Отношения
Каждого из нас волнует проблема взаимопонимания с другими людьми. Я думаю, что тебе очень часто в жизни приходится сталкиваться с тем, что с одними людьми ты чувствуешь комфорт, понимание и легкость, а с другими наоборот – раздражение, недопонимание и постоянные конфликтные ситуации. И дело не в том, что ты какой-то «не такой» или «не такая». Совсем нет! Необходимо понимать, что мы просто все устроены по-разному. И разобраться во многих вопросах взаимоотношений мне помогла в свое время соционика.
Конечно, это не палочка выручалочка и не красная таблетка, которая расскажет тебе все об отношениях. Для меня это в первую очередь прекрасный инструмент самопознания и понимания природы других людей. Одно время я прилегал к тем людям, которые говорили, что притягиваются противоположности, потом думал, что наоборот – более похожие люди. Но на самом деле все оказалось куда глубже и интереснее. Оказывается, что каждый из нас относится к определенному психотипу со своими качествами и таких насчитывается целых 16. Именно о них и идет речь в соционике. Но обо всем давай по порядку!
Что такое соционика?
Соционика — это учение о том, как воспринимает человек информацию об окружающем мире и информационно взаимодействует с другими людьми.
Она была сформулирована еще в начале 1970-х годов литовским социологом и экономистом Аушрой Аугустинавичюте и описана в своей работе «О дуальной природе человека» в 1980 году. Автор попыталась развить представление Карла Густава Юнга о психических типах и совместить с концепцией информационного метаболизма Антона Кемпельского. Отсюда многие говорят, что соционика создана на стыке психологии, социологии и информатики.
Предметом изучения в соционике является процесс обмена информацией психики человека с окружающим миром, а ее методом – моделирование информационной системы психики. Роль и статус соционики совершенно неодназначны. Кто-то относится к соционике, как к отдельной науке, а кто-то считает ее просто частью психологии. Для одних она – прописная истина, для других – псевдонаука. Все это говорит только о том, что соционика только в начале своего становления.
Она показывает, что каждый из нас относится к одному из 16 психологических (соционических) типов. О них я расскажу дальше в статье более подробно. Эти типы названы именами наиболее известных литературных и исторических персонажей, что поспособствовало в свое время ее популяризации. Кстати, она очень похожа на мою любимую астрологию. В своей жизни я применяю именно связку психологической соционики и эзотерической астрологии, что дает более широкое представления о себе и окружающих людях.
Далее я опишу 3 основные причины, почему же стоит начать изучать соционику.
Помогает лучше понять себя
Каждый из нас для более гармоничной жизни с собой и окружающим миром должен понимать свой потенциал, свои слабые и сильные стороны, всевозможные варианты поведения и так далее. Человеку, который не познал себя, очень сложно идется по жизни. Причем он обвиняет всех и вся снаружи вместо того, чтобы заглянуть внутрь, проанализировать и осознать многие вещи. И соционика в некотором плане помогает это сделать.
Я интроверт и мне часто необходимо быть наедине с самим собой, чтобы погружаться в свой внутренний мир. Для этого мне, во-первых, нужно свое личное пространство. А во-вторых, время, которое я могу провести в одиночестве. Так я заряжаюсь энергией, анализирую какие-то действия и события, а так же вырабатывают новые идеи. И для меня все это понятно, как «ясный день», а вот друзья и знакомые расценивают мои «уходы в себя» по-другому. Почему не пишешь?! Куда пропал?! Да никуда, просто хочу побыть один. Иногда мне так даже комфортней чем с кем-либо. Такова просто моя природа. Принимайте таким, какой я есть…
Помогает найти спутника жизни
Некоторые фанаты соционики ищут партнеров по жизни благодаря этому направлению. Сейчас широкую популярность приобретают сообщества в социальных сетях и соционические клубы знакомств, где люди могут найти свою вторую половинку. Считается, что больше всего шансов у тех, кто является «дуалами», т.е. представителями оптимально дополняющих друг друга типов. Я за использование соционики однозначно, но против фанатизма в любых его проявлениях.
Необходимо понимать, что кроме соционических показателей в жизни есть много других, благодаря которым люди сходятся и строят гармоничные отношения. Могу сказать однозначно, что в совместной жизни будет очень сложно рационалу и иррационалу! Это подтверждает и мой опыт, и опыт моих знакомых. Зная наши сходства и различия, мы просто можем более гибко подходить к построению отношений в паре. Главное, чтобы эти знания только помогали, а не говорили, что если ты не «дуал», то с тобой точно отношения не сложатся.
Помогает построить отношения в коллективе
Соционика хорошо зарекомендовала себя в бизнесе, командообразовании и мотивации. Для успешной работы команды необходимо распределять функциональные роли и должностные обязанности в соответствии с реальными способностями и предпочтениями каждого его члена. Поэтому для каждого соционического типа разработан примерный перечень деятельности. Да, он условен, но все-таки отражает общие предпочтения и круг возможных задач без какого-либо навязывания.
Что касается меня, то основным моим стимулом является интерес к работе. Научно-исследовательская и аналитическая являются предпочитаемыми сферами деятельности. Мне нравится, когда можно применить системный анализ, выстроить классификацию или выработать новую концепцию. Я люблю программирование, писательство и преподавание. Именно поэтому веду этот блог о саморазвитии и развиваю проект гармоничного развития личности «7 сфер жизни». Здесь хорошо работают все мои качества: интроверсия, интуиция, логика и рационализм.
Типы личности в соционике
Юнг составил классификацию психотипов, выделив восемь различных вариантов. При составлении описаний Юнгом учитывались такие интересные особенности, как интуитивные, сенсорные, экстраверсивные, интраверсивные, логические, этические, рациональные и иррациональные. Соционика на основе этого исследования уже установила 16 типов личности.
Рассмотрим коротко каждый тип:
- Логико-сенсорный экстраверт. Невероятно трудолюбивый, социальный человек, вокруг него постоянная кипящая деятельность, он всех мотивирует. Проявляет свои чувства, любит тусовки, добрый, радушный, открытый человек.
- Логико-сенсорный интроверт. Педант, с повышенной чистоплотностью и крайне трезвым взглядом на вещи. Логико-сенсорный интроверт реально оценивает свои силы, у других людей вызывает всестороннее доверие и расположение после нескольких контактов.
- Логико-интуитивный экстраверт. Четко выделяет и определяет свои и чужие возможности, любит динамичные виды спорта, экстремальные ощущения. Любит риск. Легко определяется в мире новых технологий.
- Логико-интуитивный интроверт. Организованный, необычный независимый. Такие соционические типы характеризуются любовью к глубоким спокойным размышлениям, вдали от шумных компаний. Предпочитают задушевные разговоры. Обладают четкой, практичной логикой. Логико-интуитивный интроверт спокойный и уравновешенный человек.
- Этико-сенсорный экстраверт. Манипулятор, умеет продавливать свое мнение и суждения, альтруист, легко пожертвует своими интересами. Работоспособен, коммуникабелен, активен.
- Этико-сенсорный интроверт. Склонен к самокопанию и анализу своих и чужих действий. Умеет отстаивать свои взгляды и убеждения мягко, но настойчиво. Полагает, что все люди равны.
- Этико-интуитивный экстраверт. Слишком эмоциональные, выразительные, активно жестикулируют. Обладают необычными способностями, легко чувствуют ложь других людей, и когда кто-то кривит душой.
- Этико-интуитивный интроверт. Доверие к людям играют для такого типа решающую роль. Тонко чувствует других людей, любит учиться, читать. Такие люди часто становятся учителями, тренерами, воспитателями.
- Сенсорно-логический экстраверт. Победа любой ценой – основной принцип такого человека. Это твой соционический тип, если ты любишь руководить, побеждать, анализируешь любую ситуацию с выгодой и выигрышем для себя. Составляя конкретный план действия, ты следуешь ему, не отступая ни перед чем.
- Сенсорно-логический интроверт. Если слово сенсорный на первом месте, значит и сенсорный, то есть, через ощущения путь познания является основным для познания окружающего мира. Такие люди обожают работать руками, это инженеры, строители, каменщики, плотники. Склад ума рациональный и технический.
- Сенсорно-этический экстраверт. Меланхолик по своей натуре, точнее любит им казаться, но не быть. Предпочитает вести, а не быть ведомым. Выбирает более слабых друзей, чтобы на их фоне казаться более интересным и оригинальным. Про таких говорят, что не ясно, что у него на уме. Даже в семье среди близких людей он предпочитает сохранять почтительное расстояние.
- Сенсорно-этический интроверт или так называемый Дюма, по имени писателя. Простой и понятный в общении человек, никогда не конфликтует, при этом умеет шутить и развлекаться на полную катушку. Часто становится членом добровольческих организаций, испытывает необходимость быть нужным, помогать бабушкам перейти дорогу.
- Интуитивно-логический экстраверт. Ты относишься к этому типу, если отличаешься широтой взглядов и интересов, умеешь и легко приспосабливаешься к изменившимся условиям, новому месту работы. Если ты представляешь собой ходячий генератор идей, не любишь рутину, умеешь объяснять любые сложные задачи.
- Интуитивно-логический интроверт. Интуитивно-логический интроверт, или Бальзак, великолепный, начитанный философ. Если ты любишь все анализировать, семь раз отмеришь, прежде чем отрезать – тогда это твой психотип. Такие люди осторожны, аккуратны, любят домашний уют и комфорт в быту. Бальзак заботится о других людях, ценит семью.
- Интуитивно-этический экстраверт. Соционические типы таких людей рождены с фантазией и талантами. У них тонкая душевная организация, такие люди становятся художниками, писателями, обожают любую творческую деятельность. Это твой тип, если ты ненавидишь рутину и скуку, легко взаимодействуешь с людьми, находя с ними общий язык с полуслова.
- Интуитивно-этический интроверт. Утонченные мечтатели. Это твой тип, если ты сочиняешь стихи, любишь поэзию, предаешься многочасовым мечтаниям. Помимо этого, соционический тип отлично разбирается в людях, встречает по одежке, придает огромное значение внешности, транжира и мот, но нравится людям, любим людьми противоположного пола, активно использует свой дар нравится для своих целей.
Соционический тип
Соционический тип
— он же тип информационного метаболизма — это тип психики человека, который определяется взаимным расположением функций. Социотип определяет способы получения и обработки информации, возможности человека при взаимодействии с окружающей действительностью и в частности при отношениях с людьми, его сильные и слабые стороны. Всего в соционике рассматривается 16 типов информационного метаболизма (соционических типов).
Согласно соционической теории социотип человека неизменен в течение всей жизни, хотя информационное наполнение различных функций и аспектов может меняться.
Особенности функций модели А
Все функции модели А имеют свои названия и индивидуальные особенности проявления:
I – базовая (иногда называется программная). Сильная осознанная функция, которая лежит в основе мировосприятия человека, причем восприятие мира через нее кажется настолько естественным, что зачастую бывает сложно понять, что мир можно воспринимать как-то иначе. Функция достаточно негибкая, изменяет картину мира неохотно; информация, способная вызвать такие изменения, вызывает сопротивление или отторжение.
II – творческая. Так же сильная осознанная функция, но более гибкая, чем базовая. По ней нет целостной картины, эта функция готова к экспериментам, к тому, чтобы рассмотреть и попробовать различные варианты с целью выбора наиболее подходящего решения для ситуации или наиболее устраивающего человека с точки зрения его базовой.
III – ролевая. Так же достаточно гибкая функция, но слабая. Ее можно назвать резервом, который подключается в ситуациях, когда возможностей творческой и базовой оказывается недостаточно, или же в новых для человека ситуациях, когда требуется всестороннее восприятие информации. Однако в отличие от творческой, функция не ищет новых решений, а подбирает наиболее подходящий из уже наработанных шаблонов. Кроме того, длительная деятельность по этой функции приводит к дискомфорту и утомлению. Но вместе с тем, по ролевой бывает и желание проявить себя, убедиться «я в этой области не хуже других».
IV – болевая (иногда называется «точка наименьшего сопротивления»). Самая проблемная из всех соционических функций. Весьма слабая, причем эта слабость осознается и чаще всего воспринимается человеком как его недостаток. По болевой зачастую происходит искаженное восприятие информации (например, болевая интуиция ведет к преувеличению значимости какого-либо маловероятного развития событий и принятию избыточных мер по его предотвращению, болевая сенсорика – к постоянным страхам за свое здоровье). Сталкиваясь с необходимостью действовать по болевой, человек чувствует себя крайне неуверенно, так как не может оценить адекватность действий ситуации и их эффективность. Деятельность по ней отбирает много энергии и приводит к очень быстрому утомлению, зато если удалось добиться какого-либо позитивного результат, это воспринимается как крупное достижение. Функция достаточно консервативна и тяжело воспринимает новую информацию, особенно если она не стыкуется с уже имеющимся опытом.
V – суггестивная. Самая слабая из всех функций модели А. Информация по ней воспринимается некритично, но в отличие от болевой, не вызывает дискомфорта или отторжения и не утомляет, скорее наоборот, человек испытывает по ней безоговорочное доверие к миру и благодарность за помощь и информацию по ней, причем эта информация воспринимается как что-то очень ценное и важное. Воздействием на эту функцию можно быстро изменить внутреннее состояние человека, но сам себе он воздействовать на нее практически не может.
VI – активационная (иногда называется референтная). Так же является слабой, но ценностной функцией, по которой охотно принимается помощь. Однако в отличие от суггестивной, информация по ней сверяется с некоторым внутренним эталоном, по которому идет оценка «подходит ли мне это или нет». Фактически, вся бессознательная оценка партнера в плане того, подходящий он или нет, идет именно по активационной функции.
VII – ограничительная. Сильная функция, способная к самостоятельному поиску новых решений, однако большую часть времени направлена на то, чтобы отследить, как делать не надо, предупредить об партнера о возможных последствиях, порекомендовать возможные способы действия и в случае необходимости помочь ему выбраться из негативной ситуации. Длительная конструктивная деятельность по ней представляется чем-то скучным и не заслуживающим внимания. Как и все витальные функции, она ориентирована на конкретные ситуации, переживаемые человеком здесь и сейчас, без отслеживания каких-либо обобщающих моментов.
VIII – фоновая. Самая трудноосознаваемая функция, направленная на то, чтобы не допускать негативного развития ситуации для себя и для партнера. В отличие от ограничительной, фоновая не предупреждает партнера о возможных последствиях, а без лишних слов принимает необходимые меры по их предотвращению. Несмотря на то, что функция сильная, активное обсуждение информации по ней вызывает почти такое же отторжение, как и по болевой и желание переключить общение на ценностные аспекты.
Свойства функций показаны на следующей схеме:
I базовая | II творческая | Сильные, ценностные | Ментальное кольцо |
IV болевая | III ролевая | Слабые, внеценностные | |
VI активационная | V суггестивная | Слабые, ценностные | Витальное кольцо |
VII ограничительная | VIII фоновая | Сильные, внеценностные |
Типология Майерс-Бриггс и опросник MBTI
Существует и другая психологическая типология, основанная на типах Карла Густава Юнга. Это типология Майерс-Бриггс, появившаяся примерно в одно время с соционикой, на другом краю света — в США, в 1940-х годах. Основатели этой системы — Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабэль Бриггс Майерс. В ней также содержится 16 психологических типов, для определения которых был создан тест MBTI — Myiers-Briggs Tybe Indicator.
Академическая психология относится к данной типологии настороженно, не признавая ее научной. Однако, тест MBTI широко используется в бизнесе, в частности, для целей профориентации.
Проблемы данного теста те же, что и у соционического типирования: это его валидность и надежность. В инструкции к тесту указано, что его данные не могут считаться точными без последующей консультации специалиста по профориентации. Отсутствуют статистические данные, достоверно подтверждающие постоянство результатов для разных выборов, а также четкие критерии того, что именно исследуется в качестве основания для присвоения того или иного типа.
«Комиссия Национальной Академии Наук, проанализировав данные более чем 20 исследований теста MBTI, выявила, что только шкала Интроверсии-Экстраверсии имеет достаточную валидность» [3]. Под большим сомнением и надежность теста — исследователи пришли к выводу, что он каждый раз может давать различные результаты.
Польза и вред применения соционической типологии
В чем же польза cоционики, по мнению ее создательницы? И в чем ее ограничения?
Соционика — довольно четкая, на первый взгляд, система. Все типы имеют свое конкретное описание, набор черт характера и способы поведения. Также у всех типов есть так называемые «дуалы» (дополнения, так сказать, вторые половинки, идеально подходящие по характеру) и «конфликтеры» (те типы, что неизбежно будут конфликтовать в силу противоречий в ценностях, характере и поведении). Для чего это нужно? Конечно же, чтобы наладить взаимоотношения с людьми. Зная тип личности человека, можно предсказать его поведение, а значит, избежать ошибок во взаимодействии. Зная свой тип, можно искать партнера с подходящим типом личности (дуала) и избегать конфликтеров. Кроме того, можно прослыть человеком проницательным, разбирающимся в людях.
На первый взгляд, все просто! Но…
Такой подход — и это видно невооруженным глазом — накладывает некоторые ограничения. Во-первых, он не дает воспринимать людей как уникальных личностей, во всем разнообразии. Каждый человек уже заранее протипирован, а если какие-то черты личности не совпадают с типом, то он объявляется, к примеру, «нетипичным Гюго». Во-вторых, он ограничивает возможности поиска друзей и партнеров: те, что относятся к «неподходящим» типам, могут отвергаться лишь по этой причине. А третья опасность — «типирование» может быть очень субъективным, основанным на личном видении типирующего и его интерпретации прочитанного о соционических типах материала. Типирующий может верить в непогрешимость соционики, при этом игнорируя собственные мыслительные искажения, основанные на неправильном понимании, предыдущем опыте и т. д. Так что выглядит это очень печально в конечном итоге: начиная изучать типы личности в благих целях, чтобы улучшить свои взаимоотношения с людьми, адепт соционики сам загоняет себя в ловушку, сужая свое восприятие и накладывая определенные ограничения на свое мышление и общение.
Критика со стороны научного сообщества и независимых исследователей
Кручинин Сергей Владимирович, кандидат политических наук, в своей научно-исследовательской статье критически обосновывает несостоятельность применения соционики для маркетинговых исследований:
«В [книге Киселевой Е.С. «Роль и значение потребителя в системе маркетинга и способы управления его поведением на основе соционики»] авторами даются… смелые утверждения… что маркетолог должен знать соционический тип сегментов рынка. Это крайне амбициозное утверждение, которое методологически корректно преподносить как действительность, только после подтверждения соответствующей статистикой и проведения исследования двойным слепым методом, зарекомендовавшим себя в проведении медицинских исследований. Недостаток привлечения соционики в данном случае обусловлен одним из ее положений о врожденности соционического типа и не сменяемости его. Связывание типов предпочтений с соционикой требует уже доказательства того, что эти предпочтения не поменяются, так как не меняются типы, согласно утверждению соционики. (…) Но как раз доказательств того, что поведение человека… не будет меняться, не приведено. Напротив, человек с возрастом и жизненным опытом может менять предпочтения в выборе товара, менять стратегию поведения». Также он выражает глубокий скепсис относительно использования соционических типов, установленных с помощью теста MBTI, для подбора персонала, и сомнения в реалистичности результатов некоторых связанных с соционикой исследований, что могли бы придать ей научный вид, например, приведенные в статье Шмелева А. Г. «Уже не соционика, но еще не дифференциальная психология»:
«…Пожалуй, впервые проведены попытки соотнести соционику с анализом больных аффективных патологий. Попытка интересная, но результат 100% этических рационалов среди людей с аффективными расстройствами позволяет либо усомниться в репрезентативности статистической выборки, либо усомниться в правомерности причины и следствия».
Он делает следующие выводы: соционика, безусловно, является раскрученным брендом, представляет интерес для исследователей и в качестве математической головоломки, но серьезной научной ценности не имеет [1].
В статье о соционике, опубликованной в «Сообществе скептиков», также подвергается сомнению научность методологии соционики, она сравнивается с астрологией, а все совпадения поведения по типам объясняются Эффектом Барнума. Этот эффект заключается в следующем: люди высоко оценивают точность таких описаний личности, которые, как они полагают, созданы специально для них. Критически разбирается не только популярная, но и так называемая «продвинутая» литература по соционике — проблемы во всех этих источниках схожи и связаны также с методологией.
Мерности функций
Важно отметить, что у каждой функции можно выделить две характеристики: объем накопленного опыта и способность к обработке новой информации, т.е. сила функции. В результате может возникать путаница при определении типа, если слабая функция, у которой по тем или иным причинам накоплено гораздо больше опыта, чем у среднестатистического представителя ТИМа, может казаться наблюдателю сильной, и наоборот, сильная функция, которая сильная функция с недостаточным наполнением может в первый момент произвести слабой. Это является причиной множества ошибок при типировании. Для частичного преодоления этой путаницы в 1989 году соционик А. Букалов ввел понятие «мерность функции». С тех пор определения мерностей претерпели ряд изменений и в настоящее время время в Едином Типологическом Проекте мерности понимаются следующим образом:
Одномерные функции (болевая, суггестивная) – могут использовать только опыт, полученный непосредственным путем, т.е. который человек либо прожил сам, либо был непосредственным наблюдателем. Иными словами, человек учится только на своих ошибках, а попытки объяснить что-то приводят к тому, что «в одно ухо влетает, в другое – вылетает».
Двухмерные функции (ролевая, активационная) – кроме прожитого опыта, могут использовать и опосредованный опыт: из объяснения других людей, из книг, усваивать нормы, принятые в том или ином сообществе, однако в дальнейшем полученный опыт используется шаблонно, без переработки его под специфику новой ситуации.
Трехмерные функции (творческая, ограничительная) – появляется возможность творческого использования полученного опыта, адаптация его под ситуацию или применение знаний из совершенно другой области.
Четырехмерные функции (базовая, фоновая) – появляется возможность видеть «что из этого выйдет» даже если опыта подобных ситуаций нет вообще, иными словами, возможность экспертного прогнозирования.
Образно выражаясь, объяснять одномерной функции, что на грабли наступать нельзя, бессмысленно: пока не наступит и не получит по лбу, не запомнит этого, а получив, может не понять, почему так вышло, и впоследствии будет обходить все, что отдаленно похоже на грабли (то самое искаженное восприятие информации по одномерной, о котором говорилось выше). Двухмерная функция поймет и запомнит, что на грабли наступать нельзя никогда, но ее сложно научить видеть ситуации, когда можно нарушить это правило и наступить без последствий (например, на вертикально стоящие у стенки), пока не опять же она не попробует на непосредственном опыте. В отличие от двухмерной, трехмерную функцию обучить видеть такие ситуации достаточно легко. И, наконец, четырехмерную функцию учить ничему не потребуется: взглянув на грабли, она сама легко поймет, в каких случаях какие последствия могут возникнут в результате наступания на них.
В настоящее время не существует единого мнения, являются ли мерности жестко фиксированными или же описанное выше распределение мерностей по функциям имеет среднестатистический характер, а у каждого конкретного человека мерности в течении жизни могут меняться по мере наработки опыта.