Использование гендерных преимуществ для женщин и мужчин

  • KtoNaNovenkogo
  • ЧАстые ВОпросы
  • Вы здесь

29 июня 2020

  1. Что такое гендер
  2. История слова
  3. Трактовка термина в разных сферах
  4. Что такое гендерный признак
  5. Гендерная принадлежность и идентичность
  6. Что такое гендерное равенство

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

В последнее время мировое сообщество все чаще поднимает вопросы гендерной проблематики.

Однако многие люди нередко заблуждаются на ее предмет из-за непонимания базовых терминов данной темы.

Одним из таковых является понятие «гендер»: что это такое и правильно ли вы понимаете данное слово, разберемся в нашей статье, не забыв про смежные определения гендерной принадлежности и равенства.

Что такое гендер

Испокон веков ведётся деление людей на мужчин и женщин не только по их половой и физиологической специфике, но и по социально-психологическим отличиям. В обычаях различных народностей и даже в мифах можно проследить идею противопоставления женского и мужского начала. Но это не основывается лишь на конституциональной несхожести. Базой скорее является именно социокультурная сторона. То есть то, что в каком-то обществе в определённое время свойственно представителям сильной и слабой половины человечества. К примеру, начиная с античности и вплоть до эпохи Возрождения, в европейской культуре бытовало мнение, что дамский организм – это неполноценный мужской. Поэтому основное различие было именно по социальному качеству: какой статус человек занимает и какие роли выполняет. Лишь с XVII века мировоззрение видоизменилось, и в основу положили биологический статус, основанный на том, что организмы различны в первую очередь по своей природе. В нынешнем мире сложилась спорная ситуация насчёт истинного количества полов. И, как известно, некоторые развитые страны на сегодняшний момент официально узаконили понятие «третий пол» для индивидов, рождённых с неопределёнными половыми признаками.
Поэтому современная наука пришла к тому, что необходимо чётко разграничить физиологические и социокультурные аспекты и связать их с понятиями «пол» и «гендер»:

  1. В основе термина «пол» лежат биологические отличия, определяемые генетикой, анатомическими характеристиками и физиологическими свойствами, в том числе детородными функциями. Разделяется пол на мужской и женский.
  2. Понятие «гендер» (от лат. genus – род, пол) раскрывает социально-психологические особенности личности и её социальный статус. То есть те характеристики, которые возникают через взаимодействие с обществом. Разделяется на маскулинный (от лат. masculinus – мужской) и феминный (от лат. femininus – женский) и обусловливает психологические качества личности, деятельность, способности, профессии, этические и правовые нормы и т. п.

Таким образом, маскулинный гендер ассоциируется с такими чертами, как:

  • смелость;
  • агрессивность;
  • решительность;
  • авторитаризм;
  • независимость;
  • инициативность;
  • честолюбие;
  • амбициозность;
  • стремление к лидерству и господству;
  • авантюризм;
  • рациональность;
  • эгоцентризм и т. д.

Феминный гендер определяется следующими качествами:

  • мягкость;
  • терпимость;
  • спокойствие;
  • ответственность;
  • гуманность;
  • заботливость;
  • альтруизм;
  • стремление к компромиссу;
  • эмоциональность и т. д.

Как правило, если подобные черты проявит особь противоположного рода, это критически оценится окружающим миром и нередко вызовет негативную реакцию.

Гендерная модель определяет положение в социуме и различных институтах – семье, образовательных и культурных учреждениях, экономике, политических движениях и т. д.

В современном обществе укоренилось такое понятие, как гендерные отношения – это взаимодействие маскулинных и феминных особей или социальных групп, приводящее к тому, что каждая личность играет установленные роли. Например, мужчина в семье будет выступать в образе отца, мужа, сына; среди приятелей – друга; в университете – студента; на предприятии – директора, работника, коллеги и т. д.

Гендерные отношения проходят сквозь всё общественное и государственное устройство и влияют на обычаи, язык, производство, искусство и т. д.

История слова «гендер»

Английское слово «гендер» («gender») имеет латинские корни. Оно произошло от «genus», то есть «род» в переводе на русский. Примечательно, что его преимущественно использовали в лингвистике, а не в социологии.

Термин применялся для обозначения грамматической категории «род». Частично эта тема начала освещаться в 30-е годы, но бурно обсуждается в разных сферах по сей день:

  1. 1935 г. Маргарет Мид впервые высказала свои идеи различия биологического и социального пола.
  2. 1955 г. Первое упоминание слова «гендер» звучит в работах американского сексолога Джона Мани, который использует его, чтобы обозначить терминологическое различение биологического пола и социальной роли.
  3. 1968 г. Следующим этапом в развитии уже стали труды Столлера, который, можно сказать, и ввел данный термин в массовое употребление.

Уровни гендерных взаимоотношений

Мужчины и женщины функционируют в многообразных сферах, которые можно объединить в несколько уровней:

  1. Макроуровень – выступает в виде общественных отношений, то есть взаимодействия государства и общества с гендерными группами или с отдельным индивидом. В основе – политика и идеология социума и роли в нём каждого его члена.
  2. Мезоуровень – межгрупповые отношения, включающие различные коллективы, корпорации. Характерно целостное восприятие людей и гендерные стереотипы. Благодаря этому индивидуальные различия уравниваются, поведение приобретает общие стандарты, и представитель группы практически обезличивается.
  3. Микроуровень – межличностное взаимодействие особей разного пола. Для таких отношений свойственна яркая эмоциональная составляющая. Значимыми являются личностные качества каждого участника и процесс коммуникации.
  4. Внутриличностный уровень – так называемое самоотношение, то есть осознание своей индивидуальности, представление себя субъектом определённой группы.

Отрицательный эффект стереотипов

Многие современные психологи считают, что подчеркивание гендерных различий некорректно. Гендерная роль — это в первую очередь навязывание потребностей общества без учета желаний и целей индивидуума. Иными словами, различия между женщиной и мужчиной преувеличены, в взгляд на ситуацию со стороны общества не субъективен. Так, рассматривая один и тот же поступок, к женщине и мужчине отнесутся по-разному. А это некорректно, так как стереотипные представления не соответствуют действительному развитию личности, ее характеру и поведению. Кроме того, они влияют на развитие определенных качеств, и различая гендерные роли мужчины и женщины, одну черту характера развивают больше, а другую затормаживают и подавляют.


Например, если заставлять мальчика скрывать свои эмоции, с возрастом он может разучиться воспринимать их, и начнет отрицать их наличие у других людей, не понимая их проявления. Стоит понимать, что каждая личность индивидуальна, вне зависимости от своего пола. Это позволит нормализовать психологическое состояние, более продуктивно выполнять свою работу и быть гармоничным. К сожалению, несмотря на гибкость современных стереотипов, многие люди до сих пор ведут борьбу внутри себя, не только с общественными штампами, но и с собственным восприятием.

Мужские и женские коллективы

На мезоуровне наиболее актуальны связи в профессиональной области, где маскулинные и феминные субъекты показывают себя и как работники конкретной профессии, и как представители разных коллективов. Выделим показательные черты этой области:

  1. До сих пор в рабочих (да и других) коллективах практически на всей планете можно отметить неравенство по половому признаку. Это прослеживается, в первую очередь, в более высоких статусах, которые свойственно занимать мужчинам, и большей награде за труд. Соответственно, в основном дамы находятся на позициях подчинённых. Их потребности в самореализации удовлетворяются меньше, и, как и много лет назад, они продолжают находиться во власти сильного пола. Это, в свою очередь, способствует формированию таких качеств, как пассивность, слабоволие, внушаемость, неуверенность и т. д.
  2. С учётом стандартов и гендерных стереотипов существуют традиционно мужские и женские профессии и должности. К примеру, строительные специальности в основном осваивает сильная половина человечества, педагогические – слабая.
  3. Как показывают исследования, если коллективом руководит женщина, она больше внимания уделяет межличностным отношениям и проявляет больше чуткости к проблемам и психофизиологическому состоянию каждого работника.

Если рассматривать усреднённые черты маскулинных и феминных коллективов, то можно проследить следующие моменты:

  • Мужчины – ориентируются на материальное благополучие, сдержанны в отношениях и эмоциях, недоверчивы и настороженны, эго.
  • Женщины – на первое место ставят удовлетворённость работой и отношениями и уже потом заработок; эмоциональны в отношениях; чувствительны, доверчивы; внимательны к деталям; отзывчивы на похвалу, проявление сочувствия, вознаграждение.

Для успешного управления коллективом руководителю (независимо от его половой принадлежности) будет полезно знать эти особенности.

Что такое гендерный признак

Опять-таки его следует отделить от термина «половые признаки».

К последним относятся:

  1. генетические особенности женщин и мужчин (набор хромосом — XX и XY соответственно);
  2. строение половых органов;
  3. преобладание тех или иных половых гормонов;
  4. вторичные половые признаки: волосы на теле и лице, развитие молочных желез и др.

Впрочем, эти признаки необязательно относят человека к тому или иному полу. К примеру, у женщины могут патологически преобладать «мужские» гормоны (андрогены вместо эстрогенов). Не говоря уже про случаи гермафродитизма у людей, которым свойственен полный набор признаков, относящихся к обоим полам.

В свою очередь, гендерными признаками считаются характерные для мужчины или женщины черты, которые присущи им в ходе социализации. Это более расплывчатое понятие, которое сложно объяснить одним предложением.

В данном случае речь не про психологию и черты характера, а, скорее, про модель поведения в обществе. Впрочем, данный термин очень близок к еще одному сформировавшемуся понятию — гендерный стереотип.

Младенцу-мальчику — голубую одежду и машинку, малышке-девочке — все в розовом цвете и куклу. Он — сильный и смелый мужчина, которому все нипочем. Она — скромная и милая девушка, которая была хорошо воспитана и не позволяла себе лишнего. Гендерный признак или стереотип? Ученые спорят до сих пор.

Простым языком говоря, гендерный признак — это мужественность и женственность в их социальном значении, то есть без привязки к внешнему виду человека и его биологическим особенностям, а вот то, что общество считает «типично мужским» или «типично женским» — это про гендерные стереотипы.

Отношения между мужчиной и женщиной

Ещё со времён древнегреческой культуры установилась традиция превосходства сильной половины человечества над слабой. Представители мужского пола занимали ведущие позиции и в политическом, и в экономическом, и в культурном аспектах. Данный феномен получил название патриархата. Тем не менее дамы во все времена также играли достаточно весомое значение, и нередко именно они подталкивали кавалеров к принятию важных решений.

На нынешнем этапе уважительное отношение к женщинам в большинстве стран является одним из главных требований. Это можно отследить из простых правил этикета: молодые люди встают при вошедшей барышне, снимают шляпу, пропускают вперёд, целуют ручки, её желания учитывают в первую очередь. И в этих моментах прослеживается доминирование именно феминности.

Таким образом, гендерные отношения между мужчиной и женщиной нельзя трактовать однозначно. Такую неоднозначность в превалировании то одного, то другого гендера можно объяснить установившимся издревле законом, согласно которому дама являлась собственностью мужчины, была покорной и смиренной. В ответ «хозяин» обязался её почитать и уважать.

В начале ХХ века женская половина стала стремиться к равенству между полами, начала подражать сильным представителям, сначала в одежде, затем в поведении. Это прослеживалось не только на западе, но и в нашей стране. Во времена войны многие женщины шли на фронт и выполняли, по сути, традиционные мужские обязанности. Затем заняли места и в профессиональной сфере – заводы, строительство и т. п. Это, в конечном итоге, привело к новому виду гендерных отношений – свободные, товарищеские – и к уравнению полов. Девушки получили право голоса, смогли занимать ведущие должности, самореализовываться.

Цвет и пол4

Какой цвет является женским, а какой мужским? Так уж повелось, что девочек с самого детства облачают в одежду розовых цветов, а мальчиков – в одежду голубых и синих оттенков.

А ведь изначально всех младенцев одевали в одежду белого цвета. Вся эта эпопея с «девичьими» и «мальчишечьими» цветами началась только с появлением цветной детской одежды в девятнадцатом веке.

Иными словами, пол – это генетика, а гендер – самоидентификация.

Самовосприятие человека как представителя определённого пола

Психология отношений выделяет понятие гендерной идентичности – осознание личностью себя с точки зрения феминности и маскулинности. Не всегда биологический пол соответствует социальному. Это прослеживается не только в популяризации гомосексуализма, трансгендерства и т. п. Многие люди просто уютнее чувствуют себя в противоположном гендере, оставаясь в своём теле со своими сексуальными признаками. И утверждают свою позицию во внешнем виде и поведении. К примеру, если барышня считает маскулинные черты более полезными в жизни и желательными для социума, она будет их демонстрировать: уверенность, склонность к агрессии, эгоцентризм, стремление к лидерству и др. Подобные полярные проявления свойственны и молодым людям, считающим для себя удобной позицией примеривание феминных признаков: мягкость, эмоциональность, повышенный уход за внешностью и т. д.

Если обратиться к современной моде, можно отметить тенденцию к распространению унисекса в одежде и внешнем виде молодёжи. Парни-метросексуалы часто внешне могут напоминать девушек, но при этом быть абсолютно гетеросексуальными. Как и барышни, визуально похожие на молодых людей.

Такое стремление к уравнению берёт свои истоки с появления феминизма (в конце XIX века), провозглашённого дамами в связи с защитой своих прав и свобод, основанной на представлениях о половом равноправии. Феминистки выдвигали протест против доминирования мужчин над женщинами, дискриминации в различных сферах жизни и т. п. Но многие социологи пришли к выводу, что это достаточно агрессивное течение, которое вредит самим представительницам прекрасной половины человечества. И в 1980-х годах на смену пришло новое понятие – постфеминизм, который провозглашает, что гендерное равенство достигнуто, и теперь главный упор нужно делать на различии полов. Данное течение в девушке усматривает не жертву, а победительницу с такими характеристиками, как решительность, уверенность, сексапильность, умение отстаивать свою точку зрения и т. д. Именно с подобными качествами себя идентифицируют многие барышни современности.

Трактовка термина в разных сферах

Фактически термин «гендер» начал фигурировать в западной науке только в 1970-х гг., а в отечественной и вовсе в 1990-е. В большинстве словарей он приравнивается к понятию «социальный пол», однако в современных феминистских и гендерных исследованиях такое понимание уже считается устаревшим.

На сегодняшний день существует множество трактовок этого термина, наиболее распространенные среди которых мы рассмотрим далее:

  1. Классическая трактовка. Согласно ей, как мы уже говорили ранее, понятие основывается на биолого-эволюционных представлениях о сексуальности человека.
  2. Модернистская. Строго разделяет понятия «пол» и «гендер». Второе — так называемый субъективный образ, содержание которого определяется социокультурными факторами, влияющими на то, как будет развиваться человек в личностном плане.
  3. Постмодернистская. Пол и гендер — два принципиально разных подхода к социальному конструированию сексуальности в межличностном общении.

Если классическая трактовка в свое время подразумевала, что гендер является одной из разновидностей более широкого термина «пол», то сейчас ученые придерживаются противоположного мнения.

Считается, что это может быть любой кластер людей, критерии которого не зависят от биологических различий.

При этом пол может быть частным случаем гендера, при котором могут быть предусмотрены разные критерии:

  1. биологические половые различия (мужчина — женщина — гермафродит);
  2. психо-сексуальная ориентация (гомосексуал — гетеросексуал — бисексуал);
  3. культурная ориентация пола (метросексуал — ретросексуал — асексуал).

Как проявляются такие отношения в браке?

Самым ярким примером маскулинных и феминных взаимоотношений на межличностном уровне являются супружеские, которые могут обнаруживаться в двух ключевых моделях:

  1. Партнёрская. Представляет собой равноправие членов семьи, уважение личности, принятие во внимание принципов и интересов супругов. Основные черты:
      общение построено на доверии, взаимоуважении, эмпатии;
  2. авторитет обоих супругов;
  3. гибкое разделение обязанностей;
  4. семейные роли взаимозаменяемы;
  5. стремление к нахождению компромисса в возможных конфликтах;
  6. отсутствие посягательства на индивидуальность избранника;
  7. обсуждение проблем, неудач на доверительном уровне, без упрёков, с оказанием поддержки;
  8. учёт прав и желаний детей, принятие их мнения;
  9. семья воспринимается как островок, основанный на любви, безопасности, спокойствии, уверенности в завтрашнем дне.
  10. Доминантно-зависимая. Представляет собой превалирование одного супруга и подчинение другого. При этом доминант демонстрирует независимость, хладнокровие, властность, уверенность, собственную значимость. Ключевые признаки:
      игнорирование интересов и мнения зависимого супруга и исключительное принятие решения властного партнёра;
  11. разделение власти, строящееся на силе;
  12. чёткое разделение семейных обязанностей;
  13. конфликты, как правило, разрешаются деструктивным способом;
  14. осуждение и осмеяние проблем, неудач, ошибок;
  15. тотальный контроль;
  16. отгороженность семьи от общества;
  17. авторитарное воспитание детей, построенное на принципах гиперконтроля и подчинения;
  18. семья воспринимается как нежелательная долговая обязанность, основанная на чувстве одиночества, тревоги, незащищённости.

В современном индустриальном обществе гендерные отношения в семье предполагают наличие двух основных ролей:

  1. Экспрессивная – отдаётся супруге. Заключается в поддержании комфортного климата в доме.
  2. Инструментальная – соответствует супругу. Заключается в материальном обеспечении семьи.

Часто эти роли бывают взаимозаменяемыми и соответствуют, как правило, партнёрской модели взаимоотношений.

Гендерные стереотипы в современном обществе

За долгое время существования людей в общественном сознании сложились и прочно укрепились нормативные образцы поведения и особенностей маскулинного и феминного характера. Это так называемые гендерные стереотипы, проявляющиеся во всех сферах человеческой жизни: в межличностном и межгрупповом взаимодействии, а также в самосознании индивида. Являясь достаточно устойчивыми, они определяют:

  1. Межполовой статус и доминирующие роли (мужчина – добытчик, женщина – хранительница очага; он – умный, она – красивая).
  2. Гендерные черты личности и поведения (маскулинные – активность, уверенность, доминантность, эгоцентризм, рациональность, агрессивность и т. д.; феминные – пассивность, зависимость, тревожность, эмоциональность, заботливость и др.).
  3. Представления о семейных и профессиональных ролях (женщина – домохозяйка, мать, исполнитель труда; мужчина – труженик, общественник, организатор, руководитель).

Люди, живущие в определённом обществе, сопоставляют себя с присущими ему стереотипами. Кто-то пытается как можно точнее соответствовать этим образцам, что основано на механизме долженствования. Другие же предпочитают противопоставлять своё поведение принятым нормам.

К положительным моментам использования стереотипов относится то, что с их помощью проще классифицировать людей и стандартизировать их модели поведения. Но, по сути, неосознанное следование гендерной стереотипизации приводит к негативным результатам:

  • ограничивает самореализацию и самовыражение индивида (в особенности женского пола);
  • выступает барьером в развитии индивидуальности;
  • игнорирует личные интересы;
  • формирует зависимость и покорность;
  • ухудшает качество жизни.

Можно сделать вывод, что независимость от подобных предрассудков общества даёт личности возможность обрести свободу, духовное здоровье и способность жить полноценной жизнью.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: