Заражение в психологии это. Заражение

Статьи по психологии Социальная психология Психическое заражение — Гюстав Лебон

Человек не может полноценно существовать вне общества. Практически, общественный уклад жизни является характерной чертой человечества на любом его временном периоде. Объединение в толпу дает отдельному индивиду ощущение безопасности и уверенности. Конечно, в любом обществе возникают свои взаимоотношения, основанные на разных формах психологического воздействия. Психическое заражение является одной из них.

Основные механизмы данного психического воздействия определяются как внушение, убеждение, заражение, подражание. Именно на них строится структура отношений в обществе.

Понятие психического заражения

Психическое заражение – один из основных методов интеграции и управления групповой деятельности человека. Своими корнями данное явление уходит к самым истокам общества вплоть до первобытнообщинного строя. Другими словами, психическое заражение считается первичным среди массовых механизмов воздействия. Помимо древнейшего происхождения заражению характерна многогранность проявления. Рассмотрим подробнее данное явление.

Основное определение психологического заражения трактует его как бессознательную подверженность отдельного индивида различным психическим воздействиям. При этом передача поведенческого, психологического фактора происходит на эмоциональном, подсознательном уровне, а не на осознанном уровне личности.

Фактически можно рассматривать психическое заражение как один из способов общественного внушения. Одним из ярких примеров психического заражения является действие таких понятий и процессов, как престиж, реклама, нормы поведения и др. Находясь в обществе, человек невольно подчиняется данным проявлениям психического заражения на подсознательном уровне.

В профессиональной социологии психическое заражение – совокупность процессов передачи эмоционального настроя одного индивида по цепочке другому (другим) индивиду на глубоком психическом уровне контактирования. При этом огромную роль играет заряд, степень эмоционального настроя источника воздействия: чем они ярче и глубже, тем эффективней и результативней сам процесс психического заражения.

Заражение в психологии это. Заражение

В энциклопедии социологии дано следующее определение психического заражения. Заражение психическое — собирательное наименование ряда явлений и феноменов индивидуально-психического и социально-психологического порядка в поведении людей, предпосылками которых являются механизмы суггестии и подражания. Определяющим для психического заражения выступает явная доминация эмоциональной компоненты ее осуществления и проявления. Психическое заражение тесно связано с таким феноменом, как «мода», а также с прецедентами таких явлений, как коллективные фобии (страхи) различного вида. Первую попытку собственно социологического объяснения феноменов психического заражения осуществил Г. Лебон в своем проекте реконструкции поведения человеческих «толп» Социология: Энциклопедия /Сост. А.А.Грицанов, В.Л.Абушенко, Г.М.Евелькин, Г.Н.Соколова, О.В.Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003..
Согласно Андреевой, заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен заражения был известен, по-видимому, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр.

Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя» Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Наука, 1971, с. 10.. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Издательство МГУ, 1988, с. 165..

Основные характерные признаки психического заражения

Суммируя вышесказанное и другие установленные многочисленные факты, можно сказать, что механизму психического заражения характерны такие составляющие как:

  • Наличие прямой зависимости степени влияния от качества и количества катализатора действия.
  • Наличие эффекта цепной реакции процесса и взаимного усиления (нарастания) его величины. Пример – заражение энтузиазмом в какой-либо сфере деятельности.
  • Многогранность проявления процесса психического заражения.
  • Зависимость глубины психического заражения от уровня развития отдельной личности и общества в целом.

Хочется отметить последний пункт. Наблюдается следующая закономерность – чем выше уровень развития общества и личности в частности, тем труднее они поддаются воздействиям в виде психического заражения и внушения. Иными словами, их интеллект ставит под вопрос все поведенческие факторы, исходящие и навязываемые из вне.

Заражение принадлежит к особому способу психологического воздействия на личность в процессе общения и взаимодействия, которое осуществляется не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу человека. Оно является одним из древнейших способов интеграции групповой деятельности и характеризуется стихийностью, поскольку возникает прежде всего в ситуациях значительного скопления людей — на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д.

Источники заражения своими корнями уходят в седую старину, а его проявления чрезвычайно многочисленные: это и заразительно ритуальные танцы, посвящения, и массовые психозы, которые охватывают большое количество людей, и спортивный азарт или религиозный экстаз и др.

По условиям психического заражения процесс передачи эмоционального состояния от одного лица к другому происходит прежде всего на бессознательном уровне. Речь идет о том, что сфера сознания во время эмоционального заражения резко сужается, критичность к событиям, к информации, поступающей из различных источников, почти отсутствует.

Психология заражения характеризуется как бессознательная, непроизвольная склонность человека к определенным психическим состояниям.

В
социальной психологии заражения — это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта.
Заражение осуществляется через передачу психического настроения, наделенного большим эмоциональным зарядом. Исследователи утверждают, что заражения являются одновременно продуктом как влияния на других большой энергетики психического состояния индивида или группы, так и способностью человека к восприятию, сопереживанию этого состояния, соучастия. Действенность силы психического заражения заключается в прямой зависимости от глубины и яркости эмоциональных возбуждений, идущих от коммуникатора.

Одновременно значимой является и психологическая готовность реципиента к эмоциональному реагированию на соответствующее влияние. Сильным катализатором эмоционального возбуждения являются взрывные формы проявления эмоций, порожденные позитивным или негативным эмоциональным состоянием людей, в частности заразительный смех, плач и др.

Исследования природы психического заражения указывает на факт наличия коммуникативного контакта индивидов, что взаимодействуют, как основного катализатора этого феномена. Т.е. непосредственная коммуникативная связь является важной особенностью заражения, а сила нарастания напряженности, что образует психический фон заражения, находится в прямой зависимости от величины аудитории и степени эмоционального напряжения коммуникатора. Как следствие, одни люди очень быстро проникаются психическим состоянием и эмоциональным воздействием других.

Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий за счет того, что они будто отражаются от многих других индивидов. Наличие цепной реакции заражения наблюдается в больших открытых аудиториях, в неорганизованном сообществе, в толпе.

Конечно, степень заражения людей или групп зависит также от общего уровня развития индивидов, их психического состояния, возраста, эмоционального настроя, в целом — от уровня развития их самосознания.

В связи с этим известное утверждение исследователей о том, что чем выше уровень развития общества, тем критичней является отношение людей к тем или другим силам, которые побуждают их к определенным действиям или переживаниям. И так действие механизмов заражения становиться слабее. Все-таки проблема заражения имеет место, более того, она является недостаточно исследованной и, конечно, требует детального изучения, как на теоретическом, так и на прикладном уровне.

Конструктивное действие заражения проявляется в еще большем укреплении групповой сплоченности, а также используется как средство компенсации недостаточной организационной сплоченности группы. Так, заражение энтузиазмом можно наблюдать в профессиональной деятельности, т.е., если людей объединяет общее дело, то успехи одних заражают других, вызывая у последних интерес к общей деятельности.

Основной характеристикой внушения считают существенное снижение критичности человека к информации, которая к нему поступает, отсутствие у индивида стремления проверить ее достоверность, неограниченное доверие к ее источникам. Именно это доверие и является основой эффективности внушения.

Источником внушения может быть человек, как знакомый, так и совершенно незнакомый, а также средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, видео, реклама и др. Внушение действует на сознание и подсознание человека и именно поэтому оно может быть опасным инструментом манипуляции поведением человека.

Итак,
внушение или сугестия (от лат. Suggestio) — это процесс влияния на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности в восприятии и реализации внешней информации, с отсутствием желания ее понять, проанализировать и оценить, с доверием к источнику информации.
Как видим, содержание влияния направляется не на логику индивида, его способности мыслить, анализировать, оценивать, а на его готовность получить распоряжение, приказ, совет и действовать в нужном направлении. При этом, конечно, большое значение имеют индивидуальные особенности человека, на которого направлено такого рода влияние: его способность критически мыслить, самостоятельно принимать решения, иметь твердые убеждения, его пол, возраст, эмоциональное состояние, степень внушаемости т.д.

Значительным фактором, влияющим на эффективность внушения является авторитет источника влияния, его умения и навыки, статус, волевые качества, предварительная установка. На эффективность внушения влияют уверенные манеры, категоричный тон, выразительная интонация сугестора.

Эффективность внушения также определяется отношениями, которые складываются между сугестором (тот, кто внушает) и сугерендом (тот, на кого направлено внушение). Речь идет о доверии, авторитетности, зависимости и др. Показателем эффекта внушения является и способ конструирования сообщения, т.е. учитывается уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов.

В социальной психологии внушение рассматривается преимущественно в двух плоскостях: как стихийный компонент повседневного общения и как специально организованная разновидность коммуникативного воздействия, которое используется в средствах массовой коммуникации, моде, рекламе и др.

Попытка проанализировать внушение с социально-психологической точки зрения осуществил Б. Поршнев. Сквозь призму механизмов внушение (сугестии) и контрвнушения (контрсугестии) ученый объясняет развитие личности и человечества в целом.

Так, сугестию автор отождествляет с доверием к информации, которую передает коммуникатор с уступчивостью конкретного человека перед внешними обстоятельствами, с зависимостью человека от принудительной силы коллективных действий и представлений, со средством интеграции группы, сохранением устоявшихся обычаев.

Контрсугестия, напротив, связана с недоверием к информации, неповиновению к господствующему положению вещей, она обусловливает рождение внутреннего мира, независимости личности, является орудием осуществления перемен в обществе.

Единство действия механизмов сугестии и контрсугестии, по мнению исследователя, является необходимым моментом развития человека. Соглашаясь с Б. Поршневым о правомерности, значимости и ценности в генезис исторического процесса предложенной им концепции взаимодействия сугестии и контрсугестии, Б. Паригин полемизирует с автором в вопросе о природе и сущности самого феномена внушения.

В частности, исследователь не вполне согласуется с Б. Поршневым, рассматривающего внушение как разновидность или один из типов заражения наряду с подражанием. Б. Паригин утверждает, что хотя между заражением и внушением есть много подобного (они являются способами групповой интеграции, способами объединения сообщества в одно целое путем создания общего психического состояния, которые затем перерастают в совместную групповую и массовую деятельность; эти два феномена имеют большой степень взаимовлияния друг на друга).

Однако не следует делать вывод о том, что внушение представляет собой лишь разновидность заражения из следующих соображений:

  • в отличие от заражения, которое является способом сопереживания людьми одновременно общего психического состояния, внушение не только не предусматривает, но и не предполагает психического состояния одинакового сопереживания идентичных эмоций и представлений обоими участниками этого процесса, т.е. индуктором и реципиентом;
  • искусство внушения заключается в том, что оно имеет несколько односторонний характер, т.е. тот, кто внушает, должен заразить других, в определенной степени, конечно, заражая и себя, но при этом все время оставаться на достаточно высоком уровне контроля, чтобы не заразиться полностью самому ;
  • если заражение как процесс взаимодействия может иметь не персонифицированный характер, что является результатом спонтанной, стихийной тонизации психического состояния группы или массы людей в результате простого психического контакта, то внушение является процессом одностороннего активного и персонифицированного воздействия одного индивида на другого или группу людей;
  • если заражение, которое, кроме речевого воздействия, часто осуществляется невербальным путем (танцы, музыка, игры), то в внушении преобладает в основном (за исключением отдельных случаев гипноза и телепатически связи) вербальный характер.

По содержанию и конечному результату воздействия выделяют внушение позитивное и негативное, этическое и неэтическое. Внушение как положительный, нравственный фактор находит применение во многих сферах социальных отношений. Оно используется как метод активизации групповой деятельности — производственной, учебной и др.

Известны широкие возможности применения внушения, в частности гипноза, в медицинских целях, в психотерапии. Одновременно внушение может оказывать и негативное влияние, которое происходит в том случае, когда оно становится инструментом намеренной и безответственной манипуляции сознанием индивида или группы людей.

Внушение может осуществляться в форме гетеросугестии (влияние со стороны) и аутосугестии (самовнушения). Самовнушение принадлежит к сознательному саморегулированию, внушение самому себе определенных представлений, чувств, эмоций, то есть человек сам создает себе модель состояния или действий и вводит их в свою психику путем, во-первых, выявлением недостатка, которого индивид хочет избавиться, а, во-вторых , разработка формулы и методики самовнушения.

Различают прямое и косвенное, умышленное и неумышленное внушение. Прямое внушение предусматривает призыв к определенным действиям, которое передается сугестором как приказ, указание, распоряжение, запрет. В условиях косвенного внушения содержание информации коммуникатором подается в скрытом, замаскированном виде.
Преднамеренное внушение — это целенаправленное и сознательно организованное психологическое воздействие, которое характеризуется тем, что сугестор знает, для чего он осуществляет воздействие, кому пытается внушить запланированное, и согласно этому подбирает приемы влияния.
Неумышленное внушение не ставит перед собой специального задания, но своими словами и действиями сугестор навевает именно то состояние, которое побуждало бы к соответствующему поступку. При этом сугеренд во время внушения может находиться в активном состоянии, в состоянии естественного сна, в состоянии гипноза и в постгипнотическом состоянии (внушение реализуется после выхода из гипноза).

Внушение – одна из форм воздействия

Одной из часто наблюдаемых форм психического заражения является внушение, или суггестия – от греческого слова «suggestio» (внушение, намек, добавление). Вернее, даже не формой, а предпосылкой развития психического заражения.

Суггестия определяется как психическое влияние на индивида, сопровождаемое подавлением его уровня развития: критичности к источниками информации, способности к анализу и сознательной деятельности.

Суть данного воздействия в том, что влияние направлено именно на его готовность к тем или иным действиям, факторам поведения, при одновременном подавлении логики и мыслительных способностей. Иными словами, суггестия – одна из сильных форм воздействия, наряду с гипнозом и зомбированием. От психического заражения суггестия отличается именно тем, что источник внушения находится на ступень выше внушаемого, тем самым контролируя ситуацию в отношениях. Что в конечном итоге часто становится одной из первопричин психического заражения.

Итог внушения первостепенно зависит от обеих сторон воздействия: суггестора (источника) и суггеренда (получателя). Их уровень развития, а также способность строить отношения напрямую влияют на результирующий эффект суггестии, как способа психологического заражения.

Убеждение в психологии. Анализ определений понятия убеждения в психологии

Понятию убеждение в социальной психологии дают следующие определения:

1. Убеждение — это система мировоззренческих знаний человека, прошедших через его ум, чувство и волю .

2. Убеждение — это совокупность разносторонних влияний на личность с целью воспитания у нее общественно необходимых качеств .

3. Убеждение — это побуждение человека к определенной деятельности . Убеждать — это значит побуждать людей словом, делом, своим примером и целенаправленном организацией социальной сферы .

4. Убеждение — личностное образование, представляющее отношение человека к действительности и характеризующееся единством когнитивного и потребностно-личностного компонентов . Качества убеждения зависят от способа усвоения определённых знаний, мнений оценок.

5. Убеждение — это воздействие на сознание, чувства, волю людей посредством сообщения, разъяснения и доказательства важности того или иного положения, взгляда, поступка либо их недопустимости с целью заставить слушающего изменить существующие взгляды, установки, позиции, отношения и оценки либо разделить мысли или представления говорящего .

Убеждение — основной, наиболее универсальный метод руководства и воспитания . Механизм убеждения основан на активизации умственной деятельности человека, на обращении к рациональной стороне сознания. Предполагается, что убеждаемый должен осуществить сознательный выбор путей и средств достижения цели, т.е. чтобы убедить, надо привлечь внимание объекта воздействия, изложить и разъяснить новую информацию, привести впечатляющие аргументы.

Убедить кого-либо в чем-либо — значит добиться такого состояния, когда убеждаемый, вследствие логических рассуждений и умозаключений, согласится с определенной точкой зрения и будет готов защищать ее или действовать в соответствии с ней .

Основными средствами убеждения выступают графический знак, образ, тембр речи, жест, мимика, эмоционально-волевые состояния, ритм речи и действий, свет и цвет наглядного средства, результаты труда, статус и авторитет убеждающего. Следует добавить, что не все люди в равной степени обладают готовностью принять точку зрения воздействующего лица. Чаще всего воспринимается лишь та информация, которая согласуется с имеющимися установками .

В данном случае понятие, которое мы будем рассматривать в данной работе наиболее полно отражено в пятом определении, его дополняют третье и четвёртое определение. При этом понимаем, конечно, диалектическую взаимосвязь и единство всех названных сторон убеждения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: