Стрессовых ситуаций за последние месяцы было предостаточно – мы переживали из-за здоровья, работы, детей, ограничений… Почему одни страдали сильнее, а у других в жизни как будто мало что изменилось? От чего вообще зависит наша реакция на стресс – и под силу ли человеку ее изменить?
Давайте зададим себе вопрос: в результате чего у человека возникают отрицательные психические (эмоциональные) состояния? Из-за чего мы боимся, злимся, тревожимся, раздражаемся, чувствуем вину и стыд, гневаемся, испытываем муки совести или любые другие негативные эмоции? Какова причина всех этих состояний, которые в быту часто называют одним словом — стресс?
Да, есть стресс физиологический (биологический) и психологический. Приведу простой пример. Биологический стресс — это физиологическое напряжение, которое испытает человек, если поливать его холодной водой в жаркий день. Что произойдет? Голова втянется в плечи, лицо сморщится, по телу пойдет дрожь, случится сосудистый спазм. Эти физиологические реакции проявятся у подавляющего числа людей в данной ситуации.
А вот психологически люди по-разному отнесутся к тому, что с ними произойдет. Скорее всего, большинство будет недовольно этим событием, начнет жаловаться, возмущаться: «Ой-ой! Прекратите немедленно, мне плохо!». А кто-то отреагирует радостно: «Эге-гей! Давай еще! Ура!». Очевидно, что первые могут дойти до эмоциональной перегрузки, стресса, а вторые — нет. Хотя физиологическая реакция у них будет одинаковая.
Нас, конечно же, интересует психологическое напряжение, а не биологическое. Поэтому в дальнейшем под словом «стресс» будем иметь в виду исключительно эмоциональное напряжение высокой интенсивности.
Самые стрессовые события жизни, таблица
Существует достаточно много определений стресса, но мы возьмем наиболее понятное широкому кругу читателей. Итак, стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — это состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения1.
Какова же причина стресса (эмоционального напряжения) с точки зрения современной научной психологической мысли? Из-за чего люди испытывают стресс? По мнению многих исследователей (к счастью, далеко не всех, а почему к счастью — читайте дальше), причина стресса — это так называемые стрессогенные факторы, или стрессоры, то есть события и ситуации.
Создано огромное количество классификаций стрессогенных факторов, по которым даже дается оценка интенсивности стрессогенности. Приведу только одну из них. Эту шкалу создали психиатры Томас Холмс и Ричард Рэй на основе опроса более 400 мужчин и женщин разного возраста, с различным образованием, семейным положением и из разных культур. Им предлагалось оценить уровень стресса при наступлении каждого из этих событий.
Жизненное событие | Интенсивность стресса |
Смерть партнера по браку | 100 |
Развод | 75 |
Разлука с партнером по браку | 65 |
Тюремное заключение | 63 |
Смерть близкого члена семьи | 63 |
Травма или болезнь | 53 |
Вступление в брак | 50 |
Увольнение с работы | 47 |
Воссоединение с партнером по браку | 45 |
Выход на пенсию | 45 |
Проблемы со здоровьем у члена семьи | 44 |
Беременность | 40 |
Сексуальные проблемы | 39 |
Появление нового члена семьи | 39 |
Приспособление к изменениям на работе | 39 |
Изменение финансового статуса | 38 |
Смерть близкого друга | 37 |
Переход на другую работу | 36 |
Прекращение права выкупа заложенного имущества | 30 |
Смена круга обязанностей на работе | 29 |
Уход сына или дочери из дома | 29 |
Трудности с домочадцами | 29 |
Выдающееся личное достижение | 28 |
Жена пошла работать или бросила работу | 26 |
Поступление в школу или ее окончание | 26 |
Изменение условий жизни | 25 |
Пересмотр личных привычек | 24 |
Трудности с начальником | 23 |
Смена места жительства | 20 |
Переход в другую школу | 20 |
Смена развлечения | 19 |
Изменения в религиозной жизни | 19 |
Изменения в общественной жизни | 18 |
Изменение распорядка сна | 16 |
Изменения привычек в еде | 15 |
Отпуск, каникулы | 13 |
Рождество | 12 |
Небольшие нарушения закона | 11 |
Два вида стрессового напряжения
Стресс имеет психически-эмоциональную или физическую природу. Психоэмоциональное стрессовое состояние свойственно как животным, так и людям. Часто возникает вследствие перемены окружающей среды и имеется высокая степень неясности и психологического напряжения. Они, в свою очередь, вызывают напряжение, что и является психологическим эмоциональным стрессом.
Иногда стрессовое перенапряжение вызываются определенными физическими явлениями или внешними раздражителями, такими как различные изменения погоды или даже инфекция, попавшая в организм. В любом из этих случаев реакция организма одинакова. Организму нужно уметь приспосабливаться и адаптироваться к новым условиям. Адаптация протекает за счет слаженной работы надпочечников гипофиза и головного мозга.
Заболевание — адаптация организма к новым условиям через стресс
Во время стрессового напряжения активизируются все механизмы приспособления вашего организма, повышая устойчивость психологического восприятия, работоспособность, активируются все реакции, и вы ощущаете прилив жизненных сил. Все это способствует адаптации к новым ситуациям, что благоприятно сказывается на выживании.
Организм имеет возможность сам устранять причины стресса, если его механизмы приспособления достаточно сильны. Но если такие механизмы ослаблены, то возбудители будут действовать на протяжении длительного времени. При постоянных и длительных стрессах происходит истощение и угнетение иммунной системы. Все системы организма реагируют на стрессовое перенапряжение в разной степени. В большинстве случаев стресс является основной причиной различных нарушений психологического характера, эндокринной системы и таких заболеваний, как язва желудка, гипертония, атеросклероз и инфаркт миокарда.
Чтобы спастись в минуты опасности человек способен на многое, чего ранее даже и не думал делать. Все ресурсы вашего организма направляются на борьбу и преодоление всех препятствий.
Доказано, что организму незначительные стрессы не только не вредны, а даже полезны. Поскольку они стимулируют вас находить выход из сложившихся затруднительных ситуаций. Развитие силы воли и самовоспитание не позволит перейти стрессу в более серьезную стадию – депрессию, и способствует поддержанию психологического равновесия.
Почему люди по-разному переживают стресс
Можно привести немало других шкал и классификаций, только с одним большим и жирным «но». Подход, на основе которого проводилось это исследование, в корне неверен. На самом деле исследователи и ученые, которые говорят, что стресс (эмоциональное напряжение) является следствием событий и ситуаций, не правы! Поясню свою мысль.
Давайте возьмем любую ситуацию, даже самую стрессовую: смерть человека. И выясним, что, оказывается, на земле существуют люди, которые радуются смерти горячо любимых родственников. Эти люди воспитаны в других культурных и философско-религиозных традициях. Например, точно известно, что буддисты относятся к смерти иначе, чем европейцы. Речь не об эмоциональном состоянии человека, а об интенсивности проявления этого переживания.
Еще раз. Это важно. Мы разбираем не разные, а одинаковые ситуации. Например, мы не рассматриваем смерть богатого родственника, оставившего наследство, и смерть бедного родственника, оставившего лишь долги. И выясняется, что в абсолютно одинаковой ситуации люди могут иметь очень разные эмоциональные реакции:
- одни люди будут предаваться горю всю свою жизнь. Это лишит их сил и возможностей для созидания чего-то ценного. Именно такие люди, потеряв близкого человека, спиваются или уходят из жизни;
- другие будут горевать, но это не лишит их самой жизни. Через какое-то время они оправятся от горя и пойдут дальше;
- третьи будут искренне улыбаться, бить в барабаны и танцевать вокруг костров, радуясь, что их близкий человек наконец-то покинул этот мир и теперь находится в том месте, где ему несравненно лучше.
Можем взять ситуацию, менее травмирующую человека, воспитанного в нашей культуре, например, автомобильную пробку. И тоже увидим разную психологическую реакцию. Для одного человека затор будет сильным стрессогенным фактором, а для другого вовсе нет, хотя на работу они опаздывают оба и начальники у них злые. Один приедет вымотанным и опустошенным, а второй вполне себе в ресурсном состоянии.
Можно и дальше приводить примеры, когда в очень похожих жизненных ситуациях люди испытывают разные по интенсивности, а иногда и по знаку психические состояния. А значит, и стресс одинаково будут переживать далеко не все.
Стресс: основные стадии развития
Диапазон реакции на стрессовое событие включает разнообразные состояния возбуждения и торможения, в том числе состояния, именуемые аффективными. Процесс протекания стрессового состояния состоит из трех этапов.
Этап 1. Эмоциональная реакция тревоги.
На данном этапе проявляется первая ответная реакция организма на воздействие стрессовых факторов. Продолжительность данной фазы строго индивидуальна: у некоторых людей нарастание напряжение проходит за считанные минуты, у других нарастание тревоги осуществляется в течение нескольких недель. Снижается уровень сопротивляемости организма внешним раздражителям, ослабевает самоконтроль. Человек постепенно утрачивает возможность полноценно управлять своими действиями, теряет самообладание. Изменяется его поведение на полностью противоположные действия (например: спокойный, выдержанный человек становится импульсивным, агрессивным). Особа избегает социальных контактов, появляется отчуждение в отношении с близкими, увеличивается дистанция в общении с приятелями, коллегами. Влияние дистресса оказывает разрушительное воздействие на психику. Чрезмерное эмоциональное напряжение может вызвать дезорганизацию, дезориентацию и деперсонализацию.
Этап 2. Сопротивление и адаптация.
В данной фазе проходит максимальная активизация и усиление сопротивления организма раздражителю. Длительное воздействие стрессового фактора обеспечивает постепенное приспособление к его воздействию. Сопротивляемость организма значительно превышает норму. Именно на этой стадии индивид способен проанализировать, выбрать самый эффективный способ и справиться со стрессором.
Этап 3. Истощение.
Исчерпав имеющиеся энергетические ресурсы вследствие воздействия стрессора в течение продолжительного срока, человек ощущает сильное утомление, опустошение, усталость. Присоединяется чувство вины, появляются повторные признаки этапа тревоги. Однако в данной фазе способность организма к реадаптации утрачена, особа становится бессильной предпринять какие-либо действия. Появляются расстройства органической природы, возникают тяжелые патологические психосоматические состояния.
У каждой особы «запрограммирован» с детских лет свой персональный сценарий поведения в стрессовой ситуации, воспроизводимый по частоте, форме проявления реакции стресса. Некоторые испытывают воздействие стрессоров ежедневно в небольших дозах, другие испытывают дистресс редко, но в полном объеме мучительных проявлений. Также для каждого человека свойственна индивидуальная направленность агрессии в состоянии стресса. Один обвиняет исключительно самого себя, запуская механизмы развития депрессивных состояний. Другая особа находит причины своих бед в окружающих людях и выдвигает безосновательные претензии, нередко в крайне агрессивной форме, становясь социально опасной персоной.
Причина стресса — внутри человека
Из этого можно сделать вывод, что причиной стресса является не ситуация или событие, а что-то, что скрыто внутри человека! И с нашими выводами согласны многие ученые.
Например, американские специалисты Дж. С. Эверли и Роберт Розенфельд издали в 1985 году книгу «Стресс: природа и лечение». Основная ее мысль заключается в том, что далеко не все события и явления (внешние или внутренние) становятся стрессорами, то есть выполняют стрессогенную функцию. Если раздражитель не интерпретируется конкретным человеком как угроза или нечто, несущее негативное последствие, то стрессовая реакция у него вообще не возникает! Таким образом, большинство стрессовых реакций, испытываемых людьми, на самом деле, по мнению Эверли и Розенфельда, создаются ими самими! Я специально выделил слово интерпретируется, для которого в русском языке есть хороший синоним толкуется.
Задолго до Эверли и Розенфельда, в 1966 году американский психиатр Ричард Лазарус издает книгу Psychological Stress and Coping Process, в которой транслируется мнение, что факт появления психологического стресса и его интенсивность зависят от личностных особенностей конкретного индивида. Этот подход получил название когнитивной теории стресса Лазаруса. Очень яркая и помогающая теория, которая почему-то почти не используется психотерапевтами…
А раз мы теперь знаем, что люди испытывают различные по интенсивности и знаку состояния при одинаковых событиях и ситуациях, то важно найти ответ на вопрос, в чем разница между этими людьми. Ответив на этот вопрос, мы сможем попробовать изменить внутри себя то, что является истинной причиной стресса, автоматически получив в результате этого ресурс, который раньше расходовался на негативные состояния.
Психологические механизмы стресса
Возникновение эмоционального напряжения при стрессе – адаптационная реакция организма, появляющаяся и нарастающая в результате взаимодействия физиологических систем и механизмов в сочетании с психологическими методами реагирования.
В физиологической группе стрессовых механизмов задействованы:
- Субкортикальная система, которая активизирует работу коры головного мозга;
- Симпатическая автономная система, подготавливающая организм к неожиданному воздействию стрессоров, интенсифицирующая сердечную деятельность, стимулирующая снабжение глюкозой;
- Субкортикальные двигательные центры, управляющие врожденными инстинктивными, двигательными, мимическими, пантомимическими механизмами;
- Органы внутренней секреции;
- Механизмы обратной афферентации, передающие нервные импульсы через интерорецепторы и проприорецепторы от внутренних органов и мышц обратно в зоны головного мозга.
Психологические механизмы – установки, сформированные и зафиксированные на уровне подсознания, возникающие как ответная реакция на воздействие стрессовых факторов. Психологические схемы призваны защитить психику человека от негативных последствий воздействия стрессоров. Не все эти механизмы безобидны, они часто не позволяют оценить правильно событие, нередко наносят вред социальной деятельности индивида.
Психологические защитные схемы включают семь механизмов:
- Подавление. Основной механизм, назначение которого – удаление имеющихся желаний из сознания в случае невозможности их удовлетворения. Вытеснение ощущений и воспоминаний может быть частичным или полным, в результате чего особа постепенно забывает прошлые события. Часто является источником возникновения новых проблем (например: человек забывает данные ранее обещания). Нередко становится причиной возникновения соматических заболеваний (головные боли, сердечные патологии, онкологические заболевания).
- Отрицание. Индивид отрицает факт свершения какого-либо события, «уходит» в фантазию. Нередко человек не замечает противоречий в своих суждениях и действиях, поэтому часто воспринимается окружающими как несерьезная, безответственная, неадекватная личность.
- Рационализация. Способ самооправдания, создание якобы логичных моральных аргументов для объяснения и оправдания неприемлемого обществом поведения, возникающих собственных желаний и мыслей.
- Инверсия. Сознательная замена истинных мыслей и ощущений, реально проводимых действий на полностью противоположные.
- Проекция. Индивид проецирует на окружающих, приписывает другим людям свои собственные отрицательные качества, негативные мысли, нездоровые ощущения. Является механизмом самооправдания.
- Изоляция. Самая опасная схема реагирования. Особа отделяет угрожающую составляющую, опасную ситуацию от своей личности в целом. Может привести к раздвоению личности, стать причиной развития шизофрении.
- Регрессия. Субъект возвращается к примитивным способам реагирования на стрессовые факторы.
Существует и иная классификация типов защитных механизмов, разделенная в две группы.
Группа 1. Схемы нарушения приема информации
- Перцептивная защита;
- Вытеснение;
- Подавление;
- Отрицание.
Группа 2. Схемы нарушения переработки информации
- Проекция;
- Интеллектуализация;
- Обособление;
- Переоценка (рационализация, защитная реакция, экспиация, иллюзия).
Почему люди по-разному реагируют на одну и ту же стрессовую ситуацию?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю ввести очередную модель, согласно которой жизнь человека — это путешествие, а сам человек — путешественник.
Этот путешественник — каждый из нас. Мы идем по жизни, выбирая цель и двигаясь к ней. До цели могут быть сотни или тысячи километров, но мы все равно пытаемся пройти наш путь, преодолев все препятствия, и получить то, чего хотим.
Скажите, а откуда, собственно, человек-путешественник знает, что где-то есть то, чего он может достигнуть?
Предположим, человек хочет поехать в Бразилию на карнавал, а сам при этом живет в забытом всеми городишке. Никто из его знакомых никогда в Бразилии не был. Сам он тоже там не бывал. Как он узнает о существовании Бразилии? Ответ достаточно простой: он посмотрел карнавал по телевизору, прочитал книгу про эту страну или увидел ее на карте.
Итак, о возможных целях нам рассказывает социум, мы получаем от общества определенные знания о мире. От родителей, школьных учителей, друзей, режиссеров, писателей, блогеров и так далее. И эти знания о мире в рамках той модели, о которой мы говорим, будут называться словом карта.
То есть человек — это путешественник, исследующий реальный мир. Но в голове у него есть карта, где этот мир изображен. Карта — это представления о том мире, в котором каждый из нас передвигается и живет, или, если хотите, мировоззрение (воззрение на мир), данное нам обществом, которое нас окружает.
Далеко не вся информация на карте нанесена нами самими. Большая ее часть лично нами не проверена. Но зачастую мы верим в нее как в нерушимый догмат, потому что привыкли так думать. Потому что нам в детстве что-то рассказали люди, которым мы доверяли на 100 процентов, — наши эмоциональные авторитеты (мамы и папы и другие близкие).
Так вот, на картах мы отмечаем наши цели и прокладываем маршруты. А путешествуем (живем) мы в реальном мире. И теперь, внимание, мы исследуем вопрос: что такого разного есть на картах, что люди, попав в одинаковую жизненную ситуацию, реагируют на нее по-разному?
Понятие стресса
Стресс (англ. stress) – неспецифическое (аномальное) состояние или реакция организма на различные неблагоприятные факторы (стрессоры), воздействующие на него. Среди наиболее популярных стрессоров выделяют – страхи, конфликты, недостаток денежных средств.
Среди симптомов стресса выделяют – раздражительность, гнев, бессонница, пассивность, вялость, недовольство окружающим миром и другие признаки.
Интересным фактом является то, что небольшие стрессовые ситуации необходимы человеку, т.к. они играют важную роль в дальнейших благоприятных изменениях в жизни самого человека. Это связано с выбросом во время стрессовой ситуации в кровь человека адреналина, а также другими биохимическими реакциями, которые способствуют человека решать ту или иную задачу, которая возможно длиться в жизни человека не один год.
Один из примеров, который ярко отображает данную картину: В 90х годах один человек прогорел на бизнесе, причем таким образом, что остался еще и в больших долгах, примерно в 1 млн. долларов. Эта стрессовая ситуация заставила человека мобилизировать все свои умственные и другие способности для решения данного вопроса. Через некоторое время он решил сделать несколько видов салатов и предложить их на реализацию в один из столичных магазинов. Его салаты быстро раскупили, и уже буквально через год он поставлял салаты во многие столичные супермаркеты, что позволило ему отдавать долг.
Другой пример, который часто называют «инстинктом самосохранения» — когда человек находиться в смертельной опасности, он может решить этот вопрос таким образом, что в нормальном состоянии это просто невозможно.
Конечно, ситуации различные, и пути решения также, но думаю, в целом, картину Вы понимаете.
Помимо положительного эффекта, стресс может способствовать и негативным последствиям. Когда человек постоянно подвержен стрессовым ситуациям, его организм усиленно растрачивает свои силы (энергию), что приводит к его быстрому истощению. Поскольку все органы находятся в напряженном состоянии, они более подвержены к вторичным неблагоприятным факторам, например – болезням.
Ярким примером является ситуация, когда под стрессом человек заболевает гриппом, псориазом, нарушается речевой аппарат (заикание) и др.
Кроме всего, сильный стресс или внезапная стрессовая ситуация иногда приводит человека к инфаркту миокарда.
Также при сильном, длительном и частом стрессе, развивается ряд патологических изменений, выражающихся в различных заболеваниях психической, нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, иммунной и других системах. Организм истощается, слабеет, теряет способность решать или выходить из стрессовой ситуации.
Таким образом, ученые установили два основных вида стресса – эустресс (положительный стресс) и дистресс (отрицательный стресс). О видах поговорим позже, а сейчас перейдем к рассмотрению симптомов (реакций) организма на стрессовые ситуации.
Поведение человека в трудных ситуациях
Библиографическое описание:
Поведение человека в трудных ситуациях / М. К. Кадырова, Д. Э. Абдувахобова, О. Э. Эшмурадов [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11761/ (дата обращения: 08.10.2020).
Настоящая статья посвящена рассмотрению конфликта как трудной жизненной ситуации. Конфликты существовали всегда, а конфликтология как наука возникла совсем недавно. О конфликте писали еще древние мудрецы, хотя это слово не употреблялось в те времена. Многие из них рассматривали конфликт с позиции осуждения ссор и столкновений между людьми и советовали их избегать.
Ключевые слова и фразы: эмоциональные переживания, ситуативная тревожность, конфликтоустойчивость, мотивационный компонент-состояние
Слово конфликт пришло в русский и другие языки из латыни. Это одно из тех международных слов, которые радуют переводчиков, они не нуждаются в переводе, поскольку понятны и так: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково.
Жизнь человека представляет собой череду всевозможных ситуаций, многие из которых в силу их повторяемости и похожести становятся привычными. В них человек действует во многом на уровне автоматизмов. В таких ситуациях расход психических и физических сил сведен к минимуму. В силу своей трудности он и требуют мобилизации и психических и физических ресурсов. Человек, находящийся в трудной ситуации, получает информацию о разных ее элементах: о внешних условиях; о своих внутренних состояниях; о результатах своих собственных действий. Обработка этой информации осуществляется по средством познавательных и эмоциональных процессов. Результаты обработки этой информации влияют на поведение личности в трудной ситуации. По мнению В. Мерлина, когда человек стремится удовлетворить какой-либо мотив, он нередко сталкивается с противодействием. В результате различных внешних и внутренних противодействий возникает трудная ситуация.
Если в стремлении я личности включено собственное «Я», то такая угроза воспринимается как личная. Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности, которая в результате расшифровки значения этой информации для субъекта приобретает форму отрицательных эмоций различной модальности и силы. Роль эмоций в психологическом механизме поведения в трудных ситуациях может быть троякой. Эмоции выступают как индикатор трудности, оценка значимости ситуации для личности, фактор, приводящий к изменению поведения в ситуации. Эмоциональные переживания представляют собой важнейший компонент адаптивного поведения человека в трудно ситуации.
Ситуация может быть очень значима для личности, но, не находя выхода из нее или потеряв веру в ее конструктивное разрешение, человеку ход и тот реальности по средством активизации и механизмов психологической защиты.
Ситуация может быть объективно сложной, но наличие знаний и опыта позволяет преодолевать ее беззначительной мобилизации своих ресурсов. Например, трудность боевой операции будет различна для новичка и для бывалого воина. Таким образом, личность реагирует на ситуацию в зависимости от того, как она ее воспринимает и оценивает ее значение. Ряд специалистов (В. Небылицын, Б. Шведин, Ю. Ткаченко) отмечают роль свойств нервной системы в определении поведения человека в трудной ситуации. Так В. Небылицын отмечает, что только в экстремальных условиях, ситуациях, а не в привычных жизненных, происходит редукция выработанных способов поведения и обнажаются закрытые наслоениями опыта природные качества индивидуальной нервной организации, среди которых главное—это основные свойства нервной системы.
Следует более подробно остановиться на такой специфической реакции личности на трудную ситуацию, как психическая напряженность. Это психическое состояние личности в трудной ситуации, с помощью которого осуществляется переход от одного уровня регуляции к другому, более адекватному сложившейся обстановке. Психическая напряженность характеризуется активной перестройкой интеграцией психических процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональных компонентов.
В структуре психической напряженности выделяют побудительно-регуляционный (мотивационный, эмоциональный и волевой) и исполнительно-регуляционный (познавательный и моторный) компоненты. В зависимости от влияния напряженности на психические функции выделяют следующие ее формы (М. Дьяченко):
- Перцептивную (возникающую при затруднениях в восприятии);
- Интеллектуальную (когда человек затрудняется решить задачу);
- Эмоциональную (когда возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);
- Волевую (когда человек не может управлять собой);
- Мотивационную (связанную с борьбой мотивов).
Для психической напряженности свойственны повышенный уровень активации и значительные траты нервной системы. Среди отсроченных влияний психической напряженности выделяют возникновение продолжительных отрицательных сдвигов в настроении, повышение утомляемости, развитие фрустрации, переориентацию мотива участия во взаимодействии (деятельности). Уровень психической напряженности у различных людей может быть различным. Это в основном связано с психологической устойчивостью человека. Устойчивые и не устойчивые люди ведут себя в трудных ситуациях по разному.
Трудная ситуация показывает, что решающим фактором является ситуативная тревожность. При этом у психологически неустойчивых детей отсутствуют эффективные способы преодоления трудностей и остро переживается личностная угроза. Иногда у них наблюдается явление самоиндукции отрицательного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще более дезорганизует поведение, что приводит к возникновению «волны дезорганизации».
В последние годы появились работы, посвященные проблемам психологической устойчивости личности в ситуациях социального взаимодействия (С. Ерина, А. Анцупов). Что такое психологическая устойчивость? Это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирущего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от:
- Типа нервной системы человека;
- Опыта человека, профессиональной подготовки;
- Навыков и умений поведения и деятельности;
- Уровня развития основных познавательных структур личности.
Среди компонентов психологической устойчивости выделяют: эмоциональный, волевой, интеллектуальный познавательный), мотивационный и психомоторный. Одни исследователи считают ведущим компонентом познавательный. Часто эмоциональный и волевой компоненты представляют как эмоционально-волевую устойчивость и считают ее ведущей (М. Дьяченко, В. Власов, П. Корчемный, Н. Феденко, А. Столяренко). В некоторых исследованиях ведущим компонентом психологической устойчивости рассматривается мотивационный компонент. Несмотря на различие точек зрения относительно иерархии компонентов, по мнению большинства исследователей, психологическая устойчивость это непросто их сумма, а интегральное образование.
«Удельный вес» составляющих структурных компонентов психологической устойчивости у конкретного человека не может быть одинаков. Невозможно быть устойчивым ко всему, т. е. психологическая устойчивость — это неустойчивость вообще. Показателем устойчивости является не стабильность как таковая, вариативность. Вариативность рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задач к задаче.
Влияние психологической устойчивости и профессионального мастерства на эффективность деятельности в трудных ситуациях. Конфликтоустойчивость личности является специфическим проявлением психологической устойчивости. Она рассматривается как способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми. Как вид психологической устойчивости конфликтоустойчивость имеет свою структуру, которая включает эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный компоненты.
Эмоциональный компонент конфликтоустойчивости отражает эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия, уровень и характер возбудимости психики ее влияние на успешность общения в трудной ситуации. Заключается в умении управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях способности открыто выражать свои эмоции без оскорбления личности оппонента.
Не переходить в депрессивные состояния в случае затяжного конфликта или проигрыша в нем. Волевой компонент конфликтов устойчивости понимается как способность личности к сознательной мобилизации сил в соответствии с ситуацией взаимодействия к сознательном у контролю и управлению собой, своим поведением и психическим состоянием. Именно волевой компонент позволяет регулировать свое эмоциональное возбуждение в конфликтной ситуации. Во многом волевой компонент обеспечивает толерантность, терпимость к чужому мнению, несогласию с другим, самообладание и самоконтроль.
Познавательный компонент — это устойчивость функционирования познавательных процессов личности, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента. Он включает:
− умение определить начало предконфликтной ситуации;
− анализ причин возникновения конфликта;
− умение сводить к минимуму искажение восприятия конфликтной ситуации ии личности оппонента, атак же своего поведения;
− умение дать объективную оценку конфликта, прогнозировать его развитие и возможные последствия;
− способность быстро принимать правильные решения;
− способность выделять главную проблему конфликта, выдвигать и обосновывать альтернативные решения проблемы;
− способность к аргументации и цивилизованной полем или в условиях спора.
Мотивационный компонент-состояние внутренних побудительных сил, способствующих оптимальном у поведению в трудной ситуации взаимодействия обеспечивает адекватность побуждений складывающейся ситуации, их направленность на совместный поиск путей разрешения противоречия, устремленность на решение проблемы, возможность корректировки отстаиваемых интересов в зависимости от изменения обстановки и расстановки сил.
Психомоторный компонент обеспечивает правильность действий, их четкость и соответствие ситуации. Заключается ц умении владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой, контролировать свои позы, положения рук, ног, головы, недопускать тремора рук, дрожания голоса, нарушений, координации и скованности движений.
По своей психологической сущности конфликт может быть рассмотрен как тип трудной ситуации. Трудная ситуация жизнедеятельности характеризуется разбалансированностью системы «задача—личные возможности (или) стремления—условия среды», вызывает психическую напряженность у человека. Выделяют трудные ситуации деятельности, социального взаимодействия и внутриличностного плана. Среди трудных ситуаций социального взаимодействия могут быть рассмотрены проблемные ситуации, предконфликтные ситуации конфликты.
Поведение человека в трудной ситуации зависит от познавательных, волевых и эмоциональных процессов. В основном личность реагирует на ситуацию и ведет себя в ней в зависимости от того, как она ее воспринимает и оценивает ее значение. Кроме того, эффективность поведения в трудной ситуации зависит от свойств нервной системы и уровня психической напряженности человека. Чем выше уровень психической напряженности, тем более дезорганизовано поведение человека в трудной ситуации.
Оптимальному поведению личности в трудной ситуации помогает ее способность справиться со стрессовыми факторами. Специфическим проявлением психологической устойчивости является конфликтоустойчивость — способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия.
Глава уровни проявления и типология конфликтов важной задачей любой науки является упорядочение, приведение в систему знаний о той совокупности явлений, которые выступают объектом ее изучения. Обоснованность и детальность классификаций могут быть одним из критериев степени развития науки. Разработка проблемы классификации конфликтов-необходимый элемент системного подхода в конфликтологии.
Классификация-научный метод, заключающийся в разъединении всего множества объектов и последующем их объединении в группы на основе какого-либо признака. Признак, наличие, отсутствие или степень выраженности которого выступает критерием отнесения объекта той или иной группе, называется основанием классификации. Классификация конфликтов необходима для сравнительного изучения их существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации и т. п.
Если в качестве оснований для классификации выбирать существенные признаки конфликтов, то она будет называться естественной. Такие классификации имеют познавательное значении.
По количеству публикаций психология занимает выраженное лидирующее положение среди отраслей конфликтологии. Более четверти публикаций по проблеме конфликта подготовлено психологами.
В психологии пока не сложилось общепризнанного понимания сущности конфликта. Часть авторов трактует его как столкновение противодействие, противоречие. Иногда конфликт понимается как вид общения, ситуационная несовместимость, ситуация не найденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами; их противодействие; негативные эмоции по отношению друг к другу.
Конфликты существовали всегда, а конфликтология возникла совсем недавно — в нашем веке.
О конфликте — даже не употребляя это слово — писали еще древние мудрецы. Одни из них осуждали ссоры и столкновения между людьми и советовали их избегать. Другие, наоборот, подчеркивали, что в спорах рождается истина, что столкновения и противоречия являются движущей причиной всякого изменения и развития. Конфликт как таковой в его общих чертах не являлся специальным предметом исследования.
Литература:
- Анцупов А. Я. Конфликтология. «Ульяновский Дом печати», 1996.
- Кармин А. С. Конфликтология. Издательство «Лань», 1999.
- Леонов Н. И. Конфликтология. Издательство «Лань», 1997.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: трудная ситуация, психологическая устойчивость, психическая напряженность, ситуация, социальное взаимодействие, конфликт, нервная система, поведение человека, волевой компонент, конфликтная ситуация.
Боремся со стрессом: простые и эффективные методы
Итак, вы разобрались в своих эмоциях и переживаниях, приложили максимум усилий для устранения раздражающих факторов и вышли на тропу войны со стрессовыми ситуациями. Это похвально, но нужно приложить дополнительные усилия для скорейшего устранения последствий эмоциональных переживаний. Рекомендации предельно простые, но от того не менее эффективные.
- Чаще бываем на свежем воздухе. Гуляйте каждый день, минимум по полчаса, лучше – перед сном. Пробежки пока ни к чему – все равно бег не будет в удовольствие. Отдавайте предпочтение неспешным прогулкам, вдыхайте как можно больше свежего воздуха (для извлечения максимальной пользы из упражнения, лучше проводить его на природе), получайте удовольствие от окружающей обстановки.
Посмотрите, насколько красив мир вокруг, как кипит жизнь рядом с вами. Почувствовав, что вы достаточно нагулялись, придите домой – во-первых, вы будете гораздо лучше себя чувствовать во время отдыха, во-вторых, быстрее и крепче уснете, да и сны будут более яркими и интересными. - Занимаемся дыхательной гимнастикой. Почувствовав ненужные переживания и нервное напряжение, старайтесь избавляться от всего этого на первых же стадиях. Не ждите, пока незначительные волнения соберутся в кучу и перерастут в стресс. Можете использовать следующее нехитрое упражнение: удобнее расположитесь в кресле или на диване. Руки положите на живот. Дышите медленно, через нос. Живот, при этом, должен расширяться. После сделайте выдох, так, как и вдыхали, т.е. медленно и через нос. Повторите порядка 30 раз. В результате вы станете гораздо спокойнее – дыхательная гимнастика поможет организму перенастроиться на нормальный ритм и избавит от стрессов.
- Радуемся любым мелочам. Почувствовав эмоциональное напряжение, стараемся всеми силами от него избавиться. Делается это очень просто – достаточно вспомнить хотя бы 5 счастливых моментов: поход в кино на выходных, забавные выходки ребенка, свежий анекдот от коллеги, покупка нового платья, да даже просто хорошая погода! Выведите себя на максимально положительный настрой, и стресс обязательно отступит.
- Правильно планируем свой день. Нередко у человека возникают стрессы из-за того, что он не успевает справиться со всеми запланированными делами. Секрет прост и эффективен – составляйте график дел и четко следуйте ему. На первые места выставляйте самые трудные и важные задания. Начав действовать в соответствии с планом, сохраняйте спокойствие, не хватайтесь за другие дела, пока не закроете текущий пункт. Справившись с самой сложной задачей, вы станете более уверенным в себе, и выполнение последующих дел будет казаться не таким трудным и обременительным.
- Держим мозг разгруженным. Есть такие прекрасные вещи как органайзеры – подходящее приложение можно скачать на любой телефон. Не особо доверяете электронике? Используйте обыкновенный блокнот. Не нужно держать в голове информацию о днях рождения всех знакомых, телефонных номерах, покупках, запланированных походах в поликлинику и т.д. Записывайте по максимуму – мозг будет вам благодарен.
- Наводим порядок на рабочем месте. Рабочий стол, как на месте осуществления трудовой деятельности, так и дома, должен быть в порядке. Отсутствие лишних предметов позволит вам лучше концентрироваться на текущих делах и избавиться от раздражительности.
- Читаем. При возникновении эмоционального раздражения или нервного возбуждения, по возможности отвлекаемся от основного занятия и уделяем время интересной книге или любому другому делу, приносящему удовольствие.
- Общаемся. Рекомендация актуальна не для всех случаев. Во-первых, рассказывать о своих проблемах кому-либо стоит, только если вы уверены в человеке, во-вторых, если после «излияния души» вам действительно становится легче.
Перечисленные общие рекомендации помогают бороться с первыми проявлениями стресса. Наряду с этим, у многих пациентов состояние может ухудшаться и усугубляться гораздо сильнее. Если вы чувствуете, что не можете справиться со стрессом самостоятельно, обратитесь к врачу.