Начиная с Уильяма Джеймса психологи много интересовались религией: от концепции некоего мистического опыта их суждения эволюционировали в поиски места религии в головном мозге с помощью новейших технологий. Что объединяет религию с неврозом, как возникают суеверия и как связаны эпилепсия, секс и бог? T&P публикуют расшифровку лекции патопсихолога Людмилы Пятницкой о психологии религии.
Лекция была прочитана в рамках проекта психологического просвещения Praxis.
Психология религии занимается сознанием религиозных людей: изучает, как оно формируется и какие факторы на него влияют; самими людьми: их мышлением и поведением; а также религиозными сектами. Очень важный момент — исключение принципа трансцендентного. Этот постулат в психологии религии говорит о том, что мы не даем оценку: есть высший разум или его нет. Мы ставим себя перед фактом: есть люди, которые верят, и мы их изучаем. Чтобы начать изучать верующего человека, нужно понять, как он становится верующим. Теолог Джеймс Фаулер описал семь соответствующих стадий.
Первая — это ребенок до 3 лет, у которого воспитывается либо доверие, либо недоверие к окружающему. То есть его вера ограничена доверием или недоверием.
Следующая стадия — интуитивно-проекционная вера, основанная на интуиции (4–7 лет). Это наше любимое «Я перескочу через эти две ступенечки, и что-нибудь хорошее случится». На этой стадии ребенок интуитивен в своей вере: у него есть какие-то представления о том, что хорошо, что плохо, и это не оформленная доктрина, а его сказочные мышления о вере.
Следующая стадия — буквально-мифическая (7–11 лет), на ней человек начинает изучать сказки или мифы и воспринимать их чертовски буквально. На этих буквальных мифах основывается его вера в этот момент.
Потом случается синтетически-конвенциональная вера (11–13 лет). Это вера конформистская: в этом возрасте мы встраиваемся в группу, принимаем веру, которая в ней есть, и боимся из этой веры и группы уйти. Самое важное, что на этой стадии некоторые люди остаются. Дальше уже не будет возрастных ограничений, и ничего страшного не будет: мы будем принимать веру, которая есть в нашей группе.
Следующая стадия — индивидуально-рефлективная вера. На этой стадии человек задумывается: «А все ли так хорошо в вере, которую я принял? Может, в ней есть какие-то ошибки?» Он пытается вернуть веру в себе: вера группы была чужой, теперь он ее возвращает.
Дальше случается объединяющая вера, на которой попытки разрешить парадоксы веры и нестыковки сходят на нет, и мы принимаем ее такой, какая она есть. Если это случается, то это случается лет в 30. Человек заново открывает для себя мифы и легенды, но уже с двойным смыслом: если ребенок открывал все это буквально, то теперь мы видим двойные смыслы.
Ну и наконец, всеохватывающая вера. Это то, чего не достигает никто (ну или гуру и наставники). Получается, тут уже не вера есть у человека, а человек есть у веры.
Уильям Джеймс
Как знаменитые психологи рассуждали о вере? Расскажу об этом в хронологическом порядке. Первым появляется Уильям Джеймс. Мы ему обязаны тем, что он вообще первый начал говорить о связи религии и человека, но делал он это скорее философски, нежели научно. Для Джеймса религиозность была отношением человека к миру с очень важным компонентом — мистическим опытом и уверенностью в существовании высших сил. Что такое мистический опыт по Джеймсу? Если вы не можете объяснить, что именно испытали, если вы ощутили внутреннее просветление, если это ощущение было кратковременным, а потом исчезло, и в этот момент у вас отключилась воля — у вас был мистический опыт по Джеймсу. При этом бездеятельность воли присутствует только в момент опыта, но чтобы в него попасть, нужно быть очень волевым и делать усилия. Джеймс написал про все это огромную книгу — «Многообразие религиозного опыта». Она про то, что видимая часть — только часть существующего мира, еще есть духовная. Истинная цель человека — гармония с этим миром, которая достигается с помощью молитвы. Религия придает жизни новую ценность, побуждает к геройству, дает уверенность в спасении и влияет на чувство любви. Это очень романтичная точка зрения и скорее философская, чем научная.
Психология отказа от религии
Для многих людей религия – это основная часть их идентичности, смысл, который они находят в жизни, и их социальный мир. Вполне логично, что изменение этого важнейшего аспекта самого себя будет иметь значительные психологические последствия. Религиозные люди понимают, что за отказом от религии может последовать увеличение уровня эмоционального дистресса, изоляция и неуверенность в себе. Убежденный атеист может увидеть позитивные стороны данного процесса, ведь вполне возможно, что человек, который решил отказаться от религии, приобретет широту взглядов, свободу мыслей и духовных воззрений.
Новое исследование, опубликованное в журнале «Психология Религии и Духовности», является одним из первых примеров систематического лонгитюдного исследования этого вопроса. Данные трехлетнего исследования фокусировались на протестантах. В ходе исследования не было выявлено единого паттерна изменений, связанного с отказом от религии или изменений религиозных воззрений. Поэтому вышеприведенные предположения и убежденных верующих, и атеистов до определенной меры являются правдой.
Гэрри Гаи и его коллеги из Гонконгского Университета попросили участников христианской протестантской общины, все из которых были китайцами, заполнить психологические опросники о шести значимых событиях в их жизни за последние три года. Опросники позволяли делать выводы о личности, ценностях, убеждениях и психологических симптомах участников исследования.
Около 600 человек предоставили полные данные о себе, 188 из них перестали причислять себя к христианам в какой-то момент исследования. Около 82% заявили, что они стали атеистами, остальные перешли в католицизм, буддизм или даосизм. Остальные участники о в вопросе, к какой религии они себя теперь причисляют.
При анализе данных ученые фокусировались на том, какие психологические изменения происходят с теми, кто отказался от религии или изменил свои религиозные воззрения, и с теми, кто продолжал придерживаться своих изначальных убеждений. Стоит отметить, что большинство испытуемых были студентам, количество мужчин и женщин было примерно равным.
Возможно, это удивительно, но значительных изменений личности у тех, кто отказался от религии или перешел в другую религиозную группу, не было. За время исследования участники обеих групп (те, кто продолжал придерживаться религии и те, кто перешел в другую веру или стал атеистом) продемонстрировали снижение экстраверсии и общей доброжелательности. Что касается ценностей и верований, люди, отказавшиеся от религии, стали больше говорить о судьбе. Они чаще других были уверены, что судьба контролирует все, что с ними происходит, однако человек может вносить определенные коррективы в ход своей жизни. Вполне закономерно, что большинство из них заявляло, что они не верят в существование Бога.
Наиболее ярким аспектом отказа от религии, по результатам исследования, стало психологическое благополучие. Около половины испытуемых, ставших атеистами, продемонстрировали значительно меньшее количество депрессивных и тревожных симптомов по сравнению с теми, кто продолжал быть религиозным. У второй половины атеистов наблюдалось резкое повышение данных симптомов. Тем не менее, в личных историях участников эмоциональные траектории существенно варьировались. Однозначным был вывод о том, что атеисты имели нарушения сна намного реже, чем верующие.
Основным фактором интенсивности последствий отказа от религии, по мнению ученых, являются личные качества и психологическое состояние человека прежде, чем он стал атеистом. Если он был экстравертом, и у него были адекватные психологические ресурсы, отказ от веры мог стать возможностью для роста и еще большей психологической устойчивости. И наоборот, те, кто были невротичными и психологически и физически уязвимыми перед тем, как перестать верить в Бога, чаще испытывали психологический дистресс после отказа от религии.
«Не стоит принимать на веру любую теорию, утверждающую, что все, кто отказался от Бога, проходят через одинаковые изменения. Нельзя утверждать, что отказ от религии снижает тревожность абсолютно у всех, тем не менее, у значительной части новоиспеченных атеистов действительно наблюдаются подобные изменения. Кроме того, процесс отказа от религии не должен рассматриваться как процесс, аналогичный процессу принятия религии», — отмечает автор исследования.
Собранные данные позволили исследователям обратить внимание на психологические различия тех, кто остался религиозным, и тех, кто впоследствии отказался от религии. Ученые принимали во внимание психологическое состояние участников в начале исследования. Оказалось, что будущие атеисты еще до отказа от религии были менее эмоционально стабильными, менее приверженными традициям и менее склонны доверять другим. Они больше других ценили независимость, гедонизм и власть.
В будущем ученые планируют сфокусироваться на том, насколько данные их исследования верны для других религий и людей из других культур. Ученые добавляют, что следующее исследование будет более длительным и сосредоточится на том, как долго длятся психологические последствия отказа от религии и можно ли считать их переходным моментом для некоторых людей.
Оригинальная статья: Christian Jarrett, — What are the psychological effects of losing your religion? The British Psychological Society, April, 2018
Исследование, на которое ссылается автор: Hui, C. H., Cheung, S.-H., Lam, J., Lau, E. Y. Y., Cheung, S.-F., & Yuliawati, L. (2018). Psychological changes during faith exit: A three-year prospective study. Psychology of Religion and Spirituality. Advance online publication.
Автор перевода: Елисеева Маргарита Игоревна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: психология, религия, вера, религиозность, философия
Источник фото: unsplash.com
Доступно для скачивания:
- Психологические аспекты отказа от религии
Зигмунд Фрейд
Самый рьяный ругатель религии — Фрейд. Он считал, что религия опасна, потому что религия не позволяет мыслить критически, а если человек не мыслит критически, он интеллектуально стопорится. Опасность еще в том, что если религия берет на себя ответственность за нравственность и мораль, то как только пошатнется она сама, за ней пошатнется и мораль, а этого допустить нельзя. Фрейд называл религию массовым неврозом. Но невроз не получается на пустом месте. Чтобы он возник, нужен конфликт и комплекс, по Фрейду. Это будет Эдипов комплекс, объясню почему. Представьте себя древним человеком. Вы живете в Африке, все хорошо, и тут неожиданно на вашего друга падает дерево. Вы понимаете, что, черт возьми, вы тоже беззащитны, можете в любую секунду умереть. Жить с таким страхом чудовищно, он деструктивен для психики. Нужно договариваться с безжалостной природой. И так как договариваться мы можем только с теми, с кем можем разговаривать, мы очеловечим силы природы. На очеловеченные грозные и страшные силы природы тут же проецируется образ отца, а вместе с ним и Эдипов комплекс. Теперь мы можем устраивать обряды, чтобы задобрить этого бога, потому что можем с ним договориться: ведь он по сути человек. На базе этого комплекса формируется невроз, причем не обычный, а колоссальный — массовый. Фрейд говорил, что такой массовый невроз полезен, потому что он защищает от неврозов помельче. Массовый невроз — это иллюзия спокойствия, иллюзия спасения. От него нужно избавляться. Почему? Потому что религия, как я уже рассказала раньше, опасна.
Густав Юнг
Прямиком от Фрейда — к его ученику Юнгу. Самая известная теория Юнга, теория коллективного бессознательного, прекрасно подходит под объяснение религиозности. Если личное бессознательное — это оазис наших желаний, страхов, инстинктов, то коллективное бессознательное — это островок архетипов, которые в нас встроены с рождения. Если Джон Локк считал, что мы рождаемся как доска, как tabula rasa, то Юнг говорил, что мы рождаемся уже с набором архетипов в головах и именно на них будет строиться наша физическая жизнь, мифология, сказки, легенды и все прочее. Юнг просто проследил, что в разных сказках, верованиях и легендах неожиданно появляются одинаковые персонажи, которые и действуют одинаково, и сюжеты более-менее похожи. И тогда появилась эта концепция архетипа, с которой мы рождаемся, которая обладает одинаковым содержанием, где бы вы ни находились. Поэтому Юнг называл религию бессознательным, но не обычным бессознательным, а коллективным. Чтобы религия получилась, должно соединиться несколько архетипов. Архетип бога — это проекция всего возвышенного, хорошего, что есть в человеке, обратное — архетип дьявола. Как только бог и дьявол начинают бороться, получается религия.
Фредерик Скиннер
Едем дальше и приезжаем к бихевиористам. Скиннер считал, что религиозное поведение выросло из суеверий, а суеверия выросли из классической бихевиористской концепции «стимул — реакция»: за любым стимулом следует реакция. Чтобы это продемонстрировать, он провел простой эксперимент с голубями. Голубь сидит в загоне, и каждые 15 секунд ему выпадает еда. Голубь рад, но почему-то неожиданно он начинает страдать какой-то ерундой: он начинает танцевать, крутиться, мотать головой. Зачем? Все просто. Когда однажды выпала еда, голубь повернулся. И он решил: «А может, это как-то связано? Повернусь-ка я еще раз». А оно опять выпало. А он такой: «Замечательно. Может, я еще раз повернусь?» Оно выпало опять, потому что оно выпадает каждые 15 секунд. Но голубь этого не знает. Суеверие образовалось! Голуби были, действительно, с разными суевериями: кто-то крутился вокруг своей оси, кто-то бил клювом обо что-то. Изначально было суеверие, которое переросло в религиозное поведение, а религиозное поведение переросло в религиозное мышление и все остальное. Красиво.
Эрих Фромм
Двигаясь дальше по хронологической спирали и курсу общей психологии, мы переходим к Эриху Фромму. Он первый наплевал на то, как религия получилась: ему было интересно, что из этого вышло. Он также первый после Джеймса сказал, что, вообще-то, это кому-то нужно, потому что, дорогие психологи, вашу функцию много лет выполняли священники. Фромм назвал религию психотерапией, но не все конфессии, а некоторые. Но также у Фромма есть и некая провокационная идея: невроз = религия. Где-то мы это уже видели. У Фрейда религия = невроз, а у Фромма невроз = религия. Дело в том, что Фромм расширил понятие религии до любой вещи, которой мы живем, которая движет нашей жизнью. Айфоны — вполне себе религия, по Фромму. Или культ личности — Ким Чен Ын: бога нет, но религия есть. Фромм считал психотерапией не все религии, а только некоторые из них, потому что он поделил их на авторитарные и гуманистические. Авторитарным религиям свойственны послушание, подчинение доктрине, утрата независимости и, как говорил Фромм, величайшее бессилие. Человек бессилен перед религией, он полностью ей подвластен и действует только для того, чтобы эту религию накормить. Также есть гуманистические религии. Им свойственны самостоятельность, культ самоактуализации и реализации потенциала, право на счастье и свободу, которое ничем не регламентируется, и, в противовес величайшему бессилию, величайшая сила. Как вы, наверное, догадались, Фромм был поклонником дзен-буддизма. У него есть книжка «Дзен-буддизм и психоанализ».
Раздел IV Психология религии
Специфика психологии религии состоит в том, что она возникла на стыке нескольких областей знания. Психология религии сложилась на пересечении философии, религиоведения, психологии и социологии, из которых она заимствовала основные принципы, методы, понятия. Без учета вытекающими отсюда структурной сложности психологии вряд ли может быть дано исчерпывающее толкование предмета. Попытки многих ученых отн эсты психологию религии к области религиоведения, психологии или социологии указывают на бесперспективность решения вопроса. Конечно, они отражают не подлинные интересы науки, а профессиональную ориент ацию автортора.
Необходимо полностью согласиться с. ДУгриновичем в том, что социально-психологический подход к изучению религиозного сознания является стержнем психологии религии
Выделение главной, центральной характеристики не должно заслонять сложные связи психологии религии с другими общественно-историческими и естественно-научными дисциплинами, каждая из которых по-своему определи чает лицо психологии религии. Психология религии изучает массовое религиозное сознание, сознание верующих, взятую в ее реальном функционировании, в единстве с поведением верующих, иначе говоря, психолог ия религии изучает регулирующую функцию религиозного сознания, влияние ее на поведение верующих, единство сознания и поведения верующих. Это один аспект, на который хотелось бы обратить вниманиегу.
Во-вторых, психология религии, материалистическая психология религии, выясняет соотношение массовой религиозного сознания с социальными условиями жизни людей, тех или иных социальных групп, групп верующих и др.. Здесь следует выделить два аспекта: психология религии, учитывая социальную среду, дает содержательный анализ религиозного сознания верующих, формирование этого сознания. Это аспект генетический, социал ьно-исторический, каузальный. И второй аспект — психология религии изучает влияние религиозного сознания на поведение верующих, на их религиозную деятельность в обществе. Все это позволяет наметить тот рубеж который отделяет психологию религии от других дисциплин, изучающих религиозное сознание. Например, гносеологическая проблематика, есть проблемы истинности или ложности религиозного сознания, хотя и в ходят каким-то образом в психологию религии, но не составляют ее собственной центральной проблемы. Иными словами, психология религии выясняет психологические особенности верующих людей, которые отделяют их е д неверующих, то, что проявляется в их поведенииедінці.
Если так объяснять психологию религии и исследуемый им предмет, можно сделать соответствующие выводы о месте психологии религии в системе психологических наук и в системе наук вообще, и, следовательно, становится понятным, на каком уровне исследования психологию религии следует изучать.
Психологические особенности верующих можно выяснить только на уровне социально-психологического анализа. Общая психология и сопроводительные и другие психологические отраслевые дисциплины не могут обнаружить этих психо ологичних особенностей верующих, так как общая психология абстрагируется от содержательного анализа религиозного сознания, как сознания вообще. Для понимания особенностей религиозного сознания как мо иву поведения верующих нам нужен содержательный анализ религиозного сознания, т.е. выявление специфики религиозного сознания и то, как она соотносится с реальностью. Гносеологический аспект здесь неизбежно й, и в это же время требуется анализ психологических особенностей того отношения к сверхъестественному, которое мы обозначаем как веру в сверхъестественное. Считается, что эти два аспекта являются стержневыми при характеристике ос обливостей психологии верующих. Это и другое возможно только на уровне социально-психологического анализа с помощью социальной психологии. Поэтому психология религии является отрасль социальной психологии как етнопсы хология или иные отрасли социальной психологии. Психологию религии можно считать отраслью религиоведения. В то же время религиоведение, вернее, его описательный, сравнительно-исторический раздел является неотъемлемой частью психологии религии. Потребность в. Религиеведческом осмыслении социально-психологических исследований обусловлена ??тем, что структура, содержание, направленность религиозного сознания тесно связана с системой идей и представлений того или иного религиозного направления напрямку.
Вопросы формирования и функционирования религиозного сознания, его психических предпосылок, соотношение в религиозном сознании эмоциональных и рациональных элементов, превращение их в стереотипы, в центры дух ховной интеграции личности, могут быть решены только на основе общей психологии. Привлечение общей психологии необходимо при изучении возрастной религиозной психологии. Здесь можно возразить, что меха низмы усвоения и закрепления знаний и навыков одинаковы, независимо от того, настоящие эти знания или нет, полезны эти приобретенные навыки вредны. Но в формировании индивида в условиях религиозного окружения и снуют некоторые специфические процессы. Религиозное воспитание построено на преимущественном развитии и закреплении установки на эмоционально-чувственное мировосприятие. Религиозность надстраивается и впоследствии оформляется в санкционированные вероучения: детские страхи и другие бессознательные переживания. Общей психологии предстоит также решить, что представляет собой»чувство реальности невидимого»,»чувство божественного присутствия», немотивированные сроки и другие подобные переживания, которые питают религиозность отмахнуться от этих вопросов нельзя, потому что собственный опыт и переживания для верующего является убедительным аргументом м в пользу его верьго віри.
В привлечении человека к религии объективные причины тесно переплетаются с субъективными качествами личности. Социальный анализ вскрывает общие закономерности формирования сознания и поведения людей в том или ином направлении, но он не объясняет причин, по которым уровне обстоятельства вызывают у людей разную эмоциональную и волевую реакцию. Почему среди людей, которые живут в одинаковых социальных и культурно- бытовых условиях, одни становятся верующими, другие — атеистами? слышат данный тип мировосприятия человека. В его решении социальный анализ должен соприкасаться с анализом особенностей психологического склада, типа нервной системы, темперамента личности и др.. Итак, п сихология религии очень тесно связана с психологией личности. В мире вышеупомянутого психологию религии можно объяснить как комплексную научную дисциплину, представляет собой органическое единство принципов и методов, заимствованных из философии, социологии, религиоведения и психологии, причем психологии в самом прямом смысле. Психология религии изучает природу, структуру, содержание, динамику и функции религ ийнои психологии, т.е. совокупность представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, воспринимаются массой веруяруючих.
В американской психологии религии, как и буржуазной эмпирической науке в целом, существует разрыв, несоответствие уровня теоретических обобщений по высоко-развитой экспериментальной практикой. Это сложилось п под влиянием многих причин. Одна из них — противоречие задач, поставленных перед буржуазной психологией религии. С одной стороны, на психологию религии возлагалась функция дать более современное обоснование ценности религии в жизни индивида и общества. Итак, перед психологией религии представала задача, которую она могла решить только в духе традиционно-теологических спекуляций, обогатив их психологической то рминологиегією.
С другой стороны, буржуазное общество, заинтересованное в укреплении религии, требовало определенных объективных сообщений о природе, содержание, динамику религиозного сознания. Это стимулировало развитие эмпирических х исследований, заставляло психологию расширять круг изучаемых явлений, совершенствовать методы и технику ись.
Конечно, разрыв между большим эмпирическим материалом, который имела психология религии и слабостью ее теоретических обобщений носит условный характер, так как результаты конкретных исследований не могут не оп пливаты на теорию, как исходные теоретико-методологические предпосылки не могут не объяснять репрезен-тивности эмпирически изученных факте.
Но, абсолютувавшы грань, отделяющую теорию от практики в американской психологии религии, можно определить направления, изучение которых может оказаться наиболее продуктивным для научного атеизма
На основе анализа работ психологов можно выделить следующие направления, по которым ведутся исследования религиозного сознания:
1. Общая теория психологии религии включает решения вопроса о природе, сущности религии, структуру, содержание и функции религиозного сознания. Хотя американские психологи установили много интересных зак закономерности и компонентов религиозного сознания и им удалось раскрыть разнообразие субъективно значимых форм религии, показать зависимость религиозной установки от индивидуально-типологических и со ально-психологических особенностей индивида и др., они дали этому неправильное, фидеистичне по своей сути толкования. Поэтому общая теория американской психологии религии представляет для нас интерес, если м ожна так сказать, от противного, главным образом, как объект критиктики.
2 вторых есть раздел о поло-возрастную психологию религии, исследует этапы становления религиозного сознания в процессе роста индивида, особенности структуры, содержания и динамики религиозных представлений ь, чувств и поведения в различных половозрастных группах.
Американская психологическая наука обратила внимание на некоторые изменения, которые происходят в религиозном сознании в процессе онтогенетического развития индивида им удалось экспериментально установить четкую коррекции ию между убеждением родителей и детей и, таким образом, показать значение семейного воспитания в воспроизведении религии. Была изучена зависимость религиозности от половозрастных особенностей верующих. Как показ али исследования, у детей стереотипы религиозных навыков состоят ранее осмысление их значения, религиозность детей несет нерефиактивний, авторитарный, подражательный, эмоциональный характер. В юности и зрелом возрасте религиозность значительной мере корректируется уровнем образования и характером общественной активности индивида. В пожилом возрасте, когда интеллект и эмоции гаснут, людей, как считают американские психоло ги, не беспокоят тонкости вероучения. Их вера концентрируются главным образом на мнениях бога и о загробной жизни. Культовая практика престарелых приобретает обычный стереотипного характеррактеру.
Интересные наблюдения были проведены за поведением мужчин и женщин и отмечено разницу в их религиозности. Женщины во всех деноминациях проявляют большую культовую активность их религиозность несет более ем моцийний характер, они более комфортны, меньше испытывают сомнения, их убеждения более консервативны. Все это подчеркивается большим эмпирическим материалом и статистикой. Видимо не все выводы американ ских психологов абсолютные. В нашей стране, возможно, картина будет другая. Но большой эмпирический материал и статистические данные могут быть критически использованы при разработке атеистами материалистического понят я данному вопросутання.
3. Главная внимание уделяется патологии, особенностям сознании верующего, поведении, а также связям религиозности с другими сторонниками жизненной активности человека. Безусловно, патология верующего на. Западе и в нашей стране отличается. Однако некоторые процессы, которые происходят в настоящее время в сознании верующих, имеют общие чертыиси.
Прежде всего, необходимо отметить прогрессирующее отмирание массовой религиозного сознания случайно в последних исследованиях в понятие критерия религиозности была введена такая характеристика, как уровень нау научным мышления. Это свидетельствует о том, что религиозное сознание подвергается воздействию, по-своему деформируется в связи с распространением научных знаний. Психологи, социологи отмечают усиливающий разрыв между внешними проявлениями религиозности и внутренним усвоением ее, то есть соответствием субъективного мира верующего институциональным нормам исследуемого. Центр тяжести в религии все больше перемешивается в сфер в субъективной психологии и нравственных переживаний личности при соответствующем уменьшении интереса к догматики. Меняется и соотношение функций, выполняемых религиозными организациями. Участие в деятельном ости этих организаций приобретает для верующего более коммуникативного и регулятивного значение при некотором снижении значение культа. Общность действующих в этом плане изменений у нас и в странах. Запада свидетельствуют пр в том, отражается закономерный процесс прогрессирующей секуляризации общественного сознания, характерный для всего современного миро світу.
4Четвертим есть раздел»Психология патологической религиозного сознания»Он включает исследования психологии религиозных мистиков, аскетов, святых, догматиков и других психопатологических форм религиозной созна омости. Эти вопросы привлекают внимание американских психологов. Ими собран большой биографический материал, проведены медицинские наблюдения, экспериментальные данные и др.. Различными авторами этот материал инт ерпретуеться по-разному. Уровень развития современной психологии и психиатрии позволяет на качественно новом уровне осмыслить вопросы религиозной психопатологии. В решении этой проблемы с материалистических позиций материал, собранный американскими психологами, может стать неоценимой работодателемомогою.
5. И, наконец, пятый раздел — прикладная психология религии. К ней относится вопрос религиозного воспитания и образования, психология культа, религиозная психотерапия и пасторская психология. В разработке данных о облем всего проявился связь психологов с теологами. По сути, этот раздел может быть назван практической теологией, поскольку он призван вооружать священнослужителей эффективными, психологическими средствами закрепления и распространения религиозного сознанияості.
Вилейанур Рамачандран
На этом этапе психологи закончили рассуждать. Они поняли, что могут смотреть, потому что появились методы регистрации мозговой активности, и начали искать, где место религии в мозге. Конечно, там нет «пятна бога». Религия — очень сложная конструкция. Но существует височная эпилепсия, которая более-менее сконцентрировала в себе гиперрелигиозность. Вилейанур Рамачандран — очень известный ученый, сейчас он занимается зеркальными нейронами и вообще считает, что они породили нашу цивилизацию. Но он изучал височную эпилепсию тоже. Изучал простыми способами, а именно КГР — это кожно-гальваническая реакция потовых желез на раздражение стимулом (на палец ставится прищепка). У него была группа больных височной эпилепсией и здоровых, которым он показывал слова: нейтрально заряженные (например, кочерга), сексуально заряженные (например, оргазм) и религиозно заряженные (например, бог). У нормы все достаточно примитивно: мы не реагируем на нормальные слова, более или менее реагируем на религиозные слова и хорошо реагируем на секс. У больных эпилепсией неожиданно самая сильная реакция возникает на религиозные слова. Этот эксперимент первым доказал, что височным эпилептикам свойственна гиперрелигиозность.
Майкл Персингер
Дальше появился Майкл Персингер, который придумал «шлем бога», на областях висков там встроены магниты. Включая это потрясающее устройство, Персингер воздействовал на височные доли людей. Сейчас мы посмотрим, что происходит с человеком, когда он надевает эту штуковину, — это редактор журнала Skeptic Magazine и один из главных атеистов мира. Шермер почувствовал некое присутствие, он вышел из тела. Таким образом, мы можем с большой уверенностью сказать, что височные доли в некоторой степени несут ответственность за гиперрелигиозное чувство.
Психология радикализма: Чужие среди своих
За экстремистами и террористами скрываются прежде всего конкретные люди и личности. Кто они такие? Что ими движет? Как они оказываются в рядах деструктивных организаций? И какое правильное воспитание дать ребёнку, чтобы судьба его уберегла от радикальных религиозных течений? С этими вопросами мы обратились к психологу Республиканской информационно-разъяснительной группы Министерства общественного развития РК, члену Ассоциации психологов и психотерапевтов РК Лоле Шакимовой.
– Существует ли психологический портрет религиозных экстремистов?
– Слово «экстремист» пришло к нам из латинского языка, где оно означает «крайний», то есть какое-либо радикальное поведение, мировоззрение. Такая личность отличается враждебным восприятием окружающего мира и окружающих людей. Всех вокруг себя она делит на «своих» и «чужих». Тех, кто разделяет его убеждения, позицию, экстремист относит к «своим», все остальные оказываются в группе «чужих». По отношению к последним у него вырабатывается своё особое, специфичное отношение. Он презрительно воспринимает их, выказывает открытое отвращение и неуважение, не стесняется в выражениях. Такого же отношения к «чужим» экстремист ожидает и требует со стороны «своих» и окружающих его людей.
– Большая часть осуждённых за экстремизм и терроризм состояли в браке. Почему семья (как фактор личной ответственности – работа, забота и так далее) не способствовала тому, чтобы люди повзрослели, стали ответственными не только перед семьёй, но и перед обществом?
– К сожалению, когда лица оказываются в деструктивной религиозной группе, вербовщики в первую очередь отворачивают адепта от семьи, утверждая, что семья его не понимает. А он избранный и особенный, поэтому нужно отойти от семьи. Они внушают, что у него появилась абсолютно новая семья таких же избранных, как он, людей. Новая семья всегда его примет таким, какой он есть. Окажет ему моральную, психологическую и даже материальную поддержку. Все мы знаем, что семья – это важный институт социализации формирования личности, и главная задача вербовщиков направлена на отрыв адепта от семьи. У адепта появляется новая семья, на мнение которой он полностью полагается.
– Есть ли какая то психологическая предрасположенность у человека для занятия экстремистской деятельностью? Почему одни легко становятся радикалами, а другие не видят в этом смысла?
– Всё зависит от человека, от уровня его суггестивности, то есть внушаемости. Насколько человек податлив влиянию со стороны социального окружения. Насколько развита критичность его мышления. Психологическая толерантность к негативным факторам влияния. Также зависит от психоэмоционального состояния человека. Когда человека тревожат психологические проблемы, у него ослабевает психологический иммунитет. Он становится уязвимым, что позволяет миссионерам психологически обработать его.
– Среди сектологов есть остроумная шутка: «У каждого человека есть свой гуру, главное, с ним не встретиться в жизни». Насколько она актуальна?
– Конечно, актуальна: у каждого человека есть свои тайные места в подсознании. Кто-то увлечён эзотерикой и «тайными знаниями», кто-то конспирологическими теориями и заговорами. Бывает, что такие личности уже в реальной жизни встречают единомышленников. В лучшем случае встретятся два одиночества, в худшем – можно повстречать подготовленного вербовщика, который точно знает, как найти к человеку подход. Тем более что психологическая почва заготовлена.
Если говорить о «гуру», то есть миссионерах, то они хорошо обучены. Они осведомлены о знаниях психологии личности, легко заводят и поддерживают разговор и, главное, обладают навыками психологического воздействия на личность любого человека. Миссионеры сканируют потенциальную жертву, и когда отмечают, что у неё нестабильное психологическое состояние, начинают использовать приёмы влияния на сознание и поведение личности. Начиная с бомбардировки любовью, заканчивая приёмами подмены понятий религиозных убеждений.
Из-за религиозной безграмотности подобные люди оказываются в ловушке у миссионеров.
– Часто говорят ещё о религиозных фанатиках. Есть ли отличие между религиозными экстремистами и фанатиками?
– Фанатизм – это туннельность мышления и поведения человека, когда он зацикливается на каком-то убеждении или взглядах, благодаря чему у него начинают складываться свои жизненные принципы, стереотипы поведения. В этом он видит сущность своего предназначения в социальной среде. Иногда фанатизм может подтолкнуть человека к осуществлению трагичных событий. Опытные миссионеры могут обработать адепта с экстремистскими взглядами, перенаправив его в направление фанатизма. Подвести его к тем стереотипам поведения, которые необходимы для миссионеров деструктивных религиозных групп.
– Одна из бед взрослых людей – это особенности их воспитания в детстве. Это, наверное, касается всего, и работы, и личной жизни. А каким должно быть правильное религиозное воспитание в семье? На что вы обратили бы внимание родителей, чтобы их дети не стали в будущем экстремистами?
– Религиозному образованию в нашем государстве уделяется большое внимание. В школах преподают религиоведение, где обучающимся дают знания о религии в рамках светского государства, осуществляют большую профилактическую работу. В Управлениях общественного развития во всех областных центрах РК функционирует телефон доверия, где любой может проконсультироваться у опытных специалистов по тем или иным вопросам религии.
Родители должны акцентировать внимание детей на то, что мы живём в светском государстве. Светское государство – это межконфессиональное согласие всех мировых религий. Любой верующий человек должен в первую очередь осознавать свою гражданскую позицию, свою принадлежность к Казахстану, свою национальную идентичность, гордость за свою страну. Он должен воспитывать детей в духе любви к своей родине, уважительного отношения к близким и окружающим людям.
С 2013 года в стране действует горячая линия 114
, куда можно обратиться по вопросам религии. Юристы, теологи, психологи круглые сутки консультируют обратившихся, а также оказывают психологическую помощь пострадавшим от деструктивной религиозной деятельности. Телефон действует на бесплатной основе. Также можно позвонить с мобильного по номеру
8 (777) 0000-114.
Когнитивная психология религии
Мы добрались до когнитивной психологии религии — самого современного направления в ее исследованиях. Когнитивные психологи решили, что на каком-то эволюционном этапе религиозное мышление почему-то оказалось самым выгодным для познания. Тут вечный спор о науке и религии приходит к странной точке, потому что на каком-то этапе религия была нужна для познания, этот постулат они и сделали главным: «Религиозное мышление, возможно, путь наименьшего сопротивления для наших познавательных систем» (Стюарт Гарти). Очень многие из современных исследований направлены на то, чтобы понять, как в сознании закрепляется образ божества, как это работает. Был выведен принцип, который называется принципом закрепления минимума контринтуитивных идей. Смысл очень прост: мы запоминаем то, что, с одной стороны, интуитивно и понятно нам на бытовом уровне, но, с другой стороны, вырывается за рамки нашей повседневной жизни. То есть запоминающийся персонаж должен быть, с одной стороны, обычным, а с другой стороны — очень необычным. Тут встает вопрос, который называется проблемой Микки Мауса: почему Микки Маус не бог? Потому что это вполне себе бытовая вещь — мышь в штанах, но которая разговаривает. Над этим все ломали голову, пока экспериментально не вывели свойства сверхъестественного агента. Сверхъестественный агент — это не Джеймс Бонд, а как раз наше божество. Оно должно быть непонятным на бытовом уровне, оно должно обладать стратегической информацией, то есть знать все обо всех, оно должно уметь действовать и мотивировать к действию самих людей (это обряды, ритуалы и прочее). Дальше встает еще один вопрос: а куда делись старые боги? Они подходили на эту должность агента, но куда-то испарились. Куда делся Зевс? Дело в том, что есть один очень важный момент — момент контекста. Некоторые боги из него выпадают. Зевс уже не в нашем контексте, и теперь мы смотрим на него как на историю. Может быть, когда-нибудь наши конфессии тоже выпадут из контекста, но что-то придет им на смену.
Продолжая изучать то, как воспринимается высшее божество, когнитивные психологи решили посмотреть, в каком возрасте это случается и как это происходит: когда ребенок начинает быть зависимым от чего-то бестелесного. Был построен эксперимент, в котором исследователь просил детей кидать мячик с липучками, но через спину. Естественно, у детей не получалось. Они оставались в комнате одни, должны были кидать этот мячик, но у них плохо получалось, и они начинали жульничать. Но однажды ситуация изменилась: в эту комнату поставили стул и посадили на него невидимую принцессу Алису. Пустой стул оказался очень важным. Самое забавное, что детей спрашивали: «А вы верите в то, что тут сидит принцесса Алиса?» Они такие: «Нет!» — а потом прекращали жульничать. Это исследование показывает, в каком возрасте формируется некоторая зависимость от бестелесного наблюдающего существа.
Список литературы
«Будущее одной иллюзии», Зигмунд Фрейд
«Психоанализ и религия», Эрих Фромм
«Дзен-буддизм и психоанализ», Эрих Фромм
Handbook of the Psychology of Religion and Spirituality, Raymond F. Paloutzian, Crystal L. Park
«Фантомы мозга», Вилейанур Рамачандран
Объект и предмет психологии религии.
Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т. п.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества.
Психологическую теорию религии образуют: 1) учение о психологических основах религии; 2) совокупность положений, выявляющих специфику религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе; 3) раскрытие многообразия религиозно-психологического опыта; 4) анализ психологических аспектов религиозной деятельности и отношений—культа, религиозной проповеди, обучения, воспитания, общения верующих и т. д.; 5) методика психологических исследований религиозности.
С самого своего зарождения
Психология религии определяет предметом своего исследования
внутренний мир
человека, его переживания, его мысли и чувства.
Один из первых интроспективный подход
в Психологии религии предложил выдающийся американский философ Уильям
Джеймс
.
Более поздние
исследования вынуждены были признать
важность интерсубъективных факторов
для изучения психологии религии. К таким факторам с необходимостью можно отнести в первую очередь
вероучение и систему религиозной социализации.
Предметом
психологии религии является
изучение психологических аспектов и закономерностей религиозных явлений.
Сюда с необходимостью относятся как интерсубъективные, так и субъективные факторы.
Субъективная
сторона: Внутренний мир верующего, переживания, мысли, чувства, религиозный опыт.
Интерсубъективная
сторона: Вероучение, система религиозной социализации, религиозные организации, культ и его материальные атрибуты, религиозное поведение, характер жизнедеятельности религиозных индивидов, сообществ, иерархий, лидеров и т. д.
Методы психологии религии.
Методы исследования – группы (в осн. – заимствованные из ф-и, естеств. наук и социологии) – решает исследователь:
1) сбор эмпир. м-ла: из ф-и – интроспекции (самонаблюдение) – непроверяем, ограниченно воспроизводим, не учитывает ничего, кроме сознания;
2) наблюдение за рел. поведением (индивидов, групп) – ф-я и ест-науч: полное или неполное.
3) Эксперимент (эксперименты с ЛСД Станислав Гроф).
4) Изучение личных документов – в т.ч. изображений и т.д.
5) Изучение клин. случаев (анамнез): психоанализ и во фр. психологии (Фрейд, Юнг, Фромм, клиника Шарко и др.).
6) Из соц-и – анкетирование, интервью и опрос – более-менее объективны, высокая информативность, возм-ть матем. обработки. Стербак и Любак – амер. – первые.
Есть более сложные методы. Методы для большей объективности всегда исп-ся в комбинации.
4. «Биологические» подходы в психологии религии.
Теодор Флурнуа
(швейц.)
родоначальник
биолог. подхода в пс. рел. Имелся в виду ряд
исследований
, появившихся
на рубеже, XIX–XX вв.
, и упоминались, прежде всего,
американские
авторы —
Леуба, Старбэк, Пратт, У. Джемс
. Это течение
противопоставлялось прежней,
исключительно
описательной психологии религии
, в качестве представителей которой Флурнуа называл Форбродта, Коха, Сабатье, Рунце и других
. 2 принципа: 1)
Принцип
исключения трансцендентного (вне компетенции психолога). 2)
принцип
биолог. интерпретации
:
1. психологический подход: органическое иссл-е условий рел. явлений (вес, рост, пол, раса) 2. генет. и эвол. подходы к иссл-ю
внутр. и внеш.
рел. явл-й
(т.е.
рассм-ся в процессе формир-я). 3. компаративистский подход:
д.б.
учтены индивид. различия 4
. динам. подход: рел.ж. – живой, изменяющийся процесс. Психология рассматривает и изучает
религию как жизненную функцию.
Главное определить ее формы, роль, условия развития, разновидности и изменения.
Нужно выявлять закономерности, чтобы приблизить психологию к естественно-научному знанию.
Рудольф Отто
(1869–1937) полагал, что
религия — это «переживание священного», ее предметом
является
нуминозное
,
сила, исходящая от Божества.
С одной стороны, оно есть mysterium tremendum (лат. — тайное страшащее), С другой стороны, святое, нуминозное предстается как mysterium fascinans (лат.—тайное ослепляющее, увлекающее, восхищающее). Священное выступает в его понимании априорной, автономной категорией сознания, оно является стержнем религии и конституирует ее как особую, автономную сферу жизни. В основе его —
врожденное человеку «чувство божества».
Священное божественное (нуминозное) является для Отто
объективной реальностью.
Отто стремится подчеркнуть
иррациональный аспект религиозного опыта
, коренящийся
в самой природе человека
, анализирует содержание иррационального в религии. Глубочайшая сущность религии — великая тайна.
Французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм
(1858–1917) стоял на позициях
позитивизма
, в качестве фактической базы использовал данные
этнографии
. Он руководствовался
принципом социологизма
, согласно которому, общество представляет собой особую реальность, включающую «социальные факты
. Идея сверхъестественного, Бога присуща лишь некоторым религиям,
и уж тем более она чужда первобытным народам. Эта идея
появляется лишь на определенной стадии развития
, а потому
неприменима для общего определения религии.
Он различал
«священную» и «профанную»
области.
Священное производится обществом, наделено особым моральным авторитетом и властью.
Ему приписываются
два свойства: запретность, отделенность
от всего прочего и
способность быть объектом любви и уважения;
оно—
источник принуждения, запрета
и
одновременно предмет поклонения.
Сферу
«профанного»
образует
повседневная жизнь
.
Религия
есть
особая форма выражения общественных
сил, которые стоят выше индивидов и подчиняют их себе. Религия дает понимание
социальной реальности в мифологической форме
, пытается перевести социальные отношения на понятный язык.
Источником религии
Э. Дюркгейм считает
общественно-психологический процесс общения.
Со своей стороны
религия
выполняет ряд
функций
, главными из которых являются
создание и укрепление общественной солидарности.
На основе
анализа австралийской тотемной системы
Э. Дюркгейм сделал вывод о
тождестве религиозного и социального. «Священные» вещи
представляют собой
символы общественного единства.
У австралийских туземцев в качестве символа клана выступает
тотем.
И
современное общество
религиозно, даже если интеграция находит выражение в национальных и политических символах.
На базе коллективной психологии
интерпретировал религию французский философ-позитивист, социолог и психолог Л.
Леви-Брюль
(1857–1939). Он полагал, что
различным социально-историческим типам общества соответствуют различные формы мышления. Первобытное мышление
является
мистическим
и одновременно
пралогическим
, нечувствительным к противоречиям и непроницаемым для опыта. Оно
подчинено закону партиципации (сопричастия).
Партиципация состоит в том, что мышление всюду видит разнообразные формы передачи свойств путем переноса, соприкосновения, передачи на расстояние посредством заражения, осквернения, овладения.
Пралогическое и логическое,
иррациональное и рациональное, закон противоречия и закон партиципации
сосуществуют
. Но если
в первобытном обществе преобладает пралогическое
,
то в дальнейшем
происходит
расширение сектора логического мышления.
Наряду
с обычаем и языком к коллективным представлениям
Л. Леви-Брюль относил
и верования
.
Коллективные представления служат «основанием» религиозных институтов
(и не только их) в силу следующих свойств: они носят императивный повелительный характер, передаются из поколения в поколение, навязываются отдельным личностям, пробуждая в них чувства уважения, страха, поклонения в отношении своих объектов, не зависят в своем бытии от отдельной личности; они не являются продуктом интеллектуальной обработки.
В цивилизованных обществах мышление способно анализировать объект веры рационально-логически, но он дается и в коллективных представлениях:
в современном молении в состоянии экстаза происходит слияние субъекта и объекта. Л. Леви-Брюль делает следующий прогноз:
логическое мышление никогда не сможет сделаться универсальным наследником пралогического мышления.
5. Явления религиозного сознания в свете теории невроза П. Жане. Описание и психологическая интерпретация навязчивой идеи «одержимости бесом».
Жан Мартин Шарко (1825–1930), исследуя мистицизм, определял демонические наваждения как порождение истерии, а исцеления верой считал самовнушением. Сходные взгляды высказывал Пьер Жане (1859–1947) — ученик Шарко, основатель психологии образа действия, исследовал психопатологии. В своей книге «Неврозы и фиксированные идеи» (посвящена рел. феноменам) разработал психологическую концепцию неврозов, согласно которой они возникают из-за функциональных нарушений высших функций психики и потери баланса между высшими и низшими психическими функциями. Там же он дает подробный медицинский анализ случая «одержимостью бесами», который был квалифицирован им как невроз и излечен с помощью гипноза. Наблюдая за своими пациентами, впадающими в мистическое состояние, например, религиозный экстаз, во время которого пациент находился в позе распятого, или же одержимость злыми силами, левитацию, появление стигматов: такое состояние Жане называл психастенией».
⇐ Предыдущая2Следующая ⇒