Идентификация и самоидентификация
Понятия идентичности и идентификации особенно важно разграничивать при изучении межгрупповых отношений. Они близки по значению, однако существенно различаются как научные термины. Идентификация в общем смысле является уподоблением чего-либо чему-либо. В гуманитарных и социальных науках, в частности, в психологии, выделяют различные виды идентификации. К примеру, ее часто определяют как установление тождественности неизвестного материального объекта объекту уже известному на основании совпадения тех или иных значимых признаков. Существует и такое понятие, как личностная идентификация, или самоидентификация. Это сложившееся отношение личности к себе.
Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, впервые ввел понятие идентификации. Однако именно в социальной психологии оно получило наибольшее распространение. Фрейд первоначально рассматривал идентификацию в качестве бессознательного процесса подражания. Он считал, что это один из способов психологической защиты личности. В социальной психологии считается, что идентификация является важным условием социализации, усвоения человеком (прежде всего это касается детей) схем и образцов поведения в обществе. В результате социализации индивид принимает свои социальные роли. Он осознает, что принадлежит к определенной группе (возрастной, профессиональной, религиозной, политической, расовой, этнической), нормам которой нужно следовать.
Что такое идентификация: определения
Что это? Идентификация – это в психологии процесс подражание индивида другому субъекту, группе, вымышленному персонажу (образу); процесс самоотождествления индивида с группой, образом, другой личностью. Идентификация – это, говоря простыми словами, поиск ответа на вопрос «Я такой же, как кто?».
Термин ввел З. Фрейд. Психолог рассматривал феномен в рамках психоанализа. Первое, что изучил Фрейд – отождествление ребенком себя с одним из родителей. Тогда же исследователь пришел к выводу, что идентификация всегда основана на страхе, тревоге. Отождествляя себя с более сильным, авторитетным лицом, индивид уменьшает дискомфорт, который испытывает.
Однако чуть позже автор выделил несколько видов идентификации:
- первичная (ребенка с матерью);
- отождествление с любимым лицом («хочу быть, как ты»);
- отождествление с нелюбимым лицом (защитный механизм психики, «ты не обидишь такого же, как ты сам»);
- отождествление при восприятии общности («встань на мое место», «а что бы он сделал», «что он подумал»).
Со временем понятие стали использовать в более широком смысле. Согласно ему, идентификация личности – это подражание, эмоциональное слияние с кем-либо. Однако некоторые психологи до сих пор придерживаются психоаналитической теории, утверждая, что это защитный механизм, выработанный эволюцией, помогающий в адаптации. Рассмотрим подробнее современные определения и выясним, что значит идентификация в психологии.
Значение слова «идентификация»
Название образовано от латинского indentifico, что означает «отождествлять». Отождествление – это установление соответствия, схожести между двумя или более объектами.
Понятие идентификации
Согласно определениям из разных словарей, идентификация – это:
- отождествление, опознание объектов (энциклопедический словарь);
- сравнение с эталоном, опознание личности для судебных разбирательств (бизнес-словарь);
- подсознательное отождествление себя с другим лицом, чаще родителем (психиатрический словарь);
- механизм психологической защиты, при котором индивид уподобляется своему обидчику, отождествляет себя с ним (психологический словарь);
- защитный механизм психики, при котором слабый человек перенимает опыт, черты сильного лица (психологический словарь).
В социологии под идентификацией понимают процесс отождествления индивидом себя с какой-то группой, другим лицом. Это хорошо заметно на примере молодежных субкультур. Индивид копирует внешние атрибуты, поведение, ценности, убеждения, интересы группы.
Понятие идентичности
Идентификация в современной терминологии представляет собой явление, наблюдаемое нами как бы со стороны. Мы можем констатировать в данном случае наличие некоего процесса, определять его результат. Существует и такое понятие, как идентичность. Оно относится к состоянию внутреннего мира индивида. Это субъективное отнесение себя к определенной социальной группе (классу, типу, виду). Итак, идентичность в самом общем виде представляет собой отождествление человека с другими.
Система личности по Генри Тэджфелу
Генри Тэджфел, английский психолог, является создателем теории социальной идентичности. Он внес существенный вклад в изучение психологии отношений между группами. В соответствии с теорией Генри Тэджфела, можно представить «Я-концепцию» личности в виде системы, регулирующей всевозможные формы социального поведения. Данная система включает в себя две подсистемы. Первая из них – личностная идентичность. Она отвечает за то, как личность самоопределяется, является совокупностью индивидуальных интеллектуальных, физических, морально-нравственных и других характеристик человека. Вторая подсистема – групповая идентичность. Она отвечает за отнесение индивида к профессиональным, этническим и другим группам. Совершающийся в человеческом сознании переход от идентичности личностной к групповой соответствует переходу от различных форм межличностных социальных отношений к отношениям межгрупповым, и наоборот.
Работы Тэджфела получили большое распространение среди ученых. Кроме того, в социальной психологии они породили дискуссию о том, какое соотношение имеется между личностной и социальной идентичностью. Эта дискуссия продолжается и по сей день.
Правовая социализация: проблема социально-правовой идентичности 798
Изучение проблематики социально-правового становления личности, развития ее правосознания наряду с вопросами периодизации процесса правовой социализации и раскрытия содержания каждого этапа, неизбежно приводит к поиску определенных психологических средств и закономерностей – универсальных механизмов, лежащих в основе самого этого процесса. В науке термином «механизм» обозначают некий принцип, призванный объяснить содержание различных сложных явлений действительности. Причем, желательно вычленять так называемые базовые механизмы, к которым уже не сводима специфика явления более высокого уровня анализа, но которые способны выполнять функцию средства такого анализа. Использование подобных объяснительных механизмов оправдано и в юридической психологии, поскольку соответствует принципам соотношения уровней научного анализа уровням исследуемых аспектов социально-правовой реальности.
Основываясь на идеях теории социальной идентичности (А. Тэшфел, Дж. Тернер и др.) в качестве важного механизма правовой социализации можно рассматривать социально-правовую идентификацию. Действие этого механизма проявляется в принятии индивидом социально-правовой роли при вхождении в группу и усвоение разделяемых членами группы социально-правовых представлений, групповых норм и ценностей, образцов определенного правового поведения. Таким образом, социально-правовая идентификация – это правовое самоопределение или соотнесение себя с правовыми категориями в терминах и смыслах, общих для членов одной группы в противоположность другим социальным группам. В наиболее явном виде это проявляется в молодежной среде, где процесс правовой социализации происходит наиболее активно. Можно предполагать, что представители различных молодежных групп и объединений с большей вероятностью примут те формы правового поведения, которые получат одобрение в данной группе, чем те, которые одобряют члены других социальных групп. То есть главным фактором, определяющим принятие той или иной модели правового поведения молодого человека является значимое социальное окружение, которое принимает и готово общаться с ним, либо отторгает его как чужого. Следовательно, правовое развитие во многом определяется не только уровнем сформированности познавательных процессов и собственной активностью человека, но и действием значимых других, членов референтной группы, а также существующей системой социального контроля.
Представляется возможным говорить о действии механизма социально-правовой идентификации в различных социальных группах. Поскольку молодой человек одновременно или последовательно является членом многих разнообразных групп (не только половой, возрастной, национальной, религиозной, но также и объединений по интересам и увлечениям), то в процессе отождествления себя с их членами он осваивает разные правовые представления, модели и образцы правового поведения, особо значимые и распространенные в каждой социальной группе. В целом, он приобретает не только сумму правовых знаний, представлений и правовой опыт, но и, в конечном итоге, самоопределяется с правовой точки зрения, т.е. мысленно соотносит себя с должным и приемлемым правовым поведением в окружающем его социуме. И хотя очевидно, что в каждой группе есть свои правила и «законы», но, в целом, они так или иначе соотносятся с правом и законами государства, в котором каждая группа функционирует.
В юридической психологии наиболее значима социально-правовая идентичность человека на основе его гражданства, т.е. со всем населением страны. При осознании себя гражданином – одна из самых высоких степеней иерархии групповых идентичностей – в процессе правовой социализации через последовательный опыт отождествления себя с разными социальными группами обретается и окончательно формируется правовое самоопределение личности с гражданских позиций.
Идентичность личностная и социальная
Самоидентификация — это понятие, которое в традиционном понимании является набором индивидуальных характеристик, отличающих конкретного человека от остальных людей. Что касается идентичности социальной, то ее часто рассматривают как результат осознания индивидом своей принадлежности к тем или иным социальным группам. В процессе этого осознания человек приобретает характеристики, свойственные данным группам. Следует отметить, что как на эмпирическом, так и на практическом уровнях порой бывает трудно разграничить такие понятия, как личностная и социальная идентичность. Исследователи часто вынуждены задумываться о том, с чем они имеют дело.
Социальная и личностная идентификация в условиях глобализации
Библиографическое описание:
Миненко, К. С. Социальная и личностная идентификация в условиях глобализации / К. С. Миненко, Н. В. Воронцова, А. В. Щепотьев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (10). — С. 11-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1654/ (дата обращения: 08.10.2020).
Современное общество столкнулось с набирающим силу процессом мировой глобализации. Тенденция глобализации опирается на экономические аспекты интеграции, в т. ч. процессы принудительной интеграции [6,7]. Отношение к процессам глобализации различно: как позитивное, так и негативное, однако сам процесс глобализации набирает обороты. Многие социологи высказывают мнение о том, что данный процесс грозит стиранием таких понятий как личность и индивидуальность, а впоследствии и уничтожению социальной структуры общества [3].
Термин «идентичность» имеет широкий спектр применения. Его используют в таких науках как этнология, психология, культурная и социальная антропология. Данное понятие обозначает понимание человеком своего места в социокультурном пространстве, осознание им своей принадлежности, к какой-либо общественной группе.
Исходя из этого, идентификация определялась как вершина социализации человека, когда он понимал свою культуру и отождествлял себя с ее ценностями, понимал свое место в истории. Таким образом, он мог ответить на вопрос: «Кто он такой? Кем является?»
Между тем, глобализация как раз призвана стереть границы различий между людьми и их общественными структурами. Она выдвигает отношения людей выше национально-государственного уровня. Таким образом, расширяется понятие общности. До этого самыми большими общественными объединениями, звеном которых ощущал себя человек, были нация, государство, народ. Глобализация разрушает данную систему и тем самым ставит под угрозу человеческую идентичность и условия ее формирования [2].
Идентификация и процессы, связанные с ней, играют значимую роль в жизни человека как личности. Благодаря идентичности человек в какой-либо степени отличается от других людей, но также с помощью нее объединяется в социальные группы с другими людьми по схожим целям и интересам:
‒ благодаря идентификации человек не так сильно зависим от общения с обществом в лице других людей;
‒ идентификация вырабатывает у человека возможность отождествлять себя с какими-либо ценностями, интересами, идеалами, то есть вырабатывается система социально значимой ориентации;
‒ идентификация позволяет человеку реализовать свои потребности в приобщении к истории, понимании себя как части исторического процесса;
‒ с помощью идентификации человек постигает коллективные сущности социума, которые обеспечивают его потребность в материальных интересах и духовных основах;
‒ благодаря идентификации человека преодолевает бездуховность — свое одиночество в себе самом. Он начинает ощущать смысл своего существования, наполняя его ценностями и святынями, которые по своему значению намного превосходят смысл биологического существования [4,5].
Мы считаем, что, когда человек обретает смысл своей жизни, вместе с ним он приобретает и духовную устойчивость.
Идентификация человека, или личностная идентификация, имеет серьезную проблематику.
Особенно остро она возникает в период больших социальных потрясений, кризисов, когда общество находится в состоянии стагнации (или даже деградации), когда происходит переосмысление, распад ценностей. Известный социолог Эмиль Дюркгейм дал таким процессам определение «аномия». Достаточно свежий пример данного процесса для Российского общества- это начатая М. С. Горбачевым перестройка и последовавший за ней распад СССР, в итоге — уже второе поколение людей живет в состоянии кризиса идентификации.
В результате, по нашему мнению, это приводит к разобщенности людей, отказу от участия в политической деятельности, отстаивания своей гражданской позиции. Все это отрицательно сказывается как на обществе, так и на человеке, общество становится более жестоким по отношению к отдельному человеку, в результате чего увеличился рост числа самоубийств, так как человек не мог выдержать такого психологического давления, сам же он начинает искать свою идентичность в принадлежности к нелегальным, а иногда и противозаконным организациям. Отсутствие нравственности и моральных ценностей приводят к асоциальному образу жизни человека.
Но, говоря о проблематике идентификации, не нужно забывать, что помимо личностной идентификации существует и коллективная. Данный процесс протекает на уровне социума (группы, общности), который, в свою очередь, представлен определенными субъектами (семья, род, племя, народность, нация).
Естественно, что процесс коллективной и индивидуальной идентификации тесно взаимосвязаны. Как социум влияет на отдельного человека, так и человек может влиять на общество в целом.
Идентификация неразрывно связывает человека и общество с историей, которая превращает их в ее важнейшее звено. История делает человеческую жизнь более осмысленной и стабильной, связывая ее со смыслами социального целого, с его коллективными сущностями.
Так, человек приобщается к обществу через связь с коллективными сущностями своей истории и культуры. Разрушение коллективных сущностей и связанных с ними социальных связей — вот, что лежит в основе обострения кризиса идентичности. В итоге, когда рушатся идентификационные основы общества в истории, рушится само общество, деградирует его культура.
Там, где рушатся связи, соединяющие коллективные сущности в единое целое, рушится и социальная целостность, а в нем и сам человек. Дело в том, что общество сохраняет себя до тех пор, пока люди, его составляющие, связывают себя с духовными основами его существования в истории. И как только разрывается связь между людьми и обществом по критериям его коллективных сущностей, оно распадается.
В то же время, вне идентичности человеческая жизнь склонна к фрагментации и проживанию через секунду несвязанных эпизодов, в которых теряются сами смыслы существования. Утрата смыслов бытия в глубинах человеческой души, завершая распад данной культуры и духовности в душе человека, ускоряет распад общества.
Когда мы теряем идентичность, мы становимся людьми неидентифицируемой истории, культуры и духовности, следовательно, теряем ощущение живой общности людей, объединенных общими коллективными сущностями, несущими в себе смыслы для того, чтобы жить и чтобы умереть. В современной России происходит радикальное сужение пространства общих ценностей и святынь, выделяется все больше людей, находящихся во все большей духовной дистанции от России, живущих не из самого сердца своей истории, культуры и духовности, из периферии чувств.
Возможно, таким станет наше общество, если глобализация достигнет своей цели. Мы, скорее всего, потеряем нашу идентичность, а значит, перестанем быть самим собой, это ведёт к потере жизненной энергии, творящей человека, а через него и мир его культуры и истории. И здесь уместно вспомнить слова известного Российского историка В. О. Ключевского: «Кто не помнит своего прошлого, у того нет будущего!».
Именно поэтому вопросы идентификации личности в современном мире очень важны в процессе образования на любой стадии обучения и воспитания человека. Процессы глобализации имеют определенные позитивные аспекты, однако они могут приводить к снижению индивидуальности личности.
Очень важно в современном цивилизованном обществе воспитывать и поддерживать в людях индивидуальность, и тогда общество получит много талантливых, умных людей, которые будут способствовать развитию здорового общества.
Литература:
- Волова Л. А. Социокультурная интеграция и идентификация в условиях глобализации общества. // Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2012. — № 3. — с. 244–251.
- Кондаков И. В., Соколов К. Б., Хренов Н. А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. — М.: Прогресс-Традиция. — 2011. — 1024 с.
- Михайлов В. А., Буянов В. С. Глобализация: учебник. — М.: РАГС. — 2008. — 543 с.
- Пузько В. И. Кризис идентичности личности в условиях глобализации. // Философия и общество. — 2007. — № 4 (48). — с.98–114.
- Салихов Г. Г. Проблема идентичности в условиях глобализации. // Век глобализации. — 2011. — № 1. — с. 122–129.
- Щепотьев А. В. Принудительная экономическая интеграция. // Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие России в XXI веке». — Пенза: Приволжский дом знаний. — 2004. — с. 19–22.
- Щепотьев А. В. Денежное обращение при принудительной экономической интеграции. // Соломоново решение: финансово-правовой вестник. — 2005. — № 1. — с. 57–59.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: общество, история, идентификация, идентификация человека, культура, личностная идентификация, отдельный человек, процесс, процесс глобализации, человеческая жизнь.
Типы социальной идентичности
Термин «идентичность» в современных гуманитарных и социальных науках используется очень широко. Следует понимать, что это не свойство, которое изначально присуще индивиду. Идентичность представляет собой отношение человека к себе в мире, формирующееся и развивающееся с течением времени в условиях взаимодействия с людьми. Целый ряд психологов полагает, что она присуща лишь отдельным субъектам. Они считают, что идентичность можно приписывать группам только в метафорическом смысле.
Ученые говорят об этнической, профессиональной, политической, региональной, возрастной, гендерной идентичности и т. д. Типы могут меняться, поскольку в структуре личности значение каждого из них бывает разным. Это зависит от временных и ситуативных факторов, таких как место проживания человека, род его деятельности, возраст, образование, мировоззрение и др.
Что такое идентичность: определение
Это самоидентификация, способность личности определять свою принадлежность к какой-либо группе. Социальная идентичность важна для развития и становления личности. Без самоопределения мы не можем двигаться вперед, жить среди людей, жить в гармонии с собой. Рассмотрим подробнее понятие и определение.
Понятие идентичности
Что это, согласно Википедии? Это свойство психики в сжатом виде выражать для человека, как он представляет свою принадлежность к разным группам и общностям.
Идентичность в психологии – это осознание личностью своей принадлежности к какой-либо социальной позиции, роли, группе людей. Это помогает индивиду в следующем:
- находить баланс между личным и общественным;
- объединять свой опыт и опыт общества;
- охранять свою цельность и неизменность, несмотря на перемены во внешнем мире.
Проще говоря, идентичность – это отношение человеком себя к какой-то группе или какому-то человеку. Индивид воспринимает себя как такого же, как кто-то. Он выражает это не только на внутреннем уровне, но и на уровне внешности, поведения и т.д.
Формирование идентичности
Согласно теории Эриксона, формирование обусловлено разрешением возрастных кризисов. Каждое из благополучных разрешений дает новую Эго-силу субъекта. Если конфликт разрешается неблагополучно, то возникают проблемы с самоопределением. Обычно мы называем это «запутался в себе».
Рассмотрим кризисы, о которых говорил Эрик Эриксон:
- До 1 года. Это кризис доверия-недоверия. Сила при благоприятном разрешении кризиса – надежда. Ребенок ищет ответ на вопрос «Могу ли я доверять миру?».
- От 1 до 3 лет. Сопротивление независимости (автономности) и чувства стыда. Сила при благоприятном разрешении – воля. Ребенок ищет ответ на вопрос «Могу ли я управлять своим телом и поведением?».
- От 4 до 6 лет. Противоречие инициативы и чувства вины. Сила при благоприятном разрешении – целеустремленность. Ребенок ищет ответ на вопрос «Могу ли я быть независимым от родителей, самостоятельно открывать и развивать свои возможности».
- От 7 до 12 лет. Кризис трудолюбия и чувства неполноценности. Сила при благоприятном разрешении – уверенность в себе. Ребенок ищет ответ на вопрос «Способен ли я…?».
- От 13 до 19 лет. Кризис эго-идентичности и смешения ролей. Сила при благоприятном разрешении – верность. Подросток (юноша) ищет ответ на вопрос «Кто я, какой я?».
- От 20 до 25 лет. Кризис интимности и изоляции. Сила при благоприятном разрешении – любовь (способность любить). Молодой человек ищет ответ на вопрос «Могу ли я выстраивать близкие отношения?».
- От 26 до 64 лет. Кризис продуктивности и застоя. Сила при благоприятном разрешении – забота. Человек ищет ответ на вопрос «В чем смысл моей жизни? Чего я достиг и чего еще хочу достичь?».
- От 65 до смерти. Кризис целостности и чувства безысходности (отчаяния). Сила при благоприятном разрешении – мудрость. Человек отвечает на вопрос «Был ли смысл в моей жизни? Доволен ли я ей?».
Разрешение конфликта зависит от развития личности на предыдущем этапе и от общего духовного уровня общества, в котором живет субъект.
Структура идентичности
Э. Эриксон выделил четыре элемента в структуре:
- Индивидуальность. Человек осознает, что он и его опыт уникален, он воспринимает себя как отдельную, независимую единицу общества.
- Тождественность, целостность. Человек ощущает осмысленность и слаженность жизни. Он видит и принимает связь между прошлым, настоящим, будущим, между тем, каким он был и каким хочет стать.
- Синтез. Ощущение внутренней гармонии, единство и синтез образов из детства и настоящего.
- Социальная солидарность. Человек разделяет идеи общества и отдельной группы, к которой относит себя. Он ожидает признания, уважения, поддержки со стороны референтной группы. Он рассчитывает, что ее участники оценят его причастность.
Этническая идентичность
Она может активироваться или угасать в результате изменения отношения человека к национальной общности, к которой он принадлежит. Чаще всего этническая идентичность складывается не в результате «приписывания» другими людьми определенного национального признака (хотя и такое бывает). Она обычно появляется в процессе осознания, индивидуального самоопределения. К примеру, если фамилия человека имеет явные этнические признаки, это еще не означает его идентичности. Этого недостаточно для самоопределения индивида как представителя определенной национальности, хотя такое тоже встречается в обществе, характеризующемся явными этническими противоречиями.
Гендерная идентичность
Она создается еще в раннем детстве в ходе биологического развития человека. По всей видимости, она может определяться не только биологическими факторами, но и социальными. К примеру, нетрадиционная сексуальная ориентация (сексуальная идентичность) – очень сложное для понимания явление, так как в обществе в наши дни происходит активная борьба за определение норм и условий гендерной идентичности. Данную проблему нельзя решить в рамках социальной психологии. Она требует проведения системного анализа с привлечением мнений большого числа специалистов – культурологов, биологов, психиатров, юристов и др. Индивид и группа в настоящее время вынуждены идти на компромисс, поскольку нетрадиционная социальная идентичность человека доставляет дискомфорт многим членам общества.
Типы идентичности
Социальная идентичность – это свойство личности относить себя к какой-либо группе. Группы бывают разными: политическими, этническими, гендерными, культурными и т.д. Соответственно, и социальная идентичность личности бывает разных видов. Рассмотрим это подробнее.
Гендерная идентичность
Не нужно путать с половой и сексуальной идентичностью. Гендер – это система характеристик образа мужчины (маскулинность) и образа женщины (феминность). Это ожидания общества о том, как человек должен себя вести, какими чертами характера обладать, как выглядеть и т.д. Чаще всего гендер соответствует полу, но это не обязательно. Вместе с этим гендер не имеет никакого отношения к сексуальной ориентации, хотя иногда бывает связан с этим.
Гендерное самоопределение подразумевает выбор социальной роли в обществе. Как правило, это навязывают еще в детстве. Поэтому мальчики выбирают мужской гендер, девочки – женский. Однако в нашем мире не так уж редко встречаются женственные мужчины и мужественные женщины, а также популярен феномен андрогинности. Но все это тема для другой статьи.
Половая идентичность
Пол – это набор психофизиологических характеристик. С полом рождаются. Первое осознание половой принадлежности приходит примерно в 2–3 года.
Сексуальная идентичность
В этом случае речь идет о сексуальной ориентации. Те есть человек относит себя к гетеросексуалистам, гомосексуалистам или бисексуалам. Пик становления этой идентичности приходится на подростковый–юношеский возраст.
Этническая идентичность
Это понимание человеком своих корней и ощущение принадлежности к ним, общности с этнической группой. Этническая идентичность во многом зависит от культуры общества. Проявляется на когнитивном, ценностном и эмоциональном уровне.
Национальная идентичность
Формируется в процессе социализации личности. Зависит от общества, в котором живет человек. Предполагает усвоение языка, жестов, мимики, поведения, характерного для того этноса, в котором живет индивид. Конечно же, вместе с этим вырабатывается менталитет, характерный для этого народа. Из-за активного смешения народностей все чаще наблюдаются проблемы с этническим самоопределением. Эта проблема все чаще приковывает взгляды психологов.
Профессиональная идентичность
Выбор профессии, призвания – одна из самых сложных частей самоопределения. Большинство людей считает, что профессиональное самоопределение происходит только в юности. На самом деле это беспрерывный, пожизненный этап. Смена работы или профессии, повышение навыков, прохождение курсов переподготовки и повышения квалификации и т.д. – все это входит в систему профессионального самоопределения.
Культурная идентичность
Это принадлежность к культуре какой-либо группы. Человек разделяет ее ценности, нормы, атрибуты. Ярче всего это заметно на примере подростковых субкультур. Эмо, готы, рокеры, вейперы – всех и не перечислишь. В широком смысле идентичность культурная – это отождествление индивидом себя с культурой общества, в котором он живет.
Проблема культурной идентичности – очень сложный вопрос. Так как в структуру культурной идентичности входят другие типы: этническая, гендерная, сексуальная, религиозная. Все они взаимосвязаны, а иногда вступают в противоречие друг с другом.
Идентичность цивилизационная
Это восприятие человеком себя как субъекта конкретной цивилизации. То есть это отношение к конкретному государству, обществу на определенном этапе его развития.
Групповая и Эго-идентичность
Их нужно рассматривать вместе, потому что и формируются они параллельно. С первых дней жизни родители приучают ребенка к социальному взаимодействию, подталкивают его к общению с группой. Первая группа в жизни ребенка – это семья. Потом появляются друзья. Это и есть групповая идентичность: включение в жизнь группы, принятие ее мировоззрения.
В это же время развивается эго-идентичность. Она предполагает ощущение устойчивости, неизменности сущности человека. Вокруг может меняться многое, сам человек растет, взрослеет, но при этом у него остается чувство единства, непрерывности своего Я, принятие своей внешности и внутреннего мира на любом этапе как единства. Эго-идентичность – это в психологии целостность личности («в целом, сейчас я такой же, каким был в детстве, несколько лет назад»).
Формирование эго-идентичности происходит на протяжении всей жизни. Оно проходит через кризисы, которые мы уже рассмотрели в начале статьи. Каждому кризису соответствует одна задача. Ее выдвигает общество. Именно поэтому и принято рассматривать групповую и эго-идентичность вместе.
Кризис идентичности — это не патология, а неотъемлемая часть развития личности, с этим сталкивается каждый из нас.
Профессиональная идентичность
Еще одна важнейшая задача, встающая перед индивидом на определенном этапе, — это формирование идентичности профессиональной. Часто ученые говорят о профессиональном самоопределении. Этот процесс не завершается в юности после выбора профессии или получения образования. Человек очень часто вынужден самоопределяться в своей деятельности в течение всей жизни. Это зависит не только от самого индивида, но и от внешних обстоятельств. В качестве примера можно привести экономические кризисы. Одни профессии в результате этих кризисов оказываются ненужными, а другие становятся более востребованными. Человек вынужден адаптироваться к изменившемуся рынку труда.
Социальные группы как субъекты и объекты социальной идентификации
Социальная идентичность – это понятие, которое в современной социальной психологии является центральным для понимания специфики межгрупповых отношений. Ведь это ключевой момент, который объединяет личность и ту группу, к которой она принадлежит. Следует отметить, что социальные группы общества – феномен крайне неоднородный. Поэтому важно определить, что мы подразумеваем под этим термином.
Данные объединения индивидов выделяются по самым разным характеристикам и параметрам, несмотря на то, что имеются общие признаки социальной группы. Поэтому было бы логично предположить, что процесс социальной идентификации в своей специфике определяется свойствами групп, к которым данная личность принадлежит.
Характерные признаки социальной группы следующие:
- определенный способ взаимодействия ее членов, который обусловлен общим делом или интересами;
- осознание членства в данной группе, чувство принадлежности к ней, проявляющееся в защите ее интересов;
- осознание единства представителей этого объединения или же восприятие всех его членов как единого целого, причем не только ими, но и окружающими людьми.
Идентификация в философии фрейдизма?
Известный австрийский знаток психоанализа Зигмунд Фрейд создал собственную концепцию этого явления. Он был первым, кто выделил следующие категории идентификации:
1. Анаклитическая
Этот вид психической реакции характерен для детей, которые отождествляют себя с поддерживающими и помогающими им родителем. К примеру, если мать проявляет по отношению к своему ребенку максимум внимания и нежности, то чадо захочет в конечном итоге быть таким же, как она.
2. Идентификация с агрессором
Австрийский психолог рассматривал эту категорию как автоматическую реакцию, обусловленную потребностью в защите от воздействия человека, обладающего большей властью. Так, если чадо боится наказания отца, оно подсознательно стремится к тому, чтобы стать таким, как родитель. В таком случае, как думает ребенок, он будет обладать тем же влиянием и той же силой.
В психологической практике нередки случаи, когда пациент идентифицирует себя с лечащим его специалистом. Фрейд предостерегал своих коллег от нарциссического искушения представлять себя в роли всемогущих «спасителей» своих клиентов. Несмотря на это, данное табу продолжает нарушаться чаще, чем остальные терапевтические запреты.
Заключение
Отождествление дает нам возможность лучше понимать других людей, ставя себя на их место. Многие явления окружающего мира с трудом поддаются индивидуальному восприятию. Человек нуждается в сопоставлении себя с конкретным образом, что и достигается посредством идентификации.
LiveJournal
- Похожие записи
- Перфекционизм: здоровый и невротический
- Амбивалентность личности
- Отец и дочь: нарушенные отношения
« Предыдущая запись
Статус группы и социальная идентичность
Ученые отмечают, что те, кто принадлежит к высокостатусным социальным группам, обычно меньше задумываются над групповым членством, чем относящиеся к низкостатусным. Дело в том, что членство в таких элитных объединениях индивидов является неким эталоном. Другие социальные группы сравнивают свою идентичность с этим эталоном.
Членство в стигматизируемых, дискриминируемых, низкостатусных группах ведет к появлению негативной социальной идентичности. Индивиды в этом случае часто прибегают к особым стратегиям. С помощью различных средств ими достигается позитивная социальная идентичность личности. Они либо стремятся покинуть эту группу и войти в более высоко оцениваемую, либо сделать так, чтобы их группа стала восприниматься более позитивно.
Как вы видите, формирование социальной идентичности — сложный и многоаспектный процесс. Безусловно, он требует дальнейшего изучения.