Психосоциальная и биосоциальная проблемы в психологии

Если у нас проблемы, то самое лучшее, что мы можем сделать — это поискать причины в себе — этот мудрый совет нам дают все, включая меня. Например, если ты связалась с мужем тираном, то ищи причину в себе и устраняй ее, иначе все повторится. Все верно, однако на этом пути нас поджидает одна неприятная ловушка, которая заключается в том, что поиски причин часто подменяются поиском оправданий. И результаты таких поисков проблему решить не помогают, но усугубляют, вгоняя искательницу в еще большее отчаяние.

Что такое психологическая проблема

Большинство причин дискомфорта, неуспеха, любого рода зависимостей, неудовлетворенности и стрессов находятся в психике (в сердце), а внешние события в жизни лишь усугубляют внутренние причины. Любые психологические проблемы причиняют человеку явные или латентные страдания. Человеку по этой причине с огромным трудом удается поменять себя и свое положение. Однако, даже что-то поменяв, не всегда удается добиться удовлетворения и душевной гармонии.

В этом случае можно открыто сказать, что проблема преимущественно психологическая, душевная, а не внешняя, общественная. В этом случае психотерапевт может помочь человеку стать уверенной и гармоничной личностью. Достаточно приложить определенные усилия, время и профессиональные знания специалиста, и данная проблема вполне возможно решится.

Как быстро избавиться от психологических проблем?

Такой вопрос я часто слышу от людей, которые обращаются к психологу впервые.

В наше нарциссическое время сейчас все хотят получать БЫСТРЫЕ результаты:

➽Быстро выйти замуж

➽Быстро заработать миллион рублей

➽Быстро похудеть и так далее…

Представьте теперь себе вот такую вот ситуацию:

Приходит человек в фитнесс-клуб и говорит тренеру: «Мне бы надо похудеть килограмм на 30, а потом, после того, как я сброшу вес, мне надо еще и подкачаться. Хочу иметь красивое тело — чтобы попка была, как орЭшЭк и кубики еще хочу на животе. Но главное — мне надо быстро! К отпуску. Этак за 2-3 посещений спортзала. Как мне быстро привести себя в порядок?»

Звучит смешно и нелепо. Правда? =)

Ни один здравомыслящий человек не озвучит такой запрос. Особенно, если его тело никогда не было знакомо со спортом и копил он на себе эти лишние килограммы лет 30-40-50…

Здравомыслящие люди прекрасно понимают, что для достижения подобных целей нужны будут месяцы, а то и годы регулярной работы над собой.

Но вот что касается психологической работы над собой — здесь все не так очевидно. Человек приходит к психологу впервые и приносит на себе килограмм 30 лишних психологических защит, малоадаптивных установок, отработанных до автаматизма паттернов поведения, кучу подавленных и вытесненных чувств. И просит избавить их от него так же за 2-3 встречи. А ведь он тоже все это на себе собирал лет 30-40-50… А избавиться от этого хочет за несколько встреч…

И когда психолог объясняет, что запрос не реальный, многие начинают злиться, ругаться, обвинять в мошенничестве и в вымогании денег…

Вот с такими вот трудностями мы ежедневно сталкиваемся в процессе работы с клиентскими запросами.

Поэтому тренинги типа:

➽Как выйти замуж за три месяца

➽Как заработать миллион за полгода

➽Как за 30 дней избавиться от лишнего веса

Очень хорошо продаются! А то, что в результате 99 % учеников не достигают обещанного результата — это уже тренерами умалчивается…

А неказистая психотерапия, где мы предлагаем долгую, трудную, кропотливую работу над собой, естественно, пока что не очень востребована… Но зато дает результаты. Только не быстро!

Но дает! И это хорошая новость! Постепенно, в процессе терапии, человек начинает чувствовать себя лучше, спокойнее, начинает потихоньку решать проблемы, которые не решались годами… И тогда уже становится очевидным, что здесь важнее не скорость, а осознанность и мотивация к изменениям.

Более того, я замечаю, что если клиент суетится и хочет ускорить процессы — он никак не может сосредоточиться и постоянно «буксует» на одном месте…

Да, безусловно, некоторые проблемы клиентов могут быть решены за 2-3 встречи. Но это, как правило, ситуационные задачи, не предполагающие трансформации личности клиента, а требующие простых ответов на вопросы: «Что конкретно сейчас, в этой ситуации можно сделать, чтобы «потушить пожар»?», либо быстро снизить выраженность переживаний.

Но большинство запросов требуют ХОТЯ БЫ краткосрочной терапии — около 10 встреч, чтобы получить ощутимый результат. А это 2,5 месяца работы (классическая международная практика — 1 встреча в неделю). Но ДАЖЕ ЭТО для многих видится чрезмерно долгим…

И тогда люди хотят быстро, а быстро не получается…

Мне в таких ситуациях вспоминается анекдот:

— Почему чукчи утром картошку сажают, а вечером уже выкапывают?

— Очень кушать хочется…

Но ведь так мы ничего не вырастим… Правда?

Поэтому, когда мне задают подобный вопрос: «Как БЫСТРО избавиться от психологических проблем», он для меня звучит, как аналогичный вопрос фитнесс-тренеру: «Как БЫСТРО избавиться от лишних килограмм и привести себя в форму?». Или: «Как вырастить картошку за один день?»

И я честно отвечаю: Я не знаю…

Copyright © Ирина Шевцова

vk.com/life_in_harmony_spb

Возникновение психологических трудностей

Обычно психологические комплексы возникают тогда, когда у личности есть бессознательная психологическая фиксация на каком-либо объекте или субъекте, как бы связанных (по мнению самой личности) с достижением желаемого результата. А у любого человека есть всего два вида желаний:

  • что-то получить (обладание, развитие, реализация, стремление и прочее), другими словами «стремление к…»;
  • от чего-то избавиться (побег, уничтожение, освобождение и прочее), иными словами «стремление от…».

Если этого не удается достигнуть, возникает проблема. Этот вопрос и есть основная проблема практической психологии.

Причины возникновения сложностей

Трудности имеют психологические, социальные и физиологические предпосылки.

К психологическим причинам относятся:

  • неудовлетворенные потребности;
  • жизнь против своей природы;
  • систематическое подавление чувств, эмоций, желаний.

Говоря простыми словами, человек или переживает из-за того, что ему чего-то не хватает, или страдает от того, что не может от чего-то избавиться. Так или иначе, речь идет о самоподавлении. Это и делает индивида несчастным.

Интересно! У большинства людей привычка подавлять эмоции, чувства и желания появляется еще в детстве, когда родители то и дело твердят: «Не кричи», «Не реви», «Обойдешься», «Это нельзя», «Я тоже много чего не хочу, но надо».

Вторая группа психологических предпосылок – сильные эмоциональные потрясения или множество мелких переживаний. Например, к сильному потрясению относится смерть кого-то из близких. Пример частых мелких потрясений – систематические унижения, оскорбления, побои.

К социально-психологическим причинам относятся:

  • бедность или нестабильный заработок, задержки выплат, смутные перспективы;
  • безработица;
  • нестабильная обстановка в обществе;
  • резкие изменения в жизни (развод, переезд, смена работы, увольнение, свадьба, выход на пенсию).

Кроме этого, можно выделить физиологические причины психологических проблем. Затяжная или тяжелая болезнь, травмы головы, опухоли, интоксикации, гормональный сбой тоже могут вызвать нарушения. Аномальная работа нейромедиаторов приводит к депрессии, тревожным расстройствам, апатии, раздражительности и прочим проблемам.

Заниженная самооценка

Основная проблема психологического плана, по мнению большинства психологов, – низкая самооценка огромного количества людей.

Низкая самооценка может влиять на различные аспекты жизни человека. Люди с низкой самооценкой обычно могут говорить много негативных вещей о себе. Они могут критиковать себя, свои действия и способности или шутить о себе с сарказмом. Люди с заниженной самооценкой обычно сомневаются в себе или винят себя, когда встречают какие-либо препятствия на своем пути. Также они могут не признавать свои положительные качества. Когда человеку с низкой самооценкой делают комплименты, он может просто подумать, что ему льстят или преувеличивают его положительные качества.

Такие люди не ценят свои способности и сосредоточиваются на том, чего они не сделали, или на ошибках, которые они совершили. Люди с низкой самооценкой могут ожидать, что у них ничего не получится. Они часто чувствуют себя подавленными и тревожными. Низкая самооценка может повлиять на производительность на работе или в школе. Люди с низкой уверенностью достигают меньшего по сравнению с людьми с адекватной самооценкой, потому что они считают, что они менее достойны и способны, чем другие.

Такая категория людей стремится избегать проблем, опасаясь, что они не справятся. Люди, не ценящие себя, могут трудиться очень много и заставлять себя перерабатывать, потому что они считают, что им нужно скрыть мнимые недостатки. Они с трудом верят в любые положительные результаты, полученные ими. Заниженная самооценка делает человека стеснительным и очень застенчивым, не верящим в свои силы.

Душевные травмы, как причины психологических проблем

Детские травмы

Приступая к поиску причин в себе, мы обычно обращаемся к прошлому. И первая причина наших бед, которую мы находим, опирается на общеизвестное учение из психологии о том, что все проблемы берут начало в детстве. Прочитав об этом несколько статей, мы вспоминаем зарю своей жизни, и, к своему ужасу, обнаруживаем, что отношения наши с родителями оставляют желать лучшего — они нас, бедненьких, и недолюбили, и тиранили, и манипулировали без зазрения совести… Вот мы в результате и выросли боящимися близости, с низкой самооценкой и прочим букетом душевных недугов.

Причина найдена, ура! Но что дальше? Детство-то уже прошло, его не изменить… И дальше нам остается только оплакивать свою горькую судьбу, проклинать родителей и жалеть себя. Ничего больше это открытие нам не дает… Хотя нет, дает, и еще как! — Оно дает нам оправдание, универсальную индульгенцию на все наши прошлые, настоящие и будущие ошибки: что поделаешь, меня таким сделали, у меня детская травма

Даже если близкие по своей вопиющей душевной черствости не будут проявлять должного уважения и сочувствия к трагедии нашего детства, делая нам соответствующую «скидку», мы можем делать это сами. Обнаруживая, что мы где-то ошиблись или поступили некрасиво, мы, вместо того, чтобы извиниться, сделать выводы и пересмотреть свои взгляды и поведение, с облегчением спишем все на злополучную детскую травму и тяжело вздохнем. Наедине с подушкой или бокалом мы будем лить слезы, и конечно, втайне дуться на бесчувственность близких, не понимающих и не желающих нас принимать таким, какие мы есть — травмированными. Мы можем даже себе в этом не признаваться, а просто жалеть себя…

Во что такая позиция превратит нашу внутреннюю и внешнюю жизнь? Во-первых, эта жизнь не изменится — ведь у нас нет никакой возможности что-то менять. Во-вторых, мы будем все время искать того, кто нас «поймет», а если найдем, то привяжемся к нему до зависимости. В третьих, мы станем раздражительны, нетерпеливы — эти люди не понимают (а должны!), что я — личность особенная, мне скидка полагается пожизненно. На этом фоне могут расцвести буйным цветом любые пороки — ведь сами-то себе мы скидку делаем, так? А значит, и спроса с нас никакого — нам можно и скандалить, и унывать, и в деструктивные отношения ввязываться. Травма же!

Травма от неудачные прошлых отношений

Если в детстве ничего криминального обнаружено не было, а проблемы таки налицо, поищем причины поближе — в предыдущих отношениях, например. Бросил первый парень? — Вот она, травма и причина всех бед! Это он, гад такой, во всем виноват — смертельно ранил нежную девичью душу, и теперь я себя не люблю — а как тут любить, если кто-то бросил? И в созависимые отношения я вступаю тоже поэтому. И еще я стала стервой, потому что никому теперь верить не могу. Дальше все по схеме из предыдущего пункта, только теперь в области отношений.

Еще вариант: он меня обманул. Я была такая чистая-доверчивая, а он так хорошо притворялся принцем, что я поверила. Кто виноват? — Он, конечно! А еще моя доверчивость, которая, вообще-то, — добродетель. За эту добродетель я прямо мученица получаюсь — жертва негодяя, который ей коварно воспользовался. Красиво! Почти святость. И индульгенций больше. Тут даже можно уже в открытую собирать сочувствие и восхищение подруг вместе в проклятиями «козла», встретившегося на пути столь святой души: «Он тебя не стоит!» А результат? Да тот же самый… — травма опять, плюс невозможность теперь доверять никому.

Травма от деструктивных отношений с тираном

Почти то же самое происходит, когда женщина, осознав, что была или еще состоит в деструктивных отношениях, начинает себя ощущать больной, сломленной, с разрушенной душой и личностью… Тут все несколько сложнее — все эти ощущения: подавленности, разбитости, униженности, неуверенности в себе — очень реальны. И появились они в отношениях с тираном. Появились давно и усугублялись долго. И его агрессия, насилие, оскорбления тоже реальны. Все это так. Значит, травма тут налицо? И виноват, вестимо, он, парнокопытный! Он, злодей, специально ломал мою психику, мучил и издевался — и вот, я раздавлена, потому что не могла противостоять его дьявольскому искусству психологического садиста.

Однако, и здесь все не так однозначно, чтобы можно было законно почувствовать себя бедной жертвой, со всеми вытекающими саможалениями и индульгенциями. Вот например, человек пытается меня оскорбить и называет нехорошим словом. У него реально есть такое желание — оскорбить. Но оскорбляться ли мне и принимать ли это слово на свой счет или нет — это уже мое решение. Если для меня важно, что он обо мне думает и непременно хочется, чтобы думал он хорошо, то его нехорошее слово уничтожает мою иллюзию его хорошего отношения. И мне больно. От слова? — Нет, от разрушенной иллюзии и от несбывшегося желания.

А от кого зависят мои иллюзии, что он ко мне хорошо относится, и желание, чтобы это было так? От меня! Это мои собственные мечты — не более, он тут вообще ни при чем! Если я вместо этого просто приму реальность — он относится ко мне плохо, это поставит вопрос: а стоит ли с этим человеком общаться? — но никак не скажется на моей самооценке и не принесет боли. Ах, я ему верила, потому что он раньше другое пел? Ну ошиблась, значит — впредь будем лучше в людях разбираться и не верить каждому соловью. Да и верила-то ведь, если честно, потому что так хотелось верить, что проверить не догадалась…

А можно и дальше пойти и подумать — не о себе, а о нем. И тогда я увижу, что он вообще не способен ни к кому хорошо относиться, что он вообще женщин ненавидит, за людей не считает и боится. Да и себя-то не уважает… А слово это нехорошее лично ко мне вообще никакого отношения не имеет — он про всех так думает, и иначе не может. Проблемы у него, однако. Есть у него близкий человек, который его любит, а он любовь эту ни увидеть, ни принять не может, потому что беда внутри неизлечимая… Какая тогда эмоция у меня возникнет? Жалость к нему. Может, брезгливость. И опять вопрос: а стоит ли продолжать отношения с человеком, неспособным на нормальные отношения? — Но не боль, не унижение. Не будет тогда и травмы никакой!

Получается, что будет у меня травма или нет, зависит не от происходящих со мной событий, а только от от меня — от того, как я лично эти события трактую. Это мой выбор. Если я эти события много лет трактовала в пользу боли и унижения, принимала на свой счет, взращивая комплекс жертвы — это стало привычкой, накопилось, дошло до того, что я уже человеком себя не чувствую… И что теперь? Прошлое-то не изменишь, его — тоже. Плакать будем и жалеть себя? Ну вот, опять прокралось, вместо причины — оправдание… Но ведь мы взрослые люди и вполне в состоянии заменить взращенную нами же привычку на другую, например.

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности – это крайняя патологическая степень неуверенности в себе и является огромной психологической проблемой человека. По сути – это отсутствие ощущения самоценности, сомнение и очень низкая самооценка, а также чувство неспособности соответствовать стандартам.

Он часто подсознателен и, как считается, что люди, страдающие от этого комплекса, стараются компенсировать это ощущение, что выражается в высоких достижениях или же крайне асоциальном поведении. В современной литературе предпочтительно называть данное психологическое явление как «отсутствие скрытой самооценки». Комплекс развивается благодаря сочетанию генетических характеристик личности и воспитания, а также жизненного опыта.

Комплекс неполноценности может усиливаться, когда чувства ущербности провоцируется неудачами и стрессами. Лица, подверженные риску развития комплекса, обычно проявляют признаки низкой самооценки, имеют низкий социально-экономический статус, а также имеют симптомы депрессии.

Дети, воспитанные в таких условиях, где их постоянно критиковали или же не оправдали ожиданий родителей, также могут получить комплекс неполноценности. Много разных есть предупреждающих знаков для тех, кто может быть более склонным к развитию комплекса неполноценности. Например, кто-то, склонный к вниманию и одобрению, может быть более восприимчивым.

Психосоциальная и биосоциальная проблемы в психологии

В психологии явно прослеживаются два направления исследований, считает Б. Ф. Ломов. Одно ориентировано на естественные науки, другое на общественные. Стремление разработать цельную теорию неизбежно приводит к постановке проблемы соотношения социального (от лат. socialis — общественный) и биологического (от греч. bios — жизнь) в человеке. Под социальным понимается то, что отличает человека от животных: наличие общества и культуры, социализация.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный) – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Изучается философией, психологией, социальной психологией, социологией, историей и этнографией, педагогикой, теологией.

Под биологическим понимается все природное, объединяющее человека с животными. При этом следует отметить, что и в биологическом наличествует социальное. Социальное представлено и в наследственности человека.

ЮНГ (Jung) Карл Густав (1875–1961) – швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Ввел технику «свободных ассоциаций». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого, так называемых архетипах, видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»).

К.-Г. Юнг «ПСИХОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО»

Здесь начинается еще один новый этап нашего познавательного процесса. Мы продолжали аналитическое разложение инфантильных фантазий перенесения до тех пор, пока пациенту не стало достаточно ясно, что он сделал из своего врача отца и мать, дядюшку, опекуна и учителя и как бы там еще ни назывались родительские авторитеты. Однако, как вновь и вновь показывает опыт, возникают еще и другие фантазии, представляющие врача даже как Спасителя или как богоподобное существо, – разумеется, в полном противоречии со здравым рассудком сознания. Кроме того, оказывается, что эти божественные атрибуты выходят за рамки христианского мировоззрения, в атмосфере которого мы выросли, и принимают языческие очертания, например нередко образы животных.

Перенесение само по себе есть не что иное, как некоторая проекция бессознательных содержаний. Сначала проецируются так называемые поверхностные содержания бессознательного, о чем можно узнать из снов, симптомов и фантазий. В этом состоянии врач вызывает интерес в качестве возможного любовника (вроде того молодого итальянца из нашей истории). Затем он выступает в большей степени как отец: либо добродушный, либо, скажем, грозный, в соответствии с теми качествами, которыми обладал в глазах пациента его действительный отец. Иногда врач обретает для пациента и материнские черты, что выглядит уже несколько странно, но все же находится в границах возможного. Все эти проекции фантазий имеют своей основой личные воспоминания.

Наконец, могут появиться фантазии, выходящие за границы обычного. Врач наделяется тогда довольно жуткими свойствами, выступая, скажем, в качестве колдуна или демонического преступника или же в качестве олицетворения соответствующего блага: как Спаситель. Или же он выступает как смешение обеих сторон, Разумеется, он вовсе не обязательно предстает сознанию пациента в таком виде, а просто на поверхность выступают фантазии, наделяющие врача такими чертами. Таким пациентам часто очень трудно бывает понять, что фактически их фантазии происходят от них самих и по сути дела не имеют ничего (или имеют очень мало) общего с характером врача. Это заблуждение происходит оттого, что для этого вида проекций отсутствуют личные базисные воспоминания. Можно при случае доказать, что уже в определенном детском возрасте с отцом или матерью были связаны подобные фантазии, для которых, однако, ни отец, ни мать на самом деле не давали повода.

В одной своей небольшой работе Фрейд (Eine Kindheitserinnerung des Leonardo da Vinci, 1910.) показал, какое влияние оказал на Леонардо да Винчи в его дальнейшей жизни тот факт, что у него было две матери. Факт наличия двух матерей, или двоякого происхождения, был в случае Леонардо реальным, однако подобное представление играло свою роль и у других людей искусства. Так, у Бенвенуто Челлини была фантазия о двояком происхождении. Вообще она представляет собой некоторый мифологический мотив. Многие герои имели в сказаниях двух матерей. Фантазия эта имеет своим источником не тот, скажем, действительный факт, что у героев было две матери, а есть общераспространенный, «изначальный» образ, принадлежащий к тайнам истории человеческого духа и не относящийся к сфере личных воспоминаний.

В каждом отдельном человеке помимо личных воспоминаний есть великие «изначальные» образы, как их удачно однажды назвал Якоб Буркхардт, то есть унаследованные возможности человеческого представления в том его виде, каким оно было издавна. Факт этого наследования объясняет тот по сути дела странный феномен, что известные сказочные образы и мотивы повторяются на всей Земле в одинаковых формах. Он объясняет далее, как, например, наши душевнобольные оказываются в состоянии репродуцировать точно такие же образы и взаимосвязи, которые нам известны из старинных текстов. Некоторые примеры такого рода я дал в моей книге «Трансформации и символы либидо» (Новое издание: Symbole der Wandlung, 1952. Ges. Werke, Bd. 5. ср. также Ueber den Begriff des kolektiven Unbewussten, 1936 Ges. Wегkе, Bd. 9.). Я тем самым отнюдь не утверждаю, что по наследству передаются представления, по наследству передается лишь возможность представления, а это большая разница.

Итак, на этой следующей стадии лечения, когда воспроизводятся фантазии, уже не основывающиеся на личных воспоминаниях, речь идет о манифестациях более глубокого слоя бессознательного, где дремлют общечеловеческие, изначальные образы. Эти образы и мотивы я назвал архетипами (а также «доминантами»).

Это открытие означает дальнейший шаг вперед в развитии нашей концепции, а именно признание наличия двух слоев в бессознательном. Дело в том, что мы должны различать личное бессознательное и не- или сверхличное бессознательное. Последнее мы обозначаем также как коллективное бессознательное (Коллективное бессознательное представляет собой объективно-психологическое, а личное бессознательное – субъективно-психическое.) – именно потому, что оно отделено от личного и является абсолютно всеобщим, и потому, что его содержания могут быть найдены повсюду, чего как раз нельзя сказать о личностных содержаниях. Личное бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные (намеренно забытые) тягостные представления, так называемые подпороговые (сублиминальные) восприятия, то есть – чувственные перцепции, которые были недостаточно сильны для того, чтобы достичь сознания, и, наконец, содержания, которые еще не созрели для сознания. Оно соответствует часто встречающемуся в сновидениях образу Тени (Под Тенью я понимаю «негативную» часть личности, а именно сумму скрытых, невыгодных свойств, недостаточно развитых функций и содержаний личного бессознательного. Обобщающий обзор см.: Т. Wolff, Einfuhrung in die Grundlagen der komplexen Psychologie. In: Studien zu С. G. Jungs Psychologie, 1959, р. 151 ff.).

Изначальные образы – это наиболее древние и наиболее всеобщие формы представления человечества. Они в равной мере представляют собой как чувство, – так и мысль; они даже имеют нечто подобное собственной, самостоятельной жизни, вроде жизни частичных душ, что мы легко можем видеть в тех философских или гностических системах, которые имеют своим источником познания восприятие бессознательного. Представление об ангелах, архангелах, «тронах и господствах» у Павла, архонтах у гностиков, небесной иерархии у Дионисия Ареопагита и т.д. происходит из восприятия относительной самостоятельности архетипов.

<…>

Эта идея, таким образом, испокон веков запечатлена в человеческом мозгу. Поэтому она в готовом виде заложена в бессознательном каждого. Требуются лишь определенные условия для того, чтобы снова заставить ее выступить на поверхность. В случае Роберта Майера эти условия, очевидно, оказались в наличии. Величайшие и наилучшие мысли человечества формируются поверх изначальных образов, представляющих собой как бы первичный рисунок. Меня уже часто спрашивали о том, каково же происхождение этих архетипов, или первообразов. Мне кажется, что дело обстоит так, как если бы их возникновение нельзя было объяснить никак иначе, как только предположив, что они представляют собой отражение постоянно повторяющегося опыта человечества. Одно из самых обычных и вместе с тем самых впечатляющих явлений, данных человеческому опыту,— это ежедневное кажущееся движение Солнца. Мы, во всяком случае, не можем обнаружить в бессознательном ничего имеющего к этому отношение до тех пор, пока речь идет об известном нам физическом процессе. Напротив, мы обнаруживаем миф о солнечном герое во всех его бесчисленных вариациях. Этот миф, а не физический процесс есть реальность, образующая архетип Солнца. То же самое можно сказать о фазах Луны. Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления. В соответствии с этим, таким образом, кажется, что дело обстоит так, как если бы то, что запечатлевается в бессознательном, было бы исключительно субъективным представлением фантазии, вызванным физическим процессом. Можно было бы поэтому предположить, что архетипы суть многократно повторяющиеся отпечатки субъективных реакций (Ср: Die Struktur der Seele in: Seelenprobleme der Gegenwart, 1950, р. 127. Ges. Werke, Bd. 8.). Такое допущение, естественно, лишь уводит от решения проблемы. Ничто не мешает нам предположить, что некоторые архетипы встречаются уже у животных и что они, следовательно, основываются на специфике живой системы вообще и, таким образом, суть лишь выражение жизни, чей статус уже не поддается дальнейшему объяснению. Как представляется, архетипы – это не только отпечатки постоянно повторяющихся типичных опытов, но и вместе с тем они эмпирически выступают как силы или тенденции к повторению тех же самых опытов. Дело в том, что всегда, когда некоторый архетип являет себя в сновидении, в фантазии или в жизни, он всегда несет в себе некоторое особое «влияние» или силу, благодаря которой воздействие его носит нуминозный, то есть зачаровывающий либо побуждающий к действиям характер.

<…> Пациент должен научиться различать, что есть «Я» и что есть «не-Я», то есть коллективная психика. Тем самым он получает материал, с которым ему, начиная с этого момента, еще долго предстоит разбираться. Его энергия, которая раньше была заключена в негодных, патологических формах, нашла теперь свою, подобающую ей сферу. Различение «Я» и «не-Я» включает в себя то, что человек в своей Я-функции стоит на твердых ногах, то есть исполняет свой долг по отношению к жизни, так что он во всех аспектах есть жизнеспособный член человеческого общества. <…>

<…> В той мере, в какой это позволяет наш сегодняшний опыт, мы можем выдвинуть утверждение о том, что бессознательные процессы находятся в компенсаторной связи с сознанием. Я недвусмысленно употребляю слово «компенсаторный», а не слово «контрастирующий», потому что сознание и бессознательное вовсе не обязательно противоположны друг другу, но взаимно дополняются до целого – самости. В соответствии с этой дефиницией самость есть вышестоящая по отношению к сознательному Я величина. Самость охватывает не только сознательную, но и бессознательную психику, и потому, так сказать, есть личность, которой мы также являемся. Мы хорошо можем представить себе, что у нас есть части души. Например, мы без труда можем видеть самих себя в качестве персоны. Но ясно осознать, что мы – это самость, – превыше нашего воображения, ибо тогда часть должна была бы понять целое. И нет надежды на то, что когда-нибудь мы достигнем хотя бы приблизительной осознанности самости, ибо сколько бы мы ни осознавали себя, всегда останется в наличии неопределенная и неопределимая величина бессознательного, которая тоже принадлежит к тотальности самости. Таким образом, самость всегда останется вышестоящей по отношению к нам величиной.

Бессознательные процессы, компенсирующие сознательное Я, содержат в себе все те элементы, которые потребны для саморегулирования целокупной психики. На личностной ступени это не признанные сознанием личностные мотивы, появляющиеся в сновидениях; или значения дневных ситуаций, не замеченные нами; или выводы, не сделанные нами; или аффекты, которые мы себе не позволили; или критика, которую мы оставили при себе. Но чем больше путем самопознания и соответствующего ему поведения мы осознаем сами себя, тем интенсивнее исчезает слой личного бессознательного, залегающий поверх коллективного бессознательного. Благодаря этому возникает сознание, не втиснутое больше в мелочный и личностно чувствительный мир Я, а сопричастное более широкому миру, объекту. Это более широкое сознание – уже не тот чувствительный, эгоистический клубок личностных желаний, опасений, надежд и амбиций, который должен быть компенсирован или хотя бы корригирован противоположной бессознательно-личностной тенденцией, а та функция отношений, связанная с объектом, миром, которая перемещает индивидуума в безусловное, обязывающее и нерушимое сообщество с миром. Возникающие на этой ступени коллизии – это уже не конфликты, вызванные эгоистическими желаниями, а трудности, касающиеся как меня, так и другого. На этой ступени речь идет, в конечном счете, о коллективных проблемах, приводящих в движение коллективное бессознательное, так как они требуют коллективной, а не индивидуальной компенсации. Здесь мы можем наконец спокойно признать, что бессознательное продуцирует содержания, значимые не просто для того, к кому они относятся, а и для других, даже для многих и, может быть, для всех.

СОЦИОБИОЛОГИЯ – междисциплинарное научное направление, изучает биологические основы социального поведения животных и человека, используя данные этологии, генетики, экологии, эволюционной теории, социальной психологии, этнографии и др. Сложилось в 70-е гг. ХХ в. (главным образом в США – Э. О. Уилсон, Д. Бэрэш, Ч. Ламсден и др.). Социобиология исходит из возможности обнаружения у животных предпосылок поведенческих форм, свойственных человеку. Исследуя альтруистическое, эгоистическое, агрессивное, половое и другие типы поведения, социобиология стремится установить их инварианты у животных и человека. Социобиология ставит проблему взаимосвязи биологического и культурного развития (концепция так называемой генно-культурной коэволюции), синтеза биологического и социогуманитарного знания.

Исследование психоаналитика Адлера

Согласно классической адлеровской психологии, повторно чувство неполноценности возникает, когда уже взрослые хотят достичь какой-либо нереальной цели или испытывают постоянную потребность в совершенствовании. Напряжение, связанное с чувством неполноценности, вызывает пессимистическое отношение к жизни и неспособность преодолевать трудности. По словам Адлера, у каждого человека в той или иной степени присутствует чувство неполноценности, но это – не болезнь, а, скорее, стимулятор здорового, нормального стремления и развития. Оно становится патологическим состоянием только тогда, когда чувство ущербности подавляет личность, а не стимулирует его к полезной деятельности. Комплекс делает личность подавленной и неспособной к дальнейшему личностному развитию.

Психосоматика

Психосоматика – направление медицинской психологии, которое изучает связь болезней и стресса. Согласно этой теории, любой внутренний конфликт, подавленные эмоции и потребности выливаются в телесные заболевания. Заподозрить связь психологического и соматического можно при помощи анализа речи человека:

  • «Вздохнуть не дает спокойно» – ас – заболевания ЖКТ;
  • «Я это не перевариваю» – расстройство стула;
  • «У меня скоро хребет уже сломается» – усталость из-за обилия обязанностей, гиперответственности.

На первый взгляд, кажется, что психика и физиология никак не связаны, но это не так. Болезнь – последняя отчаянная попытка подсознания указать на проблему. Например, больничный позволяет отдохнуть от работы. А еще болезнь разрешает человеку перестать заботиться о других и самому получить хоть немного внимания. Детские болезни могут быть еще и попыткой примирить родителей.

Принцип развития психосоматики такой: внутренний конфликт превращается в хронический стресс, что приводит к гормональному сбою и истощению основных систем организма. Слабеет общий иммунитет, возникают различные заболевания. А бывает такое, что физических нарушений нет, но симптомы ощущаются – это тоже психосоматика.

Психологическая травма

Очень распространенная психологическая проблема – это последствия пережитых стрессовых ситуаций.

По своей природе это – разнообразные нарушения психики после аффективных (очень мощных и деструктивных) переживаний. Происшествия, которые вызвали такие сильнейшие переживания, могут быть весьма разнообразными: изоляция, заболевание, гибель родного человека, рождение ребенка, развод, стресс, конфликты, война и боевые действия, опасность для существования, изнасилование и другое. Эти события мощно воздействуют на психическое состояние, нарушая восприятие, мышление, эмоции, поведение, делая личность не вполне адекватной.

Межличностные конфликты

Еще одна отрасль, которую исследует как практическая, так и научная (теоретическая) психология — это различного рода конфликты.

Открытые и неочевидные конфликты с другими людьми приносят вред для психической деятельности человека и представляют собой серьезную проблему социально-психологического характера. Данные конфликты можно классифицировать:

  • Семейные конфликты (разные ценностные ориентиры, проблемные отношения с детьми, сексуальная неудовлетворенность, ощущение недопонимания и обид, измена, разводы).
  • Конфликты на рабочем месте (конфликтные ситуации, эмоциональные стрессы, синдром хронической усталости, стрессы, неудовлетворенность, агрессия, ощущение, что это препятствует взаимному пониманию, работе и карьерному продвижению).
  • Конфликты с друзьями и родными людьми (психологическое раздражение, зависть, болезненная ревность, обида).
  • Конфликты с посторонними людьми (уличные конфликты, в автотранспорте, в помещении с незнакомыми людьми).

Детские сложности

Психологические проблемы у детей возникают в разные периоды их жизни. Они имеют различную природу. Это могут быть следующие трудности:

  • детская агрессия и импульсивность;
  • замкнутость;
  • капризность и плаксивость;
  • робость и застенчивость;
  • низкая самооценка;
  • высокий уровень тревожности;
  • повышенная обидчивость;
  • упрямство;
  • страхи и всевозможные фобии;
  • невнимательность;
  • трудности с запоминанием информации;
  • различные проблемы психологического развития;
  • плохая успеваемость в школе;
  • сложности с адаптацией в школьном учреждении или садике;
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми;

В случае возникновения какого-либо рода психологических трудностей необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу, поскольку психика ребенка – очень хрупкая структура.

Пирамида потребностей Маслоу

С позиции пирамиды потребностей великого американского психолога Абрахама Маслоу (пирамида, которая показывает основные человеческие потребности), очевидно, что вопрос безопасности и пищи не является актуальным для людей в настоящее время. Конечно, существуют исключения, однако подавляющее большинство людей могут себя прокормить. Продукты стали доступными, их многообразие велико, также на приличном уровне поддерживается безопасность в обществе. По теории Маслоу, если удается удовлетворить базальные потребности, то возникает желание удовлетворить высшие потребности, такие как общность или ощущать себя частью какой-либо общественной группы, самореализация, или желание реализовать себя как специалист, как личность. Именно на стадии удовлетворения высших потребностей и возникают основные социально-психологические проблемы современного общества.

Зависимость – это проблема

Многие люди страдают такими проблемами как:

  • периодически сталкиваются с этой проблемой
  • Депрессии.
  • Стрессы.
  • Табачная зависимость.
  • Алкогольная зависимость.
  • Наркотическая зависимость.

Это далеко не полный список. Причин возникновения очень много, от материальных проблем и неустроенности жизни в целом, до психологических проблем. Все люди отличаются друг от друга, кто-то может самостоятельно справиться с любой из них, а кому-то необходима помощь и поддержка и лучше всего, если это будут профессиональные советы знающих людей или толковая статья на нашем сайте.

Пожалуй, самым распространенным заболеванием, является алкоголизм, от него страдают не только люди, употребляющие спиртные напитки, но и их близкие. Человек, злоупотребляющий алкоголем, постепенно начинает деградировать, теряя человеческий вид.

Такие люди теряют все: работу, жилье, семью, друзей. То же самое можно сказать и про наркоманию. Только в случае с ней, зависимые люди в 95% даже идут на преступления, чтобы добыть деньги на очередную дозу. Они начинают выносить вещи из дома, забирать деньги у родственников, когда ценные вещи уже все вынесены и обменены на наркотики, они пытаются легким способом добыть их в другом месте, к примеру, украсть.

Как от них избавиться

Чтобы вылечить зависимых людей важно в первую очередь понять причины возникновения заболевания, необходимо разобраться, почему зависимый человек начал употреблять противозаконные вещества и спиртные напитки, что привело к этому. Почему одному человеку достаточно выпить бокал вина и он может на этом остановиться, а другому и двух бутылок будет мало?

Рекомендуем ознакомиться: Что делать, если ничего не получается в жизни?

В большинстве случаев все начинается с чувства потерянности, безвыходности, не оказалось рядом человека, который мог бы протянуть руку помощи, указать нужные ориентиры, расставить приоритеты. Для того чтобы сделать это правильно и донести до больного зависимостью человека необходимую информацию, важно иметь определенные знания в психологии.

Многолетние опыты ученных выявили, что наркомания, алкоголизм и курение являются неким барьером, которым прикрываются люди от своих проблем. Употребляя различные вещества, они переносятся в другой мир, где не нужно думать о том, как устроиться на хорошую работу, как решить проблемы с женой или мужем и т.д.

Наверняка, вы хоть раз слышали от жены алкоголика: «в обще- то он хороший человек, только пьет много». Вроде как виноваты спиртные напитки, а он – то хороший. В большинстве случаев проблему можно решить при помощи психологии.

Проблема выбора в современном мире потребления

Обобщая можно сказать, что личность, удовлетворив свои основные потребности, пытается направлять свои силы на удовлетворение высших психологических и социальных желаний. В этот момент мы сталкиваемся с современными проблемами. На данный момент существует огромный выбор различных товаров и услуг. Критерием выбора может стать цвет, внешний вид упаковки, отзывы, цена, а не только качество. Все товары априори исполняют свои функции, но их различия делаются на незначительных характеристиках.

В дальнейшем именно эти незначительные свойства навязываются человеку как критерии выбора, и от этого люди испытывают сомнения, когда покупка уже совершена. У большинства людей нет возможности приобрести все виды одного товара, и часто они остаются неудовлетворенными ввиду сомнений правильности своего выбора.

Ускоренный ритм жизни

Люди стали преодолевать большие расстояния за небольшое время, это значит, что они чаще занимаются каким-либо видом деятельности. Научное развитие позволило экономить время на одних вещах, но при этом оно же даровало возможность потратить сэкономленное время на других. В современном мире все больше растет зависимость от компьютерных игр и от социальных сетей. И таким образом люди только увеличивают нагрузки на психику вместо того, чтобы отдыхать, мозг все больше перегружен. Это подтверждается множеством психологических исследований. Психологические проблемы, вызванные быстрым темпом жизни общества, – настоящий бич современности, считают психологи.

Не стоит игнорировать болезненные сигналы нашей психики и заниматься профилактикой психологических расстройств. Если из проблемной ситуации нет выхода, то оптимально будет просто переключиться на что-то отвлекающее и более полезное. Иногда прекрасным решением психологических проблем будет посещение психолога.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: