Комплекс отличницы: как перестать переживать из-за несовершенства

О комплексе отличника слышал даже тот, кто не имеет ни малейшего представления о психологии. Комплекс этот кажется чем-то несерьезным. Ну как может испортить жизнь стремление к идеалу во всем и вся? И что плохого в желании быть лучше всех, ведь желание это ведет к самосовершенствованию и развитию? Увы, но это большое заблуждение. Комплекс отличницы — одна из самых частых причин тяжелых депрессий, которые, конечно, не способствуют ни развитию, ни совершенствованию. InStyle разобрался, как попрощаться с навязчивым желанием всегда получать отлично.

Комплекс отличницы: как перестать переживать из-за несовершенства фото № 1

Как научиться меньше переживать за детей

Мы можем снизить интенсивность наших негативных эмоций. Для этого давайте задумаемся: что является причиной ярких отрицательных переживаний? Из-за чего мы испытываем сильные тревогу, раздражение, страх, гнев?

Обычно, когда я задаю этот вопрос во время консультации, на меня смотрят удивлённо: «Что за глупый вопрос? Дураку понятно, что мы переживаем из-за тех событий, которые происходят с нами и нашими детьми!».

Однако этот ответ не совсем правильный. И вот простое тому доказательство: в рамках одинаковых событий разные родители могут чувствовать разные по интенсивности эмоции. Почти наверняка в вашей жизни были случаи, когда вы удивлялись, что кто-то из родителей чересчур раздражён в ерундовой с вашей точки зрения ситуации. И наоборот, ваше переживание может не разделять родитель другого ребёнка.

Здесь мы можем сделать вывод, что дело не в событиях. Дело в нас. В том, что мы отрицаем возможность тех или иных ситуаций! Когда мы не принимаем что-то и не соглашаемся с чем-то, что происходит с нашим ребёнком, то испытываем сильные отрицательные эмоции. Когда мы лояльны к ситуации, т.е. допускаем такую возможность, она нас будет заботить, но не так интенсивно. А значит, мы меньше устаем от переживаний и можем быть более эффективны в воспитании детей.

Вот небольшая подборка отрицательных переживаний родителей, связанных со школой, и причин, которые к ним приводят.

Ребенок плохо учится

Как отражается на здоровье неподвижность во время уроков?

Ученье – свет, а учебников – тьма. Как избежать школьного стресса? Провести 45 минут в положении сидя — стресс для психики и тела, особенно в период перехода от активной жизни вне школьных стен к постоянному сидению за партой. В первую очередь, нарушается осанка. А поскольку состояние стержня жизни- позвоночника напрямую связано со здоровьем органов грудной клетки, желудка и кишечника, вслед за сколиозом или кифозом появляются другие неприятности, например, частые простуды. Если до прихода в школу рисованием и лепкой шестилетка занимался на полу (не было своего столика и стульчика), у него, скорее всего, уже будут наметившиеся нарушения в мышечно-связочном аппарате костной системы. Конечно, он не высидит прямо целый урок, будет сутулиться, склоняться ниже над тетрадью. В результате в 3-4 классах может оказаться, что школьнику уже необходимы очки.

Ребенок плохо учится

Недовольство тем, что ребёнок не может понять какое-то правило или выполнить какое-то задание. Возникает не потому, что ребёнок не понимает школьную программу. Оно проистекает из мнения, что сын или дочь обязаны всё схватывать на лету! Мы почему-то решили, что наш ребёнок — единственный в мире, кто не должен иметь проблем с пониманием и восприятием информации.

Но реальность такова, что любой ребёнок может сталкиваться с трудностями в учёбе. Если мы будем раздражаться каждый раз, когда чадо «пробуксовывает», этими переживаниями мы делу не поможем. Наоборот, чем больше тревожимся и раздражаемся, тем меньше у нас сил найти эффективный подход к обучению.

Разочарование и раздражение от того, что ребёнок получил плохую оценку. Мы решили (или общество нас убедило), что «двойка» — это плохая оценка. Это не так! «Двойка» — это показатель. Это вектор для развития. «Двойка» — это возможность стать лучше — и вам как родителю, и вашему ребёнку.

Покажите своему сыну или дочери, что можно радоваться «двойке». Поясните ему, что сам факт этой оценки не делает человека плохим. Наоборот, это вызов, приняв который, можно стать сильнее!

Человек, который никогда не получал «двоек» в школе, не готов к реальной жизни. Ведь в реальной жизни каждому человеку будут за что-то ставить плохие оценки — на работе, в отношениях, в среде друзей. И умение проживать периоды, когда жизнь оценивает нас хуже, чем нам хотелось бы — важный навык для человека. Если из-за каждой плохой оценки нервничать и посыпать голову пеплом, то никаких сил не хватит на исправление этих оценок, на стремление к лучшему!

Когда в жизни школьника наступают критические этапы?

Первый — в возрасте 6-7 лет, совпадающем с началом обучения в школе, адаптацией к новым условиям, сменой друзей. Второй — в 9-10 лет: переход из младшей школы в среднюю, когда приходится расставаться с первой учительницей и знакомиться с множеством новых учителей. Чтобы смягчить силу стресса, важно познакомить детей с будущими наставниками заранее. Желательно, чтобы в выборе нового классного руководителя участвовали психологи. Оптимальный вариант — когда темпераменты и мировосприятие новой классной мамы и первой учительницы совпадают. Третий, самый продолжительный и сложный этап, — подростковый возраст.

Учитель плохо учит

Гнев и злость на учителей или педагогов в рамках каких-то конфликтов. Это состояние возникает из-за того, что мы решили, что учитель — это человек, который обязан принимать и разделять нашу точку зрения. Что учитель обязан любить нашего ребёнка. Что учитель должен быть высоким профессионалом, который не смешивает личное с работой.

Эти убеждения ошибочны, они не соответствуют реальности во многих случаях. Ведь учитель — обычный человек. Ему присущи не только высокие морально-этические качества. Учитель может даже быть подлым и злобным. Это реальность.

Вы можете этой реальностью управлять и добиваться справедливости. Вы можете бороться за права своего ребёнка. Но лучше всего делать это в спокойном состоянии. Ведь переживая, человек теряет способность к эффективному принятию решений и выстраиванию правильной тактики взаимодействия со школьной системой. А система чаще всего будет на стороне учителя.

Испытывая отрицательные эмоции, мы обычно забываем, что результат, который мы хотим получить, может быть достигнут разными способами, а не только за счёт прямого конфликта с педагогом, чьё поведение нам кажется неправильным и несправедливым.

Каковы основные требования к питанию школьника?

Во-первых, в меню ученика обязательно должны присутствовать салаты. Минимальный объем свежих овощей в рационе «младшеклассника» — 100 г в течение дня. Интеллектуальную работу, энергозатраты способны поддержать и восполнить тушеные овощи. Второй компонент — растительные масла, основные источники фосфолипидов (элементов, необходимых для построения мембран клеток, улучшения обменных процессов, работы иммунной системы, правильного сокращения сердечной мышцы). Но в первую очередь в фосфолипидах нуждаются клетки головного мозга. Кроме того, все микроэлементы из овощей усваиваются намного лучше, если салат заправлен растительным маслом. На кухонной полке желательно иметь подсолнечное, оливковое, соевое, кукурузное и ореховое масла. Их можно чередовать: к примеру, одну неделю в кастрюлю добавлять подсолнечное масло, а салаты заправлять оливковым, другую — менять их на соевое и кукурузное. Кроме того, родители делают ошибку, пытаясь сохранить молочные зубы ребенка путем запрета на сладости. Для полноценного развития клеток головного мозга школьнику необходима глюкоза. От ее количества зависит долгосрочная и краткосрочная память, скорость запоминания, способность к обучению. Поэтому сахар, конфеты, варенье, мед должны всегда присутствовать на столе.

Впереди экзамены

Страх, что ребёнок не сдаст экзамены, получит низкий балл на ЕГЭ, не поступит в хороший вуз. Этот страх забирает у вас силы прямо сейчас — даже если ребенок пока учится только в 5-м классе. Событие еще не произошло, а мы уже во всех красках представили себе, каким оно будет.

Я не предлагаю вам забыться и жить сегодняшним днём. Конечно же, строить планы, ставить цели — это эффективно. При этом считать, что ваши цели должны быть обязательно реализованы… Что у вашего ребёнка нет других возможностей в жизни, кроме тех, какие вы для него запланировали? Это странно! Ведь будущее неизвестно. Его нет!

Испытывая тревогу и страх в настоящем, вы теряете реальные возможности прямо сейчас. Да, сегодняшняя двойка может негативно сказаться на будущем вашего школьника. Но почему вы решили, что у сына или дочери не должно быть проблем в жизни? Ваш ребёнок не человек? Человек. А у человека могут быть проблемы — это нормально!

А еще у человека есть мама и папа, которые помогут справиться с проблемой. И для того чтобы вы могли в нужный момент подставить плечо своему отпрыску, важно иметь спокойствие и здоровье, которые вы тратите сейчас переживая будущее, которого еще нет.

В следующий раз, когда почувствуете, что отрицательные эмоции захватывают вас, постарайтесь вспомнить, что переживания не есть обязательный признак любви и заботы о ребёнке. Наоборот, показывая своему чаду пример спокойствия даже в самых трудных жизненных ситуациях, мы помогаем ему приобрести этот навык, а значит, стать более эффективным в современной жизни, где спокойствие — это ценность.

Какие заболевания ЖКТ может спровоцировать школа?

Распространенная проблема школьников (особенно в младших классах) — запоры. Часто дети стесняются в нужный момент отпроситься в туалет, терпят до конца урока. Тактика «воздержания» очень вредна: вовремя не вышедшие из организма токсины всасываются в кровь, влияют на работу нервной системы, снижают моторику желудка. Другое проявление этого синдрома — стул с частотой до 20 раз в сутки. Самым уязвимым для стрессов желудок ребенка становится в период с 5 до 6 лет (в это время формируются железы, продуцирующие желудочные кислоты) и в возрасте 12-14 лет (в организме стартует гормональная перестройка).

Не откладывайте домашнюю работу

Приходя домой после насыщенного и трудного дня, нелегко сразу же заняться выполнением домашней работы. Вы не можете побороть себя, откладываете все на вечер, отдыхаете, а затем, под конец дня у вас уже попросту не остается сил на выполнение работы. Именно поэтому и накапливаются школьные долги.

И даже отдыхая, вы продолжаете помнить, что у вас есть определенные обязательства, и это угнетает вас и не дает нормально расслабляться, что вновь рождает ощущение подавленности и приводит к стрессу.

Четко запомните, что полноценное удовлетворение отдыхом вы почувствуете, лишь будучи удовлетворенным своей работой. Успокаивайте себя мыслью, что после окончания, вы сможете со спокойной душой заняться своими делами.

Начинайте работу с тех заданий, которые потребуют от вас свежего взгляда и сил. Ведь устав под вечер, вы уже вряд ли сможете уделить много энергии трудной работе.

Планируйте время так, чтобы те задания, которые вам по душе и те, выполнение которых не займет много сил и времени, стояли в конце списка. Такие задания вы всегда сможете выполнить и под конец дня, не сильно себя утруждая.

Читать далее: Как разобраться в своих эмоциях?

Периодически переключайтесь между заданиями, такие перемены помогут держать разум в тонусе. Заниматься можно не только другим домашним заданием, но и делами по дому. Также позволяйте себе ненадолго расслабляться в перерывах, ведь отдых необходим для нормального функционирования вашего мозга.

Если впереди вас ждет сложный тест, контрольная работа или экзамен – позаботьтесь о своей подготовке заранее. Ежедневно уделяя всего двадцать минут этому предмету, вы в течение недели сможете легко подготовиться к тесту.

Составьте правильное меню

Нередко усталость становится следствием неправильно составленного меню. Быстрые углеводы, которые содержатся в сладких булочках, газировке и снэках, обеспечивают мгновенный всплеск энергии. Но… также быстро энергия исчезает, поэтому наступает упадок физических и психологических сил. Требуется новая порция подзарядки, которая также будет действовать недолго. А затем еще один круг, и еще…

Чтобы еда не сыграла с вами злую шутку, выбирайте белковую пищу в сочетании с медленными углеводами.

Мясо, рыба, яйца – необходимый источник белка для работы мозга. А медленные углеводы, которые содержатся в овощах, кашах и цельнозерновом хлебе, обеспечат вас энергией.

Старайтесь завтракать, обедать и ужинать в одно и то же время. Отсутствие чувства голода или, наоборот, переедания, поможет вам сразу после еды сосредоточиться на учебе.

Кстати

Серьезным фактором риска перенапряжения является низкая физическая активность современных детей. Сегодня ребенок все чаще проводит досуг не на прогулке, а перед экраном телевизора или компьютера. По подсчетам физиологов и педиатров, в младшей и средней школе дефицит активности у детей достигает 30–40%, у старшеклассников – 80%.

Нехватка движения плохо сказывается не только на физическом, но и на психологическом состоянии, ведь бегая, прыгая, играя в подвижные игры, просто гуляя на свежем воздухе, ребенок снимает внутреннее напряжение.

Последствия стресса на учебе

Из-за стресса студент плохо воспринимает и запоминает информацию, неохотно посещает занятия, неэффективно готовится к экзаменам, падает общая его успеваемость. Если же учащийся пренебрегает здоровым образом жизни, пьет много кофе и кофеиносодержащих напитков, неправильно питается, мало отдыхает и т.д., ситуация усугубляется, что отражается на физиологическом уровне.

Увеличивается нагрузка на сердце, повышается артериальное давление, нарушается работа вегетативной системы. В случае продолжительного напряжения нарушается вегетативный гомеостаз, со временем разрушаются кровеносные сосуды, ослабевает иммунитет, что повышает риск заболеваний.

Дополнительно можно выделить снижение самооценки, ухудшение настроения и самочувствия. Это может повлечь за собой появление вредных привычек и зависимостей, к примеру, от сигарет, алкоголя, медикаментозных препаратов и наркотических средств. Так человек пытается бороться со сложными обстоятельствами.

Многократные научные исследований указывают и на то, что даже после того как стрессовые факторы прекращают действовать, организму и психике требуется немалое время, чтобы восстановиться и прийти в норму. И это еще одна веская причина, по которой нельзя допускать ни развития, ни, тем более, усугубления стресса.

Определите цель

Для многих из нас свойственно расплывчато представлять цель, которую мы желаем увидеть в конце обучения. Это мешает нам оценить нашу эффективность – как быстро мы продвигаемся к намеченной цели. Если мы не видим результат, то и мотивация будет снижаться, а, значит, организм станет «саботировать» все наши усилия. Так появляется усталость.

Чтобы ясно видеть желаемую цель, запишите конечный результат и поэтапные действия, которые нужно выполнить. Сверяйтесь со своим списком и корректируйте его в случае необходимости. Каждый раз, вычеркивая очередной пункт из своего плана, вы будете видеть, как приближается цель.

Вредно ли нервничать?

В стрессовых ситуациях сосредоточиться и спокойно мыслить труднее, особенно, когда нужно работать головой. Например, сложно вспомнить нужный билет на экзамене или ответить тему во время выступления у доски . Если волноваться по мелочам и накручивать себя, можно стать пессимистом. Некоторых нервозность толкает ко вредным привычкам, что нехорошо для здоровья.

Не всё так страшно. Психологи доказали, что нервозность не всегда нам мешает. Иногда она становится толчком к развитию. Пережитый страх может мотивировать работать над собой. Ученик, которого раскритиковали, либо запустит учёбу, либо начнёт делать успехи. Люди искусства, испытывая муки творчества, создают шедевры. Наконец, перенесённые стрессовые ситуации добавляют жизненного опыта. Если обстоятельства повторяются, человек знает, как с ними справиться. Словом, что не убивает нас, то делает нас сильнее.


С помощью стресса можно развивать память

Обучайтесь вместе с друзьями

Если найти для себя единомышленников, то это может стать хорошим стимулом для всех участников обучения. Легкий соревновательный эффект, который возникает при совместном обучении, не даст вам расслабиться.

В этой ситуации важно подобрать себе друзей, с которыми у вас совпадают взгляды на учебу. Общие интересы, возможность задавать вопросы и вести дискуссию сделают обучение интересным и увлекательным. Вы сможете превратить учебу в игру, что сразу исключит скуку и усталость.

Резюме

Стресс является очень распространенной проблемой (напомним, что детально на эту тему мы говорили в статье «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и продуктивность»), и сталкивается с ней буквально каждый человек. Этот факт следует принять как данность – от стресса не денешься никуда.

Но это не повод паниковать и отчаиваться, ведь разрушительного влияния стресса можно избежать даже при самом жестком учебном графике. Поддерживайте организм в здоровом состоянии и ведите здоровый образ жизни, сократите количество вредных привычек и не приобретайте новых, следите за питанием и сном.

Ответы на самые сложные и серьезные вопросы часто лежат на поверхности: прочтите предыдущий абзац – он отлично показывает, что для предотвращения стресса не нужно бежать от мира на необитаемый остров или уходить в пещеру. Простые правила на каждый день – это и есть основное оружие против стресса на учебе, на работе и где бы то ни было еще.

Не относитесь к своей жизни легкомысленно, берите на заметку все, о чем мы поговорили, и никакой стресс не выбьет вас из седла. Желаем удачи и, конечно же, отличных отметок!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Вопросы самому себе для излечения от стресса
  • Четыре типа стресса
  • 15 жизненно важных фактов о стрессе
  • Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения
  • Важная информация о стрессе
  • Стресс: есть ли от него польза и как ее получить
  • Дневник стресса
  • Стресс на рабочем месте и стресс-менеджмент
  • Способы избавления от стресса
  • Влияние стресса на качество жизни

Ключевые слова:1Психорегуляция

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: