Не обращать внимания на чужое мнение на самом деле просто. Нужно развернуться на 180, плюнуть на слова и мысленно послать человека. Само по себе сделать это не сложно, сложно оправдать для себя такое поведение. Нам нужны подтверждения такого отношения к окружающим.
Если бы мы имели железобетонные аргументы, подтверждающие никчемность чужого мнения, мы бы перестали накручивать и волноваться . Мы бы поняли, что влияние чужого мнения на нашу жизнь ничтожно и раздуто.
И в этой статье мы попробуем найти для себя эти аргументы, чтобы смело вести себя в обществе и гордо пропускать чьи-то слова мимо ушей. В этом нам помогут короткие советы, представленные ниже, и качество под названием харизма.
Случай из жизни
Начну, пожалуй, с жизненного примера. Я никогда не заморачивалась, если меня перебивали по ходу разговора. Раздражало, конечно, но ничего не поделаешь, сама грешила этим. А потом однажды крепко так втрескалась. Мой будущий парень оказался умным, прямолинейным и суровым программистом. Комсомолец, спортсмен и просто красавец. Пока в животе у меня порхали бабочки, а мозг растворялся в розовом тумане, я слушала парня с благоговейным трепетом и только кивала. Прошла неделя, месяц, полгода. Туман развеялся, бабочки в животе начали понемногу дохнуть, а во мне возродилось желание кормить свое небольшое, но все-таки эго. Мои реплики начали перерастать в монологи, и тут я обнаружила, что меня перебивают. При чем с какой-то фееричной наглостью. Я ловила себя на том, что начинаю говорить заново по пять раз, потому что парень регулярно еще что-то припоминал, и обязательно тут же об этом мне рассказывал. Не со зла, просто вот такой он есть. Мною очень редко овладевает бешенство. Но тут я почувствовала, что неиллюзорно хочу засунуть ему в рот кляп, связать и запихнуть в шкаф. И чтобы он там помолчал пару часов. И тут я, наконец-то, задумалась. Не о том, как перевоспитать парня. Задумалась о том, как нам на самом деле важно знать, что нас слушают и слышат. А не просто ищут повод распространить звуковые волны.
PathDoc/Shutterstock.com
Как перестать зависеть от чужого мнения
Необходимо различать терпимость к чужому мнению и зависимость от него. Терпимость – это способность узнать его и критично к нему отнестись без эмоционального включения.
Как не зависеть от чужого мнения спрашивают специалистов и окружающих, помещая себя в парадоксальную ситуацию. Полное игнорирование иного воззрения не есть признак автономного, уверенного, независимого человека. Игнорирование – не самоцель. Человек социален и ему необходимо адекватно относится к иной позиции, учитывая, что часто его выражают любящие и любимые им люди.
Как перестать слушать чужое мнение? Иное воззрение следует анализировать, взвешивая его актуальность и ценность. Подчас человек парализован неспособностью сделать самостоятельный шаг, не услышав чужое мнение, пассивно ожидая подсказки. Негативная оценка, выраженная вербально или не вербально, а иногда лишь предполагаемая может спровоцировать перестать реализовывать устремления.
Беспокойство о мнении окружающих берет истоки в неуверенности, ориентируясь на других, человек подкрепляет индивидуальный образ несамостоятельный и неуверенный, что усиливает неуверенность, попадая в замкнутый круг. Тревога о мнении других, которые могут противоречить не только личным оценкам, но и взаимнопротиворечивы, а так же реальной ситуации, приводит к метаниям, непоследовательности, снижению рассудительности, ошибочному поведению в стрессовых ситуациях.
Чем больше места отдается чужому мнению, тем меньше личность участвует в реализации своей жизни, подобная стратегия приводит к мыслям о собственной бесценности, что в сочетании с агрессивностью к ощущению контроля может сформировать аутоагрессию, депрессивные состояния вплоть до суицидальных настроений.
Есть противоположные крайности – полное игнорирование иного воззрения и полная на него ориентация. Любое выражение несогласия, сомнений воспринимается негативно и отметается без обдумываний. При этом, зачастую, человек занимается самообманом, потому что поддержка и положительное оценивание действия так же является примером иной оценки. Бессистемное отрицание чужого мнения приводит к невозможности получить отклик на действия, образ в глазах социума.
Агрессивно отказываясь от чужого мнения, вступая в дискурс, человек тоже часто декларирует своё мнение (для другого оно чужое), негативно оценивая собеседника, его опыт и ценность точки зрения.
Значимость мнения зависит от носителя точки зрения, его отношения к референтной группе. Для каждой сферы подобная группа может быть отдельная.
Ориентация на чужое мнение может нести опасность для жизни. При изучении виктимных рисков определили, что часто люди помещают себя в потенциально опасные ситуации, в результате страха показаться грубыми, мнительными или обидеть другого недоверием. Доверие основывается на положительном поведении, а не на отсутствии отрицательного или просто по факту. Вежливость не означает формирование доверия, это лишь социальный этикет, нейтральная форма общения.
Неуверенность приводит к определенному оптическому искажению. Создается иллюзия, что самостоятельность приведет к осуждению и насмешкам, а послушание и пассивность будут одобрены и уважение в глазах других повысится. Результат противоположен – уважают ответственных и самостоятельных, а поддающиеся чужому мнению остаются под постоянным давлением. У людей, формально признающих свою зависимость от чужого мнения, имеет место самообман, что это временная, необходимая мера, цель которой получить необходимый авторитет и значимость. А потом, став на ноги, самостоятельность и независимость они автоматически сами заработают. Отличие от временного подчинения правилам в эмоциональной независимости от оценки, нет тревоги получить негативное мнение, может быть сожаление от неполучения практического результата, сама оценка будет игнорироваться полностью.
Зависимость от чужого мнения подчас удачно маскируется под положительные и социально одобряемые чувства, вроде уважения к старшим, соучастие, эмпатия. Но уважение подразумевает принятие во внимание, а не слепое послушание, соучастие важно, если решения объективно касаются непосредственно жизни и судьбы другого, тогда речь о компромиссе, а эмпатия предполагает умение действовать в рамках своей ответственности, поскольку выход за неё может означать нарушение чужих границ. Т.е. именно нарушение всех этих пунктов ведет к зависимости от чужого мнения, адекватное понимание поможет отделить себя от него.
Кто все эти люди?
Если вы все-таки принадлежите к темной стороне силы и считаете, что перебивать — это круто и замечательно, я напомню вам, что происходит с вами и вашим собеседником во время разговора. Вот вам что-то рассказывают. Важная для вашего собеседника история. Может, что-то, о чем он мало кому и может рассказать. А вам может. Внезапно одна его фраза пробуждает в вас воспоминание. Такое яркое и незабываемое, что просто грех не рассказать. Или изящное замечание, такое остроумное, что непременно нужно блеснуть. Вы уже не слушаете. Вы думаете о вашей истории и погружаетесь в ностальгию. Вы оттачиваете в уме остроумную фразу, стараясь не забыть. Ждете, пока собеседник закончит. Ждете с нетерпением и раздражаетесь, когда он продолжает говорить. Когда наконец-то эта сволочь соизволит замолчать, вы даже не выражаете никаких эмоций по поводу истории, а сразу же начинаете отвечать словами: “Кстати, вспомнил такой забавный случай…”. И знаете что? Это чувствуется. И это в лучшем случае просто неприятно. А в худшем — очень больно и обидно. Вы точно уверены, что хотите делать людям больно?
Это не должно вас волновать
То, что думают о вас окружающие — это только их дело. Вас это касаться не должно ни коим образом. Даже если вы узнаете чье-то мнение о себе, это все равно не сделает вас другим человеком и не изменит вашу жизнь, в большинстве случаев. Мнение окружающих сможет повлиять на вас только тогда, когда вы позволите этому мнению стать определяющим в вашей жизни. А такого происходить не должно. Вы не можете контролировать мнение окружающих, так не обращайте на него такого внимания и сосредоточьтесь на себе.
Умение слушать — не научная фантастика
Начнем с того простого факта, что не перевелись еще богатыри на земле русской есть еще люди, которые умеют слушать. Их мало, и поэтому это драгоценное умение ценится, словно вымирающий Амурский тигр. У меня таких друзей и знакомых наберется от силы десяток, все практически 30+ лет от роду. Разговаривая с ними, я отвожу душу. Их всех отличают несколько особенностей:
- Разговаривая с другими, они никуда не спешат. Они внимательно и вдумчиво тебя слушают, и не ведут себя так, будто через 5 минут наступит конец света.
- Они реагируют на ход твоего рассказа и искренне сопереживают.
- Они никогда не станут вставлять посреди твоей речи собственные реплики.
- Они выражают свое мнение насчет твоего рассказа, помогают советами.
- Если все-таки идет жаркая дискуссия, и они хотят своевременно озвучить аргумент, они либо поднимут руку, либо вежливо поинтересуются можно ли тебя перебить.
Значит, все-таки, можно
контролировать себя и не расстраивать других?
Нормируйте информацию
Информация – это власть. Сокрытие информации может стать важным шагом, предоставляющим вам преимущество над другим человеком. Однако излишнее количество информации также может помешать расспросам: это может для собеседника стать препятствием к эффективному мышлению. Поэтому во время расспросов полезно нормировать информацию, которую вы даете.
- Не перебивайте. Позвольте собеседнику закончить свою мысль, прежде чем давать новую информацию. Не навязывайте свою информацию, пока он говорит.
- Определите оптимальное время для вмешательства. Подумайте, в какой момент лучше всего предложить информацию.
- Фильтруйте информацию. Предлагайте только ту информацию, которая улучшит ход мыслей собеседника. Воздержитесь от уточнения и дополнения той информации, которая не играет важной роли в обсуждении вопроса.
- Не делитесь информацией, чтобы порисоваться. Возможно, вам захочется поделиться информацией, чтобы продемонстрировать свою компетентность и осведомленность. Не поддавайтесь искушению.
Можно также нормировать количество информации, которую вы хотите узнать у собеседника. Попросите поделиться сведениями в подходящее время и по веской причине; лучше позволить собеседнику развивать свои мысли, а затем попросить подвести итог, чем постоянно перебивать его вопросами.
Я забываю, что я хотел(а) сказать
Коллективный бред, передающийся воздушно-капельным путем. У всех что, Альцгеймер в последней стадии поголовно? Я лично пока могу зафиксировать в памяти все, что хочу сказать по данному поводу, чтобы сделать это, когда собеседник закончит. И никаких особо выдающихся интеллектуальных способностей для этого не надо.
Как я это делаю
Если вам нужно какое-то время, чтобы запомнить информацию, отвлекитесь. Мне хватает на пару секунд мысленно отгородиться от разговора, чтобы приклеить на кору мозга воображаемую заметку “Рассказать про ту историю во Львове”. И без проблем рассказать ее потом.
Кстати, о птичках
А вам вообще не приходило в голову, что пока вы будете быстренько вставлять свою реплику, собственно, ваш собеседник
забудет, о чем он говорил. Или просто потеряет настроение и запал что-либо говорить. Как говориться: “Дорога ложка к обеду”.
Относитесь к собеседнику как к равному
Вы сможете задавать эффективные вопросы, только если будете относиться к собеседнику как к равному. Если вы ставите себя выше по статусу, то отобьете у него всякое желание думать. Если ставите его выше себя, ваше собственное стесненное положение не позволит внимательно слушать.
Покровительственный тон – злейший враг равенства в устном общении. Этот порок общения обусловлен тем, как к нам относились в детстве. Конечно, с детьми нужно обращаться как с детьми. Приходится:
- Принимать решения за них.
- Направлять их.
- Говорить им, что делать.
- Исходить из того, что взрослые лучше знают, что да как.
- Беспокоиться за них.
- Заботиться о них.
- Контролировать их.
- Думать за них.
Иногда мы переносим это покровительственное поведение в разговор с другими взрослыми. Если вы решили, что знаете что-либо лучше, чем ваш собеседник, или предлагаете ответы вместо него, или считаете, что его мысли неадекватны, вы ведете себя покровительственно.
Невозможно покровительственно относиться к человеку и внимательно слушать его одновременно. Относитесь к человеку как к равному, и для покровительственного поведения не останется места.
Мне интересно с тобой общаться, я таким образом поддерживаю разговор
Поймите, наконец, никому не нужно пустословное “поддержание разговора”. Я сейчас не про заклеивание неловких пауз говорю, а про вашу коммуникацию с людьми, которые вам действительно дороги — любимые парни, девушки, мужья, жены, дети, мамы, папы, дорогие друзья, хорошие знакомые и давние коллеги. Да, к незнакомому человеку можно проникнуться симпатией за 5 минут разговора. Им не кивки головой нужны, а вы. Ваше внимание, участие, сочувствие, просто мнение, в конце концов. “Поддерживать разговор” можете в очереди за кофе. А с людьми, в которых вся ваша жизнь, нужно быть несколько бережнее.
Как я это делаю
Когда я начала обращать внимание на свою манеру говорить, то первым делом разработала удобный и понятный для себя прием. И назвала его “Медитация над собеседником”. Он заключается в том, что в ту секунду, пока мне что-то рассказывают, я концентрируюсь на своем собеседнике. Больше ничего в этом мире для меня не существует, кроме человека, который делится со мной чем-либо. Я вникаю в его проблему, историю, переживаю вместе с ним. Стараюсь чувствовать все, что чувствует он. Все, что мне приходит в голову по ходу, я откладываю на полочку и делаю заметки. Это, честно говоря, сложновато. Я такой же человек, как и все, мне хочется делиться. Но я стараюсь осознавать, что это можно сделать потом. Когда собеседник закончит. Когда мы полностью исчерпываем проблему, я приступаю к своему рассказу. Невозможное возможно
Зависимость от чужого мнения
Индивидуальные отличия индивидуума закладываются на раннем этапе развития. Каждый индивид начинает зависеть от другого, находясь в пассивности, когда иной осуществляет всё за него, находясь еще в утробе матери. Далее личность проходит опыт самостоятельности, начиная с физической независимости – первого самостоятельного вдоха. Далее он стремится расширить свою самостоятельность, учится держать столовые приборы, говорить, ходить. Несмотря на это, ребёнок по-прежнему объективно зависит от родителей и опекающих. Его выживание, в том числе биологическое, зависит от заботы значимых взрослых. Любовь и принятие со стороны опекающих своеобразный гарант, что они продолжат заботу и помогут изучить мир. В этот период развивается значимое для дальнейшего самоопределения личности базовое доверие к миру.
Если доверие сформировано, человек будет заявлять об индивидуальных потребностях, искать самостоятельные способы их удовлетворения, будучи уверен, что мир примет его поведение, ценность не будет нарушена, ресурсы личности будут направлены на развитие. Будут сформированы авторитеты, с которыми возможен обмен мнениями, уважительное общение, имеющие, по необходимости, совещательный характер. Но может быть задействован другой сценарий, ребёнок сталкивается с отсутствием родителей, полным или частичным, их высокой тревожностью, когда запрет на самостоятельность будет накладываться из-за неспособности справиться с собственным страхом.
Так же родители могут прибегать к определённому шантажу «не сделаешь это – не буду тебя любить, отдам». В подобной ситуации личность может прийти к убеждению, что в случае не соответствия требованиям значимого близкого он отвергнет его и оставит одного в незнакомом, а значит жестоком мире, готовом поглотить личность. Это актуализирует страх собственного уничтожения. А если подчиниться требованиям, то можно избежать наказания, и, возможно, получить любовь, потребность в которой ребёнок ощущает постоянно.
По мере взросления носителями авторитетной оценки становятся воспитатели, учителя, сверстники, руководители, партнеры по браку. В норме это развивает социализацию и даёт большую независимость, поскольку человек учится социальным нормам и взаимодействию с разными персонами в различных сферах. Если человек не получил опыт автономности в возрасте формирования и не научился быть самостоятельным во взрослом, то шаблон подчинения ради получения любви будет продолжать использоваться. И человек всё больше будет отдаляться от индивидуальных стремлений и ориентироваться на желания других и ощущать страх не угодить им.
Способность перенимать ценности, традиции, понятия плохого и хорошего – это уважительное отношение к чужому мнению. Психоаналитическая концепция называет это Сверх–Я (Супер–Эго) – это «надоценка» человека, его совесть, понятия правильно/неправильно, должно/недолжно, хорошо/плохо. Эти понятия достаточно абстрактны и субъективны, потому единогласно принятого определения им нет.
В какой-то мере человек ориентируется на юридические предписания, те понятия, которые принятые в его социуме, и могут отличаться в другом, что отражено в различиях прав и свобод в разных странах и культурах. Это форма объективного отношения к мнению других, человек рождается в социуме, ограниченном правилами и долженствованиями, принятыми другими и ему говорят, каковы его юридически права и обязанности. Отсутствие подобной ориентации на иное воззрение привела бы к остановке развития социума, потому что постоянная конфронтация для утверждения своего видения базовых, основополагающих концепций занимает ресурс, который необходим для реализации развития. В противоположность, ориентация исключительно на ценности и традиции прошлого, не принятие нового, блокирует развитие и движение вперед, заставляя ощущать страх перед новым и неизвестным, аналогичная борьба, но уже с прогрессом в пользу регресса.
Во внутреннем мире каждого индивида происходит взаимодействие, напоминающее внешние события. Сначала человек выживает и живет, ориентируясь на опыт окружающих старших или имеющих больший авторитет, затем наступает период, когда его личный опыт, реалии окружающего мира, устаревание концепций, которым обучили, вступает в противоречие с традициями, воззрениями и научениями. В возрасте 2–3 лет, ребенок начинает осознано воспринимать свою личность, и говорит «я сам/а» и ярко проявляется в подростковом возрасте. Далее человек, в норме, научается уравновешивать уважение к чужому мнению и умение самостоятельно оценивать реальность, принимая самостоятельные решения. Но, подчас человек не развивает самостоятельность и формируется, как личность, зависимая от чужого мнения.
Оптимальный баланс между похвалой и критикой
Есть два вида обратной связи: позитивная и негативная. Разница очевидна: позитивная обратная связь говорит человеку о том, что нам нравится, а негативная обратная связь показывает, что нам не нравится.
Как вы понимаете, последствия у этих двух типов обратной связи совершенно разные. Позитивная обратная связь поощряет человека продолжить размышления; негативная чаще всего отбивает всякую охоту к размышлениям. Однако позитивная обратная связь также поощряет собеседника ценить его собственную точку зрения; негативная указывает на то, что его позиция совершенно никчемна.
Зачастую мы думаем, что негативная обратная связь более реалистична, чем позитивная. «Спустись на землю», – говорим мы, чтобы оправдать негативную оценку. А позитивная обратная связь – когда мы говорим, что нам нравится в той или иной идее, хотя она кажется наивной и банальной. Годы практики и опыта в критическом мышлении, возможно, научили вас вообще не комментировать то, что вы одобряете, и то, что вам нравится.
На самом деле позитивные аспекты действительности могут быть не менее реалистичны, чем негативные. Если добавить позитивный отзыв к негативному, это не исказит восприятие реальности; напротив, сделает его более точным.
Источник позитивной обратной связи несложно найти, достаточно подумать: «Что хорошего в этой идее?». Можно даже задать собеседнику тот же вопрос. Ответ практически всегда укажет на то, что вы не заметили. И это станет основой для позитивной обратной связи.
Другой способ превратить негативную обратную связь в позитивную – использовать фразу, которая начинается со слова «как». К примеру, если вы хотите сказать: «У нас нет ресурсов для этого», перефразируйте свои слова следующим образом: «Как это сделать теми ресурсами, которыми мы располагаем?». Если хотите сказать: «Вы не продумали этот вопрос», можно спросить: «Как проработать эту идею более тщательно?».
Эти два простых вопроса оказывают волшебное воздействие на качество обратной связи.
Упражнение. В течение одного дня фиксируйте все ваши замечания и мнения относительно идей других людей. Сколько ваших комментариев были негативными – другими словами, сколько раз вы высказали, что вам не нравится или какие недостатки вы видите? Сколько комментариев были позитивными – когда вы высказывали, что вам нравится в идее или каковы ее преимущества? Как перефразировать негативные комментарии в позитивные? Не могли бы вы, к примеру, превратить критику в вопрос со словом «как»?
Как быть?
Что вы делаете, когда вас постоянно перебивают? Просто грубо отвечаете собеседнику? Но ведь если вы разговариваете с тем, кто выше вас по положению, так поступить вы не сможете. Что же именно стоит ответить собеседнику, чтобы сохранить здоровые деловые отношения.
Большинство людей не устраивает сохранять молчание тогда, когда им есть, что сказать. Почему вы должны молчать при обсуждении важных для вас вещей? Почему вы позволяете другому человеку вас перебивать? Перебивание – это очень плохая привычка, которую обязательно нужно исправлять. Однако в зависимости от причин и степени отношений обращаться с ней следует по-разному. Некоторые люди прерывают, потому что им свойственна душевная прямота, другие – от того, что они творческие натуры, некоторые – потому что хотят самоутвердиться за ваш счет.
Рассмотрим несколько простых способов, используя которые вы сможете отучить людей перебивать вас во время беседы.