Вселенная полна неизученными и необычными вещами. Она функционирует по собственным законам и часто не поддается рациональности и логике. Используя исключительно точные знания, мы не познаем многое из того, что до этого было окутано тайной. И в тот момент, когда человек сталкивается с тем, что ему непонятно, в силу вступает абстрактное мышление – что это такое в психологии простыми словами, а также примеры из жизни я приведу ниже.
Определение понятия
Умение мыслить помогает индивиду находить выход из сложившейся ситуации, формировать свой взгляд на мир. Но эта способность бывает нескольких разновидностей:
- Точное – имеются знания, информация и четкое понимание того, что происходит.
- Обобщенное – данных нет, и личность может только предполагать и догадываться.
Именно ко второму типу и относится абстракция. Если говорить научным языком, то это вид познавательной деятельности, когда происходят общие рассуждения без учета конкретных деталей. Это дает возможность рассмотреть случившееся с разных сторон и отыскать разнообразные методы ее разрешения.
Конечно, такое происходит не всегда. Представим себе, что мужчина лежит на кровати и листает ленту в социальной сети. Первое, что приходит на ум – «Он лентяй». Такой вывод мы, скорее всего, сделаем исходя из того, что видим. Но ведь на самом деле произойти могло и нечто другое. Он прилег на 10 минут отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Он приболел и поэтому не в силах заняться делами. Появляется много вариантов, и если мы отойдем от конкретики и рассмотрим все под различными углами, то сможем понять и узнать много нового.
Абстрактные мысли имеют приблизительное значение. Здесь нет места конкретной информации, а во время процесса применяются такие фразы, как «в общем», «возможно».
Способы развития логического мышления
Если вы твердо решили взяться за прокачку своего мозга, то первым делом необходимо искоренить свою лень и заняться поиском подходящих методов и заданий. Существует огромное множество способов для тренировки мышления. Рассмотрим некоторые из них более подробно:
Настольные игры. Парные и для большой компании друзей, серьезные и юмористические – выбор огромен, необходимо только определить, какой тип более интересен именно вам. К самым популярным настольным играм для развития логического мышления человека относятся:
- Шахматы;
- Шашки;
- Нарды;
- «Монополия» («Большой бизнес»);
- «Эрудит» («Скрэббл», «Балда»);
- Карточные игры («Манчкин», «Уно»).
Логические задачи. В поиске и выборе логических задач используйте книги или же Интернет, где полным-полно различных примеров и тематических подборок. Начинайте с самого легкого уровня, постепенно увеличивая нагрузку, продвигайтесь к наивысшему уровню сложности. Если не знаете ответа, не стесняйтесь подглядывать, ведь знание исходных данных поможет понять ход решения и построение логической цепочки. К данному виду задач относятся:
- Ребусы;
- Графические головоломки;
- Текстовые задачи;
- Загадки;
- Анаграммы;
- Пазлы;
- Кубик Рубика;
- Пасьянсы («Маджонг», разновидности карточных раскладов).
Пример логической задачи: Семь сестер проводят вместе досуг. Первая играет в шахматы. Вторая – читает. Третья – убирает. Четвертая – поливает цветы. Пятая – играет с котом. Шестая – вышивает. А что же делает седьмая сестра? Правильный ответ: седьмая сестра играет в шахматы с первой.
- Тестовые задания на сообразительность. Существует много онлайн-тестов, основанных на принципе причинно-следственных связей. Чаще всего это игры по типу «Найди лишнее».
- Ребусы, кроссворды, сканворды, чайнворды и прочее. Особо сложными являются именно цифровые виды – японские кроссворды и судоку. Также отличным заданием для развития способности логично мыслить будет самостоятельное составления кроссворда.
- Освоение дедуктивного и индуктивного методов. Дедукция – это логика в чистом виде. В 99,99% дедуктивный метод дает правильный ответ на решение задачи. В обыденной жизни чаще используется индукция – рассуждения, основанные на фактах, которые имеют определенный процент ложности. Если объяснить более простым языком, то индуктивные рассуждения начинаются с частных умозаключений и ищут подтверждение в общих понятиях. Дедуктивный способ, наоборот, берет свое начало из внешнего мира, а вывод уже представлен в форме индивидуальных умозаключений.
Пример дедуктивного метода: Пришла зима и поэтому на улице идет снег.
Пример индуктивного метода: На улице пошел снег, следовательно, наступила зима.
Суть и польза
Итак, умение мыслить помогает человеку строить собственные взгляды на окружающий мир, справляться с жизненными трудностями, достигать целей. Но в большинстве случаев мы используем точную разновидность, оперируя детальными данными.
Когда мы видим парня, сидящего на лавочке и щелкающего семечки, нам кажется, что он бездельник. То есть мы размышляем на основе той конкретики, которая перед нами. Но ведь можно делать это более обобщенно, и тогда мы узнаем намного больше.
Отстраняясь от фактов и предполагая контекст, мы понимаем, что возможно юноша поссорился со своей девушкой, а до этого отрекся от курения и поэтому заменяет сигарету подобным образом. Или сегодня у него свободный день и он решил расслабиться и подышать свежим воздухом. Абстракционное мышление дает нам простор для воображения, посмотреть на происходящее с различных точек зрения и узнать много всего любопытного.
Этот метод особенно полезен в конкретных повседневных событиях, когда личность попадает в интеллектуальный тупик. То есть она затрудняется с нахождением разрешения проблемы или выработкой объективного взгляда. Но абстрагирование позволяет заметить то, что раньше было не таким явным.
Как и в чем проявляется абстрактное мышление
- Профессиональная деятельность. Во многих областях человеческой деятельности задействовано абстрактное мышление. Например, в психологии, философии, инженерии или логистике. Абстрактное мышление позволяет быстро решать задачи, запоминать огромное количество данных и разбираться в них.
- Отношения. Абстрактное мышление делает наши представления и размышления о других людях более объёмными и развернутыми.
- Обучение. Абстрактное мышление начинает формироваться еще в детстве и развивается всю жизнь. Эта способность помогает в изучении наук и искусств, в частности математики, биологии, философии и т.д.
- Личностный рост. Развивая абстрактное мышление, человек повышает уровень интеллекта, начинает смотреть на мир шире, его суждения становятся более глубокими.
- Психологическое здоровье. Абстрактное мышление развивает способность работать со своими эмоциями, справляться со страхами, стрессом и депрессией.
- Творчество. Абстрактное мышление напрямую связано с работой нашего воображения, с возможностью мечтать, фантазировать и визуализировать.
Абстрактно-логический вид размышлений
В этом случае применяются абстракции – это отдельные единички точных закономерностей. Они выделяются из отвлеченных свойств предмета, то есть тех, которые нельзя увидеть своими глазами, потрогать или почувствовать.
Довольно понятный пример – математика, где ученые пытаются объяснить явления, не имеющие места в природе в материальной форме. Такого понятия, как цифра 3 нет. Мы с вами понимаем, что это три абсолютно одинаковые единицы, а название было разработано для упрощения.
По мере развития люди начали использовать термины, которых по сути не существует. Например, язык, как набор звуков, букв и слов. Но ведь их нельзя потрогать, а сам алфавит был выдуман только для того, чтобы мы могли формулировать собственные мысли, передавать и получать информацию. Это позволило индивидам общаться между собой.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Абстрактно-логический мыслительный процесс необходим при присутствии некой определенности или, как уже говорилось выше, тупика. Когда выявляется то, что есть в реальности, появляется потребность дать этому объяснение.
Виды абстракций
Образы, сформированные без участия содержательной стороны понятия:
- Изолирующая. Ее цель – выделение характерного признака предмета и повышенное внимание к нему. Например, на столе лежит яблоко. Человек выделяет то, что оно зеленое или кислое.
- Обобщение. Здесь мозг получает цельную картину вида всего образа. Для примера подойдет математическое уравнение. Цель – это решение без учета отдельных цифр, плюсов, минусов и других знаков.
- Идеализация. Отбрасывание несущественных элементов. Метод получения знаний, без которого не обходятся точные и естественные науки.
В реальности же нет отдельных, не связанных ни с чем элементов. Их нельзя потрогать и измерить изолированно.
Типы абстракций
Чтобы понять, что значит абстрактное мышление, стоит разобраться в единицах закономерностей, их разновидностях и целях. Их выделяют всего шесть:
- Изолирующая – способствует выделению тех элементов, на которых делается акцент.
- Конструктивизация – выражает «размытые» предметы более четкими по форме.
- Актуальной бесконечности – устанавливают бесконечные составляющие в качестве конечных.
- Обобщающая – отсекает персональные особенности объекта и концентрирует на общих его характеристиках.
- Примитивно-чувственная – выделяет одни свойства и черты и избегает других.
- Идеализирующая – меняет реальное описание на идеальный шаблон, скрывающий все недостатки.
Помимо этого, существует классификация по задачам:
- Формальные – явления рассматриваются посредством конкретных внешних проявлений, без которых их бы не было.
- Содержательные – выделяются элементы, способные существовать самостоятельно.
Пользуясь всеми абстракциями и представленными ими возможностями, человек выделяет из действительности то, что он физически не может увидеть, услышать или ощутить.Но обобщенные закономерности происходящего передаются нам посредством речи родителями, преподавателями или воспитателями. С этим багажом знаний нам не приходится объяснять уже известные истины каждый раз, когда они случаются. Но здесь стоит упомянуть и о другой стороне вопроса.
Рекомендации
Если вы хотите повысить уровень развития, необходимо хотя бы несколько раз в неделю находить время для занятий, длительностью в полтора часа. Даже при сильной рабочей загруженности это вполне реально, главное желание и упорство. И уже через месяц вы сможете заметить, как стало легче строить планы, решать задания, с которыми раньше было не так просто справиться, и вообще размышлять.
Этот тип мышления по своей сути является наработанным навыком, умением. Развивается только благодаря умственному труду, когда мозг занят решением задачек, а не просто является врождённой способностью, уровень которой передаётся по наследству. Так что только от вас зависит, как эффективно вы можете применять дар, данный природой.
Существует два самых основных способа его развить: теоретический и практический. Теорию в основном преподают в высших учебных заведениях, где рассказывают о категориях, законах и соответственно правилах логики. Если вы эти моменты упустили, не будет лишним самостоятельно поискать информацию. А вот практика направлена на то, чтобы полученную теорию воплотить в реальность, закрепить и применить, чтобы наработать опыт. Идеально, когда эти два способа человек применяет комплексно. Итак, непосредственно самые актуальные практические способы развития:
1.Игры
Да, проводя весело время за игрой, вы помогаете своему мозгу быть в тонусе.
- Самыми популярными считаются шахматы, шашки и нарды. Потому что приходится просчитывать свои шаги наперёд, предвосхищая события и возможные шаги противника. Если вы не умеете играть, существует много мобильных приложений, которые помогут не только обучиться, но и практиковаться, не теряя зря время в длинной очереди или дороге.
- «Слова», «Города»… Кто не знает игру, когда из букв очень длинного слова необходимо составить другие? Или на какую-то одну букву называть предметы, которые поместятся в бутыль? Обучите своих детей, ведь им совсем не помешает не только мыслительное развитие, но и информация, к примеру, о существующих городах.
- Пазлы. Очень кропотливый процесс, особенно, когда выбирается сложная картина, к примеру, пейзаж. На самом деле этом метод не только помогает развить логику, но и усидчивость, терпение, самообладание. Мелкая моторика в действии, внимание максимально направлено на поиск нужных частей, мозг в это время «дорисовывает» возможные варианты уже найденных. Если вы будете собирать его семьёй, это ещё и сможет сблизить вас, ведь нет лучшего метода наладить отношения, чем совместное времяпрепровождение, особенно с удовольствием.
- Кубик-рубик, даже если вы не можете его собрать по цвету, с помощью ежедневной практики вы сможете наработать возможные комбинации.
- Покер. Только не на деньги, а для удовольствия, контролируя, чтобы не появилась зависимость от азартных игр. Он помогает развить не только логику и просчитать возможные комбинации, но и память, внимательность, а ещё такое полезное умение, как распознавание эмоций благодаря жестам и мимике. Кто читал статью о невербальных проявлениях эмоций, то покер будет прекрасным методом для практики и наработки опыта.
2.Изучение иностранного языка
Звуки новых иностранных слов заставляют наш мозг включаться в работу, ведь необходимо обнаруживать связь и проводить ассоциации между родной речью и той, которую решили изучить. С помощью этого метода, вы, как говорится, «убьёте двух зайцев» — прокачаете абстрактно-логический тип мышления и при этом выучите новый язык.
- Лучшим вариантом, конечно, является посещение курсов, но если по каким-либо причинам это невозможно, не стоит отчаиваться, скачайте онлайн-приложения на телефон. Ежедневно изучайте не менее 10 новых слов, и эффект не заставит себя ждать. Рекомендую к прочтению статью «Зачем нужен план по самообразованию и как его сделать?», потому что в неё я включил готовый план по самостоятельному изучению английского языка, вам останется только внести коррективы, если это будет необходимо.
- Обязательно практикуйтесь, чтобы закреплять полученные знания и обучаться правильному произношению. Если нет среди знакомых носителей языка, который изучаете, находите в интернете сообщества людей, которых объединяет общая цель – обмен знаниями и практика.
3.Чтение
О его пользе мы уже говорили в статье вот по этой ссылке.
- Один нюанс – читать необходимо, анализируя каждую страницу, строчку и фразу. Задача не прочитать на скорость, а именно отложить в памяти необходимые знания.
- Устройте для себя игру, продумывая разные исходы событий. Позвольте себе фантазировать, поиграйте в Шерлока Холмса.
- Делайте акцент на художественную литературу, классику, и научную, откуда помимо всего прочего, сможете ещё и почерпнуть знания, которые уж точно пригодятся в повседневной жизни.
4.Упражнения
Современная психология постоянно придумывает массу способов, чтобы вы могли не только изучить себя, но ещё и продвинуть. Проходите чаще какие-то тесты, которые будут мотивировать вас думать, да хотя бы банальный тест на выявления уровня интеллекта. Я писал о нём в этой статье.
- Поищите какие-либо математические задачки, логические, и на досуге уделите время для их решения. Материалом могут служить школьные учебники, ваши и ваших детей.
- Решайте кроссворды, ребусы, судоку… что вам больше нравится и доставляет удовольствие.
- Отличным способом являются, онлайн сервисы, с играми на развитие памяти и мышления. К примеру этот, вот ссылка.
Формы абстрактного мышления
Во время мысленного процесса в распоряжении личности находится масса разнообразной информации, а также полученный ей во время развития опыт в данном деле. Как уже было отмечено, в мире существует огромное количество феноменов, не подвластных человеческим органам зрения, слуха и осязания (а некоторых из них и вовсе нет). Но так как они присутствуют в нашей жизни и мы о них знаем, то они обязаны иметь определенную структуру. Опишу разновидности размышлений.
Суждение
Оно применяется тогда, когда появляется необходимость в подтверждении и отрицании. Его разделяют на простое и сложное. Вот первый вид – «собака лает». Оно выражается конкретно и имеет только одно значение. А вот усложненное соображение: «Ребенок плачет, потому что ему не дали конфету». Оно состоит из нескольких повествовательных конструкций.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Узнать подробнее
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Узнать подробнее
Помимо этого, рассуждения бывают правдивыми и ложными. Истинные позволяют рассмотреть реальную картину и, как правило, в них отсутствует субъективная оценка случившегося. А вторые становятся неверными в том случае, когда личность показывает свой интерес к этому предмету и начинает опираться на персональные предпочтения и взгляды, а не на том, что действительно происходит.
Умозаключение
Оно формулируется с применением 2 или большего количества суждений. То есть, по факту, это более сложное соображение. Оно включает в себя предпосылку (начальное рассуждение), вывод и заключительную часть. А все это достигается логическим путем.Приведем образец: «Все женщины красавицы. Маша – представительница женского пола. Значит, она красивая». Из двух посылов мы создали новую гипотезу.
Понятие
Это мысль, которая передает обобщенное свойство разных объектов. Их характеристики могут быть какими угодно. Но обязательное условие – их схожесть. Ведь только так их можно объединить в одну категорию.
Опишу такое слово, как «автомобиль». Он бывает легковым, грузовым, хэтчбэк. У всех машин разный колер, функции и форма. Но наличие колес, сидений, двигателя разрешает нам все варианты назвать одним словом.
Такому навыку люди учатся с самого раннего возраста. Когда мама говорит ребенку «собака», тот сразу представляет лающее животное с четырьмя лапами, ушами и хвостом. Но ведь они бывают различных пород, окраски и прочее. Но объединяющие признаки дают возможность отнести к этому понятию всех собачек.
Логика наука о понятийном мышлении
Логика, как наука о мышлении, родилась более 2 тыс. лет назад в Древней Греции. Тогда же были описаны основные виды логического мышления и сформулированы законы логики, которые остаются незыблемыми и до настоящего времени.
Два вида мышления: дедукция и индукция
Элементарная единица абстрактно-логического мышления – понятие. Несколько понятий, объединенных в связную мысль – это суждение. Они бывают утвердительные и отрицательные. Например:
- «Осенью с деревьев облетают листья» – утвердительное.
- «Зимой на деревьях не бывает листьев» – отрицательное.
Суждения также бывают истинные или ложные. Так, суждение «Зимой на деревьях вырастают молодые листья» – ложное.
Из двух или нескольких суждений можно сделать вывод или умозаключение, а вся эта конструкция называется силлогизмом. Например:
- 1-я посылка (суждение): «Осенью с деревьев облетают листья».
- 2-я посылка (суждение): «Сейчас с деревьев начали облетать листья».
- Умозаключение (силлогизм): «Наступила осень».
В зависимости от метода, на основе которого делается умозаключение, выделяют два вида мышления: дедуктивное и индуктивное.
Метод индукции. Из нескольких частных суждений делается общий вывод. Например: «школьник Вася летом не учится», «школьник Петя летом не учится» «школьницы Маша и Оля тоже летом не учатся». Следовательно, «школьники летом не учатся». Индукция не слишком надежный метод, так как абсолютно верный вывод можно сделать, только если учитывать все-все частные случае, а это сложно, а иногда и невозможно.
Метод дедукции. В этом случае рассуждения строятся на основе общих посылок и информации, данной в суждениях. То есть идеальный вариант: одно общее суждение, одно – частное и вывод тоже частное суждение. Пример:
- «У всех школьников летом каникулы».
- «Вася – школьник».
- «У Васи летом каникулы».
Так выглядят самые элементарные умозаключения в логическом мышлении. Правда, чтобы сделать правильные выводы, должны соблюдаться определенные условия или законы.
Законы логики
Основных законов четыре, и три из них сформулировал еще Аристотель:
- Закон тождества. Согласно ему любая мысль, высказанная в рамках логического рассуждения, должна быть тождественна сама себе, то есть оставаться неизменной на протяжении всего рассуждения или спора.
- Закон противоречия. Если два высказывания (суждения) противоречат друг другу, то одно из них обязательно ложное.
- Закон исключенного третьего. Любое высказывание может быть либо ложным, либо истинным, что-то третье невозможно.
В XVII веке философ Лейбниц дополнил эти три четвертым законом «достаточного основания». Доказательство истинности любой идеи или суждения возможно только на основании использования достоверных аргументов.
Считается, что достаточно следовать этим законам, уметь правильно строить суждения и делать выводы, и можно решить любую самую сложную задачу. Но сейчас доказано, что логическое мышление ограничено и часто дает сбои, особенно когда возникает серьезная проблема, у которой нет одного единственно правильного решения. Абстрактно-логическое мышление слишком прямолинейно и негибко.
Ограниченность логики была доказана уже в эпоху Античности с помощью так называемых парадоксов – логических задач, не имеющих решения. И самый простой из них – «парадокс лжеца», опровергающий незыблемость третьего закона логики. В IV веке до н. э. древнегреческий философ Эвбулид шокировал сторонников логики одной фразой: «Я лгу». Это истинное или ложное суждение? Оно не может быть истинным, так как сам автор утверждает, что он лжет. Но если фраза «Я лгу» ложная, то таким образом суждение становится истинным. И этот замкнутый круг логика преодолеть не может.
Но абстрактно-логическое мышление, несмотря на свою ограниченность и негибкость, лучше всего поддается управлению и само очень хорошо «организует мозги», заставляет нас придерживаться строгих правил в мыслительном процессе. К тому же абстрактная форма мышления продолжает оставаться высшей формой познавательной деятельности. Поэтому развитие абстрактного мышления актуально не только в детском возрасте, но и у взрослых.
Примеры того, как абстрактно мыслить
Одним из ярких, пожалуй, являются точные научные области: математика, химия, геометрия, физика. Такие размышления называются фундаментальными для них. Ученые не видят и не ощущают чисел, фигур и химических элементов как таковых, но они умеют ими оперировать: исчислять, измерять, объединять.
Или возьмем понятие «жизнь». Что это такое? Ответ на данный вопрос искали многие философы. По сути, это существование тела, куда помещено сознание. Но вот четко сказать об этом понятии мы все равно не сможем.
Это вид имеет место и тогда, когда человек думает о будущем. Мы никогда не узнаем наверняка, что с нами произойдет завтра, через месяц или год. Но нам свойственно строить планы, мечтать или ставить цели и идти к их достижению. Человеческая жизнедеятельность обладает определенной направленностью. Одни вещи мы вряд ли сможем изменить, но такое мышление помогает нам разрабатывать стратегию и идти навстречу желаемому. Другими словами, этой действительности пока еще не существует, но мы стараемся сделать все, чтобы она была в соответствии с нашими представлениями.
Нельзя не упомянуть и о таком свойстве, как идеализация. Многие люди представляют себе реальность и живущих в ней индивидов идеальными. Известный стереотип – ждать «принца».
Стоит затронуть и образцы обманчивых суждений. Первое, что приходит в голову, снова касается темы взаимоотношений. Некоторые представительницы женского пола с уверенностью утверждают, что все парни плохие.
Но такой вывод основывается исключительно на субъективном мнении. Если девушке не повезло с избранником, и тот ее обидел или обманул, это не значит, что все такие. Но в этом случае о мужчинах говорят, как о конкретной категории со своими характеристиками, а потому черты, имеющиеся у одного из них, приписываются всем.
Подобных примеров можно найти множество, но все они доказывают то, что абстрактное размышление имеет огромное значение в нашем повседневном мыслительном процессе. Конечно, у каждого человека проявляется оно по-разному и всегда будет то, что необходимо развивать. А если вы не знаете, с чего начать, то я помогу сделать первые шаги в самосовершенствовании, для этого надо просто записаться на мою личную консультацию.
Как развить мышление у ребенка Общие рекомендации:
Развивающие игры и задания способствуют развитию мышления у ребёнка, и чтобы повысить их эффективность, можно использовать специальные рекомендации:
1. Поощряйте даже маленький успех ребёнка: это станет мотивировать его и приблизит новые достижения.
2. Не торопите ребёнка, не спешите исправить его ошибку, дайте ему время подумать ещё и попробовать найти её самостоятельно. Все дети разные, и то, что одному даётся легко и быстро, для другого представляет сложности. На результатах могут сказаться особенности темперамента ребенка, обстановка, настроение, восприятие, внимательность, память, мотивированность, настрой и т.д.
3. Не торопитесь подсказывать правильный ответ. Если решение ребёнка неверно – похвалите его за старание найти правильное, подбодрите за то, что искал или нашёл оригинальный, необычный способ решения; покажите, что решить такую задачу поначалу непросто, и что в следующий раз у него обязательно получится лучше.
4. Старайтесь заниматься в одно и то же время. Пусть ребёнок ждёт его с нетерпением.
5. Постепенно наращивайте уровень сложности заданий, но именно постепенно: нагрузка не должна быть непосильной, и в то же время она должна чуть усложняться, а задания – становиться разнообразнее.
Мышление и память, восприятие и внимание можно тренировать на развивающих тренажёрах для мозга онлайн в виде увлекательных ежедневных игр, с наградами, соревнованиями, достижениями и их наглядными графиками. Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!
Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!
Фото: Lauro Maia
Зачем нужно развитие этих навыков
Такой тип начинает свое становление у ребенка с ранних лет. Каждый малыш любил в детстве фантазировать и мечтать, представляя то, что вряд ли произойдет. Это и есть то самое мышление, когда мы абстрагировались от реальности.
Задайте вопрос
В школе такое умение способствовало изучению точных областей наук (той же самой геометрии). В университете способность также пригодилась при решении многочисленных абстрактных задачек. И наконец, на работе мы распределяем обязанности, группируем их по конкретным признакам, справляемся с трудностями и даже зачастую отыскиваем между ними некую связь. То же самое мы делаем, когда раздумываем о смысле собственной жизни.
Сфер, где главную роль играет это свойство, довольно много. Это и философское учение, и писательское дело, и психология. Плюсом является и то, что мы можем мечтать, планировать будущее, вести беседы о религии или шутить. И этот список можно продолжать бесконечно.
Такие размышления позволяют нам оставаться развитыми и разумными. Мы видим то, чего формально не существует, и умеем изучать явления реальности. Поэтому значение этого совершенствования трудно переоценить – так мы повышаем интеллект, достигаем успехов как на работе, так и в личной жизнедеятельности и используем для этого несложные методы.
Виды мышления
Мышление человека разделяется на несколько видов, и у каждой личности наиболее выражен лишь один из них.
Наглядно-действенное мышление, как правило, ярко выражено у детей до 3-х лет. Ребенок не знает еще слов, но уже выражает эмоции и выполняет некоторую последовательность действий. К примеру, покажите малышу, как сложить кубики один на один, и он это с радостью повторит. Более того, постепенно он начнет придумывать новые способы постройки, а затем и разрушения пирамидки. В этом процессе будет участвовать образное мышление.
Словесно-логическое (вербальное) мышление – это знания, которыми уже обладает человек, хотя их и сложно представить в виде конкретного предмета. Дети в возрасте 4-5 лет используют именно этот способ мышления — они очень много говорят и рассуждают. Наглядное и вербальное мышление отличаются содержанием используемых средств. Если это наглядное мышление, то в головном мозге возникают четкие образы предметов и действий. Противоположное ему — вербальное мышление — это отвлеченные знаковые структуры.
Развитие
Приведу несколько упражнений, помогающих улучшить навыки. Но для разного возраста они могут изменяться, поэтому рассмотрим их по отдельности.
У детей
В этот период такое мышление прогрессирует автоматически. Но в силах родителей создать более благоприятные условия. К тренировкам желательно приступать с первых лет жизни малыша, так как в это время его мозг только начинает формироваться и расти. Основная цель на этом этапе – максимальное расширение кругозора.
Вот что можно для этого сделать:
- На листе бумаги разлейте краску так, чтобы получилось пятно. Из него вместе с ребенком сделайте картинку. Дайте ему простор для воображения, и пусть он сам озвучит свою идею.
- Вместе придумывайте слова или имена. Например, подберите иллюстрацию и дайте ей несколько необычных названий. Это может быть все, что угодно: природа, флора и фауна.
- Займитесь домашними театральными спектаклями. Вместе с малышом создайте костюмы из подручных вещей и различный реквизит, устраивайте репетиции, импровизируйте. Довольно эффективным является и театр теней.
Параллельно этому разгадывайте ребусы, всевозможные головоломки. Научите ребенка правилам игры в шахматы или шашки, собирайте мозаику. Скорее всего, первые шаги в этом деле будут нелегкими, но в дальнейшем мыслительный процесс станет прогрессировать значительно быстрее.
У взрослых
В этом случае абстрактно-логическое мышление совершенствуется усложненными путями, чем в детском возрасте. Но это все равно остается возможным. Причина в том, что этот навык уже успел сформироваться, а знания постигаются гораздо труднее. Но можно делать упражнения для повышения уровня креативности:
- Лягте поудобнее и закройте глаза. Ваша задача – четко и детально представить всех людей, с кем вы общались в этот день. Прокрутите в голове то, в чем они были одеты, их голос, жесты и мимику. Одновременно думайте и о своих чувствах и ощущениях, полученных во время коммуницирования.
- А теперь начните представлять себе различные эмоции: грусть, счастье, тревожность, сочувствие. При этом не наделяйте ими конкретный объект, а создайте воображаемый образ для каждого состояния.
- Затем придумайте силуэты нематериальных явлений или терминов. Наблюдайте за собственными ассоциациями, отслеживайте возникающие символы.
Помимо этого, можно заняться рисованием, решать все те же головоломки или почитать тематическую литературу.
Упражнения для детей
Техники, предназначенные для детей, отличаются от тех, которыми пользуются взрослые люди. Но при этом они являются не менее эффективными. Происходит это потому, что любопытный мозг у ребенка полностью открыт для изучения всего нового.
Облака
Все они отличаются по размерам, цветам, формам. Чтобы развить абстрактное мышление, нужно почаще предлагать ребенку представить, с чем можно сравнить конкретное облако. В процессе обдумывания этой задачи мозг активно работает, налаживаются новые нейронные связи, происходит развитие интеллекта.
Театр теней
Играя с тенями различных предметов, можно создавать множество образов. Все, что потребуется – это источник света в темной комнате и подготовленные контуры. Передвигая детали, получаются самые разные образы. Сам ребенок, играя, учится предугадывать результат в зависимости от расположения деталей. Также можно пригласить и других детей. В компании они гораздо охотней будут заниматься этой игрой.
Вас также может заинтересовать статья Как лучше развивать ребенка — обзор детских развивающих методик, игр, предметов и упражнений
Ментальная арифметика
Методика предназначена для развития детей 4-14 лет. Она позволяет обучить ребенка быстрому, практически мгновенному счету. В основу заложена система арифметических действий с применением специальных китайских или японских счет. Техника сложна для полного понимания, поэтому в раннем возрасте она не используется. Но у подростков может успешно применяться, чтобы улучшить процессы мышления. Единственное условие – усидчивость и настойчивость ребенка.
Конструктор
Специальный «Абстрактное мышление» предназначен для создания разнообразных форм и фигурок. Ребенок, манипулируя деталями, учится формировать в голове конечную цель. Постепенно навык совершенствуется, а уровень развивающегося интеллекта неуклонно растет. Особенно полезны такие игрушки для маленьких детей, поскольку стимулируют мозг к активной умственной деятельности. А включение в процесс мелкой моторики дополнительно ускоряет развитие ребенка.
Беседа
Даже простое обсуждение с ребенком повседневных дел позволяет ему быстрее повышать свой уровень интеллекта. Во время разговоров дети обдумывают смысл услышанного и формируют ответ. Конечно, не нужно говорить просто ни о чем. Желательно стимулировать ребенка к фантазированию и поиску правильного ответа.
Наглядно-действенное мышление
Благодаря работе мозга человек способен осознавать окружающий мир и действовать в нем. Одним из видов конкретного мышления является наглядно-действенное. Оно является основой подобной деятельности людей еще с первобытного общества. Наглядно-действенное, или конкретно-действенное мышление всегда отвечало за решение стоящих перед человеком практических задач. Примером тому может служить проблема обработки земли или возведения жилища.
Действенно-конкретный стиль мышления проявляется у человека с первых месяцев его жизни. Кроме того, до 3 лет он является у него основным. И только к трем годам подключается конкретно-образное мышление, позволяющее решать возникающие задачи в воображении.
Начиная с раннего возраста малыш способен анализировать находящиеся в непосредственной близости от него предметы благодаря непосредственному контакту с ними. Он трогает их руками, соединяет и разъединяет. Многие дети часто ломают свои игрушки. Однако родителям не стоит ругать их за это, ведь для ребенка подобный поступок вовсе не является баловством или хулиганством. Ломая игрушку, малыш стремится посмотреть, что находится у нее внутри. И это можно назвать ранним исследовательским шагом.
В процессе решения различных практических задач у ребенка проявляется способность мыслить. При этом им используется конкретно-ситуационное мышление. Малыш действует, словно великий римский оператор: «Пришел, увидел, победил». Мышление маленького ребенка проходит исходя из сложившейся ситуации, в которой участвует определенный предмет. Конкретно-ситуационное мышление реализуется тут же в действиях. Примером тому может служить ситуация, когда двухлетний малыш стремится взять игрушку, которая находится для него слишком высоко. Не достав ее руками, он обязательно залезет на стоящий рядом стул.
Примерами конкретного мышления наглядно-действенного типа у детей постарше явятся такие же действия. Однако поведение ребенка в этом случае будет уже более умелым. Это говорит о том, что с возрастом конкретное мышление действенного вида никуда не уходит. Оно лишь принимает несколько иные формы. И уже старшие школьники опираются в своем мыслительном процессе на имеющийся у них опыт решения задач, представляя потенциальные последствия собственных действий. Все это и позволяет ребенку плавно перемещаться к следующим, более сложным ступеням развития мыслительного процесса.
Тем не менее наглядно-действенный конкретный тип мышления нельзя считать неполноценным или примитивным. Присутствует он и у взрослых людей в их предметной деятельности. Примером тому может служить приготовление супа, вязание носков, ремонт крана в ванной. У некоторых взрослых конкретно-логическое мышление преобладает над образным и абстрактно-логическим. О таких людях говорят как о мастерах от Бога, имеющих золотые руки (кстати, именно их, а не голову). Эти специалисты способны починить самый сложный механизм, совершенно не понимая принципа его работы. Во время разборки агрегата они осознают причины его поломки. Собрав механизм, они не только восстановят его работоспособность, но и усовершенствуют его.