Парадигма — это образец, пример, модель.
Парадигма Мышления — это и есть привычная модель мышления, думание определенным образом, т.е. привычная ментальная конструкция, которая уже стала частью восприятия.
По сути, Парадигма Мышления — это совокупность убеждений, которые и формируют наше мышление. Они и есть паттерны восприятия.
Мы видим мир и воспринимаем происходящие с нами события через призму своей собственной парадигмы.
Но нам только кажется, что мы видим мир таким, какой он есть. Но на самом деле, мы видим его таким, какие мы есть.
Парадигма Мышления
Всё, что вы наблюдаете вокруг себя, является вашим субъективным восприятием. Всё, что вы видите, слышите и ощущаете – это образ, картинка, которая вырисовывается посредством вашего индивидуального восприятия и принадлежит Пространству Личного Восприятия.
Одну и туже ситуацию разные люди интерпретируют и переживают по разному. Всё зависит от настроек сознания — то, на чем вы фиксируете своё внимание, что впускаете в свою жизнь, а что отвергаете. Все это является неотъемлемой частью вашей Парадигмы Мышления.
Если вы научитесь видеть свои парадигмы и менять их, то вы существенно сможете изменить качество своей жизни и прийти к тем результатам, которые вам нужны. Многие ваши парадигмы вам мешают, потому что искажены. Это они влияют на то, как вы общаетесь с собой и с миром.
Когда вы начинаете видеть вещи иначе, чем привыкли, тогда вы начинаете думать и чувствовать уже иначе… Смена Парадигмы влечет за собой смену восприятия…
Как только вы увидите вещи такими, какими они являются на самом деле, вы будете думать, чувствовать и вести себя иначе. И это будет происходить автоматически.
Ваш настрой и поведение — это следствие вашей Парадигмы Мышления. Если вы хотите изменений в своей жизни, то надо поработать со своими Парадигмами.
Есть очень хорошая история именно о том, как меняется наше восприятие, когда мы начинаем видеть события с непривычного для нас ракурса, то есть, в обход привычной Парадигме Мышления.
Полупустой вагон метро. Каждый занят своим делом — кто-то читает, кто-то дремлет. На одной из станций в вагон входит мужчина с двумя детьми, им где-то 6 — 8 лет. Мужчина садится на свободное место, а дети начинают носиться по вагону. Они перекрикиваются, задевают пассажиров, вырывают у некоторых из рук газеты. Их отец сидит опустив голову и не предпринимает ничего, чтобы угомонить детей.
Женщина, сидящая напротив него, в какой-то момент не выдерживает, и, не скрывая своего раздражения, обращается к мужчине: «Ваши дети ведут себя неприлично. Вам не кажется, что вы должны как-то их усмирить?!» Мужчина спокойно посмотрел на неё и так же спокойно ответил: «Да, я понимаю, что должен что-то сделать. Но мы едем из больницы, где час назад умерла их мать. Я думаю, что они не знают как с этим справиться… Я и сам не знаю как с этим справиться».
Ну как, изменилось ваше восприятие происходящего? Теперь ситуация, где дети безобразно себя ведут, а их отец ничего не предпринимает, звучит уже совсем иначе. Вот вы и «посмотрели на вещи совсем иначе».
Если позволите себе воспринимать ситуации не только с позиции того что лежит на поверхности, то вы и будете постепенно изменять свои Парадигмы Мышления и восприятия. И наоборот, когда будете целенаправленно трудиться в сторону изменения своих привычных Парадигм, вы будете воспринимать ситуации совсем с другого ракурса.
Парадигма человека Метагалактики
Парадигма (модель, образец, пример) — это совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая сообществом. По-другому можно назвать, что парадигма это современная картина мира. Парадигма может быть научной, государственной, общепринятой, личной (индивидуальной, субъективной).
Разные страны на протяжении своей истории исполняли ту или иную миссию для человечества. Россия издревле предназначалась для формирования нового современного
Человека. Именно Россия как правопреемница Советского Союза, отмечают предсказатели, философы, историки и политологи, за века развития преуспела в формировании нового Человека (Человека Метагалактики), ярким примером которого явился Советский Человек – прекрасный задел на будущее и лучший исторический прецедент Советского Союза. В этом процессе формирования нового человека новой эпохи так же непосредственное участие принимают страны СНГ такие как Украина, Беларусь, Казахстан. А так как в Метагалактике, за ареалом своего обитания, впервые заговорил на русском языке Советский Человек Юрий Гагарин, то пассионарный ответ формирования Человека Метагалактики идёт, в первую очередь, на русскоязычную территорию бывшего Советского Союза.
Речь идёт о созидании Метагалактической Эволюцией Человека новой природной формации – Человека Метагалактики, Человека новой эпохи. Ведь Метагалактический наблюдатель как Человек Метагалактики – это далеко не Планетарный Наблюдатель – человек, живущий сейчас на Планете. И вопрос не только в наблюдении – он намного шире! Вопрос в принципе и существе организации самого Человека Метагалактики.
То, чего ранее человечество добивалось веками своего развития и существования, сейчас становится обычной практикой Метагалактической жизни каждого Человека. Мы уже свершили биологический скачок, предсказанный наукой в развитии Человека Планеты. И этот эволюционный скачок ввёл нас Стандартами Метагалактики в эволюционное явление Человека Метагалактики. И теперь мы медленно, но верно перестраиваемся и преображаемся ими. Одно-два поколения большого времени для нас и мига для Планеты, и всё окончательно станет зримо всем. Но скачок свершён именно сейчас, и мы присутствуем в начале этого великого процесса. Миг Истории Свершён!
Отметим главные выявления Человека Метагалактики:
- Исходя из первого Завета Христа, учившего нас быть Человеком Небесным, Человек Метагалактики различается 64-мя своими Частями в цельности, существующими синтезно физическим телом и развиваемыми 64-мя видами различной Субъядерной среды Метагалактики. Здравый смысл легко подскажет, что Сердце, Душа или Разум, упоминаемые отдельно первой Заповедью, явно получали различные выражения Троичности Отца Небесного. Просто потому, что существовали для разных задач явления Человека.
Но за тысячелетие после этого у Человека выросли: и Мышление, и Сознательность, и Головерсум, и Вера, и Интеллект, и Провидение, и Монада, синтезно выражающие современного Человека собою как части человека . Но растут и новые Метагалактические явления, формирующие в синтезе 32-х базовых Частей Человека Метагалактики, включая названные ранее. При этом в физическое тело Человека теперь постоянно фиксируются 32 потока субъядерных Сил Метагалактики автоматически, природно и эволюционно. Они незаметны, как воздух в лёгких, очень утончены и нарастают постепенно только у тех, кто занимается развитием соответствующих Частей. У остальных — просто фиксация многовекового эволюционного роста, установленного Метагалактикой на Планете. И идёт формирование нового Человека Метагалактики. Логически ясно, что, как и органы физического тела человека, его выражения Частей тоже являют разные Свойства и Качества, Процессы и Условия, а значит, нуждаются в совершенно различных субъядерных процессах своей организации, заточенных на разный результат. Вот эта копившаяся тысячелетие возможность и произошла окончательно резким эволюционным биологическим скачком. Философия Синтеза обосновала это как Парадигму Человека Метагалактики. Научное и иное знание, как и положено, последует далее, уже после этого.
Как мы готовились к 64-рице? Вспомните шахматы, Шах-Маты (матери) каждому из нас. Мы просто увидели восьмерых и расшифровали это. Диалектическим материализмом! И нам стало уже не до смеха. Или вспомним И-Цзин, книгу Перемен в Китае. Пе-ре-мен!!! Где 64 вида условий жизни (8×8), складывали перспективы философско-образного распознания действительности. Но, возможно, и фиксации в формировании чего-то. Ведь смогли древнекитайские философы распознать именно 64 потока условий жизни.
Но если они были направлены на каждого человека издревле, то постепенно складывали в нём некие процессы, которые и привели к появлению метагалактически-субъядерных Частей Человека Метагалактики – новой эволюционной ступени жизни Метагалактики. Вселенная созидает нас! Мы думали, что эволюция закончилось, и современный человек – вершина! Ещё нет! Давно, ой, как давно, готовила Метагалактика нас к выходу из колыбели! Время пришло!
- Так же, здравым смыслом будет ясно, что 64 потока Субъядерных сил Метагалактики чем-то различаются между собой. Естественно, природной организацией среды. Но в чём Суть этого? – В мерности!
Математика XXI столетия, ныне идущего, уже научилась решать многомерные задачи. Физика говорит, что наш мир уже не трёхмерен, как думала ранее, а четырёхмерен квантовой механикой. Но математики дошли до 11-мерных решений. Значит, физика должна стать ещё мерностнее в реальности, об этом говорит теория Супер Струн Брайна Грина. Напомним, что пространство, нас окружающее, якобы трёхмерно – длина, ширина и высота, что такое четырёхмерность можно посмотреть в видео уроке Доктор Квантум, что такое мерность. Но всё ли мы умеем воспринимать? Сложно ответить. Многое как раз зависит от возможностей и подготовки Человека. Наука называет это Позицией Наблюдателя. Но если мы приучили себя к трёхмерности (а человек – это существо приспосабливающееся), то источником этого приспособления вполне могла стать троичность Частей Человека Небесного: Сердца, Души и Разума. Но у Отца Небесного объявлено было семь Духов пред престолом Господа! Семь Частей? Сообразительные воскликнут: «Тройка, семёрка, туз». А что есмь Туз? Думаю, это вершина эволюции – Человек будущего, как мы теперь понимаем, Человек Метагалактики.
Мы обращаемся к религиозному контексту только потому, что науки о Человеке, собственно, НЕТ!!! Под человеком более понимают физиологию или психологию его тела. Но оно теперь – одна из 64-х Частей Человека! И что мы о нём знаем? В целом? Вот мы и закладываем философскую парадигму будущей Метагалактической науки. И главное в ней – наука о Человеке. Ибо строим мы государство для него и политически исходим из его нужд!
Естественно, при восприятии Позиции Наблюдателя 3-х частей мы видим трёхмерно, значит, при восприятии Позиции Наблюдателя 64-х частей мы видим уже шестидесятичетырёхмерно! Много? Но это и есть то, что Метагалактика устанавливает у нас на Планете. Природно. Нам не просто деваться некуда, – мы в это уже ВОШЛИ!!! И поэтому публикуем Вам, чтобы совместно начать процесс осмысления и организации этих процессов. Соответственно, каждый Субъядерный поток предполагает одну мерность восприятия в формировании одной Части Человека. Физическая среда стала 256-мерной субъядерной средой Метагалактики, в которой и рождается новый Феномен – Человек Метагалактики.
- Современным Знанием понятно, что 256 вида Субъядерной Метагалактической среды, самоорганизуясь, образуют устойчивые слои жизни между собою, что-то типа слоёного торта, с различной компетенцией деятельности и эффектами организации среды. Мы назвали это присутственностями (при-Сути-явления). И отныне наше физическое присутствие жизни (жизнь ведь присутствует в этом пространстве бытия), имеет 256 уровня присутственностей различных уровней самоорганизации материи Метагалактики.
Но задумавшись об источниках метагалактической субъядерности, мы распознали, что сами источники располагаются Метагалактически на 4096-и присутствиях Метагалактики, каждый из которых имеет по 256 слоя субъядерности в отражении друг друга Законом «Всё во всём».
Значит, Метагалактика расширяет наш одноприсутственный физический мир до 256-и-присутственного. Таким образом, Метагалактика вводит нас в 256-рицу присутствий физического мира явлением фиксации 256-х Частей Человека на перспективу, по одной на каждом, явлением источника субъядерных сил, формирующих ту или иную Часть Человека. И на каждом этом присутствии выражается 256-ю присутственностями в различном Синтезе Частей друг с другом, ростом цельной взаимозависимости всех пред каждой и каждой пред всеми одним видом субъядерности этой части. Рождая многообразие деятельности её.
В общем, пора учиться играть в шахматы не 8 на 8, а 64 на 64 =4096. Метагалактика пришла она здесь и сейчас!
- А что же тогда с присутственностями в каждом из 256-и присутствий физического мира Метагалактики? А они отвечают за формирование систем Частей Человека. Термин мы взяли из анатомии – система дыхания, система кровообращения… Мы знаем системы Мышления – логическое, формальное, образное, мифологическое. Мы знаем некоторые виды систем Сознания – подсознательное, бессознательное. Но мы, оказывается, настолько мало знаем об этом!
В общем, все мы только в начале Пути настоящего познания Человека! И природа даёт нам шанс сразу Метагалактического его познания.
Углубить и ускорить процесс познания новых возможностей Человека и переподготовиться в соответствии с новыми вышеописанными стандартами Человеком Метагалактики в практическом развитии новых Частей Человека можно на специальной программе переподготовки — Философски Чтения Синтеза. С содержание и темами Философских Чтений Синтеза можно познакомиться здесь.
Друзья если Вам понравилась статья поделитесь, пожалуйста со своими друзьями в социальных сетях или оставьте свой комментарий. Автору важно услышать Ваше мнение. Благодарю Вас за отзыв
Парадигмы Подсознания
Парадигмы Подсознания — это совокупность привычек, заложенных в нашем подсознании, которые определяют наши убеждения, восприятие, реакции и действия. Весь тот комплекс подсознательных программ, которые и управляют нашей жизнью.
А что такое привычка? Привычка — это идея, которая зафиксирована подсознанием и на основании которой мы действуем, не используя свое сознание. В обход своего сознания, то есть. Именно эти действия и приводят нас к определённым результатам, и мы имеем то, что имеем.
Если вы всё ещё думаете, что живёте исходя только из своей сознательности, то вы глубоко заблуждаетесь. Нами управляет наше подсознание. И это наш друг и защитник. Но, к сожалению, мы плохо понимаем что там происходит. Можем только пост фактум делать выводы, что тоже немаловажно.
Так вот, действия, которые мы предпринимаем исходя из идей, «живущих» в нашем подсознании и создают нашу реальность, которую мы потом и воспринимаем как “нашу жизнь”.
То, что происходило с нами, когда мы были детьми, влияло на наше подсознание. В нём формировались определённые идеи, которые трансформировались затем в схемы-алгоритмы. Они и являются составляющими Парадигмы Подсознания.
Подсознание работает фоном всю нашу жизнь. Оно не дремлет никогда, и у нас есть возможность взаимодействовать с ним в любое время. Надо только знать Как это делать. И делать это осознанно, потому как, жить постоянно в автоматическом режиме под влиянием Подсознательных Программ, не сулит ничего хорошего.
Жизнь протекает в том формате, в каком совпадают Парадигмы Сознания и Подсознания. Если они совпадают в какой-то своей схеме-алгоритме, то всё получается — и желания исполняются, и цели достигаются. А если не совпадают, то всё и в жизни не получается — одни проблемы и неудачи.
Осязание, обоняние, слух, зрение, вкус, восприятие, интуиция, воля, логика, воображение — всё это принадлежит области сознания. Но не только ему. Подсознание тоже делает свое дело, просто мы не видим этих процессов, не замечаем их.
Психика человека — это тандем сознания и подсознания. Но давайте внесём небольшую поправку — это тандем энергии сознания, энергии подсознания и общего энергетического состояния тела-личности.
Определение парадигмы
Идеи, концепции и убеждения, которые вы и другие люди разделяют в отношении религии, национальности и других предметов культуры, вероятно, являются важной частью вашей индивидуальной и коллективной идентичности, но как часто вы размышляете, откуда они пришли или как могут измениться? Говоря простыми словами, парадигма — это коллекция убеждений и концепций, представляющая собой набор теорий, предположений и идей, которые способствуют вашему мировоззрению или создают определенные рамки и ограничения.
Пример парадигмы — фраза «американский образ жизни». Это словосочетание относится к совокупности убеждений и представлений о том, что значит быть американцем. Для людей, которые считают эту парадигму очень важной, она может служить основой того, как они видят или взаимодействуют с окружающим миром. Это подчеркивает одну из самых важных особенностей парадигмы, которая заключается в том, что она состоит из убеждений и идей, которые образуют основу для подхода и взаимодействия с другими вещами или людьми.
Психика. Энергия. Парадигмы
Да, без энергии никуда. Она повсюду. И законы, по которым работают система под названием человек и система под название Вселенная, одинаковы. И их надо знать. И они основаны именно на энергии, на вибрациях.
Сознание функционирует на основе топлива — это энергия, которая «втекает» в наше сознание и позволяет нам «пользоваться» всеми перечисленными выше функциями. И очень важно, какого качества энергия «втекает» в нас.
У подсознания свой энергетический ресурс. И если научиться переводить этот энергетический ресурс на уровень сознания, то очень многое в вашей жизни будет протекать именно так, как вам бы и хотелось.
Застрявшая в Подсознании энергия и не позволяет очень часто исполняться нашим желаниям. А застревает она там потому, что так срабатывают защитные стратегии. Но об этом мы говорили уже не раз, поэтому не будем вдаваться в подробности.
Вернемся к Парадигмам. Стоит понять, что ваша успешность, достижение целей, исполнение желаний — это результат совпадения Парадигм Сознания и Подсознания.
Мы получаем то, что хотим только в том случае, если Парадигмы совпадают, т.е. когда между сознанием и подсознанием нет конфликта. Изменяя и приводя в равновесие Парадигмы Сознания и Подсознания, мы автоматически освобождаем застрявшую энергию в Подсознании и выводим ее на уровень Сознания. … продолжение следует …
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Если вам нужна консультация или просто есть необходимость поговорить, обсудить свою боль, то вы можете связаться со мной в WhatsApp. Первая ознакомительная беседа — в рамках безоплатной дружеской беседы. Это будет ознакомительная беседа и ни к чему вас не обяжет. Остальное будет зависеть от ваших намерений и готовности что-то изменить. А еще вы можете присоединиться к нашей группе ГРАНИ РАЗУМА в WhatsApp
НАПИСАТЬ СООБЩЕНИЕ
Возможно вам будут
Откуда происходят парадигмы?
В социологии примеры парадигм возникли в работе некоторых ключевых европейских философов, таких как Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм, в середине-конце XIX века. Хотя они, возможно, не особо обозначали их как парадигмы, эти мыслители построили ряд теорий для изучения того, как связаны некоторые элементы общества или решения социальных проблем, вызванных, среди прочего, растущей силой капитализма. На протяжении XX века социологи базировали свои идеи на этих более ранних концепциях и теориях, чтобы сформировать основу современных социологических подходов и традиций.
Жизнь в контекстах парадигмы…
Несмотря на то, что эта небольшая статья выпущена в «теоретической» рубрике «Интегральное нейропрограммирование версии 4.0», она весьма (и даже очень) практична. Потому что представляет парадигмальный подход как прикладную модель для описания возможностей и опасностей человеческой жизни…
Начну с того, что в несколько упрощенном варианте каждый из трех аспектов («осей») парадигмы – динамический, структурный и содержательный – может быть представлен двумя как бы раскрывающими его (аспекта) суть признаками. Для динамики это направленность и интенсивность. Для структуры – четкость и связность. Ну а для содержания – сущность и смысл (осмысленность).
И если в рамках этакой вот «шестерки» (легко отображаемой гексаграммой) оценивать этиологию проблем человеческой жизнедеятельности (причем на любом ее этапе…), то в динамическом плане они (проблемы) возникают из-за неверно выбранных направлений самореализации и деятельности, а также неоптимальности прилагаемых для достижения желаемого усилий (обычно недостаточных, хотя иногда и избыточных…). В структурном аспекте наши «поражения» и «крушения» обычно связаны с недостаточной же четкостью и определенностью структуры конкретной области бытия (вплоть до полной ее хаотизации…), а также неадекватностью связей между элементами этой структуры и внешними, но важными для нее областями (в том числе и в результате их – связей – разрыва или запутанности…). В содержательном плане – с неверным пониманием сущности (сути) и неадекватного осмысления того, с чем мы имеем дело. То есть, говоря обиходным языком, мы не достигаем ни успеха, ни благополучия в основном потому, что идем не туда, а, идя, еще и ленимся. Запутываемся в наличествующем и/или происходящем, так же неверно строим связи между его элементами (а чаще банально их рвем: и прежде всего – человеческие…). А еще и просто заполняем свою жизнь всяческой ерундой, которой, к тому же, придаем совершенно неверные, но притом весьма возвышенные смыслы, ценности и значения…
Довольно простой иллюстрацией данного подхода может служить японская система «благоприятственной» жизни, известная нам под именем «Икигай». В которой удивительно мудро и весьма даже практично проблема динамики (направления и интенсивности) решается тем, что вы занимаетесь (должны заниматься!) именно тем, чем и хотите заниматься. Проблема структуры (хаотизации и неоптимальной связности) – тем, что вы хорошо знаете и умеете делать то, чем занимаетесь. Ну а проблема содержания (сути и осмысленности) – тем, что вы занимаетесь тем, что действительно нужно людям. То есть причины «неудающейся» жизни связаны с тем, что вы делаете то, что не любите и не хотите делать. Делаете это плохо не только потому, что делать вы это не хотите, но еще и потому, что не умеете (а не умеете потому, что не любите…). И при том еще и делаете то, что вы не любите и не умеете так, что все это становится совершенно не нужным людям. При этом (напомню парадигму бытия из прошлых статей…) «хочу делать» в общем-то определяет вашу свободу. «Умею делать» — ответственность (за то, что не умеют, согласны отвечать только глупцы…). А «это нужно людям» — осмысленность вашей жизнедеятельности…
Вдумчивый читатель может, однако, отметить, что я почему-то не упомянул четвертый аспект Икигай: «За это хорошо платят». Так вот, сделал я это по очень простой причине. Еще К. Юнг в своем принципе «четвертичности» отметил, что этакий «четвертый элемент» рождается как интегрированная сумма трех предыдущих элементов вследствие процесса их перехода в новое качество. Например, последовательное освоение трех базовых аспектов психики: ощущения (динамика); логика (структура) и эмоции (содержание) приводит к появлению интуиции. Так что этот искомый, означающий переход на новый уровень любого развития (от финансового до духовного…) аспект всегда, так сказать, имманентно присутствует в пространстве, образуемом тремя базовыми осями: динамики, структуры и содержания. В данном же нам Икигаем случае можно смело утверждать, что, если вы занимаетесь тем, что вам нравится, делаете это хорошо и умело, а также четко и осмысленно понимаете, что это действительно нужно людям, в образовавшемся в результате пространстве у вас не будет никаких проблем с достойной оплатой. А вот «выпадение» любого из трех базовых элементов Икигай просто гарантирует вам трудности с адекватным материальным возмещением вашего «хромого» пусть даже и на одну «ногу» дела…
В заключение – еще один пример применения парадигмального подхода: к проблеме здорового образа жизни. Этот самый ЗОЖ возможен тогда и только тогда, когда у вас одновременно есть оптимальная двигательная активность (динамика); нормальное, но почему-то именуемое «здоровым», питание (структура) и, как это ни странно, действительно здоровый сон (содержание). Потому что только в этом случае в пространстве данных трех осей возникает совершенно необходимый всем и каждому «четвертый элемент» здорового образа жизни: порядок или, точнее, упорядоченность собственной жизни…
Упражнения
1). Возьмите любую из областей вашей жизнедеятельности (здоровье, взаимоотношения, любовь, секс, работу, материальное благополучие, а также смысл жизни), в которой вы ощущаете выраженное неблагополучие, и попробуйте деятельно (т.е. с переводом в соответствующую деятельность…) ответить на следующие вопросы:
Я иду в этой области туда, куда надо?
Я иду туда, куда мне надо, достаточно интенсивно?
Я хорошо разбираюсь в структуре проблемы?
Я создал все необходимые для ее разрешения взаимосвязи?
Я хорошо понимаю суть этого дела или области бытия?
Я имею здесь (в этой области) адекватный и достаточный набор смыслов, значений и ценностей?
Постарайтесь, исходя из своих ответов, хоть что-то понять и исправить…
2). Оцените и, если сможете, оптимизируйте свою жизнь (в целом или все-таки по отдельной проблемной области…) с точки зрения трех аспектов Икигай, а именно:
Вы занимаетесь тем, что вам нравится?
Вы действительно умеете это делать?
То, чем вы занимаетесь, реально нужно людям?
Учтите, что вышеупомянутая оптимизация может потребовать от вас значительных усилий и грамотного применения интегрального нейропрограммирования…
3). Просто наведите порядок в вашей собственной жизнедеятельности, не упустив притом все три исходных аспекта здорового образа жизни…
Концепция парадигмы
Когда Эйнштейн опубликовал свои теории общей теории относительности, это была не просто еще одна идея, которая могла бы удобно вписаться в существующую парадигму. Вместо этого сама ньютоновская физика была отнесена к тому, чтобы быть специальным подклассом большей парадигмы, выдвинутой общей теорией относительности. Три закона Ньютона по-прежнему преподаются в школах, однако теперь мы действуем в рамках парадигмы, которая ставит эти законы в более широкий контекст.
Концепция парадигмы тесно связана с платоническим и аристотелевским взглядами на знание. Аристотель считал, что знание может основываться только на том, что уже известно, на основе научного метода. Платон считал, что знание должно оцениваться тем, что может стать конечным результатом или конечной целью. Философия Платона больше похожа на интуитивные скачки, которые вызывают научную революцию.
Парадигма в риторике
Это способ понять что-то путём приведения примера и сравнения одного понятия с другим.
Марк Фабий Квинтилиан, римский оратор и учитель, обучал своих учеников риторике: красивой речи, искусству переубеждать. В своём труде «Образование оратора» (Institutio oratoria) он писал, что примеры (или греч. paradeigmata — «парадигмы») необходимы в искусстве убеждения.
Для Квинтилиана примеры (парадигмы) — это аналог вступления в речи. Это способ убедить слушателя путём аргументации, которая состоит из суждений и выводов из них (силлогистическая аргументация). Он использовал примеры из истории, поэзии, пословицы и фразеологизмы.
Что такое парадигма и что это слово означает
Слово парадигма имеет греческие корни и в переводе означает образец, модель или пример. В общем-то, этим все и исчерпывается — можно заканчивать заметку так ее и не начав. Ну, уж нет, не дождетесь…
Парадигма — это модель (чего угодно, но чаще всего это слово употребляется в применении к науке или общему мировоззрению). По сути — это общепризнанный образец или пример того, как на данном этапе развития стоит подходить к решению проблем в данной области.
Понятие парадигмы может быть применено как к глобальным вещам (та самая картина мира, объясняющая мироустройство, которая меняется со сменой вех), так и к довольно узким предметам изучения (отдельные научные дисциплины, философия, морфология и т.п.).
Примером общепризнанных парадигм в языкознании для русского языка могут служить правила сопряжения слов, т.е. те самые падежи, которые мы все учили в школе (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный).
Говоря простыми словами, парадигма — это та самая печка, от которой все сейчас пляшут. Она является устоявшимся на данный момент времени шаблоном, используя который можно решать стоящие перед наукой или любой другой областью применения знаний проблемы. Она помогает получаемые знания и опыт «раскладывать по уже имеющимся полочкам», систематизировать их и упрощать работу.
Например, главная парадигма, формирующая нашу сегодняшнюю картину мира — теория большого взрыва (не путать с одноименных сериалом). Примером устаревшей парадигмы может служить еще относительно недавно популярная модель плоской земли (как ни странно, но и сейчас есть те, кто ее придерживается) или земли находящейся в центре мироздания.
Обычно, смена научных взглядов (революционные изменения) связана именно со сменой парадигмы. Как правило, в любой модели изначально есть изъяны, которыми пренебрегают, стараются не замечать или даже намерено замалчивают.
Но когда количество выявленных изъянов превышает определенное значение, то могут начаться процессы приводящие к поиску новой парадигмы, которая на данном этапе будет иметь более общий характер и меньшее число изъянов. По закону диалектики — количество переходит в качество.
Эта модель становится потихоньку общепризнанной, пока не накопится опять достаточное число противоречий для ее всеобщего отрицания и перехода к новой модели, лучше удовлетворяющей новой реальности (имеющей большее число подходящих полочек, на которые можно расставить новые знания полученные о предмете изучения). Так происходит смена парадигм.
Например, картина мира сформулируемая во времена Аристотеля была заменена на новую парадигму классического естествознания во времена Ньютона. А сейчас уже больший вес имеет релятивистская теория Эйнштейна. Таким же революционным явлением приведшим к смене модели была теория Дарвина о происхождении видов. Сейчас ее активно пытаются оспаривать, но пока еще смены вех не произошло.
Однако, далеко не всегда парадигмы сменяют друг друга. Иногда они успешно сосуществуют и дополняют друг друга. Например, волновая и квантовые теории, а так же ряд других теорий, которые стараются устранить их дуализм. Хотя, это может быть только затянувшийся этап смены модели, когда «идеал» удовлетворивший большинство пока еще не найден.
Парадигмы исторически и культурно связаны (Томас Кун)
Современный китайский медицинский исследователь с опытом в восточной медицине будет действовать в рамках другой парадигмы, чем западный врач 1800-х годов. Откуда возникает парадигма? Философ Томас Кун интересовался тем, как всеохватывающие теории, которые мы имеем от самой реальности, влияют на модели и теории, которые мы используем в рамках парадигмы, которая диктует следующее:
- что наблюдается и измеряется;
- вопросы, которые мы задаем об этих наблюдениях;
- как эти вопросы формулируются;
- как интерпретировать результаты;
- как проводится исследование;
- какое оборудование подходит.
Многие студенты, которые предпочитают изучать науку, делают это с уверенностью, что они проводят наиболее рациональный путь к изучению объективной реальности. Но наука, как и любая другая дисциплина, подвержена идеологическим особенностям, предубеждениям и скрытым предположениям. Фактически Кун решительно предположил, что исследования в глубоко укоренившейся парадигме неизменно завершают эту парадигму, поскольку все, что противоречит ей, игнорируется или преследуется заданными методами до тех пор, пока оно не будет соответствовать уже установленной догме.
Тело уже существующих доказательств в полевых условиях и формирует сбор и интерпретацию всех последующих доказательств. Уверенность в том, что нынешняя парадигма является самой реальностью, именно то, что делает ее настолько трудной для принятия альтернатив. Хотя Кун сосредоточился на науках, его наблюдения о научных парадигмах применимы к другим дисциплинам.
Что такое сдвиг парадигмы?
Смещение происходит, когда одна теория парадигмы заменяется другой. Вот некоторые примеры:
- Астрономия Птолемея уступает место астрономии Коперника.
- Физика Аристотеля (в которой утверждалось, что материальные объекты имели существенную природу, определяющую их поведение) уступает место физике Галилея и Ньютона (которые рассматривали поведение материальных объектов как управляемых законами природы).
- Ньютоновская физика (которая удерживала время и пространство одинаково везде, для всех наблюдателей) уступает место физике Эйнштейна (которая удерживает время и пространство относительно системы отсчета наблюдателя).