Потребности и способности человека
Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение. Группы потребностей: биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д. социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми. духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека. Потребности каждого человека следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Возможность удовлетворения потребностей связано со способностями человека. Уровни способностей человека: Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, являющиеся биологическими предпосылками развития способностей. Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Талант – высокий уровень развития способностей. Высшая степень творческих проявлений личности – гениальность.
На бытовом уровне потребность – то, что человек хочет, а способность – то, что он может.
Потребность – постоянный внутренний побудитель человека к действию, то есть – к активности.
Инстинкт и потребность. Их виды и взаимосвязь
В основе любой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт.
Инстинкт – биологический, то есть природный фактор, присущий индивиду как живому существу.
Инстинкты можно поделить три группы:
1. Витальные (латынь – жизнь), то есть обеспечивающие жизнедеятельность организма (пища, размножение и т.п.);
2. Социальные – необходимость в отношениях между индивидами;
3. Интеллектуальные – необходимость в познании окружающего мира. (ориентировочный инстинкт)
потребности можно поделить на аналогичные группы:
1. Биологические – потребность во всем, что обеспечивает жизнедеятельность;
2. Социальные – потребность в труде, самореализации, самоутверждении – словом, в том, что вытекает из людских взаимоотношений.
3. Духовные – потребности в познании, знании, культуре…
Пирамида потребностей Абрахама Маслоу
Как известно, наука не стоит на месте, но развивается на базе уже известного.
Все потребности делятся на 2 группы: первичные и вторичные.
Первичные (базовые, основные) – врожденные. К ним относятся:
1. Физиологические потребности (примеры выше)
2. Экзистенциальные (англ. – существовать) – комфорт, уверенность в завтрашнем дне, гарантии безопасности…
Вторичные – благоприобретенные. К ним относятся:
1. Социальные потребности – общение с людьми, совместная деятельность…
2. Престижные потребности – самоуважение, достижение успеха, карьера, уважение другими себя…
3. Духовные потребности – самовыражение.
По мнению Маслоу, потребности каждого следующего уровня становятся можно удовлетворить только тогда, когда предыдущий уровень достигнут.
Мнимые и подлинные потребности
Также можно различать подлинные и мнимые потребности
Подлинные потребности – те, которые ведут к развитию личности.
Мнимые или ложные – наоборот, ведут к деградации.
— мнимыми потребностями являются, например: потребности в курении, алкоголе. — удовлетворение подлинных потребностей побуждает человека к активной жизни, способствует его самосовершенствованию без нанесения ущерба другим людям, природе. — удовлетворение мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Интерес и потребность: сходство и различие
Нужно понимать еще и то, что в жизни часто смешивается понятия интереса и потребности. А это не одно и то же.
Интерес – это осознанная потребность, характеризующаяся отношением людей к предметам или явлениям действительности, имеющим важное общественное значение.
В основе интереса лежит понимание необходимости совершения каких-то действий для достижения цели. То есть это – осознанная потребность. НО!
Интерес человека направлен не на непосредственный предмет потребности, а на те общественные условия, которые делают этот предмет доступным. Сложно, да? Пример: человек решил пользоваться президентским самолетом в качестве пассажира. Это стало осознанной потребностью. Но для этого он должен стать президентом, и его интерес направлен на то, чтобы баллотироваться на этот пост. А как только он станет президентом – тут же станет и пассажиром борта № 1.
Классификация интересов
Интересы зависят от положения человека в обществе, от его принадлежности к определенной социальной группе. Следовательно,
Интересы различаются:
— по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные);
— по сфере направленности (экономические, духовные, социальные, политические…);
— по степени осознанности (стихийные или созданные на основе разработанной программы деятельности);
— по возможностям осуществления (реальные и мнимые).
Деятельность человека немыслима без возможностей ее осуществления. Эти возможности и называются способностями.
Способности
Способность – это индивидуальная особенность человека, от которой зависит успешность выполняемой им деятельности.
При этом стоит иметь в виду, что способность –это не просто умение что-то делать хорошо, но и то насколько быстро, насколько полно, насколько прочно (в смысле длительности) сделано что-либо.
Способностями и их происхождением интересовались еще в античные времена. Тогда их трактовали как особые свойства души, присущие человеку изначально, с рождения. В эпоху Просвещения крен пошел в сторону того, что способности полностью зависят от внешних условий жизни человека. ТО есть человек рождается без способностей, а они создаются в процессе жизни (принцип tabula rasa — «чистая доска»).
Современный подход – посередине. Способности сейчас рассматриваются как синтез биологического и социального в человеке.
Попросту говоря, способности закладываются генетически (есть генетические программы поведения, закодированные в молекулах ДНК), но развиваются только в процессе жизнедеятельности.
Иными словами, генетически закладывается не сама способность, а способность иметь способность. Если эту способность иметь способность не развивать, то ничего не проявится.
Стало быть, развитие любой способности зависит от множества социальных факторов.
Критерием для типологии способностей обычно выступают различные виды деятельности – наука, музыка, искусство. И способности выделяют – художественные, музыкальные, инженерные, литературные и т.д.
Кроме того, в рамках психологии, выделяются и общие способности, отвечающие за успешность в различных видах деятельности. (то есть при наличии математических способностей у ученика, к примеру, успешно идет обучение математике, истории, физике, биологии…)
Талант и гениальность
Как серединный и крайний вариант развития способностей различают талант и гениальность.
Талант – это совокупность способностей, которая позволяет создать что-то, отличающееся совершенством, но в рамках уже имеющихся знаний или умений.
Гениальность– это такая совокупность способностей или же способность, которая позволяет создать принципиально новое, то, аналогов чему еще не бывало.
Социальные потребности |
Ценностно-ориентированные потребности Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности. По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности. Рассмотрим разумные и неразумные потребности. Разумные потребности — это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей: 1. Чувство меры в удовлетворении потребностей, не доводящее до деградации личности. 2. Гармоническое сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей. 3. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации. 4. Управляемость потребностями. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком. Неразумные потребности — такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их омасовления приводят к деградации человеческого общества, и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от табакокурения до наркотического иглоукалывания. От способности человека различать разумные и неразумные потребности и роли этой способности в формировании разумного образа жизни и, в конечном счете, счастья человека писал французский социалист XVIII века Габриэль Мабли: «Бесполезные (неразумные) потребности вызывают у человека бесполезные для его истинного счастья желания и заполняют его самыми несправедливыми и нелепыми предрассудками или заблуждениями». Извращенными (вредоносными) я называю те из неразумных потребностей, которые в случае их удовлетворения приводят не только к разрушению и циничному попранию моральных и правовых норм человеческого общежития, но и в своих крайних проявлениях способствуют деградации человеческой природы и тупиковому состоянию развития рода «человек». Это — чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции. Эти пороки современного общества существуют не столько от недостатка материальных благ, сколько от пресыщения материальными благами и бездуховности человека, отсутствие у людей идеалов, за которые надо бороться. |
⇐ Предыдущая4Следующая ⇒
10 августа 2016
10862 просмотра
Андрей Русан Я обычный человек, который пытается жить интересной и наполненной жизнью. Занимаюсь бизнесом, люблю семью, увлекаюсь психологией, люблю писать. Хочу поделиться своим опытом саморазвития, надеюсь кому-то будет полезно.
- facebook.com/andrey.rusan
Что делает человек, который хочет «найти себя», понять свои потребности и желания, осознать свое предназначение? Чаще всего ему советуют «прислушаться к себе», говорят: «все ответы — внутри». Но вы попробуйте в такой ситуации заглянуть в себя — много вы там разглядите?
Отсутствие точных целей и желаний озадачивает. Конечно, мы всегда можем оправдать себя и подменить собственные цели чужими. Например, согласиться с принятыми в обществе стандартами: семья, машина, квартира, отдых и т. д. Понять свои истинные потребности достаточно сложно. Все мы с детства получили «правильные», разумные цели, и послушно их реализуем. Это нормально. Но многие (и я в том числе) постоянно ощущают какой-то дискомфорт, никак не могут вписаться в стройную и логичную картину мира.
Источник фото: Flickr.com
Если бы понять себя было просто, не было бы такого ажиотажа вокруг — огромного количества тренингов, семинаров, книг на тему самоопределения.
Но можно начать с простого. Чтобы продвинуться в понимании своих настоящих целей, нужно научиться распознавать свои базовые потребности, которые идут из подсознания и не всегда нами осознаются. Как это сделать? Попытаюсь объяснить.
Для меня это стало настоящим открытием.
Мы ежедневно проявляем свои потребности, но даже не замечаем, как. Каждый день мы общаемся с людьми, кому-то звоним, что-то пишем в мессенджерах, постим на своих страницах в соцсетях, размещаем фото в Инстаграме. Большое количество таких посланий содержат в себе наши нереализованные потребности. И чем более зажат, закрыт, не уверен в себе человек, тем больше его «я нуждаюсь» выходят наружу через зашифрованное общение.
Я начал отслеживать свои слова как в устной речи, так и в письменной форме, и стал задавать себе вопрос — вот я хочу написать очередное сообщение или что-то сказать, а что за этим стоит? Зачем я это пишу или говорю? Вроде бы все просто, но нужно быть честным перед собой и увидеть потребность в своих посланиях.
Например, обычное «привет» отправленное в чат Вайбера, может быть потребностью в том, чтобы меня заметили. Или, я могу спрятать просьбу о поддержке в послание «Плохая погода» или «Надоела эта работа». Еще можно намекнуть другим о гордости за свои успехи, преуменьшив и обесценив их, например: «Я купил новую квартиру! Правда, она далеко от метро и район не очень…» — чтобы не было стыдно или неудобно перед друзьями, которые не могут позволить себе такие покупки.
Тут начинают прорисовываться потребности, которые нам нужны ежедневно, но их понимание блокируют «социальные» цели. То есть, если я часто пишу в чаты, форумы, соцсети, возможно, мне не хватает признания или я чувствую себя одиноким, брошенным. Я тревожусь о том, как бы без меня ни прошла какая-то интересная ситуация (жизнь), и маякую своим «привет» в отчаянном призыве — «заметьте меня, я важен, я здесь, поговорите со мной, уделите мне внимание».
Или иногда я жалуюсь на усталость, или на то, что у меня что-то не получается — а по факту я молю о поддержке: побудьте со мной, поддержите, успокойте, расскажите, что и у вас бывают сложные времена. Мне не нужна констатации факта, что «да, погода дрянь», или банальное «тебе нужно отдохнуть», или совет, как правильно поступать. Я нуждаюсь в более глубоком общении и эмпатии (сопереживании). Люди часто выкидывают быстрые советы, или банальные фразы, не потому, что они тупые, просто им сложно находиться рядом в ситуации, когда кому-то плохо. Хочется поскорее дать «таблетку» или социально приемлемый «лейкопластырь» из совета и отделаться от негативщика. «Будь оптимистом, улыбнись, все будет хорошо». А потребность снова остается не удовлетворена.
Нас не учили такому открытому общению. У нас мало опыта. Аналогичное поведение мы наблюдали у своих родителей, учителей, друзей. Мы привыкли так действовать, что считаем это нормальным. А потом недоумеваем, почему я был не понят, или не получил то, чего просил с помощью намека. А может быть даже и не заметим этого «дефицита внимания», потому что сами его не осознаем. Вроде бы нормально, но что-то все равно не так.
Открытое выражение своих потребностей выглядит странно — так не делают! В нашем обществе это может быть воспринято как слабость, неадекватность. Представьте: заменить «Привет», на «Друзья, я проснулся в тревоге и чувствую себя отвратительно, мне страшно, пожалуйста, уделите мне время». А вокруг все такие успешные, целеустремленные, оптимистичные.
Конечно, нужно понимать, в какой ситуации можно и безопасно действовать открыто, а когда лучше соответствовать социальным стереотипам. Но даже осознание ваших потребностей уже покажет вам, чего вы действительно хотите. И вы сможете придумать, как удовлетворить их безопасным и экологичным способом.
Несколько рекомендаций из собственного опыта:
· Начните отслеживать послания, вызывающие эмоции. Некоторые из сообщений (устных или письменных), будут как бы более волнительны чем другие, и на них вы будете ждать отклик сильнее. Вот тут и можно задать себе вопрос: «То, что я написал/сказал — это действительно то, что я имел в виду или за этой фразой стоит какая-то потребность, о которой я хотел, но не смог сообщить напрямую?»
· Можно начать вести дневник, в котором вы будете фиксировать выявленные вами потребности.
· По факту обнаружения самых частых желаний, можно начать их удовлетворять. Проще всего это делать самостоятельно. То есть, самому себе давать принятие, признание, заботу, поддержку, восхищение. Или найти среди своих близких тех людей, которым вы можете доверять, и говорить им напрямую о своих потребностях. Но чтобы не шокировать их, предварительно объясните, что вы планируете теперь так иногда общаться.
· Еще можно оценивать послания других людей, для того, чтобы попытаться понять их потребности. Задавайте себе вопрос: «То, что я сейчас услышал — действительно то, что хотел сказать человек?» Если есть сомнения, можно попробовать аккуратно удовлетворить его потребность и проследить за реакцией.
Хотя эта тема касается психологического развития личности, уверенности в себе, принятия и самоподдержки, но она может дать важные знания о себе. Вы сможете сделать первый шаг к росту и осознанию желаний другого порядка. Ведь если вы насытите себя, и реализуете базовые потребности, возможно, вам перестанет так хотеться общепринятого успеха, а станут интересны совсем другие желания. Это как пирамида Маслоу, но на психологическом уровне. Пока не реализована первая ступень, сложно перейти ко второй.
И — да, я написал эту статью, испытывая нужду в признании, восхищении и одобрении. Надеюсь, она вам понравится, и я смогу удовлетворить эти потребности:)
Саморазвитие #Самоисследование #Социальные сети
Как правильно: удовлетворять потребности или удовлетворять потребностям?
Версия для печати
Отправить ссылку
7 ноября 2013 15:31
Администрация города Екатеринбурга в рамках проекта «Екатеринбург говорит правильно» обращается к вопросу о грамотном падежном управлении глагола «удовлетворять» с существительными.
Как отмечает Словарь трудностей русского языка, глаголы «удовлетворить — удовлетворять» в значении «исполнить чьи-нибудь требования, желания» управляют винительным падежом (удовлетворить кого-что): удовлетворить просьбу; удовлетворять потребности. Употребление этого варианта уместно, когда речь идет об исполнении требований, желаний, исходящих от просящего, нуждающегося лица.
«Удовлетворить — удовлетворять» в значении «оказаться вполне отвечающим чему-нибудь» управляет дательным падежом (удовлетворить чему): удовлетворять разным потребностям покупателей, то есть соответствовать всевозможным вкусам потребителей.
Таким образом, правильно: удовлетворять потребности в еде (в значении «насыщаться, утолять чувство голода») и удовлетворять потребностям покупателей (если речь идет о продукции, соответствующей запросам и требованиям потребителей).
Ключевые слова: русский язык
Комментарии: Написать?
Юлия С 16 ноября 2013 08:50 | простите, но рукАву,а не рукОву! поэтому Вам полезно почитать эти статьи! |
Написать |
Вы не авторизованы, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
Как понять свои желания и осуществить. Гештальт-терапия.
Ваши разум и страсть — руль и паруса вашей плывущей по морю души. Джебран Халиль Джебран
Из чего складывается большое счастье и как узнать, насколько человек способен быть счастливым?
Все очень просто: во-первых, точное осознание того, чего мы хотим именно в этот момент. Пусть даже это будет стакан воды или выпрямить спину, тяжело вздохнуть, топнуть ногой, встряхнуть головой и т.д.
Во-вторых, уметь удовлетворять свои потребности без внутреннего сопротивления, т.е. внутренних конфликтов. Если мы вдруг отказываемся от немедленного удовлетворения этой насущной потребности, то нужно понимать во имя каких более высших ценностей она откладывается. Также важно, чтобы эти ценности были сознательно нами выбраны, а не навязаны извне.
Почему так важно научиться удовлетворять даже самые малые потребности? Потому что большие будут осознаны только позднее, если мы покажем, что способны успешно решать более простые задачи.
В противном случае жизнь может стать погоней за чужими идеалами, ценностями, и даже их достижение не принесет радости. Человек не осознает свои истинные потребности в нескольких случаях — во-первых, когда его не научили прислушиваться к своему мнению, всегда ставя во главу угла слова авторитета, и тех, кто «лучше, больше знает». Во-вторых, когда он считает свои потребности недостойными, вредными, не стоящими внимания. Ответ на оба случая один: все потребности, желания, эмоции достойны внимания и не бывает плохих или хороших мыслей или эмоций.
Но потребности, которые откладываются, имеют свойство нарастать и видоизменяться, чтобы достучаться до сознания. Поэтому наиболее верным становится своевременное их отслеживание и удовлетворение, конечно в той форме которая допустима обществом — учитывая право любой личности на физическую и психологическую безопасность. В данном случае речь идет именно о запрете на прямое нанесение вреда, а не косвенное, вроде «Если я скажу (или сделаю) то-то, а вдруг он(а) подумает (сделает) то-то». Мы не в ответе за то, кто что подумает или сделает. Мы в ответе только за свои мысли и поступки.
В гештальт-терапии широко используется следующий прием, позволяющий узнать свои насущные неудовлетворенные потребности. Выберите в помещении, где вы сейчас находитесь, любой неодушевленный предмет и расскажите от его имени его историю, как если бы он обрел дар речи. Как он сюда попал, что он тут делает, что он чувствует, что он хотел бы почувствовать?.. Что вы можете сделать по отношению к нему, чтобы он так себя чувствовал?..
Как вы, возможно, догадались — это и есть ваши насущные потребности и то, что нужно сделать для их удовлетворения.
Неосознанные и неудовлетворенные потребности, как сказали бы приверженцы гештальт-терапии, требуют завершения гештальта здесь и сейчас. Сюда входит осознание своих мыслей и чувств и выражение их, проигрывание в настоящий момент, в противном случае человек застревает в прошлом или начинает жить, беспокоясь за свое будущее. Все усилия человека (хочет он того или нет), если этого не сделать, будут направлены на сдерживание осознания и удовлетворение своих неудовлетворенных потребностей, а не на самораскрытие, свободное самовыражение и процветание, в самом широком смысле этого слова.
Понятие «незаконченное дело» является одним из центральных в гештальте. «Незаконченное дело» означает, что неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего — это когда мы смотрим на настоящее через призму прошлого. По Перлзу, создавшему метод гештальт-терапии, наиболее часто встречающимся видом незавершенного дела является обида, которая нарушает подлинность общения в настоящем.
Другим важным термином является «избегание». Понятие, с помощью которого отражаются особенности поведения, связанные со способами ухода от признания и принятие всего того, что связано с неприятным переживанием незавершенного дела. Гештальттерапия поощряет выражение задержанных чувств, борьбу с ними и проработку их, достигая тем самым личностной цельности.
На пути к раскрытию своей истинной индивидуальности человек проходит через пять уровней:
Первый уровень — уровень игр и ролей, это привычные стереотипы. Невротическая личность отказывается от реализации своего «Я» и живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными. Человек испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования.
Второй уровень — фобический — связан с осознанием своего поведения и манипуляций. Но когда человек представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является. Боится, что общество его отвергнет. И человек стремится избегать столкновения со своими болезненными переживаниями.
Третий уровень — уровень тупика и отчаяния. Он характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но не готов и не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. Это моменты, связанные с переживанием своей собственной беспомощности.
Четвертый уровень — имплозия, состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне человек может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии и столкновением противоборствующих сил, желаний, стремлений внутри человека. Возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить. Человек переживает свою решимость самому принять ситуацию и справиться с ней. Это слой доступа к своему подлинному «Я».
Пятый уровень — эксплозия, взрыв. Человек сбрасывает с себя фальшивое, наносное, начинает жить и действовать от своего подлинного «Я». Достижение этого уровня означает формирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций, право на освобождение и самостоятельность личности.
Внутри каждого человека есть сила стремления к осуществлению своих целей, вопреки сложностям и препятствиям. Два предлагаемых проективных теста помогают лучше осознать, как вы можете осуществить задуманное.
Тест в рисунках №1. Ваши действия в критической ситуации.
Инструкция. На этой картинке изображен обрыв и человек, то ли падающий, то ли прыгающий с него. Нужно спасти человека от неминуемой травмы, не дать ему упасть. Как вы это сделаете, решать вам. Дополните картину необходимыми деталями или представьте, что бы вы нарисовали.
Тест в рисунках №2. Ваша целеустремленность.
Инструкция. Внимательно посмотрите на этот рисунок. Он незаконченный, необходимо дополнить таким образом, чтобы получился ясный и понятный сюжет. Рисуйте все, что приходит вам в голову или представьте, чтобы вы нарисовали.
Ключи к тестам в статье «Проективные методики. Тесты в картинках: Как осуществить цель. Возможные препятствия и их преодоление».
Как понять свои желания и осуществить. Гештальт-терапия.
Оцените статью:
Rating 4.27 (11 Votes)
Другие статьи, которые могут быть вам интересны:
- Развитие эмоционального интеллекта.
- Какой я настоящий? Причины поступков. И что делать дальше?
- Характерные особенности, свойства личности счастливого человека.
- Как простить обиду? Как отпустить прошлое?
- Чтобы прийти — надо идти. Притча о правде жизни.
- Консультация психолога на сайте.
- Назад: Счастье, которое всегда с тобой.
- Вперед: Что мешает быть счастливым? Поиск виноватых и как избавиться от чувства вины?..
Простое упражнение, чтобы начать понимать свои потребности
Сегодня готовилась к консультации с клиентом по теме улучшения понимания своих истинных желаний и потребностей, которые за ними стоят. Пока писала, так увлеклась, что получился материал, который можно опубликовать как полноценную статью, что, собственно, я и сейчас и делаю!:)
Так бывает, что родители не могут, не умеют поступать иначе, кроме как настоять на том, что они считают нужным для своего ребенка. Ведь чтобы уважать чужие желания, нужно сначала научиться уважать свои.
Возможно, Вам, как и многим другим детям, выросшим на постсоветском пространстве, часто приходилось слышать от своих родителей фразы:
- «Ты будешь носить этот свитер, все носят колючие шерстяные свитера и не жалуются»;
- «Хочу – не хочу, тоже мне ромашка»;
- «Ты будешь делать, что я сказала, потому что есть такое слово «надо»;
- «Ешь гречневую кашу с молоком, и точка», или ещё более печальный вариант: «Если ты меня любишь, то ты должен любить есть кашу с молоком»…
Если спросить у такой родительницы, что она знает о безусловной любви, то она может правильно объяснить не только значение этого термина, но и его важность, и при этом совершенно не осознавать, что «на самом деле» она говорит ребенку. Ребенок вырастает и начинает жить и не понимать что с ним не так. Вроде и живет, но как-то не по-настоящему живет, какой-то не своей жизнью.
Выход очевиден – начать жить так, как считаешь нужным именно ты. Следующий шаг – осознание своих истинных желаний: поиск за теми желаниями, которые навязаны, и тем, чего «я должен хотеть», того самого истинного, чего «я на самом деле хочу».
Когда человек работает самостоятельно, «по книгам», очень часто на поиске этих истинных желаний все начинается и заканчивается. Спрашивает он сам себя, каковы его потребности, и в ответ… тишина.
Действительно, сложно понять, чего хочешь, когда всю сознательную жизнь работал над тем, чтобы научиться заглушать голос своих желаний и делать так, как «надо». Когда Вы чувствуете, что Вы что-то «должны хотеть», за этим всегда стоят желания других людей.
Это вовсе не отрицает возможность того, что где-то под шелухой есть и то, что Вы и правда хотите, нужно просто произвести раскопки. Начинать раскопки проще с малого.
Предлагаю Вам на протяжении недели делать следующее упражнение. Начните принимать решение о способе удовлетворения своих потребностей тела в питье, воде и телесном комфорте так, как будто Вы решаете очень важные и значимые для себя вопросы. Прислушивайтесь к своему телу: не слишком ли сейчас холодно или жарко, что одеть, что включить-выключить, открыть-закрыть, чтобы стало ещё комфортнее. Одевайтесь потеплее, например, чтобы Вам было уютно и комфортно в том, что вы решили сегодня носить.
Аналогично прислушивайтесь к себе при выборе того, что Вы будете есть и пить. Оптимальное место для тренировки в этом – совершение покупок в продуктовом супермаркете.
- Во-первых, тщательно подготовьте список для покупок. Выбирая, что в него включить, ориентируйтесь не на ту вашу часть, которая стремится к саморазрушению (по типу «хочу напиться и забыться»), а на ту часть, которая хочет Вам долгих и счастливых лет жизни.
- Второй этап – собственно выбор продуктов. Сначала просто пройдитесь и прислушивайтесь к себе – чего Вам сейчас хочется. Какая ваша часть этого хочет – саморазрушитель или та, что отвечает за любовь и заботу о себе? Если вы определили, что хотите, например, сок, то какой именно? Марка, литраж, состав — все сейчас для вас важно.
Отдельно хочу оговорить вопрос стоимости и ту сумму, которую Вы потратите. Здесь тоже важно услышать себя и понять: сколько я готов потратить, сколько хочу потратить для того, чтобы мне было комфортно.
Есть несколько нехитрых приемов, которые позволяют экономить при покупках в супермаркете. Здесь, как и в жизни: если идешь тем же путем, как и все вокруг, то достигаешь небольших результатов; а если же идешь нехожеными путями, то результат может превзойти самые смелые ожидания. Относительно супермаркета это проявляется в том, что товары с максимальной наценкой и максимально выгодные для продажи располагают на так называемых золотых полках. Они расположены на уровне глаз и в зоне, где можно взять товар, не наклоняясь.
Другая хитрость состоит в том, чтобы потрудиться и сопоставить цены на те товары, которые постоянно берете в разных торговых точках. Торговая сеть привлекает клиентов скидками на одни товары и выигрывает накрутками на другие, а у конкурентов ценники могут быть выставлены по-другому. Покупаю хотя бы в двух разных супермакетах, то, что там выгоднее купить, Вы уже потратите деньги более эффективно.
- И, наконец, третий, финальный этап — это разгрузка корзины (или тележки) от всего лишнего. Подумайте, что вызывает у Вас сомнения в целесообразности покупки здесь и сейчас, и без сожаления выкладывайте эти товары. Ведь если Вам это кажется действительно нужным – Вы сможете вернуться и купить в следующий раз.
Аналогично поступайте и в других ситуациях. Чаще вспоминайте об упражнении и прислушивайтесь к тому, что сейчас хочет ваше тело. Как Вы можете удовлетворить его желание?
Саморазрушитель есть в людях, чьи потребности игнорировались в детстве. Эта часть личности хочет делать назло, пусть даже и в ущерб себе, но, главное, поперек желаниям и требованиям других людей. Помните о этой деструктивной тенденции и ищите не тот путь, где надо делать, как сказали, не тот путь, где делают наоборот, а третий — свой путь. Его можно нащупать, приучая спрашивать себя: «А для чего я это хочу?».
Не думайте головой, когда ищете свои истинные желания. Думать головой учили родители, когда взывали к вашей логике. А чем же думать, удивитесь Вы? Думать сердцем и …хвостом – да, да, именно хвостом. Прислушивайтесь к своим чувствам и тому, как отзывается тело (или хвост, то есть нижняя чакра).
Увы, на уровне ощущений тела люди часто не чувствует ничего, и это свидетельствует о большом количестве телесных зажимов, которые необходимо снимать. И в этом очень эффективна телесно-ориентированная психотерапия. Я люблю это направление в психологии и не упускаю случая его упомянуть!:)
Постепенно, шаг за шагом, Вы восстановите утерянный контакт со своим истинным «Я» и его потребностями. Радуйтесь даже маленьким услышанным желаниям!
Процесс установления контакта со своими потребностями очень медленный, и Вам понадобиться умение ждать. Но, поверьте, оно стоит того, чтобы проявить терпение, ведь Ваша жизнь сделает новый значительный виток в своем развитии и выйдет на более высокий и качественный уровень!