Суть и причины насилия
Семья – первый социальный институт для ребенка. Это место, в котором он всегда должен чувствовать себя в безопасности, но иногда случается наоборот: семья оказывается самым опасным местом для ребенка.
Насилие – применение силовых методов или психологических атак на слабых и беззащитных людей (детей). Но насилием может быть и бездействие, создающее угрозу физическому и психическому здоровью ребенка. Вдвойне опасно, если насилие и семья представляют собой одно и то же.
Зарождение этого явления принято относить к XIX веку, когда началась индустриализация общества, а детей стали эксплуатировать, отправлять на работу, лишать учебы и перспектив. Тогда же начали появляться первые общественные организации по защите детей от насилия и эксплуатации.
В XX веке появились новые подходы к изучению проблемы насилия и жестокого обращения с детьми. Были составлены первые классификации. Тогда насилие подразделяли на педиатрическое, психиатрическое и правовое.
К основным причинам насилия относится:
- подобный опыт в жизни супругов (модель, стереотип поведения);
- личный опыт в виде подавления в детстве, авторитетного стиля воспитания со стороны матери (в будущем отражается насилием над женщинами, как попытками разорвать связь с матерью);
- влияние социально-экономической неблагоприятной обстановки, безработица, низкое социальное положение;
- неудовлетворенность собой и жизнью;
- психопатологии;
- девиации и аддикции;
- страх;
- неадекватное самоутверждение и достижение власти, вызванные низкой самооценкой и низким самоуважением;
- нежеланный ребенок в семье.
Причина насилия, естественно, кроется в психике родителя. Необходимость найти это и проработать – одна из задач психотерапевта при работе с семьей (работа ведется не только с ребенком). У любой агрессии, насилия всегда есть субъективный мотив. Другой вопрос, что он не всегда осознается самим агрессором.
Иногда насилие – попытки стабилизировать состояние семьи как системы, например, при борьбе за порядок или власть. Тогда нужно работать именно с семьей как системой и устранять причины ее дисфункции. В противном случае насилие станет либо хроническим, либо эпизодическим.
Насилие над детьми как психотравма обладает рядом особенностей:
- не всегда дети осознают суть происходящего;
- если осознают суть, то не всегда осознают истинные последствия для их физического и психического здоровья;
- события могут забыться (детский мозг устроен так, чтобы быстро вытесняет негатив), но дать о себе знать во взрослой жизни;
- о насилии дети чаще рассказывают сверстникам, а не другому члену семьи (если вообще рассказывают).
Программа профилактики насилия и жестокого обращения с детьми и подростками «Право на детство»
Программа профилактики насилия и жестокого обращения с детьми и подростками «Право на детство». Сдвижкова Ника Николаевна, специалист по социальной работе организационно-методического отделения, Речкалова Лилия Вячеславовна, заместитель директора, ГБУ СО КК «Краснодарский КЦСОН центрального округа». Участники конкурса «Социальные инновации — 2019», номинация «Социальная программа, проект, технология, методика, подготовленные для работы с получателями социальных услуг».
Публикуется полная авторская редакция
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
По данным социологических исследований в нашей стране около двух с половиной миллионов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избиваются своими собственными родителями. Более 50 тысяч детей и подростков ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения; более 50% преступлений в быту совершаются в присутствии детей; 30-40% всех тяжких преступлений совершаются в семьях, где есть несовершеннолетние.
Согласно данным ГУ МВД по Краснодарскому краю в отношении детей в 2020 году совершено 2578 преступлений, что на 149 меньше, чем в 2017 году (-5,5 %). Несмотря на это, в 16 муниципальных образованиях края наблюдается рост количества преступлений в отношении несовершеннолетних.
Особое беспокойство вызывает рост числа преступных деяний против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних, а также таких преступлений, как доведение несовершеннолетних до самоубийства, незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, склонение несовершеннолетних к их употреблению.
Проанализировав преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних, установлено, что наибольшее число потерпевших составляют дети в возрасте от 14 до 18 лет – 51%, в возрасте от 7 до 14 лет – 33%, в возрасте от 0 до 7 лет – 11 %. Социальное положение семей, из которых в отношении детей совершены преступления, характеризуется следующим образом: неполные семьи – 31%, многодетные семьи – 15%, СОП – 5%, ТЖС – 2%, приемная семья – 2%, опекаемая семья – 1%. Только 8% несовершеннолетних, в отношении которых совершены преступления, попадали в поле зрение органов и учреждений системы профилактики, состояли на различных видах учета.
Таким образом, количество случаев жестокого обращения с детьми со стороны родителей (законных представителей) остается стабильно высоким. При этом, 92% несовершеннолетних, в отношении которых были совершены преступления, проживали в семьях, не находящихся в поле зрения специалистов.
Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это вопрос, решение которого требует необходимых срочных мер.
КАТЕГОРИЯ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
Данная Программа будет применяться работниками отделения помощи семье и детям ГБУ СО КК «Краснодарский КЦСОН Центрального округа» (далее – отделение и учреждение) в работе со следующими категориями получателей социальных услуг:
многодетные малообеспеченные семьи:
семьи с одним родителем, воспитывающие несовершеннолетних детей;
семьи, в которых несовершеннолетний, находится в конфликте с законом;
семьи с риском лишения родительских прав;
семьи, в которых один или оба родителя (законных представителей) имеют зависимость.
По продолжительности программа является долгосрочной.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на профилактику и предотвращение насилия в семье и в подростковой среде, где с одной стороны, молодые люди могут стать жертвами жестокого обращения (как со стороны близких, так и со стороны незнакомых или малознакомых людей), а с другой стороны – на предотвращение таких ситуаций, где подростки сами могут являться обидчиками и проявлять жестокость.
Целью Программы является формирование в учреждении системы защиты несовершеннолетних от всех форм жестокости и насилия, обеспечение безопасности детей, предотвращение жестокого обращения через организацию и применение превентивных мер.
Для реализации этой цели необходимо выполнение следующих задач:
- организация своевременного выявления несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, в том числе трудной жизненной ситуации;
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, состоящих на учете;
- оказание социальной, психологической, педагогической помощи и поддержки несовершеннолетним, состоящим на учете;
- повышение правовой грамотности несовершеннолетних в отношении преступлений против личности, расширение социально-психологической компетентности в целях снижения латентного домашнего насилия их родителей;
- обучение несовершеннолетних безопасному поведению в целях защиты от агрессии окружающих, а также для налаживания партнерских отношений со сверстниками и в будущей собственной семье, повышение информационной безопасности несовершеннолетних;
- повышение педагогической грамотности родителей через обучение методам ненасильственной педагогики, формирование устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов;
- внедрение новейших технологий, психологических тренингов, ориентированных на организацию совместной деятельности несовершеннолетних и взрослых, способной изменить систему сложившихся взаимоотношений;
- информирование граждан о сущности и последствиях насилия в отношении детей, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ
Основными формами и методами работы в рамках программы являются:
- социальный патронаж;
- наблюдение; опрос; анкетирование;
- проведение диагностических процедур (тесты-опросники);
- мониторинг динамики семейной ситуации (социально-психологический и социально-педагогический);
- консультирование;
- групповые социально-психологические тренинги, упражнения для родителей;
- семейная терапия;
- коррекционные занятия с несовершеннолетними;
- индивидуальные профилактические беседы;
- родительский лекторий.
Механизм реализации программы
Программа направлена на работу с несовершеннолетними и их родителями, состоящими на учете в категории трудная жизненная ситуация, в том числе социально опасное положение.
Основными этапами реализации Программы являются:
I | – | Информационный. Получение информации о семейном неблагополучии; |
II | – | Диагностический. Диагностика семей и несовершеннолетних на наличие проблем; |
III | – | Коррекционный. Коррекция детско-родительских отношений; |
IV | – | Профилактический. Профилактическая работа с семьями и несовершеннолетними по предотвращению насилия и жестокого обращения; |
V | – | Методический. Методическое сопровождение деятельности по профилактике насилия и жестокого обращения. |
I – Информационный. Получение информации о семейном неблагополучии
Учитывая, что случаи насилия и жестокого обращения с детьми нередки в неблагополучных семьях, своевременное выявление таких семей и оказание им психолого-педагогической помощи имеют большое значение в профилактической работе.
Основными способами получения информации о предполагаемом неблагополучии семьи являются:
- «телефоны доверия», общественные приемные, сходы граждан, приемы граждан должностными лицами;
- обращения граждан;
- обращения несовершеннолетних;
- информации из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других органов и учреждений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иных организаций;
- проведение рейдов, патронажей, подворовых обходов, в том числе образовательными организациями, учреждениями социальной защиты населения, рейдовыми группами в рамках реализации Законов Краснодарского края от 28 июня 2007 года № 1267-КЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае» и от 21 июля 2008 года № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»;
- результаты служебных расследований по фактам чрезвычайных происшествий с несовершеннолетними;
- судебные решения (приговоры, постановления, определения);
- результаты рассмотрения дел и иных материалов на заседаниях муниципальных комиссий, иных коллегиальных органов (административных комиссий);
- информация из медицинских организаций по результатам послеродовых патронажей, медицинских осмотров детей;
- сведения из средств массовой информации;
- иные источники информации, получение которой допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
При получении информации о предполагаемом неблагополучии специалистами отделения совместно со специалистами органов системы профилактики проводится проверка полученной информации путем первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи, в ходе которого составляется акт обследования жилищно-бытовых условий.
II – Диагностический. Диагностика семей и несовершеннолетних на наличие проблем
Диагностика в процессе проведения первичного обследования является важным этапом в работе с неблагополучной семьей и позволяет сделать предположение о наличии, или отсутствии насилия и жестокого обращения в семье, которое в дальнейшем, при наличии, будет подтверждено другими методами исследования.
Основное назначение диагностики – составление заключения о состоянии конкретной семьи, тенденциях, свойственных ей, а также необходимости предоставления различных видов помощи и поддержки.
Используемые диагностические методики традиционны и дополняют друг друга: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночные методики, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д.
Большое значение имеет беседа с родителями при первичном посещении семьи, в ходе которой определяется уровень эмоциональной поддержки и автономии членов семьи, особенности стиля воспитания, норм и правил семьи.
При проведении диагностики коммуникаций в семье и взаимоотношений между ее членами, изучения эмоциональных проблем, вокруг которых формируется в конфликт, выявлении эмоционально-психологических особенностей семейной системы, определении уровня развития коммуникативных навыков используется семейная генограмма.
Для определения направлений дальнейшей работы в рамках реализации данного этапа проводится сбор и анализ информации.
Информация общего характера (адрес проживания и прописка, состав семьи: Ф.И.О. родителей и детей, их возраст, национальность; сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, например, из КДНиЗП, школы, поликлиники и т.д.). Общая информация дает представление обо всех социально-неблагополучных семьях определенной территории и характере их неблагополучия.
Специальная информация (сведения о социальном статусе семьи: полная, неполная, безработная, многодетная, малообеспеченная; состояние здоровья, уровень образования, нарушение функций семьи и т.д.). Специальная информация позволяет более глубоко и объективно оценить состояние семейных проблем, выявить их причины, спланировать работу по оказанию адресной социальной помощи и поддержки конкретной семье. Специальная информация собирается более целенаправленно, с учетом категорий конкретных семей.
Информация о семье и ребёнке может поступать из различных источников. О семье и положении ребёнка в ней можно узнать от соседей, родственников, сверстников и друзей ребёнка. Получить информацию о семье можно из жилищно-коммунальных служб (наличие задолженности за квартиру), учреждений здравоохранения, образования и др. Данный метод сбора информации называется методом независимых оценок. Чем разнообразнее источники информации, тем более полные и точные сведения можно получить о семье.
Источники информации о семье и ребенке
Социальные педагоги школ могут представить информацию о социальном статусе ребенка, посещаемости занятий и успеваемости по предметам школьной программы, об интересах несовершеннолетнего, о его взаимоотношениях в семье, в школьном коллективе и т.д. Если семья состоит на учете, то можно получить сведения о характере взаимоотношений членов семьи, о выполнении родителями своих обязанностей, о работе с семьей, проведенной специалистами школы, и ее результатах.
Специалисты КДНиЗП – состоит ли несовершеннолетний на учете, совершал ли ранее правонарушения, привлекался ли к уголовной ответственности; зарегистрированные случаи жестокого обращения с несовершеннолетним со стороны родителей.
Специалисты органов опеки и попечительства дополнительно информируют о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью.
Специалисты органов социальной защиты населения могут сообщить о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; о социальных выплатах, произведенных данной семье; о льготах, пособиях, компенсациях, которыми она пользуется.
Специалисты поликлиники дают сведения о состоянии здоровья членов семьи, об использовании льгот на лечение и приобретение медикаментов.
Соседи, родственники и другие физические лица могут сообщить об официально не зарегистрированных фактах жестокого обращения с ребенком родителей или их законных представителей; о наличии скандалов в семье; о фактах побегов детей из дома, употребления ими спиртных напитков, наркотических веществ и т.д.
Основными методами сбора информации являются:
беседа (с соседями, классным руководителем, родственниками, специалистами КДНиЗП и т.д.);
наблюдение;
официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью получения документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пособий, пенсий, о закрепленном жилье, о прописке семьи по месту жительства и т.д.);
анализ документации (полученной из государственных учреждений органов опеки и попечительства, здравоохранения, образования, управления социальной защиты населения и т.д.);
анкетирование и тестирование (для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей, стиля воспитания в семье, характере внутрисемейных отношений и т.д.) может проводиться как для отдельных получателей социальных услуг, так и для всех членов семьи.
С учетом результатов диагностики составляется социальная карта семьи и разрабатывается индивидуальный план работы с семьей.
III – Коррекционный. Коррекция детско-родительских отношений
В рамках данного этапа проводится работа, направленна на осуществление коррекции детско-родительских отношений в семьях, состоящих на учете в категории трудная жизненная ситуация, в том числе социально опасное положение. Как правило, основными проблемами таких семей являются отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми, а также недостаточность психолого-педагогических знаний у родителей для эффективного воспитания ребенка. Отношения в таких семьях носят деструктивный характер и требуют коррекции, которая достигается путем осознания педагогических ошибок, формирования навыков эффективного взаимодействия внутри семьи и внедрения данных навыков в практику повседневной жизни.
Основными аспектами данного этапа являются просвещение родителей, их знакомство со способами правильного общения, оказание им психологической поддержки, создание в семье благоприятного психологического климата.
Немаловажным является формирование эмоциональной связи между родителем и ребенком и, как следствие, установление теплых отношений, основанных на взаимной любви и уважении.
В рамках реализации данного блока будут использованы следующие формы и методы работы: социально-психологические тренинги; консультации; коррекционные занятия; индивидуальные профилактические беседы.
С целью повышения психологической компетенции родителей на базе центра работает клуб «Азбука родительской любви». Занятия клуба направлены на повышение психолого-педагогической грамотности родителей, формирование их эмоциональной связи с ребенком, развитие конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций в семье, выявление и коррекцию родительских установок и позиций.
IV – Профилактический. Профилактическая работа с семьями и несовершеннолетними по предотвращению насилия и жестокого обращения
Профилактическая работа включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с семьями и несовершеннолетними, которая осуществляется через систему массовых мероприятий, проводимых в центре, индивидуальных бесед по обучению детей и взрослых приемам личной безопасности и т.д.
Важным аспектом в организации работы по предотвращению насилия и жестокого обращения в отношении детей является участие родителей и детей в совместных мероприятиях, различных акциях и праздниках, что позволяет сформировать эмоциональную близость и привязанность между детьми и родителями, развить навыки конструктивного взаимодействия, дает возможность обучить родителей способам вовлечения их детей в различные виды совместной деятельности (в т. ч. игровую).
Одним из важных направлений работы данного этапа является информирование по проблеме насилия и жестокого обращения, а также формирование у участников программы ответственного поведения.
Большая часть мероприятий данного этапа представляет собой беседы, занятия, в ходе которых участники Программы приобретут навыки, помогающие им распознать и избежать насилия в различных ситуациях, и навыки построения ненасильственных отношений с окружающими в семье.
Кроме того, с целью предоставления информации о противодействии насилию и жестокому обращению, защите прав детей, оказании помощи в трудной жизненной ситуации программой предусмотрено распространение информационных буклетов, брошюр, листовок.
V – Методический. Методическое сопровождение деятельности по профилактике насилия и жестокого обращения
Методическое сопровождение деятельности по профилактике насилия и жестокого обращения направлено на изучение и распространение опыта, повышение компетентности специалистов, осуществляющих работу с семьями и несовершеннолетними, состоящими на учете, и предусматривает разработку алгоритма деятельности специалистов по профилактике, необходимого программно-методического материала.
План мероприятий по профилактике насилия и жестокого обращения
№ п/п | Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
I этап – Информационный. Получение информации о семейном неблагополучии | |||
1 | Получение информации о предполагаемом неблагополучии семьи | ||
2 | Проверка полученной информации путем первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи, ходе которого составляется акт обследования жилищно-бытовых условий | Незамедлительно | Заведующий отделением |
II этап – Диагностический. Диагностика семей и несовершеннолетних на наличие проблем | |||
3 | Проведение социально-психологической диагностики ситуации семьи с целью выявления родителей, склонных к насилию в отношении детей: экспресс-диагностика «Внутрисемейные отношения»; диагностическая беседа на выявление фактов жестокого обращения и насилия; наблюдение | При первичном патронаже семей | Специалисты по соц. работе, психолог, педагог-психолог |
4 | Подготовка предварительной оценки наличия или отсутствия случая жестокого обращения с несовершеннолетним в семье | Не позднее 3 дней после патронажа | Психолог, педагог-психолог |
5 | Опрос (сбор информации) социального окружения семьи | Не позднее 14 дней после патронажа | Специалисты отделения |
6 | Анкетирование несовершеннолетних, состоящих на учете, для выявления жестокого обращения к ним со стороны ближайшего и отдаленного окружения «Выявление и предупреждение домашнего насилия/жестокого обращения, насилия среди сверстников, в образовательном учреждении, на улице» | При первичном патронаже | Специалисты по соц. работе, социальный педагог |
7 | Анализ результатов анкетирования «Выявление и предупреждение домашнего насилия/жестокого обращения, насилия среди сверстников, в образовательном учреждении, на улице» | Не позднее 10 дней после патронажа | Методист |
8 | Анкетирование родителей «Проблемы, с которыми сталкивается семья» | При первичном патронаже | Специалисты отделения |
9 | Проведение диагностических процедур (проективные техники, тесты-опросники): детско-родительских отношений; уровня тревожности; стратегий (моделей) поведения | В течение всего периода | Психолог, педагог-психолог |
10 | Изучение и оценка уровня знаний несовершеннолетних, состоящих на учете, о проблеме домашнего насилия | При первичном патронаже | Специалисты отделения |
11 | Мониторинг динамики семейной ситуации | В течение всего периода | Специалисты отделения |
12 | Разработка индивидуального плана работы с семьей с учетом результатов психологической диагностики. Составление социальной карты семьи | По истечении 10 дней с момента выявления проблемы | Специалисты по соц. работе, социальный педагог, психолог, педагог-психолог |
III этап – Коррекционный. Коррекция детско-родительских отношений | |||
13 | Оказание консультативной помощи семьям, имеющим несовершеннолетних детей, состоящих на учете, по вопросам воспитания, обучения, содержания | По мере необходимости | Специалисты отделения |
14 | Проведение тренингов (групповых упражнений) для несовершеннолетних и родителей, направленных на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества, выработку навыков адекватного и равноправного общения | 1 раз в квартал | Психолог, педагог-психолог |
15 | Проведение коррекционных занятий с детьми, направленных на устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях | 1 раз в квартал | Психолог, педагог-психолог |
16 | Проведение индивидуальных профилактических бесед с несовершеннолетними с целью выявления причин отклонений в поведении; | По мере необходимости | Психолог, педагог-психолог |
17 | Проведение индивидуальных бесед с родителями с целью поиска выхода из сложных ситуаций | По мере необходимости | Психолог, педагог-психолог |
18 | Работа клуба «Азбука родительской любви» | 1 раз в квартал | Психолог, педагог-психолог |
19 | Оказание социальной помощи посредством благотворительной акции «Вторые руки» | По мере необходимости | Специалисты по соц. работе, соц. педагог |
20 | Привлечение представителей органов системы профилактики и других заинтересованных учреждений к проведению работы по коррекции детско-родительских отношений | По мере необходимости | Заведующий отделением |
IV этап – Профилактическая работа с семьями и несовершеннолетними по жестокому обращению | |||
21 | Участие в краевых акциях «Телефон доверия», «Синяя лента апреля» | В соответствии с графиком проведения | Специалисты по соц. работе, педагог дополнительного образования |
22 | Проведение бесед с несовершеннолетними с приглашением представителей системы профилактики, направленных на воспитание безопасного поведения у несовершеннолетних, знакомство с правилами поведения в различных ситуациях: «Права и обязанности детей» «Если в семье конфликт, как разрешить его мирным путем?» «Уважительное отношение друг к другу» «Поведение с незнакомыми людьми» | 1 раз в квартал | Юрисконсульт, педагог дополнительного образования, психолог, специалисты по соц. работе |
23 | Проведение занятий с несовершеннолетними об основных признаках жестокого обращения с детьми или пренебрежении их нуждами, порядке действий в случае обнаружения таких признаков | 1 раз в полугодие | Юрисконсульт |
24 | Родительский лекторий с приглашением представителей органов системы профилактики «Мудрость родительской любви»»: «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» «Жестокое обращение с детьми как социально-психологическое явление» «Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей» «Непослушный ребенок. Поиск понимания в общении» | 1 раз в квартал | Юрисконсульт, педагог дополнительного образования, психолог, специалисты по соц. работе |
25 | Распространение информационных, методических материалов для родителей и несовершеннолетних (буклеты, методические рекомендации, брошюры и т.д.) | Ежемесячно при патронажах | Специалисты по соц. работе, педагог ДО, социальный педагог |
26 | Размещение на стенде центра информации о работе телефона доверия и контактных телефонах других служб | Постоянно | Методист |
27 | Контроль за занятостью несовершеннолетних, состоящих на учете, во внеурочное время | Постоянно | Специалисты по соц. работе, соц.педагог |
V этап – методическое сопровождение деятельности по профилактике жестокого обращения | |||
28 | Изучение и внедрение инновационных методик по профилактике жестокого обращения с детьми | Постоянно | Методист |
29 | Промежуточный и итоговый анализ эффективности реализации программы | 1 раз в полугодие | Методист |
30 | Разработка сценариев проведения социально-значимых мероприятий, акций | По мере необходимости | Методист |
31 | Разработка информационных, методических материалов для родителей и несовершеннолетних (буклеты, методические рекомендации, брошюры и т.д.) о построении взаимоотношений, профилактике конфликтных ситуаций, противодействии жестокому обращению, защите прав детей, профилактике суицида среди несовершеннолетних, оказание помощи в трудной жизненной ситуации | Ежемесячно | Методист |
АЛГОРИТМ ВЫЯВЛЕНИЯ СЛУЧАЯ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ РЕБЕНКУ
I – прием информации предполагает сбор информации о жестоком обращении с ребенком, которая может поступить из разных источников – соседи, друзья, прохожие, поликлиники, полиции, органов социальной защиты, граждан и т.д. с целью организации раннего выявления случаев жестокого обращения. Проведение информационной и образовательной работы с несовершеннолетними, родителями (законными представителями), специалистам центра, разъяснение им признаков жестокого обращения с детьми или пренебрежения их нуждами, порядка действий в случае обнаружения таких признаков
II – расследование сигнала о случае жесткого обращения предполагает проведение предварительной оценки выявленного случая жестокого обращения, социально-психологической диагностики ситуации семьи, коллектива, проведение индивидуальной беседы с детьми, родителями (законными представителями).
III – оценка безопасности ребенка предполагает своевременную оценку безопасности и риска в ситуациях, когда ребенок подвергается физическому (сексуальному) насилию или находится в условиях отсутствия заботы и пренебрежения нуждами. Актуальное состояние ребенка оценивается по состоянию его физического здоровья, эмоциональному состоянию, опасности ближайшего социального окружения и наличию высокого риска для его безопасности, жизни и здоровья в случае оставления без помощи.
IV – организация защиты ребенка, пострадавшего от жестокого обращения предполагает расследование факта жестокого обращения с детьми.
V – контроль динамики семейной ситуации, ситуации в коллективе предполагает патронаж семьи, индивидуальные беседы, анкетирования, тестирования обучающихся и их родителей (законных представителей).
VI – завершение помощи.
Кадровое и материальное обеспечение Программы
Кадровое и материальное обеспечение Программы осуществляется в соответствии с законодательством и нормативными актами Краснодарского края, нормативными актами в сфере социальной защиты населения, нормативными документами Центра.
Сопровождение Программы осуществляется:
специалистами по социальной работе отделения помощи семье и детям и организационно-методического отделения;
методистами отделения помощи семье и детям и организационно-методического отделения;
педагогом-психологом;
психологом;
юристом;
педагогом дополнительного образования;
представителями администрации учреждения.
При необходимости организуется совместная работа со специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних г. Краснодара, а также учреждений культуры, спорта, образования, центрами организации досуга г. Краснодара.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для оценки эффективности работы с семьей специалистами используется параметрический метод, суть которого сводится к сопоставлению двух групп параметров:
1) начальное состояние семьи (на момент проведения первичной диагностики, до начала работы с данной семьей);
2) контрольное состояние семьи (на момент проведения контрольной диагностики, после проведения запланированной работы с семьей).
Способы оценки результативности реализации программы:
анкетирование (опрос) представителей целевой группы услуги;
диагностические данные;
административный контроль;
контроль качества (супервизия и экспертная оценка заместителя директора учреждения, курирующего деятельность по профилактике семейного неблагополучия).
Ожидаемые результаты реализации программы
Создание на базе учреждения системы защиты несовершеннолетних от всех форм жестокости и насилия, которая обеспечит безопасность детей, состоящих на учете, будет способствовать предотвращению жестокого обращения;
Увеличение количества детей, подростков и молодежи, получивших достоверную информации о проблеме жестокости и насилия и путях ее преодоления;
Формирование негативного мнения у несовершеннолетних и их родителей ко всем формам жестокого обращения;
Улучшение качества жизни несовершеннолетних, воспитание у них целеустремленности, чувства ответственности, установление позитивного отношения с окружающими;
Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания детей, приобретение и использование ими навыков конструктивного взаимодействия с подростком;
Формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия в отношении детей, повышение информационной безопасности.
ПОЛУЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Данная программа реализуется в учреждении с 1 октября 2017 года.
Работа, проводимая в рамках программы, за два года способствовала созданию в учреждении системы защиты несовершеннолетних от всех форм жестокости и насилия, которая обеспечивает безопасность детей, способствует предотвращению жестокого обращения. Итогом создания указанной системы является отсутствие фактов жестокого обращения и насилия в семьях в отношении детей и подростков, состоящих на учете.
За период реализации программы 100% несовершеннолетних в возрасте от 10 до 18 лет, состоящих на учете, получили достоверную информацию о ситуациях, когда ребенок подвергается физическому (сексуальному) насилию или находится в условиях отсутствия заботы и пренебрежения нуждами, а также способах предотвращения насилия в семье и в подростковой среде.
Меры ранней профилактики жестокого обращения, применяемые в рамках программы, способствуют формированию негативного мнения у несовершеннолетних и их родителей ко всем формам жестокого обращения.
Анализ результатов реализации программы показал, что все мероприятия программы тщательно продуманы и подготовлены, основные проблемные вопросы решаются оперативно. Специалисты отделения используют различные формы и методы в своей работе. Реализация программы способствует качественному улучшению деятельности отделения помощи семье и детям ГБУ СО КК «Краснодарский КЦСОН Центрального округа».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2005. – 256 с.
- Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 112 с.
- Грецов А. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006. – 84с.
- Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития. / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2001. – 140 с.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: 2008. – 320 с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб.: Издательство «Речь», 2008. – 176 с.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 224 с.
- Павлов И.В. Общение с ребёнком: тренинг взаимодействия. – СПб.: Издательство «Речь», 2008. – 87 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 160 с. (В помощь психологу.)
- Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность / авт.-сост. Пырочкина С.А., Погорелова О.П. – Волгоград: Учитель, 2008. – 123 с.
- Рамек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Издательство «Речь», 2005 г. –148 с.
Программа профилактики насилия и жестокого обращения с детьми и подростками «Право на детство»
Рассказать друзьям:
Метки:инновации конкурсы
Виды насилия
Насилие бывает прямым и косвенным, единичным или систематическим, актуальным или прошедшим. Но важнее других выглядит классификация по содержанию насилия:
- Физическое насилие. Это любые физические насильственные действия в отношении ребенка до 18 лет, в том числе варианты наказания (шлепки, толкание, хватание и другое).
- Пренебрежение обязанностями. Под этим подразумевается несоблюдение родительских обязанностей, игнорирование потребностей ребенка, ненадлежащий уход за ребенком.
- Сексуальное насилие. Использование ребенка до 18 лет с целью получения сексуального удовольствия. Любой эротический контакт с ребенком или его эксплуатация (порнография).
- Психологическое насилие. Унижения, оскорбления, высмеивание и другие унижающие личностное достоинство модели поведения.
Сексуальное насилие включает в себя несколько форм:
- Развратные действия. Любые действия со стороны взрослого человека, способные вызвать возбуждение у ребенка до 14 лет и сформировать неадекватное отношение к сексуальным отношениям. Действия могут носить физический (телесный) характер или интеллектуальный (демонстрация материалов).
- Педофилия. Сексуальное преследование ребенка до 14 лет.
- Порнография. Любые формы демонстрации сексуальных отношений (книги, фильмы, журналы).
- Принуждения к сексуальным действиям. Не физическое, а психическое воздействие на ребенка, постепенно вынуждающее его вступить в какие-либо сексуальные отношения. Давить можно статусом взрослого, шантажом.
Жестокое обращение с детьми – обобщенное название любого насилия. Это фактическое причинение вреда ребенку:
- через оскорбления и некорректные наказания;
- неадекватные требования и жесткий контроль;
- запреты.
Жестоким обращением можно назвать физические действия (побои), убийство, вред из-за неоказания помощи, пренебрежение ребенком и его потребностями, вред психике, дефицит защиты и заботы.
Ответственность за насилие над детьми в семье
В Российской Федерации все виды насилия в семье над детьми в случае их доказанности в суде могут быть квалифицированы как «жестокое обращение с детьми». Наказание может быть административным (за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по содержанию, воспитанию детей) или уголовным (за все виды сексуального и физического насилия, а также за некоторые формы эмоционального насилия). Максимальный срок за насилие над детьми в семье составляет двадцать лет лишения свободы.
Каждый агрессивный родитель должен помнить, что насилие над детьми может закончиться длительным тюремным сроком
Во многих семьях считается абсолютным нормальным применять в воспитании детей лёгкие средства физического воздействия: шлепки, щипание и другие. Казалось бы, что такое поведение родителей ничем не опасно для ребёнка и оно не может приравниваться к физическому насилию. Однако согласно законодательству России любые методы воздействия на человека, которые причиняют ему физическую боль, но не наносят ущерба здоровью, приравниваются к побоям. Наказание за побои в случае их доказанности — исправительные работы сроком до одного года или лишение свободы сроком до двух лет.
Признаки насилия
Насилие со стороны заподозрить непросто, что обусловлено:
- закрытостью семьи как системы;
- взаимозависимыми отношениями агрессора и жертвы;
- недостатком информации;
- запуганностью и недоверием со стороны жертвы.
В основном все сводится к тому, что семья, где царит насилие – закрытая система. Но кое-что может намекнуть о насилии над ребенком:
- крики, хлопки, шлепки, ругань, явно слышимая за стеной (многие квартиры разделены тонкими стенами, а насилие далеко не всегда протекает бесшумно);
- следы побоев на ребенке;
- неопрятный внешний вид ребенка, одежда не по погоде.
К признакам физического насилия относится:
- повреждения органов тела и нарушения органов чувств;
- малоподвижность, вялость, задержка физического и психического развития;
- тревожность и агрессивность в отношении других людей или животных;
- стеснительность, пассивность, страх перед взрослыми;
- избегание дома, боязнь тактильных контактов;
- общение с детьми младшего возраста.
К признакам психологического насилия относится:
- психотравма и (или) посттравматический стрессовый синдром;
- у детей до среднего школьного возраста – задержка в физическом и речевом развитии;
- у подростков – потеря смысла и цели жизни, дезориентация, мысли о суициде;
- импульсивность, злость, манипулятивные расстройства (сосание пальца, вырывание волос);
- покорность и податливость;
- страхи и проблемы со сном;
- депрессия и заторможенность;
- девиации;
- болезни.
Признаки сексуального насилия над ребенком:
- несоответствующая возрасту или странная осведомленность ребенка в сексуальных вопросах или действиях;
- сексуальные приставания со стороны ребенка к другим детям или взрослым;
- жалобы на какие-то проблемы со здоровьем, особенно в области половых органов;
- тревога при плаче других детей;
- нервный тик, покачивание, сосание пальца.
Общие признаки насилия:
- неумение ребенка сосредоточиться;
- нарушения памяти;
- ненависть к себе, отсутствие самоуважения, низкая самооценка;
- пессимизм;
- недоверие в отношении всего мира, особенно взрослых людей;
- приступы гнева или агрессии;
- хроническое чувство страха, стыда, вины;
- отстраненность от социума;
- депрессия;
- ангедония.
По закону Российской Федерации ребенок сам может обратиться в органы опеки за защитой, а с 14 лет – в суд, но редко какой ребенок решится на это. Насилие, как правило, сопровождается запугиванием, а также страхом и привыканием жертвы.
Каждый случай насилия (жестокость и интенсивность) оценивается в индивидуальном порядке. Учитывается индивидуальная чувствительность ребенка, возраст и характер отношений между ним и взрослым.
Сложнее всего заподозрить психологическое насилие или насилие над душой ребенка. Это многогранная категория:
- нехватка любви и внимания;
- угрозы и насмешки;
- неадекватные и чрезмерные требования;
- любое поведение родителей, вызывающее страх у ребенка;
- запреты;
- психологическое давление;
- гиперопека;
- манипуляции;
- любые побуждения «из любви», наносящие вред здоровью ребенка.
Из-за этого отмечается заниженная самооценка, неуверенность в себе, утрачивается чувство собственного достоинства. При гиперопеке развивается чувство беспомощности и полной зависимости от родителей. Оторванность от семьи, социальное или физическое сиротство ребенка навсегда оставляет след в виде чувства эмоциональной незащищенности. Не факт, что последствия сразу проявят себя, это может возникнуть спустя годы.
Последствия физических наказаний
Дошкольник или дошкольник, которого часто наказывают физически, перестает понимать разумные доводы. С таким ребенком невозможно договориться, он понимает только силу и считает авторитетом только тех, кто может ударить. Именно из-за этих последствий специалисты по детской психологии категорически запрещают использовать в качестве наказания ремень.
Физические наказания приносят душевные страдания
Дети, которых часто бьют, обычно вырастают или жестокими (и потом сами бьют своих чад) или запуганными, легко поддающимися чужому влиянию из-за боязни расправы. Оба варианта развития являются отклонениями от нормы. Также постоянные физические наказания могут привести к периодическим всплескам немотивированной агрессии в домашней обстановке, школе, детском саду. Этот психологический фактор нельзя упускать из вида.
Ни в коем случае нельзя проявлять равнодушие, если находящийся рядом ребенок или подросток страдает от произвола со стороны взрослых. Надо делать все возможное, чтобы ситуация больше не повторилась. В этом случае необходимо серьезно поговорить с его родителями (родственниками), объяснив недопустимость насилия и возможные риски, которые вытекают из такого поведения. Если разговор не увенчался успехом, долг неравнодушного гражданина – обращаться в органы опеки. Представители власти посетят неблагополучную семью и объяснят родителям, какие права имеет их ребенок.
Последствия насилия
Переживший насилие ребенок или подросток чувствует страх, замешательство, стыд, бессилие. Часто винит себя и воспринимает как соучастника и первопричину случившегося. Иногда причиной считает свое поведение или положение в семье. Среди других последствий значится снижение доверия и круга общения.
Многие реакции зависят от возраста ребенка:
- Дети до 3 лет. Среди популярных реакций: страх, смешанные чувства, агрессия, потеря аппетита.
- Дошкольники. Отмечается тревога, боязливость, чувство вины и стыда, смешанность чувств, отвращение, чувство беспомощности.
- Младшие школьники. Наблюдается неопределенность школьника в семейных ролях, двойственное отношение к взрослым людям, страх, стыд, отвращение, недоверие ко всему миру.
- Младшие подростки. К предыдущим последствиям добавляется депрессия, чувственная опустошенность (нет никаких ощущений и чувств).
- Старшие подростки. Характерно отвращение, стыд, чувство вины, двойственность чувств в отношении взрослых, девиантное поведение, ощущение ненужности.
Особенно опасно сексуальное насилие, которое во взрослой жизни проявляется:
- психосоматическими заболеваниями;
- непринятием своего тела;
- зависимым поведением;
- проблемами в сексуальных отношениях;
- повторным насилием (мужчины, подвергшиеся насилию, сами его совершают; женщины, подвергшиеся насилию, снова оказываются в роли жертвы).
По мере взросления ребенка также может отмечаться ответное насилие, потеря самоуважения, психические расстройства и попытки суицида.
Любое насилие во взрослой жизни оставляет такие следы:
- нарушение Я-концепции;
- чувство вины;
- депрессия;
- сексуальные дисфункции;
- проблемы в межличностных отношениях.
Нарушение физических и психических границ в результате насилия влияет на всю дальнейшую жизнь и поведение человека. А пережитый опыт воспроизводится снова и снова.
Вообще в семье можно выделить 3 сферы насилия: родителей над детьми, взрослых над взрослыми, кого-либо из членов семьи над стариками. И каждая из этих форм опасна для ребенка. Если насилию подвергается не непосредственно он, а, например, мать, то возможны:
- психоэмоциональные и психосоматические расстройства;
- школьная дезадаптация;
- проблемы в социальной адаптации.
Семьи с насилием всегда относятся к группе риска, так как такая атмосфера не подходит для воспитания ребенка. Выросшие в насилии дети, как правило, позже сами становятся жертвой или агрессором (95 %).
Возможные последствия
Насилие над ребёнком в семье может закончиться такими печальными последствиями:
- острыми и хроническими заболеваниями внутренних органов, если ребёнок неполноценно питается или не получается необходимой медицинской помощи;
- бессонницей и ночными кошмарами;
- психическими расстройствами: булимией — расстройством приёма пищи, при котором избыточное употребления еды чередуется с длительным голоданием. Следующая стадия такого пищевого расстройства — анорексия;
- депрессией, при которой человек утрачивает способность радоваться и испытывать другие положительные эмоции;
Депрессия у ребёнка — возможное последствие насилия в семье
Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Колонтай Н. Н., врач-психиатр
https://ncgb.by/index.php/podrazdeleniya/16-poleznye-stati/631-nasilie-nad-detmi-v-seme-vrach-psikhiatr-detskogo-kabineta-n-n-kolontaj
Диагностика насилия
Выявить насилие сложно еще и потому, что сами родители не всегда воспринимают свои действия как насильственные. Они воспитывают своего ребенка, да, методом кнута без пряника, но это воспитание. Или методом кнута и пряника, тогда ребенок воспринимает избиения как должное за его провинности и потому еще меньше вероятность, что он кому-то расскажет.
Осложняет ситуацию и еще один момент. По сути любое насилие сопряжено с психическим. Потому работать приходится сразу с несколькими формами насилия.
Физическое насилие
Диагностические признаки насилия, которые можно отметить во время беседы с родителями:
- нервное поведение;
- фантастическое описание происхождения травм ребенка;
- обвинение других людей или самого ребенка;
- множественные противоречия в истории получения травм;
- обвинение ребенка во лжи;
- неадекватная оценка, ожидания и требования, не соответствующие возрасту или уровню развития ребенка.
Усилить подозрение должен факт частых нахождений ребенка в травмпункте, повторяющихся похожих травм, большого временного промежутка между травмами и обращением в больницу.
Проблема в том, что заметить невербальные и вербальные признаки вранья и изворотливости родителей можно только в условиях тесного наблюдения и общения. Доступна ли такая ситуация всем неравнодушным? Нет. Соседа и на порог дома не пустят. Добиться такой встречи с родителями могут только социальные работники. Задача свидетелей и очевидцев – поспособствовать этой встрече.
Диагностические реакции в процессе беседы с детьми:
- тревожность;
- нежелание и страх перед встречей с родителями;
- убежденность ребенка в оправданности наказаний;
- страх, что социальные работники (защитники) встанут на сторону родителей после беседы и выяснят, что наказания оправданы плохим поведением ребенка;
- плач при любой неудаче;
- склонность к дракам;
- вздрагивание при малейшем движении руки рядом.
Иногда действительно бывает так, что ребенок придумывает рассказ о насилии, что может быть вызвано потребностью во внимании и сочувствии, конфликтами с друзьями или в семье, богатой фантазией. Но тогда эмоциональные и поведенческие реакции ребенка будут противоречить содержанию рассказа. Не отмечается в таких случаях страх перед родителями и иные признаки и последствия насилия, но заметно удовольствие ребенка от того, что его слушают, и увлеченность рассказом.
Нельзя расценивать описанные признаки отдельно от контекста и истории семьи, но существует ряд диагностических маркеров, которые ясно дают понять о физическом насилии:
- синяки, укусы, ожоги, рубцы;
- следы удушья;
- любые повреждения, остающиеся без внятного и корректного объяснения со стороны родителей;
- низкая самооценка ребенка;
- нежелание и страх возвращаться домой;
- мешковатая одежда, скрывающая побои;
- самообвинение в провокациях в сторону насильника;
- ребенок воспринимает побои как семейный порядок и норму;
- волнение, плач, испуг при криках, скандалах.
Сексуальное насилие
Сложность диагностики сексуального насилия в том, что одни члены семьи могут покрывать других, даже если известно о преступлении.
Подростки реагируют серьезнее, так как понимают, что именно с ними случилось. Как правило, они меняют весь стиль жизни и одежды, окружение. Здоровые чувства типа сочувствия и симпатии превращаются в агрессию или слепую подчиненность (человеку, делу). У детей доподросткового возраста отмечаются классические признаки.
К диагностическим маркерам сексуального насилия над ребенком в семье относится:
- не по возрасту хорошая осведомленность в вопросах сексуальных отношений;
- синяки, зуд, кровь в области половых органов;
- сексуальные поведенческие извращения;
- резкие изменения в поведении ребенка;
- смена походки, неудобство при ходьбе и сидении;
- пищевые расстройства;
- отвращение к себе;
- ночные кошмары и нарушения сна;
- суицидальные наклонности и депрессия;
- потакательство, уступчивость в отношении взрослых;
- девиантное поведение.
Пренебрежение нуждами ребенка
Самый часто встречающийся вариант насилия и наименее осознаваемый родителями. Даже в благополучных, казалось бы, семьях можно найти его элементы, например, недостаток любви и внимания из-за занятости на работе.
Поэтому этот вид самый неоднозначный в плане диагностики. Судить о пренебрежении принято при очевидных и злостных нарушениях: ребенок голодает, плохо одет, грязный, не получает медицинской помощи или образования, оказывается оставленным один и подвергнут опасности.
Лишенные дети отличаются неразборчивостью в построении отношений и попытками привлечь внимание. К другим диагностическим маркерам относится:
- педагогическая запущенность (малый словарный запас, проблемы с речью);
- отставание в физическом развитии;
- неприятный запах, грязь и голод;
- подавленность, пассивность и пугливость;
- скупость эмоций и бедность реакций на доброту, похвалу;
- чувство ненужности и убеждение «Я – не хороший, ничего не заслуживаю, и никогда не буду заслуживать».
Психологическое насилие
Решающая роль в диагностике отводится поведению взрослых. Психологическое насилие можно заподозрить, если родители:
- не спешат утешить ребенка, пообщаться с ним, обнять;
- сверхкритично относятся к ребенку;
- ругают, оскорбляют, унижают;
- негативно характеризуют ребенка;
- вымещают на нем злобу на кого-то из родственников (ассоциируют ребенка с ним);
- открыто признаются в нелюбви;
- винят его в своих неудачах.
Со стороны ребенка о психологическом насилии намекнут:
- неуверенность и низкая самооценка;
- задержка речи и восприятия;
- напряжение от ожидания наказания;
- неразвитое логическое мышление;
- неуважение и недоверие к взрослым;
- наигранная зрелость или независимость как реакция защиты;
- суицидальные наклонности.
«Цунами» насилия: порочный круг
И покатилась волна внутрисемейного насилия, как результат массовых фрустраций. В таких условиях успело вырасти целое поколение детей, с тех пор несущих в себе колоссальные психотравмы с детства. Сегодня они уже давно выросли и сами становятся родителями, будучи неспособными построить психологически здоровые отношения в своей семье.
Однако помимо объективных предпосылок к формированию коллективных и личных фрустраций, есть еще и индивидуальная ответственность каждого родителя и просто взрослого человека по отношению к детям, к собственным психологическим состояниям. Идя на поводу у собственных нехваток, обид, несостоятельности, настроения, ложных установок, мы наносим непоправимый ущерб уже собственным детям, ломая их жизнь и будущее.
Что делать, куда обращаться и существует ли решение этой проблемы на уровне целого общества?
Реабилитация
Устранение насилия всегда требует комплексной работы психолога с родителями и детьми. Наиболее эффективными методами являются:
- психотерапия;
- индивидуальные и групповые консультации;
- тренинги.
Взаимодействуя с ребенком, нужно сначала добиться расположения и доверия с его стороны. Для этого нельзя акцентировать внимание на ситуации, то есть говорить «Не бойся», «Не переживай». Главный метод работы с ребенком – консультационная беседа. Но проводить ее может только квалифицированный специалист.
Насилие – всегда стрессовая ситуация для ребенка, влекущая за собой психотравму. Соответственно, работа должна быть направлена на устранение психотравмы и посттравматического стрессового расстройства, если оно наблюдается. Лучший метод – психотерапия.
Профилактика насилия
Основные направления профилактики: просвещение и информирование. Они должны проводиться в отношении детей, родителей, работников детских учреждений и вообще всех граждан. Важно говорить:
- о том, что такое насилие;
- о его видах;
- что делать, если вы стали свидетелем или жертвой насилия;
- какова ответственность за насилие;
- куда можно сообщить о насилии (организации, телефоны).
Не стоит говорить в контексте «как не стать жертвой насилия», так как это сразу дает установку на самообвинение. Как говорилось в статье, жертвы и так склонны искать причину в себе, но это не так.
Суть и статистика
Насилию могут быть подвергнуты дети разных возрастов в семьях разного материального и социального положения. Существуют статистические исследования, по которым можно определить, какие группы детей находятся в большей зоне риска:
- в 50 % случаев родители, подвергающие своих детей насилию, сами в детстве были его жертвами;
- чаще всего подвергаются насилию дети в возрасте до 3 лет;
- очень часто жертвами становятся приемные дети;
- в зоне риска дети с психическими или физическими отклонениями.
В 77 % случаев агрессорами являются родители детей, в 11 % — другие близкие родственники, и в 2 % — чужие люди (няни, приемные родители).
Согласно мнению ученых, хотя и не существует точных данных относительно того, сколько людей подвергались насилию в детстве, однако каждый ребенок хоть раз в жизни познал насильственные действия или унижения. В России внутрисемейному насилию подвергаются около 49 % детей. Около 10 % жертв домашнего насилия погибает. В целом, на сто таких случаев приходится один или два летальных исхода.