Самоопределение личности как основа успешной и счастливой жизни

Профессиональное самоопределение – осознанный выбор направления трудовой деятельности. Важно, чтобы оно осуществлялось с пониманием ответственности за реализацию намеченного пути. Выбор профессии – процесс динамичный и многоступенчатый. Чтобы трудовая деятельность была приятной частью жизни, следует регулярно анализировать совершаемые действия и результаты. Если промежуточные итоги сигнализируют о том, что настало время изменений, нельзя их игнорировать.

Не стоит торопиться трактовать ощущение необходимости сменить сферу деятельности собственной слабостью или временной прихотью. Периодически условия жизни меняются. Мы рефлексируем, пересматриваем цели – все это неотъемлемые составляющие полноценной жизни.

Сущность профессионального самоопределения

Емко определить основы профессионального самоопределения удалось профессору факультета психологии МГУ им. Н. Ломоносова С. Пряжникову. В его понимании они представляют собой поиск личных смыслов в выбираемой и осваиваемой специальности. Это ещё раз подчеркивает, что без любимого дела в жизни сложно целостно развиваться.

У профессионального самоопределения есть ряд функций:

  • Целостное осознание индивидуальных психических и физических особенностей.
  • Анализ и познание своих личностных особенностей (психология личности).
  • Принятие сложившихся социально-экономических условий жизни.
  • Изучение разных видов деятельности, их сравнение, выбор места в социуме.
  • Освоение выбранной профессии. Формирование субъективных критериев оценки себя, как специалиста.

Также важно изучить структуру профессионального самоопределения. Теоретических её вариаций много, но на практике зачастую принято использовать разработку Е. А. Климова на основе идей выдающегося советского психолога С. Л. Рубинштейна. Эта модель профессионального самоопределения позволяет разложить процесс на три плоскости и наглядно продемонстрировать ценность успешной профориентации, а также её зависимость от особенностей личности.

Она включает следующие компоненты:

  • «Могу». Эта часть отражает склонности, умения, навыки, способности, черты характера и поведения.
  • «Хочу». Включает в себя желания, внутренние потребности, мотивы, ценности и идеалы.

Также есть «Надо». Это внешние требования, обусловленные тенденциями общества и выдвигаемые к человеку.

Профессиональное самоопределение учащихся

Впервые человек знакомиться с трудовой деятельностью в дошкольном возрасте. Развитие координации движений и мелкой моторики требует от малышей много усилий. Постепенно они осознают, что для достижения желаемого необходимо предпринимать действия.

Самоопределение: виды, понятие. Этапы самоопределения.

Самоопределение – процесс выбора и установления человеком индивидуальных ценностей, возможностей, потребностей, способов и норм поведения, а также критериев, по которым он сам оценивает себя и свои достижения.

По своей сути процесс самоопределения у зрелого человека длится на протяжении всей жизни, человек задумывается над такими вопросами как: кто я, чего могу добиться, в чем мое индивидуальное предназначение, я могу помочь своим близким, зачем я живу, и др.

В самоопределении человек объединяет в одну смысловую систему обобщенные понимание о себе самом и обобщенные представления о мире, формируя смысл своего существования. Самоопределение нельзя приравнивать к самосознанию так как можно осознавать себя, но не дойти до уровня сопоставления того, что я действительно могу и что от меня реально требуется.Возникновение потребности в самоопределении, его уровни определяются системой отношений, окружающей средой, в которой существует человек (в какой степени окружение стимулирует на такие размышления) а также от возраста человека, его мотивации и готовности.

Самоопределение – это относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества.

Условно можно выделить 3 вида самоопределения: личностное, профессиональное и жизненное. Все они тесным образом связаны между собой и очень часто пересекаются.

Личностное самоопределение

неразрывно связанно с ценностями человека. Формируя их, люди решают, какими им быть, какие нормы поведения приемлемы для них, как относиться к другим людям, как оценивать себя и свои поступки.

Жизненное самоопределение

представляет собой выбор стратегии и стиля жизни. Для каждого человека очень важно понять смысл своего существования и действовать в соответствии с ним.

Профессиональное самоопределение

заключается в выборе человеком специализации, принятии решения о том, кем стать, и какая работа придется ему по душе. Первым шагом на пути к этому является получение образования.

Т.В.Кудрявцев, один из первых отечественных психологов, глубоко исследовавших проблему профессионального становления личности, в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии:

1) возникновение и формирование профессиональных намерений;

2) профессиональное обучение и подготовку к профессиональной деятельности;

3) вхождение в профессию активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе;

4) полную реализацию личности в профессиональном труде.

Е.А.Климов обосновал следующую профессионально ориентированную периодизацию:

1) стадия оптации (12-17 лет) — подготовка к сознательному выбору профессионального пути;

2) стадия профессиональной подготовки (15-23 года) овладение знаниями умениями и навыками будущей профессиональной деятельности;

3) стадия развития профессионала (от 16-23 лет до пенсионного возраста) — вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшее развитие субъекта деятельности.

В более поздней периодизации жизненного пути профессионала Е.А.Климов предлагает более подробную группировку фаз:

• оптация — период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении;

• адаптация — вхождение в профессию и привыкание к ней;

• фаза интернала — приобретение профессионального опыта;

• мастерство — квалифицированное выполнение трудовой деятельности;

• фаза авторитета — достижение профессионалом высокой квалификации;

• наставничество — передача профессионалом своего опыта.

Профессиональное самоопределение: возрастные проявления, сфера жизнедеятельности, качества и способности человека.

Профессиональное самоопределение

— это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии. Данное понятие обозначает и совокупность приемов, методов, технологий, с помощью которых достигаются поставленные цели.

В настоящее время профессиональная ориентация на службу в органах государственного и муниципального управления ос­ложнена рядом факторов:

· общей слабостью государства на фоне системного кризиса, из которого оно еще не вышло, хотя некоторые обнадеживаю­щие тенденции уже проявляются;

· непрекращающейся бессистемной реорганизацией госу­дарственного аппарата;

· слабостью органов местного самоуправления, их скудным финансированием, материальным и кадровым обеспечением;

· отсутствием должного государственного внимания к раз­витию социальной сферы, особенно образования, науки, циви­лизованной инфраструктуры рынка труда.

На этом фоне не удивительны отсутствие системы работы с потенциальными государственными и муниципальными служащими и стихийный характер решения кадровых проблем в той сфере занятости, которая должна давать образцы подлинно го­сударственного подхода к эффективному использованию кад­рового потенциала общества.

В основе научно организованной профориентации может ле­жать следующая логика:

1. Постановка кадровой проблемы (что необходимо системе государственной и муниципальной службы с точки зрения ее кадрового обеспечения?).

2. Планирование человеческих ресурсов, включающее анализ потребности в кадрах, т.е. определение кадрового спроса (обще­го и по отдельным направлениям, специальностям, должнос­тям), кадровый прогноз. Ведущую роль в этом должны играть кадровые службы, занимающиеся кадровым маркетингом.

Кадровый спрос — это потребность работодателя в кадрах, обеспеченная необходимыми финансовыми и материальными ресурсами. Различается кадровый спрос: количественный,

понимаемый как объем рабочей силы, необходимой для достижения постав­ленных кадровых целей;
качественный,
рассматриваемый как потенциал эффективной рабочей силы;
временной,
под которым понимается спрос на перспективу с учетом всех возможных из­менений в различных областях общественной жизни, в услови­ях и содержании профессиональной деятельности.

Кадровый маркетинг—

функция кадровых служб, заключаю­щаяся в тщательном и всестороннем изучении и прогнозирова­нии рынка труда, кадровых спроса и предложения, организации кадровой рекламы и т.п.

3. Определение требований к претендентам на вакантные должности государственной или муниципальной службы (четкое представление качеств будущего работника путем анализа рабо­чего места, должности, описания квалификационных и личност­ных требований к претенденту, сроков и условий найма).

Определение основных источников поступления кадров и их потенциала, включая кадровое предложение (внутреннее, в самой системе государственного и муниципального управления, а также внешнее, складывающееся за рамками этой систе­мы), формирование «зон интересов», «горизонтов», учитываю­щих своеобразие отдельных рынков труда (по специальностям).Кадровое предложение—

способность рынка труда удовлетво­рять кадровый спрос различных субъектов.

4. Учитывая информационно-оценочный характер профориентационной деятельности, разработка основных требований к содержанию используемой в ней информации и создание гиб­кой системы ее технологий.

5. Разработка конкретной программы кадрового обеспечения.

Профессиональное самоопределение в молодом и зрелом возрасте

Становление личности как профессионала, не заканчивается с получением диплома о средне-специальном или высшем образовании. После нескольких лет стабильной работы в определенной сфере часто возникает переоценка смыслов и целей, результатом которой может стать смена рода деятельности.

В психологии это явление детально изучено известным психологом Э. Ф. Зеером. Являясь основателем научной школы становления личности в профессионально-образовательной среде, он провел ряд интересных исследований. Результатами многолетней работы стали ценные выводы:

  • В возрасте 27-30 лет большинство людей испытывают психологический дискомфорт, связанный с работой. Любая причина признается веской, адекватной для переосмысления профессионального самоопределения. Ее результатами может стать как смена места работы, так и кардинальное изменение рода занятий.
  • После 30 лет, а также с наступлением зрелости, ученые отмечают наиболее продуктивный в карьерном плане возраст. Благодаря накопившемуся опыту, укрепившейся в себе уверенности человек начинает испытывать «профессиональный оптимизм». Все меньше задач кажутся нереализуемыми.

Этапы подбора профессии

Самоопределение — изменчивое состояние, процесс не прекращается на определенном возрастном рубеже. Человек выбирает профессию, которая может перестать радовать через несколько лет. Тогда личности необходим поиск нового призвания.

Различают следующие этапы самоопределения:

  • дошкольный (детский);
  • подростковый (или школьный);
  • юношеский;
  • этап взросления (или зрелости)
  • пенсионный или старший период.

Для каждого периода жизни человека характерны возрастные особенности и потребности.

Младший возраст

На поведение, выбор ребенка влияют внешние факторы, так как на данном этапе (до 10 лет) не сформировано личное суждение и системы жизненных принципов. Малыши подражают родителям, старшим товарищам. В младшем возрасте ребенок ориентируется на профессии родных, создавая для себя понимание о будущей профдеятельности.

Дополнительным критерием становится получение хороших отметок или похвала педагогов.

Подростковый этап

Период (10-15 лет) — один из ключевых жизненных рубежей. Ребенок понимает и признает собственные преимущества, слабые стороны.

Подросток различает работу на нравящуюся и ту, которая совершается по принуждению (родителей, учителей).

Происходит разделение профессий по гендерному признаку:

  • для мальчиков характерно желание самовыражения, самоутверждения;
  • девочки выбирают занятия, связанные с модой, эстрадой.

Половое разделение исчезает в следующий период самоопределения (от 16 до 23 лет).

Юношеский этап

Возраст переломный, это период ухода из средней школы, когда появляется вопрос профессионального самоопределения. Подросток выбирает между работой и получением профильного образования в ВУЗе.

Выбор в пользу обучения делается теми молодыми людьми, кто не определил для себя будущую профессию. Период характерен уничтожением романтизированного представления о взрослой жизни, работе. Человек вынужден принимать решения, которые влияют на дальнейшее существование. Часто подросток испытывает разочарование в выборе и меняет область, в которой хочет развиваться.

Этап зрелости

К этой категории относятся люди, которые завершили процесс образования и занимаются только карьерой. Взрослый человек обладает стажем, местом работы.

Зрелая личность проявляет социальную и профессиональную активность, задумывается о карьерном росте и предпринимает шаги для развития.

В данном этапе наиболее важен возраст 30 лет, так как проблема самоопределения становится крайне актуальной. Человек окончательно выбирает профессию, меняет предыдущую, что может сопровождаться длительными поисками себя, эмоциональным выгоранием.

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Несмотря на трудности самоориентации, «взрослый» этап — наиболее продуктивный в жизни и завершается в 65-70 лет. Усталость от выбранной работы может появиться через 30 лет деятельности.

Пенсионный этап

Период начинается после 70 лет. Человек часто неполностью реализует профессиональный и личностный потенциал, из-за чего появляются депрессии, тревожность, разочарование. Пенсионер сталкивается с оценкой собственного жизненного пути, стремится реализовать себя в личностной и жизненной сфере. Очередной этап профессионального самоопределения позволяет найти новое поле для деятельности, хобби.

Советский космонавт Ю.А. Гагарин отзывался о своей профессии и о карьере в целом: «Хорошо работается, когда любишь свою профессию, с увлечением занимаешься ею».

Культура профессионального самоопределения личности

Общественное представление о профессиональном самоопределении личности претерпело за последние два столетия сильные изменения. В 20-х годах прошлого века достаточно было просто трудоустроиться. В 40-х большое внимание уделялось оценке особенностей личности. Впервые было отмечено, что их учет помогает установить степень профпригодности. После 70-х общество переключилось на важность индивидуального подхода к выбору специальности.

Сейчас изучению профессиональному самоопределению специалистов посвящена особая сфера – профориентационная деятельность. Основными задачами ее являются помощь и поддержка человека в самоопределении. После полученных результатов психологических и социологических исследований сложно отрицать, что развитие общества напрямую зависит от самореализации каждого человека.

Значение самоопределения

Самоопределение человека играет самую важную роль в формировании и становлении его как личности. Люди, которые не смогли найти своего места в мире, глубоко несчастны. Они не видят смысла своего существования, а, соответственно, им не к чему стремиться, нет целей, которых бы они хотели достичь. Человек, утративший интерес к жизни, впадает в глубокую депрессию, замыкается в себе.

Самоопределение способствует социализации индивида. Оно помогает человеку находить выход из трудных ситуаций, правильно и с достоинством разрешать конфликтные ситуации, уверенно вести себя в обществе, соблюдать нормы этикета.

Самоопределение – это важный шаг на пути к самореализации. Человек, правильно определивший для себя, чем он хочет заниматься по жизни, добивается успехов в карьере, становится финансово независимым. Если работа приносит не только материальный достаток, но и удовольствие, люди ощущают себя по-настоящему счастливыми.

Проблема профессионального самоопределения личности

Современный рынок труда стремительно меняется. Это обуславливает сложность выбора специальности. Постоянно появляются новые профессии, а популярные ранее сильно трансформируются или уходят в прошлое.

Выбирая карьерный путь, каждый должен осознавать последствия решения. Поэтому не стоит пренебрегать анализом востребованности выбранной специальности. Для этого стоит изучить её технологии, значимость в современных реалиях, ознакомиться с прогнозами на будущее. Утрата возможности работать по выбранной профессии – стресс, который негативно отразится на всей жизни человека. Поэтому не стоит поддаваться иллюзиям, делать выбор на эмоциях.

Развитие личности и профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение и целостное развитие личности неразрывно взаимосвязаны. С одной стороны успешная трудовая деятельность – важнейший компонент социализации человека, который сильно влияет на удовлетворенность жизнью. Обратная сторона медали заключается в том, что без непрестанного изучения потребностей и всестороннего саморазвития люди не могут достичь успеха в профессии.

А. Маслоу делал акцент на том, что самоактуализация человека напрямую обусловливается увлеченностью работой. Когда человек находит место в обществе, ему проще двигаться к поставленным целям. Его жизнь наполняется смыслом и позитивом, а общество получает еще одного сильного члена, способного стимулировать прогресс.

В психологии выделяют личностное и социальное самоопределение

Личностное самоопределение – поиск своего места в жизни, своей жизненной стратегии и определение критериев успеха в личной жизни и профессиональной деятельности. Если смотреть глубже, то это поиск своего истинного « Я» и своего предназначения.

Социальное самоопределение — это определение своего места в обществе, принадлежность к определенному социальному кругу или группе людей. Это формирование социальной осознанности, определение собственных взглядов на религию, политику, философию жизни и мораль.

Необходимость в личностном, социальном и профессиональном самоопределении возникает в 15-17 лет. Это ранний юношеский возраст, когда старшеклассники готовятся к поступлению в ВУЗы, выбору будущей профессии и самостоятельной жизни. В таком возрасте рано говорить об осознанном самоопределении. Более правильно говорить о психологической готовности молодого человека к самоопределению.

  • Готовность к личностному самоопределению. Готовность к личностному самоопределению подразумевает формирование у подростков осознанности, представления о своих обязанностях и правах в обществе. А также формирование устойчивых моральных принципов, взглядов и убеждений. В этом возрасте человек должен уметь нести ответственность за свои действия, уметь анализировать жизненный опыт и давать адекватную оценку событиям. Это обеспечит в будущем сознательную, творческую и активную жизнь. Конечно, главную роль в готовности к самоопределению играет самосознание, т.е. понимание себя, своих качеств и их адекватная оценка.
  • Личностное самоопределение подростков. В подростковый период происходят глубокие изменения в человеке. Они касаются и физиологии, отношений со взрослыми и сверстниками, изменения в развитии интеллекта и способностей. Это переход с детства во взрослую жизнь. Личностное самоопределение в юности начинает формироваться с понятия о мотивации, определения личных и деловых интересов. В этот период проявляются профессиональные склонности. Несомненно, это переломный и самый трудный период становления личности. Но он самый ответственный в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется стремление к самосовершенствованию. Хочется познать себя, выразить и утвердиться.

Главная особенность этого возраста – это стремлением быть похожим на взрослых. Подросток копирует манеру поведения, стиль одежды, лексикон. В этот период взрослые сами начинают относиться к ребенку как ко взрослому, больше ему разрешают и доверяют, возлагают новые обязанности. Отношения становятся более равноправными и независимыми. В итоге, у подростка укрепляется стремление быть взрослым, поэтому новые жизненные обстоятельства выводят личность на новую ступень личностного психологического развития.

Начинает формироваться самосознание, оценка личных способностей. Все подростки недовольны собой, потому что оценивают достоинства других людей и желают иметь такие же. Они создают себе идеал и переживают, что не соответствуют ему.

Основной проблемой личностного самоопределения является то, что большую часть времени подросток проводит в школе. Наша система образования не только не способна помочь ребенку определиться, познать себя, испытать свои возможности, а в принципе педагоги не воспринимают подростка за человека. В школе не учат мыслить, думать, развиваться, творить и ставить цели.

По мнению Н.С. Пряжникова, личностное самоопределение «обладает такими характерными чертами как глобальность, зависимость от стереотипов общественного сознания и зависимость от влияния объективных факторов, определяющих жизнь группы».

Факторы профессионального самоопределения личности

В сжатом виде они отображаются в рассмотренной ранее модели Е. А. Климова. Рассмотрим их детальнее. Первая составляющая – внутренние мотивационные факторы:

  • Личные предпочтения. Сюда входят потребности, желания, внутренние мотивы, моральные ценности.
  • Представления о комфортном уровне жизни. Включают индивидуальный образ желаемого будущего (место проживания, готовность к командировкам, график жизни).
  • Собственная оценка трудовой деятельности. Индивидуальные представления о престиже и привлекательности профессии. Также сюда входят размышления по поводу сложности возлагаемых обязанностей, субъективная оценка открывающихся перспектив.

Психология понятия

Внешние условия

Профессиональное самоопределение личности — акт осознанного выбора человеком своей роли в общественно полезной деятельности, который обусловлен существованием некоторых внешних условий:

  • социоэкономической ситуацией в городе, регионе, государстве;
  • приоритетностью профессий, значимостью и актуальностью на конкретный период;
  • уровнем образования членов семьи;
  • материальным и социальным положением родителей;
  • качественными показателями образования, полученного в школе.

Личностный фактор

Психологи считают, что выбрать сферу для построения карьеры нереально, исключив личностный фактор. Этот фактор представляется триадой принципов:

  • анализ внутренних ресурсов: способностей, склонностей, потребностей;
  • обозначение профессиональной сферы, взаимосвязь ее с первостепенными жизненными задачами;
  • осознание важности деятельности на пользу обществу.

Любая профессия предполагает комплект значимых черт. Если человек обладает выраженными признаками экстраверта, ему подойдет деятельность, подразумевающая постоянные контакты. Такая личность изначально не расположена к выполнению механической работы.

Изучение особенностей человека и соотношение их со значимыми критериями профессий поможет разглядеть его истинное предназначение. Осознание личностью своих слабых сторон дает стимул к тренировке и дальнейшему развитию.

Необходимо проявлять внешнюю активность, обращаясь ко всем возможным источникам: Интернету, книгам, профконсультантам. Чем большей информацией владеет человек о разнообразии мира профессий, тем яснее его представление о выборе.

Личность и профессия

Цели и задачи в работе специалиста

Помощь личности в выборе профессии основывается на следующих пунктах:

  • предоставление развернутой информации о мире профессий;
  • помощь в анализе предложенной информации и наложении ее на карту способностей и желаний личности;
  • оказание моральной поддержки в принятии решения.

Общие рекомендации

Важным залогом успеха является умение ценить такой ресурс, как время. Человеку дан ограниченный промежуток времени на самоопределение, поэтому им нужно грамотно воспользоваться, не размениваясь.

Чтобы не совершить ошибку в выборе, необходимо быть внимательным к следующим нюансам:

  • понимать разницу между субъективным отношением к носителю профессии и к ней самой;
  • не стоит брать во внимание лишь внешний антураж профессиональной сферы.

В обществе бытует стереотип, подменяющий истинный образ специалиста свойственным профессии ореолом. Цепляясь за внешние показатели, молодой человек может совершить неверный выбор. Необходимо выбирать деятельность. Образ жизни является лишь производной от деятельности.

В помощь выбирающему профессию созданы многочисленные тесты, основанные на работах Дж. Голланда и Е.А. Климова. Посредством их можно понять, какая сфера подойдет человеку.

Профессиональное самоопределение также зависит от ряда внешних факторов:

  • Социальное положение. Огромное влияние оказывают стереотипы, сложившиеся в мышлении под воздействием условий жизни в детстве и юности. Формирование отношения к работе зависит от позиции старшего поколения, которое ежедневным примером неосознанно влияет на образ будущего в мыслях подростков.
  • Окружение. Сюда относятся уже озвучиваемые родителями, родственниками, друзьями рекомендации.
  • Состояние рынка труда. Играют значимую роль востребованность и популярность профессии. Часто ошибочный выбор занятия является следствием подмены истинных желаний. Человек отодвигает в сторону свое мнение и переключается на приоритеты знакомых.

Сюда же можно добавить влияние средств массовой информации.

Типы самоопределения

Согласно различным ориентирам выделяют 3 типа самоопределения: профессиональное, жизненное, личностное. Изначально они существуют как отдельные составляющие жизни человека. Со временем их связи усиливаются. Это происходит из-за погружения индивида в специальность. И тогда личностный рост человека начинает напрямую зависеть от профессионального самоопределения. Каждый из типов имеет определенные черты.

Профессиональная сфера

Для профессионального самоопределения характерна формализация. Специальность определяется дипломом о высшем образовании, квалификацией и рабочим стажем – рекомендательными листами или записями в трудовой книге. Другая характеристика – необходимые условия для комфортной работы.

Жизненный путь

Жизненное самоопределение имеет свои признаки.

  1. Глобальность. Восприятие и поиск того образа жизни, который характерен для определенной социокультурной группы. Это материальное положение, социальный статус, престиж, авторитетность и т. д.
  2. Зависимость от стереотипов. Навязываются определенные убеждения о той социальной культуре, в которой пребывает индивид. Из-за этого он часто не может реализовать свои возможности в полной мере.
  3. Зависимость от разных факторов. Они имеют экономический, социальный, экологический характер и определяют уровень жизни человека.

Личностное развитие

Личностное самоопределение неформально. Его подтверждают сертификаты о прохождении различных курсов. Личностно человек растет только тогда, когда находится в тяжелой ситуации. В стрессовые моменты проявляются лучшие качества, иногда – скрытый потенциал. Это благоприятно влияет на формирование личности.

Кроме этой типологии существует множество других. Наиболее корректной и актуальной является классификация профессионального самоопределения Н. Смирнова.

  1. Позиция раба. Обычно это человек без амбиций, которого не интересует карьерный рост и повышение зарплаты. Ему важно удовлетворить свои минимальные потребности. Обычно такие люди живут бедно и буквально выживают.
  2. Позиция потребителя. Такую личность интересует только ее личная выгода во всем, что бы она ни делала. Ее можно стимулировать только материально. От общественных работ, субботников, программ помощи нуждающимся обычно отказывается. На каждое предложение от партнеров или коллег отвечает: «А что я получу за это?»
  3. Позиция наемного работника. Человек даже не думает о том, чтобы работать самостоятельно, а не на кого-то. Боится рисковать, любит стабильность и комфорт. Но он является отличным работником.
  4. Позиция служителя идеи. Такая личность работает за идею, а не материальное вознаграждение. Постоянно ищет возможность помочь другим, стать полезной обществу.
  5. Позиция самобытного человека. В этом случае для индивида приоритетом является личностный рост, а не карьера. Стремится к саморазвитию, пытается стать лучшей версией себя. Никому не подражает, всегда ведет себя естественно, не наигранно.

Э. Фромм выделяет еще один тип самоопределения и называет его рыночным. Этот человек знает, как себя повыгоднее продать, и активно пользуется своим умением.

Вне зависимости от типа человека нужно помнить, что основная психология профессионального самоопределения – свобода выбора.

Не стоит давить на личность, чтобы изменить ее позицию. Он сделал этот выбор осознанно, поэтому может его изменить самостоятельно при необходимости.

Виды самоопределения

Этапы профессионального самоопределения личности

Общепринятой моделью описания жизненного процесса профессионального самоопределения является периодизация Дональда Сьюпера. Он выделил пять этапов самореализации личности:

  1. Рост (0-14 лет). Характеризуется формированием детских фантазий, сменой их на предпочтения. Заключительной фазой является самоопределение способностей и субъективная оценка профессий.
  2. Исследование (15-24). Личность пробует себя в разных ролях, анализируя степень удовлетворенности, возможность развития в разных сферах.
  3. Карьерное становление (25-44). Представляет окончание профессионального самоопределения, составление плана достижения поставленных целей.
  4. Сохранение достижений (45-64). Индивид развивается в выбранном направлении, сохраняя и умножая возможности.

Пятый этап – спад (65 и старше). Происходит планомерный выход из трудовой деятельности. Человек больше наблюдает за чужой работой, чем занимается собственной.

Личностное самоопределение и саморазвитие

Личностное самоопределение человека в более осознанном возрасте невозможно без стремления к саморазвитию. Саморазвитие подразумевает такие основополагающие понятия, как самопознание, самоактуализация, самообразование.

Человек должен четко понимать, кто он есть на самом деле. Осознавать свои способности, навыки, таланты. Самопознание подразумевает также раскрытие в себе новых способностей, испытание своих сил в разных сферах деятельности. Личность должна четко понимать, что ей нравится, какие у нее интересы.

Есть три уровня самопознания:

  1. Биологический – познание себя, как организма;
  2. Социальный – познание своих возможностей в овладении новыми знаниями, навыками и нормами поведения;
  3. Личностный – способность принимать решения, делать выбор, организовывать свою жизнь.

Если человек не воспринимает себя как уникальную личность, он не будет понимать, в каком направлении ему двигаться, и соответственно не будет иметь никакой мотивации к действию. Такие люди обычно ничего не достигают, плывут по течению и проживают скучную серую жизнь.

Немаловажную роль в самоопределении играет самооценка человека, так как она формирует силу воли, уверенность в себе и собственных силах. Адекватная самооценка способствует саморазвитию. Добиваюсь определенных успехов, она повышается и повышается вера в себя, что мотивирует человека идти дальше и не останавливаться на достигнутом.

Разобравшись в себе и своих жизненных ценностях и приоритетах, человеку проще ставить перед собой конкретные цели и достигать их. Для достижения определенных целей необходима правильная мотивация. Она возможна лишь в том случае, когда человек точно знает, чего он хочет и что ему нужно.

Каждодневная работа над собой — приведет к успеху

Чтобы самоопределение стало основой успешной и счастливой жизни, необходимо постоянно работать над собой. Постоянно анализировать, каких ресурсов вам не хватает для достижения своих целей.

Самообразование дает человеку возможность реализовать себя в профессиональной и личной сфере. Чтение книг, посещение тренингов и семинаров, просмотр мотивирующих фильмов повышает уровень интеллекта и открывает более широкие возможности для самоопределения и реализации.

Самоактуализация – это развитие потенциальных возможностей личности. А.Маслоу определил самоактуализацию, как полное использование своих талантов, способностей и возможностей.

Результатом самоактуализации является возможность заниматься значимой трудовой деятельностью. Деятельностью, которая будет удовлетворять ваши духовные и материальные потребности, а также нести благо обществу. В этом случае личность будет чувствовать себя реализованной, успешной и значимой.

Человек, который встал на путь саморазвития, способен сам стать хозяином своей жизни. Не зависеть от мнения окружающих, навязанных обществом правил, стереотипов и ограничений. Он сам принимает решения, делает выбор и слушает только свое внутренне «Я». Такой человек понимает смысл жизни, находит свое предназначение и проживает яркую счастливую жизнь.

Вывод

Осознанное профессиональное самоопределение развивает сильные стороны, помогает ощущать удовлетворение от проделанной работы, занять достойное положение в социуме. Человек чувствует себя нужным членом общества, легче идет на контакт. Удовольствие от проделанной работы и радость от возможности обсудить волнующие человека сферы жизни – ценный ресурс энергии.

Елена Дубовая

Автор статей. Биолог (специализация – физиология человека). Пишу о самоорганизации, личностном развитии и отношениях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: