Нарушение познавательных психических процессов Выполнила магистрантка 1 курса МП МЕН Тлеужанова А. Ж Преподаватель : Телепнева Н. Н. 900igr.net. — презентация

Высшие психические функции, также именуемые когнитивные способности личности – сложные по структуре и организации психофизиологические феномены. Процессы высшей психической деятельности не являются результатом генетического наследия человека. Они не даны от рождения, а формируются пожизненно и являются следствием индивидуального опыта человека. Их происхождение и развитие обусловлено культурными и социальными факторами.

Все виды когнитивных способностей человека не существуют изолированно: они системно связаны друг с другом. Особенность высших психических функций: возможность и необходимость сознательного управления ними.

По современным представлениям, когнитивные способности человека базируются на простой условно-рефлекторной деятельности мозга. Это подтверждает тот факт, что любой психический процесс неоднородный по структуре. Он протекает в двух взаимосвязанных плоскостях: на природном (натуральном, непроизвольном, биологическом) пласте и на приобретенном (высшем, произвольном, культурном) уровне.

С помощью высших психических функций человек осуществляет рациональное познание окружающей действительности и целенаправленно взаимодействует с внешним миром. Когнитивные способности обеспечивают восприятие информации, проводят обработку, синтез и анализ данных, дают возможность запоминать, хранить и воспроизводить сведения. Благодаря высшим психическим функциям субъект может обмениваться информацией, отбирать требуемые факты для построения жизненной стратегии, осуществлять избранную программу действий.

Расстройство сенсорно-перцептивной сферы

Информацию о месте воздействия раздражающего фактора несет сенсорный образ. Информацию о форме, размере, месте нахождения воспроизводимого объекта в пространстве несет перцептивный образ.
Определение 1

Ощущения это самые элементарные психические проявления. Они могут восприниматься как осознано, так и нет. Ощущения являются основой симптомов болезни.

В ходе экспериментов выяснилось, что расстройства сенсорно-перцептивной сферы могут носить очень разнообразных характер: от неспособности узнавать простые предметы, до нераспознавания сложных ситуаций.

У больных разными психическими расстройствами восприятие ощущений тоже искажается по-разному. Например, некоторые исследователи приходили ко мнению, что у больных шизофренией функция восприятия не нарушалась. В некоторых случаях функция восприятия была нарушена, больные не смогли опознать определённый предмет.

Так же расстройство сенсорно-перцептивной сферы наблюдается у больных со слуховыми и зрительными галлюцинациями, при истерико-депрессивном синдроме, депрессивно-параноидальном синдроме.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Расстройство психических процессов 450 руб.
  • Реферат Расстройство психических процессов 220 руб.
  • Контрольная работа Расстройство психических процессов 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Сенсорно-перцептивные расстройства бывают следующими:

  • гипостезия (понижение чувствительности в разных частях тела, лица)
  • гиперстезия (болезненно повышенная чувствительность)
  • анестезия (уменьшение чувствительности вплоть до полного прекращения восприятия)
  • парестезия (спонтанно возникающие ощущения, например, покалывания, жжения, бывает синестезия и сенестопатия)
  • иллюзия (это искаженной восприятие, она может быть физическая, физиологическая, психологическая, патологическая)
  • галлюцинация (образ, который появился в сознании без раздражителя)
  • псевдогаллюцинация (образ, который появился в сознании без раздражителя, но показывает предметы, которых не существует в действительности)
  • психологический автоматизм (состоит из псевдогаллюцинаций, бредовыми идеями воздействия, происходит отчуждение собственного психического акта)

Виды

Медицина различает несколько видов. Среди них:

  • патологический – возникает после соматических и душевных патологий;
  • дисгармоничный – врожденная или рано приобретенная диспропорциональность развития психики;
  • дизонтогенез – осложнённое, тормозящее формирование;
  • дегенеративный – напрямую связан с разными психическими болезнями, например, с эпилепсией;
  • непоправимое отклонение сознания.

Помимо того, выделяют слабоумие, ретардацию и асинхронию. Существуют отдельные случаи, впоследствии которых обнаруживаются клинические формы, такие как инфантилизм, аутизм и соматопатия. Разделяют лёгкую, нейродинамическую, анализаторную и психопатическую формы.

Расстройство внимания

Замечание 1

Внимание — это процесс психической деятельности индивида направленной на определенные предметы и явления. Расстройство внимания заключается или в его ослаблении или наоборот в его усилении.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

При ослаблении внимания происходит ухудшение активного компонента внимания и происходит преобладание пассивного.

Еще один признак расстройства внимания — это раздражительность слабого внимания. В результате этого расстройства активный компонент внимания изменяется под воздействием внешних и внутренних раздражителей. В этих случаях, человек моет испытываю навязчивые мысли.

Из-за чрезмерного умственного напряжения происходит снижение внимания. В большинстве случает это является нормой, но, если человек быстро утомляется после непродолжительной работы значит речь идет о патологическом состоянии.

Существует и такая патология как апрозексия, то есть полная потеря внимания. Человек не может направлять и фиксировать свое внимание.

Чрезмерное усиление внимания тоже считается патологическим состоянием. В этих случаях усиливается именно пассивный компонент, при этом происходит снижение активно внимания. Крайним проявлением этого расстройства является гиперметаморфоз, в этом случае больной обращает внимание на несущественные вещи, при этом каждый мелкий раздражитель вызывает у них реакцию.

Симптомы

Симптомы умственной отсталости (олигофрении) характеризуются расстройствами эмоциональных функций, а также значительной интеллектуальной недостаточностью:

  • нарушается или отсутствует познавательная потребность;
  • замедляется, сужается восприятие;
  • возникают трудности с активным вниманием;
  • ребенок запоминает информацию медленно, непрочно;
  • бедный словарный запас: слова используются неточно, фразы неразвиты, речь характеризуется обилием штампов, аграмматизмов, заметны дефекты произношения;
  • слабо развиты нравственные, эстетические эмоции;
  • отсутствуют устойчивые мотивации;
  • ребенок зависим от внешних воздействий, не умеет контролировать простейшие инстинктивные потребности;
  • возникают трудности с прогнозированием последствий собственных поступков.

Расстройства мышления

Расстройство мышления проявляется нарушением процесса познания реальности, формированием умозаключений. Появляется ускорение или наоборот замедление ассоциативного процесса. Ассоциации становятся разорванными, бессвязными. Симптомами расстройства мышления могут выступать:

  • навязчивые мысли
  • бред
  • сверхценность идей

Расстройство мышления могут вызывать биохимические изменения в мозге, например, в следствии нарушения кровообращения, интоксикации, нарушения поступления гормонов. Причиной может быть черепно-мозговая травма, расстройство происходит в следствии повреждений в головном мозге. Психозы, шизофрения так же могут вызвать расстройство мышления. Сильное эмоциональное перенапряжение, депрессия, тревога влияют на мышление, человек сосредоточен на своих внутренних переживаниях.

Высшие психические функции

Восприятие. Страдает уровень анализа и синтеза воспринимаемого.

Моторика. Однообразие, неритмичность, замедленность, плохая пластичность. Синкинезии. Неустойчивость мышечного тонуса, неловкость произвольных движений, бедность мимики, жестов, наличие лишних действий, заторможенность.

Речь. Обычно нарушена больше, чем другие ВПФ, но слабее, чем интеллект. В речи мало отражена функция обобщения, страдает смысловая сторона. Сокращение активного (грубее) и пассивного словаря. Грамматический строй речи нарушен. Недостаток понимания компенсируют исполнением. А.Р.Лурия писал о нарушении регулирующей функции речи (роль речи в саморегуляции).

  • Мышление. Интеллект обычно страдает в наибольшей степени.
  • Личностно-мотивационный уровень (регуляторная функция нарушена)
  • Операциональный уровень (относительно сохранен)
  • Динамический аспект (инертность)
  • Затруднено формирование понятий, не простраиваются логические схемы (неспособность обобщения).
  • Недостаточность развития практического интеллекта.
  • Память.
  • Натуральная, механическая память м.б. лучше нормы (10 слов)
  • Интерференция повышена.
  • Смысловая организация и опосредование снижают эффективность запоминания.
  • Смысловая память также нарушена.
  • Внимание.
  • Недостаточность, снижение объема.
  • Неустойчивость.
  • Произвольное внимание страдает больше. Там, где нет внимания, не м.б. места хотению (Геллер).

Расстройство памяти

Замечание 2

Под расстройством памяти понимают снижение или полное отсутствие функции сохранения и воспроизведения информации.

Существует множество причин, по которым может происходить расстройство памяти. Когда человек чрезмерно физически и эмоционально перегружен, он находится в состоянии стресса. В результате этого происходит деградация когнитивных процессов. Память может снижать из-за голодания, недосыпа. Соматические заболевания также способны ухудшить память. В следствии алкоголизма и наркомании расстройство памяти наступает из-за поражения мозга и воздействия на него токсинов. При ЧМТ нарушение памяти может быть, как незначительном, так и значительным вплоть до полной утраты всей информации. При дегенеративных процессах ЦНС тоже происходит расстройство внимания, так как происходит уменьшение объемов тканей мозга, количество клеток. Психические расстройства такие как шизофрения, эпилепсия влияют на память. При умственной отсталости наблюдается нарушение памяти.

К симптомам расстройства памяти относят гипомнезияю – снижение возможности хранения, запоминания и последующего воспроизведения информации. Человек хуже запоминает имена, адреса и т.д. Амнезия – это еще один из видов расстройства памяти. Амнезия предполагает полную потерю памяти. В этом случае может выпадать информация как за последние несколько часов, так и за последние несколько дней. Одним из вариантов амнезии является фиксальная амнезия, при этом недуге человек теряет способность запоминать текущую информацию. Парамнезия — это качественное расстройство памяти. Она делится на:

  • конфабуляцию (когда пациент забывает событие и заменяет его на вымысел)
  • криптомнезия (пациент считает, что события о которых он прочитал в книге или увидел в фильме, произошли с ним)
  • эхоинезия (ложное воспоминание)

Типы нарушений психического развития

Нарушения психического развития классифицируются на несколько типов.

К основным типам нарушений психического развития можно отнести:

  • дизонтогенез, в том числе поврежденное, замедленное и искаженное развитие;
  • необратимое психическое недоразвитие;
  • дисгармоничное психическое развитие;
  • дегенеративное психическое развитие, связанное с эпилепсией и другими заболеваниями;
  • патологическое психическое развитие, вызванное психическими и соматическими патологиями.

Также выделяют типы нарушений психического развития по шизофреническому процессу: асинхронию, ретардацию и умственную отсталость.

В некоторых случаях проявляются клинические формы нарушений, в том числе акселерация, инфантилизм, аутизм и соматопатия.

Отдельно в медицине выделяют нарушения психического развития, связанные с видом олигофрении – неосложненная, нейродинамическая, анализаторная и психопатическая форма.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные школы или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровье сберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии. Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Диагностика

Поведение ребенка может измениться: внимание его легко направлять; ему тяжело сконцентрироваться; он постоянно повторяет одни и те же действия. В школе такие дети беспокойны, движения их быстры с подергиванием, они постоянно гримасничают; пишут, сильно нажимая на карандаш. Интеллект таких деток может быть нормальным, однако некоторые познавательные компоненты занятий (например, кратковременная память, планирование действий) нарушены, замедлилось их развитие. Могут выявиться разные частичные нарушения: речи, движений и ориентации. Частое нарушение в этой области – это легастения (трудности в обучении навыкам письма и чтения).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: