Кто автор метода мозгового штурма
Мозговой штурм придумал Алекс Осборн. У него была интересная и насыщенная жизнь. Он работал на стройке, посыльным, клерком, чтобы заработать на обучение. С 21 года он был полицейским репортером, продавцом, учителем. Следующая должность – помощник управляющего на заводе.
И вот, наконец, Осборн стал совладельцем крупной компании. В 1937 году он придумал метод мозгового штурма. До того, как рассказать о нем общественности, успешно применяла его 2 десятка лет.
Алекс Осборн назвал творение «brainstorming». Переводят слово по-разному. Это «неожиданная блестящая идея», «бредовая мысль», «отличный план» и т.д.
Что такое и когда используют
Вы наверное сталкивались с такой ситуацией, на работе или даже в жизни, когда нужно решить важную и сложную проблему.
А из идей – скучные шаблоны, которые уж точно не способны на утилизацию проблемы, разве что на маленькое улучшение ситуации. Так вот, как раз в таком случае Вам нужно использовать метод мозгового штурма.
Мозговой штурм – метод для генерирования идей, основанный на творческом подходе и интеллекте.
Теперь картинка начинает прорисовываться. Характерная черта метода и его главное преимущество – возможность найти нестандартный подход к решению задачи.
И именно поэтому, данный подход поможет оперативно найти выход там, где Вы его не видите. Области, где применяется метод мозгового штурма обширны.
И как, Вы уже догадались, что в процессе участвует не один человек. Например, это может быть: маркетолог, специалист по продажам, лояльный клиент, разработчик продукта, нескольких потенциальных клиентов.
Впрочем, состав подбирается исходя из задач. Но об этом я расскажу Вам чуть позже.
Преимущества и недостатки метода мозгового штурма
Как любая другая методика, мозговой штурм имеет плюсы и минусы. К плюсам относятся:
- Развивается творческое мышление.
- Всем участникам приходится проявлять активное участие в работе.
- Одна из задач мозгового штурма – раздвинуть рамки сознания.
- Участники взаимодействуют друг с другом.
- Технология мозгового штурма проста в применении, не требует наличия какого-либо оборудования или помещения.
Интересно, что мозговой штурм, как метод обучения, применим не только для взрослых. Часто его используют в школе и даже в детском саду. Он стимулирует творческую активность, активизирует учебный процесс, помогает детям формировать собственное мнение, взаимодействовать друг с другом.
Из недостатков выделяют:
- Как сказано выше, активно участвовать в обсуждении должны все участники группы. Но бывает так, что работает только пара человек. Остальные молча ждут, пока процесс закончится.
- Из-за обилия идей и решений мероприятие часто растягивается на несколько часов.
- Метод окажется неэффективным, если участники не умеют работать в команде, взаимодействовать друг с другом.
- Иногда опытные сотрудники пытаются стать лидерами в обсуждениях, подавляя менее опытных коллег.
Также во время мозгового штурма нужно соблюдать ряд правил. Их игнорирование сводит к нулю попытки найти решение проблемы или задачи.
Популярные виды мозгового штурма
Существует несколько видов мозгового штурма. Они отличаются техникой проведения, ролью участников, результатами.
Брейнрайтинг
В течение 15 минут члены команды записывают идеи, но вслух их не говорят. Листочек передается по кругу. Участники, прочитав предыдущее предложение, дописывают что-то свое. Главная цель – выдвинуть как можно больше предложений. При этом нельзя критиковать до тех пор, пока мероприятие не закончится.
Мозговая атака на доске
Доска размещается на видном месте. Как только в голову менеджера или другого сотрудника приходит идея, он записывает ее на лист бумаги и закрепляет на доске.
По-японски
Этот вид мозгового штурма создан японцами Кавакита и Кобаяси. По-другому называется «рисовым градом». Суть в том, что для решения задачи участниками используется одинаковый подход. Рабочий процесс состоит из нескольких этапов:
- На первом происходит выделение проблемы. Ведущий представляет детали и нюансы обсуждаемой темы. Участники записывают на отдельных листках бумаги свои мысли по решаемой задаче. Причем это делают так, чтобы каждый оставил запись на всех листочках. После нужно отобрать записи, связанные друг с другом, сдать их ведущему. Он прочитает вслух. Останется только придумать название для каждого набора. В нем должна отображаться суть проблемы.
- Поиск решений. Этап похож на предыдущий. Только на этот раз участники записывают идеи по решению проблемы. В конце их группируют в наборы. Каждому набору придумывают название, выражающее общую суть предложений. Цель этой части мозгового штурма – выделить конструктивные, подходящие к сложившейся ситуации идеи.
Мозговой штурм примеры из практики внутреннего тренера
Практический пример игровой техники из практики.
Задача стояла набросать идеи для системы мотивации. Поразмышляв, решила применить игровую технику для генерации идей.
Разминка
Группа участников разбивается на две части. Посадить подальше друг от друга, чтобы создать приватность.
Ведущий рассказывает сказку про кувшинчик и дудочку. Кратко и красочно, одну фабулу, делая упор на позиции:
- Девочка не хочет.
- Родителям нужно, чтобы девочка собирала.
Подготовить две карточки с надписью «родители» и «девочка».
Раунд 1
Первая группа будет «Родитель», вторая группа станет «девочка».
Ведущий задает вопрос участникам №1. Как вы уговорите, заставите, какими методами, девочку собирать ягоды?
Группа № 2 получает задание: Продумать как можно больше ответов на вопрос: «При каких условиях я, девочка, соглашусь собирать ягоды?»
Дается время обсуждения – 5 минут. Все ответы записываются одним из участников на лист бумаги.
Раунд 2
Команды меняются ролями. Тот, кто был «девочка» станет «родителем».
Раунд 3
Один участник из каждой группы записывает варианты ответов на разных флипчартах.
Обсуждение.
И здесь начинается взрыв эмоций, даже у самых сдержанных руководителей.
Приходит понимание, что если встать на место другого человека и по-другому взглянуть на вещи, то происходит озарение. Предлагаются не утопические, а рабочие варианты.
Скажу сразу, создается впечатление, что группе № 2 повезло больше. Сначала побыли в роли ленивого ребенка. Затем, уже с готовыми решениями (мыслями девочки), вжились в роль родителей.
Главный раунд
Но на этом процесс не заканчивается. Это была только разминка и «сдвиг парадигмы». Далее все возвращаются к текущим рабочим задачам и решают серьезные вопросы.
На повестке 2 вопроса:
- Роль руководителя. Как заставить работать результативно?
- Роль сотрудника. При каких условиях сотрудники согласятся работать результативно?
Вот здесь и меняются местами. Группа № 2 берет на себя роль руководителя. А далее работают по раундам.
Результат, полученный за 2 часа модерации, превзошел все ожидания. Были приняты решения, 90% которых легли в основу мотивации. Компания работает на этих условиях очень результативно. (Подробнее почитать про KPI)
Хороший эффект дают выездные мероприятия. Тимбилдинг, совмещённый с мозговым штурмом. Это идеальная картина. Люди, раскрепощаются, ведут себя по-другому, нежели в привычных стенах. Снимают оковы, и творческая энергия течет по-другому. Быстрее и эффективнее и креативнее.
Этапы классического мозгового штурма
Генерация идей методом мозгового штурма проходит в 3 этапа:
- Определение проблемы. Это предварительная подготовка к работе. В ходе нее участникам обозначают роли. Кто-то будет ведущим, кто-то помощником и т.д.
- Поиск решений. Этот этап можно считать самым главным. От него зависит результат. Для максимальной эффективности следует соблюдать некоторые правила. Во-первых, не стоит ограничивать фантазию. Придумывайте любые, необычные и даже абсурдные идеи. Во-вторых, высказанные предложения можно объединять между собой, улучшая их. И, в-третьих, нельзя оценивать или критиковать сказанное участниками.
- Третий этап – группирование и оценка идей. Часто его игнорируют. И это неправильно. Именно в этот момент выделяются подходящие идеи, весь процесс сводится к единому результату.
Успех всех этапов зависит от того, насколько согласованно умеют работать участники. Также важно их мнение относительно проблемы и путей ее решения.
Разновидности и основные техники мозгового штурма
Есть много вариантов классического мозгового штурма, построенных на его основных принципах. Они включают дополнительные методы, процедуры, игры, инструменты, оборудование и технологии, которые используются для организации и стимулирования участников. Лидер должен рассмотреть и сравнить различные методы мозгового штурма, выбрать лучший и применить его к конкретной ситуации. Факторы, определяющие специфику ситуации: 1. Основные характеристики проблемы: сложность, уровень неопределенности и новизны, нечеткость определения, неоднородность, динамика. 2. Особенности группы: размер, неоднородность, уровень развития и квалификации, статус и возраст членов группы. 3. Ситуация мозгового штурма: характеристики помещения, наличие необходимого оборудования, специальных бланков, карточек, постов, ручек, листов бумаги на флип-чартах или программного обеспечения.
I. Структурные и процедурные различия
Обратный (негативный) мозговой штурм.2. Комбинированный мозговой штурм. 2.1. Двойной мозговой штурм. 2.2. Обратный и классический (прямой) мозговой штурм. 2.3. Негативный — классический (прямой) — негативный мозговой штурм. 2.4. Челночный мозговой штурм.3. Мозговой штурм «генерация вопросов».4. Мозговой штурм с остановками «стоп-энд-гоу». 5. Метод Гордона (техника последовательного раскрытия).6. Мозговой штурм Роулинсона.7. Калейдоскопический мозговой штурм (KBS).8. Метод «Дерзких идей».9. Индивидуальный мозговой штурм.10. Брейнрайтинг.11. Индивидуальный брейнрайтинг.
II. Групповые методы мозгового штурма
Групповой брейнрайтинг.2. Брейнрайтинг с общим фондом.3. Метод галереи. 3.1. Мозговой штурм c постами. 3.2. Демонстрационный Мозговой штурм. 3.3. Брейнволкинг (мозговой штурм в движении).4. 6-3-5 Брейнрайтинг. 5. Игровой мозговой штурм. 6. Мозговой штурм с ограничениями.7. Круговой мозговой штурм и метод круглого стола. 7.1. Круговой мозговой штурм. 7.2. Метод круглого стола (письменная версия). — Версия «Один лист бумаги». — Версия «Стопки карточек». — Версия малых групп.8. Метод группового обмена. 8.1. Версия «Одна идея на одном листке». 8.2. Версия «Много идей на одном листе». 8.3. Метод «Книга идей».9. Метод номинальных групп.10. Массовый мозговой штурм. — Метод Филлипса 66.11. Ролевой мозговой штурм.12. Метод вращающихся ролей.13. Метод голубых листков.14. Метод пин-карт.15. Метод KJ (метод «кей джи»), «Диаграмма родового сходства». 16. Метод снежного кома.
III. Мозговой штурм комбинированный с другими известными методами
Кому доверить проведение мозгового штурма
От того, кто проводит мозговой штурм, зависит эффективность работы группы. Поэтому ставьте на эту роль лиц, умеющих мыслить креативно, аналитически, логически, а также правильно реагирующих на критику и замечания. Также важно, чтобы они пользовались авторитетом и уважением коллег. На лидера группы возлагается ряд обязанностей:
- Принимать решение о том, какой вид мозгового штурма нужен в данный момент.
- Собирать в группы участников.
- Определять проблему на этапе формирования идей.
- Обеспечивать условия, необходимые для активной работы каждого отдельного участника.
- Систематизировать, анализировать идеи.
Также лидер оценивает результаты мозгового штурма. Он принимает решение о реализации их на практике.
Возникновение и становление метода
Как и любая популярная методика, практика мозговой атаки или мозгового штурма обросла целым рядом легенд и мифов. Одна из подобных историй гласит, что еще во времена древних нормандских викингов существовала традиция собираться всей командой в центре ладьи с целью быстрого поиска выхода из критической ситуации и по кругу выражать свои идеи. Каждый из воинов, начиная с самых младших и заканчивая вождем, по очереди выкрикивал видение решения, а кормчий подводил итог и делал выбор. Представляется, что подобный «велосипед изобретался» в каждом поколении и в каждой нации, потому что правила его укладываются в логику обыкновенного здравого смысла в управлении людьми.
С развитием менеджмента как научной методологии многие управленческие средства стали закрепляться за авторами в видоизмененных интерпретациях. Особенно это ярко проявилось в американском научном творчестве прошлого столетия. Метод мозгового штурма – яркое метафоричное название инструмента коллективной активации креативного мышления, которое журналист, писатель и менеджер Алекс Осборн ввел в деловую культуру Запада в 40-50-х годах. Название техники «мозговой штурм» (Brainstorming), стало популярно сначала в Америке, затем в Европе. К слову сказать, данный метод коллективной генерации идей широко применялся в НИИ, КБ СССР, но его чаще называли методом мозговой атаки.
Фото Алекса Осборна, автора метода мозгового штурма
Правила мозгового штурма в советские годы несколько отличались от современных. Однако и темп жизни в научных учреждениях, особенно в период застоя, был ниже. Волею судеб в 80-х годах я присутствовал на одном из таких мероприятий, проводимого в КБ отраслевого института в сфере машиностроения. Два конкурирующих отдела работали над родственными проектными задачами. В одном из ключевых проектов возникла техническая проблема, с которой никак не могла справиться группа разработчиков. На техническом Совете КБ было предложено провести сборный семинар на тему «Повышение скорости разработки узла L с одновременным повышением качества выходных параметров агрегата М». Формой семинара была избрана мозговая атака.
Надо признать, что лучшие руководители советской формации прекрасно разбирались в тонкостях управленческой психологии и даже иногда педагогики. И именно социально-психологические закономерности деловых коммуникаций играли (и по сей день играют) ключевую роль для повышения креативности на совещаниях. Проводить мозговой штурм в тот момент был назначен ГИП по проблемной теме. Цели и задачам мероприятия он уделил первоочередное внимание. После их успешной формулировки с начальником отдела кадров был тщательно обсужден и подобран состав участников семинара.
Методика мероприятия предполагала формирование двух групп: генерации идей и их отбора. В первую вошли опытные и молодые конструктора, технологи из обоих отделов (численность – 10 участников), во вторую приказом были назначены три члена научно-технического совета и два заместителя руководителя института. В назначенное время на семинар были приглашены участники группы генерации. Прозвучал доклад одного из ведущих конструкторов по ходу ОКР и возникшим затруднениям. Затем слово взял ГИП. Очень доступно и спокойно он изложил, что сейчас коллегам предстоит высказать свои мысли о том, какое решение ускорит проектирование без потери качества изделия. Было наложено табу на любого рода критику.
На следующем этапе началась дискуссия без критических замечаний, которая продолжалась один час. Выступали вразнобой, все высказываемые идеи протоколировались секретарем. Назначили пятиминутный перекур, во время которого обсуждение обрело более острый характер, возросла активность неформальных лидеров коллектива, возник спор. Постепенно дискуссия перешла в комнату проектировщиков. ГИП мягко, но твердо направил выступающих, напомнив ключевую проблему, цель и задачи семинара. Так прошло еще 30 минут мозгового штурма. Всего было сгенерировано около 40 предложений, они анонимным списком легли на стол ведущему. ГИП подвел итог семинара и поблагодарил присутствующих за участие.
Через день собралась группа оценки идей. Мозговой штурм был продолжен на новой фазе, значительно спокойнее, чем предыдущий этап. Члены группы пришли уже подготовленными с пометками на полях заблаговременно предоставленных им списков. Один из заместителей директора сделал предложение по критериям отбора идей, и полемика сначала развернулась вокруг этого вопроса. Когда же он был улажен, дискуссия и голосование прошло быстро и продуктивно. Что обратило на себя внимание в тот момент? Было ощущение, что процедура затянута и слишком медленная, но результат оказался весьма добротным, а решение эффективным.
Можно ли проводить мозговой штурм онлайн
Существует мнение, что личная встреча – лучший вариант для проведения мозгового штурма. Но на практике доказано, что общение через Skype, на форумах или в чатах не менее результативно. А порой дает и больший эффект. Почему так происходит? Есть несколько причин:
- Многие стесняются участвовать в обсуждениях. Спокойная же обстановка при мозговом штурме онлайн располагает их к созданию необычных, уникальных идей.
- Предложенные решения сразу фиксируются.
- В чате или на форуме члены рабочей группы могут высказываться одновременно.
- Этот метод проведения мозгового штурма требует минимум затрат.
- Полученные идеи и решения легче обработать.
Правила для проведения эффективного мозгового штурма
Как сказано выше, эффективность мозгового штурма во многом зависит от соблюдения правил его проведения. Их всего 10:
- Обязательно нужна подготовка. Ее начинают за пару дней до начала мероприятия. Это дает участникам возможность заранее изучить проблему и найти варианты ее решения.
- В мозговом штурме должно участвовать как можно больше людей. Много участников – много идей.
- Поставленная перед рабочими группами задача должна быть досконально изучена. Это поможет увидеть ее суть. Участники будут настроены на одну волну. Не возникнет недопонимания, противоречий.
- Всем, кто участвует в мозговом штурме, нужно делать записи. Чаще всего эту обязанность возлагают на ведущего. Но он тоже человек, что-то упускает или не замечает. Поэтому лучше, если участники также будут делать пометки.
- Это правило смело можно назвать самым главным – не критикуйте. Не стоит осуждать, даже если сказанное человеком кажется глупостью, абсурдом. Может быть, это предложение после доработки и улучшения реализуется в жизни. Помните: критика может отбить у человека желание продолжать обсуждение. А этого допустить нельзя.
- Если вы участник, предлагайте больше вариантов. Не стесняйтесь. Озвучивайте все приходящие в голову мысли. Делайте это даже тогда, когда кажется, что лучшее предложение уже прозвучало.
- Для получения идей привлекайте к работе дополнительных участников. Пусть это будут посторонние люди или сотрудники, которые не принимают участия в мероприятии.
- Объединяйте идеи между собой. Особенно удачен этот совет, если предложения сделаны людьми разного ранга, специальностей, должностей.
- Чтобы информацию было удобнее воспринимать, пользуйтесь плакатами, схемами, досками.
- Смоделируйте ситуацию, в которой все пойдет не так, как хотелось бы. А теперь подумайте, как повернуть ее в свою сторону? Найдите дополнительные варианты. Подготовьте себя к такому повороту событий психологически и морально.
Соблюдать эти правила мозгового штурма нужно всегда, независимо от сферы. Это может быть работа, личные и семейные отношения, бизнес. Уделите время организации процесса. Учтите его нюансы и особенности. Так вы найдете выход из любой ситуации.
Этапы проведения мозговой атаки на уроке
- Создание банка идей. Примерное время проведения 10 – 15 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.
- Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.
- Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.
Примеры мозгового штурма
Представьте себе судно, на котором нужно перевезти железорудный концентрат. Транспортировка вызывает массу проблем, поскольку груз ведет себя как жидкость. При качке или крене судна он перетекает с одной стороны на другую. Участникам мозгового штурма нужно устранить этот недостаток.
Ведущий напоминает команде о том, что нельзя критиковать высказанные идеи. 6 специалистов выдвигают варианты решения проблемы:
- Насыпать груз до края. В этом случае перетекать ему некуда.
- Прижать концентрат большими щитами.
- С помощью перегородок разделить трюм на несколько частей.
- Забрызгать пенополиуретановой жидкостью. Так делают при перевозке зерна.
- Мочить груз, а после заморозить его.
- Намагнитить.
- Под груз подложить подушку. Накачать ее воздухом. Она поднимется и плотно прижмет концентрат к потолку.
Участники перечисляют десятки идей. В согласии с правилами, останавливать их нельзя. Но ведущий предлагает перейти к следующему этапу – критике. Здесь в разговор вступает аналитик. Путем обсуждений команда понимает, что идея со щитами и перегородками не подходит. Предложение использовать подушки с воздухом тоже. Их придется накачивать с помощью бортового компрессора. Все вместе оборудование будет слишком тяжелым.
Наиболее подходящей оказывается «магнитная» идея. Участники предлагают развесить магниты по периметру трюма в виде гирлянды. При необходимости их можно включать и выключать.
Поиск по категориям
Мозговой штурм (англ. – brainstorming) — популярный метод группового взаимодействия, используемый для решения как образовательных, так и бизнес задач. Техника мозгового штурма направлена на спонтанное генерирование большого количества идей для решения какой-либо задачи/проблемы.
Этапы подготовки к проведению мозгового штурма (МШ):
1. Постановка задачи/проблемы, которую необходимо решить. Проблема должна быть сформулирована кратко и по существу. Если проблема слишком большая, то фасилитатор МШ должен разбить ее на краткие составляющие. Если же вопрос не может быть сформулирован кратко и не может быть разбит на составляющие, то мозговой штурм не является приемлемым методом решения такой проблемы.
2. Составление списка участников мозгового штурма. Фасилитатор МШ составляет панель участников. Наиболее продуктивна группа из 10 или чуть меньше человек. Кто должен входить в состав панели участников:
— Участники, уже посвященные в проблему/задачу
— Участники, которые знакомы с родственной проблемой
— Один «собиратель идей», который фиксирует все предложенные идеи.
3. Составление и рассылка информационного письма участникам МШ. Письмо должно содержать название сессии, решаемую проблему, время, дату и место проведения МШ. Проблема должна быть описана в форме вопроса и нескольких прилагаемых к нему примеров идей. Примеры идей используются во время МШ, когда генерация новых идей зашла в тупик или перешла в другое русло. Информационное письмо рассылается участникам заранее, чтобы они могли подумать над проблемой до МШ.
4. Составление списка мотивирующих вопросов. Во время проведения МШ креативность может снизиться. Тогда фасилитатору следует стимулировать активность мотивирующими к дальнейшей генерации идей вопросами. Примеры вопросов: «Можем ли мы объединить эти идеи?», «Можем ли мы посмотреть на проблему с другой стороны?» и т. д. Список таких вопросов лучше всего составить перед началом МШ.
Этапы проведения МШ (работа с идеями):
1. Перечисление идей без оценки реальности их воплощения. На этом этапе фасилитатор представляет проблему, ставит простые вопросы в русле решаемой проблемы, а также обеспечивает безопасную среду для высказывания идей. Если идеи не поступают, то фасилитатор использует мотивационные вопросы и примеры своих идей для обсуждения.
2. Оценка идей с точки зрения их важности и вклада в решение проблемы. Каждая идея должна быть понята участниками. Для этого участники тщательно объясняют суть своих идей и их ценность для решения поставленной задачи.
3. Категоризация собранных идей. На этом этапе похожие идеи формулируются в одну идею, а абсолютно нереальные/не важные идеи удаляются. Оставшиеся идеи должны быть четко сформулированы, поняты каждым участником и внесены в финальный список идей.
Основные правила МШ:
1. Фокус на количество: это означает, что в процессе МШ должно быть выработано как можно большее количество разнообразных идей с прицелом на то, что чем больше их будет, тем больше вероятность найти среди них наилучшее решение. «Количество порождает качество».
2. Сдерживание критики: во время МШ любая критика должна быть сведена к «нулю». Вместо этого, участники должны быть сфокусированы на добавлении новых идей, оставив критику для следующей оценочной стадии.
3. Разрешение необычным идеям: необычные идеи также должны быть внесены в список идей. Они порождаются взглядами с новых/других сторон и часто на их основе рождаются самые лучшие решения.
4. Объединение и улучшение идей: лучшие идеи могут быть объединены в другую, еще более лучшую, идею (по типу «1+1=3»). Такое правило стимулирует создавать идеи посредством ассоциаций.
Определение журнал HRbazzar