Тема 3.2. Межличностные и межгрупповые конфликты

Неотъемлемой частью современной жизни общества являются социальные конфликты во всем своем многообразии. Примеры конфликтов встречаются нам повсюду, начиная с мелких ссор и заканчивая международными противоборствами. Следствие одного из таких противоборств — исламский фундаментализм – рассматривается в масштабах одной из наиболее крупных мировых проблем, граничащей с угрозой Третьей мировой войны.

примеры конфликтов
Однако исследования в области специфики конфликта как социально-психологического феномена показали, что это достаточно широкое и сложное понятие, чтобы оценивать его однозначно с деструктивной точки зрения.

Понятие конфликта

Наиболее распространенными в научном знании считаются два подхода относительно природы конфликта (Анцупов А. Я.). Первый определяет конфликт как столкновение сторон, мнений или сил; второй – как столкновение противоположных позиций, целей, интересов и взглядов субъектов взаимодействия. Таким образом, в первом случае рассматриваются примеры конфликтов более широкого значения, имеющие место как в живой, так и в неживой природе. Во втором случае присутствует ограничение круга участников конфликта группой людей. При этом любой конфликт включает в себя определенные линии взаимодействия между субъектами (либо группами субъектов), которые перерастают в противоборство.

Способы разрешения межличностных конфликтов

Решение любого конфликта возможно благодаря одной из следующих стратегий участников:

  1. Уклонение и избегание. Способ предполагает отсутствие как уступок, так и настойчивости на своей правоте. Не помогает качественно разрешить ситуацию.
  2. Агрессивные межличностные методы разрешения конфликтов – это принуждение и противоборство. При их использовании побежденная сторона будет испытывать недовольство после затихания конфликта.
  3. Сглаживание и уступчивость. В такой ситуации партнерам важно сохранить имеющиеся отношения в ущерб реальному решению проблемы.
  4. Компромисс или сотрудничество. Это самый оптимальный вариант взаимодействия, при котором стороны пытаются найти пути выхода благодаря взаимным уступкам.
  5. Решение проблемы – идеальный сценарий, не предполагающий жертв со стороны всех участников. В реальной жизни встречается редко.

Структура и специфика конфликта

Основоположником конфликтной парадигмы в целом в гуманитарном знании считается Л. Козер. Одним из достоинств его теории является признание того факта, что существуют примеры конфликтов позитивного функционального значения. Иными словами, Козер утверждал, что конфликт не всегда представляет собой деструктивное явление, – существуют случаи, когда он является необходимым условием создания внутренних связей той или иной системы либо условием поддержания общественного единства.

примеры социальных конфликтов

Структуру конфликта образуют его участники (оппоненты, противоборствующие стороны) и их действия, предмет, условия/ситуация конфликта (пример – давка в общественном транспорте) и его исход. Предмет конфликта, как правило, тесно связан с потребностями участвующих сторон, за удовлетворение которых и происходит борьба. Обобщенно их можно объединить в три большие группы: материальные, социальные (статусно-ролевые) и духовные. Неудовлетворенность тех или иных значимых для личности (группы) потребностей можно рассматривать в качестве причины конфликтов.

Особенности межличностных конфликтов

Отличить межличностный конфликт от других видов противоречий можно по следующим характерным особенностям:

  1. Понятие межличностного конфликта применимо к непосредственному взаимодействию двух или более индивидов на основе столкновения или личных мотивов.
  2. Различные формы межличностного конфликта могут возникать из-за всего спектра известных причин от частных к общим.
  3. Такое противостояние считается своеобразной проверкой характера, темперамента, воли и других индивидуальных психических особенностей.
  4. Такая форма коммуникации отличается высокой эмоциональностью и охватом всех сфер отношений.
  5. Конфликты могут затрагивать интересы не только противоборствующих сторон, но и их окружение.

особенности межличностных конфликтов

Стадии развития межличностного конфликта

При любом как конструктивном, так и деструктивном противостоянии, наблюдается конкретная определенная структура межличностного конфликта. Она состоит из следующих стадий:

  1. Предконфликтная, то есть положение дел накануне.
  2. Завязка или инцидент. Это первое столкновение сторон по возникшему удобному поводу.
  3. Нарастание или эскалация конфликта. Она состоит из серии действий и ответных мер сторон.
  4. Кульминация или наивысшая точка накала страстей во взаимодействии. Она приводит к тому, что стороны осознают бессмысленность проведения враждебных действий и необходимость поиска пути выхода из сложившейся ситуации.
  5. Завершение. Может быть благодаря поиску сторонами решения кризиса или иным причинам.
  6. Постконфликт.

Поведение в межличностном конфликте

Во время активной стадии противостояния оппоненты могут выбирать приемлемые для себя способы поведения в межличностном конфликте. Это может быть:

  1. Насилие. Более слабая сторона в эмоциональном или физическом плане подчиняется оппоненту, который сильнее ее.
  2. Разъединение. Стороны прекращают общение и конфликт угасает до следующего столкновения.
  3. Переговоры и примирение. Это может быть как аргументированное принятие обоюдного решения, так и прекращение действий против оппонента всеми участниками. Тогда говорят о том, что противостояние самостоятельно утихает.
  4. Привлечение третьей независимой стороны для выхода конфликта на новый уровень.

поведение в межличностном конфликте

Примеры типологизации конфликтов

Как отмечает Н. В. Гришина, в обыденном сознании примеры конфликтов включают в себя достаточно широкий круг явлений – начиная с вооруженного столкновения и противостояния определенных социальных групп и вплоть до супружеских разногласий. При этом не важно, идет ли речь о дискуссии в парламенте или борьбе личностных желаний. В современном наукознании можно встретить огромное количество различных классификаций, при этом нет четкой дифференциации между понятиями «типы» и «виды» конфликтов. Примеры из обеих групп чаще употребляются как синонимы. Между тем, на наш взгляд, целесообразнее выделять три основных аспекта в типологизации конфликтов:

  • типы конфликтов;
  • виды конфликтов;
  • формы конфликтов.

Первый аспект представляется наиболее широким по объему. Каждый из типов может включать в себя несколько видов конфликтов, которые, в свою очередь, могут протекать в той или иной форме.

Способы разрешения

Поиск способа разрешения зависит от типов конфликта, причин возникновения, численности группы.

Выделяют основные способы разрешения:

  • наступление;
  • отступление;
  • оборона;
  • уклонение.

Когда выбирается наступательная стратегия, то предполагается появление изменений, нежелательных для соперника.

Метод отступления позволяет без лишних потерь уйти от конфронтации, при этом предоставляя противнику некие уступки. При уклонении происходит сознательное невступление в конфликт.

При обороне наблюдается только активное противопоставление и защита от направленной агрессии.

Методы могут выбираться насильственные. Пример — забастовки, лишение премий, войны, использование «третьей силы».

При ненасильственных способах решение конфликта происходит при помощи переговоров.

При нейтральном методе решение конфликта происходит путем объединения сторон, отказа одной из сторон от своей позиции или устранения причин, приведших к конфронтации.

Еще один метод — разделение сторон, то есть разрыв отношений, изоляция. Если это конфликт между личностью и рабочей группой, тот как один из вариантов — перевод в другое отделение или увольнение.

Интегральный метод позволяет найти решение, удовлетворяющее интересам обеих сторон. Однако в этом случае конфликтующим придется пересмотреть свои цели.

Компромисс — способность обеих сторон пойти на уступки.

Однако применять его получается не в любом групповом противостоянии.

Здесь важно желание обоих сторон пойти на уступки, немного снизить или изменить свои требования.

В разрешении конфликтов важное значение имеет изменение отношений оппонентов друг к другу.

Иногда может наблюдаться затухание конфликта — его временное прекращение при сохранении враждебности. При определенных обстоятельствах он может разгореться снова, иногда с большей силой.

Типы и виды конфликтов

К основным типам конфликтов относятся:

  • внутриличностный (интраперсональный);
  • межличностный (интерперсональный);
  • межгрупповой;
  • конфликт между личностью и группой.

Таким образом, акцент в данном случае делается на субъектах (участниках) конфликта. В свою очередь межличностный, межгрупповой конфликты, а также конфликт между личностью и группой представляют собой примеры социальных конфликтов. Первым социальный конфликт, наряду с внутриличностным и зооконфликтом, выделил в самостоятельный тип немецкий социолог Г. Зиммель. В некоторых более поздних концепциях внутриличностный конфликт также включается в понятие социального, что, однако, является дискуссионным моментом.

Среди основных причин социальных конфликтов принято выделять ограниченность ресурсов, расхождения людей в ценностно-смысловом контексте, различия в жизненном опыте и манере поведения, ограниченность определенных возможностей человеческой психики и др.

Понятия и примеры

Межгрупповой конфликт определяется как столкновение интересов, разногласия между группами либо личностью и социальной группой.

Чаще всего возникает внутри организаций. Однако известны и более масштабные варианты — классовая борьба, между странами.

Также может наблюдаться столкновение между формальной и неформальной группой, когда появляются противоположные установки, цели.

В любом коллективе помимо назначенного руководства рано или поздно появляются неформальные группировки со своим лидером. Нередко он является зачинщиком столкновений, провоцируя остальных членов сообщества идти за собой.

Каждый человек, как правило, является участником какой-либо социальной группы. Он принимает ее идеи, направленность.

В этом случае конфронтация может возникнуть с другой социальной группой, когда эти идеи и цели не совпадают. Различия могут касаться методов работы, идеологии, способов управления, подчинения лидеру.

Нередко встречается конфликт отдельного индивида с группой, когда он категорически не согласен с ее требованиями, методами работы, нравственными и иными нормами.

Один из примеров межгруппового конфликта — профсоюз и администрация предприятия, два отдела, соперничающих между собой. Конфликт личности с группой — отдельный работник, явно выделяющийся из коллектива, «белая ворона».

Показатели межгруппового конфликта в этом видео:

Как избежать конфликтов в семье? Рекомендации специалистов помогут вам!

Внутриличностный конфликт

Подразумевает субъективно переживаемое рассогласование определенных тенденций в самосознании личности (оценок, установок, интересов и т. д.), взаимодействующих друг с другом в процессе развития (Митина Л. М., Кузьменкова О. В.). Иными словами, речь идет о столкновении определенных мотивационных образований, которые не могут быть удовлетворены (реализованы) одновременно. Так, например, человек может не любить свою работу, однако бояться уволиться из-за перспективы остаться безработным. Ребенок может испытывать желание прогулять урок и одновременно бояться быть наказанным за это и т. д.

международные конфликты примеры

В свою очередь, данный тип конфликта может быть следующих видов (Анцупов А. Я., Шипилов А. И.):

  • мотивационный («хочу» и «хочу»);
  • конфликт неадекватной самооценки («могу» и «могу»);
  • ролевой («надо» и «надо»);
  • конфликт нереализованного желания («хочу» и «могу»);
  • нравственный («хочу» и «надо»);
  • адаптационный («надо», «могу»).

Таким образом, данная классификация выделяет три основных компонента личностной структуры, вступающих в противоборство друг с другом: «Я хочу» (хочу), «Я должен» (надо) и «Я есть» (могу). Если сопоставить данную концепцию с известной структурой личности, разработанной Зигмундом Фрейдом в рамках психоанализа, мы можем наблюдать конфликт Ид (хочу), Эго (могу) и Супер-Эго (надо). Также в данном случае целесообразно вспомнить трансактный анализ Эрика Берна и выделяемые им три позиции личности: Ребенок (хочу), Взрослый (могу), Родитель (надо).

Причины межгрупповых конфликтов

Причины межгрупповых конфликтов

достаточно разнообразны и вытекают из особенностей межгрупповых взаимодействий, т. е. из взаимозависимости групп, используемой системы вознаграждений, статусных несоответствий (рис. 5.7.1.).

Рис. 5.7.1.Причины межгрупповых конфликтов

Зависимость групп может быть последовательной или пуловой,

что по-разному влияет на возникновение конфликта.
Пуловая зависимость
возникает между подразделениями в рамках одной организации и не предполагает непосредственных контактов групп между собой. Рассмотрим пример.

На фабрике по поизводству мебели сложилась конфликтная ситуация между торговыми представителями и дизайнерами производственного отдела. Торговые представители, которые работают в крупных мебльных магазинах и общаются с покупателями непосредственно, столкнулись с падением объема продаж продукции из-за недовольства покупателей расцветкой используемых тканей и комплектацией поставляемой мебели. Представители производственного отдела считают, что они выпскают качественную мебель, используя труд профессиональных дизайнеров, а торговые представители просто не умеют работать, и это по их вине происходит снижение объема продаж.

Возникшая конфликтная ситуация выявила недостаточно проработанную систему взаимодействия между производственными и торговыми подразделениями, плохой учет пожеланий покупателей, что в целом привело к уменьшению объема продаж на фабрике, снижению прибыли.

Последовательная

зависимость определяется производственной взаимозависимостью групп друг от друга. Завершение работы одной группы является началом работы другой группы. Пуловая зависимость вызывает меньше конфликтов, чем последовательная, в связи с тем, что меньше затрагивает интересы участников группового взаимодействия.

Другой причиной межгрупповых конфликтов выступает структура системы вознаграждения,

что предполагает построение всей системы вознаграждения деятельности каждой группы вне зависимости от коллективного результата. Такое положение дел вызывает соперничество, различные предпочтения, несовпадение восприятия целей деятельности организации, значимости вкладов каждой из групп. В некоторых случаях руководство организацией использует данное положение для увеличения отдачи от групп, т. е. формирует
функциональные
последствия конфликта (как, например, в ).

Ограниченность ресурсов

как причина межгрупповых конфликтов предполагает, что реализация целей одной группы при использовании одних и тех же ресурсов ущемляет возможности другой группы. Ограниченность ресурсов достаточно часто ведет к возникновению напряженных, переходящих в конфликтные, отношений – и на уровне отдельной личности, и группы. Людям свойственно стремление к завышению личного вклада или вклада значимой для них группы, в связи с чем любое распределение ресурсов на любом уровне (премия, заказы, договоры) может привести к неприятию предложенного распределения, ущемлению чьих-то интересов и, как следствие, к конфликту.

Причиной межгрупповых конфликтов могут выступать и различные временные горизонты,

т. е. различное восприятие времени, необходимого для реализации целей каждой группой. Например, разработчики нового изделия в авиамоторном производстве мыслят категориями в 5-6 лет, которые им необходимы для создания нового изделия. Вместе с тем инженеры-производственники той же организации перспективу понимают в 1-2 года, не больше. При существовании таких различий во
временных горизонтах
проблемы и вопросы, критичные для одной группы, не признаются существенными для другой, что создает базу для возникновения конфликтной ситуации. Данное положение усиливается при последовательной зависимости между группами.

Несоответствие статуса

как причина межгруппового конфликта предполагает, что группы с одним статусом в рамках организации могут негативно воспринимать участников других групп с меньшим, по их мнению, статусом. Проявление снобизма у работников статусных групп, высокомерия воспринимается другими как угроза их собственному положению. Например, в результате анализа рынка отдел маркетинга организации предлагает изменить процесс производства выпускаемого изделия. Производственный отдел может воспринять необходимость в таких изменениях как вызов и угрозу собственному статусу, так как инициатива исходила не от него, а от другого отдела (в данном случае – маркетинга). Конфликтная ситуация может обостриться поведением сотрудников этих отделов.

Неадекватное восприятие,

т. е. различное восприятие одних и тех же событий разными группами в силу существующих норм, стереотипов может привести незначительные противоречия к конфликтному столкновению.

Межличностный конфликт

Данный тип имеет место в случае разногласий и столкновений между отдельными людьми. Среди особенностей его можно отметить, что он протекает по принципу «здесь и сейчас», может иметь как объективные, так и субъективные причины, а также, как правило, характеризуется высокой эмоциональностью участвующих сторон. Межличностный тип может также подразделяться на отдельные виды конфликтов.

Например, в зависимости от специфики отношений подчиненности между участниками, межличностные конфликты можно разделить на конфликты «по вертикали», «по горизонтали», а также «по диагонали». В первом случае мы имеем дело с субординационными отношениями, например, руководитель – работник, учитель – ученик. Второй случай имеет место тогда, когда участники конфликта занимают равные положения и не подчиняются друг другу – коллеги по работе, супруги, случайные прохожие, люди в очереди и т. д. Конфликты по диагонали могут возникать между оппонентами, находящимися в косвенном подчинении – между начальником службы и дежурным по части, между страшим и младшим и т. д. (когда участники находятся на разных по уровню должностях, но в субординационных отношениях друг с другом не состоят).

Также межличностные конфликты могут включать в себя такие виды, как семейный (супружеский, детско-родительский, конфликт между братьями и сестрами), бытовой, конфликт в организации (пример организационного конфликта мы наблюдаем всякий раз, когда происходит столкновение в той или иной производственной структуре между ее субъектами в рамках рабочего взаимодействия) и др.

конфликт в организации пример

Что характерно для межличностных конфликтов?

Для такого рода конфронтации между людьми свойственны следующие черты:

  1. Участие двух и более индивидов.
  2. Открытое столкновение участников межличностного конфликта в реальной единице времени.
  3. Отличающиеся личные мнения, взгляды и суждения в отношении определенной проблемы или ситуации, интересы отдельных групп и объединений, которые и нарушают нормальное взаимодействие сторон.
  4. Одна из сторон в результате столкновения интересов действует в ущерб другой. Второй участник предпринимает активные ответные действия.
  5. Полное разрешение конфликта возможно только при поиске компромисса, который устроит всех участников взаимодействия. Победа одной из сторон не исчерпает конфликт.

Межгрупповой конфликт

К межгрупповым конфликтам принято относить столкновения между отдельными представителями разных социальных групп (больших, малых и средних), а также между данными группами в целом. В данном случае также можно выделить такой вид, как конфликт в организации (примеры: между работниками и руководством, администрацией и профсоюзом, студентами и преподавателями и др.), бытовые (если в конфликте участвуют несколько представителей двух и более групп – например, в коммунальных квартирах, в очереди, общественном транспорте и т. д.).

Также можно выделить такие примеры социальных конфликтов на межгрупповом уровне, как межнациональные, межкультурные и религиозные. Каждый из данных видов охватывает широкие слои населения и характеризуется значительной протяженностью во времени. Кроме того, выделенные виды могут иметь пересекающийся характер. Отдельную категорию представляют международные конфликты (примеры которых мы постоянно наблюдаем в новостях), в том числе и между отдельными государствами и их коалициями.

Понятие и общая характеристика групповых конфликтов

Определение 1
Групповые конфликты – это разновидность конфликтов, складывающихся в обществе или трудовом коллективе, одной из сторон которых всегда выступает малая социальная группа.

Проводя общую характеристику групповых конфликтов отметим, что они в наибольшей степени характерны для трудовых коллективов и крупных организаций. При этом можно говорить о том, что они менее распространены в сравнении с межличностными конфликтами, однако приводят к более серьезным негативным последствиям, поскольку конфликтное противоборство в таких случаях возникает в результате одновременного столкновения множества различных мотивов, интересов и потребностей, а также групповых мнений.

Групповым конфликтам свойственен ряд особенностей, так:

  1. Необходимо понимать и учитывать специфику группового конфликта в части особенностей содержания некоторых структурных элементом соответствующего конфликта – особый характер процесса формирования образа конфликтной ситуации, поскольку в данном случае он формируется не исходя из индивидуальных, а исходя из групповых взглядов, мнений, оценок; высокая степень значимости групповой атрибуции, в связи с которой в состоянии группового конфликта, все, что оказывается связанным с одной противоборствующей группой, автоматически оценивается негативно представителями другой.
  2. Групповым конфликтам присущи особый формы формирования и активного протекания, включая собрания, забастовки, дискуссии, митинги, и т.д.;
  3. Групповым конфликтом признается также конфликт между личностью и группой, соответственно, в ситуации управления таким конфликтам необходимо одновременно воздействовать как на мотивы и интересы стороны конфликта, представленной одним индивидом, так и на групповые мотивы противоборствующей стороны;

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Групповые конфликты: понятие и классификация 450 руб.
  • Реферат Групповые конфликты: понятие и классификация 250 руб.
  • Контрольная работа Групповые конфликты: понятие и классификация 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Конфликт между личностью и группой

Данный тип обычно имеет место в том случае, когда отдельный индивид в группе отказывается действовать так, как остальные ее участники, демонстрируя тем самым нонконформистское поведение. Либо он совершает определенный поступок, который в данной группе считается неприемлемым, что провоцирует конфликт. В качестве примера может выступать художественный фильм Ролана Быкова «Чучело» (1983 г.), в котором главная героиня, Лена Бессольцева, вступает в конфликт с классом. Также ярким примером нонконформистского поведения в группе, провоцирующего конфликт, является трагическая судьба итальянского философа Джордано Бруно.

политические конфликты примеры

Модели поведения личности в конфликте

В зависимости от мотивов и установок личности, выделяют следующие модели ее поведения в конфликте:

  • Конструктивная – когда индивид направляет все силы на устранение и разрешение конфликта. Каким образом это будет происходить, уже другой вопрос. Но главное – цель, где личность желает устранить конфликт и наладить отношения с людьми.
  • Деструктивная – когда индивид не решает, а усугубляет проблему. Он манипулирует, оскорбляет, унижает, причиняет дополнительную боль и совершает поступки, которые еще больше накаляют обстановку.
  • Конформистская – когда индивид не пытается спорить, а принимает сторону оппонента, чем и устраняет конфликт. В такой ситуации индивид достаточно быстро убирает спор с другим человеком, если ему на самом деле неважно, чем он закончится, кто победит и чья сторона будет занята.

перейти наверх

Формы конфликтов

Данная категория подразумевает наличие определенной специфики действий, формирующих конфликт. Среди основных форм, в которых возможно протекание конфликта, можно выделить следующие (Самсонова Н. В.): диспут (полемика), претензия, осуждение, бойкот, забастовка, саботаж, стачка, брань (ругань), ссора, угроза, вражда, посягательство, принуждение, нападение, война (политические конфликты). Примеры диспута и полемики можно также встретить в научных сообществах, что лишний раз доказывает возможность конструктивного характера конфликта.

Применительно ко всем типам конфликтов можно рассмотреть три основных теоретических подхода:

  • мотивационный;
  • ситуационный;
  • когнитивный.

Сущность, общая характеристика и формы межгрупповых конфликтов

Определение 1
Межгрупповые конфликты – это выделяемая в специальной литературе самостоятельная разновидность социальных конфликтов, особенностью которых выступает то, что они представляют собой столкновение интересов малых или больших социальных групп (трудовых коллективов, социальных общностей), например, по поводу борьбы за сферы влияния, обладание ограниченными ресурсами, и т.д.

При этом необходимо отметить, что под описание межгрупповых конфликтов в равной степени подпадают конфликты как между формальными, так и неформальными социальными группами. Помимо этого, следует учитывать, что межгрупповые конфликты на начальной стадии могут зарождаться и между отдельными личностями, при условии, что они транслируют не индивидуальные, а коллективные интересы.

Говоря об особенностях межгрупповых конфликтов отметим, что характер межгрупповой конфронтации обуславливается содержание его основных элементов, включая индивидуальное содержание предмета конфликта, т.е. внутригрупповые взгляды, мотивы и ценности. Так, например, межгрупповой конфликт может порождаться неадекватной самооценкой группы, ставя себя выше других схожих социальных общностей;

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Межгрупповые конфликты 490 руб.
  • Реферат Межгрупповые конфликты 230 руб.
  • Контрольная работа Межгрупповые конфликты 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Кроме того, определенные особенности сопряжены и с тем, о каком типе межгрупповых конфликтов идет речь – чаще всего таковыми выступают противоборство администрации организации и подчиненных, профсоюзов, конфликты конкурирующих организаций, неформальных социальных групп, и т.д.

По форме межгрупповые конфликты могут выражаться в виде:

  1. Соперничество социальных групп, деятельность которых направлена на достижение одной и той же цели, обладание теми или иными благами, и т.д. При этом в процессе соответствующего стремление обостряются противоречия между такими социальными группами;
  2. Прямое столкновение социальных групп – совершение группой или отдельными индивидами, действующими от имени соответствующей группы действий, прямо направленных на нанесение урона противостоящей социальной группе;
  3. Конфликт в форме господства одной группы индивидов над другой, которое выражается в обладании определенным преимуществом в чем-либо;
  4. Уклонение (избегание) – стремление одной или обеих социальных групп отстраниться от другой, с целью предотвращение эскалации конфликта и нарастания напряженности в их взаимодействии между собой;
  5. Аккомодация – попытка одной социальной группы приспособиться к натиску противостоящей социальной группы, например, путем ассимиляции, то есть выяснения и усвоения сущностных характеристик и правил поведения в противостоящей социальной группе.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Мотивационный подход

С точки зрения данного подхода враждебность определенной личности или группы является отражением прежде всего ее внутренних проблем. Так, например, с позиции Фрейда, аутогрупповая враждебность является неизбежным условием любого межгруппового взаимодействия, имея универсальный характер. Основная функция данной враждебности – средство поддержания внутренней стабильности и сплоченности группы. Отдельное место в данном случае занимают политические конфликты. Примеры можно найти в истории формирования фашистского движения в Германии и Италии (идея расового превосходства), а также в истории борьбы с «врагами народа» в период сталинских репрессий. Фрейд связывал механизм формирования аутогрупповой враждебности по отношению к «чужим» с эдиповым комплексом, инстинктом агрессии, а также с эмоциональной идентификацией с лидером группы — «отцом» и др. С точки зрения нравственности подобные факты нельзя рассматривать как конструктивный конфликт. Примеры с расовой дискриминацией и массовым террором, тем не менее, ярко демонстрируют возможность сплачивания членов одной группы в процессе конфронтации с другими.

конструктивный конфликт пример

В теоретической концепции агрессивности американского психолога Леонарда Берковица в качестве одного из ключевых факторов межгрупповых конфликтов выступает относительная депривация. То есть одна из групп оценивает свое положение в обществе как более ущемленное по сравнению с положением других групп. При этом депривация носит относительный характер, так как ущемленное положение в реальности может не соответствовать действительности.

Понятие групповых конфликтов и их классификация

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 9Следующая ⇒

· Групповой конфликт – это противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой.

Малой группой условимся считать немногочисленное по составу (от 3 до 40 человек) объединение людей,, имеющих общую цель, связанных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном контакте (общении) продолжительное время.

Можно выделить два основных типа групповых конфликтов:

1. Конфликт «личность-группа»

2. Конфликт «группа-группа»(иногда его называют межгрупповым конфликтом).

В соответствии с таким разделением рассмотрим классификацию групповых конфликтов.

1. Классификация конфликтов вида «личность-группа»:

1.1. Конфликт между руководителем и коллективом

обычно возникает в результате низкой компетентности начальника, неприемлемого стиля управления, назначения нового руководителя, отличающегося своеобразными требованиями;

1.2. Конфликт между рядовым сотрудником и коллективом

может развиваться, когда кто-либо отступает от сложившихся групповых норм поведения. Иногда причиной такого конфликта является наличие в коллективе личности с ярко выраженной конфликтной направленностью (т.н. конфликтной личности);

1.3. Конфликт между личностью и микрогруппой

может возникнуть в результате изменений в групповом сознании, превышении лидером своих полномочий, низкой профессиональной подготовки

2. Классификация конфликтов вида «группа-группа»:

2.1. Конфликт между администрацией и персоналом организации

может возникнуть из-за нарушения правовых норм, низкой заработной платы, неудовлетворительной коммуникации;

2.2. Конфликт между подразделениями

в организации обычно возникает на почве распределения ресурсов, взаимной зависимости по выполняемым задачам, структурной перестройки;

2.3. Конфликт между микрогруппами

в организации связан с противоположностью их интересов, амбициями их лидеров, наличием взаимоисключающих целей и ценностей;

2.4. Конфликт между организациями

имеет следующие причины: невыполнение договорных обязательств, борьба за рынки сбыта, доступ к ресурсам, сферы влияния;

2.5. Конфликт между неформальными группами в обществе

имеет в своей основе групповой экстремизм или несовпадение духовных интересов и ценностей.

В изучении и описании групповых конфликтов различают три основных подхода:

А. Мотивационный подход к изучению групповых конфликтов предлагает в качестве основы объяснения поведения группы рассмотрение комплекса побудительных причин. Например, в рамках этого подхода групповая враждебность к «чужим» рассматривается, как механизм поддержания внутренней стабильности и сплоченности группы.

Б. Ситуационный подход к изучению групповых конфликтов сосредотачивает внимание исследователей на анализе ситуации, как совокупности внешних факторов. Ситуация может иметь характер кооперации или конкуренции. Доказательство ситуативной обусловленности групповых конфликтов было произведено американскими психологами М. Шерифом, Р. Блейком, Дж. Моутоном. Выводы, полученные этими исследователями помогли опровергнуть представления о неизбежной межгрупповой враждебности, берущей свое начало в природе человека и человеческих отношений.

В. Когнитивный подходк изучению групповых конфликтов делает акцент на решающей роли когнитивных (познавательных) установок группы относительно друг друга. По мнению ученых, решающим фактором межгруппового взаимодействия является не кооперативный или конкурентный характер ситуации, а возникающие при этом социальные установки.

В настоящее время перспективным направлением исследования групповых конфликтов является соединение разных подходов. Все групповые конфликты имеют общую динамику развития:

1) Постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более активных сил, а так же за счет накопления опыта;

2) Увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной конфликтной ситуации;

3) Повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону ужесточения, вовлечение в конфликт новых лиц;

4) Нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которая может влиять на поведение участников как мобилизующе, так и дезорганизующе;

5) Изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом.

Переходим к изучению способов управления групповыми конфликтами.

2. Конфликты типа «личность-группа»: особенности, причины и специфика управления.

Основными особенностями конфликтов между личностью и группой являются следующие:

1. Структура

такого конфликта неоднородна. Субъектами конфликта выступают, с одной стороны – личность, а с другой – группа. Поэтому конфликтное взаимодействие происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены, соответственно в индивидуальных и групповых взглядах и оценках;

2. Причины

конфликтов такого вида отличаются своеобразием. Можно выделить три основные группы причин, а именно:

2.1. Причины, связанные с нарушением ролевых ожиданий

;

2.2. Причины, связанные с неадекватностью внутренней установки статусу личности

. Здесь будем иметь ввиду, что внутренняя установка отражает субъективное восприятие личностью своего статуса, а статус показывает реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений;

2.3. Причины, связанные с нарушением групповых норм

или общих правил поведения, которых придерживаются все члены группы;

3. Формы проявления

таких конфликтов достаточно разнообразны:

3.1. Применение групповых санкций;

3.2. Существенное ограничение или полное прекращение общения членов группы с конфликтующим;

3.3. Резкая критика в адрес конфликтующего;

3.4. Эйфория со стороны конфликтующего.

Следует остановиться на такой их разновидности, как конфликт между группой и руководителем. Наиболее остро такие конфликты протекают в случаях несоответствия компетентности руководителя принятым нормам и существующим ожиданиям, неприятия нравственного облика и характера руководителя.

Рассмотрим основные этапы управления такими конфликтами и соответствующие им управленческие действия.

1. Этап прогнозирования конфликта. На этом этапе целесообразны следующие действия:

1.1. Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников;

1.2. Изучение и анализ общественного мнения, групповых мотивов и ценностей;

1.3. Анализ взаимоотношений в коллективе, выявление микрогрупп, установление лидеров и изгоев;

1.4. Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта:

– актуализация личных интересов и потребностей конфликтующей личности;

– критические высказывания в адрес конфликтующей личности;

– ограничение коммуникаций с конфликтующей личностью;

1.5. Нарушение групповых норм, проявление высокомерия и презрения;

2. Этап предупреждения конфликта характеризуется принятием конкретных мер по нейтрализации конфликтного поведения. К ним можно отнести:

2.1. Применение педагогических мер:

– беседа;

– разъяснение;

– формирование внутренней готовности (по принятию групповых норм);

2.2. Применение административных мер:

– приведение в соответствие обязанностей и профессиональной подготовки потенциального конфликтанта;

– перевод активных участников назревающего конфликта в другие подразделения;

3. Этап регулирования конфликта характеризуется работой по признанию его реальности конфликтующей личностью. Кроме того, на этом этапе дают результаты следующие действия:

разъяснение

конфликтной личности причин сложившейся ситуации и последствий конфликта;

объяснение

лидеру микрогруппы, в которой возник конфликт, путей возможного разрешения конфликта;

4. Этап разрешения конфликта обычно связан с активными действиями его участников. Можно выделить два основных способа разрешения конфликта:

первый

, когда конфликтующая личность осознает и признает свои ошибки и недостатки и исправляет их;

второй

, когда интересы и потребности конфликтующей личности не согласуются с интересами группы, необходимо кадровое решение (увольнение, перевод).

Переходим к рассмотрению конфликта между группами.

3. Конфликт типа «группа-группа»: особенности, причины и специфика управления.

В межгрупповом конфликте в качестве субъектов выступают группы (малые, средние или микрогруппы), преследующие цели, несовместимые с целями противостоящей группы. Таким образом, основой данного конфликта является столкновение противоположно направленных групповых мотивов, интересов, ценностей и целей. Выделим особенности межгрупповых интересов:

1. Субъективное содержание образа конфликтной ситуации

носит характер групповых взглядов, мнений и оценок. Для него характерно наличие трех явлений:

1.1. Деиндивидуализация взаимного восприятия

сводится к размыванию индивидуальных характеристик членов конфликтующих групп и подходу к ним в соответствии с принадлежностью к своей или враждебной общности;

1.2. Неадекватное групповое сравнение

представляет использование двойных стандартов для оценки групп, когда своя группа оценивается выше, а достоинства противоборствующей группы занижаются;

1.3. Групповая атрибуция

или объяснение группового поведения разными причинами. Так, позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинами, а негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы объясняется внешними причинами;

2. Межгрупповые конфликты отличаются формами

проявления и протекания. Такими формами могут быть собрания, совещания, митинги, забастовки, дискуссии, переговоры.

3. В межгрупповых конфликтах проявляются дополнительные функции

, такие как сплочение группы, отстаивающей справедливые интересы; раскол группы, отстаивающей незаконные интересы; утверждение статуса личности в группе.

Переходим к изучению способов управления межгрупповыми конфликтами. Для этого используем те же этапы, что и в случае изучения конфликтов между личностью и группой, рассмотренные нами ранее.

1. На этапе прогнозированияконфликта необходимо:

1.1. Постоянное взаимодействие с внешними организациями с целью анализа общественного мнения;

1.2. Организация работы с лидерами противоборствующих групп;

1.3. Выявление ранних симптомов межгрупповых конфликтов в скрытой фазе.

2. На этапе предупреждения конфликта управление им сводится к следующим действиям:

2.1. Разработка мер по нейтрализации конфликта на основе анализа его причин и факторов;

2.2. Продолжение работы с лидерами с целью обмена информацией о потенциальных соперниках;

2.3. Применение педагогических и административных мер;

3. На этапе регулирования конфликта необходимо:

3.1. Признание реальности конфликта лидерами конфликтующих групп;

3.2. Легитимизация конфликта, т.е. установление норм и правил конфликтного группового взаимодействия;

3.3. Институциация конфликта, т.е. создание рабочих групп по разрешению конфликта;

3.4. Применение технологий регулирования конфликта (информационных, коммуникативных, социально-психологических, организационных).

4. На этапе разрешения конфликта необходимо организовать переговоры между конфликтующими сторонами и направить их на согласование интересов и позиций.

В Результате изучения данной темы можно сформулировать следующие выводы:

· В изучении групповых конфликтов выделяются три основные подхода – мотивационный, ситуационный и когнитивный, различающихся интерпретацией основных источников возникновения конфликтов.

· Существуют конфликты между группами и конфликты между личностью и группой. Они обладают специфическими особенностями, но в управлении ими имеется определенная общность.

Задание 8

Проанализируйте известные Вам случаи групповых конфликтов вида «личность-группа». Основное внимание уделите способу разрешения таких конфликтов (реальному и оптимальному). Данные анализа занесите в табли­цу.

Описание конфликта меж­ду личностью и группойАнализ причин возникновенияСпособ разрешения
РеальныйОптимальный

ЛЕКЦИЯ «КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ» (Тема 10).

Основными сферами межличностного взаимодействия взрослых людей являются семейные отношения

и профессиональная деятельность. Именно эти сферы и являются наиболее распространенными в конфликтном отношении. В отношении семейных конфликтов существует базовое противоречие, заключающееся в том, что в обществе одобряется представления о бесконфликтном характере отношений в семье. В тоже время именно в семье происходит удовлетворение многих потребностей личности, что почти неизбежно ведет к возникновению противоречий, а следовательно, создает как минимум, условия для конфликтного взаимодействия людей. Поэтому изучение причин и особенностей конфликтов в семье позволяет найти оптимальные способы их предупреждения и разрешения.

⇐ Предыдущая5Следующая ⇒

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Ситуационный подход

Данный подход ориентирован на внешние факторы, ситуацию, обуславливающие возникновение и специфику конфликта. Так, в исследованиях турецкого психолога Музафера Шерифа было установлено, что враждебность одной группы по отношению к другой значительно снижается, если вместо соревновательных условий им предоставляются условия сотрудничества (необходимость выполнения совместной деятельности, в которой результат зависит от общих усилий всех участников). Таким образом, Шериф приходит к выводу о том, что факторы ситуации, в которой взаимодействуют группы, являются решающими в определении кооперативного или конкурентного характера межгруппового взаимодействия.

Виды межличностных конфликтов

Большое количество характеристик одного и того же процесса позволяют классифицировать межличностный конфликт по самым разным критериям. По направленности он может быть:

  1. Горизонтальным
    , когда у участников равные права.
  2. Вертикальным
    , когда одна из сторон находится в подчинении.
  3. Смешанным
    . Такие противоречия часто возникают в организациях.

По значению бывают:

  • конструктивные или созидательные;
  • деструктивные или разрушительные.

Типы межличностных конфликтов делятся по продолжительности на:

  1. Ситуативные противоречия.
  2. Пролонгированные разногласия.

виды межличностных конфликтов

Конструктивный конфликт

Под понятием конструктивного конфликта значится взаимодействие, которое в конечном итоге приводит к выходу отношений на качественно более высокий уровень. Он возможен тогда, когда стороны:

  1. Придерживаются рамок этики и деловых отношений.
  2. Внимательно относятся к аргументам оппонента.
  3. Стремятся разрешить ситуацию, а не победить любой ценой.

Специфика конструктивного межличностного конфликта состоит в том, что:

  1. Благодаря такому противостоянию стороны осознают, что возникшие противоречия являются неблагополучным симптомом выстраивания отношений.
  2. В процессе конфликта выявляются важные разногласия, преодоление которых выводит взаимодействие на новый, более высокий уровень.
  3. При грамотном разрешении противоречия убираются факторы разногласий, налаживается взаимопонимание и сотрудничество сторон.

Деструктивный конфликт

Нередко конфликты в межличностных отношениях носят и деструктивный или разрушительный характер. То есть один из участников безапелляционно и жестко настаивает на своей правоте, не принимая позицию второго. Такой индивид нередко прибегает к осуждающим методом борьбы, стремится выиграть в конфликте любой ценой. При таком подходе трудно говорить о правильном разрешении и выходе на новый уровень взаимодействия.

Возможные последствия такого общения:

  1. Разрушение или значительное ухудшение устоявшихся отношений.
  2. Чувство обиды, неудовлетворенности, гнева или раздражения одного или всех оппонентов.
  3. Низкая результативность дальнейшей совместной деятельности.

Когнитивный подход

В данном случае акцент делается на доминирующей роли когнитивных (мыслительных) установок участников конфликта относительно друг друга. Так, в ситуации межгрупповых конфликтов враждебность одной группы по отношению к другой не обязательно обусловлена объективным конфликтом интересов (что утверждалось в реалистической теории конфликтов в рамках ситуационного подхода). Соответственно, не кооперативный/конкурентный характер ситуации становится решающим фактором в межличностном и межгрупповом взаимодействии, а возникающие в процессе него групповые установки. Сами по себе общие цели ведут к разрешению конфликтов между оппонентами – оно зависит от сформированности социальных установок, объединяющих группы и способствующих преодолению их противостояния.

Тэджфел и Тернер разработали теорию социальной идентичности, согласно которой конфликты между группами не являются обязательным следствием социальной несправедливости (в отличие от мотивационного подхода). Сталкиваясь с данной несправедливостью, индивиды имеют возможность самостоятельно выбирать те или иные способы ее преодоления.

причины конфликтов примеры

Что такое межличностный конфликт?

Изучением различных противостояний занимается особая наука – конфликтология. В ней существует четкое определение, что межличностный конфликт – это открытое противоречие между двумя и более индивидами, возникающее в процессе взаимодействия в различных сферах жизни общества: экономической, политической, социокультурной и других. Такая конфронтация появляеся, когда люди начинают воспринимать сложившуюся ситуацию как проблему с психологическим подтекстом.

что такое межличностный конфликт

Конфликтологическая культура личности

Независимо от того, имеют ли место международные конфликты, примеры которых наиболее ярко демонстрируют деструктивный характер конфликтного поведения сторон; или же речь идет о незначительной ссоре между коллегами по работе, чрезвычайно значимым представляется оптимальный путь выхода. Умение противоборствующих сторон находит компромиссы в сложной спорной ситуации, сдерживать собственное деструктивное поведение, видеть возможные перспективы дальнейшего сотрудничества с настоящими оппонентами – все эти факторы являются залогом возможного благоприятного исхода. При этом, как бы ни важна была тотальная роль государственной политики, экономической и культурно-правовой системы в обществе, истоки данной тенденции находятся в отдельных конкретных индивидах. Подобно тому, как река начинается с маленьких ручьев.

Речь идет о конфликтологической культуре личности. Соответствующее понятие включает в себя умение и стремление индивида к предупреждению и разрешению социальных конфликтов (Самсонова Н. В.). В данном случае целесообразно вспомнить понятие «конструктивный конфликт». Примеры современных конфликтов (учитывая их обостренный и широкомасштабный характер) демонстрируют, скорее, отсутствие всякой конструктивности конфликтного взаимодействия. В связи с этим понятие конфликтологической культуры личности должно рассматриваться не только и не столько как одно из условий оптимального разрешения спорных ситуаций в обществе, но и как важнейший фактор социализации личности каждого современного индивида.

Причины межличностных конфликтов

В обществе ежедневно разгораются миллионы межличностных конфликтов не существует человека, который хоть раз бы в них не участвовал. Если индивид не является зачинщиком противостояния, то он может быть втянут в него даже против своей воли. Этому способствуют разнообразные причины возникновения межличностных конфликтов, которые условно можно разделить на пять групп:

  1. Информационные причины, в основе которых лежит неприемлемая для одной из сторон информация. Это могут быть неполные и неточные факты, слухи, дезинформация, обнародование нежелательных или конфиденциальных сообщений, неверная интерпретация или спорные вопросы в существующих законах или правилах.
  2. Противостояние между людьми нередко возникает на фоне поведенческих факторов. Грубость, агрессия или эгоизм одной из сторон.
  3. Неудовлетворенность взаимоотношениями сторон. Это может быть как недовольство сложившимся взаимодействием, так и предложением по его развитию или продолжению.
  4. Ценностные причины. Сюда можно отнести те личные установки и верования, которые принимаются одной стороной, но отвергаются другой.
  5. Структурные факторы или стабильные обстоятельства которые существуют вне зависимости от воли конкретного индивида, то есть те, которые он не может изменить. Система управления государством или правосудия, пол, возраст и прочее.

причины межличностных конфликтов

Групповые конфликты — презентация


Д ЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Б РЯНСКОЙ ОБЛАСТИ Г ОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Б РЯНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ » ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ Выполнила: Шульга К. Ю. студентка группы 49 фм 4 Преподаватель: Серкова Е.И.

Конфликтуют между собой не только индивиды, но и социальные группы, малые и большие. Групповые конфликты не менее распространены в социальной практике, чем межличностные. В процессе группового взаимодействия каждый может оказаться вовлеченным в групповой конфликт.


ПОНЯТИЕ ГРУППОВЫХ КОНФЛИКТОВ Два основных типа групповых конфликтов: конфликт «личность группа» конфликт «группа группа»

ПОНЯТИЕ ГРУППОВЫХ КОНФЛИКТОВ Каждый из выделенных типов групповых конфликтов имеет свою специфику по основным признакам: 1. со структурой такого конфликта 2. отражает специфику причин рассматриваемого конфликта «позиция» «статус» «внутренняя установка» «роль» «групповые нормы» 3. находит свое отражение в формах проявления данного конфликта находит свое отражение в формах проявления данного конфликта

ВИДЫ ГРУППОВЫХ КОНФЛИКТОВ 1. Внутриличностный конфликт: а) вызванный внутригрупповыми проблемами; б) привнесенный из вне и вызывающий внутригрупповую напряженность 2. Межличностный конфликт: а) ценностно-нормативный; б) статусно-ролевой; в) психологической несовместимости 3. Конфликт между группой (подгруппой) и членом группы 4. Конфликт между подгруппами в отдельной группе 5. Конфликт между формальной и неформальной системами отношений 6. Межгрупповые конфликты

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУППОВЫХ КОНФЛИКТОВ Ч. Макклинток выделил шесть разновидностей таких мотивов: 1. Кооперация 2. Индивидуализм 3. Соперничество 4. Альтруизм 5. Агрессия 6. Равенство

МЕЖГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ Человек в процессе своей жизни одновременно является членом нескольких социальных групп. Так как интересы различных групп, как правило, не совпадают, а в отдельных случаях противостоят друг другу, это приводит к возникновению между ними конфликтных ситуаций, конфликтного взаимодействия, в которое втягиваются члены этих групп. Человек в процессе своей жизни одновременно является членом нескольких социальных групп. Так как интересы различных групп, как правило, не совпадают, а в отдельных случаях противостоят друг другу, это приводит к возникновению между ними конфликтных ситуаций, конфликтного взаимодействия, в которое втягиваются члены этих групп.

МЕЖГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ К специфическим особенностям конфликтов относят 2 типа: К первому типу относят столкновение личностных и групповых интересов и мотивов Ко второму типу относят во-первых, ярко выраженный субъективный характер во-вторых, специфичность форм их протекания в-третьих, антагонизм субъектов конфликта

МЕЖГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ В рассмотрении групповых конфликтов следует выделять два основных подхода: Социологический подход Психологический подход

МЕЖГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ Ситуации межгруппового конфликта сводится к трем явлениям:

ФУНКЦИИ МЕЖГРУППОВЫХ КОНФЛИКТОВ сплочение группы раскол группы утверждение статуса личности в группе

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖГРУППОВЫХ КОНФЛИКТОВ

Групповые конфликты представляют собой не что иное, как противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой.


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Тема 3.2. Межличностные и межгрупповые конфликты

План:

1. Общая характеристика межличностных конфликтов

2. Виды межличностных конфликтов

3. Межгрупповые конфликты

1. Общая характеристика межличностных конфликтов

Конфликт – противостояние двух начал, проявляющее себя в ак­тивности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем сторо­ны конфликта представлены активными субъектами (Гришина).

Конструктивный и деструктивный конфликт

Конфликт является деструктивным, если его участники не удовлетворены результатами и чувствуют себя обделенными. В итоге отношения между людьми ухудшаются или происходит разрыв. Вызвавшая конфликт проблема остается нерешенной. Оппоненты обсуждают личные недостатки друг друга и не обсуждают проблему. Используются преимущественно силовые методы, значение слов партнера искажается, соперники выстраивают коммуникативные барьеры. Выигрыш одного означает проигрыш другого.

Конфликт яв­ляется конструктивным, если участники довольны его исходом и считают, что они получили пользу. Он способствует улучшению отношений и углублению взаимопонимания. Решение проблемы найдено. В процессе обсуждения проясняются позиции и интересы партнера и собственные. За короткое время организуется интенсивный поиск эффективного решения проблемы. Основное внимание участников направлено на поиск решения проблемы, а не на взаимное подавление друг друга. Чтобы конфликт разрешался конструктивно, необходимо:

— чтобы при обсуждении проблемы партнеры были настроены на понимание друг друга, а не на борьбу за свою позицию;

— не отступать от предметного обсуждения проблемы и не «переходить на личности»;

— учитывать интересы партнера, а не только отстаивать свои интересы.

М. Дойч выделил два типа мотивационной ориентации в конфликте:

Кооперативная ориентация: каждая сторона заинтересована в благополучии другого, как и своем собственном. Вероятность достижения цели одним че­ловеком позитивно связана с вероятностью ее достижения другими. Кооперация характеризуется воспринимае­мым сходством в представлениях, готовностью оказывать помощь, от­крытостью в коммуникации, доверительными и дружественными установками, чув­ствительностью к общим интересам и неподчеркиванием противоположных инте­ресов и т. д.

Конкурентная ориентация: каждая сторона стремится добиться как можно большего для себя и при этом получить больше, чем другая. Вероятность достижения цели одним негативно связана с вероятностью достижения цели другими. Конкуренция характеризуется тактикой принуждения, угрозами или хитростью; попытками увеличить различия в между собой и другим; ограниченной коммуникацией; подчеркиванием противоположности интересов; подозрительными и враждебными установками; ригидностью и масштабностью конфликтной проблемы.

Конфликт – форма ответа на конкурентную ситуацию. Конфликт не равен конкуренции. Конкуренция – ситуация взаимодействия, означающая негативную взаимозависимость целей. Конфликт как столкновение несовместимых действий и интересов – характеристика не ситуации, а межличностных отношений. Решающее условие вступления в конфликт – не сам факт несовместимости действий, а восприятие несовместимости.

Факторы выхода конфликта из-под контроля и их закрепления:

— анархическая социальная организация. Это ситуации, где нет социального порядка или взаимного доверия. Они препятствуют рациональному поведению. В таких ситуациях часть индивидов стремится увеличить собственное благополучие или безопасность, не обращая внимания на защиту благополучия и безопасности других. Такие ситуации описаны игрой «Дилемма узника»;

— ориентация на отношения «выигрыш – проигрыш» (соперничество);

— внутренние конфликты каждой из сторон, которые проявляются через внешний конфликт;

— когнитивная ригидность;

— ошибочные суждения и искаженное восприятие;

— непроизвольная связанность. В конфликте стороны чрезмерно привержены своим жестким позициям, а также связаны своими убеждениями, защитами. Конфликт поддерживается обязательствами, принятыми на себя его участниками в ходе конфликта, и соответствующими действиями;

— самореализующиеся пророчества;

— азартная игровая ориентация, уводящая конфликт от вопросов о том, что в реальной жизни выигрывается и проигрывается, к абстрактному конфликту за власть.

К. Левин. Основа межличностного конфликта – удовлетворение потребностей. К межличностным конфликтам относит­ся конфликт между собственными потребностями человека и внешней объективной вынуждающей силой. Факторы возникновения конфликтов в группе:

1. Удовлетворенность/неудовлетворенность потребностей че­ловека, особенно базисных, например потребности в безопасности. Конфликты становятся более серьезными, если затрагивают наиболее значимые потребности человека.

2. Общий уровень напряжения в группе. Напряжение создается неудовлетворенными потребностями.

3. «Пространство свободного движения» человека как условие удовлетворения потребностей. Ограничен­ность «свободного движения» ведет к неудовлетворенности индивидуальных потребностей и росту напряжения. Межличностный конфликт не возникает, если индивид находит доста­точное пространство свободного движения для удовлетворения своих собственных нужд внутри группы, не затрагивая интересов группы. Эта проблема особенно трудно решается в супружеской группе, так как там сложно обеспечить приватное пространство.

4. Внешний барьер: наличие или отсутствие возможности выйти из не­приятной ситуации. Напряжение вызывает стремление выйти из ситуации. Если это возможно, сильное напряжение ослабится. Отсутствие такой возможности провоцирует развитие сильного напряжения и конфликта.

5. Степень совпадения или расхождения целей членов группы. Конфликты возникают, если цели членов группы противоречат друг другу, и они не готовы учитывать точку зрения другого.

2. Виды межличностных конфликтов

1. Истинный (реальный) конфликт. Это объективно существующий конфликт, воспринимаемый «правильно». Он не зависит от легко меняющихся условий среды. Например, жена хочет использовать одну из комнат как студию для рисования, а муж хотел бы разместить там свой рабочий кабинет, но они могут использовать эту ком­нату только в одно и то же время. Истинные конфликты трудно разрешаются дружественным образом, если только участвующие стороны не начинают сотрудничать или не прибегают к нейтра­льному и взаимно признанному институциональному меха­низму разрешения конфликта (арбитражу или под­брасыванию монетки).

2. Случайный конфликт. Имеет место, если существуют альтернативные ресурсы для удовлетворения нужд конф­ликтующих. Случайный конфликт зависит от набора обстоятельств, не осознаваемых участниками. Приведенный в пример истинный конфликт стал бы случайным, если бы был какой-нибудь чердак, гараж, другое помещение, которое можно было бы превратить в студию или кабинет. Если предмет «случайного» конфлик­та стал настолько важен, что его замена альтернативой мо­жет привести к потере лица, конфликт теряет свою «слу­чайность» и легкую разрешимость. «Случайные» конфликты трудно разрешать, когда познавательные ресурсы кон­фликтующих слишком узки или имеют место сильные эмоциональные трения.

3. Подмененный конфликт. Стороны спорят по «неверному» поводу. Муж и жена кон­фликтуют по поводу денег, подменяя «невыраженный» кон­фликт на сексуальной почве. Выраженный конфликт – это конфликт-манифест, а не выраженный непосредственно – конфликт-основа. Конфликт-манифест отра­жает конфликт-основу в символической форме, когда тот слишком деликат­ный или острый, чтобы говорить о нем напрямую. Также конфликт-манифест может отражать общее напряжение между участниками по поводу нерешенного кон­фликта-основы.

Примеры конфликтов-манифестов как симптомов конфликта-основы: невротическая персона, постоянно озабоченная тем, выклю­чена ли плита (пытается доверять самой себе, но боится непредсказуемости своих действий); спор двух братьев о том, какую программу ТВ смотреть (борются за внимание со сторо­ны семьи). Конфликты-манифесты можно разре­шить лишь временно – до тех пор, пока не будет разрешен конфликт-основа.

4. Безатрибутивный конфликт. Конфликт имеет неподлинное основание и неподлинных участников. Например, кто-то ругает ребенка за что-либо, сделанное по указанию его родителей. Раз­жигая внутренний конфликт в группе и таким образом ослабляя ее, можно скрыть истин­ный конфликт между группой и ее завоевателем (разделяй и властвуй). Если наблюдается дефицит рабочих мест, то белые и черные рабочие скорее будут клеймить не правительство или социальную систему, а друг друга.

5. Латентный конфликт. Это такой конфликт, который должен возникнуть, но не возникает. Причины: конфликт «подменен», подавлен, безатрибутивен или же не су­ществует психологически. Даже если женщина отрицает превосходство муж­чин над женщинами, она не будет бороться за права женщин, пока не осоз­нает наличие дискриминации.

6. Фальшивый конфликт. Возникновение конфликта, когда для этого отсутствуют объективные условия. Предполагает неверное восприятие или неверное понимание. Возникший фальшивый конфликт может породить новые мотивы, которые превратят его в настоя­щий. Это более вероятно в конкурентной среде, чем в кооперативной.

Конфликты в организации и супружеские конфликты

Межличностные конфликты появляются к возрасту одного-двух лет. Я.Л. Коломинский и Б.П. Жизневский: у младших детей (1-2 года) конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста из-за ролей, а в старшем дошкольном возрас­те из-за правил игры.

Семейные и служебные конфликты являются наиболее распространенными во взаимодействии взрослых.

Конфликты на работе, в организации. Конфликты с руководителем возни­кают чаще, чем при взаимодействии с коллегами, поскольку в отношениях с руководителем могут персонифицироваться и более широкие проблемы отношений человека с организацией. Проблемы в отношениях подчиненных и руководителей – следствие того, что руководители заинтересованы в увеличении контроля, подчиненные же стремятся к автономии. Д. Кац и Р. Кан: около половины обследованных работников находятся в условиях явного конфликта.

Т. Полозова выделила два вида внутригрупповых конфликтов – предметно-дело­вые и личностно-прагматические. Чем выше уровень развития группы, тем реже личностно-прагматические конфликты, и тем чаще предметно-деловые конфликты.

Н. И. Фрыгина изучала когнитивные конфликты, возникающие в процессе коллективной творческой или научной деятельности. Столкновения различных точек зрения являются важным фактором выработки коллективных решений. Если эти противоречия переходят из предметной плоскости в эмоциональную, это ведет к разрушению эффективного творческого процесса.

Конфликты в семье. Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис: противоречия между личностью и семьей неизбежны, как и необходимость постоянного разрешения воз­никающих разногласий. Указывают на несостоятельность идиллическо­го представления о семье (стабильность хороших отноше­ний и удовлетворенность всех семейной жизнью). В семье человек постоянно оказывается перед выбором – притерпеться к не удовлетворяющим его особенностям семьи, отстраниться или найти новый способ интеграции с нею.

В. Я. Левкович и О. Э. Зуськова делят все семьи на три группы с т.з. уровня конфликтности: стабильные (справляющиеся с семейными кон­фликтами); проблемные (частично справляющиеся); нестабильные (не преодолева­ющие конфликт и имеющие негативную семейную ориентацию). Основа семейных конфликтов – рассогласование между представлени­ями супругов относительно потребностей друг друга, между представлениями и ожиданиями одного по отношению к другому.

Т. М. Мишина различает три основных типа нарушений взаимодей­ствия в супружеских парах:

1) Отношения «соперничества». Взаимоотношения имеют противоречивый, дружелюбно-враждебный характер. Между супругами постоянно происходят открытые столкновения, ссоры, возника­ет взаимные упреки, агрессивные проявления. Семейные роли партнеров опреде­лены нечетко, в результате они не способны принимать на себя от­ветственность за пару как целое. Конфликты возникают в сферах заботы и опеки, главенствования и эмоционального принятия.

2) Отношения «псевдосотрудничества». Отношения внешне выглядят ровными, с элементами преувеличенной заботы о партнере. Поводы к возникновению конфликтов лежат во внесемейной сфере и связаны с индивидуальными трудностями или проблемами, возникающими у супругов.

3) Отношения «изоляции». Отношения в семье не имеют явного конфликтного характера. При внешней согласованности действий супруги эмоционально обособлены друг от друга, не заинтересованы друг в друге, брак поддерживается какими-то иными выгодами общего существования. Конфликты возникают, если «границы изоляции» нарушаются либо в сторону сближения, либо в сторону еще большей разобщенности.

К. Левин выделил следующие факторы супружеских конфликтов:

1. Степень удовлетворенности потребностей личности. Неудовлетворенные потребности увеличивают вероятность конфликтов. Потребности, удовлетворяемые в браке, разнообразны и противоречивы. Супруги ожидают друг от друга выполнения функций, которые не всегда могут быть совмещены в одном человеке. Например, муж может ожидать, что жена будет ему одновременно возлюбленной, товарищем, домохозяйкой, матерью, что она сама будет зарабатывать деньги для содержания семьи, представлять семью в социальной жизни. Неспособность к выполнению одной из этих функций может привести к неудовлетворению важнейших потребностей.

Если удовлетворение потребностей привело к перенасыщению, это тоже увеличивает вероятность конфликтов. Проблемой является несовпадение количества действий, необходимых супругам для удовлетворения потребности. Количество действий, необходимых для удовлетворения одного партнера, может оказаться чрезмерным для второго. Поэтому менее удовлетворенный партнер может искать удовлетворения на стороне, что негативно сказывается на супружеской жизни.

Особенно важным считается достижение баланса удовлетворения потребностей в сексуальной сфере. Сексуальное желание и отвращение тесно связаны между собой и одно может переходить в другое, если наступает пресыщение. У супругов может быть разный ритм сексуальной жизни и манера сексуального удовлетворения. Баланс достигается, если расхождение партнеров не слишком велико, и брак для них обладает большой позитивной ценностью.

К конфликтам также приводит неудовлетворенная потребность в безопасности. В супружеской группе человек обретает принятие, защищенность от невзгод внешнего мира, понимание ценности своей личности. Потребность в безопасности не удовлетворяется, если отсутствует доверие к супругу, если он финансово несостоятелен.

2. Пространство свободного движения, достаточное для удовлетворения личных потребностей человека и не мешающее реализовывать интересы группы. Обеспечение адекватной частной сферы внутри супружеской группы является особенно сложным, т.к. эта группа маленькая и отношения между членами группы очень тесные (приходится допускать другого человека в свою частную сферу) – недостаточное пространство свободного движения.

Любовь ограничивает пространство частной жизни партнера, т.к. она простирается на все области его жизни, его прошлое, настоящее и будущее. Даже если супруг относится с симпатией и заинтересованностью к определенным аспектам жизни своего партнера он тем самым лишает его определенного пространства свободного движения. Если супружество лишает людей уединения, это может разрушить отношения. Супружество заставляет принимать и приятные и неприятные качества партнера. Например, две семьи тесно и дружелюбно общались между собой до тех пор, пока не решили провести летние каникулы вместе. После этих каникул они вообще прекратили всякие отношения, т.к. лишение уединения разрушило их дружбу.

3. Значение супружества в жизненном пространстве личности. Супружество может восприниматься как помеха для достижения иных целей, а может – как помощь (финансовая помощь со стороны супруга, помощь детей в настоящем или будущем). Значение супружества для партнеров выражается и во времени, посвящаемому домашним делам и активности вне дома. Если баланс нарушается, это приводит к конфликтам.

Конфликты усиливаются, если супруги по-разному оценивают значение супружества и разные задачи, которые стремится решить каждый из супругов в браке, не могут быть реализованы одновременно.

4. Принадлежность супругов к пересекающимся группам – разным группам, имеющим противоречащие друг другу цели и идеологии. Например, супруги принадлежат к различным национальным, религиозным или социально-экономическим группам.

Конфликты возникают, если партнеры чрезмерно привязаны к своим родительским семьям, особенно если с самого начала между семьями не установились дружеские отношения. Потенциал членства в прежней группе выше, чем потенциал членства в супружеской группе. Человек становится одновременно членом противоречащих друг другу групп. Поэтому не следует жить слишком близко к своим родителям.

Ревность. Интимное отношение одного из супругов к третьему лицу делает его потерянным для второго супруга. У второго супруга появляется ощущение, что часть его частной жизни становится известной третьему лицу. Отношения супруга с третьим лицом – брешь в преграде, закрывающей твою интимную жизнь от окружающих.

Разрешение супружеских конфликтов Левин видит не в жертвовании своей свободой во имя брака, а в восприятии целей партнера как своих собственных (идентификация с партнером), в возникновении сильного чувства «мы» (демократическая групповая атмосфера) – готовность принять во внимание точку зрения и цели партнера, готовность к обсуждению личных проблем.

3. Межгрупповые конфликты

Л. Берковиц. Концепция фрустрационной детерминации агрессии. Основное понятие – относительная депривация. Это оценка положения своей группы как более плохого по сравнению с други­ми группами. Неудовлетворен­ность вызывается, прежде всего, относительной, а не абсолютной депривацией: объективно благополучные группы ощущают большую неудовлетворенность, если их ожидания были более высокими или они окружены людьми, которые находятся в лучшем положении, чем они.

Относительная депривация становится для группы источником фрустрации и последующей возможной агрессии. Объектом агрессии может стать не только тот, кто непосредственно вызвал фрустрацию, но люди, ассоциирующиеся с ним по признаку групповой принадлежности или по иным причинам оказавшиеся в положении козла отпущения.

Д. Кэмпбелл. Межгрупповой конфликт связан с конкуренцией в овладении ограниченными ресурсами (реальный конфликт интересов). Межгрупповой конфликт будет особенно интенсивным, если реальный конфликт интересов значителен, а предполагаемый выигрыш сторон велик. Реальная угроза обусловливает внутригрупповую солидарность и более полное осознание индивидом соб­ственной групповой принадлежности (идентичности), приводит членов группы к преувеличению собственных достоинств и чужих недостатков. Реальная угроза уменьшает отклонения индивидов от групповых норм. Реальная угроза увеличивает меру наказания и степень отверженности на­рушивших верность своей группе и отклоняющихся от групповых норм.

Г. Тэджфел. Детерминанты межгрупповых конфликтов – не кооперативное или конкурентное взаимодействие, а возникающие при этом социальные установки. Меж­групповые конфликты – не неизбежное след­ствие относительной депривации. Межгрупповые конфликты возникают, если не реализуются следующие стратегии. Группы могут выбрать и другие стратегии реагирования. Во-первых, человек может перейти из низкостатусной группы в высокостатусную, более привлекательную для него группу. Другая стратегия – «социальное творчество»: изменение критериев сравнения и пересмотр неудовлет­воряющих результатов этого сравнения. Например, рабочая группа, «проигрываю­щая» другой группе в признании со стороны начальства, утешает себя тем, что «зато мы самые дружные и у нас самые хорошие отношения». В-третьих, можно сменить объект сравнения: низкостатусные слои насе­ления находят такую низкостатусную груп­пу, по сравнению с которой собственная группа оказывается наделенной более вы­соким в каком-то отношении статусом.

Специфика межгруппового конфликта:

— деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы – Они»;

— неадекватное групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа оценивается выше, а достоинства противоборствующей группы занижаются;

— групповая атрибуция. Позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинами. Наоборот, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы объясняется внешними обстоятельствами.

Литература:

1. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.

2. Психология конфликта / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001.

Семинарские (практические) задания:

Практическое занятие 1. Команда и командообразование

1. Игра-катастрофа «Необитаемый остров».

2. Ролевая игра «Наследство».

Литература:

1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Ось-89, 2005.

2. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2003.

3. Кричевский Р.Л.,Дубовская Е.М. Психология малой группы. М. 1991.

Практическое занятие 2. Групповая структура

1. Социометрия.

Литература:

1. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М.: Педагогика, 1988.

2. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999.

3. Кричевский Р.Л.,Дубовская Е.М. Психология малой группы. М. 1991.

Практическое занятие 3. Групповая структура

1. Методика «Исследование нормативных предпочтений в группе».

2. Методика изучения мотивационного ядра межличностных выборов.

3. Референтометрия.

Литература:

1. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М.: Педагогика, 1988.

2. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов. Социальная диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

3. Кричевский Р.Л.,Дубовская Е.М. Психология малой группы. М. 1991.

Практическое занятие 4. Сплоченность, совместимость, сработанность

1. Методика «Индекс групповой сплоченности Сишора».

2. Изучение ценностно-ориентационного единства группы.

3. Экспериментальное исследование организованности группы.

Литература:

1. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М.: Педагогика, 1988.

2. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов. Социальная диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

3. Кричевский Р.Л.,Дубовская Е.М. Психология малой группы. М. 1991.

Практическое занятие 5. Лидерство и руководство

1. Упражнение «Сильные стороны».

2. Упражнение « Формула успеха лидера».

3. Упражнение «Искусство убеждения».

Литература:

1. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

2. Кричевский Р.Л.,Дубовская Е.М. Психология малой группы. М. 1991.

3. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб.: Питер, 2002.

Практическое занятие 6. Лидерство и руководство

1. Упражнение «Присоединение и ведение в коммуникативных актах лидера».

2. Упражнение «Диктатор».

3. Упражнение «Я отвечаю за тебя»

Литература:

1. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

2. Кричевский Р.Л.,Дубовская Е.М. Психология малой группы. М. 1991.

3. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб.: Питер, 2002.

Практическое занятие 7. Принятие группового решения

1. Ролевая игра «Офис».

2. Решение задачи «Перевозки».

Литература:

1. Келли Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решений. СПб.: Питер, 2001.

2. Кричевский Р.Л.,Дубовская Е.М. Психология малой группы. М. 1991.

Практическое занятие 8. Межличностные отношения в группе

1. Методика «Оценка социально-психологического климата в группе».

2. Методика «Изучение уровня конфликтности в группе с помощью методики семантического дифференциала».

3. Методика «Эмоциональные состояния в группе».

Литература:

1. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.

2. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов. Социальная диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

3. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1983.

Практическое занятие 9. Межличностные и межгрупповые конфликты

1. Психологическое посредничество при разрешении конфликта.

Литература:

1. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.

2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2000.

Практическое занятие 10. Межличностные и межгрупповые конфликты

1. Ролевые игры «Конфликт в транспорте», «Конспект», «Шарфик».

2. Анализ конфликтной ситуации с помощью карты конфликта.

3. Разрешение межличностного конфликта в ходе психодрамы.

Литература:

1. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.

2. Конфликтология: Хрестоматия / Сост. Н.И. Леонов. М.: МПСИ, 2002.

3. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Речь, 2005.

4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2000.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: