Темперамент человека: суть, виды и их характеристика

Темперамент и характер – это основные понятия психологии личности. Именно эти личностные характеристики позволяют понять индивидуальность и неповторимость человека. Представители различных психологических школ объясняют особенности межличностного взаимодействия и выполнения работы человеком типом его темперамента и характерологическими чертами.

Темперамент и характер в жизни

Несмотря на то, что эти компоненты психики используются для объяснения особенностей деятельности и поведения личности, между ними существует принципиальное различие, которое коренится в возникновении этих структур психики.

Темперамент и характер в психологии

Под темпераментом в науках о человеке понимается совокупность особенностей протекания психодинамических процессов в организме. Данная характеристика индивида является врожденной. Чаще всего тип темперамента ребенка передается ему от одного из родителей по наследству. Генетическими законами объясняется и наличие смешанных типов темперамента.

Существует 4 типа темперамента: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик. Неповторимая уникальность каждого человека обусловлена характером.

Характер – это сочетание личностных черт индивида, которые обнаруживают себя в деятельности и поведении. Формирование характера зависит от:

  • Особенностей семейного воспитания и условий проживания человека. Сильное эмоциональное потрясение, потеря близких накладывают неизгладимый отпечаток на манеру поведения индивида.
  • Референтной группы и круга общения индивида (особенно в подростковый период). Человек испытывает потребность в признании окружающих, поэтому вырабатывает у себя те черты, которые ценятся в привлекательной для него компании.
  • Познавательной активности и уровня образования индивида.
  • Финансовой обеспеченности, статусного положения человека в производственном коллективе.

В процессе онтогенеза характер постоянно видоизменяется под воздействием внешних обстоятельств или целенаправленных усилий индивида. Для того чтобы узнать индивидуальность, психологи советуют: разведите свойства темперамента и черты характера.

Дополнительная информация. Проявление негативных черт люди могут сдерживать за счет характера. Известны случаи, когда люди с помощью постоянной работы над собой, самоконтроля вырабатывают у себя определенные модели реагирования, не свойственные их темпераменту.


Сдерживает свой темперамент

Какая между ними разница

Генетики установили, чем обусловлен темперамент: темперамент – врожденная личностная характеристика, его проявления обусловлены работой нервной системы. Тип темперамента определяется по следующим критериям:

  • Скорость психических процессов и их интенсивность;
  • Уровень активности и экспрессивности личности;
  • Общительность, контактность, открытость человека;
  • Гибкость реагирования и адаптивность личности;
  • Эмоциональная возбудимость и уровень личностной тревожности;
  • Чувствительность, ранимость.

Деструктивный характер — что значит в психологии

Характер человека не дается ему в момент рождения. Его становление происходит при сознательном участии его обладателя. Он обусловлен в большей степени не психофизиологическими особенностями, а средой и воспитанием.

Важно! Главное отличие между рассматриваемыми конструктами личности состоит в том, что характер, в отличие от темперамента, не может наследоваться. Каждый может изменить те черты своего характера, которые ему не нравятся. Изменить тип нервной деятельности невозможно, но при условии постоянного самоконтроля можно сгладить негативные свойства темперамента.

Взаимосвязь характера и темперамента

Темперамент — что это такое, описание

Характер и тип темперамента являются неразрывно связанными между собой. Ученые установили, на что влияет темперамент: возникновение тех или иных черт характера обусловлено свойствами психики. Кроме того, проявление характерологических особенностей также обусловлено темпераментом человека.

Одна и та же поведенческая черта может по-разному проявляться у представителей разных типов темперамента. Например, настойчивость у флегматика примет вид сосредоточенности и тщательного продумывания вариантов достижения цели, а у холерика настойчивость будет выражаться двигательной активностью и жаждой действий.

Особенности общения людей объясняются темпераментом, но если бы в процессе межличностного взаимодействия не участвовали бы черты характера, то никто не стал бы соблюдать рамки приличия и следить за культурой своего поведения в обществе. Характером обусловлены тактичность, деликатность, вежливость. Сказанное выше обуславливает необходимость различения свойств нервной системы и результата воспитания.


Характер проявляется в культуре общения

Темперамент. Характер. Личность

Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги «Темперамент. Характер. Личность» Симонов П. В., Ершов П. М. — Москва: «Наука», 1984 г.

Книга члена-корреспондента АН СССР, доктора медицинских наук П.В.Симонова и кандидата искусствоведения П.М.Ершова посвящена популярному изложению естественнонаучных основ индивидуальных особенностей человека в свете учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности и достижений современной психофизиологии. В ряде глав использовано творческое наследие К.С.Станиславского, касающееся воссоздания характеров действующих лиц и принципов актерского перевоплощения в индивидуальность изображаемого персонажа. Книга представляет интерес для самого широкого круга читателей — физиологов, психологов, педагогов, работников искусства, для каждого, кто в своей практической деятельности связан с вопросами воспитания, подбора, профессиональной ориентации людей.

Темперамент — «характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. В структуре темперамента можно выделить три главных компонента: общую активность индивида, его двигательные проявления и эмоциональность».

Характер— «целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, ее тип, «нрав» человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни. Характер человека выступает в качестве основы его поведения. . .». В первый момент кажется, что определения темперамента и характера практически совпадают, хотя появилось и нечто новое: склад ума, манеры, привычки. Однако в своей повседневной житейской практике мы вряд ли спутаем темперамент человека с его характером. Именно характер, а не темперамент мы назовем сильным, слабым, твердым, мягким, тяжелым, плохим, настойчивым, труднопереносимым и т. д. Определений, пригодных для описания темперамента, в языке гораздо меньше: бурный, неукротимый, вялый… Пожалуй, удобнее всего по-прежнему пользоваться терминологией древних греков, подразделяя человечество на холериков, меланхоликов, сангвиников и флегматиков. Интуитивно ощущаемое различие, несовпадение темперамента и характера подсказывает, что в основе этого различия лежат какие-то существенно разные проявления индивидуальности. В темпераменте преимущественно выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Датский художник X. Бидструп в серии юмористических рисунков изобразил реакцию четырех субъектов на одно и то же происшествие: незнакомый прохожий нечаянно сел на шляпу отдыхавшего на скамейке господина. В результате холерик пришел в ярость, меланхолик страшно огорчился, сангвиник — рассмеялся, а флегматик невозмутимо надел шляпу себе на голову. Характеры выявляются в действии — активном, целеустремленном, нерешительном, покорно-подражательном и т. д. Общее же между ними состоит в том, что ни темперамент, ни характер ничего не говорят нам о социальной ценности данного человека: обладающий отвратительным характером холерик может преследовать возвышенные цели, а мягкий и уступчивый сангвиник оказывается отъявленным негодяем.

Личность включает в себя и темперамент, и характер человека, но не ограничивается ими, поскольку личность — «ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость».

В классификации Павлова холерику соответствует сильный возбудимый неуравновешенный тип, а меланхолику — слабый. Сангвиник — сильный уравновешенный подвижный тип по Павлову, а флегматик —сильный уравновешенный инертный. Со свойственной ему наблюдательностью Павлов отметил характерные черты эмоциональности, присущей каждому из основных типов.

По мнению Павлова, сильный неуравновешенный тип склонен к ярости, слабый — к страху, для сангвиника характерно преобладание положительных эмоций, а флегматик вообще не обнаруживает сколько-нибудь бурных эмоциональных реакций на окружающее. Эмоции автоматически указывают на все наиболее доступное и на все наименее доступное в данной ситуации применительно ко всем одновременно существующим потребностям субъекта. Поскольку сила эмоции зависит не только от силы каждой из потребностей, но и от возможности их удовлетворения, эмоция направляет человека к наиболее доступному в данных конкретных условиях. Эмоция — традиционный источник соблазнов, вплоть до ведущих к преступлению. Воля, напротив, ориентирует человека на труднодоступное, на требующее преодоления препятствий.

Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет,

Марк Аврелий

Признавая ключевую роль потребностей в поведении человека, мы не располагаем их обоснованной классификацией, традиционно ограничиваясь делением потребностей на материальные и духовные, на естественные (биологические) и культурные (исторические).

Биологические (витальные) потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека, принадлежащего живой природе на высшей стадии ее развития. Они порождают множество материальных квазипотребностей в пище, одежде, жилище, в технике, необходимой для производства материальных благ, в средствах защиты от вредных воздействий и т. д.

К числу биологических относится и потребность экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей. Потребность в экономии сил близка потребности в вооружении (которую нам предстоит рассмотреть специально), но это две разные потребности, хотя на уровне человека они постоянно дополняют, поддерживают и даже питают одна другую. Принцип экономии сил лежит в основе изобретательства и совершенствования навыков, но может приобрести и самодовлеющее значение, трансформировавшись в лень.

Социальные потребности мы выделяем в особую группу, памятуя, что социально детерминированы и все другие побуждения человека. Однако в данном случае речь идет о социальных потребностях в узком и собственном смысле слова. Это потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Попытки свести все многообразие социальных потребностей к «жажде власти» безнадежно устарели. Потребность лидерства — лишь одна из многочисленных разновидностей этой группы мотиваций, причем потребность быть «ведомым» нередко перекрывает по силе и остроте желание быть лидером.

Третью и последнюю группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания в самом широком смысле: познания окружающего мира в целом, в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле.

Биологические, социальные и идеальные (познавательные) потребности в свою очередь делятся на две разновидности: на потребности сохранения и развития. А. Маслоу и Г. Олпорт называют их потребностями «нужды» и «роста». Приобретение самых первых, самых элементарных умений маленьким ребенком не связано с его голодом или жаждой. Более того, голод, дискомфорт, вызванный мокрой пеленкой или охлаждением, прерывают и тормозят процесс приобретения навыков, которые, в сущности, понадобятся ребенку много позднее.

Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции. По типу присущего им мышления Павлов разделил всех людей на «художников», «мыслителей» и представителей наиболее многочисленного среднего типа, в равной мере использующих как мышление образами, так и понятиями. Сегодня мы знаем, что левое полушарие (у правшей) связано с речью, абстрактно-понятийным мышлением, математическими способностями, в то время как правое оперирует чувственно-непосредственными (зрительными, слуховыми, осязательными и т. д.) образами, пространственными представлениями, связано с музыкальными способностями и комбинаторной одаренностью. Множество фактов свидетельствует о преимущественной «эмоциональности» правого полушария. Образно говоря, правое полушарие больше связано с порождением целей, а левое — с их конкретизацией и с уточнением средств достижения этих целей. Представления об интро- и экстравертированности страдают крайней противоречивостью. Об экстра- или интровертированности судят по тому, отчего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность). Л. Мартон и Я. Урбан характеризуют интроверта как сильного, малочувствительного, неуравновешенного, а экстраверта — как слабого, чувствительного, склонного к торможению индивидуума.

Поскольку холерик (сильный безудержный тип) движим устойчиво доминирующей потребностью, его действия, как правило, обладают чертами преодоления и борьбы с характерной для этих действий эмоцией гнева, ярости, агрессивности. Меланхолик (слабый тип), напротив, всегда тяготеет к обороне, к защите, нередко окрашенной эмоциями страха, неуверенности, растерянности. Обладающий выраженным мотивационным «стержнем» и одновременно любознательный, ищущий, «открытый» среде сангвиник (сильный подвижный тип) чаще других испытывает положительные эмоции. Что касается флегматика, то при всей его эмоциональной индифферентности он тем не менее опять-таки тяготеет к положительным эмоциям, поскольку его внутренний мир хорошо сбалансирован и устойчив. И снова мы обязаны подчеркнуть, что речь идет именно о тенденции, о предпочтительной склонности, поскольку представители любого типа наделены всем арсеналом человеческих эмоций.

В природе не существует «хороших» и «плохих» типов нервной системы. Сам факт их сохранения на протяжении миллионов лет сначала биологической, а затем культурно-исторической эволюции показывает, что для человечества в целом необходимо и полезно наличие разных типов (темпераментов). В. М. Теплов и В. Д. Небылицын представили в свое время убедительные доказательства тому, что для различных видов деятельности оптимальными оказываются свойства, присущие тому или иному темпераменту. Если «сильный» тип обнаруживает высокую устойчивость в экстремальных ситуациях, то повышенная чувствительность «слабого» типа представляет не менее ценное качество в иных условиях, где требуется способность к быстрому и тонкому различению внешних сигналов. Специальные эксперименты показали, что представители разных типов нервной системы решают одни и те же задачи в равной мере успешно, только каждый из них использует свою тактику деятельности. Человечество сильно своим разнообразием.

Ещё раз подчеркиваем значение воспитания для формирования личности на базе индивидуальных особенностей нервной системы, природных способностей и задатков.

P.S.

По данной тематике рекомендуем ознакомиться с материалами:

— «Теории личности: сравнительный анализ» Мадди С. // Пер. с англ. И. Авидона, А. Батустина, П. Румянцевой. — СПб.: Издательство «Речь», 2002.

— «Становление личности ребенка 6—7 лет» Непомнящая Н. И./Науч .—исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1992.

— «Сравнительное исследование стилей мышления, типа личности и темперамента у праворуких и леворуких людей» В. И. Лупандин, И. К. Пятых // Известия Уральского государственного университета. – 2010. – № 4(81). – С. 95-104.

  • < Назад
  • Вперёд >

Основные положения

Исходя из взаимосвязи двух главных понятий психологии личности, ученые в структуре характера выделили блоки, которые кратко можно описать так:

  • Эмоциональный блок, свойственный меланхоликам и сангвиникам. К нему относят эмпатию, импульсивность, эмоциональную чувствительность.
  • Волевой блок, ярко выраженный у холериков. Его основу составляют принципиальность, категоричность суждений, ответственность.
  • Интеллектуальный блок, свойственный флегматикам. К нему относят склонность к анализу и рассуждениям, глубокомысленность, сообразительность, познавательный интерес, способность понимать переносное значение высказываний.

Как изменить себя и свой характер в лучшую сторону

Кроме того, характер и темперамент воссоединяются в общей направленности личности. Это заметно в отношении человека к себе и окружающим, к своему и чужому труду, к произведениям искусства. Личностная направленность складывается из целей и преобладающих у нее мотивов.

Важно! Активное становление базовых основ характера происходит в период с 2 до 10 лет. Именно в это время нужно, чтобы ребенок видел во взрослом положительный пример, перенимал у него положительные черты. Большое значение для становления характера приобретает общение. Между характером ребенка, в семье которого практиковалось уважительное и доверительное общение между членами, и характером воспитанника детского дома будет огромная разница.

В дошкольный период главным образцом для ребенка являются его родители. С момента поступления в школу, помимо родителей, на формирование характера детей оказывают влияние учителя и одноклассники. В период взрослости на характер мужчины или женщины оказывают влияние коллеги и начальство.

Дополнительная информация. Распространено мнение, что в юности завершается формирование характера, однако некоторые его черты приобретаются только в зрелом возрасте.

Значение термина «характер»

Характер определяет проявление человеческой личности.

Значимую роль на его формирование оказывает окружение, в котором находится человек. В зависимости от разных обстоятельств у индивида могут проявляться и реализовываться разные присущие ему качества, которые нередко могут являться противоположными по отношению друг к другу.

Особое влияние на становление будущих характерных черт личности оказывает процесс социализации, проходящий в период детства и юношества. Однако сформированные в юном возрасте качества не определяют характер на всю жизнь. Как и мировоззрение, меняющееся на протяжении всей жизни, так и характер человека подвергается множественным изменениям в любом возрасте.

Под чертами характера понимаются отличительные свойства человеческой личности, из которых формируется отличительная модель поведения.

Проявления характера наблюдаются в ходе взаимодействия с социумом. Манера общения может являться очень деликатной или же, наоборот, совершенно бесцеремонной. Разница обуславливается особенностями характера, имеющими различия на индивидуальном уровне.

В обществе принято делить людей на сильных характером и слабых. Тех людей, которые обладают первым типом, отличают такие черты, как напористость, умение отстаивать свою точку зрения, настойчивость. Для второго же типа зачастую характерно слабоволие и неумение постоять за себя.

Современными специалистами была предложена классификация, разделившая черты характера на три основных группы.

Первую группу составляют коммуникативные черты, такие как общительность или же, наоборот, замкнутость, сопереживание или безразличие и т.д.

Вторая группа определяется деловыми чертами, такими как проявляемая по отношению к работе ответственность или безответственность, аккуратность или небрежность и т.д.

Третья группа включает в себя волевые черты личности, такие как настойчивость или уступчивость, целеустремленность или же безразличие к собственному успеху.

С точки зрения системы человеческих отношений, проявления характера происходят в четырех областях. В отношении к другим людям, к делу, к себе, к собственности. Проведя анализ по всем четырем пунктам, можно составить психологический портрет личности каждого человека.

Подводя итог всему вышесказанному, характер можно определить как отличительное сочетание определенных личностных свойств, которое определяет внешние проявления человеческой личности.

Черты женского и мужского темперамента

Внимание! Занимаясь изучением индивидуальных различий, психологи обозначили, что свойства одного и того же типа темперамента у мужчин и женщин выглядят по-разному.


Разные холерики

Известно, что холерическому темпераменту присущи вспыльчивость и эмоциональность. Однако, если случится конфликт между разнополыми холериками, то, несмотря на сходство работы нервной системы обоих участников столкновения, эмоционировать будет женщина. Мужчина в перепалке будет вести себя сравнительно спокойно, отражая ее словесные атаки. Он будет следовать логике, а не эмоциям.

Флегматикам свойственна погруженность в собственный внутренний мир. Считается, что индивид с данным типом темперамента предпочитает находиться один, так как общение для него утомительно. Но при этом 2 мужчины-флегматика могут длительное время оживленно обсуждать ту или иную научную концепцию. Девушки-флегматики не смогут чувствовать себя комфортно в процессе длительного общения друг с другом. Их диалог будет разбавлен длительными паузами и неловким молчанием.

Ранимость, чувствительность и склонность к депрессиям – образ меланхолика. Но страдать и жаловаться на свою несчастную судьбу склонны мужчины-меланхолики. Женщины с этим типом темперамента чаще стараются помочь всем нуждающимся, жертвуя своими интересами.

Сангвиникам свойственно беззаботное отношение к жизни. Мужчина-сангвиник часто становится лидером в компании, однако в производственной сфере ему трудно занять руководящую должность (не хватает ответственности и самоорганизованности). Женщины-сангвиники часто становятся начальниками и успешно руководят предприятием за счет делегирования полномочий своим заместителям.

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 179908

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Можно ли изменить темперамент

Темперамент передается по наследству. Человек не может изменить его. Но это не означает, что люди должны смириться с генной природой:

  • Тренируя самоконтроль и силу воли, холерики могут научиться сдерживать агрессию и раздражительность;
  • Развивая коммуникативные навыки, флегматики, несмотря на присущую им медлительность, могут стать хорошими собеседниками;
  • Чувствительность и впечатлительность меланхоликов могут помочь им в занятиях творчеством.

Темперамент и характер в психологии – это базисы личности. Эти компоненты структуры личности взаимозависимы, при умелом и вдумчивом подходе за счет характера каждый может оптимизировать свой темперамент.


Делает себя лучше

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: