Как организовать жизнь для ребенка с ментальными нарушениями в самоизоляции — советы для родителей


Почему проблемы детей в современном обществе стали такими острыми?

Спросите у своих родителей про проблемы отношений в их семье — и с огромной долей вероятности вы услышите, что у них ничего такого не было. А правда ли это? Конечно, нет. Наши мамы и папы зачастую закрывали глаза на мелкие обиды, не придавали значения разногласиям друг с другом. Психологические проблемы детей, ребенка — если таковые обнаруживались — замалчивались, о них не было принято говорить в обществе. А психологи еще 20-30 лет назад воспринимались как какие-нибудь шарлатаны.

Только в последние годы о проблемах детско-родительских отношений в современной семье заговорили во всеуслышание. Причиной стало то, что новое поколение родителей научилось анализировать свои поступки и поведение детей. Тогда-то и оказалось, что сложности существуют, да еще и в немалом количестве! Как психолог, я назову те проблемы с ребенком, которые чаще всего встречаются лично в моей практике.

Психология ребенка

Распространенные проблемы в поведении детей

Рейтинг 5

Рекомендации родителям о том, как справиться с проблемами в поведении ребенка

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Поделиться
  • Подписаться на новости

Иногда дети ведут себя ужасно: не слушаются родителей, спорят с ними и грубо отвечают на любое замечание, обижают своих сверстников на детской площадке, забирают вещи. Родителям приходится нелегко, когда их дети ведут себя подобным образом. Рассмотрим наиболее распространенные проблемы в поведении ребенка, и попытаемся выяснить, как их распознать и как с ними справиться.

Какое поведение считается нормальным?

Четкого определения «нормального» поведения не существует. Оно зависит от возраста ребенка, его характера, эмоционального развития и окружения, в котором он воспитывается.

В целом, нормальным можно считать поведение, допустимое для данного возраста, уровня развития в обществе и культуры. Даже если поведение не соответствует ожиданиям социума или культуры, его можно считать нормальным при условии, что оно нормально для соответствующего возраста и не приносит вреда окружающим.

Что говорит об отклонении от нормы

Если ребенок иногда впадает в истерику, спорит или кричит – это нормально. Но если такое поведение проявляется ежедневно – у родителей есть повод для беспокойства. Обратите внимание на следующие признаки, свидетельствующие о проблемах в поведении:

  • Ребенку трудно справляться со своими эмоциями. У него случаются эмоциональные вспышки по мельчайшему поводу.
  • Ребенок становится импульсивным. Он может ломать или разбрасывать вещи, кричать или проявлять деструктивное поведение другими способами.
  • Общительный ребенок вдруг замыкается в себе, пререкается и становится грубым без явной на то причины.
  • Ребенок часто лжет, ворует или забирает вещи, которые ему не принадлежат.
  • Плохое поведение в школе: драки, опоздания и прогулы.
  • Учащаются ссоры и конфликты со сверстниками, что влияет на его социальную жизнь.
  • Он не может сконцентрироваться на чем-либо, становится беспокойным, ленивым или рассеянным.
  • Сексуальное поведение ребенка не соответствует его возрасту.
  • Он оспаривает все ваши указания, нарушает установленные правила просто для того, чтобы позлить вас.
  • Ребенок наносит себе увечья или задумывается об этом. Высказывает мысли о самоубийстве.

С незначительными проявлениями подобного поведения можно справиться, изменив стиль воспитания или воспользовавшись помощью психолога. Но существует ряд проблем в поведении, справиться с которыми не так просто. Рассмотрим их подробнее.

Распространенные проблемы с поведением ребенка

Дети часто нарушают правила и бунтуют против общепринятых норм для того, чтобы посмотреть на реакцию окружающих. Так они узнают, какое поведение допустимо, а какое – нет. Для этого они используют следующие модели поведения.

Неуважение и дерзость

Когда ваша трехлетняя дочь дерзит вам – это может показаться смешным. Когда дочери уже 7 лет, на все ваши просьбы она говорит «нет» и переходит на крик – это начинает раздражать. Если не взять ситуацию под контроль, такое поведение может привести к постоянным спорам между родителями и ребенком. Как поступать в таких случаях.

  • Ребенок пререкается, но подчиняется вашим указаниям? Тогда не обращайте внимания на такое поведение. Игнорирование плохого поведения может быть довольно эффективной тактикой.
  • Если ребенок выполняет ваши просьбы, но при этом пререкается? В этом нет ничего страшного. Объясните ему, что чувствовать злость – нормально, но недопустимо разговаривать с вами неуважительным тоном.
  • В случае, когда ответная реакция ребенка угрожает окружающим или ему самому, следует быть внимательным к тому, что он говорит, и держать ситуацию под контролем.
  • Не реагируйте импульсивно. Дайте ребенку успокоиться и только после этого спокойно поговорите с ним. Объясните, какое поведение допустимо, а какое – нет.
  • Установите границы и объясните, что за плохое поведение ребенок понесет наказание. Не угрожайте, просто констатируйте факт, что в случае плохого поведения он не пойдет в кино или не получит мороженое.
  • Озвучьте свои ожидания по поводу желаемого поведения.
  • Подумайте о том, как вы ведете себя с ребенком или с другими людьми в его присутствии. Вы проявляете грубость или неуважение? В случае положительного ответа – подкорректируйте свое поведение.

Сквернословие

Испытывая злость, дети повышают голос и кричат. Если ребенок начинает сквернословить еще до того, как ему исполнилось 10 лет – это серьезный повод для беспокойства. Обычно дети кричат или ругаются, чтобы затеять спор с родителями или просто настоять на своем. В таком случае придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Убедитесь, что вы сами не используете бранную речь в присутствии детей.
  • Не допускайте сквернословия дома.
  • Четко объясните, что за подобное поведение его ждет наказание, и всегда придерживайтесь этой договоренности.
  • Если сквернословит ребенок младшего возраста – немедленно сделайте ему замечание. Объясните, что это плохое слово и люди не любят тех, кто его употребляет.

Вы по неосторожности употребили подобное слово в присутствии ребенка? Тогда немедленно извинитесь. Можно даже попросить ребенка напоминать вам, что это плохое слово, каждый раз, когда вы его произнесете.

Агрессивное или жестокое поведение

Испытывать злость – нормально для ребенка, да и для взрослого человека. Когда злость переходит в жестокое или агрессивное поведение – это свидетельствует об эмоциональных проблемах. Перепады настроения, расстройства поведения, травмы, импульсивность или фрустрации могут вызвать агрессию у ребенка. Иногда он может использовать агрессию в целях самозащиты.

Ребенок учится агрессивному поведению. Задумайтесь, какая эмоциональная обстановка окружает его дома.

  • Простейший способ отвечать на агрессивное поведение ребенка – накричать на него в ответ. Но этим вы покажете ребенку плохой пример. Дети учатся справляться со своими импульсами и эмоциями у своих родителей. Поэтому, вместо того, чтобы повышать голос, успокойтесь и успокойте ребенка;
  • Сопереживайте ребенку, принимайте его чувства, но объясните ему, что драться или кусаться недопустимо. Скажите: «Я понимаю, что ты злишься. Но драться и кусаться нельзя. Ни в коем случае!»
  • Объясните ребенку, что в случае агрессивного поведения он будет наказан. Предложите ему альтернативный вариант. Например, научите его использовать фразы «Я злюсь», «Мне это не нравится» вместо проявлений жестокости.

Показывайте ребенку хороший пример адекватного поведения и не применяйте физического наказания. Также поощряйте позитивное, неагрессивное поведение ребенка.

Ложь

Дети часто говорят неправду. Родители беспокоятся, уличая ребенка во лжи. Вы можете чувствовать себя преданными, уязвленными и даже сомневаться, сможете ли вы в будущем доверять малышу. Чтобы предотвратить ложь, придерживайтесь следующих советов:

  • Не воспринимайте ложь как знак личного неуважения. Посмотрите на ситуацию с точки зрения ребенка и постарайтесь понять, что заставило его сказать неправду.
  • Дети могут говорить неправду из-за страха, что за правду их накажут. Хвалите малыша за хорошее поведение. Так у него не будет необходимости говорить неправду.
  • Учите ребенка быть честным с другими на своем примере.
  • Установите наказание за ложь. Такая мера не должна обсуждаться с ребенком.

Буллинг

Буллинг – серьезная проблема, которая может приводить к эмоциональному и физическому насилию над жертвой. Дети используют буллинг, чтобы почувствовать собственную силу. Кроме того, таким способом дети решают свои социальные проблемы. Когда они не могут справиться со своими эмоциями, они прибегают к буллингу. Если вы обнаружили, что ваш ребенок замешан в этом, действуйте незамедлительно.

  • С ранних лет учите ребенка тому, что издеваться над другими – это плохо. Объясните, чем плох буллинг, кто такие хулиганы, приведите ребенку примеры. Например, вы можете сказать: «Хулиган – это человек, который обзывает других людей, издевается над ними или силой забирает их вещи».
  • Как можно раньше устанавливайте правила в доме. Скажите ребенку: «У нас дома издевательства над другими недопустимы» или «Издевательство над другими не сойдет тебе с рук».
  • Следите за поведением ваших детей. Если вы заметите, что старшие издеваются над младшими, немедленно пресекайте такое поведение.

Манипуляции

Родителям чрезвычайно сложно бороться с манипулятивным поведением. Дети часто ведут себя импульсивно, лгут или плачут, чтобы получить то, что они хотят. Если вы смотрите сквозь пальцы на плохое поведение ребенка, он понимает, что ему позволено так себя вести. Например, если малыш устраивает истерику, требуя конфету, и вы покупаете ему одну – это яркий пример манипуляции.

Говоря простыми словами, ребенок использует манипуляцию для получения власти. Но вы всегда можете сломать эту модель поведения и пресечь попытки манипуляций.

  • Будьте готовы к тому, что ребенок будет сопротивляться каждый раз, когда вы скажете ему «нет».
  • Дайте понять ребенку, что если вы говорите «нет» – это означает «нет». Объясните ребенку свою позицию, но не оправдывайтесь.
  • Не обсуждайте установленные правила. При этом постарайтесь понять позицию ребенка.

Низкая мотивация и лень

Иногда может казаться, что ребенка абсолютно ничего не интересует. Ни учеба, ни искусство, ни даже игры. Он отказывается принимать участие абсолютно во всем. Мотивировать ребенка – непростая задача, особенно, если он ленив и всегда находит оправдание своей лени. Если ваш ребенок испытывает трудности с мотивацией, следуйте таким рекомендациям:

  • Не показывайте беспокойства по поводу такого поведения. Поступая так, вы можете показаться слишком настойчивым и вызвать сопротивление.
  • Рассказывайте ребенку истории из своего детства, чтобы подбодрить его и мотивировать попробовать что-то новое.
  • Не заставляйте малыша заниматься чем-либо. Позвольте ему выбрать занятие по душе. Дети охотнее занимаются тем, что они выбрали сами.
  • Взгляните на ситуацию со стороны и подумайте, не оказываете ли вы давления на ребенка. Расспросите, что действительно его мотивирует. Посмотрите на ребенка как на самостоятельную личность и постарайтесь понять его интересы.
  • Помогите малышу найти способы самомотивации. Это более эффективный способ, чем мотивация извне.

Плохое поведение в школе

«Ненавижу школу» – такие слова родители часто слышат от своих детей. Отказ ходить в школу или выполнять домашнее задание приносит родителям множество хлопот. Такое поведение может иметь разные причины: буллинг, проблемы с учебой, бунт против общепринятых правил или тревога из-за отделенности от родителей.

  • Найдите источник проблем. Выясните, почему ребенок отказывается ходить в школу или делать домашние задания. Если у него трудности с учебой и усвоением материала, помогите ему наверстать упущенное.
  • Возможно, ребенку потребуется время, чтобы повысить успеваемость в школе. Изменения не происходят быстро.
  • Поощряйте позитивное поведение, но не пытайтесь его подкупить. Например, вы можете сказать ребенку: «Ты заслужил мороженое, потому что сделал домашнее задание без напоминаний».

Иногда справиться с плохим поведением ребенка бывает непросто. В особо сложных случаях обратитесь к психологу.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00

из 5 на основе
1
оценки.

Ссылки по теме:

  • ▶ Хорошее поведение – это не чудо, а навык
  • ▶ Плохое поведение с позиции позитивного воспитания
  • ▶ Сила акцента на хорошем поведении ребенка
  • ▶ Золотые правила отличного поведения детей
  • ▶ Больше статей о воспитании детей
  • ▶ Больше статей о психологии детей

Развитие ребенка 08.08.2017

Самые распространенные проблемы современных детей и их родителей

  • Родительская авторитарность

От чрезмерного давления со стороны матери или отца страдает огромное количество детей. Нам кажется, что ограничивая свободу детей, направляя их по жизни, мы помогаем своим сыновьям и дочерям не допустить тех ошибок, которые допустили сами.

  • Детское непослушание

О том, что их ребенок — непослушный или абсолютно неуправляемый говорит едва не каждая семейная пара. Сначала не слушается маленький ребенок, затем — подросток. Родителей это выводит из себя, так как рушится привычный уклад их жизни.

  • Противоречивое воспитание

Если один родитель балует ребенка и потакает всем его капризам, а другой держит «в ежовых рукавицах». В результате у ребенка формируется неправильное представление о семье. Он начинает думать, что мама — хорошая, а папа — плохой или наоборот.

  • Жестокость одного из членов семьи

Это наиболее серьезная проблема межличностных отношений в семье. Если один из родителей склонен к вспышкам гнева, применяет широкий спектр наказаний, то ребенок вырастает подавленным и запуганным.

  • Гиперсоциализирующее воспитание

Характеризуется зацикленностью родителей на успехах и неудачах их детей. В таких семьях вырастают люди с «синдромом отличника» — желанием сделать все идеально. Если результат не был достигнут, человек расстраивается, начинает винить себя, ударяется в жесткую, необоснованную самокритику.

  • Воспитание по типу повышенной моральной ответственности

Родители предъявляют к ребенку завышенные требования, не соответствующие его текущему возрасту.

  • Проблемы семейных отношений в неполной отцовской семье

Как следует из названия, встречаются в семьях, где отец с матерью находятся в разводе, либо родители расстались еще до рождения наследника. Ребенок может винить в этом расставании себя, а в более сознательном возрасте взять на себя роль отсутствующего родителя.

Как конструкторы помогают в социализации детей с ментальными нарушениями

Детям с инвалидностью непросто научиться общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Самый простой способ для освоения разных моделей поведения в обычной жизни — это детская игра. Есть много видов игр, которые не только доставляют удовольствие ребенку, но и становятся частью его реабилитации. Специалисты из ЦССВ «Юнона» рассказали, как обычная игра в конструктор может помочь ребенку с ментальными нарушениями.

Счетные палочки, кубики и мозаика

Детские конструкторы — это не только игра в известное «Лего». Смысл конструирования — собрать целое из частей. Для такой игры подойдут счетные палочки, строительный материал, мозаики, разрезные картинки, сборно-разборные игрушки, пазлы, пластмассовые и металлические конструкторы-механики, кубики с раскрашенными в разные цвета сторонами («Уникуб»), разнообразно разрезанные квадраты, круги и многое другое.

Частью игры с конструкторами могут быть наборы мелких игрушек, фигурок людей и животных, машинок. С помощью этих предметов дети учатся играть, общаться и взаимодействовать с разными предметами, а не только конструкторами.

В центре содействия семейному воспитанию «Юнона» с конструкторами играют около 70 мальчишек и девчонок начиная с двухлетнего возраста. Благодаря конструированию дети с инвалидностью начинают быстрее разговаривать, у них развивается пространственное и творческое мышление.

«У детей с ментальными нарушениями есть ряд особенностей развития. Они не соотносят реальные предметы с их изображением на схеме. Они могут использовать детали для конструирования не по назначению: перебирают, разбрасывают, грызут их. Либо пытаются бессознательно повторить за взрослым: нагромождают элементы конструктора друг на друга. Поэтому, чтобы научиться конструировать, им нужны специальные занятия», — отмечает Марина Козлова, воспитатель ЦССВ «Юнона».

Главная задача специалиста при этом — заинтересовать малыша конструкторами, помочь ему максимально раскрыть все свои возможности. Для этого педагог предлагает ребенку разные варианты игр и заданий. Во время игры малыш учится работе в команде, начинает выражать свое эмоциональное состояние и отношение к миру.

Развитие памяти и внимательности

Игры с конструкторами помогают ребенку с ментальными нарушениями воспринимать предмет, состоящий из частей, как единое целое. Он узнает и запоминает его свойства и форму, учится пользоваться инструкцией или чертежом. Первое время ребенок должен играть под присмотром взрослого, который помогает ему во всем разобраться.

«Дети учатся планировать свои действия, сравнивать свой результат с образцом конструкции. У них тренируется произвольное внимание и зрительная память. Готовые конструкции потом можно использовать и для других игр, речевых упражнений, как образцы для рисования и так далее. Готовые поделки используются как пособия на индивидуальных занятиях, в дидактических играх, на занятиях по формированию элементарных математических представлений», — рассказывает специалист.

Почувствовать себя дизайнером

На занятиях дети складывают как реально существующие, так и придуманные ими объекты. Они учатся находить одинаковые кубики, собирать их по одному цвету или одинаковой форме, создавать новые фигуры из имеющихся элементов, деталей, предметов.

«Обучив ребенка какой-либо игре, важно дать ему время для самостоятельного занятия с конструктором. Это позволит найти новые возможности для игры. Конструирование дает мощный толчок для интеллектуального развития детей с ментальными нарушениями. Воспитатель повторяет названия игры и ее деталей, разучивает с ребенком последовательность выкладывания и постройки знакомых фигур по образцу. Новые задания также выполняются по образцу. Воспитатель помогает ребенку осуществить его собственный замысел, дать название своей постройке. Большое внимание уделяется созданию игровой ситуации и общению детей во время игры», — рассказывает Марина Козлова.

Когда дети играют с конструкторами в группе, они видят применение своих поделок, учатся оформлять работу по цветам и форме на свой вкус. Так появляются задатки дизайнерского видения. Во время игры дети развивают не только мелкую моторику, но и учатся считать и разговаривать. Главное в этом процессе — регулярные занятия.

«Дети с ментальными нарушениями учатся проявлять дружеское расположение друг к другу, принимать и оказывать помощь, уступать. Знание названий конструкторов и их деталей, называние фигур и построек, соблюдение правил техники безопасности развивает у воспитанников возможности для учебной деятельности. Игра с различными конструкторами помогает воспроизводить элементы социума, что создает дополнительные условия для отработки разных социальных моделей поведения. А все вместе это способствует социализации наших воспитанников», — отмечает педагог.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Однообразные игры

Ближе к трём годам ребёнок играет в странные однообразные игры: выстраивает кубики в ряды, кружится на месте, потряхивая ручками. Может проявлять повышенный интерес к буквам и цифрам при явном отставании во всех остальных сферах: речевой, интеллектуальной, самообслуживании и т.д.

Практически нет элементов адекватной, обычной игры: накормить куклу кашей, уложить мишку спать, построить из кубиков «дом» (и обыграть эти ситуации. Потому что навязчивое стремление раз за разом строить дом, обрушивать его и строить снова, в одной и той же последовательности — изо дня в день — это тоже не очень хороший признак).

До трёх лет в норме все дети без организующей помощи взрослого почти не играют вместе, просто допускают присутствие других детей рядом, но если ребёнок не начал проявлять интереса к совместной игре и после трёх лет, а кроме того есть вот такие повторяющиеся и необычные игры, — это должно вас насторожить.

Причины возникновения проблем у ребенка

Часто психологические проблемы у ребенка (детей) возникают при отсутствии теплых, близких и доверительных отношений с ним. Также «трудными» дети становятся, если родители требуют от них слишком многого: успехов в учебе, рисовании, танцах, музыке. Или если родители слишком бурно реагируют на шалости малыша, строго наказывают его. Следует отметить, что с трудностями в воспитании сталкиваются все семьи.

Ошибки, которые допускают родители в воспитании, позже могут оказать сильное влияние на жизнь человека. И не всегда удается их полностью устранить.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: