное и достаточно нейтральное эмоционально. Оно далеко от цинизма, но в ней нет и откровенно идеалистических настроений, скорее спокойная доброжелательность. Такой человек уже не противопоставляет старое и новое культурное окружение. Так и зрелый человек уже не обеспокоен вопросом «кто виноват в том, что я несчастен», не ищет «объект служения» и земли обетованной. Зрелые, состоявшиеся люди если и переезжают в другие страны, то обычно для единственной цели – для развития своей профессиональной деятельности.
Напоследок несколько слов о том, почему нередко бывает эмоционально тяжелым приезд обратно на Родину после туристического посещения другой страны. Некоторые люди, вернувшись из такой поездки, впадают в угнетенное состояние духа и видят в окружении в первую очередь минусы, находят соотечественников уступающими по ряду человеческих и профессиональных качеств иностранцам, жителям посещенной страны. Автор неоднократно слышал высказывания о том, что возвращение на Родину было подобно «возврату в Мордор», «попал из рая в ад» и все в таком духе. Нет ли в этих высказываниях затаенной обиды на мир за утерянную радость бытия, которая была в детстве? Ведь если сравнить путешествие в иную культурную среду с символическим возвращением в детство, то возвращение на Родину следует сравнивать с резким возвращением в неуютный, серый мир подростка. Испытывает ли нечто подобное человек зрелый, с прожитыми и оставленными позади обидами, разочарованием, неудовлетворенностью? Человек, который находится на своем месте и которому есть, чем заниматься и чем жить? Уверен, что нет. Зрелость не стремится к возврату в эйфорию детства. В связи с этим само наличие «депрессивного возвращения» может говорить о наличии нерешенных проблем у человека, о внутренней неудовлетворенности своей жизнью, о том, что человеку пора что то менять в своей жизни и выйти, наконец, из серой полосы незрелости.
Б. Мединский
Мимикрия
Подражательное сходство некоторых животных, главным образом насекомых, с другими видами, обеспечивающее защиту от врагов. Четкую границу между нею и покровительственной окраской или формой провести трудно. В самом узком смысле мимикрия — это имитация видом, беззащитным перед некоторыми хищниками, внешности вида, избегаемого этими потенциальными врагами из-за несъедобности или наличия особых средств защиты.
Мимикрия – это результат гомологичных (одинаковых) мутаций у разных видов, которые помогают выжить незащищённым животным. Для видов-подражателей важно, чтобы их численность была невелика по сравнению с моделью, которой они подражают, иначе у врагов не будет выработан устойчивый отрицательный рефлекс на предостерегающую окраску. Низкая численность мимикрирующих видов поддерживается высокой концентрацией летальных генов в генофонде. В гомозиготном состоянии эти гены вызывают летальные мутации, в результате чего высокий процент особей не доживает до половозрелого состояния.
Морфологические адаптации включают изменения формы или строения организма. Пример такой адаптации – твердый панцирь , обеспечивающий защиту от хищных животных. Физиологические адаптации связаны с химическими процессами в организме. Так, запах цветка может служить для привлечения насекомых и тем самым способствовать опылению растения. Поведенческая адаптация связана с определенным аспектом жизнедеятельности животного. Типичный пример – зимний сон у медведя . Большинство адаптаций представляет собой сочетание перечисленных типов. Например, кровососание у комаров обеспечивается сложной комбинацией таких адаптаций, как развитие специализированных частей ротового аппарата, приспособленных к сосанию, формирование поискового поведения для нахождения животного-жертвы, а также выработка слюнными железами специальных секретов, которые предотвращают свертывание высасываемой крови.
Все растения и животные постоянно адаптируются к окружающей среде. Чтобы понять, как это происходит, необходимо рассматривать не только животное или растение в целом, но и генетическую основу адаптации.
Этапы социальной адаптации по Я. Щепаньскому
Замечание 1
Поскольку процесс адаптации не может быть примитивным, и представляет собой протекающее во времени действие, то у разных исследователей в области социологии возникает вопрос о его стадиях, или, правильнее говоря, об этапах.
Например, польский социолог 20 века Ян Щепаньский выделил в процессе социальной адаптации четыре этапа.
Первый этап — начальный. Он характеризуется тем, что человек на этой стадии способен усвоить только правила поведения в новой среде, но система ценностей и традиций ему пока что не знакома, или же его внутренний настрой не готов их признать (отчуждение, отвержение или отрицание системы ценностей принимающей стороны).
Второй этап – так называемый «этап терпимости». На этой стадии и индивид, и окружающая его среда признают равноценность друг друга. Этот этап сложно назвать этапом полной адаптации или принятия, но вхождение в новую среду уже частично произведено.
Третий этап – этап приспособления или так называемой аккомодации. Данная стадия связана с уступками. Например, не только новый индивид признает систему ценностей принимающей среды и воспроизводит ее, но и представители принимающей стороны признают некоторые их этих ценностей индивида. Также этот процесс можно назвать известным в физико-химических кругах термином «диффузия» — проникновение ценностей одной стороны в ценностную систему другой.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Этапы социальной адаптации 460 руб.
- Реферат Этапы социальной адаптации 240 руб.
- Контрольная работа Этапы социальной адаптации 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Четвертый этап – стадия полной адаптации, или ассимиляции. В данном случае индивид полностью отказывает от прежних образцов поведения, от привычного ему образа жизни и мировоззрения и принимает новые, которые господствуют в новой социальной среде.
Генетическая основа.
У каждого вида программа развития признаков заложена в генетическом материале. Материал и закодированная в нем программа передаются от одного поколения другому, оставаясь относительно неизменными, благодаря чему представители того или иного вида выглядят и ведут себя почти одинаково. Однако в популяции организмов любого вида всегда присутствуют небольшие изменения генетического материала и, следовательно, вариации признаков отдельных особей. Именно из этих разнообразных генетических вариаций процесс приспособления отбирает те признаки или благоприятствует развитию таких признаков, которые в наибольшей степени увеличивают шансы на выживание и тем самым на сохранение генетического материала. Адаптация, таким образом, может рассматриваться как процесс, посредством которого генетический материал повышает свои шансы на сохранение в последующих поколениях. С этой точки зрения, каждый вид олицетворяет собой успешный способ сохранения определенного генетического материала.
Чтобы передать генетический материал, особь любого вида должна иметь возможность питаться, дожить до периода размножения, оставить потомство и затем распространить его на возможно большей территории.
Питание.
Все растения и животные должны получать из окружающей среды энергию и различные вещества, прежде всего кислород, воду и неорганические соединения. Почти все растения используют энергию Солнца, трансформируя ее в процессе фотосинтеза . Животные получают энергию, питаясь растениями или другими животными.
Каждый вид определенным образом приспособлен к тому, чтобы обеспечивать себя питанием. Ястребы имеют острые когти для захватывания добычи, а расположение глаз в передней части головы позволяет им оценить глубину пространства, что необходимо для охоты при полете на большой скорости. У других птиц, например цапель, развились длинные шея и ноги. Они добывают пищу, осторожно бродя по мелководью и подстерегая зазевавшихся водных животных. Дарвиновы вьюрки – группа близкородственных видов птиц с Галапагосских островов – представляют классический пример высокоспециализированной адаптации к разным способам питания. Благодаря тем или иным адаптивным морфологическим изменениям, в первую очередь в строении клюва, одни виды стали зерноядными, другие – насекомоядными.
Если обратиться к рыбам, то хищники, например акулы и барракуды, имеют острые зубы для поимки добычи. Другие, например мелкие анчоусы и сельди, добывают мелкие частицы пищи путем фильтрации морской воды через гребневидные жаберные тычинки.
У млекопитающих прекрасным примером адаптации к типу питания служат особенности строения зубов. Клыки и коренные зубы у леопардов и других кошачьих исключительно остры, что позволяет этим животным удерживать и разрывать тело жертвы. У оленей, лошадей, антилоп и других пастбищных животных большие коренные зубы имеют широкие ребристые поверхности, приспособленные для пережевывания травы и иной растительной пищи.
Разнообразные способы получения питательных веществ можно наблюдать не только у животных, но и у растений. Многие из них, в первую очередь бобовые – горох, клевер и другие – развили симбиотические, т.е. взаимовыгодные, отношения с бактериями: бактерии переводят атмосферный азот в химическую форму, доступную для растений, а растения предоставляют бактериям энергию. Насекомоядные растения, такие, как саррацения и росянка, получают азот из тел насекомых, пойманных ловчими листьями.
Адаптация ребёнка к новым социальным условиям
Диана Берсенева
Адаптация ребёнка к новым социальным условиям
Адаптация ребёнка к новым социальным условиям
Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.
Для ребенка, не посещавшего детское учреждение,непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т. п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.
Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т. е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.К таким нарушениям относят:
• нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
• нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
• меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются)
.
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
• повышение температуры тела
• изменения характера стула
• нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей.Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать; другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже.
Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак,что должны знать родители и воспитатели:
1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т. е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
2. Неформальное посещение детского сада, т. е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
3. Так как каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня)
.
4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок (где условия напоминают условия домашнего двора,игр: здесь ребенку легче сориентироваться, проще познакомиться с воспитателем и другими детьми. Это также позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
6. Обычно родители сосредотачивают свое внимание на своевременном приходе ребенка в детский сад, забывая, что при этом дети становятся свидетелями слез и отрицательных эмоций других детей при расставании со своими родителями. Нет нужды объяснять, как это сказывается на их настроении. Родителям следует посоветовать приводить новичков попозже не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить внимание ребенка на то, как родители приходят за детьми, как они радостно встречаются, как забирают ребят домой, как дети прощаются друг с другом. Это поможет детям по утрам спокойнее переносить расставание, привыкнуть к тому, что короткая ежедневная разлука не означает разрыва, отторжения от дома.
7. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
8. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.Родителям можно предложить пройти в группу вместе с ребенком: присутствие в группе близкого человека, хотя бы и временное, дает ребенку возможность спокойно сориентироваться в новых условиях. Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом (играет с детьми или просто рассматривает с ними игрушки, помогает освоиться в новой обстановке, установить отношения с воспитателями, со сверстниками.
9. В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность сделать атмосферу более «домашней»
: принести с собой свои игрушки, знакомые и привычные предметы — все это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт. Любимая знакомая игрушка овладевает вниманием ребенка и помогает ему отвлечься от расставания с близкими.
10. Если новичку удаётся пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе — тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду.
11. Если ребенок теряется, жмется к матери, не надо настаивать,чтобы он сразу подошел к незнакомому человеку: пусть немного освоится. Лучше найти возможность побеседовать втроем (с участием мамы, рассмотреть какую-нибудь игрушку, понаблюдать за играми других детей.
12. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.
НЕОБХОДИМО:
• до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета)
.
• в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
• приблизить домашние условияк особенностям детского сада: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т. п.
Защита.
Окружающая среда состоит из живых и неживых компонентов. Живое окружение любого вида включает животных, питающихся особями этого вида. Адаптации хищных видов направлены на эффективную добычу пищи; виды-жертвы приспосабливаются, чтобы не стать добычей хищников.
Многие виды – потенциальные жертвы – имеют защитную или маскирующую окраску, которая скрывает их от хищников. Так, у некоторых видов оленей пятнистая шкура молодых особей незаметна на фоне чередующихся пятен света и тени, а зайцев-беляков трудно различить на фоне снежного покрова. Длинные тонкие тела насекомых-палочников тоже трудно увидеть, потому что они напоминают сучки или веточки кустов и деревьев.
У оленей, зайцев, кенгуру и многих других животных развились длинные ноги, позволяющие им убегать от хищников. Некоторые животные, например опоссумы и свиномордые ужи, даже выработали своеобразный способ поведения – имитацию смерти, которая повышает их шансы на выживание, поскольку многие хищники не едят падали.
Некоторые виды растений покрыты шипами или колючками, отпугивающими животных. Многие растения имеют отвратительный для животных вкус.
Факторы окружающей среды, в частности климатические, нередко ставят живые организмы в трудные условия. Например, животным и растениям часто приходится приспосабливаться к крайним значениям температуры. Животные спасаются от холода, используя изолирующий мех или перья, мигрируя в места с более теплым климатом или впадая в зимнюю спячку. Большинство растений переживает холода, переходя в состояние покоя, эквивалентное спячке у животных.
В жару охлаждение животного происходит за счет потоотделения или частого дыхания, увеличивающего испарение. Некоторые животные, в особенности пресмыкающиеся и земноводные, способны впадать в летнюю спячку, которая по сути аналогична зимней, но вызвана жарой, а не холодом. Другие просто ищут прохладное место.
Растения могут до некоторой степени поддерживать свою температуру, регулируя интенсивность испарения, которое имеет то же охлаждающее действие, что и потоотделение у животных.
Стадии адаптации в условиях частичного расхождения систем ценностей
Предыдущая этапизация Я. Щепаньского актуальна только в том случае, если отмечено кардинальное расхождение ориентации личности с ориентациями новой для нее окружающей действительности. Если же есть определенные совпадения, то актуальны будут следующие стадии социальной адаптации:
- Уравновешивание – оно характеризуется наименьшей степенью включенности индивида в адаптационные процессы к новой социальной среде. Чаще эта стадия связана с узнаванием новой ситуации. Новичок знакомится с новой обстановкой, присматривается к коллективу в целом и к каждому его члену в частности, устанавливает социальные контакты, изучает специфические черты психологической атмосферы. Данная стадия полностью построена на процессах установления «равновесия» между индивидом и новых для него условий;
- Псевдоадаптация. Самая яркая черта этой стадии – это сочетание внешней приспособленности к новой обстановке с негативным отношением к ней. Индивид как бы притворяется, что его устраивают новые правила, новые условия и система ценностей, но его внутренний мир полностью их отвергает. Тем не менее, чтобы избежать некоторых нападок извне, а также дискриминации, ему приходится жить в данном образе;
- Приноровление – эта стадия базируется на признании и дальнейшем (прежде всего внутреннем) принятии основных систем ценностей новой ситуации. На данном этапе очень важны взаимные уступки – как самого индивида, так и со стороны принимающего сообщества или коллектива. Индивид находит в себе силы и желания отказаться от некоторых своих взглядов и ценностей, при этом все еще сохраняя свободу выбора и решения;
- Уподобление – особенность данного этапа заключается в том, что происходит переориентация индивида, абсолютная трансформация его ценностей, прежней системы норм и правил поведения, его мировоззрения. Все это происходит из-за влияние окружающей среды, к которой индивиду необходимо было приспособиться и адаптироваться.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Замечание 2
Стоит отметить, что для каждого эти стадии индивидуальны, так как кому-то требуется пройти через все этапы социальной адаптации, а кому-то достаточно будет перейти с первой стадии к последней (от уравновешивания к уподоблению) без дополнительных этапов.
Размножение.
Критическим этапом в обеспечении непрерывности жизни является размножение – процесс, в ходе которого происходит передача генетического материала следующему поколению. Размножение имеет два важных аспекта: встречу разнополых особей для обмена генетическим материалом и выращивание потомства.
К числу адаптаций, обеспечивающих встречу особей разного пола, относится звуковая коммуникация. У некоторых видов большую роль в этом смысле играет обоняние. Например, котов сильно привлекает запах кошки в период течки. Многие насекомые выделяют т.н. аттрактанты – химические вещества, привлекающие особей противоположного пола. Запахи цветков являются эффективной адаптацией растений для привлечения насекомых-опылителей. Некоторые цветки сладко пахнут и привлекают питающихся нектаром пчел; другие пахнут отвратительно, привлекая мух, питающихся на падали.
Зрение тоже очень важно для встречи особей разного пола. У птиц брачное поведение самца, его пышные перья и яркая окраска привлекают самку и подготавливают ее к копуляции. Окраска цветка у растений часто указывает, какое животное необходимо для опыления этого растения. Например, цветки, опыляемые колибри, окрашены в красный цвет, который привлекает этих птиц.
Многие животные выработали способы защиты своего потомства в начальный период жизни. Большинство адаптаций такого рода относятся к поведенческим и включают такие действия одного или обоих родителей, которые повышают шансы на выживание детенышей. Большинство птиц строит гнезда, характерные для каждого вида. Однако некоторые виды, например воловья птица, откладывают яйца в гнезда других видов птиц и вверяют детенышей родительской заботе вида-хозяина. У многих птиц и млекопитающих, а также у некоторых рыб имеется период, когда один из родителей идет на большой риск, беря на себя функцию защиты потомства. Хотя такое поведение иногда грозит гибелью родителю, оно обеспечивает безопасность потомства и сохранение генетического материала.
Целый ряд видов животных и растений использует иную стратегию размножения: они производят на свет огромное число потомков и оставляют их незащищенными. В этом случае низкие шансы на выживание у отдельной подрастающей особи оказываются сбалансированы многочисленностью потомства.
Расселение.
Большинство видов выработало механизмы для удаления потомства от тех мест, где оно появилось на свет. Этот процесс, называемый расселением, увеличивает вероятность того, что потомство будет подрастать на еще не занятой территории.
Большинство животных просто избегает мест, где слишком сильна конкуренция. Однако накапливаются свидетельства в пользу того, что расселение обусловлено генетическими механизмами.
Многие растения приспособились к распространению семян с помощью животных. Так, соплодия дурнишника имеют на поверхности крючочки, которыми они цепляются за шерсть проходящих мимо животных. Другие растения образуют вкусные мясистые плоды, например ягоды, которые поедаются животными; семена проходят через пищеварительный тракт и неповрежденными «высеваются» в другом месте. Для распространения растения используют и ветер. Например, ветром переносятся «пропеллеры» семян клена, а также семена ваточника, имеющие хохолки из тонких волосков. Степные растения типа перекати-поле, приобретающие к моменту созревания семян шарообразную форму, перегоняются ветром на большие расстояния, по пути рассеивая семена.
Выше были приведены лишь некоторые наиболее яркие примеры адаптаций. Однако практически каждый признак любого вида является результатом адаптации. Все эти признаки составляют гармоничную совокупность, что позволяет организму успешно вести свой особый образ жизни. Человек во всех его признаках, от структуры головного мозга до формы большого пальца на ноге, является результатом адаптации. Адаптивные признаки способствовали выживанию и размножению его предков, имевших те же самые признаки. В целом концепция адаптации имеет большое значение для всех направлений биологии.
Для выживания в неблагоприятных климатических условиях растения, животные и птицы имеют некоторые особенности. Эти особенности называются «физиологические адаптации», примеры которых можно увидеть практически у каждого вида млекопитающих, в том числе и у человека.
Виды адаптации
Выделяют два основных вида адаптации ребёнка к школе:
Социально-психологическая адаптация
Когда ребёнок идёт в первый класс, он приобретает новый статус – школьника. Вместе с изменением статуса происходит переоценка ценностей: становится важным всё, что связано с учебной деятельностью. Ребёнок попадает в новый коллектив, его окружают незнакомые лица. В этот момент важную роль играют педагог и родитель. Они помогают настроить ребёнка на положительное эмоциональное отношение к школе.
Для гармоничного прохождения адаптационного периода важно обратить особое внимание на наличие следующих навыков:
Познавательные способности
Развитие познавательных способностей у большинства детей – это естественный процесс. Но это не означает, что не стоит обращать внимание на более успешное развитие данного навыка. В старшем дошкольном возрасте данный навык развивается параллельно с памятью, вниманием, мышлением и познавательными интересами. Если все перечисленные процессы развиваются гармонично – адаптация будет проходить быстрее и организм школьника потратит меньше сил.
Креативное мышление
В наши дни актуально мыслить «не как все». Значение понятия «белая ворона» сейчас кардинально меняется. Меняется и отношение к людям, обладающим ярким творческим мышлением. Родителей не должно пугать, если ребёнок умеет «креативить» и мыслить нестандартно. В будущем это может стать хорошим подспорьем для выхода из каких-то критических ситуаций.
Самоорганизация
С началом обучения в школе ребёнок попадает в систему, где работают жёсткие временные рамки: уроки, перемены, дополнительные задания – всё по определённому времени. Умение управлять и распределять своё время – это очень важный навык для первоклассника.
Кроме того, важно развитие логики, воображения, коммуникации.
Физиологическая адаптация
На плечи ребёнка-школьника наваливается огромная физическая нагрузка: умственная в виде освоения новых знаний и физическая – статическое положение во время учебного процесса. Чем больше нагрузка, тем больше сил организм расходует. Здесь важно не пропустить момент утомления.
Зачем нужна физиологическая адаптация?
Условия жизни в некоторых уголках планеты не совсем комфортные, тем не менее там существуют различные представители живой природы. Есть несколько причин, почему эти животные не покинули неблагоприятную среду.
Прежде всего, климатические условия могли измениться, когда определенный вид уже существовал на данной территории. Некоторые животные не приспособлены к миграциям. Возможен также вариант того, что территориальные особенности не позволяют мигрировать (острова, горные плато и т. д.). Для определенного вида изменившиеся условия обитания все равно остаются более подходящими, чем в любом другом месте. И физиологическая адаптация является лучшим вариантом решения проблемы.
Что такое адаптация?
Адаптация означает приспособленность или привыкание. Это процесс постепенного перерождения физиологических, морфологических или психологических функций существа в условиях изменившейся среды обитания. Изменениям подвергаются как отдельные особи, так и целые популяции.
Яркий пример адаптации непосредственной и косвенной – выживание растительного и животного мира в зоне повышенной радиации вокруг Чернобыльской АЭС. Непосредственная приспособляемость свойственна тем особям, которые сумели выжить, привыкнуть и начать размножаться, некоторые не выдержали испытания и погибли (косвенная адаптация).
Так как условия существования на Земле меняются постоянно, процессы эволюции и приспособленности в живой природе также являются процессом непрерывным.
Свежий пример адаптации – изменение среды обитания колонии зеленых мексиканских попугаев аратингов. С недавних пор они изменили привычное место обитания и поселились в самом жерле вулкана Масая, в среде, постоянно пропитанной серным газом высокой концентрации. Ученые еще не дали объяснение этому феномену.
Что понимают под адаптацией?
Физиологическая адаптация — гармония организмов с конкретной средой обитания. Например, комфортное пребывание в пустыне ее обитателей обусловлено их адаптацией к высоким температурам и отсутствию доступа к воде. Адаптацией считается появление тех или иных признаков у организмов, позволяющих им ужиться с какими-либо элементами среды. Они возникают в процессе определенных мутаций в организме. Физиологические адаптации, примеры которых общеизвестны в мире, это, допустим, способность к эхолокации у некоторых животных (летучие мыши, дельфины, совы). Эта способность помогает им ориентироваться в пространстве с ограниченным освещением (в темноте, в воде).
Физиологическая адаптация представляет собой набор реакций организма на те или иные патогенные факторы в среде обитания. Она обеспечивает организмам большую вероятность выживания и является одним из методов естественного отбора сильных и устойчивых организмов в популяции.
Физиология адаптации
Слово адаптация происходит от латинского adaptacio — приспособление. Вся жизнь человека, как здорового, так и больного сопровождается адаптацией. Адаптация имеет место к смене дня и ночи, временам года, изменениям атмосферного давления, физическим нагрузкам, длительным перелетам, новым условиям при смене места жительства..
В 1975 году на симпозиуме в Москве была принята следующая формулировка: физиологическая адаптация — это процесс достижения устойчивости уровня активности механизмов управления функциональных систем, органов и тканей, который обеспечивает возможность длительной активной жизнедеятельности организма животного и человека в измененных условиях существования и способность к воспроизведению здорового потомства.
Всю сумму разнообразных воздействий на организм человека и животного принято делить на две категории. Экстремальные факторы несовместимы с жизнью, приспособление к ним невозможно. В условиях действия экстремальных факторов жизнь возможна только при наличии специальных средств жизнеобеспечения. Например, полет в космос возможен только в специальных космических кораблях, в которых поддерживается необходимое давление, температура и т.д. Адаптироваться же к условиям космоса человек не может. Субэкстремальные факторы — жизнь при действии этих факторов возможна за счет перестройки физиологически адаптивных механизмов, которыми располагает сам организм. При чрезмерной силе и длительности действия раздражителя субэкстремальный фактор может превратиться в экстремальный.
Процесс приспособления во все времена существования человека играет решающую роль в сохранении человечества и развитии цивилизации. Адаптация к недостатку пищи и воды, холоду и жаре, физической и интеллектуальной нагрузке, социальная адаптация к друг другу и, наконец, адаптация к безвыходным стрессовым ситуациям, которая красной нитью проходит через жизнь каждого человека.
Существует генотипическая адаптация в результате когда, на основе, наследственности мутаций и естественного отбора происходит формирование современных видов животных и растений. Генотипическая адаптация стала основой эволюции, потому что ее достижения закреплены генетически и передаются по наследству.
Комплекс видовых наследственных признаков — генотип — становится пунктом следующего этапа адаптации, приобретаемой в процессе индивидуальной жизни. Эта индивидуальная или фенотипическая адаптация формируется в процессе взаимодействия особи с окружающей средой и обеспечивается глубокими структурными изменениями организма.
Фенотипическую адаптацию можно определить как развивающийся в ходе индивидуальной жизни процесс, в результате которого организм приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определенному фактору внешней среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью и решать задачи, ранее неразрешимые.
При первой встрече с новым фактором среды в организме нет готового, вполне сформированного механизма, обеспечивающего современное приспособление. Имеются только генетически детерминированные предпосылки для формирования такого механизма. Если фактор не подействовал, механизм остается несформированным. Иными словами, генетическая программа организма предусматривает не заранее сформировавшуюся адаптацию, а возможность ее реализации под влиянием среды. Это обеспечивает реализацию только тех адаптационных реакций которые жизненно необходимы. В соответствие с этим следует считать выгодным для сохранения вида тот факт, что результаты фенотипической адаптации не передаются по наследству.
В быстро меняющейся среде следующее поколение каждого вида рискует встретиться с совершенно новыми условиями, в которых потребуется не специализированные реакции предков, а потенциальная, оставшаяся, до поры и времени неиспользованная возможность адаптации к широкому спектру факторов.
Срочная адаптация немедленный ответ организма на действие внешнего фактора, осуществляется путем ухода от фактора (избегание) или мобилизацией функций которые позволяют существовать, несмотря на действие фактора.
Долговременная адаптация — постепенно развивающийся ответ фактора обеспечивает осуществление реакций, которые ранее были невозможны и существование в условиях, которые ранее были несовместимыми с жизнью.
Развитие адаптации происходит через ряд фаз.
1. Начальная фаза адаптации — развивается в самом начале действия как физиологического, так и патогенного фактора. В первую очередь при действии какого — либо фактора возникает ориентировочный рефлекс, который сопровождается торможением многих видов деятельности, проявляющихся до этого момента. После торможения наблюдается реакции возбуждения. Возбуждение ЦНС сопровождается повышенной функцией эндокринной системы, особенно мозгового слоя надпочечников. При этом усиливаются функции кровообращения, дыхания, катоболические реакции. Однако, все процессы протекают в эту фазу некоординированно, недостаточно синхронизированно, неэкономно и характеризуются срочностью реакций. Чем сильнее факторы, действующие на организм, тем больше выражена эта фаза адаптации. Характерным для начальной фазы является эмоциональный компонент, причем, от силы эмоционального компонента зависит «запускание» вегетативных механизмов, которые опережают соматические.
2. Фаза — переходная от начальной к устойчивой адаптации. Характеризуется уменьшением возбудимости ЦНС, снижением интенсивности гормональных сдвигов, выключением ряда органов и систем, первоначально включенных в реакцию. В ходе этой фазы приспособительные механизмы организма как бы постепенно переключаются на более глубокий, тканевый уровень. Эта фаза и сопровождающие ее процессы относительно мало изучены.
3. Фаза устойчивой адаптации. Является собственно адаптацией — приспособлением и характеризуется новым уровнем деятельности тканевых, мембранных, клеточных элементов, органов и систем организма, перестроившихся под прикрытием вспомогательных систем. Эти сдвиги обеспечивают новый уровень гомеостазиса, адекватного организма и к другим неблагоприятным факторам — развивается так называемая перекрестная адаптация. Переключение реактивности организма на новый уровень функционирования не дается организму «даром», а протекает при напряжении управляющих и других систем. Это напряжение принято называть ценой адаптации. Любая активность адаптированного организма обходится ему много дороже, чем в нормальных условиях. Например, при физической нагрузке в горных условиях требуется на 25% больше энергии.
Поскольку фаза устойчивой адаптации связана с постоянным напряжением физиологических механизмов, функциональные резервы во многих случаях могут истощаться, наиболее истощаемым звеном являются гормональные механизмы.
Вследствие истощения физиологических резервов и нарушения взаимодействия нейрогормональных и метаболических механизмов адаптации возникает состояние, которое получило название дезадаптация . Фаза дезадаптации характеризуется теми же сдвигами, которые наблюдаются в фазе начальной адаптации — вновь в состояние повышенной активности приходят вспомогательные системы — дыхание и кровообращение, энергия в организме тратиться неэкономно. Чаще всего дезадаптация возникает в тех случаях, когда функциональная активность в новых условиях чрезмерно или действие адаптогенных факторов усиливается и они по силе приближаются к экстремальным.
В случае прекращения действия фактора, вызывавшего процесс адаптации, организм постепенно начинает терять приобретенные адаптации. При повторном воздействии субэкстремального фактора способность организма к адаптации может быть повышена и адаптивные сдвиги при этом могут быть более совершенными. Таким образом, мы можем говорить о том, что адаптационные механизмы обладают способностью к тренировке и поэтому прерывистое действие адаптогенных факторов является более благоприятным и обусловливает наиболее стойкую адаптацию.
Ключевым звеном механизма фенотипической адаптации является существующая в клетках взаимосвязь между функцией и генотипическим аппаратом. Через эту взаимосвязь функциональная нагрузка, вызванная действием факторов среды, а также прямое влияние гормонов и медиаторов приводят к увеличению синтеза нуклеиновых кислот и белков и как следствие к формированию структурного следа в системах специфически ответственных за адаптацию организма к данному конкретному фактору среды. В наибольшей мере при этом растет масса мембранных структур ответственных за восприятие клеткой управляющих сигналов, ионный транспорт, энергообеспечение, т.е. именно те структуры, которые имитируют функцию клетки в целом. Формирующийся в итоге системный след представляет собой комплекс структурных изменений, обеспечивающих расширение звена имитирующего функцию клеток и тем самым увеличивающий физиологическую мощность доминирующей функциональной системы, ответственной за адаптацию.
После прекращения действия данного фактора среды на организм активность генетического аппарата в клетках, ответственных за адаптацию системы, довольно резко снижается и происходит исчезновение системного структурного следа.
Стресс.
При действии чрезвычайных или патологических раздражителей приводящих к напряжению адаптационных механизмов, возникает состояние, называемое стрессом.
Термин стресс введен в медицинскую литературу в 1936 году Гансом Селье, который определил стресс как состояние организма, возникающее при предъявлении к нему любых требований. Различные раздражители придают стрессу свои особенности обусловленные возникновением специфических реакций на качественно различные воздействия.
В развитии стресса отмечаются последовательно развивающиеся стадии.
1. Реакция тревоги, мобилизации. Это аварийная фаза, для которой характерно нарушение гомеостаза , усиление процессов распада тканей (катаболизм). Об этом свидетельствует уменьшение общего веса, сокращение жировых депо, уменьшение некоторых органов и тканей (мышечной, тимуса и т.д.). Такая генерализованная мобильная адаптационная реакция не экономна, а лишь аварийная.
Продукты распада тканей, видимо становятся строительным материалом для синтеза новых веществ, необходимых при формировании общей неспецифической устойчивости к повреждающему агенту.
2. Стадия резистентности. Характеризуется восстановлением и усилением анаболических, направленных на образование органических веществ, процессов. Повышение уровня резистентности наблюдается не только к данному раздражителю, но и к любому другому. Этот феномен, как уже указывалось, получил название
перекрестной резистентности.
3. Стадия истощения с резким усилением распада тканей. При чрезмерно сильных воздействиях первая аварийная стадия может сразу перейти в стадию истощения.
Более поздними работами Селье (1979) и его последователями установлено, что механизм реализации стресс — реакции запускается в гипоталамусе под влиянием нервных импульсов, поступающих из коры головного мозга, ретикулярной формации, лимбической системы. Происходит активация системы гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников и возбуждается симпатическая нервная система. Наибольшее участие в реализации стресса принимают кортиколиберин, АКТГ, СТЧ, кортикостероиды, адреналин.
Гормонам, как известно, принадлежит ведущая роль в регуляции активности ферментов. Это имеет важное значение в условиях стресса когда возникает необходимость в изменении качества какого — либо фермента или увеличении его количества, т.е. в адаптивном изменении обмена веществ. Установлено, например, что кортикостероиды могут влиять на все этапы синтеза и распада ферментов обеспечивая тем самым «настройку» обменных процессов организма.
Основное направление действия этих гормонов заключается в срочной мобилизации энергетических и функциональных резервов организма, причем, происходит направленная передача энергетических и структурных резервов организма в ответственную за адаптацию доминирующую функциональную систему, где формируется системный структурный след. При этом стрессовая реакция, с одной стороны, потенцирует формирование нового системного структурного следа и становление адаптации, а с другой — за счет своего катаболитического эффекта способствует «стиранию» старых, утративших биологическое значение структурных следов — следовательно, эта реакция является необходимым звеном в целостном механизме адаптации организма в меняющейся среде обитания (перепрограммирует адаптационные возможности организма на решение новых задач).
Биологические ритмы.
Колебания смены и интенсивности процессов и физиологических реакций, в основе которых лежат изменения метаболизма биологических систем, обусловленные влиянием внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся изменение освещенности, температуры, магнитного поля, интенсивности космических излучений, сезонные и солнечно — лунные влияния. Внутренние факторы — это нейро — гуморальные процессы, протекающие в определенном, наследственно закрепленном ритме и темпе. Частота биоритмов — от нескольких секунд до нескольких лет.
Биологические ритмы, вызываемые внутренними факторами изменения активности с периодом от 20 до 28 часов называются околосуточными или циркадными. Если период ритмов совпадает с периодами геофизических циклов, а также близок или кратен им, их называют адаптивными или экологическими. К ним относятся суточные, приливные, лунные и сезонные ритмы. Если период ритмов не совпадает с периодическими изменениями геофизических факторов, их обозначают как функциональные (например, ритм сердечных сокращений, дыхания, циклы двигательной активности — ходьба).
По степени зависимости от внешних периодических процессов выделяют экзогенные (приобретенные) ритмы и эндогенные (привычные).
Экзогенные ритмы обусловлены изменением факторов окружающей среды и могут исчезать при некоторых условиях (например, анабиоз при понижении внешней температуры). Приобретенные ритмы возникают в процессе индивидуального развития по типу условного рефлекса и сохраняется в течение определенного времени в постоянных условиях (например, изменения мышечной работоспособности в определенные часы суток).
Эндогенные ритмы являются врожденными, сохраняются в постоянных условиях среды и передаются по наследству (к ним относятся большинство функциональных и циркадных ритмов).
Для организма человека характерно повышение в дневные и снижение в ночные часы физиологических функций, обеспечивающих его физиологическую активность частоты сердечных сокращений, минутного объема крови, АД, температуры тела, потребление кислорода, содержание сахара в крови, физической и умственной работоспособности и т.д.
Под действием меняющихся с суточной периодичностью факторов происходит внешнее согласование циркадных ритмов. Первичным синхронизатором у животных и растений служит, как правило, солнечный свет, у человека им становятся также социальные факторы.
Динамика суточных ритмов у человека обусловлена не только врожденными механизмами, но и выработанным в течение жизни суточным стереотипом деятельности. По мнению большинства исследователей, регуляция физиологических ритмов у высших животных и человека осуществляется в основном гипоталамо — гипофизарной системой.
Адаптация к условиям длительных перелетов
В условиях длительных полетов и поездок при пересечении многих временных поясов организм человека вынужден приспосабливаться к новому циклу смены дня и ночи. Организм получает информацию о пересечении временных поясов за счет воздействий, связанных также с изменениями влияний как магнитного, так и электрического полей Земли.
Разлад в системе взаимодействия биоритмов, характеризующих протекание различных физиологических процессов в органах и системах организма получил название десинхроноза. При десинхронозе типичны жалобы на плохой сон, уменьшение аппетита, раздражительности, отмечается снижение работоспособности и рассогласование по фазе с датчиками времени частоты сокращений, дыхания, АД, температуры тела и др. функций, изменяется реактивность организма. Это состояние имеет существенное неблагоприятное значение для процесса адаптации.
Ведущее значение в процессе адаптации в условиях формирования новых биоритмов имеет функция ЦНС. На субклеточном уровне в ЦНС отмечается деструкция митохондрий и других структур.
Одновременно в ЦНС развиваются процессы регенерации, которые обеспечивают восстановление функции и структуры к 12-15 дню после перелета. Перестройка функции ЦНС при адаптации к изменению суточной периодики сопровождается перестройкой функций желез внутренней секреции (гипофиза, надпочечников, щитовидной железы). Это приводит к изменению в динамике температуры тела, интенсивности обмена веществ и энергии, активности систем, органов и тканей. Динамика перестройки такова, что если в начальной стадии адаптации эти показатели в дневные часы снижены, то при достижении устойчивой фазы они переходят в соответствие с ритмом дня и ночи. В условиях космоса также происходит нарушение привычных и формирование новых биоритмов. Различные функции организма перестраиваются на новый ритм в разные сроки: динамика высших корковых функций в течение 1-2 суток, ЧСС и температура тела в течение 5-7 суток, умственная работоспособность в течение 3-10 суток. Новый или частично измененный ритм остается непрочным и довольно быстро может быть разрушен.
Адаптация к действию низкой температуры.
Условия, при которых организм должен адаптироваться к холоду могут быть различными. Одним из возможных вариантов таких условий — работа в холодных цехах или холодильниках. При этом холод действует прерывисто. В связи с усиленными темпами освоения Крайнего Севера в настоящее время актуальным становится вопрос адаптации организма человека к жизни в северных широтах, где он подвергается не только воздействию низкой температуры, но также изменению режима освещенности и уровня радиации.
Холодовая адаптация сопровождается большими перестройками в организме. В первую очередь на снижение температуры окружающей среды реагирует перестройкой своей деятельности сердечно — сосудистая система: увеличивается систолический выброс, частота сердечных сокращений. Наблюдается спазм периферических сосудов, вследствие чего снижается температура кожи. Это приводит к уменьшению теплоотдачи. По мере адаптации к холодовому фактору изменения кожного кровообращения становятся менее выраженными, поэтому у акклиматизированных людей температура кожи на 2-3″ выше, чем у не акклиматизированных. Кроме того, у
них наблюдается снижение температурного анализатора.
Уменьшение теплоотдачи при холодовом воздействии достигается путем снижения влагопотерь с дыханием. Изменение ЖЕЛ, диффузной способности легких сопровождается повышением количества эритроцитов и гемоглобина в крови, т.е. увеличением кислородной емкости крои — все мобилизуется на достаточное обеспечение тканей организма кислородом в условиях повышенной метаболической активности.
Так как наряду со снижением теплопотерь возрастает окислительный метаболизм — так называемая химическая терморегуляция, в первые дни пребывания на Севере основной обмен повышается, по мнению некоторых авторов, на 43% (в последующем, по мере достижения адаптации, основной обмен снижается почти до нормы).
Установлено, что охлаждение вызывает реакцию напряжения — стресс. В осуществлении которой прежде всего участвуют гормоны гипофиза (АКТГ, ТТГ) и надпочечников. Катехоламины оказывают калоригенное действие за счет катаболического эффекта, глюкокортикоиды способствуют синтезу окислительных ферментов, тем самым повышают теплопродукцию. Тироксин обеспечивает повышение теплопродукции, а также потенцирует калоригенное действие норадреналина и адреналина, активизирует систему митохондрий — главных энергетических станций клетки, разобщает окисление и фосфорилирование.
Стойкая адаптация достигается благодаря перестройке метаболизма РНК в нейронах и нейроглии ядер гипоталамуса, усиленно идет липидный обмен, что выгодно организму для интенсификации энергетических процессов. У людей, живущих на Севере, повышено содержание в крови жирных кислот, уровень глюкозы несколько
снижается.
Становление адаптации в Северных широтах сопряжено часто с некоторыми симптомами: отдышка, быстрая утомляемость, гипоксические явления и др. Эти симптомы являются проявлением так называемого «синдрома полярного напряжения».
У некоторых лиц в условиях Севера защитные механизмы и адаптивная перестройка организма могут давать срыв — дезадаптацию. При этом проявляется ряд патологических симптомов, называемых полярной болезнью.
Адаптация человека к условиям цивилизации
Факторы, вызывающие адаптацию, во многом являются общими для животных и человека. Однако, процесс адаптации животных носит, по существу, в основном физиологический характер, в то время как для человека процесс адаптации тесно связан, к тому же, с социальными сторонами его жизни и его качествами личности.
Человек имеет в своем распоряжении разнообразные протективные (защитные) средства, которые дает ему цивилизация — одежду, дома с искусственным климатом и др., освобождающие организм от нагрузки на некоторые адаптивные системы. С другой стороны, под влиянием защитных технических и других мероприятий в человеческом организме возникает гиподинамия в деятельности различных систем и человек утрачивает тренированность и тренируемость. Адаптивные механизмы детренируются, становятся бездеятельными — в результате отмечается снижение сопротивляемости организма.
Возрастающая перегрузка различными видами информации, производственные процессы, для которых необходимо повышенное умственное напряжение, характерны для людей, занятых в любой отрасли народного хозяйства Факторы, вызывающие психическое напряжение, выдвигаются на первый план среди многочисленных условий, требующих адаптацию организма человека. Наряду с факторами, для которых необходима активизация физиологических механизмов приспособления, действуют факторы чисто социальные — отношения в коллективе, субординационные отношения и т.д.
Эмоции сопровождают человека при изменении места и условий жизни, при физических нагрузках и перенапряжениях и, наоборот, при вынужденном ограничении движений.
Реакция на эмоциональное напряжение неспецифична, она выработана в ходе эволюции и одновременно служит важным звеном, «запускающим» всю нейрогуморальную систему адаптационных механизмов. Адаптация к воздействию психогенных факторов протекает по разному у лиц с разным типом ВНД. У крайних типов (холериков и меланхоликов) такая адаптация часто нестойкая, рано или поздно факторы, воздействующие на психику, могут привести к срыву ВНД и развитию неврозов.
Адаптация к дефициту информации
Частичная утрата информации например, выключение одного из анализаторов или искусственное лишение человека одного из видов внешней информации приводит к адаптационным сдвигам по типу компенсации. Так, у слепых активируется тактильная и слуховая чувствительность.
Относительно полная изоляция человека от каких бы то ни было раздражений приводит к нарушению режима сна, появлению зрительных и слуховых галлюцинаций и другим психическим расстройствам, которые могут стать необратимыми. Адаптация к полному лишению информации невозможна.
Виды физиологической адаптации
Адаптацию организма различают генотипическую и фенотипическую. В основе генотипической лежат условия естественного отбора и мутаций, которые привели к изменениям в организмах целого вида или популяции. Именно в процессе этого типа адаптации были сформированы современные виды животных, птиц и человека. Генотипическая форма адаптации является наследственной.
Фенотипическая форма адаптации обусловлена индивидуальными изменениями в конкретном организме для комфортного пребывания в определенных климатических условиях. Также может развиваться вследствие постоянного воздействия агрессивной среды. В результате организм приобретает устойчивость к ее условиям.
Механизмы приспособления человека
Существуют три типа адаптации человека:
- Физиологическая. Самые простые примеры – акклиматизации и приспособленность к смене часовых поясов или суточного режима работы. В процессе эволюции сформировались различные типы людей, в зависимости от территориального места проживания. Арктический, высокогорный, континентальный, пустынный, экваториальный типы значительно разнятся физиологическими показателями.
- Психологическая адаптация. Это способность человека находить моменты понимания с людьми разных психотипов, в стране с иным уровнем менталитета. Человеку разумному свойственно менять свои устоявшиеся стереотипы под влиянием новой информации, особых случаев, стресса.
- Социальная адаптация. Тип привыкания, который свойственен только человеку.
Все адаптивные типы тесно связаны между собой, как привило, любая смена привычного существования вызывает в человеке потребность в социальной и психологической адаптации. Под их воздействием приходят в действие механизмы физиологических изменений, которые тоже подстраиваются под новые условия.
Такая мобилизация всех реакция организма названа адаптационным синдромом. Новые реакции организма появляются в ответ на резкие изменения обстановки. На первой стадии — тревоги — наблюдается изменение физиологических функций, изменения в работе обмена веществ и систем. Далее подключаются защитные функции и органы (в том числе мозг), начинают включать свои защитные функции и скрытые возможности. Третья стадия адаптации зависит от индивидуальных особенностей: человек или включается в новую жизнь и входит в обычное русло (в медицине в этот период наступает выздоровление), или же организм не принимает стресса, и последствия принимают уже негативную форму.
Сложные и перекрестные адаптации
Сложные адаптации проявляются в определенных климатических условиях. Например, привыкание организма к низким температурам при длительном пребывании в северных регионах. Эта форма адаптации развивается у каждого человека при переезде в другую климатическую зону. В зависимости от особенностей конкретного организма и его здоровья, такая форма адаптации протекает по-разному.
Перекрестная адаптация — форма привыкания организма, при которой развитие устойчивости к одному фактору повышает устойчивость ко всем факторам этой группы. Физиологическая адаптация человека к стрессу повышает его устойчивость к некоторым другим факторам, например, к холоду.
На основе положительных перекрестных адаптаций разработан комплекс мероприятий для укрепления сердечной мышцы и предотвращения инфарктных состояний. В естественных условиях те люди, которые чаще в жизни сталкивались со стрессовыми ситуациями, менее подвержены последствиям инфаркта миокарда, чем те, что вели спокойный образ жизни.
Понятие адаптации и ее основные характеристики
Особенности психологической адаптации к ДОУ у соматически ослабленных детей раннего возраста Читать далее: Психологические аспекты адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению
1.1 Понятие адаптации и ее основные характеристики
Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация — это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация — это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий.
И.П.Павлов считал, что внешние условия жизни, вешняя среда есть внешний стереотип. «При изменении обычного образа жизни, — отмечал И.П. Павлов, — при прекращении привычных занятий возникают нарушения старого динамического стереотипа и трудности установки нового» [29, c.102].
Адаптация (приспособление) — это процесс активного взаимодействия организма со средой. И животные и человек приспосабливаются к той или иной среде обитания: рыбы — к воде, птицы — к воздуху. Человек — к существованию в определенных климатогеографических условиях. Это биологическая адаптация. Но, в отличие от животных, человек должен обладать способностью приспосабливаться и к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных форм поведения (работа, отдых, семья и т. д.), т. е., помимо биологической, человек способен к социальной адаптации [41, c.231].
При всех существующих различиях в трактовке адаптации неизменно выделяется главное — универсальный характер тенденции к установлению равновесия между компонентами реальных систем. Поэтому не случайно, что с течением времени понятие адаптации перешло в функциональную, а затем и в социальную психологию.
Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внёс Жан Пиаже.
Адаптация (от лат. adaptatio — приспособление), по Ж. Пиаже, обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды или, что одно и то же, равновесие во взаимодействии субъекта и объекта.
Именно Ж. Пиаже в своей концепции впервые стал рассматривать взаимоотношения человека с социальной микросредой как гомеостатическое уравновешивание, перенеся понятие гомеостаза с организма на личность.
В работах отечественных психологов теория адаптации получает своё дальнейшее развитие. Так, А.Н. Леонтьев, обращаясь к концепции Ж. Пиаже, возражал против «безоговорочного, без надлежащего анализа» распространения понятия гомеостаза (в значении «приспособление») на онтогенетическое развитие человека. Действительно, человеческое приспособление к условиям существования принципиально отличается от приспособительного поведения животных, обладает большей гибкостью и изобретательностью. Процесс адаптации человека к действительности происходит под контролем сознания.
Причём каждый человек в силу своих индивидуальных психологических особенностей (тип нервной системы, жизненный опыт и т.д.) имеет индивидуальные приспособительные механизмы, а, следовательно, и свой тип адаптации.
В понимании сущности адаптации человека к новым условиям в отечественной психолого-педагогической литературе наметилось несколько основных подходов. Д.А. Андреева считает, что «адаптация означает приспособление, приноровление индивида к новым условиям, вживания в них».
Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников определяют это понятие как «процесс активного овладения социальными ролями».
Понятие психической адаптации рассматривается как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.
Судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности — врожденной и приобретенной способности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть высоко-, средне и низко адаптивные люди. Врожденные основы адаптивности — это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.
В результате адаптационных процессов в детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер [15, c.67].
Адаптированность — уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован, либо дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация — всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в трех формах; невротической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения). Адаптивность зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка. В индивидуальные особенности входят такие психологические свойства личности, как: способности, темперамент, эмоциональность.
В тоже время адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными врожденными способностями его натуры.
Особенности психологической адаптации к ДОУ у соматически ослабленных детей раннего возраста Читать далее: Психологические аспекты адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению
Информация о работе «Особенности психологической адаптации к ДОУ у соматически ослабленных детей раннего возраста»
Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 131045 Количество таблиц: 18 Количество изображений: 1
Похожие работы
Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении
70170
0
0
… — один из основных факторов, влияющих на длительность и успешность процесса адаптации 1.3 Виды адаптации детей раннего возраста В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении — с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского …
Специфические нарушения речевого развития у детей раннего возраста
139494
16
10
… с этим изучение речевого развития детей охватывало все стороны речи. В основу проведения экспериментального исследования были положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей раннего возраста: выявление уровня восприятия речи и понимания речи взрослого, выявление объема активного и пассивного словаря, обследование произносительной стороны речи (произношение гласных и …
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста
523998
12
0
… свой домашний, настольный или теневой театр и предлагайте ребенку участвовать в этих театрализованных играх (обязательно приготовьте для этого театрализованные костюмы). Раздел IV Методическое обеспечение психолого-педагогической диагностики развития детей третьего года жизни 4.1 Общая характеристика психофизического развития ребенка третьего года жизни На третьем году жизни укрепляется …
Выявление детей дошкольного возраста с отклонением в психоречевом развитии
65983
4
0
… точность, выносливость, гибкость, ловкость, сила, координация. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что тормозит формирование у детей графомоторных навыков. Дети с отклонениями в психоречевом развитии нуждаются в особом внимании и заботе. Для того чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не …
Типы приспособительных реакций
Выделяют два типа адаптивных реакций организма. Первый тип носит название «пассивные адаптации». Эти реакции проходят на клеточном уровне. Они характеризуют формирование степени устойчивости организма к воздействию негативного фактора окружающей среды. Например, изменение атмосферного давления. Пассивная адаптация позволяет сохранить нормальную функциональность организма при небольших колебаниях атмосферного давления.
Наиболее известные физиологические адаптации у животных пассивного типа — это защитные реакции живого организма на воздействие холода. Зимняя спячка, при которой замедляются жизненные процессы, присуща некоторым видам растений и животных.
Второй тип приспособительных реакций называется активным и подразумевает защитные меры организма при воздействии патогенных факторов. В этом случае внутренняя среда организма остается постоянной. Такой тип адаптации присущ высокоразвитым млекопитающим и человеку.
Причины
Психологическая адаптация формируется под воздействием ряда факторов, т.е. данный механизм можно считать мультифакториальным. Все причины возникновения данного синдрома можно подразделить на две большие категории:
- Факторы экзогенной природы;
- Факторы эндогенной природы.
В большинстве случаев к возникновению или активизации адаптационных механизмов приводят экзогенные, т.е. внешние факторы.
К экзогенным относят:
- Физические факторы, такие как колебания атмосферного давления или температуры окружающей среды;
- Химические – повышенная или пониженная концентрация кислорода, углекислого газа в окружающей среде, длительное голодание, различного рода интоксикации химическими агентами;
- Биологические – присоединение инфекции с формированием интоксикации организма продуктами метаболизма бактерий.
К эндогенным причинам относят:
- Органная недостаточность или выраженное снижении функциональной активности какого-либо органа;
- Избыток или дефицит биологически активных веществ в организме.
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ: Синдром беспокойных ног — что делать, причины и лечение
Стресс и общий адаптационный синдром неразрывны между собой, а зависимость между степенью стресса и адаптационными факторами формируется за счёт вышеперечисленных причин.
Важную роль в формировании адаптационного синдрома играет реактивность организма. Без достаточной реактивности не будет наблюдаться динамика развития компенсаторно-приспособительных реакций.