При построении отношении в коллективе каждый руководитель придерживается определенной политики влияния на людей или, по-другому говоря, определенного стиля руководства. Это способ построения отношений управляющего человека (руководителя, директора) с подчиненными ему работниками.
Существуют авторитарный, демократичный и либеральный стили руководства, а также довольно часто встречаются их смешанные формы. Для каждой из них характерны свои особенности, но все они преследуют одну цель – оказать влияние на сотрудников и побудить их действовать во благо организаций.
Что такое авторитарный стиль руководства?
Авторитарный стиль руководства – это совокупность различных управленческих мер воздействия на подчиненных, базирующихся на жестком авторитете руководителя. Для этого стиля характерны жесткость, бескомпромиссность, когда отдаваемые начальством приказы и распоряжения не подлежат критике, от подчиненных не принимаются возражения и их мнение не учитывается.
При такой системе решения принимаются единолично, а задача подчиненных — лишь четкое выполнение поставленной задачи. Такой стиль руководства может быть эффективен при каких-либо экстремальных обстоятельствах, в случаях, когда в коллективе плохая трудовая дисциплина.
Такое руководство часто перерастает в командно-административное управление, что ведет к злоупотреблению властью, развитию коррупции.
В педагогике
Определенный стиль руководства может проявляться не только в рабочей сфере или политической власти. В педагогической деятельности каждый учитель также выбирает свой способ влияния на класс или аудиторию. При авторитарном стиле преподавания учитель выстраивает единоличные отношения без обратной связи с учениками, базирующиеся на его жестком непререкаемом авторитете.
При такой системе он зачастую требует выполнения установленных им правил, без права подвергнуть их критике. Он единолично задает цели, не считает нужным пояснять и комментировать свой действия.
Для авторитарного педагога характерны:
- чрезмерная требовательность;
- категоричность;
- пренебрежение инициативой и мнением учащихся;
- непринятие любых возражений;
- проявление собственного превосходства;
- отсутствие сопереживания и сочувствия к учащимся.
Студенты, воспитанники или ученики воспринимаются таким преподавателем только как объекты педагогического воздействия. При построении общения с ними выбирается холодный, приказной, начальствующий тон.
Это помогает максимально дистанцироваться с ними и четко обозначить границы. Все обращения исходят от педагога в виде поучений, приказов, указаний, иногда окриков. Отношения с подопечными выстраиваются на принципах безоговорочной подчиненности и жесткой дисциплины.
В таких учебных коллективах на занятиях царит недружественная обстановка, устанавливается тяжелый психологический климат.
В результате авторитарный стиль педагогической практики не способствует раскрытию ученического потенциала, тормозит развитие активности и инициативы, способствует формированию у учащихся неадекватной самооценки. Между учителем и учениками появляется непреодолимый эмоциональный и смысловой барьеры.
В управлении персоналом
При управлении трудовыми ресурсами авторитарные руководители при принятии абсолютно всех решений не считают необходимым советоваться с членами команды. Данный метод управления эффективен в краткосрочной перспективе, когда возникает необходимость быстро принимать решения, например при становлении компаний либо же в кризисный период.
В остальных случаях подобное жесткое руководство негативно сказывается на рабочей обстановке – происходит деморализация сотрудников, нередки нарушения трудовой дисциплины, увеличивается текучесть кадров.
Авторитарный руководитель не станет советоваться перед принятием решений с подчиненными и интересоваться их мнением. Он занимает предельно жесткую позицию и навязывает сотрудникам свою волю, пользуясь административными рычагами как карательными, так и поощрительными.
Такое жесткое авторитарное управление человеческими ресурсами имеет ряд негативных последствий:
- в коллективе складывается тяжелый психологический климат;
- работники становятся безынициативными;
- уровень безответственности также повышается;
- сотрудники долго не задерживаются на своих должностях;
- среди людей преобладают пессимистические настроения, пассивность, безразличие.
При построении взаимоотношении с подчиненными авторитарные лидеры используют административные методы воздействия – уставы, инструкции, приказы и распоряжения. Все рабочие вопросы такие руководители решают единолично и никогда не совещаются с персоналом, который для них является лишь средством для достижения поставленных целей.
В результате такого управления подчиненные становятся замкнутыми, пассивными и ленивыми и в трудовой жизни четко прослеживаются негативные тенденции:
- у людей пропадает желание совершенствовать рабочий процесс и продукт;
- сокрытие реальных проблем становится нормой;
- качество работы снижается:
- вместо повышения эффективности работы сотрудники начинают заниматься подхалимством и угодничеством, пытаясь этим расположить к себе руководителя;
- теряется способность людей решать даже простые вопросы, в результате чего сам начальник много внимания уделяет мелким делам и тратит время впустую.
При авторитарном стиле руководства вся ответственность за принятые решения лежит на лидере, и люди занимают пассивную роль исполнителей. Это не так хорошо для него самого, как может показаться на первый взгляд.
Зачастую он может попросту не знать о каких-то проблемах и не достаточно хорошо разбираться в чем-то, а подчиненные, опасаясь наказаний, будут намеренно скрывать истинное положение дел. Поэтому, прибегая к авторитарной манере правления, руководитель может дорого заплатить за неверно принятые им решения.
Что такое авторитетное воспитание?
Авторитетный стиль воспитания — это подход к ребёнку, сочетающий в себе теплоту, чуткость и установку границ. Родители используют позитивное подкрепление и рассуждения, чтобы направлять детей. Они избегают угроз и наказаний.
Мальчики и девочки, воспитанные мамой и папой, подающими положительный пример, с большей вероятностью станут независимыми, уверенными в себе, социально приемлемыми, успешными в учёбе, и с хорошим поведением.
Они менее склонны сообщать о депрессии и тревоге, а также реже занимаются антиобщественными действиями, таким как преступность и употребление наркотиков.
Исследования показывают, что наличие хотя бы одного члена семьи, относящегося серьёзно к воспитательному процессу и являющемуся образцом для подрастающих ребятишек, может иметь большое значение.
Но что именно отличает авторитетный стиль воспитания?
Вот что определяет родительский контроль:
Снисходительные родители неохотно навязывают правила и стандарты, предпочитая, чтобы их дети сами себя регулировали.
Они не требуют слепого повиновения, придерживаясь другого, более умеренного отношения, подчёркивающего установление высоких стандартов, заботливость и отзывчивость, а также уважение как к независимым, рациональным существам.
Мудрый родитель ожидает зрелости и сотрудничества, и предлагает детям большую часть эмоциональной поддержки.
Так в чём же главное отличие авторитетного воспитания от авторитарного?
Все дело в осуществлении власти. Авторитарный родитель как сержант строевой подготовки. Сделай это сейчас же, иначе …! Сержант-инструктор пытается добиться своего с помощью угроз и принуждения.
Напротив, авторитетный родитель стремится вдохновить на сотрудничество, воспитывая положительные чувства и обучая детей основам правил.
Он передаёт много тепла своим детям. Избегают применения суровых или произвольных наказаний. Они менее склонны стыдить своих детей или пытаться контролировать их, отказываясь от любви.
И когда их детишки совершают ошибки или плохо себя ведут, они говорят с ними об этом, прислушиваются к заботам своих чад и принимают их во внимание. Они помогают понять, что пошло не так, и объяснить последствия хорошего и плохого поведения.
Поощряют чувство самостоятельности ребёнка. Хотят, чтобы дети развивали самодисциплину, зрелость и уважение к другим. И они приближаются к этим целям, предлагая конкретные советы и эмоциональную поддержку.
Некоторые исследователи описывают это следующим образом: авторитетные родители очень требовательны (как и авторитарные), но они также очень чутко реагируют на потребности своих детей.
Как вы практикуете авторитетное воспитание детей?
Склонны ли вы соглашаться с такими утверждениями:
- Я принимаю во внимание желания и чувства моего ребёнка, прежде чем попросить его что-то сделать,
- Я призываю своего ребёнка говорить о своих чувствах.
- Я стараюсь помочь, когда мои сын и дочь напуганы или расстроены.
- Я даю своему ребёнку основания для тех ожиданий, которые я возлагаю на него.
- Я уважаю мнение моего ребёнка и поощряю высказывать его, даже если они отличаются от моих собственных.
Как авторитетные родители дисциплинируют своих детей?
Это называется «индуктивная дисциплина», идея заключается в том, что вместо того, чтобы пытаться навязать хорошее поведение с помощью угроз и наказаний, вы предоставляете детям внутренние инструменты для саморегуляции:
- Формирование поведения посредством рассуждений.
Для очень маленького ребёнка это может означать простое объяснение, почему он не может прикоснуться к чему-то. Это не для тебя! Слишком жарко! Он может сжечь тебя! Но для старших детей это означает говорить о причинах нашей политики и правил.
- Тренировка эмоций.
Что должен делать ваш ребенок, когда он злится? Или грустно? Или испугался? Индуктивная дисциплина зависит от его способности справляться с сильными эмоциями, поэтому один из аспектов индуктивной дисциплины — быть хорошим «эмоциональным тренером».
- Подчеркивая сочувствие и заботу о других.
Индуктивная дисциплина фокусируется на последствиях поведения ребёнка для окружающих. Что происходит, когда ты толкаешь своего брата? Что он при этом чувствует?
Цель индуктивной дисциплины состоит в том, чтобы воспитать внутреннюю мотивацию ребёнка к сотрудничеству и поведению с добротой.
Исследования показывают, что даже очень маленькие дети чувствуют сопереживание и хотят быть полезными. Таким образом, мы можем помочь развить навыки морального мышления, поговорив с ними о том, как наше поведение влияет на других.
Для каждого региона земного шара исследователи обнаружили, что авторитетный стиль воспитания был связан по крайней мере с одним положительным результатом для ребёнка. Напротив, авторитарное воспитание пагубно влияло и имело негативные последствия для будущего поколения. Авторы приходят к выводу, что авторитетный подход стоит рекомендовать везде.
Достоинства методики управления
Авторитарный стиль руководства – это совокупность определенного набора управленческих инструментов и методов, в основе которых лежат исключительно собственные знания, принципы и цели лидера. Несмотря на такую формулировку нельзя однобоко утверждать, что авторитаризм это очень плохо.
В большинстве случаев, в долгосрочной перспективе развития деловых отношений, он часто демонстрирует свою несостоятельность и низкую эффективность, и, тем не менее, при некоторых ситуациях и обстоятельствах такой стиль руководства может быть оправдан и эффективен.
Это касается, например, реализации специфических проектов, где конечный результат зависит от наличия волевого руководителя или же работы в условиях экстремальных обстоятельств, когда важно уметь быстро принимать решения.
Таким образом, преимуществами данного типа руководства являются:
- наличие сильного волевого руководителя способного принимать решения и отвечать за них;
- четкая иерархия;
- быстрота принимаемых решений;
- существование жестко регламентированных рамок (сроки, ответственность за неисполнение).
Плюсы и минусы
Как вы сами могли убедиться, авторитетный стиль семейного воспитания является наиболее гармоничным для пока ещё маленькой подрастающей личности. Он позволяет раскрыть её особенности, таланты и стать более зрелой, осознанной, с чувством собственного достоинства.
Минус же в том, что взрослым, выбравшим именно этот путь, необходимо предпринимать массу усилий, чтобы развиваться. Справляться с собственными ограничениями и быть примером для подражания.
Да и не всегда есть ресурсы для того, чтобы искать компромисс и предлагать сотрудничество. Вместо обычного приказа, который следует неукоснительно выполнять, потому что «я так сказал».
Недостатки
Авторитарный стиль руководства может быть оправдан в некоторых случаях, однако эта модель управления далеко не всегда позволяет эффективно организовать работу коллектива, так как имеет существенные недостатки.
А именно:
- руководитель не может быть одинаково хорошо осведомлен во всех вопросах;
- управление, замыкаемое на одном человеке долгое время, ведет к неэффективной работе;
- без указаний начальствующего человека не решаются даже самые мелкие вопросы, что ведет к их накоплению и самостоятельная деятельность коллектива парализуется;
- в коллективе устанавливается недружелюбная атмосфера;
- люди не задерживаются долго на рабочих местах, отмечается большая текучесть кадров;
- люди слабо мотивированны, не заинтересованы в работе на итог, результат, их пребывание на рабочем часто сводится к формальному отбыванию рабочего времени.
Попустительский стиль
Отсутствие требований + удовлетворение всех потребностей
Это родители-хиппи, они очень добродушны, никогда не наказывают и позволяют делать всё, что хочется. Казалось бы, рай? Но нет. Для ребёнка — это ад. Отсутствие хоть каких-то границ, правил способствуют нарастанию тревоги и неуверенности. Маленький человек не в состоянии нести такой груз ответственности за своё поведение, он живёт в хаосе, без каких-либо ориентирован, вынужден устанавливать границы сам, на ощупь, не имея поддержки и уверенного взрослого рядом, на которого можно опереться в принятии решения. Не будет большой ошибкой сказать, что лучше родитель-командир, придерживающийся авторитарного стиля, чем добродушный взрослый, рядом с которым ребёнок чувствует лишь тревогу и неуверенность.
Авторитарно-демократический стиль
Как показал исторический путь развития человечества, авторитаризм эффективен в нестабильной неблагоприятной обстановке. В таких ситуациях авторитарный лидер может быстро принимать решения и не допустить дестабилизации и краха компании или страны. Он позволяет сохранить или захватить власть или рынки и закрепить свои позиции.
Демократический же стиль руководства больше подходит в ситуациях, когда нет необходимости с кем-то бороться, но есть потребность развиваться за счет внутреннего роста. Это позволяет создавать стабильность в фирме и избегать стагнаций (застоя), что нередко случается при авторитарном стиле управления.
Сильной стороной демократического типа правления является разносторонняя проработка различных вопросов.
Эта особенность была подмечена еще в Древнем Риме, где в периоды кризисов избирали диктаторов, которые осуществляли авторитарное управление. После того как ситуацию удавалось стабилизировать в стране восстанавливалась демократия.
На самом деле существование стилей руководства в чистом виде встречается редко. Как правило, авторитарно-демократический стиль в разной мере присутствует в различных компаниях.
На постсоветском пространстве долгое время руководители придерживались авторитарного стиля управления. Бизнес, опираясь на прошлый опыт, исходил из того, что люди ленивы, неорганизованны, и их надо принуждать к труду и контролировать.
Сегодня картина постепенно меняется. На рынки приходят компании с демократичными взглядами на управление персоналом, что откладывает отпечаток на изменение стилей управления и на смену авторитаризму приходит авторитарно-демократическое правление, сочетающее в себе черты 2-ух стилей.
При данном подходе в компаниях некоторые вопросы отдаются для принятия решений самими подчиненными, они получают больше возможности проявить себя. Однако, при принятии важных решений, все же главенствующую роль играет руководитель, который может советоваться с подчиненными.
Либеральный стиль
Отношения
в семье похожи на сказку: много любви, мало требований, никаких ожиданий и дисциплины: «Лишь бы ребёнок был здоров и счастлив».
Подход в воспитании
полностью нацелен на интересы детей, им предоставляется полная свобода самовыражения. Родители стремятся развить творческие стороны личности и индивидуальности ребёнка, стараясь ни в чём их не ограничивать.
Ребёнок
в такой семье, как ни странно, часто несчастлив, чем приводит в изумление окружающих, ведь он, кажется, обладает всем, что нужно для счастья. Чего ему не хватает? А не хватает представлений о границах дозволенного и безопасного — то есть дисциплины, которая сделает его жизнь более предсказуемой.
Подросток
больше своих сверстников подвержен депрессии и разного рода фобиям, часто агрессивен. Его легко вовлечь в дурную компанию, склонить к употреблению наркотиков и алкоголя, ранней сексуальной активности, преступлениям.
Результат.
Человек, получивший либеральное воспитание, борется с недостатком дисциплины на свой лад. Он пытается установить собственный контроль, страдает от неудовлетворённых психологических потребностей, становится уязвимым и не способен противостоять ежедневным проблемам.
Родитель не обязан стать тираном и мучителем, чтобы установить правила для ребёнка. Вот 10 приёмов, которые помогут добиться дисциплины без криков и угроз.
Как происходит развитие авторитарности?
Авторитарный стиль руководства – это результат правления личности, склонной к принятию единоличных решений, не считающейся с позицией иных людей. Развитие авторитарности связано со становлением личности человека, а также заложенными в нем с рождения чертами. Не секрет что жестокие, деспотичные лидеры обладали жесткими характерами с малых лет.
Однако тиран формируется не только под воздействием заложенных задатков, но и под действием внешних условий, различных ситуации. Такие люди склонны проявлять агрессивность, имеют высокие амбиции и требования к себе и другим, в то же время у них не развита рефлексия, а мышление отличается стереотипностью.
При этом авторитарность как черта характера проявляется не только в решении рабочих вопросов, но и личной жизни. Авторитарность является негативной чертой характера. Такие люди деспотичны в семье и на работе, не терпят возражений и склонны навязывать свое виденье мира окружающим.
При определенных обстоятельствах авторитарная личность, получившая доступ к власти, может долго удерживать свои позиции, что особенно хорошо прослеживается в историях стран, где когда-то царил или царит в настоящее время авторитаризм и тоталитаризм.
Авторитетный стиль
Отношения
в такой семье тёплые, но достаточно сдержанные. Для детей устанавливается умеренная дисциплина. Родители ожидают от них развития и достижений.
Подход в воспитании
построен на балансе доверия и контроля, при этом родители верят в ребёнка и эмоционально поддерживают его во всём.
Ребёнок
уважает себя, своих родителей и семейные традиции, подчиняется установленным правилам, ожидает от них справедливости в отношении себя.
Подросток
знает, что может искать и предлагать собственные решения для любых ситуаций. Чувствует ответственность за свои поступки. Уверен, что может брать на себя и выполнять обязательства.
Результат.
При таком подходе к воспитанию повзрослевший ребёнок менее всего подвержен негативному влиянию со стороны сверстников и более успешно строит свои взаимоотношения с людьми и миром.
Что обеспечивает методика управления?
Хоть авторитарная система управления негибкая и носит деспотичный характер, она позволяет обеспечить:
- дисциплину в коллективе;
- четкую иерархию;
- принятие важных решений в кратчайшие сроки;
- стабильный рост в кризисный период;
- четкость поставленных задач для подчиненных.
Авторитарная методика управления позволяет руководителю быть в курсе всех, даже самых мелких вопросов, и полностью контролировать работу команды.
Основные ошибки
Вместе с тем авторитаризм в управлении персоналом имеет множество спорных моментов, так как на практике в процессе руководства людьми многие авторитарные лидеры совершают схожие ошибки.
Выбор авторитарной стратегии для долгосрочного управления | Данный стиль управления может приносить пользу только при определенных обстоятельствах на протяжении определенного периода времени. Большой ошибкой является долгосрочное управление командой в авторитарном стиле. Это приводит к злоупотреблению властью, превышению полномочий. |
Полное отсутствие неформального общения | Так как данный стиль руководства не предполагает дружеского взаимодействия с подчиненными, то многие начальники переходят грань и начинают позволять себе раздавать команды окриками, унижать и оскорблять персонал. |
Непопулярность поощрительных мер | Еще одной частой ошибкой авторитарной манеры управления подчиненными является полное исключение поощрений как морального, так и материального характера. В противовес этому лидеры с удовольствием используют систему наказаний. Такое положение дел демотивирует сотрудников, подавляет их личные амбиции и ведет к большой текучести кадров. |
Принятие всех решений лидером | В попытках брать на себя всю ответственность авторитарный лидер часто попадает в неприглядную ситуацию, когда что-то идет не так. При этом он срывается на работниках, которые не хотят мириться с подобным положением дел и один за другим покидают фирму. |
4.Индифферентный
Самый катастрофичный вид воспитания — отсутствие требований + игнорирование потребностей
По существу, это дети-одиночки. Родителям вообще нет до них никакого дела, и они всячески уклоняются от воспитания. Часто — это матери в депрессии, или родители, которые не очень хотели детей, и им неинтересно с ними заниматься. Дети их раздражают, поэтому они не интересуются их потребностями, чувствами и желаниями, иногда наказывают, но не с целью показать правильное и неправильное поведение, установить границы, а из-за собственных сиюминутных эмоций.
Когда методика наиболее эффективна
Авторитарный стиль управления показывает максимальную эффективность на этапе развития и становления организации, а также в экстремальных ситуациях. В этот период действительно во главе команды должен находиться сильный, волевой менеджер способный принимать единолично быстрые решения.
Также на ранней фазе развития фирмы или организации важно сформировать у работников цели и задачи их работы, а также способы их достижения. Помимо этого, авторитаризм в управлении оправдан при возникновении кризисных ситуаций, когда нет времени на обсуждения для принятия важных решений.
Применение же авторитарного стиля руководства на протяжении длительного периода не приведет компанию к процветанию, так как используемые административные методы неизбежно ведут к снижению творческих инициатив работников, текучести кадров, ухудшению социально-психологического микроклимата и стагнации.
Отвергающий стиль воспитания
Своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным или если хотели девочку, а родился мальчик. Ребенок изначально не соответствует ожиданиям родителей. Бывает, что малыш на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но у него нет душевного контакта с родителями.
Как правило, в таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Непринятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых.
Примеры авторитарного типа руководства
Одним из самых ярких руководителей – автократов является Генри Форд. Он выстраивал свою империю, опираясь именно на принципы авторитаризма. При подборе персонала он лично изучал биографию каждого кандидата и проводил собеседования.
Сильными сторонами такого подхода являлись эффективность выстроенного производственного процесса компании, продуманность и внимательное отношение к мелочам. Вместе с тем, с возрастом Генри Форд стал бескомпромиссен и допускал множество управленческих ошибок, в результате которых сам же и нес убытки.
Так, например, он едва не разрушил свою собственную компанию, когда в середине 1910-ых гг. уволил многих способных менеджеров. С течением времени он стал пренебрежительно относиться к людям, не доверял им и принимал решения, опираясь только на свою интуицию.
Также на сегодняшний день в мире существует ряд стран, в которых преобладает авторитарный стиль руководства.
Это:
- страны бывшего советского союза (Беларусь, Казахстан);
- некоторые латиноамериканские страны (Венесуэла, Аргентина);
- страны 3-его мира (Камерун, Эфиопия, Непал).
Во многих из подобных стран авторитаризм существует не в чистом виде. Также каждое государство имеет свою опорную точку, на которой базируется авторитаризм – религия, военное положение, национализм.
Большинство менеджеров и психологов относятся к авторитарному стилю руководства очень критично. Это связано с рядом негативных последствий, которые возникают при длительном директивном правлении – большой текучести кадров, низкой личной мотивации работников, формальным подходом к обязанностям.
Вместе с тем в экстремальных ситуациях подобное руководство способно вывести организацию из кризиса. Сегодня, как правило, авторитаризм в чистом виде встречается не так уж часто, обычно он сочетается с проявлением демократии и либерализма.