Почему дети беспокоятся
Тревожность может наблюдаться и у детей дошкольного возраста
Тревожность – повышенная склонность опасаться и беспокоиться – бывает ситуативной и постоянной. Если в первом случае тревожность оправдана, так как помогает избежать какой-либо опасной ситуации, то тревожность, которая сопровождает человека часто и беспричинно превращается уже в проблему.
Тревожность может наблюдаться и у детей дошкольного возраста.
Ребёнок с повышенной тревожностью отличается:
- постоянной подавленностью
- насторожённостью
- сложностью в установлении контактов
- враждебным восприятием к миру
- мрачным взглядом на окружающее
- заниженной самооценкой.
Повышенный уровень тревожности у маленьких детей может возникнуть вследствие:
- Наследственных особенностей нервной системы и характера.
- Родовых травм, инфекций и других заболеваний, перенесённых в раннем возрасте.
- Болезней, перенесённых матерью во время беременности.
- Поражений нервной системы плода и ребёнка до, во время и после родов.
- Внешних обстоятельств (гиперопеки, отторжения родителей и пр.).
Среди причин повышенной тревожности у детей дошкольного возраста можно выделить:
- Бесконтрольный просмотр ТВ. По утверждению психологов и психотерапевтов, маленькие дети чаще всего боятся какого-нибудь пугающего персонажа из мультфильма.
- Сильный испуг (встреча с животным, нападение злодея, происшествие на воде, пожар или наводнение, военные действия и т. п.). Пережив такое, дошкольники могут вести себя неадекватно.
- Неблагоприятная атмосфера в семье (ссоры, крики, конфликты и пр.). У детей из таких семей могут возникать психосоматические симптомы (учащённое сердцебиение, проблемы с дыханием и пр.), приводящие к разного рода заболеваниям.
«Полезно знать. Напряжённый социально-психологический климат в семье порождает повышенную тревожность ребёнка. Дети, которые чувствуют, что их не любят, вырастают тревожными, беспокойными, неуверенными в себе людьми».
- Недружелюбная атмосфера в ДОУ. Иногда причиной детской тревожности может стать поведение воспитателя в детском саду: угрозы, наказания и т. д. Ребёнок, постоянно слышащий крик, не может нормально развиваться, так как его нервная система находится в напряжении, что и проявляется в эмоциональной неуравновешенности.
- Насмешки сверстников. Малыши чувствуют униженными, если сверстникам удаётся потешаться над ними.
- Тревожное поведение взрослых. Дети берут пример с того, как ведут себя близкие взрослые.
- Слишком высокие требования взрослых, которые малыш не в силах выполнить.
- Авторитарность родителей. Властность родителей порождает страх.
- Разность во взглядах воспитания в семье. Сложно соответствовать, когда один родитель запрещает, а другой разрешает. Тогда возникает беспокойство, что один из родителей не одобрит поведение, какой-либо поступок.
- Ожидание неприятностей. Дети боятся родителей, когда знают, что он них ничего хорошего нельзя ждать (в случаях с пьянством, приступами жестокости, а то и просто плохим настроением взрослых).
Особенности повышенной тревожности у младших и старших дошкольников
Тревожность старших дошкольников может быть связана с погрешностями семейного воспитания и атмосферой дома, а постепенной подготовкой к началу школьного обучения.
Как было уже сказано, тревожность может возникать у различных возрастных групп детей.
У новорождённых этот симптом проявляется в виде повышенного беспокойства, плаксивости, плохого сна и аппетита.
Тревожность детей младшего дошкольного возраста связана с кризисом 3-х лет. Малыш начинает ходить в детский сад, и связи с этим испытывает беспокойство по причине разлуки с матерью и адаптации к новым социальным условиям.
Тревожность старших дошкольников может быть связана с погрешностями семейного воспитания и атмосферой дома, а постепенной подготовкой к началу школьного обучения. Старшие дошкольники не менее младших переживают о том, придут ли их забирать родители и всё ли с ними в порядке. Повышенной тревожностью страдают дети с заниженной самооценкой: их переживания связаны с общением со сверстниками и тем, какие роли они исполняют в группе.
При повышенной тревожности у детей дошкольного возраста могут возникать:
- неврозы
- навязчивые мысли и движения
- фобии.
Высокому уровню ситуативной тревожности могут предшествовать ситуации возможности разлуки с матерью, расставания с родителями, резкого изменения привычной обстановки
Повышенная тревожность у таких детей может проявляться следующим образом:
- В поведенческих реакциях:
- ребёнок может постоянно крутить и теребить что-то в руках (бумагу, одежду, волосы), грызть ногти и карандаши, сосать пальцы
- излишняя скованность и напряжённость
- повышенная суетливость, жестикуляция
- ребёнок может что-то постоянно ронять и терять
- малыш теряется, когда задают вопросы, сбивается и теряется, когда пытается что-то сказать
- плаксивости.
- В физиологических реакциях и симптомах:
- покраснение или, наоборот, побледнение лица
- излишняя потливость
- дрожание рук
- вздрагивание при неожиданных звуках
- учащённое сердцебиение, сложности с дыханием, жалобы на боль в животе и головную боль, позывы к мочеиспусканию
- нарушения сна
- проблемы с аппетитом.
- В переживаниях и чувствах:
- боязнь неудачи
- тягость ожидания
- желание удалиться
- чувства незащищённости
- ощущение неполноценности
- чувство стыда или вины.
«Высокому уровню ситуативной тревожности могут предшествовать ситуации возможности разлуки с матерью, расставания с родителями, резкого изменения привычной обстановки и многое другое».
Причины тревожности у детей
Тревожность у детей вызывается следующими причинами:
- нарушения в отношениях между малышами и взрослыми;
- неправильное воспитание малышей (родители часто желают и требуют от чада того, что ему не под силу: хороших отметок, идеального поведения, проявления лидерства среди детей, победы на соревнованиях).
Завышенные требования родителей к отпрыску зачастую связаны с личной неудовлетворенностью, а также желанием воплотить в своем чаде собственные мечты. Иногда завышенные требования бывают связаны и с другими причинами, например, один из родителей является по жизни лидер и добился материального благополучия или высокого положения, и не желает в своем ребенке видеть «лузера», предъявляя к нему завышенные требования.
Нередко, сами родители имеют повышенную тревожность и своим поведением настраивают малыша на тревожность. Зачастую родители, пытаясь уберечь свое чадо от мнимых или всех реальных угроз, формируют у него чувство беззащитности и неполноценности. Все это не влияет на нормальное развитие малыша и мешает полностью раскрыться, вызывая тревогу и страх даже в простом общении с взрослыми и сверстниками.
Как проводится диагностика?
Диагностировать уровень тревожность у дошкольника можно, обратившись к самой известной методике – тесту Тэммпл-Амен-Дорки. Смысл теста в том, чтобы узнать поведенческие реакции ребёнка на 14 предложенных ситуаций, и изображённых на картинках:
- Игра ребёнка с малышом более младшего возраста. Весёлый он или грустный в это время?
- Ребёнок идёт вместе с мамой, везущей в коляске младенца. Старший ребёнок в это время радостный или нет?
- Один ребёнок проявляет агрессию по отношению к другому – бежит и замахивается на него.
- Ребёнок сам надевает носки и ботинки. Доставляет ли это занятие ему позитивные эмоции?
- Ребёнок играет со старшими детьми. Ему в это время радостно или грустно?
- Родители смотрят телевизор, а ребёнок в это время нужно спать. Радость или печаль?
- Ребёнок умывается самостоятельно. Какое лицо у него во время умывания?
- Ребёнка ругает папа или мама. Какое лицо у ребёнка при этом?
- Папа играет с новорождённым и в это время не обращает внимания на старшего ребёнка. Он в это время весел или грустен?
- Один ребёнок у другого пытается отнять игрушку. Это увлекательная игра или конфликт? Грустно или весело?
- Мама заставляет ребёнка собрать разбросанные по комнате игрушки. Что ребёнок при этом чувствует?
- Сверстники уходят от ребёнка. Это печально или радостно?
- Семейный портрет: ребёнок с родителями. Счастливое ли выражение лица у ребёнка?
- Ребёнок обедает в одиночестве. Он грустный или весёлый?
Ответы ребёнка нужно занести в таблицу, о то, что испытывает ребёнок относительно каждого высказывания — радость или грусть.
Методы диагностики и снятия тревожности и агрессивности у дошкольников
Методы диагностики и снятия тревожности и агрессивности у дошкольников.
(пособие для педагогов и родителей).
Одним из интереснейших методов выявления и снятия агрессии и тревожности у детей является тест «Сказка», составленный знаменитым детским психологом Луизой Дюсс. В предложенных ею сказках есть персонаж, которому приходится делать выбор. С ним ребенок и будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от своего состояния он будет реагировать на ситуацию, изложенную в сказке, спокойно или тревожно, и такое состояние, которое он захочет приписать действию сказки, и будет сохраняться у ребенка. Все сказки заканчиваются вопросом, ответ на который должен дать ребенок.
Цель этого теста заключается в том, чтобы выяснить, не возникнут ли спонтанно эмоции, которые обычно не проявляются в поведении ребенка, но в то же время живут в нем.
Этот тест особенно подходит для проведения в семье, поскольку не требует особых условий тестирования. Тем не менее, следует проявить некоторую изобретательность, необходимую для получения желаемого результата.
Во-первых, ребенок должен почувствовать, что тест – такая же игра, как и все остальные. Для этого надо выбирать удобный момент или сделать так, чтобы ребенок сам попросил рассказать сказку.
Во-вторых, никогда не нужно комментировать ответы ребенка и торопиться, говоря: «Слушай теперь другую сказку».
В-третьих, если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая рассказ, прервите сказку и попробуйте рассказать её в другой раз.
Необходимо обратить внимание также на следующий момент: ребенок, слушая, повторяя и выдумывая рассказы и сказки, дает волю своим чувствам, изливает приличную дозу природной агрессивности. Некоторые рассказы у него вызывают страх, но это страх замешанный на удовольствии и возбуждении. Не совершайте ошибку, не думайте, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, желание эпизодически вспоминать мрачные и будоражащее воображение ситуации – признак хорошего психического здоровья.
Вам, уважаемые родители, следует также помнить, что из теста следует отбирать как положительные, так и отрицательные результаты и пользоваться ими как ориентиром в процессе прямого наблюдения за развитием личности ребенка.
ТЕСТ «СКАЗКА»
Сказка «Птенец».
Цель – выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от обоих вместе.
«В гнездышке на дереве сидят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, и гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?»
Типичные нормальные ответы:
«Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку», «Полетит к маме, потому что испугался», «Полетит к папе, потому что он сильней, «Останется лежать на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь и папа или мама прилетит и заберет его».
Типичные тревожные ответы:
«Не умеет летать, поэтому останется на земле», «Попытается лететь, но не сумеет», «Умрет во время падения (от голода, дождя, холода и т. д.), «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т. д.
Сказка «Страх».
На этот раз речь идет о прямом вопросе, искусно замаскированном и имеющим очевидную познавательную цель.
«Один мальчик себе говорит тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?».
Типичные нормальные ответы:
«Вел себя плохо и теперь боится наказания», «Пропускал занятия в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать, «Боится темноты», «Боится какого-то животного», «Ничего не боится, просто пошутил» т. п.
Типичные тревожные ответы:
«Боится, что его крадут», «Чудовище хочет его украсть и съесть», «Боится оставаться один», «Боится, что какой-нибудь зверь залезет к нему в кровать», «Боится, что придет вор», «Боится, что умрет папа, мама и т. п.»
На все эти ответы вы должны попросить дать ребенка дать более детальное описание и уточнения, используя наводящие вопросы и задавая их спокойным и ободряющим тоном.
Помните, что подобные идеи могут выражать скрытую агрессивность по отношению к родителям, а, следовательно, вызывать у него чувство вины и самобичевание.
Сказка «Новость».
Как и сказка о страхе, этот тест проводится для выявления у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже не подозревать.
«Один мальчик возвращается с прогулки (или из школы, со двора из дома друзей или родственников – выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость» Какую новость хочет сообщить ему мама?»
Типичные нормальные ответы: «К обеду пришел гость», «Придут гости», «Кто-то позвонил и сообщил приятную новость (приглашение в гости, рождение ребенка и т. п.)», «Мама хочет, чтобы ребенок убрал игрушки, сел заниматься, принял ванну и т. п.», «Мама узнала что-то важное по телевизору» и т. д.
Типичные тревожные ответы: «Кто-то в семье умер», «Мама хочет отругать мальчика»,»Мама сердится, что ребенок опоздал и она его больше не отпустит гулять» и т. п.
Сказка «Дурной сон».
Проводится контроль по всем предыдущим тестам. Вам необходимо выяснить взаимосвязь ответов по этому тесту с ответами, полученными в предыдущих тестах.
«Однажды утром один мальчик (девочка) резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?
Типичные нормальные ответы:
«Я не знаю», « Ничего на ум не приходит», «Ему приснился страшный фильм», «Ему приснилось страшное животное», «Ему приснилось, что он заблудился» и т. д.
Типичные тревожные ответы:
«Ему приснилось, что мама (папа) умерла», «Ему приснилось, что он умер», «Ему приснилось, что пришли забрать его», «Ему приснилось, что его бросили под машину» и т. п.
Помните, что нет ничего патологического в том, если ребенку снится, что его забрали, что его переехала машина, укусила собака и т. п. Изредка дурные сны снятся всем. Здесь речь идет о том, указывает ли один из приведенных в примерах тревожащих ответов на состояние тревожности и беспокойства, идентичное с уже выраженными прямо или косвенно в других ситуациях, в рисунках и в другом виде детского творчества.
Хочется еще раз напомнить родителям, что во время проведения тестов необходимо проявлять спокойствие и дружелюбие и относится к полученным результатам с некоторой долей приблизительности, а не воспринимать их как точные данные. Любой результат теста – это повод для размышления, для изменения отношений в семье к ребенку. Если тревожащих ответов появилось слишком много и они со временем не уменьшаются, то лучше обратиться к специалисту.
Методы преодоления
Среди методов коррекции детской тревожности можно выделить:
- коррекционные игры
- арттерапию (коррекционное рисование, сказкотерапия и пр.).
- десенсибилизация
- релаксация.
Арттерапия — один из действенных методов коррекции детской тревожности.
Попробуйте с ребёнком такое упражнение. Подберите ситуации, в которых нужно будет справиться со страхом. Преподнесите ситуацию, попросив ребёнка подумать, как с ней справиться. Сначала пусть ребёнок представит, как справляется с ситуацией малыш гораздо младше его, а потом ребёнок, у которого всё отлично получается. Ребёнок увидит, как далеко в развитии он ушёл о тех детей, которых мало что умеют, и он сможет сказать себе: «Я могу, у меня всё хорошо выйдет». Объясните крохе, что у каждого всё получится, если захотеть.
Смотрите видео, в котором детский психолог советует, как преодолеть тревожность и страхи ребёнка
https://www.youtube.com/watch?v=jaRvcR1Sfh8