«Умное» будущее российского ЖКХ: интеллектуализация под вопросом


Механизмы психологической защиты личности

В 1894 году данный термин ввел Зигмунд Фрейд. Первое упоминание о психологической защите встречается в его работе «Защитные нейропсихозы». Далее понятие применялось Фрейдом в ряде других исследований, направленных на описание борьбы «Я» и болезненных мыслей и аффектов.

Психологическую защиту связывают с трансформацией системы внутренних ценностей личности, которая помогает устранить травмирующие моменты. На нашем сайте вы можете также прочитать о функциях, выгодах и недостатках психологических защит. Ниже кратко описаны самые распространённые.

Виды психологической защиты

  • отрицание– искажение мировосприятия. Человек не принимает информацию, которая его тревожит. Такой способ формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно воспринимать происходящее;
  • вытеснение – считается универсальным способом освобождения от внутреннего конфликта. Происходит за счет выключения из сознания непозволительного мотива или неприятной информации;
  • проекция – заключается в неосознанном переносе на другое лицо личных чувств, желаний и влечений. Как правило, человек не хочет себе в них признаться из-за свойственной им социальной неприемлемости;
  • идентификация – перенесение на себя желаемых, но недоступных чувств и качеств, которые присущи другому человеку. В детском возрасте идентификация является простым способом овладения этическими нормами и правилами социального поведения;
  • рационализация – обманное толкование человеком своих желаний, поступков. В действительности они могут быть вызваны причинами, признание которых означало бы потерю самоуважения;
  • замещение – представляет собой смену направления действия с недосягаемого объекта на доступный. Такой прием не приводит к желаемой цели, хоть и позволяет снять напряжение за счет переноса активности в иное русло;
  • отчуждение – своеобразное обособление сознания от негативных факторов. Неприятные эмоции блокируются, стирается связь между эмоциональной окраской и событием;
  • подавление – подразумевает исключение из сознания сущности травмирующего события и эмоций. Данный механизм используется для сдерживания чувства страха, проявление которого недопустимо для позитивного самовосприятия;
  • регрессия – является своеобразным возвращением в случае проблемной ситуации к ранним или более незрелым формам поведения («я — ребенок, и вы должны мне помочь»);
  • интроекция – подразумевает символическое включение в собственный образ другого человека или объекта. Прием прямо противоположен проекции. Играет значительную роль на этапе раннего развития личности и является основой усваивания родительских ценностей и идеалов;
  • компенсация – представляет собой бессознательную попытку преодоления реальных или мнимых недостатков. Осуществляется посредством настойчивого самосовершенствования, стремления к достижению результатов;
  • реактивное образование – представляет собой процесс подмены неприемлемых для сознания побуждений, желаний и чувств. Это происходит путем вырабатывания и акцентирования внимания на противоположном отношении к ситуации или поведении.

Рационализация и интеллектуализация

Поскольку рационализация теснейшим образом связана с т. н. интеллектуализацией, то для того, чтобы при обсуждении различных аспектов работы рационализации иметь в виду эти связи, лучше представить механизм интеллектуализации уже сейчас.

Под интеллектуализацией понимают совокупность психических процессов осознания, понимания и вербализации (словесного выражения) человеком собственных переживаний, мыслей, конфликтов и диссонансов, взаимоотношений с другими людьми и т. п., в целом -содержаний своей психической активности. Ведущей целью этого сложного процесса является овладение внутренней и внешней реальностью, установление контроля над ними. Целью интеллектуализации является превращение собственных конфликтов и других эмоционально насыщенных проблем в нейтральную, чисто умственную задачу. В процессе интеллектуализации познавательное содержание конфликта или другого переживания изолируется от его эмоционального аспекта. Человек начинает говорить о своей личностно значимой проблеме так, как будто она чужая забота и его по существу мало касается.

В отличие от рационализации, в процессе интеллектуализации выдвижение аргументов имеет сравнительно более логичный, «умный» характер. При рационализации же мы в основном имеем дело с видимой, ложной логикой — с психологикой.

Еще Анна Фрейд подробно изучила те интеллектуализации, которые используются подростками и юношами в пубертатном периоде их развития. ПО ее мнению, подросток и юноша используют подобную умственную работу для того, чтобы справиться со своими конфликтами. Когда конфликты влечений описываются с помощью представлений и суждений, индивид получает возможность их осознания и установления контроля над ними.

Для успешного осуществления процесса интеллектуализации необходимо уже иметь достаточно высокий уровень интеллектуального развития. В свою очередь, систематические интеллектуализации способствуют дальнейшему умственному развитию личности.

Однако возникает вопрос, который мы могли бы задать при рассмотрении каждого из защитных механизмов, а именно: почему личность выбирает именно этот механизм и посему пользуется им именно в такой мере? Эта проблема пока не решена окончательно. Пытаясь ответить на данный вопрос, как справедливо отмечал еще Гайнц Гартманн, следует учесть, что способность к научению и мышлению являются независимыми от инстинктов и защитных процессов функциями. (Правда, можно говорить только об относительной независимости интеллектуальных функций от инстинктов и защитных процессов).

Согласно Анне Фрейд, интеллектуализация инстинктивной жизни является одним из самых ранних достижений человеческого Я. Интеллектуализацию эта исследовательница считала не просто активностью Я, но и его неотъемлемой частью.

Интеллектуализация — это тот защитный механизм, с помощью которого стремятся избавиться от тяжких эмоциональных состояний и тревоги, вызванных стрессом и фрустрацией, путем обсуждения возникшей ситуации в качестве абстрактной проблемы. Подчеркиваются когнитивные аспекты фрустрации, предлагаются такие объяснения, которые, ослабив эмоции личности, позволяют ему действовать более осознанно и ясно.

Интеллектуализация и эмпатия

Можно считать, что эти два явления — эмпатия и интеллектуализация — находятся в обратно пропорциональных отношениях друг с другом. Это означает, что в межличностных отношениях чем больше индивид А пользуется адаптивным механизмом интеллектуализации, тем слабее его эмпатия с теми, кого эта интеллектуализация касается. Итак, предлагая правило обратной зависимости интеллектуализации и эмпатии, попытаемся проиллюстрировать его с помощью часто приводимого в литературе примера. Например, специалист по стрессу Т. Кокс пишет: «… врач может относиться к своему больному без эмоций, как к безликому случаю номер такой-то, как к типичному случаю стенокардии или чего-либо другого. Врач может контролировать свои собственные чувства, избегая слишком близкого контакта с больным или не принимая близко к сердцу его страдания. Профессионал — врач, психолог или медицинская сестра по этой причине не любят лечить тех, кто им эмоционально близок. В такой ситуации трудно сохранять бесстрастность». Интересные данные такого рода приводят Т. Шибутани, И. Харди и другие авторы. Член медицинского персонала должен сохранить психологическую дистанцию между собой и больным и не придавать переживаниям больного слишком большого значения, поскольку только при этом условии он сможет оказывать пациенту эффективную профессиональную помощь.

Подавление эмпатии с помощью интеллектуализации является способом психологической самозащиты.

Другим очень распространенным случаем интеллектуализации является следующий: человек, который потерял близкого родственника, спонтанно, но явно с целью смягчения своей душевной боли, начинает делать рассуждения о том, что покойный мог бы жить долго, поскольку он был счастливым человеком, или, наоборот, что смерть избавила его от страданий и других неприятностей этой жизни.

Одним из способов интеллектуализации в тех случаях, когда человеку удается выйти безвредным из опасной ситуации, является следующая словесная формула: «Удачно вышел из положения, могло быть и хуже».

Главное в интеллектуализации — это процесс образования понятий и их вербализация, т. е. словесного выражения тех понятий, которые порождаются в психике человека на основе его восприятий.

Вербализация может иметь место на различных уровнях в зависимости от того, как полно мы знаем предмет, для чего и для кого выражаем в словах его образ восприятия. Каждый предмет имеет несколько названий (например стол — это не только стол, но и мебель (предмет мебели), артефакт, предмет (вообще). В зависимости от ситуации, в которой происходит вербализация, мы выбираем то или иное название.

Однако для каждого предмета одно из его названий является главным, имеет как бы «высший статус». В вышеприведенном примере мы чувствуем. что главным именем предмета является слово «стол», поскольку оно полнее всего выражает его сущность (а вернее — наиболее привычное и ясное, устойчивое значение этого предмета в жизни людей). При вербализации возникает проблема выбора тех названий интеллектуализированных предметов, которые лучше всего подходят к актуальной ситуации и к тем целям, которые преследуются человеком. Следует отметить также, что использование лингвистических категорий не просто завершает процесс образования понятий, но и продолжает его, способствует формированию понятий, которое началось на нелингвистическом уровне.

Разновидности интеллектуализации

Интеллектуализация — это универсальный и многообразный механизм психологической самозащиты индивидов и групп. Она может выступать как в «чистом» виде, т. е. как собственно интеллектуализация, так и в виде рационализации, изоляции, отрицания действия и, возможно, в других вариантах. Поскольку в настоящей книге рационализация исследуется многосторонне и подробно, то познакомимся с остальными разновидностями интеллектуализации.

А. Изоляция. — Изоляция (isolation). — При изоляции человек воспринимает или вспоминает определенные события, но при этом эмоциональные его компоненты разделяет, изолирует от когнитивных, и подавляет их. В результате этого эмоциональные компоненты психического содержания едва осознаются и слабо переживаются. Идея (мысль, впечатление, событие) осознается так, как будто она относительно нейтральна и не представляет опасности для личности. Например, женщина рассказывает врачу, что еще девушкой была соблазнена взрослым мужчиной, но, рассказывая об этом, никаких эмоций не переживает. Она вспоминает некоторые моменты, связанные с совращением, но то, что случилось до и после этого, не вспоминает.

Подобные примеры показывают, что механизм изоляции проявляет свою работу различными образом. Изолируются друг от друга не только эмоциональные и когнитивные компоненты впечатления; такая форма психической самозащиты сочетается с изоляцией воспоминания от цепи других событий, т. е. в психике человека имеет место распад ассоциативных связей. По-существу изоляция приводит также к ретроградной и проградиентной амнезии, в результате чего воспоминания травмирующих чувств максимально ухудшаются. Воспроизводимое содержание выглядит «бесцветным» и не вызывает беспокойства и индивида. Крайние формы такой изоляции встречаются у невротиков (например, при неврозе навязчивости).

Бывает также, что воспроизводится только эмоциональное переживание, в то время связанное с ним содержание или проникает в сознание с опозданием, или же вообще не осознается. Примером такой изоляции является следующее явление, которое встречается у всех людей: после пробуждения со сна со сновидениями, человек имеет специфическое переживание (например, что соприкасался с чем-то таинственным), но никак не может сказать, каково было содержание сновидения.

Психоаналитик Норман Камерон заметил очень интересный подтип механизма изоляции: человек имеет реалистическое знание о чем-то (например — о сексуальной жизни), которое в его психике живет бок о бок с регрессивной, часто даже инфантильной интерпретацией. По определенным причинам эта ложная интерпретация не вытесняется, выступает как в сознании, так и в подсознательной сфере, хотя нередко и вызывает тревогу. Пациент действует так, как будто инфантильная ложная интерпретация верна, хотя на уровне сознания он все же знает, что это не так. Камерон приводит интересный пример: молодая женщина думала, будто после рождения ребенка у женщины все внутренности могут выпадать на землю. Она высказывала это мнение, даже не боясь, что станет предметом насмешек. Простое объяснение, что это невозможно, она приняла с поразительной наивностью. Ее беспокойство и другие симптомы исчезли, изоляция была преодолена.

Последствия работы механизма изоляции наблюдаются также в поведении людей, которые приговорены к смерти. Некоторые из них могут внешне как бы безразлично рассуждать о своей предстоящей казни. На самом деле их переживания, как мы полагаем, сложны и мучительны. Но в таких ситуациях у некоторых из них появляется своеобразное переживание, как будто все, что имеет место. происходит не с ними, а с другим человеком, а сами являются безразличными внешними наблюдателями. Это уже другой патологический механизм, известный под названием деперсонализации. Можно считать, что в состав этого комплексного механизма входит также изоляция.

Наличие в психике человека таких «островков» мысли оказывает влияние и на поведение: оно становится непоследовательным. Например, когда много раз человек разочаровывается из-за своей доброты, то он стремится вытеснить это свое качество и стремится действовать как строгий и недобрый человек. Но когда ку него ослабляется самоконтроль, он спонтанно совершает добрые дела. Поведение становится непоследовательным.

Б. Отрицание действия. — Отрицание совершенного действия (undoing) — другая разновидность механизма интеллектуализации. К этой категории принадлежат также т. н. очистительные ритуалы, очищающее (cleansing) поведение. Подобные ритуалы позволяют человеку освободиться от мучительных чувств.

Данный механизм можно иллюстрировать следующим примером, который мы заимствуем у Отто Феничела. Семнадцатилетний юноша переживает суровый конфликт из-за того, что практикует мастурбацию. Беседу с ним его пастор осуждает эту привычку и дает совет никогда не общаться с другим мальчиком, который мастурбирует. Пациент знал другого мальчика, который занимался этим и считал, что отказаться от этой привычки очень трудно. При встрече с ним он переживал неловкость. Вскоре он начал избегать встречи с ним, а встречаясь на дороге, сворачивал в сторону.

Этот маленький ритуал является примером отрицания (undoing). Этим способом пациент отвергает мастурбацию и очищает себя сразу после запрещенного контакта с другим мальчиком.

В. Атрибуция смысла абсурду. — Известному российскому специалисту в области психологии языка и речи приписывается следующая афористическая мысль: «Речь есть не что иное, как осмысление бессмысленного». Иначе говоря, люди нередко рационализируют абсурд, нелепицу, бессмыслицу. Это довольно распространенная форма интеллектуализации.

Интеллектуализация: как работает этот механизм психологической защиты

Интеллектуализация в психологии – попытка бессознательно уйти от чувств, абстрагировавшись от фрустрационных факторов. Данный механизм психологической защиты считается более сложной формой изоляции. Различие заключается в том, что человек признает наличие определенных чувств, однако обесценивает их силу или влияние.

Интеллектуализация очень полезна в случае с излишним эмоциональным потенциалом. Она позволяет сохранять логику соображений и не потеряться (например, под воздействием паники).

Чтобы устранить эмоциональные переживания, человек прибегает к помощи интеллектуальных ресурсов. Таким образом он заменяет переживание эмоции размышлением о ней и анализом (например, вместо настоящей любви – беседы о любви).

Другими словами, происходит нейтрализация чувств. Нередко человек с помощью подобного приема стремится оправдать свой «побег» от реальности.

Интеллектуализация в психологии: примеры защиты

Примеры реализации данного механизма наблюдаются в нашей жизни очень часто:

  • в рассуждениях о достоинствах и недостатках объекта любви в момент необходимости выбора;
  • избыточное разъяснение причин страха. При этом непосредственно чувство анализируется как бы отдельно от человека. Он может говорить вам о своих эмоциях без каких-либо интонационных и поведенческих подтверждений;
  • услышав от собеседника «я сержусь», произнесенное совершенно спокойным тоном, или «мне страшно» от человека, который продолжает пить чай, знайте – сработала психологическая защита интеллектуализация.

По сути, и мы с вами в этот момент пользуемся интеллектуализацией – пытаемся рассказать важную информацию сдержанным языком психологических терминов

Что такое интеллектуализация?

Интеллектуализация – психологическая защита, когда человек пытается отгородиться от переживаний путем абстрагирования от них. При изоляции человек просто пытается не чувствовать те эмоции, которые в нем возникают, а при интеллектуализации человек испытывает эмоции, просто пытается их обесценить, сделать менее значимыми, снизить их силу. Это он делает путем того, что начинает рассуждать о своих чувствах, о причинах их возникновения, как они протекают.

Ярким примером является то, что люди зачастую говорят и обсуждают любовь, но так ее никогда не испытывают. Человек может избегать любви путем того, что будет ее анализировать, искать четкое определенное данному чувству, а не просто испытывать ее.

С одной стороны интеллектуализация полезна, поскольку позволяет человеку снизить внутреннее напряжение, позволить более спокойно оценить ситуацию. С другой стороны, когда возникает явный перекос в сторону интеллектуализации, тогда искажается реальное видение ситуации. В принципе все виды психологических защит направлены на то, чтобы исказить реальность, что и позволит человеку более спокойно на нее реагировать.

Почему проблемы часто не решаются, а тянутся месяцами и даже годами? Человек все чаще не решает свои проблемы, а пытается от них убежать, передать на волю другим людям или сделать вид, что ничего не происходит. Но как показывает жизнь, даже такие уловки не действуют, и человек как сталкивался с проблемами, так и продолжает с ними сталкиваться.

Чтобы решить проблему, нужно перестать о ней думать, как о проблеме, необходимо перевести ее в задачу. Другими словами, вы прекращаете жаловаться и обсуждать то, что случилось, а задаетесь вопросом: «Что мне с этим делать дальше?». Что вы хотите получить по итогам выхода из ситуации? Как вы должны действовать, чтобы решить проблему? Именно такие вопросы нужно обдумывать. Но многие люди не решают задачи, а обсуждают проблемы, не желая их решать.

Чтобы перевести проблему в задачу, нужно ее обесценить. Вспомните, как раздраженно и поглощенно эмоциями и чувствами вы себя ведете, находясь в какой-то проблеме. Вас все раздражает, вы злитесь, обижаетесь и т. д. В этот момент вы полностью погружены в неприятную ситуацию. Но невозможно искать выход из ситуации, пока вы в ней находитесь. Пока чувствами и эмоциями вы погружены в проблему, вы не можете ее решить. Но стоит вам обесценить ситуацию, то есть прекратить о ней думать, как о ситуации, которая вас чем-то цепляет, раздражает, обижает, вы тут же успокаиваетесь, выходите из нее и можете найти решение проблемы.

Обесценьте неприятную ситуацию, то есть сделайте ее фактом, событием, которое вас не тревожит, не беспокоит, не задевает ваши чувства. Да, было. Да, произошло. Что ж, теперь надо думать, что делать дальше и к какому результату идти по выходу из этой ситуации.

Люди не могут решить своих проблем, потому что они в них находятся чувствами и эмоциями. Они раз за разом вспоминают, что неприятного с ними случилось, как они себя чувствовали, что переживали. Но стоит из этого события сделать факт, который произошел с вами, но ничего в нем особенного для вас нет, как тут же вы успокаиваетесь и даже находите выходы из проблемы. Застревают люди в своих проблемах, потому что раз за разом вспоминают о своих чувствах и переживаниях, которые они испытывали при этом. Но как только человек перестает вспоминать о своих эмоциях, а просто смотрит на случившееся как на факт, событие, которое нужно как-то решить, тут же проблема превращается в задачу. Обесценьте неприятную ситуацию или проблему, и тогда вы найдете выход из нее.

Примеры интеллектуализации:

  1. Человек оценивает достоинства и недостатки партнера, находясь в состоянии выбора.
  2. Человек рассуждает о страхе, который якобы испытывает.

Интеллектуализация проявляется в спокойном и безинтонационном рассуждении человека о своих чувствах. Если вы видите, что человек говорит о своей любви, при этом спокойно попивает кофе, или говорит о своем страхе, при этом спокойно клацая по своему телефону, тогда можно говорить об интеллектуализации.

Интеллектуализация сравнима с рационализацией (когда человек пытается логически объяснить какое-то явление) и противоположна аффектированию (бесконтрольному переживанию эмоций и их ярким проявлением).

Интеллектуализация – психологический вид защиты, когда человек фактически признает свои чувства, но не переживает их, а будто отдаляется, смотрит на них со стороны. В данном случае происходит искажение реальности, когда человек не в порой мере проявляет свои чувства, что искажает его реакцию на происходящее и приводит к неадекватному поведению.

Что такое интеллектуализация в психологии: подведем итоги

В статье мы подробно разобрали, что такое интеллектуализация в психологии: примеры ее работы, как она проявляется и к чему может приводить. Знание сути и механизмов работы этой и другой защит может помочь сохранению душевного спокойствия человека в различных дискомфортных ситуациях. Если он допускает мысль о своем несовершенстве и недостатках, то становится на путь преодоления возникающих противоречий.

Каждый человек использует в своей жизни различные механизмы психологических защит. Какие-то из них более “взрослые”, зрелые и приемлимые, какие-то менее. Если вам кажется, что разобраться самостоятельно не получается и хотелось бы получить профессиональную помощь, на нашем сайте вы можете записаться на консультацию психолога. Наши специалисты обязательно вам помогут!

Описание

Интеллектуализация считается более сложной формой такого защитного механизма как изоляция, однако если при изоляции человек обычно считает, что не испытывает изолированных им чувств, то при интеллектуализации он признаёт за собой некоторые эмоции (хотя часто недооценивает их силу и значение). Используя эту защиту, человек как бы переводит свои эмоции на абстрактный, интеллектуальный уровень, рассуждая о них как о неких теоретических понятиях, имеющих к нему некоторое отношение. Полноценное переживание при этом отсутствует.

Эта защита чрезвычайно эффективна, так как позволяет снижать зависимость собственного поведения от эмоций без полной потери информации об этих эмоциях. Поведение интеллектуализирующего человека в эмоционально насыщенной ситуации часто воспринимается как взрослое, зрелое, предсказуемое, и одобряется социумом. Это делает данную защиту довольно привлекательной для многих людей.

Однако и у интеллектуализации есть свои минусы. Как и любая защита, интеллектуализация всё ещё искажает восприятие реальности. Как уже упоминалось, интеллектуализирующий человек склонен недооценивать силу и значение своих эмоций. Кроме того, применяя эту защиту, человек теряет возможность полноценного переживания и, как следствие, дать адекватный эмоциональный отклик в ситуациях социального взаимодействия. Если человек имеет склонность использовать эту защиту повсеместно, во всех или почти всех эмоционально насыщенных ситуациях, у него, несомненно, возникают проблемы в близком межличностном взаимодействии, когда он блокирует таким образом проявления любви, нежности, симпатии, не может полноценно обсудить свои обиды, страхи и разочарования[1].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: