Вы наверно когда-нибудь замечали взрослого человека, который ведёт себя незрело и могли подумать, чёрт возьми, что случилось с этим человеком, когда он начнёт действовать разумно и зрело! Это парадокс, потому что эмоциональная зрелость личности не связана с физической зрелостью, эти два явления являются разными полюсами. Эмоциональная зрелость не растёт вместе с вашим хронологическим возрастом и означает, что независимо от вашего возраста не гарантирована вам ваша эмоциональную зрелость.
Эмоционально зрелые люди, здравомыслящие люди, которые берут полный контроль над своей жизнью. Мягко говоря, они не ноют или не ищут виноватого, а думают о своей жизни и о той роли, которую они играют в жизни других людей. Эмоционально зрелые люди не ищут оправдания. Каждая эмоция, которую показывают эмоционально зрелые люди реальна. Они не пытаются усложнить свою и жизнь других людей. Достаточно сказать, что эмоционально зрелые люди ведут хорошо налаженную жизнь из-за их здорового взгляда на жизнь. Эмоциональная зрелость имеет много различных уровней. Ее начальный уровень включает в себя осознание своего влияния на собственную жизнь и ответственности за неё, и не обвиняя других в своих неудачах.
Далее человек начинает становиться честным со своими эмоциями, не проецируя идеалистические эмоции, а будучи уверенным в проявлении настоящих эмоций. Потом человек идет вверх в направлении достижения конечной эмоциональной зрелости, человек становится эмоционально открытым и не подавляет свои чувства.
Следующий уровень состоит в том, чтобы задача стала эмоционально решающей, которая может быть достигнута благодаря уважению собственных чувств. И, наконец, достигнув уровня эмоциональной отчуждённости, которая является прямым следствием истинного понимания эмоций, следовательно, отпускает все эмоции, будь то хорошие или плохие. Оставляя чувство удовлетворения и счастья. Как же достичь эмоциональной зрелости? Давайте рассмотрим концепцию эмоциональной зрелости личности, узнав больше о её чертах и способах работы над ней.
Эмоциональный интеллект – концепция
Эмоциональный интеллект, как и рациональный интеллект, можно измерять с помощью психометрических инструментов и выражать уровень социальной компетентности в форме, так называемого, коэффициента эмоционального интеллекта (EQ). В Англии наиболее известными тестами для изучения эмоционального интеллекта являются: MEIS – многофакторная шкала эмоционального интеллекта и MSCEIT – тест эмоционального интеллекта Майера-Салови-Карузо.
Термин эмоциональный интеллект появился в психологии сравнительно недавно: в 1990 году благодаря Питеру Саловей и Джону Майеру. Их концепция эмоционального интеллекта была модифицирована и популяризирована в рыночной версии Дэниелом Големаном – автором популярной книги под названием «Эмоциональный интеллект».
Как правило, эмоциональный интеллект можно понимать как набор способностей, обуславливающих использование эмоций при решении проблем, особенно в социальных ситуациях, или как определяющих его как совокупность способностей, обуславливающих эффективность обработки эмоциональной информации.
Как описывали эмоциональный интеллект П. Саловея и Дж. Майера? Авторы выделели четыре группы способностей и наборы навыков, из которых он состоит:
Восприятие, оценка и выражение эмоций:
- способность распознавать эмоции в своих физических и психических состояниях;
- способность распознавать эмоции в других людях и эмоциональные сообщения, содержащиеся в предметах, например, произведениях искусства;
- способность адекватно выражать эмоции и потребности, связанные с чувствами;
- способность понимать адекватные и неадекватные, реальные или фальсифицированные невербальные эмоциональные сообщения;
Облегчение процесса мышления с помощью эмоций:
- перенаправление мышления, расстановка приоритетов на основе чувств, связанных с предметами, событиями или другими людьми;
- пробуждение и имитация реальных эмоций для облегчения формулирования суждений и воспоминаний о чувствах;
- «пожинания» плодов перепадов настроения, чтобы учитывать разные точки зрения и уметь интегрировать разные точки зрения, созданные настроением;
- умение использовать эмоциональные состояния, чтобы помочь вам решить проблему или стимулировать собственный творческий потенциал;
Понимание и анализ эмоциональной информации, использование знаний об эмоциях:
- способность понимать связи между разными эмоциями;
- умение воспринимать причины и следствия чувств;
- способность интерпретировать сложные эмоции, комбинировать отдельные эмоций и даже противоречивые эмоциональные состояния;
- способность понимать и предсказывать вероятные эмоциональные последовательности;
Регулирование эмоций:
- способность открываться негативным и позитивным чувствам;
- умение контролировать эмоции, думать о них;
- способность сознательно вызывать эмоциональное состояние, уметь оценивать его ценность, полезность или игнорировать его;
- умение управлять своими эмоциями и эмоциями других.
Она не позволяет прошлому разрушать настоящее
Трудно не допускать того, чтобы наши эмоциональные раны из прошлого не оказывали влияния на то, кем мы являемся теперь. На самом деле, большая часть людей находится под гнетом своего эмоционального прошлого.
Существует мнение, что смотреть на прошлое это пустая трата времени. Прошлое ушло навсегда и надо чистить от его остатков свой внутренний мир. Иначе эта эмоциональная “грязь” с годами будет только накапливаться, создавая все увеличивающуюся в размерах гору эмоциональной боли.
То есть, это как будто у вас аллергия на пыль, и вы заметаете ее под ковер в гостиной, думая, что так она не повлияет на вас.
Если мы не уделяем достаточно внимания нашему жизненному и эмоциональному опыту, “не разобранные” воспоминания занимают место новых положительных эмоций и это мешает нам двигаться вперед.
Люди, достигшие определенной степени эмоциональной зрелости, способны правильно завершать этапы своей жизни. Хотя они и понимают, что это тяжелый процесс, который потребует немалых усилий. Другими словами, эмоциональная зрелость дает понимание того, что жить надо в настоящем, а не в прошлом или будущем.
Как развить эмоциональную зрелость?
Будьте дарителем.
Человек должен развивать в себе бескорыстие, чтобы достичь эмоциональной зрелости. Бескорыстное поведение внушает человеку чувство подлинности. Такой человек чувствителен к потребностям и эмоциям других людей, и не держат его оковы тщеславия.
Проницательность.
Человек должен стать проницательным, чтобы обрести эмоциональную зрелость. Мнения других людей, должны быть тщательно проанализированы, любая возможность улучшения себя должна иметь первостепенное значение.
Окружите себя позитивом.
Вы должны сделать сознательное усилие, чтобы быть в окружении позитивных людей. Тех людей, которые верят вас и честны с вами. Они могут многому научить вас, что вы можете применить вашей жизни.
Непредвзятость.
В современном мире практически каждый утверждает, что ему присуща непредвзятость. Это понятие стало красивым ярлыком. Хотя эта черта на самом деле есть у немногих. Все потому, что истинная непредвзятость взглядов — это умение признать, что вы можете ошибаться.
Многие из тех, кто считает себя непредвзятым человеком, на самом деле просто хорошо умеют слушать. Такие люди с радостью выслушают новые, революционные точки зрения и идеи. Однако они, как правило, отвергают их тут же. Это говорит об определенной ограниченности, которая не дает новым взглядам повлиять на их устоявшиеся убеждения о мире вокруг.
Когда вы будете делиться с ними новыми идеями и взглядами, они будут улыбаться и кивать вам. Вот только в их глазах не промелькнет и тени понимания. Эмоционального отклика не произойдет.
Эмоционально зрелые личности осознают себя и свои ценности достаточно хорошо. Именно поэтому они способны воспринимать все новое, не принимая и не отвергая моментально. Они являются хозяевами своего разума и с удовольствием выслушают все то, что кардинально отличается от существующего в их голове. Через какое-то время, они многое отбросят, но обязательно возьмут на вооружение самые ценные и лучшие идеи.
Они не заботятся о чувствах близких людей, если те им мешают
Для эмоционально незрелых личностей родные и близкие — инструмент для достижения личных целей. Они без зазрений совести манипулируют ими любыми, даже самыми гнусными способами. При этом им все равно, что испытывают их близкие, так как единственная личность, чувства которой их интересует, это они сами. Их не волнуют проблемы окружающих, почему они злятся, расстраиваются, плачут или испытывают тревогу. Более того, эмоционально незрелых личностей раздражают и злят разговоры с близкими людьми и обсуждение их эмоций. Им все равно, что их близким не хватает общения и поддержки. Они играют роль жертвы Эмоционально незрелые люди любят играть роль жертвы, когда им это особо выгодно. Принимая на себя эту роль, они сильно искажают реальность, игнорируя определенные события, или вырывают слова из контекста. Для них это еще один способ манипуляции. Такие люди часто выбирают себе партнеров, которые впоследствии будут испытывать зависимость от этих отношений, поэтому будут всеми силами пытаться держаться за них. Эмоционально незрелым людям это дает возможность разыгрывать драмы, закрепляя свое положение жертвы, которое позволяет им добиваться желаемого.
Эмоционально незрелые люди уверены, что мир вращается вокруг них. Поэтому прежде чем начинать строить с такими людьми отношения или создавать семьи, стоит тысячу раз подумать, стоит ли игра свеч. Такие люди будут использовать доброту своих партнеров в своих целях, чтобы получить желаемое. И вероятность того, что они повзрослеют — крайне низкая. Если все же по каким-либо причинам человек вынужден жить вместе с эмоционально незрелой личностью, ему необходимо научиться пресекать капризы и истерики, полностью игнорируя их. В таких отношениях партнеру придется взять на себя обязанность взрослого, который займется воспитанием эмоционально незрелого человека.
Рекомендации по управлению эмоциями
Чтобы научиться управлять своими эмоциями, определите к какому типу людей вы принадлежите:
Эмоциональный человек – тот, который не привык сдерживаться.
Таким людям необходимо научиться выпускать эмоции не на людей, а с помощью техник (гневное письмо – выплескивание на бумагу через написание, физическая нагрузка – сжигание эмоции через тело: бег, приседания, уборка дома, дыхательные упражнения и другая интенсивная деятельность).
Безэмоциональный человек – тот, который привык не замечать свои эмоции, подавлять их.
Необходимо учиться чувствовать и проживать эмоции, не подавляя их. Позвольте им проявиться.
Это шаг к узнаванию себя, знакомству с собой и принятию. А потом уже можно применять методы, описанные в пункте выше.
Когда вы отказываетесь от того, чтобы чувствовать свои эмоции, считая их плохими или, наоборот, стыдитесь того, что они слишком яркие, и вам кажется, что вас не поймут, вы отказываетесь от себя, не принимаете себя целостно.
Здесь вам поможет понимание, что появление эмоции — это рефлекс нашего тела, это природа наших клеток, привычка реагировать на раздражитель.
Это уровень животных инстинктов и импульсов. И это нормально.
А ваша задача, как осознанного существа, научиться управлять своими реакциями.
И действовать исходя не из спонтанного реагирования, а опираясь на свои чувства и интуицию, которые глубже и основательнее, а, значит, дадут больше устойчивости.
Попробуйте во время эмоционального всплеска обратиться к своим чувствам.
Почувствуйте, как вы любите свою дочь, сына, мужа, родителей и не хотите причинять им боль. Вспомните теплоту, нежность, которые испытываете к ним в благостные минуты.
А сейчас, это всего лишь кратковременный всплеск в силу каких-то причин.
Если вы понимаете, что необходимо провести воспитательные меры, то в чувственно-осознанном состоянии это будет гораздо эффективнее.
Так происходит процесс взросления, преображения и восстановления жизненных сил.
Отличие эмоций от чувств — мнение Алены Старовойтовой
Посмотрите это короткое видео, в котором Алена Старовойтова рассказывает, что отличает чувства от эмоций и почему важно сделать выбор в пользу чувств. Различие между эмоциями и чувствами
Watch this video on YouTube
Различие между эмоциями и чувствами
Watch this video on YouTube
Когда вы выбираете быть честными с собой, когда даете свободу вашим эмоциям проявиться, принимаете и прощаете себя, вы высвобождаете застоявшуюся энергию и даете ей новую жизнь в новом качестве.
Матрица развития
Усвоение новых ролей/навыков определяется универсальной матрицей развития, закладываемой на ранних этапах развития. Осознание и направленное использование этой стадийности процессов предложено Н. Пезешкианом и позволяет проводить терапию, осознанно развивать себя, отношения с партнером, социальным окружением и фантазией/духовностью. Эта матрица состоит из следующих пяти стадий:
- Наблюдение основано на способности переживать внутренний и внешний опыт как часть своей жизни. Эта способность берёт начало во вселенской идентичности младенца и описывается Морено как «стадия другого». Осознанное использование этой ступени предполагает способность к когнитивному овладению/осознанию и регулированию своего поведения в различных ситуациях и сферах своей жизни.
- Инвентаризация/понимание – стадия концентрация внимания на другом. Предполагает и развивает способность определять содержание, историю, динамику и возможности жизненных ситуаций. Обеспечивается аналитико-логическими ресурсами таких способностей как справедливость, точность, порядок, открытость умение видеть за эмоциональными проявлениями содержание конфликта.
- Ситуативное поощрение/приятие/мотивация – стадия превознесения другой части опыта, упуская из внимания всё остальное, включая себя, предполагает способность доверять и находить ресурсы, и создавать условия их использования за счёт поддержки и комбинации необходимых способов мотивации себя и окружающих.
- Вербализация/решение/действие – стадия активного помещения себя на место другого и апробация роли нового опыта. Способность принять на себя ответственность за достижение изменений. Открытость и честность, терпение и учтивость в разрешении конфликтов баланс открытости и осознанной ответственности за проявление эмоциональных реакций. Способность принимать решение.
- Расширение целей, перспектива – взаимодействие в новой роли с кем-то другим, способность видеть цель, прогнозировать результаты
Структура личности – множественность ролей
За свою жизнь человек усваивает, исполняет и развивает здесь и сейчас множество ролей. На основе этой простой идеи (Я.Л. Морено [3], А. Блатнер [7]) о том, что повседневное поведение — результат доминирования одной или нескольких из множества ролей, мы делаем ряд самоочевидных, на наш взгляд, допущений:
- Каждая роль имеет свою идентичность – восприятие, осознание и оценка человеком самого себя в разных областях жизни и в различных отношениях. 1.1. Идентичность проявляется в четырёх отношениях: «Я» (в роли) – в отношениях с собой, «Ты» — я (в роли) в отношениях с партнёром, «Мы» – я (в роли) в отношениях с другими/обществом…», «Пра-Мы» – я (в роли) в отношениях со смыслом и миром. 1.2. Каждое из этих отношений разыгрывается в четырёх областях, которые становятся местом (locus nascendi) и образом (status nascendi) действия: тело/сенсорный (физическое ощущение, внешний вид, двигательные и реактивные паттерны и т.д.), контакты/эмоциональный (открытость, способность ощущать ценность), достижения/логический (способность осознавать границы, принимать решения, планировать и осуществлять действия и т.д.), смысл/будущее/фантазийный (способность видеть связи, понимать значение, последствия и ощущать причастность).
- Каждая роль обладает своей компетентностью – способностью наблюдать, осознанно оценивать ситуацию, создавать энергию, принимать решения и конструктивно действовать, понимая смысл и последствия действий. 2.1. Источниками и способами применения энергии (спонтанности) для любой роли являются 4 основных потребности/способности развивающиеся последовательно в процессе взросления: а. потребность ощущения и признания факта собственного существования/способность принимать и чувствовать опору б. потребность любви – переживания единства, полноты существования и собственной ценности/способность любить [1] открытость, способность ценить себя и другого и чувствовать ценность. в. потребность познания, понимания/знания себя, других и целесообразности/способность познавать, понимать и уважать себя, другого, разграничивать своё и то, что принадлежит другим, соблюдать справедливость. г. потребность/способность понимания смысла и принадлежности к чему-то большему 2.2. Энергия создаётся в ответ на внешние и/или внутренние стимулы, соответствующие четырём видам потребностей/способностей. Стимуляция может быть а) спонтанной, не контролируемой и б) осознанной, индуцированной. 2.3. Энергия каждой роли проявляется в фантазии и в реальности. Степень соотношения в нутренней и внешней реализации зависит от условий возникновения роли и степени сознательного овладения ей 2.4. Новый опыт усваивается путём инверсии новой роли или её аспектов и таких феноменов как имитация, идентификация, проекция и перенос [3]. Универсальная матрица развития состоит из пяти последовательных стадий и закладывается на ранних стадиях развития. 2.5. Роли могут вступать в конфликт в любом измерении жизни (тело, достижения, контакты, будущее) и в любой области идентичности (Я, Ты, Мы, Пра-Мы)
- Эмоциональная зрелость характеризуется осознанностью роли (идентификация) и контролируемостью ролевого репертуара (компетентность), позволяющей активно выбирать роль адекватно ситуации и расширять спектр ролевого выбора.
Зрелая эмоциональная идентичность проявляется равномерным интересом, чувствительностью и активностью в четырёх областях жизни (тело, деятельность, контакты, будущее) и в четырёх типах отношений («Я»; «ТЫ»; «МЫ»; «ПРА-МЫ»). Рассмотрим стадии/области развития идентичности:
Стадия: первичной матрицы. Область: тело/чувства. Идентичность: физическая. Способность: обуславливающая, физическая
Обуславливающая (физическая) и две базовых (любить и познавать) способности пробуждаются к жизни базовой спонтанностью, иницируемой на этом этапе
доминантой выживания (питаться, расти, рождаться, дышать, переваривать и т.д.). Энергия активируется изменчивыми условиями жизни в утробе, рождением, сменой среды, первым вдохом, первыми внешними контактами (грудь, кормление, др.).
На этой стадии основой действия и научения являются ощущения и рефлексы2, закладывающие модель физических и психологических процессов. Это чистый тренинг
«здесь-и-сейчас» до появления навыков самонаблюдения, оценки и управления.
Пассивная потребность/способность этого этапа – жить и страх – не быть, не жить, не получать опыт жизни, отсутствовать в ней, уравновешиваются активным намерением/способностью – обретать опыт (развивать рефлекторные связи, позволяющие воспринимать пространство и время, формировать образы);.
Неуверенность относительного главного вопроса этой стадии по В. Франклу [4]:
«Я здесь, но могу ли я (как интегрированное существо) быть здесь?» – может быть результатом недостаточной поддерживающей физической стимуляции, отторжения, травматичного физического опыта (насилия, травмы) или другого расщепления и проявляться симптомами страха и психологическими проявлениями шизофрении.
Приняв своё существование, ребёнок учится принимать существование других, готовясь к переходу на следующую стадию. Благодаря такой готовности энергия, проявляемая тревогой, не чрезмерна и может быть успешно канализирована в русло адаптации.
Стадия: вторичной матрицы. Область: контакты/эмоции. Идентичность: эмоциональная. Способность: базовая – любить
По мере развития чувствительности и обретения ясности зрения ребёнок понимает, что его мир и мир матери не одно и тоже. Этот шок перехода от универсальной к дифференцировано универсальной (субъекты и объекты разделены) матрице идентичности активирует энергию эмоций как способ преодоления фрустрации разделения. Реальность совместного бытия заменяется эмоциональным единением. Отсутствие на этой стадии разделения между объектами фантазии и реальности позволяет активировать энергию не только реальными, но и виртуальными (фантазия) стартерами. Поэтому «Я»-идентичность интернализирует практически не фильтруя отношение родителей и других близких, включённых в реальность как модель самоотношения.
Основным инструментом создания энергии, приобретения опыта и научения на этой стадии являются ещё не осознанные и не названные эмоции первичных отношений которые моделируют будущие паттерны отношений с «другими».
На этом этапе пассивная потребность/способность – быть любимым и страх – не быть любимым, быть одиноким, не испытывать радость единства/объединения компенсируются активным намерением/способностью – любить;
Не внятный или отрицательный ответ на вопрос: «Достаточно ли я ценю свою собственную жизнь, чтобы насладиться всей её полнотой, делая то, что мне на самом деле хочется?» В. Франкл [4] считает причиной пограничных расстройств и депрессии.
Принятие своей ценности позволяет ценить спонтанные проявления других, демонструя искренний интерес и внимание. Такая открытость даёт чувство безопасности, позволяет запросить и использовать внешнюю помощь, когда дифференцированно универсальный мир, к которому он только что приспособился, распадётся на два.
Стадия: третичной матрицы. Область: достижения/логика
Идентичность: Интенционная/культуральная. Способность: базовая – познавать
2 для лучшего понимания этих механизмов рекомендуем обратиться к труду Л.М. Веккера «Психика и реальность. Единая теория психических процессов.» (2000 г.)
Следующий критический переход к осознанию отличия реальности от фантазии, к расщеплению до сих пор неделимого внутреннего мира вызывает сильную тревогу и, в то же время, предоставляет возможность наблюдать себя, в своих действиях и чувствах, называть и запоминать, а значит – вспоминать и интегрировать опыт различий и чувств. Появляется способность понять причинно-следственные связи и предсказать последствия, осознанно направлять свою активность на достижение чего-то приятного и/или избежание неприятного, создавая энергию ясных намерений
Основным инструментом создания энергии на этой стадии являются слова, мысли, образы, ассоции и логика. Пассивная потребность/способность этого этапа – быть понятым и получать соответствующее отношение и страх – не быть понятым, ошибиться, потерпеть поражение и неудачу нейтрализуются активным намерением/способностью – понимать других и относиться к ним в соответствии с этим пониманием;.
В.Франкл [4] называет эту стадию духовной, мы скорее склонны назвать её культуральной, т.к. она отражает природу именно групповой, культурной идентичности (социально обусловленная шкала ценностей и оценок, устремлений и дисциплины действий). По Франклу [4], неотвеченность вопроса: «Есть ли у меня право быть таким, какой я есть, хорошо ли это для других, какова моя роль и ценность в обществе?» – проявляется истерическими чертами, возможно расстройствами личности и тревогой.
Самоуважение, доверие к своим намерениям и решениям даёт возможность уважать других людей (с их иным опытом, видением, стилем принятия решений и действий) и доверять им. Это позволяет задать себе вопрос о смысле, который вряд ли может быть самостоятельно распознан, сформулирован, приоритезирован и решён, если отсутствует социальная осознанность, приятие, самоуважение и открытость.
Стадия: зрелости. Область: будущее/интуиция. Идентичность: Духовная. Способность: спонтанность развитая в креативность (осмысленное творение)
Если все три способности адекватно активированы и развиты, первичная спонтанность осознаётся и проявляется как креативность: способность интегрировать, идентифицировать, понимать взаимосвязь и динамику, принимать решения и поддерживать энергетически их выполнение. Энергия этой стадии создаётся вдохновением3, видением и мужеством доверять им и принимать на их основе решения.
Пассивная потребность/способность – быть определённым (идентифицированным кем/чем-то большим, более значимым, чем сам индивид), быть наделённым смыслом и перспективой и страх бессмысленности преодолеваются на этой стадии активным намерением/способностью – осознать, понять и определить общий и частный (собственный и других) смысл, ощутить вечное/вселенское/духовное одиночество.
Отсутствие ответа на вопрос: «Что изменит в этом мире моя жизнь? Для чего я живу? С чем большим и великим я связан?» – В. Франкл [4] ассоциирует с симптомами зависимости (как компенсации недостатка собственного смысла заимствованным).
Развитию осмысленности способствуют выбор и действия, основанные на ценностях, причастность к объединённой идеей группе, движению религии. Осознание смысла несёт радость гармоннии и единства с миром, возможность свободного действительно творческого развития в сотрудничестве с другими и самой Вселенной.
Гипотетически обретение смысла способно модулировать развитие нижестоящих стадий/способностей. Известны случаеи, когда примитивно развитые люди и целые народы, обретая смысл, изменяли свою жизнь, демонстрируя миру вдохновляющие
3 термин «вдохновение», похоже, даёт нам некоторое представление о человеческой природе.
примеры раскрытия потенциала, заложенного в самой природе человеческого существа.
Внутренняя и внешняя стимуляция в спонтанном и осознанном разогреве
Столкновение внутренних потребностей (нервные импульсы, эмоциональные нужды, сознательные желания, спонтанные и интегративные/духовные потребности) сталкиваются с условиями внешнего мира(среда и время, отношение/ чувства других людей, ожидания других, законы вселенной/ценности) приводит к стрессу, мобилизующему ресурсы организма, создающему энергию для приспособления.
Встречаясь с реальностью, ребёнок связывает все события со своими спонтанными действиями логикой: «я причина всего». Образовавшийся в результате комплекс действие-результат, удовлетворяющий основные нужды/потребности будет воспринят как желательный и наоборот. Так, на основе соотношения степени удовлетворения выстраивается модель шкалы приоритизации/оценки/предпочтения действий/результатов. По мере развития, возрастает способность осознанно создавать энергию на основе принятых решений (см. табл. 1).
Таблица 1. Примеры спонтанного и осознанного создания энергии
СПОНТАННЫЙ, НЕ КОНТРОЛИРУЕМЫЙ РАЗОГРЕВ | ||||
Тело/сенсорный | Контакты/ эмоциональный | Достижения/ Логический | Будущее/ фантазийный | |
Внутренни й | Голод | Стремление к эмоциональном у единству | Стремление быть понятым | Не осознанные ожидания |
Внешний | Отсутствие еды | Безразличие | Не понимание | Новая ситуация |
ОСОЗНАННО ИНДУЦИРОВАННЫЙ РАЗОГРЕВ | ||||
Внутренний | Идея здорового питания | Активная эмпатия | Осознание и разьяснение | Гибкое планирование |
Внешний | Диета и режим приёма пищи | Дружба | Обсуждение | Ролевая игра |
Созданная энергия реализуется в зависимости от соотношения и осознанности внутренних и внешних стимулов в четырёх основных областях (табл.2):
1. Конструктивная модель – компенсация, адаптация, аутентичность, равноправие/сотрудничество
Сбалансированность нормальной внутренней стимуляции адекватной внешней стимуляцией (поощрение/ фрустрация) со стороны базового окружения приводит к преимущественно адекватному и осознанному самомотивируемому поведению, соответствующему ценностям и устремлениям индивида, направленному на развитие его самого и его отношений с действительностью. Такое поведение характеризуется способностью в равной степени видеть, понимать, ценить и принимать во внимание внешние требования и внутренние потребности, заключать взаимовыгодные соглашения.
2. Деструктивная модель – гиперкопенсация, доминирование/конкуренция
Если недостаточная внешняя стимуляция (реакции поощрения/подавления со стороны базового окружения) не способна уравновесить нормальную или аномально высокую внутреннюю стимуляцию, формируется тенденция игнорировать внешние условия, нужды и ожидания, ведущая к гиперреакции в тех случаях, когда реальность не
Таблица 2. Реакции и идентичность в 4-х основных моделях
Конструктивная | Деструктивная | Зависимая | Дефицитарная | |
Реакции | ||||
Тело | нежность, осознанная свобода, пластичность, комфорт | симпатические реак- ции, аллергии, астма, неугомонность, быстрая речь, панические атаки | Парасимпатически е реакции, хронические заболевания, истеричность | фетиго, апатия, депрессия, аутизм, снижения метаболизма и реакций |
Достижения | проактивность, понимание, учтивость, открытость, честность | гиперрационализаци я, подавляющая активность, работоголизм, действия ради действий | реактивное поведение, лень, отсутствие независимой инициативы, безответственност ь | амбивалентность, безинтентность, бездействие |
Контак-ты | любовь, | Конкуренция, | зависимость, | безразличие, |
уважение, | подавление, | конкуренция, | ощущение | |
сотрудничеств | гиперреактивность, | манипуляция, | эмоциональной | |
о, поощрение. | эксплозивность, | виктимизация | опустошённости | |
агрессия. | ||||
Смысл | этичность, осмысленность и видение, креативность | компульсивность, фиксированность, непостоянство, фанатизм | чувство вины, амбивалентность, драматическое несчастье | индефферентност ь, бесполезность, обречённость, безвыходность |
Идентичность | ||||
Я | «Я – цельный, ценный, осознанно активный и органичный в развивающемс я мире» | «Я – господин, который должен доказать и сохранить свою целостность и ценность вопреки этому миру, поняв и покорив его» | «Я – жертва мира, целиком зависящая от провидения, выживающая и оправдывающаяся » | игнорирование своих интересов и/или отрицание их значимости |
Ты | свои интересы учитываются наравне с интересами партнера | Игнорируются и подавляются интересы партнера | свои интересы игнорируются в пользу партнера, ему же передаётся ответственность | игнорирование и/или отрицание интересов партнера, и значимости партнёрства |
Мы | Интересы группы влияют на решения, и могут определять их | – интересы группы игнорируются или рассматриваются как конкурентные | интересы и оценки группы предпочитаются совоим интересам и суждениям | игнорирование своих и общественных интересов |
Пра-мы | Осознанная система ценностей и осмысленность опрделяеет все действия. | Сиюминутные желания предпочитаются долгосрочным перспективам | неуверенность в своих ценностях компенсируется фанатичным следованиям чужим смыслам | отрицание смысла и целесообразности своего существования и реальности |
соответствует ожиданиям. Такие мало осознанные проявления заряжены больше энергией внутренних конфликтов, нежели реальным отношением личности и действительности. В отношениях это приводит к соглашениям типа «ВЫИГРАЛ- ПРОИГРАЛ».
3. Зависимая/пассивная модель – гипокомпенсация/конкуренция
Избыточная внешняя стимуляция (поощрение/ подавление) со стороны базового окружения подавляет спонтанность, что приводит к капитуляции, ощущению себя жертвой, зависимому (от сильно заряженных внешних отношений/конфликтов)
/реактивному поведению, построению отношений по типу «Проиграл-Выиграл».
4. Дефицитарная модель – истощение, декомпенсация
Дефицит намерений и ргии может быть вызван 1. физическим расстройством внутренней стимуляции и рефлексии; 2. истощением спонтанности под воздействием недостаточной внешней стимуляции (поощрение/подавление) со стороны базового окружения, регулярных амбивалентных и/или фрустрирующих реакций/стимулов; 3)
«параличом» спонтанности под воздействием шокирующего события/ряда событий. В этом случае человек не может распознать, понять, ценить и реализовать ни свои, ни чужие интересы, формируя соглашения типа «Проиграл-Проиграл».