Психология научения. Виды и механизмы научения


Научение

Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Это понятие возникло в зоопсихологии (Торндайк). Существует множество форм научения, свойственные конкретным стадиям развития психики.

В этологии выделяют два типа научения:

— облигатное (обязательное) научение — освоение видоспецифического инстинктивного, жизненно-важного поведения в ходе обучения в определенный сензитивный период (напр., видоспецифический «смертельный укус» у кошачьих, «песня» у снегирей, речь и прямохождение у человека). Результат обучения вполне укладывается в рамки видового поведенческого стереотипа.

— факультативное научение — индивидуальный опыт конкретной особи, не являющийся видоспецифическим и жизненно необходимым. Границы, в которых возможно ф. н., различаются в зависимости от эволюционной ступени; для человека они максимальны.

По степени участия субъекта выделяют следующие формы научения:

— реактивные формы научения (привыкание, сенсибилизация, инпринтинг, классическое обусловливание).

— активные формы научения (менее сложные — оперантное научение, более сложные — когнитивное научение).

Примеры основ научения

Если только задуматься, примеров оперантного научения (оперантное обусловливание) в повседневной жизни встречаются очень часто: школьники, что делают заданные домой упражнения, взамен на это получат награду от родителей; сотрудники, которые при достижении заданной нормы получат повышение зарплаты или служебное продвижение. Это лишь те примеры, что показывают на перспективу награды в случае выполнения задания, но научения можно использовать и для того, чтобы отучить человека от привычки наказанием либо лишением желаемого.

К примеру, школьников можно отучить разговору на уроках, нужно просто лишить их возможности развлекаться на ожидаемой перемене.

Имеющиеся компоненты оперантного научения

Подпитка либо же подкрепление – это неопределённое действие, что способно повлиять на развитие необходимой модели поведения.

Всего существует 2 вида подпитки:

  1. Позитивное оперантное обусловливание – вознаграждение, его используют для того, чтобы поощрить необходимую модель поведения: к примеру, это может быть похвала или желаемая награда;
  2. Негативное оперантное обусловливание – действия или результаты не приносящие удовольствия, что прекращаются для поощрения при достигнутом поведении.

И первый и второй вид подкрепления используют для поощрения той модели поведения, которой вы добиваетесь. Наказание используется для тех случаев, когда необходимо прекратить нежелательную модель поведения.

Всего можно выделить 2 вида наказаний:

  1. Позитивное наказание – в этом случаи используют нежелательное действие, для того чтобы снизить последующую реакцию;
  2. Негативное наказание – прекращение не желаемого действия, чтобы ослабить реакцию за ним. Оба вида используют для снижения нежелательной модели поведения.

Оперантное обусловливание, поведение (поведение которое было вызвано научением) можно определить особыми событиями, что обычно следуют за реакцией. Таким образом, за определённым поведением идёт следствие, и образование того самого следствия заменяет тенденцию организма отражаться данным поведением в дальнейшем.

Простейшие (инстинктивные) формы научения

Эти формы научения доступны организмам, находящимся уже на стадии элементарной (сенсорной) психики. Оно является инстинктивным.

Инстинкт — врожденная (двигательная!) форма поведения. Это достаточно жесткая программа, последовательность элементарных движений, каждое из которых возникает в ответ на определенное воздействие среды (т. е. схема S–R). Заложенная в инстинкте программа поведения может быть реализована только тогда, когда каждое звено в этой цепи выполняется в правильной последовательности.

Привыкание (габитуация) — постепенное уменьшение ответной реакции как результат продолжающийся или повторяющейся стимуляции (и не сопровождающейся подкреплением).

В отличие от привыкания, при утомлении снижается внимание ко всем раздражителям.

В отличие от сенсорной адаптации, привыкание — это психический, а не чисто физиологический процесс.

Сенсибилизация – процесс, противоположный привыканию. При ней повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний становится все более и более чувствительным к данному стимулу.

Импринтинг (автор термина К. Лоренц) — «запечатление» объекта инстинктивного поведения (напр., при инстинктивной реакции следования). Некое инстинктивное поведение запускается «ключевым раздражителем», однако сам этот раздражитель заранее конкретно не определен, и зависит от наличных условий. Последствия импринтинга необратимы.

Птенцы-самцы серого гуся и белолобого гуся запечатлевают своих матерей как образец самки своего вида. Если птенцам-самкам дикой утки в сензитивный период показывать самца-альбиноса, впоследствии их половое поведение будет направлено на селезней-альбиносов.

Последовательное научение.

Некоторые виды научения требуют выполнения отдельных поведенческих актов, каждый из которых по отдельности осваивается легко, но затем они объединяются в определенную последовательность. Исследования одного из видов последовательного научения, т.н. серийного вербального научения, были начаты немецким философом и психологом Г.Эббингаузом (1850–1909). Эксперименты Эббингауза предполагали запоминание списков слов или слогов в определенном порядке и впервые продемонстрировали несколько хорошо известных законов, в частности закон, определяющий способность к запоминанию элементов последовательности. Этот закон «места в серии» гласит, что в любой последовательности легче всего запоминается ее начало, затем конец, а наиболее трудно – часть, следующая непосредственно за серединой. Эффект места в серии проявляется при выполнении любого задания такого рода – от запоминания телефонного номера до заучивания стихотворения.

Овладение навыком представляет собой другой вид последовательного научения, отличающийся от вербального тем, что заучивается последовательность не вербальных, а двигательных реакций. К какой бы области ни относился навык – спорту, игре на музыкальном инструменте или завязыванию шнурков, – овладение им почти всегда предполагает три стадии: 1) инструктирование, цель которого – определить стоящую перед исполнителем задачу и дать рекомендации по способам ее выполнения; 2) тренировка, при которой требуемые действия выполняются под контролем сознания, сначала медленно и с ошибками, потом быстрее и правильнее; 3) автоматическая стадия, когда поведенческие акты протекают гладко и требуют все меньше и меньше осознанного контроля (примерами автоматического навыка служат завязывание шнурков, переключение передач в автомобиле, ведение мяча опытным игроком в баскетбол).

Более сложные (индивидуальные) формы научения

Навык – деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.

Это форма факультативного научения, индивидуального прижизненного опыта. Навык формируется на основе инстинктивного поведения, но по сути это индивидуально-изменчивое поведение.

Свойства навыка:

    это более гибкое и активное приспособление к среде. Навык строится, формируется по ходу выполнения, с учетом изменения условий; в навыке операций больше, чем в инстинкте (там она всего одна), а выбор операции зависит от условий и ситуаций. навык можно перенести и использовать в новых условиях (эта возможность зависит от стадии развития психики).

Виды научения на основе навыка:

    классическое обусловливание (Павлов) оперантное научение (Скиннер, Торндайк) когнитивное научение (Толмен, Кёлер, Бандура).

Частичное подкрепление.

Инструментальное научение с использованием поощрения – например, приучение крысы в ящике Скиннера нажимать на рычаг ради получения пищи или похвала ребенку, когда он говорит «спасибо» и «пожалуйста», – предполагает несколько видов зависимости между поведением и поощрением. Самый обычный вид зависимости – постоянное подкрепление, при котором награда выдается за каждую правильную реакцию. Другой вариант – частичное подкрепление, предлагающее поощрение только при некоторых правильных реакциях, скажем в каждом третьем случае желаемого поведения, или в каждом десятом, или при его первом проявлении каждый час или каждый день. Воздействие частичного подкрепления важно и представляет большой интерес. При частичном подкреплении для освоения желаемого поведения требуется больше времени, но результаты оказываются гораздо более стойкими. Сохранение эффекта особенно заметно, когда поощрение прекращается; такая процедура называется «угасанием». Поведение, освоенное при частичном подкреплении, сохраняется надолго, а освоенное при постоянном подкреплении быстро прекращается.

Обусловливание ()

Это новая форма поведения, возникающая в результате установления связи между врожденными формами поведения (безусловными рефлексами) и новым раздражителем (условным раздражителем). В результате обусловливания, новый произвольный раздражитель условный стимул может запустить рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом.

Пример. Если голодной собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с появлением мяса каждый раз будет звенеть звонок, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей. В результате желудочный сок будет выделяться в ответ на звонок, даже если мясо не предъявлено.

Сформировавшийся таким образом условный рефлекс может в дальнейшем служить базой для формирования условных рефлексов второго и высших порядков, а также интегрирования (формирования единой сложной условной реакции на базе множества простых).

В целом, обусловливание происходит по схеме классического бихевиоризма (S→R). Новое поведение «исторически связано» с известным безусловным стимулом.

Вторичное подкрепление.

В ходе ассоциативного научения некоторые сигналы, которые изначально не имели никакой ценности или не говорили об опасности, соединяются в сознании с событиями, обладающими ценностью или связанными с опасностью. Если это происходит, сигналы или события, ранее носившие нейтральный характер, начинают сами действовать как поощрение или наказание; такой процесс носит название вторичного подкрепления. Классический пример вторичного подкрепления – деньги. Животные в ящике Скиннера готовы нажимать на рычаг, чтобы завладеть специальными жетонами, обмениваемыми на пищу, или добиться того, что начнет звонить звонок, со звуком которого они приучены отождествлять появление еды. Научение, приводящее к избеганию, иллюстрирует вариант вторичного подкрепления через наказание. Животное выполняет определенные действия при появлении сигнала, который, хотя сам и не является неприятным, постоянно сопровождает какое-то неприятное событие. Например, собака, которую часто бьют, съеживается и обращается в бегство, стоит ее хозяину поднять руку, хотя в самой по себе поднятой руке ничего опасного нет. При использовании для контроля за поведением положительного и отрицательного вторичного подкрепления нет необходимости в частом фактическом поощрении или наказании. Так, когда животных дрессируют по методу последовательных приближений, подкреплением при каждой попытке обычно служит лишь щелкающий звук, который до этого регулярно сопровождал появление пищи.

Оперантное научение (Б. Скиннер, Э. Торндайк)

Оперант — это некий способ поведения. «Операнты, которые приводят к подкреплению (приятным для индивида последствиям), в будущем встречаются чаще» («Закон выгоды», сформулированный Скиннером).

Пример. Лабораторная крыса помещалась в «ящик Скиннера» (пустой ящик с педалью внутри) и получала полную свободу действий. В процессе хаотичного исследования ящика крыса задевала педаль и получала порцию пищи. После нескольких таких случайных нажатий на педаль у крысы формировалась новая форма поведения, которая не была связана ни с какими предшествующими стимулами.

Т. е. принципиальное отличие оперантного научения от обусловливания — это отсутствие прямой связи с безусловным стимулом. Подкрепить можно любое поведение. Само поведение может быть как случайным, так и подражательным.

Подкрепление может быть положительным (дать приятный стимул) или отрицательным (убрать неприятный стимул), и гарантированно ведет к укреплению способов поведения, вслед за которыми оно следует.

Наказание также может быть положительным (дать неприятный стимул) или отрицательным (удалить приятный стимул), однако в отличие от подкрепления, ведет к непредсказуемым последствиям — например, к поиску способов избегнуть наказания и получить желаемое.

Пример. Человек в случае штрафа вынужден искать иные формы поведения, чтобы избежать штрафа. Часто оказывается так, что эти новые «обходные» формы поведения бывают еще менее желательными, чем те, которые вызвали наказание.

Разновидностью оперантного научения является научение вследствие подражания.

Выделяют две формы подражания:

1) обычное подражание — подражание без оценки последствий для себя.

Пример. Японские макаки и батат. Исследователи разбили свою стоянку около того места, где жило стадо японских макак. Перед едой исследователи мыли в реке бататы (сладкий картофель). Вскоре нечто подобное стали делать молодые самцы обезьян. Подобные действия для них не являлись необходимыми, это не было направлено на защиту организма или стада: обезьяны вполне могут питаться продуктами без их предварительной очистки и мытья. Затем все большее и большее количество обезьян стало совершать подобные действия.

2) викарное подражание («научение через наблюдение», «социальное научение») — подражание модели при частичном понимании последствий своих действий для себя. андуры было то, что для закрепления воспроизводимости операнта достаточно лишь наблюдения за тем, поощряется ли или наказывается за это поведение объект наблюдения.

Пример 1. Кукла Бобо. Актер в присутствии группы детей издевался над куклой Бобо и избивал ее, получая за это прилюдную похвалу. Когда детям после этого позволили поиграть с Бобо наедине, те вели себя по отношению к ней схожим образом агрессивно. Эти агрессивные стереотипы поведения воспроизводились и спустя многие месяцы.

Получить полный текст

Пример 2. Фишки. Дети играли в кегли и получали в случае успеха фишки, которые могли поменять на весьма привлекательные вещи. Взрослый (актер) играл вместе с ними, но часть фишек каждый раз, ничего не объясняя, жертвовал (опускал в кружку) благотворительному фонду. Довольно скоро дети начали поступать так же. Спустя месяцы дети приняли участие в совершенно другой игре, но и тогда большое число фишек оказалось в кружке благотворительного фонда.

Примеры оперантного научения

Как пример, можно рассмотреть катание на доске, метание дротиков, игру на фортепиано или написание своего же имени – это считается образцами оперантной реакции, результаты, которые возможно контролировать, следующем за поведением. Это самостоятельно приобретённые реакции, для них не может существовать стимул, который мы могли бы распознать.

Скиннер не отрицал, что рассуждать о возникновении оперантный метод поведения – бессмысленно. Ведь нам не могут быть известны стимулы или внутренние причины, что ответственны за появление его. То есть, оно возникло спонтанно.

В случаях, когда последствия благоприятно отражаются на организме, вероятность повторения в дальнейшем операнта будет усиливаться. Когда это происходит – любые последствия подпитываются, и оперантное обусловливание, получены благодаря подкреплению – обусловливаются. Величина стимула позитивного подкрепления определяется соответственно воздействию на последующую частоту реакции, что ранее ему предшествовали. Таким образом, теория действует и противоположно, в случаи, когда реакция неблагоприятно и не имеет подкрепления, вероятность получения операнта значительно уменьшается.

Когнитивное научение

— это научение, которое происходит вследствие познавательной деятельности. Оно основано на необихевиористской схеме поведения S→O→R, где между стимулом и реакцией имеются «внутренние переменные поведения» (цели; знания об условиях, понимание задачи; способности; п риспособительные акты, замещающие реальное поведение).

Латентное (скрытое, непроизвольное) научение (Э. Толмен)

Непроизвольное формирование т. наз. когнитивной карты (целостного перцептивного образа-схемы ситуации и своих возможных действий в ней) в результате ориентировочно-исследовательской активности. Возможно для организмов, находящихся на перцептивной стадии развития психики (предполагающей понимание связей между предметами).

Если во время эксперимента крысе позволяют бродить по лабиринту без какого-либо подкрепления, то позднее, оказавшись в лабиринте, оно пройдет его быстрее, чем другие животные, не обладающие предварительным опытом. Это означает, что научение произошло само, без подкрепления.

Хотя латентное научение напрямую не связано с подкреплением, оно происходит интенсивнее в связи с подкреплением:

Пример. Опыт Толмена с крысами. Три группы крыс тренируют находить выход из лабиринта в течение 22 дней.

Крысы в 1-й группе получали корм на выходе каждый раз (и к концу опыта научились проходить лабиринт с первой пробы, без заходов в тупики).

Крысы во 2-й группе получали корм на выходе начиная с 11-го дня (и с этого дня значимо улучшают показатели);

Крысы в 3-й группе не получали корм никогда (и практически не улучшили показатели к концу опыта).

Научение путем инсайта (В. Кёлер)

Инсайт (озарение) — осознание новых отношений и функций предметов в некой ситуации. Возможно для организмов, находящихся на интеллектуальной стадии развития психики, различающих цели задачи и средства ее решения, и способных к решению двухфазных задач (1 — фаза подготовки, 2 — фаза реализации). По мнению гештальт-психологов, инсайт есть переструктурирование гештальта (построение нового образа ситуации на основе нового ее понимания). Кёлер считал, что инсайт происходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта, однако «вспышке» инсайта предшествует фаза подготовки — оценки ситуации, а зачастую и многократные пробы и ошибки, необходимые для предварительного прояснения ситуации.

Пример. Опыт с шимпанзе, бананом и двумя палками. Шимпанзе находится в клетке, к потолку подвешен банан, который она достать не может, и короткая палка. За пределами клетки лежит длинная палка. Сначала обезьяна пытается достать банан при помощи короткой палки, что ей не удается. Затем она пытается дотянуться лапой до длинной палки, что также невозможно. После многочисленных проб, реакций беспокойства и гнева, обезьяна демонстрирует мгновенный инсайт (понимание целостной ситуации): не раздумывая далее, она берет короткую палку, достает с ее помощью длинную палку, и уже длинной палкой достает банан.

Опыт, полученный в ходе инсайта, сохраняется в памяти с одной попытки в качестве общего принципа решения задачи; возможно его перенесение на новые ситуации.

Научение путем формирования понятий

— научение процессу абстрагирования, когда человек учится упрощать мир до выделения в нем главных сторон какого-то явления. Этот вид научения доступен лишь человеку, как организму, обладающему сознанием, основанным на речевой системе знаков.

Навык — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.

Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.

В отличие от привычки, навык, как правило, не ситуативен (не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях).

Понятие научения. Уровни и виды научения

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 9Следующая ⇒

Наиболее общим понятием является научение. Интуитивно каждый из нас представляет, что такое научение. О научении говорят в том случае, когда человек стал знать и (или) уметь то, чего не знал и (или) не умел раньше. Эти новые знания, умения и навыки могут быть следствием деятельности, направленной на их приобретение, или выступать как побочный эффект поведения, реализующего цели, не связанные с данными знаниями и умениями.

Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли). Такие привычные и распространенные понятия, как эволюция, развитие, выживание, приспособление, отбор, совершенствование, имеют некоторую общность, наиболее полно выражающуюся в понятии научения, которое пребывает в них или явно, или по умолчанию. Понятие развития, или эволюции, невозможно без предположения о том, что все эти процессы происходят вследствие изменения поведения живых существ. А в настоящее время единственным научным понятием, полно охватывающим эти изменения, является понятие научения. Живые существа научаются новым видам поведения, которые обеспечивают более эффективное выживание. Все, что существует, приспосабливается, выживает, приобретает новые свойства, и это происходит по законам научения. Итак, выживание в основном зависит от способности к научению.

В зарубежной психологии понятие «научение» часто употребляется как эквивалент «учения». В отечественной психологии (по крайней мере — в советский период ее развития) принято использовать его применительно к животным. Однако в последнее время ряд ученых используют этот термин и применительно к человеку.

Для лучшего понимания различий между научением, учением и обучением воспользуемся классификацией деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт. Все деятельности, в которых человек приобретает опыт, можно разделить на две большие группы: деятельности, в которых познавательный эффект является побочным (дополнительным) продуктом и деятельности, в которых познавательный эффект является прямым ее продуктом.

Научение включает в себя приобретение опыта во всех видах деятельности вне зависимости от его характера. Кроме того, приобретение опыта как побочного продукта в зависимости от регулярности может быть в определенных видах деятельности стабильным, более-менее постоянным, а также — случайным, эпизодическим.

Приобретение опыта в качестве стабильного побочного продукта может происходить в процессе стихийного общения, в игре (если она не организуется взрослым специально с целью усвоения ребенком какого-либо вида опыта).

Во всех этих видах деятельности (игра, труд, общение, преднамеренное познание) опыт может приобретаться также в качестве случайного побочного продукта.

Вторую большую группу деятельностей, в которых человек приобретает опыт, составляют такие их виды, которые осознанно или неосознанно осуществляются ради самого опыта.

Рассмотрим сначала деятельности, в которых приобретение опыта производится без постановки соответствующей цели. Среди них можно выделить такие типы: дидактические игры, стихийное общение и некоторые другие деятельности. Все они характеризуются тем, что, хотя субъект приобретения опыта не ставит перед собой цели — овладеть данным опытом, он его закономерно и стабильно получает в конце их процесса. При этом познавательный результат является единственным, рациональным оправданием затрат времени и сил субъекта. Вместе с тем реально действующий мотив сдвинут на процесс деятельности: человек общается с другими или играет потому, что получает удовольствие от самого процесса общения или игры.

Помимо дидактической игры и стихийного общения приобретение опыта в качестве прямого продукта, но без сознательной цели достигается также в свободном наблюдении, в ходе чтения художественной литературы, просмотра кинофильмов, спектаклей и пр.

Открытие или усвоение становятся одними из наиболее значимых критериев классификации видов познания. В свою очередь усвоение также предполагает два варианта:

когда опыт дан в готовом виде, но субъект усвоения должен самостоятельно подготовить все или некоторые условия, обеспечивающие процесс усвоения;

когда он выполняет лишь познавательные компоненты этой деятельности, а условия усвоения подготавливаются другими людьми.

Последний вариант представляет для нас наибольший интерес, поскольку отражает существенные черты явления, имеющего место в любом человеческом и заключающегося в передаче старшим поколением младшему опыта, которым располагает общество. Этот вид деятельности и есть учение.

Научение — это процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Как уже подчеркивалось выше, в отечественной психологии понятие научения было принято использовать применительно к животным. Ю.М. Орлов, придавая огромное значение этому понятию в науке, подчеркивает, что «в психологии пожалуй нет другого понятия, имеющего столь огромное значение для понимания человека как научение. Научение — понятие, обозначающее процесс становления новых видов поведения. Оно имеет место всюду, где есть поведение. Вместе с тем, это понятие одно из тех, которое мало используется людьми в понимании себя и других. Меня поражал тот факт, что так называемая советская психология, к которой я сам принадлежу, поскольку мне присвоена ученая степень доктора психологических наук, эта психология вообще обходилась без этого понятия. Слово «научение» было исключено из учебников и книг по психологии. Там, где без него невозможно было обойтись, слово «научение» заменялось «усвоением», понятием, которое имеет совершенно иной смысл. Когда мы говорим «усвоение», то предполагается, что существует некое готовое поведение, которое усваивается. Научение же предполагает становление новых видов поведения. В трудах по педагогике понятие научения только предполагалось, скрываясь за словами «формирование», «обучение», «воспитание».

Термин «научение» применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания он охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т.д.).

В психологической науке существует ряд различных трактовок научения. Например, Л.Б. Ительсон считает, что «все основные изменения поведения и деятельности ребенка в процессе его «превращения в человека» являются фактами научения». Далее ученый подчеркивает, что «научение выступает как ведущий фактор развития, с помощью которого у детеныша вида «хомо сапиенс» формируются человеческие формы поведения и отражения реальности, происходит процесс превращения биологической особи в субъекта человеческого отношения к миру».

В.Д. Шадриков в предельно общей форме научение определяет как «систематическую модификацию поведения при повторении ситуации и (или) под влиянием прошлого опыта на основе образования связей, сохранения следов и их реорганизации».

Иначе трактует это понятие Р.С. Немов. Он рассматривает его через понятие учения: «Когда же хотят подчеркнуть результат учения, то пользуются понятием научение. Оно характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности. Этимологически это понятие происходит от слова «научиться» и включает все то, чему действительно может научиться индивид в результате обучения и учения. Заметим, что обучение и учение, учебная деятельность в целом могут не иметь видимого результата, выступающего в форме научения. Это еще одно основание для разведения обсуждаемых понятий и их параллельного использования».

Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами или мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт — знания, умения, навыки (у человека) и новые формы поведения (у животных).

Как всякое приобретение опыта, научение включает протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (запоминание непроизвольное). У животных научение — основная форма приобретения опыта. Направленное учение у животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации, подражание).

Способностью к научению обладают в основном виды, далеко продвинувшиеся в эволюционном развитии. Если инстинктивное поведение эффективно в обычной для животного среде и обычных обстоятельствах, то справляться с новыми ситуациями и непривычной обстановкой, формировать новые поведенческие акты могут, в сущности, лишь особи тех видов, у коих преобладает способность к научению и выработке навыков.

Зачатки возможности научения обнаруживаются уже у дождевых червей. В средней степени оно проявляется у рыб, амфибий, рептилий. Эта способность развивается по мере продвижения по эволюционной лестнице. У наиболее продвинутых форм — шимпанзе и человека — почти нет форм поведения, позволяющих с момента рождения без тренировки адекватно приспосабливаться к среде. У человека почти единственные формы поведения, которым он не должен обучаться, — это врожденные рефлексы, дающие возможность выжить после появления на свет: рефлекс сосательный, глотательный, чихательный, мигательный и пр. У человека роль и значение научения меняются в ходе онтогенеза. В дошкольном возрасте научение — основной способ приобретения опыта, затем оно отодвигается на второй план, уступая место учению — учебной деятельности, хотя и не теряет значения полностью. Важнейший фактор научения — место усваиваемого материала в соответствующей деятельности. Человек лучше научается материалу, который занимает место цели деятельности.

Виды научения

Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное.

Характерным для ассоциативного научения является образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическим процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной).

Со времен Аристотеля до наших дней основной принцип научения — ассоциация по смежности — формулируется сходным образом. Когда два события повторяются с небольшим интервалом (временная смежность), они ассоциируются друг с другом таким образом, что возникновение одного вызывает в памяти другое. Русский физиолог И.П. Павлов (1849-1936) первым занялся исследованием в лабораторных условиях свойств ассоциативного научения. Он обнаружил, что, хотя звук колокольчика первоначально никак не отражался на поведении собаки, однако, после регулярного звонка в момент кормежки, через некоторое время у собаки вырабатывался условный рефлекс: звонок сам по себе начинал вызывать у нее слюноотделение. Павлов измерял степень научения количеством слюны, выделившейся при звонке, не сопровождавшемся кормежкой. Метод выработки условных рефлексов основан на использовании уже существующей связи между специфической формой поведения (слюноотделением) и неким событием (появлением еды), которое вызывает эту форму поведения. При формировании условного рефлекса в эту цепочку включается нейтральное событие (звонок), которое ассоциируется с событием «естественным» (появлением еды) настолько, что выполняет его функцию.

Психологи подробно исследовали ассоциативное научение методом так называемых парных ассоциаций: вербальные единицы (слова или слоги) заучиваются парами; предъявление впоследствии одного члена пары вызывает вспоминание о другом. Этот тип научения имеет место при овладении иностранным языком: незнакомое слово образует пару со своим эквивалентом на родном языке, и эта пара заучивается до тех пор, пока при предъявлении иностранного слова не будет восприниматься тот смысл, который передает слово на родном языке.

При интеллектуальном научении предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.

Уровни научения

Каждый вид научения можно разделить на два подтипа:

рефлекторный;

когнитивный.

Когда научение выражается в усвоении определенных стимулов и реакций, его относят к рефлекторному; при усвоении определенных знаний и определенных действий говорят о когнитивном научении.

Научение происходит постоянно, в самых различных ситуациях, видах деятельности. В зависимости от пути, которым достигается научение, оно делится на два разных уровня — рефлекторный и когнитивный.

На рефлекторном уровне процесс научения носит бессознательный, автоматический характер. Таким путем ребенок научается, например, различать цвета, звук речи, ходить, доставать и перемещать предметы. Сохраняется рефлекторный уровень научения и у взрослого человека, когда он непреднамеренно запоминает отличительные особенности предметов, усваивает новые виды движений.

Но для человека гораздо более характерным является высший, когнитивный уровень научения, который строится на усвоении новых знаний и новых способов действия посредством сознательного наблюдения, экспериментирования, осмысления и рассуждения, упражнения и самоконтроля. Именно наличие когнитивного уровня отличает научение человека от научения животных. Однако не только рефлекторный, но и когнитивный уровень научения не превращается в учение, если он управляется какой-либо иной целью, кроме цели усвоить определенные знания и действия.

Как показали исследования ряда психологов, в ряде случаев стихийное, непреднамеренное научение может оказаться весьма эффективным. Так, например, ребенок лучше запоминает то, что связано с его активной деятельностью и необходимо для ее выполнения, чем то, что он заучивает специально. Однако в целом преимущество оказывается бесспорно на стороне сознательного целенаправленного учения, так как только оно может дать систематизированные и глубокие знания.

⇐ Предыдущая2Следующая ⇒


ПЕРЕНОС И ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ

Научение определенному типу поведения редко происходит изолированно. Чаще имеет место сходство между теми ситуациями, в которых осваиваются разные типы поведения, или сходство между самими типами поведения. Когда, например, сходны между собой два последовательных учебных задания, выполнение первого из них облегчает выполнение второго; такой эффект называют «переносом». Положительный перенос возникает в том случае, если освоение первого умения помогает в освоении второго; например, научившись играть в теннис, человек легче научится играть в бадминтон, а ребенок, умеющий писать на доске, легче освоит письмо ручкой на бумаге. Отрицательный перенос происходит в противоположных ситуациях, т.е. когда освоение первой задачи мешает научиться выполнять вторую: например, неправильно запомнив имя нового знакомого, труднее выучить правильное имя; умение переключать передачи в автомобиле одной марки может затруднить пользование автомобилем другой марки, где все рычаги расположены иначе. Общий принцип заключается в следующем: положительный перенос возможен между двумя видами деятельности, если второй из них требует такого же поведения, как и первый, но в иной ситуации; отрицательный перенос возникает при освоении нового способа поведения взамен прежнего в той же ситуации.

Отрицательный перенос представляет особый интерес. При его экспериментальном изучении используют «угасание», т.е. процедуру, когда поощрение прекращается. Хотя такие опыты обычно проводятся для того, чтобы проследить за исчезновением ранее подкрепляемого поведения, они позволяют придти к выводу, что последнее всегда замещается новым поведением – пусть даже всего лишь бездействием. Широко исследовалась также т.н. вербальная интерференция, суть которой в том, что новый словесный материал хуже запоминается из-за наложения другого, уже известного материала того же рода; в таких случаях задача ассоциативного научения – сформировать новую ассоциацию к слову или предмету, уже с чем-то ассоциирующемуся (например, когда от испытуемого требуется запомнить, что по-французски его любимец называется chien, а не собака). Наконец, в психотерапии существует метод противообусловливания, в соответствии с которым пациентов, страдающих навязчивым страхом (фобией), обучают расслабляться при виде предмета, вызывающего страх, или чего-то, что его символизирует. Так, пациент, боящийся змей, сначала обучается методу глубокой релаксации, а затем его постепенно приучают во время расслабления думать о змеях, заменяя существовавший ранее страх спокойным поведением. Во всех таких ситуациях, когда возникают две интерферирующие реакции, выраженность конфликтующих типов поведения отчетливо зависит от времени, истекшего с момента их освоения. Если оценивать успех немедленно после того, как было освоено новое задание – либо в серии экспериментов без поощрения, либо путем неоднократного называния собаки словом chien или повторяющегося сочетания релаксации с представлением о змее, – второй тип поведения оказывается доминирующим. Однако, если возникает перерыв в тренировках, вновь проявляется первый тип поведения. Например, если человек, старательно упражняясь, научился наконец переключать передачи в новом автомобиле, где рукоятки расположены иначе, чем в старом, то недельный перерыв приведет к восстановлению прежней привычки и ошибкам в применении нового навыка. Периодические тренировки поведения нового типа раз от раза уменьшают вероятность рецидивов, но, поскольку прежние действия ни при каких условиях не искореняются совсем, некоторые специалисты склонны считать, что изначальное научение никогда полностью не стирается, и новые реакции лишь доминируют над старыми.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: