Из этой статьи вы узнаете что такое цель для человека, как правильно ставить цели и почему их стоит держать в тайне.
Жизнь каждого человека состоит из определенных целей и задач. Ежедневно мы упорно работаем, вкладываем свои силы и ресурсы, дабы добиться долгожданного успеха. Это может быть что угодно: повышение в должности, обретение финансовой независимости, построение крепких отношений с любимым человеком и т.д. Успех в реализации наших планов зависит от многих факторов. Прежде всего, необходимо четко обозначить цель.
Что такое цель?
Цель – это осознанное стремление субъекта к достижению желаемого результата. В это понятие входит представление конечного итога. Именно этот возникающий образ и мотивирует человека к действию. Чем яснее мы способны визуализировать свою заветную цель, тем сильнее растет желание ее получить.
Например, вы уже давно мечтаете съездить на отдых в экзотическую страну. Время отпуска приближается, но усталость дает о себе знать. Ежедневный труд опустошает вас, буквально «съедает» все ресурсы. В этот момент попробуете ясно представить, как вы лежите на белоснежном песке, наслаждаетесь умопомрачительными пейзажами и потягиваете освежающие коктейли. После такого экспресс-релакса ваше состояние гарантировано улучшится. Вам захочется скорее закончить работу и отправиться на отдых вашей мечты.
Парадоксально, но при правильной постановке цели, путь к ее достижению не выматывает, а скорее наоборот. Это всепоглощающее стремление дает нам силы и мощную мотивацию двигаться вперед.
Как выбрать цель в жизни
Как было сказано выше, человек может выбрать любую цель, ведь она результат всего задуманного вами мероприятия. Главное, ее правильно сформулировать и составить план того, как ее можно достичь. Если вы это сделаете, значит вы наполовину справились с поставленной задачей.
Но сначала определитесь с тем, чему именно вы готовы посвятить значительную часть своего времени. Ведь понятие цели у каждого свое. Какая сфера вас больше всего интересует и где вы хотели бы добиться наибольшего успеха. Обдумайте все хорошо, ведь это очень важно.
Сферы жизни, в которых можно выбрать основную цель, могут быть следующими:
- финансы;
- семья и дом;
- друзья и социальная жизнь;
- приключения и отдых;
- работа и карьера;
- спорт и здоровье;
- отношения;
- духовная жизнь и самопознание.
Разумеется – это отнюдь не все возможные цели, а лишь малая их часть. Какую из них выбрать решать лишь вам, ведь путь к их достижению коренным образом изменит всю вашу жизнь. Давайте рассмотрим несколько примеров, чтобы лучше разобраться.
Вы можете выбрать своей целью, в течение года, к примеру, занятия спортом и решите посвятить себя фитнесу. Благодаря этому можно будет не только существенно улучшить свое физическое состояние, но и избавиться от лишнего веса, сделать свое тело красивым и стройным. А это, в свою очередь, оказывает немалое влияние на психику.
Ведь любой мужчина или женщина хотят быть красивыми и привлекать внимание противоположного пола. Добившись этого, можно значительно увеличить мнение о себе и добиться немалых успехов в личной жизни, а в будущем создать семью. Кроме того, занятия помогут вам и в работе. Ведь вы будете полны сил и сможете лучше переносить усталость. Но тем не менее – это будут второстепенные цели. Главной же будет – красивое, стройное тело.
- Чтобы выбрать именно ту область, которая будет в ближайшее время наиболее важной и перспективной для вас, следует тщательно подумать в какой сфере вы сможете за сравнительно короткий период времени достичь максимального успеха, и все ли у вас получится как было задумано.
- Учтите, если вы ощущаете страх и неуверенность в своих силах, их следует перебороть. Нужно твердо верить в то, что у вас все получится и тогда положительный результат будет вам обеспечен.
- Также нужно учитывать и все то, что вам способно помешать в том, чтобы добиться поставленной цели. Опять же, проблемы тут могут отличаться.
Например, если вы хотите научиться петь, но у вас абсолютно нет никаких задатков к этому, и отсутствует музыкальный слух, тогда это большое препятствие, справится с которым, скорее всего, будет не под силу. И тогда нужно выбрать другую сферу, в которой вы сможете добиться намеченного.
А вот если вы хотите стать балериной, но вы страдаете лишним весом, тогда не стоит унывать и опускать руки. Ведь лишнюю массу можно убрать, регулярно занимаясь спортом и правильно питаясь. То есть при желании с этим препятствием можно справиться и приступить к реализации намеченной цели.
Виды целей
Существует множество критериев, по которым классифицируют цели. По уровню трудности различают простую и сложную цель. Здесь все понятно. Простые цели легко выполнимы. Они требуют от нас минимум времени и усилий. Со сложной целью дела обстоят в точности наоборот.
По сроку действия выделяют:
- Долгосрочные цели – рассчитаны на достижение результата в течение от пяти и более лет. Сюда зачастую относят глобальные задачи, такие как покупка недвижимости, автомобиля, получение образования. За короткий период достигнуть этих целей весьма трудно.
- Среднесрочные цели – предполагают ожидание результата на протяжении пяти лет.
- Краткосрочные цели – рассчитаны на 1–2 года. Они более детализированы и конкретизированы.
По содержанию цели бывают:
- Личные – подразумевают достижения в области личностного развития. Сюда относят работу над формированием и совершенствованием навыком и качеств. Например, цель – стать собранным, пунктуальным человеком.
- Профессиональные – рассчитаны на успехи в области карьеры. Например, назначение на должность, создание перспективного проекта.
По значимости цели разделяют на:
- Высокоприоритетные – те цели, которые имеют особое значение для индивида. Их выполнение ставят на первый план. Например, закончить 11 класс без троек.
- Приоритетные – важные цели, которые необходимо достичь сразу после того как выполнены высокоприоритетные цели. Например, поступить в институт на бюджетную основу.
- Низкоприоритетные – работа над такими целями ведется в свободное время. Не требуют срочного решения. Например, присоединиться к клубу КВН на базе университета.
Важно понимать, что постановка целей – задача сугубо индивидуальная. Не стоит слишком замахиваться и переоценивать свои возможности. В противном случае, неспособность осуществить поставленную цель может вызвать депрессию и разочарование в собственных силах. Один человек может добиться назначения на желаемую должность через год, другому понадобится всего месяц. Все зависит от способностей, таланта, упорства и еще бесчисленное число личностных качеств человека.
Цель
Философское осмысление понятия «цель» и его проблематизация возникает в античной греческой философии начиная с эпохи Сократа. Досократовская философия практически не оперирует понятием цели, подчёркнуто противопоставляя мифологическим построениям свой метод объяснения бытия через понятие причины (αίτια) и принимая лишь мифологему безличной судьбы. Слово «цель» (τελος) в философских текстах этого времени чаще всего означает «конец», «завершение». Принципиальная, не требующая дальнейших разъяснений первичность космических причин и вторичность внутрикосмических целеполаганий и мотивов (которые могли приписываться и живым субъектам, и физическим стихиям) составляют одну из самых характерных черт досократовской картины мира. В период появления софистов — оппонентов досократовской «физики» — возникает критическое отношение к подобному безличному детерминизму. Уже Сократ делает классификацию целей людей и богов одной из своих тем (хотя Платон и Аристотель указывают на Анаксагора как автора принципа целесообразности). Платон вкладывает в уста Сократа рассуждение о различии «причинного» и «целевого подходов» (Phaed. 96а–100а), в котором «бессмыслицей» называется физический детерминизм и утверждается, что в «действительности всё связуется и удерживается благом и должным».
Начиная с Платона, в античной философии происходит борьба традиционного детерминизма «физиологов» и телеологии (см. Телеология), основы которой заложены в платоновских диалогах. Сама теория идей базируется в значительной степени на открытой и описанной Платоном способности идеальной структуры быть целью и смыслом для вещественного мира становления. Кроме «Федона» в этом отношении важен «Тимей» с его учением о Демиурге, творящем мир исходя из принципа блага (см. 68е: о «вспомогательных», «необходимых» физических причинах и «божественных», целевых, направляющих вещи к благу), и VI–VII книги «Государства», где даётся онтологическое обоснование идеи блага как высшей цели всего сущего.
Аристотель выдвигает учение о четырёх причинах сущего (Phys. II, 194b–195a; «Метафизика». 1013а–1014а), в котором рядом с 1) материальной; 2) формальной и 3) движущей находится 4) целевая причина (τελος, в схоластике — causa finalis), дающая ответ на вопрос «для чего?» Без целевой причины, по Аристотелю, невозможно объяснение способа существования живых организмов. Этический аспект выбора цели разносторонне рассмотрен Аристотелем в «Никомаховой этике» (например, 1112а). Развивая своё учение о цели, Аристотель строит понятие, обозначенное неологизмом «энтелехия» (εντελεχεια): имеется в виду актуализация, осуществление внутренней цели того или иного существа («Метафизика». 1047а 30). Например, душа есть энтелехия тела (De an. 412а 27). Допускает Аристотель и возможность иерархии энтелехий (там же). Характерно учение Аристотеля, выраженное в «Метафизике», о божественном разуме как конечной цели бытия, а также связанная с этим оценка философии как самоцельной и потому наиболее достойной свободного разума формы знания.
В эллинистической философии происходит постепенная модификация понятия цели, заключающаяся отчасти в обратном движении от платонизма к сократовским школам, отчасти в перенесении этического целеполагания из социально-космической в морально-психологическую сферу: например, идеал «атараксии» (абсолютной невозмутимости) — это цель для индивидуума, но со стороны полиса или космоса идеал «не виден», поскольку «совершенный» внешне индивидуум включен в чужое для него целеполагание объективного мира. Более контрастным в философии эллинизма становится и противопоставление понятию цели онтологически бесцельной реальности: понятие «уклона» (παρεγκλισις, clinamen) y Эпикура и Лукреция объясняет механизм космогенеза, изощрённо избегая как досократовской «причины», так и платоно-аристотелевской «цели».
Вместе со становлением духовной культуры христианства в философию приходит третий тип отношения к цели: в спор детерминизма и телеологии вступает волюнтаризм как учение о способности к свободному самоопределению воли. Свободная воля не исключает цели, но не принимает её объективную данность, не прошедшую через акт волевого выбора. Сложная диалектика закона, благодати и свободы во многом была обусловлена новым представлением о спасении как цели. Согласно им, христианину нельзя получить спасение как случайный подарок эллинистической Тюхе (удачи), или как заработанную оплату добродетели, или как результат высшего знания: оно мыслится непостижимым единством незаслуженного дара и волевых усилий, порождённых верой. Потому спасение как сверхцель христианской культуры отличается и от разумной причинности, и от целеполагания, строящего свою цель как идеальный объект и, следовательно, содержательно знающего, к чему оно стремится («причинность наоборот»). Таким образом, в христианстве между целью и субъектом возникает «зазор», который должен был бы заполняться идеальным содержанием цели и средствами её достижения. Но предметного знания о спасении и гарантированных средств достижения цели в пространстве христианской веры не может быть (если не принимать во внимание её фольклорных версий). Поэтому христианская философия ищет новые трактовки целеполагания. Так возникает представление о цели как недостижимом идеале, развёрнутое позже в куртуазной культуре. Возникает и проблема соотношения цели и средств, которая обычно решается в пользу совершенства средств, выступающих как доступный представитель недоступной цели (хотя существовала и версия «цель оправдывает средства», приписываемая обычно иезуитам). Особый аспект этой проблемы находит Августин, утверждающий, что грех состоит в желании пользоваться (uti) тем, что предназначено для наслаждения, и наслаждаться (frui) тем, что предназначено для пользования (De doctr. chr. 1, 4). Тем самым «радикальная испорченность» человеческой природы толкуется как извращение цели.
Эпоха систем, наступившая для христианской философии в XII–XIII веках, востребовала категорию «цель» (прежде всего в аристотелевской версии causa finalis) для построения иерархической картины мироздания, в которой каждая сущность получала обоснование и импульс развития от онтологически высшего уровня бытия, являвшегося для неё «целью». Показательно в этом отношении пятое, «финалистское» доказательство бытия Бога в доктрине Фомы Аквинского: избирательное поведение всех вещей, стремящихся к какому-то результату, к цели (даже неразумных вещей, которые не могут ставить себе цель), говорит о том, что должен быть высший источник целеполагания — Бог.
Философия Нового времени строит своё мировоззрение на основе принципа причинности, который на время вытесняет «цель» на периферию. Б. Спиноза — один из самых радикальных детерминистов — считает даже, что понятие «цель» есть «убежище невежества». Однако уже ко времени Г. В. Лейбница становится очевидной (не без влияния успехов биологии) необходимость восполнить принцип детерминизма телеологией. Лейбниц делает целевой принцип одной из основ своей монадологии. Монада как одушевлённое тело содержит в себе и цель (душу), и средство (тело) её осуществления, чем отличается от неживой материи. Но поскольку монады суть субстанции, то телеологический принцип оказывается фундаментальным законом мироздания. Это Лейбниц фиксирует и в основном законе своей онтологии: существование для сущности — не только возможность, но и цель стремления. Целевой принцип у Лейбница обосновывает также необходимость развития. Душа как цель дана телу в двух аспектах: в качестве конечного осуществления (энтелехия) и в качестве способности к телесной деятельности (потенция). Раскрытие потенции в энтелехии есть индивидуум. Любой момент существования монады — это форма присутствия цели в процессе становления индивидуума. Как таковой этот момент должен одновременно быть объяснен и с точки зрения «действующих причин», и с точки зрения «целевых». Но тем не менее, отношения причины и цели, по Лейбницу, не симметричны: причины выводимы из цели, но не наоборот. В полемике с П. Бейлем Лейбниц утверждает, что в физике надо скорее выводить все из целевых причин, чем исключать их. При помощи целевого принципа Лейбниц также вырабатывает учение об «оптимальности» действительного мира, в котором цель всегда реализуется максимально полным для данного момента образом. Эта концепция, с одной стороны, вызвала острую критику детерминистов и моралистов (например, «Кандид» Вольтера), с другой — получила вульгарную трактовку у Хр. Вольфа и его последователей, подменивших понятие целесообразности понятием полезности. Обоснованное Лейбницем совпадение морального и природного в цели стало важным ориентиром для философии немецкого Просвещения и предпосылкой телеологии И. Канта.
Наиболее радикальным пересмотром понятия «цель» со времён Аристотеля стала кантовская телеология. И. Кант открывает наряду с миром природы, где царствует принцип причинности, и миром свободы с его моральным полагавшем конечной цели особый — третий мир, в котором природа «как бы» осуществляет цели свободы и свобода «как бы» делает природными феноменами своё целеполагание. Это — мир целесообразности, который явлен в искусстве и системе живых организмов. В «Критике способности суждения» Кант показывает, что недостаточно задавать «единство многообразного» только с точки зрения понятий рассудка (наука) и императива воли (мораль). Мышление имеет право (и даже обязано) в некоторых случаях рассматривать совокупность явлений как осуществление целей, при том что сама цель остаётся «вещью в себе». Кант различает «эстетическую целесообразность», которая позволяет суждению привнести в объект при помощи игры познавательных способностей форму целесообразности, не познавая при этом действительную цель, и «формальную целесообразность», позволяющую посмотреть на живую природу как на целостность жизненных форм. В обоих случаях цель не рассматривается как объективная сила, извне или изнутри формирующая предмет (Кант критикует Лейбница за антропоморфизм его телеологии). Цель понимается в этом контексте как предпосылка и требование нашего познания, рассматривающего целостность феноменов не как результат взаимоопределения их частей, а как изначальное единство, порождающее части из целого. В такой позиции нет антропоморфного понимания цели, поскольку речь идёт о внутренней целесообразности, не соотносимой с какой-либо внешней данностью цели. В самом явлении цель играет роль символического подобия. Принцип цели, таким образом, имеет не конститутивное значение, как принцип причинности, а лишь регулятивное. Но в то же время целесообразность не сводится только к субъективной точке зрения: принцип цели общезначим, поскольку реализует законное для рассудка требование безусловного. Без применения этого принципа невозможно усмотреть специфику живых организмов и их внутренние динамические связи; кроме того для морального сознания, которое руководствуется «чистым» принципом цели, важно, что в эмпирическом мире целесообразность по крайне мере возможна, и потому разрыв между миром природы и миром свободы не является абсолютным.
В послекантовской трансцендентальной философии (И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг и Г. В. Ф. Гегель) принципиальная граница между конститутивным и регулятивным стирается, и потому цель становится одной из основных сил, движущих процесс становления самой реальности, а не только «установкой» теоретической рефлексии или моральной воли, как у Канта. Особенно показательно учение Гегеля, в котором «цель», возникая впервые в «Логике» как «для-себя-бытие», проходит через весь процесс самопорождения Духа в качестве конкретного присутствия всеобщего в конечных предметах. Как особая тема цель рассматривается в учении «Логики о Понятии», где телеология является синтезом механизма и химизма, завершающим становление «объективного Понятия». Заслуживает внимания учение Гегеля о «хитрости» мирового Разума, в котором впервые рассматривается системное и закономерное несовпадение целеполаганий исторических субъектов и объективной цели Разума, пользующегося субъективными целями как своим средством.
В философии XIX–XX веков проблематика цели несколько упрощается и сводится к докантовским моделям XVII века — детерминизму и витализму. Цель может пониматься как биоморфная версия энтелехии, являющейся внутренней программой организма (А. Шопенгауэр, А. Бергсон, Х. Дриш, Я. Икскюль, Н. Лосский); как внутренняя символическая форма культуры (В. Дильтей, О. Шпенглер, Г. Зиммель, Э. Кассирер, П. Флоренский, А. Белый); как иерархически выстроенные системы обратных связей организма и среды (холизм, гештальт-психология, органицизм, кибернетика, общая теория систем). В то же время в истолковании цели появляются новые мотивы. Неокантианство пытается заменить телеологию аксиологией, в которой цель получает статус «значимости», а не сущности. Возникает версия онтологически бесцельной реальности (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, экзистенциализм, постструктурализм), причём «бесцельность» может иметь самую разную эмоционально-аксиологическую окраску: от пессимизма Шопенгауэра до эйфории Ницше. Тейяр де Шарден своим понятием «точка Омега» (Христос) вводит особый тип цели, который представляет не пассивную завершённость результата эволюции, а активную причастность самой цели ко всем этапам процесса. Э. Гуссерль в своём проекте новой телеологии отчасти восстанавливает кантовское понимание цели как особого «априори» в структурах «жизненного мира».
Научное объяснение цели и целесообразности, начиная с XIX века, стало жёстко связываться с поисками исключительно материальных и действующих причин любого явления в мире. При этом, последовательное проведение такой линии требовало исключения понятия «цель» и из арсенала научного объяснения деятельности самого человека, что нередко провозглашалось последовательно мыслящими представителями материализма, позитивизма и бихевиоризма. Перелом в этом отношении в европейской науке произвела созданная Ч. Дарвином теория естественного отбора, легализовавшая понятие «цели» в биологии, по крайней мере в смысле признания целесообразности организации живых систем. Дальнейшим шагом в этом направлении была легализация данного понятия в естественных науках.
В XX веке, благодаря развитию кибернетики и системного подхода, понятия целенаправленности как характеристики поведения любых сложноорганизованных систем — будь то деятельность человека, живого организма или технического устройства, снабжённого механизмом регулирования своего поведения по принципу обратных связей, — дальнейшая дискуссия по этим проблемам в современной философии науки привела к признанию научной релевантности как понятия «цели», так и всего блока телеологических понятий в применении ко всем сложноорганизованным системам любой природы. В таком более широком смысле цель понимается как конечное состояние, достигаемое поведением любой системы, которая снабжена механизмами распознавания и достижения цели, закодированными в её структуре (простейшим случаем такого механизма является управление по принципу отрицательных обратных связей). Это не отменяет необходимости детального эмпирического изучения подобных механизмов, которые весьма специфичны для систем различной природы. Наряду с этим, методологи естественнонаучного знания ищут подходы, альтернативные целевым. В синергетике (Г. Хакен, И. Пригожин) предпринята наиболее радикальная попытка заменить классическое понятие цели закономерностями самоорганизации «нелинейных систем».
В современной науке наиболее важные философские вопросы, обсуждаемые в связи с понятием «цель», сводятся к трём основным:
- Вопрос о критериях цели — каков тот достаточный и необходимый набор признаков, по которым целенаправленный процесс можно эффективно отличить от нецеленаправленного? В частности считается, что, по крайней мере на феноменологическом (поведенческом) уровне, целенаправленное поведение отличается способностью достигать одного и того же результата (то есть цели) различными способами и исходя из разных начальных условий.
- Каковы специфические механизмы, обеспечивающие целенаправленное поведение систем различной природы? В частности, очевидным признаком принадлежности механизма к классу, обеспечивающему целенаправленное поведение, считается наличие в нём информации и обратных связей.
- Каковы специфические модели и логические схемы объяснения целенаправленного поведения? В частности, соответствуют ли они обычной схеме причинного объяснения или модели объяснения?
Как правильно ставить цели?
Сформулировать цель – вполне реальная задача для каждого человека. Поразмыслив час, другой, вы обязательно поймете, чего бы вы хотели добиться на данном этапе жизни. Возможно это будут не глобальные, долгосрочные цели, а вполне реальные планы на месяц. Важнее всего понять, обладаете ли вы качеством, благодаря которому сможете достигнуть намеченных высот.
Постарайтесь честно ответить на вопрос: «Целеустремленный ли я человек?». Если вы понимаете, что редко получаете желаемое из-за своей лени, неуверенности или страха, то, скорее всего, весь труд по постановке целей будет бесполезен.
Прежде всего, необходимо стать целеустремленным человеком. Как это сделать? Для начала нужно поставить простые цели, которые необходимо осуществлять каждый день. Например, ежедневно учить по 10 иностранных слов, делать зарядку, пить овощной сок и т.д. Важно выполнять эти действия каждый день. Несмотря ни на что.
Эти цели должны быть выше всех обстоятельств! Погода, плохое самочувствие, нехватка времени – все это должно расцениваться как простые отговорки. Выполняя эти задачи на протяжении месяца, вы станете упорным, целеустремленным человеком. В идеале у вас сформируется привычка, во что бы то ни стало добиваться назначенной цели. Только после этого, необходимо переходить к постановке целей.
Существует множество мнений по поводу того, как правильно ставить цели. Лично мы считаем, что наиболее эффективно начинать работу с небольших, легко выполнимых целей. Первые победы значительно повысят самооценку и заставят субъекта поверить в себя. Шаг за шагом, человек будет укреплять свои внутренние позиции, и будто сосуд наполнятся жизненно необходимыми ресурсами.
Желательно каждую свою цель написать на бумаге. Прописать сроки и все подробности о том, как вы будете действовать ради осуществления заветной цели. Затем можно прикрепить этот список у себя над рабочим столом. Это поможет вам сфокусироваться на желаемом результате. И самое главное – каждый день упорно двигайтесь вперед! Делайте все возможное и работайте по максимуму.
Каким образом возникает цель?
Все связано с обстоятельствами и моральной зрелостью человека. Чем более развитая личность, тем чаще мотивом для ее поступков служат внутренние факторы. По принципу Пирамиды Маслоу, на нижних уровнях которой расположены физиологические потребности, включая голод и сексуальное влечение. На более высоких ступенях развития появляются цели, связанные с личным ростом или карьерой, духовным саморазвитием.
Цель зарождается в ответ на внешний стимул, либо внутренний порыв. В первом случае все достаточно ясно. Допустим, человек поднимает голову и обращает внимание на метеорит, летящий в его сторону. Возникает объективная цель – убежать, которая настолько сильно мотивирует человека, что в напоминании не нуждается. Вряд ли кто-нибудь в такой момент решит остановиться, чтобы перекурить, и случайно забудет о приближающемся «привете» из космоса.
Если цель появляется в результате мыслительного процесса, без внешней стимуляции, то она нуждается в регулярном подкреплении. Вот почему примитивные цели реализуются легче и быстрее, а мотивы более возвышенных задач необходимо время от времени возобновлять в памяти, напоминая зачем они были поставлены.
Сам процесс постановки цели называется целеполаганием. Известны разные методики, помогающие правильно выбирать цели. Достаточно популярна техника SMART, в основе которой пять базовых принципов, по которым желательно проверять любую цель:
- Specific – конкретность;
- Measurable – измеримость;
- Achievable – достижимость;
- Relevant – значимость;
- Time bound – ограниченность во времени.
Выполнение этих условий помогает максимально адаптировать цель под ее реализацию. Чем больше пунктов учесть, тем выше шансы, что запланированное будет выполнено. Формируется рамка цели, которая четко определяет допустимые колебания в процессе достижения, отвечая на вопросы «что?», «где?», «когда?», как в одноименной телепередаче. Это помогает избежать лишних движений, повышая шансы на успешную реализацию задуманного. Слово «рамка» совершенно не означает отсутствие гибкости при выполнении задания. Просто, с помощью этого подхода происходит конкретизация цели, а уже методы ее достижения подбираются по ситуации.
Допустим, кто-то хочет научиться выполнять жим от груди с весом 100 кг за один год тренировок в спортзале. Результат в 80 или даже 95 кг не вписывается в эти рамки. Не подойдет и срок реализации больше года. Цель определена четко – за год научиться поднимать штангу, которая весит центнер. Для выполнения цели необходимы посещения спортзала или хотя бы штанга в домашнем спортивном уголке. Заранее определен результат, сроки, место и/или инструмент. Учитывая, что есть различные виды целей, то и рамки для них определяются индивидуально. Чем масштабнее запланирована задача, тем шире диапазон ее реализации. Мелкие задания выполняются с минимальным количеством действий, и не требуют сложных алгоритмов.
Пройти тест на самооценку
Упражнение для формирования цели
- Закрыть глаза и представить свою цель, которая вам необходима.
- В этот момент начинает выстраиваться мыслеобраз. В этот момент нужно соединить себя «здесь и сейчас» с образовавшимся мыслеобразом прочным энергетическим каналом связи. Этот канал связи − ваш вектор намерения.
- Используя визуализацию, вообразите, как по этому энергоканалу идет мощный поток энергии от вас к вашей цели.
- Мысленно вставайте и идите по этому потоку к своей цели.
Совет: Очень важно обладать достаточным запасам энергии! Так как цель без энергетической подпитки, не только не сможет реализоваться, но и целью именоваться не будет.
Как набрать энергию? Основные источники.
Как правильно управлять несколькими целями
Понятие цели у всех людей разное. Конечно, самой значимой для любого человека должна быть основная цель. Но при этом она не должна делать остальные цели незначительными. Ведь это будет неправильным. Они также важны и зачастую именно благодаря их реализации можно добиться главной цели.
- Главное правильно распределить свои силы. Если в какой-то сфере все хорошо и стабильно, то лучше направить свои силы туда, где у вас возникают трудности. Запомните, очень важно научиться правильно управлять своими силами и выбирать нужные приоритеты, иначе вам просто не хватит энергии, если будете стараться добиться всего скопом.
- Лучше пусть одни сферы будут пассивными и просто двигаются своим чередом, особенно те, для изменений в которых потребуется затратить немалые усилия. Конечно, довольно непросто пойти на жертвование одним ради достижения другого, но именно такой подход является наиболее рациональным и позволяет добиться успеха.
- Теперь давайте определимся с тем, что является самым важным для достижения любого вида цели – это время. Если вы решаете, что ваша основная цель изменилась, то вы должны будете перенаправить основную часть времени на главную цель. Но учтите, что, как правило, любая главная цель – это явление временное и через какое-то время, например, через год, она становится второстепенной, а главной становиться совершенно другая.
- Вы должны прилагать равномерные усилия на каждую из целей, но четко выделять основную и второстепенную. В зависимости от этого и следует распределять свое время и силы. На основную цель их будет уходить, конечно, больше, а на все остальные меньше. Если вы научитесь это делать эффективно, все обязательно получится, и вы добьетесь желаемого.
Цели и задачи
Когда мы говорим о целях, то часто вместе с ними появляется дополнительное понятие «задачи». Что это такое? Мнений много и они разные. В моем понимании, задача — это та же самая цель со всеми ее свойствами, но только на уровень ниже. То есть, если мы говорим о системе, то для нее используются цели, а если о ее подсистеме, то — задачи.
На самом деле, как управленческие единицы, цели и задачи можно считать синонимами. И те, и другие должны быть корректно сформулированы, обладать свойством объективности и быть применимыми в качестве заданий для исполнителей.
Пример цели по SMART
S (конкретная)
— Играть на акустической гитаре: правильно ставить основные аккорды, в игре использовать переборы и разные виды боя.
M
(измеримая)
— играть 10 песен групп Сплин, Баста, Градусы.
A
(достижимая)
— есть гитара, самоучители в интернете, время, деньги на занятия в студии или с репетитором.
R
(релевантная)
— хочу выступить на конкурсе бардовской песни, а также пользоваться успехом у девушек.
T
(ограниченная по времени)
— июль 2020 года.
Почему эта технология работает?
- Вы проводите ревизию всех ресурсов и оцениваете, достижима ли цель.
Бывает, что руки опускаются и эмоции говорят: “Ой, все. Не получается у меня”. Не поддавайтесь чувствам, включайте логику: у вас есть все необходимое, чтобы дойти до конца. А если каких-то ресурсов нет, то вы знаете, где их взять.
- Ясно видите конечный результат.
Если бы биатлонисты не видели свою цель, то как бы тогда стреляли? Конкретно сформулированная цель помогает понять, в ту ли сторону вы идете, и насколько приблизились к цели.
- Эффективнее ставите задачи на пути к цели.
Зная, что, где и когда вы хотите получить, легче достичь желаемого. Вы оценили свои ресурсы, проверили релевантность цели — теперь можно продолжить путь.
Чтобы двигаться быстро и эффективно, нужно тщательно планировать свои действия.
Достижение желаемой цели
Очень часто люди фантазируют, планируют и желают достичь определенных целей, но у них не хватает сил, времени, терпения, упорства.
Мотивация должна быть огромной, чтобы все-таки реализовать свою цель.
Есть несколько способов, как достигать поставленных целей, а также заставить себя не опустить руки и не сдаться.
Например, хорошим вариантом может послужить приятное воспоминание о том, что вы когда-то тоже очень долго ждали, но в итоге получили и были этому рады.
Так и в этом случае, представьте свои эмоции и гордость за себя, если достигнете желаемой цели.
Следующим способом, как добиться успеха, можно отметить лояльное отношение к своим ошибкам. Вы не должны пугаться и расстраиваться из-за каких-либо неудач или ошибок, они случаются со всеми.
Главное, переступить через свою неуверенность и продолжать исполнять нужные действия и задачи для достижения цели.
Какими еще должны быть цели
Цель должна иметь точную дату достижения и конкретный размер, чтобы можно было точно понять, что цель уже достигнута.
Такие формулировки цели как: «Через год я хочу зарабатывать больше» — не работают. Целью является только конкретика.
Правильная цель должна выглядеть примерно так: «15 июля 2023 года мой ежемесячный доход будет составлять 350000 рублей в месяц» или «18 мая 2021 года я буду весить 56 килограмм»
При этом переносить срок выполнения поставленной цели нельзя.
Чтобы все было во время важно при планировании выставлять промежуточные цели так же с конкретным временным сроком.
После постановки цели важным этапом является подробный план достижения этой цели с промежуточными краткосрочными целями.
А так же выход из зоны комфорта.
К примеру, вы работаете на заводе и зарабатываете 30000 рублей в месяц и поставили себе цель: «Через год купить новую квартиру в Москве за 6 млн. рублей».
Это достижимая цель. Но чтобы ее достичь, нужно выйти из своей зоны комфорта, нужно уволиться с работы, открыть свой бизнес, который смог бы давать достаточную прибыль на реализацию этой цели за этот промежуток времени.
Возникновение цели
Цель у человека появляется, когда у него есть какой-либо стимул или мотивация для ее достижения. А так же в результате мыслительных процессов.
К примеру, Вы хотите уйти с работы и открыть свой бизнес. Вы хорошо все просчитали, продумали все до мельчайших подробностей и осознанно приняли это решение. В этом случае Вы получили свою цель в виде своего собственного бизнеса благодаря мыслительным процессам.
Пример цели со стимулом: спортсмен хочет победить в Олимпийских играх, это его цель. Стимулом является статус Олимпийского чемпиона.
Объективность цели
Важная отличительная особенность цели — это ее объективность. Цель в настоящем моменте показывает и описывает то, каким будет результат в будущем. Какими свойствами он будет обладать, в каком количестве и состоянии он будет существовать, какую роль он будет играть в будущем контексте и т.п.
Описывая результат, цель становится независима от точки зрения того, кто ее ставит и формулирует. Она отражает не его мысли, мнения и опыт, а реально существующую (или еще нет) единицу реальности, которую может понять и усвоить любой другой человек.
Другими словами, верно сформулированная цель будет нести одинаковое сообщение всем, кто ее получит.
Например, если мы сформулируется цель как купить 1 кг крупного красного картофеля, то такая цель будет понятна для большинства людей вне зависимости от их опыта и специализации. Мы можем поручить выполнение этой цели разным людям, но на выходе получим практически одинаковый результат.