Мудрость – понимание знания и жизни человека.


Что такое мудрость?

Мудрость – это совокупность накопленного опыта, знаний, качеств и понимания, с помощью которых человек способен поступать и жить правильно. Под мудростью понимается не просто случайные накопленные знания, опыт, качества или понимание разных вещей, а именно жизненные знания, которые позволяют отличать истину от лжи, правильное от неправильного, верный путь от дурного. Такие знания дают возможность наперед предугадывать возможность развития событий, просто из-за осознания законов жизни и природы людей.
Мудрость это также качество, присущее человеку, обладающему пониманием себя и окружающего мира. Мудрость проявляется в способности принимать верные решения и жить в соответствии с одухотворенной логикой, тем самым достигая счастливого состояния бытия. Избегать различных страданий с помощью мудрости, человек способен определяя то, что принесет ему радость, и то, что принесёт ему страдания в долгосрочной перспективе, а не прямо здесь и сейчас. Уподобляясь таким образом садовнику, который долгое время заботясь о саде, в конечном итоге наслаждается плодами своего труда.

Итак, мудрость – это:

  • знания
  • понимание
  • опыт
  • качества

Проявление этих факторов в совокупности определяют мудрого человека, который не только говорит мудрые вещи, но и поступает мудро. Такому человеку действовать мудро – свойственно, то есть ему не приходиться ни напрягаться, ни притворяться, ни обманывать кого-бы то ни было. Он просто такой на самом деле.

Тот, кто сохраняет спокойствие даже среди страданий всех трех видов и не ликует в счастье, и кто свободен от привязанностей, страха и гнева, именуется мудрецов, ум которого уравновешен.

Бхагават-Гита. 2.56

Мощь Знания рабыни Раби

Из слов наших мудрецов мы видим, какой властью в их жизни обладало Знание: они полностью подчиняли свою жизнь Знанию и утонченным чувствам, наполнявшим их сердца и души. При изучении сегодняшнего урока я задумался над сказанным в трактате Ктубот:

«В день, когда умирал Раби, мудрецы объявили пост и молитву и провозгласили: “Того, кто объявит о кончине Раби, да проткнут мечом!” Рабыня Раби поднялась на крышу дома и произнесла: “Высшие миры зовут к себе Раби, и нижние миры зовут к себе Раби — да будет воля Творца, чтобы нижние миры пересилили высшие!” Но увидев, как Раби страдает от болезни, она взмолилась: “Да будет воля Творца, чтобы пересилили высшие миры!” Однако мудрецы не прекращали молиться за жизнь Раби. Тогда рабыня взяла глиняный кувшин и бросила его с крыши на землю. Мудрецы на мгновение отвлеклись, прервав молитву, и душа Раби покинула этот мир»[18].

Разве это не поразительно?! Как рабыня решилась «содействовать» кончине Раби?! Даже если болезнь причиняла ему невыносимые страдания — все же, как она могла предпринять действия, направленные на приближение кончины великого учителя, и, более того, обратиться к Небесам с молитвой о том, «чтобы высшие миры пересилили нижние»?! Ведь своим поступком она приблизила его смерть: брошенный ею с крыши кувшин отвлек мудрецов от молитвы за жизнь Раби. И еще более удивительно: как рабыня могла быть настолько уверена в правильности своего решения, чтобы противопоставить его молитве мудрецов?! Талмуд же пересказывает нам произошедшее как нечто естественное!

В действительности, источник такой мощи Знания — Понимание. Сколь бы ни была рабыня предана великому Раби, сколь ни желала бы ему долгих лет жизни, она ощущала, сколь ужасные страдания ему приходилось выносить, а потому нашла в себе силы немедленно прийти к окончательному и ясному решению о том, что лучше, если бы «высшие миры пересилили нижние». И как только она приняла это решение, то сразу же воплотила его в действие.

Здесь проявляется величие и мощь Знания. Каким же утонченным должно быть Понимание, ведущее человека к такому Знанию! Сколь глубокое Понимание требовалось рабыне для того, чтобы осознать все аспекты противостояния высших ангелов и земных творений в вопросе о жизни Раби, и во всей мощи Знания решить, что именно ей нужно сделать. Более того, ей пришлось принять решение о том, что она сама должна приблизить его кончину в тот самый момент, когда мудрецы были погружены в молитву о его жизни! Источник этой силы заключен в том, что рабыня достигла ясного Знания сути противостояния миров, каждый из которых боролся за Раби. Высшие миры призывали Раби к себе, ибо там известно, сколь безграничная награда ожидает его на Небесах. И нижний мир нуждался в Раби, ибо осознавал его величие и воздействие на Творение. Рабыня из дома Раби упрочила это знание в своей душе, пережила его всем своим существом и приняла решение: она будет молиться о том, чтобы нижний мир пересилил высшие и Раби остался жить. Но затем она увидела, что противостояние миров не ослабевает, а потому страдания Раби продолжаются: высшие миры призывают его и препятствуют выздоровлению, а нижние нуждаются в нем и не позволяют ему умереть. Обе стороны борются изо всех сил, а Раби испытывает муки. И тогда, ясно осознав мотивы обеих сторон в этой борьбе, она приняла решение: для Раби лучше умереть, чем переносить такие страдания. А раз она приняла это решение, то не замедлила его воплотить, и Раби при ее содействии оставил этот мир. Ведь для него лучше было умереть, чем жить в таких страданиях! Сколь мощное Знание необходимо для принятия решения о том, какой из сторон отдать предпочтение! Нижний и высшие миры борются, каждый из них желает Раби добра, и рабыня может принять решение, кому одержать победу: высшим ангелам или творениям нижнего мира! Это и есть власть Мудрости, сила Понимания и мощь Знания.

Здесь мы видим еще одну удивительную способность человека. Рабыня из дома Раби обладала столь ясным постижением, что, опираясь только на собственное разумение, могла принять и воплотить решение, вопреки мнению мудрецов, не страшась осуждения людей! В чем источник такого невероятного мужества?

Это — результат силы Знания: когда человек начинает управлять собой и без колебаний воплощать мысль в действие, и ему не может помешать все то, что обычно препятствует людям совершить решительный поступок, опираясь на собственное знание и понимание: размышления о том, что скажут другие, и прочие рассуждения. Мощь его решения устраняет из его сердца нерешительность и боязнь, и он не страшится ничего на свете.

Что следует считать мудрость, а что глупостью?

Образ действий, при котором человек остается наиболее счастлив, умиротворен; приносит пользу другим; отказывается от принесения вреда, ради собственных желаний и амбиций; служит примером и поддержкой другим – следует считать мудрым.

Образ мыслей, при котором человек не считает себя ни возвышенным, ни низшим, а чётко понимает своё положение; ни мыслью, ни намерением не причиняя вред другим; отказывается от удовлетворения ненасытных желаний; всегда сохраняет невозмутимость и полную удовлетворенность; в мыслях постоянно сохраняет приверженность к истине – следует считать мудрым.

Жизнь, при которой человек заботиться о благе других, не нанося вред себе самому и другим; отказывается от излишних материальных благ; является примером добродетели и отсутствия злобы; всей своей сущность стремится к реализации высших законов – следует читать мудрой.

Знания, которые разделяют материю и дух, признавая бренность первого и вечность второго; сподвигают на духовный путь и путь самоосознания; логическим методом приводят к пониманию равенства живых существ; способствуют культивированию добродетелей и отказу от зла; освобождают человека от страданий и желаний – следует считать мудрыми.

Опыт, который приближает правильно понят и осознан; приближает к совершенству; освобождает от желаний и негативных состояний; внушает сострадание к другим; призывает к терпению и правильному восприятию; позволяет контролировать чувства; указывает на необходимость жить в согласии с мудростью и самим собой – следует считать мудрым.

Качества, которые позволяют человеку контролировать себя; совершать благо; сохранять спокойствие; избегать дурного влияния, оставаясь чистым внутри; следовать принципам; идти путём дисциплины; контролировать желания; вести правильный образ жизни; приблизиться к Абсолютной истине и способствуют освобождения от влияния материального мира – следует считать мудрыми.

Мудрость значительно отличается от глупости, как в своих проявлениях, так и своих плодах. Отсутствие мудрости вынуждает людей ввязываться в авантюры, для получения возможности удовлетворить свои бесконечные желания. Но это всегда оставляет человека ни с чем. Плодом мудрости – является внутреннее, беспричинное счастье, которое мудрец черпает внутри себя. Единственным плодом глупости, является страдание, которое глупец получает извне из-за различных событий и обстоятельств в его жизни.

Достижение Знания — условие обретения веры

Человек не сможет обрести глубокую веру в единство Всевышнего, управляющего всем мирозданием, если не поднимется на ступень Истинного Знания.

Однако возникает вопрос: если обретение Знания ведет человека к тому, что все пережитое душой становится непреложным убеждением, — нет ли опасности стать и убежденным вероотступником?

Ни в малейшей степени! На протяжении моей жизни я встречал разных людей и сталкивался с различными мнениями, однако не видел никого, кто стал бы вероотступником в результате обретения глубокого знания.

Ведь какими бы ни были взгляды человека на тайну происхождения мира, они никогда не станут для него столь очевидными, чтобы посчитать их более значимыми, чем вера в Б-га. Ведь чудо и тайна, сокрытые во всем, даже в истинной сути неодушевленных предметов, не уменьшаются после всех разъяснений. Никакие опыты и исследования не проливают на тайну мироздания больше света, чем истинная вера даже невежественного человека. И уж тем более это касается величайшей тайны таких творений, как растения, животные и человек!

Но благодаря Знанию вера человека становится для него убеждением и непреложной истиной. Ведь веру мы ощущаем повсюду. Речь идет даже не о великих людях, которым раскрыта тайна Б-га, чудеса мироздания и Б-жественное управление. Им легко верить в Б-га, ибо перед ними отворены врата мудрости, и они постоянно видят и ощущают силу Всемогущего, сотворившего все и дающего всему существование. Многим не удается достичь столь высокого «уровня человека», чтобы проникнуть в Б-жественную тайну. Однако если Всевышний одарил людей здравым рассудком, то и перед ними раскрываются широкие возможности через Мудрость Торы, науку, познание мира увидеть мощь единой Сущности, приводящей в движение все мироздание! Как человек, наделенный разумом, может не замечать этого и не прийти к вере?! Даже самым невежественным людям легко получить некие представления о Б-ге, поскольку они видят, что в мире происходят события, направленные к единой цели. А наличие единой цели свидетельствует о существовании Того, Кто ее предопределил и направил все в мире на ее осуществление. Необходимо лишь возвысить себя до уровня Знания, научиться воспринимать и постигать истину и сверять по ней всю свою жизнь в этом мире.

Нужна ли становится мудрым каждому?

Мудрость приводит к определенному образу жизни, в процессе которой, человек отказывается от удовлетворения своих чувственных желаний. Пока человек не погасит в себе пламя желаний – у него не получиться стать мудрецов.

Мудрецы утверждают, что пламя желаний можно погасив либо полностью прекратив подливать туда масло, либо залить маслом огонь так, чтобы огонь потух. Масло – это наслаждения, а огонь – это наши желания. Пока горит этот огонь внутри сердца, жить в сообразии с мудростью будет практически невозможно, так как не будет ни контроля над собой, ни умиротворенности.

Избавить от желаний – означает прекратить получать наслаждения, и созерцать объект желаний. Находясь дома, вы можете не очень сильно кушать, так как дома находиться, в основном, простая пища, которая полезна и необходима организму, но совершенно не удовлетворяет чувства. Однако, выйдя на прогулку в людное место, на глаза попадаются большие постеры с сочной, яркой и вредной пищей. Так возникает желание, которое олицетворяет огонь в сердце. Будучи не потушенным он устраивает пожар, но будучи удовлетворенным лишь на время успокаивается, после чего вновь требует подкрепления. Избавиться от желаний – означает прекратить думать, стремиться и созерцать объект желаний. Это требует дисциплины и самоконтроля. Но любое желание, связанное с чувствами, способно потухнуть через время.

Залить маслом огонь – означает погрузиться в исполнения своих желаний, осознав, что удовлетворение чувств не способно принести счастье. Попробовав привлекательный с виду торт, но почувствовав отвратительный вкус – сразу же теряется желание есть его вновь. По этой причине, человеку, неспособному избавиться от своих желаний ни с помощью знания, ни с помощью дисциплины и волевых усилий, следует понять на практике невозможность удовлетворения чувств и получения от них счастья. Желания приносят человеку только страдание, вынуждая его либо быть неудовлетворенным, либо невероятно тяжело трудиться, ради достижения эфемерной цели, которая будет вновь и вновь отдаляться от человека, подобно морковке перед носом осла, безустанно тащащем повозку вперёд. Это Сизифов труд.

Таким образом, человек, который не способен или не желает остановить свои желания и принести их в жертву духовному пути, не может обрести мудрость, так как она противоречит пути, который наиболее приоритетен для него. Вместо этого, ему следует действовать исходя из своей природы, ответственно относиться к своим обязанностям и исполнять долг. Когда чувства, по прошествию времени успокоятся, перед честным, усердным человеком мудрость раскроется сама собой, давая возможность ему начать постигать мудрость.

Мудрость нужна не каждому, потому что, на самом деле, не каждый желает её постичь. Без жертв обретение её невозможно. А так как в жертву необходимо принести желания, привязанности, взгляды, идеи и мировоззрение, то таков путь лишь раздвоит и застопорит человека. В таком случае, ему следует просто честно исполнять свои обязанности и своим действием приносить благо другим, постепенно отказываясь как от вредных привычек, так и от дурного поведения.

Итак, мудрость – это качество, которое происходит из опыта, знаний, других качеств и понимания. Мудрость открывает перед человеком возможность счастливо жить, находя удовлетворение и счастье в самом себе. Постижение мудрости – это процесс постижения знаний, культивирования положительных, благих качеств и избавление от низких, порочных, а также обретение и правильное понимание опыта, обретенного в ходе жизни. Однако, не каждому в действительности нужна мудрость, так как она требует больших жертв.

Готовность принести такие жертвы указывает на готовность к становлению на путь постижения мудрости. Удачи.

В буддизме, индуизме

  • Ганеша — бог мудрости в индуизме
  • Праджня — высшая мудрость в буддизме
  • Праджняпарамита — «запредельная мудрость» в буддизме
  • Бодхисаттва Самантабхадра «всевеликодушный», олицетворяющий Полное Сострадание, Мудрость в Буддизме
  • Бодхичитта «просветлённое понимание, мудрость» — философско-мировоззренческая доктрина буддизма
  • Акшобья — один из пяти Будд Мудрости в буддизме
  • Парамита есть Освобождение, Просветление, Мудрость
  • Сутра Сердца Совершенной Мудрости, один из самых известных первоисточников буддизма
  • Манджушри легендарный сподвижник Будды Гаутамы. Олицетворяет мудрость, разум и волю.
  • Наги — в индуизме и буддизме мифические существа, змеи, символизирующие мудрость
  • Дхьяни-будды Будды Высшей мудрости в тибетском буддизме

В мифологии

  • Мимир — мудрость в германо-скандинавской мифологии
  • Квасир — в германо-скандинавской мифилогии мудрость
  • Тюр — в германо-скандинавской мифологии, бог мудрости
  • Браги — в германо-скандинавской мифологии бог, прославленный мудростью
  • Метида — в древнегреческой мифологии богиня мудрости
  • Набу — в аккадской мифологии бог мудрости
  • Сешат — богиня мудрости в древнеегипетской мифологии
  • Мнемозина — богиня в древнегреческой мифологии персонифицированная Память, Она обладает Всеведением, Мудростью.
  • Меродах — бог мудрости в Вавилоне

Примечания

  1. Толковый словарь Ожегова, мудрость.
  2. С. В. Утехин Неопубликованные заметки: О ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ
  3. [1] // Реальный словарь классических древностей
  4. Метида // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. 12
    С. Суворов Основы философии жизни. // Очерки реалистического мировоззрения. Тип. Монтвида, 1905. С. 24.
  6. 12
    Шахнович М. И. Происхождение философии и атеизм. Гл. 3
  7. Страдание как философская категория
  8. А. Боннар. «Греческая цивилизация». Глава XVIII. Эпикур и спасение людей.
  9. Myths about Roman goddess minerva. (n.d.). Roman-colosseum.info.
  10. Кант Иммануил — Психологическая энциклопедия — Энциклопедии & Словари
  11. Статья «Добродетель» в Философской энциклопедии
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: