Авторитарный стиль руководства – начальник всегда прав!

При построении отношении в коллективе каждый руководитель придерживается определенной политики влияния на людей или, по-другому говоря, определенного стиля руководства. Это способ построения отношений управляющего человека (руководителя, директора) с подчиненными ему работниками.

Существуют авторитарный, демократичный и либеральный стили руководства, а также довольно часто встречаются их смешанные формы. Для каждой из них характерны свои особенности, но все они преследуют одну цель – оказать влияние на сотрудников и побудить их действовать во благо организаций.

Что такое авторитарный стиль руководства?

Авторитарный стиль руководства – это совокупность различных управленческих мер воздействия на подчиненных, базирующихся на жестком авторитете руководителя. Для этого стиля характерны жесткость, бескомпромиссность, когда отдаваемые начальством приказы и распоряжения не подлежат критике, от подчиненных не принимаются возражения и их мнение не учитывается.

При такой системе решения принимаются единолично, а задача подчиненных — лишь четкое выполнение поставленной задачи. Такой стиль руководства может быть эффективен при каких-либо экстремальных обстоятельствах, в случаях, когда в коллективе плохая трудовая дисциплина.

Такое руководство часто перерастает в командно-административное управление, что ведет к злоупотреблению властью, развитию коррупции.

В педагогике

Определенный стиль руководства может проявляться не только в рабочей сфере или политической власти. В педагогической деятельности каждый учитель также выбирает свой способ влияния на класс или аудиторию. При авторитарном стиле преподавания учитель выстраивает единоличные отношения без обратной связи с учениками, базирующиеся на его жестком непререкаемом авторитете.

При такой системе он зачастую требует выполнения установленных им правил, без права подвергнуть их критике. Он единолично задает цели, не считает нужным пояснять и комментировать свой действия.

Для авторитарного педагога характерны:

  • чрезмерная требовательность;
  • категоричность;
  • пренебрежение инициативой и мнением учащихся;
  • непринятие любых возражений;
  • проявление собственного превосходства;
  • отсутствие сопереживания и сочувствия к учащимся.

Студенты, воспитанники или ученики воспринимаются таким преподавателем только как объекты педагогического воздействия. При построении общения с ними выбирается холодный, приказной, начальствующий тон.

Это помогает максимально дистанцироваться с ними и четко обозначить границы. Все обращения исходят от педагога в виде поучений, приказов, указаний, иногда окриков. Отношения с подопечными выстраиваются на принципах безоговорочной подчиненности и жесткой дисциплины.

В таких учебных коллективах на занятиях царит недружественная обстановка, устанавливается тяжелый психологический климат.

В результате авторитарный стиль педагогической практики не способствует раскрытию ученического потенциала, тормозит развитие активности и инициативы, способствует формированию у учащихся неадекватной самооценки. Между учителем и учениками появляется непреодолимый эмоциональный и смысловой барьеры.

В управлении персоналом

При управлении трудовыми ресурсами авторитарные руководители при принятии абсолютно всех решений не считают необходимым советоваться с членами команды. Данный метод управления эффективен в краткосрочной перспективе, когда возникает необходимость быстро принимать решения, например при становлении компаний либо же в кризисный период.

В остальных случаях подобное жесткое руководство негативно сказывается на рабочей обстановке – происходит деморализация сотрудников, нередки нарушения трудовой дисциплины, увеличивается текучесть кадров.

Авторитарный руководитель не станет советоваться перед принятием решений с подчиненными и интересоваться их мнением. Он занимает предельно жесткую позицию и навязывает сотрудникам свою волю, пользуясь административными рычагами как карательными, так и поощрительными.

Такое жесткое авторитарное управление человеческими ресурсами имеет ряд негативных последствий:

  • в коллективе складывается тяжелый психологический климат;
  • работники становятся безынициативными;
  • уровень безответственности также повышается;
  • сотрудники долго не задерживаются на своих должностях;
  • среди людей преобладают пессимистические настроения, пассивность, безразличие.

При построении взаимоотношении с подчиненными авторитарные лидеры используют административные методы воздействия – уставы, инструкции, приказы и распоряжения. Все рабочие вопросы такие руководители решают единолично и никогда не совещаются с персоналом, который для них является лишь средством для достижения поставленных целей.

В результате такого управления подчиненные становятся замкнутыми, пассивными и ленивыми и в трудовой жизни четко прослеживаются негативные тенденции:

  • у людей пропадает желание совершенствовать рабочий процесс и продукт;
  • сокрытие реальных проблем становится нормой;
  • качество работы снижается:
  • вместо повышения эффективности работы сотрудники начинают заниматься подхалимством и угодничеством, пытаясь этим расположить к себе руководителя;
  • теряется способность людей решать даже простые вопросы, в результате чего сам начальник много внимания уделяет мелким делам и тратит время впустую.

При авторитарном стиле руководства вся ответственность за принятые решения лежит на лидере, и люди занимают пассивную роль исполнителей. Это не так хорошо для него самого, как может показаться на первый взгляд.

Зачастую он может попросту не знать о каких-то проблемах и не достаточно хорошо разбираться в чем-то, а подчиненные, опасаясь наказаний, будут намеренно скрывать истинное положение дел. Поэтому, прибегая к авторитарной манере правления, руководитель может дорого заплатить за неверно принятые им решения.

Что такое авторитетное воспитание?


Авторитетный стиль воспитания — это подход к ребёнку, сочетающий в себе теплоту, чуткость и установку границ. Родители используют позитивное подкрепление и рассуждения, чтобы направлять детей. Они избегают угроз и наказаний.

Мальчики и девочки, воспитанные мамой и папой, подающими положительный пример, с большей вероятностью станут независимыми, уверенными в себе, социально приемлемыми, успешными в учёбе, и с хорошим поведением.

Они менее склонны сообщать о депрессии и тревоге, а также реже занимаются антиобщественными действиями, таким как преступность и употребление наркотиков.

Исследования показывают, что наличие хотя бы одного члена семьи, относящегося серьёзно к воспитательному процессу и являющемуся образцом для подрастающих ребятишек, может иметь большое значение.

Но что именно отличает авторитетный стиль воспитания?

Вот что определяет родительский контроль:

Снисходительные родители неохотно навязывают правила и стандарты, предпочитая, чтобы их дети сами себя регулировали.

Они не требуют слепого повиновения, придерживаясь другого, более умеренного отношения, подчёркивающего установление высоких стандартов, заботливость и отзывчивость, а также уважение как к независимым, рациональным существам.

Мудрый родитель ожидает зрелости и сотрудничества, и предлагает детям большую часть эмоциональной поддержки.

Так в чём же главное отличие авторитетного воспитания от авторитарного?

Все дело в осуществлении власти. Авторитарный родитель как сержант строевой подготовки. Сделай это сейчас же, иначе …! Сержант-инструктор пытается добиться своего с помощью угроз и принуждения.

Напротив, авторитетный родитель стремится вдохновить на сотрудничество, воспитывая положительные чувства и обучая детей основам правил.

Он передаёт много тепла своим детям. Избегают применения суровых или произвольных наказаний. Они менее склонны стыдить своих детей или пытаться контролировать их, отказываясь от любви.

И когда их детишки совершают ошибки или плохо себя ведут, они говорят с ними об этом, прислушиваются к заботам своих чад и принимают их во внимание. Они помогают понять, что пошло не так, и объяснить последствия хорошего и плохого поведения.

Поощряют чувство самостоятельности ребёнка. Хотят, чтобы дети развивали самодисциплину, зрелость и уважение к другим. И они приближаются к этим целям, предлагая конкретные советы и эмоциональную поддержку.

Некоторые исследователи описывают это следующим образом: авторитетные родители очень требовательны (как и авторитарные), но они также очень чутко реагируют на потребности своих детей.

Как вы практикуете авторитетное воспитание детей?

Склонны ли вы соглашаться с такими утверждениями:

  • Я принимаю во внимание желания и чувства моего ребёнка, прежде чем попросить его что-то сделать,
  • Я призываю своего ребёнка говорить о своих чувствах.
  • Я стараюсь помочь, когда мои сын и дочь напуганы или расстроены.
  • Я даю своему ребёнку основания для тех ожиданий, которые я возлагаю на него.
  • Я уважаю мнение моего ребёнка и поощряю высказывать его, даже если они отличаются от моих собственных.

Как авторитетные родители дисциплинируют своих детей?

Это называется «индуктивная дисциплина», идея заключается в том, что вместо того, чтобы пытаться навязать хорошее поведение с помощью угроз и наказаний, вы предоставляете детям внутренние инструменты для саморегуляции:

  • Формирование поведения посредством рассуждений.

Для очень маленького ребёнка это может означать простое объяснение, почему он не может прикоснуться к чему-то. Это не для тебя! Слишком жарко! Он может сжечь тебя! Но для старших детей это означает говорить о причинах нашей политики и правил.

  • Тренировка эмоций.

Что должен делать ваш ребенок, когда он злится? Или грустно? Или испугался? Индуктивная дисциплина зависит от его способности справляться с сильными эмоциями, поэтому один из аспектов индуктивной дисциплины — быть хорошим «эмоциональным тренером».

  • Подчеркивая сочувствие и заботу о других.

Индуктивная дисциплина фокусируется на последствиях поведения ребёнка для окружающих. Что происходит, когда ты толкаешь своего брата? Что он при этом чувствует?

Цель индуктивной дисциплины состоит в том, чтобы воспитать внутреннюю мотивацию ребёнка к сотрудничеству и поведению с добротой.

Исследования показывают, что даже очень маленькие дети чувствуют сопереживание и хотят быть полезными. Таким образом, мы можем помочь развить навыки морального мышления, поговорив с ними о том, как наше поведение влияет на других.

Для каждого региона земного шара исследователи обнаружили, что авторитетный стиль воспитания был связан по крайней мере с одним положительным результатом для ребёнка. Напротив, авторитарное воспитание пагубно влияло и имело негативные последствия для будущего поколения. Авторы приходят к выводу, что авторитетный подход стоит рекомендовать везде.

Достоинства методики управления

Авторитарный стиль руководства – это совокупность определенного набора управленческих инструментов и методов, в основе которых лежат исключительно собственные знания, принципы и цели лидера. Несмотря на такую формулировку нельзя однобоко утверждать, что авторитаризм это очень плохо.

В большинстве случаев, в долгосрочной перспективе развития деловых отношений, он часто демонстрирует свою несостоятельность и низкую эффективность, и, тем не менее, при некоторых ситуациях и обстоятельствах такой стиль руководства может быть оправдан и эффективен.

Это касается, например, реализации специфических проектов, где конечный результат зависит от наличия волевого руководителя или же работы в условиях экстремальных обстоятельств, когда важно уметь быстро принимать решения.

Таким образом, преимуществами данного типа руководства являются:

  • наличие сильного волевого руководителя способного принимать решения и отвечать за них;
  • четкая иерархия;
  • быстрота принимаемых решений;
  • существование жестко регламентированных рамок (сроки, ответственность за неисполнение).

Плюсы и минусы

Как вы сами могли убедиться, авторитетный стиль семейного воспитания является наиболее гармоничным для пока ещё маленькой подрастающей личности. Он позволяет раскрыть её особенности, таланты и стать более зрелой, осознанной, с чувством собственного достоинства.

Минус же в том, что взрослым, выбравшим именно этот путь, необходимо предпринимать массу усилий, чтобы развиваться. Справляться с собственными ограничениями и быть примером для подражания.

Да и не всегда есть ресурсы для того, чтобы искать компромисс и предлагать сотрудничество. Вместо обычного приказа, который следует неукоснительно выполнять, потому что «я так сказал».

Недостатки

Авторитарный стиль руководства может быть оправдан в некоторых случаях, однако эта модель управления далеко не всегда позволяет эффективно организовать работу коллектива, так как имеет существенные недостатки.

А именно:

  • руководитель не может быть одинаково хорошо осведомлен во всех вопросах;
  • управление, замыкаемое на одном человеке долгое время, ведет к неэффективной работе;
  • без указаний начальствующего человека не решаются даже самые мелкие вопросы, что ведет к их накоплению и самостоятельная деятельность коллектива парализуется;
  • в коллективе устанавливается недружелюбная атмосфера;
  • люди не задерживаются долго на рабочих местах, отмечается большая текучесть кадров;
  • люди слабо мотивированны, не заинтересованы в работе на итог, результат, их пребывание на рабочем часто сводится к формальному отбыванию рабочего времени.

Попустительский стиль

Отсутствие требований + удовлетворение всех потребностей

Это родители-хиппи, они очень добродушны, никогда не наказывают и позволяют делать всё, что хочется. Казалось бы, рай? Но нет. Для ребёнка — это ад. Отсутствие хоть каких-то границ, правил способствуют нарастанию тревоги и неуверенности. Маленький человек не в состоянии нести такой груз ответственности за своё поведение, он живёт в хаосе, без каких-либо ориентирован, вынужден устанавливать границы сам, на ощупь, не имея поддержки и уверенного взрослого рядом, на которого можно опереться в принятии решения. Не будет большой ошибкой сказать, что лучше родитель-командир, придерживающийся авторитарного стиля, чем добродушный взрослый, рядом с которым ребёнок чувствует лишь тревогу и неуверенность.

Авторитарно-демократический стиль

Как показал исторический путь развития человечества, авторитаризм эффективен в нестабильной неблагоприятной обстановке. В таких ситуациях авторитарный лидер может быстро принимать решения и не допустить дестабилизации и краха компании или страны. Он позволяет сохранить или захватить власть или рынки и закрепить свои позиции.

Демократический же стиль руководства больше подходит в ситуациях, когда нет необходимости с кем-то бороться, но есть потребность развиваться за счет внутреннего роста. Это позволяет создавать стабильность в фирме и избегать стагнаций (застоя), что нередко случается при авторитарном стиле управления.

Сильной стороной демократического типа правления является разносторонняя проработка различных вопросов.

Эта особенность была подмечена еще в Древнем Риме, где в периоды кризисов избирали диктаторов, которые осуществляли авторитарное управление. После того как ситуацию удавалось стабилизировать в стране восстанавливалась демократия.

На самом деле существование стилей руководства в чистом виде встречается редко. Как правило, авторитарно-демократический стиль в разной мере присутствует в различных компаниях.

На постсоветском пространстве долгое время руководители придерживались авторитарного стиля управления. Бизнес, опираясь на прошлый опыт, исходил из того, что люди ленивы, неорганизованны, и их надо принуждать к труду и контролировать.

Сегодня картина постепенно меняется. На рынки приходят компании с демократичными взглядами на управление персоналом, что откладывает отпечаток на изменение стилей управления и на смену авторитаризму приходит авторитарно-демократическое правление, сочетающее в себе черты 2-ух стилей.

При данном подходе в компаниях некоторые вопросы отдаются для принятия решений самими подчиненными, они получают больше возможности проявить себя. Однако, при принятии важных решений, все же главенствующую роль играет руководитель, который может советоваться с подчиненными.

Либеральный стиль

Отношения

в семье похожи на сказку: много любви, мало требований, никаких ожиданий и дисциплины: «Лишь бы ребёнок был здоров и счастлив».

Подход в воспитании

полностью нацелен на интересы детей, им предоставляется полная свобода самовыражения. Родители стремятся развить творческие стороны личности и индивидуальности ребёнка, стараясь ни в чём их не ограничивать.

Ребёнок

в такой семье, как ни странно, часто несчастлив, чем приводит в изумление окружающих, ведь он, кажется, обладает всем, что нужно для счастья. Чего ему не хватает? А не хватает представлений о границах дозволенного и безопасного — то есть дисциплины, которая сделает его жизнь более предсказуемой.

Подросток

больше своих сверстников подвержен депрессии и разного рода фобиям, часто агрессивен. Его легко вовлечь в дурную компанию, склонить к употреблению наркотиков и алкоголя, ранней сексуальной активности, преступлениям.

Результат.

Человек, получивший либеральное воспитание, борется с недостатком дисциплины на свой лад. Он пытается установить собственный контроль, страдает от неудовлетворённых психологических потребностей, становится уязвимым и не способен противостоять ежедневным проблемам.

Родитель не обязан стать тираном и мучителем, чтобы установить правила для ребёнка. Вот 10 приёмов, которые помогут добиться дисциплины без криков и угроз.

Как происходит развитие авторитарности?

Авторитарный стиль руководства – это результат правления личности, склонной к принятию единоличных решений, не считающейся с позицией иных людей. Развитие авторитарности связано со становлением личности человека, а также заложенными в нем с рождения чертами. Не секрет что жестокие, деспотичные лидеры обладали жесткими характерами с малых лет.

Однако тиран формируется не только под воздействием заложенных задатков, но и под действием внешних условий, различных ситуации. Такие люди склонны проявлять агрессивность, имеют высокие амбиции и требования к себе и другим, в то же время у них не развита рефлексия, а мышление отличается стереотипностью.

При этом авторитарность как черта характера проявляется не только в решении рабочих вопросов, но и личной жизни. Авторитарность является негативной чертой характера. Такие люди деспотичны в семье и на работе, не терпят возражений и склонны навязывать свое виденье мира окружающим.

При определенных обстоятельствах авторитарная личность, получившая доступ к власти, может долго удерживать свои позиции, что особенно хорошо прослеживается в историях стран, где когда-то царил или царит в настоящее время авторитаризм и тоталитаризм.

Авторитетный стиль

Отношения

в такой семье тёплые, но достаточно сдержанные. Для детей устанавливается умеренная дисциплина. Родители ожидают от них развития и достижений.

Подход в воспитании

построен на балансе доверия и контроля, при этом родители верят в ребёнка и эмоционально поддерживают его во всём.

Ребёнок

уважает себя, своих родителей и семейные традиции, подчиняется установленным правилам, ожидает от них справедливости в отношении себя.

Подросток

знает, что может искать и предлагать собственные решения для любых ситуаций. Чувствует ответственность за свои поступки. Уверен, что может брать на себя и выполнять обязательства.

Результат.

При таком подходе к воспитанию повзрослевший ребёнок менее всего подвержен негативному влиянию со стороны сверстников и более успешно строит свои взаимоотношения с людьми и миром.

Что обеспечивает методика управления?

Хоть авторитарная система управления негибкая и носит деспотичный характер, она позволяет обеспечить:

  • дисциплину в коллективе;
  • четкую иерархию;
  • принятие важных решений в кратчайшие сроки;
  • стабильный рост в кризисный период;
  • четкость поставленных задач для подчиненных.

Авторитарная методика управления позволяет руководителю быть в курсе всех, даже самых мелких вопросов, и полностью контролировать работу команды.

Основные ошибки

Вместе с тем авторитаризм в управлении персоналом имеет множество спорных моментов, так как на практике в процессе руководства людьми многие авторитарные лидеры совершают схожие ошибки.

Выбор авторитарной стратегии для долгосрочного управленияДанный стиль управления может приносить пользу только при определенных обстоятельствах на протяжении определенного периода времени. Большой ошибкой является долгосрочное управление командой в авторитарном стиле. Это приводит к злоупотреблению властью, превышению полномочий.
Полное отсутствие неформального общенияТак как данный стиль руководства не предполагает дружеского взаимодействия с подчиненными, то многие начальники переходят грань и начинают позволять себе раздавать команды окриками, унижать и оскорблять персонал.
Непопулярность поощрительных мерЕще одной частой ошибкой авторитарной манеры управления подчиненными является полное исключение поощрений как морального, так и материального характера. В противовес этому лидеры с удовольствием используют систему наказаний. Такое положение дел демотивирует сотрудников, подавляет их личные амбиции и ведет к большой текучести кадров.
Принятие всех решений лидеромВ попытках брать на себя всю ответственность авторитарный лидер часто попадает в неприглядную ситуацию, когда что-то идет не так. При этом он срывается на работниках, которые не хотят мириться с подобным положением дел и один за другим покидают фирму.

4.Индифферентный

Самый катастрофичный вид воспитания — отсутствие требований + игнорирование потребностей

По существу, это дети-одиночки. Родителям вообще нет до них никакого дела, и они всячески уклоняются от воспитания. Часто — это матери в депрессии, или родители, которые не очень хотели детей, и им неинтересно с ними заниматься. Дети их раздражают, поэтому они не интересуются их потребностями, чувствами и желаниями, иногда наказывают, но не с целью показать правильное и неправильное поведение, установить границы, а из-за собственных сиюминутных эмоций.

Когда методика наиболее эффективна

Авторитарный стиль управления показывает максимальную эффективность на этапе развития и становления организации, а также в экстремальных ситуациях. В этот период действительно во главе команды должен находиться сильный, волевой менеджер способный принимать единолично быстрые решения.

Также на ранней фазе развития фирмы или организации важно сформировать у работников цели и задачи их работы, а также способы их достижения. Помимо этого, авторитаризм в управлении оправдан при возникновении кризисных ситуаций, когда нет времени на обсуждения для принятия важных решений.

Применение же авторитарного стиля руководства на протяжении длительного периода не приведет компанию к процветанию, так как используемые административные методы неизбежно ведут к снижению творческих инициатив работников, текучести кадров, ухудшению социально-психологического микроклимата и стагнации.

Отвергающий стиль воспитания

Своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным или если хотели девочку, а родился мальчик. Ребенок изначально не соответствует ожиданиям родителей. Бывает, что малыш на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но у него нет душевного контакта с родителями.

Как правило, в таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Непринятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых.

Примеры авторитарного типа руководства

Одним из самых ярких руководителей – автократов является Генри Форд. Он выстраивал свою империю, опираясь именно на принципы авторитаризма. При подборе персонала он лично изучал биографию каждого кандидата и проводил собеседования.

Сильными сторонами такого подхода являлись эффективность выстроенного производственного процесса компании, продуманность и внимательное отношение к мелочам. Вместе с тем, с возрастом Генри Форд стал бескомпромиссен и допускал множество управленческих ошибок, в результате которых сам же и нес убытки.

Так, например, он едва не разрушил свою собственную компанию, когда в середине 1910-ых гг. уволил многих способных менеджеров. С течением времени он стал пренебрежительно относиться к людям, не доверял им и принимал решения, опираясь только на свою интуицию.

Также на сегодняшний день в мире существует ряд стран, в которых преобладает авторитарный стиль руководства.

Это:

  • страны бывшего советского союза (Беларусь, Казахстан);
  • некоторые латиноамериканские страны (Венесуэла, Аргентина);
  • страны 3-его мира (Камерун, Эфиопия, Непал).

Во многих из подобных стран авторитаризм существует не в чистом виде. Также каждое государство имеет свою опорную точку, на которой базируется авторитаризм – религия, военное положение, национализм.

Большинство менеджеров и психологов относятся к авторитарному стилю руководства очень критично. Это связано с рядом негативных последствий, которые возникают при длительном директивном правлении – большой текучести кадров, низкой личной мотивации работников, формальным подходом к обязанностям.

Вместе с тем в экстремальных ситуациях подобное руководство способно вывести организацию из кризиса. Сегодня, как правило, авторитаризм в чистом виде встречается не так уж часто, обычно он сочетается с проявлением демократии и либерализма.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: