Всемирно известная английская писательница Агата Кристи как-то заметила:
Странный этот мир, где двое смотрят на одно и то же, а видят полностью противоположное.
Агата Кристи
Поразителен тот факт, что все мы, такие разные, такие особенные и индивидуальные, можем уживаться в одном мире, жить хотя бы в частичном взаимопонимании. Но почему мы так отличаемся? На самом деле, огромную роль в нашей жизни играет мировоззрение. Как оно формируется? Что собой представляет? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить далее.
Понятие и структура мировоззрения
Термин «мировоззрение» принадлежит области философского учения. Фактически, вся философская наука направлена, главным образом, на изучение мировоззрения человека, исследования источников его формирования и факторов, влияющих на него. Первыми философами, посвящавшими свои труды мировоззрению, были Иммануил Кант (не отличавший его от понятия «миросозерцание») и Вильгельм Шеллинг. Последний как раз использовал данный термин в том понимании, в котором мы трактуем его сегодня.
Отталкиваясь от накопленного философского знания, определим мировоззрение как совокупность наиболее общих представлений человека о мире, о его месте в этом мире, о его возможностях и о способах воплощениях этих возможностей в действительность. Из определения видно, что человек по ходу жизни формирует определенную картину мироздания, рефлексирует относительно своего места в нем, пытается оценивать свои возможности, силы, а также барьеры, которые мешают ему при осуществлении его планов.
Мировоззрение является составной частью миропонимания, под которым понимается уже сложившаяся система идей и понимания окружающего мира и своего места в нем. Однако ему, мировоззрению, предшествуют еще кое-какие этапы восприятия мира. В целом схема формирования оценки мира выглядит следующим образом:
Мироощущение → Мировосприятие → Мировоззрение → Миропонимание
При этом под мироощущением понимается наиболее поверхностный уровень восприятия мира, первичное осознание комфорта или дискомфорта в жизни, отдельной её части. Под мировосприятием же – уровень рассудка и формирования элементарных связей между своей личностью и окружающим миром.
Необходимо также помнить, что мировоззрение создается благодаря условиям окружающей среды, внешним факторам, но вся поступающая информация о них преломляется под нашим эмоциональным фоном, под которым понимается совокупность наших характерных черт, темперамент, особенности нервной системы и т.д. Поэтому важно поддерживать эмоциональный баланс, чтобы адекватно воспринимать окружающую действительность.
Важной составляющей мировоззренческой системы человека являются также нормы и ценности, сопровождающие период нашей жизни. При этом понимаются нормы религиозные, законодательные, моральные и прочее. Этот компонент мировоззрения формируется за счет места, в котором мы родились, менталитета, воспитания, интересов, а также других факторов.
7.2. Мировоззренческие параметры профессиональной деятельности
Структура мировоззрения
Вся жизнь человека, его поведение и деятельность (во всех ее формах) так или иначе связаны с мировоззрением личности. Вспомним, что мировоззрение представляет собой совокупность взглядов человека на мир и свое место в нем, и его центральным вопросом является отношение человека к миру. Эти взгляды могут быть как стихийными, так и осознанными: если в первом случае они находятся преимущественно на уровне обыденного сознания, то во втором − поднимаются зачастую до теоретического уровня, приобретают − в той или иной мере − научный характер.
Однако в любом случае мировоззрение есть довольно сложное духовное образование, в котором можно выделить следующие основные элементы:
• знания
− представляющие собой, как уже говорилось ранее, более или менее достоверные сведения о мире. По своей общности и значимости мировоззренческие знания весьма различны: человек обычно обладает как предельно общими знаниями (философскими, религиозными, научными и др.), так и сравнительно частными (например, специальными, профессиональными) и даже сугубо индивидуальными, относящимися лишь лично к нему;
• убеждения
− знания, как бы пропущенные через личный опыт человека, соотнесенные с ним. Убеждение есть такое знание, в истинности которого человек уверен, хотя часто убеждения могут быть объективно ошибочными, основанными на заблуждениях;
• ценности
− идеи, представления, знания и т. п., которые наиболее важны и значимы для человека и которыми он руководствуется в жизни;
• идеалы
− некие высшие цели, совершенные образцы (социальной жизни, человеческого поведения, профессиональной деятельности, личностных отношений и т. д.), к которым человек и человечество обычно стремятся, но которые, как правило, реально недостижимы: в мире нет «идеального общества», «идеальных людей» и пр.
Деятельность в зеркале мировоззрения
Очевидно, что все названные элементы мировоззрения не отделены друг от друга жесткими гранями, они взаимопересекаются, перетекают друг в друга. Так, личные убеждения обычно представляют большую ценность для человека и часто касаются тех или иных идеалов: «Я убежден, что на Земле может быть построено абсолютно справедливое общество «. Но так или иначе все они входят в структуру мировоззрения, определяют содержание и смыслы человеческой жизни и деятельности — в том числе и профессиональной. Именно на них опирается человек в поисках ответа на самые важные мировоззренческие вопросы: в чем смысл моей жизни? Во имя чего я тружусь? Какими способами я имею право реализовать свои жизненные цели? Понятно, что ответы людей на подобные вопросы во многом зависят от характера их мировоззрения, тех убеждений, ценностей и идеалов, которые доминируют в нем. Старая притча рассказывает, что у двух разнорабочих, занятых на постройке церкви, спросили: «Чем вы здесь занимаетесь?» Один ответил: «Ты разве не видишь − таскаю камни!» Другой же сказал: «Я строю храм». Нет надобности говорить, насколько различаются мировоззренческие ценности этих людей…
Одним из наиболее значимых явлений, которые человек часто «просматривает» через призму своего мировоззрения, выступает его профессиональная деятельность (труд), ее смысл и ценность. Очевидно; что отношение личности к своей профессии во многом определяется той оценкой труда, которая преобладает в общественном сознании, − а она была различной в конкретно-исторические эпохи. Так, в античной Греции физический труд был уделом рабов и ремесленников и считался недостойным занятием для свободного гражданина: его деятельность сводилась к интеллектуальным деяниям в сфере философии, науки, искусства. В эпоху средневековья труд оценивался как своего рода наказание, назначенное когда-то Богом человеку за его грехопадение («В поте лица своего будешь есть хлеб» − Библия. Бытие
, 3.19), а жизнь духовная считалась выше практически-деятельной. В капиталистическом обществе трудолюбие и предприимчивость, напротив, были провозглашены (прежде всего в этике протестантизма) высшими добродетелями человека, а труд стал рассматриваться как атрибут его бытия. И сегодня любая профессиональная деятельность (и практическая, и интеллектуальная) считается не столько формой самореализации человека, сколько средством для обеспечения его существования. Еще Маркс о[45]. Другое дело, что эти потребности как источник профессиональной активности личности не должны сводиться к материальным благам, а главным занятием человека «должна быть сама жизнь, а не производство средств жизни»[46].
Мировоззрение и профессиональное мышление
Вместе с тем мировоззрение специалиста определяет не только его общую оценку своей профессиональной деятельности, но в значительной мере и ее конкретику — те методы, нормы и правила мышления и практических действий, которые он использует в трудовой сфере. Все они, так или иначе, базируются на тех знаниях, которыми владеет специалист, и на имеющемся у него практическом опыте. Наиболее отчетливо уровень культуры деятельности любого специалиста проявляется в стиле профессионального мышления
− устойчивой системе принципов, правил и норм теоретико-практического мышления, направляющих и регулирующих его трудовую деятельность. Система таких профессиональных регулятивов есть, по существу, конкретное проявление мировоззрения в его деятельностной, операциональной форме — здесь работают все его элементы: знания, убеждения, ценности и идеалы. При этом можно обнаружить некоторую зависимость: чем более стандартные, шаблонные задачи решает специалист, тем чаще он обращается к привычным для него эмпирическим знаниям и практическим навыкам (скажем, он хорошо знает методы и правила обработки металлов давлением); и наоборот, чем более нетривиальна проблема, вставшая перед ним (например, как правильно оценить новые факты и обобщить их), тем более необходимо ему теоретическое, методологическое и философское знание. Поэтому стиль профессионального мышления складывается из регулятивов различной степени общности и значимости − от специально-практических до научно-теоретических и философских. Роль первых и вторых в профессиональной деятельности очевидна и «прозрачна», поэтому остановимся лишь на философской составляющей культуры специалиста.
Подлинный мастер своего дела должен быть по большому счету и своеобразным «практическим философом», т. е. обладать определенной системой философских знаний и уметь применять их для анализа самых различных ситуаций − житейских, профессиональных, общественных. Поэтому в стиле его мышления должно быть «философское ядро» − комплекс философско-методологических предписаний, ориентирующих специалиста в его активной трудовой деятельности. Анализ профессионального мышления показывает, что в его различных типах можно выявить некоторые общие философские принципы и установки. К основным из них можно отнести следующие:
• принцип объективности
, требующий от специалиста умения непредвзято оценивать реальность, строить стратегию и тактику профессиональной деятельности в соответствии с истинным (объективным) положением вещей, отличать желаемое от действительного, избавляться от социальных и иных иллюзий и т. п.;
• принцип всесторонности
, предполагающий стремление учитывать как можно больше свойств и связей объекта своей деятельности, умение выходить за рамки узкоспециализированных представлений, усваивать знания и опыт других профессий (в первую очередь смежных) и др.;
• принцип историзма
, ориентирующий на анализ и учет эволюции предмета деятельности (его прошлого, настоящего и возможного будущего − вспомним, например, медицинский термин «история болезни»), на стремление увидеть в настоящем элементы будущего и наметить тенденции их развития, на умение отказываться от устаревших теоретических догм и практических методов, новаторски подходить к делу;
• принцип противоречивости
, нацеливающий специалиста на подход к предметам и явлениям как единству противоположных тенденций, свойств и отношений -например, учет сложного взаимодействия личных и общественных интересов в трудовом коллективе, двойственного влияния научно-технических новаций на устоявшуюся технологию предприятия и т. д. Сегодня этот принцип должен быть дополнен своеобразным «правилом кооперативности» (в контексте достижений синергетики): следует выявлять не только противоречивые элементы системы, но и их согласованные (кооперативные) действия, которые могут привести ее к более совершенным состояниям и качествам;
• принцип «человекоразмерности»
, требующий гуманистического подхода к профессиональной деятельности — ее ориентации на посильное решение, прежде всего, человеческих проблем (а не, скажем, чисто технических), на предвидение нежелательных побочных последствий активности специалиста, на учет этических, эстетических, экологических факторов человеческого бытия. Иными словами, сегодня, в век небывалого научно-технического прогресса, особенно необходима гуманитарная экспертиза всех видов профессиональной деятельности − особенно инновационных.
Список философско-мировоззренческих регулятивов деятельности специалиста можно было бы продолжить — ведь практически любое положение философской теории обладает, строго говоря, методологическим потенциалом. Подчеркнем лишь главное − именно философская культура делает профессиональное мышление специалиста творческим, раскованным, критическим, придает ему дополнительные «степени свободы» и в конечном счете делает профессионала самобытной личностью, способной к самостоятельному выбору необходимых действий и неординарным решениям стоящих перед ним проблем.
Виды и типы мировоззрения
Классическая классификация мировоззрения сводится к выделению двух видов мировоззрения: обыденного и научного.
Обыденное мировоззрение носит стихийный характер, то есть оно формируется бессознательно, путём обычного восприятия информации, составления простых практических выводов, оценки чужих мнений и суждений, ежедневной практики. Обыденное мировоззрение формируется непрерывно и дополняется информацией с её последующей оценкой ежемоментно.
Научное же мировоззрение предполагает работу мышления, подключение аналитического аппарата, построение суждений на основе доказанной информации. Здесь нам уже приходится сталкиваться с какими-то проблемными ситуациями, противоречиями и пытаться их понять.
Деление мировоззрения на виды с указанными названиями довольно условно, потому что, в принципе, человек, работающий в сфере науки, может в большей степени оперировать обыденным мировоззрением, то есть опираться на доводы практические, не поддаваясь анализу происходящих в его жизни событий. В то же время человек, имеющий прикладной характер занятости, к примеру, продавец-консультант, няня или художник, могут мыслить довольно насыщенно, прибегая к сравнению, сопоставлению, изучению, анализу, критике. Такой личности, как правило, не просто навязать свое мнение, заставить её думать не так, как она бы предпочла в данный момент.
В философии также выделяют три типа мировоззрения, сформировавшиеся в ходе истории:
- мифологическое;
- религиозное;
- философское.
Первый из указанных типов мышления основан на мифе как на попытке объяснить окружающие явления. Мифология возникла в первобытном обществе, и люди через образы себе подобных богов, зверей и других персонажей пытались объяснить то, что черпали из окружающей действительности. Зачем они это делали? Единственное, что побуждало их к этому – страх. Сегодня мифология также является частью культуры, и, следовательно, частью общества. Но зачем она нужна сегодня?
Людям всегда было свойственно «достраивать» те ситуации и обстоятельства, которые вызывали сомнения, «додумывать» то, что сложно объяснить. Форма мифологического эпизода – отличный способ сделать это при помощи элемента фантастики или сплетения, казалось бы, не связанных между собой идей. В общем виде, миф – это отражение жизненных кейсов с их приукрашиванием и конечным содержательным оформлением.
Религиозное мировоззрение возникло с образованием классового общества, когда появилась необходимость нахождения силы, способствующей сплочению общества, поиску компромисса между элементарными социальными группами. Не случайно глагол religare (лат.) переводится как «воссоединять».
Религиозное мировоззрение отличалось от мифологического более прогрессивным характером в силу наделения человека большим объемом свободы, которая, казалось, была ограничена божественными силами. Однако человек был наделен свободой выбора, волей, что в серьезной мере позволяло ему возвыситься над внешними обстоятельствами. Можно сказать, что человеческий страх обрел немного иную форму.
Религиозное мировоззрение и сегодня оказывает влияние на психологию личности. Статистические прогнозы указывают на рост числа верующих, особенно мусульман, которые к 2050 году составят около 30% населения (на сегодня – только 23% населения Земли). Поэтому если вы считали, что религия в наше время отходит на второй план, не торопитесь с выводами.
И последний тип мировоззрения – философский. Наиболее развитая, прогрессивная форма мировоззрения, которая предполагает возможность использовать свой аналитический потенциал, мышление, формулировать свою точку зрения вне зависимости от мнения других людей. Философский тип мировоззрения не обязательно предполагает изучение каких-то философских материалов, специализированной литературы. Это всего лишь возможность относиться описанным образом к любому материалу.
Зная типы мировоззрения, мы теперь можем проследить, как исторически менялось сознание человека, и какие пережитки прошлого могут сохраняться в нашем сознании по сей день. К примеру, страх внешних обстоятельств, создание вымышленных образов, облегчающих реальные модели поведения, нежелание бороться и искать выход из ситуации с помощью реальных методов и возможностей – типичные черты, доставшиеся нам от мифологического мировоззрения.
Религия же, нужно осознавать, первоначально опиралась на воссоединение людей, их примирение и связь с окружающим, порой жестоким миром посредством Бога, как сверхъестественной силы, а также служила ограничительным инструментом при регулировании поведения людей в социуме.
Философское мировоззрение уже в чистом виде предполагает избавление от стереотипов, навязанных как историческими формами мировоззрения, так и современным обществом. Поэтому умение анализировать события вокруг, опираться на доводы рассудка – черты именно философского мировоззрения.
Чтобы процесс образования мировоззрения проходил более легко и интересно, мы предлагаем вам начать с познания самого себя. Наша онлайн-программа «Самопознание» за 4 недели поможет вам узнать, чего вы реально хотите в жизни, каковы ваши сильные стороны и точки для развития.
Современный мир во многом требует от нас четкости и уверенности, при этом не давая её во внешних обстоятельствах. Давайте посмотрим, почему следует иметь конкретное понимание и восприятие мира.
Виды мировоззрения
В философской литературе выделяется два вида: обыденное и научное. Сегодня мы говорим о том, что у обыденного мировоззрения наблюдается стихийный характер. Это обозначает, что мы не прикладываем никакого осознанного усилия к формированию мировоззрения, то есть оно обусловлено настоящим моментом, сиюминутной текучей данной ситуацией. Для него характерна методологическая всеядность, то есть впитывание разных взглядов, подверженность чужому мнению без особой критики. Таким образом, обыденный взгляд на мир чисто субъективный, основанный на суждениях, которые в свою очередь имеют тенденцию заменяться, порой даже на противоположные.
Научный же вид характеризуется следующими чертами: логическая непротиворечивость (наличие у человека такой системы, которая позволяет ему объяснять, опираясь на свою систему, все события, которые происходят с ним, выстраивать свою жизнь, совершать какие-то поступки), системность сознания, его структурность, самостоятельность мышления. Такой личности трудно навязать чужое мнение.
Почему важно иметь четкое мировоззрение?
Действительно ли важно говорить о мировоззрении, знать и понимать его структуру, типы и т.п.? Конечно. Мировоззрение – это словно интерфейс программы, через которую вы оцениваете элементы окружающей среды, их функциональные связи, и пытаетесь занять свое место среди этих элементов. Чем более красочней и приятней интерфейс, тем больше вам нравится программа.
Мировоззрение формирует набор ценностей, идеалов, жизненных принципов человека, а все это взятое вместе задает правила, по которым вы играете, оказывает влияние на цели и ориентиры, которыми вы руководствуетесь в своей ежедневной практике. Если вы считаете, что биология – это скучно, а музыка таит в себе множество тайн и загадок, которые вам интересно разгадать, то это определит, скорее, вашу специальность, круг вашего общения, в некоторой степени ваш внешний вид, лексикон, манеру общения и многое другое. То есть мировоззрение напрямую влияет на нашу жизнь.
Если у вас остались какие-либо вопросы, вы можете посмотреть короткое, но содержательное видео о том, что такое мировоззрение и какова его роль:
Мировоззрение в ХІХ веке
После распада СССР многие люди испытали мировоззренческий кризис, который появился из-за крушения надежд и идеалов, заложенных в коммунистическом обществе. Сейчас все базируется на потреблении, все всего достойны, понятия чести, уважения, любви ушли на второй план. Эпоха потребителей заложила мысль в обществе: «Жизнь — удовольствие». Это чистый гедонизм во всем его проявлении. С другой стороны, это не такой уж и плохой способ отвлечь людей от негативных мыслей.
Надеемся, данная статья максимально ясно осветила понятие мировоззрения и его структуру, ведь простота изложения – залог понимания информации.
Видение мира в жизни человека
За свою жизнь человек может пройти множество различных этапов. Становление личности будет проходить в постоянных сомнениях и поисках. Пожизненно он будет находиться в противоречиях и пытаться обрести истину. Чтобы достичь высшей точки познания, ему необходимо выработать свою конкретную личную жизненную позицию, которая будет основываться на собственном мировоззрении.
Все это возможно только в том случае, если человек действительно заинтересован в собственном развитии. Становление собственных взглядов будет происходить с помощью объединения различных точек зрения и идей. Именно их трансформация позволит индивиду стать индивидуальностью и личностью.