Борьбу с кибербуллингом и педофилами в интернете включили в новое пособие по ОБЖ


Содержание

  • Психологические особенности явления
  • Как прислушаться к голосу разума

Здравствуйте, дорогие читатели! Всем знакома ситуация, когда надо поработать, но ты никак не можешь заставить себя что-либо сделать. Ты вроде бы не устал, но весь организм кричит о том, что пора бы сделать передышку.

Борьба мотивов в психологии – это столкновение разных тенденций, которые провоцируют внутриличностный конфликт.

Самый яркий пример этого явления – человек, который пытается бросить курить. Зачастую проблема невыполнения поставленной цели влияет на поведение и настроение человека даже больше, чем присутствие сигарет в его жизни. Он вроде бы все решил, настроился, но не справился с задачей и в очередной раз желание курить победило.

Даже если основным аспектом для принятия решения пойти в магазин была физическая тяга и, как следствие, плохое настроение, оно не может улучшиться, так как в данном случае победил не голос разума, волевое решение, а соблазнительный случайный импульс.

4. Постпреступное поведение

Постпреступным является поведение человека, совершившего преступление. Мы не назовем постпреступным поведением, например, развод осужденного с женой по той причине, что она во время длительного заключения мужа сошлась с другим человеком. Этот развод связан с совершенным преступлением достаточно отдаленно, а вот побег, подлог документов либо, напротив, явка с повинной и раскаяние таким постпреступным поведением будут при любых условиях.

Понятно, что в постпреступном, как и во всяком ином поведении есть объективная и субъективная стороны. Объективная состоит в совершенных действиях, а субъективная — в их осознании и планировании, а также мотивах их совершения и постановке целей. Мы рассмотрим лишь основные разновидности постпреступного поведения: явка с повинной, деятельное раскаяние, сотрудничество с правосудием, уклонение от ответственности и поведение при отбывании наказания.

Явка с повинной рассматривается УК РФ как обстоятельство, смягчающее ответственность (п. «и» ст. 61). Согласно ст. 62 УК РФ размер назначаемого наказания такому лицу не может превышать 3/4 наказания, предусмотренного статьей Особенной части.

Каковы мотивы явки с повинной? Они могут быть разнообразны: стремление смягчить будущее наказание, отрицательная самооценка, порицание своих действий. Явка с повинной может быть самостоятельным решением либо состояться по совету других лиц, это не влияет на смягчение ответственности виновного.

Явка с повинной, как правило, имеет место либо при незначительных преступлениях, притом совершенных впервые, либо когда преступление было совершено под влиянием аффекта и субъект вскоре осознал свою вину и сожалеет о случившемся.

В пылу ссоры К. сильно избил свою жену. Одумавшись, он сам вызвал скорую помощь и тут же пошел в милицию, где написал заявление о случившемся. Был приговорен к наказанию условно.

Деятельное раскаяние, собственно, содержится в приведенном примере, поскольку п. «к» ст. 61 УК упоминает об «оказании медицинской и иной помощи потерпевшему».

Другой иллюстрацией может служить дело инженера С. Направляясь в свое рабочее помещение, С. шел обычно мимо бухгалтерии, дверь которой, как правило, была открыта. Часто открытым стоял и сейф, находившийся прямо против двери. Инженер наблюдал эту картину систематически и однажды решил зайти в бухгалтерию и сделать замечание ее сотрудникам. Он вошел, но в комнате никого не было. Сейф опять был открыт. «Не знаю, что меня тогда толкнуло, — объяснял позднее инженер, — но я решил взять из сейфа пачку купюр». Он так и поступил, положил деньги в портфель и пошел к своему рабочему месту.

Два дня он ожидал какой-то реакции на свой поступок, но ни на предприятии, ни даже в бухгалтерии ничего не изменилось, как будто никто не обнаружил пропажи. На третий день он пришел к директору, выложил деньги из портфеля и рассказал о происшедшем. Привлекать его к ответственности за кражу не стали, а сотрудников бухгалтерии заменили другими людьми.

Этот случай подпадает под п. «и» ст. 61 УК РФ, предусматривающий «активное способствование раскрытию преступления», хотя, по сути, здесь и раскрывать было нечего. Что касается мотивов, то и сам С. в них не вполне разобрался: минутное стремление взять «безхозные» деньги или желание вскрыть вопиющее разгильдяйство либо показать себя честным человеком на фоне широко распространенного воровства? Мотивы далеко не всегда поддаются рациональному объяснению. Как отмечалось неоднократно в криминологической литературе, мотивы не всегда бывают достаточно выражены и ясно осознаны. В отдельных случаях они вообще могут быть не осознаны. Это может быть обусловлено различными причинами, в том числе эмоциональным состоянием. Столь же неосознанной может быть и борьба мотивов; если она происходит в подсознании, то в итоге лишь один победивший мотив всплывает и осознается субъектом в качестве ведущего. Возможно, что так и было у инженера С.

Деятельное раскаяние может иметь место как на любой стадии совершения преступления, так и после него (например, уже в ходе судебного разбирательства). При этом может произойти изменение мотивации под воздействием событий, мало зависящих от преступника (допустим, появление свидетелей обвинения, о которых он и не предполагал).

Тем не менее скрытые, возможно, подсознательные мотивы раскаяния могли быть у него и раньше, но усилием воли преступник преодолевал их, в частности, благодаря конкурирующему мотиву достижения цели.

О последнем психологи пишут, что этот мотив предполагает, что: а) получен желаемый результат; б) результат удовлетворяет субъекта («я сделал то, что хотел»); в) при этом не эффективны ни завышенные, ни заниженные требования; г) результат таков, что и другие могут его оценить как некое достижение субъекта («вот молодец, что сумел добиться своего»); д) результат получен именно им самим. Мотив достижения цели у некоторых лиц весьма силен и устойчив; подчас даже не так важна сама цель, как тот факт, что она была достигнута. Очевидно, что мотив достижения цели тесно связан с самоутверждением личности и, может быть, даже является его основой.

Надо ли говорить, что направленность (содержание) мотива достижения цели может быть крайне разнообразной — начиная от убийства («я хотел его уничтожить и добился своего») и кончая саморазоблачением и раскаянием («я хотел поступить по-христиански и потому сам пришел в милицию и сдался властям; я заслуживаю смерти и жду ее»). Психология преступника столь же сложна, как и честного гражданина, а варианты поведения бесчисленны.

Уклонение от ответственности — еще один вид преступного поведения, встречающийся не менее чем в половине всех уголовных дел. Формы могут быть самые разные: отъезд в другую местность, в том числе за границу; приобретение подложных документов; изменение внешности, вплоть до косметической операции; тайное проживание у знакомых и т. п.

Практика показывает, что чаще всего встречаются три мотива уклонения от ответственности:

1) страх перед наказанием (свойствен либо первичным, в том числе случайным, преступникам, либо тем, кого ожидает очень суровое наказание, например, пожизненное лишение свободы).

Уместно добавить, что мотив страха способен вызвать две противоположные реакции; бегство от правосудия и раскаяние и явку с повинной («Пусть уж накажут поскорее»). Что лежит в основе таких колебаний мотивации? Очевидно, особенности личности субъекта (смелость, сила или слабость воли, трусость, а также моральные и ценностные установки);

2) стремление воспользоваться результатами преступления. Ясно, что если крупный расхититель в результате сложных операций завладел миллионами или миллиардами, то сесть в тюрьму и расстаться с ними означало бы, что вся его деятельность была бессмысленной. Поэтому он всеми путями стремится уклониться от ответственности, хотя бы до той поры, пока не «отмоет» (легализует) украденное богатство;

3) намерение продолжать преступную деятельность. Такой мотив поведения характерен для воров-карманников, мошенников, шулеров. Оказаться за решеткой — значит прервать привычный для них промысел и образ жизни. Большей частью уклонение от наказания им удается. Достаточно сказать, что вор-карманник в крупном городе или на транспорте в среднем совершает до 25 краж в месяц, а задерживают его, опять же в среднем, один раз в два года. Легко подсчитать, сколько раз ему между отсидками удавалось уклониться от уголовной ответственности. Явка с повинной или деятельное раскаяние таким людям даже не приходят в голову.

Отбывание наказания. На этой стадии у осужденного появляется возможность в течение более или менее продолжительного времени оценивать свое прошлое поведение и раздумывать о будущем. Среди прочего оцениваются и переоцениваются мотивы совершенного преступления и формируется мотивация на будущее.

Процессы эти весьма противоречивы. С одной стороны, часть осужденных испытывает чувство раскаяния в содеянном. По наблюдениям юристов и психологов, уже в суде признают себя виновными 55—60% подсудимых. Однако это не всегда откровенные заявления. «Фактическое раскаяние, полное и глубокое самоосуждение, угрызения совести — крайне редкое явление для всех категорий преступников».

Даже раскаявшись в душе, далеко не всякий осужденный решится сказать об этом другим заключенным. Большинство лиц, лишенных свободы, предпочитают не распространяться о своих преступлениях и, тем более, о переживаниях. К этому надо добавить, что заключенным приходится поддерживать отношения сразу с двумя категориями лиц: администрацией и осужденными, а это не просто и требует изворотливости, а лучше — молчания.

С другой стороны, есть лица, которым болезненно необходимо самоутверждение. Часто они, бахвалясь, приписывают себе то, чего и не совершали. Это и «воры в законе», и психопатические личности, которых в местах заключения немало.

С этими двумя позициями — раскаяния и бахвальства — связана и так называемая атрибуция ответственности, т. е. приписывание причин, вызвавших преступление, самым различным факторам и лицам. Статистика показывает, что различные категории преступников ведут себя в этом смысле по-разному. Например, 63% осужденных за корыстные преступления вообще не отвечают на вопросы о причинах своих действий. Насильственные преступники более чем в 80% случаев обвиняют в случившемся других лиц, в основном потерпевших. «Искажение ситуации служит своеобразной формой самооправдания и является предпосылкой формирования противоправной мотивации». Впрочем, эта мотивация (скорее, мотивировка) уже обращена в прошлое.

Вот ее расшифровка (основанная на показаниях осужденных за убийство):

— защита своих прав, самооборона — 30%;

— помощь другим, защита справедливости — 20%;

— стремление урегулировать отношения, месть обидчику — 22%;

— состояние опьянения и возбуждение — 10%;

— желание напугать, случайность — 18%.

Что касается назначенного судом наказания, то оно, как правило, расценивается осужденными как несправедливое, слишком суровое. Понятно, что «различные формы самооправдания формируют искаженное видение жизни, ситуации, самого себя, принося утешение и облегчение субъекту, но утешение носит иллюзорный характер, ибо житейские проблемы… отнюдь не снимаются». Не новость, что тюрьма вряд ли способна исправить человека. Этот тезис подтверждается и исследованиями психологов. Даже «повторное наказание при осуществлении какого-то действия не лишает непреодолимого желания прибегать к нему снова и снова». Лишь в том случае, если то или иное действие или предмет не удовлетворяют больше какую-либо потребность, субъект начинает терять к нему всякий интерес.

Этим, между прочим, объясняются некоторые особенности мотивации и поведения лиц, отбывших наказание. Во-первых, сохраняющийся десятилетиями довольно высокий уровень рецидивной преступности (до 30 и даже 40%) объясняется тем, что преступная деятельность уже после отбывания наказания продолжает удовлетворять интересы субъекта, во-вторых, очевидно, что появление новых жизненных перспектив для лица, освобожденного из мест заключения (хорошая работа, решение жилищных проблем и т. п.), способно кардинально изменить направленность его доминирующей мотивации, придать ей позитивный характер. Решение этих вопросов — основная задача индивидуальной профилактики, которой посвящается следующая глава.

* * *

Если подвести итоги рассмотрения вопроса о причинах, механизмах и результатах борьбы мотивов, то можно выделить два центральных фактора, играющих в этом процессе основную роль и в конечном счете определяющих характер действий субъекта.

Это, во-первых, приоритетность той ценности, которая является для потенциального преступника самой важной. Как уже упоминалось, эта ценность может быть позитивной, негативной или этически и юридически нейтральной (деньги, власть, авторитет, карьера, дружба, любовь, спокойная совесть и т. д.).

Во-вторых, при рациональном осмыслении субъектом той ситуации, в которой он находится, действует принцип: ожидаемая выгода должна превышать возможные потери. Еще древние полагали, что «преступник — плохой счетчик»: ведь ему явно выгоднее сохранить свободу, а то и жизнь, чем рисковать ими, например из-за сомнительной перспективы обогащения. Но эти соображения применимы, подчеркну еще раз, именно для рациональной оценки положения дел, а она, как не раз уже было сказано, в преступном поведении встречается не часто.

Достаточно привести один пример. Большинство из нас, скорее всего, полагает, что свобода — несравнимо большая ценность, чем деньги, но у крупного мошенника может быть совсем иной подход. Он готов отбыть 7—8 лет лишения свободы (или даже больше), если после освобождения получит все украденные миллиарды, хранящиеся в иностранном банке. Сейчас ему, допустим, 40 лет. А в 50 он будет еще не старым олигархом. Вот, кстати, почему определенное лобби так упорно боролось за то, чтобы Государственная Дума не восстанавливала конфискацию в УК РФ. И ведь добилась своего! Хотя конфискацию вернули в УК, но она не распространяется на экономические преступления! Воруй, да не забывай «отмывать» украденное: после отсидки все к тебе вернется!

Итак, оба этих фактора: субъективная ценность желаемого блага и преобладание выгоды над возможными потерями — по существу предопределяют, какой из мотивов, конкурирующих (борющихся) в сознании субъекта, победит. Знать это необходимо как для правильного понимания причин совершаемого преступления, так и для предупреждения преступной деятельности. К последнему вопросу мы и перейдем в следующей главе.

Психологические особенности явления

Если вас интересует определение мотивационной борьбы в человеке, то это столкновение интересов. Когда в личности, наряду с одними желаниями появляются диаметрально противоположные.

В какой-то момент произошло возникновение побуждения и постановка цели, но на пути решения задачи встретилась преграда, с которой человек не смог справиться. Мы ежедневно сталкиваемся с подобными примерами, а наиболее частой преградой, перед которой так сложно устоять, можно назвать желание отдыхать.

Хочу создать свой интернет-магазин, но не сегодня. Дел на работе было уйма, пойду лучше посмотрю телевизор. Решил выучить английский язык, но друзья позвали посидеть в баре. С завтрашнего дня начну заниматься спортом по утрам. Ой, нет. В интернете пишут, что погода будет плохая. Поставлю будильник как обычно.

Мы привыкаем следовать сиюминутным порывам, в следствии чего падает склонность к дисциплинированности и заставить себя следовать принятому решению становится все сложнее с каждой новой поблажкой.

Виды мотивов

Классификация мотивов – сложная задача, потому что побуждающих к действию обстоятельств множество. В различных направлениях и школах психологии имеются свои классификации, да и в отечественной науке нет единого мнения по этому вопросу. Наиболее распространенным и наиболее важным является выделение 4 групп мотивов.

Внешние и внутренние мотивы

Эти два вида мотивов много значат не только в выборе средств и путей достижения цели, но и в проявлении индивидуальности личности.

Внутренние мотивы – это обстоятельства, связанные с самим человеком и с его отношением к деятельности. К внутренним мотивам относятся интересы, увлечения, потребность в положительных эмоциях и стремление избегать негативных, желание повысить самооценку, выполнить свой долг, проявить любовь и заботу к близким и т. д.

Внутренняя мотивация довольно устойчивая, так как изменения в нашем мировоззрении, в сфере интересов и убеждений, в отношениях к окружающим происходят постепенно. В приведенном выше примере, когда школьник ставит своей целью хорошо выучить урок, к внутренним мотивам относятся следующие: интерес к предмету, желание получить новые знания, повысить самооценку, испытать удовлетворение от хорошо сделанного дела.

Внешние мотивы связаны с обстоятельствами, не зависящими от человека и находящимися вне его и сферы деятельности, на которую влияют. Это может быть общественное мнение и капризы погоды, профессиональные обязанности и желание получить более высокую оплату труда или избежать наказания. Если стремясь лучше выполнить задание, ученик ориентируется только на оценку или на поощрение взрослых, если надеется, что успех позволит ему выпросить у родителей нужную ему вещь, то это работает внешняя мотивация.

Психологи считают, что в жизни человека внешние мотивы играют важную роль, так как для нас очень значимо поощрение или порицание общества. Эти мотивы нередко более действенны, чем внутренние, и их легко использовать для управления человеком. Однако, с точки зрения развития и совершенствования личности и продуктивности деятельности, внутренняя мотивация предпочтительнее. Например, творчество связано почти исключительно с внутренней мотивацией.

Положительные и отрицательные мотивы

Мотивы, так же как и потребности, связаны с эмоциями. Во многом именно стремление переживать положительные, приятные чувства и избегать неприятные руководит нами при выборе того или иного варианта действий. Мотивы избегания страха, тревоги, боли, наказаний и т. д. относятся к отрицательным, а те, что связаны с желанием получить удовольствие, наслаждение, радость – к положительным.

Психологи до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу того, какой вид мотивации более эффективен. Действительно, страх может быть очень сильным стимулом, так же как и стремление избежать переживаний физической и душевной боли. Отрицательные мотивы могут побуждать человека к преодолению препятствий на пути к намеченной цели, заставлять трудиться до изнеможения или терпеть общение с неприятными людьми. Но они разрушают человеческую личность, уничтожают достоинство и чувство самоуважения. В то время как положительная мотивация способствует повышению самооценки, дает позитивный стимул к развитию личности.

Мотивация достижения успеха

Среди разнообразных мотивов, которые управляют нами, в последнее время особенно популярной стала мотивация успеха. Связано это с пониманием успеха как значимой жизненной ценности. Успех престижен, он привлекает не только сопутствующими ему материальными благами и чувством личного удовлетворения. Главное в успехе – общественное признание, повышающее социальный статус человека.

Казалось бы, потребность стать успешным человеком есть у всех, но на деле на пути к успеху возникает много препятствий, которые кажутся непреодолимыми. Основное из них – отсутствие мотивации, того энергетического импульса, который сдвинул бы человека с привычного уютного места, заставил бы выйти из зоны комфорта и поддерживал в нем желание двигаться к цели, преодолевая препятствия.

Если у вас есть такая проблема и вы не идете к цели, а нерешительно топчетесь на месте, то спросите себя: «Зачем?» Зачем вам эта цель? Что вы хотите получить, достигнув вершины? Если вы не услышали от себя внятного ответа, то, может быть, вам и не очень нужна эта цель, и лучше поставить другую? Или все же более серьезно поразмышлять и найти те скрытые мотивы, что могут стать источником вашего движения?

Причиной проблем с мотивацией успеха может стать отдаленность цели. Она вроде бы и привлекательная, но теряется в такой необозримой дали, что кажется недостижимой. В этом случае нужно разбить путь на сравнительно небольшие отрезки и поставить промежуточные цели. Двигаясь от одной к другой, вы обязательно достигнете успеха.

Механизм спортивной психологии

Человеку можно внушить все, что угодно. А грамотное внушение творит чудеса. Спортсмен может добиться успехов силой мысли, поверить в себя, почувствовать себя героем, победителем и т.д. Поэтому необходимо понимать, насколько важен для человека тот, кто находится с ним рядом, кто вдохновляет его на успех и на достижение целей. Также важно как настроено его самовнушение.

Вы помните, когда побеждали в чем-то? В соревнованиях, в школьной олимпиаде или просто в споре? Вы помните это чувство превосходства? Так вот, задача спортивной психологии заключаются в том, чтобы сохранить это чувство, подкрепить его, совершенствовать, стимулировать на новые победы. Или, наоборот, помните проигрыш – второе место, третье, последнее? Можно подумать, что это разочарование принесет комплексы, нежелание продолжать заниматься этим направлением, апатию и расстройство. Здесь психологический подход совершенно другой: задача состоит в том, чтобы перенести проигрыш из внутренней составляющей спортсмена во внешний мир.

Заставить не считать это неудачей, а ступенью, возможностью, уроком, опытом, да как угодно. Не дать образоваться в голове устойчивой мысли, что все, что человек делает обречено на провал. В любом случае, необходимо верить в себя, верить, что можно добиться успеха даже после большого количества поражений. Главное — правильно придерживаться системы и следовать ее законам. Если что-то не получается, это не значит, что спортсмен плохой, это значит он делает что-то не так. Необходимо изучить, посмотреть закономерности, внести корректировки и двигаться к своей цели. Противопоказано считать себя слабаком и неудачником. Только настрой на победу и гармония внутри себя.

Борьбу с кибербуллингом и педофилами в интернете включили в новое пособие по ОБЖ

«Мы не пошли по пути создания этого пособия людьми, у которых педагогическая деятельность является основной, и сделали ставку на специалистов в практической сфере. Вторая особенность, которая отличает это пособие, эту книжку — это практикоориентированность. Мы старались помещать в эту книгу рекомендации, которые могут быть реализованы на практике, сместить акцент от предельно опасных явлений в сторону тех повседневных бытовых ситуаций, в которых мы находимся каждый день», — сказала она.

В пособии будет десять разделов, у каждого свой автор или группа авторов, специализирующихся на данной теме. «Помимо безопасности в быту, безопасности на транспорте, общественных местах, природной среде, кибербезопасности, знаниях о здоровье, там еще есть несколько разделов», — добавила представитель группы Кристина Колесникова.

Новое пособие по ОБЖ — первое в России, в котором правила оказания первой помощи законодательно определены Минздравом, отметил главный внештатный специалист ведомства по первой помощи Леонид Дежурный. Ранее же законодательных определений первой помощи не было вовсе.

«Первая помощь — это действия руками, это те действия, которые нужно проводить. Да, есть какой-то теоретический блок, но сейчас подход к преподаванию первой помощи направлен на то, чтобы именно практически обучать. Мы должны делать реанимацию, должны накладывать повязку — этому нельзя по картинке научиться», — подчеркнул он.

Говоря о разделе кибербезопасности, доцент кафедры социальной психологии МГУ Александр Рикель сообщил, что в него войдут правила борьбы с манипуляциями в интернете, кибербуллингом (травля в интернете). В интернете огромное количество педофилов, маньяков, «которые либо пытаются украсть деньги, либо мозги, либо контроль над устройством, но хуже всего — когда мозги, вот поэтому нужна гигиена, такая цифровая гигиена», добавил президент , занимающейся разработкой интеллектуальной системы мониторинга и анализа социальных медиа, Игорь Ашманов.

Новое пособие начнет тестироваться в октябре в 12 регионах России. По словам Кристины Колесниковой, оно является «предварительной ипостасью учебника» и после необходимых процедур, возможно, им станет. Кроме бумажной версии, также будет доступна цифровая.

В новость внесена правка (18:01 мск) — передается с изменением формулировки в 1-м предложении 4-го абзаца

Жизнь это борьба

Львиная доля будничной жизни – это борьба с самим собой и вредными привычками. Каждодневно людям доводится преодолевать себя в разных ситуациях. Не замечая, человек сам для себя создаёт сложности, с которыми ему приходится потом бороться. Например, если на вечеринке выпить лишнего с друзьями, то на следующий день очень сложно привести себя в форму.

Засидевшись за компьютером и отправившись спать за полночь, утром с трудом можно оторвать голову от подушки, виня себя за несоблюдение накануне режима дня. Стоит позволить себе переесть любимой вредной пищи, как впоследствии придётся бороться с лишними килограммами. Откладывая важные дела на последний момент, в последствие приходится болезненно решать жизненные вопросы. И таких примеров множество. Что же требуется делать, чтобы прекратить портить осознанно или неосознанно свою жизнь.

Для этого необходимо ответить на предложенные далее вопросы. Честные ответы позволят понять, в чём кроется причина того, что человек находит ненужные приключения и испытания, которые можно по жизни просто избежать.

Вопросы:

– какие проблемы часто появляются в жизни;

– чаще лжёте себе или другим;

– часто ли пытаетесь скрыться от проблем;

– какие поступки или действия не позволяют разобраться со своими проблемами;

– какой секрет скрываете.

Ответы позволят разобраться в себе и выявить острые проблемы своей личности.

Далее, отвечая на последующие вопросы, надо оценить себя по шкале от 1 до 5.

Утверждение 1 означает, что оно практически не относится к личности, а 5 означает, что сказанное полностью присуще личности.

Вопросы:

– я не разрешаю себе жить полноценной жизнью из-за низкой самооценки и страхов;

– я чувствую потребность быть постоянно правым, даже если это отталкивает других людей;

– у меня остались в прошлом нерешённые негативные ситуации или личные проблемы, поскольку не хочу с ними сталкиваться вновь;

– я завишу от некоторых людей;

– я имею физические зависимости;

– я не забочусь о себе (о физическом и эмоциональном здоровье);

– я не определился в своих главных ценностях;

– я лгу себе и окружающим;

– я не вижу, чем можно лучшим заняться в своей жизни;

– у меня постоянные финансовые проблемы;

– существуют трудности в общении с близкими, я непозитивен;

– мои интересы сосредоточены на моей персоне;

– не понимаю, почему у других всё в жизни удачливо, но не у меня;

– не чувствую сил, нет мотивации и желания изменить в лучшую сторону жизнь;

– часто чувствую усталость и перегруженность.

Интерпретация

Важно обратить внимание на ответы, которым была дана оценка в 4 и 5 баллов. Проанализировать, как описанные моменты проявляются в жизни.

Можно записать конкретные примеры. Надо подумать, что заставляет поступать именно так и почему те или иные ситуации имеют место в жизни.

Далее надо обдумать и записать, что можно сделать, чтобы негативные проявления жизни перестали присутствовать и как можно полностью избавиться от них. Если же привычки сформированы настолько, что самому не справиться, то следует обратиться за помощью к профессионалу. Например, психологические проблемы может помочь решить психолог, имея зависимости, следует обращаться к психиатру.

Но важно понимать: чтобы начать бороться с самим собой, нужно выявить причины, которые мешают стать таким, каким хочется.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: