Основные отличия духовных ценностей от материальных

Жизнь человека — тропа в неизведанное. Как по ней пройти и к чему прийти. кого выбрать в попутчики, на что ориентироваться, чтобы результат странствия оправдывал ожидания и одаривал нас по заслугам наградами и дарами. Как отличить настоящие ценности жизненных подарков от поддельных.

В этой статье постараемся раскрыть глубину понятия духовность и осознать, что именно она является светом, подсвечивающим путнику его путь во тьме и сумерках на избитых дорогах жизни, энергией, придающей ему силы двигаться дальше, когда их почти не осталось. Мы поговорим о том, какие богатства внутри нас могут быть высветлены этим светочем и охарактеризуем каждое из них, чтобы ответить на вопрос: «Что такое духовный путь?».

Что такое духовность

Хотим мы того или нет, но наша жизнь — это всегда путь под воздействием двух взаимно противоположных сил: созидания и разрушения. От того, какой из них мы отдадим предпочтение или даже выберем в попутчики, зависит наше будущее, а возможно — и не только наше. У каждого из нас внутри есть живительный источник, только у одних он совсем зачах и зарос высокой непролазной травой, у других — бьет чистейшими родниками, истекая из загадочных неизведанных глубин.

Этот источник — главнейшая часть каждого из нас. Это наш Дух — божественный внутренний огонек, дающий нам силы жить и осознавать жизнь во множестве ее красок и форм. Ответ же на вопрос данного подзаголовка таков — это наше взаимодействие с ним: сколько мы в силах от него взять, испив живительной влаги мудрости и жизнелюбия, а также — что мы в силах ему дать взамен нашей любовью, бережным к нему отношением и уходом за тропинкой, по которой к его живой воде сможем прийти не только мы. Давайте же поговорим об этом взаимодействии, а также о том, как нам в этом развиваться.

В зависимости от жизненных приоритетов и нравственных предпочтений людей, разбираемое нами понятие взаимодействия с нашим Духом рассматривается каждым через его субъективные внутренние призмы. Но какими бы они ни были: приверженность определенным религиям, философиям, мировоззренческим позициям, это понятие универсально. Оно заключает в себе суть внутренней природы человека, так как человек изначально есть сущность духовного порядка, потому что является носителем Духа, зажженного в нем тем, кто его создал.

Этот могущественный Некто не только произвел, но и вложил в человека программу, по которой как индивидуум, так и человечество в целом движется в направлении заданного свыше вектора всеобъемлющей цели. Всемудрый дал своему дитяти право выбирать путь движения вперед. Но чтобы открывать новые горизонты и сотворять сиятельные миры, чадо должно вскрыть в себе возможности и функции своего Создателя, вернув свой изначальный образ великолепного подобия Отца.

Иными словами, человек должен прийти к самому себе, став по-настоящему духовным.

Учителя, которые всегда при нас

Есть ли признаки, по которым можно определить степень духовного уровня. Конечно же, да.

Но перед тем, как начать о них говорить, хотелось бы упомянуть о трех учителях, которые всегда при нас:

  • тело;
  • душа;
  • Дух.

Учитель-тело

Нас учит быть бережным к самому себе, ценить свое здоровье, не увлекаться тем, что его может разрушить. У человека всегда есть право свободного выбора, в том числе, и на свое собственное разрушение.

В этом мире есть три качества материи, которые нам приносят:

  • истинное благо;
  • прельщают страстями;
  • ввергают в невежество.

Через два последних действуют силы разрушения, причем с разной скоростью, давая осознать нам пагубность выбранного пути и возвратиться к благости. Наш первый учитель все знает о теле и поможет стать универсальным мастером — ценителем себя и своего здоровья. Для этого нам нужно научиться его понимать, ведь как на начальном уровне обучения, так и на более продвинутом, он часто обращается к нам именно через телесную боль.

Учитель-душа

Расширяет границы понимания, как своего внутреннего, так и внешнего мира, учит нас чувствовать душу ближнего. Душа все знает о нашей жизненной программе, помогает взаимодействовать с теми, с кем нам приходится пересекаться в нашей реальности. Когда мы усвоили уроки первого учителя, второй постепенно, если мы готовы, начинает нам открывать инструменты тонкой чувствительности, прибегая к ресурсам более тонкого плана.

Обращаясь к своей душе, мы можем в себе открыть то, что доселе дремало, иногда всплывая на поверхности сознания.

Нас чаще начинают посещать озарения: большие и малые. Иногда мы обнаруживаем способность понимать людей с полуслова, порой чувствуя то, что они хотят нам сказать. Постепенно нами приобретается способность не только тонко чувствовать, но также искренне сострадать и сопереживать, причем не только словами. Об учениках такого уровня иногда говорят — душевный человек.

Душа — это хранилище огромной информации о всех наших воплощениях, и иногда она продвинутому ученику дает ценные подсказки — как полнее и правильнее реализовать себя в этой жизни.

Учитель-дух

Это — самый главный учительв нашей школе жизни. О жизни он знает все. Он знает обо всем и о каждом. Именно им сосчитано число волос на каждой голове любого жителя планеты, а не только нашей, ибо он и есть искра Великого пламени Любви, согревающей несчетное количество душ невообразимого числа миров.

Этого наставника можно назвать Голосом безмолвия, ведь услышать его сможет тот, кто:

  • успокоил свой ум;
  • смирил страсти;
  • открыл свою душу навстречу неизведанному и тому, что трудно высказать словами.

Он — как легкий ветерок, сродни шелесту травы у чистого ручья, как еле уловимое движение родников в источнике, к которому наклонился, чтобы испить живой воды познаний.

В чем же заключается духовное развитие человека — мы постараемся это понять, определившись с признаками его духовного уровня и с тем, как же развиваться в этом направлении, проходя ряд важных этапов.

Признаки духовности человека

Ну, а теперь самое время поговорить о признаках, характеризующих степень духовного роста человека.

Их можно перечислить в порядке, отражающем степень духовной осознанности:

  1. Совестливость.
  2. Способность строить гармоничные отношения.
  3. Стремление быть полезным.
  4. Желание стать изначальным.
  5. Смирение.
  6. Благодарность.
  7. Просветление.

Совестливость

Основным пробуждающим элементом нашего естества является совесть, через которую Дух стучится в двери души, встряхивая зоны нашего мозга, чтобы уберечь от неверных и опасных ходов.
Даже в самом слове совесть слышится: «Совместная весть». Это понятие — скорее состояние, когда сознание человека способно сливаться с сознанием более высокого уровня, которое своей гармоничностью повышает его вибрации до той степени, где ему уже трудно совершать негармоничные поступки, идти на сделку со своей совестью, и он уже под ее защитой.

Духовный рост личности и общества в целом характеризуется степенью правильного взаимодействия со своим окружением. Поэтому следующий признак, характеризующий степень этого роста, не зря так называется.

Способность строить гармоничные взаимоотношения

Человек постепенно начинает осознавать ценность правильных отношений с другими. Когда уходит из сердца воинственность, ты начинаешь выходить за рамки своих внутренних ограничений, принимая мир и людей в нем такими, какие они есть. Ведь этот мир создан не тобой, и у того, кто его создал, видимо, были веские причины, чтобы он был таковым.

Воюя с миром, не принимая его, ты входишь в конфликт и с его Создателем. Задумайся над этим.

Общество, в котором подобных людей, принявших мир, становится больше, уменьшает количество претензий к своим соседям, будь то вопросы спорных территорий или идеологические споры. Воспаленные общественные нарывы начинают рассасываться, злободневные вопросы постепенно решаются. Люди осознают, что взаимное сотрудничество — путь к усилению обеих сторон.

Стремление быть полезным

Каждый пришел в земную жизнь со своей индивидуальной программой, чтобы развиваться, работая над наиболее важными личными качествами. Начинать совершенствование себя как личности и духовной единицы никогда не поздно. Приходит время, когда человек стремится реализоваться, найдя более подходящее для себя место в обществе.

Но с духовным ростом приходит понимание, что полезности только для себя уже слишком мало. Человек хочет оставить свой след в этом мире. Его духовное проявление при этом выражается не попыткой подпитать чувство собственной значимости (чтобы помнили потомки), а своим бескорыстным служением. Помните, как в сказке: «Делай добро и бросай его в воду». Но здесь необходимо, чтобы были открыты духовные очи, чтобы, служа кому-то или во имя чего-то, не стать его рабом.

Здесь нужно чувствовать степень вашей истинной полезности, ощущать грань, за которой переизбыток полезного стремления может нанести вред — и не только вам. Примером являются слишком залюбленные дети, которые, уже будучи взрослыми, продолжают находиться в зависимости от своих родителей, лишивших их способности принимать самостоятельные взрослые решения. В этом случае — страдания обоюдные, но больше достается все же тому, кто стоял у истоков зарождения этой проблемы.

Желание стать изначальным

Наверное, наличие в вас этого признака говорит о том, что ваше развитие близко к стадии духовного пробуждения. Вы уже понимаете, что на вас много лишних одежек и масок, одетых родителями, школой, обществом, заставляющих нас поступать шаблонно — как все, и делать — как положено.

Духовное несовершенство общественных институтов привело к созданию искусственного мира, который использует человека как курицу, несущую яйца. За гранью этого нарисованного мира стоит другой — настоящий, но чтобы в него попасть, став истинным творцом своей жизни, нужно избавиться от личин, которые срослись с нами, и мы ошибочно полагаем, что это и есть мы.

Наша изначальная природа — духовна. И если вы готовы меняться, осознавая, что снятие каждой новой маски — болезненный процесс, который будет сопровождаться отказом от чего-то важного для вас в прошлом, отказом естественным — вы уже при дверях, будьте готовы к испытаниям, а также — к чудесным преображениям.

Смирение

Вас уже тяжело достать гневу и возмущениям, вы медленно, но уверенно приближаетесь к самому себе, отбрасывая одну за другой уже бесполезные маски. Расширился диапазон восприятия вами мира, в котором вы стараетесь уделять внимание тому, что поддерживает в вас состояние присутствия гармонии, хотя не отвергаете то, что вам в мире не нравится. Вы просто не уделяете этому внимание. Ваша энергия там, где в данный момент находятся ваши мысли и вам приятно думать о вечном.

Вы душевно уравновешены и духовно крепки. Благодаря духовному балансу, установившемуся внутри, вас уже тяжело вышибить из седла, ибо ваша вера в правильность ваших действий и доверие Духу – невероятно крепки. Вы начинаете духовно пробуждаться.

Благодарность

Истинная благодарность от сердца не только ближним, но, в первую очередь, — Тому, кто создал эту удивительную жизнь на чудесной планете Земля — степень достаточно высокого уровня духовного развития. Она является переходным периодом перед настоящим духовным пробуждением.

В это время вы продолжаете совершенствование себя как человека, но уже осознаете в себе духовное существо.

Просветление

Вы стали тем, кем являетесь изначально — осознанным духовным существом. Жизнь раскрывает вам свои потаенные двери, сокрытые от непосвященных. Она щедро делится с вами настоящими знаниями, так как знает, что они будут использованы во благо других, во благо самой жизни. Пришло время творить осознанно.

Проявления духовности в повседневной жизни

Есть только одно важное для всех дело в жизни — улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи и только от этого дела человеку всегда бывает радостно.

Лев Николаевич Толстой

Духовность – сложное понятие. Дух (лат. spiritus, буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) – в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию. Понятие «духовность» всегда имело в философии важное значение, и играет выдающуюся роль в ключевых проблемах: человек, его место и предназначение в мире, смысл его бытия, культура, общественная жизнь.

Духовность является специфической особенностью человека. Она проявляется у всех людей в виде общечеловеческой исходной потребности в ориентации на высшие ценности. До сих пор не решен вопрос: имеет ли духовность божественное происхождение или является следствием социально-исторического бытия человека. Однако ни у кого не вызывает сомнений, что духовность является чисто человеческим феноменом.

Сейчас много говорят о духовности. Иногда под духовностью понимается совокупность положительных, нравственных качеств личности, иногда духовным называют человека верующего, который ходит в церковь, стремится соблюдать Божественные заповеди в своей жизни, часто это понятие употребляется слишком абстрактно с целью оградить себя от нежелательной критики, и в результате оно превращается в модное слово, за которым нет реальности.

Человек, взрослея, все чаще задумывается о жизненном пути, стремится относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Этот процесс один из философов назвал «человеческим самостроительством» . Объект тaкoгo строительства — духовный мир человека.

Духовный мир человека.

ДУХОВНОСТЬ — высшие стороны внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Духовность основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности. Потеря духовности равнозначна потере человечности. Длительный кризис духовности у отдельной личности ведет к ее деградации. Духовность несовместима с черствостью, эгоизмом, ориентацией на материальные выгоды. Духовность может быть осознанной, осмысленной как проявление интеллигентности. Может быть частично неосознанна — о таком человеке говорят: сердечный, добрый, искренний от природы. Общество, система образования должны заботиться о наращивании духовного потенциала каждого, приобщении к достижению материальной и духовной культуры

Существенное влияние на духовный настрой индивида оказывает конкретная микросреда, которая его окружает: условия семьи и быта, круг общения, общий микроклимат ближайшего окружения.

Более существенное воздействие на духовный мир индивида оказывает его социальный статус в общей структуре общественных отношений. Кто он? – рабочий госпредприятия или частный предприниматель, госслужащий или работник коммерческого банка, связан с сельским хозяйством, но как? – можно просто работать у фермера или быть самому фермером и т.п. Постовой на улице, вахтер на проходной режимного предприятия, даже студент – все это суть примеры социального статуса.

Духовность, вызываемая социальным статусом личности, играет крайне важную роль в жизни индивида: доволен он своим положением или нет, в состоянии он обеспечить материальное благосостояние семьи или нет, устойчиво ли положение его предприятия в общей структуре рыночной экономики или нет, – эти стороны социального статуса крайне важны для индивида. Кроме этой природно-социальной «конкретики» каждому индивиду далеко не безразличны события, происходящие в обществе и даже во всем мире. Например, теракт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, унесший жизни тысяч невинных людей, отозвался болью в душах миллионов людей во всем мире,

Серьезным элементом духовности индивида является степень его приобщения к научным знаниям, достижениям мировой и отечественной культуры.

· Духовность – это умение и готовность нести поступать так, чтобы количество добра в окружающем мире увеличивалось.

· Духовность — это свободный ум и способность воспринимать трудности и неудачи, как тренажер духовного развития.

· Духовность – это тонкое умение сострадать и приходить на помощь.

· Духовность – это образованность, нравственная чистота и цельность мировоззрения.

· Духовность – это отсутствие корыстности в мыслях, словах и поступках человека.

Проявления духовности в повседневной жизни

· Религия. Религию оправданно называют «духовной пищей» — в вере развивается и проявляется духовность.

· Волонтерство, благотворительность. Одно из проявлений духовности – это бескорыстная помощь нуждающимся, искреннее желание облегчить их страдания.

· Семейные отношения. Хороший семьянин и заботливый родитель обладает духовностью.

· Образование, наука. Образованный человек с утонченным, развитым интеллектом – обладает духовностью.

· Уважение к закону. Законопослушность, почтение к морально-этическим нормам, принятым в обществе – одна из составляющих духовности.

Искусство. Произведения искусства несут в себе заряд духовности, заложенный авторами.

Преимущества духовности

· Духовность даёт любовь – к людям и жизни.

· Духовность даёт возможность – понять и прочувствовать красоту окружающего мира.

· Духовность даёт веру – в высшую справедливость.

· Духовность даёт смирение – перед непреодолимым.

· Духовность даёт силы – для совершенствования себя и окружающего мира.

· Духовность даёт освобождение – от оков низменности, грубости и злобы.

·

Что значит быть духовно развитым человеком

Тот, кто посвящает себя чему-либо, идущему во благо его жизни, непременно развивается и совершенствуется в этом.

Если мы хотим духовно развиваться, нам необходимо уяснить три золотых правила:

  • цени свою жизнь как великий дар;
  • не посягай на жизнь чужую, равно как и на чужой опыт;
  • будь благодарным.

Через них наши три учителя созданием определенных жизненных обстоятельств учат нас, ведя по пути личностного и духовного роста. Развитие как раз и заключается в том, чтобы, следуя этим указаниям, прийти к своей изначальной духовной природе.

Человек может стать личностью, а может и не стать. Способна ли личность идти путем духовного роста или ей вполне хватит состояния социальной реализации в осознании того, чего же из материальных благ и волевых качеств ей еще не хватает?

Общество — лучшая площадка для проверки человека на степень его духовности.

В нем есть место всем:

  • нравственно-ущербным и сбившимся с пути;
  • продвигающимся в развитии и деградирующим;
  • просто живущим и социально-реализованным;
  • начинающим первыми шагами затяжное восхождение к вершинам духа и духовно-просветленным.

Однако, на какой бы из ступеней социального или духовного развития ты не был, жизнь тебя всегда будет подталкивать к развитию — зачастую трудностями и проблемами. Она будет отзеркаливать людьми, их отношением к тебе, а также покажет то, что самому разглядеть в себе совсем непросто — степень своего эгоизма.

Усердная работа над собой как раз и наиболее ценна тем, что, взяв под контроль свой эгоизм, обуздав зверя в себе с его страстями и воинственностью, вы начинаете быстрее развиваться в духовном направлении.

Совершенствоваться духовно — это значит быть внимательным к миру, внимая тому, что он хочет тебе сказать: будь то поступки людей, их отношение к тебе, другие явления и события. Однако это не только твоя наблюдательность, но и твое отношение, проявленное в действии.

Быть духовно развитым — это значит работать над качествами характера, которые соответствуют вышерассмотренным признакам. Это также и способность удерживаться на вновь открытой в себе ступени развития, став мудрым исследователем нового неизведанного тобой океана.

У человека имеются семь основных энергетических центров, семь внутренних океанов энергий, расположенных снизу вверх — от копчика до макушки. Каждый из них отвечает за жизнедеятельность определенных органов, систем организма, работу тонких механизмов сознания и подсознания.

Исследуя эти центры, обращаясь к определенным практикам, совершенствуясь в этом, мы двигаемся тропой познания не только себя, но и чего-то большего в себе. Постепенно мы начинаем понимать, что нет предела совершенствованию, что у него есть начало, но не имеется конца. Следовательно, быть развитым в этом направлении — значит непрерывно улучшать себя, ориентируясь на внутреннюю гармонию.

«Образцы» – примеры духовной жизни

Имея много доброго, святого, глинские иноки особенно выделялись теми сторонами подвига, которыми, по преимуществу, славились насельники святых обителей. Это: смирение, целомудрие, нестяжание, послушание, труд.

Смирение

в той или иной мере свойственно всем подвижникам. Если его нет, то нет и подвига, а значит – и самого подвижника.

Патерик свидетельствует, что «отличительной чертой отца Иова» (†1946) и было именно смирение – он, получивший дар слез и пользовавшийся большим духовным авторитетом, «искренне до самой кончины считал себя хуже всех и ниже всех… и всегда просил у Господа даровать ему покаяние» (597).

Иеродиакон Серапион (†1859) по своему глубокому смирению считал себя недостойным даже монашества, а тем более – священного сана. Но, приняв из послушания сан иеродиакона, решительно отказался по той же причине от иеромонашества. «Необыкновенно кроткий, тихий, как Ангел Божий, отец Серапион с принятием иеродиаконства ещё более стал ревновать об угождении Богу» (176).

Архимандрит Макарий (†1847), известный основатель Алтайской Духовной Миссии, сознавал свои немощи и спрашивал себя: «Не нужно ли основательнее воспитать самого себя, прежде чем приносить духовную пользу другому?» – Не принесёт пользы изучение наук, если душа не знает «доброй и богоугодной жизни» (149).

К глинским подвижникам можно применить изречение преподобного Марка Подвижника: «Видел я простецов, делом смирившихся, и стали они мудрее мудрецов» (465).

Характерно для подвижников и целомудрие.

Упоминавшийся выше иеродиакон Серапион, имевший глубокое смирение, строго оберегал своё девство, которое и «сохранил до смерти» (176). А об иеромонахе Евграфе (†1848), наряду с другими подвижниками, сказано: «Во всём строгое воздержание, постоянный пост, малопитание, жесткое ложе и тому подобное, служили им к умерщвлению в себе греховного человека с его страстьми и похотьми и к постоянному держанию себя на высоте великим подвигом достигнутых добродетелей» (161).

Один из важнейших обетов инока – нестяжание. Нарушение этого обета равно отрицанию самого монашества. Потому в Глинском патерике говорится и о сем.

О монахе Димитрии (†1891) Патерик свидетельствует, что сей инок явил пример «иноческого нестяжания» – не имел даже запасной пары белья – «когда стирал своё белье, то оставался в одном подряснике» (403).

Монах Александр (†1869) за свою бескорыстность, за безразличие ко всем материальным благам получил даже название Нестяжатель. «В келлии отец Александр продолжал быть внимательным к себе: любил читать книги, говорил всё Божественное, о телесном ни слова, точно Ангел во плоти. Так говорил про него один почтенный глинский старец, лично его знавший» (315).

А иеромонах Паисий (†1641) именуется в Патерике «духовным старцем», «неукоризненной жизни и бескорыстного служения» (143).

Весьма важно в иноческом житии послушание и потому «главнейшим предметом забот» схиигумена Антония (†1946) «было водворение» этой добродетели среди братии (594). Старец учил, «что жизнь инока должна протекать в молитве церковной и келейной, безусловном послушании и посте, нестяжании и девстве. Сам он во всём подавал пример своей подлинно аскетической жизнью» (593).

Не последнее место в иноческом служении отводится и трудолюбию

.

Монах Феодот (†1859) хорошо знал, что злая сила особенно успешно действует на человека, «когда он находится в праздности и бездействии» и потому сам «постоянно пребывал в трудах и молитвенных подвигах» (181).

Апостол Алтая архимандрит Макарий (†1847) «с полным самопожертвованием провёл 14 лет (1830–1844) в великих трудах апостольского служения, как светильник сиял словами истины, примером строгого благочестия, чистоты, многообразными делами милосердия, мудростью духовной, истинной любовью к ближним и к погибающим… и прочими добродетелями» (153).

Итог всему сказанному о примерах духовной жизни можно подвести словами настоятеля Глинской пустыни игумена Ювеналия (впоследствии архиепископ, †1904), обращенными к настоятелю другой, не менее известной, Оптиной пустыни: «Братии у нас довольно, 163 человека и много из них весьма способных, все, по милости Божией, в подвиге духовном, есть очень преуспевшие» (215).

Поистине, житие глинских иноков было непрерывным служением Богу, или, как говорит великий учитель Востока и Запада преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, «непрерывным постоянством молитвы» (Преподоб. Иоанн Кассиан. Писания… Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 323). Они прежде всего искали Царства Божия и правды его. И им – этим дивным мужам открывались «великие и страшные тайны» небесного мира (191).

К этим земным ангелам и небесным человекам потянулись тысячи внимательных ко спасению, их уважали, почитали, просили их святых молитв и духовных советов. Их любили при жизни и помнили после кончины, стараясь подражать им.

***

Перелистывая страницу за страницей Глинский патерик и знакомясь с подвигами великих мужей, невольно сопоставляешь их жития с нашей суетой и видишь разительное несходство. Но эта разница не должна приводить к выводу, что для человека нашего времени невозможно исполнить то, что для тружеников святой пустыни было почти обычным. Должно помнить, что и они были поначалу такими же людьми, как и мы, а если стали иными, то потому, что помнили о земном призвании человека и со всем усердием старались исполнить всё, повеленное ему (Лк. 17:10). Господь же, видя их труды, послал им Свое благословение и необходимую благодатную помощь. Если эта мысль глубоко войдёт в наше сознание, она непременно снимет с нас страх о нашей отдалённости от жизни святых и подвигнет нас смело идти вслед за ними, тем более что путь указан и проторен. А великие подвижники, взирая с Неба на нашу ревность, и порадуются за нас, и станут перед Престолом Божиим на молитву, чтобы нам поспешествовать.

«И в наши дни Бог воздвигает

Добра подвижников средь нас,

Чрез коих нам напоминает,

Что светоч веры не угас» (433).

Духовное развитие личности

Человек, сумевший стать личностью, не застрахован от того, чтобы благодаря силе воли и способности «переступать через черту», выбрать путь разрушителя, а не созидателя.

Даже если человек является личностью, сила воли его очень велика, позволяя ему реализовывать масштабные деловые проекты с баснословной прибылью, но его эгоизм задвигает в дальний угол его разум, зачистив территорию для деятельности сильного ума, этот человек пока еще крепко духовно спит. И возможно, он сломает не одну чью-то жизнь, прежде чем закон воздаяния и справедливости постучит в его загрязненное окошко души тяжелейшими испытаниями, подталкивая сильную личность к началу духовного поиска, и не важно — мужчина это или женщина.

Постараемся ответить, в чем же заключается духовное развитие личности .

Для чего личности это нужно

Прежде всего для того, чтобы эволюционировать и двигаться дальше. Даже если человек обладает незаурядными волевыми качествами, сумел сделать головокружительную карьеру, но не очень-то считается с окружающим его миром, зачастую способствуя разрушению жизни не только в себе, но и вне себя, возможно, что он даже не стоит при дверях своего внутреннего храма. По правде говоря — и храма-то пока нет, возможно, даже фундамент отсутствует. И пусть он жертвует какому-либо приходу, но в голове его — корысть с умыслом поиметь от вложения солидные дивиденды, — такого «верующего» трудно причислить даже к числу духовно-ориентированных.

Путь созидания и глубинной осознанности начинается с первого шага. Внутренние учителя могут дать человеку пройти вначале дорогу страстей и соблазнов, попуская его кривым поступкам, может быть, даже масштабным ошибкам, а порой — и преступлениям. Ведь иногда человеку, чтобы осознать уровень своего духовного падения, нужно очень глубоко покаяться.

И порой именно с покаяния начинается постепенный духовный подъем для того, кто сумел стать личностью, но не освоил пока что даже азов духовной жизни.

В нашем материально-ориентированном мире действуют определенные шаблоны достижения личностного роста, ориентированные отнюдь не на духовные ценности. И тем более ценно для духовного становления личности следовать истинным непреходящим ориентирам. Ибо лишь благодаря им, человек сможет отвязаться от балласта, тянущего ко дну порочными привязками, разрушающими привычками, навязчивыми идеями и прочим грузом избыточной материальности.

С чего же начать

Начать нужно с переосмысления своей жизни, принятия того, что мы — не только тело.

Необходимо признать, что кроме нашего материального существа в нас живет душевный человек , который, возможно, сможет стать сущностью духовного порядка.

Нужно не бояться делать шаг вперед — навстречу непознанному и пока еще вами не открытому дальнему берегу. Когда начинают в вашей жизни дуть ветры перемен — будьте готовы к началу испытаний, ведь именно с них начнется ваше настоящее развитие.

Введение

Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития.

В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ — духовность. Человек, его дух и его культура — венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен…

Таким образом, актуальность темы сомнений не вызывает.

Цель данного а: всестороннее изучение и характеристика духовного мира личности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы ____ страниц.

Как развиваться духовно

Личностный рост человека, равно как и рост духовный, происходит не сам по себе. В них надо вкладывать силы, средства и душу. Что это может означать и как развиваться в направлении этого самого роста? Обычно для людей более-менее понятно, когда говорят о духовном формировании личности, связанном с религией либо каким-то другим околорелигиозным направлением. Понятно даже, когда говорят о духовности в философии , ведь философия как раз и занимается изучением законов развития жизни в разных формах ее проявления: природы, общества, осмысления бытия. Невзирая на немного как бы размытое понятие, можно найти ее определение, и не одно. Но вот с чего начинать это самое развитие?

У каждого свое представление о жизни, различен и путь следования по ней, и все же, есть некие общие способы, благодаря которым человек движется стезей духовного роста. Можно выделить следующие.

Поиск смыслов через книги

Рано или поздно человек задается вопросами смыслов: зачем я здесь, какая цель моего пребывания, почему я делаю то, что мне не нравится? Он ищет умные книги, по крупицам собирает в них мудрость. Для кого-то это — опыты первого контакта с неизведанным, кто-то в этом находит для себя временное забвение, отстранение от суетных мыслей и чередующихся повседневных проблем. Но с этого момента Провидение уже начинает работать с ищущим, подбрасывая ему цепляющую литературу и вводя в его сознание необычные мысли.

Самопознание

Человек продолжает быть движим интересом — а кто же он есть?

Но, даже изучив основы анатомии и физиологии, прочитав массу духовной и прочей литературы, интересующийся не находит ответы на волнующие его вопросы:

  • что есть мысль;
  • откуда она приходит;
  • где зарождаются эмоции;
  • что скрывают неактивированные 95-97 % головного мозга;
  • как прийти к Богу — желательно побыстрей.

Погружаясь в себя, он все более начинает понимать, что ответы на волнующие его вопросы можно находить не только в учебниках и Интернете. Его активность переходит в область внутреннего поиска. Он уже читал о некоторых духовных практиках и психотехниках, иногда даже кое-что попробовал. Но не было глубины. Пришло время для более глубоких погружений.

Благотворительность

Когда у человека достаточно жизненных сил для движения по лестнице духовного восхождения, когда им накоплен немалый потенциал внутренних сил, и он чувствует, что в состоянии ими поделиться с другими без потери для себя, — происходит новый качественный скачок в его развитии. Этому способствует то, что называется благотворительностью — творением блага для других без корыстного умысла.

Молитвы и медитации

Человек стремится к встрече с непознанным в глубине своей сущности, чтобы лучше себя понять. Прибегнуть к молитве — это значит постараться наладить связь между собой и той силой, которая в своей безусловной к вам любви создает для вас необходимые мотивы, приближая момент вашей осознанной встречи.

Медитация помогает человеку, осваивающему технику духовного подъема, расширить диапазон воспринимаемой им реальности и границ его сознания, сконцентрироваться на чем-то важном, прикоснуться к ощущению вездесущности и многомерности, пережить измененные состояния сознания. Человек начинает чувствовать, что вселенские океаны энергий внутри несравненны относительно того, что он воспринимает обычным зрением снаружи.

Выбор окружения

Духовная эволюция человека, проходя этапы градации его личности, приводит к значимым изменениям не только у него внутри, но и снаружи. Человек меняется внешне. Его глаза могут начать излучать свет радости. Находящиеся возле такого человека начинают чувствовать прилив свежести, приток беспричинной радости.

Окружение человека тоже может заметно измениться, ведь он сам благоволит к общению с теми, кто разделяет его стремление к духовному. И постепенно духовно развивающийся выбирает окружение, которое способствует поддержанию того состояния, в котором протекают его духовные процессы.

Просто жить, улыбаться и благодарить

То, о чем мы говорим, — это не только произношение священных имен Бога, обращение к нему, старание понять его, придерживаясь прописных духовных истин, которые в каждом духовном течении прописаны по-своему, но говорят обычно об одном. Уровень духовного формирования можно определить и по тому, как человек относится к простым каждодневным обязанностям, в каком состоянии он их исполняет. Иными словами – может ли человек просто жить и радоваться жизни.

Постарайтесь чаще улыбаться, благодаря Бога за величайшее чудо жизни, которым он вас одарил.

В этом видео — еще один взгляд на то, с чего же начинать.

Развитие духовности личности

Развитие духовности личности предполагает взращивание в себе качеств, которые будут соответствовать моральным и нравственным устоям. Человек должен обладать определенными высокодуховными качествами, чтобы быть совершенным.

О саморазвитии говорится многое. Это хорошее стремление любого человека, поскольку данный процесс чаще всего воспринимается как некое забавное действие с положительными последствиями. Но, несмотря на такое слегка преувеличенное представление о саморазвитии, все же оно способствует личностному росту человека, если тот соблюдает все правила своего становления. Действительно, саморазвитие способствует росту в душевном, психологическом и эмоциональном плане, что со временем имеет отображение в физическом и материальном мире. И кто же откажется от такого процесса, который повлечет за собой приятные изменения в жизни? Но почему-то не все саморазвиваются: одни боятся, другие топчутся на месте, третьи начинают, но не достигают конечного результата. Что мешает саморазвитию в таких случаях?

Существует три основных фактора, которые заставляют человека оставаться на месте, несмотря на желание расти:

1 – Ложное представление о саморазвитии.

Как уже писалось выше, многие люди представляют данный процесс как нечто увлекательное и забавное. И это действительно интересное занятие, поскольку открывает перед человеком множество новых возможностей и пространства для действий, о которых он ранее не знал или не мечтал. Но вместе с тем большинство из начинающих застревают буквально на первых этапах своего преображения. Почему? Потому что вначале это довольно сложный и неприятный процесс, требующий от человека ломаться, претерпевать кризис, бороться с самим собой. Именно разрушение привычных действий и мыслей приводит к «ломке», которую не каждый может перенести. А этот этап обязателен для того, чтобы расчистить место для новой привычки, новой идеи или действия. Прежде чем построить, нужно разрушить! И не все люди могут выстоять перед соблазном остановиться и вернуться обратно к привычному, комфортному и теплому, не всегда эффективному, но зато довольно знакомому.

2 – Меняетесь вы, но не мир вокруг вас.

Многие люди ждут необычных результатов по окончанию своего саморазвития: они надеются на то, что не только они, но и окружающие люди начнут меняться. Действительно, есть некая система, которая приводит в движение изменения в людях (особенно внутри семьи между мужем, женой и детьми), когда меняется один, меняются и все остальные. Однако этот процесс может происходить не одновременно и не постепенно, а с задержкой во времени. Поэтому если человек занимается саморазвитием в надежде на то, что сразу же начнут меняться и близкие ему люди, то он сталкивается с такой реальностью, где никто не меняется, даже он сам. Ведь как можно саморазвиваться не ради себя, а ради изменений других людей? Это уже чистой воды манипуляция, и в данном случае ни о каком развитии не может идти речи. Поэтому меняться нужно, потому что вы хотите что-то изменить в себе, а не в ожидании изменений окружающего мира.

3 – Обида на виноватых.

Саморазвитие не может происходить и в тех случаях, когда в сложившейся ситуации вы ищете виноватых. Если в своих бедах и неудачах, которые и вынуждают вас меняться, вы вините других людей, тогда никакого развития не может происходить. Почему? Если вы вините других, а значит, и обижаетесь, то снимаете с себя ответственность за происходящее. Вы подсознательно считаете себя невиноватыми, тогда зачем вам что-то менять? А если у вас нет четко обозначенных факторов, которые говорят вам, в чем вы ошибаетесь, тогда никакого саморазвития не произойдет. Пока вы не виноваты, вам и меняться не нужно, поскольку не берете на себя ответственность за происходящее!

Очевидно, что саморазвитие может не только приносить пользу, но и разочаровывать тех людей, которые не достигли тех результатов, которые они возлагали на этот процесс. И чья здесь вина? Конечно же, самого человека, который изначально выбрал не тот путь своего становления. А всем понятно, что неверный путь приведет только к неверному результату. Поэтому саморазвитие важно для любого человека, но прежде чем начать свой путь, необходимо правильно его обозначить.

перейти наверх

Этапы духовного развития

Духовно развивающийся человек проходит несколько этапов в своем развитии.

Основные из них:

  1. Спящий режим.
  2. Духовное пробуждение.
  3. Осознанное творение.

Спящий режим

Все с чего-то начинается. Мы делаем первые духовные потуги, когда начинаем это делать более или менее осознанно, но пока только в режиме духовного сна. Чем же характерен этот «спящий режим»? Давайте разберем, смоделировав гипотетическую ситуацию.

У нас в жизни вроде бы все налажено: дом со всеми удобствами, хорошая машина, дача в живописном месте, неплохая работа, которая не очень нравится, но здесь платят лучше, чем в других подобных учреждениях. Семья тоже ничего: хорошенькая жена, двое детей дошкольного возраста. И вроде бы, – чего горевать, живи да радуйся. А счастья нет. Вы, следуя совету мамы, даже пару раз сходили в церковь, постарались, как смогли обратиться к Богу. Тщетно! Вы начинаете обвинять судьбу, что она вас чем-то обделила. Неплохая работа начинает доставать наездами шефа, который еще вчера смотрел сквозь вас, как через стекло в межкомнатной двери. С женой что-то произошло, ее как будто подменили, упреки сыпятся, как из рога изобилия, дети стали чаще болеть. Жизнь явно чего-то от вас хочет, но чего?

Это значит — вы подошли к черте, и чтобы ее переступить, вам нужно как-то измениться. Необходимо начать пересмотр своей жизни, отношения к ней, определить, что в этом суетливом потоке является приоритетом. Вы пока еще спите, но уже с этого момента сделали первый шаг по пути духовного развития.

Этот мудрый организм нашего материального мироздания устроен так, что когда какая-то система приходит в равновесие, появляется сила, которая стремиться вывести из этого состояния, тем самым подталкивая ее к своему дальнейшему развитию.

Это же самое произошло и с вами. Жизнь, используя людей из вашего окружения, раскачивает вас, погрязшего в рутине повседневности, для дальнейшего духовного роста. Вы, пересматривая свое отношение к жизни, вдруг понимаете, что нужно и можно жить по-другому, встречая каждый день улыбкой, радуясь тому, что жизнь вас непомерно одарила, ведь рядом столько примеров искалеченных, несчастных судеб. А еще — вы начинаете принимать людей такими, какими они есть.

Это первая ступень, преодолев которую, вы выйдете на новый уровень осознанности, временно приведя в равновесие расшатанную систему.

С добрым утром (духовное пробуждение)

И так — шаг за шагом, ступень за ступенью осуществляется подъем по лестнице духовного восхождения. На каждой из новых ступеней вам придется открыть в себе нечто новое и необычное для вас вчерашних, ибо начнете чаще обращаться внутрь себя — к своей душе, к своему Духу.

Вы будете двигаться под неусыпным водительством ваших учителей и приставленных свыше помощников. В этом движении вверх внутри постепенно будет просыпаться чувствование — какие способы для вас более приемлемы в познании неизъяснимого и изначального, познании самого себя, а через душу и Дух — Бога в себе. Как-то сама по себе расширится ваша человечность до размеров семьи, улицы, жилого массива, а может и далее. Мир станет восприниматься таким, каким он существует, и вы не будете иметь к миру претензий, начав вдруг не только понимать слово «смирение», но и ощущать его всем сердцем. Из сердца уйдет война во всех формах ее проявления, уступая место любви.

Но нужно помнить, что каждый шаг – это серьезная работа над собой, своим эгоизмом. Придется приложить усилия, но поверьте – они окупятся с лихвой, пополняя копилку нетленных духовных богатств.

Стремление к самопознанию – это прямой путь к духовному пробуждению. Работа Духа в этом состоянии меняет шкалу ценностей человека.

Осознанное творение

Итак, вы пришли к себе, произошло ваше духовное пробуждение. Теперь вы осознанно становитесь на служение жизни и Тому, Кто послал вас в этот мир, предоставив возможность сделать свой главный выбор, приблизившись к нетленному. Дверь открыта. Вы можете войти в миры вселенской гармонии.

Продолжая жить в этом мире, но перейдя на новый духовный уровень, духовно преобразившийся человек приступает к осознанному творению, продолжая обучаться мудрости, открыв в своем сердце источник безусловной любви, изливая эту любовь на других, способствуя их духовному росту.

Осознанное творение заключается в том, что пробужденный Духом человек, видя причины явлений этого мира, которые он открывает, соприкасаясь с их следствиями, может своим творчеством привнести в мир нечто удивительное. Это может быть тем великим даром, который поспособствует духовному скачку группы людей или даже человечества, оказав благостное влияние на жизнь всей планеты. Может быть, благодаря его великому творчеству, постепенно сменятся приоритеты, ведущие к закату цивилизации, на новые, созидательные, просветленные светом его безусловной любви к этому миру. И люди начнут постепенно ценить то, что воистину нетленно.

Критерии духовного богатства

Разберемся, что значит быть духовно богатым человеком. Даже слово богатый дает понять, что воистину богат тот, в ком много Бога. Что же можно отнести к настоящим духовным богатствам, некоторые из которых останутся с человеком даже после его физической смерти?

Это:

  • человечность;
  • образованность;
  • история рода и Родины;
  • вера;
  • осознанность;
  • безусловная любовь;
  • внутреннее спокойствие.

Ч еловечность

Выражается в гуманном отношении к живым существам. Человеческий гуманизм часто выступает спасательным кругом, когда общественное мнение заходит в тупик. Продолжать войну до победного конца или остановиться, спасая этим тысячи жизней. Пусть даже при этом чем-то поступившись, взяв под контроль свои амбиции.

Образование и образованность

По-настоящему образованный человек уже имеет в себе необходимые качества для духовного развития: трудолюбие, ответственность за свои поступки, широкий кругозор, который поможет ему не стать рабом, но и не быть рабовладельцем. И, конечно же, стремление к созиданию путем постоянного совершенствования себя как личности и обретения истинных знаний, укрепляющих и улучшающих не только его жизнь.

История рода и Родины

Не только желание разобраться в самом себе, но и осознание себя как части чего-то большего: рода, народа, человечества. Бережное отношение к наследию предков, истории своего рода и Родины в целом. Понимание того, что мы связаны с нашими предками длинной цепью преемственности, и что устранить ошибки прошлого можно не осуждением тех, кто их допускал, а неповторением этих ошибок в настоящем и предотвращением их в будущем.

Вера

Не путать с религиозностью. Вера — это не набор ритуальных техник и методик, это истинное знание, живущее в сердце каждого. Знание о том, что есть нечто большее, чем сам этот мир, — всемудрое, вселюбящее, способное вместить в себя всех и каждого, утешить и обогреть в годину серьезных испытаний, наставить на добро. И не важно – какую церковь посещает человек, какую исповедует философию, каким мировоззрением руководствуется.

Главное, что он знает: к этой силе можно обратиться. Она выведет и подскажет, по деяниям одарит и верный путь укажет. И здесь главное — не в вере человека, а в его доверии этой могущественной силе. Доверие же возникает из знаний, личного опыта взаимодействия с этой силой, проверенного временем.

Осознанность

Осознание всех своих действий и поступков, постоянное наблюдение за собой: поведением, эмоциями, реакцией на внешние раздражители, сравнение себя вчерашних с теми, кем мы являемся сегодня. Глубокое понимание того, что мы — существа духовного порядка, стремление к своему внутреннему улучшению.

Безусловная любовь

Любовь, которая ничего не требует в ответ, любовь не берущая, а дарящая. Не привязанность, не влюбленность, а большая бескорыстная любовь. На ней замешан этот мир могущественными светлыми силами, она проникает к нам в окно солнечными лучами, которыми Солнце абсолютно бескорыстно обогревает нас.

Внутреннее спокойствие

Это выражается во внутреннем равновесии или сбалансированности всех своих внутренних противоположностей. Человек состоит из комплекса взаимнопротивоположных энергий (злость — доброта, щедрость — скупость, трудолюбие — леность). Если в нашей жизни мы хоть в чем-то приблизимся к своему внутреннему балансу, эти достижения, пусть весьма скромные, мы унесем в неизведанное.

Наверное, теперь нам стало понятнее, что является истинным обогащением.

Проблема духовности

У духовности есть множество проблем, которые приводят к тому, что современный человек не становится настолько развитым, как того хотелось бы.

  1. Первой проблемой духовности является отсутствие четкого понимания людьми, что это такое. Элементарными примерами становятся верующие люди, которые в большинстве своем являются очень жестокими и агрессивными по отношению к тем, кто не принадлежит к их религии, по сравнению с обычными представителями. Отсутствие четкого и разумного понимания того, что такое духовность, приводит к тому, что люди просто считают себя правыми и судьями окружающих только по факту их принадлежности к какой-то религии.
  2. Второй проблемой духовности является отсутствие нравственного понимания жизни и наличия ценностей. Если человек не понимает, какими ценностями он должен обладать, чтобы стать высокодуховным, тогда и развивать он в себе их не будет. Современный мир прогрессирует на технологическом уровне. Однако духовность не успевает становиться в умах людей. Поэтому многие люди затачиваются на успех и на желание обладать материальными вещами, забывая о своей духовной составляющей.

Духовность – это зачастую определенная религия, которая имеет жесткие рамки, условия и ограничения для тех, кто в нее начинает входить. Остальные люди кажутся противниками и врагами. Уже такая позиция делает людей недуховными, неразвитыми.

перейти наверх

И что в итоге

Что же может произойти с нами, если мы будем усердны в освоении уроков трех наших учителей, будем развивать себя всесторонне?

Это должно привести нас к следующим результатам:

  • укрепление здоровья;
  • личностный рост;
  • счастье;
  • появление смысла жизни;
  • примирение;
  • самореализация.

Укрепление здоровья

Естественно, что мы обретем крепкое здоровье, научившись приводить себя в великолепное физическое состояние, благодаря практикам и упражнениям, которые нам подскажет учитель-тело. Он нам поможет научиться получать удовольствие от своего тела без какого-либо для него ущерба.

Личностный рост

Второй учитель откроет нам настоящее богатство души , истинные бриллианты внутреннего мира, научит нас более тонко чувствовать себя и свое окружение. Через некоторое время мы вдруг заметим в себе явные перемены, благодаря которым произошел и наш личностный рост.

Мы, образно говоря, стали на голову выше себя прежних. Об этом мы узнаем из зеркала. Им является наше ближнее окружение. Откроется и то, что эти перемены в себе важны не только для нас, но и для наших ближних, ведь их жизнь тоже стала лучше. Это может означать то, что уроки мы усваиваем.

Счастье

Когда же мы, наконец, научимся понимать нашего третьего учителя, каждодневно обращаясь к нему — молитвой или просто словом, ощутив явно обратную связь, мы познаем, что в этом мире всегда есть место для счастья. Мы глубоко осознаем, что оно может быть настоящим, не зависящим от материального обогащения: толщины кошелька и марки авто, наличия недвижимости и связей в правительстве. Что оно также не зависит ни от нашего социального положения, ни от идейной предрасположенности. Ведь по-настоящему — оно является тонким духовным состоянием присутствия внутреннего света.

Смысл жизни

Наша жизнь откроется нам иными удивительными смыслами, а наше слово станет воистину живым. В жизни появится глубокое понимание ее сути для нас, возможно даже — нам откроется наша духовная программа земного пути.

Примирение

Наше сердце станет открытым навстречу миру, в нем не будет места войне и агрессивности, ненависти и злобе в любых формах. Мы принимаем его таковым, каков он есть и находим при нем свое настоящее местоположение, иными словами: «при-миряемся».

Самореализация

Теперь мы понимаем, на что мы воистину способны. Нам открывается наиболее рациональное и грамотное приложение наших физических и духовных сил. Наша самореализация — итог кропотливой усердной работы над самим собой. Мы реализуемся не столько во имя себя, сколько для чего-то большего и радостного для всех.

Добросовестный ученик школы жизни сможет обрести свое внутреннее равновесие, не выделяя ни одну из своих глубинных природ, найдя примирение со всем и смирение во всем. Ему откроются новые пути творения и сотворчества с теми, кто идет рядом, наполняя пространство единым ритмом радости, доставляя радость Тому, Кто взирает на созданный им мир из неизведанного, а так же из каждого пробужденного сердца.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: