Психологи относят самооценку к базисным качествам личности. Это оценка человеком самого себя, способностей и своего места среди других людей, в том числе в семье и в любой группе. Ведь от того, какую человек дает себе оценку, зависят его взаимоотношения с окружающими людьми и его успешность. А она, самооценка, у каждого человека своя: кто-то переоценивает себя, а кто-то, наоборот, совсем не ценит свои способности и особенности характера. Невозможно переоценить значение самооценки ребенка для его развития. От нее зависят его отношение к своим успехам и неудачам в любом виде деятельности, следовательно, и самоуважение, и успешность, и уверенность в себе в будущем.
Самооценка является важным условием формирования личности человека. Она тесно связана с развитием самосознания ребенка.
Самооценка является важным условием формирования личности человека
Самооценка у детей дошкольного возраста
Индивид становится личностью благодаря наличию целого ряда условий. Самооценка считается одним из самых существенных из них. Она развивает у ребенка потребность отвечать не только лишь уровню окружающего социума, но и степени субъективных личностных оценок. Адекватно сформированная самооценка ребенка старшего дошкольного возраста – это не просто знание самого себя, и не сумма отдельных качеств, а детерминированное отношение к себе, предусматривающее постижение личности как некоторый устойчивый объект.
Самооценивание – это центральное звено в цепи произвольной саморегуляции, обуславливающее направленность и степень активности личности, ее отношение к среде, социуму, самому себе. Она являет собой довольно сложный психологический феномен.
Самооценка вовлечена во множество взаимосвязей и взаимоотношений с психическими новообразованиями личности. Она выступает важной детерминантой всех видов деятельности и коммуникаций. Умение оценивать себя берет свое начало с раннего детства, а ее дальнейшее формирование и совершенствование осуществляется на протяжении всей жизни субъекта.
Адекватное самооценивание позволяет сберечь неизменность личности вне зависимости от изменений условий и обстоятельств, при этом, обеспечивая способность оставаться самим собой. Сегодня все более очевидным становится воздействие самооценки ребенка дошкольного возраста на его поступки и межличностные контакты.
Старший дошкольный возраст характеризуется периодом осознания малышом самого себя, собственной мотивации и потребностей в среде человеческих взаимоотношений. А потому довольно важно в данном периоде заложить базис для образования адекватной самооценки, что в дальнейшем позволит ребенку верно оценивать себя, реально представлять свои возможности и силы, самостоятельно определять цели, задачи и направления.
В дошкольном возрасте малыш начинает осознавать сам факт своего существования. Формирование истинной самооценки начинается с реалистичного оценивания детьми собственных умений, итогов деятельности и определенных знаний. В этот период малыши менее объективно могут оценить качества своей личности. Они склонны переоценивать себя вследствие того, что значимые взрослые преимущественно положительно их оценивают. Именно от оценки взрослого индивида во многом зависит оценивание малышом самого себя. Заниженное оценивание оказывает отрицательное влияние. А завышенные оценки искажают суждения детей о собственном потенциале в сторону преувеличения. Однако наряду с этим положительные оценки играют позитивные роли в деятельности.
Поэтому, от оценочного воздействия значимых взрослых индивидов во многом зависит правильность представлений дошкольником собственных действий. Одновременно с этим, полностью сформированное видение себя позволяет малышу относиться более критично к оценкам окружающего социума.
Личностная внутренняя позиция малышей дошкольного возраста в отношении других лиц обуславливается осознанием персонального «Я», своих поступков, поведения и заинтересованностью миром взрослых. В этом возрасте малыш учится отделять свою личность от оценки других. Постижение дошкольниками границ собственных возможностей происходит не только благодаря общению с взрослыми людьми или ровесниками, но и личным практическим навыкам. Маленькие индивиды с завышенным или заниженным оцениванием себя являются более ранимыми и чувствительными к оценочным суждениям взрослых, вследствие чего довольно легко поддаются их воздействию.
Значительную роль в вырабатывании адекватного представления детей о самих себе играет взаимодействие со сверстниками. Способность видеть себя при помощи глаз сверстников развивается благодаря обмену между ними оценочными воздействиями и одновременно с этим появляется определенное отношение к остальным детям. Способность дошкольника анализировать следствия своей деятельности прямо пропорционально зависит от его способности подвергать анализу результаты других детей. Именно в коммуникационном взаимодействии вырабатывается умение оценивать другого индивида, которое стимулирует формирование самооценки.
Дошкольникам богатый опыт личной деятельности помогает оценивать критически воздействия сверстников. Среди детей существует ценностная система, которая обуславливает их взаимные оценки.
Оценивание себя дошкольниками происходит немного труднее, чем ровесника. К сверстнику он более требователен и поэтому оценивает его гораздо объективнее. Самооценивание дошкольника довольно эмоционально, вследствие чего, часто положительно. Самооценки отрицательного характера встречаются очень редко.
Самооценивание у малыша старшего дошкольного возраста часто неадекватное (в основном завышенное). Это происходит вследствие того, что малышу трудно отделить персональные способности от своей личности в целом. Малыши не могут признать, что они что-то делают хуже других, ведь для них это будет обозначать признание в том, что сами они хуже других.
Со временем самооценка ребенка старшего дошкольного возраста меняется в сторону адекватности, и более полноценно отражают его потенциал. Вначале она проявляется в производительных видах деятельности или в играх с конкретными правилами, в которых наглядно можно продемонстрировать и сопоставлять собственные достижения с результатами других детей. Основываясь на реальных опорах, например, на собственных рисунках, дошкольникам проще правильно оценить себя. Игровой процесс является своеобразной школой общественных отношений, моделирующей поведение дошкольников. Именно в игровых процессах формируются основные новообразования данного периода.
Подводя итоги, следует сделать вывод, что для вырабатывания адекватной самооценки дошкольников важна деятельность, в которую вовлечен малыш и оценивание его достижений, успехов значимыми взрослыми и ровесниками.
Как формируется?
Мнение о себе у маленького ребенка начинает формироваться в возрасте с 2,5 — 3 лет посредством переживания кризиса самостоятельности, когда ему хочется все попробовать делать самому. Вторым показателем формирования является похвала со стороны взрослых, это является основным стимулом для дальнейшего выполнения определенных действий.
Часто в этом возрасте малыши делают определенные поступки для того, чтобы на них обратили внимание, сначала для мамы: ребенок рисует и бежит показывает маме свое изображение, или висит на турнике с одной рукой и кричит маме, чтобы она посмотрела, как он может. Встревает в разговоры взрослых со своей «срочной»просьбой.
Важно обращать на все это внимание, не игнорировать, а корректировать, стимулировать, подбадривать, объяснять, мягко направлять в нужное русло.
Повторю, сначала это для мамы и близкого окружения, где вращается ребенок, затем для воспитателя, учителя, тренера, а потом для понравившейся девочки и так далее. Так складывается наша жизнь, и все это наслаивается, формируется, и лепется она, как слоеный пирог, самооценка человека.
Самооценка ребенка младшего школьного возраста
Самооценка является важнейшим личностным образованием, оказывающим значительное воздействие на все области жизнедеятельности субъекта и выступающим важнейшим балансиром деятельности, который способствует саморазвитию. От характерностей самооценки прямо пропорционально зависит степень притязаний, взаимоотношение субъекта с окружающими индивидами и его активность.
Для ощущения себя счастливым, формирования способности лучше приспосабливаться и побеждать трудности, малышу необходимо иметь положительное видение себя и адекватную самооценку.
Так как самооценка закладывается в раннем детском возрасте, а продолжает формироваться в школьном, она в этом периоде хорошо поддается воздействию и коррекции. Вот поэтому родителям, учителям и прочим взрослым, которые работают с малышами младшего школьного возраста, необходимо знать и принимать во внимание все закономерности, характерные особенности образования самооценки, а кроме этого, пути развития нормальной (адекватной) самооценки и позитивной «Я»-концепции в целом.
В младшем школьном периоде все большую роль для развития малыша приобретает его коммуникационное взаимодействие с ровесниками. Во время общения детей с одногодками не только более эффективно осуществляется когнитивно–предметная деятельность, но и вырабатываются стержневые навыки межличностного взаимодействия и морально-нравственного поведения. Устремленность к ровесникам, тяга к общению с ними делает коллектив одногодок для школьника неимоверно ценностным и притягательным. Возможностью быть в детском коллективе они очень дорожат. Именно от качественности общения с ровесниками зависит направленность его развития. Отсюда следует, что межличностное взаимодействие в коллективе считается одним из важнейших факторов, развивающих личность и вырабатывающих адекватную самооценку. Однако не стоит забывать и о вкладе родительского правильного поощрения и грамотной похвалы в формирование нормального самооценивания у ребенка.
Школьная группа, имеющая неблагополучную позицию в системе межличностных отношений класса, обладает похожими характеристиками. Дети в таких группах имеют проблемы в общении с ровесниками, характеризуются неуживчивостью, что может выражаться в драчливости, чрезмерной вспыльчивости, изменчивости, грубости, капризности или в замкнутости. Нередко таких малышей отличает склонность к ябедничеству, зазнайству, жадности, неаккуратности и неряшливости.
Дети, пользующиеся популярностью у сверстников, характеризуются набором общих черт. Они имеют уравновешенный характер, общительны, выделяются инициативностью, активностью и богатой фантазией. Большинство таких малышей довольно хорошо учится.
В ходе учебно-воспитательного процесса, у детей понемногу повышается критичность, притязательность и требовательность к себе. Ребенок в первом классе преимущественно позитивно оценивает собственную учебную деятельность, а вот неудачи и неуспех связывает с объективными причинами и обстоятельствами. Дети второго, а особенно третьего класса более критично относятся к собственной личности, при этом делают предметом оценивания не только хорошее поведение, но и плохие действия, не только успешность, но и неуспехи в учении.
На протяжении обучения в начальных классах значение отметок для детей существенно видоизменяется, при этом они находятся в прямо-пропорциональной зависимости от мотивации учения, от требований, которые они сами к себе предъявляют. Отношение малышей к восприятию их достижений и успехов все сильнее связывается с надобностью иметь более справедливые представления о собственной личности. Отсюда следует, что роль школьных отметок не заключается только в том, что они должны влиять на когнитивную деятельность ребенка. Преподаватель, оценивая знания младших школьников, по сути, одновременно с этим оценивает и личность ребенка, его потенциал и место среди других. Поэтому именно таким образом оценки воспринимаются малышами. Ориентируясь на отметки преподавателя, дети сами разделяют себя и одноклассников на отличников, средних и слабых учеников, старательных или не очень, ответственных или не совсем, дисциплинированных или нет.
Основное направление в формировании самооценки заключается в поэтапном выделении малышами отдельных качеств из некоторых видов деятельности и поведения, их обобщении и понимании сначала в качестве характерных особенностей поведения, а потом в качестве сравнительно постоянных качеств личности.
Дети не появляются в этом мире уже с определенным отношением к себе. Их самооценка, как и другие характерные особенности личности, формируется в ходе воспитания, в котором главная роль отводится семье и школе.
Обучение ребенка
Рейтинг 5Обращение к детям и подросткам с целью детально рассказать им о самооценке и ее значении в жизни |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Поделиться
- Подписаться на новости
Ты не можешь прикоснуться к ней, но она сильно влияет на то, как ты себя чувствуешь. Ты не можешь увидеть ее, но она там, когда ты смотришь на себя в зеркало. Ты не можешь услышать ее, но она присутствует, когда ты говоришь или думаешь о самом себе. Что же это такое… таинственное и важное? Это твоя самооценка! Что такое самооценка? Самооценка – это в большей мере то, как ты относишься к себе, каким ты себя видишь и как расцениваешь свои возможности, а также то, насколько сильно тебе что-то нравится или ты беспокоишься о чем-то. Чтобы лучше понять термин «самооценка», нужно разбить его на два слова, из которых он состоит. Давай сначала взглянем на слово «оценка»: оно означает важность, значимость, особенность (уникальность) или ценность кого-либо или чего-либо. Например, если ты действительно восхищаешься другом своего отца, который работает в команде спасателей, это значит, что ты высоко ценишь его. А особенный приз для самого ценного игрока в команде часто называют оценочным призом. Это означает, что приз дается за важное достижение. «Само» означает тебя самого! Так что составь эти два слова вместе, и ты легко поймешь, что означает самооценка. Это то, насколько ты ценишь себя и насколько значимым и важным ты себя считаешь. Это то, кем ты видишь себя и что ты чувствуешь относительно собственных способностей. Самооценка это не бахвальство, это способ узнать, что ты можешь делать хорошо, а что – не очень. Многие из нас часто задумываются о том, насколько мы любим других людей или предметы, но не слишком задумываются о том, насколько мы нравимся самим себе. Самооценка не заключается в уверенности, что ты совершенен, потому что никто не совершенен. Даже если ты думаешь, что другие дети способны абсолютно во всем, можешь быть уверен, что и у них есть сильные и слабые стороны. Самое главное, что нужно знать о самооценке, это то, что она предполагает видение себя в позитивном ключе, который является реалистичным, то есть правдивым. Поэтому, если ты считаешь, что прекрасно играешь на пианино, но при этом плохо рисуешь, у тебя все равно может быть высокая самооценка! Почему самооценка так важна? У всех детей есть самооценка, причем важна именно здоровая или положительная самооценка. Она помогает тебе держать голову высоко и гордиться собой и своими способностями, даже когда все идет не очень хорошо. Самооценка дает тебе смелость пробовать новое и силу веры в себя. Она позволяет уважать себя, даже когда ты совершаешь ошибки. И когда ты уважаешь себя, взрослые и дети, как правило, также проявляют к тебе уважение. Положительная самооценка помогает тебе учиться делать здоровый выбор в отношении ума и тела. Если ты знаешь о своей важности, то вряд ли будешь следовать за толпой, когда твои друзья делают что-то неправильное или опасное. Если у тебя положительная самооценка, ты знаешь, что в состоянии принимать свои собственные решения. Ты ценишь свою безопасность, свои чувства, свое здоровье – всего себя! Положительная самооценка помогает тебе узнать, что любая твоя частичка достойна заботы и защиты. Как дети приобретают самооценку? Младенцы не думают о себе ни хорошо, ни плохо. Они не думают «Я классный!», когда срыгивают мамино молочко и не переживают: «О, нет, в этом подгузнике мои ноги выглядят странно!». Развить малышу самооценку помогают люди, которые его окружают. Как? Хваля ребенка, когда он учится ползать, ходить или говорить. Окружающие часто говорят: «Молодец, так держать!» или могут просто улыбаться и смотреть на ребенка с любовью и гордостью. Когда люди хорошо заботятся о ребенке, это также помогает ему чувствовать себя любимым и ценным. Когда дети становятся старше, они играют большую роль в развитии их собственной самооценки. Усердная работа над проектом или заданием, получение более высокой оценки на контрольной работе по математике или занятие новым видом спорта – это те моменты, которые заставляют детей гордиться собой. Некоторые дети не очень спортивны, но они могут хорошо читать или делать фокусы, или они просто хорошие друзья, или помогают другим людям – все это те достижения, которые помогают детям думать о себе хорошо и быть довольными собой. Семья ребенка и другие люди в его жизни, такие как тренеры, учителя, одноклассники, также могут повышать его самооценку. Они могут помочь ребенку разобраться в том, как изменить в себе что-то или приобрести новое качество или отметить те хорошие качества, которые уже присутствуют в нем. Они могут верить в ребенка и поддерживать его стремление пробовать снова и снова, если что-то не получается с первого раза. Тебе важно научиться думать о себе в позитивном ключе, гордиться тем, что ты сделал, и быть уверенным в том, что ты можешь достичь гораздо большего. Несколько слов о низкой самооценке Возможно, ты знаешь детей с низкой самооценкой, которые не очень высокого мнения о себе или критикуют себя слишком много. Это также можно назвать отрицательной (негативной) самооценкой, которая противоположна положительной самооценке. Возможно, иногда и у тебя проявляется низкая самооценка, и ты не всегда думаешь о себе хорошо или не считаешь себя поистине значимым. У ребенка бывает низкая самооценка, когда родители не поддерживают его достаточно или много кричат. Бывает, что самооценка может пострадать в классе. Учитель или другие дети могут заставить ребенка чувствовать себя недостаточно умным или в классе могут быть недоброжелательные дети, которые говорят обидные слова о том, как ребенок выглядит или ведет себя. Для некоторых детей занятия в школе могут казаться настолько трудными, что они не могут идти в ногу с остальными или получать желаемые оценки. Это может заставить их разочароваться в себе и нанести вред их самооценке. Когда одни дети хорошо учатся и выигрывают призы и награды, другие дети могут чувствовать, что они хуже, чем остальные, или с ними что-то не так. Некоторые дети обладают высокой самооценкой, но потом в их жизни происходят события, которые меняют ее. Например:
- Если ребенок переезжает и не может быстро найти друзей в новой школе, то может быть не удовлетворен собой и думать, что не способен быть хорошим другом.
- Дети, чьи родители разводятся, могут заметить, что это влияет на их самооценку. Они могут чувствовать себя плохо, когда родители не уделяют им внимание и не играют с ними, или могут подумать, что если бы они вели себя лучше и прибирали бы в своей комнате, их семья не распалась бы.
- Дети, которые отличаются своим внешним видом от других детей, могут чувствовать себя подавленными и разочарованными, потому, что они «не такие, как все», или потому, что кто-то высмеивает их.
- Ребенок, который заболел таким серьезным заболеванием, как диабет или астма, может чувствовать себя менее уверенно, чем раньше.
- Дети, у которых есть проблемы с обучением или чтением, могут начать терять уверенность в себе и слишком много внимания уделять исправлению своих недостатков.
- Даже изменения в организме в период полового созревания – то, что проходят буквально все, – могут влиять на детскую самооценку.
Способы повышения самооценки Конечно, это нормально – чувствовать себя по-разному, но иметь низкую самооценку – это не нормально. Чувство собственной бесполезности делает тебя грустным и не позволяет пробовать что-то новое. Это чувство может мешать тебе приобрести друзей или влиять на твои старания в школе. Сильная самооценка это очень большая часть взросления. Когда ты становишься старше и сталкиваешься с трудными решениями – особенно под давлением сверстников, то чем сильнее твоя самооценка, тем лучше. Важно любить себя. Если у тебя низкая самооценка, попробуй поговорить об этом со взрослым, которому ты доверяешь. Он может помочь тебе придумать несколько хороших идей о том, как улучшить самооценку. Самооценка может улучшиться, когда ты начинаешь пробовать делать то, что считал слишком трудным, и в итоге преуспеваешь в этом, или когда родители, члены семьи или другие взрослые поддерживают тебя, проявляют терпение и помогают тебе встать на правильный путь. Как только ты начнешь справляться, твоя самооценка тут же взлетит вверх! Вот несколько способов улучшить свою самооценку:
- Составь список занятий, с которыми ты хорошо справляешься. Это может быть что угодно – от рисования или пения до занятий спортом или чувства юмора. Если не можешь составить список сам, попроси помочь маму или папу. Затем добавь в список несколько видов деятельности, которые ты хотел бы освоить. Родители могут помочь тебе разработать план овладения этими новыми навыками и раскрытием твоих талантов.
- Говори себе три комплимента каждый день. Не говори просто «Я большой молодец». Говори о конкретных примерах своего достойного поведения: «Я был сегодня хорошим другом Тане» или «Я справился с контрольной работой лучше, чем сам ожидал». Каждый день перед сном составляй список из трех ситуаций или проявлений чего бы то ни было, которые произошли за сегодня и сделали тебя счастливым или заставили испытать чувство благодарности.
- Помни о том, что тело – твое собственное, независимо от формы, размера или черт лица. Если ты обеспокоен своим весом или размером одежды, можно проконсультироваться с вашим врачом, чтобы убедиться, что ты здоров. Напоминай себе о достоинствах своего тела, например: «У меня сильные ноги, поэтому я хорошо катаюсь на коньках».
- Помни, что есть в тебе особенности, которые ты не можешь изменить. Ты должен принять и полюбить их – цвет волос, конституцию тела и размер обуви и др., ведь они являются частью тебя.
- Когда ты думаешь о себе плохо, остановись. Напомни себе о своих достоинствах и, если не можешь ничего придумать, спроси кого-нибудь! Чтобы начать гордиться собой и уважать себя, стоит попробовать приобрести новые навыки, такие как техники боевого искусства, умение танцевать или играть на музыкальном инструменте.
Сосредоточив внимание на своих способностях и прекрасных качествах, ты сможешь научиться любить и принимать себя таким, каким ты есть – т. е. основным аспектам высокой самооценки! Даже если у тебя есть поводы для работы над собой (а у кого их нет?), знание того, что ты обладаешь многими способностями, что ты ценный и особенный для людей, которые заботятся о тебе и любят тебя, поможет по-настоящему справиться с процессом взросления. Часть процесса взросления это умение сосредоточиться на своих сильных сторонах, принимать и работать над собственными слабостями – это, в общем, и есть самооценка!
Оцените публикацию
Рейтинг статьи: 5
из 5 на основе
1
оценки.
Ссылки по теме:
- ▶ Высокая самооценка ребенка: советы родителям
- ▶ Как повысить самооценку своего ребенка
- ▶ Как воспитать уверенного в себе ребенка
- ▶ Как развить самоуважение у дошкольников
- ▶ Больше статей о психологии детей
- ▶ Больше статей о воспитании детей
Развитие ребенка 03.11.2015
Самооценка у детей и подростков
Для абсолютно всех людей самооценка является важнейшим критерием, который позволяет личности развиваться правильно. А в пубертатном периоде ее значимость еще больше возрастает. В случае наличия адекватной самооценки подростка, его шансы на успех увеличиваются. Какие критерии адекватности? Если подросток способен оценить собственный потенциал объективно, если он в состоянии осознать, какое положение он занимает в группе сверстников и в социуме в целом. К сожалению, не все родители осознают важность самооценки и ее уровня для личностного роста, развития, дальнейшей успешности детей. Поэтому они не стараются понять, как правильно воспитывать ребенка, чтобы у него самооценка была адекватной.
В самом раннем детстве самооценивание у малыша находится на должном уровне. Однако постепенно взрослея, он начинает понимать, что для своих родителей самое главное существо, а мир он считает созданным для себя. Отсюда и появляется завышенная самооценка. До достижения малышом школьного возраста самооценка более или менее адекватная, так как он сталкивается с реальностью окружающей среды и начинает осознавать, что он во вселенной далеко не единственный и понимает, что других детей тоже любят. Только, когда дети достигают среднего школьного возраста, возникает потребность коррекции и вырабатывания адекватной самооценки у них, так как у некоторых она может просто зашкаливать вверх, а у других – вниз.
В раннем детском возрасте на развитие у малыша самооценивания воздействовали, в основном, родители, воспитатели и учителя. В более старшем школьном возрасте на передний план выходят ровесники. В этом периоде хорошие отметки играют второстепенную роль, а становятся более важными личные качества, такие как общительность, умение выражать свою точку зрения или отстаивать позиции, способность дружить и т.д.
В этом возрасте взрослые должны помочь подростку правильно трактовать его желания, чувства, эмоции, акцентировать внимание на положительных чертах характера и избавиться от негативных качеств личности. Поэтому выделять только лишь успеваемость – не является правильным.
У детей среднего школьного возраста самооценка может характеризоваться полярностью, что выражается в крайностях. Так, например, у ребенка-лидера класса самооценка будет чрезмерно завышенной, а у ребенка-аутсайдера – совсем низкой.
Для формирования адекватной самооценки или коррекции уже существующей завышенной или заниженной, родителям требуется оказывать ребенку помощь и поддержку. Они должны доверять своим детям и относиться к ним справедливо. Следить за тем, чтобы в воспитании не прослеживались двойные стандарты. Подростку требуется уважение родителей. Взрослым рекомендуется избегать тотального контроля над ребенком, но в то же время следует проявлять искренний интерес к его увлечениям. Также нужно уважать мнение и позицию своего ребенка.
Уровень притязаний и самооценивание подростков-старшеклассников являются результатом взаимоотношений с ровесниками. Если подросток – лидер по характеру или, наоборот, аутсайдер, то ожидать формирования у него адекватной самооценки не следует. Фавориты класса обладают способностью преобразовывать собственные недостатки и ошибки в достоинства, тем самым подавая пример другим детям. Это возносит их на значительную высоту, но ведь падать с нее рано или поздно придется, что будет очень больно для подростка. Поэтому до ребенка нужно постараться донести, что немного здоровой самокритичности ему не помешает. Родители должны четко осознавать, что незаслуженная или чрезмерная похвала ведет непосредственно к появлению нарциссизма.
Низкая самооценка у ребенка может формироваться благодаря влиянию семейного воспитания, сверстников, безответной любви, избыточной самокритичности, недовольства собой или неудовлетворения внешностью. Очень часто такие дети склонны к уходу из дома или подвержены мыслям о суициде. Поэтому такому подростку жизненно необходимо повышенное внимание, уважение и любовь близких. В ситуациях, когда его поведение заслуживает критики, иногда все же родителям рекомендуется воздержаться от нее. И, наоборот, следует акцентировать внимание на всех его позитивных качествах и хороших поступках. Подросток с заниженной самооценкой должен знать, что он заслуживает одобрения, похвалы и уважения.
Заниженная и завышенная самооценка: чем это вредно
Адекватная самооценка есть норма для ребенка, достичь которую помогает общение с родителями, их воздействие на формирование основных ценностей и важных черт характера малыша, умение достигать успеха.
Занижение своих личностных характеристик связано с недостаточным вниманием со стороны взрослого окружения, что приводит к замкнутости детей, их необщительности и отказа от поставленных целей в будущем.
Чрезмерное внимание, потакание всем требованиям и замена живого общения планшетом или смартфоном приводит к завышению самооценки, это становится причиной развития эгоистичности, капризности и излишней нервозности.
Замечая за своим малышом такое поведение, необходимо разработать план, что делать если у ребенка повышенная самооценка, настроившись на долгую и трудную работу, наградой за которую станет взвешенный и спокойный характер детей.
Диагностика самооценки детей
Средства, при помощи которых современная психодиагностика выявляет уровень самооценки и самосознания детей, делятся на формализованные и малоформализованные методики. К первым методам относят тесты, различные опросники, проективные техники, психофизиологические методики. Для формализованных методов диагностики характерна объективизация процесса исследования (точное следование инструкции, строго установленные приемы предъявления материала для диагностики, невмешательство психолога в деятельность диагностируемой личности и др.). Также для данного метода свойственна стандартизация, т. е. определение однообразия проведения обработки результатов исследования, надежность и валидность. Формализованные методики позволяют составить диагностический портрет личности в максимально сжатые сроки. Результаты таких методик оформлены в соответствии со специализированными требованиями, что позволяет количественно и качественно сравнить испытуемых между собой.
К малоформализованным методикам относят наблюдение, разговор, анализ продуктов деятельности. Такие методики дают очень важные сведения об исследуемом процессе или явлении, особенно тем, которые практически не поддаются объективизации. Следует отметить, что эти методики довольно трудоемки, а результативность их обусловлена профессионализмом диагноста. Поэтому малоформализованные диагностические методики должны применяться совместно с формализованными методиками.
У детей дошкольного возраста выявить уровень самооценки можно при помощи разнообразных игр. Например, игра «Имя» позволяет получить информацию о самооценке ребенка. Она заключается в том, что малышу предлагают придумать себе новое имя, которое он бы хотел иметь или, на выбор, оставить свое. Если ребенок выбирает новое имя, следует задать ему вопросы, почему он хотел бы изменить свое имя. Довольно часто отказ малыша от собственного имени свидетельствует о том, что он недоволен собой и хочет стать лучше. В конце игры нужно предложить ребенку промоделировать какие-либо действия с собственным именем. Например, сказать его более мягко или сердито.
Довольно распространенной считается методика диагностики самооценки, разработанная Дембо-Рубинштейн и модифицированная А. Прихожан. Она основана на прямом оценивании школьниками некоторых личных качеств, например, здоровье, свойства характера, различные способности и т.д. Исследуемым детям предлагается отметить определенными знаками степень развитости у них определенных качеств на вертикальных линиях и желаемый уровень развития аналогичных. Первая шкала покажет уровень самооценки, который есть у детей на данный момент, а вторая – уровень их притязаний.
Одной из наиболее популярных методик исследования самооценки детей является тест «Лесенка», который может проводиться в индивидуальной и групповой форме. Существует несколько вариаций данной методики. Так, например тест «Лесенка» в интерпретации С. Якобсона и В. Щура включает в себя семь ступеней и отдельные фигурки в форме мальчика и девочки, вырезанные из плотной бумаги или картона. Данная вариация теста направлена не только на диагностику степени самооценки малыша, но и на обнаружение личных притязаний. Модификация методики, разработанная Я. Коломенской и М. Лисиной, состоит из изображения на листе бумаги лесенки, только она состоит из шести ступеней. Ребенок должен сам определить свое место на этой лесенке и предположить то место, куда его определяют другие.
Составляющие самооценки
Выделяют два компонента, лежащих в основе психологического механизма самооценивания:
- когнитивный
- эмоциональный
Когнитивный компонент представляет базу знаний о том, каким может быть человек, какими качествами он может обладать в принципе. Сюда же входят и нравственные характеристики, и достижения в деятельности, и то, как человек проявляется в общении.
Например, дошкольник знает, что человек может быть добрым или злым. Он примеряет к себе обе характеристики и делает вывод, что он, конечно же, добрый.
Очевидно, что 3-летний карапуз имеет настолько малый опыт в познании людей, что его представления о человеке ограничиваются тем, что ему говорят близкие. Развитие познавательных процессов ребенка и расширение круга общения постепенно сослужат ему неоценимую службу в накоплении знаний о личности.
К тому времени, когда подойдет время поступления в школу, дошкольник уже будет всесторонне информирован о личностных качествах, и много знать о том, как может проявить себя он сам в той или иной ситуации.
Эмоциональный компонент самооценки (или аффективный) накапливается благодаря общению с окружающими. Расширяется социальный круг – обогащается аффективная составляющая образа себя. Мама называет «мое счастье», «красотуля», «ласковый котенок», а чужая тетя заявила: «Какой капризный ребенок». В сознании ребенка откладывается новая характеристика. Спустя некоторое время он начинает понимать, в каких ситуациях ведет себя капризно.
Оценочные высказывания взрослых содержат эмоциональные составляющие, направляют внимание дошкольника на его поведение, благодаря чему ребенок получает модель для формирования представлений о себе.
Заниженная самооценка у ребенка
Низкая самооценка у ребенка мешает ему налаживать социальные контакты с ровесниками и одноклассниками. Она препятствует успешному овладению новыми умениями. Ведь если малыш что-то сделал неудачно несколько раз, он больше не будет пробовать, так как будет уверен, что у него не получится. Подростки с низкой самооценкой склонны считать, что они никому не нужны, вследствие чего могут совершать суицидальные попытки.
Чаще всего на формирование низкой самооценки в детском возрасте основное влияние оказывает неправильное семейное воспитание.
К основным причинам, способствующим понижению самооценки у детей относят:
- непривлекательную внешность;
- внешние дефекты внешности;
- недостаточный уровень умственных способностей;
- неправильное воспитание родителями;
- неуважительное отношение старших детей в семье;
- неудачи или промахи в жизни, которые малыш принимает близко к сердцу;
- финансовые проблемы, вследствие которых малыш проживает в худших условиях, в сравнении с одноклассниками;
- болезнь, вследствие которой малыш может считать себя ущербным;
- смена места жительства;
- неблагополучная или неполная семья;
- агрессия в семье.
Нередко распознать у детей низкую самооценку можно по часто упоминаемым ими фразам, например, «у меня не получится». Для выявления проблем с самооценкой у ребенка следует обратить пристальное внимание на то, как он ведет себя при взаимодействии с ровесниками.
Выявить проблему заниженной самооценки могут помочь психологические тесты, которые основаны на представлении ребенком самого себя. Например, можно попросить малыша нарисовать себя. Авто-рисунок может многое рассказать о ребенке и его переживаниях. Чересчур мрачные цвета и невзрачный человечек считаются признаком того, что причины для беспокойства все-таки существуют. Чтобы подтвердить предположение или опровергнуть его, попросите ребенка нарисовать всех членов вашей семьи и себя самого. Если он изобразит себя непропорционально маленьким по сравнению с другими членами, то ребенок однозначно страдает низкой самооценкой.
Как определить?
Чтобы определить самооценку своего ребенка совсем не обязательно быть детским психологом, в помощь вам подойдут всевозможные тесты, игры, да и само поведение ребенка расскажет вам об этом.
У ребенка и у взрослого человека может быть завышенной, заниженной и адекватной.
При нормальной (адекватной) самооценке человек оценивает свои силы и возможности так, какие они на самом деле, без каких-то обид на себя или окружающих. Это не приводит к дискомфорту. Взрослый, зная свои слабые и сильные стороны, может использовать в своих личных целях. Такие люди жизнерадостны и оптимистичны.
Завышенная самооценка у ребенка
Самооценка детей начинает вырабатываться с раннего детства. На ее формирование воздействуют, прежде всего, родители, воспитатели и окружающие дети. В дошкольном возрасте уже можно понять, какая самооценка у малыша, исходя из его действий и поступков.
Самооценка считается компонентом самосознания и включает в себя, одновременно с представлением о себе, оценку индивидом собственных физических качеств, способностей, морально-нравственных качеств и действий.
Завышенная самооценка является неадекватно завышенным оцениванием себя малышом. Такие дети стремятся всегда и во всем быть первыми, требуют, чтобы все внимание взрослых принадлежало им, они считают себя намного лучше других, зачастую это мнение может быть ничем не подкреплено.
Завышенную самооценку может вызвать низкое оценивание его поступков ровесниками, а заниженную самооценку – слабая психологическая устойчивость.
На завышение самооценки могут влиять не только близкие люди и окружающий социум, но и характер ребенка, свойства его личности.
Дети, имеющие завышенную самооценку, характеризуются сравнительной ограниченностью в овладении видами деятельности и высокую направленность на коммуникационное взаимодействие, причем, часто, оно бывает малосодержательным.
Если ребенок чрезмерно агрессивен, то это свидетельствует о крайней самооценке. Это означает, что она может быть либо совсем низкой, либо чересчур завышенной.
Приблизительно с 8-летнего возраста малыши начинают оценивать свою успешность в различных сферах самостоятельно. Наиболее значимыми факторами для них являются школьная успешность, внешний вид, физические способности, социальное принятие и поведение. Наряду с этим школьная успешность и поведение является наиболее важным для родителей, а другие три фактора – для сверстников.
Поддержка родителей и принятие малыша, его стремлений и увлечений в наибольшей степени воздействуют на формирование адекватного уровня общей самооценки, а школьная успешность и ряд других факторов, значимы только лишь для самооценивания способностей.
Характерные ошибки родителей
Развитие самооценки ребенка происходит постепенно и складывается путем наложения нескольких факторов. В первую очередь, если идет дисбаланс, то в этом непосредственную роль играют близкие члены семьи: его родители, братья и сестры, бабуси и дедуси:
- Даем оценку не поступку ребенка, а переходим на характеристику личности. Как часто мы можем разговаривать с ребенком в подобном ключе: «какой ты бестолковый, не можешь сам уроки сделать, все тебе помогать нужно»; «какой ты поросенок, весь вывозился, посмотри (подтверждаем свои слова)»; «опять наделал тут делов, убирай все немедленно, пока не надовала тебе, растяпа».
- Так же, противоположный пример, когда ребенка при малейших успехах слишком расхваливают и превозносят. Как, когда и за что хвалить можно почитать здесь.
И таких примеров можно привести миллиарды, даже порой мы не придаем им особого значения, они происходят как бы сами собой. Но ребенок все та же губка, которая все впитывает и впитывает.
Так же если ребенок старался, делал поделку или рисовал, радостно с вдохновением показывает маме свое творение, но мама, занятая домашними делами, не проявила достаточного интереса. Ребенок разочарован, он думает, что маме не понравилось, теряется стимул для дальнейшего творчества, если подобное происходит регулярно.
В школьные годы ребенка начинают оценивать не только близкое окружение, но и учителя, тренера и другие люди. Происходит сравнение его с другими ребятами, их отношение к нему. Как много у него друзей и есть ли они вообще, их взаимоотношения. Все это приводит к формированию мнения о себе.
Как повысить самооценку
Родители способны способствовать адекватному формированию самооценки личности малыша. Психологи придают большое значение повышению культуры населения. В это понятие они вкладывают необходимость уважительно обращаться с детьми, невзирая на то, сколько им лет.
Если у малыша начинаются проблемы с заниженной самооценкой в дошкольном возрасте, это можно оперативно исправить.
Мамы и папы должны научиться во всем поддерживать своего ребенка. Особенно когда у него возникает потребность сделать что-то самому. Естественно, если это не угрожает его здоровью или жизни. Важно заставить его начать верить в себя. Постоянно повторять, что у него обязательно получится, а если что-то пойдет не так, он всегда может обратиться за поддержкой к близким людям.
Вот несколько советов, которые помогут повысить самооценку маленького человека.
- Положительно реагируйте на все, чем ребенок интересуется. Например, когда он начинает рассуждать, кем хочет стать, когда вырастет, обязательно поддержите его. Скажите, что он обязательно станет блестящим танцором, певцом, водителем или художником. Здесь неважно, какое дело он выберет (предпочтение изменится еще не раз). Важно, чтобы он почувствовал поддержку со стороны родителей. Тогда у него сформируется потребность добиваться цели, идти к своей мечте.
- Искренне радуйтесь и хвалите малыша, когда он добивается успехов. Принес домой хороший рисунок, получил отличную оценку.
- Не уставайте повторять, что верите в него, любите и гордитесь.
- Если что-то дарите, запомните, что теперь он будет считать эту вещь своей. Не смейте отбирать ее, заявлять о своих правах, потому что покупали на заработанные деньги.
- Если сформировались доверительные отношения, побуждайте ребенка делиться неудачами и сложностями, с которыми он сталкивается. Вместе с ним анализируйте, из-за чего появилась проблема, как развивалась, что можно сделать, чтобы исправить ее. Обсудите, какие лично он видит пути, чтобы исправить ситуацию. В этом случае малыш будет чувствовать доверие и близость. Будет знать, где всегда сможет найти поддержку.
- В некоторых ситуациях просите его что-нибудь вам посоветовать. Когда отношения выстроены верно, ребенок будет выражать свое мнение, формулируя свою позицию. Внимательно его выслушивайте, благодарите, чтобы он понимал, что вы с уважением относитесь к его позиции. Он должен чувствовать, что его считают равным, его мнение имеет вес.