Методы диагностики и снятия тревожности и агрессивности у дошкольников


Почему дети беспокоятся


Тревожность может наблюдаться и у детей дошкольного возраста
Тревожность – повышенная склонность опасаться и беспокоиться – бывает ситуативной и постоянной. Если в первом случае тревожность оправдана, так как помогает избежать какой-либо опасной ситуации, то тревожность, которая сопровождает человека часто и беспричинно превращается уже в проблему.

Тревожность может наблюдаться и у детей дошкольного возраста.

Ребёнок с повышенной тревожностью отличается:

  • постоянной подавленностью
  • насторожённостью
  • сложностью в установлении контактов
  • враждебным восприятием к миру
  • мрачным взглядом на окружающее
  • заниженной самооценкой.

Повышенный уровень тревожности у маленьких детей может возникнуть вследствие:

  1. Наследственных особенностей нервной системы и характера.
  2. Родовых травм, инфекций и других заболеваний, перенесённых в раннем возрасте.
  3. Болезней, перенесённых матерью во время беременности.
  4. Поражений нервной системы плода и ребёнка до, во время и после родов.
  5. Внешних обстоятельств (гиперопеки, отторжения родителей и пр.).

Среди причин повышенной тревожности у детей дошкольного возраста можно выделить:

  1. Бесконтрольный просмотр ТВ. По утверждению психологов и психотерапевтов, маленькие дети чаще всего боятся какого-нибудь пугающего персонажа из мультфильма.
  2. Сильный испуг (встреча с животным, нападение злодея, происшествие на воде, пожар или наводнение, военные действия и т. п.). Пережив такое, дошкольники могут вести себя неадекватно.
  3. Неблагоприятная атмосфера в семье (ссоры, крики, конфликты и пр.). У детей из таких семей могут возникать психосоматические симптомы (учащённое сердцебиение, проблемы с дыханием и пр.), приводящие к разного рода заболеваниям.

«Полезно знать. Напряжённый социально-психологический климат в семье порождает повышенную тревожность ребёнка. Дети, которые чувствуют, что их не любят, вырастают тревожными, беспокойными, неуверенными в себе людьми».

  1. Недружелюбная атмосфера в ДОУ. Иногда причиной детской тревожности может стать поведение воспитателя в детском саду: угрозы, наказания и т. д. Ребёнок, постоянно слышащий крик, не может нормально развиваться, так как его нервная система находится в напряжении, что и проявляется в эмоциональной неуравновешенности.
  2. Насмешки сверстников. Малыши чувствуют униженными, если сверстникам удаётся потешаться над ними.
  3. Тревожное поведение взрослых. Дети берут пример с того, как ведут себя близкие взрослые.
  4. Слишком высокие требования взрослых, которые малыш не в силах выполнить.
  5. Авторитарность родителей. Властность родителей порождает страх.
  6. Разность во взглядах воспитания в семье. Сложно соответствовать, когда один родитель запрещает, а другой разрешает. Тогда возникает беспокойство, что один из родителей не одобрит поведение, какой-либо поступок.
  7. Ожидание неприятностей. Дети боятся родителей, когда знают, что он них ничего хорошего нельзя ждать (в случаях с пьянством, приступами жестокости, а то и просто плохим настроением взрослых).

Особенности повышенной тревожности у младших и старших дошкольников


Тревожность старших дошкольников может быть связана с погрешностями семейного воспитания и атмосферой дома, а постепенной подготовкой к началу школьного обучения.
Как было уже сказано, тревожность может возникать у различных возрастных групп детей.

У новорождённых этот симптом проявляется в виде повышенного беспокойства, плаксивости, плохого сна и аппетита.

Тревожность детей младшего дошкольного возраста связана с кризисом 3-х лет. Малыш начинает ходить в детский сад, и связи с этим испытывает беспокойство по причине разлуки с матерью и адаптации к новым социальным условиям.

Тревожность старших дошкольников может быть связана с погрешностями семейного воспитания и атмосферой дома, а постепенной подготовкой к началу школьного обучения. Старшие дошкольники не менее младших переживают о том, придут ли их забирать родители и всё ли с ними в порядке. Повышенной тревожностью страдают дети с заниженной самооценкой: их переживания связаны с общением со сверстниками и тем, какие роли они исполняют в группе.

При повышенной тревожности у детей дошкольного возраста могут возникать:

  • неврозы
  • навязчивые мысли и движения
  • фобии.


Высокому уровню ситуативной тревожности могут предшествовать ситуации возможности разлуки с матерью, расставания с родителями, резкого изменения привычной обстановки
Повышенная тревожность у таких детей может проявляться следующим образом:

  1. В поведенческих реакциях:
  • ребёнок может постоянно крутить и теребить что-то в руках (бумагу, одежду, волосы), грызть ногти и карандаши, сосать пальцы
  • излишняя скованность и напряжённость
  • повышенная суетливость, жестикуляция
  • ребёнок может что-то постоянно ронять и терять
  • малыш теряется, когда задают вопросы, сбивается и теряется, когда пытается что-то сказать
  • плаксивости.
  1. В физиологических реакциях и симптомах:
  • покраснение или, наоборот, побледнение лица
  • излишняя потливость
  • дрожание рук
  • вздрагивание при неожиданных звуках
  • учащённое сердцебиение, сложности с дыханием, жалобы на боль в животе и головную боль, позывы к мочеиспусканию
  • нарушения сна
  • проблемы с аппетитом.
  1. В переживаниях и чувствах:
  • боязнь неудачи
  • тягость ожидания
  • желание удалиться
  • чувства незащищённости
  • ощущение неполноценности
  • чувство стыда или вины.

«Высокому уровню ситуативной тревожности могут предшествовать ситуации возможности разлуки с матерью, расставания с родителями, резкого изменения привычной обстановки и многое другое».

Причины тревожности у детей

Тревожность у детей вызывается следующими причинами:

  • нарушения в отношениях между малышами и взрослыми;
  • неправильное воспитание малышей (родители часто желают и требуют от чада того, что ему не под силу: хороших отметок, идеального поведения, проявления лидерства среди детей, победы на соревнованиях).

Завышенные требования родителей к отпрыску зачастую связаны с личной неудовлетворенностью, а также желанием воплотить в своем чаде собственные мечты. Иногда завышенные требования бывают связаны и с другими причинами, например, один из родителей является по жизни лидер и добился материального благополучия или высокого положения, и не желает в своем ребенке видеть «лузера», предъявляя к нему завышенные требования.

Нередко, сами родители имеют повышенную тревожность и своим поведением настраивают малыша на тревожность. Зачастую родители, пытаясь уберечь свое чадо от мнимых или всех реальных угроз, формируют у него чувство беззащитности и неполноценности. Все это не влияет на нормальное развитие малыша и мешает полностью раскрыться, вызывая тревогу и страх даже в простом общении с взрослыми и сверстниками.

Как проводится диагностика?

Диагностировать уровень тревожность у дошкольника можно, обратившись к самой известной методике – тесту Тэммпл-Амен-Дорки. Смысл теста в том, чтобы узнать поведенческие реакции ребёнка на 14 предложенных ситуаций, и изображённых на картинках:

  1. Игра ребёнка с малышом более младшего возраста. Весёлый он или грустный в это время?
  2. Ребёнок идёт вместе с мамой, везущей в коляске младенца. Старший ребёнок в это время радостный или нет?
  3. Один ребёнок проявляет агрессию по отношению к другому – бежит и замахивается на него.
  4. Ребёнок сам надевает носки и ботинки. Доставляет ли это занятие ему позитивные эмоции?
  5. Ребёнок играет со старшими детьми. Ему в это время радостно или грустно?
  6. Родители смотрят телевизор, а ребёнок в это время нужно спать. Радость или печаль?
  7. Ребёнок умывается самостоятельно. Какое лицо у него во время умывания?
  8. Ребёнка ругает папа или мама. Какое лицо у ребёнка при этом?
  9. Папа играет с новорождённым и в это время не обращает внимания на старшего ребёнка. Он в это время весел или грустен?
  10. Один ребёнок у другого пытается отнять игрушку. Это увлекательная игра или конфликт? Грустно или весело?
  11. Мама заставляет ребёнка собрать разбросанные по комнате игрушки. Что ребёнок при этом чувствует?
  12. Сверстники уходят от ребёнка. Это печально или радостно?
  13. Семейный портрет: ребёнок с родителями. Счастливое ли выражение лица у ребёнка?
  14. Ребёнок обедает в одиночестве. Он грустный или весёлый?

Ответы ребёнка нужно занести в таблицу, о то, что испытывает ребёнок относительно каждого высказывания — радость или грусть.

Методы диагностики и снятия тревожности и агрессивности у дошкольников

Методы диагностики и снятия тревожности и агрессивности у дошкольников.

(пособие для педагогов и родителей).

Одним из интереснейших методов выявления и снятия агрессии и тревожности у детей является тест «Сказка», составленный знаменитым детским психологом Луизой Дюсс. В предложенных ею сказках есть персонаж, которому приходится делать выбор. С ним ребенок и будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от своего состояния он будет реагировать на ситуацию, изложенную в сказке, спокойно или тревожно, и такое состояние, которое он захочет приписать действию сказки, и будет сохраняться у ребенка. Все сказки заканчиваются вопросом, ответ на который должен дать ребенок.

Цель этого теста заключается в том, чтобы выяснить, не возникнут ли спонтанно эмоции, которые обычно не проявляются в поведении ребенка, но в то же время живут в нем.

Этот тест особенно подходит для проведения в семье, поскольку не требует особых условий тестирования. Тем не менее, следует проявить некоторую изобретательность, необходимую для получения желаемого результата.

Во-первых, ребенок должен почувствовать, что тест – такая же игра, как и все остальные. Для этого надо выбирать удобный момент или сделать так, чтобы ребенок сам попросил рассказать сказку.

Во-вторых, никогда не нужно комментировать ответы ребенка и торопиться, говоря: «Слушай теперь другую сказку».

В-третьих, если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая рассказ, прервите сказку и попробуйте рассказать её в другой раз.

Необходимо обратить внимание также на следующий момент: ребенок, слушая, повторяя и выдумывая рассказы и сказки, дает волю своим чувствам, изливает приличную дозу природной агрессивности. Некоторые рассказы у него вызывают страх, но это страх замешанный на удовольствии и возбуждении. Не совершайте ошибку, не думайте, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, желание эпизодически вспоминать мрачные и будоражащее воображение ситуации – признак хорошего психического здоровья.

Вам, уважаемые родители, следует также помнить, что из теста следует отбирать как положительные, так и отрицательные результаты и пользоваться ими как ориентиром в процессе прямого наблюдения за развитием личности ребенка.

ТЕСТ «СКАЗКА»

Сказка «Птенец».

Цель – выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от обоих вместе.

«В гнездышке на дереве сидят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, и гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?»

Типичные нормальные ответы:

«Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку», «Полетит к маме, потому что испугался», «Полетит к папе, потому что он сильней, «Останется лежать на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь и папа или мама прилетит и заберет его».

Типичные тревожные ответы:

«Не умеет летать, поэтому останется на земле», «Попытается лететь, но не сумеет», «Умрет во время падения (от голода, дождя, холода и т. д.), «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т. д.

Сказка «Страх».

На этот раз речь идет о прямом вопросе, искусно замаскированном и имеющим очевидную познавательную цель.

«Один мальчик себе говорит тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?».

Типичные нормальные ответы:

«Вел себя плохо и теперь боится наказания», «Пропускал занятия в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать, «Боится темноты», «Боится какого-то животного», «Ничего не боится, просто пошутил» т. п.

Типичные тревожные ответы:

«Боится, что его крадут», «Чудовище хочет его украсть и съесть», «Боится оставаться один», «Боится, что какой-нибудь зверь залезет к нему в кровать», «Боится, что придет вор», «Боится, что умрет папа, мама и т. п.»

На все эти ответы вы должны попросить дать ребенка дать более детальное описание и уточнения, используя наводящие вопросы и задавая их спокойным и ободряющим тоном.

Помните, что подобные идеи могут выражать скрытую агрессивность по отношению к родителям, а, следовательно, вызывать у него чувство вины и самобичевание.

Сказка «Новость».

Как и сказка о страхе, этот тест проводится для выявления у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже не подозревать.

«Один мальчик возвращается с прогулки (или из школы, со двора из дома друзей или родственников – выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость» Какую новость хочет сообщить ему мама?»

Типичные нормальные ответы: «К обеду пришел гость», «Придут гости», «Кто-то позвонил и сообщил приятную новость (приглашение в гости, рождение ребенка и т. п.)», «Мама хочет, чтобы ребенок убрал игрушки, сел заниматься, принял ванну и т. п.», «Мама узнала что-то важное по телевизору» и т. д.

Типичные тревожные ответы: «Кто-то в семье умер», «Мама хочет отругать мальчика»,»Мама сердится, что ребенок опоздал и она его больше не отпустит гулять» и т. п.

Сказка «Дурной сон».

Проводится контроль по всем предыдущим тестам. Вам необходимо выяснить взаимосвязь ответов по этому тесту с ответами, полученными в предыдущих тестах.

«Однажды утром один мальчик (девочка) резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?

Типичные нормальные ответы:

«Я не знаю», « Ничего на ум не приходит», «Ему приснился страшный фильм», «Ему приснилось страшное животное», «Ему приснилось, что он заблудился» и т. д.

Типичные тревожные ответы:

«Ему приснилось, что мама (папа) умерла», «Ему приснилось, что он умер», «Ему приснилось, что пришли забрать его», «Ему приснилось, что его бросили под машину» и т. п.

Помните, что нет ничего патологического в том, если ребенку снится, что его забрали, что его переехала машина, укусила собака и т. п. Изредка дурные сны снятся всем. Здесь речь идет о том, указывает ли один из приведенных в примерах тревожащих ответов на состояние тревожности и беспокойства, идентичное с уже выраженными прямо или косвенно в других ситуациях, в рисунках и в другом виде детского творчества.

Хочется еще раз напомнить родителям, что во время проведения тестов необходимо проявлять спокойствие и дружелюбие и относится к полученным результатам с некоторой долей приблизительности, а не воспринимать их как точные данные. Любой результат теста – это повод для размышления, для изменения отношений в семье к ребенку. Если тревожащих ответов появилось слишком много и они со временем не уменьшаются, то лучше обратиться к специалисту.

Методы преодоления

Среди методов коррекции детской тревожности можно выделить:

  • коррекционные игры
  • арттерапию (коррекционное рисование, сказкотерапия и пр.).
  • десенсибилизация
  • релаксация.


Арттерапия — один из действенных методов коррекции детской тревожности.
Попробуйте с ребёнком такое упражнение. Подберите ситуации, в которых нужно будет справиться со страхом. Преподнесите ситуацию, попросив ребёнка подумать, как с ней справиться. Сначала пусть ребёнок представит, как справляется с ситуацией малыш гораздо младше его, а потом ребёнок, у которого всё отлично получается. Ребёнок увидит, как далеко в развитии он ушёл о тех детей, которых мало что умеют, и он сможет сказать себе: «Я могу, у меня всё хорошо выйдет». Объясните крохе, что у каждого всё получится, если захотеть.

Смотрите видео, в котором детский психолог советует, как преодолеть тревожность и страхи ребёнка

https://www.youtube.com/watch?v=jaRvcR1Sfh8

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: