Функции самооценки
В психологии самооценку считают важным компонентом личности, обладающим рядом функций.
Регуляторная
Обеспечивается выполнение человеком задач и принятие решений.
Она оценивает, обеспечивает защиту, стимулирует к достижению целей.
Защитная
Она позволяет личности стать независимой и выработать относительную стабильность.
Развивающая
Человек стремится к совершенствованию своих навыков и способностей, постоянно развивается.
Отражающая
Самооценка показывает осознание личностью своих поступков и черт.
Эмоциональная
Обеспечивает чувство удовлетворенности своей жизнью, качествами и характеристиками.
Адаптационная
Самоуважение позволит человеку приспособиться к социуму и окружающему миру.
Прогностическая
Благодаря этой функции регулируется активность человека в начале его деятельности.
Корригирующая
Позволяет обеспечить контроль в процессе жизни.
Ретроспективная
Человек оценивает свое поведение и работу на конечном этапе пути.
Мотивирующая
Она побуждает человека к действиям, чтобы добиться одобрения и получить позитивные самооценочные реакции в виде удовлетворения, гордости за себя, самоуважения, улучшения самовосприятия.
Терминальная
Если определенные действия провоцируют появление критики и развивают ощущение человеком недовольства собой, в этой ситуации он прекращает свою деятельность.
Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.
Самосознание бывает устойчивым и сохраняет особенности независимо от влияния внешних раздражителей.
Уверенность в себе и восприятие личности зависит того, какие притязания имеет человек, и насколько действительность им соответствует.
Самооценка личности в психологии
Самооценка – это в психологии представление человека о своей значимости среди окружающих, субъективное впечатление о самом себе, личных достоинствах и недостатках. В дополнение к общему понятию рассматривается такой вопрос, какие бывают виды самооценки с точки зрения адекватности/неадекватности. При адекватном (соответствующем) принятии себя индивид находится в стабильном эмоциональном состоянии, уверен в достижении поставленных целей.
Противоположной считается неадекватная (несоответствующая) оценка. При условии завышенного уровня у индивида отмечается чрезмерная самоуверенность, негативно влияющая на его положение в обществе. При низком уровне на первый план выходят внутренние переживания индивида, неверие в свои силы, что приводит к появлению таких черт, как неуверенность и замкнутость.
Важно! Специалисты утверждают, что заниженная самооценка чаще всего родом из детства. Сами родители, порой не замечая этого, вселяют в ребенка неуверенность в своих силах, боязнь в принятии решений, неспособность найти свое место в коллективе сверстников. Наверняка, многие слышали в детстве или сами во взрослом состоянии говорили ребенку: «Тебя никто не полюбит, потому что ты не умеешь».
Считается, что взрослому человеку повысить самооценку не так просто, поэтому психологи обращают внимание на важность формирования правильного отношения к себе как можно раньше.
Процесс формирования самооценки
Начало осознания себя как личности закладывается в детстве. Ребенок учится осознавать суть сравнений, развивается самооценка. Родители должны осторожно высказываться по поводу успехов своих детей, если говорить им, что другие учатся лучше, это не мотивация.
Подросток не должен думать, что близкие любят его только, если он перегоняет ровесников. Он нуждается в поддержке и вере. Но и захваливание не помогает сформировать адекватное самомнение. Если взрослые воспитывали ребенка на похвале, то после завершения пубертатного периода он не будет развиваться и искоренять недостатки.
Чрезмерное количество комплиментов и лести способствует тому, что в зрелом возрасте человек будет нелюдимым. Такое поведение — результат сочетания действий родителей и суровой реальности.
Проблемы с самооценкой возникают под влиянием окружения, материального положения, образования. Становление низкой уверенности происходит в школе. Если в подростковом возрасте человека травили в учебном заведении, он всю жизнь будет бороться с комплексами и фобиями.
Неуверенность в себе усугубляет сравнение материального положения с успешными людьми. Но самооценка – это показатель, который не сохраняется на всю жизнь, а постоянно изменяется.
Что такое самооценка
Самооценка – это комплексная характеристика, показывающая, как человек воспринимает самого себя. Это его представление о собственной внешности, физических данных, интеллектуальных способностях и уровне образования. Самооценка влияет на мечты и амбиции, стиль одежды, поведение в обществе, манеру общения и прочие аспекты жизни. И довольно часто она бывает искажена, в результате чего человек может испытывать страдания.
Самооценка бывает завышенной или заниженной. В обоих случаях это мешает адекватно воспринимать собственные способности. Но люди с заниженной самооценкой всё же испытывают гораздо больше проблем. Они постоянно упускают шансы изменить свою жизнь в лучшую сторону, поскольку боятся рисковать или просто не уверены в собственных силах. Ещё хуже то, что они обычно осознают свои проблемы с самовосприятием, но отказываются решать их, поскольку уверены, что не заслуживают лучшей судьбы.
Структура самооценки
Самооценка мужчины и женщины состоит из нескольких компонентов.
Когнитивный компонент
Самооценка в психологии включает когнитивный компонент. Это убеждения человека, его способ ориентироваться в мире, широта суждений, способность выражать мнение о себе. С помощью этого компонента человек отображает то, что знает о себе.
Эмоциональный компонент
Этим термином обозначают эмоции, которые человек испытывает к оценочным характеристикам, переживания по этому поводу. Этот компонент отображает отношение личности к себе.
Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.
Оценивая собственные умения и качества, личность соединяет оба компонента самооценки, отделить их друг от друга невозможно. Индивидуальные знания о себе человек получает во время общения с другими, тогда проявляются эмоции в зависимости от того, сколько это общение значит для личности.
У каждого человека компоненты формируются по-разному. Психологи утверждают, что они могут быть развиты на:
- Высоком уровне. Ребенок составляет мнение о себе по реальными качествам.
- Среднем. Для среднего уровня характерна склонность к непоследовательным проявлениям реалистичных самооценок. Человек ориентируется в этом на мнение окружающих, анализирует конкретные факты и ситуации.
- Низком. Это состояние сопровождается неадекватной оценкой личности своих способностей.
Нестабильные параметры самооценки приводят к нарушению самоуправления, ухудшению самоконтроля.
В возрасте от 5 до 9 лет формируется самооценка. Сначала на нее влияют родители, позже – учителя в школе. Но в дальнейшей жизни, находясь под воздействием социума, стремления к лучшему, происходящих событий, отношения окружающих она может колебаться.
Это заметно в коммуникативных процессах, человек не может наладить контакт с другими, часто провоцирует конфликты.
Диагностика самооценки
Нездоровая, неадекватная самооценка приносит человеку проблемы, влияет на его физическое и психическое здоровье. Для диагностики самооценки специалисты пользуются тестами и научными методиками, вот почему с этим вопросом разумнее обратиться к психотерапевту или психологу.
Самостоятельно определить адекватность самооценки можно по внутреннему состоянию. Если вы ощущаете чувство стабильности, уравновешенности, гармонии с собой, значит, ваша самооценка адекватна.
Если, наоборот, вы постоянно испытываете чувство неудовлетворенности жизнью, несправедливости к вам окружающих, постоянно ищете виноватых – проблема в самооценке явно присутствует.
Уровни самооценки
Классификация выделяет три уровня.
Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.
Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.
Они демонстрируют степень любви к себе, способность сбалансировать положительные и отрицательные черты характера:
- Низкая. Эта проблема возникает при неправильном, властном или чрезмерно опекающем воспитании. У человека ярко выражена самокритичность, неуверенность, стеснительность. Такие люди легко обижаются, безынициативны, им трудно общаться с другими. Это приводит к формированию комплексов, развитию депрессии. Из-за внутреннего дисбаланса человек отрывается на окружающих,становится причиной скандалов среди членов семьи и коллег на работе. Походка нерешительна, голова втянута в плечи, а при разговоре он отводит глаза в сторону. Избавляться от этого пытаются тренингами, соблюдением рекомендаций психологов.
- Нормальная самооценка говорит об отсутствии проблем с психикой. Человек прислушивается к внутреннему голосу, адекватно анализирует поступки, шутит о себе. Но он защищает свои права, не допустит оскорблений. Это оптимальный уровень, к нему следует стремиться. Такие личности правильно соотносят собственные силы с поставленными целями. На выработку такой самооценки влияют мысли, структура восприятия, оценка окружающих, успехи на работе или в школе.
- Высокая самооценка. Главный признак этого состояния – личность идеализирует себя и преувеличивает значимость для окружающих. Такое самомнение выражается в высокомерности, чрезмерной активности. Если уверенность зашкаливает, то нужно исправлять ситуацию. Неадекватная самооценка требует признания превосходства. Человек отрицает неудачи, не обращает внимания на чужое мнение. Если у него не получается достичь успеха, то он относит это к влиянию внешних обстоятельств, но не к своим ошибкам. Критику не воспринимает, считает ее завистью других, ставит перед собой недостижимые цели. Такая личность имеет характерную внешность: держит прямую осанку, высоко ставит голову. При общении смотрит прямо в глаза, надолго задерживая взгляд, привык командовать, поэтому прослушиваются командные нотки в голосе.
Причина неадекватной самооценки в неблагоприятных условиях проживания, воспитании и окружении. Но если есть желание, с недочетами можно бороться. Есть много примеров того, как низкая самооценка женщины и мужчины менялась, и человек превращался в раскрепощенную и сильную личность.
Неправильное оценивание себя нарушает самоуправление и приводит к потере контроля. Это просматривается во время общения, когда личность с высоким или недостаточным самомнением провоцирует конфликты. Если человек считает себя лучше других, то он пренебрегает другими и не проявляет уважения, позволяет себе грубо и необоснованно критиковать, нетерпим к мнениям, высокомерен и проявляет зазнайство. Низкий уровень критичности приводит к тому, что человек даже не замечает, как оскорбляет других высокомерием и непререкаемостью суждений.
При заниженном мнении о себе личность становится чрезмерно критичной. Она проявляет требовательность, не прощает ошибок и промахов, обращает внимание на недостатки других людей. Хоть делает он это из лучших побуждений, это вызывает конфликты, так как не все могут терпеть систематические указания и критику. Постепенно он вызывает в других только негативные эмоции.
Виды самооценки: общая характеристика
Прежде чем научиться влиять на самовосприятие, полезно узнать, каким оно бывает, к какому виду самооценки нужно стремиться. В психологии рассматривают 3 вида самооценки:
- адекватную (здоровую, объективную);
- неадекватную (искаженную, нездоровую);
- смешанную (когда человек по-разному оценивает себя при различных обстоятельствах).
Независимо от вида самооценки, ею полезно научиться управлять.
Адекватная и неадекватная самооценка
Когда человек воспринимает себя адекватно, его оценка почти совпадает с тем, что он представляет собой:
- трезво оценивает свои умения или навыки;
- знает, в чем он специалист, а где – некомпетентен;
- спокойно относится к своим сильным и слабым чертам;
- понимает, что человек не может быть идеальным.
Обычно с таким человеком легко работать, ведь он спокойно реагирует на критику, готов самосовершенствоваться, исправлять ошибки и недостатки. Этот тот самый вид самовосприятия, который может служить эталоном.
Неадекватная самооценка может быть как заниженной, так и завышенной, но в обоих случаях она будет искаженной, далекой от объективности и здравого смысла. Человек либо не в состоянии принять себя как личность, либо приписывает себе качества, которыми на самом деле не обладает.
Необъективное суждение о себе мешает коммуникабельности, профессиональному росту, мироощущению.
Стабильная и плавающая самооценка
К зрелому возрасту у человека складывается настолько устойчивое мнение о себе, что изменить его становится сложно. Позиция «я как все» свойственна и комфортна большинству из нас. Однако неожиданно выпавшая удача в виде солидного наследства или, наоборот, неприятность в виде выговора от начальника могут пошатнуть устоявшееся мнение о себе.
Сложившуюся и устоявшуюся самооценку называют стабильной, а зависящую от настроения или внешних обстоятельств – плавающей.
Общая, частная и ситуативная самооценка
Смешанный тип самооценки характерен для большого количества людей. Обычно это проявляется в разделении – «да, я несостоятелен в домашних делах, зато незаменим в профессии» или «конечно, я серая мышка, но у меня такие пышные вьющиеся волосы». Подобным образом мышления человек компенсирует свои недостатки за счет явно преобладающих (как ему кажется) достоинств. Поиск достоинств, способных перевесить недостатки, свидетельствует о нежелании бороться с последними.
Но все же частная высокая самооценка лучше, чем общая негативная, которая разрушительно влияет на личность.
Факторы, влияющие на формирование самооценки
Причины низкой самооценки кроются еще в детстве, на нее влияет ряд факторов.
Социальные
Еще с младенческого возраста появляются первые задатки будущей самооценки. Порой дети растут в окружении, которое не соответствует требованиям педагогики и психологии. Во время воспитания в семье и учебных заведениях мало внимания уделяют индивидуальным и возрастным особенностям, не учитывают, что ребенок должен составить собственную оценку о мире.
Представления в социуме искажены, поэтому не получается достичь полноценного культурного и социального развития.
Если на самоуважение личности влияет отношение других людей, то на нее повлияет и положение в обществе. Его оценивают исходя не из достижений конкретного человека, а глядя на статус семьи. Поэтому в юном возрасте для становления собственной ценности для человека имеет значение, что о нем думают родственники, друзья и соседи.
Личностные
В составлении мнения о себе личность руководствуется собственным поведением, внутренними стандартами и ценностями. Чем больше расхождений с эталонным представлением мира, тем самооценка ниже.
Хоть люди себя и других людей оценивают по одинаковым критериям, к себе они более строги. В формировании самооценки участвуют внутренние переживания, к которым не имеют доступа другие.
Серьезные изменения самооценки личности наблюдаются в подростковом возрасте. Дети начинают больше внимания обращать на внешний вид, прислушиваются к мнению других. Они начинают критически относиться к себе, подмечая малейшие недостатки, выделяя достоинства. Возрастные особенности мешают адекватно оценить себя и сделать правильные выводы. Обнаружить проблемы с самооценкой поможет тест на самооценку для подростков. Родители и педагоги должны принимать меры психологического воздействия, чтобы подросток не превратился в неуверенную и безынициативную личность.
От отношения к себе зависит жизнь. При недооценке своих способностей личность склонна к пассивности, менее популярна, постоянно ищет подтверждение собственной неполноценности, становится зависимой от постороннего мнения. Такие люди не верят комплиментам и часто остаются одинокими. Диагностика проблемы поможет подобрать методы и технологии ее решения.
Семейные
Самооценка формируется в семье.
Психологи убеждены, что структура личности составляется в течение первых пяти лет жизни.
В это время ребенок ощущает уязвимость и эмоциональную привязанность к семье. Поэтому родители должны обеспечить помощь и понимать, какие последствия возможны при неправильном обращении с ребенком.
Низкая самооценка возникает, если требуют послушания, учат подстраиваться под других людей и быть опрятными, бесконфликтно взаимодействовать с окружающими. Если ребенку многое запрещают, не учитывают его право на собственное мнение, то это вызывает неадекватную оценку. Если родители говорят, что у него ничего не получится, он недостаточно образован и тому подобные вещи, то постепенно ребенок будет думать, что так и есть, ведь кто лучше мамы знает, как правильно.
Подобное общение с детьми, попытка поставить их в подчиненное положение приводит к психологической надломленности. Это разрушает доверие ребенка, он враждебно воспринимает окружающий мир и не считает себя ценным для него. Чтобы поднять самооценку, родители должны меньше требовать от детей, а больше поддерживать и позволять самостоятельно принимать решения.
Средняя самооценка формируется, если родители принимают по отношению к ребенку снисходительную и покровительственную позицию. Они терпимы к поведению детей, но не дают им самостоятельно действовать и принимать решения, так как это вызывает беспокойство. Приобрести самостоятельный опыт и раскрываться вне дома ребенку мешают.
Следующая по шкале — высокая самооценка. Она появляется, если ребенок проживает в ы нсплоченной и солидарной семье, где поддерживают и уважают друг друга. В глаза ребенка родители успешные, мать позитивно относится к себе и мужу. В таких семьях дети с готовностью следуют заданным им образцам поведения, ощущают уверенность в своих силах. Они не подвергаются стрессам, доброжелательны, живут по принципу реалистичной оценки себя, воспитывают сильные и слабые стороны.
Дети, склонные завышать самооценку, идут только вперед, они ставят цели и любыми методами пытаются их достичь. Привыкшие занижать возможности предпочитают скромные цели и не уверены, что достигнут их.
Чтобы избежать синдромов низкой самооценки, обеспечить ребенку уверенность в себе, родители должны проявить готовность воспринимать его таким, как он есть, но объективно, без чрезмерного снисхождения. Дисциплину следует построить на принципах справедливости, устанавливать ясные и достижимые стандарты поведения для ребенка, предоставить ему систему ценностей, которая позволит стать личностью с надежными ориентирами, способной дифференцировать успешные действия от неуспешных.
В воспитании нужно использовать общие принципы, а не давать разрозненные указания, которые сбивают с толку. В дальнейшем это обеспечит уверенность в поступках, создаст благоприятные условия для составления мнения о себе.
Если родители обеспечат внешний контроль на должном уровне, это сформирует способность контролировать свои поступки. Социальное окружение для ребенка будет упорядоченным, и в мире он почувствует себя уютно, будет доверять окружающим. Это научит регулировать отношения с другими личностями.
Но при размытости и непоследовательности социального подкрепления самооценке наносится урон.
Если очертить образы и правила поведения, этот способ позволит создать Я-образ у ребенка. Исследования показывают, что уже на ранних этапах своего развития человек учится понимать разницу между собой и другими людьми, понимает, как желания отличаются от реальности.
Требования родителей доказывают родительскую заботу о благополучии. Поэтому если сказать ему: «Делай что хочешь, только отстань от меня» — это показать, что он не стоит заботы.
Выявить ее уровень помогают тесты на самооценку. Тесты проводят в подростковом возрасте, поскольку в этот период ярче проявляются отклонения в формировании личности.
Особенности развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста
Марина Земскова
Особенности развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста
Практикум по детской практической психологии
на тему: «Особенности развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста»
Ф. И. О.: Земскова Марина Петровна МБОУ ГШИ №2, г. Ногинск
Содержание.
Введение.
I. Самооценка, виды и факторы формирования самооценки.
II. Факторы, влияющие на развитие самооценки.
1. Условия формирования низкой самооценки
2. Условия формирования высокой самооценки
III. Особенности формирования и развития самооценки в раннем возрасте.
IV. Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте.
Заключение.
Литература.
Введение
В трудах отечественных и зарубежных психологов исследовалась проблема самооценки, как одна из центральных проблем.
Среди психологов можно выделим следующих авторов: Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, Л. С. Выготский, А. В. Захарова, Б. В. Зейгарник, А. Н. Леонтьев, А. И. Липкина, М. И. Лисина, B.C. Мерлин, В. С. Мухина, Е. И. Савонько, В. Ф. Сафин, Е. А. Серебрякова, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, С. Л. Рубинштейн, И. И. Чеснокова, П. М. Якобсон; А. Адлер, У. Джемс, Ф. Зимбардо, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.
Как считал С. Л. Рубинштейн, самооценка это стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде главной структуры личности [2].
Основой самооценки выступают ценности, принятые личностью и на внутриличностном уровне устанавливают механизм саморегуляции поведения.
Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности[3].
Целью работы: рассмотреть особенности развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста.
I. Самооценка, ее виды и факторы формирования самооценки
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [4].
Виды самооценки:
— Актуальная — оценка себя в настоящем.
— Ретроспективная — оценка себя в прошлом.
— Прогностическая — оценка себя в будущем.
— Адекватная — достаточно объективная оценка собственных способностей, свойств и качеств.
— Неадекватная — представление личности о себе далеко от реального.
— Заниженная — неуверенность в себе, робость, невозможность осуществлять свои задатки и способности.
— Завышенная — идеализация представлений о своей личности, своей ценности для окружающих.
Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная)
может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека [5].
Самооценка формируется в процессе всей жизни, и выполняет значимую функцию в ее развитии, регулирует разнообразные виды деятельности и поведения человека. Многие ученые изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений с окружающими людьми.
Выделяют следующие уровни развития самооценки:
Первый уровень процессуально — ситуативный. На этом уровне самооценки дети не устанавливают связи своими поступками и качествами личности. Он оценивает свое «Я»
лишь по определенным непосредственным внешним результатам деятельности. В связи с тем, что эти результаты не адекватны личностным возможностям и могут быть полностью определены стечением внешних обстоятельств,
самооценка имеет тенденцию к необъективности.
Второй уровень качественно – ситуативный. Для этого уровня характерно установление прямолинейных связей между своими поступками и качествами, т. е. совершение (несовершение)
отдельного поступка отождествляется с наличием
(отсутствием)
соответствующего качества.
Самооценка на этом уровне обладает необъективностью и неустойчивостью.
Третий уровень качественно-консервативный. Характеризуется разрешением прямолинейных, формальных связей между поступками и качествами личности. Качество личности абстрагируется человеком от конкретного поступка, выступает в его сознании как самостоятельная объективная реальность. Осознание того, что конкретный поступок не означает усвоение соответствующего ему качества, разрушение прямолинейных связей между ними, недостаточная осознанность новых сложных связей между свойствами личности и поведением приводят к определенному отрыву в сознании человека его внутреннего мира от непосредственного практического поведения.
Четвертый уровень качественно–динамический — осознание сложных связей между качествами личности и поступками. Самооценка обладает объективностью, динамичная в соответствии с изменениями во внутреннем мире человека и при этом устойчиво отражает реальный уровень развития качеств личности. Самооценка личности дается с учетом ее отношения к самовоспитанию. Самовоспитание становится вполне осознанным, планомерным и активным процессом [3].
II. Факторы, влияющие на развитие самооценки.
— Собственные достижения личности в различных видах деятельности, их оценка ею и соотнесение с общественной оценкой и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для нее критериям является значимым.
— Формирование отношения личности к себе под влиянием общественного мнения.
— Сопоставление образа реального «Я»
(то каким человек является на данный момент)
с образом идеального
«Я»
, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть.
— В процессе формирования эмоционально-ценностного отношения личности к себе в большой степени сказывается влияние восприятия художественной литературы и различных видов искусства.
— Влияние индивидуальных особенностей личности и то насколько важно для нее то или иное оцениваемое качество или деятельность [2].
1. Условия формирования низкой самооценки:
— Стремление родителей поставить детей в подчиненное, зависимое положение, требуя от ребенка послушания, воспитывая у него умение подстраиваться к другим людям; зависимость от взрослых в повседневной жизни, бесконфликтное взаимодействие со сверстниками.
— Если родители внутренне не принимают ребенка, он оказывается для них неинтересен, вызывает неодобрение.
— Конфликтные отношения между родителями.
— Отсутствие заинтересованности окружающих в ребенке.
2. Условия формирования высокой самооценки:
— Высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью, где царит атмосфера взаимного доверия.
— Родителям принимают своего ребенка таким, какой он есть, невзирая на его умственные или физические данные.
— Предъявление к ребенку ясной и разумной системы требований.
— Проявление заинтересованности родителей в результатах учебы ребенка, знание родителями друзей ребенка, а также взаимодействие родителей с ребенком в беседе [5].
III. Особенности формирования и развития самооценки в раннем возрасте
Структура самооценки представлена двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй — его отношение к себе как меру удовлетворенности собой [1].
В деятельности самооценкиэти компоненты работают в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания.
Основой когнитивного компонента самооценки являются операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин.
В раннем возрасте у детей наблюдается слабое развитие когнитивного компонента самооценки, в образе самого себя преобладает эмоциональная составляющая, отражающая глобально-позитивное отношение ребенка к себе, заимствованное из отношения взрослых.
В 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка[2].
При сравнении ребенок, обычно, ориентируется на социальные нормы, допустимые в его окружении. Часто мы слышим,как родители и другие взрослые говорят: «Какая хорошая девочка, она моет руки»
. Сравнивая себя с этой девочкой, малыш приходит к выводу о том, к какой категории себя отнести. Положительное
самоощущение формируется у ребенка тогда, когда взрослые, устанавливают ясные «границы»
, поощряют его
самостоятельность. В противоположном случае у ребенка может появиться чувство стыда, он начнет сомневаться в собственных способностях.
Многие дети уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности подобающими эмоциональными реакциями на них. Большое количество детей этого возраста просто констатируют достигнутый результат. Некоторые воспринимают успех или неудачу, с положительными и отрицательными эмоциями.
В этой же возрастной группе наблюдаются первые отдельные проявления самооценки, только в основном лишь после успеха в деятельности. Ребенок не просто радуется успеху, но проявляет своеобразное чувство гордости, сознательно и выразительно демонстрирует свои достоинства. Но такие элементарные самооценочные реакции в этом возрасте редкие.
В 3,5 года у детей уже можно наблюдать массовые реакции на успех и неудачу, связанные с самооценкой. Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личными возможностями и с самооценкой [4].
Самооценка ребенка, понимание предъявляемых к нему требований появляются примерно к 3-4 годам на основе сравнения себя с другими людьми.
IV. Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте
Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует. Пока еще он по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах.
А. И. Липкина полагает, что в самооценке интегрируются знания ребенка, полученные от других и его собственная возрастающая активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
К среднему дошкольному возрасту у многих детей формируется умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, не только в игровой,но и в других видах деятельности: учении, труде и общении [2].
Это достижение важно рассматривать как еще один шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем, так как с началом школьного обучения ребенку постоянно приходится оценивать себя в различных видах деятельности. И если его самооценка является неадекватной, то и самосовершенствование в данном виде деятельности просто запаздывает.
Особенной ролью в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка выступает представление о том, как дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Некоторые родители являются хорошим объектом для подражания и в то же время вызывают к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать сильное влияние на его психологию и поведение [3].
В некоторых исследованиях рассматривается то, что самое зримое воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от 3 до 8 лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. К примеру, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Этот период времени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от 5 до 7 лет, т. е. на три года меньше.
В старшем дошкольном возрасте дети придают немалое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Дошкольник не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить [5].
Все это говорит о том, что ребенок уже вступил в сензитивный период развития, для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности.
Заключение
На формирование и развитие самооценки наибольшее влияние оказывают социальные факторы, в особенности отношение родителей к детям в периоды младенческого возраста и раннего детства.
Самооценка активно развивается в разные возрастные периоды, каждый из которых является важным в формировании личности ребенка.
В период младенчества важным условием для развития адекватной самооценки в будущем является доброжелательное отношение к ребенку со стороны окружающих его людей, в частности родителей.
В период раннего детства основным источником информации о себе и о других людях являются взрослые. И от того, как будут относиться, и оценивать ребенка взрослые зависит и самооценка самого ребенка, так как он принимает на веру все, что ему говорят.
В дошкольном возрасте формирование самооценки опирается на производимый детьми учет успешности своих действий, оценок окружающих и одобрение родителей.
Литература
1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Психология и педагогика. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.
2. Джеймс У. Психология / У. Джеймс. — М., 2000.
3. Зелуганова Е. А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности / Е. А. Зелуганова. – М., 1995.
4. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан – СПб. — 2002.
5. Сергеенкова И. В. Психологическое развитие детей Издательство: Феникс, 2007.
Приложение
Рекомендации по формированию
адекватной самооценки дошкольника
— Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;
— Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала также, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;
— Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;
— Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинство другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;
— Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;
— Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра)
;
Приложение:
Игры с детьми, направленные на повышение самооценки
«За что меня любит мама»
Цель: повышение значимости ребенка в глазах окружающих его детей.
Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.
Затем можно попросить одного из детей (желающего, чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.
После этого обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
«Я – лев»
Цель: повышение у детей уверенности в себе.
Инструкция ведущего: «А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев»
. Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.
Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва,например: «Я – лев Андрей»
. Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой».
«Клеевой дождик»
Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.
«Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего)
и теперь предлагает нам погулять».
Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате,преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро»
, пробраться через
«дремучий лес»
, прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга.
«Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать».
«Я очень хороший»
Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.
Инструкция ведущего: «Ребята,садитесь на стульчики и пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший»
или
«Я очень хорошая»
. Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово
«Я»
шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами
«очень»
и
«хороший»
(или
«хорошая»
).
И, наконец,дружно: «Я очень хороший (хорошая)
».
Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит,например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!»
или
«Я – Саша! Я очень хороший!»
Замечательно! Давайте встанем в круг,возьмемся за руки и скажем все вместе: «Мы очень хорошие!»
— сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим».
«Ладошки»
Цель: повышение самооценки.
Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем взрослый просит на каждом, получившемся на бумаге, пальце написать или нарисовать что-нибудь хорошее о себе. После этого ведущий собирает «ладошки»
, читаем их или показывает группе, а дети угадывают где, чья
ладошка.
«Комплименты»
Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу,ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…»
.Принимающий комплимент кивает головой и отвечает:
«Спасибо, мне очень приятно!»
Упражнение продолжается по кругу.
После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.
«Зайки и слоники»
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники»
. Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают.
«А теперь покажите, что делают зайки, когда слышат шаги человека»
? Дети разбегаются по группе, прячутся и т. д.
«А что делают зайки, если видят волка?»
Психолог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как?» Дети показывают.
«Покажите, что делают слоны, когда видят тигра?»
Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
Функции
Адекватное самооценивание выполняет ряд важных функций в жизни человека:
- адаптационную — способствует социализации;
- защитную — обеспечивает стабильность и независимость;
- корригирующую — учит самоконтролю;
- мотивирующую — заставляет идти вперёд, добиваться поставленных целей;
- отражающую — позволяет увидеть себя со стороны;
- прогностическую — стимулирует в начале деятельности;
- развивающую — мотивирует к совершенствованию;
- регуляторную — предоставляет выбор;
- ретроспективную — позволяет сделать выводы по окончании деятельности;
- терминальную — даёт возможность в любой момент остановиться;
- эмоциональную — дарит ощущение гармонии, счастья, удовлетворенности собой.
При неадекватной самооценке данные функции нарушаются и приводят к снижению качества жизни.
Формирование адекватной самооценки из завышенной
Научись критически смотреть на себя со стороны. Каковы твои недостатки и слабые места? Насколько ты ставишь реалистичные цели? Каково соотношение желаний и реальных способностей? Требуешь ли ты то, что пока не заслужил и не достоин?
Будь открыт к новым идеями, опыту и возможностям. Не откидывай все прочь только по той причине, что тебе это плохо знакомо. Мир постоянно меняется и в переменах нет ничего не обычного.
Принимай критику спокойно, если она имеет под собой основу. Умей признавать свои ошибки, когда не прав. Не нужно все воспринимать сразу в штыки. Спокойно выслушай, проанализируй и прими меры, если требуется.
Не выдаешь ли ты свои слабые стороны за сильные? Наглость принимая за решительность, упрямство за упорство, бесцеремонность за лидерство? Будь более беспристрастен к себе.
Принимай жизнь и мир такими, какие они есть. Если мир к тебе зол и несправедлив, то будь более адекватен. Ничего не бывает в мире просто так. Если что-то не получается, то значит ты недостаточно готов к победе. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Не обвиняй во всех проблемах окружающий мир, обстоятельства и людей. Ищи в себе то, что тебе мешает одержать победу.