Понятие нетерпимости
Каждому индивиду свойственно враждебно относиться к людям, чей образ жизни кардинально отличается от привычного ему. Проявление нетерпимости чаще всего встречается в неприятии таких особенностей человека, как:
- поведение;
- черты характера;
- убеждения;
- манера одеваться;
- культура речи и другие.
Иногда нетерпимость к кому-либо у нас может вызывать только негативные эмоции, но некоторые откровенно воспринимают в штыки особенности других людей, отравляя им жизнь. Самое неприятное здесь то, что людям, которые нам неприятны, со временем приклеиваются не самые лестные ярлыки. Получается, что нетерпимость – это общечеловеческое качество, которое выражается в отрицании и неприятии того, что нам несвойственно. Нетерпимость может проявляться не только в отношении отдельной личности, но и в отношении целых народов. Часто мы сталкиваемся с осуждением таких их особенностей, как:
- культура;
- национальные особенности;
- религиозные убеждения.
Нетерпимость Нетерпимый
Нетерпимость как качество личности – нежелание
проявлять уважительное и доброжелательное отношение к иному мировоззрению, образу жизни, убеждениям, верованиям, мнениям, традициям, привычкам, поведению и недостаткам других людей.
«Наверное, самым нетерпимым из россиян следует считать В. Высоцкого»,- скажет либерал. – «Вы только послушайте: «Я не люблю открытого цинизма, в восторженность не верю и ещё, когда чужой мои читает письма, заглядывая мне через плечо. Я не люблю себя, когда я трушу, обидно мне, когда невинных бьют. Я не люблю, когда мне лезут в душу, тем более, когда в неё плюют». Адепт терпимости и вседозволенности скажет: «– Может он и геев с маньяками не любил? Такие милые люди. Знаете, в Украине сексуальных маньяков называют писюнковыми злодиями? Обидно, да? Наверное, поэтому они к нам перебираются. Надо понять и принять, что у людей повышенный сексуальный аппетит. Их в детстве заставляли насильно кушать, поэтому и сейчас они без насилия не могут «кушать». Люди! Будьте толерантны к сексуальным маньякам!»
Такие краснобаи могут часами разглагольствовать об абсолютизации терпимости и вседозволенности, пока однажды взлелеянная нетерпимость не клюнет их в пятую точку. Совершенно очевидно, что у терпимости должны быть границы. Парадоксально, но это факт. Безграничная терпимость укрепляет нетерпимость, самоуничтожается, превращаясь в собственную противоположность.
В благоприятной среде нетерпимость поднимает голову и постепенно одерживает верх над беспечной терпимостью.
Нетерпимость предосудительно смотрит на все, что ей не характерно или несвойственно. Для нее нет «другого» и «разного». Она мыслит в категориях «плохо» или «хорошо». Нетерпимость – это отрицание другого
. Кто не с нами, тот против нас. Ценности других – зло. Ну, в лучшем случае, — заблуждения, предрассудки или предубеждения. Нетерпимость — одна из крайних форм дискомфортного состояния, проявляющаяся в стремлении отбросить, подавить, уничтожить его источники, в частности, людей и организации, выражающие иные мнения, иные представления о сути их комфортного и дискомфортного состояния.
Нетерпимость всегда идет в сопровождении с неуважением и осуждением другого человека. Нетерпимый человек, столкнувшись с иной точкой зрения или непривычным для него поведением окружающих, бросится доказывать свою правоту. Он не хочет принимать право других быть другими. Поэтому начинает их осуждать, критиковать, проявлять несдержанность и безапелляционность. Он не столько стремится доказать свою правоту, сколько отстоять свою важность, свое Я. Нетерпимость – дочь гордыни. В ее судьбе всегда активно участвуют чувство собственной важности, чувство собственного превосходства и невежество. Нетерпимый человек не может и не хочет слышать других, потому что абсолютно уверен в своих убеждениях.
Великие французские просветители боролись за терпимость, но французская революция, выросшая из жажды свободы, была в высшей степени нетерпима. Большевики, хоть это и таит история, в сравнении со своими французскими коллегами до многого не додумались. Для проявления своей нетерпимости к другим партиям и чуждым классовым элементам большевикам иногда требовались месяцы и годы. Французская революция сразу забыла заветы Дидро, Руссо, Вольтера и Монтескье, утратив малейшую терпимость ко всему инородному и другому. Террор был жутким. А. Бушков в книге «Сталин. Красный монарх» пишет: «Юношей-дворян раздевали, связывали лицом к лицу с голыми девушками того же сословия и, рубанув саблей по голове, бросали в воду. Это называлось «революционный брак». Бойцы элитного батальона имени Марата начинали день с того, что выпивали стакан крови. Действовала мастерская по изготовлению разной галантереи из кожи казненных. Вандейцы, в свою очередь, набивали в глотку пленным порох и поджигали. Террор продолжался в согласии с «Законом о подозрительных», по которому смерти заслуживал каждый, кто «распространял ложные известия», «препятствовал просвещению народа», «портил нравы», «развращал общественное сознание». Под такое можно подвести любого, благо улик не требуется, достаточно загадочных «моральных доказательств». Свидетели, присяжные, адвокаты – ничего этого в новом суде не полагается».
Терпимость и нетерпимость очень «тонкие» понятия. Нам всегда будет трудно найти ту грань, за которой борьба с нетерпимостью превратится в полунинское «Низя» — расцвет цензуры и запретов. С другой стороны, давая зеленый свет для нетерпимости, мы рискуем безопасностью и растлением нравов. Например, общество интересует вопрос, как относиться к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Где здесь эта тонкая грань между терпимостью и нетерпимостью? Любопытна в этом контексте позиция Фаины Раневской. Актеры обсуждают на собрании труппы товарища, который обвиняется в гомосексуализме: «Это растление молодежи, это преступление». — «Боже мой, несчастная страна, где человек не может распорядиться своей жопой»,- вздохнула Раневская.
Нетерпимый человек, не задумываясь, скажет, что надо их всех утопить, расстрелять и повесить. Словом, в зависимости от характера и воображения. Но надо помнить, что среди них много крайне одаренных людей, приносящих большую пользу обществу. Человечество много бы потеряло, лишившись Леонардо да Винчи, Ботичелли, Микеланджело, Моне, Родена, Генделя, Вагнера, Сен-Санса, Байрона, Меркури и пр.
Невозможно установить железный занавес между «натуралами» и «другими». Спрятать их в тюрьмы и психбольницы – авантюрная, абсурдная затея. Этот урок мы уже усвоили и прошли. Сделать гомосексуализм нормой – в этом тоже есть опасность. Мы сами создаем поляризацию и агитацию нетрадиционной ориентации. Видимо, грань между терпимостью и нетерпимостью лежит в плоскости: если человек придерживается нетрадиционной ориентации, это его личное дело. Но когда он начинает навязывать ее окружающим, терпимости приходит конец. Терпимость итак не терпит нетерпимость, но когда она зашкаливает все разумные пределы, необходимо поубавить ей пыл. Помните, как в басне И. Крылова повар стыдит кота, сожравшего сметану: «А ты… ахти, какой позор! Теперя все соседи скажут: «Кот Васька плут! Кот Васька вор! И Ваську-де, не только что в поварню, пускать не надо и на двор, как волка жадного в овчарню: Он порча, он чума, он язва здешних мест!» (а Васька слушает, да ест.)». Затем дедушка Крылов советует и повару и нам: «А я бы повару иному велел на стенке зарубить: Чтоб там речей не тратить по-пустому. Где нужно власть употребить».
Известный журналист Дмитрий Киселев в контексте нашаей темы сказал: «Гей-культура имеет право на существование в России, и она де-факто существует. Но это культура меньшинства, и она ею останется. Потому что культура меньшинства не должна быть навязана большинству, тем более насильно, пропагандистки. Я не считаю, что нетрадиционная сексуальная ориентация — это болезнь. Я даже не считаю, что она выходит за пределы физиологической нормы, но то, что она выходит за пределы социальной нормы, — убежден. Каждая страна имеет право на социальную норму. У нас социальная норма — семья. Российское государство обязано поддерживать нашу социальную норму еще и потому, что для него она жизненно важна. Семья — это рождающиеся дети. А у нас демографический кризис. Поддерживать у нас распространение гей-культуры равносильно самоликвидации».
Нетерпимость презентуется демагогами в качестве агрессивной, темной стихийной силы, мешающей современному гуманному обществу, смело шагать в город Солнца в стране всеобщего счастья. В один котел с нетерпимостью попадают вера, принципиальность, твердые убеждения, жизненные принципы и готовность называть вещи своими именами. Какая ж тут толерантность, когда в разряд вредномыслящих попадают не только отдельные личности, но и целые социальные группы и даже государства?
Терпимость и нетерпимость – это два полюса, дуальные оппозиции. Допустим, мы желаем стать терпимыми. Следовательно, для нас актуальна полярность «стать терпимым». Но мы будем не правы, если упустим из виду другой полюс – «стать нетерпимым». Для движения к терпимости необходим полюс, от которого мы стартуем. Он создается автоматически в подсознании. Чем сильнее мы хотим стать терпимым, чем больше это для нас важно, тем больше мы делаем себя подсознательно нетерпимыми. Если бы это было иначе, мы б не смогли двигаться к противоположному полюсу. Важность создает избыточный потенциал, на устранение которого подключаются равновесные силы. Поэтому работать нужно с обоими полюсами. Если мы занимаемся нетерпимостью, забытый полюс (терпимость) сохраняет свою противоположность. Следовательно, нельзя решить вопрос с нетерпимостью, забыв о терпимости. Терпимость и нетерпимость — попугаи — неразлучники. Работая с нетерпимостью, прорабатываем и терпимость.
Петр Ковалев Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
Религиозная нетерпимость
Пожалуй, одним из самых губительных для человечества проявлений нетерпимости является отношение к чужому вероисповеданию. В основе любой религии должна быть вера в единого Бога, а вот к обрядам, молитвам и праздникам каждой отдельной религиозной ветви нужно стараться относиться с уважением и пониманием. Нетерпимость к другим религиям приводила к войнам, гонениям и притеснениям неугодных. Такие явления описал в одной из своих статей Эрнест Радлов.
- Когда христианство считалось запрещенной религией, его последователей подвергали преследованиям, объявляли их государственными преступниками. На христиан списывались все бедствия и неурядицы, происходившие в стране. Хотя они были довольно безвредными для государственной политики, а также проповедовали такие ценности, как свобода церкви и свобода совести.
- Когда в 312 году христианство становится государственной религией, гонениям начали подвергаться язычники, евреи, а также различные секты. Здесь нетерпимость стала проявляться со стороны христиан, которые считали, что именно они познали истину.
- Слияние государства с христианской церковью привело к инквизиции, которая держала в страхе всех верующих.
Отсюда можно сделать вывод, что попытка одного религиозного течения заявить свою монополию на истину приводит к нетерпимости в отношении других вероисповеданий. Поэтому важно, чтобы в таких вопросах доминировали справедливость, понимание, а также сотрудничество представителей различных религиозных направлений на благо всех верующих.
Как реализовать принцип нетерпимости к нетерпимости
Любые попытки насильственно ограничить свободу кого-либо должны жестко наказываться. И никакой политкорректности быть не должно.
Борьба с нетерпимостью должна вестись прежде всего через запрет соответствующей пропаганды. Если, к примеру, священнослужитель призывает к исполнению законов шариата (а эти законы предусматртвают смерть за переход в другую религию, смерть за «незаконный» секс и т.д.), то такой священнослужитель должен немедленно лишаться гражданства и высылаться к своим учителям в Иран или Саудовскую Аравию. Вместе со всеми, кто его поддерживает и разделяет его взгляды. Если ты желаешь смерти другим — тебе не место в Современном обществе.
Насильственные действия должны караться тюремным заключением, а их одобрение — лишением гражданства и высылкой из страны (в государства с близкой экстремистам идеологией).
Если кто-либо пытается насильственно навязать какую-либо традицию или обычай, то такая традиция должна быть запрещена. В том числе и в тех случаях, когда этническая или религиозная группа пытается наказывать своих членов за отход от традиций.
Во Франции арабские девушки, не носящие платок, подвергаются преследованию единоверцев. Подобные факты были описаны во французской прессе; это вызвало возмущение во французском обществе и привело к запрету на ношение религиозных символов (включая мусульманские платки) в учебных заведениях.
Запрет на традицию должен устанавливаться при одновременном выполнении трех условий:
- Общественная группа навязывает данную традицию всем своим членам насильственно. Т.е. имеются люди, которые хотели бы прекратить следование данной традиции, но не имеют возможности этого сделать или подвергаются за это преследованию (в любой форме).
- Запрет касается только данной общественной группы и не распространяется на других людей. В ином случае запрет на традицию ограничил бы свободу других людей.
- Большинство членов общественной группы одобряют насильственное навязывание традиции или не препятствуют этому.
Если большинство членов общественной группы считают право на отказ от традиции законным, то они не должны страдать от запрета на традицию. В этом случае традицию запрещать нельзя, но надо преследовать тех ортодоксов, которые пытаются мстить людям за отказ от традиции. Члены традиционной общественной группы обязаны оказывать государству помощь в этом деле, а отказ от такой помощи должен служить поводом для запрета соответствующей традиции.
В нецивилизованных обществах случаи нацизма, расизма и даже геноцида зачастую остаются малозаметными для внешнего мира, поскольку осуществляются стихийно, самим населением, в рамках множества «частных» конфликтов. Характерные примеры — геноцид русских в Чечне в 1990-е годы или вытеснение сербов из Косово. Такие случаи становятся возможны в результате широко распространенной массовой нетерпимости, присущей традиционным обществам, и благодаря антиправовому сознанию традиционалистского населения. Современное общество должно отслеживать такие случаи и жестко давать им отпор.
Не следует думать, что такой отпор невозможен в рамках правового государства. К примеру, когда в Лос-Анджелесе начался негритянский бунт, американское руководство пошло на жесткие меры и за несколько суток было арестовано свыше 30 тыс. человек. Активные участники беспорядков понесли ответственность в рамках справедливой правовой процедуры.
В качестве наиболее гуманной меры можно было бы практиковать лишение гражданства и высылку из страны фундаменталистов и других пропагандистов насилия и нетерпимости.
Одно из проявлений национализма — поддержка «земляка» представителями его национальности в конфликте или споре с представителем другой национальности. К примеру, в конфликте чеченца и нечеченца в центральной России чеченец располагает силовой поддержкой множества своих «земляков». Такая поддержка осуществляется вне правового поля (т.е. незаконными методами) и вне зависимости от существа конфликта (т.е. поддержка чеченца осуществляется по национальному признаку, а не потому, что он прав по закону). Иными словами, подобная поддержка имеет все признаки национализма, а поскольку осуществляется силовыми методами — то и нацизма.
В Современном обществе подобные проявления должны жестко подавляться правоохранительными органами. Необходимо принять статью об организованном незаконном давлении с возможностью производить задержания подозреваемых в осуществлении такого давления (например, в случае появления многочисленной «группы поддержки» одной из сторон конфликта эта группа должна быть задержана и нести уголовную ответственность за мафиозную поддержку). Если в «силовой группе поддержки» доля определенной национальности существенно превышает долю этой национальности в регионе, то эти люди должны нести уголовную ответственность за нацизм и разжигание национальной розни (это предложение равноправно по отношению ко всем национальностям, оно одинаково направлено как против дагестанских бандитов в Москве, так и против русских бандитов в Дагестане).
Следует также отметить, что многие так называемые «диаспоры» имеют иерархическую структуру, причем их лидеры занимаются выкупом из милиции «своих» преступников, организацией силовой поддержки в конфликтах и т.д. То есть это никакие не диаспоры, а классические мафиозные струкуры, занимающиеся антизаконной деятельностью. И поступать с их активными членами надо также, как с членами преступных группировок.
Несомненно, аналогичный отпор должны получать и «классические» нацисты, такие как скинхеды. Их действия вредны вдвойне — во-первых, они незаконны, во-вторых, они несправедливы и препятствуют интеграции национальных меньшинств в Современное общество, т.к. нападения совершаются, как правило, на наиболее безобидных представителей — к примеру, на иностранных студентов, а не на членов этнических преступных группировок.
Все эти меры нужно проводить бескомпромиссно, не поддаваясь на силовое давление и агрессию.
Каждая победа нетерпимого общества над терпимым уничтожает ростки толерантности в нетерпимом обществе. Идеологи нетерпимости получают дополнительный повод говорить о том, что нетерпимость ведет к победе, а терпимость — к «загниванию» и т.п. Поэтому «умиротворение» нетерпимого общества бессмысленно — оно приводит не к компромиссу, а к дальнейшему росту нетерпимости (а значит и росту агрессивности).
По этой же причине никогда нельзя выполнять требования террористов, а также следовать логике типа «жесткая политика приведет к росту терроризма». Принимая такое рассуждение, мы тем самым показываем эффективность насилия, в т.ч. терроризма, и поощряем его.
Несомненно, все это будет сопровождаться отчаянным сопротивлением, в т.ч. сопряженным с риском для жизни людей. Но когда задерживают вора, он тоже сопротивляется, а иногда даже отстреливается на многолюдных улицах — но это не повод для того, чтобы позволить ему воровать и дальше.
Нетерпимость и идеология
Нетерпимость – это также одна из характеристик любой идеологии. Это объясняется тем, что основой всякой идеологии, как и религии, являются свои догмы, свои идеалы. Психология любого лидера накладывается на проводимую им политику, которая, в свою очередь, формирует психологию масс. Народ получают свою идею, посредством которой происходит его сплочение и единение с политическим лидером. Но при этом часто те, кто придерживается других взглядов, автоматически становится врагом. Главенствующая идеология может подавлять сопротивление несогласных с ней. Хотя надо отдать должное, что некоторым политическим течениям присущи светлые, человеколюбивые идеи. Но есть и такие партии, которым присущи абсолютные крайности в их деятельности. К таким можно отнести:
- идеологию фашизма – уверенность лидера в том, что государство вправе вмешиваться в жизнь своих граждан, контролировать их, убеждать в превосходстве их расы над другими, всячески бороться с инакомыслием;
- политику репрессий – полный запрет на проявление свободы и открытости при обсуждении различных политических решений, отсутствие в государстве свободы слова, невозможность проведения честных выборов, нетерпимость к инакомыслящим и их наказание.