Причины апраксии
Апраксия возникает, когда нарушаются функции определенных участков полушарий головного мозга. Эта дисфункция может возникнуть, если повреждение в головном мозгу образуется поперек нервных путей, которые хранят воспоминания об изученных движениях. Человек с апраксией не в состоянии получить доступ к этой информации. Апраксия может возникнуть вследствии травмы головы или заболевания, которое поражает головной мозг, например:
- слабоумия
- опухоли
- кортикобазальной дегенерации
Апраксия зачастую встречается у пожилых людей из-за неврологических состояний, таких как ишемический инсульт и деменция. Если апраксия возникла после перенесенного инсульта, состояние может улучшиться в течение нескольких недель.
Апраксия также может быть генетически обусловленной.
Классификация болезни
Опираясь на особенности проявления, клиницисты выделяют такие виды:
- Амнестическая. Развивается нарушение способности осуществлять последовательные действия по просьбе врача. Пациент попросту забывает, что должен выполнить за предыдущим движением.
- Идеаторная. Человек может выполнять любые движения в отдельности, но испытывает проблемы, когда необходимо выполнить их в определенной последовательности.
- Конструктивная. Отмечается нарушение способности составить целый предмет из составных частей.
Формы апраксии
В зависимости от локализации поражения головного мозга неврологами принято выделять такие формы болезни:
- Моторная апраксия. Человек не может произвести последовательный ряд действий, несмотря на желание.
- Идеомоторная апраксия. Выражается нарушением приобретенных навыков. Больной не способен воспроизводить сложные движения.
- Лобная апраксия. Характеризуется отсутствием способности пациента к программированию и координированию последовательных движений.
- Кортикальная. Выражается на основании стойкого патологического изменения моторной коры головного мозга на поврежденной стороне. Наиболее часто диагностируют левостороннюю форму.
- Билатеральная. Формируется на фоне поражения мозолистого тела. Такой вид болезни носит только двусторонний характер, приводит к нарушению процесса взаимодействия двух полушарий мозга.
Моторная апраксия имеет собственную классификацию:
- идеокинетическая — пострадавший выполняет случайные действия, но не может осуществить целенаправленные движения;
- мелокинетическая — происходит искажение той или иной манипуляции.
По типу снижения памяти, умственной деятельности и других когнитивных расстройств выделяют такие варианты:
- Пространственная апраксия. Человек ощущает состояние, отличное от реальности. Пациент не понимает разницы между выполнением действий при открытых и закрытых глазах. Самая распространенная форма.
- Оральная апраксия. Отмечается утрата способности к реализации речевой функции. Второе название болезни — апраксия речи.
- Эфферентная апраксия. Когда пациент может выполнить знакомые движения, но не в состоянии повторить то, что делают другие люди.
- Артикуляционная апраксия. Считается наиболее сложной формой болезни, поскольку человек не может членораздельно разговаривать. Не наблюдается парезов или параличей артикуляционных органов.
- Кинетическая апраксия.
- Кинестетическая апраксия. Обуславливается поиском нужных движений, что отмечается при нарушении их произвольного действия.
- Акинестическая. Отмечается отсутствие достаточных побуждений к выполнению какой-либо манипуляции.
- Регуляторная апраксия.
Виды апраксии
Специфичные типы подразумевают существование следующих видов болезни:
- апраксия ходьбы — развиваются сложности с передвижением при сохранности мышечной силы в нижних конечностях;
- апраксия одевания;
- апраксия руки (синдром чужой руки) — проблема может быть как односторонней, так и двусторонней, заключается в том, что верхние конечности не подчиняются желаниям человека;
- апраксия век — пациент испытывает трудности с открыванием глаз;
- апраксия взора — отличается невозможностью двигать глазами или фиксировать взгляд даже на короткий промежуток времени.
Последние две формы объединены в один вид — окуломоторная апраксия.
Локализация поражений при различных типах апраксии
Виды апраксии
Виды апраксии проявляются по-разному:
Кинетическая апраксия
Люди с кинетической апраксией не могут контролировать пальцы, руки или ноги для выполнения точных и скоординированных движений. Хотя люди с конечностно-кинетической апраксией понимают, как использовать инструмент, такой как отвертка, и, возможно, использовали его в прошлом, теперь они не могут выполнять то же самое движение.
Идеомоторная апраксия
Люди с идеомоторной апраксией неспособны следовать вербальной команде, чтобы копировать движения других или следовать предложениям для движений.
Концептуальная апраксия
Эта форма апраксии сходна с идеомоторной апраксией. Люди с концептуальной апраксией также не могут выполнять задачи, которые включают в себя более одного шага.
Идеаторная апраксия
Люди с идеаторной апраксией не способны планировать конкретное движение. Им трудно соблюдать последовательность движений, таких как одевание или купание.
Буккофациальная апраксия
Люди с буккофациальной апраксией, или лицево-оральной апраксией, не могут совершать движения лицом и губами.
Конструктивная апраксия
Люди с конструктивной апраксией не могут копировать, рисовать или чертить основные диаграммы или фигуры.
Глазодвигательная апраксия
Глазодвигательная апраксия поражает глаза. Люди с этим типом апраксии испытывают трудности с выполнением движений глаз по команде.
Словесная апраксия
Людям с вербальной или оральной апраксией трудно совершать движения, необходимые для речи. У них могут быть проблемы с воспроизведением звуков и пониманием ритмов речи.
Симптомы апраксии
Прошлое столетие ознаменовано открытием моторных областей мозговой коры. Это привнесло в неврологию совершенно новое понятие – апраксия. Хотя считается первое упоминание о ней датировано 1871 годом. Сегодня большинству человеческих субъектов неизвестно понятие апраксия, что это такое. Среднестатистический индивид не ведает, что собой представляет описываемая хворь и как именно она проявляется. Описываемое отклонение нельзя относить к самостоятельному недугу. Оно скорее является вторичным проявлением иных патологий.
Основными признаками рассматриваемого нарушения считается неспособность регулировать двигательные акты лицевой мускулатуры, выполнять точные движения, невозможность скопировать, иногда нарисовать элементарные фигуры, использовать инструменты надлежащим образом, неспособность надеть элементы гардероба.
Апраксия ходьбы часто определяется следующими специфическими признаками: чрезмерной сутулостью, шаркающей походкой, внезапной остановкой, невозможностью перешагнуть препятствие. При этом индивиды нередко не осознают собственное нездоровое состояние. Иногда признаки рассматриваемого отклонения могут не беспокоить субъектов, обнаруживаясь лишь при проведении специфических неврологических исследований.
Итак, симптомы апраксии проявляются в следующем:
— сложностями в воспроизведении последовательных манипуляций по команде, больные зачастую не помнят последовательность некоторых действий;
— трудностями при совершении двигательных операций, требующих пространственного ориентирования, у больных изменяется соотношение пространства с собственными действиями (пространственная апраксия);
— ходьбой маленькими шажками, скованной поступью;
— затруднением процесса одевания;
— двигательными персеверациями, выражающимися в устойчивом воспроизведении отдельных элементов двигательной операции и заклиниванием на нем (кинестетическая апраксия);
— затруднением при открытии глаз.
Отличие апраксии от афазии и диспраксии
Симптомы апраксии могут быть схожи с симптомами двух других состояний, называемых афазией
и
диспраксией
. Афазия обычно возникает в результате повреждения коры головного мозга. Определенные участки коры головного мозга, называемые областью Брока и областью Вернике, отвечают за понимание и воспроизведение речи.
Люди с афазией могут испытывать трудности:
- в нахождении правильных слов, чтобы выразить себя
- при чтении и написании предложений
- в понимании слов и грамматики
Диспраксия
— это легкая форма апраксии, которую люди иногда называют нарушением координации развития. Она снижает способность человека выполнять некоторые физические движения, а также может повлиять на речь.
Люди с диспраксией могут иметь следующие симптомы, такие как:
- трудности с балансом
- неуклюжесть
- проблемы со зрением
- эмоциональные или поведенческие трудности
- проблемы с социальными навыками
- трудности с чтением, письмом и речью
- проблемы с памятью
Неречевые нарушение при моторной алалии статья по логопедии на тему
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
В качестве причин, приводящих к возникновению алалии, большинство исследователей указывают патологию протекания беременности. Это может быть более выраженный, чем обычно, токсикоз, угроза прерывания беременности, несовместимость по резус-фактору, инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, корь, ангина, грипп с осложнениями). В качестве вредоносных факторов указывают табакокурение, алкоголизм и наркоманию родителей. Особенно актуальным в последнее время стал фактор неблагоприятного экологического воздействия.
Моторная (экспрессивная) алалия
Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.
Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми являются неоднозначными. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущим являются языковые нарушения.
Речевая симптоматика
Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую сторону. По превалирующим признакам можно выделить группу детей с преобладающим фонетико-фонематическим недоразвитием (их меньшинство) и группу с преобладающим лексико-грамматическим недоразвитием. Предполагается, что первая из групп обусловлена ведущим поражением нижних отделов в центральной моторной области коры доминантного полушария, где концентрируются раздражения от мышц, связок, возникающих при выполнении артикуляционных движений, или в общей мускулатуре (при выполнении прочих движений). Вторая группа обусловлена поражением передних отделов моторной области коры мозга (нижние отделы моторно-премоторной зоны и активная речевая зона, располагающаяся в задних отделах нижней лобной извилины).
Развитие системы произношения у детей с алалией характеризуется качественным и количественным своеобразием, которое выявляется в той или иной мере у всех детей и на каждом из этапов речевого развития.
У ребенка с алалией не формируются тонкие двигательные координации речевого аппарата. Нарушение аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора носит различный характер: оральная апраксия, нарушение последовательности, переключаемости и т.д. Наблюдаются поиски артикуляции, неумение выполнить определенное артикуляционное движение или действие (комплекс последовательных движений), трудности усвоения последовательности и переключаемости. Ведущим в этих случаях является нарушение двигательного характера, оно и определяет речевое артикуляторное расстройство. При этом вследствие кинетической или кинестетической апраксии страдают фонетическая и фонематическая системы.
При алалии ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе, не может переключится от одного слова к другому. Это ведет к обилию парафазий, перестановок, персеверации и свидетельствует о нарушении подвижности основных нервных процессов, о застойных очагах возбуждения или торможения в речедвигательном анализаторе. Как следствие этого у ребенка с моторной алалией при хорошем слухе и достаточном понимании речи, при отсутствии параличей и грубых порезов артикуляционной мускулатуры не развивается самостоятельная речь, долгое время оставаясь на уровне отдельных звуков, слов.
Чем больше степень недоразвития коры мозга, тем более глубокой, грубой оказывается несформированность речевой функции. Прослеживается прямая связь между нарушениями артикуляционного праксиса и организацией речевых движений, а следовательно, экспрессивной стороны речи, с одной стороны, и с восприятием, пониманием речи — с другой.
Нередко дети из-за нечеткости звукового восприятия улавливают только отдельные элементы фразы и не могут связывать их в единую смысловую структуру. Эта ограниченность понимания является вторичным проявлением основного дефекта – недоразвития собственной речи.
Словарный запас у детей с моторной алалией развивается медленно, искаженно, используется в речевой практике неправильно, ограничивается рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, ребенок не может объяснить значение слов, не умеет пользоваться средствами словообразования.
Под структурным аграмматизмом понимается нарушение количества и динамической линейной последовательности слов в предложении, нарушении порядка слов. Чаще этот вид аграмматизма отмечается при более тяжелой речевой несформированности. При недостаточности лексико-грамматических и фонетических средств у ребенка отмечается развитие мимико-жестикуляторной формы общения.
Несформированность речевых операций (замысел, программирование, отбор и синтез речевого материала) выражается в том, что он не умеет лексически и грамматически правильно оформить мысль. Лексико-семантическая и лексико-грамматическая организация предложения неправильная, в ней отражается неполноценность предметных связей, воспринимаемых ребенком в окружающем. Это расценивается как семантический аграмматизм: диффузное расширение значения слова, замены ассоциативного характера и т.д.
Моторная алалия неоднородна по своим проявлениям. Выявляется неравномерность нарушений языковой системы: алалии с преимущественной несформированностью фонематического или грамматического уровня языковой системы и алалии с относительно равномерной несформированностью всех языковых систем.
Неречевая симптоматика моторной алалии
У детей с алалией выявляется несформированность не только речевой деятельности, но и ряда моторных и психических функций. При моторной алалии наблюдается неврологическая симптоматика различной степени выраженности: от стертых проявлений мозговой дисфункции и единичных знаков повреждения центральной нервной системы до выраженных неврологических расстройств (парезы), особенно пирамидной и экстрапирамидной систем.
Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны в деятельности, гиперактивны, другие, наоборот, вялые, заторможенные, инертные, аспонтанные.
У детей отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне произвольности и осознанности.
При алалии своеобразно формируется речевой мышление, для которого необходимы полноценные языковые обобщения.
У детей с алалией отмечается бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции, нарушение орального и динамического праксиса, акустического гнозиса, т.е. у них снижены интеллектуальные операции, требующие участия речи. Недостаточность уровня обобщений проявляется в игровых действиях, несформировнность ролевого повеления, навыков совместной (особенно сюжетно-ролевой) игры детей.
Малая речевая активность ограничивает запас общих понятий. Однако в большинстве случаев в картине своеобразия высшей нервной деятельности детей с алалией интеллектуальные расстройства являются вторичными.
Наряду с общими для моторной алалии дефектами наблюдаются проявления, характерные для ее определенной формы. Именно эти дефекты и составляют ядро нарушений, которые на начальных этапах развития речи не всегда удается обнаружить сразу, так как они оказываются замаскированными сопутствующими нарушениями.
Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы при моторной алалии
Алалия – медико-психолого-педагогическая проблема. Областью логопедии является определение принципов и методов коррекционного воздействия, направленного на развитие речи и личности ребенка. Систематическая длительная логопедическая работа дает в ряде случаев средства, достаточные для речевого общения ребенка, но иногда — только самую элементарную речь. В зависимости от характера нарушения эта задача решается дифференцированно применительно к моторной и сенсорной алалии.
Комплексный подход к формированию речи при алалии направляет внимание на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности.
Ведется комплексная системная работа над речью и личностью в целом, при этом учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности строения языка.
Систематическая логопедическая работа направляется на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению по специальным программам, или она ведется параллельно со школьным обучением в дополнение к нему. Преодоление речевого недоразвития строится так, чтобы в ходе работы возникла готовность к усвоению школьных знаний, эффективной логопедическая работа может быть только в том случае, если она проводится комплексно на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения, проводимого врачом-психоневрологом (невропатологом, психиатром).
При работе используются разные приемы, методы, которые следует рассматривать не изолированно, а в комплексе, как имеющие общую направленность в коррекционно-воспитательном воздействии; задачи и содержание работы определяются в зависимости от речевых возможностей ребенка
Работа направляется в первую очередь на создание механизмов речевой деятельности: формируется мотив, коммуникативное намерение, внутренняя программа высказывания, его лексическая разверстка, отбор лексико-грамматических средств, грамматическое структурирование. Для обогащения речевой практики развиваются умения в сознательном использования знаний, вырабатывается овладение моделированием речевых операций.
Недопустима стандартизация методических приемов; отбор языкового и дидактического материала, определение его последовательности — вариативны.
Учитывается не только специфика речевого недоразвития, но и особенности личности каждого ребенка, его интересы, компенсаторные возможности. Устраняются воспитательным воздействием невротические наслоения в характере ребенка, ведется работа по воспитанию сознательной целенаправленной личности. Устраняется травмирующее ребенка воздействие окружающей среды, у него вырабатывается правильное отношение к собственному речевому недоразвитию и к работе по его преодолению. Речь совершенствуется в комплексе с развитием сенсорных и общедвигательных возможностей.
Обращается внимание на развитие мелкой моторики: детей учат линовать, раскрашивать, штриховать, завязывать узелки, выкладывать узоры из мозаики и геометрического материала и т. д. Установлено, что если дети отстают в развитии движений пальцев рук, то они отстают и в развитии речи. По мере тренировки движений руки совершенствуется состояние речи.
На начальных этапах работы формируется психофизиологическая основа речи, вырабатываются установки на деятельность и коммуникацию, ребенок подводится к необходимости общения, развивается потребность в нем. Важно сформировать у ребенка мотивационную основу высказывания, развить речевую и психическую активность, функции подражательной деятельности и отраженной (репродуцированной) речи.
Воспитание мотива деятельности и организация программы высказывания создают необходимую базу, ключевые звенья для развития речи, которые сами по себе у ребенка с алалией не формируются. Основными из этих звеньев являются развитие предикативной системы и овладение элементами грамматического строя.
Преодолеваются не только речевые, но и неречевые нарушения; развиваются процессы анализа, синтеза, внимания, восприятия, обобщения, противопоставления, которые в совокупности составляют необходимый фундамент для речевого развития. Ребенка учат различать, называть и систематизировать предметы по форме, величине, цвету для этого используются различные игры. Ведется обучение выделению и называнию положения предмета по отношению к окружающим (вверху, посередине и т. д.). При преодолении несформированности зрительного восприятия и пространственного сличения, формировании временных и пространственных представлений используют игры с активным перемещением ребенка в пространстве, перестраивания, направленную ходьбу и т. д.
Ведется работа по различению деталей фигур и их целостного облика, анализируются сложные фигуры с большим количеством элементов, развивается осмысление конструкций и способность конструировать. Операции анализа, синтеза, обобщения неречевого материала (сравнение, сопоставление, противопоставление, выявление сходства и различия предметов, сравнение по признакам — цвет, величина, форма), установление причинно-следственных взаимоотношений создают необходимые предпосылки для формирования речи.
Эффективным для развития речи оказывается использование ритмики и логоритмики, когда музыка, слово и движение, сочетаясь в разных упражнениях, формируют двигательную и речедвигательную деятельность, память, обеспечивают восполнение пробелов в ритмическом, речевом и личностном развитии детей.
Для развития речи необходима практика общения на доступном для ребенка уровне: операции с отдельными словами (покажи, повтори, назови), с фразами, не объединенными смысловым контекстом (понимание вопросов, ответы на них в развернутой форме), с фразовым материалом, объединенным смысловым контекстом на фоне эмоциональной и семантически значимой для ребенка ситуации (попросить игрушку, выбрать вид занятий и т. д.), со знакомой картинкой, играми с использованием диалогической и затем монологической речи, с опорой на наглядность и без нее и т. д. Постепенно увеличиваются объем и трудность лексико-грамматического материала.
Работа над речью связана с предметно-практической деятельностью ребенка и опирается на нее. Вырабатывается осознание ребенком собственных действий (я сижу, иду, несу) и действий других (Вова сидит, идет, несет; мяч, упал; лампа горит). По мере развития речевых возможностей ребенка учат строить связные и полные объяснения по ходу выполняемых действий, по поводу выполненных (отчет) и предстоящих (планирование) действий.
Важным считается привлечение разных анализаторов — слухового, зрительного, тактильного. Ребенок должен пронаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить жестом обозначения или назначения, назвать сам и т. д. В результате этого в сознании ребенка: возникают дополнительные связи, материал закрепляется прочнее.
Эффективность работы зависит от оснащенности занятий наглядным материалом.
Вне зависимости от этапа работы воздействие направляется на всю систему речи: расширение, уточнение словаря, формирование фразовой и связной речи, коррекция звукопроизношения, но на каждом из этапов выделяются специфические задачи и особенности содержания работы.
На первом этапе работы основным является воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведется работа над диалогом, небольшим простым рассказом, нераспространенными, затем распространенными предложениями, формируются психофизиологические предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения.
На втором этапе формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведется работа над распространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формируются высказывания как основные единицы речевого действия.
На третьем этапе основным является формирование связной речи — особо сложной коммуникативной деятельности, коммуникативных умений, автоматизация грамматических структур.
На каждом из этапов формируются все стороны речевой деятельности.
Используются различные приемы словарной работы: натуральные (демонстрация предметов, действий, картинок, ситуации), словесные (соотнесение слова с известными словами по сходству, противоположности) и др. Накапливается словарь разных частей речи.
Разумеется, ребенку не сообщается никаких сведений по грамматике, работа предусматривает лишь практическое знакомство с наиболее частотными моделями словоизменения и словообразования, построения предложений. Общий порядок работы над любой грамматической категорией следующий: сначала ребенок наблюдает, как конструирует определенную модель логопед, затем включается в подражательную речевую деятельность, употребляя и изолированную грамматическую форму, и грамматическую форму в развернутой речи. Аграмматизм в собственной речи оглаживается при упреждающем преодолении импрессивного аграмматизма.
Постоянно имеется в виду основная задача работы — формирование процесса и средств общения у ребенка. От диалога в межличностном общении постепенно переходят к монологической речи, развивая побуждения к ней (сообщить важную новость, рассказать об увиденном и т. д.); при этом важным стимулом является интерес ребенка к окружающему, вырабатывается активное речевое поведение в ситуативном общении. Всегда учитывается уровень общей ориентировки ребенка в окружающем и развития речевых возможностей, развивается контактность и потребность в общении. Инициатива речевого общения постепенно переходит от логопеда к ребенку.
Сравнительно рано детей с алалией начинают обучать грамоте, это расширяет их речевые возможности. Прочитанный и записанный материал лучше закрепляется, обеспечивается формирование речевой деятельности. Грамота помогает ребенку осваивать структуру слов и фраз, через чтение и письмо он контролирует и корригирует свою речь.
Для детей с алалией школьного возраста требуется особая организация обучения, которая осуществляется в условиях школы для детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
Многие дети с алалией получают начальную помощь у логопедов в детских поликлиниках и психоневрологических диспансерах.
Обучение речи наиболее тяжелых детей идет успешнее в условиях стационара, где есть возможность целенаправленно осуществлять весь комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие речи и личности ребенка с алалией, обеспечить контакт в работе логопеда, воспитателя, врач, психолога. Такая же работа проводится в центрах социальной помощи семье и детям.
Логопедическая работа эффективна только при систематическом специфическом лечении ребенка.
Мощным источником речевого развития таких детей является их общение с нормально говорящими людьми. Хотя общение и не считается единственным фактором, определяющим уровень развития речи и познавательной активности, наиболее эффективным оказывается формирование речи в процессе коммуникации на основе максимального развития активности общения и познавательных возможностей детей.
Работа производится преимущественно в группе, при этом используется детская подражательность, создается эмоциональный фон, эффект соревнования, у детей формируется навык коллективной работы, что важно для предстоящего школьного обучения и социальной адаптации.
Работа строится индивидуализировано, в зависимости от речевых и личностных особенностей детей. Дифференцированные приемы работы делают коррекционное воздействие наиболее результативным.
Положительная динамика при алалии выявляется при учете следующих факторов: раннее распознавание недоразвития, своевременное предупреждение вторичных отклонений, учет нормального онтогенеза, системность воздействия на все компоненты речи с преимущественным акцентом на преодоление лексико-грамматического недоразвития, дифференцированный подход к детям, формирование речи с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сферу, единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности и др.
Систематическая логопедическая работа направляется на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению по специальным программам, или она ведется параллельно со школьным обучением в дополнение к нему. Преодоление речевого недоразвития строится так, чтобы в ходе работы возникла готовность к усвоению школьных знаний, эффективной логопедическая работа может быть только в том случае, если она проводится комплексно на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения, проводимого врачом-психоневрологом (невропатологом, психиатром).
Список литературы
- Беккер К.-П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.
- Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов. //Нарушения речи и голоса у детей. — М.,1995.
- Гуровец Г.В., Маевская С.И. Генезис, клиника и основные направления работы при моторной алалии. //Недоразвитие и утрата речи вопросы теории и практики. — М., 1985.
- Ковшиков В.А. О терминологии «моторной алалии». //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. — М., 1992.
- Логопедия: учебник для студ. Дефектол.фак.пед.высш.учеб.заведений/Под ред. Л.С.Волковой. – 5-е изд. М.: ВЛАДОС, 2004.
- Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алаллии. //Дефектология, № 6, 1981.
- Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методичесое пособие для логопедов и дефиктологов.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Шаховская С.Н. Алалия. //Расстройства речи у детей и подростков. — М.,1999.
- Шаховская С.Н. Использование наглядности при развитии речи у детей с алалией. //Расстройства речи и методы их устранения. — М., 2000.
- Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией. //Патология речи. — М., 2001.
Диагностика и тесты
Чтобы диагностировать апраксию, врач-невролог подробно изучит историю болезни человека и изучит все симптомы, чтобы определить основные причины. Невролог также постарается исключить подобные состояния, такие как двигательная слабость, афазия или диспраксия.
Врач может провести тесты для оценки:
- вербальной и невербальной коммуникации
- как люди участвуют и функционируют в определенных видах деятельности
- координации
- слуха и способности слушать
Диагностические тесты могут включать как физические тесты для измерения навыков координации движений, так и языковые тесты для проверки способности понимать команды.
Апраксия- что это такое?
Праксис.
Апраксия (АС) –это нарушение целенаправленных действий, при сохранении составляющих его элементарных движений, при этом отсутствуют моторные нарушения в виде параличей, гипокинезии или атаксии. Занимает особое место в неврологии и логопедии, так как часто нуждаются одновременно в помощи логопеда, невролога, нейропсихолога.
АС возможна в одной, обеих руках, в оральных мышцах, при ходьбе и т.д.
Факторы, необходимые, чтобы осуществлялись целенаправленные движения (праксис):
- Сохранение афферентной и эфферентной основы движений;
- Сохранение зрительно-пространственных отношений;
- Программирование и контроль при организации праксиса.
Чтобы возникла АС, необходимо повреждение одного из участков функциональной системы, отвечающей за праксис (префронтального или премоторного поля – №6 и 8; постцентрального отдела – №39 и 40), чтобы прервались дифференцированные импульсы и нарушилась четкая адресация стимулов.
Лечение
Человеку с апраксией назначат лечение основного заболевания, которое вызывает данное состояние. Лечебная физкультура (ЛФК) и трудотерапия могут облегчить симптомы. Эти методы лечения могут включать в себя:
- повторение звуков и сопровождающих движений
- работу над речевыми ритмами с помощью метронома или щелчка пальцами
- использование ручки, бумаги или компьютера для самовыражения
Регулярные индивидуальные занятия с логопедом могут улучшить симптомы апраксии речи. Методы могут включать в себя:
- обучение двигать мышцами рта, чтобы издавать определенные звуки
- изучение языка жестов для тех, у кого есть серьезные трудности с речью
- использование всех органов чувств, чтобы помочь с речью, например, прослушивание записанных звуков и использование зеркала, чтобы увидеть, как рот издает звуки
Дети или взрослые с апраксией должны будут управлять состоянием на протяжении всей своей жизни. Специальные образовательные программы и физическая, речевая и трудотерапия могут помочь людям легче жить с апраксией.
Люди с тяжелыми формами апраксии могут не иметь возможности жить самостоятельно и нуждаются в помощи других людей для выполнения повседневных задач.
Моторная апраксия
Данная форма апраксии обычно наблюдается в одностороннем проявлении. При возникновении моторной апраксии выражены нарушения подражательных и спонтанных действий. В этом случае, отмечается нарушение координации всего тела или отдельных конечностей. Моторная апраксия подразделяется на идеокинетическую и мелокинетическую формы.
Возможность случайного выполнения действий, с отсутствием способности целенаправленных движений относится к идеокинетической апраксии.
Мелокинетическая апраксия выражается в изменении структуры движения. Происходит искажение действия.
Прогноз
Перспективы для людей с апраксией будут зависеть от индивидуальных обстоятельств. Если человек имеет апраксию после перенесения инсульта или другого неврологического расстройства, лечение основного заболевания поможет уменьшить или устранить симптомы апраксии. Симптомы апраксии у некоторых людей со временем будут уменьшаться, в то время как у других может наблюдаться меньшее улучшение. Некоторые люди продолжают совершенствоваться в течение нескольких лет или даже десятилетий. При правильной поддержке близких люди с апраксией могут научиться управлять своим состоянием.
Статья по теме: Что такое нарушения речи?
Лечение апраксии
Диагностика заболевания проводится путем опроса близких и родственников больного, а также с использованием магниторезонансной и компьютерной томографии, ангиографии для уточнения расположения поврежденного участка мозга.
Характерного лечения апраксии нет, так как любой случай апраксии рассматривается индивидуально с учетом возраста, вида заболевания, тяжести процесса и прочих факторов.
Такие пациенты нуждаются в постоянном уходе и присмотре. Наблюдения ведутся психиатрами и невропатологами. Для некоторого облегчения состояния больного используются логопедические упражнения, когнитивная реабилитация и трудовая терапия.