Развитие и особенности прикладной психологии

Прикладная психология – термин, объединяющий отрасли и разделы психологии, ориентированные на решение различных практических проблем. К прикладной психологии относятся инженерная, экономическая, педагогическая психология, психология семьи и быта, психология спорта, труда, управления; военная, космическая, медицинская психология и пр.

Определение 1

Прикладная наука, таким образом, представляет собой обширную, разветвленную сеть психологических дисциплин и отраслей.

Особенности прикладной психологии

В прикладной психологии 21 века выделяют три отрасли:

  1. Тестовая диагностика. Диагностирование, как метод исследования, зародилось в 1884 г. Ф. Гальтон, создатель метода, организовал измерение физиологических параметров добровольцев с помощью прохождения ряда измерений — тестов.
  2. Психология труда. Изучения условий труда начались в 20 веке, на фабриках легкой промышленности. Передовыми исследователями стали Э. Клапаред, Г. Холл, Г. Мюнстенберг.
  3. Клиническая психология. Зародилась в начале 20 века. Научное обоснование для новой отрасли вывели Л. Витмер и Э. Крепелин.

Применение этого раздела социальных наук многообразно: решение разноплановых задач, совершенствование подходов к развитию отдельных сфер человеческой деятельности. К типовым задачам относятся:

  • диагностика с помощью тестов;
  • изучение потребностей социальных групп;
  • консультирование, терапия;
  • прогнозирование вариантов развития социума;
  • разработка реформ и социальных проектов.

К формам применения отрасли относят интерпретацию и вмешательство. Первая занимается анализом и характеристикой факторов, вторая — раскрывает особенности психологического поведения, от просвещения до непосредственного оказания помощи.

Основная задача

Человек, постоянно находясь в обществе и взаимодействуя с другими людьми, нуждается в психологической поддержке. Специалисты утверждают, что такая помощь по степени актуальности не уступает социальным и экономическим потребностям человека. Субъективно уровень психологической поддержки рассматривается человеком как критерий определения качества жизни.

Основной сектор в социуме – человек. Его развитие оказывает прямое влияние на прогресс в других сферах жизнедеятельности общества. Высшая цель общества – развитие творческого потенциала человека. С этой точки зрения прикладная психология направлена на решение следующих задач частного характера:

  • Оказание психологической помощи в кризисных ситуациях.
  • Рекомендации для дальнейшего самостоятельного роста.
  • Психологическое сопровождение на определенных этапах жизни или социальном пути.
  • Выявление проблемных аспектов в психике и помощь в их преодолении.
  • Развитие психологической культуры широких масс.
  • Улучшение систем работы в данных направлениях.
  • Улучшение профессиональных навыков самого специалиста.

Эти и другие важные задачи требуют разносторонней деятельности по направлениям, которые будут рассмотрены далее.

В личной жизни

Разделы науки

Определение научной сферы включает три смежных области:

  1. Клиническая. Занимается изучением расстройств: историей развития, формами и видами заболеваний, методиками диагностики и терапии, мерами профилактики.
  2. Организационная. Исследует профессиональные особенности отдельных сфер: медицинской, военной, инженерной, производственной.
  3. Социальная. Изучает сферу рекламы, средства массовой информации. Затрагивает экономику, досуг, экологию, культуру.

Разделы тесно переплетены и используют одну информационную базу, но их развитие происходит неравномерно.

Направления

Известный психотерапевт Карл Юнг считал, что психолог для пациента подобен тому, кто ведет его по неизвестному маршруту, целиком полагаясь на свой профессионализм. В этих целях он проводит обширную работу диагностического, аналитического и терапевтического характера. Все эти направления тесно взаимосвязаны между собой. Основными из них являются:

  1. Профилактика. Работа на данном этапе направлена на предотвращение дезориентации в образовательных учреждениях и в коллективе. В этом аспекте прикладная психология и педагогика должны вести объединенную работу. Суть деятельности сводится к формированию благоприятного психологического климата, сплочению членов группы и снятию психологического напряжения.
  2. Диагностика подразумевает сбор информации об исследуемом объекте или о группе и составление психологической картины.
  3. Коррекция представляет собой совокупность воздействий на определенные сферы психики объекта.
  4. В прикладных задачах психологии приоритетом выступает консультирование, целью которого является выработка навыков человека для ориентации в проблемных ситуациях.
  5. Психотерапия, целью которой является оказание медикаментозной и коррекционной помощи при наличии существенных психологических проблем.

Прикладная организация

Организационное проектирование трудовых комплексов выражено в положениях:

  1. Проектирование — основа управления. Залогом существования и развития компании является проект — объединение способов достижения цели, методов решения управленческих задач, средств оптимизации труда.
  2. Проект включает цель. Под целью понимают заданный общий вид развитой компании либо ряд действий, которые должны привести к его достижению.
  3. Проектирование реализуется совместно. Для правильной реализации проекта необходимо включение всех сегментов управления на разных уровнях. Чем эффективнее работают субъекты на нижележащих уровнях, тем выше общая результативность.
  4. Среди проектов выделяются типовые. К ним относятся проекты, которые реализуются в разных сферах деятельности. В первую очередь, это проекты, направленные на улучшение социальных условий труда, реализации возможностей персонала, удовлетворение потребностей. В 20 веке приоритетом проектирования были технические возможности, современная наука занимается адаптацией технической системы к социальной.

В основе схемы управления проектами лежит тип подчиненного. Д. Макгрегори выделяет два ведущих типа: Х и У.

Подчиненный типа Х нуждается в постоянном внешнем наблюдении руководителя. Он не проявляет инициативу, лишен амбиций и честолюбия. Он работает не потому, что стремится к самореализации, а для того, чтобы избежать санкций (штрафов и увольнения) и получить награду (премию). Поэтому задача руководителя — направлять и контролировать рабочий процесс.

Подчиненный типа У в работе видит возможность для творческой и личностной реализации. Он готов работать самостоятельно, проявлять креативность, стремится к решению сложных задач. Заинтересованность в результатах труда не позволяет ему работать безответственно. Основная задача руководителя — создать для подчиненного возможность реализовать творческий потенциал.

В Японии, ориентированной на корпоративный труд, выделяют третий тип подчиненного — Ъ. Она основана на высокой лояльности сотрудников к компании. Работники этого типа склонны воспринимать работу как единственную и необходимую возможность самореализации. Работа на благо общества становится для них высшей ценностью, а принадлежность к числу сотрудников определенной компании — предметом гордости.

Педагогическая психология как прикладное направление научной отрасли

Определение 4

Педагогическая психология выступает одним из прикладных направлений научного знания. В центре ее внимания – аспекты, механизмы и закономерности обучения и воспитания личности. К разделам данного научного направления относят психологию обучения, воспитания, психологию педагога, психологию образовательно-воспитательного процесса с детьми с особыми потребностями, с анормальными детьми.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

В рамках педагогической психологии рассматриваются вопросы управления образовательно-воспитательным процессом, процессами усвоения знаний, формирования ключевых компетенций, приемов реализации интеллектуальной деятельности, формирования мышления обучающихся. Данное научное направление выявляет особенности и закономерности взаимоотношения участников образовательно-воспитательного процесса друг с другом, исследует индивидуально-психологические особенности обучающихся и пр.

Развитие науки

Исследование путей развития науки показывает, что среди форм прикладной психологии наибольшее развитие получает клиническая. В 21 веке по данным исследований США и Европы более 40% специалистов занимаются клинической отраслью. Вторая по популярности сфера деятельности — частное консультирование. Его темпы развития позволяют говорить о скорой смене лидерских позиций, внедрению частной психологии в повседневную практику.

Такие показатели связаны с актуальностью запросов — психологическая сфера деятельности стала востребованной под влиянием социальных изменений. Отчасти это связано с политическим курсом, направленным на удовлетворение индивидуальных потребностей членов общества, но в большей мере — с распространением информации, и последующим возрастанием самозапросов.

Уровни задач

Каждая наука развивается в двух направлениях: обогащение теоретической части новыми открытиями и практическое применение, из которого каждый пользователь извлекает пользу. Психология в этом плане занимает ведущую позицию, так как ее аспекты непосредственно касаются каждого человека: проблемы в отношениях с другими людьми, реакция на те или иные ситуации, личные неудачи человека и т.д.

Если определенную часть знаний человек может получить самостоятельно, то для более глубокого и детального анализа потребуется специалист, обладающий обширными знаниями. Исходя из таких особенностей выделяются принципы деятельности практической психологии.

  1. Практические вопросы представляют собой индивидуальную задачу, которая возникает, когда человек посещает специалиста и делится своей проблемой.
  2. Прикладные задачи актуальны для полноценного функционирования отдельных обществ. Например, при составлении обучающих программ, внедрении рекомендаций и программы по подготовке кадров.
  3. Научно-исследовательская деятельность направлена на разработку методологической базы для работы специалистов в области психологии.

В экономике и бизнесе

Если рассмотреть психологическую составляющую экономики и бизнеса, то сразу на ум приходят многочисленные коммерческие тренинги и коуч-сессии, направленные на настройку человека на успех. О том, что мотивация – двигатель любых процессов, знает каждый. Вокруг нее построена целая индустрия методических обучений. Но прикладной аспект психологии в области экономики и бизнеса гораздо глубже:

  • Адаптация персонала к новым условиям работы.
  • Помощь конкретному человеку при изменении экономических условий.
  • Помощь при создании эффективной структуры управления на предприятии.
  • Обучение менеджеров эффективным способам коммуникации как с клиентами, так и в отношении подчиненных.
  • Навыки разрешения конфликтных ситуаций.
  • Прикладная социальная психология в коммерческой и социальной рекламе.

Мистика современной науки

В 20-м веке в физике был проведен знаменитый эксперимент с 2-мя щелями. Необходимо его немного объяснить. Физики веселые ребята и любят все перепроверять и подвергать сомнению все вокруг.

Когда-то они решили проверить теорию, что электроны – это частицы. Они взяли условную преграду, что-то типо прямоугольного куска фанеры с 2-я отверстиями посередине, и начали «стрелять» прямо между ними электронами, как песчинками.

Интерес в том, что изображение они рассчитывали получить как при обычном свечении фонариком через 2 отверстия, тоесть получить 2 подсвеченные точки за этой фанерой.

А получили нечто мистическое! Оказалось, что электрон ведет себя как волна! «На стене» за «фанеркой» был целый набор подсвеченных мест, а не 2 пятна.

Естественно, первые мысли, что это революция, это было невозможно, все равно, что человек начал летать с помощью рук. Эксперимент был предан огласке и его повторили, но на этот раз, у отверстий фанеры поставили счетчик, чтобы понять, что в этом микромире вообще происходит и как пролетают электроны, что образуют такую картину. Результат породил еще больше вопросов! Они получили обычное нормальное подсвеченное место, 2 пятна за фанерой. Троллинг физиков. Они снова убрали наблюдателя – счетчик и принялись следить за происходящем. И, о чудо! Электрон снова вел себя как волна.

Этот эксперимент показал, что если наблюдать за реальностью, то мы ее меняем! Если мы тупо смотрим на цветок, то мы влияем на него. И без нашего взора, он бы жил по-другому. Помните, что когда нет наблюдателя, то электрон ведет себя как волна, а когда есть, то троллит и становится частицей. Волна, в данном контексте, представляет набор вероятностей.


Тоесть то, куда бы полетел электрон в теории. Например, вы гуляете в парке, вы 100% меняете его реальность одним присутствием и наблюдением, но вот вас в нем нет, и он будет вести себя «наиболее вероятно». Если есть 10% вероятности, что будет дождь, то она так и останется. Если вы будете в парке, то вероятность поменяется! Этот физический эксперимент доказал, что в квантовом мире так и происходит.

Что еще более странно и даже пугает, что мир реален только когда на него действует что-либо, иначе, он развивает параллельно множество реальностей, с разной степенью вероятности, но вы начинаете на него влиять и он выбирает самую вероятную реальность.

Несколько лет назад был проведен тоже, в некотором роде, мистический эксперимент, только в этот раз не на уровне электронов, а на том, что можно потрогать руками – на алюминиевой пластинке, которая была надежно закреплена. Подробно расписывать не будем, суть – после каждого измерения ее местоположения, оно менялось! Даже не просто менялось – но эта пластинка еще и меняла температуру.

Эти знания физики начинают проникать в практическую психологию. Наконец-то у нее начинают появляться ощутимые доказательства.

В наше время концепции и методы социальной психологии имеют большое практическое значение. Потребность в социально-психологических исследованиях в условиях современного общества возникает во многих областях общественной жизни: в сфере экономических отношений, в средствах массовой информации, политике, сфере обслуживания. В последние годы психолога можно встретить в рекламном агентстве, банке, штаб-квартире политической партии, государственном комитете. Появляются практические социально-психологические центры и фирмы.

К социальной психологии обращаются также и специалисты в педагогике, юриспруденции, медицине. Существуют большие возможности использования прикладной психологии и в средствах массовой коммуникации: печати, телевидении, радио. Работа в этой сфере может касаться проблем эффективности восприятия тех или иных сообщений, впечатления, которое производит человек.

Социальная психология в разнообразных прикладных вопросах становится одной из наиболее популярных отраслей современной психологии. За последнюю четверть XX века, например, количество периодических изданий по социальной психологии возросло более чем в два раза (Майерс). Разнообразные возможности использования практической социальной психологии в современных условиях нашли сотрудники кафедры социальной психологии Московского университета (Жуков, Петровская, Соловьева и др, 1999).

Известный российский психолог Б.Д. Парыгин выделяет следующие области практического применения социальной психологии как науки: экономика, право, политика, быт, наука, искусство, религия, философия. В настоящее время у нас в стране и за рубежом развиваются такие направления прикладной социальной психологии как психология производства, управления, торговли и рекламы, политическая психология, психология религии.

Промышленное производство

явилось одним из главных заказчиков на прикладные социально-психологические исследования. Хотя проблемы управления производством можно отнести к общей проблематике психологии управления, за социальной психологией промышленного предприятия остается собственный круг вопросов, прежде всего – проблемы формирования производственных коллективов.

Раскрыть психологический климат можно, обозначив как минимум три ряда отношений:

1. отношения между членами коллектива по вертикали (руководство, восприятие руководителя коллективом и, наоборот, степень участия в управлении, удовлетворенность степенью);

2. отношения между членами коллектива по горизонтали (сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, типы и способы разрешения конфликтов);

3. отношение к труду (удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива и т.п.) (Русалинова, 1977).

Поскольку проявления психологического климата многообразны как в поведении людей, так и в различных системах их отношений, постольку не существует и не может существовать какой-то единой методики исследования психологического климата. Практически все известные социальной психологии методики применяются в данном случае. Социальный психолог в каждой конкретной ситуации творчески подходит к составлению набора методик. Он может комбинировать при этом методику наблюдения, интервью, социометрию, полярные профили, различные способы диагностики группы, специальные приемы установления стиля руководства и т.д. Профессиональная подготовка психолога, работающего на промышленном предприятии, тем и отличается, что он в состоянии сам определить необходимый набор методических средств исследования.

В области отношений по горизонтали обычно выделяют исследование характера деловых отношений между членами коллектива (требовательность, взаимопомощь, соревнование, формы и способы организации совместной деятельности), а также межличностных отношений (традиционно здесь исследуется система положительных и отрицательных эмоциональных связей, психологический статус каждого члена коллектива, система оценок и самооценок членов группы).

Своеобразной сквозной темой прикладных исследований является проблема управления.

Социальная психология имеет здесь свой собственный достаточно четко обозначенный аспект (Свенцицкий, 1986). Одной из важных частей в нем является вопрос о необходимых руководителю психологических качествах.

Задача психолога, работающего в сфере управления – не просто проведение прикладных исследований по предлагаемым темам, но и своего рода пропаганда социально-психологических знаний с целью формулирования своей проблематики. Смысл этой деятельности должен заключаться в том, чтобы объяснить заказчику, что в состоянии предложить ему социальная психология и так, чтобы эти предложения базировались на действительных возможностях науки. Именно здесь он должен доказать и необходимость, и возможность, и обоснованность определенного набора проблем. Профессиональная подготовка обязывает его занять активную позицию, основанную как на понимании реальных проблем управления, так и на четком представлении о возможностях социальной психологии.

Самостоятельный блок проблем в связи с психологией управления представляет относительно новая область социальной психологии, получившая название «организационное развитие». Эта проблематика возникла первоначально не в недрах социальной психологии, в ее создании принимали участие и виднейшие социологи, и социальные психологи: А.Маслоу, Ф.Херцберг, К.Арджирис и др. Исследования в области организационного развития начались с повышения квалификации управленческого персонала. В ходе этой работы выяснилось, что изолированно обеспечить более высокую квалификацию сотрудников не представляется возможным. Окружающая среда, в условиях которой работают организации, стала настолько сложной, что организация вынуждена все время приспосабливаться к меняющимся условиям. Но это означает, что и система подготовки персонала должна учитывать изменения в организации, причем учитывать так, чтобы создать наилучшие условия для самоактуализации сотрудников, без которой невозможно повысить эффективность деятельности организации. На этой основе и родилась концепция организационного развития.

В самом широком смысле слова организационное развитие означает создание особой культуры по использованию различных технологий для совершенствования поведения индивидов и групп в организации, особенно в том, что касается принятия решений, разрешения конфликтов, развития сети коммуникаций. В более узком смысле организационное развитие предполагает обеспечение таких условий, при которых организация становится самообновляющейся системой, изменяющейся в зависимости от изменения ее целей, когда разработан механизм непрерывного совершенствования структуры с учетом требований роста организации, повышения ее эффективности.

Наряду с этим в программу организационного развития входит и огромная работа с персоналом.

Перед психологом встает задача обеспечения трех видов изменений: 1) «изменение» людей, что подразумевает изменение стиля их поведения в соответствии с новыми условиями в организации, их квалификации, ценностных ориентации и т.п.; 2) изменение управленческих технологий, что включает в себя совершенствование методов принятия решений, формирования команд и пр.; 3) изменение самой структуры организации, что предполагает изменение ее целей для лучшей адаптации к изменениям во внешней среде, совершенствование системы коммуникаций и т.д.

Система средств массовой информации

и пропаганды не может развиваться, не опираясь на научные исследования, в том числе и на исследования социальных психологов, поэтому проблематика социально-психологических исследований в этой сфере разрабатывается достаточно активно. Есть и удачные примеры приложения результатов этих исследований, применения их рекомендаций в практике (Богомолова, ).

Все компоненты пятичленной формулы, раскрывающей структуру коммуникативного процесса, являются объектами прикладных исследований: коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эффективность. В каждой из групп исследований, посвященных изучению отдельного компонента, выделились наиболее важные и интересные темы.

В целом ситуацию, сложившуюся в области прикладных исследований сферы массовой коммуникации и пропаганды, нельзя считать удовлетворительной: важность таких исследований осознается и специалистами, и заказчиками, особенно в современных условиях, когда роль средств массовой информации многократно возрастает. К социально-психологическим исследованиям в области массовой коммуникации тесно примыкают и исследования в области рекламы (Зазыкин, 1992; Ширков, 1994). Их оживление в последние годы тоже заметно в связи с новыми запросами практики. Формы деятельности психолога здесь весьма многообразны, и работа эта относительно хорошо обеспечена достаточно прочной традицией изучения рекламы в мировой социальной психологии.

В исследования проблем школы,

традиционно осуществляемые в рамках педагогики и педагогической психологии, все более активно вторгается и социальная психология. Весь комплекс проблем этой дисциплины представлен в сфере образования: и общение, и функционирование коллектива, и межгрупповые отношения, и вопросы социализации.

Как и во многих других странах, основными задачами психологической службы в школе являются помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений в ее развитии, проблемы профессиональной ориентации и многое другое. Естественно, что в решении всех этих задач принимают участие и сами работники школы, и родители, и психологи различных специализаций, прежде всего в области возрастной и педагогической психологии.

Однако среди множества проблем и задач, которые приходится решать психологической службе в школе, четко вырисовывается и блок собственно социально-психологических проблем. В области психологического просвещения учителей и родителей социальный психолог концентрирует свое внимание на проблемах общения, восприятия людьми друг друга, на проблемах юношеских и внутрисемейных конфликтов, на специфике социализации для детей разного пола. Вообще необходимость психологического просвещения как вида деятельности психолога-практика наиболее очевидна именно в школе; здесь присутствуют как минимум три вида совершенно различных по своему характеру групп: учителя, ученики и родители. Их взаимодействие особенно сложно, и недостаток психологических знаний в какой-либо одной из групп может легко разрегулировать все взаимодействие (Дубовская, Тихомандрицкая, 1994).

В области профилактики акцент на социально-психологические проблемы призван выявить такие причины неблагополучного поведения, которые коренятся в условиях семейного окружения, групп сверстников или возникают вследствие затруднений ученика в общении с одноклассниками. В данном случае консультационной работе должно предшествовать исследование ситуации, а оно может быть проведено социально-психологическими методами. Особенно при этом следовало бы выделить такие вопросы, как переломные моменты процесса социализации (поиски и кризисы идентичности), специфика межгруппового взаимодействия в школе (образы учителя и ученика, их формирование; соотношение модели взаимодействия в коллективе учителей школы и в коллективах классов и т.д.).

Одна из относительно новых сфер приложения социальной психологии – сфера научной деятельности.

В сложной системе современной науки организация исследований и управление ими постоянно требуют решения вопросов, связанных с психологическими механизмами и закономерностями этой системы. Возрастает значение коллективных форм деятельности, и это в значительной мере ломает устойчивый стереотип научного творчества как творчества отдельных выдающихся личностей, поскольку производство знаний является результатом работы множества людей на исследовательских «комбинатах». В соответствии с этим существенно изменяется тип исходной социальной ячейки по производству научных знаний: если ранее такой ячейкой выступала научная школа, то теперь это, скорее, исследовательский коллектив. В таком коллективе возникает чрезвычайно высокая интеграция его членов, все чаще рождаются собственно коллективные продукты научного творчества: групповые проекты, групповые решения, групповая экспертиза и т.д. Субъектом исследовательского труда становится малая группа. Главная из стоящих здесь проблем – выявление специфики такого вида деятельности, как «коллективная научная деятельность». Для традиционной психологии такой вид деятельности содержит очевидное противоречие: эта деятельность является одновременно и совместной, и творческой, тогда как в традиционной психологии творческая (и, соответственно, научная) деятельность всегда рассматривалась как индивидуальная. Подход к решению этих вопросов содержится в «программно-ролевом подходе» к исследованию науки, разработанном в отечественной социальной психологии М.Г.Ярошевским. Одна из основных идей этой концепции заключается в том, что во всяком научном коллективе выделяются основные научные роли: «генератор», «критик», «эрудит» и др. Вычерчивается ролевой профиль каждого сотрудника, который является весьма специфичным, т.е. вклад каждого сотрудника в общую деятельность значительно отличается от вклада каждого другого.

Прикладные исследования и практическая работа социального психолога в сфере политики

– относительно новая сфера деятельности в нашей стране, хотя вообще такой опыт в мировой социальной психологии давно накоплен. Первые работы, принадлежащие Г.Лассуэлллу, относятся к 30-м гг. Обозначена специальная ветвь социальной психологической науки – «политическая психология», в фундаментальных работах по которой выявлен круг и практических ее приложений (М.Герман, И.Джанис, В.Стоун, П.Шаффнер). Перечень проблем политики, в анализе которых есть место для социальной психологии, очевиден: это психологические факторы принятия политических решений, психологические условия их восприятия; роль личностных характеристик и имиджа политического деятеля; политическая социализация и многое другое. Однако проблемы эти в большей степени разработаны как теоретические.

Важно отдавать себе отчет в тех специфических трудностях, которые стоят перед психологом, работающим, например, консультантом у какого-либо крупного политического деятеля (Гозман, 1994). Во-первых, это совмещение в политике двух качеств: возможности (в частности, финансовой) приглашать психолога и желания сделать это (т.е. понимания важности такой работы). Во-вторых, это проблема времени для исследования и консультирования, и доступа к данным: политические решения часто должны быть приняты в сжатые сроки, а часть данных является секретной. В-третьих, психолог, дающий личные рекомендации политическому деятелю, должен в той или иной мере разделять его концепцию, его взгляды, т.е. встает проблема соотнесения профессиональной и гражданской позиции психолога. В-четвертых, нужно преодолеть негативное отношение к психологической службе в политике, которое иногда имеет место среди общественности («политик не должен жить подсказками» и т.п.).

Тем не менее осознание необходимости психологической поддержки постепенно распространяется среди политических деятелей. В нашем обществе это осознание пришло вместе с радикальными преобразованиями в разных сферах жизни общества, с изменениями экономических и политических структур, с возникновением совершенно новых отношений, в том числе в политической сфере, например в период избирательных кампаний. Поэтому постепенно формируются проблемы и методы работы психолога в этой области.

Обобщения первых опытов такого рода позволили выделить следующие направления (Гозман, 1994).

1. Участие в разработке и принятии решений (с учетом фактора восприятия этих решений гражданами).

2. Второе направление практической деятельности психолога (как, впрочем, и социолога) – это систематический анализ динамики общественного мнения. Здесь речь идет не об отношении к каждому конкретному решению, а об общем представлении в массовом сознании тех или иных политических, экономических и социальных реалий.

3. Третье направление – это прямое консультирование политических деятелей перед их публичными выступлениями. Работа, которая выполняется при этом, сходна с работой в рекламе: она обозначается как создание имиджа, т.е. определенного образа.

4. Четвертое направление работы – создание психологических портретов оппонентов, а в более широком смысле – психологическое обеспечение различного рода переговоров.

Таковы основные современные направления практического применения социальной психологии.

Семейная психология

Семья — ячейка общества. В психологии и психологических науках множество проблем рассматриваются в тесной взаимосвязи с семейной атмосферой клиента. Прикладные отрасли психологии помогают в решении следующих проблем:

  • Просветительская помощь при воспитании детей.
  • Диагностика семейных отношений, коррекция поведения членов семьи.
  • Регулирование супружеских отношений.
  • Помощь в преодолении суицидальных склонностей.
  • Помощь при формировании навыков самостоятельного преодоления кризисных ситуаций.
  • Формирование позитивного отношения к жизни.

Иными словами, теоретическая и прикладная психология в семейных вопросах применяется для формирования гармоничных взаимоотношений между всеми членами семьи, сохраняя границы личного пространства каждого.

При преодолении кризисов

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: