Привет от дядюшки Фрейда: психосексуальная теория развития

Один из известнейших психоаналитиков, автор теории психосексуального развития – Зигмунд Фрейд. Основная идея его предположения – тот факт, что индивидуальность начинает формироваться с раннего возраста. В настоящее время теория получила широкое распространение, активно применяется на практике, в то же время являясь объектом споров. Психосексуальная теория развития З. Фрейда предполагает последовательное прохождение человеком нескольких стадий, в пределах которых энергия, направленная на поиск удовлетворения, концентрируется в ряде эрогенных зон. Эта энергия, как следует из рассуждений Фрейда – основной стимул для человека вести себя некоторым образом.

Начиная с самого начала

Первой начинается оральная – с момента, когда человек появляется на свет, и приблизительно до достижения годовалого возраста. На этом этапе наиболее значимый эрогенный участок – рот ребенка. Его исключительная важность обусловлена поступлением питания. Одновременно растущий человек может получать удовлетворение разной степени выраженности, включая дегустацию. На этой выделенной З. Фрейдом стадии психосексуального развития личности человек находится в абсолютной зависимости от ухаживающего опекуна. Это приводит к формированию доверия, ощущению комфорта.

Ключевой конфликт этой стадии психосексуального развития по Зигмунду Фрейду – переход на новый режим питания, отлучение от материнской груди. Чадо в меньшей степени зависит от ухаживающего за ним человека. В то же время фиксация ситуации стала бы причиной враждебного отношения, могла бы спровоцировать появление зависимости. Зафиксировав ребенка у груди, тем самым взрослый обеспечит ему немало сложностей с питанием в будущем. Возможны также определенные проблемы с курением табака, привычкой грызть ногти.

Другие типы личностей: оральный

Помимо анального, доктор Фрейд называет еще 3 типа личности, которые также складываются у ребенка на основе формирования органов и частей тела. В период от рождения и примерно до 18 месяцев, то есть непосредственно в момент, когда младенца отучают от материнской груди, может сформироваться оральный тип личности. Это происходит потому, что малыш лишается материнского молока достаточно жестко и такой факт остается в его подсознании. Австрийский психолог делит данный тип на орально-пассивный и орально-агрессивный. Первый возникает, когда мать просто резко перестает кормить грудью свое дитя, которое еще по привычке требует то, что уже никогда не получит. И тогда формируется тип характера, зачастую с заложенной сильной зависимостью от других людей, во взрослой жизни — от жены, мужа, с пассивной установкой по отношению к окружающей действительности «я ничего не могу». Орально-агрессивный тип формируется чуть позже, когда у малыша прорезаются зубы и в момент кормления он начинает кусать материнскую грудь. Если женщина, испытывая боль, прекращает кормить ребенка, то он еще по привычке будет кусать какие-то предметы. Заставляя его прекратить это, родители формируют протест в характере и тогда очень часто вырастает властолюбец, обожающий использовать других людей в своих интересах, отличающийся цинизмом, сарказмом и пессимизмом.

Обратить внимание

Так сложилось, что хорошо работающая теория далеко не всегда на практике оказывается столь же эффективной. Не каждый ребенок получает достаточную поддержку со стороны старшего поколения, многим кажется, будто бы гораздо более эффективными инструментами воспитания будут наказанием и насмешки.

Как следует из теории Фрейда о психосексуальном развитии, излишне раннее обучение ребенка пользованием туалетом неразумно, так как ведет к приобретению таких личностных черт, как жесткость, твердость, строгость, помешанность, излишняя чистоплотность. Слишком снисходительное отношение в период обучения может стать причиной склонности к грязи, расточительности, излишней индивидуальности.

Этап третий

По мере достижения трехлетнего возраста ребенок переходит в следующую упомянутую в учении по Фрейду стадию психосексуального развития личности – фаллическую. Длительность периода в среднем – до достижения шести лет. Эрогенным участком становятся органы репродуктивной системы, внимание концентрируется на гениталиях. В этот период приходит первичное осознание отличия полов друг от друга. Согласно идеям упомянутого психоаналитика, ребенок мужского пола уже в этот период начинает видеть конкурента в отце. Объектом соперничества становятся взаимоотношения с матерью. Все эти чувства полностью раскрывает Эдипов комплекс. Фрейд сформулировал предположение о беспокойстве кастрации, связанном с возможным со стороны отца наказанием.

Маленьким девочкам на этой стадии психосексуального развития ребенка по Фрейду свойственен комплекс Электры. Одновременно с этим ученый считал, что многие уже в период младшего детского возраста начинают переживать отсутствие полового мужского члена. Эти ощущения могут преследовать женщину всю жизнь.

Фазы психосексуального развития по Фрейду (психоанализ для специалистов)

Согласно представленной Фрейдом концепции психосексуальное развитие личности проходит последовательно определенные стадии:

  • Оральную (0-1,5 года)
  • Анальную (1,5 года- 3 года)
  • Фаллическую (3 года- 6 лет)
  • Латентную (6-12 лет)
  • Генитальную (12-до 22 лет)

Оральная стадия представляет собой самый глубокий контакт между ребенком и матерью. Приятные переживания в данном периоде сконцентрированы вокруг зоны рта и губ.

Жизненно важный процесс, связанный с инстинктом самосохранения и выживания, обусловлен кормлением материнской грудью. Связь с первичным объектом- матерью характеризуется отношениями любви в процессе еды. Когда ребенок пьет молоко, он ощущает, как молоко течет внутрь его организма и в этот момент он чувствует свое тело и приятные ощущения от приема пищи. Когда мать разговаривает с ребенком во время кормления, она контейнирует его, уменьшая фрустрацию, связанную с беспомощным состоянием младенца.

В момент кормления важны также отношения с матерью. Фрейд назвал оральную организацию каннибальской, так как целью является поглощение объекта, что впоследствии будет играть важную роль в процессе идентификации. В этом периоде развития важную роль играет сосание пальца, так как это является шагом к автономии и переживанию аутоэротизма, что помогает младенцу пережить фрустрацию, связанную с задержкой кормления и позволяет младенцу идентифицироваться со своим телом. Именно мать, называя части тела младенца, создает психику ребенка из сомы.

Не всегда мать может быть рядом с младенцем и в полном объеме удовлетворять его потребности, что фрустрирует ребенка и вызывает ощущение моторного бессилия и беспомощности, а в философском смысле ощущение несовершенства бытия. Данные ощущения являются прообразом травматической ситуации и формируют аутоэротизм, что позволяет ребенку дождаться прихода матери и кормления. Также здесь формируются фантазии, то есть происходит дальнейшее развитие психики, что позволяет заменить реально удовлетворяющий объект- мать в периоды ее отсутствия.

Аутоэротическое переживание и фантазирование доступны только при наличии и содействии реальной матери. Если процесс соединения матери и ребенка по каким-то причинам не происходит, то ребенок всегда находится между состоянием блаженства от удовлетворения своих оральных потребностей и ощущением фрустрации, сопровождаемой страхом смерти. В данном случае процесс фантазирования может не развиться. Дезинтегрированные представления в дальнейшем приводят к развитию психотических или психосоматических заболеваний.

Удовлетворение, желания, работа фантазии на протяжении всей жизни человека остаются связанными с переживанием приема пищи и этими первыми отношениями с матерью. Первоначально ощущения ограничены областью рта, в дальнейшем распространяются на другие функции- дыхание, зрение, слух, обоняние и т.д. Фрейд говорит о том, что любое пополнение и совершенствование объекта с точки зрения бессознательного означает принятие и поглощение.

Когда у ребенка появляются зубы на передний план выступает не доамбивалентное сосание, а кусание и проглатывание, то есть агрессия по отношению к объекту. Появляется амбивалентность влечений — первичный объект мать одновременно любим и ненавидим.

В работе «Влечения и их судьба» З.Фрейд пишет: «Ненависть как отношение к объекту древнее любви, она возникает из первоначального отвержения возбуждающего внешнего мира со стороны нарциссического Я». По мнению Фрейда, злость есть самая ранняя, инфантильная составляющая душевной жизни.

Следующей за оральной фазой идет еще одна догенитальная фаза — анальная. Связана с переживанием удовольствия от опорожнения кишечника и приучением к контролю над сфинктерами. Формы выражения фантазий в этом периоде связаны с фекалиями и их символическими значениями. Ребенок учится манипулировать тем, что у него есть. На этой стадии мама и папа, хваля ребенка за туалет научат его в дальнейшем делиться плодами своего труда. К анальным чертам характера З.Фрейд относит порядок, скупость, упрямство. В первой фазе анальной стадии анальная эротика концентрируется вокруг процесса опорожнения кишечника. Садистское влечение в фантазиях связано с уничтожением объекта. Во второй фазе анально-садистской стадии анальная эротика связана с удержанием, влечение направлено на овладение объектом.

Следующая стадия психосексуального развития – фаллическая. Влечения концентрируются на генитальной зоне. С этого момента начинается генитальная организация. Включает две фазы – инфантильную генитальную организацию и собственно генитальную организацию, которая достигается в пубертатный период. Данная фаза соответствует развитию Эдипова комплекса.

Девочка, не прошедшая своевременно Эдипов комплекс, как и мальчик, не прошедший Эдип, как правило, в дальнейшей жизни встречаются с проблемами вступления в и развития отношений между полами. Девушка или женщина вступает в отношения с мужчиной, состоящим в браке в роли любовницы, отрабатывая, таким образом, Эдипов комплекс, который она не смогла пройти в родительской семье.

В благоприятной форме, Эдипов комплекс, из бессознательного, представляет собой желание устранить соперника, то есть человека того же пола и сексуальное желание к человеку противоположного пола. В негативной форме – любовь к родителю того же пола и ненависть к родителю противоположного пола.

Разрушение Эдипова комплекса имеет огромную роль в формировании личности — образовании Сверх-Я, Я-Идеала, выборе объекта любви и доступе к зрелой генитальности.

Разрушение Эдипа — это запрет инцеста, превращение природы в культуру.

Следующая фаза психосексуального развития — латентная. Либидо ребенка путем сублимации переориентируется вовне (развивается социальная активность). Это время подготовки к взрослению. Ребенок активно интересуется общением со сверстниками, спортом, учебой в школе. Формируются Эго и Супер-Эго. Супер-Эго — система норм, ценностей — совесть человека. Эго — восприятие, мышление, научение. К возрасту 6 лет у ребенка уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни.

Следующей стадией психосексуального развития является генитальная фаза, характеризуется повышением сексуальной активности и усилением возбудимости у подростков. Подростки проходят гомосексуальный период, постепенно объектом любви становится партнер противоположного пола. Генитальный тип личности — идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это зрелый в социально-сексуальном плане человек, ответственный за принятие решений. Важным приобретением генитального периода является умение управлять своими внутренними стремлениями, активная жизненная позиция, умение брать на себя ответственность в собственной жизни.

Подводя итог, можно сказать о том, что как гиперопека, так и дефицит внимания со стороны родителей могут негативно сказаться на развитии ребенка. Зная об аспектах психосексуального развития, можно помочь ребенку стать зрелым, гармоничным человеком.

Список литературы:

1. Зигмунд Фрейд «Влечения и их судьба» Эксмо-Пресс М.: 2000. 432с.

2. Интернет-ресурсы:

https://sites.google.com/site/tohabiblio/the-team/klassiceskij-psihoanaliz-frejda/razvitie-licnosti/stadii

https://studopedia.su/13_98818_freydovskaya-kontseptsiya-rannego-detskogo-razvitiya.html

Статья подготовлена

психологом в социальной сфере

Харитоновой И.В.

Пятый этап

Эта психосексуальная стадия развития личности по З. Фрейду называется генитальной, начинается в половозрелый период и продолжается до самой смерти. Либидо пробуждается, становится активным. Завершающий этап развития дает человеку повышенную сексуальную активность относительно противоположного пола. Половозрелый период сопровождается развитием чувств, их нарастанием по мере взросления.

Если все указанные Фрейдом стадии психосексуального развития, фиксация и регрессия этих этапов пройдены успешно, благополучно, человек становится полноценным. Ему будет присуща нордическая личность, способность заботиться о других. Основная задача всех шагов вообще и заключительного в частности – добиться равновесного взаимодействия разных жизненных аспектов, гармонии.

Особенности теории

Эрогенные зоны, о которых говорил Фрейд – это сексуальные цели человека на разных этапах развития. Ученый рассматривал процессы становления личности, характеристики, а также первопричины внутренних конфликтов. В его теории немало точно определенных способов совершенствования личности, и конфликт является одним из них. От шага к шагу человек продвигается через конфликт, без него невозможно появление новой личностной структуры. Две стороны конфликта – влечение и сложности в достижении желаемого, среда и наследственное. Противоречие как база совершенствования – центр теории психосексуального развития по Фрейду. Психоаналитик утверждал, что при соответствии желаний и возможностей человек не сможет развиваться.

Сущность понятия «фрейдизм»

Определение 1
Фрейдизм или психоанализ – это общее обозначение различных школ, которые возникли на базе психологического учения З. Фрейда, выводящего проблемы взрослого человека из полового инстинкта.

Психоанализ получил большую известность за пределами психологии и его идеи оказывали влияние на области деятельности, связанные с человеком. Концепция носит имя её основателя З. Фрейда. Постепенно, опираясь на идеи Фрейда, формировалось психологическое направление «психоанализ».

Данный термин имеет три значения:

  1. теория личности и психопатологии;
  2. метод терапии личностных расстройств;
  3. метод изучения чувств и неосознанных мыслей человека.

Используя топографическую модель, Фрейд в психической жизни выделял три уровня – сознание, предсознание, бессознательное.

Сознание состоит из ощущений и переживаний, осознаваемых человеком в данный момент. Сознание может охватить небольшой процент хранящейся в мозге человека информации.

Часть информации осознается в течение малого периода времени и погружается на уровень бессознательного. Иногда бессознательное называют «доступной памятью», которая включает весь опыт, не осознаваемый в данный момент. В результате небольшого усилия, она может вернуться в сознание спонтанно.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психоанализ или фрейдизм 440 руб.
  • Реферат Психоанализ или фрейдизм 270 руб.
  • Контрольная работа Психоанализ или фрейдизм 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Бессознательное является глубокой и значимой областью психики человека. В бессознательном хранятся инстинктивные побуждения, эмоции и воспоминания. В свое время они угрожали сознанию, поэтому были подавлены и вытеснены в область бессознательного. Сознанию человека бессознательные переживания полностью недоступны, но они определяют действия человека в значительной степени.

Клинические наблюдения Фрейда в течение длительного времени помогли ему сформулировать психологическую концепцию, состоящую из трех уровней – «Оно», «Я», «Сверх-Я».

В точном значении слова психоанализ отличается от фрейдизма.

Замечание 1

Фрейдизм – это разновидность психодинамического подхода, который значительно шире фрейдизма и не сводится к нему.

Фрейдизм можно узнать по его основным тезисам:

  • природа человека эгоистична, основу поступков которого составляют подавленные сексуальные желания;
  • дети в обязательном порядке проходят через Эдипов комплекс – это означает, что мальчики ненавидят отца как соперника, когда начинают желать свою мать, девочки – аналогично;
  • в психосексуальном развитии существует пять фаз – оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Фрейд выделяет пять фундаментальных принципов психоаналитического подхода – динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации. Эти принципы лежат в основе психоаналитического наследия.

Фрейдизм имеет свои недостатки и достоинства. Достоинством является внимание к изучению бессознательного, к внутренним конфликтам личности, а также и то, что психоанализ получил распространение в психотерапии, психиатрии, в консультировании.Среди недостатков – преувеличенная в жизни и психике человека роль сексуальной сферы.

Особенности шага

Орально-садистическая стадия психосексуального развития сопровождается амбивалентным отношением к матери. Мазохизм, садизм приобретают биологический, психический фундамент. У ребенка начинают появляться первые зубки, вместе с ними – новый путь изучения окружающего мира, и зубы становятся инструментом, опробуемым на матери. Таким образом, одновременно женщина приносит наслаждение, но можно ее наказать. Мать отдаляется от ребенка, переводя его на искусственное питание, что является и отрицательным фактором, и стимулом для развития, детерминации личности. При неэффективности решения конфликта процессы развития сбиваются, вступает в силу фиксация, вытеснение, что провоцирует формирование невротического синдрома.

Формирующийся на рассматриваемой стадии психосексуального развития механизм вытеснения чаще всего – возникающий в горле комок, рвота по причине истерии. Фиксация – формирование четкой связи между ртом и удовольствием, что становится в будущем причиной излишнего употребления еды, курения. Такие люди любят целоваться, частенько выпивают. Либидо фиксируется на оральной стадии. Если это происходит на раннем этапе, человек становится доверчивым сверх меры, и в будущем будет жертвой обманщиков. Другие слишком беззаботны, не понимают ответственности и уверены в том, что в любой ситуации на выручку придет третий человек, способный справиться со всеми проблемами. Если фиксация происходит на более позднем этапе развития, человек становится враждебным и недоверчивым, может быть жадным и требовательным. Как правило, ему свойственна неудовлетворенность в любой ситуации.

Сексуальное развитие человека. Фазыi

После проведённых научных исследований З. Фрейд утвердился во мнении, что организм человека оснащён несколькими эрогенными зонами, при раздражении которых возникают разнообразные сексуальные ощущения. При этом он уделял большое внимание такому важному критерию как возраст человека. Исходя из его теории, можно было выделить несколько фаз сексуального развития человека.

Фаза №1. Данный период охватывает первый год жизни ребёнка, когда малыш использует рот как инструмент для получения удовольствия (тянет в рот предметы, сосание груди покусывает различных предметов).

Фаза №2-анальная. Охватывает период от первого года жизни и до 3 лет. В течение этого периода, ребёнка сверх меры интересует акт дефекации. Сам процесс доставляет мелкому созданию чувственное наслаждение.

Зигмунд Фрейд

Фаза №3-фаллическая. Данный период занимает от 3-5 лет. В это время у ребёнка ярко выражен интерес к собственным половым органам. Малыш с интересом и даже удовольствием их ощупывает и осматривает. Если за ним понаблюдать, то можно даже заметить, что прикосновения к гениталиям доставляют ему чувственное наслаждение. Основная задача этого времени-научиться определять свою принадлежность к мужскому или женскому полу. В течение этой фазы мальчики должны перебороть подсознательное влечение к своей матери (Эдипов Комплекс) и идентифицировать себя с отцом, а девочки, в свою очередь, должны перебороть влечение к своим отцам (комплекс Электры).

Фаза №4-латентная. Охватывает период от 5 лет и до полового созревания. По мнению Фрейда, в это время происходит затухание сексуальных интересов. Половые инстинкты затаились и ждут своего времени. В это время ребёнок очень подвижен, занят интеллектуальными развлечениями, спортом и играми со сверстниками. Ребёнок начинает идентифицировать себя как личность, которая состоит из эго, суперэго и ид.

  • Суперэго
    это совесть человека, представляющая систему норм и жизненных ценностей.
  • Эго—осуществляет контакт с окружающим миром. Отвечает за восприятие, обучение и мышление.
  • Ид—представляет собой врождённые влечения, идущие из подсознания.

Фаза №5-генитальная. Выпадает на начало половой зрелости. Вместе с половыми инстинктами просыпается либидо и начинает искать реализацию новых возможностей в половом контакте. Для подростков характерно повышение сексуальной активности и усиление возбудимости.

Согласно теории сексуальности по Фрейду, для всех подростков характерно прохождение гомосексуального периода. В этом случае вся его сексуальная энергия направлена на однополого знакомого. Это выражается в том, что дети в этом возрасте выбирают для общения сверстников такого же пола, что и они сами.

Фрейд был уверен, в том, что генитальный тип — это высшая ступень в теории психоанализа. Занять её может лишь индивид зрелый и ответственный, способный играть активную роль в решении жизненных ситуаций. В нём не должна наблюдаться пассивность, присущая раннему детству, когда вокруг ребёнка выстраивался комфортный по чувствам и ощущениям мир, а от него самого не требовалось никакой отдачи.

Однако, если этого не происходит, то в сексуальном развитии может произойти сбой, в результате которого человеку придётся проживать все этапы с самого начала. Учёный называл это явление регресс к пройденным фазам.

Например:

Гиперопека или дефицит внимания в оральной фазе ведёт к циничности и пассивности характера.

Зацикленность на анальной стадии-провоцирует такие черты характера как скупость, жестокость и упрямство.

Если индивид не решил проблемы Эдипова комплекса, то у него может развиться склонность к беспорядочным сексуальным связям, фригидности, невротическим расстройствам и импотенции.

Недостаток понимания в генитальной фазе приведёт к тому, что взрослый человек не сможет брать на себя ответственность и будет вести пассивный образ жизни.

Учение З. Фрейда было основано на том, что на любые отклонения в психологическом или сексуальном развитии человека, можно воздействовать с помощью психоанализа. Для этого необходимо определить психологическое нарушение и проводить лечение путём осознания тех причин, что привели к ней.

Во времена Фрейда считалось, что разум полностью подчинён сознанию. Несмотря на это Фрейд не был первым исследователем, в чьих работах был сделан акцент на подсознании и многих явлений, связанных с ним.

Его работы были многократно изучены и проверены другими учёными. Даже в настоящее время, практически невозможно сказать точно, что из исследований «отца психоанализа» соответствует действительности, а что является просто плодом воображения.

Анальный этап: две подфазы

Первая фаза анальной стадии развития личности по Фрейду называется анально-садистической и длится около полугода. В это время особенно активно выражено противостояние старших и младших. Боль, напряжение становятся для младшего источником удовольствия, в силу чего могут выработаться садо­мазохистские наклонности. Причина этому – попытка сопротивляться старшим.

Приблизительно с полутора лет начинается фаза удержания. Эта стадия развития личности по Фрейду называется анально-ретентивной. Ребенок уже может контролировать функциональность своего организма, а также окружающее, отпускать и удерживать его. Реальность начинает соотноситься с удовольствием, а эго становится методом контроля взаимоотношений со средой. Ребенок тестирует мир вокруг, исследуя его на предмет удовлетворения желаний.

При фиксации на этой фазе человек может стать упрямым, упорным, скупым, экономным, ему могут быть присущи любовь к коллекционированию и накоплению. Второй вариант – склонность противостоять, упрямиться, а также выраженный негативизм. Иногда фиксация становится причиной получения удовольствия от наказания. При этом искажается половое влечение. Как правило, наблюдается энурез.

Что такое анальный тип

То, что многие черты характера человека закладываются еще в раннем детстве, сегодня известно всем. Доктор Фрейд связал данный процесс с физиологическими процессами, которые испытывает ребенок, познавая, что эти ощущения ему приятны или крайне противны. Австрийский психолог считал, что анальная стадия, которая длится у детей приблизительно от 1,5 до 3 лет, воздействует на психику очень многих людей и оставляет свой след в формировании характера. В этот период в человеческом организме происходит окончательное созревание мышечных сфинктеров выделительной системы и ребенок получает возможность контролировать акт дефекации. Родители начинают приучать его к горшку и самостоятельному отправлению естественных надобностей. Оказывается это влияет на дальнейшие качества личности. Доктор Фрейд считал, что если ребенка в этот момент окружают повышенным вниманием и заботой — в его характере сформируется опрятность, аккуратность, пунктуальность и даже чувство собственного достоинства. Как это происходит? Если понаблюдать за молодыми семьями, то часто можно увидеть такую картину: малыша сажают на горшок и при этом родители располагаются рядом, наблюдая, как все проходит. Ребенок осознает, что все внимание именно в такой момент приковано к нему и поэтому часто даже с гордостью показывает маме результат своих усилий. А в ответ видит радость в ее глазах.

Фаллический этап: особенности

Именно на этой стадии психосексуального развития по З. Фрейду впервые у ребенка формируется инцестозный интерес. У мальчика на бессознательном уровне есть сексуальное влечение к женщине, родившей его, и одновременно рождается желание избавиться от отца, в котором видится соперник. При положительной версии Эдипова комплекса установка относительно отца двойственная, враждебность сопутствует восхищению силой особи, что сопровождает нежное влечение относительно главной женщины в жизни ребенка. Впрочем, его ограничивают запреты, установленные общественной жизнью, и взаимодействие строго регламентируется правилами, что затрагивает тактильный аспект, ласку, сон рядом. Комплекс разрешается через отказ от влечения, повышение соотнесения себя и отца.

На этой стадии психосексуального развития по З. Фрейду важную роль играет родовая человеческая память, сохранившаяся с первобытных времен. Разрешаясь, комплекс дает ребенку Сверх-Я, структуру, чьи особенности определяются тем, насколько быстро и эффективно комплекс был разрешен. Сверх-Я включает в себя нормы, правила общества, идеалы и ограничения. При отрицательном варианте ребенок испытывает к женщине ненависть, любит отца, а в будущем это может стать причиной проявления однополого влечения. Если комплекс Эдипа слаб, Сверх-Я также формируется слабым, что может преследовать ведь период взросления. Комплекс Эдипа часто долгое время сохраняется у женщин, так как им не присуще опасение процедуры кастрации.

Подростковый период: особенности

В соответствии с делением стадии психосексуального развития по Фрейду на это время приходится этап, когда баланс сил психики нарушается, что приводит к последствиям, существенно варьирующимся по тяжести. Возможен откат к предыдущим шагам, когда подросток не в силах справиться с давлением внутренних аспектов личности. Некоторые отказываются от еды, что показывает регрессию к оральному шагу. На аналогичное расстройство будет указывать стремление курить, употреблять алкоголь, есть слишком много. Слишком сильное пристрастие к порядку или полное его игнорирование, неопрятность могут говорить об откате к анальному этапу.

Подросткам, как видно из учения о стадиях психосексуального развития по Фрейду, присуща жестокость, агрессивное поведение, в том числе направленная на себя агрессия, которая может стать причиной суицидальной попытки. Кроме того, в этом периоде особенно часты расстройства эмоционального фона, повышенная склонность к тревоге. Психоаналитик выделил аскетизм, интеллектуализм и отрицание сексуального влечения как пути защиты себя через манеру поведения. В наше время широко распространен эскапизм, при котором подросток погружается в мир виртуальности, мечтаний и фантазирования, ради чего готов прибегать к наркотикам и иным стимуляторам.

Виды анального типа

Однако бывает и так, что родители заняты чем-то другим и сажают ребенка на горшок, заставляя сейчас и побыстрее сделать свои дела. Когда малыш становится чуть старше, он может попасть в обратную ситуацию, когда взрослые, которым опять не до него, требуют потерпеть. И все дальнейшие гигиенические действия родителей, часто сделанные наспех, тоже оставляют свои плоды. Сформированный на подобном отношении тип личности доктор Фрейд назвал анально-удерживающим. У такого человека с детства не только проявляются невротические запоры, но и эмоциональная нестабильность, агрессивное лидерство, несобранность и даже скупость. Даже между отношением к деньгам и к собственному акту дефекации существует незримая связь.

Ребенок, впервые сталкиваясь с необходимостью согласовывать свои естественные желания с требованиями общества, коими являются члены его семьи, взрослея, переносит похожие проблемы на себя и свое новое окружение. Очень часто долгая неспособность самостоятельно испражняться из-за болезни или других независящих от него причин, заставляет родителей применять экстренные меры для выхода кала. Ребенку делают клизму или даже серию таких процедур, заставляют пить для этого лекарства, есть неприятную пищу и сокрушаются, что он не может сам сходить в туалет. У такого человека формируется анально-выталкивающий тип личности, также основанный на подсознательном протесте против действий родителей, как и в предыдущем случае. Однако этот тип встречается редко и обладает такими чертами характера, как склонность к разрушению и импульсивность. Особенно тяжело влияют подобные интенсивные действия родителей на мальчиков. Мужчины часто вырастают агрессивными ко всем, подсознательно желают сделать другому человеку больно. В своих любовных отношениях они воспринимают женщину только как объект, которым нужно обладать в полной мере и делать с ней все, что захочется, в том числе и применять физическое насилие.

В идеале, чтобы анальная стадия развития прошла для ребенка благополучно, его нужно не только не заставлять, а наоборот, постоянно хвалить за регулярное опорожнение кишечника, позволяя самому контролировать весь процесс. Таким образом у малыша сформируется понимание «я могу», что поспособствует развитию его позитивной самооценки. Но также можно вообще не акцентировать его внимание на приучении к туалету и это тоже повлияет на дальнейшее развитие личности. Такое часто происходит в жизни и тогда формируются иные типы характеров.

Нарушения и прогресс

Согласно делению на стадии психосексуального развития по Фрейду, этап, именуемый генитальным, может сопровождаться некоторыми нарушениями, в силу чего личность формируется нарциссической, гомосексуальной. Для представительниц слабого пола присущ феминизм, у мужчин наблюдается постановка карьерных ценностей на первое место, а также деятельности в социуме вместо стремления к семье. Кроме того, такие люди отдают предпочтение представителям своего пола. А вот при нарциссическом варианте человек становится выраженным индивидуалистом, самовлюбленным и неспособным на близкое, качественное взаимодействие с другими участниками общества.

Стоит отметить: деление на стадии психосексуального развития по Фрейду позволило точно понять, как сильно влияет семья, общественное окружение на личностное формирование. Показана значимость общения с другими людьми, важность детского периода, в том числе самых ранних этапов, для формирования и становления полноценного человека.

Фрейд продолжал развивать идею, ориентируясь на теорию двухфакторной парадигмы, а также признавая важность активности взрослеющего человека в рамках личностной детерминации. Аналогичные теории наравне с ним продвигали Ма-Лер, Винникотта. Нельзя не упомянуть важность вклада Юнга, рассматривавшего проблематику зрелой личности, Адлера, на базе учения которого сформирован гуманистический подход к воспитанию младшего поколения.

Кожный вектор.

Общая характеристика

  • цвет наибольшего комфорта – хаки
  • геометрия наибольшего комфорта – крест
  • место в квартели – внешняя часть квартели ПРОСТРАНСТВО, экстраверт
  • тип мышления – логическое, выстраивание причинно-следственных цепочек.

Ключевая задача: отделение своего пространства от внешнего мира, сохранение и накопление ресурсов. Видовая роль: командир группы охотников. В мирное время: создатель и хранитель пищевых запасов. Возможные недостатки: излишний контроль за ситуацией, скупость.

Внешние признаки

Рост невысокий. Идеальное, спортивное телосложение: стройный, гибкий, подтянутый. Губы у кожника тонкие, плотно сжатые – верхняя губа практически не видна.

Кожная женщина худощавая, поджарая, красивая, стремительная, ловкая, гибкая как кошка. Только кожная женщина грациозно удерживает пространство на шпильках – красиво и быстро передвигается на высоких каблуках. Кожная походка – быстрая, танцующая. У кожника – отличное чувство ритма.

Кожнику меньше других нужно думать о диетах, но он только и делает что меняет одну диету на другую. Набрав пару лишних килограмм, кожник начинает выдумывать себе все новые и новые ограничительные диеты.

Кожник предпочитает строгий, деловой на работе и спортивный вне работы стиль одежды. У мужчин обязательная часть гардероба – галстук, кожная женщина также часто использует эту деталь одежды в своем гардеробе. Любимая кожная прическа – волосы собранные в тугой конский хвост.

Кожный жест – указательный палец, которым можно указывать, грозить, назидать.

Кожа у кожника – нежная, чувствительная, идеальная, бархатная. При определенном состоянии вектора именно кожники наносят на свое тело татуировки, делают себе пирсинг.

Кожник очень ловкий и гибкий: всегда точно рассчитывает движения в пространстве: обогнул, обежал, никого не задел.

Помимо гибкого тела кожник обладает и гибкой психикой. Отличительная ее черта – возможность разворота на 180 градусов: сегодня я буду утверждать и доказывать одно, а уже назавтра с той же убежденностью – обратное; вопрос только в том, что мне более выгодно говорить в данный момент. Это позволяет им легко и быстро адаптироваться к любым изменяющимся условиям, будь это смена работы, переезд в другой город или даже в другую страну. А благодаря хорошему аналитическому уму быстро обрабатывают информацию. Кожный тип людей всегда сумеет найти свою нишу в новой обстановке. Умеют оценить выгоду, стремятся повышать эффективность, умеют экономить время и деньги и получают сильное удовольствие от этого. Любимое их слово «нет». Впрочем, это не мешает им спустя время согласиться, придумав себе разумное оправдание. Кожники в основном скрытны, редко отвечают на вопросы, не выражают эмоций.

Внутреннее чувство времени и простран-ства позволяет им успешно делать несколько дел сразу. Кожники нацелены на успех, в том числе на материальный. Карьера, состоя-тельность, соци-альный статус составляют систему ценностных ориентиров кожного человека. Только ему знакомы амбиции и желание быть лидером, т.к. он любит соревнования. Это может быть спорт, конкуренция в бизнесе или любви.

Логика, логическое мышление – также отличительная черта кожников. В их речи часто можно услышать фразы: «Это не логично! Где тут логика? Логично было бы предположить» и пр.

Ребенок с кожным вектором очень активный, часто непослушный. Пойманный на какой-либо шалости, он будет хитрить и изворачиваться. Правильный подход к воспитанию позволит кожнику в будущем стать успешным бизнесменом или инженером.

Кожные дети, которых постоянно били и унижали в детстве, получают психологическую травму, адаптируясь к этой боли, и организм начинает выделять эндорфины для ее заглушения. Постепенно ребенок привыкает к такого рода эффекту, а потом становится зависимым от него, получая от этого специфическое удовольствие. Так возникает мазохизм. Если такой человек во взрослом состоянии не получает привычные эндорфины через физическую боль в сексуальной жизни, то появляется стремление испытывать боль через социальные фрустрации и неудачи. Так развивается жизненный сценарий на неудачу, человек превращается в вечного неудачника.

Желаемое внутреннее состояние: ощущение занятости, кожник вечно в движении, в развитии, в изменениях и новой информации.

Роль в обществе: добытчик, организатор, управленец «среднего звена», координатор, защитник.

Об авторе идеи: успехи и теории Фрейда

Зигмунд Фрейд по праву считается одним из самых известных психоаналитиков, психологов, когда-либо существовавших в нашем мире. Психоанализ стал настоящим культом, охватившим планету, благодаря чему имя австрийского ученого известно сегодня всем и каждому. Одновременно с этим учения его многим представляются искаженными, обесценившимися.

Мало кто сегодня помнит, что наиболее известным пациентом доктора был эмигрант из России – Панкеев, выпустивший затем книгу о психологе. Панкеев на сеансах рассказывал о своих сновидениях, в которых к нему приходили волки, за что получил анонимное прозвище «Человек-волк». Панкеев считается не прошедшим до конца лечение – вероятно, из-за языковых сложностей, в силу чего в определенный момент сновидения начали расшифровываться неверно.

И по сей день многие пытаются разобрать случай Панкеева для определения истинности причин его невроза. Звучит немало идей и предположений, а также возможных языковых нюансов, спровоцировавших неудачу Фрейда.

Фрейд, учение и ученики

Наиболее известный последователь теории Зигмунда Фрейда – Карл Юнг. Среди прочих он выделялся своим происхождением – Юнг не принадлежал к числу евреев. Среди своей группы он оказался самым успешным и известным психоаналитиком. Сам Фрейд говорил о необходимости в представителях арийцев, дабы учение не превратилось в объект гонений по причине антисемитских настроений.

Предположительно, отношения ученого и его последователя испортилась по причине различия в оценке либидо. Многие также указывают на Сабину Шпильрейн, еврейку родом из России, выбравшую Юнга в качестве психотерапевта. Женщина не просто проходила лечение, но также вступила в связь со своим доктором и рассказывала о фантазиях в письмах к Фрейду. Именно в них она писала о возможном сыне, который должен был родиться от Юнга и спасти человечество, так как воплотил бы в себе достоинства и арийцев, и евреев. В конце 1911 она вступила в Венское общество психоаналитиков в рамках заседания, ставшего моментом исключения из этой организации Адлера и еще нескольких человек. Эта история стала базой теории любовного переноса, сформулированной Фрейдом позднее.

Типы характера по З. Фрейду

З. Фрейд первым начал анализировать характер с научной точки зрения, Согласно Фрейду, каждый нормально развивающийся человек проходит все стадии формирования структуры характера; но многие застревают на одной из стадий эволюции и во взрослом состоянии сохраняют черты этих предвзрослых стадий. Смена стадий обусловливается динамикой либидозной энергии в теле человека и ее застреванием в том или ином органе. Фрейд и его школа предложили следующие четыре типа структуры характера.

Орально-рецептивный характер.

Под ним Фрейд подразумевает человека, который ждет, что ему будут давать материальную, эмоциональную и интеллектуальную пищу. Это человек с «открытым ртом», в основном пассивный и зависимый, ожидающий, что все, что ему нужно, ему дадут, то ли потому, что он или она этого заслуживают, поскольку они хорошие и послушные, то ли из-за сильно развитого нарциссизма, который приводит к тому, что человек считает себя таким чудесным, что может требовать заботы к себе со стороны других людей. Этот тип личности ожидает, что он будет удовлетворен без всяких усилий с его стороны.

Орально-садистский характер.

Личность с таким характером также полагает, что все, что необходимо, придет извне, и для этого нет необходимости работать. Но в отличие от орально-рецептивного характера он не ждет, что то, что ему нужно, ему дадут добровольно, он старается взять, что ему нужно, силой у других; это хищный, эксплуататорский характер.

Анально-садистский характер.

Этот тип присущ людям, которые не чувствуют необходимости создавать что-то новое; для них единственный способ иметь что-то — это сохранять то, что они имеют. Они воспринимают себя как некую крепость, которую ничто не должно покинуть. Их безопасность — в их изолированности. Фрейд обнаружил в них три следующие характеристики: дисциплинированность, скупость и упрямство.

Генитальный характер.

Это полностью развитый и зрелый характер. Фрейд описывает его как основу способности любить и трудиться. Под генитальным характером Фрейд просто имеет в виду буржуазного человека, т. е. человека, чья способность любить весьма ограничена и чей «труд» — это попытка организовать и использовать труд других, быть руководителем, а не рабочим.

Психоаналитики Абрахам, Джонс, Гловер существенно дополнили учение Фрейда о характерах. В целом ими были предложены пять типов характера: оральный, анальный, уретральный, фаллический, генитальный.

Лекция 8. Методы изучения характера.

Завершится ли процесс?

Нельзя назвать зрелым ребенка, если его желания властвуют над его личностью, а внешний мир решает, удовлетворить таковые или отказать в них – будь то отец, мать, сторонние лица. Принцип удовольствия требует получения желаемого вне зависимости от цены, которую за это требуется уплатить. Это может стать причиной склонности вести себя асоциально. Если действия обусловлены реальностью, внимание уделяется требованиям, предъявляемым окружающим миром, человек может стать взрослым. Для этого он должен обучиться анализу, принятию решений и оценке намерений. В то же время следуя реальности как основополагающему принципу поведения, человек может не соответствовать требованиям социума.

Фрейд говорил об асоциальности в ребенке, развивающейся под влиянием нормальных аспектов жизни в период взросления – ревности, корыстных целей, жадности. Человеческой психике присущи некоторые защитные механизмы, в силу чего не осознаются наиболее осуждаемые социумом стремления, а иные трансформируются в противоположное направляется на иной объект, проецируются на иного человека. Социализация становится продолжительным и непростым процессом, но ее успешное прохождение позволяет включиться в жизнь социума.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: