Навык общения. Звучит интересно. Слух цепляется за что-то непонятное. Обучатся эффективному общению это то же самое что и обучатся математике, физике, медицине, праву и т.д.? И да, и нет.
Да, в том плане, что любое обучение — это переход человека в более идеальное состояние, чем до этого. Нет, в том плане — что в школе и университете такого предмета не преподают. И тому есть причина.
Полагается, что этот навык тренируется «сам собой» и достаточно хорошего окружения, чтобы им овладеть. От части это правда. Но кроме окружения в детстве и подростковом возрасте влияют еще 2 фактора: генетика и осознанная работа над этим навыком во взрослом возрасте. Генетику изменить нельзя (пока), а поработать над навыком полезно. Но над чем именно нужно поработать?
На этот вопрос Владимир Тарасов ответил в вебинаре «Как развить навыки общения и стать интересным для других», который прошел 12 февраля 2020 года в рамках презентации презентации крауд тренинга «Персональное управленческое искусство» . Ниже я привожу свой конспект лекции.
Содержание
- От чего зависит качество общения
- Что главное в общении
- Технология слушания
- Технология слышания
- Технология микрослышания
- Установление доверительной дистанции
- Рассказы о себе
- Технология расспроса и допроса
- Юмор и ирония
- Технология и виды недоговаривания
- Окончание разговора
- Ответы на вопросы слушателей
Мы видим, что процесс общения сворачивается очень сильно. Люди все меньше разговаривают друг с другом. Если раньше поражались ситуации, когда в кафе сидела молодая пара и оба уставились в телефоны (это было как символ новой эпохи), то сейчас это уже настолько часто, что уже никого не удивляет.
То есть, люди постепенно разучиваются общаться. Но если для всех эту тенденцию не остановишь, то для людей, которые голову на плечах имеют, для них её можно притормозить. Именно по этому и такую тему вебинара выбрали.
Если человек неправильно мыслит, то он не может и правильно говорить. Сегодня пространные обсуждения не вписываются в темп времени и мышление будущего. Поэтому чтобы хорошо говорить, надо хорошо думать.
Навык 4: Будьте уверенными в себе
Открытость и уверенность в себе помогают построить четкое взаимопонимание, а также повысить самооценку и облегчить для вас процесс принятия решений. Быть уверенным в себе означает открыто и честно выражать свои мысли, чувства и потребности, при этом умея постоять за себя и уважая других. Это НЕ значит быть враждебным, агрессивным или привередливым. Эффективная коммуникация — это понимание другого человека, а не победа в споре или насаждение своего мнения другим.
Для повышения уверенности в себе:
- Цените себя и свои способности. Они столь же важны, как и чьи-то чужие.
- Знайте свои потребности и желания. Учитесь выражать их, не нарушая прав других.
- Выражайте негативные мысли в позитивном ключе. Злиться — нормально, но при этом нужно проявлять уважение к другим.
- Положительно воспринимайте комментарии в свой адрес. Принимайте комплименты благосклонно, учитесь на своих ошибках, обращайтесь за помощью, когда вам это необходимо.
- Научитесь говорить «нет». Знайте пределы своего терпения и не позволяйте другим использовать вас. Ищите такой выход из ситуации, чтобы каждый в результате был довольным.
Гораздо лучше — не верить в человека, а быть уверенным в нем. Станислав Ежи Лец
Как научится общаться с людьми
Качество общения с другими зависит от следующих умений:
- слушание, слышание и микрослышание;
- установление доверительной дистанции;
- уточнение картины мира;
- нахождение общих интересов;
- рассказы о полезных случаях или о себе;
- сообщение об эмоционально запоминающихся событиях;
- использование иронии и юмора;
- поддержание правильно информационного темпа;
- умение недоговаривать;
- умение сохранять лицо собеседника;
- умение упаковывать разговор и его результат.
Есть такие виды искусства, где если навыка нет, то ничего не получится (например, физическая борьба). Радостный момент состоит в том, что в искусстве общения, даже если эти навыки не обретены, то сам момент, когда человек вспомнит что «надо делать так» уже поможет.
Распознавайте эмоциональное наполнение слов, тренируя мышцы среднего уха
Повышая мышечный тонус крошечных мышц среднего уха (они самые маленькие в человеческом теле), вы сможете распознавать более высокие частоты человеческой речи, которые передают эмоции, и лучше понимать истинный смысл того, что говорят собеседники. Развивать эти крошечные мышцы можно не только полностью сосредотачиваясь на том, что кто-то говорит; тренировать их можно с помощью пения, игры на духовых инструментах и прослушивания определенных типов музыки (высокочастотных скрипичных концертов Моцарта и симфоний, например, вместо низкочастотного рока или рэпа).
Что главное в общении
Меньше говорить, больше слушать
В этом ничего нового нет. Еще в древности говорили — держи уши открытыми, а рот закрытым.
Черпать информацию для разговора из самого разговора
Чтобы разговор был интересным, очень важно черпать информацию для разговора из самого разговора. Разговор, где один рассказывает, что он знает, а потом другой рассказывает, что он знает (такие монологи чередующиеся) — это не настоящий разговор.
Настоящий разговор возникает, когда новая подтема возникает из того, что ответил собеседник. Тогда разговор имеет неограниченную пищу для самого себя. И здесь играет большую роль микрослышание, о котором позже будет речь.
Быть не замкнутым, но и не навязчивым
Очень правильно, когда разговариваешь не дольше, чем хочет собеседник. Нужно чучуть меньше говорить, чем он хочет от тебя услышать.
Кроме того, любой разговор он либо сближает, либо отдаляет дистанцию между людьми. Она колеблется внутри разговора. И очень важно не пережимать, не сближать дистанцию, когда собеседник этого не хочет.
Иначе говоря, собеседник должен чуть больше хотеть с тобой разговаривать, чем ты с ним. Это правильная позиция. Конечно, если встретятся два мастера, то там не возможно, чтоб такой зазор был, только в этом случае будет разговор совсем на равных.
Говорящий — продавец, слушающий — покупатель
Как происходит диалог? Продавец что то продал (что то сказал). Значит ли это что покупатель купил то, что он сказал? Не значит. Он этот товар повертел в руках и может поставить на место. Вроде как и слышал, но не принял во внимание.
Может задать вопрос, расспрашивать, расспрашивать, а потом товар НЕ купить. Это всегда большое разочарование для продавца — когда он объяснял, рассказывал, доказывал, а его товар так и не купили.
Но это значит, что продавец когда продавал товар — он не чувствовал покупателя. Не чувствовал, что тот уже принял внутреннее решение — не покупать — и нужны титанические усилия, чтобы он купил.
Как в рыночной экономике покупатель немного выше по рангу чем продавец, так и при общении, слушающий немного выше по рангу, чем говорящий. Бывает и наоборот, но в общем ситуация именно такая.
Например, есть сейчас типичная картина, когда пожилой мужчина говорит с девушкой (или в кафе сидит, или где то по улице идут) и он говорит, говорит — видно, что он продает товар. И его немножко жалко, так как видно, что девушка смотрит с отрешенным видом куда то, вроде и слушает, но ясно, что товар не очень покупает.
Вот такая сцена, она всегда режет глаз, потому что человек старается, но он не понимает другого человека.
Какую роль в разговоре вы чаще всего выполняете?
Что такое эффективная коммуникация?
Общение — это больше, чем просто обмен информацией. Речь идет о понимании того, какой эмоциональный посыл и смысл кроется в этой информации. Эффективная коммуникация также является двусторонним взаимодействием. Важно не только то, как вы передаете сообщение таким образом, чтобы оно было получено и понято с тем смыслом, который вы в него вкладывали, а и то, как вы слушаете, чтобы полностью понять смысл сказанного и заставить другого человека чувствовать себя услышанным и понятым.
Эффективная коммуникация сочетает в себе больше, чем просто используемые в разговоре слова, — это целый набор навыков, включая невербальное общение, умение внимательно выслушать, держать себя в руках, общаться с уверенностью в себе и способность распознавать и понимать эмоции свои и того человека, с кем вы коммуницируете.
Эффективная коммуникация это клей, который поможет вам углубить свои связи с другими людьми и наладить работу в команде, нормализовать процесс совместного принятия решений и урегулирования проблем. Она даже позволяет посылать отрицательные или неприятные сообщения, не создавая конфликта и не разрушая доверие.
Несмотря на то, что эффективным способам общения с людьми можно научиться, все-таки, более результативным бывает их спонтанное приобретение из жизненного опыта, а не в процессе действия по шаблонам. Выступление, которое читается с листа, например, редко имеет тот же эффект, как речь, произнесенная спонтанно или, по крайней мере, кажется таковой. Конечно, это требует времени и усилий, чтобы развить эти навыки и стать эффективным коммуникатором. Чем больше вы приложили усилий и попрактиковались, тем более инстинктивными и непринужденными станут ваши коммуникативные навыки.
Легче всего мне общаться с десятью тысячами людей. Труднее всего — с одним. Джоан Баэз
Что вы можете сделать, чтобы научиться вести разговор с человеком правильно:
- Не торопитесь — найдите время для личного общения.
- Поищите в сложившейся ситуации каплю юмора.
- Согласитесь, что быть не согласным с чем-то — это нормально.
- Убедитесь, что вы не задерживаете дыхание.
- Слушайте перед тем, как сказать что-то, даже если вы не согласны с тем, что слышите.
- Возьмите тайм-аут, когда вы уже в слишком напряженном состоянии.
Технология слушания
Технология слушания — действительно слушать и выглядеть как человек, который слушает другого. Выглядеть слушающим не только для того, кто говорит, но и для других людей — иначе ты снижаешь ранг, имидж говорящего. В этой технологии нужно помнить о следующих правилах.
Надо смотреть на говорящего не менее 20% и не более 80% времени
Почему такие проценты? Ну тут я верю психологам. Вроде как они делали исследование, и вывели следующие тезисы:
- если говорящий не интересует слушающего, то слушающий смотрит на него меньше 20%;
- если слушающего интересует только личность говорящего, но не содержание его речи, то слушающий смотрит на него больше 80%. Поэтому в этих рамках 20-80 и нужно стараться держать свое внимание.
Надо задумываться над словами собеседника
Ведь у него неравномерно информация расположена — одни более важные вещи, другие менее важные. Поэтому если понятно, что для говорящего определенный тезис — это что-то серьезное, то надо действительно задуматься над данной мыслью.
И должно быть видно, что ты действительно задумался — это уважение к собеседнику. Когда человек не задумывается — это производит нехорошее впечатление.
Вот я раньше когда начинал консультировать, я часто отвечал сразу же на вопрос. Меня спросят что-то — я сразу отвечаю. А потом понял, что это не правильно. В каком смысле не правильно?
Во-первых, надо подумать — вдруг что то лучшее придумаю. Но не только в этом дело. А если я подумал, то человек понимает, что я подумал над тем, что он сказал, а не то, что я с кармана готовые рецепты вытащил. Поэтому важно задумываться над словами собеседника. Иногда, даже если оба помолчат, то это совсем неплохо для разговора.
Надо поддерживать говорящего своей мимикой
Это очень важно. Вот я нередко давал интервью и запомнил одну журналистку. Она отличалась от других журналистов тем, что вообще не перебивала когда я говорю. Только мимикой — поддерживала, удивлялась, переспрашивала. Такой диалог, когда один говорит, а другой мимикой поддерживает — я считаю, что это высокий класс журналистики.
Не надо перебивать говорящего пока не возникает пауза
Надо поощрять дальнейшее говорение заинтересованным ожиданием
Например, человек сделал паузу, а ты чувствуешь, что ему есть еще, что сказать — не спеши говорить, выдержи эту паузу. Это все нужно делать, чтобы быть хорошим слушателем.
А почему так важно быть хорошим слушателем? Дело в том, что хороший слушатель встречается гораздо реже, чем хороший говорящий. Хороший слушатель, это тот, кому говорящий интересен.
Хороший слушатель разговорит любого неговоруна и с любого вытянет интересные рассказы, потому, что он черпает из самого разговора пищу. Это более высокое искусство — хорошо слушать.
Навык 3: Держите себя в руках
Для эффективного общения необходимо осознавать свои эмоции и контролировать их. А это значит научиться справляться со стрессом. Когда вы разнервничались или не в состоянии справиться с эмоциями, вы, скорее всего, превратно воспринимаете других людей, посылаете невразумительные или отпугивающие невербальные сигналы и начинаете вести себя, как неуравновешенный, психически больной человек.
Сколько раз вы переживали во время разногласий с вашим супругом, детьми, начальником, друзьями или коллегами, а затем говорили или делали что-то, о чем позже сожалели? Если вы сможете быстро избавиться от стресса и успокоиться, вам не только не нужно будет позже сожалеть, но во многих случаях вы поможете остыть и другому человеку. Только тогда, когда вы в спокойном, расслабленном состоянии, вы сможете понимать, нужно ли отвечать в этой ситуации или лучше помолчать, о чем сигнализирует поведение другого человека.
В таких ситуациях, как собеседование, бизнес-презентация, напряженное совещание или знакомство любимого человека с семьей, например, очень важно управлять своими эмоциями, соображать на ходу и эффективно общаться в стрессовой ситуации. Эти советы могут помочь:
Технология слышания
Нужно слышать всё говоримое
Имеется в виду просто физически слышать. Для этого надо прежде всего не отвлекаться. Отвлекается в основном человек на какие то зрительные искушения и отвлекается на свои мысли.
При чем отвлекается на свои мысли по разному. Иногда просто потому, что скучновато человек говорит и не хочется терять время зря. А бывает наоборот — он говорит, что то такое важное, что у тебя сразу своя мысль рождается, ты хочешь дальше думать её и отвлекаешься, не слышишь, что дальше человек сказал.
В этом случае тому, кто говорит важно это почувствовать и дать человеку паузу, чтобы обдумать некоторые слова.
Нужно понимать говоримое
Не только расслышать в том плане, что ты можешь повторить сказанное, но и понимать говоримое. А это уже сложнее — надо напрягаться, иногда переспросить. Надо упаковывать все сказанное у себя в голове.
Когда ты слушаешь, тут должен параллельно еще и процесс запоминания быть. Нормальный человек запоминает хорошо суть говоримого, если смог его упаковать в голове — компактно, кратко, самое главное и это всё одновременно слушая.
Поэтому в паузах нужно компактно пересказывать услышанное, а иногда даже специально останавливать говорящего, пересказать суть сказанного и получить подтверждение, что ты всё понял правильно.
Навык 2: Обращайте внимание на невербальные сигналы
Когда мы разговариваем о том, что нас волнует, мы в основном используем невербальные сигналы. Невербальная коммуникация, или язык тела, включает в себя мимику лица, движение тела и жесты, зрительный контакт, позу тела, тон голоса и даже напряжение мышц и дыхание. Ваш взгляд, манера слушать, двигаться и реагировать на другого человека рассказывают о вашем состоянии другим людям больше, чем сказанные вами слова.
Развитие способности понимать и использовать невербальные способы коммуникации могут помочь вам общаться с другими людьми, ясно выражать свои мысли, правильно вести себя в сложных ситуациях и строить лучшие взаимоотношения на работе и дома.
Вы можете сделать коммуникацию еще эффективнее с помощью открытого языка телодвижений: не скрещивайте руки, стойте с открытым положением тела или присядьте на краю своего места, поддерживайте зрительный контакт со своим собеседником. Вы также можете применять язык тела, чтобы подчеркнуть или усилить ваше устное сообщение, — похлопать друга по спине, поздравляя его с успехом, к примеру, или постучать кулаками, подчеркивая свое послание.
Технология микрослышания
Технология микрослышания — это значит, что надо замечать заминки, паузы, изменения голоса, вздохи, оговорки, изменения мимики, позы и иногда делать на таких мелочах акценты.
Иногда нужно спрашивать о выявленных акцентах
Например, «а что вы так оживились, когда это рассказываете?» Это двоякую пользу несет. Во-первых, человек понимает, что его внимательно слушали. Во-вторых, это может подтолкнуть его к какому то новому рассказу — очень интересному, а иногда и просто важному, из того, что он не решался вам сказать.
Наблюдать изменение невербального поведения
Изменения не только мимики, но и позы. Интерпретировать это нужно для себя, а иногда и вслух. То есть надо сообщать о своих чувствах, на поведение собеседника.
Строить предположения о недосказанном
«Наверное это потому то?» Вам легче будет запомнить, если вы высказали версию, а она оказалась не такая.
Нужно обдумывать, что из сказанного имеет конфиденциальный характер
Для себя вы знаете, что лучше, чтобы осталось в тайне. А вот, что является конфиденциальным для собеседника? Иногда лучше спросить об этом говорящего.
Важно убедится, что ваш пересказ лучше рассказа собеседника и понравился ему
Когда он после пересказа сказал: «Ну да, вообщем-то так», надо остановить его после этих слов. Умение пересказывать особенно важно для тех, кто занимается управленческим консультированием.
Человек не может быть консультантом, если он не может пересказать рассказ о событиях каких-то или проблемах лучше, чем ему рассказали. Он может не так подробно рассказать, но в его рассказе должно быть четче видно главное.
Быстрые способы снять напряжение для продолжения эффективной коммуникации
Чтобы справиться со стрессом во время общения, делайте следующее:
- Замечайте, когда вы разнервничались. Если вы нервничаете в процессе общения, ваше тело даст вам знать об этом. Ваши мышцы или желудок сжимаются и / или болят? Ваши руки сжаты в замок? Ваше дыхание поверхностное? Вы «забываете» дышать? Найдите минутку, чтобы успокоиться, прежде чем продолжить разговор или отложите его.
- Обратитесь за «помощью» к своему разуму и быстро возьмите себя в руки, сделав несколько глубоких вдохов, сжав и расслабив мышцы или, например, вспомнив успокаивающую, вызывающую положительные эмоции картинку. Лучший способ быстро и надежно нивелировать стресс — прислушаться к своим органам чувств: зрению, слуху, осязанию, вкусовым ощущениям и обонянию. Но каждый человек по-разному реагирует на ощущения органов чувств, так что вам нужно найти то, что подействует успокаивающе именно на вас.
- Поищите в сложившейся ситуации каплю юмора. Если правильно к этому подойти, юмор станет отличным способом снять напряжение во время общения. Когда вы или окружающие начинают воспринимать все слишком серьезно, найдите способ поднять всем настроение, рассказав какую-нибудь шутку или забавную историю.
- Проявляйте желание идти на компромисс. Иногда, если и вы, и ваш собеседник способны немного уступить, вы сможете найти золотую середину, которая устроит и успокоит все заинтересованные стороны. Если вы осознаете, что для другого человека предмет разговора гораздо важнее, чем для вас, пойти на компромисс может быть проще вам, заложив при этом надежную основу будущих взаимоотношений.
- Если необходимо, останьтесь при своих мнениях. Прежде, чем возвращаться к ситуации, сделайте перерыв, чтобы каждый смог успокоиться. Сделайте короткую паузу и отойдите от сложившейся ситуации. Прогуляйтесь на улице, если это возможно, или помедитируйте несколько минут. Физическое движение или отдых в тихом месте для восстановления внутреннего равновесия помогут быстро снять стресс и успокоиться.
Установление доверительной дистанции
Надо устанавливать доверительную дистанцию
Для этого нужно правильно строить ролевые соотношения. Каждый из нас играет много ролей по отношению к другому. Вы можете быть и соседом, и другом, и игроком в боулинг, и кредитором. И для установления доверительной дистанции, нужно выбирать те роли, где у вас с человеком дистанция наиболее близка для разговора.
Из нее уже можно дальше легче действовать. Кроме того, бывает много ролей в самом разговоре — говорящий и слушающий, сомневающийся и доказывающий и т.п. И нужно по разговору двигаться так, чтобы дистанция становилась всё ближе и стала настолько близкой, насколько она комфортна для обеих сторон.
Часто повторять имя собеседника, но не перестараться
Уметь недоговаривать
Если мы хорошо держим дистанцию и чего-то недоговариваем, то это мотивирует собеседника задавать вопросы и сблизить дистанцию.
Самый простой прием сближения дистанции — разговоры о детстве
Свои случаи рассказывать, чужие расспрашивать. Почему детство сближает? Потому, что люди немножко побаиваются друг друга, даже близкие люди — это нормально, всегда есть страх сделать какую то ошибку, где-то задеть, быть непонятым.
Поэтому, если человека расспрашивать о текущих событиях, он не уверен, что поступил правильно и он несет ответственность за свои слова и дела. А вот за детство свое он не несет ответственности, и поэтому безбоязненно рассказывает о детстве. И вот это отсутствие страха общения, после рассказа о детстве, может сохранятся дальше.
Применение экономической концепции к разговору
Представьте себе, что ваш разговор — это банк. Если у вас много вложений — значит дела идут хорошо. Если займы больше чем вложения, то стоит что-то менять. Перенеся эту метафору на общение, мы получим вот что.
Эмоциональные вложения
- Соглашаться с собеседником
- Правильный язык тела
- Использовать имя собеседника
- Шутить
- Поощрять идеи собеседника
- Внимательно слушать
- Спрашивать мнение
Эмоциональные займы
- Не соглашаться с собеседником
- Неправильный язык тела
- Много говорить о себе
- Ложь
- Лесть
- Вульгарные и личные вопросы
Представьте, что ваша беседа начинается с нулевым балансом и делайте все, чтобы его увеличить!
Рассказы о себе
Когда мы рассказываем о себе важно сохранять баланс между рассказами об удачах и неудачах. Когда человек рассказывает только об удачах, он выглядит, как хвастун. Когда он рассказывает только об неудачах, он выглядит, как неудачник.
Не обязательно 50/50, но какой то баланс должен быть. Особенно ценно, когда он рассказывает о каких-то конфузах, которые типичны для многих людей. Так вы показываете, какие из них вы сделали выводы, и эти выводы могут быть полезны для многих людей.
То же самое, как руководителю я советую, использовать совершенные ошибки, как материал для обучения подчиненных. Также надо в разговоре сообщать побочную полезную информацию, которую человек может запомнить и она в жизни пригодится.
Это особенно важно при продажах. Так, продавец может не продать товар, но он может рассказать какие-то вещи, которые человек запомнит, перескажет другим и будет полезным этим рассказом для других.
Оставайтесь уравновешенным в стрессовой ситуации
Используйте тактику затягивания времени, чтобы лишнюю минуту подумать. Прежде, чем ответить, еще раз или попросите разъяснить высказывание, которое вызывает у вас недопонимание. Делайте паузу, чтобы собраться с мыслями. Промолчать — это не плохо; пауза быстрее, чем стремление ответить, может заставить вас взять себя в руки.
Выскажите одно суждение и приведите пример или расскажите подтверждающую ваше утверждение информацию. Если ваша ответная речь слишком длинная или вы попусту болтаете обо всем сразу, вы рискуете потерять интерес слушателя. Сосредоточьтесь на одном суждении с примером, посмотрите на реакцию слушателя и оцените, стоит ли говорить дальше еще о чем-то.
[media=
https://youtu.be/ZxN65jwtoaw
]
Высказывайтесь четко и ясно. Во многих случаях, то, как вы говорите может быть столь же важно, как и то, что вы говорите. Говорите четко, поддерживайте одинаковый тембр голоса, устанавливайте зрительный контакт. Пускай язык вашего тела говорит о расслабленности и открытости.
В конце своего высказывания сделайте краткий итог и остановитесь. Кратко сформулируйте главную суть своего выступления и прекратите говорить, даже если в комнате царит тишина. Не стоит продолжать говорить, чтобы заполнить тишину.
Когда дискуссия становится жаркой в середине разговора, вам нужно что-то быстро и немедленно предпринять, чтобы снизить эмоциональный накал. Научившись быстро снижать напряжение в данный момент, даже если вы умеете совладать с любыми сильными эмоциями, которые испытываете, контролируйте свои чувства и ведите себя разумно. Если вы знаете, как поддерживать сознание в уравновешенном и включенном состоянии, даже когда происходит нечто, способное вывести из равновесия, вы сможете оставаться эмоционально готовым и не растеряться.
Технология расспроса и допроса
Чем отличаются расспрос и допрос
Первое отличие. Расспросы — это когда человек задает следующие вопросы исходя из рассказанного. При допросах задают вопросы никак не связанные с предыдущими ответами.
Второе отличие. Допрашивающий хочет, чтобы ему рассказали всё, но сам он не готов ничего рассказывать. Он своей тональностью говорит «я тебе не буду говорить, почему я об этом спрашиваю».
Поэтому нужно избегать допросов, если нет для них повода. И даже из любопытства всё-таки не допрашивать, а расспрашивать. То есть должна быть обоснованная мотивация в вопросах и вопросы должны быть связаны с ответами на другие вопросы.
Иногда нужно употреблять незаконченные вопросы, дающие право их проигнорировать
Например, когда мы не уверенны насколько тактично будет спросить то или другое, мы задаем вопрос как то недосказанно, намечаем вопрос, давая право человеку проигнорировать и пойти дальше.
Вопросы нужно задавать с включенной информацией
То есть кроме вопроса, идет рассказ, еще какой-то важной информации, которая его уточняет.
Надо плавно переходить к более рискованным и конфиденциальным вопросам
Если человек, отвечающий на вопросы не испытывает дискомфорта, мы можем приблизиться гораздо дальше. Но важно помнить один нюанс.
Если мы задали какие-то рисковые вопросы, и человек ответил на них, то у него бывает потребность нам объяснить, почему он ответил на те вопросы, на которые не надо было отвечать (или он не имел права отвечать).
Поэтому очень важно дать ему возможность оправдаться в наших и своих глазах, после таких ответов.
Надо иногда задавать вопросы, демонстрирующие нашу некомпетентность
Такие вопросы подымают статус говорящего. Кроме того, это и нам полезно, и говорящему приятно от того, что он сделал нас компетентнее.
Иногда надо задавать вопросы, помогающие говорящему рассказать всё в деталях
Часто человек собирается нам рассказать что-то в общем, у него нет плана рассказывать в деталях, но если мы своими вопросами, покажем, что у нас есть время и интерес услышать детали, то он будет рад их поведать.
Есть два типа пересказа
Первый — как полицейский протокол. Только факты, без всякой лирики, без всяких «по моему мнению», «мне показалось» и т.д. Второй — как художественное произведение. Это два разных типа пересказа. В идеале надо владеть обеими.
Когда мы рассказываем о себе, важно помнить об высказывании Оскара Уайльда — «Секрет быть скучным — рассказать о себе всё»
Когда вы долго что-то рассказываете, не надо спрашивать собеседника «тебе интересно то, что я рассказываю?»
Кто же скажет, что не интересно. Такой вопрос имеет смысл в начале беседы, но не в середине. Чтобы реально узнать интересно ли человеку, оцените его поведение. Если он стал меньше смотреть на вас — значит он теряет интерес к рассказу.
Всё что вы рассказываете может быть пересказано третьему лицу, при чем вы не знаете кому именно
Либо же может быть использовано против вас этим же слушателем, когда вы с ним поссоритесь. Это очень важное обстоятельство. Не нужно поддаваться обаянию момента, чтобы потом не пожалеть.
Советы, которые помогут лучше интерпретировать невербальные способы коммуникации
Учитывайте, что у каждого есть свои индивидуальные особенности. Люди из разных стран и культур, как правило, используют различные невербальные коммуникативные жесты, поэтому при анализе языка тела очень важно учитывать возраст, культурное происхождение, религию, пол и эмоциональное состояние человека. Американский подросток, скорбящая вдова и бизнесмен из Азии, например, могут по-разному использовать невербальные сигналы.
Анализируйте невербальные сигналы комплексно. Не ищите слишком много смысла в одном жесте или невербальном сигнале. Рассматривайте все получаемые невербальные сигналы, — от зрительного контакта до тона общения и телодвижения. Любой человек может иногда допустить оплошность и отвести, например, глаза и пусть глаза контакта скольжения, например, или ненадолго скрестить руки, не подразумевая при этом ничего отрицательного. Чтобы лучше понять истинные мысли человека, анализируйте его невербальные сигналы комплексно.
Юмор и ирония
Нужно по возможности использовать иронию и юмор. Этому надо учится, конечно. Чтобы научится шутить, надо водить дружбу с шутниками.
Но, есть важный принцип использования юмора — мужчины часто смеются НАД кем-то, а женщины ВМЕСТЕ с кем-то. Так вот, чтобы юмор улучшал отношения, надо смеяться вместе с кем-то, а не над кем-то.
Юмор можно тестировать по нейтральным темам. Хороший способ юмора — слегка изменять высказывание человека в более смешную сторону. В общем, юмор надо употреблять, но надо использовать его осторожно, так как это обоюдоострое оружие.
Теперь, когда мы разговариваем с человеком, очень важно соблюдать информационный ритм.
Дело в том, что когда мы говорим, то мы меняем картину мира человека. Если мы её не меняем, то ему скучно. Если наоборот, меняем очень интенсивно — одно новое, сразу другое, третье — то он не успевает эти компоненты как то обустроить в своей основной картине мира, и ему также становится скучно.
Здесь нужно меру знать. Надо чтобы картина мира менялась с таким ритмом — сказал что-то новое, собеседник это обработал, и снова новое. При этом надо помнить, что когда ты говоришь с массой людей, им нужно больше времени на обработку информации, так как притупляется скорость реакции людей в большом количестве.
Иногда надо употреблять короткие реплики, вместо длинного рассказа. Они дают человеку больше времени подумать. При разговоре надо помнить простую вещь — нельзя много раз быть правым.
Один рассказывает в какой он был стране, другой приводит страну покруче, один говорит, что он купил сумку за $500, другой сразу бьет это покупкой за $2000. Так вот, не надо всё время перебивать другого своим превосходством — либо в правоте, либо в деньгах, либо в связях, либо еще в чем то. Это раздражает.
Также, нужно помнить, что есть информационная усталость. Важно делать перерывы, кофе-брейки, отдыхать или переходить на отвлеченные темы.
Барьеры на пути к эффективной межличностной коммуникации
Стресс и неконтролируемая эмоция
Когда вы разнервничались или не в состоянии справиться с эмоциями, вы, скорее всего, превратно воспринимаете других людей, посылаете невразумительные или отпугивающие невербальные сигналы и начинаете вести себя, как неуравновешенный, психически больной человек. Найдите минутку, чтобы успокоиться, прежде чем продолжить разговор.
Отсутствие внимания
Вы не можете эффективно общаться, когда вы работаете в многозадачном режиме. Если планируя свою дальнейшую реплику вы мечтаете, проверяете текстовые сообщения или думаете о чем-то другом, вы почти наверняка упустите невербальные сигналы при разговоре. Вы всегда должны брать во внимание свой жизненный опыт.
[media=
https://youtu.be/BWBh9L_nTjg
]
Нелогичная жестикуляция и мимика
Невербальная коммуникация должна подкреплять словесное общение, не противореча ему. Если вы говорите одно, но язык вашего тела говорит что-то другое, ваш слушатель, вероятно, почувствует, что вы кривите душой. Например, вы не можете сказать «да», в то время как качаете головой, выражая отрицание.
Негативная мимика
Если вы не согласны с тем, что говорят, или вам это не нравится, вы можете использовать негативную мимику и жесты, чтобы выразить несогласие с сообщением другого человека, например, скрестить руки, избегать зрительного контакта или постукивать ногами. Вы не должны соглашаться или даже одобрять сказанное, но при этом общайтесь эффективно, не заставляя другого человека занимать оборонительную позицию; очень важно избегать посыла негативных сигналов.
В общении все дни проходят наши, но искусство общаться — удел немногих… Михаил Васильевич Ломоносов
Технология и виды недоговаривания
- Недоговаривание может быть как протест против перебивания. Очень хороший способ. Вы в компании сидите, разговариваете, вы что то начали говорить и вас перебили. Вы начинаете своё — опять перебивают. В таком случае, самому не нужно перебивать. Лучше подождать, спросит ли кто-то продолжения ваших слов. Если никто не спросит, то значит это всем не интересно. Если кто-то спросит — вы продолжите.
- Недоговаривание также бывает когда и так всё понятно.
- Недоговаривание, как тест на слушание — вы не закончив один сюжет, переходите к другому, чтобы оценить реакцию слушателя.
- Недоговаривание, как тест на приемлемость темы.
- Аксиоматическое недоговаривание — вы недоговариваете и не делаете каких либо выводов, а вывод делает сам слушатель.
- Интригующее недоговаривание — не договорить, чтобы заинтриговать.
Советы по улучшению ваших невербальных сигналов
Используйте те невербальные сигналы, которые отражают суть ваших слов. Невербальная коммуникация должна подкреплять словесное общение, не противореча ему. Если вы говорите одно, но язык вашего тела говорит что-то другое, ваш слушатель, вероятно, почувствует, что вы кривите душой. Например, вы не можете сказать «да», в то время как качаете головой, выражая отрицание.
Приспособьте свои невербальные сигналы, учитывая контекст разговора и обстановку. Тон вашего голоса, например, должен быть разным при обращении к ребенку и при обращении к группе взрослых людей. Кроме того, принимайте во внимание эмоциональное состояние и культурное происхождение человека, с которым вы коммуницируете.
Используйте язык тела для выражения положительных эмоций, даже если на самом деле вы их не испытываете. Если вы нервничаете в преддверии какой-нибудь ситуации, -собеседования с работодателем, важной презентации или первого свидания, например, — вы можете показать уверенность в своих силах, даже если на самом деле не испытываете это чувство, с помощью позитивного языка тела. Вместо того, чтобы нерешительно заходить в комнату с опущенной головой, отводить взгляд и вжиматься в стул, попытайтесь выпрямить плечи и стоять с гордо поднятой головой, улыбаясь и поддерживая зрительный контакт, и крепко пожмите руку собеседнику. Это сделает вас более уверенными в себе и поможет расслабить другого человека.
Почему нам неловко
Зачастую скованность или неловкость появляются тогда, когда пропадает уверенность. Если человек слишком многого от себя ожидает, скорее всего, будет очень напряжен, а потому произведет как раз не лучшее впечатление на собеседника. Страх может возникать как постоянная реакция на незнакомцев. В таком случае корень проблемы лежит действительно внутри индивидуума и может распространяться на другие сферы жизни. Задайте себе вопросы:
- Чего именно я боюсь?
- Что произойдет, если я расслаблюсь и буду собой?
- Что я буду делать, если самое страшное и правда произойдет?
- Так ли важно для меня мнение этого человека?
- Думает ли о таких вещах как и я мой собеседник?
В своей известной книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» Дейл Карнеги дает главный совет – представьте, что самое худшее, как вы себе навоображали, и правда произойдет, что будете делать после? На самом деле вы увидите, что жизнь не закончится. Оптимистическое мышление подскажет, что останется еще немало обходных путей.
Если возникает необоснованная неуверенность перед каким-то конкретным человеком, когда с другими собеседниками проблем в общении нет, скорее всего, этот человек напоминает вам кого-то из прошлого. Это может быть глубокое детство, и образ остался только в подсознании, но ваш новый собеседник срабатывает как триггер для негативных реакций, напоминает о неприятном моменте прошедших дней. В таком случае попробуйте понять, так ли важно вам оставлять этого человека в своей реальности? Если прервать общение невозможно, отделяйте образ прошлого от этой, совершенно другой, личности.
Как набраться уверенности в себе
Чтобы чувствовать себя увереннее при общении с незнакомцами, используйте несколько простых техник:
- Пейте воду – так вы обеспечите себе хорошее самочувствие и голос будет звучать увереннее.
- Обращайте внимание на дыхание – в стрессе мы часто забываем дышать, чем только усугубляем ситуацию.
- Задавайте больше вопросов – неловкие паузы только усилят ваш страх.
- Улыбайтесь – вы будете выглядеть приветливее, а в свой мозг посылать сигнал, что все хорошо и волноваться незачем.
- Носите удобную и стильную одежду. Наше субъективное отношение к своему внешнему виду сильно влияет на нашу уверенность, а скованность – второй враг в сложных ситуациях.
Откуда берутся проблемы с общением и какую роль играет в этом семья
Сложности при общении связаны с психологическими особенностями темперамента и нервным состоянием.
- Пассивность.
- Нежелание контактировать с целой группой, а лишь с 1–2 людьми.
- Создание своего собственного мира и постоянное пребывание в нем.
Такие люди выявляются уже в раннем возрасте. Внешние факторы оказывают огромное влияние на коммуникабельные способности человека.
Изначально стандарты и нормы поведения берутся из семьи. Враждебность, скрытность, некорректное выражение своих потребностей, желаний и многие другие, неконструктивные поведенческие действия членов семьи моментально перенимаются детьми. Закладывается неправильный стереотип поведения. Принципы воспитания формируют определенное отношение ко всему окружающему, приобретаются навыки взаимодействия с социумом.
То, как ребенку позволяют проявлять эмоциональные состояния, как относятся к его желаниям и выполняют их, как позволяют самостоятельно расчертить границы в общении со старшими — все это закладывает фундамент, на котором по мере взросления человек выстраивает свой поведенческой тип. В процессе воспитания семья нередко травмирует нервную систему ребенка, вплоть до психологических патологий, что обязательно сказывается в более зрелом возрасте. В процессе дальнейшего развития и взросления имеющиеся проблемы коммуникативного характера лишь укореняются. Школа, постоянные насмешки, неудачное общение со сверстниками, боязнь выступать перед публикой — все это разрушает внутреннюю гармонию.
Развитие мастерства позитивного общения
Эмпатическое утверждение выражает сопереживание к другому человеку. Сначала поймите ситуацию или чувства другого человека, а затем уверенно выразите ваши потребности или мнение. «Я знаю, что ты был очень занят на работе, но я хочу, чтобы ты выделил время и для нас.»
Растущую уверенность в себе можно использовать тогда, когда ваши первые попытки не увенчались успехом. Со временем вы становитесь все более решительным и настойчивым: ваше утверждение может сообщать о конкретных последствиях в том случае, если ваши потребности не будут учтены. Например, «Если вы не будете соблюдать договор, я буду вынужден обратиться в суд.»
Начинайте практиковать напористость в менее рисковых ситуациях, которые помогут укрепить уверенность в себе. Или спросите друзей или членов семьи, позволят ли они вам практиковать методы напористости сначала на них.
Елизарова Лилия · 09 апр, 2018