Средний возраст женщины – когда начинается и чем характеризуется


Средний возраст гражданина России — 40,2 года, при этом женщины, как и в других развитых странах, оказываются в среднем старше мужчин. Для них средний возраст составляет 42,4 года, для представителей сильного пола — 37,3 года. Такие данные приводит Росстат по итогам 2020 года, более свежие показатели будут обнародованы в конце 2020 года.

Примечательно, что пятилетний разрыв между средним возрастом мужчин и женщин наблюдается в течение самое меньшее 20 лет и характерен как для «тучных» 2000-х, так и для 1990-х и даже для позднего СССР.

При этом средний возраст мужчин в 1995 году, несмотря на повышенную смертность в молодом и зрелом возрасте, был существенно ниже, чем сейчас — 33,2 года, в то время как для женщин аналогичный показатель составлял 38,3 года. Как поясняют демографы, это было связано с более высокими, чем в наши дни, показателями рождаемости в позднем СССР.
Это интересно! Рейтинг регионов России по продолжительности жизни: свежая статистика Росстат →

Резюме

Для начала, уважаемые читатели, я хочу через основные понятия возрастной психологии кратко познакомить вас с рассматриваемым в статье феноменом.

  • Социальная ситуация развития: принятие на себя полноты ответственности за свою жизнь и жизнь других людей.
  • Ведущая потребность среднего возраста – быть востребованным (на работе, дома, в кругах младшего поколения и так далее).
  • Ведущий вид деятельности: трудовая, коммуникативная и семейная.
  • Специфика общения и коммуникативных связей: профессиональное общение, усвоение супружеских и детско-родительских отношений.
  • Новообразования возраста (новые характеристики): построение стратегий жизни, смысложизненные решения, феномен акме (пик развития), новый уровень интеллектуального развития, феномен родительства.
  • Возрастные кризисы: тридцати лет (поиск смысла жизни, коррекция стратегии и плана жизни, изменение ориентиров); сорока лет (переоценка ценностей, ощущение потери молодости, сомнения в правильности прожитой жизни).

Выраженность, продолжительность и успешность разрешения кризиса зависят от характера течения предыдущего возрастного периода, индивидуальных особенностей личности, жизненных обстоятельств.

Специфика среднего возраста

В рамках возрастной психологии период взрослости, в том числе средней, изучен наименьшим образом. Однако можно выделить несколько опорных мыслей.

  1. Все стороны личности развиваются примерно одинаково. Под этим подразумеваются продолжающиеся физические, психические и личностные изменения. Для сравнения приведу такой пример. Наиболее ярким представителем неравномерного развития ресурсов человека является подростковый возраст: стремительный рост тела, гормональная перестройка, но отстающее от них профессиональное и интеллектуальное развитие.
  2. Взрослость предполагает социальную и юридическую зрелость. Под этим подразумевается соблюдение своих обязанностей, получение прав, несение ответственности за свои поступки и слова, возможность занимать какой-либо социальный и профессиональный статус.
  3. Главный психологический элемент среднего возраста – восприятие самим человеком себя как взрослого и отношение к себе и своему возрасту.

Из последнего и вытекает кризис среднего возраста. Эрик Эриксон, известный психолог и психотерапевт, отметил, что средний возраст – не просто очередной жизненный этап и возрастной период, а непосредственный экватор всей жизни человека.

Кризисы


Кризис – невозможность дальнейшей жизни в прежнем статусе; невозможность преодоления препятствия привычными действиями.

Трактовка среднего возраста как экватора говорит сама за себя и намекает на содержание кризиса. Происходит оценка пройденного пути и построение на основе имеющегося «материала» будущей жизни. Индивид оценивает свои успехи в личной, профессиональной и общественной жизни. Нередко сравнивает с ровесниками.

Что важно, свои достижения он пропускает через собственную призму мировоззрения. Кризис возникает в том случае, если личные потребности, желания и опыт расходятся. То есть в чьих-то глазах человек может выглядеть успешным, а в своих – никчемным.

  • Первый кризис среднего возраста, согласно теории психолога Дэниела Левинсона, наступает в 29-32 лет. Проявляется пересмотром ценностей и сути жизни. Возникает потребность в подведении итогов и одновременно в переменах.
  • Второй кризис возникает в 40-42 года. Он базируется на вопросе личности «Что я могу дать другим людям, новому поколению?» Чаще всего возникает противоречие между мечтами юности, целями молодости и реальностью зрелости.

Иногда возникает только один кризис на каком-либо этапе, включающий в себя элементы обоих из выше названных. Кризис среднего возраста по-другому называют мотивационным кризисом («А зачем?», «А смысл?»).

Кризисы взрослости имеют несколько отличительных особенностей (в сравнении с детскими возрастными кризисами):

  1. Больше осознаны, но при этом скрыты.
  2. Возникают реже.
  3. Больше привязаны к индивидуальной линии жизни, нежели возрастной линии.
  4. Обусловлены физиологическим, социальным, психологическим и гендерным фактором.

Основное, что нужно понять про кризис среднего возраста – это крайне субъективное и индивидуальное явление, основанное на удовлетворенности (неудовлетворенности) ведущей потребности. Исходя из потребности, можно сказать, что значимыми для человека являются две жизненные сферы: профессиональная и семейная. Именно от них в первую очередь зависит удовлетворенность и неудовлетворенность собой, ну и, конечно, от личностного развития.

Профессиональная сфера

В зрелом возрасте человек нередко сталкивается с пониманием того, что профессия была выбрана неправильно, отчего нужно переучиваться. Как же можно определить удовлетворенность или неудовлетворенность работой? Существует несколько опорных утверждений:

  1. На правильно выбранной работе человек устает не от самого труда, а от факторов, мешающих его выполнять.
  2. Трудовая деятельность непрерывна, сохраняется постоянная мотивация.
  3. Присутствует инициатива и сохраняется ответственность. Этот пункт часто связан с психофизиологическими особенностями личности. Пропасть инициатива может, например, еще в детстве в силу неправильного родительского воспитания. А также сам человек способен подавлять свои желания и потребности (это и есть инициатива). Например, зная, что начальство их все равно отвергнет. Третья причина безынициативности – недостаточные компетенции для их представлений и реализации.

Таким образом, дискомфорт вызывает осознание не своего дела и рутинности жизни.

Семейная сфера

В контексте кризиса среднего возраста нередко вытекает и кризис семьи. Как правило, к 30-45 годам люди уже обзаводятся семьями. Более того, многие личности уже являются родителями, притом нередко довольно взрослых детей.

Ситуация в корне меняется, если на кризис и вообще период среднего взрослого возраста накладывается подростковый период и кризис ребенка. Происходит одновременная переоценка ценностей у двух поколений. Оптимальный выход из ситуации – перестройка взаимоотношений с патронажных на партнерские.

Второй нюанс совокупности подросткового и среднего возраста – профессиональная ориентация детей:

  • Во-первых, могут возникать противоречия на фоне экономической стороны вопроса.
  • Во-вторых, родители, испытавшие и осознавшие собственную ошибку выбора, могут пытаться не сами менять профессиональную сферу, а реализовать свои планы через детей.

Личностное развитие

Эта характеристика тесно связана с двумя предшествующими. Взрослую личность определяют 3 категории:

  • забота и воспитание (создание) нового поколения;
  • продуктивная профессиональная сфера;
  • индивидуальное творчество.

То есть человек участвует в культурно-социальном прогрессе общества. Рождение детей и создание чего-то общественно-значимого (произведения искусства, литература) могут заменять друг друга.

Взрослая личность среднего возраста, как правило, обладает следующими личностными характеристиками:

  • умение брать на себя ответственность;
  • организаторские способности;
  • способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
  • уверенность в себе и целеустремленность;
  • склонность к философским обобщениям;
  • развитая воля и устойчивость к жизненным трудностям;
  • умение отстаивать свои убеждения и придерживаться их;
  • формирование индивидуального жизненного стиля;
  • стремление и желание участвовать в общественной жизни, отдавать свой опыт и знания подрастающему поколению;
  • реальные взгляды на жизнь, трезвые ожидания, ощущение выполненного долга и устроенной жизни;
  • стабилизация социальной, финансовой и других собственных систем.

Это личностные новообразования среднего возраста. Некоторые из них формируются ближе к поздней взрослости, некоторые можно застать уже на раннем этапе взросления. Но большая часть названных характеристик приобретается личностью в период золотой середины (среднего возраста).

Психология зрелого возраста

Зрелость — самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Обычно ее связывают со временем ухода на пенсию. Но даже если принимать ее по минимуму, продолжительность зрелости составляет около четверти века. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Если же учесть, что верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека и может отодвигаться в сторону еще большего возраста, продолжительность зрелости может быть оценена в широких пределах — от 25-30 до 40, иногда даже 50 и более лет

Примем границы зрелости приблизительно от 30 лет (с учетом индивидуальных различий, которые могут сдвигать эту границу на несколько лет в ту или другую сторону) до времени фактического ухода на пенсию, т.е. прекращения активной профессиональной деятельности, что происходит в среднем примерно в 60-70 лет. Но конец периода зрелости значительно колеблется в зависимости от индивидуальных, прежде всего личностных, особенностей. В отдельных случаях зрелость сменяется временем увядания уже после 40 лет, в других, наоборот, отодвигается за границы долгожительства. Для некоторых людей период зрелости продолжается фактически до конца жизни и вопреки паспортному возрасту не сменяется старостью.

Не менее существенна роль зрелости и как наиболее значимого возрастного периода, определяющего и характеризующего жизнь человека в целом. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения — как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.

Особенности развития личности в зрелом возрасте.

В зрелости, как и в молодости, главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Однако определяющая их социальная ситуация существенно меняется: если в молодости она включала овладение выбранной профессией и выбор спутника жизни (создание семьи), т. е. была ситуацией организации, создания соответствующих сторон жизни, то в зрелости это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

По мнению Э. Эриксона, основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью, которые характеризуют, соответственно, прогрессивную и регрессивную линии развития. Понятие продуктивности включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения. Продуктивность, в том числе профессиональная, связана, по Эриксону, с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми. Также зрелый человек должен способствовать приумножению воспринятой им человеческой культуры и передаче ее будущим поколениям.

Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Последнее особенно актуально в связи с тем, что накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему трудности в восприятии новых прогрессивных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности могут стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.

У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Он может проявиться и несколько раньше, а может сильно сдвинуться в сторону более старшего возраста. Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

Как и в период кризиса 30 лет, человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. К этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей».

Помимо проблем, связанных с профессиональной деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. В это время обычно начинают жить самостоятельной жизнью дети, умирают некоторые близкие родственники и другие близкие люди старшего поколения. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов — непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них — способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться,

В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Продуктивность зрелого возраста.

Центральным возрастным новообразованием периода зрелости можно считать продуктивность, понимаемую как интегральное образование: профессиональную продуктивность и вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения. Таким образом, если в молодости центральными возрастными новообразованиями являются, с одной стороны, семейные отношения, включая материнство или отцовство, а с другой — профессиональная компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование, интегрирующее результаты развития обоих новообразований предыдущего периода.

При проявлении кризиса 40 лет можно говорить о еще одном важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях «Я-концепции».

Часть исследователей, например известный швейцарский психолог Э. Клапаред, полагают, что, достигая в зрелости своего расцвета и, соответственно, пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т. д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке жизненного пути.

Выделение внутри периода зрелости «акмэ» — вершины, поры наибольшего расцвета перекликается с распространенным взглядом на зрелость как на возраст, в пределах которого у всех или по крайней мере у многих людей начинается спад жизненной энергии и жизненной активности. «Водораздел», переход от прогресса к регрессу связывается у разных авторов с разным возрастом; чаще всего его указывают для возраста от 40 до 50 лет. Безусловно, необходимо иметь в виду, что в период зрелости у большинства людей с определенного возраста в развитии психических функций начинаются инволюционные процессы. Это связано с начинающимся биологическим старением. В то же время можно утверждать, что процесс развития психических функций в зрелости сложен и неоднозначен.

В ранние и средние периоды зрелости продолжается первая фаза — фаза прогрессивного развития общих психических функций. Однако существует и вторая фаза прогрессивного развития, связанная со специализацией психических функций в процессе профессиональной деятельности. Она частично накладывается на первую, но достигает наиболее высокого развития в поздние периоды зрелости, вследствие чего нередко отмечается совмещение инволюции общих психических функций с прогрессивным развитием ее специализации. Например, могут продолжать прогрессивно развиваться техническое и другие виды специального мышления, творческое воображение, профессиональная память и т. д.

Можно отметить, что для целого ряда профессий оптимальное время, возрастной пик продуктивности обусловлены самим их характером. Это все виды профессиональной деятельности, в которых мастерство, знания и опыт должны сочетаться с высоким уровнем физической и функциональной готовности. Летчики-испытатели, профессиональные спортсмены, артисты балета и т, д. достигают своего «акмэ» в самом начале периода зрелости, после чего относительно быстро наступает спад. В других профессиях, например врача-хирурга, авиадиспетчера и т. п., «акмэ» может сдвигаться к середине, иногда ко второй половине зрелости.

Во всех таких случаях время пика профессиональной продуктивности зависит от необходимого оптимального соотношения уровня мастерства, знания, опыта, с одной стороны, и функциональной и физической подготовки — с другой. На время и продолжительность «акмэ» влияют и индивидуально-личностные особенности человека.

Вместе с тем для представителей очень многих профессий пик продуктивности, после которого наступает ее спад, нехарактерен. Вряд ли можно говорить об обязательном «акмэ» в профессиональной деятельности актера или преподавателя, врачей-специалистов в целом ряде областей медицины и вообще представителей тех профессий (в том числе рабочих), в которых профессиональное мастерство не имеет жесткой зависимости от уровня физической и функциональной готовности. В этом случае оно по крайней мере не снижается до момента ухода на пенсию или до потери трудоспособности вследствие резкого ухудшения состояния здоровья. Здесь можно говорить не о пике, а о неуклонном плавном подъеме, завершающемся обрывом.

Зрелость и психологический возраст.

Развитие человека в зрелости тесно связано с динамикой его психологического возраста.

Выделяют три взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста: хронологический (паспортный), физический (или биологический) и психологический. Общеизвестно, что физический возраст человека нередко сильно отличается от паспортного. Например, в 40 лет можно выглядеть и, главное, иметь состояние всех систем организма как у молодого человека, а можно обнаруживать все признаки старения, увядания

Психологический возраст характеризует то, каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст, хотя тоже далеко не всегда и во всем с ним совпадает.

Психологический возраст — это возрастная идентификация, которая может быть разной степени осознанности. Человек, относя себя к определенному возрасту (чувствуя или осознавая себя молодым, зрелым или старым), ориентируется не столько на возрастные рамки, сколько на содержание периода — специфическую для него область социальных отношений, образ жизни (характер деятельности, интересов, жизненный ритм и др.), приобретаемые личностные новообразования.

Психологический возраст, возрастная идентификация — это аспект самосознания, связанный с представлениями о времени. Восприятие времени, формирование представлений о возрасте, пусть вначале и неадекватных, невозможно без включения памяти в структуру личности. Так до 3 лет ребенок живет «настоящей минутой», эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Память и воображение становятся важнейшим моментом в развитии личности, начиная с дошкольного возраста. С 3 — 4 лет появляются первые детские воспоминания. Становление сложных форм воображения приходится тоже на это время. Ребенок приобретает, помимо настоящего, прошлое и будущее, т.е. целостную временную перспективу.

Временная перспектива, по Курту Левину, представляет собой включение будущего и прошлого, реального и идеального плана жизни в план данного момента. Психологическое прошлое и будущее оказываются частями психологического поля в настоящем, влияя на поведение человека.

Временная перспектива с возрастом расширяется. В зрелости изменения временной перспективы связаны с разным ощущением течения времени, которое может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и растягиваться, переживаться как непрерывное и прерывистое, «разорванное» на отдельные отрезки.

С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более значимым «личное время» благодаря развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости реализовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. Психологическое время наполнено событиями, будущими целями и мотивами, развернутой в настоящем деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений, событий и т. п., воспринимается как быстро протекающее, а затем, став психологическим прошлым, кажется продолжительным. И наоборот, малая заполненность времени приводит к замедлению его скорости в настоящем и краткости в прошлом. Важно и то, как связаны события в жизненном пространстве человека, имеют ли они уже реализованные, или потенциальные связи, или связи актуальные, соединяющие психологическое прошлое, настоящее и будущее. Здесь, разумеется, существуют разнообразные индивидуальные варианты.

Психологический возраст непосредственно зависит от сложившейся у человека временной перспективы, вне ее он не существует. Когда прошедшее время не воспринимается как насыщенное, психологическое прошлое невелико по своему объему, а психологическое будущее видится гораздо более протяженным (жизненно важные цели еще только предстоит достигнуть и «вся жизнь впереди»), психологический возраст будет соответствовать более раннему возрастному этапу. Когда психологическое прошлое значительно, богато событиями, а психологическое будущее туманно и не слишком продолжительно, появится идентификация с более поздним возрастным периодом.

В зрелости психологический возраст в большей степени зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных целей и их реализации. В то же время дальнейшее развитие личности во многом определяется динамикой психологического возраста.

Соотношение психологического и хронологического возрастов.

В зрелости возможны все три варианта соотношения психологического возраста с хронологическим: адекватность, отставание и опережение. Однако содержание каждого из этих понятий применительно к зрелости сильно отличается от их содержания в предыдущих возрастах. Так в детстве и юности отставание всегда негативно, это задержка в развитии, а опережение, за редким исключением (дети — «маленькие старички»), благотворно сказывается на развитии личности. В зрелости ситуация более сложная и неоднозначная. Это связано как со спецификой возраста, в пределах которого с определенного момента начинается биологическое старение, так и с резким повышением значимости индивидуально личностных особенностей.

Опережение психологическим возрастом хронологического в зрелости обычно означает преждевременное старение. Чаще всего это связано с конечностью поставленных и peaлизованных жизненных целей, что не дает возможности иметь новые дальние перспективы. Преждевременное старение нередко бывает связано с несчастьем, например, с утратой близкого человека, тяжелой болезнью, природной или социальной катастрофой.

Отставание психологического возраста от хронологического может иметь в зрелости различный характер. Известен тип «вечного юноши», который не может и не хочет взрослеть. Например, сильное и длительное отставание психологического возраста может иметь место в случае симбиотических отношений между матерью и единственным ребенком. Став взрослым, он остается пассивным, беспомощным и требующим постоянной заботы от близкого человека — матери или жены (мужа), если рискнет завести семью. В таких случаях отставание психологического возраста приводит к реализации инфантильных установок личности, а ориентация на давно сложившиеся стереотипы, искусственное продление стиля жизни, свойственное предыдущему возрастному периоду, приобретает функции защитного механизма.

Совсем иным является характер ощущения себя более молодым у людей деятельных, творческих. Здесь сохранение чувства молодости связано с реальной продуктивной работой в настоящем и значительными планами на будущее.

Если человек отдается делу, которому он себя посвятил, то его работа может быть и не связана с конечными целями; соответственно, психологическое прошлое, как бы велико оно ни было, всегда меньше психологического будущего. При творческом отношении к своему делу перед человеком постоянно открываются новые перспективы, ведь процесс творчества бесконечен.

В этом втором случае «отставание» психологического возраста от паспортного, по сути, не является отставанием: сохранение черт молодости (протяженной перспективы, постоянного повышения продуктивности) отнюдь не отрицает адекватности психологического возраста главной задаче зрелости — наиболее полной реализации себя, наиболее полной продуктивности своей жизни.

Женщина в период зрелости.

С точки зрения физиологии увядание женщины происходит постепенно, обычно этот процесс дает о себе знать в полную силу около 47 лет. Это время — перехода от половой зрелости к угасанию половой функции — называется климактерическим периодом. Точно так же как нет резких границ между процессом полового созревания и наступлением половой зрелости, так нет и резкой границы между полной половой зрелостью и пожилым возрастом. У различных женщин климакс наступает по-разному, одним из признаков его является прекращение менструаций.

Врачи считают, что прекращение менструаций не является главным моментом в переходном возрасте женщины, а тягостные явления этого периода нет смысла рассматривать как прямое следствие прекращения менструаций. В медицинской литературе описано достаточное число фактов, говорящих о том, что даже после 3-4 лет прекращения менструаций женщина может сохранять работоспособность и чувствовать себя хорошо. В то же время описаны многочисленные факты, когда при сохранившейся менструации женщина этого возраста чувствует себя плохо, у нее падает работоспособность, наступают головные боли, приливы к лицу и прочие симптомы осложненного климакса.

Соматический вид женщины в зрелом возрасте претерпевает ряд изменений, часто они очень расстраивают ее, так как фигура полнеет, жир откладывается преимущественно в области бедер, живота, что объясняется понижением общего обмена веществ.

Такие изменения наблюдаются у большинства женщин, но, несмотря на эти возрастные изменения, они себя хорошо чувствуют, работоспособность у них не падает, климактерический период проходит без осложнений — нормально, или, как говорят, физиологически.

Женщина в период зрелости переживает время как реальный, постоянно действующий фактор ее жизни, оно в разных вариантах напоминает о своем присутствии, чувство возраста становится одним из глобальных переживаний, влияющим на восприятие границ психической реальности.

Переживания, связанные с временем жизни, делают женщину очень уязвимой к признакам прошлого. Ему может придаваться неоправданно большое значение, реальное настоящее обесценивается. Иногда приходится наблюдать сорокалетних женщин, которые вдруг начинают вести себя как подростки (избыток косметики, нелепые, многочисленные украшения, «странная» одежда и даже манеры). За этими фактами стоит страх перед реальностью, переживание прошлого как сверхценного. Таким женщинам с годами сопротивляться прошлому все труднее, возникает соблазн уйти в него, искать ушедшую молодость в «золотом веке».

Секреты уверенности в себе в период зрелости для женщины находятся во всех проявлениях жизни, если она овладевает обобщенной ее концепцией, основанной не на эмоциях, а на рефлексивном, рациональном, разумном отношении к ней. Для этого у нее есть все потенциальные интеллектуальные возможности, если она действительно будет учиться искусству жить в новом периоде жизни.

Период зрелости — это время, когда женщина может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного Я, за счет возвращения к смыслу своей жизни, за счет осознания своей экзистенциальности.

Мужчина в период зрелости.

Самый главный стрессовый фактор этого возраста для мужчины с точки зрения физиологии — импотенция. Суть в том, что такое явление преходящее, наступающее практически у каждого мужчины после 30-40 лет. Чем старше человек, тем чаще у него происходят подобные сбои. Незнание о закономерном временном снижении потенции может привести к опасным последствиям. Мужчина попадает в ситуацию хронического стресса, сам того не замечая. Воспрепятствовать возникновению острых стрессов, вызванных сексуальной дисгармонией в зрелом возрасте, можно с помощью более полного информирования супругов и большего общения. Этот кризис зрелого возраста вполне преодолеваем.

Кроме того, что у подавляющего большинства людей, если вообще не у всех, уже с 40-50 лет наблюдаются изменения в функционировании нервной системы, которые проявляются в пониженной способности реагировать на раздражители. Изменения эти, если они не вызваны патологическими процессами, не отражаются резко на здоровье мужчины.

У мужчин 40-50 лет в сердечной мышце и в мышечной оболочке кровеносных сосудов наблюдается интенсивное развитие фиброзной соединительной ткани. Эта ткань менее эластичная и податливая, чем мышца. Одновременно атрофируются, умирают настоящие, благородные сердечные волокна. Все это сильно ухудшает работу системы кровообращения в целом. Сердечная мышца получает недостаточное питание, а это очень сильно отражается на ее состоянии и функциях.

У мужчины старше 40 лет сердце начинает работать менее четко — уменьшается сокращаемость сердечной мышцы, что приводит к снижению общего количества крови, перекачиваемой сердцем в кровеносные сосуды. Вместе с сердцем стареют и другие ткани и органы организма.

Изменения в сердечно-сосудистой системе резко снижают стрессоустойчивость организма мужчины после 40 лет.

Приходится констатировать, что к концу периода зрелости мужчина приближается изрядно потрепанным физиологически, а впереди его еще ждет период климакса — начало упадка сил.

Трагедия возраста зрелости в том, что физическое состояние мужчины не соответствует интеллектуальному уровню. Физиологическое состояние, особенно во второй половине периода зрелости, вносит в переживания мужчины новый оттенок — неуверенность в себе, которая может быть разрушительной и при осуществлении интеллектуальной деятельности.

Мужчина, особенно старше сорока лет, остается ценным работником в своей профессиональной сфере. Однако он работает уже иначе — умеет отделять главное от второстепенного, полностью концентрируется на необходимых вопросах, и это дает высокие результаты. Умение отделять главное от второстепенного приходит как следствие формирования обобщенной концепции жизни, с которой соотносятся собственные переживания в их конкретном проявлении.

С мужчиной происходят те же закономерные изменения, что и с женщиной. Он должен к концу периода зрелости переосмыслить свое место в изменившемся социально-психологическом пространстве, где он испытывает сильное влияние от переживаний, идущих от физиологических изменений в организме.

Порой не используется потенциал зрелого мужчины, связанный с осознанием им границ собственного Я. Это прежде всего потенциал наставничества, руководства, учительства, как в семье, так и в социальной, и в профессиональной деятельности. Эти люди просто должны (для сохранения своего психического здоровья) обмениваться с другими людьми своими знаниями и опытом, именно через это они будут учиться новому в сфере своей специальности. Именно это один из путей осуществления мужчиной социальных ролей более высокого порядка, чем это было в другие периоды жизни. Он становится хозяином большой семьи, где ему надо быть не только отцом, но и дедом, и свекром (или тестем) и тому подобное. Ему надо строить отношения с людьми, которые принадлежат его семье, но являются ей, по сути, чужими.

Одновременно возникает проблема изменения отношений с супругой, которая вступает в период климакса (или уже переживает его). Проблема эта не всегда решается положительно, возможны очень серьезные семейные конфликты вплоть до полного разрыва отношений и развода.

Жизнь показывает, что к середине периода зрелости нормальный мужчина словно заново открывает для себя радости жизни, самые разнообразные — от кулинарии до философии, — и часто буквально в один день может принимать решения об изменении образа жизни и осуществлять его с завидной педантичностью.

14. Общая характеристика педагогической деятельности и личности педа­гога

Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой — подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры

Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии. Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Учителю, подчёркивал Я.А. Коменский, вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем. Он проводил ряд блестящих аналогий между учителем и садовником, учителем и предприимчивым архитектором, уподоблял учителя усердному ваятелю, расписывающему и шлифующему умы и души людей. К.Д. Ушинский рассматривал учителя как ратоборца истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми. Его дело, по виду скромное, — одно из величайших дел в истории. Если учитель, полагал Л.Н. Толстой, имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель. Как правильно указывал А.С. Макаренко, ученики простят своим учителям и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль. Ни один учитель, считал В.А. Сухомлинский (Сухомлинский В.А., 1979; см. аннотацию), не может быть универсальным (а потому абстрактным) воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на учащихся. Огромное внимание изучению особенностей педагогической деятельности уделял и Л.С. Выготский. Многие авторы определяют педагогическую деятельность учителя как воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования (И.А. Зимняя, 1997, Маркова А.К. 1993) (https://elite.far.ru/index.phtml?page=book5314000822). Климовым Е.А. была разработана схема характеристик профессий. Согласно этой схеме, объектом педагогической профессии является человек, а предметом — деятельность его развития, воспитания, обучения. Педагогическая деятельность относится к группе профессий «человек — человек) (см. анимацию).

  • В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии), а также некоторые специфические качества:
  • организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность);
  • коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);
  • перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний);
  • экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);
  • профессиональная работоспособность;
  • физическое и психическое здоровье.
  • В изучении психологии педагогической деятельности можно выделить ряд проблем. Среди важнейших из них можно выделить следующие:
  • 1. Проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов.

    2. Проблема профессионализма учителя.

    3. Проблема психологической подготовки учителя.

    4. Проблема подготовки учителей к системам развивающего обучения.

    5. Проблема повышения квалификации учителей и др.

    Педагогическая деятельность и процесс как более широкие понятия включают в себя в качестве составных частные виды деятельности и процесса. Структура педагогической деятельности в основном совпадает с общей структурой деятельности, понимаемой как философская и психологическая категории, о чем мы уже говорили. 1 — субъект S и 2 — объект О. В педагогической деятельности субъектом, как правило, выступают учитель, воспитатель, наставники, но также и родители, группа, коллектив. Объект — это тот, кого воспитывают, формируют как личность. Объектом может быть и группа, коллектив. При самовоспитании и самообразовании субъект и объект совпадают. В последнее десятилетие в педагогической печати, научно-популярной педагогической литературе, в педагогической пропаганде, в официальных выступлениях руководителей органов образования часто и настойчиво проводится мысль о субъект-субъектном взаимодействии участников педагогической деятельности и отвергается субъект-объектное взаимодействие как признак авторитарно-командного стиля отношений. Эта идея продиктована желанием видеть в воспитаннике не просто пассивный и послушный объект, а личность деятельную, активную, ищущую. Эта мысль стала особенно актуальной в конце 80-х годов с появлением целой плеяды педагогов-новаторов, а потом и их единомышленников. Они заявили о педагогике сотрудничества, что нашло горячую поддержку у профессиональных педагогов в разных уголках страны. Педагогическое сотрудничество означает самое активное и деятельное участие воспитанника и равное партнерство с педагогом в учебно-воспитательном процессе. При этом у воспитанника меняется ролевая позиция. Из воспитуемого он как бы превращается в воспитателя; начинается совместный труд— “со-труд”, сотрудничество. Так система отношений “субъект-объект” (S — О) заменяется системой “субъект-субъект” (S — S). В педагогической деятельности получается единство действий педагога и воспитанника. Для педагогической деятельности такая система (S — S) дает большой выигрыш в результативности учебно-воспитательного процесса. Кроме того, воспитанник (ребенок, подросток, школьник) все больше и охотнее, быстрее и активнее начинает заниматься самообразованием и самовоспитанием. В последнем случае субъект и объект полностью совпадают в одном лице (S = О). Это тот уровень развития индивида, когда он начинает формировать себя как личность. О таком уровне мечтают педагоги. Таким образом, педагогическое сотрудничество как взаимно заинтересованная содеятельность субъекта и объекта не означает полного совпадения их функций. Даже при весьма беглом взгляде видно, что эти функции самостоятельны и специфичны и у субъекта, и объекта педагогической деятельности. Здравый смысл подсказывает, что если бы сотрудничество означало полное равенство субъекта и объекта педагогической деятельности, то не было бы и надобности в многолетней подготовке профессиональных педагогов.

    Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа «человек — человек» также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной. Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Изучение опыта начинающих учителей позволило исследователям, в частности В-А-Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающиеся «барьеры» общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако если начинающие учителя испытывают психологические «барьеры» по неопытности, то учителя со стажем — по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные контакты с детьми, без эмоционального богатства которых невозможна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

    Еще немного о личностях, поведении и кризисе


    Все люди зрелого возраста делятся на 4 типа:

    1. Стихийно-обыденный. Жизнь такого человека не организована. Ему сложно контролировать происходящие события из-за того, что он постоянно не успевает за временем. То есть человеку приходится подстраиваться под уже случившиеся ситуации.
    2. Функционально-действенный. Индивид принимает активное участие в своей жизни, организует ее, направляет. Однако это имеет ситуативный, выборочный характер. Отсутствует общий план жизни.
    3. Созерцательно-пролонгированный. Он плывет по течению, не имеет своих планов и желаний (кроме сиюминутных).
    4. Созидательно-преобразующий. Идеальный вариант поведения взрослого человека. Это успешная личность. Она в силах контролировать время и управлять им, связывать ситуации и события с общим жизненным планом.

    От типа поведения зависит выраженность кризиса среднего возраста. Меньше всего кризису подвержен последний тип. Больше всего – первый. Вы спросите, почему не третий? Ответ прост: пассивный человек просто не заметит какого-либо противоречия, точнее его не возникнет. А первый испытает серьезный дискомфорт от невозможности влиять на течение жизни.

    «Доминирующий основной склад» личности

    Психотерапевт Бернард Ливехуд определил, что к среднему возрасту личность имеет некоторую базу, «доминирующий основной склад», на фоне которого складывается жизнь человека. Что интересно, задатки того или иного типа имеются с рождения. Автор выделил несколько типов людей и специфику течения их зрелого возраста:

    1. Исследовательский тип. Как правило, это одинокие, увлеченные идеей и накапливающие информацию люди. Цель их жизни – понять, как устроен мир.
    2. Мыслящий тип. Стремятся систематизировать полученные данные, выявить связи, предложить теории. Они не всегда следуют логике. Выискивают или создают противоречия. За это не всегда хорошо воспринимаются обществом или попадают в конфликты.
    3. Организующий тип. Взрослые люди такого типа не любят рассуждать, а любят делать. Они строят карьеру и пытаются постоянно двигаться вверх.
    4. Заботящийся тип. Название говорит само за себя. Для такой личности важно о ком-то заботиться, растить, кормить, оберегать. Прекрасно, если такой человек работает педагогом, а дома имеет полноценную семью. Тогда имеются все предпосылки для благополучной самореализации во всех сферах.
    5. Реформирующий тип. Это новаторы и первооткрыватели. Они больше других типов свободны, однако нередко бывают наказаны и не поняты. Такие люди создают культуру и развивают общество.
    6. Охраняющий тип. Противоположность предыдущему. Они стремятся все оставить как есть, максимально точно зафиксировать и передать дальше. Им прекрасно подходит профессия историка, бухгалтера.
    7. Творческий тип. Редко встречается в чистом виде. Существует мнение, что творчеству есть место в любой профессии. Такая черта, как креативность, полезна везде.

    Исходя из данной типологизации и того факта, что формирование типов берет свое начало гораздо раньше среднего возраста, я смею предположить, что от направленности личности и зависит выраженность и содержание кризиса среднего возраста.

    То есть что я хочу сказать? Нельзя навешивать клише. Например, ошибочно считать, что все бездетные или одинокие люди могут резко начать из-за этого страдать, достигнув среднего возраста. Некоторым это действительно не нужно. Например, организующий тип. Он скорее будет страдать, если поймет, что в работе достиг не того максимума, которого мог или хотел.

    Таким образом, зрелый человек счастлив и доволен своей жизнью тогда, когда его убеждения и ценности не противоречат тому, чем он занимается; когда он самореализовался во всех сферах. Под самореализацией в данном случае подразумевается активное воплощение своих идей и ценностей с помощью своих талантов и способностей в деятельность (профессиональную и общественную), не противоречащую его системе жизненных убеждений. В противном случае возникает тяжелый кризис среднего возраста.

    Отношение к семье

    Как правило, молодые люди в возрасте до 36 лет не стремятся заводить детей и уделяют больше времени построению своей карьеры. Так, показатели рождаемости для женщин в возрасте от 20 лет стремительно сокращаются. Если раньше, у женщины к 25 годам могло быть уже двое детей, то сейчас все чаще, женщина становится матерью первый раз только к 30 годам.

    Вас также может удивить тот факт, что люди среднего возраста более склонны воздерживаться от секса. По статистике, мужчины и женщины этого поколения в 2 раза чаще бывают девственниками, по сравнению с предыдущим поколением в той же возрастной группе.

    Очень быстро и вкусно: ленивые беляши — именно то, что нужно в жаркую пору

    Тональность и обои: женщина преобразовала скучную спальню в уютный будуар

    Почему сама Дженнифер Энистон считает роль в сериале «Друзья» своим проклятием

    Средний возраст, а что дальше?

    Научно доказано, что средний возраст меньше всех остальных связан с физическим возрастом. В этом и состоит трудность определения четких возрастных границ. То же, кстати, актуально для момента кризиса. Начало и продолжительность среднего возраста зависит от индивидуальных особенностей человека, пережитого опыта и окружающей его среды.

    В среднем возрасте человек начинает четко понимать, что от себя и прошлого не уйдешь. Нередко приходит осознание совершенных ошибок, а вместе с ним понимание невозможности отмотать время, чтобы все исправить, изменить («Эх, меня бы сейчас в то время. Совсем по-другому бы поступил. А себе дал бы хорошего пинка»). С опытом не поспоришь. Остается принять его и сделать выводы.

    Но какое неоспоримое преимущество имеет взрослость? Возможности. То есть вы не можете что-то исправить, но вы можете начать делать это по-другому. Вы устали от работы или семейной рутины? Наделите ее новыми смыслами и ценностями. Взгляните новым взглядом на привычные вещи.

    Часто в среднем возрасте возникает интерес к жизни как к таковой. Человек начинает ей наслаждаться, рассматривать с новых ракурсов. Погоня за статусом, финансами и саморазвитием начинает медленно отходить на второй план. Хотя, конечно, расти во всех планах полезно всегда.

    В общем, что я хочу сказать? Взрослый человек может позволить себе быть собой, делать то, что ему нравится, и так, как нравится, на основе предшествующего опыта и ситуаций, когда он делал то, что было нужно. Так что средний возраст дает прекрасную базу для новой жизни. Это своеобразное перерождение личности.

    Однако с другой стороны присутствует четкое понимание ограниченности времени. Именно поэтому не нужно тратить его впустую. Каждый шаг зрелого человека должен быть ценен и полезен. В молодости все кажется безграничным: время, силы. Но уже в зрелости приходит осознание того, что это далеко не так. И это, конечно, с одной стороны печально. Но с другой стороны – таков человеческий цикл. Так давайте проживать каждый его этап достойно? Иначе в погоне за «журавлем» можно совсем ничего не заметить и не успеть.

    Образование

    Люди среднего возраста имеют огромные пробелы в знаниях. Один недавний опрос показал, что 66 % из них не знали, что такое Освенцим, а 22 % были незнакомы с Холокостом. Однако мода на чтение среди этого поколения начинает развиваться, миллениалы не жалеют денег на покупку книг, а многие из них даже записываются в публичные библиотеки.

    Без муки и дрожжей: часто готовлю пиццу из кабачков. О классической забыли

    В США бариста отказался обслуживать женщину без маски и неожиданно разбогател

    С виду дом — огромная бетонная коробка: на самом деле он просторный и светлый

    Несмотря на наличие пробелов в знаниях, среди людей, рожденных в период между 1982 и 2000 годами более высокий процент тех, кто обладает ученой степенью, по сравнению с другими поколениями, но, к сожалению, как было указано выше, большого плюса к заработной плате это не дает.

    Согласно опросу, проведенному Business Insider, первая работа, на которую поступали люди среднего возраста после обучения, не требовала специальных знаний. Чаще всего им приходилось начинать с самого низа карьерной лестницы, постепенно пробивая себе путь к руководящим должностям.

    Итоги

    Быть зрелым интересно. Только подумайте, теперь вы тот человек, у которого можно спросить совета. Зрелость дает право самому выбирать, что хорошо, а что плохо. Но обратная сторона медали – ответственность за данную самостоятельность. Пожалуйста, не забывайте об этом.

    Таким образом, смею утверждать, что средний возраст – поле для фантазии. Да, у вас уже не так много времени (с этим, увы, нужно примириться), но у вас много опыта и знаний.

    Что касается кризиса, то его течение и преодоление не столько отличается по гендеру, сколько по индивидуальным особенностям и условиям жизни человека. В рамках этого рекомендую вам познакомиться еще с двумя моими работами по теме кризиса среднего возраста: «Кризис среднего возраста у женщин – советы психолога» и «Кризис среднего возраста у мужчин – советы психолога». В них же вы можете найти рекомендации по литературе.

    Спасибо, что уделили время! Да не заденет вас кризис сути бытия! А если заденет, то держитесь достойно! Вы справитесь, я же знаю, что вы умнички.

    Отношение к миру

    По данным социологического исследования, 84 % людей, в возрасте от 18 до 36 лет заявили, что для них сделать положительные изменения в мире важнее, чем получить профессиональное признание. Они также верят в личную ответственность. По их мнению, мир нуждается в исправлении, и 61 % миллениалов чувствуют личную ответственность за то, что, по крайней мере, хотя бы пытаются изменить мир.

    Люди этого поколения придерживаются мнения, что изменение климата является самой большой глобальной проблемой. Это подтверждается исследованием Global Shaper с участием более 31 000 миллениалов: 48,6 % опрошенных обеспокоены сложившейся экологической обстановкой в мире, многие из людей этого поколения даже вступают в волонтерские группы, целью которых является сохранение нашей планеты.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: