Что это такое?
Все слова, связанные с гуманизмом, имеют в своей основе латинское слово «homo», что переводится как «человек».
Отчасти это связано с общим значением понятия: гуманизм подразумевает, что жизнь, и преимущественно человеческая, является наивысшей ценностью.
Отчасти — с тем фактом, что такие качества, как добросердечность, милосердие, человечность, присущи только людям и относятся к наивысшим человеческим качествам, а также тесно связаны с идеями, которые вложены в понятие «гуманизм».
Гуманизм — определение, обозначающее систему, при которой самым значимым и важным становится человеческая жизнь, комфорт человека, его безопасность, свобода, здоровье и счастье.
Это понятие имеет массу и других, более узких, значений, но основа остается неизменной. Также различные философские течения по-своему трактуют это определение.
Например, для марксизма гуманизм никак не связан с индивидуализмом, и общественный комфорт определяется как более значимый, а комфорт отдельных людей — как менее значимый.
Большая часть развитых стран, так или иначе, относятся к гуманистическим.
Слово «гуманность» равноценно по своему значению более привычному слову «человечность» и обозначает такие высшие качества людей, как милосердие, готовность поддержать и помочь, уважение, человеколюбие, стремление выбрать путь ненасилия.
Разные исследователи, общественные и творческие деятели подразумевают под гуманностью что-то свое.
К примеру, Джошем Уолтер считает, что гуманность подразумевает отказ от насилия, готовность не причинять никому боли и дискомфорта в той мере, в какой это реально сделать. Он же придерживается мнения, что гуманность состоит из трех компонентов:
- альтруистические стремления;
- нравственность;
- волевые усилия, позволяющие человеку подавить собственные негативные качества и выбрать путь человечности.
Без них, как он считает, речи о гуманности быть не может.
Соответственно, люди с гуманистическим мировоззрением:
- стремятся отказаться от насилия;
- считают, что человеческая жизнь и счастье являются самым главным;
- в процессе жизни стараются сдерживать собственную эгоистичность и другие негативные качества и выбрать путь, отвечающий их представлениям о человечности и справедливости;
- принимают право других людей жить так, как им хочется, если это никому не вредит;
- придерживаются мнения, что государство должно создавать условия для комфортной, безопасной и счастливой жизни людей;
- осознают, что люди не идеальны и имеют массу недостатков, но верят, что в процессе развития человеческой цивилизации со многими проблемами реально справиться;
- убеждены, что способности человека к творчеству, саморазвитию и адаптации не обладают ограничениями.
Многие гуманисты относят себя к атеистам и отрицают существование сверхъестественных сущностей. Они критично смотрят на реальность и поощряют научный подход.
Несмотря на то, что существуют религиозные формы гуманизма, эта идеология по своей сути к религиозности отношения не имеет.
Как уже упоминалось, основы гуманистического мировоззрения закладываются еще в детском возрасте: ребенку объясняют, что причинение вреда недопустимо, развивают его эмпатию, чтобы он лучше мог понимать окружающих и был готов оказать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.
Типы гуманизма
Разные мыслители делят гуманизм на множество разных типов. Некоторые из этих типов известны как:
Ренессансный гуманизм
Известный как классический гуманизм; это дух обучения, который развился в конце Средневековья с возрождением классического письма и новой верой в способность людей определять для себя истину и ложь.
Светский гуманизм (секулярный)
Секулярный гуманизм отвергает теистическую веру и существование сверхъестественного мира. То есть для них сверхъестественные убеждения не могут быть поддержаны с помощью рациональных аргументов, и поэтому сверхъестественные аспекты, связанные с религиозной деятельностью, должны быть отвергнуты.
Религиозный гуманизм
Считает себя религиозным или охватывает некоторую форму теизма, деизма или сверхъестественного, при этом не обязательно должна существовать какая-либо связь с организованной религией.
Эти гуманисты считают, что светский гуманизм слишком холодно логичен и игнорирует весь эмоциональный аспект, который делает людей людьми.
Читайте подробнее про религию.
Постгуманизм
Философия конца 20 века. Она пытается привести ренессансный гуманизм в современный технологический мир и противостоять обвинениям в видовой дискриминации (превосходство одного вида над другим, обычно человеческого вида) и в антропоцентризме (вера в то, что люди являются центром существования мира).
Эти обвинения были направлены на гуманизм.
Марксистский гуманизм
Наиглавнейшими считаются интересы трудящихся, они противопоставляются интересам «угнетателей» и «буржуазному псевдогуманизму».
Это пролетарский или социалистический гуманизм, который является новым скачком в развитии гуманизма и следствием критической переработки гуманистических идей прошлого.
Интегральный гуманизм
Политическая философия, разработанная в Индии в 1960-х годах, в противовес западным политическим философиям (они, по мнению основателей этого гуманизма, были озабочены материализмом и пренебрегали социальным благополучием личности).
Основоположники видели и в капитализме, и в социализме несовершенные и стимулирующие жадность идеи, классовый антагонизм (столкновение интересов социальных классов общества, проявляется в классовой борьбе), эксплуатацию и социальную анархию.
Смотрите также значения Экзистенциализм и Философия.
Примеры
Убежденность человека в правильности своих слов и действий — основа любого мировоззрения.
Если человек, принимая решение, руководствуется идеями, являющимися частью гуманизма, то его мировоззрение можно считать гуманистическим.
Примеры:
- Оксана — воспитатель. Она убеждена, что каждый ребенок имеет огромную ценность и потенциал, который можно раскрыть, если приложить усилия. Даже в сложных ситуациях она стремится принять решение, которое, как она считает, пойдет на пользу развитию детей и не навредит их психическому здоровью. Также она уверена, что на детей нельзя давить, им нельзя навязывать жесткие идеологические и религиозные установки и что каждый ребенок должен сам делать выбор.
Особенности всех детей, даже тех, которых называют «трудными», она старается принимать и находить подход. - Василий работает фельдшером на скорой помощи, а его взгляд на работу и больных отличается от взглядов большинства других фельдшеров, которые считают, что ездить к бомжам и валяющимся под лавками алкоголикам — дело неблагодарное и хорошо бы, чтобы к таким людям никто не вызывал. Он старается помочь всем и на всякий случай проводит тщательный осмотр даже тех людей, которые, на первый взгляд, ни в какой помощи не нуждаются, чтобы быть уверенным, что все сделано правильно. Он придерживается мнения, что каждый человек важен.
- Светлана, мать троих детей, обладает широкими взглядами и имеет четкие жизненные принципы, тесно связанные с гуманностью. Она осознанно отказалась от какого-либо насилия по отношению к детям и считает, что насилие в «воспитательных целях» недопустимо и неизбежно ведет к развитию психических расстройств. К каждой трудности Светлана подходит с конструктивной точки зрения, а при каждой конфликтной ситуации старается объяснить свою позицию детям и предлагает компромиссы, несмотря на то, что это не всегда бывает легко. Также она старается обучить детей смотреть на реальность критично и опираться на научные исследования при анализе тех или иных ситуаций.
Гуманизм в том или ином виде можно встретить в большинстве художественных произведений: в книгах, фильмах, мультфильмах.
В компьютерных играх с нелинейным сюжетом игроку систематически предлагают сделать моральный выбор в тех или иных ситуациях, исходя из обстоятельств, и лишь ему решать, поступить гуманно или нет.
В известном современном мультфильме «Головоломка» в основе сюжета лежит мысль о том, что каждая человеческая эмоция важна и полезна, даже та, которая, на первый взгляд, выглядит неприятной и лишней.
Это также имеет прямую связь с идеями гуманизма, с гуманностью.
Современный гуманизм более ориентирован на комфорт и счастье отдельных личностей, на индивидуализм.
Поэтому в художественном контенте все чаще проскальзывают ситуации, в которых персонажи делают выбор в пользу собственных мечтаний, желаний, а не идут на поводу у общества или государства.
Как начать новую жизнь и изменить себя? Советы психологов помогут вам.
Плюсы и минусы
Идеи гуманизма, как уже было упомянуто, трактуются каждой идеологией и философией по-своему, и в рамках каждой из них он может получить свой набор плюсов и минусов. Дадим их характеристику.
Основные плюсы гуманистического мировоззрения:
- осознанный отказ от насилия имеет массу положительных сторон;
Люди, выбравшие путь ненасилия, не смогут нанести серьезный физический и психический вред своим детям, друзьям, возлюбленным, родителям, а жизнь и взаимодействие с такими людьми будут приятными и мирными. - люди учатся лучше понимать окружающих, их эмпатические способности растут, что облегчает социальное взаимодействие, уменьшает количество конфликтов и упрощает восстановление отношений в случае ссор;
- люди лучше понимают важность взаимопомощи и готовы протянуть руку ближним;
- также они с большим пониманием относятся к собственным потребностям и желаниям, осознавая, что их счастье и благополучие имеют значение, в итоге у них снижается риск развития психических заболеваний, в особенности неврозов, депрессий;
- подрастающее поколение воспитывается в рамках гуманистического подхода, при котором исключается насилие и жестокость и приветствуется конструктивный подход;
- детей обучают и воспитывают так, чтобы и обучение, и воспитание приносило им радость, удовольствие, что усиливает их мотивацию и интерес к обучению;
- потребности и желания детей уважаются, от них не требуют эмоционального и какого-либо другого обслуживания.
Минусы гуманистического мировоззрения:
- Как и любая идея, гуманность изменяется в восприятии разных людей. Каждую идею при желании можно извратить, довести до абсурда, подстроить под собственные желания или просто неправильно понять.
К примеру, ребенок, которого учили ценить окружающих, посильно помогать им, но не объяснили, как защищать собственные границы и как действовать в потенциально опасных ситуациях, может попасть в беду, если захочет кому-то помочь.Поэтому родителям и воспитателям важно всесторонне рассматривать с детьми подобные вопросы.
- Так как трактовка гуманизма и гуманности неоднозначна, даже внутри сообщества людей, которые считают, что их мировоззрение относится к гуманистическому, могут возникать конфликты, особенно связанные с острыми социальными вопросами, посвященными абортам, эвтаназии, пренатальной диагностике. То, что для одного человека гуманно, для другого — антигуманно.
Второе, – это фундаментальный, глубинный характер гуманистического мировоззрения.
Человек принимает здесь не просто свою человечность, а самое глубокое и ценное в себе – свое человечное я
. Гуманизм обретает глубину именно потому, что связан с самым важным для человека – с его собственным существованием, с его свободой, положительными, жизнеутверждающими способностями, со всем лучшим, что есть или может быть присуще человеку, не закрывающему глаза и на темную сторону своего существа. В отличие от всех других мировоззрений, в центре гуманизма находится человек, носитель этого мировоззрения.
Признаком, говорящим о более основательном характере гуманизма по сравнению с другими типами мировоззрения, является особенно выраженная рефлексивность, сознательность
человека гуманистических взглядов, его предельно тесные контакты со своим
я, личностным центром мысли и дела
. Такое умонастроение можно назвать антропоцентризмом (но не эгоизмом). Этот термин-определение весьма точно рисует ситуацию. Ведь в гуманистическом мировоззрении
я
совершает исключительно важный выбор самого себя, но не просто «голенького» и бессодержательного (что происходит в любом акте самосознания), а
я
человечного, достойного высших человеческих ценностей, соразмерного всем ценностям Вселенной. Гуманизм – мировоззрение высокого самосознания, самоконтроля и ответственности личности за свою частную, общественную и космическую (природную или экологическую) жизнь.
Подчеркнем еще раз: все другие мировоззрения (как то религиозное, государственническое, классовое, профессиональное и их разновидности) отнюдь не рассматривают личность в качестве главного объекта своего позитивного интереса.
Третьим признаком гуманизма является его комплексный, интегративный характер.
Дело в том, что осознание и принятие гуманности, себя как человечного я
создает особую почву для органического и творческого восприятия многих других мировоззрений или их частей. Гуманизм становится
фильтром
, через который человек пропускает все содержание своего внутреннего мира, тем самым и очищая его, и наполняя светом человечности. В результате в гуманистическое мировоззрение входят многие философские, этические, естественнонаучные, гражданско-правовые, финансово-экономические, общеполитические, эстетические, экологические, психологические и педагогические идеи.
Четвертым качеством гуманизма является его полифункциональность.
Полифункциональность (многофункциональность) присуща практически всем мировоззрениям. В гуманизме это качество позволяет человеку решать как теоретические (познавательные) проблемы, так и практические (нравственные, гражданско-правовые и др.) вопросы.
Гуманизм выполняет функции метода, ценности и знания
: он учит,
– как стать гуманистом,
Или, подробнее —
– как сформировать в себе гуманистическое мировоззрение;
– как сознательно и человечно (гуманистически) относиться к себе, информации и внешнему миру;
– какова шкала, каталог базовых человеческих ценностей и приоритетов.
Он предлагает личности себя как знание
, освещенное светом разума, согретое теплом уважения, заботы и любви к человеку и миру.
Сказанное о «географии» внутреннего мира человека и отличительных особенностях гуманистического мировоззрения помогает ответить на вопрос, что такое гуманный человек Homo humanus. Этот ответ оказывается очень простым.
Homo humanus – это личность, обладающая гуманистическим мировоззрением и соблюдающая его самоочевидные нормы в своей жизни, в отношениях с себе подобными, обществом и природой.
Но простота ответа не значит, что гуманистом стать легко. К сожалению, это не так. Нужен разум, добрая воля, ответственность и мужество, чтобы рискнуть сделать гуманистический выбор и вступить на дорогу бесконечного и захватывающего восхождения. Восхождения к вершинам своего собственного духа, человечности и свободы, к вершинам знания, к дальним рубежам природы, окутанным неизвестностью и чреватым невероятными открытиями…
Быть гуманистом нелегко и потому, что гуманизм – это постоянное созидание, творческое отношение к жизни.
Гуманистическое творчество предполагает и программу самосовершенствования, и поиск наилучших – демократических, свободных и справедливых форм общежития, и выработку взаимосберегающих, безопасных, равноправных и партнерских отношений со средой обитания.
Но кто сказал, что жизнь легка, беззаботна, безоблачна и невесома?! Что она вообще должна быть такою? Так мог сказать только обманщик или «счастливчик» с атрофированными способностями к самостоятельному самосохранению и выживанию.
Жизнь каждого из нас – это невероятно малая возможность, ставшая удивительной действительностью. Это захватывающее приключение, шанс многое испытать, многое познать, многое сделать. Это шанс стать человеком, испытывающим самоуважение, чувство собственного достоинства. Это шанс уважать и любить человека и мир.
И, добавим, получать от них ответную любовь и признательность, солнечный свет и чистый воздух, прозрачную воду, бесконечное многообразие даров земли и человеческого творчества.
Вопросы для самоконтроля
1. Как понимает гуманизм реальность и самоочевидность человека?
2. Каковы основные типы человеческих качеств?
3. Назовите позитивные человеческие качества.
4. Назовите основные нейтральные человеческие качества? В чем их особенность.
5. Назовите основные негативные качества человека. В чем их специфика?
6. Каково отношение гуманизма к отрицательным чертам человеческого существа?
7. Назовите основные характеристики внутреннего мира человека.
8. Почему так важно для человека выяснить отношения между ним самим и его внутренним миром?
9. Каковы основные типы отношений между человеком и его мировоззрением?
10. Каковы гуманистические рекомендации по гармонизации отношений между человеком и его внутренним миром?
11. Как гуманизм характеризует человеческое я
, личность?
12. Каковы основные признаки личного существования?
13. Как определение человека связано с его способностью к саморазвитию и самосозиданию?
14. Как гуманизм понимает самосознание и как оно связано с феноменом человеческого я
?
15. Какова внутренняя структура человеческого я
?
16. В чем состоят основные принципы отношения человека к своему мировоззрению?
17. Как гуманизм определяет человечность?
18. Какова структура человека как телесно-психического существа?
19. Дайте описание структуры мировоззрения. В чем состоит особенность гуманистического мировоззрения?
20. Что такое полифункциональность гуманизма?
21. Каковы основные характеристики Homo humanus?
Глава третья. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Вынесенные в заголовок слова составляют главную тему всей этой книги. Все, что говорилось выше, было предварительным условием понимания главного: специфики гуманизма как мировоззрения, как общественного явления и как практики людей
, воплощающих в культуру и повседневную жизнь принципы и идеалы этого мировоззрения.
Гуманизм никогда не был чистой теорией, игрой ума или просто фантазией. Он всегда объединял людей деятельных и творческих. Сам факт их единства и солидарности делал идеи гуманизма коллективным, социальным мировоззрением. И поскольку речь шла о самом образе их жизни, гуманизм воплощался не только в произведениях литературы и искусства, но и в цивилизованных, нравственных и разумных отношениях между людьми, в экономических, юридических и политических институтах общества, все больше определяющих облик каждой страны и ее граждан.
Общие принципы гуманизма
Фундаментальными положениями гуманистического мировоззрения являются следующие.
Гуманизм – это мировоззрение, в центр которого поставлена идея человека как высшей ценности в ряду всех мыслимых духовных ценностей. Личность в гуманизме определяется как исходная реальность, абсолютная по отношению к себе и относительная (одна из многих) в ряду всех остальных.
Не осознав и не оценив себя, человек не может познать и по достоинству оценить и все остальное.
С точки зрения гуманизма, существует или должно существовать равноправие
человека как материально-духовного существа по отношению к другому человеку, природе, обществу и всем иным, известным или еще не известным ему реальностям и существам. То есть он отрицает бытие чего-то
высшего
, чем человек, будь то принцип, социум или, скажем, Бог.
В рамках гуманизма допускается возможность генезиса, эволюционного порождения, создания или творения личности, но отвергается редукция, т.е. сведение
сущности человека к нечеловеческому и безличному: природе, обществу, потустороннему, небытию (ничто), неизвестности и т.д.
Сущность человека – это сущность, обретаемая, созидаемая и реализуемая им самим в себе и в мире, в котором он рождается, живет и действует.
Человек – это сотворение
, существо, которое на завершающем этапе своего становления участвует в рождении себя как человека разумного, самосознающего, достойного и равноправного партнера общества и мира.
Гуманизм, таким образом, – это выработанное человеком и идущее от человека к человеку светское, мирское, общегражданское мировоззрение, выражающее идею абсолютного достоинства личности, ее внешне относительные, но неуклонно прогрессирующие к абсолюту самостоятельность, самодостаточность и равноправие
перед лицом общества и мира, известного и неизвестного в нем.
Гуманизм – это современная форма реалистической психологии и жизнеориентации человека, которая включает в себя рациональность, критичность, скептицизм, эмпатию, стоицизм, терпимость, сдержанность, осмотрительность, оптимизм, жизнелюбие, свободу, мужество, надежду, фантазию и продуктивное воображение.
Гуманизму присуща уверенность в неограниченных возможностях самосовершенствования человека, в неисчерпаемости его эмоциональных, познавательных, адаптивных, преобразовательных и творческих способностей.
Гуманизм – это мировоззрение без границ, поскольку не отталкивает от себя никого, кто сам не считает себя его противником, предполагает открытость, динамизм и развитие, возможность радикального пересмотра своих положений перед лицом изменений и новых перспектив человека и мира.
Гуманистическое мировоззрение включает в себя требование признавать наличие или возможность антигуманного в личности, не игнорировать, а стремиться максимальным образом ограничивать силу и сферу влияния темной стороны человеческой натуры.
Притом гуманизм полон убежденности в способности людей все более успешно и надежно обуздывать свои негативные качества в ходе самосовершенствования человека и поступательного развития мировой цивилизации.
Гуманизм, как и всякое мировоззрение, рассматривается в качестве феномена, принципиально вторичного
по отношению к человеку и людям, в том числе и гуманистам – группам или социальным слоям населения, фактически существующим в любом обществе. Гуманизм неотделим от самосознания реальных людей, отдающих себе отчет в возможности недобросовестного использования идей гуманизма во вред человеку и потому критичных, стремящихся взять под контроль естественно присущую любой – идее тенденцию к господству над живой личностью, подчинению ее своей власти.
Как социальное явление гуманизм – это стремление объединенных гуманистическим мировоззрением людей практиковать его принципы во благо всех и каждого, продвигаться к максимально возможной гуманизации отношений между человеком и человеком, человеком и обществом, человеком и государством, обществом и государством.
Гуманизм – это больше, чем только этическая доктрина, поскольку в нем ставится задача собрать воедино и систематизировать все области и формы проявления человечности человека. Это значит, что в рамках гуманистического проекта интегрируются и культивируются на уровне мировоззрения и образа жизни нравственные, гражданско-правовые, политические, социальные, национальные и глобальные, философские, эстетические, научные, жизнесмысловые, экологические и все иные человеческие ценности.
Гуманизм не является и не должен являться идеологией или какой-либо партийно-политической программой
, т.е. общественным идейным течением, организующей, мобилизующей и направляющей людей к достижению определенных политических или иных целей, связанных с господством и властью части людей над остальными членами национального или мирового сообщества.
Вместе с тем, гуманизм помогает прояснить диапазон и утвердить законное многообразие, плюрализм политических ценностей, от которых требует лишь признать общечеловеческие ценности в качестве своей общей основы
. В диалоге, конкуренции и обмене политическими идеями в обществе гуманизм способен, готов выполнять и выполняет такие функции, как
коммуникативная
(функция сообщения или трансляции)
, интегративная
(функция объединения),
координирующая
(функция согласования и организации) и
согласительная
(функция примирения, поиска компромисса и согласия).
Он предлагает всем легальным, не диктаторским и не экстремистским политическим партиям и движениям целостную, открытую и динамичную систему общеполитических и социальных ценностей,
способных гуманизировать политические течения, институты и отношения.
Не являясь идеологией, гуманизм не является и не должен являться официальной государственной доктриной (если не считать такой «доктриной» права человека и гражданина), также как и какой-либо формой религии.
Гуманистическому мировоззрению чуждо признание реальности сверхъестественного и трансцендентного (потустороннего), поклонение и подчинение им как сверхчеловеческим приоритетам.
Человек гуманистического мировоззрения отвергает дух мистицизма и антирационализма, который, как показывает практика, непременно притязает на власть в государстве и ведет к казенщине, бюрократизму, догматизму и фанатизму, и их крайней форме – тоталитаризму
Гуманизм – это современный научно ориентированный скептицизм, который рекомендует трезво и критически относиться к так называемым паранормальным, экстрасенсорным, оккультным, магическим, спиритическим, ясновидческим, астрологическим, телекинетическим и т.п. явлениям. Правило гуманизма – необходимо независимое и объективное научное исследование заявлений о такого рода феноменах.
Следует делать различие между аномальными или неизвестными явлениями природы и неизученными резервными возможностями человека, с одной стороны, и заявлениями о подобных явлениях и возможностях как якобы выходящих за пределы естественного – с другой.
Идеи гуманизма не могут быть использованы для достижения противоположных ему целей. Его принципы в целом согласуются с положениями Всеобщей декларации прав человека, международных пактов об экономических, социальных, гражданских, политических и культурных правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и другими документами универсального и регионального характера.
* * *
Итак, в гуманизме заложено требование рассматривать само это мировоззрение как вторичное по отношению к человеку. Именно человек, естественно присущая ему человечность составляет высшую ценность и именно он дороже любого мировоззрения, в том числе и гуманистического. Он, его практический образ жизни первостепенны по отношению к любой, пусть даже и блестяще сформулированной, гуманистической доктрине или программе. (Вот то, что не дает гуманизму застыть ни на каких принципах или достижениях, вечно движет его вперед.)
Организационный и социальный смысл этого положения состоит в культивировании максимально возможной открытости и демократизма гуманистических движений, обществ и институтов. Для практики гуманистического просвещения это означает обязательное следование цивилизованным и взвешенным формам обсуждения и оценки оппозиционных или противоположных гуманизму точек зрения, что совсем не исключает определенности, последовательности, решительности и смелости в воплощении и защите гуманистических ценностей.
Особенно корректной должна быть работа по вовлечению граждан в процесс гуманизации человеческих отношений, по формированию гуманистических общественных институтов и движений светского, общегражданского гуманизма. Главное здесь – консолидация людей, ужесчитающих себя гуманистами или готовых осознать себя в качестве таковых. Это перспективно, поскольку их действительно много даже в стране с такой сложной исторической судьбой, как Россия.
Первостепенное значение для развития социального гуманизма имеют горизонтальные
, т.е. негосударственные, не партийно-политические и не идеологические отношения между людьми и общественными организациями. Это предполагает формирование и укрепление гражданского общества.
Когда мы говорим об организованном гуманизме, его психологии, методах работы и распространении его идей, то речь, в частности, идет о запрещении использовать приемы персонального или корпоративного внушения, управления и манипуляции людьми. Психологически и педагогически гуманизм есть совет
человеку разобраться в своем внутреннем мире,
предложение
навести в нем порядок. Гуманистический призыв – это, в конечном счете, призыв к человеку не принимать что-то извне некритически безразлично, а прежде обрести себя с помощью собственного разума и наличных объективных возможностей, это призыв дойти до себя, раскрыть в самом себе позитивные основы своей ценности, свободы, достоинства, самоуважения, самоутверждения, творчества, общения и равноправного сотрудничества с себе подобными и со всеми иными – социальными и природными – не менее достойными и удивительными реальностями.
Самокритичность гуманистического мировоззрения не является чисто теоретическим требованием. Важнее для него практическое умение не быть врагом самому себе и другим. Да, как бы неожиданно это ни звучало, но гуманизм должен озаботиться своим здоровьем. И хотя оно не может быть абсолютным, к такому состоянию нужно стремиться. Каковы самые опасные и наиболее вероятные болезни гуманизма, его внутренние враги?
Во-первых, это широко распространенный вирус догматизма и
связанный с ним
фанатизм
, которые одинаково опасны как для маргинальных и сектантских, так и для популярных и массовидных идей, мировоззрений и идеологий. (По иронии исторической судьбы марксизм-ленинизм, который объявлял себя самой гибкой, самокритичной, научной, диалектичной, корректируемой практикой теорией, оказался в итоге самой масштабной догматичной и тоталитарной идеологической конструкцией ХХ века.)
Во-вторых, – это опасность превращения гуманистического мировоззрения в политическую идеологию или квазирелигию
, что принципиально извратит его дух и суть.
В-третьих, – это опасность перфекционизма
, т.е. навязчивого стремления к такой «чистоте» и совершенству теории, которое приведет гуманизм как систему идей к утере здравого смысла и реализма, закроет для нее опыт, новизну, возможность изменения и превратит это мировоззрение в своего рада элитарную интеллектуальную забаву, а то и в маниакальную болезнь.
Таковы общие положения гуманизма. Некоторые из них следует обсудить подробнее.
⇐ Предыдущая13Следующая ⇒