Концепция самоэффективности (А. Бандура) — Ответы к экзамену по социальной психологии


Понятие самоэффективность и кто его придумал

Самоэффективность — оценка личностью собственных способностей справляться с определенными задачами в любой ситуации, суждение о действиях, которые он может совершить, что влияет на выбор стратегии действий и определение целей.

Понятие самоэффективность ввел в психологию американский психолог Бандура, который всю жизнь занимался исследованием поведения личности и причин тех или иных человеческих действий. Многие ученые утверждают, что поведение человека зависит в основном от внутренних процессов (побуждений, влечений, потребностей и т.д ). Концепция самоэффективности Бандуры не отвергает эти факторы, но добавляет сюда еще два вектора, которые влияют на поведение человека. Это условия внешнего окружения и человеческая вера, ожидания, цели и намерения, которые формируют поведение человека.

самоэффективность картинка

Человек сам регулирует свое поведение, причем часто своими действиями осознанно поощряет или наказывает себя. Если человек повел себя против собственных же моральных принципов, то он начинает переживать и осуждать себя. Поэтому образуется такая поведенческая цепочка: проступок – внутренний дискомфорт – наказание – облегчение.

Также Бандура ввел понятие саморегуляция, которая основана на самооценке человека. Самооценка повышается или понижается в зависимости от того, какой деятельностью занимается человек и самостоятельно ли он достигает успеха в этой сфере. Если дело касается его лично и он достигает в этом успеха, конечно, вырастает самооценка, появляется гордость за себя. В результате появляется поощряющее поведение самого себя. И наоборот, осуждая себя – появляется негативная реакция и человек наказывает себя.

Веди себя хорошо, и в будущем тебе это поможет

Своеобразным стандартом является поведение человека в прошлом. В соответствии с прошлым поведением можно оценить насколько адекватно поведение человека на сегодняшний день. Поведение в прошлом формирует самооценку и влияет на то, какие цели будет ставить перед собой человек в будущем.

После того, как данный уровень поведения уже достигнут, он больше не требуется, человек начинает искать нового самоудовлетворения. Люди хотят повысить нормы поведения после успеха и понизить их, чтобы приблизиться к более реалистичному уровню, после неоднократных неудач. © Бандура

В зависимости от того, как человек определяет свою эффективность, он может либо расширять, либо ограничивать возможности выбора перед собой. Выбор деятельности, усилий, которые необходимы для преодоления препятствий и настойчивости, с которой он будет решать определенные проблемы. Поэтому самооценка эффективности влияет и на поведение человека, на его эмоции и мотивацию к действию.

Те люди, которые осознают свою эффективность, способны приложить максимум усилий для выполнения сложных задач. А люди, которые сомневаются в своих способностях, быстро опускают руки и сдаются. Люди с высокой самоэффективностью ожидают успех, поэтому их деятельность всегда приносит положительный результат. Люди с низкой самоэффективностью постоянно сомневаются в себе и ожидают провала, поэтому зачастую их преследуют неудачи. Это замкнутый круг, думая о провале, получаем неудачу, и как результат падает самоуважение. Такие люди уделяют слишком большое внимание своим недостаткам, занимаются постоянно самокритикой по поводу своей некомпетентности.

методика определения самоэффективности фотография

Те, кто считает себя неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредоточиваются на том, что все будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабевает мотивацию и мешает выстраивать поведение. Напротив люди, верящие в свою способность решить проблему, вероятно, будут настойчивы в достижении своих целей, несмотря на препятствия, и не будут склонны предаваться самокритике. © Бандура

Основные положения

В ряде исследований Бандура показал, что ещё одной причиной нарушений поведения может быть отсутствие веры в эффективность собственных действий. Это открытие Бандуры часто называют «теорией самоэффективности». Самоэффективность, или вера в эффективность, означает убеждение человека в том, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение. То есть вера в эффективность означает оценку собственной очень конкретно обозначенной поведенческой компетентности.

По мнению Бандуры, существенной характеристикой многих психических заболеваний является недостаток доверия собственным поведенческим способностям, а также способностям переживания. Многие заболевания сопровождаются недооценкой или неверной оценкой собственных способностей и поведенческих навыков.

То, сможет ли конкретный человек в заданной ситуации достичь успеха, зависит не только от его собственной компетентности, но и от целого ряда других факторов. Однако для психического здоровья и хорошего самочувствия важны не столько объективные результаты сами по себе, сколько их интерпретация конкретным человеком и ожидания успеха, положительных результатов собственных действий.

Бандура выдвинул гипотезу, что когнитивная по природе самоэффективность (то есть ожидания в отношении собственной эффективности) влияет на моторное поведение, на то, например, будет ли стрессовая ситуация стимулировать попытки овладения ею, насколько это будут интенсивные попытки и как долго они будут продолжаться. Эта же самоэффективность может влиять и на характеристики среды — на последствия поведения.

Если, например, кто-либо не верит в свою привлекательность для противоположного пола и его самоэффективность в сфере знакомства низка, то он придёт на вечеринку в плохом настроении, испортит настроение окружающим своим хмурым видом и его попытка познакомиться с кем-либо почти наверняка провалится. Негативные последствия попытки знакомства будут в деталях восприняты, что ещё более снизит самоэффективность.

Если же самоэффективность высока, то на вечеринку человек отправится в хорошем настроении, ожидая весёлого времяпрепровождения, попытка знакомства получит позитивное развитие, что в свою очередь укрепит самоэффективность в сфере знакомств и облегчит последующие знакомства.

В своём концепте ожиданий Бандура различает ожидание эффективности (efficacy expectation) и ожидание результатов (outcome expectation).

Ожидание результатов он определяет как оценку человеком того, что определённое поведение приведёт к определённым результатам. Ожидание эффективности означает оценку того, в какой степени он в состоянии вести себя так, как это необходимо, чтобы получить некоторый результат. Различие состоит в том, что индивид может полагать, что некоторая реакция может привести или наверняка приведёт к желательному результату (ожидание результатов), но не верить в то, что он сам в состоянии совершить это поведение.

Влияние самоэффективности на поведение зависит от её степени, обобщённости и силы. Это влияние многообразно: самоэффективность воздействует на поиск или избегание ситуаций определённого типа; выбор поведенческих альтернатив; тип, частоту и продолжительность попыток овладения трудной ситуацией; атрибуцию успеха и неуспеха. Хотя, конечно, нельзя преуменьшать и обратного влияния на самоэффективность результатов действий, моделей, которые доступны наблюдению и т. д.

На формирование самоэффективности влияют четыре обстоятельства:

  1. Наличие более или менее широкого репертуара навыков поведения.
  2. Опыт, приобретённый посредством наблюдения за другими людьми (физическое или символическое следование модели).
  3. Высказываемые другими убеждения — вербальное подкрепление или наказание.
  4. Физическое, психологическое, эмоциональное состояние (человек всегда тем или иным способом оценивает своё эмоциональное состояние: страх, спокойствие, возбуждение в конфликтных ситуациях — и это влияет на оценку собственных поведенческих способностей).

Самоэффективность понимается Бандурой не как стабильная и статичная характеристика, а как переменная, которая по своей силе, обобщённости и степени находится в реципрокной (взаимной) зависимости от актуальной ситуации и прежней истории развития индивида.

Влияние последствий поведения на самоэффективность существенно зависит от того, каким образом человек воспринимает и оценивает эти последствия. Если в прошлом опыт поведения в определённом круге ситуаций (например, требующих умения сказать «нет») был преимущественно негативным, то самоэффективность в этой сфере будет низка, внимание сфокусируется на негативных последствиях отказа, эти последствия будут личностно проинтерпретированы, что снизит в свою очередь самоэффективность в будущем.

Теория Бандуры в достаточной степени обоснована не только теоретически, но и экспериментально. В целом ряде исследований были подтверждены следующие гипотезы:

  1. Ожидания эффективности коррелируют на высоком уровне значимости с реальным поведением. Иными словами, человек преимущественно демонстрирует то поведение, которое он сам от себя ожидает, и видит именно те последствия, которых ждёт. Ожидая получить отказ в ответ на просьбу, он саму просьбу строит так, что она закономерно ведёт к отказу, и именно отказ оказывается в центре его внимания.
  2. Посредством оценки ожиданий и уровня самоэффективности можно достаточно точно предсказать реальное поведение.

Выслушав клиента и внимательно проанализировав его слова, мы уже можем предположить, как именно он поведёт себя в той или иной ситуации. Изменив его ожидания, сфокусировав внимание на непривычных аспектах собственного поведения и окружающей действительности, мы также изменяем его поведение.

Свои исследования Бандура проводил в клинике, проводя терапию больных с классическими фобиями — страхом змей, пауков, высоты. Однако множество последователей Бандуры в разных странах мира убедительно доказали, что представления Бандуры о том, что когнитивные факторы, и в первую очередь — самоэффективность, могут в существенной мере управлять поведением, легко можно перенести из области клинической терапии — терапии классических фобий — в сферу регуляции социального поведения. Отсутствие самоэффективности может быть существенным тормозом формирования социальной компетентности и формирования активности человека. При определённых обстоятельствах недостаток самоэффективности становится причиной невротических нарушений.

Для измерения самоэффективности при участии Бандуры был разработан тест общей самоэффективности, существующий в настоящее время более чем в 20 национальных версиях, в том числе — русской. Этот тест можно использовать в практической и научной работе, в том числе — для межкультурных исследований и сравнений.

Методика определения самоэффективности

Методика определения самоэффективности личности была разработана учеными Медуксом и Шеером , которая заключается в построении шкалы самоэффективности.

Шкала самоэффективности представляет собой тест из 10 высказываний, которые необходимо оценить по таким параметрам:

  • «Абсолютно неверно» – 1 балл;
  • «Едва ли это верно» – 2 балла;
  • «Скорее всего, верно» – 3 балла;
  • «Совершенно верно» – 4 балла.

Утверждения теста:

  • Если я как следует постараюсь, то всегда найду решение даже сложной проблемы;
  • Если мне что-нибудь мешает, то я все же нахожу пути достижения своей цели;
  • Мне довольно просто удается достичь своих целей;
  • В неожиданных ситуациях я всегда знаю, как я должен себя вести;
  • При непредвиденно возникающих трудностях я верю, что смогу с ними справиться;
  • Если я приложу достаточно усилий, то смогу справиться с большинством проблем;
  • Я готов к любым трудностям, поскольку полагаюсь на собственные способности;
  • Если передо мной встает какая-либо проблема, то я обычно нахожу несколько вариантов ее решения;
  • Я могу что-нибудь придумать даже в безвыходных на первый взгляд ситуациях;
  • Я обычно способен держать ситуацию под контролем.

Если вы набрали до 27 баллов, у вас низкая самоэффективность; 27-35 баллов – средняя, и более 35 баллов – высокая самоэффективность.

Самоэффективность человека подразделяется на 2 вида:

  • Социальная самоэффективность;
  • Академическая (профессиональная) самоэффективность.

Социальная самоэффективность заключается в уверенности личности в общении, в том, что он компетентен в общении, способен конструктивно решать любые вопросы коммуникативного характера. Также это уверенность, которая касается построения межличностных отношений.

Профессиональная самоэффективность – это уверенность индивида в том, что в любой выбранной деятельности он сможет эффективно использовать свои знания, умения и способности. И в этом деле достигнет успеха и отличных результатов.

социальная самоэффективность фотография

Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов

Библиографическое описание:

Гончар, С. Н. Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов / С. Н. Гончар. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 250-253. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2163/ (дата обращения: 08.10.2020).
В настоящее время психологическая наука переносит акцент с проблем слабости индивида на развитие потенциала личности и нахождение внутреннего ресурса, позволяющего ему быть подлинным субъектом жизнедеятельности. Современному обществу требуются высокоэффективные люди, способные правильно оценить и собственные возможности, и результаты своей деятельности (в том числе профессиональной). Субъективное отношение к выполняемой деятельности реализуется в обращенности человека к своим внутренним резервам, потенциалам развития, возможностям выбора средств действий и построения определенной стратегии деятельности, поведения и жизни в целом. А это определяется самоэффективностью личности.

В современных работах, посвященных становлению профессионального самосознания будущих психологов, основное внимание уделяется изучению его когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов, тогда как для организации успешной деятельности, для достижения высоких результатов необходимо еще одно качество, а именно — самоэффективность.

Проблема самоэффективности завоевала огромную популярность среди зарубежных психологов (А.Бандура, Л.Хьелл, Д.Зиглер, Дж.Капрара, Д.Сервон). В отечественной психологии происходит процесс теоретического осмысления данного феномена и его эмпирическая разработка (Р.Л. Кричевский, М.В.Чистова, Т.М.Маланьина, Т.О.Гордеева).

Понятие о самоэффективности было введено Альбертом Бандурой в 70-е годы не столько для объяснения, сколько для целенаправленной работы по изменению личности. С помощью этого понятия А. Бандура оценивал способность людей к осознанию своих способностей и к использованию этих способностей наилучшим образом. А. Бандура отмечал, что даже при наличии скромных способностей умелое их использование позволяет человеку достигать высоких результатов. В то же время наличие высокого потенциала автоматически не гарантирует и высокие результаты, если человек не верит в возможность применить этот потенциал на практике [1].

Р.Л. Кричевский определяет самоэффективиость как «…убежденность лю­дей в своих возможностях мобилизовать мотивацию, интеллектуальные ре­сурсы, поведенческие усилия на осуществление контроля за событиями, ока­зывающими влияние на их жизнь» [4].

Согласно Т.О. Гордеевой, самоэффективность – это «вера субъекта в свою способность справиться с опре­деленной деятельностью» [3].

Обобщив теоретические материалы, Гайдар К.М. уточнила определение самоэффективности сле­дующим образом: самоэффективность — это сочетание представлений чело­века о своих возможностях и способностях быть продуктивным при осуще­ствлении предстоящих деятельности, общении и его уверенность в том, что он сумеет реализовать себя в них и достичь ожидаемого объектив­ного и субъективного эффекта [2].

Группой американских психологов во главе с М. Шеером и Дж. Маддуксом [5] были выделены такие виды самоэффективиости, как самоэффективность в сфере деятельности и в сфере общения. Рассмотрим эти виды самоэффективности:

Самоэффективность в деятельности — это представления и уверенность человека в том, что свои знания, умения, навыки, опыт, выработанные ранее в конкретном виде деятельности, он сможет применить в аналогичной дея­тельности в будущем и добьется при этом успеха.

Самоэффективность в общении — это сочетание представлений человека о том, что он компетентен в общении, и его уверенности в том, что он сможет быть успешным коммуникатором, конструктивно решающим коммуникативные задачи.

С целью изучения уровня самоэффективности будущих педагогов-психологов, нами была проведена методика М. Шеера и Дж. Маддукса [5]. Данная методика позволяет выявить уровень сомоэффективности личности, предоставляет возможность получить информацию о самооценке личности, о степени ее самореализации.

В исследовании приняло участие 93 студента I – IV курсов специальности «Педагогика и психология». Анализ результатов показал, что у студентов преобладает средний уровень самоэффективности как в деятельности (68%), так и в общении (45%). Это говорит о том, что студенты, в целом, осознают у себя наличие необходимых профессионально важных качеств, но еще не до конца уверены в том, что смогут правильно использовать эти качества при выполнении функций психолога. То, что преобладает среди респондентов средний уровень самоэффективности, закономерно, так как главным условием ее развития является осуществляемая успешная профессиональная деятельность. А студенты в процессе вузовского обучения только готовятся к ее выполнению. Высокий уровень самоэффективности в деятельностной сфере показали 27% студентов и в сфере общения – 19% студентов. Для таких студентов характерно осознание своих профессиональных качеств и способности их актуализировать в своей деятельности. И низкий уровень самоэффективности в деятельностной сфере показали 5% студентов и в сфере общения и 36% испытуемых. Данные результаты говорят о том, что респонденты слабо осознают у себя профессионально важные качества и не уверены в том, что смогут воспользоваться ими как функциональным средством в будущей профессиональной деятельности. Иллюстрацией этого положения является гистограмма уровней самоэффективности будущих педагогов-психологов.

Гистограмма 1.

Нами был проведен анализ уровней развития самоэффективности у студентов в зависимости от курса обучения. Данные показывают, то динамика развития самоэффективности студентов в период обучения в вузе носит нелинейный характер, т.е. эта динамика не совпадает от младших курсов к старшим с последовательным повышением уровня самоэффективности от низкого к высокому. Снижение уровня самоэффективности фиксируется в период кризисов профессионального становления будущих педагогов-психологов, совпадающих по времени с обучением на первом и третьем курсах. Иллюстрацией этого положения являются гистограммы 2 и 3 уровней самоэффективности будущих педагогов-психологов.

Гистограмма 2.

Гистограмма 3.

Мы считаем, что необходимо особое внимание уделять развитию самоэффективности у студентов-первокурсников, т.к. в процессе адаптации к обучению в вузе они, как отмечает Л.Д. Столяренко [6], испытывают множество проблем, а именно: отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива; неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условиях в общежитие; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др. Для того, чтобы удачно справиться с возникшими проблемами, первокурсник должен обладать достаточным уровнем развития самоэффективности.

А. Бандура убежден, что самоэффективность можно развивать — как ес­тественным образом в ходе жизни и накопления человеком опыта успешных действий или наблюдения за успехом других, так и путем специально орга­низованного психологического обучения. С целью повышения уровня самоэффективности студентов-первокурсников на этапе адаптации к вузовскому обучению нами был проведен курс «Жизненная навигация», разработанный профессором, доктором психологических наук А. С. Огневым. В ходе данного курса студенты осуществляют поиск решений профессиональных и личных проблем и учатся быть готовыми нести за них ответственность; осуществляют самооценку работы; используют на практике знания психологических и педагогических теорий, связанных с областью профессиональной деятельности. Анализ полученных данных показал динамику развития самоэффективности, иллюстрацией этого служит гистограмма 4.

Гистограмма 4.

С целью проверки эффективности курса «Жизненная навигация», нами был проведен расчет по t-критерию Стьюдента. Полученные эмпирические значения в сфере деятельности и в сфере общения равны t (3.1) и t (4.9) соответственно, и находятся в зоне значимости. Таким образом, эффективность курса «Жизненная навигация» подтверждена.

Поскольку самоэффективность студентов является одной из важнейших составляющих их профессионального самосознания и для ее эффективного развития требуется субъектная активность самих студентов, в качестве рекомендаций можно посоветовать будущим педагогам-психологам формировать у себя потребность в саморазвитии и самопроектиро­вании профессионального становления, активно включаться в освоение профессиональной деятельности уже на этапе вузовского обучения, заниматься самодиагностикой, раскрывая свои личностные и про­фессиональные ресурсы с последующим построением программы профес­сионального самовоспитания.

Литература:

  1. Бандура А. Теория социального научения / Альберт Бандура. — СПб. : Евразия, 2000. — 320 с.
  2. Гайдар К.М. Новые противоречия и проблемы в системе подготовки профессиональных психологов / К.М. Гайдар // Психология — XXI век. Роль и место психолога в современном образовательном пространстве / науч. ред. К.М. Гайдар. — Воронеж: ВГУ, 2007. — С. 4-14.
  3. Гордеева Т.О. Тендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подро­стков / Т.О. Гордеева, Е.А. Шепелева // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психоло­гия. — 2006. — № 3. — С. 78 -85.
  4. Кричевский Р.Л. Самоэффективность и акмеологичсский подход к исследованию личности / Р.Л. Кричевский // Акмеология. — 2001. — № 1. — С. 47-52.
  5. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. – Воронеж, 1997 – 121 с.
  6. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003

Основные термины
(генерируются автоматически)
: студент, сфера общения, вузовское обучение, Жизненная навигация, самоэффективность, том, уровень самоэффективности, профессиональная деятельность, сочетание представлений человека, сфера деятельности.

Самоэффективность в психологии

Понятие самоэффективности в психологии рассматривают как чувство субъективной самоэффективности и компетентности. Это никак не связано с чувством собственного достоинства или самооценкой. Этот термин ввел в психологию ученый Бандура, который подразумевал самоэффективность, как ощущения человеком своих способностей, возможностью справляться с любыми трудными задачи и ситуациями, которые возникают в течение жизни.

Бандура говорил о том, что если человек имеет веру в свои силы и способности, тогда не справляясь с определенными задачами или ситуациями, это приводит к психическим расстройствам. Вера в себя и осознание собственной эффективности – это разные вещи. Осознавая личную самоэффективность, человек может и готов приложить максимум усилий для решения даже самой сложной задачи.

Самоэффективность – определенная схема мышления человека. Высокая самоэфффективность меняет мышления и способствует увеличения позитивных суждений о себе самом. Также определяет силу и устойчивость мотивации к действию на пути к достижению цели.

Люди с высокой самоэффективностью считают себя хозяинами своей жизни, они берут ответственность за все, что делают и понимают, что многое в жизни зависит от их решений и действий. Люди с низкой самоэффективностью объясняют свои неудачи влиянием судьбы, кармы, магии. Развитие самоэффективности влияет на поведение человека. Она вряд ли возрастет от самовнушения или веры в себя. Здесь важен пережитый успешный опыт человека, который влияет на формирование определенных убеждений о себе и способности решать задач любой сложности.

Самоэффективность и самоконтроль

Самоэффективность зависит от уровня самоконтроля индивидом. С одной стороны, самоконтроль требует множество сил и времени, если индивид направляет его на то, чтобы чего-то не сделать или не показать, то есть скрыть. С другой стороны, самоконтроль необходим при совершении нужных действий, которые человек собирается выполнять для достижения нужных целей.

Самоэффективность и самоконтроль

Для самоэффективности человек должен уметь выбирать действия, планировать, контролировать выполнение запланированного. Это достигается с помощью самоконтроля, который в данном случае выполняет полезную функцию.

Факторы самоэффективности

Самоэффективность формируется под воздействием таких основных факторов:

  1. Опыт проживания собственного успеха. Этот фактор является самым мощным инструментом формирования самоэффективность, так как укрепляет веру человека в себя, в свои знания, способности. Человек убеждается в том, что «я могу». Это ведет к более уверенному, активному поведению. Особенно важно, если человек смог добиться успеха самостоятельно, только своими усилиями и трудом.
  2. Пример успеха других людей также играет большую роль. Самоэффективность человека особенно возрастает в том случае, если он видит сходство свое с другими успешными людьми. Например, я поступил бы также или я принял такое же решение. Я тоже это знаю и умею. Чем больше человек находит сходств, тем сильнее укрепляется его чувство самоэффективности.

    профессиональная самоэффективность картинка

  3. Социальное одобрение и поощрение имеет тоже свой эффект на развитие самоэффективности, но этот эффект кратковременный. Каждый разумный человек осознает, что его социальный статус и авторитет в глазах других – это недолгое явление. Потом люди переключаются на другие объекты. Вот критика от близкого человека может полностью убить веру в себя.
  4. Если вы переживаете определенное волнение или положительные эмоции в результате осуществления каких-либо действий, то конечно это не только усиливает веру в себя, но и повышает стремление человека переживать чувство радости и удовлетворения еще и еще.

Целься на успех, и он будет

Если человек ожидает успеха от своей деятельности, то обычно эта деятельность и приводит к позитивным результатам. Низкая самоэффективность связана с ожиданием неудач, поэтому все действия приводят к неудачам и дальнейшему росту стресса.

Существует очень важное понятие «коллективная эффективность». Это причисление себя к успешной или нет группе. Эффективность определенной группы оценивается не только по собственным силам, но и по тому, на что способна данная группа. Например группа «крутых парней», «небогатых людей», «педагоги», «медики» и т.д. Все группы отличаются своими способностями добиваться успеха, отстаивать свои или политические взгляды, бороться за свои права. Группы способны влиять на социальное будущее и менять ситуацию в лучшую или худшую сторону.

Концепция самоэффективности личности была проверена Бандурой экспериментальным путем. Он взял две группы студентов. Дал им задачу, в которой не было решения. Первой группе он сказал, что задача очень сложная, а второй, что она простая и легко решаемая. В результате первая группа очень быстро сдалась. Вторая же группа долго не сдавалась и билась над ответом. В итоге некоторые студенты предоставили решения данной задачи. Конечно, они не были верными, но шли до конца и пытались убедить в своей правоте.

В этом и заключается психологическая феноменальность самоэффективности. Убежденность в собственном успехе или успехе своей группы, способны творить чудеса. Люди с высокой самоэффективностью не только добиваются всех своих целей, но и способны менять будущее социума.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: